Династии японии. Роль императора в японской истории. Девизы японских императоров

По японским легендам и в частности согласно эпосу «Кодзики» Дзимму был правнуком богини солнца и поэтому сам считается не только основателем японского государства, но и вторым после небожителем. При помощи божественного происхождения правители древней Японии пытались возвеличить императорскую власть и объединить страну. Точно так же, как Японская империя претендует на титул старейшего государства на Земле, так и императорский дом Японии с полным правом может претендовать на звание самой древней в мире. Если верить легендам, то нынешняя династия правит Страной восходящего солнца уже более 2600 лет. Такому долголетию остается только позавидовать. Правящие династии европейских и других стран значительно моложе. Старейшая в Европе - датская, к примеру, ведет свою историю в 899 года, т.е. насчитывает чуть больше 1100 лет.

Впрочем, в существовании первых 25 японских императоров у историков имеются серьезные сомнения. Первым императором, существование которого документально доказано, был Кэйтай (507-531), 26-й по счету. В любом случае, даже самые большие скептики признают, что японской монархии не меньше полутора тысяч лет, что все равно делает ее старейшей на планете.Свое очень красивое название – Хризантемовый японский трон получил в конце 19 века, когда была принята императорская печать с вырезанной на ней желтой хризантемой, цветком с 16 лепестками. До этого времени список японских императоров насчитывал 121 имя. В т.ч. и 8 женских. Из 120 правителей Японии лишь двое правили дважды. По странному стечению обстоятельств, это были императрицы: Кокэн (Сётоку во время второго правления) и Когёку-Саймэй .

Конечно, далеко не все императоры из длинного списка божественных правителей Страны восходящего солнца обладали реальной властью. Некоторых вполне можно называть абсолютными правителями, другие были марионетками в руках сёгунов. Сначала этот титул давался императорами влиятельным князьям, которые возглавляли армию для ведения какой-нибудь войны или подавления восстания крестьян или самозванцев. Позднее титул сегуна получил более широкое толкование. Сегунами называли наиболее влиятельных князей из самых могущественных родов, которые считались чем-то вроде первых министров, хранителей государства или глав императорской канцелярии, т.е. были вторыми лицами в Японии. Нередко они правили вместо слабых императоров. Эпоха сегуната продлилась без малого семь веков и закончилась в 1867 году с восшествием на престол императора Мэйдзи . Последним сегуном был Ёсинобу из рода Токугав .

Символ государства

Последним императором старой Японии был Комэй (1846-67). Сменивший его на троне Мэйдзи стал первым императором современной, согласно общепринятой хронологии, Японии. Он правил почти полвека – с 1867 по 1912 годы и провел крупные реформы, которые позволили Японии, много веков проводившей политику изоляции от внешнего мира, быстро войти в число мировых держав. О значении Мэйдзи говорит и тот факт, что его именем историки назвали целый период в истории страны. При Мэйдзи в 1889 году была принята конституция, написанная на основе конституций западных стран. Она стала первой не только в Японии, но и во всей восточной Азии. Появление новой мировой державы состоялось на рубеже 19 и 20 веков и сопровождалось победоносными войнами: японо-китайской и русско-японской, а также аннексией Тайваня и Кореи.

У японских императоров в отличие от европейских коллег никогда не было фамилий. Этим они, очевидно, хотели подчеркнуть божественность своего происхождения и правления. И хотя после принятия в 1947 году новой конституции японские императоры утратили свою божественность, традиция осталась. Последним божественным императором был Хирохито , отец нынешнего «символа государства и единства народа», как именуется монарх в конституции. Хирохито тоже оставил большой след в истории страны. Он правил 63 (!) года и стал последним правителем Японии, обладавшим реальной властью. Ему вместе с японским народом пришлось пережить две войны, поражение во Второй мировой войне и тяжелый период восстановления разрушенной страны.

Конституция 1947 года забрала у императоров не только божественное происхождение, но и лишила их реальной власти. Последние семь десятилетий Япония является примерно такой же империей, как Соединенное королевство, в котором короли и королевы играют церемониальную роль.

Оазис тишины и спокойствия

Императорская семья уже полтора века живет во дворце Койко, в в самом центре многомиллионного бурлящего Токио. Там, за наполненными водой рвами и высокими каменными стенами, прячется оазис тишины и спокойствия, где в парках, садах и рощах живут около 70 видов птиц.

Дворец находится на месте средневекового замка Эдо, считавшегося самым большим на планете (одних ворот в нем было 99). В стенах дворца, башнях и воротах и сейчас можно увидеть редкие камни, оставшиеся от Эдо. По замыслу сегуна Йеасу Токугавы , первого правителя, объединившего всю Японию, Койко должен был стать экономическим и политическим центром нации.

Строительство дворца продлилось больше века. В 1710 году это был крупнейший на островах жилой комплекс, занимавший почти 20 кв. км. Королевским дворцом Койко стал значительно позже. После сдачи в 1868 году последнего сегуна в Койко из Киото переехал император Мэйдзи. Во время Второй мировой войны дворец Койко сильно пострадал от бомбежек американской авиации. В своем прежнем виде он был восстановлен к 1968 году. Императорский дворец и сегодня является крупнейшим в стране жилым комплексом. Одной прислуги здесь больше тысячи человек! С Койо Гайен , огромной площади перед дворцом, открывается потрясающий вид на Ниюбаши, два красивейших моста, по которым можно попасть во внутренние покои. Ниюбаши - самое фотографируемое место в Японии.

Туристам открыт доступ в Восточный сад. Особенно красив он в марте и апреле, когда цветут вишни и сливы. В сам дворец простые смертные могут попасть лишь дважды в году: 23 декабря, день рождения императора Акихито , и 2 января, в День новогодних приветствий. Посетители могут увидеть императора и членов семьи, которые несколько раз выходят на балкон.

Женщины вне игры

Сейчас на Хризантемовом троне сидит Акихито , четвертый император современной Японии и 125-й по счету, старший сын Хирохито. Он взошел на трон 7 января 1989 года после смерти отца и отметил в первых числах года 25-ю годовщину правления. У императора Акихито и императрицы Митико трое детей: два сына – кронпринц Нарухито , которому менее чем через две недели исполнится 54 года, и принц Акисино (Фумихито), а также дочь – принцесса Саяко .

Императору 80 лет. Его здоровье оставляет желать лучшего. В 2012 году ему сделали операцию на сердце, за 9 лет до этого удалили опухоль предстательной железы. За здоровьем императора и императрицы посменно 24 часа в сутки следят четверо докторов. При дворе существует закрытая поликлиника с 8 отделениями и 42 врачами и медсестрами, на которую каждый год уходит более 3 млн. долларов японских налогоплательщиков. В ней есть все, кроме очередей. Рекордом, по словам самих врачей, были однажды 28 пациентов за один день.

Здоровье Акихито неважное, но ситуация с наследованием в Японии остается запутанной. Закон 1947 года подтвердил закон от 1889 года, запрещавший передачу престола по женской линии. Между тем, у наследного принца есть только дочь. Все попытки его супруги, принцессы Масако родить наследника не увенчались успехом, в результате чего в основном у нее случился сильнейший нервный срыв, который она без особого успеха лечит уже несколько лет.

В 2005 году группа экспертов внесла на рассмотрение правительства предложение отменить салический закон. В начале 2006 года премьер Дзюнъитиро Коидзуми пообещал отправить закон в парламент. Однако отменять старый закон не понадобилось. Существовавший с 2001 года, года появления на свет Айко , дочери кронпринца, потенциальный династический кризис разрешился сам собой. У второго сына императора, принца Акисино , после двух дочерей в сентябре 2006 года, наконец, родился сын, первый ребенок мужского пола в императорской семье за 40 лет. Формально принц Хисахито является сейчас третьим в списке кандидатов на Хризантемовый трон, после дяди и отца.

За 70 лет положение женщины в японском обществе значительно изменилось. Тем не менее правительство Японии не торопится отменять закон о мужском престолонаследовании. Синдзо Абэ во время первого премьерства в 2007 году заявил, что снимает предложение об изменении Закона Императорского дома, и едва ли будет что-то менять сейчас. Понять правительство нетрудно. Во-первых, у второго сына императора имеется наследник, а во-вторых, премьер-министр, очевидно, надеется на долголетие как Акихито, так и Нарухито и хочет переложить отмену салического закона на потомков.

Японский императорский дом – старейшая непрерывная династия современного мира.

Ее долговечность и постоянство определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, император считается потомком верховной богини Аматэрасу. Попытка смены династии, по мнению японцев, привела бы к тому, что боги отвернулись бы от страны. Во-вторых, с древнейших времен император не обладает реальной политической властью. Поэтому японские политики сражались и сражаются не за трон, а за право управлять страной от имени императора.

Это не значит, однако, что влияние императора на жизнь Японии незначительно. Будучи верховным жрецом синтоизма , император совершает ряд важных церемониалов, связанных с обрядами плодородия, которым японцы все еще придают большое значение. Также с именами императоров связаны два важнейших события новой истории страны –Реставрация Мэйдзи , когда молодой император дал санкцию на реформирование страны по европейскому образцу, и капитуляция во Второй мировой войне, когда только император Хирохито смог принять на себя ответственность за это тяжелое решение.

Всего на данный момент в истории Японии было 124 императора. Нынешний правитель страны Акихито – 125-й.

Династия японских императоров не имеет фамилии или названия (как “династия Романовых” или “династия Мин”). Поэтому члены императорской семьи не носят фамилий , одни лишь личные имена.


Императорская печать Японии - символ в виде жёлтой или оранжевой 16-лепестковой хризантемы. Начиная с периода Камакура считается эмблемой японских императоров и членов японской императорской семьи . Императорская печать иногда используется в качестве государственного герба, хотя официального герба страны в Японии не существует .

Девизы правления

Обозначаются правления императоров по девизам (нэнго ), которые принимают императоры при вступлении на трон. Например, Акихито правит под девизом “Хэйсэй” (“Мир и спокойствие”). Систему девизов по китайскому образцу “внедрил” в середине VII века император Котоку . По девизам правления ведется традиционный японский календарь .

В ходе одного правления могло смениться несколько девизов. Обычно девиз правления менялся в результате обрушивающихся на государство бед. Тогда считалось, что этот девиз неугоден богам. Император мог также сменить девиз правления, чтобы отметить какое-либо важное событие в своей жизни. Так, в период правления императора Годайго сменилось 8 девизов за 21 год. Соответственно, каждый раз летоисчисление начиналось заново.

Во времена Реставрации Мэйдзи было принято решение давать годам царствования императора только один девиз, чтобы избежать путаницы в календаре.

Посмертные имена

После смерти императора ему присваивается посмертное имя (окурина ), которое должно кратко характеризовать его правление. Именно под своими посмертными именами императоры и известны в истории.

Как и система девизов, система посмертных имен была заимствована в VII веке из Китая. Первоначально посмертные имена были длинными и японскими, однако затем было принято решение сделать их короткими и китайскими, на манер девизов правления. Всем предшествующим императорам посмертные имена были присвоены задним числом.

Во времена реставрации Мэйдзи было решено считать посмертным именем императора девиз его правления.

Император Японии

Перечень императоров

Из соображений удобства в этой таблице императоры расположены в порядке, обратном хронологическому.

Имя императора
(название правления)
Начало правления (коронация) Окончание правления
Акихито (Хэйсэй) 1989 (1990)
Хирохито (Сёва) 1926 (1928) 1989
Ёсихито (Тайсё) 1912 (1915) 1926
Муцохито (Мэйдзи) 1866 (1868) 1912
Комэй 1847 1866
Нинко 1817 1846
Кокаку 1780 1817
Гомомодзоно 1771 1779
Госакурамати 1763 1770
Момодзоно 1747 1762
Сакурамати 1735 1747
Накамикадо 1710 1735
Хигасияма 1687 1709
Рэйгэн 1663 1687
Госай 1656 1663
Гокомё 1643 1654
Императрица Мэйсё 1630 1643
Гомидзуно-о 1611 1629
Гоёдзэй 1586 1611
Огимати 1557 (1560) 1586
Гонара 1526 (1536) 1557
Гокасивабара 1500 (1521) 1526
Гоцутимикадо 1465? (1465) 1500
Гоханадзоно 1429? (1429) 1464
Сёко 1412 (1414) 1428
Гокомацу 1392 1412
Гокамэяма 1383 1392
Тёкэй 1368 1383
Гомураками 1339 1368
Годайго 1318 1339
Ханадзоно 1308 1318
Гонидзё 1301 1308
Гофусими 1298 1301
Фусими (1288) 1298
Гоуда 1274 1287
Камэяма 1259 1274
Гофукакуса 1246 1259
Госага 1242 1246
Сидзё 1232 1242
Гохорикава 1221 1232
Тюкё 1221 1221
Дзюнтоку 1210 1221
Цутимикадо 1198 1210
Готоба 1183 (1184) 1198
Антоку 1180 1183
Такакура 1168 1180
Рокудзё 1165 1168
Нидзё 1158 1165
Госиракава 1155 1158
Коноэ 1141 1155
Сутоку 1123 1141
Тоба 1107 1123
Хорикава 1086 1107
Сиракава 1072 1086
Гасандзё 1068 1072
Горэйдзи 1045 1068
Госудзаку 1036 1045
Гоитидзё 1016 1036
Сандзё 1011 1016
Итидзё 986 1011
Кадзан 984 986
Эн-ю 969 984
Рэйдзи 967 969
Мураками 946 967
Судзаку 930 946
Дайго 897 930
Уда 887 897
Коко 884 887
Ёсэй 876 (877) 884
Сэйва 858 876
Монтоку 850 858
Ниммё 833 850
Дзюнна 823 833
Сага 809 823
Хэйдзэй 806 809
Камму 781 806
Конин 770 781
Императрица Сётоку 764 770
Дзюннин 758 764
Императрица Кокэн 749 758
Сёму 724 749
Императрица Гэнсё 715 724
Императрица Гэммей 707 715
Момму 697 707
Императрица Дзито (690) 697
Тэмму (673) 686
Кобун 671 672
Тэндзи (662) 671
Императрица Саймэй (655) 661
Котоку 645 654
Императрица Когёку (642) 645
Дзёмэй (629) 641
Императрица Суйко 592 628
Сусюн 587 592
Ёмэй 585 587
Бидацу (572) 585
Киммэй 539 571
Сэнка 535 539
Анкан 531 535
Кэйтай (507) 531
Бурэцу 498 506
Нинкэн (488) 498
Кэндзо (485) 487
Сэйнэй (480) 484
Юряку 456 479
Анко 453 456
Ингё (412) 453
Нандзэй (406) 410
Ритю (400) 405
Нинтоку (313) 399
Одзин (270) 310
Регент Дзингу Кого 201 269
Тюай (192) 210
Сэйму (130) 190
Кэйко (71) 130
Суйнин 29 г. до н.э. 70
Судзин (97 г. до н.э.) 30 г. до н.э.
Кайка 158 г. до н.э. 98 г. до н.э.
Когэн 214 г. до н.э. 158 г. до н.э.
Корэй 290 г. до н.э. 215 г. до н.э.
Коан 392 г. до н.э. 291 г. до н.э.
Косё 475 г. до н.э. 393 г. до н.э.
Итоку 510 г. до н.э. 477 г. до н.э.
Аннэй 549 г. до н.э. 511 г. до н.э.
Суйдзэй 581 г. до н.э. 549 г. до н.э.
Дзимму (660) г. до н.э. 585 г. до н.э.

Император Хирохито (裕仁 яп. ; 1901-1989) - 124-ый император Японии, правивший с 25 декабря 1926 по 7 января 198

Император как жрец

В отношении своего политического строя Япония занимает в Восточной Азии совершенно особое место. В других государствах региона монархии прекратили свое существование еще в начале XX века, и на протяжении уже многих десятилетий никто всерьез не говорит об их возрождении. В Китае, Корее, Вьетнаме монархистов практически нет - а вот в Японии почти нет республиканцев.

Это связано не только и не столько с различиями в политической истории этих стран, но с различиями в принятой там концепции монархии. Во всех других странах Дальнего Востока идейной основой монархии была разработанная еще Мэн-цзы теория "мандата Неба", по которой право на власть давалось каждой очередной династии временно и условно. Рано или поздно это право отнималось - как наказание за накопившиеся ошибки и аморальные поступки правителей.

Несмотря на то, что японская монархия по своему внешнему, ритуальному оформлению имела очень много общего с китайской (по сути - ее копировала), в Японии доктрину "небесного Мандата" не признавали. Существовало даже поверье, что книги Мэн-цзы нельзя ввозить в Японию, ибо такая попытка вызовет гнев оберегающих Японию богов и корабль, на борту которого находятся богопротивные сочинения, пойдет ко дну. По-видимому, иногда боги были все-таки милостивы, и некоторые корабли доплывали до Японии - откуда иначе там появились бы тексты Мэн-цзы? Однако труды этого философа и его последователей, которые в целом высоко ценились в Японии (в частях, не касающихся проблем легитимности монархии) на японскую концепцию монархической власти никак не повлияли.

В концепции Мэн-цзы монарх является не более чем управленцем, выбранным Небом для устройства земных дел к вящему счастью подданных. Благополучие народа и государства - его высшая цель, и он (и его потомки) остаются на престоле постольку, поскольку они осуществляют эту цель. В свой срок они будут смещены и заменены более достойными на данный момент кандидатами. По сути, конфуцианский монарх является лишь своего рода первым чиновником, назначенным на эту должность высшими силами и обладающим ограниченным правом передачи власти по наследству. В японской же концепции императорская власть является неизменной и установленной раз и навсегда по воле богов. Правящая семья была избрана богами в незапамятные времена - строго говоря, императоры сами являлись потомками богов и богами.

Первая и главная особенность японской монархии - ее неизменность и принципиальная несменяемость. Официальная версия истории монархии, существовавшая с незапамятных времен и до 1945 г., гласила, что династия была основана в 660 г. до н.э. богиней Аматэрасу, которая лично передала своему внуку Дзимму императорские регалии (зеркало, меч, и яшму). Те, кто не очень верят в реальность солнечной богини Аматэрасу, пытались и пытаются отыскать более земные корни династии Ямато. Поиски эти, скорее всего, безнадежны - история рода действительно уходит в глубокую древность. Когда почти полторы тысячи лет назад, в VII в. н.э., составлялись первые японские хроники, у их авторов не оставалось памяти о тех временах, когда клан Ямато не был правил японскими племенами. Уже тогда казалось, что этот клан существовал и правил всегда. Вероятно, его история началась в те времена, когда протояпонские племена через Корею переселялись в Японию, то есть в самом начале нашей эры. Есть некоторые смутные намеки, которые позволяют предполагать, что клан Ямато - изначально корейского происхождения. Однако все это остается объектом скорее домыслов, чем научного исследования. Бесспорно одно: японская правящая династия действительно является древнейшей на планете. В соответствии с традицией, нынешний император Акихито является 125-м императором династии.

Безусловно положение императора как наследника богов по прямой линии способствовало стабильности династии. С другой стороны, статус императора как своеобразного верховного жреца традиционной японской религии Синто ("путь богов") отнюдь не предусматривал, что он должен обязательно обладать реальной политической властью. И действительно, нынешняя ситуация, когда японский император, окруженный всяческим почетом, не имеет ровным счетом никакого влияния на принятие политических решений, отнюдь не является исключением. Скорее наоборот - в таком положении находилось и большинство его предков. Уже ранние императоры фактически были марионетками в руках своих канцлеров, а с XII в. возникла система наследственных главнокомандующих (сёгунов), к которым реально и перешла верховная власть в стране. Именно династии сёгунов - Минамото (1192-1333), Асикага (1338-1573) и, наконец, Токугава (1603-1868) и играли в Японии роль "обычных", сменяемых династий. Сёгуна можно было свергнуть, заставить отречься от престола, разгромить в бою. Император был выше этого. Император жил в своем роскошном дворце, которого многие монархи не покидали ни разу за всю жизнь, он был окружен максимальным комфортом, но при этом обычно не имел никакого отношения к реальной политике.

В 1868 г. группа радикальных реформаторов решила отстранить от власти династию сёгунов Токугава, которую они считали коррумпированной, оторвавшейся от реальности и неспособной к проведению реформ. Эти молодые самураи выдвинули лозунг, который к тому времени уже был опробован многими оппозиционными публицистами: "Власть - императору!". Реформаторы подняли восстание, их части заняли Киото, в котром тогда находился императорский дворец, и под их давлением император Муцухито, только что взошедший на престол 15-летний подросток, объявил о том, что берет в свои руки всю полноту власти в стране. Так началась "реставрация Мэйдзи ("Мэйдзи", то есть "просвещенное управление" - девиз правления императора Муцухито, японские императоры обычно именуются по девизам правления или же по своим личным именам).

Реформы оказались действительно радикальными и на удивление успешными. В кратчайшие сроки, за каких-нибудь 15-20 лет, Япония превратилась в современную развитую державу. Была создана первоклассная промышленность, образование, финансовые структуры, введена написанная по прусскому образцу конституция, основаны мощная армия и флот. Успех реформ во многом означал и успех монархии, которая теперь для японцев ассоциировалась с преобразованиями и победами. Внешние формы японской жизни были основательно европеизированы. Относилось это и к внешней стороне монархии.

После реставрации (или, как она часто называется, революции) Мэйдзи в своей внешней, ритуально-протокольно-костюмной стороне монархия отказалась от традиций, некогда заимствованных из Китая времен династии Тан (VII-X вв. н.э.), и в целом перешла к традициям, заимствованным из Европы тех лет. Императоры стали одеваться в мундиры с саблями и эполетами, появляться на людях, встречаться с иностранными дипломатами, давать приемы, принимать парады и ездить верхом. Однако эта новая оболочка была столь же внешней, как и предшествовавшая ей оболочка китайская. Суть концепции императорской власти и обоснования ее легитимности оставались неизменными. Император был по-прежнему потомком солнечной богини и верховным жрецом национальной религии, а также несменяемым символом Японии.

В новых условиях осталась неизменной и другая вековая традиция - политическая пассивность императора. В большинстве случаев он просто автоматически утверждал решения, приготовленные реальными правителями страны. До конца XIX века таковыми являлись организаторы революции Мэйдзи, потом им на смену пришли руководители политических партий, а с конца 1920-х гг. решающую роль стал играть генералитет и ультранационалистическое офицерство. Декларации преданности императору были вполне искренними, и свою готовность отдать жизнь за императора порою демонстрировали даже самые, казалось бы, прожженные и циничные политиканы. В то же самое время "император", в верности которому клялись японцы, был не столько человеком, сколько живым символом Империи. Реальным руководителем империи монарх, несмотря на свою теоретически огромную власть, так и не стал.

В 1945 г. Япония проиграла войну. К тому времени на престоле находился император Хирохито (1901-1989, девиз правления "Сёва"), правление которого началось в 1926 г. и продолжалось 63 года. Одним из важнейших (фактически - единственным) условием капитуляции Японии была неприкосновенность императора, которого американцы тогда собирались судить как "военного преступника", и сохранение в Японии императорской династии. В конце концов американцы были вынуждены намекнуть на то, что династия будет сохранена. В своем письме, переданном через нейтральные посольства, госсекретарь Бирнс заявил, что "форма правления в Японии будет выбрана в соответствии со свободно выраженной волей японского народа". После получения этого полу-обещания, Япония капитулировала, о чем император и объявил в своем знаменитом выступлении по радио 15 августа 1945 г.

С 1945 г. началась новая история японской монархии. Американцы, которые до 1952 г. формально управляли Японией, постарались, с одной стороны, снять с Хирохито ответственность за военные преступления (о некоторой относительности термина "военные преступления" мы здесь говорить не будем), а с другой - демистифицировать монархию и демократизировать ее. В обмен на обещание не отдавать Хирохито под суд, он согласился выступить с заявлением, в котором публично отказывался от своего божественного происхождения. Это заявление во многом ослабило те особые отношения, которые с незапамятных времен существовали между императорской династией и религией синто. Составленная в штабе оккупационных войск и переведенная на японский конституция 1947 г. в Статье 1 провозгласила императора "символом государства и единства народа", но не предусмотрела для него никаких обязанностей - кроме чисто ритуальных, вроде открытия очередной сессии парламента. Последующие полвека Хирохито, оставшийся "символом государства", вел довольно замкнутый образ жизни, занимаясь в основном морской биологией, в которой со временем получил мировое признание. Вообще интерес к биологии характерен для императорской семьи, многие члены которой "в миру" являются биологами (нынешний император Акихито - ихтиолог, автор 25 научных статей).

Вторая половина 1940-х годов была, пожалуй, единственным периодом в истории Японии, когда республиканское движение можно было принимать всерьез. Оно не только существовало, но и пользовалось определенной популярностью среди левых - главным образом, коммунистов и социалистов. Однако и тогда, по оценкам американской военной администрации, за сохранение монархии выступало около 90% всех японцев. В последующие времена из влиятельных политических сил за устранение монархии выступали только коммунисты, но даже и они не придавали своим республиканским лозунгам особого значения.

В 1989 г. Хирохито скончался, и на Хризантемовый трон вступил его сын Акихито. Нынешний японский император родился в 1933 г. и учился на экономическом факультете Университета Гакусюин, в котором по традиции получали образование японские аристократы. В 1959 г. наследник престола женился на Сёда Митико. Брак этот наделал немало шуму, так как избранница Акихито не была аристократкой. Дочь богатого предпринимателя, мультимиллионера, она с точки зрения традиционалистов была всего лишь простолюдинкой. Ее род не принадлежал ни к старым, тысячелетним родам, женщины из которых по традиции становились женами императоров, ни даже к "новой" аристократии, которая получила титулы европейского образца во второй половине XIX столетия. Вдобавок, Акихито, который часто встречался с Митико, играя в теннис, сам выбрал в ее качестве кандидатки - и стал первым за многие века императором, который сам выбрал себе жену (выбор, конечно, утверждала специальная комиссия).

Впрочем, сын Акихито - родившийся в 1960 г. нынешний наследный принц Арухито пошел еще дальше. Он сам долго и настойчиво ухаживал за своей избранницей Масако, дочерью карьерного дипломата, бывшего советника посольства Японии в Москве и представителя Японии в ООН. Сама Масако была одной из немногих женщин, работающих на кадровых должностях в японском МИДе, и поначалу отвергла своего принца. Энергичной выпускнице Гарварда вовсе не хотелось садиться в золотую клетку японского императорского дома и подчинять всю свою жизнь требованиям этикета и контролю вездесущего Управления делами двора.

Начавшееся в 1989 г. правление Акихито (девиз правления "Хэйсэй") во многом отличается от правления его отца. Новый император явно стремится сделать японскую монархию более "открытой", более похожей на уцелевшие европейские монархии. Показательно, что в 1989 г., вступая на престол, Акихито заплатил налог с наследства своего отца. Императорская чета сейчас часто посещает спортивные и культурные мероприятия, больницы, благотворительные учреждения - короче говоря, император ведет себя не как синтоистский верховный жрец, а как "современный" европейский монарх. Оправдана ли эта политика? Вопрос сложный. Подобное поведение европейских монархов во многом отражает настрой их подданных, которые давно уже утеряли то почтительное отношение к общественной иерархии, которое было свойственно европейцам столетия назад. Современная европейская монархия не может опираться ни на мистику (большинство европейских обществ секуляризовано до предела), ни на привычку к иерархии, отсюда и стремление к "рациональной", "дешевой" и "открытой" монархии. Японское общество тоже постепенно меняется - и, скорее всего, в том же самом направлении. Однако перемены эти остаются медленными, и особого давления на монархию пока нет. Так что, возможно, решение сделать монархию более доступной и земной в стратегическом плане является ошибочным, хотя в плане тактическом оно явно добавило монархии популярности.

В любом случае, положение монархии в Японии представляется весьма прочным. Республиканского движения в стране нет и, кажется, не предвидится. Японская императорская семья избежала судьбы своих восточноазиатских соседей - в том числе и благодаря тому, что далекие предки современных японцев весьма избирательно отнеслись к трудам великого китайского мудреца Мэн-цзы.

Порой от не слишком искушенных в мировой политике людей можно услышать закономерный вопрос: «Есть ли у Японии президент? И если есть, то почему мы о нем ничего не знаем?»

Итак, как зовут президента Японии 2016 года? Чтобы узнать ответ, нужно разобраться в политическом устройстве островного государства. На первый взгляд, система кажется сложной, но на самом деле она похожа на ту, что используется в ряде других стран.

Да, вы нигде не найдете список президентов Японии. Такая должность просто не предусмотрена государственным строем этой восточной страны. И неудивительно: Япония - монархия, хоть и конституционная. Роль «президента» Японии сейчас исполняет премьер-министр, но формально главой государства является император.

Есть ли власть у японского императора?

И да и нет. Верховный правитель выполняет примерно те же функции, что и королева Великобритании, т. е. присутствует на официальных мероприятиях и праздниках. Также его задачей является подписание документов, законов и договоров, которые готовятся правительством и кабинетом министров.

В некотором роде император все же является «президентом» Японии. Например, он наделен властью созывать парламент или распускать нижнюю палату. От него зависит, когда будут проводиться выборы в парламент. Верховный правитель подтверждает назначение премьер-министра. Также именно ему министр обязан подавать прошение об отставке. Император отправляет послов в разные страны и принимает посланников других государств. В конституции Страны восходящего солнца император именуется «символом государства и единства нации». Настоящими правительственными функциями он не обладает.

Кому принадлежит реальная власть?

Настоящим «президентом» Японии можно назвать премьер-министра. Он назначается императором по решению парламента. Этот человек отвечает за назначение кабмина и главного судьи.

Японцы в точности соблюдают конституцию, которая была принята еще в середине XX века. С тех пор в нее не было внесено ни единой поправки. Согласно действующему регламенту, чтобы внести изменения в основной закон страны, соответствующее решение должны принять 60% членов двух палат парламента. После этого начинается всенародный референдум, на котором и рассматривается вопрос. Самой «больной» темой для жителей Страны восходящего солнца является статья 9 Конституции. Согласно ей, страна отказывается содержать армию и вести войны. Порой раздаются голоса в пользу инициации отмены статьи, но пока ни к чему серьезному они не приводят.

Принцип децентрализации

Японские чиновники обладают довольно серьезной властью. Чтобы пересмотреть действующий законопроект или ввести новый, им не нужно обращаться к «президенту Японии», то есть к императору. Достаточно отправить проект на рассмотрение в правительство, после чего тот направляется в парламент.

Парламент включает две палаты: представителей (нижняя) и советников (верхняя). Срок службы члена палаты представителей - четыре года (или меньше в случае роспуска). Советники избираются на шесть лет. В палатах присутствуют представители разных партий. Самые многочисленные партии берут на себя руководительские функции.

Управление на месте

Япония состоит из 47 префектур. Такое сильное «дробление» сравнительно небольшой территории требует развитой системы местного самоуправления. Каждая деревня, каждый поселок, город или префектура имеют свои контролирующие органы. Выборы проводятся раз в четыре года. Основная задача представителей местного самоуправления - созывать собрания для рассмотрения важных вопросов. Премьер-министр может сместить префекта с должности. Префект, в свою очередь, вправе сместить мэра или деревенского старосту. Исполнительную власть берут на себя специальные комиссии, которые избираются на собраниях.

Верховный суд

Согласно конституции, судебная власть государства независима. Верховный судья назначается императором (но выбирают его представители кабмина). В этот орган входят еще 14 судей, которые назначаются кабинетом министров. Выборы проводятся раз в 10 лет. Задача судей - решать, соответствуют ли действия власти конституции и другим законам страны.

Япония обладает одной из самых мощных экономик планеты, это участник множества международных организаций. Основными партнерами являются Республика Корея и США. Отношения с Россией относительно напряженные из-за территориальных вопросов (Курильские острова).

Император Японии представляет собой главу государства и символ единства всей японской нации. В соответствии с сохранившимися древними источниками все японские императоры связаны кровными узами, так как являются потомками одной династии напрямую связанной с богиней солнца Аматэрасу. Титул императора Японии — Тэнно, имеет Китайские корни и дословно переводится как «небесный хозяин». Дзимму — это первый император Японии, который начал свое правление в 660 году н.э. В наше время царствующим императором является Акихито занявший свою должность 7 января 1989 года.

Императорская власть

Власть тэнно в Японии уже долгое время довольно ограничена и незначительна. В наше время её границы закреплены в конституции. Заниматься делами государственной важности император может только при таком условии, что правительство даст на это свое согласие. Глава правительства также выбирается не императором, а парламентом, который представляет главе государства кандидатуру на пост председателя, и правитель должен дать свое согласие на назначение. Верховный судья назначается по такому же принципу. Тэнну по совместительству является верховным жрецом в чьи обязанности входит проведение различных ритуалов и церемоний в основном для увеличения урожая. Также он должен проводить приемы с иностранными гостями и награждать людей. С согласия императора, премьер-министр может замещать его при выполнении некоторых своих функций. Стоит выделить такую особенность, что в Японии день рождения, правящего тэнну стоит на одном уровне с другими национальными рпаздниками.

Девизы японских императоров

Периоды правления Японских императоров принято разделять в соответствии с девизами, которые они устанавливают в момент начала их правления. Например, император Японии сейчас несет бразды правления под девизом «Хэйсэй», что переводится на русский как «Мир и спокойствие». Такая традиция зародилась в Японии под влиянием Китайской культуры, а первым императором «внедрившим» её стал император Котоку.

Во время правления одного императора могло существовать несколько девизов, сменяющих друг друга в результате происходящих в государстве бед. Если на страну обрушивалось какое-либо несчастье, то народ считал, что богам не пришелся по вкусу действующий девиз. Тэнну также мог сменить девиз правления в честь важного или счастливого события, произошедшего в его жизни. Например, за 21 год правления Годайго тэнну в стране сменилось восемь девизов.

В период Мэйдзи был установлен закон, по которому император, в период своего правления мог давать только один девиз, что в дальнейшем позволяло избежать проблем с традиционным японским летоисчислением.

Посмертные имена императоров

Тэнно также, как и все члены их семьи не имели фамилий, а их пожизненные имена находятся под строжайшим запретом и не могут озвучиваться в СМИ на японском. В момент смерти императора, ему присваивалось посмертное имя, которое должно было в какой-то степени отражать основные достижения за время правления.

Система с присвоением «храмового» имени в Японии начала действовать в 7 веке и была также заимствована в Китае. Изначально императорам давались слишком длинные посмертные имена на японском языке, но позднее было решено писать их на китайском и в более укороченном варианте. В результате этого все императоры, умершие ранее были переименованы на новый лад задним числом.

В период Мэйдзи приняли такое решение, по которому посмертные имена для императоров стали подбирать основываясь на девизе, установленном в период его правления.

Доброго времени суток, друзья! Всегда интересно было читать о том, что японские императоры являются прямыми потомками бога. Сегодня хочется рассказать о возникновении этого мифа и о том какую роль играл император Японии на том или ином отрезке развития японского государства. Это тема очень большая и сложная, поэтому не претендуя на академичность изложения материала постараюсь кратко и доступно рассказать о титуле японского императора.

На сегодняшний день глава японского государства единственный в мире монарх, который имеет титул императора. Императорский дом Японии старейшая наследственная монархия, истоки которой уходят к божественному императору Дзимму.

Император Дзимму первый правитель Японии (11.02.660 года до н.э. — 09.04.585 года до н.э.), согласно «Записи о деяниях древности» он являлся праправнуком богини Солнца Аматэрасу. Его мавзолей находится в городе Касихара, в префектуре Нара ( — первая столица японского государства). Согласно легенде богиня Аматэрасу, унаследовав Землю, отправила своего внука Нининги-но Микото править Японскими островами, подарив ему в помощь три священных вещи: меч, ожерелье из драгоценных камней и бронзовое зеркало. Принц Ниниго спустился с небес на гору Такатико на острове Кюсю и обосновался там, женившись на Сакуе-Биме, дочери горного бога, у них родились дети, а затем и внуки. По истечению времени Дзимму, получив священные регалии, символизирующие мужество (меч), процветание (драгоценные камни) и мудрость (зеркало), от своего деда Ниниго отправился на завоевание центральной Японии. Так начал свое царствование первый император Японии.

Следующей легендарной фигурой в череде правителей Японии был император Судзин (17.02.97 года до н.э. — 09.01.29 года до н.э.), между правлением Дзимму и Судзина было ещё восемь «вставных» правителей. Историки сходятся на том, что фигура Судзина (Мимаки — посмертное имя) была реальной, именно он был основателем династии Ямато, его так же называли первоправителем новой страны.

В древности (VI-VII вв.) императоры, подчинив себе местных правителей создали централизованное государство, разработав государственно-правовую базу, в это же время появился титул Тенно (天皇), что означает «небесный государь». Легитимность власти тенно основывалась на небесном происхождении монарха.

Начиная с X века власть Императора стала постепенно уменьшаться и с XII века, когда появилось альтернативное правление самурайского сёгуната власть и могущество японских императоров постепенно сошло на нет. Начиная с этого времени и до эпохи Мэйдзи (1868 год) императоры потеряли своё влияние и стали номинальной единицей при дворе. Ещё какое-то время они продолжали быть главными распорядителями государственных церемоний и ритуалов, а в XV-XVI вв были полностью отстранены от управления страной.

К 1867 году в Японии шел уже 265 год правления сёгуната Токугавы, его 15-ый правитель сёгун Кейки (Токугава Ёсинобу) 9 ноября 1867 передал всю полноту государственной власти 122-му Императору Японии Муцухито. Передача власти состоялась в сложных политических условиях. Представители сёгуната надеялись, что после принятия отставки они продолжат играть существенную роль в управлении страной, но Императорский двор дал тайные указания о наказании и уничтожении сёгуната.

С этого же времени Император стал реальным главой государства, эпоха Мэйдзи, эпоха коренных перемен в развитии Японии. Страна из отсталой аграрной страны, закрытой ото всех, стала превращаться в быстро развивающее индустриальное государство.

Статус Императора был закреплен в Конституции Великой Японской империи 1890 года, император стал носителем высшей политической и религиозной власти в стране. С этого же времени закреплено, что титул Императора может передаваться только по мужской линии (до 1890 года в Японии правило 10 женщин — императриц)

Император имел реальную власть и мог контролировать деятельность всех органов власти, он мог утверждать законы, собирать или распускать Парламент, являлся главой исполнительной власти и главнокомандующим Вооруженных сил Японии, являлся гарантом Конституции.

Ситуация коренным образом изменилась после окончания Второй мировой войны, исконная религия японцев синто была отменена. В 1946 года Император Японии Хирохито впервые обратился к своему народу с новогодним выступлением. В своей речи император сказал народу о предстоящих изменениях, о том, что Япония будет развиваться как демократическая страна, но в целом его речь сводилась к тому, что император отказывается от своего божественного происхождения. Эту речь называют как "декларация человечности".

Связь между Нами и Нашим народом всегда основывалась на взаимном доверии и привязанности... Она не происходит из ложной концепции, что император — божество, а японцы превосходят все другие народы и должны править миром.

С этими словами исчезла последняя монархия на Земле, глава которой официально являлся божеством.

В мае 1947 года была принята новая Конституция, согласно которой Император Японии является символом Японского государства и единства японской нации. С этого времени император не имеет права вмешиваться в государственные дела и его роль в управлении страной номинальна. Те незначительные действия, которые может совершать император должны быть согласованы с Кабинетом Министров Японии. Осуществление всех полномочий могут быть произведены императором только «по совету и с одобрения Кабинета министров». Всё имущество императорской семьи принадлежит государству, а их расходы утверждаются парламентом при составлении государственного бюджета.

В заключение несколько моментов из института императорства:

  • В Японии не принято правящего императора называть по имени, императора называют «Тенно Хэйка», что означает «Его величество Император» или просто «Хэйка» — Его величество
  • Престол передается только по мужской линии, старшему сыну
  • Каждый император правит под своим девизом, период такого правления называется эрой или эпохой, подробнее можно почитать
  • Название эпохи становится посмертным именем императора. После ухода из жизни, императора называют только посмертным именем, другие варианты считаются непочтительными
  • Дни рождения царствующего императора являются национальным праздником. Этот день один из редких случаев, когда император в своем дворце выходит поприветствовать японский народ.
  • Дни рождения ушедших императоров так же являются национальными праздниками, но иногда с другими названиями. Так день рождения Императора Мэйдзи 3 ноября — национальный праздник День культуры. День рождения Императора Сёва — 29 апреля, ранее в этот день был национальный праздник — День зелени.

Перечислю несколько имен императоров, правивших в обозримом прошлом.

Поделиться: