Иисус изгоняет бесов в свиней. Психология евангельской притчи о стаде свиней

В Евангелиях есть знаменитая притча о том, как Иисус исцелил бесноватого, переместив бесов из человека в стадо свиней, бросившихся затем в море. Эту часть Евангелия канонически читают над теми, кто, по мнению Церкви, одержим злым духом или непонятной болезнью, недугом, вызванными вселением в человека бесов. Почти чистая психиатрия на ранних стадиях своего зарождения. И почти так же, как и у современной психиатрии – все попытки помочь часто бывают втуне. Почему? Может ли быть по-другому? Можно ли облегчить страдания болящих? Да, может, да, можно. А почему чаще бывает «по-другому» – об этом мы с вами и поговорим. И что надо для этого делать – чтобы всё же помочь – вы поймёте, прочитав мои психологические соображения.

Притча эта кажется многим людям странной, непонятной, а действия Иисуса – чуть ли не несправедливыми и злыми – по многим причинам. Атеисты вообще смеются над этой притчей, показывая на ее примере – как асоциально христианство.

Сегодня мы постараемся понять эту притчу, разобрав все непонятные в ней места и подключив к её интерпретации юнгианскую теорию – группового бессознательного. Итак, обо всём по порядку.

Начнём с самой евангельской истории

Бесноватый Возле некоего селения, на отшибе от всех приличных граждан, жил бесноватый человек из того же селения. Бесы так мучили его, что он уже не носил никакой одежды и спал во гробах, выселенный из деревни не столько людьми, сколько своим недугом.

Он выбежал к Иисусу, и Иисус сказал бесам, сидящим внутри него: «Выйдите вон из этого человека». Невдалеке паслось общественное стадо свиней. Бесы попросили Иисуса, чтобы он поместил их в этих свиней. Иисус позволил. Бесы вселились в свиней, свиньи, обезумев, ринулись со скалы в море, и… пучина сия поглотила их без остатка.

Увидев то, пастухи-свинопасы, побежали скорее в селение – докладывать о случившимся владельцам исчезнувших животных.

Население городка вышло к Иисусу, увидело – как бывший бесноватый сидит – умытый и одетый подле ног Христа, в здравом уме и со светлыми очами, не увидели своих свиней и сказали Иисусу, чтобы он покинул их место.

Вот и всё.

Свинья-копилка: Исторический контекст «проблемы богатства и везения» Эта евангельская история очень хорошо понятна без всякой трактовки – деревенским людям старой закалки, но но совсем ускользает от понимания «городских», которые думают, что булочки произрастают на деревьях.

Что такое свинья для прежних времён и прежде всего – для жителя деревни? Свинья – это символ богатства и удачи. «Ду хаст швайн» – говорят до сих пор немцы. То есть дословно: «У тебя есть свинья». Что бы это значило? А то, что: «Везёт тебе, счастливчик».

Когда откормленную свинью закалывают в ноябре-декабре, её хозяин получает очень большие деньги – вам и не снилось столько. Это похоже на годовые премиальные высшему менеджменту хорошей фирмы. А если не деньги получает крестьянин, то обильное пропитание себе, чадам и домочадцам – на весь год.

Прелесть свиньи заключается в том, что её почти совсем не надо как-то специально кормить, все, даже «городские», знают, что свинью традиционно кормили отбросами с обеденного стола, так называемыми – помоями. И на них она волшебно жирела.

А ещё свинья – грязна, её не нужно мыть и холить, как корову, ей нравится быть грязной, в этом её суть. Свинья грязна примерно как деньги.

Но вернёмся к нашим свиньям. Притягательность свиноводства состоит в том, что почти не прикладывая никаких специальных усилий, через год ты получаешь в своём хозяйстве умопомрачительную прибыль – свинья весом под тонну – это как мешок золота на пороге твоего дома… И приодеться, и погулять, и не переживать о том, на что будешь существовать весь год…

«Богатый становится ещё богаче» или Свинство – как оно есть А почему же ещё – свинья – это традиционный (но позабытый нами) символ богатства и удачи? Здесь есть ещё, стало быть, один хитрый момент… Всё дело в том, что для того, чтобы получить вот такую прибыль в конце года, сам крестьянин должен быть уже изначально – немножко богатым, по крайней мере, не совсем уж бедным.

Рассудите сами – если крестьянин нищ и сам недоедает, то откуда же он возьмёт вкусные обильные помои со стола, чтобы вылить их свинье в корыто?

То есть, свинья кормится хозяином от избытка, и лишь того, кто уже обеспечен, твёрдо стоит на ногах, даже – богат, она вознаграждает – ещё больше, баснословно. Ну а того, кто нищ – извините. Нищий не в состоянии содержать свинью. Традиционно, бедные селяне искали компромисс – выпускали своих свиней на выпас в леса, но рисковали схлопотать от сеньора-владельца леса или… от волка. Свиньи портили лес, это факт. Да и на вольном выпасе свинья, хоть и будет чувствовать себя здоровой, но так не разжиреет, как на домашних помоях.

Понятное дело, что если крестьянин брался всё же откармливать свинью, он дрожал за неё больше, чем мы дрожим за свои автомобили, взятые в кредит.

Именно поэтому, в народе испокон веков сложились две странные поговорки. Когда хмурые крестьяне хотели пожаловаться на свою жизнь и рассказать о своей бедности, они говорили так: «Да какие у нас свиньи? Мы сами… как свиньи!».

Как вы теперь можете догадаться, крестьяне не имели в виду, что они грязные или хамоватые. Они имели в виду, что им приходится до донышка доедать объедки со своего скудного стола, выгребать до крошки самим – то, что обычно в щедрые времена относят в хлев свиньям, а себе готовят свежее.

И вторая поговорка. Когда кто-то хотел с горечью сказать о чёрствости местного населения он говорил так:

«Здешний крестьянин скорее свинью накормит, чем подаст кусок – бедному».

Когда ещё в детстве я столкнулась с этой приговоркой, я думала, что таким образом злые и жадные крестьяне-кулаки высказывают утончённое неуважение к своим ближним, стоящим ниже их на лестнице удачи. Мол, тебе, дураку, не дам, а свинье дам.

Только теперь я поняла, в чём был действительный резон этих крестьян. Весь ужас в том, что они – люди далеко не праздные, никого не имели и в мыслях «утончённо оскорбить»!

Напротив, они действовали как рассудительные, «взрослые», серьёзные люди – отцы и матери семейств, хозяева, озабоченные своим домом и его благополучием.

В самом деле, у настоящего хозяина каждый кусок на счету. И кусок объедков, поданный свинье, идёт в дело – на будущий год свинью заколют, будет что есть, а детям – обновки. А зачем подавать кусок еды – бедному? Какая от этого может быть польза?.. Разве что на небесах? Но в Небеса прижимистый крестьянин не очень-то верил. Его мышление было конкретно-материальным.

Впрочем, современные люди с высшим образованием и абстрактным мышлением – недалеко ушли от крестьянина-кулака баснословных времён.

И вот мы плавно возвращаемся к притче про бесноватого и Иисуса…

Проклятый клад Все знают из сказок и легенд Возрождения, что клады и сокровища, золото и драгоценные камни – прокляты и охраняются чертями. Потому, что добыты обычно таким путём, о каком лучше не рассказывать детям на ночь.

Убийства, разорение вдов, потопление кораблей. Проклятия и муки умирающих – ложатся на отнятое и вопиют к небу. Золото впитывает истории. Истории, в основном, страшные, и хоть бы одна – весёлая…

Знаменитые украшения, переходя из рук в руки, притягивали убийства и преступления.

Проклятые клады, сундуки с добром, выигрышный лотерейный билет… Мужья ссорились с жёнами, трактирщики убивали гостя. Единоличные владельцы баррикадировались от воров и сходили с ума.

Для крестьянина, далёкого от роскоши, культуры и цивилизации – рубины и алмазы не стоят ничего. У него есть «одна валюта» и одно понимание «клада» – свинья. Поэтому то, что для «культурного» человека воплощено в сберегательной книжке или в пузатом сундуке с бусами и жемчугами – для колхозника, живущего натуральным хозяйством, воплощено в упитанной фигуре свиньи.

Свинья – прообраз банковского вклада с процентами, живая копилка.

Поэтому неудивительно, что когда Иисус вселил бесов в стадо пасущихся неподалёку свиней и те погибли, бросившись со скалы в море, крестьяне попросили Иисуса… уйти. Странно, что не убили.

А теперь мы будем последовательно отвечать на ряд важных, подводящих итоги – вопросов.

Вопрос №1 Почему бесы попросили Иисуса – вселить их в стадо свиней? А я вам отвечу встречным вопросом: «А как вы думаете, скольким до этого людям крестьяне отказали, ради того, чтобы получше накормить свою жиреющую свинью?»

Для крестьянина, повторим, свинья то же, что для горожанина – его сберкнижка или редкий бриллиант. Почему бы и свинье не начать притягивать к себе «злое», как это делают сокровища горожан?

Почему бесы попросили Иисуса – поселить их в стадо свиней? Потому что подобное тянется к подобному. Они уж привыкли охранять клады. Деньги, золото, имущество –нажитые неправедно, с обидами другим, это тот привычный удобный для них «отель», в котором бесы «останавливаются», спускаясь на землю.

Вопрос № 2 Откуда берутся больные люди и что такое групповое бессознательное? Вот мы и подошли к самой тонкой теории, которую когда-то вскользь сформулировал Карл Густав Юнг. Групповое бессознательное – невидимая надстройка над небольшим коллективом людей. «Круговая порука мажет, как дёготь». Невидимый дёготь. Невидимый – до поры… Пока кто-то не заболеет – неизлечимо и красноречиво. Кто станет зеркалом грехов общины.

Когда Иисус спросил бесов: «Сколько вас?» бесы ответили: «Легион». Легион грехов и злых дел…

Грехи общины – отлились в теле бедного бесноватого, соседа по групповому бессознательному. Он как в волшебном зеркале показывал своим односельчанам – состояние здоровья всей деревни в целом. Проклятие – уже почти пало на деревню, но этого никто ещё не понял. Вот если бы у них начала издыхать скотина и болеть дети, гореть дома…

А пока – одного – бесноватого отселили в катакомбы и забыли о нём быстро, как забывают о чужих неприятностях. Чужих ли?..

Вопрос №3 Что сделал Иисус? Представьте себе, что Иисус пришёл к нам, современным людям и сказал, собрав нас с вами, так.

Есть один человек, которого вы все очень хорошо знаете. Так вот, он сильно заболел. Вы знаете, как он мучается? Вы говорите: «Знаем, слышали, бедный-бедный».

И Иисус продолжает: «А хотели бы вы, чтобы он полностью исцелился?» Мы с вами отвечаем: «Да, да! Что за вопрос! Он такой хороший человек!».

И тут Иисус нам говорит: «А вы знаете, он уже исцелился, Я его исцелил!» и показывает нам видео, чтобы мы поверили. А на видео тот, на которого уже нельзя было смотреть – улыбается и машет, пополневший, загорелый, где-то на море, за границей, в санатории и шлёт нам приветы».

И тут Иисус говорит: «А вы знаете, как я его исцелил? Слушайте».

Вот у тебя есть бабушкина квартира, которую ты сдаёшь квартирантам, а у тебя – акции. А тебя назначили начальником, дали свой кабинет и повысили зарплату.

А у тебя есть книжка и на ней 300 тысяч. А у тебя – последний Айфон. А вот у тебя есть очень интересный дар – очаровывать всех мужчин, подруги удивляются. А ты умеешь ходить по подиуму и носить любую одежду как королевскую мантию.

Так вот, я посмотрел на вас и увидел, что вы давно пользовались всеми этими дарами, которые позволил вам иметь, между прочим, Я, но толку от этого окружающим не было никакого, кроме вас самих. Вы всё брали себе. Вы гордились и обижали людей. Вы не давали куска хлеба просящему. Вы перестали общаться с бедными родственниками. Можно я не буду напоминать, как досталась тебе бабушкина квартира? Можно я не скажу, что для тебя значит твой айфон?

В общем, все эти вещи, которыми вы обладаете, на них налипло столько зла, вы не поверите.

И вот когда я изгонял болезнь, она устремилась туда, где ей было удобней всего – грязь тянется к грязи. Я не хотел, чтобы она излилась вам на головы. Или пожрала ваши единственные жилища, в которых вы обитаете. Я выбрал ваших свиней.

Вы будете сильно огорчаться, если я скажу вам теперь последнее: квартира, айфон, 300 тысяч на книжке и талант очаровывать – утонули в море, сбросившись со скалы? Хотите поговорить по Скайпу с вашим другом, который теперь может говорить и улыбаться?

Мы помолчали и сказали Иисусу: «Уходи из нашего селения. Пожалуйста, уходи». И развернувшись, пошли прочь к своим опустевшим хлевам.

В Евангелиях есть знаменитая притча о том, как Иисус исцелил бесноватого, переместив бесов из человека в стадо свиней, бросившихся затем в море. Эту часть Евангелия канонически читают над теми, кто, по мнению Церкви, одержим злым духом или непонятной болезнью, недугом, вызванными вселением в человека бесов. Почти чистая психиатрия на ранних стадиях своего зарождения. И почти так же, как и у современной психиатрии - все попытки помочь часто бывают втуне. Почему? Может ли быть по-другому? Можно ли облегчить страдания болящих? Да, может, да, можно. А почему чаще бывает «по-другому» – об этом мы с вами и поговорим. И что надо для этого делать – чтобы всё же помочь – вы поймёте, прочитав мои психологические соображения.

Притча эта кажется многим людям странной, непонятной, а действия Иисуса – чуть ли не несправедливыми и злыми – по многим причинам. Атеисты вообще смеются над этой притчей, показывая на ее примере – как асоциально христианство.

Сегодня мы постараемся понять эту притчу, разобрав все непонятные в ней места и подключив к её интерпретации юнгианскую теорию – группового бессознательного. Итак, обо всём по порядку.

Начнём с самой евангельской истории

Бесноватый

Возле некоего селения, на отшибе от всех приличных граждан, жил бесноватый человек из того же селения. Бесы так мучили его, что он уже не носил никакой одежды и спал во гробах, выселенный из деревни не столько людьми, сколько своим недугом.

Он выбежал к Иисусу, и Иисус сказал бесам, сидящим внутри него: «Выйдите вон из этого человека». Невдалеке паслось общественное стадо свиней. Бесы попросили Иисуса, чтобы он поместил их в этих свиней. Иисус позволил. Бесы вселились в свиней, свиньи, обезумев, ринулись со скалы в море, и... пучина сия поглотила их без остатка.

Увидев то, пастухи-свинопасы, побежали скорее в селение – докладывать о случившимся владельцам исчезнувших животных.

Население городка вышло к Иисусу, увидело – как бывший бесноватый сидит – умытый и одетый подле ног Христа, в здравом уме и со светлыми очами, не увидели своих свиней и сказали Иисусу, чтобы он покинул их место.

Вот и всё.

Свинья-копилка: Исторический контекст «проблемы богатства и везения»

Эта евангельская история очень хорошо понятна без всякой трактовки – деревенским людям старой закалки, но но совсем ускользает от понимания «городских», которые думают, что булочки произрастают на деревьях.

Что такое свинья для прежних времён и прежде всего – для жителя деревни? Свинья – это символ богатства и удачи. «Ду хаст швайн» – говорят до сих пор немцы. То есть дословно: «У тебя есть свинья». Что бы это значило? А то, что: «Везёт тебе, счастливчик».

Когда откормленную свинью закалывают в ноябре-декабре, её хозяин получает очень большие деньги – вам и не снилось столько. Это похоже на годовые премиальные высшему менеджменту хорошей фирмы. А если не деньги получает крестьянин, то обильное пропитание себе, чадам и домочадцам – на весь год.

Прелесть свиньи заключается в том, что её почти совсем не надо как-то специально кормить, все, даже «городские», знают, что свинью традиционно кормили отбросами с обеденного стола, так называемыми – помоями. И на них она волшебно жирела.

А ещё свинья – грязна, её не нужно мыть и холить, как корову, ей нравится быть грязной, в этом её суть. Свинья грязна примерно как деньги.

Но вернёмся к нашим свиньям. Притягательность свиноводства состоит в том, что почти не прикладывая никаких специальных усилий, через год ты получаешь в своём хозяйстве умопомрачительную прибыль – свинья весом под тонну – это как мешок золота на пороге твоего дома... И приодеться, и погулять, и не переживать о том, на что будешь существовать весь год...

«Богатый становится ещё богаче» или Свинство – как оно есть

А почему же ещё – свинья – это традиционный (но позабытый нами) символ богатства и удачи? Здесь есть ещё, стало быть, один хитрый момент... Всё дело в том, что для того, чтобы получить вот такую прибыль в конце года, сам крестьянин должен быть уже изначально – немножко богатым, по крайней мере, не совсем уж бедным.

Рассудите сами – если крестьянин нищ и сам недоедает, то откуда же он возьмёт вкусные обильные помои со стола, чтобы вылить их свинье в корыто?

То есть, свинья кормится хозяином от избытка, и лишь того, кто уже обеспечен, твёрдо стоит на ногах, даже – богат, она вознаграждает – ещё больше, баснословно. Ну а того, кто нищ – извините. Нищий не в состоянии содержать свинью. Традиционно, бедные селяне искали компромисс – выпускали своих свиней на выпас в леса, но рисковали схлопотать от сеньора-владельца леса или... от волка. Свиньи портили лес, это факт. Да и на вольном выпасе свинья, хоть и будет чувствовать себя здоровой, но так не разжиреет, как на домашних помоях.

Понятное дело, что если крестьянин брался всё же откармливать свинью, он дрожал за неё больше, чем мы дрожим за свои автомобили, взятые в кредит.

Именно поэтому, в народе испокон веков сложились две странные поговорки. Когда хмурые крестьяне хотели пожаловаться на свою жизнь и рассказать о своей бедности, они говорили так: «Да какие у нас свиньи? Мы сами... как свиньи!».

Как вы теперь можете догадаться, крестьяне не имели в виду, что они грязные или хамоватые. Они имели в виду, что им приходится до донышка доедать объедки со своего скудного стола, выгребать до крошки самим – то, что обычно в щедрые времена относят в хлев свиньям, а себе готовят свежее.

И вторая поговорка. Когда кто-то хотел с горечью сказать о чёрствости местного населения он говорил так:

«Здешний крестьянин скорее свинью накормит, чем подаст кусок – бедному».

Когда ещё в детстве я столкнулась с этой приговоркой, я думала, что таким образом злые и жадные крестьяне-кулаки высказывают утончённое неуважение к своим ближним, стоящим ниже их на лестнице удачи. Мол, тебе, дураку, не дам, а свинье дам.

Только теперь я поняла, в чём был действительный резон этих крестьян. Весь ужас в том, что они – люди далеко не праздные, никого не имели и в мыслях «утончённо оскорбить»!

Напротив, они действовали как рассудительные, «взрослые», серьёзные люди – отцы и матери семейств, хозяева, озабоченные своим домом и его благополучием.

В самом деле, у настоящего хозяина каждый кусок на счету. И кусок объедков, поданный свинье, идёт в дело – на будущий год свинью заколют, будет что есть, а детям – обновки. А зачем подавать кусок еды – бедному? Какая от этого может быть польза?.. Разве что на небесах? Но в Небеса прижимистый крестьянин не очень-то верил. Его мышление было конкретно-материальным.

Впрочем, современные люди с высшим образованием и абстрактным мышлением – недалеко ушли от крестьянина-кулака баснословных времён.

И вот мы плавно возвращаемся к притче про бесноватого и Иисуса...

Проклятый клад

Все знают из сказок и легенд Возрождения, что клады и сокровища, золото и драгоценные камни – прокляты и охраняются чертями. Потому, что добыты обычно таким путём, о каком лучше не рассказывать детям на ночь.

Убийства, разорение вдов, потопление кораблей. Проклятия и муки умирающих – ложатся на отнятое и вопиют к небу. Золото впитывает истории. Истории, в основном, страшные, и хоть бы одна – весёлая...

Знаменитые украшения, переходя из рук в руки, притягивали убийства и преступления.

Проклятые клады, сундуки с добром, выигрышный лотерейный билет... Мужья ссорились с жёнами, трактирщики убивали гостя. Единоличные владельцы баррикадировались от воров и сходили с ума.

Для крестьянина, далёкого от роскоши, культуры и цивилизации – рубины и алмазы не стоят ничего. У него есть «одна валюта» и одно понимание «клада» – свинья. Поэтому то, что для «культурного» человека воплощено в сберегательной книжке или в пузатом сундуке с бусами и жемчугами – для колхозника, живущего натуральным хозяйством, воплощено в упитанной фигуре свиньи.

Свинья – прообраз банковского вклада с процентами, живая копилка.

Поэтому неудивительно, что когда Иисус вселил бесов в стадо пасущихся неподалёку свиней и те погибли, бросившись со скалы в море, крестьяне попросили Иисуса... уйти. Странно, что не убили.

А теперь мы будем последовательно отвечать на ряд важных, подводящих итоги – вопросов.

Вопрос №1 Почему бесы попросили Иисуса – вселить их в стадо свиней?

А я вам отвечу встречным вопросом: «А как вы думаете, скольким до этого людям крестьяне отказали, ради того, чтобы получше накормить свою жиреющую свинью?»

Для крестьянина, повторим, свинья то же, что для горожанина – его сберкнижка или редкий бриллиант. Почему бы и свинье не начать притягивать к себе «злое», как это делают сокровища горожан?

Почему бесы попросили Иисуса – поселить их в стадо свиней? Потому что подобное тянется к подобному. Они уж привыкли охранять клады. Деньги, золото, имущество –нажитые неправедно, с обидами другим, это тот привычный удобный для них «отель», в котором бесы «останавливаются», спускаясь на землю.

Вопрос № 2 Откуда берутся больные люди и что такое групповое бессознательное?

Вот мы и подошли к самой тонкой теории, которую когда-то вскользь сформулировал Карл Густав Юнг. Групповое бессознательное – невидимая надстройка над небольшим коллективом людей. «Круговая порука мажет, как дёготь». Невидимый дёготь. Невидимый – до поры... Пока кто-то не заболеет – неизлечимо и красноречиво. Кто станет зеркалом грехов общины.

Когда Иисус спросил бесов: «Сколько вас?» бесы ответили: «Легион». Легион грехов и злых дел...

Грехи общины – отлились в теле бедного бесноватого, соседа по групповому бессознательному. Он как в волшебном зеркале показывал своим односельчанам – состояние здоровья всей деревни в целом. Проклятие – уже почти пало на деревню, но этого никто ещё не понял. Вот если бы у них начала издыхать скотина и болеть дети, гореть дома...

А пока – одного – бесноватого отселили в катакомбы и забыли о нём быстро, как забывают о чужих неприятностях. Чужих ли?..

Вопрос №3 Что сделал Иисус?

Представьте себе, что Иисус пришёл к нам, современным людям и сказал, собрав нас с вами, так.

Есть один человек, которого вы все очень хорошо знаете. Так вот, он сильно заболел. Вы знаете, как он мучается? Вы говорите: «Знаем, слышали, бедный-бедный».

И Иисус продолжает: «А хотели бы вы, чтобы он полностью исцелился?» Мы с вами отвечаем: «Да, да! Что за вопрос! Он такой хороший человек!».

И тут Иисус нам говорит: «А вы знаете, он уже исцелился, Я его исцелил!» и показывает нам видео, чтобы мы поверили. А на видео тот, на которого уже нельзя было смотреть – улыбается и машет, пополневший, загорелый, где-то на море, за границей, в санатории и шлёт нам приветы».

И тут Иисус говорит: «А вы знаете, как я его исцелил? Слушайте».

Вот у тебя есть бабушкина квартира, которую ты сдаёшь квартирантам, а у тебя – акции. А тебя назначили начальником, дали свой кабинет и повысили зарплату.

А у тебя есть книжка и на ней 300 тысяч. А у тебя – последний Айфон. А вот у тебя есть очень интересный дар – очаровывать всех мужчин, подруги удивляются. А ты умеешь ходить по подиуму и носить любую одежду как королевскую мантию.

Так вот, я посмотрел на вас и увидел, что вы давно пользовались всеми этими дарами, которые позволил вам иметь, между прочим, Я, но толку от этого окружающим не было никакого, кроме вас самих. Вы всё брали себе. Вы гордились и обижали людей. Вы не давали куска хлеба просящему. Вы перестали общаться с бедными родственниками. Можно я не буду напоминать, как досталась тебе бабушкина квартира? Можно я не скажу, что для тебя значит твой айфон?

В общем, все эти вещи, которыми вы обладаете, на них налипло столько зла, вы не поверите.

И вот когда я изгонял болезнь, она устремилась туда, где ей было удобней всего – грязь тянется к грязи. Я не хотел, чтобы она излилась вам на головы. Или пожрала ваши единственные жилища, в которых вы обитаете. Я выбрал ваших свиней.

Вы будете сильно огорчаться, если я скажу вам теперь последнее: квартира, айфон, 300 тысяч на книжке и талант очаровывать – утонули в море, сбросившись со скалы? Хотите поговорить по Скайпу с вашим другом, который теперь может говорить и улыбаться?

Мы помолчали и сказали Иисусу: «Уходи из нашего селения. Пожалуйста, уходи». И развернувшись, пошли прочь к своим опустевшим хлевам.

Синодальный перевод

31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32 И Он сказал им: идите. И они, вышедши, пошли в стадо свиней. И вот, всё стадо бросилось с утёса в море, и погибло в воде.

Современный русский перевод этого места по смыслу в точности совпадает с Синодальным.

У самых дотошных толкователей на эту просьбу бесов к Иисусу Христу либо даётся толкование в пару предложений с акцентом на характер, а не суть просьбы, либо акцент переводится на стих 32. Сама же просьба не толкуется вообще. Архимандрит Михаил в Толковом Евангелии (т.1) приводит версию причины просьбы, со ссылкой на Феофила, что бесы хотели погубить свиней, чтобы жители не приняли Христа, и у них не совершилась его проповедь. На мой взгляд, слишком умно для бесов.

Лично для меня важнейшим моментом является то, что бесы не могут войти ни в одно живое существо без его согласия. Но согласие может дать только существо разумное, т.е., человек. В животных же бесы входить не могут (хотя и это не до конца изученный момент). Согласия у свиней не попросишь. Но по повелению Бога они туда вошли беспрепятственно. Но зачем? Что бы их ждало, если бы Господь не разрешил им войти в стадо свиней? Почему Господь таки дал им разрешение? Может он знал, что если не дать им этой возможности, то они натворят больше бед среди людей, чем погубив более примитивных тварей?

В связи с этим вспоминаются слова Спасителя (Мт.12:43-45) о бродящих по безводным местам бесам, которых выгнали из человека экзорцисты, и которые могут вернуться в человека. Может разрешение погубить свиней связано с тем, чтоб не допустить подобного следствия?

Каковы форматы воздействия беса на человека?

Нерезидентно – через подбрасывание помыслов, представляя их лично человеческими и подталкивая ко греху через мотивацию проявления воли (путём введение в заблуждение сознания), без овладения волей человека.

Резидентно – через вхождение в человека (поскольку люди есть духовные сосуды) и овладение его волей. По сути, в таком состоянии бес совершает грех действиями подконтрольного человека.

Вопросов много и все они могут помочь ответить на явления современной жизни. Ведь бесы всё те же, и условия их пребывание в нашем мире никак не поменялось за 2000 лет.

Итак, почему бесы попросились в стадо свиней? Я встречал у отцов, которые участвовали в формировании базовых знаний по антропологии, такой термин как «жизненная сила», и который был позаимствован у древних греков. Встречал я его у св.Иоанна Дамаскина. Могу предположить, что это и есть плоть, т.е. то, что соединяет душу с телом. Истончения плоти мы добиваемся во время строго поста. Ее истончение происходит к концу жизни человека. В конце она иссякает полностью, и душа отрывается от тела, и человек умирает.

Бесы всегда организовывали у язычников себе жервоприношения. Есть предположение, что бесы умеют питаться жизненной силой убитых существ, если жертва принесена им или они поспособствовали гибели живого существа.

Видимо, «высшим пилотажем» у бесов является организация язычников на человеческие жертвоприношения, и лучше всего младенцев, у которых больше всего жизненной силы (вспомним ветхозаветного Молоха – бога финикийцев, которому приносили в жертву младенцев, или массовые жертвоприношения младенцев у ацтеков). Принесение в жертву животных даёт меньше жизненной силы, но тоже на «дороге не валяется», и бесы радуются и убийству животного ради них.

И в данном случае, желание поживиться жизненной силой хотя бы и свиней, подвигло бесов на такую просьбу. Можно даже утверждать, что жить в животном бесы не могут, поскольку свойствами сосуда духовного обладает только человек (и этот сосуд, вообще то, предназначен для обитания Духа Святого). Следовательно, поживиться со свиней бесы могут только погубив их, а поселившись в человеке могут тянуть с него силы, живя в нем и не убивая его. Надеюсь, читатель с этой версией согласиться. Выглядит правдоподобно и согласуется характером существования язычества.

Есть ещё одна версия, на мой взгляд, имеющая право на жизнь. Бесы – бродят по нашему миру, ища кого погубить. Возможно, от успешности их дела зависит их пребывание среди людей, а может они должны отчитываться о своих негодных делах перед Сатаной (как у Льюиса Гнусик отчитывается перед Баламутом). Если они плохо справляются с организацией дел зла, возможно, их переводят в менее комфортные условия существования. И чтоб хоть как-то задержаться здесь, они выпросили погубить хотя бы свиней. Иначе, по уже упомянутому отрывку, нечистый, «выйдя из человека, ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит». Возможно, погубленные животные и их жизненная сила даст бесам этот покой, или оставит их здесь, в водном мире.

В любом случае, хоть по первой, хоть по второй версии, бесам нужна смерть животного для собственного комфортного существования после изгнания их Господом из человека. (Кстати, этот мужчина видимо обладал огромной силой, раз рвал цепи и питал своими жизненными силами легион бесов.)

Почему Господь разрешил им пойти в свиней, зная, что бесы их погубят? Это самый сложный момент для толкования, поскольку это мотив Бога, а я всего лишь человек. Мы знаем, что бесы, какие бы они не были, тоже творение Бога, и гораздо выше и ценнее свиней. Господь мог учитывать, что большое количество изгнанных и злых бесов будут с большим ожесточением нападать на людей. Если бесы питаются жизненной силой, то смерть стада их сделает менее злобными и ожесточёнными. Если бы изгнанные бесы отправлены были в «безводные места» сразу, у них бы возникло желание вернуться в человека, из которого они были изгнаны, очень скоро, или усилить свои нападки других людей. Могу предположить следующее с большой вероятностью. Зная точно, как поведут себя бесы, если им не позволить погубить животных, и, видя в этом большую опасность для людей, Господь выбрал меньшее из зол.

Какой для нас есть толк от попытки прояснить смысл этого места в Радостной Вести?

Это место учит относительной ценности творения, как и ситуация, когда не найдя смоквы на дереве, Господь приказал ей усохнуть (тоже сложный момент для нравственного принятия этого действия Христа). Демоны (бывшие ангелы) всё же ценнее свиней. Разрешение подтверждает совершенную любовь Бога даже к творениям, которые избрали зло. Это место показывает, что бесы организуют для себя языческое поклонение людей не только из тщеславия. После потери возможности пополнять свои силы благодатью, утратив с ней подобие, бесам как дискретным и несовершенным существам нужна энергия для собственной активности. И возрождение язычества всегда будет способствовать усилению влияния бесов на процессы в человеческом обществе и отдельных людей. Человечество нравственно разлагается. Об это свидетельствуют процессы узаконивания греха и извращений в наиболее экономически развитых странах. «А где будет труп, туда соберутся и стервятники». Ведь питаться можно не только жертвами, но и присосавшись к людям, которые в силу отсутствия правильных духовных знаний либо не будут этого осознавать, либо не будут понимать, что происходит.

Кроме того, этот текст демонстрирует для учеников и для нас (ведь Господь знал заранее, что будет описано евангелистами, а что нет) то, под какой жёсткой защитой Творца от бесов находится человек и другие твари на земле. Очевидно, что бесам запрещено Богом непосредственно убивать кого бы то не было, используя свои силы. Они могут только обманным путём подталкивать к гибели. Это бессилие бесов в отношении живых тварей на земле лишний раз свидетельствует о всемогуществе Творца. Думаю, если бы я был язычником, и ко мне пришло такое понимание, я бы им перестал быть. Какой смысл поклоняться ограниченным богам, если осознаёшь такую мощную защиту Бога-Добра?

Для меня ещё одним важным императивом является тот , что, что бы бесы не говорили, и как бы не вызывали сочувствие, цель у них одна – поживиться за счёт чужой жизни . Потому никаких контактов с духами нельзя допускать не только потому, что об этом пишут святые отцы. Об этом прямо и неоднократно говорит Радостная весть. И толкуемый текст – одна из ярких иллюстраций этого.

Друг мой!

Ты пишешь: "Момент про изгнание легиона бесов. Странный момент. Зачем надо было изгонять бесов в свиней? Зачем надо было губить животных - целых две тысячи, которые служили людям для прокорма? Почему нельзя было выгнать бесов просто вон? И почему в одном Евангелие "погребавших во гробах" было двое, а в другом - всего один? Чему вообще научил этот момент людей этой страны?"

То, что у одного автора два бесноватых, а у двух других пишется только об одном, это не несоответствия в Евангелиях, а краткий способ повествования одного автора и усиление речи на некотором моменте двух других. О двух бесноватых говорится лишь в (Мф.8,28-34), в самом кратком повествовании этого случая, как на указание такового происшествия. В двух других (Мк.5,1-20; Лк.8,26-39), где подробнее описывается этот случай, с показанием очень существенной особенности в реакции одного из исцеленных: его обращении к Иисусу Христу, как к Богу.
Существенна также реакция Самого Иисуса Христа на уверование в Него этого исцеленного: вместо того, чтобы позволить ему пребывать возле Себя среди других учеников для обучения его, как и других учеников тайнам Царства Небесного, Он посылает его свидетельствовать о милосердных делах Божьих, явленных в Иисусе Христе, Сыне Его. Иными словами Иисус посылает исцеленного, как готового апостола свидетельствовать о Нем другим людям задолго до послания по двое 12 апостолов.
Необыкновенное исцеление! Исцеление не только тела и души, но и сообщение благодати апостольства для исцеления душ других людей. Уникальный, по-видимому, был этот человек: огромной силы веры и духа. И еще один момент можно отметить в этом: уникальная сила благодати дается Богом человеку, перенесшему уникальные испытания.

Касательно позволения бесам войти в стадо свиней, имеются такие указания святых отцов.
1) Для показания самарянам, жителям той страны, что закон запрещения потребления свинины касался и их также, если они считают себя детьми Иакова. Законы Моисея даны были евреям, чтобы сознание их постоянно возбуждено было к памятованию Бога и Его непрестанного присутствия. "Нечистые" животные, согласно языку Востока, указывали человеку, призванному быть верным Единому Богу, на неприемлемость им понятий, заставляющих его "склонить свою голову к земле" (как свинья, например), забыв о небесном; чтобы не рыть носом землю, уйдя сознанием лишь в добычу временных благ; не жрать свои собственные отходы, думая только о прелестях материальной жизни; и, будучи вымытым (уверовав в Иисуса Христа), "подобно свинье, не возвращаться валяться в грязи", или, "подобно псу, не возвращаться к своей блевотине", продолжая жить во грехах так, как жил до этого.
2) Для того, чтобы видимо показать коварную натуру бесов: единственное, на что они способны, то это только вредить человеку любым способом. И платят они за услугу только злом.
3) Иисус дает шанс жителям той страны, увидевшим два Его таких необыкновенных чуда (исцеление грозных бесноватых и мгновенное уничтожение свиней): отказавшись от нарушения закона и приверженности к материальной ценности, уверовать в Иисуса Христа, как в Бога и желать уже навсегда остаться с Ним. Так поступили жители другого самарянского селения, где Иисус обратил к Себе самарянку, попросив у нее воды у колодца (Иоан.4,7-43). Однако жители Гадаринской страны попросили Христа удалиться от мест их, выбрав материальное благо вместо духовного.

4-14 ЛЕГИОН И ГАДАРИНСКИЕ СВИНЬИ

Марка 5:1-17 (Матфея 8:28-34; Луки 8:26-38) «И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом. Он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями. Потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его. Всегда, ночью и днём, в горах и гробах, кричал он и бился о камни. Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, вышедши, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошёл от пределов их.»

Рассматривая этот отрывок, вспомним некоторые умозаключения, к которым мы пришли в другом месте:

Библия говорит языком того времени, называя вещи так, как они представали перед очамиаудитории того времени - см.4-4 Язык того времени и 4-5 Господь встаёт на точку зрения людей.

‘Изгнание бесов’ на языке того времени соответствовало исцелению душевнобольного - c м. 4-3 Бесы и болезнь

‘Бесы’ в первом столетии считались полубогами ответственными за болезнь; они соответствовали идолам, а нас заверяют в том, что бесов / идолов не существует - см. 4-2 Бесы и идолы

Выше приведённые принципы позволяют нам заключить, что в этом отрывке речь идёт об исцелении душевно больного человека - изложение же событий соответствует языку того времени и точке зрения на мир тех, кто присутствовали при свершении этого чуда. Надеюсь, что последующий комментарий поможет разъяснить эту интерпретацию:

1. Евангелие от Марка 5:2 повествует о человеке, одержимом «нечистым духом». Он вскричал. Подобная ситуация описывается и в Деяниях 8:7: «Нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем». Согласно Джорджу Ламса, «нечистые духи» в арамейском языке - термин, который используется для описания душевнобольных (1). Следует отметить, что Ламса - урождённый арамеец, прекрасно разбирающийся в терминах арамейского языка. Он вырос в отдалённой части Курдистана, где арамейский язык сохранился почти без изменений со времён Иисуса. Знаменательно, что в обширных сочинениях Ламсы отмечается, что в учениях Иисуса и Павла он не находит никакой поддержки расхожему мнению о дьяволе и бесах. Он настойчиво утверждает, что семитские и арамейские термины, которыми они пользовались, были неправильно поняты западными читателями и стали неправильно употребляться в целях поддержки их собственных представлений о личности дьявола / сатаны и бесов / чертей.

2. Когда Легион излечился от ‘одержимости бесами’, мычитаем, что он «сидит и одет, и в здравом уме» (Марка 5:15). Тем самым его ‘одержимость’ относилась к его болезненному состоянию; а изгнание бесов относилось к излечению этого психического заболевания. Люди считали Иисуса ненормальным и говорили: «Он одержим бесом и безумствует» (Иоанна 10:20; 7:19-20; 8:52). То есть, они считали, что душевная болезнь вызывается бесами.

3. Сравнение писаний указывает, что голос человека приравнивается голосу, живущих в нём ‘бесов’ - человек назвал себя Легионом, потому что он верил и говорил так, как будто в нём поселился целый сонм ‘бесов’.

«Не мучь меня » (Марка 5:7) = «Пришёл ты сюда…мучить нас » (Матф.8:29).

«И он (в единств. числе) сказал в ответ» (Марка 5:9) = «и просили Его все бесы » (Марка 5:12). Слова Легиона раскрывают то, как он сам себя воспринимает: «Легион имя мне (ед.ч.), потому что нас много» (Марка 5:9). Это классический пример шизофренического поведения и языка. Евангелие от Луки 8:30 объясняет, что Легион говорил так, потому что он считал, что «много бесов вошло в него».

4. Заметьте, что больной уподобляется бесам: «Легион имя мне , потому что нас много. И много просили Его «(Марка 5:9), как будто бесы просили Его. Так же и у Луки (8:31): «И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну». Знаменательно, что в Писании не говорится, что бесы манипулировали человеком, заставляя его так себя вести и так говорить; они просто уподобляются самому человеку. Это указывает, по крайней мере лингвистически, что «бесы» употребляются для обозначения душевнобольного человека. Подобный пример в евангелии от Марка 3:11: «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты - Сын Божий.» Кто падали и кричали? Душевнобольные. Но их называют «духами нечистыми» или бесами. Также и в послании Иакова 2:19: «И бесы веруют и трепещут». Это, несомненно, ссылка на тех трепещущих людей , которых Иисус исцелил. Ведь и вера относится к людям, а не к [предполагаемым] агентам Сатаны. «Бесы» Иаковаопределённо относятся к душевнобольным, вера которых исцелила их. Тем самым становится понятней, почему Иисус обращается не к этим нечистым духам (Марка 5:8), а к самому больному: «Иисус сказал ему : выйди, дух нечистый, из сего человека». Иисус обращается к человеку . В Писании духи нечистые или бесы ничего не произносят; говорящим всегда является сам человек. Согласно свидетельству Иосифа Флавия, раввины первого столетия перед изгнанием бесов [как они это представляли] сначала должны были осведомиться об имени беса. Господь Иисус этого не делает; он спрашивает имя самого человека. Разница поучительна - Господь не говорил с бесами. Он говорил с душевнобольным, не пытаясь словами опровергнуть заблуждение человека, что в нём поселились нечистые духи. Нечистые духи просят Иисуса не мучить их, заклиная Его Богом. ‘Они’ веровали в Бога и чтили Его главным вершителем судеб. ‘Они’ никак не согласуются с классическим представлением о нечистых духах / бесах как противостоящих Богу, находящихся во вражде с Ним. Совершенно ясно, что, читая о бесах и нечистых духах в этом отрывке, мы не имеем дела с классическим понятиемнечистых духов, а просто с самим душевнобольным человеком.

5. Почему свиньи устремились с крутизны в море и потонули, и почему Иисус выполнил эту просьбу больного?

В семитской среде бытовало понятие о передаче болезней, и Господь использовал это понятие в Писании. В людском понятии передача осуществлялась с помощью бесов / нечистых духов, переселяющихся от одного к другому. Господь принял людскую точку зрения о переносе болезни и потому речь идёт о бесах [ибо так они понимали болезнь], переходящих от одного человека к другому. Подобно тому, как проказа Неемана пристала к Гиезию (4-я Царств 5:27). Господь угрожал навести на Израиль всякие язвы египетские и ханаанские, которые прилипнут к Израилю, если они ослушаются Бога (Втор.28:21,60). В данном случае, как и в случае Легиона, мы видим божественное приспособление к понятиям о передаче болезней, бытующим среди людей того времени.

6. Господь сосредоточил внимание человека на его представлении о себе - спросив его: «Как тебе имя?», на что тот ответил: «Легион имя мне, потому что нас много». Тем самым, по здравом размышлении впоследствии, человек должен был осознать, что массовое устремление свиней к крутизне было чудом Господним, вкупе с осуждением противозаконного содержания нечистых животных; а не действом существующих в его воображении нечистых духов.

7. Легион верил, что он одержим бесами. Но Господь не стал разубеждать его до исцеления его. Любой, имеющий дело с душевнобольными, вскоре понимает, что все их заблуждения не рассеешь за один приём. Надо разобраться, с чего начать и до некоторой степени принять их точку зрения. В евангелии от Луки 8:29 говорится, что Легион «был гоним бесом в пустыни». Точно так же, как Дух вёл Господа в пустыню (Марка 1:12), но Господь одолел ‘духа’, как бы он не проявлялся. Предполагалось, что человек задумается об этих более тонких вещах и увидит, что его прежние представления были несущественными и неуместными по сравнению с силою Духа Господнего. Однако Господь встал на его точку зрения, вняв его просьбе сбросить бесов [находящихся в нём, по его убеждению], в бездну, что опять же основывалось на ошибочном представлении о сбрасывании бесов и грешников в пропасть. Это соответствовало способам исцелений, применяемым в те времена - например, Иосиф Флавий писал о том, что Елеазар изгонял бесов из людей и ставил стакан воды поблизости, который потом опрокидывался [предположительно] бесами, когда они покидали больного [ Antiquities of the Jews 8,46-48]. Я полагаю, Господь пошёл на это для создания полной уверенности человека в том, что болезнь оставила его навсегда, низвергнувшись вместе со стадом свиней в пучину моря.

8. Случай с Легионом ‘слишком много доказывает’, если воспринимать его буквально. Разве бесы тонут? Вряд ли.Однако, согласно изложенному, надо верить, что тонут - если речь здесь идёт о буквальных бесах. Легион, несомненно, был душевнобольным. Тогда перед нами встаёт вопрос: Была ли эта душевная болезнь вызвана бесами, или, как я это излагаю, выражение «одержим бесами» употребляется для обозначения психического заболевания?

«Слишком много доказывает» и то, что ‘одержимый бесами’ Легион узнал в Иисусе Сына Божьего (Марка 5:7). В евангелии от Марка отчётливо видно, что ‘одержимые бесами’ люди воспринимают Иисуса как Сына Божьего (Марка 1:24,34; 3:11). Однако и Марк и другие евангелисты в то же самое время подчёркивают медлительность или отказ многих других групп людей придти к этому заключению. Итак, возникает вопрос: С каких пор одержимые бесами люди воспринимают Иисуса Сыном Божьим? Согласно классическому представлению, бесы и стоящий за ними Сатана ведут людей к неверию, а не наоборот. Но если принять, что ‘одержимость бесами’ относится лишь к обозначению заболевания, безотносительно к реальному существованию бесов, то всё встаёт на свои места. Дело в том, что душевнобольные отличаются обострённым восприятием именно в духовной сфере. И это прослеживается во всех евангелиях: бедные, обездоленные, женщины, рабы, душевнобольные [‘одержимые бесами’], лишённые прав, прокажённые, проститутки являются теми, кто воспринимают Иисуса как Сына Божьего и веруют в Него.

9. Вполне достаточно оснований, которые позволяют рассматривать Легиона символизирующим Иудею в пленении, страдающей из-за грехов своих, которая, хотя в начале и противилась Христу (Легион набросился на Христа, как он набрасывался на других в припадках агрессии), но всё же покаялась, как и Легион, излечилась от грехов своих и стала Его провозвестником миру. Это вписывается в тему Христа - что реставрация благополучия Израиля не произойдёт в результате насильственного противостояния римским легионам, а в результате покаяния и духовного свидетельства миру. Дело в том, что Израиль был закован в кандалы и поражён язычниками за грехи свои, в чём они сами были виновны, и за что были в ответе, и в чём могли покаяться; отнюдь не бесы поразили их против их воли. Вот каковы причины, позволяющие рассматривать Легиона как представителя Иудеи в тисках языческого правления; Я благодарен Джону Олфри и Эндрю Пери за то, что они обратили на них моё внимание:

Израиль был народ, который «сидит в гробах и ночует в пещерах» (Исайя 65:3-4).

Легион всегда был «на горах» - «на вершинах гор», где грешил Израиль (Исайя 65:7; Осия 4:13).

Имя человека, Легион, навевает мысль на подвластность Риму. Чудо свершилось на территории язычников, что опять же говорит о подвластности Иудеи язычникам.

- «Как тебе имя?» - этот же вопрос был задан Иакову.

Ответ Легиона: «нас много» созвучен со словами из Иезек.33:24 об Израиле: «Сын человеческий! Живущие на опустелых местах в земле Израилевой говорят: Авраам был один - и получил во владение землю сию, а нас много ; итак нам дана земля сия во владение. Посему скажи им: так говорит Господь Бог: вы едите с кровью и поднимаете глаза ваши к идолам вашим и проливаете кровь, - и хотите владеть землёю?»

- Легион многократно был окован оковами и цепями (Марка 5:3,4) - так же как и народ Божий нередко бывал пленён и «окован цепями» (2-я Пар.33:11; 36:6; 4-я Царств 25:7).

Когда больной просит не высылать их «вон из страны той» (Марка 5:10), это похоже на отказ от излечения. Но потом он кается и просит послать их в стадо свиней. Это напоминает пророчество о восстановлении Иудеи в Зах.13:2: «Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли».

Свиньи «потонули» в море, как потонули в Чермном море египтяне, когда Израиль прежде был избавлен от пленения язычниками. Гадаринские язычники «устрашились», как и весь языческий мир во время Исхода (Исход 15:14). Исцеление Легиона названо «сотворением» (Марка 5:19); и исход Израиля из под власти язычников и гибель египтян также именуется «совершением» (Пс.105:21).

Психологический подход

Выше я в общих чертах обрисовал, каким образом Легиона можно рассматривать как представителя Израиля в слабости своей. Марк описывает, что Иисус спрашивает человека, как имя его - как бы желая, чтобы человек задумался, кто же он такой. Он ответил: «Легион». И слово «легион» безусловно соотносится с подразделением римских солдат, численностью пять-шесть тысяч, как правило. Человек ощущал себя под властью римских легионов. Чрез случай со свиньями Иисус помог ему понять, что только Он был в силах освободить человека, и весь Израиль, от римских легионов. Было замечено, что почти все случаи ‘изгнания бесов’ происходили в «милитаризованных зонах», районах, в которых присутствие римской армии было сильно ощутимо и вызывало недовольство (2 ). Человек хотел, чтобы «бесы», которыми, по его мнению, он был одержим, были отождествлены со свиньями. И Иисус привёл в исполнение это его пожелание. Говоря о ‘стаде’ свиней, в оригинале употребляется то же слово, каким обозначалась группа военных кадетов. А свинья была талисманом римского легиона, расквартированного поблизости; и слово «свиньи» было символом римлян в не-римской литературе того времени (3 ). Вильям Харвуд приходит к тому же заключению: «Иерусалим был оккупирован римским десятым легионом [ X Fretensis ], эмблемой которого была свинья. Ссылка Марка на тысячи свиней, численность оккупационного легиона, в сочетании со скандальным названием нечистых духов Легионом, не оставляло в представлении евреевникаких сомнений в том, что свиньи в притче представляют оккупационную армию. Притча Марка в сущности обещала, что Мессия по возвращении ввергнет римлян в море, как Он это сделал ранее с их четвероногими суррогатами» (4 ). Иоаким Джеремая утверждает, что арамейское слово, обозначающее «солдат» фактически переводилось как «легион» (5 ). В другом месте Иисус учил, что чрез веру в Него и «гора сия» может быть ввергнута в море (Матф.21:21; Марк 11:23). Ввиду того, что в Писании горы символизируют империи, возможно, Он ссылался на то, что империя, существовавшая во время произнесения им этих слов, империя Рима, могла быть ввергнута в море чрез веру в Него. И тому же, несомненно, учила и притча о легионе свиней, устремившихся в море. Между прочим, я замечаю очевидное несоответствие между фактом, что римский легион насчитывал 5-6 тысяч человек, а потонувших свиней было около двух тысяч. В Интернете я обнаружил комментарий одного неверующего, что «губернатор Иудеи имел в своём распоряжении только 2 000 легионеров». Я искал у Иосифа Флавия и в других источниках подтверждения этому, но не нашёл. Если бы такие сведения были обнаружены, это стало бы чудесным подтверждением высказанного мною предположения - что свиньи должны были представлять римские легионы, что, в свою очередь, явилось причиной душевной болезни этого человека (6 ). В любом случае, есть основания полагать, что в гадаринской земле были расквартированы римские войска, а свиней держали для их пропитания (7 ). «Свиньи для свиней» могла быть колкая насмешка тех времён по поводу стада свиней.

Я полагаю, что болезнь этого человека была связана с владычеством римских легионов в стране. Возможно он находил внутри себя силу освободиться от оков, которыми его сковывали, видя в них символ римского владычества над его душой и страною. В таком случае его самоистязание, битьё о камни (Марка 5:5), могло исходить из желания истребить находящийся в нём легион, этих римских ‘бесов’, овладевших им, в его воображении. Он видел себя представителем своего народа. Волтер Винк объясняет битьё о камни тем, что человек видел в себе воплощение пленения Иудеи и полную безуспешность сопротивления (8 ). Душевнобольные нередко вживаются в образ своих обидчиков; они действуют и выражаются так, как будто они сами обидчики, вселившиеся в них. Поэтому обиженные нередко сами становятся обидчиками; поэтому Израиль, как ни странно, относится к некоторым палестинцам так, как нацисты обращались с евреями; и поэтому Иисус призывает нас молиться за тех, кто нас преследует, с целью создания психологического разрыва между ими и нами, чтобы мы остались собою, а не уподобились им. Иисус сознавал это задолго до того, как к этому пришла современная психиатрия; поэтому он задаёт человеку вопрос об имени его, «Легион». Ответ человека однозначен - он как бы утверждает: Я являюсь обидчиком моим. Я вжился в их образ. Поэтому один из комментаторов пишет, что Легион «носит в себе обидчиков своих в классическом образе жертвы, уподобившейся истязателям своим» (9 ).

Франц Фанон - психиатр, изучавший психологический ущерб, наносимый живущим в условиях репрессивного режима. Изучая истории болезней местных жителей Мартиники и Алжира, находившихсяпод властью французских колонизаторов, Фанон показал, как многие темнокожие стали считать себя второсортными и грязными, и, когда они общались с белыми колонизаторами, они нередко испытывали напряжение из-за несоответствия их сущности с тем, как они должны были вести себя в светской жизни со своими белыми хозяевами. Одна из его книг высказывает это в самом заглавии её: Чёрная кожа, Белые маски. Перечислив различные виды психических заболеваний и расщеплений личности, возникновение которых он приписывал французскому колониализму, Фанон заключал, что «эта дезинтеграция личности, расщепление и разрушение… присуще организму колонизированного мира» (1 0 ). Подобные заключения делались и в контексте отношений белых с белыми в отношении психологического ущерба в результате советской оккупации этнического населения Балтики, чем, возможно, объясняется самый высокий процент самоубийств и психических заболеваний в мире в таких сравнительно небольших странах как Латвия и Литва. Дело в том, что если даже в некоторых отношениях результаты этих исследований могут казаться преувеличенными, психологический ущерб, наносимый оккупационными властями колониальных держав, воистину велик; именно так было и в Палестине первого столетия, и я смею утверждать, что Легион со множеством своих личностей был примером психического заболевания, вызванного именно таким сценарием. Поль Холленбах так же интерпретирует заболевание Легиона, говоря, что «психическое заболевание можно рассматривать как социально приемлемую форму косвенного протеста против угнетения, или же бегства от него… само сумасшествие позволяло ему делать то, что непозволительно было здравому человеку, а именно, выражать своё тотальное неприятие римлян; он делал это отождествляя римские легионы с бесами. Его одержимость была таким образом одновременно результатом угнетения и выражением сопротивления ему» (1 1 ). Ричард Хорсли развивает эту мысль: «Одержимость бесами этого маниакально буйного человека в стране Гадаринской надо понимать как сочетание результата римского державного насилия и смещённого протеста против него» (1 2 ). Задав больному вопрос об имени его, Иисус, несомненно, стремился помочь человеку уяснить для себя, что его проблема в его отношении к Риму, и ему не следует бояться предполагаемых ‘злых духов/бесов’. Этот перенос центра тяжести на главную проблему характерен для отношения Писания к предмету Сатаны и злых духов, как мы это часто видим на протяжении всей книги. Заключение Хорсли совершенно точно определяет это: «Изгнание и название «Легионом» является развенчанием бесов и одержимости бесами. Тем самым последователям Иисуса и слушателям истории Марка становится очевидно, что борьба в сущности ведётся против правителей, против римлян» (1 3 ). Ньюхарт высказывает ту же мысль: «Иисус… развенчивает бесов, показывая, что истинным виновником является Рим» (1 4 ).

Другой психологический подход к самоистязанию [что является классическим симптомом психического заболевания] заключается в понимании его как попытки побить себя камнями, исходящей из уверенности в своей никчёмности и необходимости осуждения. В таком случае неудивительно, что присутствие Иисуса освободило его от ощущения осуждения, а чудо со свиньями свершилось, чтобы заверить его, что грех его снят и осуждён потоплением в море [образ осуждения в Матф.18:6 и Откр.18:21]. Французский учёный общественных наук Рене Жирар подробно описывал излечение одержимых. Битьё о камни он объяснял желание человека убить себя и отмечал, что самоистязание камнями - распространённое явление среди людей с психическим расстройством. Но далее он отмечает, что свержение свиней с кручи имеет «коннотации ритуала осуждения», так как убиение камнями и сбрасывание с кручи являлись общепринятыми методами казни в примитивных обществах (1 5 ). Вспомним, как горожане пытались казнить Иисуса, свергнув Его с вершины горы (Лука 4:29). А Иисус обратил страх человека на их головы, так как свиньи, представляющие толпу, желавшую забить его камнями и сбросить его с кручи, являются теми, кого свергнул с кручи Иисус. Поэтому толпа претерпевает казнь, которую они хотели совершить над жертвой. Таким образом, «чудо Гадары обращает в свою противоположность схему насилия, лежащую в основе всех сообществ» (1 6 ). Теперь понятно, почему Иисус отклонил просьбу Легиона следовать за Ним в Его миссии, и настоял на том, чтобы он вернулся в собственное сообщество и жил в мире с ними. Потому что Иисус дал ему урок, что толпы, которой он боялся, больше нет, толпа линчевателей, которой он так страшно боялся, сама подверглась линчеванию, свергнувшись с крутизны. Человек просил Иисуса не ввергать бесов в бездну (Лука 8:31), потому что он боялся, что сам будет ввергнут в бездну толпой. Но Иисус снял с него этот страх; потому что он боялся бесов, толпы линчевателей, римских легионов, представителями которых ему виднелись свиньи, мчавшиеся к своему собственному уничтожению с кручи.

Примечания

(1) George Lamsa, New Testament Commentary [

Поделиться: