Эмоции и чувства – зачем они нужны? Психология чувств — это загадка или открытая книга

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 100%; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #ff6500; color: #ffffff; width: auto; font-weight: bold; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

В нашем обществе есть одно из негласных табу: разговаривать о чувствах. Клиенты, ещё не привыкшие к «психологическим штучкам», на вопрос: «А что ты почувствовал?» — в ответ смотрят с искренним удивлением и непониманием. И на вопрос о собственных чувствах отвечают одинаково: «мне было неприятно», «плохо мне было», а, ну вот ещё недавно в моём личном хит-параде ответов появился вариант: «дискомфортно». Когда психолог задаёт уточняющие вопросы, клиент искренне удивляется. А это-то зачем? Мне же просто плохо. Ну, сделайте что-нибудь. Чтобы перестало быть просто плохо и стало просто хорошо. Ты ж специалист, психолог, тебе деньги плачены.

Так не бывает. Превратить «просто плохо» в «просто хорошо», без того, чтобы разобраться и детализировать внутреннюю ситуацию клиента – невозможно. Вот как вы себе представляете: приходит пациент к врачу, говорит «да у меня просто болит», на вопросы о локализации и характере боли – возмущается: «При чём тут это!»; если же врач задаёт вопросы о, казалось бы, не связанных с болью предметах (работе, питании, режиме, заболеваниях в роду) – презрительно усмехается: «Ну вот, опять эти ваши медицинские штучки». Ты ж врач, ты лечи давай, а не спрашивай о постороннем.

А для психолога трудность ещё и в том, что в повседневном языке сегодня практически отсутствуют слова, выражающие эмоции и чувства. Иногда мне кажется, что всё богатство возможностей русского языка съежилось до «плохо», «хорошо» и «нормально». А ведь, к примеру, даже отрицательные чувства и эмоции имеют в русском множество наименований: ярость, гнев, обида, грусть, подавленность, раздражение, тоска, апатия, презрение, печаль, тревога, брезгливость, ненависть, скорбь, уныние, разочарование, омерзение, скука, обида, возмущение, отвержение, боль, горе, брошенность и т.п. Сравните это со скупым: «Дискомфортно мне. Плохо».

Даже в ответ на прямой вопрос о чувствах люди часто не отвечают прямо. В ответ на «Что ты чувствуешь?» или «что с тобой происходит» просто начинают рассказывать истории из жизни: «И тогда начальница стала против меня интриговать и меня выгнали с работы, а на мне висел большой кредит…», «Муж сперва начал выпивать, потом ушёл к другой женщине. А я осталась одна с тремя детьми…». Рассказчик подразумевает, что ну всё же понятно! Ты спрашиваешь, что со мной – ну вот это со мной случилось. Ведь ушёл же муж, а не Нобелевскую премию получил и не принёс в семью. Значит, что-то плохое должно переживаться, да? Для психолога, как ни странно, это не очевидно, и он задаёт вопросы: «Скажите, а что вы чувствуете, когда мне об этом рассказываете?» – Остановившийся взгляд, удивление на лице. «Ну как это – что чувствую?» – удивляется клиент. Плохо. Мне было плохо. Дискомфортно. И неприятно.

Есть разница между «рассказать историю» и «описать свои чувства по поводу случившегося». История – это последовательность фактов. Кто куда пошёл, что сделал, чем закончилось. Чувства – это отношение к ним человека. (Отчасти потому и не срабатывает совет «рассказать друзьям», а не сходить к психологу. Друзьям будет рассказана история – то есть, последовательность действий. А о своих чувствах и переживаниях по поводу случившегося ни сам рассказчик сказать не додумается, ни выслушивающий его друг не спросит. А именно обсуждение чувств и может принести облегчение в болезненных переживаниях, а не сотый пересказ знакомой истории).

Есть такое понятие – алекситимия, то есть невозможность распознавать и выражать свои эмоции. Соответственно, проблема в том, что либо человек свои чувства и эмоции не узнаёт, либо – как безъязыкий: что-то смутное переживает, но назвать их человеческими словами не в состоянии.

Ни один человек не рождается, сразу умея назвать все эмоции правильным словом. Сперва они для него сливаются в единый «дискомфорт»: младенчик, которому что-то не понравилось, истошно голосит, а молодая мама мечется – что не так? Мокрый? Кушать хочет? Животик болит? Неудобно? Постепенно мама научается слышать в крике малыша конкретный запрос (вот так детёныш вякает, когда проснулся и хочет внимания, а вот так неудержимо орёт, когда голоден и требует молока). В норме, когда ребёнок ещё подрастёт, то мама обучит его словам, которыми мы, члены социума, кодируем свои чувства: «Ты злишься», «Ты обиделся», «Тебе больно», «Ты растерян» и т.п. То есть, именно родители обучают ребёнка тому, как называются чувства, им переживаемые. Неназванные чувства так и остаются для человека смутным, неясным внутренним волнением, которое он может только грубо отнести к спектру «хорошее», «плохое» или «да вроде всё нормально».

  • В некоторых семьях существуют «табуированные чувства» (например, «на маму злиться нельзя!»). И, что совсем уж потрясающе, некоторые семьи даже гордятся этим. Дескать, мы не злимся, не обижаемся, никогда не раздражаемся, не повышаем голос… А что ребёнок весь в аллергии, муж изменяет напропалую и мама-невротик, ну бывает. Зато мы культурные и приличные люди и не злимся друг на друга. Нет, нет, мы совсем не злимся.
  • Иногда родителям просто не кажется важным расширять «алфавит чувств» ребёнка. Ну отличает он «плохо» и «хорошо», ну и ладно. Важнее научить его всем школьным наукам (да чтобы пятёрки приносил), и вести себя правильно. Для мальчиков заготовлено объяснение «да что ты как баба» (мальчики не плачут, не переживают, они чётко и по-пацански рапортуют: «Так точно!»). К девочкам обычно снисходительнее, им можно и плакать, и переживать, но объяснять им, что происходит в душе юного человека, родители тоже не особенно напрягаются. Достаточно того же ассортимента из «плохо», «хорошо» и «нормально».

Часто умение разбираться в собственных ощущениях и переживаниях представляется «несерьезным». Вот материальные ценности, успехи в учёбе и социальные достижения – это да, это можно «на хлеб намазать». А чувства… Пфе. Пусть ими лоботрясы всякие занимаются, богема и иждивенцы.

В этом корни ситуации, когда человек, казалось бы, полностью социально успешный, обеспеченный, умный и состоявшийся – несчастен. Его всю жизнь учили быть социально адаптированным в обществе, достигать успеха и достатка. Теперь, когда всё это получено, человек оглядывается, и оказывается, что «радио есть, а счастья нет». Он всегда жил, говоря себе: «Соберись, тряпка; нечего страдать, дело надо делать». И, не умея разбираться в собственных чувствах, оказался героем поговорки: «тот, кто долго карабкался по лестнице успеха, может обнаружить, что она прислонена не к той стене». И, что самое-то страшное, у него нет даже слов, чтобы это выразить, и нет привычки прислушиваться к своим чувствам, чтобы понять, что с ним происходит.

Что же важного в чувствах, раз без них так плохо? Зачем учиться их распознавать? Чувства всегда указывают на какую-то нереализованную потребность человека. И чем сильнее переживаемое чувство – тем более неудовлетворена потребность.

Например, одна коллега рассказывала, что сильно недолюбливала знакомую. Просто физически терпеть не могла. Вроде та была милой девушкой, вежливой и очень красивой… Ага! Красивой. После некоторого исследования собственного состояния коллега поняла: она очень завидует той девушке. Девушка занималась фитнесом, «качала железо» и выточила совершенно дивную фигурку на силовых тренажёрах. Коллега же только начала заниматься спортом, фигуркой похвастаться не могла и спортивных достижений тоже не имела. Дело было не в девушке, а в том, что коллега ощущала: «у неё есть то, чего я так хочу, а у меня – нет». И острая зависть отравляла общение с той девушкой. Осознав природу чувств, коллега спокойнее стала относиться к знакомой и меньше прогуливать собственные тренировки. Точёной фигурки у неё до сих пор нет, но и на девушку она больше не раздражается.

Я вот искренне считаю, что импортные сериалы (в первую очередь, латиноамериканские) сослужили нашему социуму хорошую службу: там герои не столько делают что-то, сколько обсуждают свои чувства и переживания по поводу немногих произведённых действий. Из серии в серию. И это зрелище, надо сказать, затягивает. И, надеюсь, обучает нас хоть немного справляться с чувственной немотой нашего общества.

Говорите о чувствах! И слушайте, слушайте себя и других. Это лучший способ стать ближе с любимыми людьми и детьми, и лучший способ понять, что с самим собой происходит. Первые сигналы того, что что-то не так, что в жизни происходит нечто неподходящее, приходят именно из этой области. Если научиться прислушиваться к себе, то ситуация, при которой «вроде всё нормально, но что-то мне хреново» не возникнет и не разовьётся в большую нерешаемую проблему. Чувства – это важно.

Понравилась статья? Хотите получать новые тексты по e-mail?
Подпишитесь на обновления

Знаем ли мы на самом деле, что такое психология чувств? Это сложная и многогранная тема, которой посвящена не одна диссертация.

Все, с чем мы сталкиваемся в жизни, вызывает у нас какое-то отношение, которое проявляется к свойствам объектов. Сфера чувств человека многогранна и сложно устроена.

Что такое чувства?

Современная психология утверждает, что чувство — это отношение личности, переживаемое в разных формах, к разным явлениям действительности. Мы не способны жить без переживаний. Если человек живет без эмоций, то у него наступает «голод по чувствам», который он старается утолить тем или иным способом. Для эмоционального насыщения мы используем:

  • литературу;
  • кинематограф;
  • музыку;
  • живопись;
  • общение.

Но стоит отметить, что для того, чтобы в полной мере утолить эмоциональный голод, нам нужны не только положительные эмоции, но и страдания.

Какие чувства являются фундаментальными?

Эмоция — вот, к чему стремится каждый из нас. Стоит отметить, что эмоции бывают фундаментальными и второстепенными. Психология выделяет следующие фундаментальные эмоции личности:

  • интерес;
  • радость;
  • удивление;
  • горе;
  • гнев;
  • отвращение;
  • презрение;
  • страх;
  • стыд;
  • чувство вины.

Зачем человеку нужны чувства?

Эмоции — вид чувств, которые были придуманы природой для того, чтобы личность могла приспособиться к реальности. Когда мы переживаем положительные эмоции при определенных обстоятельствах, то закрепляем в своей памяти желательную модель поведения, которая потом приносит нам удовлетворение. Приведем пример: интерес подталкивает нас к разным исследованиям, удовлетворение — к наслаждению, любовь порождает все перечисленные побуждения вновь и вновь. Положительные эмоции очень важны, ведь они помогают изучить себя и окружающий мир, заставляют личность творчески подходить к построению своей жизни, проявлять заинтересованность в общении с другими людьми. Когда мы наполнены положительными чувствами, то хотим больше общаться, делиться радостью. Конечно же, эмоции — это недолговечная субстанция, которая быстро «улетучивается», но влияние, оказанное при воздействии, имеет очень длительный срок. К примеру, во время сильного стресса или кризиса, а также в период эмоционального голода мы мысленно вновь возвращаемся в те моменты своей жизни, где испытали положительные эмоции. Психика человека, таким образом, компенсирует равновесие. Если внешний мир не способен подарить новую порцию положительных эмоций — мы вспоминаем прошлое, где были счастливы. Это всегда помогает справиться с неприятностями, окрепнуть.

Отрицательные эмоции также могут быть полезными, ведь они подталкивают нас к изменениям. Они мотивируют нас к решению насущных проблем, а это так важно для полноценной жизни и выживания в целом. Надо сказать, что польза от негативных эмоций так же важна, как и от положительных. Именно эти чувства помогают нам совершенствоваться и быть сильнее. Испытав негатив, мы стремимся разрешить проблему, накопить опыт, нужную информацию и пр.

Как видим, спектр человеческих чувств действительно очень велик, и сложно переоценить роль эмоций в жизни каждого из нас.

Я задумалась вдруг - зачем человеку чувства! Почему мы проживаем так много разных чувств и эмоций? Наверное, для того, чтоб мы поняли всю прелесть жизни)))

Мы скорей всего сюда и приходим для этого - ПРОЧУВСТВОВАТЬ жизнь. Получается проживать - это прочувствовать. Не просуществовать просто как физическая субстанция, как биомасса, а познать радость жизни. Радость я имею в виду как радость ощущений, радость познания самого себя, своего тела, своих
возможностей, своих осознаний. Кстати, вот тут наверное и кроется смысл фразы «жить как дети» - дети познают себя, свое тело, свои возможности, свой мир с интересом и с радостью познания. И им легче жить, какое-то время, пока взрослые не перекроют им этот интерес. А перекрывают тем, что заставляют их поступать
так принято, как «ПОЛОЖЕНО». И мы учимся свои чувства сдерживать. Вспоминаю, когда была маленькая, очень любила кататься на санках с разгону падая на них животом. Вот так разгонишься, упадешь на санки и летишь! Здорово! Я могла так кататься часами! Радость от скорости, свободы! А мама мне сказала почему-то (до сих пор не знаю, почему?!) что так кататься не следует. Пришлось сдержать свою радость. Зато появилось другое чувство. Это чувство неприятное. А высказать маме не могу. Быть недовольной мамой нельзя! Это я усвоила еще будучи эмбрионом.))) Потом таких ситуаций было много! И в детстве и во взрослой жизни. Нельзя обижаться и злиться на маму и папу, на бабушку, на воспитателя, на учителя, на соседку, на подружку (это вообще не прилично!). Нельзя громко смеяться, громко радоваться, нельзя впадать в истерику, нельзя плакать, нельзя говорить, что думаешь, мужчинам вообще ничего нельзя (они же не бабы!). Надо быть хорошей, приличной, порядочной девочкой, девушкой, женщиной, женой, мамой, сотрудницей. Вот так и живу, не проявляя свои чувства, хоть позитивные хоть негативные. Зажатые, замятые чувства, непрожитые, непознанные до конца сидят во мне. И копятся, копятся, копятся… У меня такой образ - кастрюля скороварка.
Чувства варятся, вскипают и вот-вот вылетят наружу. Но скороварка плотно закрыта! Есть только небольшой клапан. Я как клапан часто использую своих близких. Сливаю на них часть, понижаю давление. Муж такой-сякой, не повезло мне! Дети не послушные и неблагодарные! Еще здорово слить это на государство,
на страну, вообще на жизнь. Это не истинные чувства, это просто пена от их кипения. Истинное чувство так и осталось не прожито! Измазали друг друга этой грязной пеной и дальше живем. А чувства копятся. И накапливаются. И мы говорим: «Всё! Сыта по горло такой жизнью!» Действительно, все это накопилось встало у
горла невысказанным криком и перекрыло горловую чакру! Как известно, горловая чакра это чакра творчества. И творчество жизни не идет!!! Хоть в какой медитации сиди, хоть ты чего делай! Не идет! Желания не исполняются, песня не поется! Перекрыт поток энергии!

Я буквально 3 или 4 недели назад была уверена, что у меня все встало на свои места. Я была в таком ровном состоянии духа, что это замечали окружающие и радовались за меня! Но это было затишье перед бурей!
Произошли некие события, неважно какие, важно, что они совершили свою проверочную работу. Эти события вывели меня из этого благодушного состояния! Заставили меня вновь окунуться в себя смело увидеть свою темную сторону, так называемую темную. Свои обиды, злость, зависимость, страх. Еще год назад Мастер
мне посоветовал сходить в лес и как следует повыть на Луну. Не сходила. Из-за того что я не выразила, не высказала свои чувства они продолжали на меня действовать и действовать! У меня крокодил не ловится, не растет кокос, потому что мама мне говорила, что я ничего не умею, что другим родителям повезло с
талантливыми детьми, а ей нет, что я лентяйка и пр. Как я могу начать что-то делать, если внутри «Нет смысла начинать, все равно не получится!» Пришлось сейчас срочно принимать меры. Я решила написать маме письмо и высказать свои обиды и претензии. Ну почти высказала… Внутри сидел контролер и твердил: «Ты с
ума сошла! Твоя мама замечательный добрый человек, в чем ты ее обвиняешь?!! Да и ты же продвинутый эзотерик, ты знаешь, это ваш с ней контракт!» Получилось только чуть приоткрыть крышку скороварки. Ночью приснился сон. Мне бывает снятся сны, в которых я совершаю преступление, уголовное. И потом пытаюсь
замести следы. Представить так, что вовсе не причем. Утром после такого сна состояние неприятное. Мозг воспринимает сон буквально, мне кажется, что я наверное, действительно такая скрытая преступница! Но моя подруга (Вселенная изобильна!) посетила семинар по снам и рассказала, как понимать эти кошмары. Я
воспользовалась этой практикой. И пожалуйста: сон мне говорит, что я должна действовать, проявлять себя, иначе я под давлением накопленных непрожитых чувств начинаю действовать импульсивно, что приводит к бооооольшим неприятностям. Мне Ангелы уже просто кричат! Сегодня утром почувствовала - всё, пора! Промедление смерти подобно! Еще одна подруга, помню, советовала мокрым полотенцем отлупить табуретку. Пожалела табуретку, сломаю. Взяла ремень и отлупила диван! Спасибо тебе, диванчик, принял удар на себя!
Сначала было рыдание и жалость к себе, потом злость на весь мир и опять рыдания. Потом сухая злость. А потом появилось какое-то новое чувство… Вроде даже удовольствие от того, что делаю…

Сейчас, когда я вскрыла этот нарыв, я могу признаться себе - я тихо ненавидела свою маму. Внешне все было благопристойно. Порядочная семья, замечательная жена и мать, хорошие, ухоженные дети. Но внутри….

У любви есть 4 составляющих - позволение, прощение, принятие и благодарность. Я люблю себя - значит я позволяю себе быть всякой, проживать все чувства. Именно проживать до конца. А не прятать. И я позволяю другим это.

Я прощаю себя за эти чувства и прощаю других. Но делаю это без усилий, не из положения «сверху» - я духовный человек, и потому прощаю. Я прощаю, т. е. делаю это простым, проще. Это ПРОСТО жизнь и она без чувств не бывает.

Я принимаю себя, свои чувства и принимаю других и их чувства. Принимаю честно. Я доверяю себе и миру.

Я благодарю себя за проживание этих чувств и благодарю других за честное проживание их чувств. Благодарю за принятие меня и доверие мне, за возможность доверять!

И когда эти четыре составляющих есть, когда пройдешь эти четыре шага, то вот ПОТОК! Любовь течет сквозь тебя, согревая тебя, наполняя силой Духа, Верой в себя, окрыляя тебя, наполняя твои крылья воздухом свободы.

Жить = чувствовать. Живем и чувствуем! Любим, радуемся, сердимся, грустим, снова радуемся! ЖИВЕМ!

Вытеснение чувств обычно касается неприятных переживаний человека. Традиционно чувствами - изгнанниками становятся гнев, страх, печаль. Люди не хотят чувствовать эти эмоции и защитный психический механизм приходит на помощь:

- Человек в опасности может не чувствовать страха

- Переживший тяжелую утрату говорит: «нет, мне не грустно, я чувствую себя нормально»

- Тот чьи интересы грубо задеты может «совсем не злиться».

Ситуация способствует негативным эмоциям, но…этих переживаний нет!

Что это - индивидуальная особенность? «Атрофия гнева», «врожденная слабость печали», «недоразвитие страха»? Или такое отключение естественных чувств – особый уровень личностной зрелости (как многие втайне надеются)?

Как бы ни объяснял себе человек «отсутствие присутствия» у себя неприятных переживаний, он, как правило, воспринимает это как благо. Ведь неприятные эмоции переживать НЕПРИЯТНО!

Но в отсутствии негативных эмоций у человека обычно нет и следа личностной зрелости. И тем более это не врожденная особенность. Все дело в защитном механизме, который включает наша психика, сталкиваясь с сильными негативными эмоциями. Этот защитный механизм можно назвать вытеснением или отрицанием чувств. У человека есть какая - то эмоция она переживается на уровне тела. Но человек эту эмоцию не осознает, она остается в тени его восприятия. Другие люди часто видят эту эмоцию даже лучше самого человека. Так, кто-то утверждающий, что «совершенно спокоен» может на уровне языка тела передавать вам совершенно другие сигналы. Люди эти сигналы считывают, понимают, что это вот «совершенно спокоен» скоро свалится им на голову лавиной гнева. Да и находиться с этим «совершенно спокойным» человеком напряженно и небезопасно.

Но бывает, что и окружающие не распознают эмоций, и сам человек их не понимает. Например, ваш ребенок перед экзаменом, весь заледенев, утверждает, что ничего не боится. И родители могут верить и радоваться, что такой у них храбрый ребенок.

Часто к вытеснению чувств приводят особенности воспитания человека. Окружающие способствуют тому, что часть эмоций человек сначала перестает показывать, а потом и осознавать.

Все это не результат злого умысла, а происходит под влиянием самых невинных мотивов. Никто не хочет воспитать психологического инвалида и отнять у своего ребенка возможность полноценно чувствовать. Но взрослые, тем не менее, своим влиянием способствуют блокированию части эмоций ребенка. Родители могут словами и делами искренне и ловко поощрять позитивные эмоции ребенка - радость оптимизм, игривость, понимание ситуации («мне нравится, когда ты такой веселый»). Но точно также они могут неосознанно или намеренно блокировать выражение страха, печали или гнева.

Так, например, загрустившему ребенку говорят: «А где наш любимый солнечный зайчик?».

Или мальчику, который испугался, могут сказать: «Ты же ничего не боишься!».

В ответ на враждебность в отношении сестры скажут: «Ну ты не можешь злиться, ведь ты у нас такой хороший мальчик и любишь сестренку!».

Обратите внимание, что во всех приведенных примерах запрет на переживание истинных чувств (а это был именно он!) дается очень мягко! Ребенка никто не обижает, на него не орут «не смей, только попробуй».

Именно мягкое воздействие может быть причиной того, что родительская директива «Не чувствуй!» (подробнее об этой директиве вы можете узнать из вебинара "Осторожно, слова!" ) входит в психику ребенка как нож в масло. Грубое давление скорее вызвало бы противодействие, могло бы заставить ребенка сопротивляться влиянию и возможно сохранить свои чувства в целостности. Конечно, это не призыв грубо обращаться с ребенком, чтобы он мог в войне с вами отстаивать свою целостность! Но, здесь я хочу выделить, что опасный посыл «Не чувствуй!» может иметь и очень мягкую, можно сказать любовную форму выражения. И тогда его трудно отвергнуть. Ко мне регулярно обращаются родители очень хороших детей , у которых по таинственным причинам начинают проявляться невротические склонности.

Это могут быть разные сорта навязчивостей, сильные эмоциональные срывы, неожиданные страхи или психосоматические заболевания. И часто причина этих явлений как раз в отвержении темной стороны, так называемой Тени ребенка. Э та Тень как раз и состоит из непарадных качеств и эмоций, которые неудобны, не нравятся окружающим.

Замечательный мультфильм о человеческих эмоциях – «Головоломка»! Мультфильм может рассказать, как происходит вытеснение эмоций, и к чему это приводит.

Вначале мы видим преимущественно внутренний мир девочки Райли. Элементы внешнего мира есть, но они представлены зрителю фрагментарно, как картинки – триггеры к соответствующим эмоциям. Мы видим, что у Райли замечательные родители и прекрасная жизнь.

Радость – эмоция, живущая внутри головы Райли, держит оборону и старается не подпускать Печаль к пульту управления настроением девочки. Позже мы сможем наблюдать и то, почему это происходит, какие внешние события стали основой для такого рода эмоциональной дискриминации.

Мы видим оптимистичную картинку – Радость вовсю старается, чтобы Райли была счастлива. И это здорово! Она оттесняет Печаль , велит ей не высовываться, не мешать управлять настроением Райли, не трогать воспоминания, чтобы они не имели и следов печали. Идеальный вариант? До поры до времени это так, Райли маленькая и жизнь ее благополучна.

Но семья переезжает в другой город, девочка оказывается в непривычной обстановке, вдалеке от друзей.

Как прогнали Печаль

Настрой самой Райли и установка ее родителей, как мы позже убедимся, диктует ей – прогони Печаль , она мешает нам радоваться (а ведь радоваться нужно всегда, не так ли?).

Психический защитный механизм в мультфильме отлично представлен, так же как и внешние события, которые запускают этот механизм. Райли в «постели»- спальном мешке в пустом грязном доме, в чужом городе после долгой дороги. Завтра первый день в новой школе. Негативные эмоции переполняют ее. И вот разговор с мамой перед сном. Отличный момент, чтобы признать, принять, пережить эти эмоции и двинуться дальше. Но, в ответ на грустные жалобы Райли мама говорит ей: «ты же у нас молодец, оптимист, давай улыбаться, ведь папе сейчас так тяжело». Таким образом мама транслирует идею – здесь нет места для негатива, давай сюда свою радость, улыбку и озорной нрав. И во внутреннем мире Райли (который мы, зрители наблюдаем) происходит изгнание Печали , ее все время стараются оттереть от пульта управления.

Вся обстановка, события, все способствует появлению на сцене Печали, но ее не пускают, дискриминируют и не дают места. Может быть поэтому она никак не может удержаться в том маленьком кружочке который ей отвели? Она все время стремится выйти, вмешаться в дело, затрагивает воспоминания. И в итоге прорывается такими «неожиданными» слезами в присутствии ребят в первый школьный день.

На уроке Райли "неожиданно" плачет, Печаль внезапно прорывается к ней во время рассказа о веселой жизни в ее родном штате. Кто знает, такого конфуза могло бы не произойти, если бы Райли могла полноценно выразить свою печаль близким. Она бы сохранила контакт с Печалью, знала бы ее, и она не воздействовала бы на нее так неожиданно и сильно. Вытесненные эмоции часто прорываются в жизнь неожиданными срывами, слезами «неизвестно почему», приступами паники, ночными кошмарами, навязчивостями или психосоматическими заболеваниями. Это своеобразная месть эмоций, которым не дали законного места в жизни.

Заботилась ли мама Райли о себе, когда блокировала проявление настоящих чувств девочки? Возможно, но лишь в самой малой степени. Она просто хотела чтобы ее дочь была счастливой и всегда улыбалась.

У Райли произошло так называемое «эмоциональное затопление» - эмоции так сильны, что она плачет при ребятах. После этого происходит еще более глубокое подавление печали, но вместе с ней исчезает и радость.

Люди, вытесняющие отрицательные эмоции лишаются возможности глубоко переживать и позитивную часть эмоционального спектра. У них есть такие эмоции, как радость, интерес, вдохновение, энтузиазм, но они как будто стерты и приглушены. Иногда такой человек считает себя вообще мало эмоциональным, а иногда на фоне подавления отрицательных переживаний чувствует нечто вроде общей апатии. Блокировка конечном в итоге касается всех чувств и человек становится обесточенным.

Взрослые люди не так часто испытывают эмоции в их первозданном виде, обычно вы испытываете смесь из разных эмоций. Обратите внимание, как в мультфильме иллюстрируется этот момент: пульты управления, за которыми «работают» эмоции мамы и папы Райли гораздо больше и сложнее. А эмоции девочки в основном толкутся у одной главной кнопки. И только после всех событий, повзрослевший и усложнившийся мозг Райли обретает сложный пульт управления, где одновременно могут проявлять себя разные эмоции. Так образуются более сложные и многогранные переживания человека, которые называют чувствами.

Эмоции это составляющие части чувств, чувства же более сложны и могут содержать в себе сразу несколько эмоций. Так чувство любви легко вмешает в себя страх, может иметь элементы печали, жалости или гнева.

Разница между чувствами взрослого и ребенка небольшая, но она все же есть. Сравните разочарование маленького ребенка, сломавшего любимую игрушку и разочарования ученого, осознавшего, что его многолетние опыты не привели к желаемому результату. По силе и характеру это схожие явления, но по количеству нюансов переживания второе гораздо богаче.

Опасные шаги без чувств

Следуя за Райли, мы видим ее в компании оставшихся чувств: Страха, Гнева, Отвращения. В результате их влияния Райли решает бежать из дома. Что могло бы ей помешать? Например, Печаль, которая показала бы ей, как грустно покидать самых близких. Но Печаль изгнана и не может влиять на девочку.

Одна из важнейших функций отрицательных эмоций - удерживать нас от того, что приносит боль. Если вы не чувствуете боли, будь то боль от расставания, страха или от нарушения своих границ, то вы не будете избегать тех неприятных ситуаций в которых она возникает.

Надо сказать, что человек, вытеснивший неприятные эмоции не чувствует себя хорошо. Скорее он не понимает, почему же ему так плохо! Он не может верно интерпретировать свое состояние, связать его с конкретными событиями и таким образом ограничить в своем опыте.

Так, женщина, с который резко и унизительно обращается любимый мужчина, заблокировав переживания гнева и отчаяния, может чувствовать себя хронически плохо, но на любовника совсем не злиться, считая, что «приняла ситуацию». Она искренне не связывает свое подавленное состояние с теми эмоциями в отношении него, которые постоянно блокирует.

Вспомним Райли, окончательно утратившую связь с Печалью и Радостью. Ей плохо, но понять и выразить своего состояния она не может, так как эмоции, эта сложная сигнальная система ее организма, блокированы. Вместо этого она «изображает Радость» перед своими родителями. Как мы помним, общий посыл родителей Райли был: радуйся, все хорошо или будет хорошо. Поэтому Райли знает, что на вопрос как дела в школе надо отвечать радостно. Радости нет и в помине, поэтому под Радость поочередно маскируются Гнев, Страх и Брезгливость . Выглядит очень показательно! Наверняка, каждый из нас встречался с такими проявлениями «радости», «дружелюбия» или «спокойствия». Когда близкий с каменным лицом говорит вам, что «все нормально», его Гнев изображает спокойствие. А иногда знакомая сообщает, что вы великолепно выглядите, но вы видите на ее лице далеко не радость и восхищение. Даже приветственный тост можно произнести так, что многих передернет!

Есть то, что мы выражаем. И то с помощью чего мы это выражаем. «Что» выражать, как правило, не в нашей власти, это наши истинные переживания. Если вы обижены, то вы будете выражать обиду, что бы вы не говорили, не делали. Вы можете говорить что-то дружелюбное, но вы будете выражать обиду. Если вы злы, то что бы вы не делали, вы выразите злобу. Отсюда, кстати, все недоразумения из области – «а что такого я сказал?!!». Дело в том, что люди реагируют на вашу истинную эмоцию, а не на то, какие слова вы произнесли. Вы говорите одно, а показываете другое. Под заботой маскируете равнодушие, под наигранным дружелюбием агрессию.

Но, вернемся к нашей истории. В результате решения бежать из дома Райли оказывается в автобусе, который идет в ее родной штат. И не чувствует уже вообще ничего. Пульт управления в ее голове погас, эмоции безуспешно пытаются его реанимировать. Райли дезориентирована, не может реалистично оценить нелепость и потенциальную опасность ситуации.

Когда я не чувствую, я не могу ясно мыслить.

Стендаль

Может разум помог бы Райли? Это маловероятно, мозг не справляется с жизненными задачами без чувств, так же как и чувства без разума. К тому же мозг человека устроен довольно хитро, большей частью он обслуживает и объясняет решения, принятые на эмоциональном уровне. Так Райли, находясь под влиянием Гнева очень хорошо объясняет себе, почему ей нужно украсть деньги и бежать из дома. Это может выглядеть, как решение «от ума» (пусть и неверное), но на самом деле ход рассуждений запущен, конечно, чувством гнева.

В критический момент сюжета, когда Райли, лишенная контакта с чувствами готова отправится неизвестно куда, к пульту управления пробивается Печаль. Она проделала долгий путь из глубин бессознательного и доказала свою необходимость.

Возвращение Печали

Интересно, кстати, Печаль доказывала свою необходимость! Дело происходит в голове у Райли, но на примере взаимодействия героев мы можем видеть роль негативных эмоций в человеческом общении. Один из героев, очаровательный Бинго Бонго грустит, слезы-конфеты падают из его глаз. Радость пытается проявить себя, щекочет и развлекает его. Но, Бинго Бонго плачет все сильнее. Тут Печаль садится рядом и говорит слова, которые резонируют с настроением Бинго Бонго. Печаль (на то она и печаль!) смогла подключиться к грустным переживаниям Бинго Бонго, и он почувствовал поддержку. Так часто бывает общении людей: чтобы утешить кого – то не обязательно (а часто и вовсе не нужно) его веселить. Вместо этого можно соприкоснуться с его печалью, и это даст человеку тепло. На языке психологии это называется эмпатией – способность понять эмоции других людей, соприкоснуться с ними.

Но для того, чтобы иметь возможность понимать других, нужно иметь точное представление о своих личных эмоциях . И быть способным чувствовать весь спектр эмоций и приятные, и неприятные. Радость как ни старалась не смогла развеять печаль Бинго Бонго, слишком непохожа она на его внутреннее состояние. А Печаль поняла его страдания, но и помогла их уменьшить, так как полноценное переживание чувств действительно уменьшает их интенсивность. Слезы Бинго Бонго прекращаются и он готов двинуться дальше.

В решающий момент именно Печаль реанимирует пульт управления, возвращает Райли чувства и девочка идет туда, где ей нужно оказаться – к родителям.

Тут у многих приверженцев курса на «все окей» возникают крупные возражения. Если вы один их них, то вы уверены, что негативные эмоции только впусти в жизнь, и они затопят все и вы будете в них плавать бесконечно.

Такое убеждение очень субъективно и, как правило, основано на личном опыте наблюдения за депрессивными и пессимистичными людьми. Тогда человек думает: «зачем мне этот негатив, чтобы я ходил и все время ныл»? Как и любой личный опыт, такое убеждение ограничено и ненадежно. Психологически здоровый человек переживает весь спектр чувств, не застревая надолго ни на каком из них.

В мультфильме Райли плачет в объятиях родителей и тут же чувствует радость. Это вполне естественно, так как она плачет все-таки в объятиях самых близких. И она переживает сложное смешанное чувство, включающее в себя и радость, и печаль одновременно. И это совсем не похоже на изгнание Печали в начале мультфильма. Человек не может пребывать в абсолютном позитиве, он устроен гораздо сложнее.

«Кнопка управления» в голове у Райли приобретает сложный смешанный цвет, также меняются и усложняются цвета ее воспоминаний, теперь они включают в себя элементы разных чувств, Райли становится более сложной личностью. Восстанавливаются, утерянные ранее части ее личности: Озорство, Дружба, Семья. Но и они восстанавливаются на более сложном уровне, например, на острове Дружбы на радость Гневу появляется площадка для дружеских споров. У мультфильма, разумеется, хороший конец, чувства вернулись и заняли почетное место за усложнившимся пультом управления.

Задачи негативных чувств

Подводя итоги, давайте резюмируем, зачем же людям нужны негативные чувства.

  • Чувства - это связь с реальностью, индикаторы. Вытесняя чувства или не осознавая их силу, мы не можем делать правильные выборы.

Так, убеждая себя в том, что вам вовсе не так обидны унизительные реплики начальника, вы, очевидно, не пошевелитесь подыскать себе более достойное место. А блокируя осознание проблем в собственном браке и свои неприятные эмоции, по этому поводу вы вряд ли будете что-то предпринимать для улучшения ситуации.

Чтобы начать искать выход, нужно признать правду. А соприкосновение с тем, что на самом деле вы чувствуете – это и есть правда.

Поведение человека инертно, а эмоции (особенно негативные) могут служить топливом для изменений.

  • Чувства – это резонаторы для общения с людьми. Если вы упорно не видите и не хотите признавать свои эмоции, то вам будет очень трудно иметь дело с этими эмоциями у других. Частая история в браке: один супруг в избытке обладает какой – то чертой, которой нет у другого. Он может быть тревожен, гневлив или излишне импульсивен. Второй же не признает в себе этих качеств (они как раз и есть эмоции - изгнанники) и осуждает партнера за несдержанность. Оба при этом чувствуют себя неважно и взаимно друг друга обвиняют. Выходом из этой ситуации может стать постепенное присвоение и изучение внутри самого себя тех эмоций, которыми в избытке одарен ваш партнер, но которые так несвойственны вам. Если вам кажется, что партнер не в меру раздражителен, а вы образец спокойствия, то нелишне было бы задать себе вопрос – а как я прячу от себя свое раздражение?

Подавление эмоций опасно и чисто физиологически, так как эмоция имеет свое телесное воплощение. Хроническое и стойкое переживание одних и тех же эмоций влияет на здоровье. А переживание эмоций вне собственного осознания влияет вдвойне, так как:

Вы не решаете ситуацию, которая провоцирует эмоцию;

Вы скрываете внешние проявления эмоции и не даете людям правильной обратной связи, поэтому они лишены возможности изменить свое поведение по отношению к вам.

Эмоции - это настоящая сила природы, полностью заблокировать ее не удается, и она все-таки найдет свое воплощение в внезапных эмоциональных вспышках, навязчивом поведении, часто в болезнях тела. Вегето-сосудистая дистония, проблемы с кишечником, головные боли, ночные кошмары могут быть признаками того, что пришло время уделить внимание эмоциям-изгнанникам. Энергия эмоций ищет выход и часто находит его через телесные симптомы.

Все, сказанное выше не означает, что здоровым было бы никак не контролировать свои эмоциональные проявления. Эмоциональная несдержанность такое же зло, как и эмоциональное подавление. Однако, контроль над эмоциями не означает ни простого подавления экспрессии чувств, ни тем более стирания этих чувства из осознания.

Контроль эмоциональной сферы больше походит на поиск формы выражения чувств и способа использования их энергии.

© Филоненко Елизавета

Эмоции и чувства – зачем они нужны? И в правду, зачем? Иногда кажется, что лучше ничего не чувствовать, и не знать, чтобы душе не было значительно больно. Именно, многие люди стремятся избавиться от них, вычеркнув навсегда из своей жизни.

Стоит отдельно поговорить о чувствах и эмоциях. Для начала следует понять, откуда они берутся. Они рождаются в нас, когда у нас появляется новая человеческая потребность. Это называется , которая побуждает мозг желать что то, так сильно, как только может.

Чувства – это самые яркие вспышки, которые вырабатывает наш мозг, способствующие продвижение к желаемому.

Эмоции – это биологическая зависимость, которые испытывает человек на протяжении всей жизни. Эмоции и чувства отличаются между собой тем, что с одной стороны отвечает за биологические процессы, а с другой, с эстетической и социальной. Например, если вы голодные, и видите еду, то у вас возникают эмоции, а при потере близкого – вы испытываете чувства.

Если разбираться, то и эмоции и чувства одинаково важны для человеческого организма, потому что они движут нашу жизнь вперед, позволяя испытать новые ощущения. Также, стоит отметить, что эмоции порождает наш мозг, а чувство – сердце. Не стоит бороться со своими, потому, что это может полностью парализовать всю чувствительность, которая необходима человек для дальнейшей жизни. И, по правде говоря, сопротивляться чувствам и эмоциям бесполезно, ввиду их неизбежности.

В биологическом сообществе есть четыре основных вида эмоций: , радость, печаль и . Но управлять эмоциями можно, и в некоторых моментах даже нужно, чтобы не передать их окружающим. Бороться можно с такими эмоциями, как страх и гнев, которые могут мешать нормальной жизни человека. Управлять эмоциями можно научиться не сразу, а с годами, оттачивая его и совершенствуя.

Наряду с положительными, есть негативные эмоции, которые в некоторых случаях портят яркую жизнь. Но, мы не виноваты в появлении некоторых чувств и эмоций – у нас это получается на бессознательном уровне. Не всегда человек может справится с чувствами, которые зарождаются у нас в душе. Эмоции же, в свою очередь, зарождаются в нашем объемном и полном тайн мозгом.

Эмоции и чувства являются достаточно большим двигателем научного прогресса, потому, что огромное количество открытий были сделаны в период эмоционального и чувствительного перепада у человека.

Эмоции и чувства – зачем они нужны?

Они прежде всего нужны, что бы человек был человеком, ощущал и чувствовал не только внутренний мир, но и внешний.

Поделиться: