Альтруист определение. Кто такой альтруист и чем он отличается от других людей

Что такое альтруизм? Каждому человеку интуитивно понятно данное определение. Все мы слышали о людях, которые, сумев отказаться от обладания многими материальными благами, посвящали свою жизнь служению окружающим. Человек, избравший альтруизм в качестве основного стиля жизни, как правило, принимает на себя ответственность за происходящее и искренне хочет помочь тем, кто находится рядом с ним. Он уже перестает рассуждать, основываясь на личной выгоде, равно как и забывает об индивидуальных стремлениях. Истинное бескорыстие рождается только в открытом и неравнодушном сердце.

Альтруизм – это стремление человека жить ради благополучия других. Термин альтруизма был введен в 18 веке философом Франсуа Ксавье Контом. Он утверждал, что только альтруизм делает человека сильнее, возвышает его над обстоятельствами.

Теории альтруизма

Говоря о теориях альтруизма, следует принять во внимание тот факт, что каждая из них основывается на различном подходе к жизни. Все теории определенным образом обнаруживают неразрывную связь друг с другом.

Эволюционная теория

Базируется на понятии постепенного нравственного возрастания человека. Согласно данной теории личность получает возможность духовно расти и развиваться только в ситуации, когда ее внутренняя природа будет задействована, раскрыта в бескорыстном служении окружающим. Эволюционная теория гласит, что чем более образованными становятся люди, тем больше реальной пользы способны принести обществу. Культурный человек имеет все шансы достичь нравственного просветления, преображения души.

Теория социального обмена

Данная теория говорит о том, что каждый человек, собираясь совершить то или иное действие, сначала мысленно анализирует собственные преимущества. Теория социального обмена состоит в принятии обоюдных комфортных условий существования: помогая своему ближнему, личность имеет основания надеяться на то, что и ее когда-нибудь не оставят без внимания и участия.

Теория социальных норм

Данная теория предполагает, что человек, действующий бескорыстно, не вправе ожидать ответной реакции на проявленную благость потому, как общество не одобрило бы такого поведения. Теория социальных норм учит поступать по совести, основываясь только на этических и моральных убеждениях.

Виды альтруизма

Исходя из определения альтруизма, можно обозначить его основные виды. Виды альтруизма направлены на выявление составляющих бескорыстного служения в разных жизненных обстоятельствах.

Он заключается в бессознательной потребности каждого родителя заботиться о своем ребенке . Отец и мать часто вынуждены жертвовать собой во имя будущего счастья и благополучия малыша. Если бы их любовь не была бескорыстной, речь не могла идти об альтруизме. Родительская любовь ничем не ограничена: она не судит, не ищет собственной выгоды, не заставляет становиться в позицию «должника». Такой вид альтруизма многие принимают за должное, и потому вовсе не считают чем-то необыкновенным или из ряда вон выходящим.

Нравственный альтруизм

Здесь речь идет о таких высокоморальных поступках, которые меняют сознание человека: пробуждают в нем благодарность, открытость, желание быть полезным, не зависеть от собственного настроения . Нравственные идеалы сильно связаны с общественными установками и служением людям. Данный вид бескорыстной помощи основывается на социальных убеждениях. Именно общественный институт подчас диктует личности, как ей следует жить, на что направлять свои индивидуальные усилия.

Эмпатийный альтруизм

Этот вид благородного проявления лучших качеств характера человека базируется на духовной потребности быть понятым и услышанным. Только тот, кто умеет выслушать и поддержать в трудную минуту , может претендовать на то, чтобы называться лучшим другом и благородным товарищем. Данный вид целостного посвящения себя другому человеку позволяет душе действительно раскрываться, достигать полного взаимопонимания с близкими и дорогими людьми.

Примеры альтруизма

Здесь будет разумно привести значимые характеристики альтруизма, примеры нравственных действий личности, которые позволяют определить истинность благих намерений человека, стремящегося делать добро.

Безвозмездность – основной пример альтруизма. Истинный альтруист, отдавая заботу и тепло окружающим, никогда не задумывается над тем, какой результат с этого действия будет иметь лично он. Такой человек готов бескорыстно делиться с теми, кто находится рядом, своими мыслями, стремлениями, настроением, возможностями. Материальные блага для него, как правило, имеют небольшое значение. Бескорыстная самоотдача делает его узнаваемым в глазах общества. Альтруист никогда не требует ничего взамен. Он готов бескорыстно помогать нуждающимся, внимать желаниям других людей. При этом о себе и собственных потребностях такой человек вспоминает, как правило, в последнюю очередь. Его часто обходят стороной, когда речь идет о повышении по службе, дело касается денег или благодарности.

Жертвенность

Другим примером является отказ от личных выгод . Альтруист привыкает жертвовать своими интересами, поступаться собственными желаниями ради счастья и благополучия близких людей. Иногда создается впечатление, что ему самому ничего не нужно. Жертвенность формируется в характере человека, который сделал альтруизм неотъемлемой составляющей своей жизни. Жертвенность проявляется во всем и особенно сильно в отношениях с окружающими. Альтруист вперед думает о других, а потом о своей личности. Впрочем «о себе» очередь может и вовсе не дойти: всегда можно найти нуждающегося в помощи и утешении. Жертвенность постепенно входит в привычку того, кто живет интересами своих детей, родителей, коллег по работе. Человек, имеющий свободу выбора, сознательно отказывается жить для себя и направляет свое внимание на потребности ближайшего окружения.

Ответственность

Альтруистическое настроение всегда предполагает принятие полной ответственности за свои поступки и действия . Невозможно себе представить альтруиста эгоистичным, не осознающим, зачем он совершает все благие намерения. Ответственность возникает тогда, когда личность осознает, что может реально кому-то помочь. Данный пример демонстрирует, как альтруизм меняет личность.

Душевное удовлетворение

Человек, воспитавший в себе альтруистическое начало, как правило, начинает испытывать значимый душевный подъем. Это пример того, насколько полезно развивать в себе склонность к служению другим людям. Достигая состояние душевного удовлетворения, он получает возможность оставаться довольным жизнью, совершать благочестивые поступки, полностью руководить своими действиями. Человек ощущает счастье, когда имеет возможность делиться радостью.

Таким образом, альтруизм – это естественное состояние человека, раскрывшего в себе природную щедрость и желание быть полезным другим.

Альтруизм

Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт . Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Согласно Конту принцип альтруизма гласит: «Живи для других». Согласно О. Конту, альтруизм противоположен, антонимичен эгоизму, и подразумевает такое поведение и активность человека, которыми он приносит другим людям больше пользы, чем требует от них приложения каких либо затрат.

Оппозицией такому пониманию альтруизма выступают Чарли Л. Харди, Марк ван Вугт, Дэвид Миллер и Дэвид Келли , которые в своих исследованиях показали, что альтруизм и альтруистическое поведение не связаны с прямой выгодой, или с комбинациями различных выгод, но в конечном счёте, в долгосрочной перспективе создают больше преимуществ, чем было затрачено на совершение альтруистических действий.

Вера в то, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем, является нормой социальной ответственности. Именно эта норма побуждает людей, например, поднять книгу, которую уронил человек на костылях. Эксперименты показывают, что даже тогда, когда оказывающие помощь остаются неизвестными и не ожидают никакой благодарности, они зачастую помогают нуждающимся лицам.

Те, кто любит, всегда стремятся прийти на помощь возлюбленному. Однако интуитивное, неосознанное желание помочь вовсе не обязательно должно относиться к тому человеческому существу, с кем вас связывают узы любви или дружбы. Совсем наоборот, альтруистическое стремление оказать помощь совершенно постороннему человеку издавна считается доказательством особенно изысканного благородства. Подобные бескорыстные порывы альтруизма котируются в нашем обществе чрезвычайно высоко и даже, как утверждают знатоки, как бы сами несут в себе моральное вознаграждение за причинённые нам хлопоты.

«Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.»

Основные виды, формы и практики альтруизма

Моральный и нормативный альтруизм

Моральная, нравственная сторона альтруизма может быть осмыслена через нравственный императив И. Канта . Интериоризованное человеком, то или иное понимание нравственности может стать таким внутриличностным образованием как совесть , исходя из которой, а не из стремлений к тем или иным выгодам, будет действовать человек. Таким образом, моральный/нравственный альтруизм заключается в действии в соответствии с собственной совестью.

Ещё одной формой, или одним пониманием морального альтруизма, является его осмысление в рамках представлений о правосудии или юстиции, социальные институты которых широко распространены в западных обществах. В рамках представлений о правосудии человек рассматривается как нередко готовый бескорыстно действовать за правду и её торжество в мире социальных взаимоотношений, а также против различного рода несправедливостей.

Действия в соблюдение обязательств (которые человек даёт самому себе или другому) и ожиданий (которые имеют в отношении человека другие люди) иногда рассматриваются как определённая степень альтруизма. Вместе с тем, нередко такого рода действия могут оказываться и действиями по расчёту.

Альтруизм из симпатии и сочувствия

Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность - филантропией .

Кроме доброй воли и сострадания альтруистические действия нередко делаются из привязанности (к чему-то/кому-то) или общей благодарности к жизни.

Рациональный альтруизм

Рациональный альтруизм - это балансирование (а также попытка его осмыслить) между своими интересами и интересами другого человека и других людей.

Выделяется несколько направлений рационализации альтруизма:

Социальная психология альтруизма и альтруистическое поведение

С развитием эмпирических психологических исследований такие нечёткие понятия как альтруизм, полезность, постепенно заменяются на более употребительный термин «просоциальное поведение».

Существуют половые различия в альтруистическом поведении: женщины, как правило, показывают более долгосрочное просоциальное поведение (например, забота о близких). Для мужчины, более вероятны, уникальные «подвиги» (например, при пожаре), в которых нередко нарушаются конкретные социальные нормы.

Есть также исследования из области эволюционной психологии, в которых показано, что люди выживают за счёт сотрудничества и нормальной взаимности. Как выразился Герберт Саймон, просоциальное поведение имеет преимущество в ситуации естественного отбора/эволюции, и в некотором смысле, альтруизм может рассматриваться как генетически заложенная в человеке программа.

Согласно социально-психологическим исследованиям альтруистического поведения, важную роль в нём играет личная ответственность человека. Принятие решений требует принятия на себя ответственности за эти решения. Если решение принимается группой людей, то ответственность за него распределяется по членам группы, снижая личную ответственность каждого из них. Как пишет Дмитрий Алексеевич Леонтьев , ссылаясь на исследования социальных психологов , описанные в книге Ли Росса (англ.) русск. и Ричарда Нисбетта (англ.) русск. : «если что-то произошло, если вам стало плохо, нужна помощь, а вокруг идут люди, не останавливаясь, нельзя звать на помощь просто, ни к кому не обращаясь. Выберите любого человека, смотрите на него и обращайтесь лично к нему и вероятность того, что к вам придут на помощь, возрастёт в несколько раз.»

Другие разновидности

В общем понятии альтруизма выделяют отдельные под-понятия, описывающие некоторые специфические виды альтруизма. Например:

Примечания

  1. Соловьев. В. С. Оправдание добра , 3,11,I
  2. Современный психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко . - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, АСТ , . - 496 с. - (Психология - лучшее). - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-046534-7 , ISBN 978-5-93878-524-3
  3. Manuela Lenzen. Evolutionstheorien in den Natur- und Sozialwissenschaften. Campus Verlag, 2003. ISBN 3-593-37206-1 (Google Books)
  4. Charlie L. Hardy, Mark van Vugt. Giving for Glory in Social Dilemmas: The Competitive Altruism Hypothesis . University of Kent, Canterbury 2006.
  5. David Miller. ’Are they my poor?’: The problem of Altruism in a World of Strangers. In: Jonathan Seglow (Hrsg.): The Ethics of Altruism.: Frank Cass Publishers, London 2004. - ISBN 978-0-7146-5594-9 , S. 106-127.
  6. David Kelley. Altruism and capitalism. In: IOS Journal. 1 Januar 1994.
  7. Jonathan Seglow (Ed.). The Ethics of Altruism. ROUTLEDGE CHAPMAN & HALL. London. - ISBN 978-0-7146-5594-9 .
  8. Соловьев В. С. Оправдание добра. Часть первая. Гл.3. Жалость и альтруизм
  9. Докинз, Клинтон Ричард . Возникла ли нравственность в процессе эволюции? // Бог как иллюзия = The God Delusion. - КоЛибри , . - 560 с. - 4000 экз. - ISBN 978-5-389-00334-7
  10. Christoph Lumer. Rationaler Altruismus. Eine prudentielle Theorie der Rationalität und des Altruismus. Universitätsverlag Rasch, Osnabrück 2000.
  11. Howard Margolis. Selfishness, Altruism, and Rationality. A Theory of Social Choice. Chicago and London, 1982.
  12. Eagly A.H. Sex differences in social behavior: A social-role interpretation. - Erlbaum, Hillsdale, NJ 1987.
  13. Hoffman M.L. Is altruism a part of human nature? In: Journal of Personality and Social Psychology. 40 (1981), S. 121-137.
  14. Росс, Ли Д. (англ.) русск. , Нисбетт, Ричард Э. (англ.) русск. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии = The Person and the Situation: Perspectives of Social Psychology / Перевод с английского В. В. Румынского, под редакцией Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна. - М .: Аспект-Пресс, 12 января 1999. - 429 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7567-0234-2 , ISBN 5-7567-0233-4
  15. Леонтьев, Дмитрий Алексеевич . Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека (рус.) // Философские науки : журнал. - 2009. - № 10. - С. 6.

Ссылки

  • Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия - Альтруизм
  • PsyJournals - Альтруизм с удовольствием: психология добровольчества

См. также

  • Генеративность

Категории:

  • Этика
  • Черты личности
  • Мотивация
  • Действия и поведение
  • Социальная психология
  • Основные общественные ценности
  • Социальные обязательства

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Альтруизм" в других словарях:

    - (фр. altruisme от лат. alter другой) нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) др. людей. Термин «А.» был введен О. Контом для фиксации понятия, противоположного понятию «эгоизм»; … Философская энциклопедия

    Альтруизм - Альтруизм ♦ Altruisme Огюст Конт (***) называл альтруизм «жизнью ради других». Значит, быть альтруистом – это руководствоваться в жизни не своими интересами, а интересами другого человека (других людей). На самом деле такого почти не бывает … Философский словарь Спонвиля

    альтруизм - (от лат. alter другой) система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности. Термин «А.» введен французским философом О. Контом как… … Большая психологическая энциклопедия

    - (лат. alter другой). Чувство, противоположное эгоизму и возникающее под влиянием симпатии к другим людям. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АЛЬТРУИЗМ [фр. altruisme Словарь иностранных слов русского языка

    - (altruism) Забота о благе или интересах других людей. Бытовое противопоставление альтруизма эгоизму приводит к различным толкованиям смысла первого Так, под этим термином часто понимают определенные черты характера, намерения или поведение… … Политология. Словарь.

    Человеколюбие, самоотверженность, бескорыстие Словарь русских синонимов. альтруизм см. бескорыстие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    Альтруизм - (фр. аltruisme, лат. alter – басқа) – басқаның мүдделері үшін өзімшілдікті тежеп, оған жанқиярлықпен қызмет етуге дайындықты білдіретін ізгілік принцип, басқаларға риясыз, пайда іздемей (тілемей) шын, таза көңілмен көмектесу, қол ұшын беру,… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (лат. alter – другой) – бескорыстная забота о благе других людей. Альтруизм противоположен эгоизму. нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, термин введен О. Контом как противоположный по смыслу эгоизму. Большой… … Энциклопедия культурологии

    - (франц. allruisme, от лат. alter другой), самопожертвование (у животных), генетически обусловленная поведенческая реакция (обычно у взрослых особей), состоящая в своеобразном жертвовании индивидуальным биологическим благополучием, даже жизнью,… … Экологический словарь

    альтруизм - а м. altruisme m. <лат. alter другой. 1830. Лексис. Бескорыстная забота о благе других людей; готовность жертвовать собственными интересами. БАС 2. Почему же ученые не изучают явлений общественности точно так же, как изучают они явления борьбы … Исторический словарь галлицизмов русского языка Подробнее

Последнее обновление: 19/06/2015

Что заставляет людей рисковать своим здоровьем и благополучием ради помощи другим людям? Почему люди тратят свое время, энергию и деньги на то, чтобы сделать жизнь других лучше, зная, что они не получат никакой выгоды от этого? Стремление к бескорыстной заботе о других предполагает альтруизм. Альтруисты делают что-то просто из желания помочь, а не из чувства долга или из-за взятых на себя обязательств.

Наша повседневная жизнь полна добрых дел - то дверь вам кто-то любезно придержит, то милостыню нуждающемуся прохожие подадут.

В новостях часто рассказывают о более серьезных проявлениях альтруизма: о людях, которые ныряют в ледяную реку, чтобы спасти тонущего незнакомца, или щедрых благотворителей, которые перечисляют огромные суммы в различные фонды. Мы хорошо знакомы с таким явлением, как альтруизм, однако социальные психологи до сих пор не знают наверняка, почему оно существует. Что вдохновляет нас на такие дела? Что побуждает героев новостных сюжетов рисковать собственной жизнью, чтобы спасти совершенно незнакомого им человека?

Альтруизм представляет собой один из аспектов просоциального поведения. К просоциальному поведению относят любое действие, которое приносит пользу другим людям независимо наших мотивов или возможной собственной выгоды. Помните, однако, что лишь чистый альтруизм предполагает истинную самоотверженность. Стоит помнить и о том, что хотя все альтруистические акты носят просоциальный характер, не всегда просоциальное поведение альтруистично.

Например, мы помогаем другим по различным причинам - из чувства вины, обязанности, долга или даже из желания получить в будущем награду.

Причины существования альтруизма

Психологи предложили ряд различных объяснений тому, почему существует альтруизм.

Биологические причины

Кин-отбор: мы можем быть более расположены к тем, с кем мы связаны родственными отношениями, так как это повышает вероятность того, что наши отношения будут сохраняться. Только так мы может передать свои гены следующим поколениям.

Нейрологические причины

Альтруизм воздействует на центры внутреннего подкрепления в головном мозге. Нейробиологи обнаружили, что когда человек бескорыстно делает что-то хорошее, активизируются центры удовольствия.

Социальные нормы

Правила, нормы и ожидания, существующие в обществе, также могут влиять на поведение человека. Например, принцип взаимности при котором мы чувствуем себя обязанными помочь другим, если они уже сделали что-то для нас. Если ваш друг одолжил вам деньги на обед несколько недель назад, вы, вероятно, почувствуете себя обязанным сделать то же и для него - даже тогда, когда он попросит вас о гораздо большей сумме.

Когнитивные причины

Хотя определение альтруизма и подразумевает отсутствие награды, само же явление представляет познавательные стимулы, которые нам не очевидны. Например, мы можем облегчить страдания других потому, что добрые дела подтверждают наше мнение о себе как о чутких людях.

Выделяют и другие когнитивные причины:

  • Эмпатия . Исследователи, в том числе Батсон и др. (1981) предполагают, что люди более склонны к альтруистическому поведению, когда они сочувствуют человеку, который находится в бедственном положении. Батсон предполагает, что и сочувствие, и альтруизм - врождённые черты. Другие исследователи обнаружили, что у детей альтруизм появляется вместе с чувством эмпатии.
  • Борьба с негативными чувствами . Другие эксперты предположили, что проявление альтруизма помогает побороть негативные чувства, связанные с наблюдением за человеком в бедственном положении. По сути, увидев другого человека в беде мы испытываем отрицательные эмоции - мы расстроены, нам неудобно, - поэтому помогая человеку, мы помогаем прежде всего себе.

Сравнивая теории

Главный вопрос, мучающий психологов до сих пор - а есть ли действительно «чистый» альтруизм? Совершаем ли мы полезных действия из по-настоящему альтруистических соображений, или всё равно всегда ищем скрытую выгоду для себя?

Батсон предполагал, что несмотря на то, что люди часто делают добро из корыстных соображений, истинный альтруизм существует. Чалдини и другие специалисты, наоборот, высказали предположение, что сочувствие к другим часто появляется из желания человека помочь самому себе.

Альтруист, по классическому определению - человек, действующий сообразно принципу: стараться чаще жертвовать и бескорыстно отдавать другим людям.

Жертвуют силами, временем, иногда – деньгами. Отдают то, что самому порой нужно, а также многое другое – внимание, заботу и ласку.

Казалось бы, жизнь с альтруистом прекрасна – он стремится отдавать, заботиться, ничего не требуя взамен.

Но классические альтруисты, оказывается, тоже вызывают раздражение. Не так давно проводили эксперимент, в котором в коллективной игре живые игроки (как заявлялось участникам) по одному на команду были заменены бездушными компьютерами.

Одному из них был записан скупердяя и жмота, другому – бескорыстного ангела-альтруиста. И что бы вы думали? Возмущение товарищей по команде было в обоих случаях!

Почему же альтруисты вызывают столько недовольства?

Ведь они привносят в жизнь окружающих их людей добро, мир, понимание!

А на самом деле секретов здесь не один, а целых два – взаимосвязанных друг с другом.

  • Во-первых , абсолютно бескорыстным сложно быть любому человеку. Ну как это – просто взять и сделать? Как минимум почувствовать удовлетворение и удовольствие – получить моральную компенсацию. Подтвердить свою значимость в своих же глазах. Соответствие неким внутренним нормам. Получить поглаживание «я хороший».
  • Во-вторых , и это связано с первым секретом, никому не хочется быть «хуже».

Социальный договор завязан на том, что мы друг другу правды не говорим. Во всяком случае, всей правды, которую думаем.

Многие думают о себе: «О, я хороший!» - есть масса поводов сказать такое о себе. И только, пожалуй, близкие к социопатам личности (или даже здоровые, но очень изредка и в подходящих ситуациях) способны искренне наслаждаться «О, я плохой! Здорово!»

Получается, рядом с таким альтруистичным альтруистом, как бы ни старался, чувствуешь себя хуже. Например, просто альтруистом. Или простым хорошим человеком, который придет на помощь. Но последнюю рубаху с себя снимет только в самом крайнем случае.

Поэтому альтруист – понятие относительное. И чем больший альтруист будет находиться с вами (или еще хлеще – причинять вам добро, наносить пользу) – тем больше вы будете раздражаться. И, в конце концов, найдете, чем «прихлопнуть» этого человека в ваших глазах.

Потому что в своих глазах мы всегда самые альтруистичные, самые добрые, самые разумные… И это нормально!:)

Другое дело, что можно еще много рассуждать о том, почему становятся альтруистами. Как так получается, что альтруист ощущает добро, сделанное другому человеку, более приятным, чем свое собственное. Ведь по идее, должно быть наоборот – в первую очередь обеспечить себя и свои потребности, во вторую – тоже себе, а потом уже остатки дарить людям…

А напоследок – небольшая история про альтруистку-стоматолога

Дама изо всех сил пыталась помогать бедным, сирым и обездоленным. Придет, бывало, человек на прием – платный, между прочим. Видит она, что рядом с большой дыркой кариеса рядом маленький кариесик – и давай лечить бесплатно тот, что поменьше.

Бывало, что и не скажет пациенту, что у него две пломбы теперь – чтоб в регистратуре не проболтался и платить не заставили.

И как-то раз за разом потом этот тихий альтруизм выливался ей в сплошные проблемы. Почти у всех пациентов разного пола и возраста именно эта, маленькая пломба вываливалась. Естественно, они шли жаловаться «в эту ужасную стоматологию». А по карточке, у них там должен быть здоровый зуб…

Видимо, как-то мир ей намекал. Что всякий труд должен быть соответственно оплачен.

Альтруизм – от латинского слова «alter», что в переводе означает «другой» или «другие». Это принцип нравственного поведения человека, подразумевающий бескорыстность в действиях, направленных на удовлетворение потребностей окружающих людей, с ущемлением собственных интересов и выгод. Иногда в психологии альтруизм расценивается либо как аналог, либо как составляющая просоциального поведения.

Впервые сформулировано понятие альтруизма, в противовес эгоизму, французским философом, основоположником социологии Франсуа Ксавье Контом в первой половине XVIII века. Изначальное его определение звучало так: «Живи ради других».

Теории альтруизма

Выделяют три основных взаимодополняющих друг друга теории альтруизма:

  • Эволюционная. Базируется на понятии «сохранение рода – движущая сила эволюции». Сторонники этой теории считают альтруизм биологически запрограммированным качеством живых существ, максимально способствующим сохранению генотипа;
  • Социального обмена. Подсознательный учет в любых ситуациях базисных ценностей социальной экономики – чувств, эмоций, информации, статуса, взаимных услуг. Став перед выбором – оказать помощь или пройти мимо, человек всегда инстинктивно просчитывает последствия решения, мысленно соизмеряя затраченные усилия и полученные бонусы. Данная теория трактует предоставление бескорыстной помощи как глубинное проявление эгоизма;
  • Социальных норм. По правилам социума, определяющим поведенческие обязанности индивида в границах, называемых нормами, оказание бескорыстной помощи – естественная необходимость человека. Современные социологи выдвинули данную теорию альтруизма, как базирующуюся на принципах взаимности – обоюдная поддержка равных, и социальной ответственности – содействие людям, заведомо не имеющим возможности ответить взаимностью (дети, больные, пожилые, малоимущие). Мотивацией альтруизма в обоих случаях являются социальные нормы поведения.

Но ни одна из этих теорий не дает полного, убедительного и однозначного объяснения природы альтруизма. Вероятно потому, что это качество человека также следует рассматривать в духовной плоскости. Социология же – наука более прагматичная, что существенно ограничивает ее в изучении альтруизма как свойства человеческого характера, а также в выявлении мотивов, побуждающих людей поступать бескорыстно.

Один из парадоксов современного мира состоит в том, что общество, давно и прочно развесившее ценники на все – от материальных благ до научных достижений и человеческих чувств – продолжает порождать неисправимых альтруистов.

Виды альтруизма

Рассмотрим основные виды альтруизма, с точки зрения вышеизложенных теорий в применении к определенным ситуациям:

  • Родительский. Иррациональное бескорыстно-жертвенное отношение к детям, когда родители готовы отдать не только материальные блага, но и собственную жизнь ради спасения своего ребенка;
  • Нравственный. Реализация своих духовных потребностей для достижения состояния внутреннего комфорта. Например, волонтеры, бескорыстно ухаживающие за неизлечимо больными, проявляют сострадание, довольствуясь моральным удовлетворением;
  • Социумный. Вид альтруизма, распространяющийся на ближнее окружение – знакомых, коллег, друзей, соседей. Безвозмездные услуги этим людям делают существование в определенных группах комфортнее, что позволяет некоторым образом ими даже манипулировать;
  • Сочувственный. Людям свойственно испытывать эмпатию, представлять себя на месте другого человека, сопереживая ему. В такой ситуации оказание кому-либо поддержки из альтруизма потенциально проецируется на себя. Отличительная особенность данного вида помощи – она всегда конкретна и нацелена на реальный конечный результат;
  • Демонстративный. Выражается в автоматическом, на уровне подсознания, выполнении общепринятых норм поведения. Содействие, оказываемое из такого рода побуждений, можно охарактеризовать выражением «так положено».

Зачастую проявление милосердия, филантропии, бескорыстия, жертвенности трактуют как альтруизм. Но есть основные отличительные особенности, которые только в комплексе присущи именно альтруистическому поведению:

Альтруизм помогает раскрыть потенциальные возможности личности, поскольку ради других человек часто способен сделать гораздо больше того, что делает для себя. При этом такие поступки придают ему уверенности в собственных силах.

Многие психологи уверены, что склонность к альтруизму у людей напрямую связана с ощущением счастья.

Примечательно, что ученые-зоологи отмечают проявления альтруистического поведения в естественной среде обитания у дельфинов, обезьян и воронов.

Поделиться: