Готовый бизнес план квест комнаты. Бизнес-план квест-комнаты

Идея проведения квестов в качестве бизнес-деятельности не нова. Но «комнатный» формат еще не освоен рынком, а поэтому имеет большие шансы на успех. По-прежнему целевой аудиторией являются люди в возрасте 20-35 лет, среднего и выше доходов или же корпоративные клиенты. Проводить квесты лучше там, где у людей есть понятие о таком времяпровождении. При соблюдении этих условий ваш бизнес-план может рассчитывать на окупаемость дела уже через полгода.

Подумать прежде

Прежде чем браться за организацию квест-комнаты, надо определиться с форматом бизнеса. Можно создавать что-то свое совершенно уникальное, а можно купить бизнес-план по франшизе. Например, активно предлагают свою франшизу квест-комнаты Real Quest, Rabbit Hole, «Клаустрофобия», «Комната», Questime и многие другие. В этом случае организация квестов будет намного проще. Вы сразу получаете набор сценариев, оборудования и советов по их проведению. Это существенно экономит время и деньги, необходимые на их разработку. Правда, цена франшизы довольно высокая.

В любом случае организация работы такой комнаты будет проходить три важных этапа:

  1. Подбор помещения.
  2. Написание интересных сценариев.
  3. Подбор и расстановка декораций.

Преимущества бизнеса в том, что для его успеха не важны огромные площади комнаты или дорогие декорации. Успех зависит только от увлекательности и остроты сюжета, то есть от вашей фантазии. Только она поможет вывести бизнес на успешный уровень и помощь вам заработать.

Площади и месторасположение

Площадь комнаты должна быть минимум 40 кв. м. Из них половина отводится под административные нужды, а половина – собственно под комнату. Главное требование к ней – доступность круглые сутки и изолированность от жилых помещений. Дело в том, что многие для остроты ощущений готовы проходить квесты в ночное время суток. А поскольку это занятие не из тихих, надо позаботиться о комфорте людей, проживающих рядом.

Такое помещение необходимо привести в порядок, сделать ремонт в соответствии с требованиями сценариев. Или такой, чтобы комнату легко можно было перестроить под каждый из них. Как альтернативный вариант можно рассмотреть сотрудничество с каким-то из антикафе – месте, куда люди приходят отдохнуть, поиграть, пообщаться. Такое помещение должно находиться недалеко от маршрутов общественного транспорта, чтобы к нему легко было добраться с любой точки города.

Сценарии и декорации

Хорошие сценарии – это то, на чем будет строиться ваш бизнес. Поэтому к их написанию надо подойти ответственно. Пишутся они по принципу сценариев для спектаклей и фильмов, поэтому есть смысл привлечь к их разработке профессиональных сценаристов, режиссеров и редакторов. В крайнем случае можно пригласить студентов этих факультетов. Также можно найти фрилансеров, которые уже составляли план квестов и разрабатывали подобные сценарии. Конечно, если открывать бизнес по франшизе, эта проблема вообще стоять перед вами не будет.

План сценария базируется на одной загадке, которая имеет логичную, но непредсказуемую разгадку. Во время написания сюжета надо ориентироваться на аудиторию: ее интересы, возраст, опыт игроков и т. д. После подготовки сценария, вы должны сами его тщательно проиграть (или привлечь добровольцев), чтобы убрать лишние сюжетные линии, персонажи, предметы, которые могут запутать игроков и увести от разгадки.

Оборудование для квестов обычно состоит из различного хлама. Основная идея – чем реальнее антураж, тем интереснее игра. Важно только выдерживать общий стиль и полное подчинение теме сценария. Если вы сумеете организовать какие-то звуковые или световые эффекты, это только сделает ваш бизнес интересней и прибыльней.

Сотрудники квеста

Это именно тот бизнес, который можно организовать в одиночку. Но для надежности лучше все-таки заручиться поддержкой одного или двух компаньонов. Хорошо, если хоть у кого-то будет опыт организации каких-то ивентов, ведения мероприятий. Сценаристов можно привлечь одноразово на условиях фриланса и потом прибегать к их услугам повторно по мере необходимости.

В последнее время к работе квест-комнаты стали привлекать актеров, которые, находясь там, тоже выполняют определенную роль. Можно привлекать к этому делу студентов актерских курсов или, если чувствуете в себе силы, играть самостоятельно. Также понадобится человек, который будет вести и раскручивать сайт, странички в социальных сетях.

Документальные вопросы

Чтобы ночью спать спокойно и не ждать внезапного звонка из налоговых органов, лучше там заранее зарегистрироваться. Достаточно оформить обычный ИП – это быстрее, дешевле и удобней. Если вы решили вести совместный бизнес, лучше регистрировать юридическое лицо – ООО. В этом случае можете выбрать упрощенную систему налогообложения: либо на 15% от прибыли, либо на 6% от общего дохода. При регистрации указываете деятельность «Услуги в области развлечений и отдыха прочие».

Официальная регистрация обязывает привести помещение в соответствии со всеми требованиями СЭС, пожарной инспекции, планировки в Роспотребнадзоре. Никаких лицензий этот бизнес не требует. Но, так или иначе, есть какие-то риски, связанные с клиентами. Люди бывают разные, и даже если квест абсолютно безопасен, кто-то может на ровном месте получить травму. Чтобы избавить себя от возможных претензий, важно перед началом квеста проводить инструктаж по технике безопасности, о чем должен расписаться лично каждый участник. Также от каждого из них стоит взять письменный отказ от возможных претензий.

Раскручиваем идею

Целевая аудитория квестов – это активные пользователи Интернета. Поиск ответа на любой вопрос они начинают именно оттуда. Поэтому свой сайт и странички в соцсетях – это основа маркетинга квест-комнаты. Далее необходимо провести в Интернете рекламную кампанию: развесить баннеры на сайтах партнеров, оставить посты на тематических форумах и т. д. В дальнейшем еще одним источником новых клиентов станет сарафанное радио. Поэтому важно трудиться над качеством проведения квестов.

Не стоит игнорировать и традиционные виды рекламы. Раздача листовок, флаеров в местах, где проходит наибольший поток возможных клиентов. Хорошую отдачу дает блог компании с репортажами с проведенных квестов. Не забывайте про существующих клиентов и давайте им определенные скидки. А, главное, постоянно экспериментируйте.

Затраты и доходы

Организовать работу комнаты можно с минимумом затрат. Но чем лучше организация, тем больше инвестиций потребует проект. Основные средства уйдут на аренду помещения. Вложения в антураж могут быть минимальными, а могут существенно вырасти, если добавить различные эффекты. К тому же необходимо записывающее оборудование, чтобы у организаторов была возможность наблюдать за происходящим в комнате. По факту оборудование такой комнаты обходилось от 100 тыс. руб. до 2,5 млн. Можно купить франшизу за 200 тыс. руб. и тогда техническая сторона вопроса обойдется в 50 тыс. руб. Еще 50 тыс. руб. надо выложить на рекламу.

Стоимость участия в квесте устанавливаете вы сами. Но средняя цена по рынку держится на уровне 2 тыс. руб. Один квест занимает около часа – больше уже утомляет участников. За один раз в комнату обычно запускают до 4 человек. Сказать точно, за сколько окупится такой бизнес сложно, но организаторы таких комнат называют сроки в среднем около полугода.

Многие интересуются, как открыть квест-комнату и сколько это стоит? Бизнес-план с расчетами и подробное описание бизнеса представлено в этом материале.

Краткое описание

Разнообразные квесты в реальном мире и квест-комнаты в последнее время приобрели огромный размах. За рубежом данная услуга уже давно пользуется спросом, но у нас она появилась менее 5 лет назад.

На конец позапрошлого года по стране была открыта почти тысяча комнат, причем почти половина из них приходится на столицу. Бизнес можно назвать перегретым, начать его не так просто – конкуренция высока. Если в городе квесты в реальном мире пока не представлены, имеются возможности получить высокую прибыль.

Открытие квест-комнаты оправдано в города с населением от 400 тысяч человек. Данный момент оправдан большим уровнем заработка в крупных городах. Развлечения в виде совместного прохождения квестов особенно популярны в корпоративной среде.

В некоторых городах рынок пересыщен, в то время как в других не открыто ни одного заведения подобного рода.

Возможные конкуренты

В бизнесе есть два основных конкурента. Первый – филиалы крупных организаций. Они представляют наибольшую угрозу, бороться с ними практически невозможно. У них намного большие ресурсы, которые они готовы пустить на продвижение своих услуг и конкурентную гонку.

Организаторы квестов мелкого масштаба угрозой не станут. В их случае все оказывается наоборот: они не могут позволить крупные траты и подчас ограничиваются несколькими комнатами. Борьба ведется при помощи рекламы. Также не стоит открыть свой бизнес в непосредственной близости от имеющихся комнат.

Конкуренты в некотором роде помогают друг другу, клиент одной комнаты не пойдет в нее снова, вместо этого он отправится изучать прочие предложения на рынке.

Основные клиенты – молодые люди и девушки не старше 35 лет со средним достатком или более. Важную роль играют корпоративные клиенты.

Руководители в последние несколько лет часто используют подобные заведения, чтобы провести время с подчиненными.

Оформление

Особенности бизнеса подразумевают работу в помещении или на открытом воздухе. В первом случае клиенты подвергаются куда меньшей опасности. Несмотря на это рекомендуется подготовить стандартную форму договора оказания услуг. В нем прописываются права, обязанности и ответственность сторон. Важно ознакомить клиентов с правилами безопасности заранее.

Обязательно потребуется приобрести кассу и заключить договор на обслуживание. Рекомендуется организовать и безналичный расчет. Лицензирования бизнес не требует, согласовывать сценарии с органами не придется.

Франшиза или бизнес с нуля?

Сегодня на рынке можно найти множество предложений. Всем хочется начать бизнес полностью на собственных идеях, но квесты будут приносить доход только в случае, если понравятся клиентам. Сценарий приключения разработать сложно – потребуется учесть множество нюансов.

При покупке франшизы клиент получает распоряжение готовый сценарий. Головная компания может помочь с оборудованием и промо-материалами для бизнеса. Что касается разнообразия франшиз, он достаточно широк. Среди основных можно выделить: Квеструм, Real Quest, Выйти из комнаты, Фобия, Городские легенды и целый ряд прочих.

Сумма, которую придется отдать франчайзеру, находится на уровне 100 тысяч рублей. В сумму не входят расходы на аренду и целый ряд прочих. В результате начальный капитал может вырасти сразу до 3 миллионов.

Две модели бизнеса

В настоящее время широко используется две модели проведения квеста как бизнеса.

Первая подразумевает, что игра станет проводиться в одной или нескольких комнатах, вторая рассчитана на езду по городу.

Комнатные квесты

Комнатные квесты ориентированы на участие в игре до 6 человек одновременно. Им дается около часа времени, чтобы пройти сценарий. В самом простом варианте они ищут выход из комнаты. Помещение требуется соответствующим образом обставить, чтобы предметы использовались или давали намек на успешное прохождение сюжета.

Модель подразумевает высокие начальные вложения, которые пойдут на аренду помещения, наем сотрудников и т. п. Однако прибыль комнатные квесты дают существенно большую, так что они более выгодны.

Выездные

Организация квестов выездного типа подразумевает раздачу участникам определенных ролей. Далее имеются три основных варианта:

  1. Открытые квесты, участвовать в которых могут все желающие. Проводятся чаще всего в парках отдыха, кафе и т. п.
  2. Индивидуальные, рассчитанные на группу определенного количества и состава, чаще всего до 20 человек. Проводиться могут как дома, так и на пикнике и в прочих удобных местах.
  3. Корпоративные, предназначенные для крупных клиентов. Объем одной партии участников может превышать и 25 человек. Начальные затраты даже минимальны.

Все три варианта подразумевают раздачу определенных материалов, некоторый реквизит для участников и наличия ведущего. Подобный подход позволяет значительно сократить начальные расходы, но и прибыть будет невелика.

Персонал

Без дополнительного персонала организация и проведение квестов не обойдется – один владелец просто не сможет выполнять все роли одновременно. В частности, желательно наличие:

  • администратор для общения с клиентами;
  • сценарист и режиссер, который займется созданием новых сценариев;
  • актеры, если сценарий подразумевает их наличие;
  • маркетолог для проведения рекламной кампании и поддержки сайта;
  • координатор, который займется наблюдением за гостями во время игры;
  • уборщица для подготовки помещения к новым гостям.

На начальных порах многие стараются обойтись наймом одного только администратора, перепоручая все остальные обязанности фрилансером, которых можно найти на соответствующих биржах.

Важно, чтобы компания располагала собственным качественным сайтом со всей необходимой для клиентов информацией, включая полное описание услуг и расценки на них.

Сайт потребуется продвигать в сети, для чего нужен соответствующий специалист. Другой момент – активная работа в социальных сетях, размещение рекламы и баннеров на сопутствующих и региональных порталах.

Второе по значению место в продвижении занимает пресловутое «сарафанное радио», которое позволит быстрее всего найти новых клиентов.

Неплохо может сработать распространение визиток и флаеров в местах скопления потенциальных клиентов. Постоянным участникам квестов можно предложить скидки и организовать программы лояльности. Интересный вариант – проведение нескольких бесплатных игр и организация конкурсов на лучший сценарий.

Пример организационного плана

Он основывается на предположении, что у вас уже имеется помещение, но нет сценария. В таком случае следующим шагом станет именно создание последнего. Его изготовление на заказ у специалиста обойдется в сумму от 100 тысяч до 2 миллионов рублей в среднем по рынку.

Цена варьируется не только от известности сценариста, но и от объема задействованных материалов и спецэффектов. На начальном этапе можно обойтись доступными вариантами. Таким образом, сценарий на каждую из комнат обойдется в 125 тысяч рублей. Кроме того, в накладные расходы войдет и установка камер, которые позволят администратору наблюдать за происходящим.

Всего в организации работает 2 администратора с графиком 2 на 2. Они занимаются регистрацией клиентов, работой с интернет-порталом и группами в социальных сетях, сбором данных и ведением отчетности. Заработная плата зависит от региона. Можно предложить им самостоятельно разрабатывать квесты, мотивировав процентом от выручки.

К периодическим тратам следует отнести все затраты на переоборудование комнат. Так сложилось, что более 3-4 месяцев квесты средства не приносят, они просто надоедают гостям, о чем говорят их отзывы. Именно поэтому следует заранее откладывать от бюджета до 100 тысяч рублей на развитие, разработку нового сценария и переоборудования комнаты.

Бизнес-план

Приблизительно расходы на открытие бизнеса можно свести в таблицу:

Расходы Сумма
1 Регистрация предприятия 1 тысяча рублей
2 Подготовка помещения 250 тысяч рублей
3 Мебель 10 тысяч рублей
4 Техника 50 тысяч рублей
5 Система видеонаблюдения 50 тысяч рублей
6 Покупка готового сценария 100 тысяч рублей
7 Рекламная кампания 75 тысяч рублей
8 Создание интернет-сайта 40 тысяч рублей
Итого: 576 тысяч рублей

Видео: квест-комната – прибыльный бизнес.

Вокруг Pokemon Go доказал, что механика видеоигр отлично приживается в реальности. Еще раньше в этом убедились создатели квестов (от англ. quest - поиск). Изначально так назывался жанр консольных игр, в которых нужно было выбраться из виртуальной комнаты, решая головоломки.

Перенести этот нехитрый сюжет в осязаемый мир догадался японец Такао Като. В 2007 году он придумал Real Escape Game, участники которой должны были искать подсказки и всячески шевелить мозгами, чтобы успеть выбраться из запертой комнаты за 60 минут (удавалось далеко не всем). Квесты стали невероятно популярны в Японии, Китае, Тайване и Сингапуре. Через несколько лет приятель Като Казуя Ивата запустил франшизу Real Escape Game в США.

В 2011 году этот новый вид развлечений покорил Европу. Пионером стала венгерская компания Parapark, вслед за ней появилось еще несколько компаний. Благодаря им Будапешт стал европейской столицей квестов - многие специально приезжали туда ради этих игр.

Первопроходцем российского рынка квестов стала компания «Клаустрофобия». Предприниматели Богдан Кравцов, Сергей Кузнецов и Тимур Кадыров открыли первую московскую площадку в 2013 году. На первых порах у них было два квеста - «Советская квартира» и «Психиатрическая больница». За ними последовал аналогичный проект «Лаборатория 33», а дальше ниша выстрелила и начала расти как на дрожжах.

Сначала создатели квестов ограничивались очевидными сценариями вроде побега из тюрьмы и ограбления банка. Потом возрастающая конкуренция заставила их экспериментировать и включаться в гонку вооружений по техническому оснащению комнат (датчики, контроллеры и прочие атрибуты ).

Какие бывают квесты

По формату квесты делятся на несколько видов:

  • «Выйти из комнаты» - классический квест, в котором команда до пяти человек должна выбраться из комнаты за час;
  • Перформанс - квесты с участием актеров, которые приближаются к театральной постановке;
  • Экшн-квесты - спортивные игры с акцентом не на головоломки, а на ловкость и скорость реакции;
  • Городские квесты - игры на открытом воздухе - обычно это авто-, вело- или фотоквесты;
  • Ролевые квесты - игры, в которых каждый участник получает роль и цели своего персонажа (обычно проводятся в кафе);
  • Корпоративные квесты - игры для сотрудников, часто проводятся на территории заказчика.
Больше всего россиянам полюбились страшные квесты по фильмам и играм (например, «Пила», Fallout). В каникулы весьма популярны квесты для детей. Есть более мелкие категории вроде 18+ и квестов с виртуальной и дополненной реальностью.

Когда квестов на российском рынке стало действительно много, появились специальные агрегаторы. Эти площадки собирают отзывы и составляют рейтинги. Они помогают пользователям выбрать подходящий квест, а организаторам игр - привлечь дополнительную аудиторию. Хотя с этим согласны не все. Например, PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров считает, что агрегаторы не играют существенной роли в привлечении клиентов - их посещаемость относительно невелика.

Раздел с квестами есть на сайте «Яндекс.Афиши». В мае компания «Афиша» купила 50% агрегатора квестов All Escape Games и запустила маркетплейс с возможностью бронировать билеты. Недавно агрегатор культурных событий KudaGo запустил похожую площадку в партнерстве с компанией «Мир квестов».

Как устроен рынок квестов в России

За два с половиной года новорожденный рынок квестов вырос в разы и эволюционировал, пережил резкий бум и резкий спад , гибель сотен слабых игроков и многочисленные поглощения - словом, созрел. По разным оценкам, сейчас в этой сфере насчитывается от 500 до 950 компаний различного масштаба - от крупных франшиз до владельцев одного квест-рума. Квесты сейчас присутствуют во всех российских городах с населением больше 300 тысяч человек, прикидывает руководитель компании «Живые квесты Москвы» Иван Ткачев.

Крупнейшие игроки - «Клаустрофобия», «Выход», Lost, Cityquest, «Квеструм», «Ловушка», True exit, «Выйти из комнаты», Quest Quest, iLocked, «Взаперти», «Серьезные игры» и другие.


Даже наступивший кризис не стал серьезной помехой развитию квестов - как это всегда бывает с развлечениями, в тяжелые времена люди еще больше хотят получить заряд ярких эмоций и отвлечься от суровой действительности. Правда, рынок сильно поредел - выжили сильнейшие. «Квесты открываются и закрываются в России каждый день, - говорит руководитель направления «Афиша-Квесты» Роман Куликов. - Об этом можно судить по количеству объявлений о продаже квестов на Avito. Мы ожидаем, что в этом году закроется около 30% компаний».

«Экономический спад отсеял низкокачественные квесты с неинтересной сюжетной линией и оставил на рынке исключительно качественные, - констатирует руководитель Венчурного фонда Промсвязьбанка Алена Сокова. - Причем новые проекты могут успешно развиваться без франшиз, потому что новизна и увлекательность сценария оказались важнее популярности бренда».

Кто ходит на квесты

Аудитория квестов не ограничивается геймерами. Основная масса игроков - люди с достатком выше среднего от 18 до 35 лет. Сейчас число попробовавших квесты растет благодаря детским квестам и подарочным сертификатам, отмечает PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров.

«Публика разношерстная, - констатирует гендиректор «Мира квестов» Игорь Бобб. - Тут и школьники, которые уговаривают родителей и учителей сопроводить их в страшилку, и офисные трудяги, отправляющиеся в бой в рубашках и костюмах. Бабушки приводят внуков, молодые родители играют с детьми в слингах». По его словам, даже в миллионниках об этом виде досуга знает только половина целевой аудитории, не говоря уже о провинции - рынку пока есть куда расти.

Сооснователь «Клаустрофобии» Богдан Кравцов полагает, что на данный момент квесты попробовала всего пара миллионов россиян. А вообще играть в них могут все, кто способен дойти до кинотеатра.

Как построить бизнес на квестах

За два года квесты стали популярным видом бизнеса по франшизе. Эту модель развития заложила «Клаустрофобия», которая до сих пор остается самой известной франшизной сетью квест-румов. Региональные предприниматели полюбили квесты за возможность быстро заработать без значительных вложений, но сейчас условия изменились. Сначала главной трудностью было то, что обыватели попросту не знали о квестах. Потом низкий порог входа привел к перенасыщенности рынка, особенно в миллионниках.

Поэтому участникам рынка приходится демпинговать и лезть из кожи вон, чтобы обойти конкурентов по качеству игр и эффективности маркетинга. Для этого нужны большие бюджеты и широкая линейка квестов, считает сооснователь «Клаустрофобии» Богдан Кравцов. А компании с одной-двумя играми смогут работать только в городах, где квестов нет совсем.

Эксперты Венчурного фонда Промсвязьбанка (специализируется на инвестициях в реальный сектор) советуют запускать новые квесты в крупных региональных центрах, где много потенциальных клиентов (платежеспособная молодежь и бизнес-сегмент). Также перспективны города с растущей экономикой, где жители удовлетворили базовые потребности и интересуются необычными развлечениями. Но такие окна возможностей имеют свойство быстро закрываться.

«Когда конкуренция и технологичность квестов были низкими, можно было открыть несколько комнат в пределах миллиона рублей, - вспоминает PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров. - А сейчас для того, чтобы хорошенько подогреть публику, построить и раскрутить хороший квест-рум, необходимо минимум 2,5-3 млн руб. Есть способ значительно сократить издержки - купить франшизу у сильных игроков. Это позволит сэкономить на разработке сайта, создании сценариев и маркетинге, а главное - не наступить на грабли, на которые много раз наступали до вас».

Чтобы не сбавлять темпов роста, крупные игроки выходят на новые рынки - например, «Выход» и «Квест Хаус» открывают филиалы в Европе и СНГ. Многие осваивают новые ниши - детские и корпоративные квесты, в которых конкуренция еще не так высока. «Особенно хороши перспективы в не самых популярных форматах - автоквесты, городские квесты и тимбилдинги в офисах, - советует руководитель компании «Живые квесты Москвы» Иван Ткачев. - Не менее интересен рынок мобильных квестов, связанных с геолокацией».

Мегаполисы перенасыщены квестами, поэтому новым франчайзи остается покорять провинцию. Сейчас квест-румы открываются в небольших городах вроде Коврова и Альметьевска (с населением около 150 тысяч человек). Конечно, в глубинке свои сложности. Аудитория там более консервативная - придется попотеть с маркетингом, чтобы донести до неискушенных потребителей всю прелесть нового развлечения. А когда публика распробует и захочет еще, локальному игроку с двумя-тремя играми будет больше нечего им предложить и они поедут за впечатлениями в более крупный город.

Поэтому предпринимателям из провинции подойдут адаптируемые и технически простые форматы - например, выездные игры для праздников. Другие собеседники Rusbase не советуют открывать квест-румы в городах менее 300 тысяч человек и ролевые квесты - в городах менее 500 тысяч человек. Согласны эксперты в одном: запускаться без франшизы сейчас неразумно.

«Одиночным проектам на рынке нет места, - убежден руководитель направления «Афиша-Квесты» Роман Куликов. - Существующие организаторы квестов объединяются, чтобы оптимизировать административные издержки и бюджет на рекламу».


В этом году на порядок меньше заявок на франшизы в крупных городах, отмечает представитель портала о франчайзинге «Бибосс» Елена Пономарева. По ее словам, сегодня пользуются спросом недорогие франшизы квест-комнат с инвестициями от 150 тысяч рублей, которые можно запустить в регионах.

«Франшизы квестов перспективны в неосвоенных регионах, где опыт крупных игроков поможет избежать ошибок и быстро окупить инвестиции, - говорит руководитель Венчурного фонда Промсвязьбанка Алена Сокова. - Конкуренты не дремлют, поэтому важно быстро выводить квесты на рынок (примерно за три месяца). Франшиза позволяет упростить этот процесс, но отсутствие увлекательного сценария может свести на нет все усилия».

Кроме инвестиций, для старта бизнеса на квестах придется найти достойные кадры. Иногда это становится проблемой. Для проектирования и строительства квест-румов вам понадобятся хорошие инженеры, декораторы, электрики и программисты. После запуска успех проекта зависит от ответственных операторов квестов, толковых маркетологов и харизматичных актеров (для перформансов). Как правило, их приходится выращивать самим.

Еще одна проблема рынка - дискредитация формата квестов неопытными игроками. «Есть компании с хорошим маркетинговым отделом, но с плохим продуктом, - сетует PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров. - Они привлекают много клиентов, которые разочаровываются в квестах и теряют желание возвращаться к этому формату развлечений». «Часто это творческие люди, которые на эмоциях запускают свой первый бизнес», - объясняет слабость новичков гендиректор «Мира квестов» Игорь Бобб.

Тем не менее, квесты могут приносить высокий доход. Для этого нужны качественный продукт, грамотный маркетинг и платежеспособная аудитория. Поэтому начинающим лучше опереться на опыт франчайзера. Чтобы выбрать франшизу, эксперты советуют смотреть на:

  • стоимость франшизы,
  • размер ежемесячных отчислений,
  • качество квестов и их сценариев,
  • присутствие в вашем городе,
  • наличие сопровождения и технической поддержки.

Крупнейшие франшизы совпадают с топом российских игроков, но экономический вес франчайзера не гарантирует самых выгодных условий.

Будущее квестов в России

Из прогнозов причастных к этой индустрии можно сделать три главных вывода. Во-первых, ключевые игроки продолжат расти и поглощать мелких, которым все сложнее привлекать аудиторию и конкурировать с чужим разнообразием.

Во-вторых, предложение крупных сетей будет расширяться за счет новых форматов квестов - лабиринты, битвы на танках, квесты со стрельбой, бегство от зомби и т.д. Различные жанры будут подогревать спрос друг на друга, удерживая подсевших игроков и охватывая новых.

В-третьих, вырастет качество квестов - аудитория становится все более привередливой, да и технический прогресс не стоит на месте. Организаторы игр будут осваивать технологии , возводить все более масштабные декорации. В общем, самое интересное впереди.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Квест в реальности - форма активного отдыха в форме интеллектуальной игры. Существуют несколько форм организации бизнеса такого рода. Оптимальная форма старта: приобретение франшизы.

 

Что такое квест - известно многим, особенно любителям компьютерных игр. Это приключение, включающее решение различных задач и головоломок, цель которого обычно - найти наиболее благоприятный выход из ситуации. Перенос приключения «в жизнь» и становится таким востребованным развлечением для самых различных категорий потребителей.

Кто играет?

Основная целевая аудитория этого бизнеса-молодые люди. Студенты, офисные работники 20-35 лет. Именно они, наигравшись в квесты на компьютере, готовы попробовать свои силы и в реальности. Но востребованы эти живые приключения и среди семейных людей, включая детей и людей среднего возраста.

Сейчас этот бизнес находится в стадии стремительного развития, то есть для желающих реализоваться в этом направлении - самое благоприятное время. Даже несмотря на кризис, а возможно и благодаря ему.Ведь квестами можно дополнить то, что уже работает: кафе, клуб, ивент-агенство, детскую студию и другие подобные виды деятельности, тем самым расширив и укрепив свои позиции.

Вот что говорит о своем проекте один из основателей компании «Клаустрофобия»

Есть выбор

В настоящее время сложились 2 модели организации этого бизнеса.

Первая - это так называемые комнатные квесты.

Игроков в количестве 2-6 человек закрывают в комнате, и в течение часа участникам необходимо найти из нее выход. Помещение оборудовано тематически по сценарию, в нем соответствующий реквизит. Детали несут в себе секреты, подсказки - все, что понадобится для раскрытия «главной тайны», и поможет выбраться из комнаты.Эта модель предполагает обязательное наличие как минимум одного оборудованного помещения, наем персонала, то есть начальные затраты достаточно высоки. Но прибыль в этом варианте немаленькая.

Вторая модель - квесты выездные.

Здесь каждый участник назначается на определенную роль, и все вместе игроки должны разгадать главную загадку игры.

В этой модели можно выделить три разновидности:

  • открытые, где может участвовать любой человек, подавший заявку. Проводят их в различных заранее определенных общественных местах: кафе, ТРК, парках отдыха, и т.п.
  • Индивидуальные, которые обычно заказываются на группу 7-20 человек к какому-то празднику и проводятся в местах, определяемых заказчиком: дома, в кафе, на пикнике и других удобных местах.
  • И корпоративные, рассчитанные на большие (больше 25 человек) группы участников и проходящие по заказу предприятий. Начальные затраты в этой модели минимальны. Все, что понадобится - это сценарий, раздаточный материал и нехитрый реквизит для участников, а также ведущий. Прибыль в таком варианте меньше, но вполне стабильна.

Таблица 1. Основные черты моделей квест-бизнеса.

Комнатный

Выездной

Открытый

Закрытый (индивидуальный)

Корпоративный

Начальные затраты

Окупаемость

Возможность расширения

Затратно(покупка/аренда помещения, оборудование, сценарий)

Без значительных затрат (только сценарий)

Количество игр по одному сценарию, которые можно провести за сутки

Количество участников игры

Стоимость игры для группы участников, тыс. руб

0,2-0,7 (на одного)

Как видно, у каждой из моделей есть свои преимущества и недостатки, но оба варианта достаточно востребованы у клиентов и легко реализуемы.

Кроме этих двух основных моделей есть еще квест-туризм, краеведческие игры и некоторые другие, но их можно считать разновидностями второго варианта.

Дополнение 2016 год: Новый вид квеста: Вирутальная реальность (игрок погружается в виртуальный мир и в нем выполняет разнообразные задания и миссии) и Квесты на основе известных фильмов и сериалов - Квест-хаус .

Как начать?

Самое сложное в квест-бизнесе - это сценарии. Конечно, ход игры в открытых играх и финал ее - в комнатных, во многом зависят от действий участников, но качественный сюжет - основа всего. Поэтому и начинать необходимо именно с написания и проработки сценария, и уже от него отталкиваться в дальнейшем при оборудовании помещений и продумывании реквизита.

Однако стоит понимать, что даже для профессиональных продюсеров и сценаристов начинать самостоятельно и с нуля - долго, сложно и рискованно.

Как вариант - работа по франшизе. В этом случае нет необходимости в каком-то специальном образовании или особых навыках - франчайзерза паушальный взнос и роялти предоставляет готовые сценарии, рекламную стратегию и общую концепцию развития. Достаточно иметь желание и основные знания в сфере ведения бизнеса. Ниже будут более подробно рассмотрены варианты франшиз от основных игроков на российском рынке, но суть их схожа. Новый франчайзи получает пакет, в который входят бренд, 1-3 сценария для игр, общая стратегия развития, набор инструкций и наработок, обеспечивается рекламная поддержка на главном сайте. Это позволит начать работать сразу после подготовки помещений в варианте комнатных квестов, а в случае открытых - лишь слегка обкатав игру.

От чего отталкиваться, продумывая квест-бизнес?

Первое, что стоит учесть при расчете нового проекта - это численность населения в городе. Именно от величины города зависит паушальный взнос. Практика работы основных игроков показывает, что наиболее оптимальны для квест-бизнеса города-миллионники. 400-800 тысяч - тоже неплохо. В городах численностью меньше 400 тысяч раскрутиться будет нелегко, загрузка, а значит и отдача будут слабые при сопоставимых расходах на рекламу и проведение игр.

Не помешает изучение конкурентной ситуации. При полном отсутствии конкуренции раскрутка может занять много времени, так как потенциальным клиентам необходимо будет сначала объяснить, что такое квест и зачем он нужен.

При наличии 1-2 конкурентов раскрутка пойдет быстрей. Суть развлечения людям уже будет известна, а второй раз на один и тот же сюжет человек не пойдет, он будет искать что-то новое.

Большое количество конкурентов в миллионнике особой помехой не будет, особенно если квест-бизнес запускается не как самостоятельный, а в качестве дополнительного.

Рассмотрим основных игроков рынка квестов в реальности.

Квеструмы

Компаний, работающих с закрытыми квестами пока немного, но они быстро развиваются: новые фирмы появляются с периодичностью раз в квартал. И хотя общие черты у всех схожи, каждая компания старается изначально внести свою изюминку, будь то общая атмосфера игр, сложность сценариев, техническое оснащение и другие нюансы и мелочи.

Сравним двух первых игроков российского рынка квеструмов. (Таблица 2)

Клаустрофобия - первая в России компания «комнатных квестов». Работает с декабря 2013 года и за это недолгое время вышла на ежемесячный оборот сети в 40 млн. рублей. Имеет франчайзи в более чем 20 регионах РФ, а также за рубежом.

Квеструм.рф - компания с головным офисом в Санкт-Петербурге. Работают с начала 2014 года. Представлены в 15 городах России, в Беларуси, Швеции, Канаде.

Таблица 2. Сравнения условий франшизы для квеструмов.

Клаустрофобия

Квеструм.рф

Общее количество сюжетов по состоянию на февраль 2015

В разработке

От 350 тыс. рублей (в крупных городах - 1 млн. руб. и больше), в зависимости от численности населения и наличия конкурентов и других франчайзи.

От 200 тыс. рублей, в зависимости от численности населения и наличия конкурентов и других франчайзи.

От 15% выручки в зависимости от численности населения

1,0-1,5 млн. рублей (без учета паушального взноса по франшизе)

1,2-1,5 млн рублей (с учетом паушального взноса по франшизе)

В стоимость франшизы у обеих компаний входят 2 сценария, проекты оборудования помещений, инструкции для персонала, специфический инвентарь, система бронирования на сайте, бренд и бренд-бук, специальное ПО, экспертная поддержка, новые сценарии (после отработки уже имеющихся).

Срок окупаемости обе компании заявляют примерно одинаковый: 3-4 месяца в миллионнике и 6-8 месяцев в небольших городах.

Как видно из таблицы, условия сотрудничества ненамного отличаются. Ориентироваться при выборе лучше всего, получив конкретные условия для вашего города, а также сыграв в 1-2 игры (которые идут стартовыми) каждой из компаний, то есть исходя из собственного субъективного мнения.

Открытые или выездные квесты

Это направление известно в России еще с 2009 года, и благодаря простоте старта широко распространено по всей стране. В этом формате не нужны практически никакие инвестиции кроме паушального взноса, размер роялти составляет не менее 15%, а часто намного больше (35%). Кроме того, новые сценарии иногда тоже доступны за дополнительную плату.

Итак, сравним самых популярных организаторов выездных квестов.

Квестайм. Начало работы - 2012 год. По состоянию на начало 2015 года представлена в 12 городах РФ, а также в Риге.

Квестория. Работает с 2009 года. На конец 14 года представлена в 55 городах РФ, Украины, Беларуси, Казахстана.

Таблица 3. Сравнение франчайзинг-предложений для выездных квестов.

Квестайм

Квестория

Общее количество сценариев по состоянию на февраль 2015

Максимальное количество игроков в стандартном сюжете

Длительность стандартной игры, часов

Возможность проведения праздников и корпоративов (для большого количества участников)

Стоимость франшизы. Стартовый (паушальный) взнос

От 40 до 100 тыс. рублей в зависимости от численности населения

60-85 тыс. рублей в зависимости от численности населения

От 15% в зависимости от численности населения

0-35% в зависимости от численности населения (для городов численностью менее 400 тыс. роялти отсутствует)

Ориентировочные начальные вложения в проект

Паушальный взнос плюс 20-30 тыс. рублей

Приобретение новых сценариев

Индивидуальные условия

Для крупных городов входит в роялти, для небольших доступно только за дополнительную плату.

В стоимость франшизы входят 2-3 сценария, раздаточный материал для участников (кроме расходных материалов и костюмов), маркетинговая стратегия, рекламная поддержка, включая макеты рекламных материалов, система бронирования на сайте, обучение ведущих, экспертная поддержка на всех этапах.

Срок окупаемости заявляется от 3-4 месяцев в крупных городах и 4-8 - в небольших.

Отзыв о франшизе «Квестории».

Что выбрать?

Как видно из сравнительного анализа, любая из моделей квестов в реальности - отличная идея бизнеса как для начинающих, так и для желающих расширить имеющееся дело или вложить свободные средства. Новички наверняка оценят второй вариант - открытые квесты, - как не требующий значительных инвестиций и дающий возможность просто подработки в свободное время. Он также будет интересен для владельцев кафе и ресторанов как отличный инструмент расширения и удержания клиентской базы.

Тех, кто ищет вариант для капитальных вложений, или идею приспособления собственного помещения площадью 50-100 м 2 , наверняка заинтересуют квеструмы.

Но что бы вы ни выбрали - вас ждет увлекательная работа, приносящая достойную прибыль.

Поделиться: