Бойе астафьев краткое содержание по главам. «Царь-рыба

На вопрос Подскажите, где можно найти краткий пересказ произведения Астафьев "Царь-рыба" по главам заданный автором Tanya лучший ответ это Там новеллы!
Игнатьич - главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что
он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы,
за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно»
и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности.
Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.
В селе Игнатьич
известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает
рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки
Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством.
Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает
незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму» , который может его
постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича
ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для
него роковую роль при встрече с царь-рыбой.
Рыба походила на «доисторического
ящера» , «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то
таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках»
и «вьюнцах» , он с удивлением называет его «загадкой природы». С самого начала,
с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему
в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем» .
Желание
позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить
осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?! » Игнатьич в эту
минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почел
азартом» , а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была
ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль
рыбацкая. «А-а, была не была! - подумал главный герой новеллы. - Царь-рыба
попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову» .
Отбросив сомнения,
«удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…». Вскоре
незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися
в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь - на одной
ловушке» , - пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке
ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады
забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей» .
Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков,
в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду,
а ты кого? » - молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы
перебороть собственную гордыню. Он кричит: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!.. »
Игнатьич
чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным
брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной
рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент
человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят
мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает
понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился
герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты,
за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой,
попадется коды - отпушшайте сразу» .
Слова деда и заставляют астафьевского героя
задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит
на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий
оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой - наказание за его дурные
поступки.

Игна-тьич — главный герой новеллы. Этого чело-века уважают одно-сель-чане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и смет-ли-вость. Это самый зажи-точный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помо-гает людям, но в его поступках нет искрен-ности. Не скла-ды-ва-ются у героя новеллы добрые отно-шения и со своим братом.

В селе Игна-тьич изве-стен как самый удач-ливый и умелый рыбак. Чувству-ется, что он в избытке обла-дает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обре-тенным за долгие годы. Свои навыки Игна-тьич часто исполь-зует во вред природе и людям, так как зани-ма-ется брако-ньер-ством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богат-ствам реки непо-пра-вимый урон, он сознает неза-кон-ность и небла-го-вид-ность своих поступков, боится «сраму», который может его постиг-нуть, если брако-ньера в темноте подка-ра-улит лодка рыбнад-зора. Застав-ляла же Игна-тьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба похо-дила на «доисто-ри-че-ского ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холод-но-стью, чего-то таили в себе». Игна-тьича пора-жают размеры осетра, вырос-шего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удив-ле-нием назы-вает его "загадкой природы«.С самого начала, с того момента, как увидел Игна-тьич царь-рыбу, что-то «зловещее» пока-за-лось ему в ней, и позже понял, что «одному не совла-дать с этаким чудищем».

Желание позвать на подмогу брата с меха-ником вытес-нила всепо-гло-ща-ющая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игна-тьич в эту минуту даже сам усты-дился своих чувств. Но через неко-торое время «жадность он почел азартом», а желание поймать осетра оказа-лось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заста-вившая Игна-тьича поме-риться силами с таин-ственным суще-ством. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! — подумал главный герой новеллы. — Царь-рыба попа-да-ется раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игна-тьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу...». Вскоре неза-дач-ливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крюч-ками, впив-ши-мися в тела Игна-тьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в чело-веке человек». Игна-тьич и царь-рыба «повя-за-лись одной долей». Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить застав-ляет чело-века рваться с крючков, в отча-янии он даже заго-ва-ри-вает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» — молит Игна-тьич. Жажда жизни толкает героя и на то, чтобы пере-бо-роть собственную гордыню. Он кричит: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!..»

Игна-тьич чувствует, что поги-бает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласко-вости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начи-нает вспо-ми-нать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспо-ми-наний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с брако-ньер-ством. Игна-тьич начи-нает пони-мать, что звер-ский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспом-нился герою новеллы и старый дед, настав-лявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варна-че-ство — не вяжи-тесь с царью-рыбой, попа-дется коды — отпу-ш-шайте сразу».

Слова деда и застав-ляют аста-фьев-ского героя заду-маться над своим прошлым. Какой же грех совершил Игна-тьич? Оказа-лось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надру-гав-шись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправ-дания. Игна-тьич понял, что этот случай с царь-рыбой — нака-зание за его дурные поступки.

Обра-щаясь к Богу, Игна-тьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: «Прос-сти-итееее... её-еээээ... Гла-а-аша-а-а, прости-и-и». После этого царь-рыба осво-бож-да-ется от крюков и уплы-вает в родную стихию, унося в теле «десятки смер-тельных уд». Игна-тьичу сразу стано-вится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искуп-ление всех грехов и начало новой жизни.

Сборник новелл <Царь-рыба> о просторах великой сибирской реки, бескрайней тайге, голубизне и шири поднебесья, <нескончаемости мироздания и прочности жизни>, которая <играет> в малой капле и цветке, что дерзко вышел навстречу холодным ветрам и ждет солнца. Рассказ о таких чудесах природы не может не увлечь всякого, кому не чужда красота родного края, кто ощущает себя частью природы и этой красоты, способен чувствовать радость и биение жизни даже в капле и цветке. Не стала исключением и я, возможно, потому, что природа края, описываемого в книге Астафьева, очень близка мне, так как там находится не только родина писателя, но и моя, оставшаяся в памяти самой близкой и прекрасной.

Сборник состоит из двенадцати новелл, каждая из которых по-своему отображает главную мысль Астафьева: единство человека и природы. В <Царь-рыбе> поставлено множество важных проблем: философских, нравственных, экологических и социальных. Так, например, в новелле <Капля> автором была затронута важная философская проблема, которую Астафьев формулирует в рассуждениях о капле, замершей на <заостренном конце продолговатого ивового листа>. Капля у автора повествования - это отдельная человеческая жизнь. И продолжение существования каждой капли заключается в слиянии её с другими, в образовании потока-реки жизни. Чрезвычайно важны здесь и размышления рассказчика о детях, в которых продолжаются наши краткие радости и благотворные печали, наша жизнь. Астафьев утверждает, что жизнь человека не прекращается, не исчезает, а продолжается в наших детях и делах. Смерти нет, и в мире ничто не проходит бесследно - вот основная мысль, выраженная писателем в <Капле>.

В книге <Царь-рыба> есть новелла с таким же названием. Видимо, автор придает ей особое значение, поэтому мне хотелось бы подробнее остановиться именно на ней. Игнатьич - главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает <ладно> и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом. В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, главный герой новеллы сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится <сраму>, который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой. Астафьев очень ярко описывает её: рыба походила на <доисторического ящера>, <глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе>. Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних <козявках> и <вьюнцах>, он с удивлением называет его <загадкой природы>.С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то <зловещее> показалось ему в ней, и позже герой новеллы понял, что <одному не совладать с этаким чудищем>.

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: <Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!" Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время <жадность он почел азартом>, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. <А-а, была не была! - подумал главный герой новеллы. - Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не <всякому Якову>.Отбросив сомнения, <удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу:>.Образ топора в этом эпизоде вызывает ассоциацию с Раскольниковым. Но герой Достоевского поднял его на человека, а Игнатьич замахнулся на саму мать-природу. Герой новеллы думает, что ему все дозволено. Но Астафьев считает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. С замиранием сердца следишь за поединком Игнатьича с таинственной рыбой. Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. <Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке>, - пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр <не по руке ему>. Да он и знал это с самого начала их борьбы, но <из-за этакой гады забылся в человеке человек>. Игнатьич и царь-рыба <повязались одной долей>. Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. <Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?> - молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: <Бра-ате-ельни-и-и-ик!.." Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба <плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом>. Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: <А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды - отпушшайте сразу>.

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой - наказание за его дурные поступки. В этом и проявляется главная мысль новеллы и всей книги: человека ожидает расплата не только за варварское отношение к природе, но и за жестокость к людям. Истребляя в своей душе то, что природа закладывает изначально (доброту, порядочность, милосердие, честность, любовь), Игнатьич становится браконьером не только по отношению к природе, но и к самому себе. Человек - это неотъемлемая часть природы. Он должен жить с ней в согласии, иначе она будет мстить за свое унижение, <покорение>. Это утверждает Астафьев в своей книге. Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: <Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!> Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: <Прос-сти-итееее: её-еээээ: Гла-а-аша-а-а, прости-и-и>. После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле <десятки смертельных уд>. Игнатьичу сразу становится легче: телу - оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе - оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни. Книга В. П. Астафьева нравится тем, что автор поднимает в своем произведении не только экологические, но и нравственные проблемы.

<Царь-рыба> воспитывает чувство ответственности и заставляет задуматься каждого над словами автора о том, что за дурные поступки человека обязательно ждет возмездие. Читается этот сборник новелл с большим интересом, учит любить природу, воспитывать доброе отношение к человеку. Своеобразен язык произведения. Писатель охотно использует те слова, которые употребляют люди, живущие в его родных местах. Эта книга делает читателя добрее, умнее.

Игнатьич – главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает “ладно” и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.

В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится “сраму”, который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба походила на “доисторического ящера”, “глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе”. Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних “козявках” и “вьюнцах”, он с удивлением называет его “загадкой природы”. С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то “зловещее” показалось ему в ней, и позже понял, что “одному не совладать с этаким чудищем”.

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: “Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!” Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время “жадность он почел азартом”, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была еще одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. “А-а, была не была! – подумал главный герой новеллы. – Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не “всякому Якову”.

Отбросив сомнения, “удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…”. Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. “Реки царь и всей природы царь – на одной ловушке”, – пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр “не по руке ему”. Да он и знал это с самого начала их борьбы, но “из-за этакой гады забылся в человеке человек”. Игнатьич и царь-рыба “повязались одной долей”. Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. “Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?” – молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и на то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: “Бра-ате-ельни-и-и-ик!..”

Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба “плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом”. Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: “А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды – отпушшайте сразу”.

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой – наказание за его дурные поступки.

Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: “Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!” Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: “Прос-сти-итееее… ее-еээээ… Гла-а-аша-а-а, прости-и-и”. После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле “десятки смертельных уд”. Игнатьичу сразу становится легче: телу – оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе – оттого что природа простила его, дала еще один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание повести Астафьева “Царь-рыба”

Другие сочинения по теме:

  1. “Царь-рыба” В. Астафьева Человек и природа, их единство и противоборство – стержневая тема “Повествования в рассказах” Виктора Астафьева. Пожалуй, никогда...
  2. Роман В. Астафьева относится к онтологической прозе, проблемы взаимоотношений природы и человека являются центральными в произведении. Форма повествования в рассказах,...
  3. Ы Царь У советуется со своими сановниками Сунь У, У Цзы-сюем и Бо Си о том, как вернуть волшебный меч,...
  4. Царь Эдип Аннотация к трагедии Софокла “Царь Эдип” Софокл – великий греческий драматург, подаривший нам одно из самых восхитительных произведений...
  5. Тема: Осмысление взаимоотношений человека с природой в повести Э. Хемингуэя “Старик и море”. Э. Хемингуэй – человек-легенда еще при жизни....
  6. Повесть написана от лица Миши Ерофеева. Конец Великой Отечественной войны. Девятнадцатилетний Миша Ерофеев лежит в Краснодарском госпитале. У него тяжелое...
  7. По пустынной степи вдоль железнодорожной линии, под небом, в котором тяжелым облачным бредом проступает хребет Урала, идет женщина. В глазах...
  8. Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре...
  9. Оповідання про простори великої сибірської ріки, безкрайній тайзі, блакиті й широчіні піднебесся, “нескінченне світобудови й міцності життя”, що “грає” у...
  10. Это трагедия о роке и свободе: не в том свобода человека, чтобы делать то, что он хочет, а в том,...
  11. Ы Трезор, “пестрый кобель с крупными лапами и сонной мордой”, целый день лежит на крыльце, мечтая прорваться в дом и...
  12. В доме Ивана Петровича Шуйского, в присутствии многих духовных лиц и некоторых бояр, решают развести Федора Иоанновича с царицею, Годуновой...

В основном посвящено военной тематике, но в данной статье мы обратимся к произведению, описывающему деревенский уклад. Изображением суровых жизненных реалий на грани цензуры - вот чем всегда отличался Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание и анализ будут основными темами статьи) - ключевая повесть сборника с одноименным названием, потому ее рассмотрение поможет понять смысл всего произведения и замысел автора.

О книге

Не чужд деревенской тематике был Виктор Астафьев. «Царь-рыба» - это сборник рассказов, состоящий из двенадцати произведений. Основная тема всего сборника - единство природы и человека. Кроме того, здесь присутствует философская, социальная, нравственная проблематика, особое внимание уделено вопросам экологии.

Природа и человек неразрывно связаны, и в этой связи есть их бессмертие: ничего не исчезает бесследно, полагает Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание подтвердит это) - центральная повесть всего сборника, в ней сконцентрированы основные мысли автора. Без ее прочтения и анализа невозможно понять всю глубину авторского замысла.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: краткое содержание

Главный герой рассказа - Игнатьич. Работает он наладчиком станков, любит копаться в технике и страстно увлекается рыбалкой. Это неплохой человек, готовый бескорыстно помочь даже незнакомому человеку, но относящийся к окружающим несколько снисходительно.

Игнатьич был непревзойденным рыболовом. Не было ему равных в этом деле, и потому никогда он не просил ничьей помощи и справлялся сам. И всю добычу тоже забирал себе.

Брат

Хорошее знание человеческих взаимоотношений показывает в своем произведении Астафьев («Царь-рыба»). Краткое содержание рассказывает о самом страшном завистнике Игнатьича - его младшем брате, тоже заядлом рыболове. Часто ему удавалось вытеснять Игнатьича на безрыбные места, но даже там он умудрялся ловить отборную рыбу. Командор злился на нашего героя и за то, что он во всем преуспевал, и всякое дело у него спорилось.

Однажды встретились братья на реке. Младший начал угрожать старшему ружьем. Командор был взбешен, он ненавидел и завидовал брату. Но Игнатьичу удалось уйти от него. В деревне узнали об этом случае, и Командору пришлось идти извиняться перед старшим братом.

Царь-рыба

Начинает описывать обычный поход на рыбалку своего героя Виктор Астафьев. «Царь-рыба» - произведение экологической направленности, поэтому автор не упускает случая отметить, что Игнатьич занимается браконьерством. Вот почему персонаж находится в постоянном напряжении, боится появления рыбнадзора. Любая проходящая мимо лодка становится причиной для паники.

Игнатьич проверяет заранее поставленные самоловы. В них обнаруживается много рыбы, среди которой рыбак замечает очень большую. Это оказался осетр, который настолько устал вырываться из сети, что теперь просто тянет ко дну. Игнатьич присмотрелся поближе, и что-то в облике рыбы показалось ему первобытным. Ужас охватывает рыбака, он пытается подбодрить себя шутками и всаживает в добычу новые крючки.

Продолжает развитие действий новеллы «Царь-рыба» Астафьев. Содержание по главам повествует о том, что Игнатьича начинают одолевать сомнения. Внутреннее чутье подсказывает ему - один ты с рыбой не справишься, надо звать брата. Но мысль о том, что придется делить добычу, тут же отгоняет другие доводы.

Жадность овладевает Игнатьичем. Он думает о том, что и сам ничуть не лучше остальных хапуг. Но тут же начинает себя подбадривать, жадность воспринимается как азарт. Тут ему в голову приходит мысль о том, что в сети его попалась царь-рыба. Такое счастье выпадает только раз в жизни, поэтому упустить ее нельзя. Хотя дед когда-то говорил, что если попадется царь-рыба, ее нужно отпустить. Но Игнатьич не может допустить и мысли об этом.

Рыбак пытается затащить рыбу в лодку, но падает вместе с ней за борт и запутывается в сетях. Чудом ему удается выплыть и ухватиться за лодку. Игнатьич начинает молиться о спасении, кается в том, что отважился поймать царь-рыбу.

Рыбак и его добыча жались друг к другу, опутанные сетью, и слабели. Игнатьич начинает думать о том, что их судьбы с царь-рыбой сплелись, и впереди их ждет неизбежная смерть.

Зверь и человек

Произведение Астафьева «Царь-рыба» рассказывает о неразрывной связи человека и природы. Так, Игнатьич начинает размышлять о том, что участь у природы и людей одна.

Вдруг герой проникается ненавистью к рыбе, начинает ее бить, уговаривает смириться со смертью. Но все тщетно, рыбак только изматывает себя. В миг отчаяния Игнатьич зовет брата, но вокруг никого нет, кроме рыбы.

Темнеет, рыбак понимает, что умирает. Ему кажется, что рыба прижимается к нему как женщина, и что рыба - оборотень. Игнатьич начинает припоминать свою жизнь. Детство, занятое мыслями о рыбалке, а не учебой или играми... Смерть племянницы Тайки... Деда с его советами о том, что нельзя ловить царь-рыбу, если на душе есть грехи...

Игнатьич раздумывает, за что он так жестоко наказан и понимает, что все из-за Глашки. Когда-то он приревновал ее, чем сильно обидел невесту. Девушка его так и не простила, а расплата настигла рыбака сейчас.

Тут раздается шум лодочного мотора. Раба оживает, начинает биться и, выпутавшись из сети, уплывает. Игнатьич тоже получил свободу. И не только телесную, но и душевную.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: анализ

Рассказ «Царь-рыба» одновременно символичен и драматичен. В нем изображается одновременно борьба и единство человека с природой. Все произведение пронизано пафосом, который несет обличительный характер. Автор осуждает браконьерство, понимая его в самом широком смысле - браконьерство не только в природе, но и обществе. Стремление к утверждению нравственных идеалов охватывает все повествование.

Неслучайно постоянно обращается к прошлому герой и сам Астафьев. «Царь-рыба» (анализ эпизодов это подтверждает) дает понять, что именно в момент близости к смерти происходит осмысление жизненного опыта Игнатьича. Становление характера героя напрямую оказывается в зависимости от социальных и экономических факторов. И даже несмотря на свою природную доброту и смелость Игнатьич оказывается неспособным противостоять им.

Таким образом, Астафьев подчеркивает огромную силу социума, которая оказывает влияние не только на человека, но и на природу в целом.

Поделиться: