История поиска и добычи сибирского золота. Описание Сибири Ф. И. Соймонова

Сибирское ханство история, культура и присоединение к России

Сибирское ханство — государство в Западной Сибири, которое образовалось в конце XV века в процессе распада Золотой Орды.

Его центром первоначально был Чимга-Тура (ныне город Тюмень), другой столицей являлся город Искер (он же Сибер, Сибир, Сибирь), который находился на правом крутом берегу Иртыша.

По второй столице, которая в XV веке именовалась также Кашлык, ханство и получило своё название.

История образования

Некоторые исследователи считают, что во времена образования и существования Золотой Орды землями будущего ханства правили потомки татарского князя Тайбуга. Именно он образовал Тайбугинский юрт, на территории которого позднее образовалось Сибирское ханство. Но не все историки поддерживают эту версию, так как документов, подтверждающих или опровергающих эту теорию нет.

Другие, приводя в доказательства описание улусов, считают, что территория ханства находилась под контролем Шейбанидов.

Правители

Первым правителем улуса был Тайбуга, затем следовали Ходжа, Махмет, Ангиш, Касим, братья Бек-Булат и Едигер (занимали трон практически одновременно), Сенбакта, Саускан. Все они были потомки первого князя и назывались Тайбугидами. О них практически ничего не известны, так как сведения до нас дошли только в устной форме.

хан Кучум фото

Далее появляется более точная информация, которая опирается на достоверные письменные источники, из которых известно, что с 1396 года по 1406 год трон занял хан Тохтамыш. Наибольший вклад в развитие ханства внесли хан Ибак, изначально правивший Ногайской Ордой, и Кучум. При их правлении оно становится могущественным государством.

Расцвет

Ибак считается основателем независимого Сибирского ханства со столицей Чимга-Турой. Его территория простиралась от Барабинской степи до берегов Северо-Ледовитого океана. Чем же в истории запомнился хан Ибак?

  • Он одержал победу над Большой Ордой, убив последнего её правителя — Ахмада;
  • Объединил два престола — Сибирский юрт и Ногайскую Орду; Активно вмешивался в дела Казанского ханства (в некоторых источниках его называют «казанским ханом», хотя он не только никогда не занимал казанского трона, но даже и не бывал там).

Ибак был сильным правителем, что не могло раздражать его ногайских покровителей. Они его даже сместили с престола, но под напором беклербеков — высших сановников возвратили ему ногайский престол. Тем не менее, врагов у него хватало, и в 1495 году он погибает от руки Мухаммада из рода Тайбугидов. После совершения убийства Мухаммад становится ханом и переносит столицу в город Искер. С этого момента государство формально становится Сибирским ханством со столицей Сибирь.

После Мухаммеда трон заняли два брата — Едигер и Бек Булат, восстановившие дружеские отношения с ногайцами. Во время их правления произошло историческое событие — Иван Грозный покорил Казанское и Астраханское ханство. Это произвело сильное впечатление на Едигера, он поспешил поздравить русского царя и предложил выплачивать дань Московии, чем Иван IV не преминул воспользоваться. Почему Едигер так поступил?

Он прекрасно осознавал, что Шейбаниды рано или поздно, объединившись с ногайцами, захотят вернуть власть в Сибири. Рассчитывая на помощь Москвы, он думал отстоять трон, но расчёты оказались неверными, русский царь и не собиралась помогать ему. В 1557 году Шейбаниды начали действовать, решив восстановить везде свою власть, где правили раньше.

Совсем скоро они заняли Кызыл-Туру (самую первую столицу государства Тайбугидов). Не заняв ещё Искера, они провозгласили сначала ханом Муртаза бен Ибак, но так как тот был старым и не смог бы перенести поход на столицу Сибирского ханства, надежду возложили на Кучума бен Муртазу. Ему удалось захватить Искер только в 1563 году. Тайбугидов, братьев Едигер и Бек Булат, он казнил. С этого момента во главе ханства снова встал Шейбанид и началась эпоха Кучума.

Культура

К середине XVI века, ханство вступило в отношение с Россией. К этому моменту оно занимало обширную территорию, почти всю Западную Сибирь — от Уральских гор до рек Надым и Пима. Оно граничило с Пермскими землями, Казанским ханством, Ногайской и «Пегой Ордой». Однако заселено было крайне редко, в этот период в нём проживало 30,5 тысяч человек. Население составляли в основном тюркоязычные народы, чаще называемые «сибирскими татарами», которые вели полуоседлый образ жизни.

Население занималось кочевым скотоводством — разводило лошадей и овец, охотой на пушного зверя, рыболовством и бортничеством. В оседлых поселениях развивалось гончарное производство, земледелие, ткачество, плавили металл. Государство имело феодальный строй, состояло из многочисленных мелких улусов, во главе которых стояли беки и мурзы. Низший слой общества — «чёрные» улусные люди были обязаны каждый год платить подать и нести военную службу в отрядах знати. Среди последних распространялся ислам, который стал официальной религией.

При Кучуме государство достигло экономического и политического расцвета. Было образовано 15 городов, которые представляли собой мощные укрепления.

Войны

Сибирским ханам удалось подчинить угро-финские племена на Урале и заставить их платить ясак. Кучум покорил некоторые башкирские племена и барабинцев. Войско ханства состояли из татарских отрядов, а также из отрядов покорённых народов. О численности войска говорить сложно, но доподлинно известно, что при битве на Абалацком озере Маметкул командовал тумэном, то есть войском, состоявшим из 10 тысяч воинов. Однако, несмотря на впечатляющую численность, отряды были неорганизованны, поэтому Кучум и не смог остановить вторжение русских.


Воин сибирского ханства фото

Вооружение татар преимущественно состояло из лука и стрел, холодного оружия — палашей, сабель, дротиков. Сильной стороной военного искусства у них была разведка. Им не было равных в устройстве засад и неожиданных нападениях.

Присоединение к России

«Обложить данью ханство, которое возглавляет чингизид, а Кучум — настоящий чингизид, куда престижнее, чем брать дань с Тайбугидов, но, а если, как и Казань удастся взять, это будет победа», — так думал русский царь. Пока Кучум решал внутренние проблемы, он исправно платил дань Москве дабы не вызвать неудовольствия. Но как только он расправился со всеми внутренними врагами, он прекратил выплачивать дань и разорвал дипломатические отношения в 1572 году. Не менее дерзким поступком была его экспедиция в земли, которыми владели Строгановы, где татары убивали пермяков — основное податное население.

В 1574 году дал «грамоту» Строгановым на территорию, где ему было разрешено строить городки, но на тот момент принадлежавшей ханству. В 1582 году казаки во главе с Ермаком, дружина была организована на деньги Строгановых, овладели Кашлыком, где вёл себя как правитель, накладывая дань и принимая верность покоренных местных князьков. Однако, несмотря на удавшийся захват, казаки страдали от голода.

Хозяйство страны было разрушено, запасы продовольствия довольно скоро истощились. Подкосил боевой дух казаков и смерть атамана, который попал в засаду, устроенную Кучумом и утонул в реке. Они бежали из завоёванной Сибири, оставив страну на произвол судьбы. Но хан Кучум не смог воспользоваться подвернувшимся счастливым случаем, чтобы снова занять престол.

Вначале на трон Искера сел сын Кучума Али, но племянник Едигера Сейдяк не дремал, он выгнал Али и провозгласил себя новым князем. С другой стороны и русские не собирались бросать богатые земли Сибири. В конце 1585 года русское войско продвинулось до Оби, поставило городок и в нём перезимовало. В начале 1586 года отряд стрельцов занял Чимги-Туру, и недалеко от крепости основали город — Тюмень. А весной 1587 года рядом с Искером основали Тобольск.

Покорение Сибири Ермаком фото

В это время Сейдяк проводил время за соколиной охотой, получив приглашение от русских на пир, он, ничего не подозревая, пришёл, где и был пленён. Однако Кучум не сдавался и занялся партизанской войной. Вплоть до 1598 году он совершал набеги на русские города, пока не погиб в 1601 году от рук ногайцев. Но даже после его смерти война против русских не закончилась. Сын Кучума Али объявил себя снова ханом.

Первая половина XVII века проходила в борьбе за возвращение трона Сибирского ханства многочисленными сыновьями Кучума. Одно из последних и серьёзных восстаний произошло в 1662-1664 годах, когда царевич Давлет Гирей поднял башкир с целью захватить все русские города, столицей сделать Тобольск и занять трон. Это восстание было с трудом и жестко подавлено. На этом история Сибирского ханства была завершена. Скоро Сибирь заселили русские. На сибирские земли устремился поток служивых и торговых людей, крестьяне и казаки бежали туда от крепостного гнёта.

В самой сердцевине гор Северного Урала есть таинственное место – хребет Мань-Пупу-Нер. Горой Малых Богов называют его кочующие здесь оленеводы народности манси. И это название неслучайно. На ровной поверхности хребта возвышаются семь причудливых каменных фигур. Одна напоминает окаменевшую женщину, другая – льва, третья – умудренного старца с поднятой рукой.

Семь застывших великанов

Туристы из разных городов России спешат повидать знаменитых печорских «болванов» и торопливо проходят мимо одиноко стоящей высокой конической вершины горы Койп. По-вогульски Койп – это барабан. Одна из легенд народа манси связывает эту вершину с ее знаменитыми соседями. Некогда семь великанов-самоедов шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Когда они поднялись на хребет Мань-Пупу-Нер, их вожак-шаман увидел перед собой священную гору вогулов Ялпинг-нер. В ужасе бросил шаман свой барабан, который превратился в гору Койп, а сам он и его спутники застыли в страхе и стали каменными болванами.

Но существует и другая легенда, которую можно услышать тоже от манси, но гораздо реже. Конической горой выглядит Койп со стороны каменных болванов. Но если посмотреть на нее с небольшого безымянного хребта, расположенного к западу, то отчетливо увидишь лежащую на спине женщину с резкими чертами лица. Это окаменевшая шаманша, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, когда-то почитаемого всеми народами севера – Золотую бабу. Когда золотой идол перебирался через каменный пояс Уральских гор, шаманша, считавшая себя его хозяйкой, захотела задержать Золотую бабу. Страшным голосом закричал идол, и умерло от страха все живое на много верст кругом, а самонадеянная шаманша упала навзничь и обратилась в камень.

О криках, которые издает Золотая баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Вот, например, что писал итальянец Александр Гваньини в 1578 году: «Рассказывают даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев наподобие трубного» .

Что же это за золотой идол, появление которого сопровождается страшным криком и ревом? Откуда он появился и куда исчез?

Великая Биармия

В России древнейшим письменным упоминанием о ней является Новгородская летопись 1538 года. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, разрушал древние святилища и ставил на их месте христианские храмы. В летописи сказано, что сеял Стефан в Пермской земле веру Христову среди народов, которые прежде поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой бабе.

Но предания о Золотой бабе, скрывающейся где-то на Севере, появились очень давно. Они связаны с легендарной, обширной страной, раскинувшейся в IX-ХII веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси ее звали Пермью Великой, в скандинавских сагах могущественным государством Биармией или Биармалэндией. Населявшие ее народы поклонялись огромному золотому идолу – Золотой бабе. Ее святилище, находившееся по скандинавским сагам где-то неподалеку от устья Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала. Богата была Пермь Великая шкурами ценных пушных зверей. Не скупясь, платили за них купцы из лежащей в низовьях Волги Хазарии и викинги из далекой Скандинавии.

На старинных картах Московии близ устья Оби часто встречается надпись «Золотая Баба». Иногда надпись сопровождает рисунок прекрасной женщины. Ей поклонялись обитатели Севера. Сибирский золотой кумир дразнил воображение, и путешествовавшие по Руси иностранцы охотно помещали рассказы о нем в свои книги.

Русские летописцы нравы древней Перми описывали так: «Поклоняются идолам, жертвы им приносят... издалека приходят, подарки принося... или соболей, или куниц, или горностаев... или лисиц, или медведей, или рысь, или белку... золото, или серебро, или медь, или железо, или олово» . Золотом северные земли богаты. Но как быть с алмазами? После недавнего обнаружения под Архангельском месторождения этих драгоценных камней сомнения отпали.

Но шло время и окрепшие соседи Перми Великой протянули к этой богатой, но мало заселенной области свои цепкие руки.

Сначала новгородские ушкуйники, потом дружины московского великого князя все чаще стали пробираться в когда-то заповедные леса северные. Спасаясь от христианства, почитатели Золотой бабы прятали своего идола то в пещерах на Уральском хребте, то в непроходимой лесотундре реки Оби, то в недоступных ущельях гор Путоран на Таймыре.

Откуда же появилось у манси такое странное божество? Оно так нехарактерно для обычаев этого народа, что, кажется, упало к ним прямо с неба. Большинство ученых считают, что Золотая баба – это мансийская богиня Сорни-Эква, имя которой переводится на русский язык как «золотая женщина».

По поводу же вопроса, откуда появилась золотая статуя на Пермской земле, мнения разошлись. Исследователь истории Биармии Леонид Теплов предполагает, что золотую статую могли унести из горящего разграбленного Рима в 410 году нашей эры во время нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому океану, и античная статуя, принесенная из далекого южного города, стала идолом северного народа.

Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая, считая, что это статуя Будды, которая в китайском буддизме сливается с образом богини Гуаньи. Есть защитники и «христианского» происхождения Золотой бабы. Они предполагают, что эта статуя Мадонны была выкрадена во время набега на один из христианских храмов.

Охота на Золотую бабу

Завладеть Золотой бабой пытались давно.

В поисках сокровищ викинги обшаривали самые отдаленные уголки Восточной Европы. Обычно они выступали при этом под видом купцов. Однажды викингам удалось напасть на след святилища биармов и ограбить его. В нем стояла деревянная копия Золотой Бабы. Подлинник остался для скандинавов недоступным. В XI веке Биармия была покорена русами. Русы в отличие от немцев чужих святилищ не разоряли. Их удовлетворяла обычная дань. Золотая Баба продолжала оставаться главной защитницей биармов. Чем больше крепло христианство, тем нетерпимее оно становилось к чужим богам и обычаям. В конце XIV века в Прикамье прибыл епископ Стефан Храп – будущий святой Стефан Великопермский. Это была личность выдающаяся по уму и образованности. Одновременно епископ был суров и непреклонен и горел стремлением искоренить язычество во вверенных ему землях. Летописец бесстрастно сообщает: «Разъярился владыко Стефан на кумирницы пермские поганые, истуканные, изваяные, издолбленные боги их. В конец сокрушил, раскопал, огнем пожег, топором посек, сокрушал обухом, испепелил без остатку и по лесам, и по погостам, и на межах, и на перепутьях» .

Из жития св. Стефана мы знаем, что миссионер вел свою проповедь среди почитателей Золотой Бабы. Конечно, он много бы дал за обладание главной святыней язычников-пермяков. Но кумир исчез. Только позднее выяснилось, что его унесли за Уральские горы. В середине XV века московске воеводы начали покорять Северное Зауралье. Самый выдающийся поход они совершили в 1499-1501 годах. Крупная по тем временам рать из 4 тысяч человек во главе с Семеном Курбским и Петром Ушатым перевалила зимней порой через Приполярный Урал. Лыжники вышли в бассейн Северной Сосьвы и повоевали всю Югорскую землю. Они захватили 42 крепости и колонили 58 местных князьков. Но главной ценности остяков, кумира Золотой Бабы с храмовыми сокровищами, найти не удалось.

Границы Московской Руси все дальше и дальше отодвигались на восток и юго-восток. Такой же путь был и у Золотой Бабы. Чем позднее сообщение о ней, тем далее от древней Биармии мы ее находим. Позднее след кумира затерялся. Землепроходцы в XVII веке исколесили всю Сибирь вдоль и поперек, но таинственный идол в русских документах той эпохи не упоминается. В то самое время, когда иностранцы помещали Золотую Бабу на берегу Северного Ледовитого океана, ее знали значительно южнее.

В конце XVI века волжские разбойники разграбили плывший в Астрахань государев корабль с «казною денежной и пороховою». В схватке был убит царский посол. Терпению Ивана Грозного пришел конец. Казаки, спасая головы, бежали в приуральские окраины государства. Их охотно приняли камские купцы и солепромышленники Строгановы. За Каменным поясом лежало Сибирское царство хана Кучума. Этот потомок Чингисхана то и дело разорял камские селения, уводил жителей в рабство. Прибывшим казакам была поставлена задача – отбить у Кучума охоту к нападениям.

Поход за Камень возглавил Ермак Тимофеевич Аленин. К его казацкому отряду из 540 воинов Максим Строганов добавил 300 своих ратников. Армия сибирского хана во много крат превосходила численность пришельцев и даже имела пушки, привезенные из Казани. Но ничто не спасло ее от разгрома. После нескольких побед осенью 1582 года русские водворились в столичном граде Сибирь. К северу от города они столкнулись с остяцкими идолами. Ермак отрядил есаула Богдана Брязгу на захват Демьянских и Назымских городков. Городки эти лежали в низовьях Иртыша и близ его впадения в Обь. Защитники одной из крепостей оказали ожесточенное сопротивление. Три дня казаки штурмовали ее стены и уже хотели было повернуть обратно. Но тут они услышали рассказ об осаждении от местного чуваша, некогда приведенного воинами Кучума с Руси: «Молятся они Русскому Богу, и тот Русский Бог из литого золота в чаще сидит» .

Новость о русском золотом идоле так поразила казаков, что об отступлении забыли. Чуваш вызвался похитить статую и проник в крепость. С нетерпением ждали его возвращения. Но лазутчик вернулся с пустыми руками. Крепкая охрана помешала исполнить задуманное. Когда городок захватили, идол исчез. Выйдя на Обь, Богдан и сотоварищи приблизились к священному для остяков Белогорью. Здесь было «мольбище великое богини древней». За несколько лет до покорения Сибири в Польше уже знали о том, что Золотая Баба – это женщина с ребенком на руках. Белогорский кумир выглядел так же: «нага, с сыном на стуле сидящая». Более поздние источники называют его Золотой Бабой.

Грозна была белогорская богиня. Вот что поведали о ней участники похода: «И дают ей долю от всякого промысла. А если кто этот закон нарушит, того мучит и томит. А кто принесет не от души и жалея, тот, пред нею упав, умрет. Имеет жрецов много и общину великую» . Не убоялся Богдан потревожить священный покой, вошел в Белогорье. Тогда повелела владычица угров спрятать свой кумир, а огромное мольбище так укрыла, что пришельцы не смогли его отыскать. Вскоре по возвращении из похода казаки вместе с Брязгой попали в засаду и были истреблены.

Через год к Белогорью вышел хорошо вооруженный отряд Ивана Мансурова. В устье Иртыша воины срубили крепостцу и зазимовали. Большое остяцкое войско обступило укрепление и целый день ходило на приступ. Назавтра осаждавшие принесли богиню, поставили ее под деревом и начали молебен о победе. Русские не стали дожидаться окончания молебна, после которого Золотая Баба должна была явить свою силу. Чтобы не искушать судьбу, ударили по собравшимся из пушек. Одно из ядер достигло цели. Из летописей узнаем: «Древо оно, под ним же стоял бесурменский кумир, разбита на многие части, и кумир их сокрушиша» .

Несмотря на заверения летописцев об уничтожении идола, сообщения о Золотой Бабе появлялись и позднее. В начале XVIII века за ней безуспешно гонялись Филофей и Григорий Новицкий, истреблявшие остатки язычества среди зауральских угров.

В XX веке борьба с язычеством была продолжена. Шел 1933 год. В компетентные органы поступил сигнал. Оказалось, что ханты, проживавшие по реке Казым (правый приток Нижней Оби), скрывают Золотую Бабу и поклоняются ей. Битва с «религиозным дурманом» была в самом разгаре. Казымского шамана схватили и бросили в застенок. Через какое-то время специалисты добились необходимых сведений. Предстояло убить двух зайцев сразу – ударить по религиозным пережиткам и пополнить бюджет страны изделием из драгоценного металла. К тайному капищу отправилась группа чекистов. Но тут таежные охотники взбунтовались и перестреляли непрошеных гостей. Расправа была скорой. Новый отряд атеистов уничтожил почти всех мужчин таежного племени. У оставшихся отобрали ружья, чем обрекли их на голодную смерть. Святилище разорили. Что сталось с казымским идолом Золотой Бабы до сих пор остается загадкой.

Хозяйка Медной горы

Верховную богиню угров знали под разными именами: Золотая Баба, Сорни-Эква (буквально «золотая женщина»), Калташ-Эква, Йоли и другие. Верховный бог Нуми-Торум был ей братом и мужем. Эта прародительница рода людского наделяла новорожденных душами. Угры считали, что души иногда принимают облик жука или ящерицы. В ящеровидное существо могла обращаться и сама их божественная повелительница.

Замечательные сказы Бажова описывают Хозяйку Медной горы. Фольклор уральских горнорабочих знает еще одно ее имя Золотая Баба. Владычица подземных кладовых Урала часто появлялась перед взором людей в виде огромной ящерицы со свитой из разноцветных ящерок. Горняцкая Золотая Баба, как и белогорская богиня, не любила жадных и криводушных.

Хозяйка предстает перед нами прежде всего как обладательница медных руд и малахита. Сама она носила малахитовое платье и звали ее Малахитница. Но все это означает, что идол Золотой Бабы, от которого произошла сказочная Хозяйка Медной горы, был медным. Зеленое же платье появилось потому, что от времени медь покрывается зеленой окисной пленкой.

Древняя богиня Белогорья была позеленевшей от времени медной статуей. Становится понятным, почему летописец умолчал о материале кумира и не стал называть его Золотой Бабой. В сказках находим воспоминание и о золотом Русском Боге. На Урале знали золотого Великого Полоза, то есть Великого Ужа. Уж жил под землей и мог принимать облик как змея, так и человека. Это существо обладало властью над золотом.

Среди угорских древностей много изделий из меди. На Урале часто встречаются следы давних горных разработок и металлургического производства. Ими, например, было испещрено Гумешевское медное месторождение. Гумешки находятся близ истоков реки Чусовой. Первые рудокопы появились здесь 35 веков назад. Именно в районе Гумешек протекали главные события бажовских сказов.

Русские горняки связывали своих подземных покровителей с эпохой «старых людей», среди которых были те же угры. Поэтому в тождестве подземных властелинов сказов и угорских богов нет ничего удивительного.

О том, что мы на верном пути, говорит свидетельство Юлия Лета. Этот итальянский историк XV века знал о медных статуях угров, живших близ Ледовитого океана. Лет полагал, что угры были в составе варварской армии Алариха и захватили скульптуры при разграблении Рима. Русские сказы дали нам путеводную нить, которая ведет к еще одной хозяйке медных гор. Как это ни странно, но при этом мы попадаем в места, удаленные от Урала на тысячи километров.

У живущих на Лене якутов есть мифы – олонхо. В них говорится о многих богах. Но особым могуществом наделяется Дьэс Эмэгэт («медная баба»). Медная идолица была богиней племени адьяраев. Эпические якуты то враждовали с адьяраями, то вели с ними мирную торговлю.

Страна адьяраев лежала на берегу Ледовитого океана на крайних западных пределах известного якутам мира. Правили в ней Дьэс Эмэгэт и кузнец Кюэттэнни. Географические ориентиры и имя кузнеца ведут нас к кетам. Кеты славились редким на Севере кузнечным мастерством. Кузнецы в древности были одновременно и рудознатцами, и металлургами. Сейчас кетов осталось совсем немного. Живут они в низовьях Енисея. Раньше кетоязычные племена были известны на обширных пространствах.

Из всех групп якутов только одна обитает у берегов Северного Ледовитого океана. Это так называемые долганы, занимающие значительную часть Таймырского полуострова. В прошлом долганы и кеты соседствовали. Именно от долган сведения о племени медной идолицы попали к остальным якутам. Кеты говорят на языке, не похожем на угорский. Но до революции их прозывали остяками, как и угров. Следовательно, несмотря на языковые различия, в культуре и тех, и других было много общего.

Судя по названиям норильских рек и озер на их берегах жили как кеты, так и ханты. Якуты всех их звали адьяраями. Интерес кузнецов-адьяраев к этому району не случаен. Здесь сосредоточены богатейшие медно-никелевые месторождения, а рядом с ними – запасы необходимого для плавки руды угля. Причем кое-где руды и уголь выходят на поверхность.

Культ Золотой Бабы сопровождали музыкальные инструменты. Приуральский манси Самбиндалов так передавал местные предания: «Страшно было близко гора ходи. Баба шибко кричал» . Манси не читал исторических сочинений. Между тем задолго до него Александр Гваньини (1578 г.) писал: «Рассказывают даже, что в горах, по соседству с этим золотым истуканом, слышали какой-то звук и громкий рев, наподобие трубного» .

Об этих же трубных звуках знал Сигизмунд Герберштейн, дважды побывавший в Московии в начале XVI века. В якутских олонхо медная идолица выглядит так:

На спине крутясь,
Одержимо вертясь,
Вскрикивая,
Подпрыгивая,
Как сверчок, звенеть начала.

Исследователи олонхо отмечали, что в песнях идолицы явственно слышится колокольный звон. Они даже отождествляли ее с колоколом.

Путешественники начала XVII века видели в районе Норильска огни и чувствовали запах серы, обычно сопровождающий плавку сульфидных руд. При этом они слышали колокольный звон. Следовательно, в царстве медной идолицы действительно были колокола, и данные олонхо точны. На Урале Золотую Бабу сопровождала роговая музыка, а на Енисее – колокольные перезвоны и звук трещотки.

Кеты на Севере были пришельцами. Их прародина лежала в Южной Сибири. Но и угры переселились в Приобье и Восточную Европу из Южной Сибири. Некогда оба народа соседствовали, что и объясняет их общие черты. Главный очаг медного производства Южной Сибири лежал в Минусинской котловине. Отсюда должна была начать свой путь на Север Хозяйка Медной горы.

Египтянка

Рассказ Герберштейна о Золотой Бабе долго ставил ученых в тупик. Вот он: «Идол Золотой Бабы есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына в утробе, и что там уже виден другой ребенок, который, говорят, ее внук».

Получается, что внутри неродившегося ребенка есть еще одно дитя. Столь маловероятная ситуация разъяснилась после находки в Приуралье бронзовой фигурки богини угров. Из тела богини проступает изображение человека, а из его чрева выглядывает еще одно лицо. Перед нами мифологический образ.

Вроде бы тайны Золотой Бабы исчерпались. Древним металлургам не составляло особого труда изготовить медный идол. Фигурки Золотой Бабы местного производства, конечно же, существовали. Но сам знаменитый кумир был сделан совсем в другие времена, далеко от России.

Сохранилось несколько рисунков и словесных портретов Золотой Бабы. Она то стоит, держа в руке копье, то сидит в кресле с жезлом или ребенком на руках. Иногда наряду с младенцем подле кресла появляется дитя постарше. Богиня предстает то в одежде, то без нее.

Золотая Баба – верховное угорское божество. Но историки предполагают, что статуя первоначально изображала какую-то иную богиню. Мнения на этот счет существуют самые разные: Богородица, славянская Золотая Майя, Будда, Гуаньинь и т. д.

Ключ к разгадке таинственного облика дают бажовские сказы. В них Золотой Полоз – золотой человек с бородой, свитой в такие тугие кольца, что «не разогнешь». У него зеленые глаза, а на голове шапка с «красными зазоринами». Но ведь это изображение зеленоглазого Осириса.

Борода египетского бога убиралась в узкий тугой пучок. Такая же борода была и у подражавших ему фараонов. Достаточно вспомнить знаменитые личины Тутанхамона с его золотых саркофагов, чтобы понять, как выглядели кольца на бороде золотого человека. Шапка с «красными зазоринами» «пшент» – бело-красная корона объединенного Египта.

Женой и сестрой Осириса была зеленоглазая Исида – богиня плодородия, воды, магии, супружеской верности и любви. Она покровительствовала влюбленным. Точно так же и уральская богиня – богиня вод, тесно связанная с темой любви и супружеской верности.

Образ зеленоглазой Хозяйки Медной горы восходит к Исиде. Сегодня можно сказать, как выглядела медная статуя египтянки. Вспомним, что Золотую Бабу изображали в виде Мадонны. Образ Богородицы с младенцем Иисусом возник под влиянием скульптур Исиды с младенцем Гором. Один из таких идолов хранится в Эрмитаже. Обнаженная Исида сидит и кормит своего сына грудью. На голове богини корона из змей, солнечного диска и коровьих рогов.

Египетские мифы помогают многое понять в наших сказах. Вот, например, волшебная зеленая пуговка. Горнозаводской Танюше ее подарила Хозяйка Медной горы, посредством подарка девушка общалась со своей покровительницей. У египетских богов имелось чудесное око Уаджет («зеленое око»). Оно также обеспечивало владельцу защиту и покровительство. Исида-Хатхор была хранителем Ока и его воплощением.

Исиду знали как богиню музыки. Из-за этого таким звучащим был ее культ на Севере. В свое время богиня изобрела трещотку-систр, с которым ее часто изображали. Основанием систра обычно служила фигура кошки с человеческой головой.

Говорящие земляные кошки находились в свите Хозяйки Медной горы. В уральских сказах кошка Исиды предстает то в виде кошки Огненные Уши, оберегавшей храбрую Дуняшу, то домашней Муренки, уговорившей козлика Серебряное Копытце позабавить девчушку Даренку самоцветами.

В одном из сказов встречаем бегущих по заветной тропке мурашей. На ногах у них – золотые лапоточки. Лапоточки увеличивались в размерах по мере движения их хозяев. Перед нами отголоски египетского мифа о жуке-скарабее, катящем солнце по небу.

Исиду сами египтяне – звали Исет. Рядом с Гумешками берет исток Исеть – «река Исиды». По этой реке уральская медь поступала в лесное Зауралье. Земляную кошку знали в Сысерти, чье название произошло от систра. Некогда здесь было капище, в котором хранился музыкальный зверек богини.

Осирис, он же Золотой человек, в рассказах западноевропейцев выглядит как стоящее подле Золотой Бабы дитя. Следовательно, его золотой кумирчик был миниатюрным. Бажовские сказы знают еще один миниатюрный золотой персонаж – женский. Золотая богиня принимает в них облик Огневушки-Поскакушки, рыжей заводской девчонки, голубой змейки, старушки Синюшки. Эта владычица золотых жил обитала в воде, защищала девушек и чистых душою горняков.

Перед нами вновь Исида, но теперь уже золотая. Значит, имя Золотая Баба родилось не на пустом месте. Вначале так звали золотую статуэтку, а позднее – медную статую Исиды и все иные ее изображения.

О том, что Золотая Баба – Исида, знал Петрией (1620 г.). Но ему никто не поверил. Слишком удивительным казалось появление египетских скульптур в Сибири.

Сибирские славяне

Самой жгучей тайной Золотой Бабы оказалось ее по-русски звучащее имя. У обских угров бытовало еще одно, и опять же славянское – Старуха. Белогорская Золотая Баба остяками называлась Словутес, то есть «славянка». Ее иртышский супруг Золотой Осирис прямо именовался Русским Богом. Кроме этого, страна почитателей русских богов называлась Сибирь. Название это средневековые авторы связывали со славянским словом «север». Но затем это правильное объяснение сочли невероятным и придумали иные.

Разгадка появления славянских имен содержится в известиях мусульманских писателей раннего средневековья. Ал-Масуди (X век) описывает три храма славян. Расшифровка его рассказа показывает, что один храм с кумиром «Сатурна» стоял в Минусинской котловине. Второй, с идолом из золота и статуей девушки, – в районе Таймыра, третий – на Урале.

О почитании в Минусинской котловине «Сатурна и Венеры» писал побывавший здесь Абу Дулеф (X век). Ибн-Мукаффа (VIII век) называл жителей этого места славянами. Под Сатурном восточных авторов скрывается бог подземного мира Велес – Осирис, а под Венерой – богиня любви Морена – Исида.

Славяне жили в Минусинской котловине с киммерийской эпохи. Им принадлежала так называемая тагарская археологическая культура. Тагарцы были талантливыми горняками, металлургами и кузнецами. Под напором кочевых орд смешанные потоки славян, угров и кетов уходили из района верховий Енисея на восток и на север. Разделившийся народ поделил и святыни. Золотой Осирис и Медная Исида оказались на Таймыре, оттуда попали в Прикамье, затем – в Западную Сибирь. Золотую Исиду перенесли на Урал. Медный Осирис остался на месте.

Минусинские славяне поселились в бассейне Иртыша и в южной части Урала, называвшегося в ту пору Славянскими горами. Со временем жестокие войны и смешанные браки привели к тому, что славянская речь перестала звучать в этих местах. Одна только Золотая Баба хранила тайну исчезнувшего народа.

Следы присутствия славян на сибирской земле ощущались очень долго. Еще в XIV веке Эломари знал светлых и голубоглазых сибиряков. Он писал: «Фигуры их совершенство создания по красоте, белизне и удивительной прелести; глаза у них голубые".

Прорвавшиеся за Каменный Пояс казаки Ермака среди малорослых и монголоидных аборигенов к своему удивлению иногда встречали подлинных гигантов, а среди аборигенок – неописуемых красавиц.

Наследие Матери богов

Путешественники XIX века отмечали, что в их время у обских угров древних идолов уже не было, а в капищах хранились поздние копии. Делали их очень просто. Кумир закапывали в смесь песка с глиной и в полученную форму заливали расплавленный металл. Одну такую Серебряную Бабу вроде бы приобрел финский ученый Карьялайнен и увез к себе на родину. Видимо, еще один подобный идол попал в руки советских чекистов и погиб. Неужели правы летописцы, и пушечное ядро уничтожило Медную Исиду еще в XVI веке? Нет. Ядро ей вреда не причинило.

О сокрушении идола сообщают одни лишь поздние источники. Из более ранних и достоверных известно, что ядро раскрошило одно лишь рядом стоящее дерево. Позднее этот рассказ был несколько приукрашен.

Медная Исида и Золотой Осирис после падения царства Кучума были перенесены в древнее капище близ современного Норильска. Где-то в таймырских горах Путорана они сокрыты и по сию пору. След Золотой Исиды теряется близ истоков Чусовой и Исети. Сказы указывают на Азов-гору у современного города Полевского. Медный Осирис так и не покинул Енисея. Когда-нибудь заступ археолога наткнется на скульптуры, изготовленные в Египте почти 30 веков назад.

Сидит Золотая Баба среди своей бесценной казны. За столетия дорогие соболя и заморские ткани превратились в прах. Но уцелело главное – память о Великой Славянке, давшей жизнь роду людей и богов. В своем обновленном облике Богородицы ласково глядит она на нас со стен православных храмов.

Инопланетный след

Не прошли мимо удивительной Золотой бабы, совершенно не похожей на остальных идолов, грубо вырубленных шаманами из дерева, и уфологи. Они знали, что удивительному идолу поклонялись, да и сейчас поклоняются, народы ханты и манси. Металлическая Золотая баба как будто упала с неба. А может быть, действительно упала?

Такую версию происхождения золотого идола выдвинул несколько лет назад уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая баба – это робот-инопланетянин, по какой-то причине, может быть, из-за частичной неисправности, оставленный на Земле его хозяевами. В течение некоторого времени Золотая баба могла передвигаться, и именно с этим ее свойством связаны легенды манси о «живом» золотом идоле. Потом, похоже, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать звуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.

Несколько историй от оленеводов манси неизвестных, С.Ермакову, подтверждают его гипотезу.

На Северном Урале стоит покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. До самого последнего времени оленеводы, перегоняющие летом свои стада по Уральскому хребту, и близко не подходили к горе. Вот что рассказал о ней кинооператору М. За-платкину, снимавшему кинокартину о каменных идолах Мань-Пупу-Нера, проводник-манси Петр: «Давно-давно гора ходи нельзя было. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори – там пупы стоял, Сони Эква, Золотой баба. Страшно было близко гора ходи. Баба шибко кричал. Люди говори страшный голос» .

Немного севернее горы Манья-Тумп возвышается еще одна гора, с которой также связаны легенды о страшном крике Золотой бабы – Койп. О ней я уже рассказывал в начале статьи. Окрестности этой горы удивительно подходят для зарождения легенды о капище Золотой бабы. У подножия горы лежит совершенно круглое озеро. Такого больше нет на Северном Урале. На его берегу можно увидеть покрытые лишайниками глыбы, в которых при небольшом воображении можно угадать остатки святилища.

Перегоняющие летом стада оленеводы-манси обязательно заезжают к этому святилищу, чтобы оставить свои дары на четырехугольной, как будто вырубленной руками людей, гранитной глыбе.

Между горами Манья-Тумп и Койп, около которых по легендам манси раздался крик Золотой бабы, есть еще одно место, также, может быть, связанное со страшными криками. Только произошло это последнее событие уже в наше время. Место это – гора Отортен, самая высокая точка Северного Урала. Зимой 1959 года здесь погибла опытная, прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела 9 участников похода, лежащие в глубоком снегу. На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса. По мнению комиссии, проводившей расследование этой трагедии, одной из причин, приведших к такой страшной смерти, могло быть воздействие инфразвука большой интенсивности.

Станислав Ермаков сделал предположение, что Золотая баба-робот, брошенная инопланетянами, могла не только говорить, но и двигаться. Что же и когда сделало робот неподвижным? На этот вопрос может ответить один любопытный эпизод, содержащийся в описании похода викинга Торира Хунда в Биармию: «Счастливо приплыли викинги в устье Двины к торговому городу Биармии. Все, у кого было золото и товар для мены, получили хороший барыш. По окончании торга с полным грузом дорогого пушного товара викинги спустились по Двине и, выйдя в открытое море, стали держать совет.

Храм высшего божества биармов, как достоверно знали викинги, находился в дремучем лесу, недалеко от устья реки Вин (Двины). Туда-то и задумали они пробраться и, если посчастливится, овладеть собранными там сокровищами. Торир Хунд, всадив топор свой в ворота, с его помощью перелез через них. Это же сделал Карли, и они впустили товарищей внутрь обнесенного забором пространства. Подойдя к кургану, викинги набрали столько денег, сколько могли унести. Сложили их в свое платье.

Добрались они и до самого изображения Юмалы, которое возвышалось среди священной ограды. На шее биармийского бога висела драгоценная золотая цепь. Карли прельстился цепью и так сильно рубанул топором по шее истукана, что голова с ужасающим треском скатилась с плеч долой".

Отрубить голову литой статуи викинг, пожалуй, не смог бы. Другое дело, если перед ним стоял робот, состоящий из металлического каркаса, покрытого тонким слоем металла. Подоспевшие сторожа святилища прогнали викингов. Те чудом смогли пробиться к кораблям, побросав собранные около Золотой бабы сокровища.

Где же находится сейчас идол или поломанный робот? В качестве последнего пристанища Золотой бабы традиционно называют три отдаленных, труднодоступных уголка России: низовье реки Оби,верховья Иртыша в районе. Калбинского хребта и непроходимые ущелья гор Путоран на полуострове Таймыр. Но, может быть, идол со страшным, убивающим наповал голосом находится значительно ближе. И скрывается где-то в треугольнике между горами Койп, Отортен и Манья-Тумп. Такое предположение логичнее, если считать, что на Отортене "кричала" Золотая баба. Охота за ней продолжается: одни ищут бесценную историческую реликвию, другие - золото, третьи - кладезь инопланетной технологии.

10:47 / 12 окт. 2017

Недра нашего любимого региона богаты не только золотом черным, родным угольком, но и… залежами того самого драгоценного (или проклятого) металла, о котором легенды сложены чуть ли не во всех странах и культурах мира. Именно в дебри кузбасской тайги хлынул первый поток искателей золотого фарта, а не в какую-нибудь Калифорнию. Золотыми легендами наш регион овеян с очень древних времен. Предания о наших несметных сокровищах нашли место в летописях и даже в героических эпосах других народов и дошли до наших дней. Делимся интересными изысканиями.

Бери куль: как «река волка» стала прародиной золотой лихорадки

Крохотная, затерявшаяся в складках поросших хвойником гор речушка Берикуль в Мартайге (как сокращенно называют Мариинскую тайгу местные жители) – правый приток реки Кии в её верховьях – на самом деле не так проста. Именно эта золотоносная речка, в труднодосягаемой глухой сибирской тайге где-то на стыке Красноярского и Алтайского краёв и Кемеровской области стала праматерью всех известных золотых лихорадок мира.


И, как и все места, связанные с добычей золота, Берикуль окутан множеством легенд, одна другой занимательней. Есть, например, истории о происхождении названия речки, их с искренней убеждённостью рассказывают жители поселков в окрестностях Берикуля. В незапамятные временны несколько каторжников бежали домой в Россию из Восточной Сибири из-под стражи. Набрели на эту речку, тогда ещё безымянную. На берегу нашли сначала один крупный самородок, потом второй, третий, пятый и далее. Оказалось, что берега речки буквально усыпаны золотыми самородками, большими, средними и крохотными. Беглецы, забыв про усталость, про еду, про сон, только и успевали их собирать. "Да здесь золота столько – хоть бери куль, да собирай!", – воскликнул в азарте один из каторжан. И с лёгкой руки беглых людей, как гласит легенда, речка свое название и получила. От слияния двух слов "бери" и "куль".

Может, оно и так, конечно, а может и нет. Учёные-лингвисты вопрос изучили и пришли к выводу, что всё-таки название образовано от кетского "бору" – "волк" и кетско-ассанского "кул-ул" – "река". Тогда выходит, что "Берикуль" – это "река волка".





Ну, а теперь по факту: именно на "реке волка", Сухом Берикуле (нынешний Тисульский район) в 1828 году действительно было найдено первое сибирское золото, давшее начало золотой сибирской лихорадке задолго до Клондайка. И (это уже по другой легенде), нашли его не беглые каторжники, а старообрядец-крестьянин (по другим сведениям – ссыльнопоселенец) Егор Лесной.

Жил Егор Лесной в избе вместе со своей воспитанницей на берегу большого озера Берчикуль, что в пятнадцати-двадцати километрах от Берикуля. Время от времени отправлялся в глухую горную тайгу, откуда возвращался с золотом. Золота тогда тайно намыл старатель-одиночка, не счесть в пудах. А однажды нашёл и настоящую диковинку – килограммовый (!) самородок. Об этом прознали другие приезжие купцы Андрей и Федот Поповы, которые тоже прибыли в Сибирь за золотом и тут же застолбили участок Егора для добычи, а за ним и десятки других на Сухом и Мокром Берикуле, притоках Кии, Салаирском кряже, в Красноярском, Ачинском, Канском и Нижнеудинском округах.


Прииски открывали везде, где находили хотя бы горстку золота. За полвека старатели добыли в Сибири больше пятисот тонн драгоценного металла. Однако насладиться богатством они не успели и почему-то умерли один за другим.

Император тайги, клад Кузедея и Золотая баба

Больше всех повезло старателю Гавриле Машарову из Канска. Он, найдя свой первый прииск в 1836 году, баснословно разбогател. Построил в кузбасской тайге дворец со стеклянными галереями, фабрику по производству бархата и заказал себе медаль императора тайги весом в десять килограммов. Мотовство разорило Машарова, и он погиб от рук кредиторов, но, говорят, под его хоромами нашли богатейшую жилу, давшую ещё почти 13 тысяч тонн золота. А вот где находится дворец таёжного императора, не известно до сих пор.


Другая легенда гласит, что почти 500 тонн колчаковского золота могут быть спрятаны не на станции Тайга, а рядом с Липовым островом в Новокузнецком районе, у поселка Кузедеево. Поисками клада под реликтовыми чёрными липами энтузиасты занимаются до сих пор, хотя исторические факты говорят, что Колчак и его армия никогда в этой части Кузбасса не были, но легенда живее всех живых и сегодня. Согласно преданию жителей Горной Шории, в XV-XVI веках глава шорцев Кузедей выстрелил из лука в гору (аккурат напротив легендарной пещеры Колчака), чтобы туда отправились враги племени и пропали навсегда. Вот там, говорят, легендарное золотишко и припрятано.


Но самая, пожалуй, известная история – о гигантской Золотой бабе, или Сибирском фараоне, как её называют сведущие золото – и кладоискатели. О статуе, изображающей старуху с ребенком, было известно со времен фландрийского географа Герарда Меркатора. И он даже изобразил гигантское золотое чудо на своих картах. О том же идоле, принадлежавшем якобы племенам бьярмов, говорится и в Скандинавской "Саге об Олаве Святом". А ещё Золотая баба упоминалась в русских летописях 1396 года. Сибирского фараона летописцы селили то за Вяткой, то у устья Оби. Существовал ли он вообще когда-либо или нет и где спрятан ныне – по-прежнему остаётся загадкой.

Подружиться с Земляным Дедушкой

Как и у представителей любых других профессий, у старателей есть свои приметы, и многие из них не меняются веками. Например, все искатели золота и других драгоценностей знают, что копать лучше всего в дождливую погоду. Удачи не будет, если перед раскопками поругаться с кем-то из родных, помыть лопату или не положить в карман самую удачную свою находку в качестве приманки.

Первая находка должна быть никчемной – если сразу попадётся что-то стоящее, остальные поиски будут пустыми. Искатели не надевают на себя найденные драгоценности и не разговаривают, пока копают. На прииске нельзя ругаться нецензурными словами, потому что так можно разозлить Земляного Дедушку, и он не отдаст невежливому старателю золото. Чтобы задобрить этого духа, его нужно благодарить за каждую находку, а перед раскопками баловать мелкими монетками или сладостями, закапывая дары в землю.


Найти клад легче всего в Новый Год и на Пасху, но самое удачное время для поисков – 23 мая, день памяти апостола Симона Зилота, чьё имя в старину связывали со словом "золото". Есть у искателей сокровищ много заговоров, и все они направлены на то, чтобы приманить успех. В деле, где главную роль играет удача, роль примет столь велика, что иногда истории о тех, кто их не соблюдает, превращаются в легенды. У коллег по золотому цеху, в американском штате Аризона есть даже свои Горы Суеверия. По преданию, там ещё со средних веков живет племя индейцев хохокам, а сокровища хранят души умерших старейшин, которые уходят в Нижний мир через священный грот. Вот в этом гроте золота как раз больше всего.


В 1846 году немец Якоб Вальтц по прозвищу Голландец нашел этот грот и унёс оттуда самородков на семь миллионов долларов, пообещав индейцам хранить их тайну, но слова не сдержал. С тех пор всех, кто осмеливался попытать счастья в Горах Суеверий, находили погибшими. Последними стали трое старателей из Юты уже в наши дни. Кертис Мериворс, Ардин Чарльз и Малколм Минкс пропали в тех горах в 2010-м, нашли их спустя год. Так что старинная легенда, что бы за ней ни скрывалось, остаётся в силе.

Живём на золоте

Ну, а теперь о приятном. Золотодобывающая промышленность в нашем регионе сегодня набирает обороты. Геологи оценивают запасы этого металла в кузбасских землях примерно в 500 тонн. Всего же в области почти 150 месторождений, большая часть – россыпи. Самые крупные находятся в Тисульском районе на Богородском ручье, реках Воскресенка, Громотуха и Большой Тулуюл.




Сегодня Кузбасс входит в первую двадцатку регионов золотодобычи. Ежегодно у нас добывается около тонны драгоценного металла. На балансе региона числятся комплексные, золоторудные и россыпные месторождения. И по прогнозам специалистов, за счёт новых технологий, которые позволяют извлекать золото из россыпей даже в виде пыли, объёмы добычи можно будет увеличить к 2020 году до 3,5 тонн в год. И тогда Кузбасс уже окажется в первой десятке по добыче золота в РФ.

Фото: Яндекс.Картинки, Google Images

История помнит множество стран, которые бесследно исчезли с карты мира. Одной из них является Синяя Орда – государство, созданное потомками легендарного завоевателя Чингисхана. О ней мало что известно, хотя часть современной России – Южная Сибирь – входила в состав этой страны. А вот Золотая Орда – это название у всех на слуху.

Как возникла эта страна?

Дело в том, что Чингисхан сам разделил завоеванную им огромную империю между сыновьями. При этом ее западная часть досталась старшему сыну, которого звали Джучи. Эти земли были весьма богаты и перспективны в плане будущего расширения: достаточно было лишь организовать захватнические походы.

Монголы называли территорию, расположенную западнее реки Иртыш, улусом Джучи. В 1227 году старший сын Чингисхана умер при невыясненных обстоятельствах, через несколько месяцев не стало и самого основателя империи. Земли Джучи разделили между собой его наследники.

Орда-Ичин (Орда-Эжен) – старший из братьев – получил восточную часть владений своего покойного отца. Эта территория простиралась от Иртыша до Урала, а южной границей его улуса было озеро Балхаш. То есть, под властью старшего сына Джучи и его потомков оказались земли современного Казахстана и Южная Сибирь. Это государство и было названо Синей Ордой.

Второй сын Джучи – Бату-хан (Батый) – унаследовал западную часть владений отца. Его земли начинались с Урала и Нижнего Поволжья, остальную часть будущей империи внук Чингисхана завоевал, распространив границы своего улуса вплоть до Дуная. При поддержке монгольской армии Батыю удалось покорить богатые земли, основав государство, которое впоследствии получило название Золотая Орда – очень уж много денег, драгоценностей и влияния было у его правителей.
Чисто теоретически, Орда-Ичин тоже мог расширить границы своих владений, но ему оставался лишь один путь – на север. А в XIII веке там еще не было страны, которую можно было бы покорить. Да и не плодородные холодные земли Сибири монголов не прельщали.

Успешные военные походы, завоеванный в боях авторитет, богатство подвластных народов и внушающая трепет армия – все это сделало Батыя и его наследников самыми влиятельными среди потомков Чингисхана. И правители Синей Орды де-факто оказались в вассальной зависимости от своих западных родственников.

Почему Синяя?

В XVI веке была написана книга «Чингиз-наме», рассказывающая о легендарном завоевателе и его потомках. Ее автором является хорезмский ученый Утемиш-хаджи ибн Маулан Мухаммад Дости. В этом сочинении содержится легенда о возникновении Белой, Синей и Серой Орды. Там говорится, что после смерти Джучи сам Чингисхан определил, как поделить наследство между внуками.

Белую юрту с золотой входной рамой великий хан приказал установить для Батыя, синюю с серебряной рамой – для Орда-Ичина, а серую со стальным входом – для Шибана (пятого сына Джучи). Разумеется, это просто легенда. И очевидно, автор вышеупомянутой книги был сторонником династии Шибанидов, влияние которой заметно усилилось в Центральной и Средней Азии в XV-XVI веках. Но если не брать этот факт во внимание, то можно сделать вывод, что Батый унаследовал западную часть улуса Джучи, ведь с этим направлением у монголов традиционно ассоциировался белый цвет, а синий всегда символизировал восток.

Сами монголы империю Батыя именовали Ак Орда (Белая Орда), а название «Золотая Орда» впервые было зафиксировано во второй половине XVI века, когда этого государства уже не было.

Правда, отдельные исследователи полагают, что улус Орда-Ичина со временем разделился на Белую (Западный Казахстан) и Синюю (Восточный Казахстан и Южная Сибирь) Орду, а Золотой Ордой следует называть исключительно улус Бату-хана.
Среди историков также бытует альтернативная гипотеза, что Белая Орда якобы занимала территории Кавказа и Северного Причерноморья, вплоть до Дуная, а Синяя – восточную половину улуса Джучи. При этом Золотой Ордой являлась центральная часть империи, столицей которой был город Сарай-Бату.

Момент подъема

Синяя Орда не могла похвастаться таким богатством, военной силой и влиянием, как западная часть улуса Джучи. Это была самая настоящая провинциальная глушь, малочисленное население которой составляли разные тюркоязычные племена (в основном, кипчаки), а также монголы и представители других народов, когда-то присоединившихся к войску Чингисхана. Все они занимались, преимущественно, животноводством. На южных окраинах Синей Орды было распространено экстенсивное сельское хозяйство.

Столицей данного средневекового государства был город Орда-Базар, располагавшийся в 150 километрах к северо-западу от современного Жезказгана (Казахстан). Синяя Орда чеканила собственные монеты – серебряные и медные.
Не вся территория этой страны принадлежала потомкам Орда-Ичина, хоть они и считались здесь первыми по старшинству, часть земель занимали наследники других сыновей Джучи – Шибана и Тука-Тимура (Токай-Тимура).

Впрочем, протекторат Золотой Орды над этими землями завершился в середине XIV века, когда большинство правителей западной части империи погрязли в междоусобицах, вошедших в историю под красноречивым названием «Великая замятня».
Первым независимым ханом Синей Орды стал Мубарек-Ходжа, правивший с 1345 по 1352 годы. Затем его сменил брат – Чимтай (Чамтай), занимавший трон до 1372 года.

Ослабление позиций наследников Батыя привело к усилению влияния потомков Орда-Ичина. Так, хан Тохтамыш после Куликовской битвы 1380 года сумел объединить две части империи, одолев с помощью русских войск армию Мамая, который не был потомком Чингисхана, но сумел захватить власть в Сарае благодаря своему административно-управленческому таланту.

Однако удержать власть Тохтамышу не удалось. Он совершил ряд недальновидных поступков, главным из которых был поход на Москву 1382 года. В результате этой бессмысленной и жестокой военной акции Тохтамыш лишился своего главного стратегического союзника – князя Дмитрия Донского, который надеялся на союз с ордынцами в борьбе против укрепившегося влияния Литовского княжества.

Дальнейшие политические интриги и кровавые междоусобицы привели к ослаблению Золотой Орды, которая окончательно распалась в XV веке.

Закат Синей Орды

Помимо политически недальновидного похода на Москву Тохтамыш совершил еще одну стратегическую ошибку, в 1383 году он захватил Хорезм, испортив отношения с легендарным полководцем Тамерланом (Тимуром). Этот тюркоязычный завоеватель монгольского происхождения, основавший династию Тимуридов, объединил под своей властью многие государства Средней Азии.

В 1387 году вместе с войсками шаха Хусейна Суфи – правителя Хорезма – Тохтамыш совершил грабительский набег на Бухару, чем окончательно разозлил Тамерлана. Полководец, которого называли «Железный хромой», последовательно возглавил три похода на земли ордынцев, окончательно разбив их в 1395 году в сражении на реке Терек.
Будь у Тохтамыша верные союзники, шанс отстоять свое государство у него имелся. Но недальновидная политика хана заставила отвернуться от него многих соседних правителей.

После завоевания войсками Тимура Синяя Орда утратила свое влияние, распавшись на ряд отдельных улусов.

Поделиться: