Что такое Lightroom, как им пользоваться. Лайтрум: Как перенести параметры обработки одной фотографии на другие

Наверное большинство фотографов уже переключилось на лайтрум 3 и в его освоение может здорово помочь книга "Практическое руководство для фотографа ". Я уже писал о процессе настройки лайтрума и отбора фотографий , а так же о пресетах для лайтрума .

Сегодня я расскажу, как в лайтруме можно создавать стеки и как применить настройки обработки одной фотографии на целую группу снимков.

Как создать стэки?

Начну со стеков - это удобный инструмент для группировки однородных снимков в группы, который позволяет экономить место в ленте просмотра снимков. Так выглядит лента просмотра с обычными фотографиями, без применения стэков.

Чтобы объединить несколько снимков в стэк: выделите их и выполните команду Photo - Stacking - Group Into Stack (Снимок - Стэки - Объединить в стэки) или нажмите ctr+G . Выделенные снимки свернуться в стэк с указанием количества фотографий на миниатюре, как на изображение ниже.

Важно помнить, что в стэки можно объединять только снимки, расположенные в одной папке. Чтобы развернуть стэк, достаточно просто кликнуть по нему два раза. Если вы хотите упорядочить стэки в зависимости от время съемки, то необходимо выполнить команду - Photo - Stacking - Auto-Stack be Capture TIme (Снимок - Стэки - Автоматическое объедение в стэк по времени съемки).

Как применить параметры обработки одного снимка к другим?

Ну а теперь перейдем ко второму вопросу - применение параметров обработки одной к фотографии к остальным. Зачем это нужно? Часто возникает необходимость обработать большое количество фотографий в одной манере или подправить у них какой-то параметр - экспозицию или баланс белого, но правка в ручную рутинна и требует большое количество времени.

Я недавно обзавелся серой картой , для тех, кто не знает - она помогает получать более правильный баланс белого, когда автоматика фотоаппарата может ошибаться (например, в условиях студийной съемки).

После съемки я подправил баланс белого с помощью серой карты в лайтруме. Результат мне понравился, и я решил применить эти настройки к оставшимся 50 фотографиям.

Чтобы применить параметры обработки одной фотографии к другим выполните следующие шаги:

Переходим в модуль Develop (Обработка) и выбираем обработанную нами фотографию, затем щелкаем на кнопку Copy - она расположена слева внизу под областью боковых панелей. (Вы можете копировать любое количество параметров обработки, баланс белого в данном случае я привел для примера).

После чего появится вот такое окошко, в котором будут указаны настройки, которые вам необходимо скопировать, я поставил галочку на балансе белом (вы выбираете необходимые вам параметры) и нажимаете кнопку Copy .

Далее нажимаем кнопку G (должна стоять английская раскладка) , чтобы вернуться к сеточному виду и выбираем необходимые фотографии для применения выбранных вами параметров. Затем выполняем команду Photo - Develop - Settings - Paste Settings (Фото - Параметры проявки - Вставить настройки). Вот и все, так просто и быстро!

Удачной вам обработки кадров!

На десерт:

Снова комикс об утке фотографе:

С большим количеством фото в Lightroom.

Программа Lightroom – мощный и удобный редактор для конвертации фотографий, который помогает делать работу над съёмкой быстрее в несколько раз. Главное – разобраться, как сократить количество действий, и, соответственно, время работы над каждым отдельным кадром. При пакетной обработке к фотографиям каталога обычно применяется один и тот же набор настроек — пресет. Конечно, логичнее для пакетной обработки в Lightroom создать такую универсальную совокупность настроек, чтобы накинули их на фотографии – и сразу у нас всё стало хорошо. Но так получается не всегда. Вот 10 советов, которые помогут вам ускориться при работе в Lightroom.

Первым советом в этой статье должна была быть фраза «пользуйтесь пресетами», но, скорее всего, создавать пресеты в Lightroom умеют почти все, кто работает в этой программе. Чтобы получить новый пресет, во вкладке Develop нажимаем на кнопку с «плюсом» на панели Presets (в рабочем окне находится слева) и работаем с диалоговым окном «New develop preset».

Перейдём к важному вопросу: как сделать так, чтобы один пресет подходил к разным кадрам и съёмкам и мог использоваться постоянно?

Пресеты (Presets) – хитрая штука. Кажется, вот получилось красиво обработать фотографию – сохрани все изменения в пресет и пользуйся ими на здоровье. Но чаще всего такие «бывшие в употреблении» настройки только портят другие кадры.

Чтобы этого не происходило, создавайте пресеты так:

  1. оставляйте настройки цвета, а именно Color (цвет), Tone Curve, Split Toning, Calibration;
  2. отключайте галочки White Balance (баланс белого), Exposure (экспозиция), Transform (трансформация). Если вы используете автоматическую настройку экспозиции и прочих точек чёрного и белого, то снимайте и галку основных настроек (Basic Tone);
  3. всегда задумывайтесь, нужны ли вам на всех фотографиях одинаковые значения резкости (Sharpening), шумоподавления (Noise Reduction), четкости (Clarity), исправления искажений линзы (Lens Corrections). Если да, синхронизируем.
  4. Градиентные и радиальные фильтры оставляем, если использовали их на фотографии в художественных целях, а не для локальных коррекций. Впрочем, их как и другие эффекты (виньетирование и плёночное зерно) логичнее вынести в отдельный пресет и использовать для усиления художественного эффекта уже после основных цветовых и яркостных настроек.

Относитесь к пресетам как к отправной точке в обработке фотографий. Не нужно думать, что набор пресетов, который вы приобрели у какого-нибудь замечательного мастера по ретуши, избавит вас от пакетной обработки в Lightroom раз и навсегда.

Выберите для пробы уже имеющихся пресетов фотографию с откорректированным балансом белого и подтянутой экспозицией. Примените пресет к этой фотографии, и убедитесь, что не появилось нежелательных коррекций. После этого можете синхронизировать все фотографии. При синхронизации каждый раз проверяйте, не остались ли в диалоговом окне ненужные галочки. Это могут быть различные локальные коррекции (Local Adjustments и Spot Removal), Crop (кадрирование) и настройки, которые мы должны были отключить при создании пресета.

Если вы создали правильные пресеты и верно их применили, то при подборе подходящих настроек фотография кардинально не меняется, и вы можете адекватно воспринимать все преобразования картинки. Ниже показан исходник с подправленной экспозицией (верхний левый кадр) и он же с применением различных пресетов.

Не ленитесь, выучите и применяйте комбинации клавиш для тех функций программы, которыми часто пользуетесь.

При пакетной обработке вам пригодятся горячие клавиши:

  • Ctrl+A (на Mac везде вместо Ctrl используется Cmd) — выделить все фотографии,
  • Ctrl+D — отменить все выделения,
  • Ctrl+ Z– отмена последнего действия,
  • зажатая клавиша Shift+ => и Shift+ <= — выделение расположенных рядом в ленте превью кадров.
  • Ctrl+Shift+S – вызов диалогового окна синхронизации настроек
  • Ctrl+S — сохранение файлов Xmp в папку с исходниками
  • клавиши 0 и от 1 до 5 – проставление рейтинга фотографии
  • клавиши от 6 до 9 – присвоение цветных ярлыков

Узнать сочетания горячих клавиш для различных инструментов и действий можно в главном меню программы. Откройте по очереди все пункты меню и исследуйте их. Напротив названия каждой функции стоит значок клавиши или комбинации клавиш, которая эту функцию приводит в действие.

C каждой обновленной версией программы алгоритмы автоматических настроек действуют всё более совершенно. Раньше я бы не советовала использовать их. Сейчас автонастройки реально могут сэкономить ваше время. Попробуйте использовать Auto Tone (настройки экспозиции, динамического диапазона, точек белого и черного) или Auto White Balance (автоматический баланс белого). В окне Develop вы выбираете значение автокоррекции баланса белого и для каждой фотографии отдельно.

Если выйти во вкладку Library, выделить все фотографии и выбрать на панели Quick Develop White Balance — auto, то баланс белого изменится на автоматический для всех кадров сразу.

Точно так же во вкладке Library применяется Auto Tone.

Внимание, когда на фотографии у вас смешанный свет или программа ошибочно считает, что с кадром всё плохо, то автоматический баланс белого может выдать искаженный по цвету вариант. Тогда есть смысл выделять в Library не все кадры, а группы фотографий, похожих по условиям съёмки, и применять автонастройки только к ним. Если видите, что стало хуже, сразу нажимайте Ctrl+Z и настраивайте баланс белого вручную.

В пакетной обработке сэкономить время поможет также и автонастройка трансформации.

Для разных видов кадров можете попробовать различные варианты трансформации (Auto, Level, Vertical, Full) и выбрать тот, который подходит именно вам.

Синхронизируем автоматические настройки галкой Upright Mode.

Только будьте осторожны: программа при исправлении вертикальных искажений и горизонта ориентируется на явно контрастные линии, и может исказить ваш кадр до неузнаваемости.

Алгоритм работы с инструментами трансформации примерно такой: применяем автотрансформацию и пробегаемся по всем кадрам, чтобы убедиться, что они выглядят хорошо. Если кадры перекосились, то нажимаем кнопку off, и корректируем геометрию кадра вручную. Если фотография при трансформации изменилась так, что появились белые участки по краям, но при этом значимые детали кадра остаются в кадре без искажений, то нажимаем кнопку Сonstrain crop.

Совет 5: для удобства обработки создавайте коллекции фотографий по локациям, освещённости, тематике

Если съёмка очень объёмная и разнообразная по условиям съёмки или у вас в каталоге объединены фотографии с разных локаций, то есть смысл воспользоваться функцией создание коллекций, чтобы вы не рыскали в превью в поисках похожих условий съёмки, а поэтапно работали с группами кадров. Это так же поможет сократить вам время обработки.

В коллекции можно объединять фотографии по различным признакам: снятые ночью, снятые днём, прогулка на улице, съёмка в помещении, люди, пейзажи, детали и так далее.

Совет 6: сортируйте файлы с помощью встроенных фильтров и системы рейтингов

Наверное вы знаете, что в Lightroom есть возможность присваивать рейтинги фотографий с помощью звездочек от одной до пяти, разноцветных ярлыков (клавиши от 6 до 9). И возможно вы даже пользуетесь этой системой рейтингов при отборе и сортировке файлов. Используйте их и при обработке. Например, отмечайте цветным ярлыком фотографии, которые хотите сделать чёрно-белыми или обработать как-то по-особенному.

Во время пакетной обработки у нас нет возможности отвлекться надолго на отдельные кадры, но мы можем отметить их и объединить в группы для того, чтобы заняться ими позже и так же обработать пакетно. Первый способ собрать все отмеченные фотографии вместе – это во вкладке library сортировать файлы по выбранному вами признаку и создать обычную коллекцию. Второй способ – заранее создать и настроить Smart Collection. Например, создадим коллекцию по признаку пять звезд и назовем её «Черно-белые фото».

Нажимаем «плюс» на панели Collections и выбираем пункт «Create Smart Collection…».

Выбираем условие, по которому кадры будут автоматически добавляться в нашу коллекцию и жмем «Create»

Реальность такова, что какой бы идеальный пресет вы не сделали, как бы точно не откорректировали баланс белого, фотографии всё равно могут отличаться по общему цветовому тону. Потому что на восприятие цвета влияет любой момент вроде контраста, вида освещения, детализации. Мы добрались до животрепещущего вопроса, как сделать ровный цвет для всех фотографий серии. Наш совет – используйте «второе окно» (Second Window). Выберите изображение, которое уже обработано, поместите его на второй экран (нажмите правой кнопкой мыши на изображение в рабочей области и выберите первую строчку «Lock to Second Window» в появившемся меню).

Оттащите появившееся окно в сторону, чтобы не закрывало рабочее изображение.

При обработке сверяйте с ним беглым взглядом каждую фотографию, и вы поймёте, что именно нужно подправить на всех остальных кадрах.

Также во второе окно можно поставить любое другое изображение, которое вы взяли как образец цвета (референс) для своей съёмки.

Совет 8: перед основной работой делайте тест цвета для разных локаций

Вы выбрали, какой цвет хотите сделать для всей серии, и уже разбили каталог на коллекции по условиям съёмки. Теперь создайте ещё одну коллекцию, которая будет называться «тест цвета». Этот совет особенно актуален для обработки свадеб, так как диапазон условий съёмки может быть невероятно широк, а цвета для всех кадров нужно подобрать в одном стиле.

Просто добавьте в эту коллекцию типичные кадры из каждой коллекции и обработайте их. Вы сразу увидите, подходит ли выбранная обработка ко всей съёмке или для какой-то серии фотографий нужно использовать индивидуальные настройки.

Затем синхронизируйте каждую фотографию с соответствующей группой. То есть готовую фотографию из коллекции «ночная прогулка», синхронизируйте с остальными кадрами коллекции, и работы станет на порядок меньше.

Помните, что при пакетной обработке мы выполняем объёмную работу, и нередко в серии попадают проходные кадры с плохим освещением и не очень хорошей композицией. Не нужно стараться сделать идеал из каждой фотографии, бесконечно применяя различные цветовые схемы и накидывая градиенты. Невозможно сделать несколько сотен шедевральных снимков в одной съёмке (бывают исключения, но сейчас мы говорим о правилах). Пусть каждый кадр будет просто достаточно хорош.

Пакетная обработка – это, конечно, про скорость, но нельзя забывать и о качестве. Не доверяйте полностью автоматическим настройкам и пресетам. После применения всех технических настроек обязательно просматривайте каждый кадр и при необходимости корректируйте его вручную.

Этим вопросом задаются многие начинающие фотографы. И в этом нет ничего удивительного, ведь программа действительно довольна сложна в освоении. Поначалу не понимаешь даже как тут фото открыть! Разумеется, четкой инструкции по пользованию создать нельзя, ведь каждому пользователю нужны какие-то определенные функции.

Тем не менее, мы постараемся обозначить основные возможности программы и объясним вкратце как их можно выполнить. Итак, поехали!

Первое, что необходимо сделать сразу после запуска программы — импортировать (добавить) фотографии для обработки. Делается это просто: нажимаете на верхней панель «Файл», затем «Импорт фото и видео». Перед вами должно появится окно, как на скриншоте выше.

В левой части вы выбираете источник с помощью встроенного проводника. После выбора конкретной папки, в центральной части будут отображены находящиеся в ней снимки. Теперь можно выбрать нужные снимки. Ограничений на количество тут нет — можно добавить хоть одно, хоть 700 фото. Кстати, для более детального рассмотрения фото можно изменить режим его отображения кнопкой на панели инструментов.

В верхней части окна можно выбрать действие с выбранными файлами: копировать как DNG, копировать, переместить или просто добавить. Также настройкам отведена правая боковая панель. Здесь стоит отметить возможность сразу применить к добавляемым фотографиям нужный пресет обработки. Это позволяет в принципе избежать остальные этапы работы с программой и сразу приступить к экспорту. Такой вариант вполне подойдет, если вы снимаете в RAW и пользуетесь Лайтрумом как конвертером в JPG.

Библиотека

Далее мы пойдем по разделам и посмотрим, что в них можно сделать. И первым в очереди идет «Библиотека». В ней вы можете просмотреть добавленные фото, сравнить их между собой, сделать пометки и провести простую корректировку.

С режимом сетки и так все понятно — можно посмотреть сразу множество фото и быстро перейти к нужному — поэтому сразу перейдем к просмотру отдельного фото. Тут вы, разумеется, можете увеличивать и перемещать фото, дабы рассмотреть детали. Также можно отметить фото флажком, пометить забракованным, поставить оценку от 1 до 5, повернуть фото, отметить человека на снимке, наложить сетку и т.п. Все элементы на панели инструментов настраиваются отдельно, что вы и можете видеть на скриншоте выше.

Если вам сложно выбрать один из двух снимков — воспользуйтесь функцией сравнения. Для этого необходимо выбрать соответствующий режим на панели инструментов и два интересующих фото. Оба изображения перемещаются синхронно и увеличиваются в одинаковой степени, что облегчает поиск «косяков» и выбор того или иного снимка. Здесь же можно сделать пометки флажками и дать фотографии оценку, как и в предыдущем пункте. Также стоит отметить, что можно сравнивать сразу несколько снимков, однако при этом будут недоступны названные функции — только просмотр.

Также к библиотеке лично я бы отнес «Карту». С ее помощью можно найти снимки из определенного места. Все представлено в виде цифр на карте, которые показывают количество снимков с данной локации. При нажатии на цифру вы можете просмотреть отснятые здесь фото и метаданные. При двойном клике на фото программа переходит в «Коррекции».

Помимо всего прочего, в библиотеке можно провести простенькую коррекцию, которая включает кадрирование, беланс белого и коррекцию тона. Все эти параметры регулируются не привычными ползунками, а стрелками — ступенчато. Можно делать маленькие и большие шаги, но выполнить точную коррекцию не удастся.

Помимо этого в данном режиме можно комментарии, ключевые слова, а также просмотреть и при необходимости изменить некоторые метаданные (например, дату съемки)

Коррекции

Данный раздел включает более продвинутую, нежели в библиотеке, систему для редактирования фото. В первую очередь фото должно обладать правильной композицией и пропорциями. Если эти условия не были соблюдены при съемке, просто воспользуйтесь инструментом «Кадрирование». С его помощью можно выбрать как шаблонные пропорции, так и установить свои собственные. Также тут есть ползунок, с помощью которого можно выровнять горизонт на фото. Стоит отметить, что при кадрировании выводится сетка, которая упрощает выставление композиции.

Следующая функция — местный аналог «Штампа». Суть все та же — ищете на фото пятна и нежелательные объекты, выделяете их, а затем перемещаетесь по фото в поисках заплатки. Разумеется, если вас не устроила автоматически подобранная, что вряд ли. Из параметров можно настроить размер области, растушевку и непрозрачность.

Лично я уже давненько не встречался с фото, где у людей красные глаза. Тем не менее, если такой снимок все же попадется, исправить косяк можно с помощью специального инструмента. Выделяете глаз, устанавливаете ползунком размер зрачка и степень затемнения и готово.

Последние три инструмента стоит отнести к одной группе, ведь они отличаются, по сути, только способом выделения. Речь идет о точечной коррекции снимка наложением маски. И вот тут как раз есть три варианта наложения: градиент-фильтр, радиальный фильтр и кисть коррекции. Рассмотрим на примере последней.

Начнем с того, что кисть можно изменять в размере просто зажав «Ctrl» и покрутив колесико мыши, а сменить ее на ластик — нажав «Alt». Помимо этого, можно настроить нажим, растушевку и плотность. Ваша цель — выделить участок, который будет подвержен коррекции. По завершении в вашем распоряжении туча ползунков, с помощью которых можно настроить все: от температуры и оттенка до шума и резкости.

Но это были только параметры маски. Применительно ко всему фото можно настроить все те же яркость, контраст, насыщенность, экспозицию, тени и света, резкость. Все? Ан, нет! Еще кривые, тонирование, шум, коррекция объектива и многое-многое другое. Конечно, каждый из параметров стоит отдельного внимания, но, боюсь, статьи будет мало, ведь на эти темы пишутся целые книги! Тут можно дать лишь один простой совет — экспериментируйте!

Создание фотокниг

Раньше все фотографии были исключительно на бумаге. Разумеется, эти снимки в последующем, как правило, добавлялись в альбомы, которых у каждого из нас осталось до сих пор немало. Adobe Lightroom позволяет обрабатывать цифровые фото… из которых также можно сделать альбом.

Для этого перейдите на вкладку «Книга». Все фото из текущей библиотеки добавятся в книгу автоматически. Из настроек в первую очередь идут формат будущей книги, размер, тип обложки, качество снимков, разрешение при печати. Далее можно настроить шаблон, по которому фото будут размещены на страницах. Причем для каждой страницы можно задать собственный макет.

Естественно, некоторые снимки требуют комментариев, которые можно легко добавить в виде текста. Здесь настраивается шрифт, стиль написания, размер, непрозрачность, цвет и выравнивание.

Наконец, чтобы немного оживить фотоальбом, стоит добавить на фон какое-то изображение. В программе есть несколько десятков встроенных шаблонов, но вы без проблем можете вставить и свое собственное изображение. В конце, если вас все устраивает, нажмите «Экспорт книги как PDF».

Создание слайд-шоу

Процесс создания слайд-шоу во многом напоминает создание «Книги». В первую очередь вы выбираете каким образом фото будет расположено на слайде. При необходимости можно включить отображение рамки и тени, которые также настраиваются довольно детально.

В качестве фона опять же можно установить собственное изображение. Стоит отметить, что на него можно нанести цветной градиент, для которого настраивается цвет, прозрачность и угол. Разумеется, наложить также можно свой водяной знак или какую-либо надпись. Наконец, вы можете добавить музыку.

К сожалению, из параметров воспроизведения можно настроить только длительность слайда и перехода. Никаких эффектов перехода тут нет. Также обратите внимание на тот факт, что воспроизведение результата доступно только в Lightroom — экспортировать слайд-шоу нельзя.

Веб-галереи

Да-да, Лайтрум можно использовать и веб-разработчикам. Здесь вы можете создать галерею и сразу же отправить ее на ваш сайт. Настроек вполне достаточно. Во-первых, вы можете выбрать шаблон галереи, задать ее название и описание. Во-вторых, вы можете добавить водяной знак. Наконец, тут же можно экспортировать или сразу отправить галерею на сервер. Естественно, для этого сначала нужно настроить сервер, указать логин и пароль, а также вбить адрес.

Печать

Функцию печати также следовало ожидать от программы подобного рода. Здесь вы можете задать размер при печати, разместить фото по вашему желанию, добавить личную подпись. Из параметров, относящихся непосредственно к печати стоит отнести выбор принтера, разрешение и тип бумаги.

Заключение

Как видите, работать в Лайтруме не так уж сложно. Основные проблемы, пожалуй, заключаются в освоении библиотек, потому что новичку не совсем понятно где искать импортированные в разное время группы снимков. В остальном же, Adobe Lightroom довольно дружелюбен к пользователю, так что дерзайте!

Если вы используете Photoshop для обработки фотографий, то наверняка знаете, что одну и ту же задачу можно решить разными инструментами. Возможности фотошопа настолько велики, что для достижения одного и того же результата, фотографы могут пойти различными путями и сложно сказать, какой путь «правильный».

Lightroom часто называют «альтернативным фотошопом». Так же как и Photoshop, в Lightroom можно использовать различные инструменты для достижения одной и той же цели. Далеко не всегда очевидный и бросающийся в глаза путь является лучшим.

Задача данной статьи, рассказать несколько секретов Lightroom и познакомить вас с альтернативными, но очень удобными путями для решения типичных задач по обработке фотографий.

1. Используйте Luminance вместо Saturation

Часто кажется, что в ясный день очень просто сделать красивый снимок с ярким голубым небом. Но если вы снимаете объекты, находящиеся на земле, тем более в тени, то кадр может получится с пересвеченным или тусклым небом.

При обработке фотографии в lightroom, обычно сразу хочется увеличить насыщенность небо при помощи Saturation, но это далеко не всегда лучшее решение.

Слайдер Saturation усиливает насыщенность всех цветов одновременно, что может помешать, если задача только в том, чтобы повысить насыщенность цвета неба. Воспользовавшись данным слайдером, вы можете получить другие сложности, потому что насыщенность повысится и там, где не требуется, например на коже модели.

Альтернативный вариант, использование панели «HSL / Color / B&W».

В этой панели вы увидите табы Hue, Saturation и Luminance. В табе Saturation можно поднять насыщенность только отдельных цветов, которые связаны с небом, не затрагивая другие цвета.

Но опять же, использование Saturation — может дать не самый лучший результат, цвета станут гипертрофированно мультяшными, если вы перестараетесь.

Хорошей альтернативой будет служить табулятор Luminance. Вы будете оперировать не насыщенностью, а яркостью цвета. Используйте синий ползунок закладки Luminance и вы получите красивый глубокий цвет для неба, не затронув при этом другие цвета.

Подробнее об использовании Luminance можете прочитать в статье —

2. Объединяйте корректирующие кисти

Корректирующая кисть (Adjustment Brush) отличный инструмент для того чтобы изменять только отдельные части фотографии. Одним из самых больших достоинств кисти является то, что в отличии от фотошопа, она не затрагивает изображение напрямую. Вы можете изменить параметры изменений в области действия кисти в любой момент, если вам что то не понравится или просто удалить ее.

Даже в том случае, если было использовано несколько кистей, комбинируя параметры для достижения лучшего результата. Например, для того чтобы размыть какую то конкретную область, вы можете выставить для кисти значение Sharphess в -100. А так как данная настройка дает не очень сильное размытие, примените «размывающую» кисть к одной и той же области несколько раз, добиваясь нужного эффекта.

Чтобы усилить эффект кисти, после того как поработали с ней, нажмите на кнопку New. Это создаст дубликат кисти с теми же настройками и вы сможете воспользоваться ею поверх первой. Повторите действие столько раз, сколько потребуется.

Не забывайте о том, что это все равно будут отдельные кисти. Вы в любой момент можете выбрать одну из них заново и изменить настройки, допустим уменьшив значение Sharphess.

Каждая кисть на снимке выглядит кружочком. Наведя на него курсор, вы увидите зону действия кисти. Чтобы выбрать нужную — кликните по нему и в центре кружочка появится черная точка. Теперь можете изменить настройки выбранной кисти.

3. Быстрая ретушь кожи на портрете

На то, как кожа выйдет на фотографии влияет множество факторов. Например, кожа может получиться слишком красной и не очень гладкой.

Для того чтобы исправить это, можно использовать несколько приемов. Вы можете использовать вместе или по отдельности. Главное — не перестарайтесь. Лучшее — враг хорошего.

Вначале стоит изменить яркость (brightness). Особенно если кожа красноватая или слишком темная. Слегка поднимите яркость, это сделает оттенок кожи более естественным. Дополнительным бонусом будет то, что при увеличении яркости морщины и поры на коже будут не так заметны.

Затем стоит опять вспомнить о табуляторе Luminance. Попробуйте увеличить значение Luminance для красных и оранжевых цветов. Это сделает кожу светлее и придаст ей более здоровый оттенок.

Для того, чтобы сделать это действие еще проще, есть маленький секрет.
Обратите внимание, что слева от названия Luminance есть маленький кружок. Нажмите на него, затем переведите курсор на тот участок, который вы хотите изменить. Lightroom будет автоматически отслеживать те цвета, которые находятся под курсором.
Для изменения достаточно лишь подвигать курсором вверх или вниз, удерживая левую кнопку мыши нажатой.

Этот секрет действует во всех трех табуляторах Hue, Saturation и Luminance

Так же, в Lightroom есть прекрасный инструмент, идеально подходящий для ретуши портрета — кисть «Soften Skin». Если вы будете «рисовать» на лице модели данной кистью, то резкость будет локально уменьшена за счет параметров Clarity и Sharpness.

Вы можете выставить другие параметры, если решите, что предлагаемые по умолчанию не подходят для данного случая.

Наконец, есть еще один способ для того чтобы привести кожу в порядок. Перейдите на вкладку Noise Reduction, отвечающую за шумоподавление.
Уменьшение шума так же приводит к некоторой размытости, что может положительно сказаться на портрете.


Но будьте осторожны. Шумоподавление действует на весь снимок в целом, а не на его отдельные части. Поэтому вы можете испортить изображение в целом.

4. Изменение сетки при кадрировании

Кадрирование фотографии в Lightroom имеет скрытые возможности, чтобы подправить композицию. Изначально сетка делит кадр на 9 частей согласно правилу третей. Но в лайтруме есть 6 вариантов сетки, которые вы можете использовать при кадрировании.

Для того чтобы посмотреть другой вариант — просто нажмите клавишу «O» (латинская раскладка клавиатуры). При нажатии комбинации Shift-O — сетка зеркально перевернется.

Так же можно увидеть все возможные сетки, выбрав в меню Tools > Crop Guide Overlay

5. Двойное тонирование для эффекта ретро фото

Двойное тонироварие (Split-toning) — весьма популярный способ создания различных эффектов. Особенно для создания эффектов «под старину» или эффектов съемки на пленку. Подобные эффекты весьма активно используются Instagramm и многих онлайн редакторах, предоставляющих возможность получить тот или иной эффект «нажатием на 1 кнопку»

Если вы пользовались ранее пресетами для создания ретро эффектов, но обратите внимание на то, какие настройки выставлены для закладки Split Toning. Вы наверняка заметите, что они имеют одинаковую структуру, особенно если посмотреть на значения Hue для теней и светов (highlights, shadows).

В светах ползунок сдвинут влево от центра, в тенях вправо. Такое положение практически всегда даст достаточно интересный эффект.

Попробуйте установить Hue в аналогичное положение, а затем поиграться с настройками Saturation и Balance. Но результат изменения этих настроек будет сильно зависить от вашего снимка, точнее от того что на нем и какие цвета приоритетные.

Поэтому двойное тонирование — инструмент весьма творческий и какие либо готовые рецепты тут давать сложно.

Если же вам лень заниматься двойным тонированием самостоятельно, создавая эффекты «под старину», можете или замечательным плагином

6. Уменьшение силы пресета в Lightroom

Так или иначе все мы пользуемся пресетами для Lightroom. Приятно получить что то особенное, всего лишь кликнув на кнопку. Но очень часто, применение пресета дает слишком сильный эффект. Например, цвета могут стать гипертрофированно яркими, что далеко не всегда хорошо.

В таких случаях хочется слегка ослабить силу действия пресета, но в Lightroom нет штатного инструмента для этого действия.

Точнее способы есть, но они неудобные. Вы можете вручную отследить по закладкам, какие параметры изменены и уменьшить силу каждого из них.
Второй способ — применение Photoshop. Берете оригинальное изображение, поверх него делаете слой с измененным при помощи пресета и меняете прозрачность этого слоя, добиваясь нужной степени воздействия.

Но есть и третий способ. Ярно Хейккинен (Jarno Heikkinen) сделал специальный плагин для Lightroom, который можно спокойно скачать с его сайта Knobroom.com . Плагин называется «The Fader» и делает именно то, что нам требуется — уменьшает силу эффекта пресета.

После того как вы скачаете и установите плагин, откройте фото и перейдите в закладку File > Plug-In Extras > The Fader
Появится окно, где вы можете выбрать пресет и силу его воздействия на снимок.

7. Информация о снимке

Находясь в модуле Develop нажмите I на клавиатуре и в левом верхнем углу снимка появится информация о снимке. Если вы нажмете I еще раз, то информация изменится.

Это бывает очеь полезно, если требуется быстро посмотреть информацию об исходнике или базовые данные Exif


Кроме того, вы можете настроить ту информацию, которую хотите видеть в данном режиме через меню View > View Options
А затем в появившемся диалоге Library View Options откройте закладку Loupe View и выберите те данные, которые вам нужны чаще всего.

8. «Выключение света»

Это известный, но редко используемый инструмент Ligthroom, который тем не менее бывает очень полезен.

Когда вы хотите сосредоточить внимание на какой то определенной области, используйте функцию Lights Out. Например если вы выбираете определенные снимки из серии. Lights Out затемнит все остальные снимки кроме выбранных.

Если же нажмем L еще раз, фон, кроме наших выбранных миниатюр, станет совсем черный.

Данный режим так же доступен и в модуле Develop. Он бывает полезным, чтобы оценить изображение более точно, не отвлекаясь на детали интерфейса и прочие мешающие элементы.

9. Режим Solo

Есть еще один очень интересный режим работы Lighroom под названием Solo.

Хотя в целом интерфейс Lightroom весьма удобен и продуман, из за большого количества настроек и инструментов бывает сложно быстро отыскать то что требуется. Можно тратить много времени на прокручивание скроллов панелей и их постоянное открытие и закрытие.

Специально для этого разработчики Lightroom внедрили режим Solo или режим «одной вкладки». Действует он весьма просто — каждый раз когда вы открываете какую либо панель инструментов — все другие автоматически сворачиваются. Это очень сильно увеличивает скорость работы с программой.

Вы не верите? Просто попробуйте. Уверены, что вскоре вы не сможете себе представить жизнь без этого режима.

Чтобы ключить режим, кликните правой кнопкой мыши на заголовке любой панели у активируйте пункт Solo Mode в появившемся меню

10. Полезные клавиатурные сокращения

Напоследок, в дополнение к статье о , некоторые полезные клавиатурные сокращения.

  • Автоматический переход при Caps Lock . Если вы нажемете CapsLock, то при назначении снимку какого либо цветового маркера, флага или рейтинга, вы будут автоматически переходить к следующему снимку. Это крайне удобно при первоначальном отборе снимков.
  • Виды просмотра Library . Нажатие на G покажет миниатюры в режиме «сетки». E — увеличит выбранную фотографию. С — режим сравнения, а D — переключение в модуль Develop для выбранного снимка.
  • Быстрое скрытие панелей. Клавиши F5-F9 быстро открывают и скрывают основные 4 панели интерфейса Ligthroom — верхнюю, нижнюю, правую и левую.
  • Альтернативный режим . Нажатие клавиши Alt переведет некоторые инструменты в альтернативный режим. Подробнее смотрите в статье « «
  • Сброс слайдеров . При двойном клике по любому слайдеру вы сбросите его значение в значение по умолчанию. Или при нажатии на Alt вы увидите псевдо кнопку Reset — клик по которой сделает то же самое.
  • Выравнивание горизонта или вертикали. В режиме кадрирования нажмите клавишу Ctrl и не отпуская ее, проведите мышью линию, которая должна быть строго горизонтальной или вертикальной. Лайтрум автоматически повернет снимок соответствующим образом. Это невероятно удобно например для выравнивания горизонта.
  • Скрыть все панели. Ctrl + клик на заголовке любой панели в режиме Develop свернет все панели.
  • Увидеть все клавиатурные сокращения. Нажмите Ctrl + / и вы увидете плашку со всеми доступными сокращениями выбранного модуля Lightroom

Оригинал статьи: tutsplus.com © Josh Johnson

– известного фотографа и автора книг по фотографии, Lightroom и Photoshop. С учётом того, что эти советы адресованы новым пользователям Лайтрум, если вы уже опытный пользователь, они могут сильно отличаться от вашего привычного способа работы с программой.

Итак, начнём.

Для организации своих фотографий внутри Lightroom используйте Коллекции (Collections), а не Папки на диске (Folders). В папках хранятся оригиналы фотографий и, работая с ними напрямую, вы можете, в конце концов, закончить тем, что случайно удалите ценную фотографию, а то и всю папку. Если же вы работаете с коллекциями, то вы можете в них добавлять или удалять из них фотографии, перемещать или копировать фотографии между ними, и при этом ваши оригиналы останутся нетронутыми.

Для чего же тогда нужна панель Папки? Ну, во-первых, её можно использовать как файловый менеджер, встроенный в Лайтрум. Во-вторых, если вы физически переместили файлы оригиналов фотографий в другое место на диске, не используя Лайтрум, например, в Проводнике Windows, то пропавшая папка или файлы будут отображаться тускло и со знаком вопроса. Тогда, щёлкнув по ней правой кнопкой мыши, можно или указать их новое месторасположение (Find missing folder) или удалить его из Лайтрум (Remove).

Вся информация о ваших фотографиях, о том, как вы их обработали, о коллекциях, в которые вы их поместили, и т.д., хранится в файле, который называется Каталог Лайтрум (Lightroom Catalog). Можно, конечно, для каждой серии фотографий создавать отдельный Каталог, например – Цветы, Поездка в Париж и т.п. (например, у меня сейчас так и есть, но я уже застарелый Lr-пользователь – А.Б.), но гораздо эффективнее с точки зрения работы, бэкапа и отсутствия головной боли держать всё в одном каталоге. Даже если у вас 150-200 тысяч фотографий, Adobe (и Скотт Келби) рекомендует всё же хранить всю информацию о них в одном каталоге. Раньше, когда был Ленин маленький с курчавой бородой Lightroom был молодым и неопытным, большой объём каталога был для него проблемой, но теперь он повзрослел, возмужал (5.5-я версия как-никак) и справляется с этим на раз (кстати, надо попробовать объединить все мои каталоги в один, может и правда, будет нормально работать, а то замучился между ними переключаться да каждый бэкапить – А.Б.).

Совет 3. Используйте одну главную папку на диске для оригиналов фотографий

Используйте одну главную папку, например “Мои фотографии”, и создавайте в ней подпапки по темам: “Спорт”, “Путешествия” и т.д. Преимущества те же, что и у одного каталога Лайтрум – легче найти нужный файл, легче администрировать, легче делать резервное копирование.

Совет 4. Перестаньте добавлять ключевые слова к фотографиям.

Если вы не фотографируете для фотобанков, если вы не фотожурналист, если вы не профессионал, к которому часто обращаются клиенты с просьбой, например, найти вертикальную фотографию с красной машиной на зелёном газоне и облачками в небе, то ключевые слова вам совершенно не нужны. Вы потратите гораздо больше времени на их добавление, чем на обработку фотографий. Гораздо проще и эффективнее, с точки зрения времени, создавать наборы коллекций (Collections Set) и сами коллекции фотографий в них. Например, набор “Путешествия” > набор “Италия” > коллекции “2008”, “2010” и т.п. Упорядочив фотографии по коллекциям, вам несложно будет найти нужную и без использования ключевых слов.

Совет 5. Удалите старые резервные копии каталогов Lightroom.

В зависимости от ваших настроек для данного каталога, Лайтрум может делать резервные копии каталогов раз в месяц, раз неделю, раз в день или каждый раз перед закрытием программы. При этом все предыдущие резервные копии этого каталога тоже сохраняются и занимают место на диске. Но они не несут какой-либо дополнительной полезной информации по сравнению с последней резервной копией – всё, что нужно, в ней есть! Так что удаляйте их без сожаления.

В каждом модуле Lightroom (Library, Develop и т.д.) справа и слева находятся панели управления, расположенные одна над другой. Если поочерёдно работать то в одной панели, то в другой, например, при обработке фотографии в модуле Develop, и забывать их сворачивать, то, в конце концов, они будут все раскрыты и для перемещения между ними нужно будет постоянно прокручивать окно, да и вообще можно будет легко запутаться. Для упрощения жизни в Лайтрум предусмотрен “Одиночный режим” панелей (Solo mode), т.е. когда при открытии одной панели остальные автоматически закрываются и работать становится легко и удобно. Чтобы включить этот режим, щёлкните правой кнопкой по названию любой из панелей в нужном столбце (левом или правом) и выберите “Solo mode”.

Да-да, мы все снимаем в RAW-формате, иначе зачем нам вообще Lightroom? В каждой современной камере есть различные режимы улучшения изображений для разных видов съёмки – пейзажной, портретной и т.д. В этом случае камера делает более насыщенными некоторые цвета и приглушёнными другие, повышает резкость, контрастность, снижает шумы, но всё это применимо только к изображениям, сохраняемым в jpg-формате. Если же мы снимаем только в RAW, то на выходе получаем чистое изображение с матрицы, без каких-либо улучшений со стороны камеры. Тем не менее, на своём ЖК-дисплее камера показывает нам именно улучшенную jpg-картинку, которая хранится внутри raw-файла для быстрого просмотра. И даже Лайтрум, при загрузке изображения, когда появляется надпись “Loading…”, сначала показывает нам более контрастную, насыщенную и, вообще, более привлекательную картинку (если только вы не установили в настройках предварительный рендеринг превью), которая через несколько мгновений – бац! – превращается в плоское, ненасыщенное raw-изображение, над которым ещё нужно поработать.

К сожалению, или к счастью, в Лайтрум нет кнопки “Сделать как JPG”, зато в модуле Develop есть панель Camera Calibration, где есть выпадающее меню Profile, где можно попробовать подобрать профиль, который вам понравится (это профили, которые говорят программе, как интерпретировать цвета изображения, полученного с камеры, и зависят от её модели и настроек, заданных производителем), и использовать его как стартовую точку для дальнейшей обработки фотографии.

Совет 8. Отключите автоматическое скрытие/появление боковых панелей.

Постоянно появляющиеся и исчезающие боковые панели могут сильно раздражать. Но если щёлкнуть правой кнопкой по самому правому или левому полю с треугольником, то появится меню, где можно установить режим Manual (“Вручную”) и тогда панели будут появляться или скрываться по вашему желанию при щелчке по этому полю с треугольником.

Также панели можно быстро скрывать/показывать с помощью клавиш на клавиатуре:

F5 показать/скрыть верхнюю панель
F6 показать/скрыть нижнюю панель
F7 показать/скрыть левую панель
F8 показать/скрыть правую панель
TAB показать/скрыть левую и правую панели
Shift + TAB показать/скрыть все панели

В Lightroom много регулировок, с которыми так приятно играться: Clarity, Saturation, Sharpness и т.д. Но чем больше вы увеличиваете их значение, тем больше вы привыкаете к тому, как выглядит изображение с этими настройками. И в следующий раз вы увеличиваете дозу значение настроек ещё больше. Но помните – никому вокруг, кроме вас самих, не нравится когда у вас громко орёт музыка. Так же и здесь. Поэтому, если у вас есть выбор: сделать фотографию “недошарпленной” или “перешарпленной”, “недонасыщенной” или “перенасыщенной” и т.д., то всегда выбирайте “недо-“, т.к. это скорее всего никто не заметит или не воспримет как недостаток, а “пере-” будет бросаться в глаза и вызовет отрицательные отзывы.

Поделиться: