Беседа «Я и мои друзья. План на неделю «Я и мои друзья «Какие чувства возникают во время ссоры или драки?»

    Ход занятия

    I. Орг.момент.

    — Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители. Мне очень приятно снова видеть вас на классном часе. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу.

  • Игра «Молекулы».

— Я вижу, у вас поднялось настроение. Мне бы хотелось, чтобы хорошее настроение сохранялось в течение всего занятия.

II. Введение в тему.

— Как называется песня, которая звучала во время игры? О чём говорится в песне?

III. Постановка темы, целей.

— Вы догадались, о чём пойдет речь? (о друге, о друзьях).

— О чём бы вам хотелось поразмышлять сегодня, что обсудить?

— Тема нашего классного часа «Я и мои друзья». Сегодня на занятии мы поразмышляем о том, что такое дружба, какими должны быть друзья, вы расскажите о своих лучших друзьях и почему вы с ними дружите.

IV. Экспресс-диагностика

— Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные круги. На доске записи: «Я — настоящий, верный друг», «Я — хороший друг», «Я часто ссорюсь со своим другом», «У меня нет друзей». Прикрепите круг к соответствующей записи (дети оценивают). В конце занятия мы вернёмся к этим записям.

V. Понятия «друг», «дружба».

— Кто такой друг? (ответы детей)

— Друг и дружба эти понятия тесно связаны между собой. Раскройте понятие «дружба».

Учитель:

Ни за то и ни за это

Сценка: «Ни за то и ни за это».

В е д у щ и й

К о с т я:

В е д у щ и й : Вова присел на корточки.

В о в а:

К о с т я

Учитель:

— Кто может быть другом?
— Как завязывается дружба?
— Что доставляет радость в общении с другом?
— Что огорчает?
— Легко ли жить человеку без друзей?

  • Работа над притчей.

—А сейчас я познакомлю вас с одной мудрой притчей.

Жили-были два соседа. Пришла зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена. На следующий день снегу намело по колено. Встал ещё раньше первый сосед, вышел наводить порядок. А у соседа — дорожка ровная, просто загляденье! В тот же день встретились два соседа. Тут первый сосед невзначай и спрашивает:

— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

Беседа по притче:

— О ком эта притча?
— Почему дорожка соседа была всегда ровной и прямой?
— Какова главная мысль притчи?

  • Дополнение пословиц

— О друге и дружбе размышляли во все времена, люди сложили много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним и объясним смысл. Я буду читать начало пословицы, а вы договариваете конец.


Друг познается … (в беде)
Нет друга — ищи, а найдешь — … (береги)
Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)
Не мил свет, когда друга … (нет)
С другом веселее при удаче, легче в … (беде).

— Какие пословицы, по вашему мнению, выражают главную мысль притчи?

— Какую бы пословицу вы выбрали в качестве жизненного девиза? Почему?

1 группа.

Петя и Коля — друзья. В школе они всегда вместе, помогают друг другу в учёбе, вдвоём ходят из школы. Но однажды Коля заболел и не ходил в школу уже несколько дней. Учитель спросил у Пети: «Как чувствует себя Коля?» Петя ничего не сказал, только пожал плечами.

Вопросы:

2 группа.

Вопросы:

3 группа.

Света и Даша — подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.

Вопросы:

— Может, кто-то узнал себя в этих ситуациях.

— А что значит «настоящий друг»?

VII. Работа в парах.

— Обсудите и выберите слова, которые характеризуют настоящего друга.

— Каким же должен быть настоящий друг?

— Ребята, посмотрите, в классе появилось Солнце Дружбы. Но, к сожалению, без единого лучика. Я вам предлагаю украсить Солнце Дружбы именами наших лучших друзей. Вам необходимо взять «лучик», написать имя своего лучшего друга, рассказать о нём по плану и прикрепить на Солнце Дружбы.

  1. Как зовут друга?
  2. Сколько лет?
  3. Где живёт?
  4. Где учится, работает?
  5. Чем нравится?
  6. Как проводите время?

— Каким стало Солнце Дружбы?

— Пусть дружеские отношения согревают вас своим теплом, а вы — дарите тепло своим друзьям.

Притча о дружбе

— Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья — это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.

Работа в группах.

— не оставляй друга в беде;

— будь требовательным в дружбе;

— будь бескорыстен в дружбе;

— не смейся над недостатками друга;

— умей прощать другу.

— уступать.

— не бояться просить прощения, если обидел друга.

— не грубить. Не злиться.

— не жадничать.

— помогать другу.

— быть честным.

IX. Рефлексия.

— А теперь вернёмся к вашим оценкам, которые вы дали в начале занятия. Вспомните, что мы говорили о друге, каким должен быть друг. Выразите своё мнение: каким другом вам хотелось бы быть. Прикрепите круг к соответствующей записи (см. экспресс-диагностика).

— Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим, верным другом?

— Что вы хотите пожелать своим друзьям?

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: «Я и мои друзья». »

Классный час на тему: «Я и мои друзья».

Цель:

    раскрыть, расширить понятия «друг», «дружба»;

    способствовать развитию связной речи, эмоционально-чувственной сферы;

    вызвать потребность в установлении дружеских отношений.

Ход занятия

I. Орг.момент.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители. Мне очень приятно снова видеть вас на классном часе. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу.

    Игра «Молекулы».

Под музыку «Если с другом вышел в путь», дети двигаются по классу. По моей команде соединяетесь в пары, тройки, четвёрки…

Я вижу, у вас поднялось настроение. Мне бы хотелось, чтобы хорошее настроение сохранялось в течение всего занятия.

II. Введение в тему.

Как называется песня, которая звучала во время игры? О чём говорится в песне?

III. Постановка темы, целей.

Вы догадались, о чём пойдет речь? (о друге, о друзьях).

О чём бы вам хотелось поразмышлять сегодня, что обсудить?

Тема нашего классного часа «Я и мои друзья». Сегодня на занятии мы поразмышляем о том, что такое дружба, какими должны быть друзья, вы расскажите о своих лучших друзьях и почему вы с ними дружите.

IV. Экспресс-диагностика

Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные круги. На доске записи: «Я - настоящий, верный друг», «Я - хороший друг», «Я часто ссорюсь со своим другом», «У меня нет друзей». Прикрепите круг к соответствующей записи (дети оценивают). В конце занятия мы вернёмся к этим записям.

V. Понятия «друг», «дружба».

Кто такой друг? (ответы детей)

Я предлагаю заглянуть в толковый словарь Ожегова и прочитать, что означает слово «друг».

«Друг-это человек, который связан с кем-нибудь дружбой».

Друг и дружба эти понятия тесно связаны между собой. Раскройте понятие «дружба».

«Дружба-это близкое отношение, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (словарь)

Учитель: В. И. Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слова «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие.

Посмотрите инсценировку рассказа «Ни за то и ни за это ». Она поможет вам понять, что такое бескорыстие.

Сценка: «Ни за то и ни за это».

В е д у щ и й : Костя сделал скворечник и позвал Вову.

К о с т я: Посмотри, какой птичий домик я сделал.

В е д у щ и й : Вова присел на корточки.

В о в а: Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

К о с т я : Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.

Учитель: Что же такое бескорыстная дружба? (Дети отвечают.)

Кто может быть другом?
- Как завязывается дружба?
- Что доставляет радость в общении с другом?
- Что огорчает?
- Легко ли жить человеку без друзей?

    Работа над притчей.

А сейчас я познакомлю вас с одной мудрой притчей.

Жили-были два соседа. Пришла зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа - аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит - а у соседа уже дорожка проложена. На следующий день снегу намело по колено. Встал ещё раньше первый сосед, вышел наводить порядок. А у соседа - дорожка ровная, просто загляденье! В тот же день встретились два соседа. Тут первый сосед невзначай и спрашивает:

- Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед сначала удивился, а потом засмеялся:

- Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

Беседа по притче:

О ком эта притча?
- Почему дорожка соседа была всегда ровной и прямой?
- Какова главная мысль притчи?

    Дополнение пословиц

О друге и дружбе размышляли во все времена, люди сложили много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним и объясним смысл. Я буду читать начало пословицы, а вы договариваете конец.

Старый друг … (лучше новых двух)
Друг познается … (в беде)
Нет друга - ищи, а найдешь - … (береги)
Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)
Не мил свет, когда друга … (нет)
С другом веселее при удаче, легче в … (беде).

Какие пословицы, по вашему мнению, выражают главную мысль притчи?

Какую бы пословицу вы выбрали в качестве жизненного девиза? Почему?

VI. Разбор ситуаций (работа в группах).

1 группа.

Петя и Коля - друзья. В школе они всегда вместе, помогают друг другу в учёбе, вдвоём ходят из школы. Но однажды Коля заболел и не ходил в школу уже несколько дней. Учитель спросил у Пети: «Как чувствует себя Коля?» Петя ничего не сказал, только пожал плечами.

Вопросы:
1. Можно ли Петю назвать другом? Почему?
2. Что можно посоветовать Пете?

2 группа.

На уроке математике проводилась контрольная работа. Аня плохо подготовилась к ней и попросила подругу Свету выполнить за неё задания. Света решила помочь подруге, она записала решение на листке и передала Ане. Мария Сергеевна увидела и забрала листок. Света испугалась и сказала, что помогала Ане. А Аня заявила, что ничего не просила у Светы.

Вопросы:
1. Можно ли девочек назвать настоящими подругами? Почему?
2. Что можете посоветовать им?

3 группа.

Света и Даша - подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.

Вопросы:
1. Можно ли Дашу назвать подругой? Почему?
2. Что можно посоветовать Даше?

Может, кто-то узнал себя в этих ситуациях.

А что значит «настоящий друг»?

VII. Работа в парах.

Обсудите и выберите слова, которые характеризуют настоящего друга.

Добрый, честный, ленивый, отзывчивый, лживый, верный, бескорыстный, красивый, скромный, трусливый, жадный, заботливый, не бросит в трудную минуту, злой, грубый, равнодушный, понимающий.

Каким же должен быть настоящий друг?

VIII. Составление рассказа о друге.

Ребята, посмотрите, в классе появилось Солнце Дружбы. Но, к сожалению, без единого лучика. Я вам предлагаю украсить Солнце Дружбы именами наших лучших друзей. Вам необходимо взять «лучик», написать имя своего лучшего друга, рассказать о нём по плану и прикрепить на Солнце Дружбы.

    Как зовут друга?

    Сколько лет?

    Где живёт?

    Где учится, работает?

    Чем нравится?

    Как проводите время?

    Рассказы детей из личного опыта.

Каким стало Солнце Дружбы?

Пусть дружеские отношения согревают вас своим теплом, а вы - дарите тепло своим друзьям.

Притча о дружбе

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди…

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья - это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.

IX. Составление правил дружбы.

Работа в группах.

Не оставляй друга в беде;

Будь требовательным в дружбе;

Будь бескорыстен в дружбе;

Не смейся над недостатками друга;

Умей прощать другу.

Уступать.

Не бояться просить прощения, если обидел друга.

Не грубить. Не злиться.

Не жадничать.

Помогать другу.

Быть честным.

IX. Рефлексия.

А теперь вернёмся к вашим оценкам, которые вы дали в начале занятия. Вспомните, что мы говорили о друге, каким должен быть друг. Выразите своё мнение: каким другом вам хотелось бы быть. Прикрепите круг к соответствующей записи (см. экспресс-диагностика).

Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим, верным другом?

Что вы хотите пожелать своим друзьям?

Наше занятие я хочу закончить стихотворением «Надёжный друг»:

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг.

Тема «Я и мои друзья»

Цель:

  • раскрыть, расширить понятия «друг», «дружба»;
  • способствовать развитию связной речи, эмоционально-чувственной сферы;
  • вызвать потребность в установлении дружеских отношений.

Ход занятия

I. Орг.момент.

Добрый день, ребята. Мне очень приятно снова видеть вас на занятии. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу.

  • Игра «Молекулы».

Наше занятие я хочу начать с игры «Молекулы». Под музыку вы двигаетесь по классу. По моей команде соединяетесь в пары …

Я вижу, у вас поднялось настроение. Мне бы хотелось, что бы хорошее настроение сохранялось в течение всего занятия.

II. Введение в тему.

Тему нашего сегодняшнего занятия подскажет отрывок из песни. Послушайте её (звучит песня «Если с другом вышел в путь»).

- Как называется эта песня? О чём говорится в песне?

III. Постановка темы.

Вы догадались, о чём пойдет речь? (о друге, о друзьях).

О чём бы вам хотелось поразмышлять на занятии, что обсудить?

Тема нашего занятия «Я и мои друзья ». Сегодня на занятии мы поразмышляем о том, что такое дружба, какими должны быть друзья, вы расскажите о своих лучших друзьях и почему вы с ними дружите.

IV. Экспресс-диагностика

Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные круги. На доске записи: «Я – настоящий, верный друг», «Я – хороший друг», «Я часто ссорюсь со своим другом», «У меня нет друзей». Прикрепите круг к соответствующей записи (дети оценивают).

В конце занятия мы вернёмся к этим записям.

V. Понятия «друг», «дружба».

Кто такой друг? (ответы детей)

«Друг-это человек, который связан с кем-нибудь дружбой».

Друг и дружба эти понятия тесно связаны между собой. Раскройте понятие «дружба».

«Дружба-это близкое отношение, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (словарь)

Кто может быть другом?

Как завязывается дружба?

Что доставляет радость в общении с другом?

Что огорчает?

Легко ли жить человеку без друзей?

  • Работа над притчей.

Я хотела бы вас познакомить с одной мудрой притчей.

Жили-были два соседа. Пришла зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа – аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена. На следующий день снегу намело по колено. Встал ещё раньше первый сосед, вышел наводить порядок. А у соседа – дорожка ровная, просто загляденье! В тот же день встретились два соседа. Тут первый сосед невзначай и спрашивает:

Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед сначала удивился, а потом засмеялся:

Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

Беседа по притче:

О ком эта притча?

Почему дорожка соседа была всегда ровной и прямой?

Какова главная мысль притчи?

  • Дополнение пословиц

О друге и дружбе размышляли во все времена, люди сложили много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним и объясним смысл (воспитатель читает начало пословицы, дети договаривают конец):

Старый друг … (лучше новых двух)

Друг познается … (в беде)

Нет друга – ищи, а найдешь – … (береги)

Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)

Не мил свет, когда друга … (нет)

С другом веселее при удаче, легче в … (беде).

Какие пословицы, по вашему мнению, выражают главную мысль притчи?

Какую бы пословицу вы выбрали в качестве жизненного девиза? Почему?

VI. Разбор ситуаций (работа в группах).

1 группа.

Петя и Коля - друзья. В школе они всегда вместе, помогают друг другу в учёбе, вдвоём ходят из школы. Но однажды Коля заболел и не ходил в школу уже несколько дней. Учитель спросил у Пети: «Как чувствует себя Коля?» Петя ничего не сказал, только пожал плечами.

Вопросы:

1. Можно ли Петю назвать другом? Почему?

2. Что можно посоветовать Пете?

2 группа.

На уроке математике проводилась контрольная работа. Аня плохо подготовилась к ней и попросила подругу Свету выполнить за неё задания. Света решила помочь подруге, она записала решение на листке и передала Ане. Мария Сергеевна увидела и забрала листок. Света испугалась и сказала, что помогала Ане. А Аня заявила, что ничего не просила у Светы.

Вопросы:

1. Можно ли девочек назвать настоящими подругами? Почему?

2. Что можете посоветовать им?

3 группа.

Света и Даша – подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.

Вопросы:

1. Можно ли Дашу назвать подругой? Почему?

2. Что можно посоветовать Даше?

Может, кто-то узнал себя в этих ситуациях.

А что значит «настоящий друг»?

VII. Работа в парах.

Обсудите и выберите слова, которые характеризуют настоящего друга.

Добрый, вежливый, честный, справедливый, отзывчивый, внимательный, надёжный, верный, бескорыстный, красивый, скромный, трусливый, жадный, злой, лживый, ленивый,

грубый, равнодушный

Каким же должен быть настоящий друг?

VIII. Составление рассказа о друге.

Ребята, посмотрите, в классе появилось Солнце Дружбы. Но, к сожалению, без единого лучика. Я вам предлагаю украсить Солнце Дружбы именами наших лучших друзей. Вам необходимо взять «лучик», написать имя своего лучшего друга, рассказать о нём по плану и прикрепить на Солнце Дружбы.

План.

  1. Как зовут друга?
  2. Сколько лет?
  3. Где живёт?
  4. Где учится, работает?
  5. Чем нравится?
  6. Как проводите время?

Чувствую, вам трудно начать, поэтому приготовила рассказ о своей подруге

(рассказ воспитателя из личного опыта).

  • Рассказы детей из личного опыта.

Каким стало Солнце Дружбы?

Пусть дружеские отношения согревают вас своим теплом, а вы – дарите тепло своим друзьям.

IX. Рефлексия.

А теперь вернёмся к вашим оценкам, которые вы дали в начале занятия. Вспомните, что мы говорили о друге, каким должен быть друг. Выразите своё мнение: каким другом вам хотелось бы быть. Прикрепите круг к соответствующей записи (см. экспресс-диагностика).

Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим, верным другом?

Что вы хотите пожелать своим друзьям?

Наше занятие я хочу закончить стихотворением «Надёжный друг»:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадёт,

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надёжный друг.


помочь детям осознать качества настоящего друга;

подвести учащихся к осознанию собственного умениядружить.

Занятие 16. Настоящий друг

Разминка

«Кто сказал "спасибо"?» Участники занятия образуют круг, в центре которого усаживается один из них. Дети подходят и пожимают ему руку. Заранее ведущий назначает одного ребенка, который должен через рукопожатие передать «спасибо». Остальные должны просто поздороваться. Задача водящего - определить, кто сказал ему спасибо.

«Я сделал дело хорошо». Дети вспоминают о своих делах в школе и дома, которые им удалось сделать хорошо за прошедшую неделю. Тот, кто ловит мячик, брошенный ведущим, говорит об одном из таких удачных дел вслух.

«Кто есть кто?» Детям раздаются карточки с обозначенными на них семейными ролями: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д. Они по очереди представляют каждый свою роль, не используя слов, а остальные отгадывают, кто изображается в том или ином случае.

«Неоконченные предложения». Дети завершаютследующие предложения:

«Настоящий друг - это тот, кто...» «Друзья всегда...»

«Я могу дружить с такими людьми, которые... » «Со мной можно дружить, потому что...»

«Качества настоящего друга». Ведущий делает на доске надпись: «Настоящий друг». Рядом прикрепляются листы ватмана с названиями различных человеческих качеств. Дети по очереди выбирают главное качество настоящего друга (по возможности обосновав свой выбор) и записывают его на доске.

В результате под надписью набирается список качеств, составляющих образ настоящего друга. Он зачитывается вслух. Детям предлагают подумать о том, есть ли эти качества у каждого из них, каких не хватает, в каких они сомневаются. Желающие могут рассказать о своих размышлениях.

Работа со сказкой.

Неожиданная встреча (Е. Андреева)

Жила-была на свете маленькая девочка. У нее были мама и папа, и жили они все вместе в маленькой квартирке на 22-м этаже высокого дома. Когда девочка по ночам смотрела в окно, ей казалось, что она может дотронуться рукой до неба, усеянного миллионами звезд. «Как много звезд в небе, - думала девочка. - Наверное, столько же, сколько на Земле людей».

Однажды, когда все улеглись спать, девочка выглянула в окно, чтобы пожелать спокойной ночи яркому месяцу. Вдруг что-то звякнуло о подоконник с той стороны окна, и вся комната на миг озарилась ослепительным светом.

Здравствуй, девочка! Я давно хотела... - прозвучал тоненький голос.

Кто это? Что происходит? - испугалась девочка.

Не бойся меня! Я - одна из тех звезд, которыми ты таклюбуешься, когда тебе не спится но ночам. Я давно хотелаприлететь к тебе, но мама долго не пускала меня на Землю. Асегодня разрешила немного побыть здесь. И вот я прилетела,чтобы познакомиться с тобой.



Ничего не понимаю! Неужели у тебя тоже есть мама? -удивилась девочка.

А как же! - засмеялась звездочка. - На небе все так же,как на Земле. Есть маленькие звездочки, а у них - родители, бабушки и дедушки.

Как интересно! Расскажи мне о себе подробнее, милаязвездочка!

Ну, давай устроимся поудобнее, - сказала звездочка,влетая в комнату и пристраиваясь на подушке. - Мне по вашим земным меркам уже одиннадцать лет - чуть больше, чемтебе. У меня есть звездные мама и папа. Я учусь в звездной

школе. Там добрые учителя, и каждый день я узнаю что-то новое. Но... - Звездочка вдруг притихла и загрустила.

Что? Почему ты замолчала? Тебя там кто-то обижает? -забеспокоилась девочка.

Да нет... В звездном мире у меня все хорошо. Но иногдая чувствую себя одиноко... У меня нет друзей. Иногда сомной знакомятся другие звездочки, но наша дружба продолжается недолго. Им почему-то скучно со мной. Мне нравитсягулять по звездным полянам, собирать звездные цветы и смотреть издали на Землю, которая переливается всеми красками,отражая небесный свет... А сама я стесняюсь знакомиться сдругими звездочками - боюсь, что опять мне кто-нибудь скажет, что со мной неинтересно...

Но ты же сегодня смогла познакомиться со мной! Ты жене постеснялась! - воскликнула девочка. - Хотя, говоря поправде, мне тоже бывает одиноко. Иногда кажется, что я никому не нужна, что весь мир отвернулся от меня.

Правда? И с тобой такое бывает?



Ну да, у меня тоже нет настоящей близкой подруги.Очень хочется с кем-нибудь дружить, быть всегда вместе, играть, гулять. Вместе смеяться, если весело, и вместе грустить,если настроение плохое. Ведь настоящий друг - это тот, который хочет быть с тобой и тогда, когда ты грустишь, когдатебе плохо.

Знаешь, - призналась звездочка, - мне сегодня впервыеза долгое время стало легко и светло на душе. И все потому,что я встретила тебя! Ты мне очень понравилась. Ты добрая иотзывчивая. Хочешь, я к тебе снова прилечу потом, и мыопять поболтаем о чем-нибудь? Ведь вдвоем веселее, правда?

Конечно, - ответила девочка. - Обязательно прилетай!Я буду тебя ждать. Мне кажется, что мы знакомы уже давно.Мне будет тебя не хватать...

Звездочка в один миг оказалась на окошке:

Время идет так быстро! Моя мама, верно, волнуется. Мнепора улетать!

Ах, как быстро! - пожалела девочка.

Да, но я обязательно вернусь! Когда тебе будет грустно,вспоминай обо мне, и я помогу тебе - я мысленно передамтебе что-нибудь приятное, и тебе станет легче.

«Хорошо, когда у тебя есть друг, который понимает тебя и любит таким, какой ты есть», - думала девочка, пока звездочка поднималась все выше и выше, ласково подмигивая тоненькому силуэту в темном окне двадцать второго этажа...

«Надежный лифт». Один из детей ложится на пол. Несколько человек подходят к нему и спрашивают: «Вам на какой этаж?» - и все вместе поднимают его повыше или пони же, в зависимости от того, какой этаж он назовет. Только не забудьте заранее договориться о том, сколько в вашем «доме» этажей (не больше четырех). Опускать надо осторожно, а ведущему следует подстраховывать детей.

Занятие 17. Умею ли я дружить?

Разминка

«Чувства и ассоциации». Ведущий называет то или иное чувство и предлагает подобрать к нему ассоциации, сравнивая чувства с различными предметами или явлениями. Например: «Если бы радость была собакой, то какой породы?» Можно предлагать подбирать ассоциации на самые разные темы: погода, рельефы, растения, вид транспорта и т.п.

«Кто сказал "прости"?» Из участников тайно выбирается один, кто будет передавать через рукопожатие просьбу о прощении, в то время как все остальные будут просто здороваться. Водящий, сидящий в центре круга, должен суметь отличить это рукопожатие от обычных.

«Одинаковые скульптуры». Выбираются двое водящих. Они выходят в центр круга, им завязывают глаза. Один из них должен принять любую позу, а потом с помощью словесных инструкций помочь партнеру принять точно такую же позу. Все остальные сравнивают результаты.

«Нужно ли уметь дружить?» Ведущий рассказывает детям о том, что на одном из психологических занятий его участники перечисляли свои умения: «Я умею пользоваться Компьютером», «Я умею кататься на роликах», «Я умею плавать», «Я умею играть на пианино», «Я умею выразительно читать стихи» и т.д. А один ответ был таким: «Я умею дружить». Возникла дискуссия, в ходе которой одни дети говорили, что дружбу нельзя считать умением, что этому не нужно учиться. Другие же считали, что, действительно, дружить умеют не все, это не так просто.

Ведущий предлагает участникам занятия высказать свои точки зрения.

Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Про маленькую Бабу Ягу (А. Завалиишна) В одном лесу жило необыкновенное семейство: Баба Яга - мама, Баба Яга - тетка и Баба Яга - девочка. Они занимались колдовством и черной магией. Но вот решили мама и тетка отдать маленькую - ее в миру звали Матильдой - в школу, авось пригодится. Для этого пришлось им переехать из леса в город. Правда, поселились они на самой его окраине, и недалеко от домика был лес.

Школа, в которой начала учиться маленькая Баба Яга, была самой обыкновенной современной школой. И дети там учились обыкновенные. Первый день в школе для Матильды оказался настоящим кошмаром. Как только она вошла в класс, все девчонки так и заверещали.

Ну и прикид! - сказала первая модница в классе, Анжела. - Это же настоящие лохмотья!

А волосы! Похоже, она месяца три не мылась и не причесывалась!

Она к тому же и босая!

А на плече, смотрите, ворона сидит!

Кое-как бедняжка просидела до конца уроков и в слезах прибежала домой. Она набросилась на маму с теткой:

А вы-то мне говорили, что я красивая, что я талантливая! А в школе меня обозвали уродиной! А еще чучелом! Они сказали, что я не должна учиться с ними в одном классе! Все меня невзлюбили! - И слезы у Матильды полились рекой.

Взрослые ведьмы принялись успокаивать маленькую Бабу Ягу.

Не плачь ты! - говорили они в один голос. - Ты жеколдунья и можешь сделать с обидчиками все, что захочешь.Преврати их всех в жаб! Угости их лягушачьим отваром, ипусть себе квакают! Прекрати плакать и помни, что ты самая умная и красивая ведьмочка на свете!

С тех пор на одноклассников Матильды несчастья так и посыпались. У отличниц в дневниках появились двойки. У мальчишек брюки укоротились на пятнадцать сантиметров. У модницы Анжелы за неделю сломались четыре каблука и семь расчесок. Из всех портфелей выскакивали лягушки. Все догадывались, чьих это рук дело, и продолжали смеяться над Матильдой и еще больше не любили ее. Да и самой Матильде от ее проделок легче не становилось. В итоге эта необычная девочка сделалась посмешищем всей школы. Однажды весной школьники отправились в лес на пикник. Матильду взяли с собой только затем, чтобы не скучать, мол, будет над кем посмеяться! Матильда понимала это, но все-таки пошла вместе со всеми: ведь она так любила лес! А еще ее не покидала надежда, что рано или поздно ее отношения с одноклассниками наладятся.

Пока шли по лесу, ребята постоянно осмеивали Матильду.

Смотрите-ка, она с березой разговаривает! Вот умора! Авот какие-то сорняки в букетик собирает! Ха-ха-ха!

А Матильда добродушно объясняла: это, мол, не сорняки, а лечебные травы. Эта от астмы, эта - от простуды, а эта - для заживления ран. И дети прислушивались к ней, поддразнивая все реже. Им становилось интересно в лесу, и они понимали, что это заслуга Матильды.

Вдруг у тропинки дети увидели большой куст с красными ягодками. Мишка, первый красавчик в классе, тут же подбежал к нему и сунул ягоду в рот. И тут все услышали крик Матильды:

Стой! Нельзя! Они ядовитые!

Но впереди их поджидала новая опасность. Анжела подняла с земли изогнутую веточку, но веточка оказалась змеей. Не очень большой, но настоящей ядовитой змеей. Анжела вскрикнула и вмиг стала белой как мел. Все обернулись к Матильде. Она пожала плечами:

Я не в силах спасти ее. Все, что я могу сделать, - это приостановить действие яда.

Быстро насобирав каких-то травинок, она склонилась над ранкой.

Весь обратный путь Анжела не приходила в сознание. Через два часа добрались до больницы, где девочку удалось спасти. Доктора говорили, что это произошло каким-то чудом, неизвестным медицине, поскольку девочка должна была умереть еще час назад.

Но все одноклассники знали, что это за чудо. Матильду стали уважать, ее поступком в лесу все восхищались. Ее перестали дразнить колдуньей, но зато она стала известной целитель-ницей, к которой приходили многие жители города со своими хворями.

И недоверчивые к людям взрослые ведьмы - мама и тетка Матильды - стали понимать, что уважения и внимания можно добиться хорошими делами, а не злыми проделками. Они помогали Матильде во всех ее заботах.

А тетушка принялась особо следить за тем, чтобы Матильда всегда была чистенькой и опрятной. Анжела подарила ей модные платья, а местный парикмахер сделал ей красивую стрижку. Впервые в истории в домике, где живут три Бабы Яги, появились гости. Это было в день рождения Матильды, которая стала общей любимицей.

«Санитары». Один из ребят назначается «раненым бой-Чом», а двое - «санитарами». «Раненому» завязывают глаза, а«санитары» носят его на сплетенных руках по классу, ока-зьгвают ему «первую помощь». Когда все дети попробуют себя в каждой из этих ролей, можно устроить обсуждение, в какой роли интереснее быть и почему.

Занятие 18. Трудности в отношениях с друзьями

Разминка

«Чувства и ассоциации». Ведущий предлагает детям повторить упражнение (см. занятие 17): найти ассоциации-сравнения для названных чувств. Предложите для игры новые названия чувств и новый выбор предметов и явлений для сравнения.

«Одинаковые скульптуры». Повторите уже знакомую детям игру (см. занятие 17). Двое с завязанными глазами встают в центр круга. Один принимает любую позу, а другой должен ее повторить. Но на этот раз он не полхчает от первого словесных инструкций. Его подводят к «скульптуре», и он, ощупывая ее, должен составить представление о позе, в которой она находится, и принять такое же положение.

«Кто сказал "мяу"?» Водящему ребенку завязывают глаза, затем его раскручивают и усаживают на колени к одному из детей, который в этот момент говорит: «Мяу!» Водящий должен назвать имя одноклассника, на коленях которого он оказался. Смените побольше водящих! Кто окажется самым внимательным?

«Об Алеше». Ведущий рассказывает детям о мальчике Алеше, у которого были трудности в школе. Однажды он пришел домой и сказал маме: «Все, больше я в эту школу не пойду. Меня там никто не любит». Дети должны высказать свои предположения о том, что же произошло с Алешей. Затем ведущий говорит о маме Алеши: она очень удивилась, услышав жалобы сына, ведь он всегда хорошо учился, и учительница была им довольна. Неужели он хочет бросить школу только из-за того, что у него не ладятся отношения с товарищами?

Обсудите все вместе: бывает ли так, чтобы человек хорошо учился, но с ним никто бы не дружил? Насколько важна для детей школьная дружба? Что для кого важнее - учебные дела или взаимоотношения со сверстниками? Подумайте все вместе над тем, как можно помочь Алеше и всем ребятам, у которых есть такая проблема.

Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

О Спиногрызкине (Т. Маркина)

Одним зимним утром молоденький кролик по фамилии Спи-ногрызкин проснулся в восемь часов. За окном было еще темно, падал тяжелый липкий снег. «Как не хочется вставать! Да еще сегодня суббота...» - застонал кролик.

Но ровно в девять на опушке у здания школы выстрелил стартовый пистолет учителя физкультуры Барсукова. Началась лыжная эстафета. Спиногрызкин бежал в команде с Волковым, Лисицыным и Кабановым. Он был последним, четвертым в эстафете.

Спиногрызкин бежал изо всех сил, весь вспотел, а уши его развевались на ветру, как флаги. И вдруг послышался жалобный писк: прямо на лыжне сидел маленький птенчик. На большой скорости Спиногрызкин резко свернул с лыжни и влетел прямо в кусты. Одна лыжа сломалась. Команда проиграла.

На Спиногрызкина накинулись товарищи по команде и одноклассники-болельщики: «Если бы не ты, мы были бы первыми" Кто взял в команду этого лопоухого?» Все так кричали, что Спиногрызкин даже не мог никому объяснить, что произошло. На глаза его навернулись слезы, из носа потекло.

Соревнования закончились, все разошлись, и Спиногрызкин поплелся к тому месту, где случилась авария. Там валялась куча сломанных веток, но птенца на лыжне уже не было. «А может, мне все это показалось? - тревожно подумал кролик. –Может, я действительно неумеха и зря меня взяли в команду?»

Спиногрызкин вернулся домой. Мама поила его вкусным морковным чаем, папа предлагал сыграть в бирюльки, но Спиногрызкин был безутешен.

В школе бывшие друзья отворачивались от него, а победители злорадно смеялись прямо в лицо. Спиногрызкин так нервничал, что за одну неделю умудрился получить три двойки и пять замечаний за невнимательность на уроках. «Эх, никому я не нужен, ничего я не умею, никто меня теперь не любит», - вздыхал кролик.

А в следующий понедельник устраивался конкурс на лучший самодельный скворечник. Уж что-что, а скворечники Спиногрызкин делать умел. Этому его еще дедушка научил.

Весь класс собрался в столярных мастерских. Застучали молотки, завизжали пилы, полетела во все стороны стружка. Мальчики сколачивали скворечники, а девочки их раскрашивали.

Строительство скворечника - сложная работа, и многие одноклассники не могли обойтись без советов Спиногрызкина. Они то и дело подбегали к нему с вопросами - сначала неохотно, но постепенно все больше и больше проникаясь уважением к его знаниям и мастерству. И Спиногрызкин терпеливо все объяснял и всем помогал.

Когда проводили выставку, у бригады Спиногрызкина скворечники были самые лучшие. А потом устроили праздничное чаепитие, и все одноклассники помирились со Спиногрызки-ным. Они попросили у него прощения за то, что были грубы с ним, а когда он рассказал о птенчике, им стало просто стыдно. Но все обиды были забыты, и кролик снова был среди Друзей.

А потом принесли телеграмму от мамы-снегирихи, которая благодарила доброго и мужественного Спиногрызкина за то, что он спас жизнь ее птенчика, который в тот злополучный день выпал из гнезда прямо на лыжню.

«Зря я расстраивался, - думал кролик, ставший настоящий героем дня. - Не такой уж я неумеха, хоть и лопоухий!»

Занятие 19. Ссора и драка

«Чувства-ассоциации». Предложите детям называть возникающие у них ассоциации к названиям негативных чувств: злость, обида, гнев и т.д., например: «Если бы злость была растением, то каким?» «Если бы ярость была птицей, то какой?» и т.д.

«Изобрази ситуацию». Дети получают карточки с надписями на тему различных конфликтных ситуаций: «Мальчик разозлился»; «Девочка замахивается на кого-то кулаком»; «Двое учеников обзывают друг друга»; «Девочка плачет, ее обидели»; «Мальчика побили, ему обидно». Каждый без слов изображает доставшуюся ему ситуацию.

«Какие чувства возникают во время ссоры или драки?»

Дети припоминают свои конфликтные ситуации и те ощущения и чувства, которые у них возникали, и по очереди называют их.

«Неоконченные предложения». Дети завершают предложения:

«Ученики ссорятся, когда...» «Ссора заканчивается дракой, если...» «Ссора заканчивается слезами, если...» «Когда другому человеку больно...» «Когда мне больно, я...»

«Я знаю одного мальчика...» Ведущий рассказывает детям Историю приблизительно такого содержания: «Многим детям случается ссориться и драться. Наверное, это нормально. Но я знаю одного мальчика, который дерется почти все время: на пеРеменке, на прогулке, в столовой. Причем дерется жестоко, пуская в ход кулаки, ноги, зубы. И не разбирает, куда он бьет - в грудь, в лицо, в голову. Конечно, одноклассники его избегают, не хотят с ним играть. А он от этого еще больше злится и еще больше дерется. И всегда ему кажется, что все лезут к нему первыми. Когда с ним разговариваешь, выясняя, не жалко ли ему тех, кого он бьет, он заявляет: "Сами виноваты, они первыми пристают". Давайте вместе подумаем, что можно сделать, как помочь этому мальчику - ведь такие, как он, есть в каждом классе. Попробуем разыграть ситуации, в которых я буду исполнять роль этого мальчика-драчуна, а вы - роли его родителей (они обеспокоены, что у сына нет друзей оттого, что он всех обижает), кто-то будет его учительницей, кто-то исполнит роли его одноклассников. Может быть, это позволит нам понять, что можно делать с такими драчунами». После этого разыграйте ситуации и обсудите с детьми наиболее удачные способы поведения.

Класс

Занятие 5. Мой выбор, мой путь

Разминка

«Способности моих родителей». Ведущий спрашивает детей о том, что им удалось узнать о способностях их родителей. Желающие рассказывают, остальные задают вопросы. В ходе беседы следует обратить особое внимание на то, что способности могут меняться, некоторые угасают, некоторые развиваются или возникают в зависимости от смены деятельности.

«Кого загадал ведущий?» Ведущий называет некоторые способности каждого из участников. Детям нужно догадаться, кого имеет в виду ведущий.

«Отгадай, кто я?» Ведущий выбирает из числа детей водящего и тайно называет ему имя кого-то из одноклассников. Затем прикасается к водящему «волшебной палочкой», «превращая» его в этого человека. Далее дети задают водящему вопросы, касающиеся вкусов, увлечений загаданного участника, например: «Какой цвет ты любишь?», «Кто твой любимый писатель?». А водящий старается отвечать на них от лица этого участника. Дети должны догадаться, в кого «превращен» водящий.

«Выбор пути». Ведущий напоминает детям сказку, в которой Иван-царевич оказался на перекрестке трех дорог. Ему пришлось выбирать свой путь. Он сам делал свой выбор и убеждался в том, что не всегда самый легкий путь приводит к успеху. Ведущий предлагает ребятам представить ситуацию, когда человек не в сказке, а в жизни оказывается на распутье и должен выбрать одну из дорог. «Часто от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдем, как сложится наша жизнь». Далее в качестве примера можно рассмотреть школу как исходный пункт выбора дороги. На доске изображается линия, ведущая в школу, а внутри школы она разветвляется. Как можно назвать эти ветки? Дети предлагают свои варианты названий: «к пятеркам любой ценой», «главное - чтобы тебя хвалили», «к знаниям через старание», «к тройкам через лень». Дети размышляют над тем, какая дорога может привести к успеху.

«Рисунок "На перекрестке дорог"». Предложите детям представить себя на распутье дорог и изобразить эту ситуацию в виде символических изображений. Обсудите рисунки, поговорите о том, какие возможности развития своих способностей Дети видят в будущем.

Занятие 6. Мой внутренний мир

Разминка

«Подушечный бой». Эта игра предложена для включения в психологические занятия пятиклассниками московской школы «Премьер». Для выполнения упражнения нужны две или четыре диванные подушки. Участники становятся друг против друга на расстоянии около полуметра, расставив ноги и не двигаясь с места. С помощью подушки (или двух подушек в обеих руках) нужно заставить партнера потерять равновесие.

«Не выходя из комнаты». Ведущий заводит с детьми беседу о том, что часто человек перестает радоваться жизни, потому что не способен замечать красивое и удивительное вокруг себя. Многим кажется, что удивляться в повседневной жизни нечему, и они ждут каких-то ярких событий, чтобы удивиться или обрадоваться. Но эти моменты быстро проходят, и человек опять впадает в скуку и уныние. Однако вокруг нас много удивительного, нужно только суметь заметить это. Предложите детям назвать как можно больше вещей и явлений, которым можно удивиться, не выходя из комнаты.

«Радиопередача». Ведущий предлагает детям представить себя в роли радиоведущих детской передачи. Они должны рассказать в микрофон сказку, начав со слов: «Далеко-далеко, за лесами, за горами жил мальчик (девочка)...»

«Чужие рассказы». Ведущий рассказывает о детях, которые на занятиях психологией писали маленькие сочинения на тему «Какой я и чем отличаюсь от остальных?». Ведущий читает детям эти сочинения, предлагая определить, кто из авторов этих сочинений лучше всего разбирается в себе. Очень важно, чтобы участники пытались доказать свою точку зрения.

«Я нехороший. Я не могу быть хорошим, потому что не умею решать задачи».

«Я мальчик плохой, потому что надоел учительнице и ребятам. Я хоть и большой, но ума у меня нет. Я стараюсь исправиться, но мне не удается. Я хочу быть хорошим мальчиком».

«Я добрый, трудолюбивый, правдивый».

«Я не знаю, какая я по характеру. Но когда меня обзывают, я тоже могу обозвать. Я характером в папу».

«Я отличаюсь быстро меняющимся настроением. Иногда бываю грустной, иногда веселой».

«У меня нет силы воли. Мне не нравится моя разболтанность».

«У меня не очень хороший характер. Когда что-то бывает не так, я надуваюсь, как мышь на крупу».

«У меня с дружбой плоховато. Мне не нравится в себе то, что я не научилась хорошо понимать товарищей».

«Маленький принц». Ведущий беседует с детьми о сказке про Маленького принца, который имел свою собственную планету, и предлагает представить, какой может быть собственная планета у каждого из них, а затем эту планету нарисовать. При обсуждении обращается внимание на то, кто населяет эту планету, легко ли до нее добраться, по каким законам на ней живут.

Валентина Житкова
Занятие в подготовительной группе «Я и мои друзья»

Тема : «Я и мои друзья

ОО «Коммуникация» ,

Интеграция образовательных областей :

«Социализация» ,

«Труд» ,

«Музыка»

«Художественное творчество» .

Разработала воспитатель

Валентина Федоровна Житкова

Цель : Формирование нравственных основ личности в процессе познания представлений о дружбе посредством развития речи.

Задачи :

Учить :

Выражать словами свои чувства и эмоции, справедливо оценивать положительные и отрицательные поступки, с помощью разрешения проблемных ситуаций;

Составлять короткие повествовательные рассказы, строить предложения разной структуры, используя рисунки- схемы и сюжетные картинки;

Рассуждать, аргументировано высказываться на темы из личного опыта, принимать участие в общем разговоре;

Образовывать однокоренные слова, активизировать процесс словообразования.

Закрепить :

Навыки строительства домика, отражая в постройке представления о знакомых предметах, передавая в постройке основные детали,умение работать в коллективе;

Умение самостоятельно придумывать детали узора по своему желанию;

Технику силуэтного изображения (аппликация «Рисуем ножницами» , формировать чувство композиции и ритма.

Развивать :

Связную речь;

Творческую фантазию, зрительное восприятие, мелкую моторику рук, глазомер, чувство симметрии;

Культуру диалогической речи в процессе диалога,

Способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение изображать и читать эмоции;

Коммуникативные навыки в процессе подвижной игры.

Воспитывать :

Навыки регуляции поведения, стремление к дружеским взаимоотношениям;

Чувство взаимовыручки, взаимопомощи;

Желание сделать своему другу подарок.

Словарь : друг, дружба, доброжелательность, обман, фундамент.

Оборудование :

Карточки различных цветов с буквами : д,р,у,ж,б,а!;

Модули для постройки дома;

Картинки с известными героями сказок;

Набор картинок и схемы к ним, изображающие проблемную ситуацию;

Лист бумаги, клей, различные фигуры, трафареты, ножницы.

Предварительная работа с детьми :

1. Д\и «На что похожа мамина любовь?» , «На что похожа бабушкина забота?» (Связать явления природы и человеческие отношения, обратить внимание не только на положительные, но и отрицательные аспекты).

2. д\и «Подбери слова – родственники к словам» : любовь, игра, стройка (нет путать с изменениями самого слова по числам, падежам) .

3. Повторение стихотворений и разучивание пословиц, поговорок о дружбе; работа над смысловым значением пословиц.

4. Выставка детских рисунков на тему «Мой лучший друг» .

5. Д\и «Я начну, а вы кончайте - хором дружно отвечайте!»

6. Просмотр мультфильмов о дружбе «Чебурашка и крокодил Гена» , «Трям, здравствуйте» , «Крошка Енот»

Ход НОД:

1. Вводная часть. (3мин.)

Ребята, давайте улыбнемся, соединим наши ладошки и подарим тепло наших рук и хорошее настроение друг другу. А теперь закройте глаза и представьте, что вы хотите передать другу.

(Детям предлагается объединиться и войти в кольцо-обруч)

Как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Мы вместе, мы дружные, мы все здесь!

Звучит спокойная музыка.

Что вы чувствовали, когда держали друг друга за руки?

(Дети обмениваются впечатлениями) .

2. Основная часть. (25 мин)

Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом, педагог на таком же стуле перед детьми.

1. Составление слова из букв.

Сегодня у нас очень интересный и серьезный разговор. А о чем мы будем беседовать, вы узнаете, если отгадаете загадку. На столе лежат буквы. Если их расположить в определённом порядке, то получится слово. Попытайтесь его составить! (ключ - спектр цветов радуги с буквами : Д, Р, У, Ж, Б, А,! .)

Как вы догадались, какое это слово? Дружба! Чем она похожа на радугу?

(Приносит радость; очень красива; часто появляется после дождя, как дружба после трудностей в жизни; приходит и уходит без нашего ведома)

О чем будем говорить? (О дружбе) .

2. Игра «Семья слов»

У слова «дружба» есть слова-родственники. Давайте подумаем и назовем слова, похожие на него.

(Дети : дружить, подружка, дружок, дружный, дружочек, дружище, дружелюбный, дружеский).

3. Игра “ Мир моих ощущений”

Какое прекрасное слово – “дружба”! Когда я произношу его, то чувствую спокойствие и радость. А какие у вас ощущения возникают при слове - “дружба”?

– С какой погодой вы бы сравнили “дружбу”?

– С какими животными можно связывать слово дружба?

– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?

– А можно ли увидеть дружбу? А услышать?

– Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу?

(Рассказы детей о своих ощущениях.)

4. Проблемная ситуация : «Умеешь ли ты дружить?» (Разбор ситуаций)

(Воспитатель предлагает детям разобрать проблемные ситуации и для каждой ситуации назвать правило дружбы)

1. Маша поделилась с Леной своей тайной, и Лена узнала, что по секрету от своей мамы Маша вяжет шарф в подарок к маминому дню рождения. Очень хотелось Лене всем об этом рассказать. Но она сдержала слово, данное подруге.

2. Витя хорошо рисует, но сегодня у него не получился рисунок. Вова засмеялся : “Тоже мне художник! Так тебе и надо!”

3. Лена пришла в новый детский сад. К ней подошла Ира и сказала : “У нас в группе все девчонки плохие : Оля плакса, Нина жадная, а Света некрасивая. Будешь со мной дружить?”

4. Алёша опрокинул компот на платье Любы. “Дурак”, - крикнула девочка. Алёша обиделся и перестал дружить с Любой.

Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.

Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу!

Никогда не сплетничай о своих друзьях . Старайся замечать, прежде всего, хорошее в человеке. О достоинствах своего друга рассказать можно каждому.

Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.

(Дети обмениваются мнениями)

Молодцы. Вы хорошо поработали. Я надеюсь, что вы никогда не поступите так, как эти ребята.

А сейчас давайте немного отдохнем.

Физминутка :

Проводится подвижная игра «Найди пару» .

Звучит музыка песни «Добрый жук» .

5. Моделирование. Строительство Дома Дружбы.

Ребята, давайте вместе построим дом Дружбы. Я предлагаю вам построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для нашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то на чем держится весь дом. Подумайте, что же будет лежать в основе вашего дома.

Из кирпичиков дети составляют Дом Дружбы :

Наш дом дружбы построен. Вы хотели бы поселиться в нем? Почему?

(Дети высказывают свои мнения)

В домик нужно поместить друзей , чтобы было не только красиво, но и весело.

6. Задание «Выбери сказочных героев» .

Дети сидят на ковре в кругу.

В окружающем нас мире живут разные люди, в каждом из них есть что-то хорошее, но есть и плохое. Представьте, что вокруг вас нет такого большого выбора прекрасных принцев и принцесс, а есть совершенно разные люди. Что решили бы - остаться одному или подружиться с кем-нибудь из них?

(Чтобы его выполнить, надо рассмотреть в обруче картинки, изображающие сказочных героев, выбрать себе в друзья персонажей и объяснить свой выбор)

Кота в сапогах- находчивый,

Красную Шапочку- заботливая,

Золушка- трудолюбивая,

Мальвина- умная,

Карлсон- весёлый,

Гена и Чебурашка- дружелюбные, и т. д.

(Дети дают более обширную характеристику, аргументируя свой выбор. Надо добавить и отрицательных героев, а может дети найдут положительные качества и у них : Кащей умный, баба Яга помогает Ивану…Только если дети не выбирают их сами.)

Дети заселяют дом выбранными сказочными героями.

7. Творческое задание «Мой рецепт дружбы» .

Составление правил дружбы.

Ребята, чтобы у каждого из вас были хорошие друзья , нужно выполнять правила дружбы.

(Предложить детям различные картинки, они выбирают и высказывают свое мнение).

1. Помогай другу в беде.

2. Умей разделить с другом радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Умей признавать свои ошибки.

8. Относись к другу как к себе.

(К каждому правилу предлагается определенная схема) .

Если вы будете соблюдать их, то надолго останетесь хорошими друзьями .

8. Выполняется творческое задание «Подарок другу» .

(Детям предлагается лист бумаги, клей и различные фигуры. Ребята самостоятельно выполняют задание. Затем обмениваются подарками).

Замечательно у вас получилось! Посмотрите, как озарился дом радостными улыбками, согрелся теплом дружеских сердец.

Задание выполняется под музыку песни «Настоящий друг» муз. Б. Савельева.

3. Заключительная часть. (2 мин)

Что бы вы хотели пожелать своим друзьям ?

Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Давайте не будем никогда ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, кота Леопольда : “Ребята, давайте жить дружно!”.

Дети говорят все вместе хором :

Ярче солнечных лучей

Дружба в целом свете,

Ведь с друзьями веселей

На любой планете!

Лена Бутырина
План на неделю «Я и мои друзья»

ГРУППА : средняя

ТЕМА НЕДЕЛИ : «Я и мои друзья »

ЦЕЛЬ : Создание радостного настроя от встречи с друзьями , с детским садом.

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ : Коллаж «Мои друзья » .

Задачи на неделю с учетом интеграции образовательных областей :

Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях, как «друг» , «дружба» , «честность» , «справедливость» ; учить составлять небольшие рассказы из 6-8 предложений; добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения; развивать социальные чувства, осознанные доброжелательные отношении; желание поддерживать друзей , заботиться о них. Научить детей говорить «Нет» , если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. Продолжать вызывать интерес к продуктивной деятельности, развивать воображение. Совершенствовать двигательные навыки и умения, развивать их самостоятельному применению. Совершенствовать умения ухаживать за собой и за своим внешним видом. Закрепить умение строить по предложенному элементарному чертежу-схеме или воплощать свой собственный замысел. Учить создавать коллективную поделку, объединяя индивидуальные постройки детей. Закреплять умение сравнивать количество предметов, сравнивать предметы по величине, объединять их по признаку; закреплять знания о геометрических фигурах. Продолжать формировать у детей интерес к растительному миру; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать и заботиться о них.

Групповая,

Понедельник , 07.09.2015 Утро : Утренняя гимнастика.

Рассматривание иллюстраций с изображением детей, друзей , животных.

П/и «Найди себе пару» .

Формировать с Никитой Ч. и Женей Ч. умение раскладывать и складывать учебные пособия. Беседа : «Наши друзья . Д/и «Добавь слово» . Внесение иллюстраций, настольно – печатных игр для самостоятельной деятельности детей.

Речевое развитие (ОБЖ) Беседа : «Как вести себя с незнакомыми людьми?» (сюрпризный момент, рассказ воспитателя, беседа по вопросам, игра «Я твой друг…» , физминутка, рисование карандашами «Подарок дргу» ).

Развитие музыкальности.

Прогулка

Наблюдение за солнцем.

Подмести на веранде, убрать крупные сухие веточки.

П/и «Мышеловка» , «Мы веселые ребята» . Закреплять с Костей Г. и Дариной Р.

умение ходить парами. Беседа о солнце : солнце светит – тепло. Солнце огромное, раскаленное, обогревает землю, посылая ей свои лучи. Внесение игрушек, совочков, ведер, веников, кукол одетых по погоде, мячей, раскрасок, цв. карандашей.

работа перед сном Чтение С. Маршак «Дядя Степа» .

Закреплять навыки поддерживания аккуратного внешнего вида.

Вечер

Д/и «Один - много» . Закреплять с Артемом П. и Кириллом С. основные признаки лета и осени. С/р игра «Поликлиника» : родители приводят детей на прием к врачу (беседа, показ, личный пример) . Внесение предметов – заменителей для с/р игры «Поликлиника» .

Прогулка Наблюдение за работой дворника.

Подмести дорожку, ведущую на участок. П/и «Автомобили» , «Водяной» .

Закреплять с Арсением М. и Степой Ч. умение бросать мяч вверх и ловить его двумя руками.

Групповая,

подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник, 08.09.2015 Утро : Утренняя гимнастика.

Рассматривание картины «Строим дом» .

Д/и «Парные картинки» . Тренировать умение рисовать горизонтальную линию с Богданом П. и Никитой Ч. Ситуативный разговор о том, как люди находят себе друзей Внесение раскрасок , цветные карандаши.

Физическое развитие по плану инструктора по физвоспитанию.

Познавательное развитие (РЭЕНП) . Тема : «Книги – мои друзья » (худ. слово, и/у «Узнай по голосу» , экспериментирование с бумагой, выводы).

Художественно – эстетическое развитие. Лепка «Угощение для друга» .

Прогулка

Рассматривание клумбы, сравнение 2-х цветущих растений. Выкапывание цветов и пересадка их в ящики для дальнейших наблюдений в уголке природы. П/и «Найди свой домик» , «Птицы в гнездышке» . Упражнять в беге под шнуром Владу В, Катю С. Беседа о солнце, о том, что когда светит солнце – на улице тепло. Внесение формочек, лопаток, ящиков для цветов, мелких игрушек.

Вечер : Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам, дыхательные упражнения.

Драматизация р. н. с. «Колосок» (начало) .

Повторить с Машей О. выученное ранее стихотворение. С/р игра «Магазин» выбираем подарок другу.

Внесение атрибутов для с/р игры «Магазин» .

Прогулка Наблюдение за состоянием погоды (есть ли на небе солнышко или тучи) .

П/и «Воробышки и автомобиль» , «Береги предмет» .

Д/и «Живое – неживое» .

Сбор камней на участке.

Групповая,

подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда, 09.09.2015 Утро : Утренняя гимнастика.

Рассматривание картинок из серии «Дети играют» .

Д/и «Чудесный мешочек» . Закреплять составление отдельных групп предметов с Данилом М. и Ильясом М. Заучивание «Мирилки» . Внесение раскрасок и цветных карандашей, картинок.

Речевое развитие. Грамота. Тема : «Рассказывание об игрушках» (Сюрпр. момент, рассказ воспитателя, беседа по вопросам, физминутка, самостоятельный рассказ детей, д/и «Назови ласково» , составление таблицы «Мои друзья » ).

Художественно – эстетическое развитие. Аппликация «Букет для друга» .

Тема : (Загадки и отгадки, игра «Соедини правильно» , физминутка «Медвежата» , игра «Найди и закрась» ).

Прогулка

Наблюдение за травянистыми растениями, различаем высокие и низкие цветущие растения.

П/и «Попади в цель» , «У медведя во бору» , «Гуси, гуси» .

Собрать упавшие с деревьев веточки. Развивать навык ловить мяч двумя руками с Кирой К. и Женей Ч. Беседа : «Какие бывают времена года? А сейчас какое?» Внесение игрушек, совочков, ведерок, машинок.

работа перед сном Чтение р. н. сказки «Теремок» .

Продолжать закреплять навык засучивать рукава, брать мыло из мыльницы и класть его на место.

Вечер : Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам, дыхательные упражнения.

Д/игра «Не забывай о товарищах". Закрепить с Никитой Ч. и Костей Г. упражнение с мячом «Я знаю пять имен девочек…» . Игры с крупным строительным материалом, закрепляя полученные ранее конструктивные умения. Внесение элементов крупного конструктора.

Прогулка Отметить состояние погоды. Ясно ли светит солнце? Какое сегодня небо, ветер?

Продолжаем собирать веточки в ведра.

П/и «Шел король по лесу…» , «Догони меня» .

Групповая,

подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг, 10.09.2015 Утро : Утренняя гимнастика.

Чтение рассказа К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» .

Приучать наводить порядок в своем шкафу. Закрепить с Дариной Р. и Ваней П. умение складывать разрезные картинки из 8 элементов. Настольная игра на развитие мелкой моторики «Разноцветные прищепки» . Внесение игры, мелкого конструктора, рассказа.

Художественно – эстетическое развитие. Рисование «Цветок дружбы» .

Познавательное развитие. ФЭМП. Тема : «Один – много. Большой и маленький. Круг» (Загадки и отгадки, игра «Соедини правильно» , физминутка «Медвежата» , игра «Найди и закрась» ).

Речевое развитие. Заучивание. Е. Стеквашова «Друзья » (загадка; беседа о дружбе; чтение стихотворения; вопросы; физминутка; чтение стихотворения с детьми).

Прогулка

Наблюдение за деревьями.

«Тишина» , «Кот и мыши» . Закреплять со всеми детьми умение перешагивать через препятствия. Рассказ воспитателя о строении дерева. Внесение игрушек, совочков, ведер, веников, кукол одетых по погоде, мячей.

«Красная шапочка» .

Закреплять умение раздеваться и одеваться в правильной последовательности.

Вечер : Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам, дыхательные упражнения.

Прослушивание песни «Улыбка» .

Закреплять с Лешей Е. и Инной Д. умение отгадывать загадки на основе зрительной информации. Д/и «Накорми куклу обедом» , развиваем умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Внесение игрушек для д/и, песни.

Прогулка Наблюдение за небом. Подмести веранду и скамейки.

П/и «Ровным кругом» , «Веселые перебежки» .

Игры с песком по желанию детей.

Групповая,

подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница, 11.09.2015 Утро : Утренняя гимнастика.

Рассматривание иллюстраций «Оцени поступок» .

П/и «У медведя во бору» .

Закрепить с Артемом П. и Артемом В. навык закрашивания картинок, не выходя за контур. Д/и «Дом дружбы» (вызвать сочувствие к игровым персонажам, уметь оказать им помощь) . Внесение, иллюстраций, раскрасок и цветных карандашей.

Речевое развитие. Экология. «Мои зеленые друзья » (загадка, рассматривание строения цветка, игра «Что лишнее?» , работа по схеме «Как растет растение?» , физминутка «Цветок» , игра «Что было бы если…» )

Познавательное развитие (РЭЕНП) .

Прогулка

Наблюдение за кошкой, обратить внимание на строение ее тела.

Собираем опавшие с деревьев палочки, ухаживаем за поломанными ветками. П/и «Воробушки и кот» , «Ловишки с мячом» . Закреплять с Арсением М., Богданом П. и Степой Ч. прыжки на одной ноге. Отгадывание загадок про диких и домашних животных. Внесение игрушек, совочков, ведер, веников, кукол одетых по погоде, мячей, раскрасок, цв. карандашей.

работа перед сном Чтение фрагмента из сказки «Красная шапочка» продолжение.

Закреплять умение раздеваться и одеваться в правильной последовательности, аккуратно складывать одежду.

Вечер : Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам, дыхательные упражнения.

Коллективное рассказывание «Мой друг в детском саду» . Закреплять с Данилом П. и Катей С. умение чередовать кружки по цвету. С/р игра «Семья» , (день рождение у друга) закрепляем умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Внесение игрушек для с/р игры.

Прогулка Наблюдение за растительным миром, продолжаем знакомиться со строением дерева.

Подмести дорожку, ведущую на участок.

П/и «Веселые перебежки» , «Лиса в курятнике» .

Упражнять детей в беге «змейкой» .

Поделиться: