Благовещенье. Благовещение

БЛАГОВЕЩЕНИЕ Пресвятой Богородицы (греческий Ε?αγγ?λιον; латинский Annuntiatio Mariae), один из главных двунадесятых христианских праздников, посвящённый воспоминанию благовестия архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии о Боговоплощении (будущем рождении Иисуса Христа). Согласно Евангелию (Лк. 1:26-38), архангел Гавриил был послан от Бога в г. Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Неё родится Спаситель мира.

Праздник Благовещения установлен ещё в первые века христианства. 25 марта, как особый день праздника, уже зафиксировано в грузинских рукописных лекционариях, отражающих литургическую практику Иерусалима 7 века. Поскольку сведения о богослужении 5-6 века в Константинопольской церкви немногочисленны, ничего определённого о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но в 6 веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак на Благовещение; в конце 7 века - это уже один из самых почитаемых праздников. Все византийские памятники 8 века и последующих веков называют Благовещением среди важнейших праздников, который воспринимался и как Господский, и как Богородичный.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам 5 века. О литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времён папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвящённых Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия. В первой редакции Сакраментария Геласия (7 век) Благовещение не указано, но уже в Сакраментарии Григория Великого (3-я четверть 7 века) оно находится под 25 марта. Все более поздние памятники римской традиции относят празднование Благовещения именно к этому дню. Однако в неримских западных обрядах празднование Благовещения могло переноситься на период адвента, т. е. поста перед Рождеством Христовым, чем подчёркивалось значение Благовещения как праздника Боговоплощения и устранялась необходимость праздновать Благовещение во время Великого поста.

День 25 марта как праздник Благовещения, принятый и на Востоке и на Западе, с одной стороны, ровно на 9 месяцев отстоит от 25 декабря - дня, который не позднее 4 века, сначала на Западе, а затем на Востоке, принято было считать календарной датой Рождества Христова; с другой стороны, лежит в основе александрийской и более поздней византийской хронологических систем, отождествляющих число и месяц Благовещения и Пасхи. Этот день нередко служил началом церковного или даже гражданского года. При совпадении Благовещения с исторической датой Воскресения Христова Пасха, попадающая на этот день, получила название «Кириопасха» [Κ?ριον Π?σχα - Господственная (т. е. исконная) Пасха]. Такое совпадение случается примерно раз в полвека, и последний раз это произошло в 1991 году.

В богослужении на день Благовещения излагаются евангельские тексты о благовестии архангела Гавриила, тайне Воплощения от Бога Слова. В гимнографии праздника приводятся все главные ветхозаветные прообразы и новозаветные свидетельства о Благовещении и Боговоплощении. Характерной чертой богослужения всего благовещенского цикла является наличие в песнопениях херетизмов (от греческого χα?ρω - радоваться), многогранно раскрывающих содержание евангельского приветствия Богоматери: «Радуйся, Благодатная!». В России на Благовещение традиционно отпускают из клеток птиц на волю, возвещая о свободе всему миру; совершают особый «чин хлебопреломления» - за всенощным бдением во время благословения хлебов, пшеницы, вина и елея. Праздник Благовещения считается днём полнейшего покоя и свободы; в этот день предписывается избегать какого-либо, даже лёгкого труда. На Благовещение в Благовещенском соборе Московского Кремля совершается торжественное патриаршее богослужение, после окончания которого на Соборной площади выпускается на волю стая голубей.

Иконография . Ранние изображения Благовещения встречаются в росписях римских катакомб 2-4 века (Присциллы, Петра и Марцеллина, на Виа-Латина): перед сидящей в кресле женщиной стоит юноша, протягивающий к ней руку. В мозаиках базилики Санта-Мария-Маджоре Благовещение представлено с особой торжественностью, соответственно решению 3-го Вселенского (Эфесского) собора (431), провозгласившего Деву Марию Богородицей. Богоматерь изображена в богатых одеяниях знатной римский матроны, она восседает на престоле, держа в руках пурпурную пряжу; с небес слетают ангел и голубь - символическое изображение Святого Духа. На резной пластине слоновой кости кафедры архиепископа Максимиана (Равенна, 546-556) Богоматерь сидит в плетёном кресле, в левой руке у неё веретено и пряжа; архангел Гавриил - с жезлом в левой руке. Позднее сидящая на престоле Богоматерь изображалась на фоне палат, полуобернувшись к архангелу (собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде, 1125; церковь Святого Николая Каснитского в Кастории, 1160-1180, и др.). Другой вариант иконографии - Благовещение у источника (кладезя) - представлен в клейме на резной пластине слоновой кости из Миланского собора (оклад Евангелия, 2-я половина 5 века). Благовещение у кладезя как один из эпизодов встречается в циклах, иллюстрирующих Протоевангелие Иакова: в Софийском соборе в Киеве (1037-1045), соборе Святого Марка в Венеции (13 век), церкви монастыря Хора (Кахрие Джами) в Стамбуле (1316-21), также в иллюстрациях Акафиста Богоматери (например, икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 14 век). Ещё один иконографический вариант представлен на миниатюре Евангелия Раввулы (586) и на ампуле из собора Монцы (7 век): Богоматерь стоит перед престолом; ангел - слева от неё. Такая композиция получила распространение в искусстве 9-12 века; её дополняет изображение небесного сегмента, из которого исходит луч с голубем в круге - символом Святого Духа («Слова Григория Назианзина», 880-883, Национальная библиотека, Париж; Деисус и «Двенадцать праздников», иконы 11-12 века из монастыря Святой Екатерины на Синае и из музея в Охриде; кафоликон монастыря Ватопед на Афоне, конец 10 - начало 11 века; Софийский собор в Киеве, 1037-45; кафоликон монастыря Дафни, 1100; Палатинская капелла в Палермо, около 1146-51, и др.).

Распространённое в церковной поэзии сравнение прядения пурпура для завесы храма с сотворением плоти Христовой оказало влияние на формирование особого иконографического извода, в котором на лоне Богоматери изображается воплощающийся в момент ангельского благовестия Младенец. Такие иконы, наглядно демонстрирующие догмат о Воплощении, известны с 11 века (фрагмент створки триптиха в монастыре Святой Екатерины и др.); на иконе «Благовещение Устюжское» (начало 12 века, ГТГ) в небесном сегменте изображён Иисус Христос Ветхий днями, окружённый мандорлой, сидящий на огненных херувимах, от Его благословляющей десницы исходит луч к Богоматери. В палеологовскую эпоху в сцене Благовещения Дева Мария окружена служанками («Благовещение у кладезя» в церкви Богоматери Перивлепты в Охриде, 1295); на русских иконах изображается прядущая служанка, сидящая у ног Богородицы (царские врата, 1425-27, Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник; «Благовещение с Акафистом», 16 в., Ярославский музей-заповедник). К апокрифическому Евангелию псевдо-Матфея восходит иконографический тип Благовещения в византийских миниатюрах, где Богородица представлена читающей книгу пророка Исайи (Псалтирь, 1084-1101, Дамбартон-Окс; «Слова Иакова Коккиновафского», 12 в., Ватикан). Эта иконография, получившая распространение в западноевропейском искусстве, в 17-18 веках встречается в русских иконах (икона 17 века из иконостаса Верхнепохвальского придела Успенского собора Московского Кремля и др.).

Особое место Благовещения в ряду других великих праздников обусловило расположение этого сюжета в храмовой росписи: в ранневизантийский период - на триумфальной арке (Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-445), в алтарной апсиде (церковь в Порече, 540), перед апсидой (Санта-Мария-Антиква в Риме, 6-7 века); позднее сцена Благовещения размещалась на западных гранях восточных столбов. В древнерусских церквах Благовещение изображалось на царских вратах иконостаса и на иконах - в навершии створок врат (икона 13 в., ГТГ).

В искусстве западноевропейского Средневековья варьируются типы изображений Благовещения с сидящей на троне или стоящей Богоматерью (рельеф бронзовых дверей из собора Святой Марии в Хильдесхайме, 1015), причём последний позднее получил особое распространение в готическом пластике. В соответствии со схоластическим богословием сцена Благовещения заняла место в иерархии сюжетов скульптурных циклов западных порталов соборов в Реймсе, Амьене, Страсбуре, Кёльне и др., где ангел и Дева Мария представлены беседующими; Богоматерь, как правило, изображается с книгой. На догмат о непорочном зачатии указывают лучи, исходящие с небес от Бога Отца, направленные к уху Девы; в луче - Святой Дух в виде голубя (мозаика П. Каваллини в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме, около 1291) или маленькая фигурка Христа (рельеф тимпана капеллы Марии в Вюрцбурге, 1430-40). В искусстве Проторенессанса и раннего Возрождения архангел изображается коленопреклонённым, с атрибутами герольда (со свитком, на котором написаны слова приветствия, лилией или оливковой ветвью), жестикуляцией выражающим почтение Деве Марии (Благовещение из алтаря «Маэста» Дуччо ди Буонинсенъя, 1308-11, музей собора в Сиене; алтарный образ С. Мартини, 1333, галерея Уффици, Флоренция; скульптура алтаря Кавальканти Донателло в церкви Санта-Кроче во Флоренции, 1-я половина 1430-х годов). Склонённая голова и жест скрещённых на груди рук передают также смирение Девы Марии и её покорность Богу (фреска Фра Анджелико в монастыре Сан-Марко во Флоренции, около 1446). Стремление передать мистическое содержание Благовещения сочетается с возрастающим интересом к изображению конкретного места действия - здания дворца, церкви или интерьера жилища (фреска Джотто в Капелла-дель-Арена в Падуе, 1304-06; алтарный образ М. Брудерлама, 1394-99, Музей изящных искусств, Дижон; росписи Пьеро делла Франчески в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452-66; алтарные картины Ф. дель Коссы, К. Кривелли, Рогира ван дер Вейдена, Я. ван Эйка и др.). Символическое значение получают такие предметы, как хрустальная ваза или окно, сквозь которое проходят лучи Божественного света - символ приснодевства, аналой - символ благочестия Девы Марии, книга (манускрипт) пророка Исайи - знак Её мудрости. Высокое и позднее Возрождение, а также барокко привнесли новые мотивы: изображение идеального, наполненного светом сада (Леонардо да Винчи, около 1474, галерея Уффици) или мистического света, заливающего помещение (Эль Греко, конец 16 в., Музей изобразительных искусств, Будапешт). В европейском искусстве 18-19 века тема Благовещения встречается редко (например, у прерафаэлитов - картина Д. Г. Россетти, 1850, галерея Тейт, Лондон).

Лит.: Хойнацкий А., священный Праздник Благовещения Божией Матери в Римско-католической Церкви // Православное обозрение. 1873, № 6; Виноградов Н. Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы как образец церковно-богослужебной поэзии. М., 1888; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М., 1892 (переизд.: М., 2001); Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1901. М., 1996. Т. 1; Mille G. Recherches sur l’iconographie de l’evangile aux 14е, 15е et 16е siècles d’après les monuments de Mistra, de la Macedoine et du Monts Athos. Р., 1916. Р., 1960; Lafontaine Dosogne J. Iconographie de l’enfance de la Vierge dans l’Empire byzantin et en Occident. Brux., 1964-1965. Vol. 5. № 1-2; Grabat А. Christian iconography: а study of its origins //Bollingen Ser. Princeton, 1968. Vol. 35. № 10; Weitzmann К. Studies in the arts at Sinai. Princeton, 1982; Corrado М. Annunciazione: storia, eucologia, theologia, liturgica. Roma, 1991; Ванюков С. А., Желтов М. С., Фельми К. Х. Благовещение Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. М., 2002.Т. 5; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» начала XII века // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира: XII век. СПб., 2002.

М. С. Желтов; Н. В. Квливидзе (иконография).

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся. Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

(Лука, 1:26-38)

Благовещение празднуется 25 марта - ровно за девять месяцев до Рождества Христова. Это самый древний праздник в честь Девы Марии. Празднование Благовещения восходит к IV веку. История христианской - как западной, так и восточной - живописи отражает то огромное значение, которое имеет этот праздник: еще Иоанн Златоуст называл его "первым праздником" и "корнем праздников". Итак, в IV веке он был известен, но ни в IV, ни в V веке еще не стал общераспространенным (например, о нем нет упоминания у Августина).

Почитание Девы Марии особенно усилилось в результате споров с Несторием на Эфесском Соборе (431 г.). Этот Собор осудил несторианство как ересь, а самого Нестория отправил в ссылку. Несторий утверждал, что Дева Мария не должна называться Богородицею, поскольку она родила не Бога, а человека, и потому может именоваться Человеко-родицею или в крайнем случае Христородицею. Это, как и ряд других заявлений Нестория, вызвало негодование большинства участников Собора. (Кстати, Эфес был местом, где Дева Мария издавна особо почиталась; достаточно сказать, что спор о богоматеринстве Девы Марии велся в церкви, которая в актах Собора именуется церковью Богоматери.) В результате Эфесский Собор провозгласил Деву Марию Богородицей, и сразу же после этого появились и широко распространились ее изображения с младенцем на троне в окружении ангелов.

Что касается древнейших изображений Благовещения, сердцем которого является Дева Мария, то они основываются не столько на Евангелии от Луки, сколько на апокрифических источниках. Сущность события передана Лукой достаточно ясно и полно, но о внешней его стороне сказано мало: такова особенность многих евангельских (канонических) рассказов. Апокрифы же дополняют эти рассказы подробными описаниями внешних обстоятельств событий.

Древние памятники западного искусства в качестве композиционной основы изображения этого сюжета берут византийские образцы и используют византийскую схему. Главных персонажей в Благовещении три - Дева Мария, архангел Гавриил и голубь Святого Духа.

Ранние изображения Девы Марии в этом сюжете представляют Богоматерь стоящей на подножии кафисмы, в левой руке у нее веретено (или два веретена); нередко изображается прялка, ставшая традиционным атрибутом Девы Марии, а порой даже ткацкий станок, как, например, в одной рукописи XV века, хранящейся в Национальной библиотеке в Париже. Все это символы того богоугодного дела, которым она занималась, будучи в Иерусалимском храме, - как известно, Дева Мария ткала одежды священникам. Это так называемый тип Благовещения с рукоделием. Программной основой для него является, по-видимому, рассказ, содержащийся в 10-й главе апокрифического Протоевангелия Иакова: "Тогда было совещание у жрецов, которые сказали: Сделаем завесу для храма Господня. И сказал первосвященник: Соберите чистых дев из рода Давидова. И пошли слуги. Снискали, и нашли семь дев. И первосвященник вспомнил о молодой Марии, которая была из рода Давида и была чиста перед Богом. И слуги пошли и привели Ее. И ввели девиц в храм Господень. И сказал первосвященник: Бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант, и лен, и шелк, и гиацинт, и багрянец, и настоящий пурпур. И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их. Она вернулась в свой дом. В это время Захария был нем, заменял его Самуил, пока не стал Захария снова говорить. А Мария, взяв багрянец, стала прясть".

Другой тип изображений Девы Марии в этом сюжете - Благовещение у источника. Литературной основой здесь также является Протоевангелие Иакова: "И, взявши кувшин, пошла за водой, и услышала голос, возвещающий: Радуйся, благодатная! Господь с Тобой; благословенна Ты между женами. И стала оглядываться Она, чтобы узнать этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал перед Нею Ангел Господень" (гл. 11). Дева Мария, по-видимому, покинула Иерусалим, чтобы жить, как это следует из Евангелия от Луки, в Назарете. Здесь уже в наше время - в марте 1960 года - под новой латинской базиликой Благовещения были обнаружены греческие рисунки (граффито) с сюжетом "Радуйся, Благодатная", датируемые II веком. Теперешняя базилика занимает площадь возведенных на этом месте ранее нескольких церквей: крестоносцев, до нее - византийской и даже еще более ранней - в стиле синагоги. Все они были поставлены в честь посещения ангелом Девы Марии. Слова "и, взявши кувшин, пошла за водой..." могли означать точное место в Назарете, где ангел приветствовал Марию, поскольку в этом городе был только один источник.

Такой тип изображения именуется "Предблаговещением". Примером этой композиции в западном искусстве может служить мозаика в церкви Св. Марка в Венеции (XI в.). Мы видим здесь Деву Марию, стоящую у античного бассейна, возле которого растет дерево. Она намеревается опустить в него гидрию, но в этот момент слетающий с неба ангел с жезлом обращается к ней. Она поворачивает к нему голову. На правой стороне мозаики изображается сцена суда над Марией, оказавшейся беременной, несмотря на хранение ее в девственности Иосифом. Литературной программой суда служит 14-я глава Протоевангелия Иакова: "И сказал первосвященник: "Отдай деву, которую ты взял из храма Господня. Иосиф же заплакал. Тогда сказал первосвященник: Дам вам напиться водой обличения перед Господом, и Бог явит грехи ваши перед вашими глазами. И, взяв воду, он напоил Иосифа и отправил на гору, и вернулся он невредим. Напоил также Марию и отправил Ее на гору, и Она вернулась невредима".

Следует, однако, предостеречь от вывода о непосредственном влиянии древних апокрифов на трактовку художниками Благовещения, как, впрочем, и других сюжетов. Не исключено, что сюжетным материалом для древних живописцев были предания.

В XI-XII веках в памятниках западного искусства появился новый тип изображения Девы Марии в сцене Благовещения - Благовещение с книгой. Истоки такой интерпретации находятся в апокрифическом Евангелии Псевдо-Матфея. Св. Епифаний, епископ Кипрский, известный церковный писатель IV века, и отец западной церкви св. Амвросий Медиоланский, имевшие безусловное воздействие на искусство соответственно Юго-Восточной (византийской) и Западной Европы, оба пишут о том, что могло повлиять на формирование данного типа изображения, - о прилежании Девы Марии в чтении Божественного писания. Естественным для ранних христианских авторов было в таком случае задаться вопросом, что именно читала Дева Мария. Ответ без труда был найден - она читала книгу пророка Исаии, в которой сказано: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис. 7:14; это пророчество приводится и у Матфея - 1:23). Бернард Клервоский (1090-1153), цистерцианский монах и теолог, особо ревностный почитатель культа Девы Марии, утверждал, что если книга в руках Девы Марии раскрыта, то Богоматерь читает именно это пророчество Исаии; если же книга закрыта, то это аллюзия на другие слова Исаии: "И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге" (Ис. 29:11-12). Вариант Благовещения с книгой в западной иконографии становится главенствующим, особенно в XIV-XV веках. Так, в "Благовещении" Симоне Мартини у Девы Марии в руке книга, которую она только что читала. У Гирландайо (Флоренция, церковь Санта Мария Аннунциата) архангел Гавриил и Дева Мария изображены коленопреклоненными друг перед другом; между ними пюпитр с книгой.

Архангел Гавриил предстает перед Девой Марией с благословляющим жестом, как правило, с жезлом, увенчанным геральдической лилией (fleur-de-lys). Бывают, однако, исключения, когда не только Дева Мария изображается без рукоделия или книги, но и архангел Гавриил предстает без своего традиционного атрибута. Часто в сцене присутствует цветок лилии, символ девственной чистоты Девы Марии, - либо в руках архангела (иногда вместо традиционного жезла), либо в вазе. Изображение архангела Гавриила с пальмовой ветвью, символом страдания, вместо цветка лилии характерно для живописи сиенской школы. Объясняется это тем, что сиенские художники противились изображать на своих картинах лилию, поскольку она входила в эмблему Флоренции - города, с которым Сиена находилась во вражде. В этой связи примечательно "Благовещение" сиенского мастера Симоне Мартини: в центре в вазе стоят цветы лилии, но самому архангелу Гавриилу художник дает в руку пальмовую ветвь.

Значительный интерес представляют изображения Благовещения в Библии бедных (Biblia Pauperum). Ранними отцами церкви была разработана доктрина, согласно которой Священное писание как Божественное Откровение является интегрированным целым и имеет соответствия между Ветхим и Новым заветами. В свете этой теории персонажи и события Ветхого завета трактовались как прообразы Нового завета. В Библии бедных, в частности, Благовещение содержит яркие примеры этой трактовки. Богоматерь по традиции изображается здесь с книгой, архангел Гавриил со свитком. Вокруг них ветхозаветные пророки с цитатами из их книг. Пророков здесь, как и в других иллюстрациях этой Библии, четыре: Иезекииль ("Врата сии будут затворены", 44:2), Иеремия ("Господь сотворил на земле нечто новое", 31:22), Исаия ("Се, Дева во чреве приимет и родит Сына", 7:14) и Давид ("Он сойдет как дождь на скошенный луг", Пс.71:6). Исходя из этой же концепции, анонимный иллюстратор изобразил бюст Еммануила на дереве, корень которого обвивает змей (приводимая при этом объяснительная надпись гласит: змей-искуситель, согласно Божественному предопределению в книге Бытия, потерял свою силу с рождением Спасителя), и Гедеона, орошенное руно которого, было прообразом непорочного зачатия Богоматери от Святого Духа.

В этой же системе символов читается изображение грехопадения в резной розетке на пюпитре, перед которым стоит Дева Мария, читающая книгу, на картине Рогира ван дер Вейдена. (О включении в сюжет Благовещения сцены изгнания из Рая мы скажем чуть позже - в связи с "Благовещением" Фра Беато Анджелико.)

Фразы, которыми в сцене Благовещения обмениваются архангел Гавриил и Мария, приводимые Лукой, могут фигурировать в западной живописи написанными по-латыни на бандеролях или листах пергамента. От архангела исходят слова: "Ave Maria" ("О, Мария") или "Ave gratia plena Dominus tecum" ("Радуйся, Благодатная! Господь с тобою!"). От Марии: "Весе ancilla Domini" ("Се, раба Господня"). Слова Марии могут быть записаны на картине в перевернутом виде, поскольку, во-первых, они обращены к Богу-Отцу, пребывающему на небе, а во-вторых, будучи ответом Девы Марии, находящейся в правой части живописного пространства, они идут влево. Так изображены эти надписи у Фра Беато Анджелико и у Яна ван Эйка.

Композиция Благовещения на Гентском алтаре Ван Эйка требует особого разговора. Здесь сцена Благовещения образуется, когда створки алтаря закрыты: на внешней стороне левой створки изображен архангел Гавриил с традиционным атрибутом - цветком белой лилии, на правой створке - Дева Мария с раскрытой книгой; над Марией парит голубь Святого Духа. Между архангелом и Марией изображено окно с видом на городскую улицу; согласно преданию, это та улица Гента, на которой жил заказчик алтаря Иодокус Вейдт. В четырех полукружиях, венчающих эту сцену, изображены два пророка, что вполне традиционно, и две сивиллы, что необычно. В полукружии над архангелом Гавриилом поясное изображение пророка Захарии - с подписью, что это именно он, и цитатой из его книги: "Exulta satis filia syion jubila ecce rex tuus venit" ("Ликуй от радости, Дщерь Сиона, торжествуй... се Царь твой грядет к тебе"). Над Девой Марией - пророк Михей и цитата из его книги: "Ex te egredietur qui sit dominator in Israel" ("Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле"). Надписи на бандеролях у Кумской и Эрит-рейской сивилл, которые, согласно распространенному в то время мнению, также предсказали рождение Христа, гласят: у Эритрейской сивиллы - "Nil mortale sonans afflata. es numine celso" ("И голос не так зазвенел, только лишь Бог на нее дохнул") и у Кумской сивиллы - "Rex altissimus advenient per secula fututus" ("В будущем Царь Высочайший придет непременно во плоти").

Святой Дух всегда изображается в виде голубя. Он слетает на лучах света, льющегося от Бога-Отца, предстающего либо в полуфигурном ракурсе, либо в виде одних лишь рук, простирающихся из облаков. Голубь Святого Духа касается головы Девы Марии либо ее груди. Образ этот является указанием на момент зачатия Девой Марией, то есть Воплощения Христа через Святого Духа, спустившегося от Бога. Другим вариантом изображения этой концепции является встречающееся в живописи изображение Святого Духа в виде младенца (Младенца Христа), слетающего к Деве Марии и несущего крест. Он летит либо вместе с голубем (Белльгамб, Мастер жизни Марии, Мастер из Арраса), либо без него (Робер Кампен). Такое изображение было признано еретическим, поскольку иллюстрировало крамольную с точки зрения римско-католической церкви мысль о том, что Дева Мария будто бы не зачала Спасителя во чреве своем, а получила Его в виде младенца с небес в момент Благовещения. Правда, осуждение такой интерпретации в западном искусстве произошло не сразу - поначалу папство против него не возражало, иначе невозможно объяснить его появление на фресках из серии "Жизнь Марии" (1291) Пьетро Каваллини в римской церкви Санта Мария ин Трастевере.

Великолепны "Благовещения" Фра Беато Анджелико. Первое из них - картина, датируемая 1432-1433 годами; она была написана для церкви Сан Доменико в Кортоне и сейчас находится в музее Диочезано в этом старинном тосканском городе. Второе "Благовещение" - фреска в одной из келий верхнего этажа монастыря Сан Марко во Флоренции; она датируется 1440-1441 годами. В это время Анджелико вместе со своими помощниками и учениками исполняет большой цикл фресок и картин, которые должны были украсить церковь, капеллу и кельи центрального дермитория монастыря.

"Благовещение" из Кортоны - первый бесспорный шедевр художника и одно из величайших достижений флорентийского кватроченто. Художник поместил сцену в портик с изящными коринфскими колоннами, которые больше напоминают небольшие колонны, делящие пространство окон во дворцах XIII века, нежели величественные цилиндры, которые проектировал во времена Фра Анджелико Брунеллески и с которыми их порой сравнивают. Фра Анджелико разделил живописное пространство по вертикали на три части: средняя и правая образуют две арки, в левой - в перспективе еще три арки; таким образом, мы видим угол портика (или лоджии). Здесь же в левой части изображен сад. Архангел Гавриил вступил в портик и преклонил колено перед Девой Марией, он произносит свое приветствие ей. Мария, сидя в кресле, отвлеклась от книги, лежащей у нее на коленях, скрестила на груди руки и внимает словам архангела. Его слова написаны на картине, они исходят от его уст и направлены к Деве Марии, в то время как ее ответ записан в перевернутом виде. Слова архангела - не те, что традиционно воспроизводятся в этой сцене, но: "Spiritus sanctus superueniet in te, et uirtus Altissimi obumbrabit tibi" ("Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя"). Прямо над головой Марии в полумраке голубого свода портика, украшенного звездами, парит голубь Святого Духа, излучающий золотой свет. Над колонной портика, разделяющей архангела и Деву Марию, из медальона в пазухе свода взирает пророк Исаия, изображенный в виде поясного скульптурного портрета. За головой архангела в проходе просматривается спальня Марии, частично закрытая занавесом. Сад слева (hortus conclusus - запертый сад), символ девственности Марии, часто появляющийся во множестве "Благовещений" художников кватроченто, иллюстрирует слова Песни песней Соломона: "Запертый сад - сестра моя, невеста" (Песн. 4:12). В мистическом смысле Фра Анджелико вслед за св. Антонином Флорентийским, с его доктриной "сада души", уподоблял этот сад райскому саду (Эдему), потому в верхнем левом углу картины мы видим сцену изгнания ангелом (с нимбом и мечом) Адама и Евы. Эта ассоциация с первыми людьми вполне естественна, поскольку, согласно апостолу Павлу, Христос был вторым Адамом, а в расширенном толковании этой аналогии Дева Мария - второй Евой.

С этим ранним "Благовещением" интересно сравнить самую позднюю версию этого сюжета - фреску в Сан Марко (1450 г.). Как иконографический тип это "Благовещение" ближе кортонской картине, нежели фреске из кельи того же монастыря, но имеются и существенные отличия. Мария предстает без книги, на заднем плане отсутствует изображение рая и, следовательно, нет сцены изгнания Адама и Евы, большее значение придано ограде, еще явственнее подчеркивающей идею hortus conclusus, причем если на ранней картине ограда разделяла сад Девы Марии и райский сад, то здесь по ею сторону (в саду Девы Марии) территория возделана и ухожена, тогда как за оградой - дикий лес. Эти символы, несомненно, должны читаться в моральном контексте. Архангел Гавриил теперь не указует перстом на тайну Благовещения (как это было на кортонской картине), но скрестил руки на груди в молитвенном жесте, как и Мария. Слова архангела на сей раз написаны на стилобате. Большой удельный вес колонн и тщательность, с которой они выписаны, свидетельствуют об интересе художника к работе знаменитого в то время архитектора Микелоццо, с которым художник тесно общался. Не он ли и предложил Анджелико экстравагантное решение, которое художник принял: в одном портике использовать колонны с капителями разных ордеров - четыре коринфские и четыре ионические? На этом "Благовещении" имеется еще одна деталь, требующая объяснения: зарешеченное окно, виднеющееся в глубине коридора на самой дальней стене. Программным для этой детали, по-видимому, было известное художнику рассуждение св. Антонина (вероятнее всего, курировавшего работу над росписями монастыря) в его "Summa Theologia Moralis" ("Сумма теологии морали") по поводу Благовещения, как оно изложено у Луки: "Смертный грех приходит через окно, если оно не заперто, как ему надлежит быть". Фра Анджелико сделал окно центром схождения перспективных линий, придав тем самым ему большое - символическое - значение (примечательно, что такое же зарешеченное окно появляется задолго до этого в "Благовещении" Джотто в падуанской капелле Скровеньи).

Западное христианское искусство знало еще один тип изображения Благовещения - Благовещение с единорогом. Этот иконографический тип возник в эпоху средневековья и отражает проникновение античных образов в христианское богословие. Единорог в античности ассоциировался с культом богини Девы-Матери и рано стал связываться христианскими богословами с девственностью Марии и Воплощением Христа. Образ единорога встречается в средневековых бестиариях, восходящих к греческому "Физиологу", датируемому примерно V веком. В одном из них - "Бестиарии любви" Ришара де Фурниваля XIII в. - читаем: "И посредством обоняния я был пленен, как единорог, которого усыпляет нежный аромат, исходящий от девственницы. Ибо такова его природа, что нет зверя, коего труднее изловить, чем единорога; на носу у него имеется рог - такой, что ни одна броня не способна устоять, - так что никто не смеет напасть на него или к нему притронуться, кроме чистой девственницы. Ибо, учуяв ее по исходящему от нее аромату, он становится на колени перед нею и показывает ей свое смирение, как бы для услужения". Применительно к Воплощению Христа бестиарии дают следующий комментарий: "Так и наш Господь Иисус Христос, единорог духовный, снизошел в утробу Девы". Этот образ встречается в романских и готических церквях, и его нередко можно найти в живописи и на гобеленах Северной Европы XV-XVI веков. На таких изображениях Благовещения можно встретить также другие символы чистоты Девы Марии: упоминавшийся выше hortus conclusus, porta clausa (ворота затворенные), speculum sine macula (чистое зеркало), `fons hortorum (садовый источник). Идея приручения девственницей единорога вылилась у художников средневековья в сюжет охоты, где девственница - Богоматерь, охотник - архангел, а единорог - Иисус Христос. В этом контексте собаки охотника (их обычно четыре) персонифицируют четыре добродетели, о чем свидетельствуют относящиеся к ним латинские надписи: "Misericordia" (милосердие), "Justitia" (справедливость), "Pax" (мир), "Veritas" (истина). Объяснение этой довольно натянутой символики, касающейся связи названных добродетелей с идеей искупления, впервые дает Бернард Клервоский: добродетели эти побудили Сына Божия сойти с неба на землю и принять плоть от Святого Духа и Девы Марии; они указывают на основания, по которым в предвечном совете определено Воплощение Бога-Слова: "Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются" (Пс. 84:11).

Ряд предметов, на первый взгляд имеющих сугубо бытовое значение, наделяются, особенно в живописи северных мастеров XV века, символическим содержанием. Так, медный рукомойник и полотенце символизируют девственную чистоту (Робер Кампен), свеча в подсвечнике должна читаться: "Мать поддерживает Сына, как подсвечник свечу" (Педро де Кордова). Задний план на картинах Благовещения имеет одновременно и символическое, и историческое значение. Символически архитектурный пейзаж означает, что ангел был послан "в город Галилейский, называемый Назарет" (Карло Кривелли). В историческом же плане все эти детали дают представление о многих реально существовавших во времена данного художника зданиях и постройках, как мы видели это на "Благовещении" Рогира ван дер Вейдена. Если северные мастера обычно помещали сцену в закрытое пространство, то итальянские художники предпочитали изображать Деву Марию на открытой лоджии, залитой светом - светом истинной христианской веры (Франческо дель Косса). Готический стиль зданий, в которые помещают сцену Благовещения североевропейские мастера, был для них новым и ассоциировался с Новым заветом, тогда как изображавшиеся на той же картине здания в романском стиле связывались с архитектурным стилем Восточного Средиземноморья и тем самым символизировали иудаизм, то есть Ветхий завет (Мельхиор Брудерлам). Дева Мария нередко изображается в портале готического здания, в то время как неподалеку виднеются руины романских построек. Так в живописи получила отражение доктрина Воплощения Христа -акта, посредством которого Новый завет упразднил Ветхий завет.

Коренное изменение в трактовку сюжета Благовещения внесла Контрреформация. С конца XVI века исчезают какие бы то ни было намеки на постройки. Вместо этого фон растворяется в облаках и небесах, откуда в загадочном свете спускается голубь. Тем самым художники давали понять зрителю, что акт Воплощения Христа - это акт исключительно небесный.

Благовещение Пресвятой Богородицы - это православный праздник, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) и отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования . Праздник установлен в воспоминание возвещения Деве Марии архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Исуса Христа. Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор св. архистратига Гавриила.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Богослужение

Праздник Благовещения в православной традиции созвучен Евангелию (от греч. «благая весть »). Икона этого праздника обычно помещается на Царских вратах, сверху на правой половине изображена Богородица, на левой - Архангел Гавриил. Благовещение иногда совпадает с Пасхой. Праздник этот настолько велик, что даже пасхальная служба его не отменяет. По особенному Уставу песнопения Благовещения и Пасхи могут соединяться.

Праздничное богослужение рассказывает молящимся о событии праздника, объясняет смысл исполнившихся ветхозаветных пророчеств. Вновь и вновь мы слышим пояснения великой Тайны Боговоплощения. В стихерах, кроме описания события Благовещения, излагаются те же мысли, что вообще в Богородичные праздники. Говорится, что, благодаря рождению Господа от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Евва освобождается, и мы становимся причастными Божеству, становимся церковью, т. е. храмом Божиим. Очень красивы и полны глубокого смысла стихеры великой вечерни, построенные как диалог Архангела с Богородицей:

С овётъ превёчныи, tкрывaz ТебЁ nтрокови1це, гавріи1лъ преdстA, тебE лобызaz и3 вэщaz, рaдуисz землE ненасёzннаz. рaдуисz купино2 не њпали1маz. радуисz глубино2 неуд0бь ви1димаz, рaдуисz м0сте к8 нб7сє1мъ преводsи. и3 лёствице выс0каz, ю4же їя1ковъ ви1дэ. рaдуисz рu1чко бжcтвеныz мaнны. рaдуисz разрэшеніе клsтвэ. рaдуисz ґдaмово возвaніе, с8 тоб0ю гDь.

K влsешимисz ћкw чlкъ, речE нетлённаz nтрокови1ца ко ґрхистрати1гу. и3 кaкw вэщaеши гlы пaче чlка. со мн0ю рeклъ є3си2 бGу бhти, и3 в8сели1тисz во утр0бу мою2. и3 кaкw бu1ду гlи ми, в8мэсти1лище прострaнное, и3 мёсто сщ7eниz, и4же на херувимэхъ восходsщему. да непрельсти1ши менE лeстію, небо2 разумёхъ мu1жа. брaку є4смь непричaстна, кaкw yбw nтрочA рождu2.

Б Gъ и3дёже х0щетъ, побеждaетсz є3стествA чи1нъ, речE беспл0тныи. и3 ћже пaче человёка содэвaютсz, мои1мъ вёруй и4стиннымъ глаг0ломъ, все©тaz и3 непор0чнаz. nнaже возопи2, бu1ди мнЁ нhнэ по гlу твоемu2, и3 рождu2 беспл0тнаго, пл0ть t менE заи3мовaвшаго, ћкw да возведeтъ чlка, ћкw є3ди1нъ си1ленъ, надрeвнеє достоsніе, крaйнимъ сошeствіемъ.

На полиелеосе всегда поется величание празднику или святому, начинающееся словами: «Величаем тя…». Величание Благовещению - особенное:

Ґ рхaгGльскіи глаc вопіeмъ ти чcтаz. рaдуисz њбрaдованнаz, гDь с8 тоб0ю.

Канон празднику был составлен в VIII веке. Его написали известные православные гимнографы Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский. Канон построен в виде диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом. В каноне говорится о Божественном снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на необычайное величие Пресвятой Девы, принявшей в себя Бога.

————————

Библиотека Русской веры

В Апостоле (Евр. II, 11–18) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. В Евангелии (Лк. I, 24-38) содержится повествование о Благовещении Пресвятой Деве Марии.

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Д нeсь спасeнію нaшему начaтокъ, и3 вёчнэй тaйнэ kвлeніе, сн7ъ б9іи, сн7ъ дв7ыz бывaетъ, и3 гавріи1лъ рaдость бlговэствu1етъ. тёмъ и3 мы2 с8 ни1мъ бцdэ возопіє1мъ, рaдуисz њбрaдованнаz гDь с8 тоб0ю.

Русский текст

Сегодня начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, обрадован­ная, Господь с Тобою.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

В збрaнной воев0дэ побэди1тельнаz, ћко и3збaвльшесz t ѕлhхъ, бlгодaрьственаz восписu1емъ ти раби2 твои2 бцdе. но ћкw и3мu1щи держaву не побэди1мую, t всsкихъ нaсъ бёдъ свободи2, да зовeмъ ти, рaдуисz невёсто неневёстнаz.

Русский текст

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая.

Празднование Благовещения на Руси. Народные обычаи и традиции

По силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту издревле день Благовещения Пресвятой Богородицы находится на третьем месте после Рождества Христова и Св. Пасхи. В обиходе трудовой деревенской жизни этот праздник считался днем полнейшего покоя. Во многих селах целые семьи вечером, при закате солнца, шли на мельницы и здесь располагались на соломе для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай. Благовещение считалось днем благословения на всякое доброе дело, в особенности же на земледельческий труд. По народному преданию, в этот день, как и на Пасху, солнышко на рассвете «играет» и грешников в аду не мучают. До революции существовал также обычай выпускать в этот день заточенных в клетки птиц на волю, как символ возвещения свободы всем людям.

В этот день величайшим грехом считалась мельчайшая физическая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье приличествовало этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что «в Благовещеньев день птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает ». Ни на один день в году не приходится столько примет и гаданий, как на день Благовещения: от него находилось в зависимости наибольшее количество тех верований, которые были укреплены на практических хозяйственных основах.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах (II век) и изображения на раннехристианских саркофагах. Уже к V веку из раннехристианских развились иконописные каноны, которые остаются почти неизменными в византийской и русской иконописи.

Основные принципы иконографии праздника - это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу.

Наиболее распространенным изводом является «Благовещение с пряжей». Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть. Согласно Преданию, Деве Марии выпал жребий прясть красную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое.

В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия.

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

Благовещенские храмы и монастыри на Руси

В ХI веке Ярослав I, оградивший город Киев каменною стеною со входными в нее золотыми воротами, построил над ними Благовещенскую церковь и сказал устами летописца: «Да сими врата благие вести приходят ко мне в град сей молитвами Пресвятые Богородицы и св. архангела Гавриила - радостей благовестника ». Такой же храм был сооружен над воротами новгородского кремля, и затем вошло в обычай ставить надворотные Благовещенские церкви во всех больших старых монастырях.

На Руси было построено много храмов и монастырей, названых во имя Благовещения, в каждом русском городе. В первую очередь вспоминается Благовещенский собор Московского Кремля. В 1397 году великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил первый деревянный собор. Его расписывали Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор их Городца. Позднее собор перестраивали, в 1475 году он сгорел, и на подклете псковские мастера выстроили новый белокаменный собор (1484-89).

В Кремле была еще одна Благовещенская церковь. Одна из кремлевских башен, носящая теперь имя Благовещенской, служила при Иване Грозном тюрьмой. Одному узнику, невинно заключенному, явилась Богородица и велела просить царской милости. Тогда же на наружной стене башни, обращенной к царским покоям, явился образ Благовещения. Впоследствии к башне был пристроен храм, разрушенный в 1930-е годы.

Один из самых древних Благовещенских храмов находился в Витебске (Белоруссия). По преданию, его построила еще княгиня Ольга при основании города в 974 году. Церковь много раз перестраивали, а в 1961 году разрушили, чтобы освободить место для разворота трамваев. Восстановлена в 1993–98 гг. в облике XII века.

Много монастырей было посвящено Благовещению Богородицы. Пожалуй, самые древние находятся в Нижнем Новгороде (1221 год), Киржаче Владимирской области (основан в 1358 году преподобным Сергием Радонежским), Муроме.

Следует сказать, что есть даже город, названный в честь праздника - Благовещенск на Дальнем Востоке , на границе с Китаем. Он был основан в 1856 году и носил название Усть-Зейский военный пост (на месте слияния Зеи и Амура). Первый храм, который был там построен, освятили во имя Благовещения, откуда и город получил свое имя. Удивительно, но при советской власти город сохранил свое «православное» название!

Старообрядческие храмы Благовещения Пресвятой Богородицы

Старообрядцы продолжили традицию возведения Благовещенских храмов. Этому празднику посвящен строящийся храм Русской Православной старообрядческой Церкви в и в (Румыния).

Общины Русской Древлеправославной Церкви в Саратовской области, селе (Казахстан) и Нижегороской области также отмечают сегодня престольный праздник.

Благовещению посвящены храмы поморских общин Архангельска, (Эстония), (Латвия), (Латвия) и придел Рижской Богоявленской общины (Латвия).

С вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира:

По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила - «Радуйся, Благодатная » стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения . Феофилакт Болгарский , в своём толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: „В болезни будешь рождать детей “ (Быт. 3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты ».

Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа . Николай Кавасила так комментирует эти слова:

Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого , Мария выразила своё исповедание веры . Он сравнивает её со скрижалью , «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет ».

По апокрифическим источникам

История Благовещения нашла своё отражение и в апокрифических текстах . О нём рассказывается в следующих апокрифах II века : «Протоевангелие Иакова » и «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя » (известна также как «Евангелие псевдо-Матфея »). Апокрифические тексты не изменяют общей истории о явлении Марии архангела Гавриила с вестью о рождении от неё Спасителя, но добавляют к этой истории ряд подробностей, которые легли в иконографию этого праздника.

Согласно апокрифам, Марии по жребию выпало соткать новую завесу из пурпура для Иерусалимского храма . Отправившись за водой, она у колодца услышала голос, сказавший ей: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами ». Не увидев рядом никого, она испугавшись вернулась домой (этот сюжет иногда еще называют «предблаговещением» - то есть подготовительным этапом к самому Благовещению. ) Сев за прялку , Мария увидела ангела, который упокоил её словами: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнёшь во славу Его ». (Прообразом сцены у колодца считается история ветхозаветной Ревекки , напоившей Елиезера, посланного её будущим женихом Исааком).

В апокрифах также подчёркивается таинственная форма зачатия, и на вопрос Марии «Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает? » ангел отвечает: «Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя ». После ухода ангела Мария окончила прясть шерсть и отнесла её первосвященнику, который благословил её, сказав: «Бог возвеличил имя Твое, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле ».

Также церковное предание говорит, что Дева Мария в момент явления ей ангела читала отрывок из книги пророка Исаии с его пророческими словами: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына ». По этой причине в сцене Благовещения Дева Мария иногда изображается с раскрытой книгой.

Примыкающие сюжеты

  • Праведная Елисавета (Встреча Марии и Елизаветы):

Эпизоду Благовещения Деве Марии архангелом Гавриилом, согласно Евангелию от Луки , предшествовал визит Гавриила к бесплодному Захарии , женатому на родственнице Марии Елисавете , во время которого вестник пообещал пожилой паре рождение будущего Иоанна Крестителя . А уже после Благовещения Богородица отправилась навестить свою кузину Елисавету, готовящуюся оставить домашние дела в связи с беременностью. Произошла встреча Марии и Елизаветы , во время которого Елисавета стала второй, вслед за ангелом, и первой из людей, поведавшей Марии о грядущей доле её младенца и произнесла слова, ставшие частью многих молитв: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! » (см. Аве Мария , Песнь Пресвятой Богородице).

Праздник Благовещения

Название

Современное название праздника - Εὐαγγελισός («Благовещение») - стало употреблятся не ранее VII века . Древняя церковь называла его по-разному:

Полное название праздника Благовещения в Русской православной церкви определено в минее : «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии» . Следует отметить, что в греческом и церковнославянском языке слово «Благовещение» требует после себя родительного падежа , при переводе же на русский язык возможны как родительный , так и дательный падеж , то есть - «Благовещение Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Обычно в современных изданиях используется первый вариант, очевидно не без влияния церковнославянского языка, однако известно употребление и второго .

Современное официальное название этого праздника в Римско-католической церкви - Annuntiatio Domini Iesu Christi («Благовещение Господа Иисуса Христа») - было принято после Второго Ватиканского собора . До этого употреблялся вариант: Annuntiatio beatae Mariae Virginis («Благовещение блаженной Девы Марии»).

Определение даты и история установления праздника

Впервые дата 25 марта появляется в сочинениях западных авторов III века - Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю. Данное обстоятельство легло в основу александрийской и позднейших византийских хронологических систем, отождествляющих дату Благовещения и Пасхи .

Существует два подхода к определению даты Благовещения:

Установление данного праздника в Константинополе относят приблизительно к средине VI века как следствие процесса «историзации» евангельских празднований в литургическом календаре, однако определённости в этом вопросе нет. Так, у Григория Неокесарийского (III век) есть «Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы» и Иоанн Златоуст в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников» ; можно предположить что празднование Благовещения Церковь уже совершала в это время. О праздновании Благовещения свидетельствует постройка в Назарете, на месте, где, как считается, случилось Благовещение, равноапостольной императрицей Еленой в начале IV века Базилики Благовещения. При этом в начале VIII века армянский автор Григор Аршаруни писал, что праздник был установлен святителем Кириллом I , епископом Иерусалимским в середине IV веке . Однако епископ Ефесский Авраам (между и 553 годами) свидетельствует, что до него не было написано ни одной проповеди , посвящённой Благовещению. В VII веке Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании ; Галлия приняла его лишь в VIII веке .

Празднование

В Православной церкви

Церковь на Востоке в разное время считала Благовещение как Богородичным, так и Господским праздником. В настоящее время оно входит в число двунадесятых великих праздников и относится обычно к богородичным праздникам, ввиду чего ему назначаются богослужебные облачения голубого цвета.

Особое значение праздника Благовещения подчеркивается тем, что 52-м правилом Шестого Вселенского Собора установлено, что в день Благовещения, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия . Согласно Типикону , по общему правилу служат литургию Иоанна Златоуста , а если праздник приходится на великопостное воскресение (Неделю), а также четверг или субботу Страстной седмицы, то литургию Василия Великого . Если Благовещение случается в Великую пятницу , то - как единственное исключение для данного дня - должна совершаться литургия (согласно Типикону , служится литургия Иоанна Златоуста).

В Благовещение (если оно не приходится на Страстную седмицу), наряду с праздником Входа Господня в Иерусалим , устав разрешает употребление в пищу рыбы, вина и елея . Согласно греческого типикона празднование Благовещения, если оно приходится на Великую пятницу или субботу, переносится на первый день Пасхи.

Богослужебные тексты, кроме описания самого события Благовещения Девы Марии, говорят также о непостижимости Рождества Спасителя от Богородицы, а сама Мария сравнивается с «купиной » и «лествицей » из видения Иакова . Через праздничные песнопения церковь доносит до верующих следующие догматические положения: благодаря рождению Спасителя от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, а все люди становятся причастными Божеству. Канон праздника воспевает величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога , а также содержит указания на ветхозаветные пророчества о воплощении Сына Божия.

Гимнография

Современный гимнографический формуляр служб праздника Благовещения в значительной степени восходит к Студийскому уставу и имеет общность со службой Субботы акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста).

Греческий оригинал Современный церковнославянский перевод
Тропарь праздника Σήμερον τῆς σωτηρίας ἡμῶν τὸ κεφάλαιον, καὶ τοῦ ἀπ" αἰῶνος μυστηρίου ἡ φανέρωσις· ὁ Υἱὸς τοῦ Θεοῦ, Υἱὸς τῆς Παρθένου γίνεται, καὶ Γαβριὴλ τὴν χάριν εὐαγγελίζεται. Διὸ καὶ ἡμεῖς σὺν αὐτῷ, τῇ Θεοτόκῳ βοήσωμεν· Χαῖρε Κεχαριτωμένη, ὁ Κύριος μετὰ σοῦ. Днесь спасе́нія нашего глави́зна, и е́же от вѣка та́инства явле́ніе; Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ, и Гавріилъ благода́ть благовѣству́етъ. Тѣмже и мы с ним Богоро́дицѣ возопіи́мъ: ра́дуйся, благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю!
Кондак праздника Τῇ Ὑπερμάχῳ Στρατηγῷ τὰ νικητήρια, ὡς λυτρωθεῖσα τῶν δεινῶν εὐχαριστήρια, ἀναγράφω σοι ἡ Πόλις σου, Θεοτόκε. Ἀλλ" ὡς ἔχουσα τὸ κράτος ἀπροσμάχητον ἐκ παντοίων με κινδύνων ἐλευθέρωσον, ἵνα κράζω σοι· Χαῖρε, Νύμφη ἀνύμφευτε. Взбра́нной Воево́дѣ побѣди́тельная, я́ко изба́вльшеся от злыхъ, благода́рственная воспису́емъ Ти раби́ Твои, Богоро́дице, но яко иму́щая держа́ву непобѣди́мую, от вся́кихъ насъ бѣдъ свободи́, да зове́мъ Ти: Ра́дуйся, Невѣсто Неневѣстная!

Кондак праздника часто приписывают Роману Сладкопевцу , но в реальности современный текст - более поздний (хотя и сохраняет первоначальную концовку Χαῖρε, Νύμφη ἀνύμφευτε ) и является проимием (первым кондаком) Акафиста Пресвятей Богородице . По древнему обычаю Русской Церкви, в храмах русской богослужебной традиции его также принято петь на Первом часе по молитве «Христе, Свете истинный», хотя её нет в уставном последовании.

Евангельские слова архангела Гавриила и праведной Елисаветы образовали известную молитву - Песнь Пресвятой Богородице : «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших ». Данная молитва входит в состав келейных (домашних) молитв верующих, а также является тропарем воскресной вечерни.

В Римско-католической церкви

В Римской Церкви Благовещение имело статус «праздника», более низкий по сравнению с «торжеством»; только в 1895 году Благовещение официально было включёно в число «торжеств».

На Западе исторически Благовещение считалось праздником Богоматери и в меньшей степени - праздником Воплощения Христа . После литургической реформы XX века праздник был включен также и в число праздников, посвящённых Спасителю, а название «Благовещение блаженной Девы Марии» изменено на «Благовещение Господа Иисуса Христа», хотя во многих литургических календарях употребляются оба названия. В списке Богородичных праздников Благовещение продолжает присутствовать.

В изобразительном искусстве

Этот лиричный и праздничный сюжет издавна популярен в религиозной живописи. Он легко узнаваем по позам действующих лиц и атрибутам. Иконографические схемы начали складываться очень рано. Первые изображения появились уже во II веке в римских катакомбах , например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. Они сформировались окончательно в эпоху средневековья, найдя наиболее завершённое воплощение в работах XV века . В западноевропейской живописи проторенессанса особенно стоит отметить произведения фра Беато Анжелико , Симоне Мартини ; из ренессансных работ - картины Леонардо да Винчи и Боттичелли , а из северных работ - Ян ван Эйк , Робер Кампен и Рогир ван дер Вейден . В следующую эпоху несколько запоминающихся полотен написал Эль Греко . Начиная с эпохи барокко , как это произошло и с другими сюжетами, в трактовку сюжета проникают многие вольности и отступления (см., например, работу прерафаэелита Россетти, ниже).

В иконописи было принято, чтобы одно крыло оставалось простёртым за спиной, а другое - поднято в знак приветствия. Это символическое движение вошло в православный богослужебный строй и совершается диаконом при произнесении ектений. Он поднимает правой рукой орарь - образ воздевания архангельского крыла в знак приветствия и почтения. В католичестве эта традиция не соблюдалась буквально. Если у архангела - скорбный лик и поза, выражающая его нерешительность и колебания, то это точно соответствует описанию настроения этого события в византийской гомилетике (Андрея Критского , Иакова Коккиновафского).

Изображение Марии

Мария может быть стоящей, сидящей или коленопреклоненной, сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы или делая какой-либо жест удивления. Например, руки могут выражать сомнение (кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила). Обычно Мария написана в правой части картины - это становится стандартом с VI-VII веков. Рядом с Марией могут быть написаны её слова согласия (Ecce ancilla Domini) . Иногда они написаны вверх ногами, чтобы их было удобнее видеть Богу-Отцу.

Между обеими фигурами может стоять какой-то ярко выраженный разделительный элемент, например, колонна или ваза с высоким побегом лилии (в таком случае она становится центральной точкой картины как символ девственности). Также они могут быть разделены даже физически: на разных створках диптиха (работа Боттичелли в ГМИИ им. А. С. Пушкина) , Царских врат , или на тимпанах арки, разделенные проемом (например, фрески Джотто в капелле Скровеньи), столбах храма (Киевская София). В некоторых древних манускриптах фигуры располагались напротив друг друга по обе стороны текста.

Практически полное отзеркаливание архангелом позы Девы и придание ему как можно более женственных черт - результат стремления ликвидировать какой-либо сексуальный аспект диалога «мужчина-женщина» и придать сцене максимально спиритуальное наполнение.

Изображение Святого Духа и Бога-Отца

Чаще всего действие разворачивается в интерьере. В западной живописи с XV века появляется спальня и, в особенности, кровать. Также может происходить совмещение двух мест действия, с прорывом пространства наружу, чтобы продемонстрировать зрителю место предшествующего события - Марию, слышащую голос у колодца. Некоторые произведения содержат второстепенную сцену на заднем плане - изображение Иосифа Обручника за работой, или же выслушивающего повеление ангела не отпускать свою жену (Мф. 1:19-24).

Пейзаж, в особенности в иконописи, может быть не изображением реального дома плотника в Назарете, а ирреальным: образом Небесного Иерусалима . В этом случае пишутся трон-алтарь Марии, золотая стена и храм-дворец, райский сад. Изображение конструкций дома также является знаком того, что Дева стала Богоносной палатой: началось человеческое воплощение Бога. Сама Богоматерь прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь. Для обозначения интерьера в иконописи часто используется велум , перекинутый с одного строения на другое, трактуемый также как символ связи Ветхого и Нового Заветов.

Со временем пейзаж практически полностью вытесняется интерьером. Пространство становится закрытым и затесненным, ассоциирующимся с закрытостью и девственностью . А если виден изображённый сад, то это уже hortus conclusus за надёжной стеной, прямой символ лона и девственности («Вертоград заключенный »). Причем в наиболее завершённой форме иконографии он показывается не через дверной проем, а через окно, желательно застеклённое (аналогия с девственной плевой, предваряющей вход в лоно). В таком случае оплодотворяющий луч света, если он проникает через окно, приобретает дополнительный подтекст , который, тем не менее, прочитывается только в знаках и теряется на фоне общего духовного настроения сцены.

Православная традиция

До появления в православных храмах высоких иконостасов эту сцену, также разделенную надвое, располагали в храме на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери - на правой. Например, как в киевском соборе Святой Софии (северо-восточный и юго-восточный столбы; самое раннее «Благовещение» в русском искусстве, 1040-е гг.). Иногда изображения наносились и в других местах - на триумфальной арке, на стенах и своде.

Существует большое количество храмов, посвященных этому празднику (Благовещенский собор Московского кремля , Благовещенский собор Казанского кремля , Благовещенский собор в Сольвычегодске , церковь Благовещения над киевскими Золотыми воротами (не сохранилась), церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском переулке Москвы (не сохранилась), на Якиманке ; на Воронцовом поле; в Ферапонтовом монастыре , в Аркажах (Новгород) и т. д.). Существовало также несколько православных Благовещенских монастырей. (См. Благовещенский собор (значения) , Благовещенская церковь (значения) , Благовещенский монастырь (значения) .

В литературе

Среди литературных произведений по мотивам сюжета известны:

  • Эротическая юношеская поэма Пушкина «Гаврилиада ».
  • Драматическая поэма Поля Клоделя «Благая весть Марии».
  • Андрей Вознесенский в поэме «Авось!» (1970) писал:

Как нища ты, людская вселенная, в боги выбравшая свои плод искусственного осеменения, дитя духа и нелюбви!

См. также

Другие Благовещения

  • Благовещение Иоакиму о грядущем рождении у его жены Анны девы Марии (в пустыне); и Благовестие Анне , которое случилось в саду
  • Благовещение о рождестве Иоанна Предтечи священнику Захарии ;
  • Благовещение пастухам о свершившемся Рождестве Христовом (Поклонение пастухов).

Примечания

  1. Епископ Александр (Милеант) Праздник Благовещения. Начало нашего спасения.
  2. Толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Луки
  3. Григорий Неокесарийский.
  4. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Благовещение Пресвятой Богородицы: о Богослужении
  5. Николай Кавасила, Проповедь на Благовещение (цитируется по Лосский В. Н. «Мистическое богословие Восточной Церкви». М., 1991 г.)
  6. Афанасий Великий. Из толкования на Евангелие от Луки.
  7. Иеромонах Ефрем (Просянок). Благовещение Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии
  8. Апокрифы древних христиан. СПб., 1992.
  9. Благовещение. Иконография на icon-art.info
  10. Богородица // Православная энциклопедия. Т. 5. С. 488
  11. О понятии «великая благочестия тайна » см. 1Тим. 3:16
  12. Благовещение // Православная энциклопедия. Т. 5. С. 256
  13. Ср., например, управление однокоренных слов: оповещение (кого?) народа, извещение (кого?) покупателя
  14. См., например, издание: Благовещение Пресвятой Богородице. Служба на праздник Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, с приложением минейных сказаний, избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. - М.: Синодальная типография, 1902
  15. О дате Благовещения по мнению Отцов церкви
  16. Ванюков С. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в византийской и славянской богослужебной традиции // Богословский сборник. 2002. N 10. С. 139.
  17. Григорий Неокесарийский. Беседа 1. На Благовещение Пресвятой Богородицы.
  18. Энциклопедия обрядов и обычаев
  19. Cabrol. Col. 2245-2246
  20. Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). М.: Даръ, 2005. С. 420-421
  21. Перевод: Сегодня начало нашего спасения и явление тайны, существовавшей прежде всех веков: Сын Божий - Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!
  22. Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!
  23. The Feast of the Annunciation (англ.) Статья в Католической энциклопеди ()
  24. Православная энциклопедия . 2002, Т. V, стр. 263. // Раздел В римской традиции.
  25. Литургический календарь на сайте catholicculture.org
  26. Богородичные праздники в Общем Римском календаре
  27. Благовещение Пресвятой Богородицы
  28. Круг Г. И. Мысли об иконе. Благовещение Пресвятой Богородицы
  29. Иконография Благовещения
Поделиться: