Категории «правда» и «истина» в русской культуре. Чем отличается истина от правды: понятие, определение, суть, сходство и отличие

Вот небольшая частица правды из жизни Макдоналдса:

«Добрый день, Наталья Евгеньевна!

Я приходила к вам на тренинг «Повышение самооценки» месяц назад, 1 февраля. У меня получилось сделать кое-что из того, что вы мне посоветовали. Буквально 2 дня назад я уволилась из Макдоналдса.

Решила написать вам про замену масла во фритюрницах, о чём вы спрашивали. Я так думала, что масло каждый день меняют, но оказывается, что к старому маслу подливают новое и оно там вперемешку получается. Полностью масло меняют, когда моют саму ёмкость. В нашем Макдоналдсе это бывает 1 раз в месяц. Это делают сотрудники, которые работают в ночную смену.

Спасибо вам за книгу, которую вы мне подарили, я её уже прочитала. И даже моя мама её прочитала. Хотя она вообще не читает то, что читаю я…»

С истиной все намного сложнее. Однажды было сказано:

Познайте истину и ИСТИНА сделает вас свободными!

Я её пока не познала, но даже если правда (частичное знание) дает свободу от заблуждений, то сколь велика должна быть свобода от познания ИСТИНЫ, в которой есть полнота… Наталья ГРЭЙС

——————————————————————————-

Правда – один из псевдонимов лжи

Точно определяйте значения слов, и вы избавите мир от половины заблуждений. Декарт

Как часто мы задумываемся над значением слов, которые употребляем? Верно, очень редко; употребляем их в речи «на автомате», как впрочем, и живем. Тоже на автомате. А нужно все делать осознанно, ведь слова и мысли имеют вес так же, как и поступки.

Вот, например, слова «истина» и «правда». Вроде одно и то же, а между тем, есть принципиальная разница.

Истина – это верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания (Большая советская энциклопедия). А вот правда у всех своя, правда субъективна.

Но если она так индивидуальна, то зачем тогда называть это правдой? Потому что мир дает множество вариантов, в том числе и правды, выбирай себе по душе! А истина где-то рядом…

Каждый человек имеет свою правду. Он ее холит и лелеет и не замечает, как превращается в ее раба. Человек безоговорочно считает свою правду истиной в последней инстанции, и эта «дубина» может сокрушить кого угодно. Родители крушат будущее детей, дети поливают грязью родителей, народы и страны воют и вырезают друг друга. И все ради СВОЕЙ ПРАВДЫ. Т.е., фактически, правда и ложь – это синонимы.

Главный признак умного человека – найти в себе силы отказаться от своей правды в пользу поиска истины. Ищите истину, и вы обретете ум! «Каждый может заблуждаться, но лишь глупец в этом упорствует», — как говорил Марк Туллий Цицерон.

Так что там насчет лжи? Где правда? А правда в том, что лгут все.

По результатам опроса в 19 странах международной компанией GfK Custom Research, «люди стали обманывать друг друга гораздо чаще, чем десять лет назад, причем во всех сферах жизни». По мнению опрошенных, в России за годы, минувшие со времени дефолта, чаще стали мошенничать в коммерческих операциях (44 процента ответивших согласны с этим) и при уплате налогов (39 процентов), в школах и вузах (37 процентов) и спортивных соревнованиях (32 процента). Среди обманутых все чаще оказываются любимые люди (25 процентов) и коллеги (24 процента).

Зачем же мы лжем, в случае, если нам ничего не надо от человека? Ответ прост – чтобы ему понравиться, произвести впечатление. Мужчины обычно наводят лоск на своем образе, приукрашивая факты своей жизни, придавая колорит своей персоне, женщины же льстят, пытаясь обелить собеседника, однако и то и другое есть ложь, просто в разной форме.

Когда же мы начинаем лгать друг другу? Психологи отмечают, что дети лишь в четыре – семь лет начинают придумывать всякие небылицы, «вешая лапшу на уши» взрослым и сверстникам. Сначала ложь выглядит довольно нелепо. Но вместе с тем она является показателем… умственного развития маленького человечка! Он начинает понимать, что люди могут видеть и действительность по-другому, не так, как он.

Очевидно, что ложь требует куда больших умственных затрат, чем правдивое и бесстрастное фиксирование событий (опять же, правда – субъективная категория!). Кто не лжет, т.е. не использует свое воображение, тот «гоняет» свой мозг на «холостых оборотах».

Даже животные лгут! Используя обманные движения и маневры (например, самцы ласточек пугают самок тревожными вскриками, когда рядом покажется их соперник, хотя никакой настоящей опасности нет; а шимпанзе припрятывают бананы от сородичей), животные выживают и развиваются, эволюционируют. Т.е. ложь впору назвать двигателем эволюции! Хотя движение вперед осуществляется, по сути, за счет развития мозга.

Поразительный факт: научившись лгать, мы не в состоянии уличить лжеца, хотя улики выдают говорящих неправду с головой! Вот какие изменения происходят на физиологическом уровне:

Давление растет, сердечный ритм и дыхание учащаются;

Периферические сосуды сужаются, руки потеют;

Работа всей пищеварительной системы замедляется, во рту пересыхает;

Расширяются зрачки, нарастает мышечный тонус, в редких случаях человек начинает стучать зубами;

Улыбка наиграна, глаза «не улыбаются»;

Лжец производит ненужные жесты: оправляет одежду, потирает голову или подбородок, теребит что-нибудь в руках; жесты и выражение лица не соответствуют друг другу.

Не только «простые смертные», но и профессионалы своего дела – психиатры, агенты спецслужб, судьи, аналитики, – и те ошибаются! Даже детектор лжи можно обмануть (они, кстати, пока не очень эффективны: одинаково реагируют на проявления лжи и волнения во время проверки, относя все к одной категории).

«Чтобы уличить лжеца, - отмечает американский исследователь Пол Экман - нужно одновременно следить за его голосом, мимикой, жестикуляцией, словами, осанкой и направлением взгляда. Ни одна машина не может все это сделать сразу. Если же всматриваться только в лицо говорящего, то количество ошибок составит порядка 30 процентов».

Лгать нехорошо. Так нас учили в детстве. Но зачастую мир не соответствует морально-этической оценке родителей, вдалбливаемой в наши юные головы. Только родные люди видят сущность человека, обществу же он не нужен со всеми его проблемами, потребностями, правдами.

Человек устроен так, что он хочет слышать то, что считает нужным услышать от окружающих, другую правду он не приемлет, вот и приходится говорить не то, что думаешь (не свою истину), а проговаривать правду собеседника ему же. C’est la vie.

Анастасия ЕФРЕМОВА

Определение того, что есть правда, а что есть истина, и вопрос, чем же они отличаются друг от друга, весьма занимают пытливых носителей русского языка: даже в интернете на форумах можно встретить весьма оживленные дискуссии на этот счет. Причем ответы встречаются самые неожиданные и даже противоречащие друг другу, от «разницы нет» до «это совершенно несопоставимые категории». Попытаемся выяснить, почему же правда и истина вызывают такой интерес у людей всех возрастов и в чем таится загадка их различных толкований.

Что такое правда и истина

Правда – информация, претендующая на достоверность; антоним слова ложь.
Истина – единственно верная информация, абсолютно точно отражающая реальное положение вещей.

Сравнение правды и истины

В чем же разница между правдой и истиной?
В современном русском языке у этих понятий сформировались следующие основные значения. Правда – это знание конкретного, фактического эпизода действительности. Это знание может быть и, скорее всего, является неполным, так как перед человеком в данном случае открывается лишь некий фрагмент, а не целое. Истина же – высокое, сокровенное знание, связанное с духовной, интеллектуальной сферой. Истина близка к общемировым, божественным законам бытия. Правда – понятие более приземленное, будничное, истина – возвышенное, всеобъемлющее. Правда субъективна, а истина объективна. Истина одна, а правда – это лишь точка зрения конкретного человека на какое-либо событие или факт. Любую правду можно попытаться оспорить, истина же не поддается сомнению, так как она абсолютна. Истина сверхценна и не требует доказательств.
Интересно, что такое разделение, которое сегодня воспринимается носителями русского языка как истинное (простите за невольный каламбур!), вплоть до XIX века носило прямо противоположный характер. То есть раньше истина осмыслялась как человеческое, а правда – как божественное начало. Правда являлась непременным атрибутом Бога и святых. Слово правда в языке Древней Руси было тесно связано с понятиями справедливости, праведности, благочестия. Вспомним древнейший правовой кодекс «Русская Правда» – не зря он носил именно такое название. Правда в то время – это результат общения Бога и человека. А вот истина тогда воспринималась как нечто более приземленное: согласно Псалтырю, она восходила «от земли», была даром человеческого разума, в то время как правда приходила «с небес». В некоторых своих значениях истина даже была семантически связана с понятиями товар и деньги. Но уже к XX веку истина и правда поменялись местами: истина «возвысилась», а правда «принизилась».

ImGist определил, что отличие правды от истины заключается в следующем:

В современном русском языке правда – это некая фрагментарная, субъективная информация, претендующая на достоверность, но не обязательно ее несущая. Истина же – абсолютное, неоспоримое знание, связанное с духовной сферой.
Правда – понятие приземленное, истина – возвышенное.
Правда субъективна, а истина объективна.
Истина одна, а правда у каждого может быть своей.
Вплоть до XX века толкование понятий правды и истины было прямо противоположным: истина была сугубо человеческим, а правда – божественным началом.

Всевозможных философских теорий развелось столько, что одно только их перечисление может занять несколько страниц печатного текста, а если каждую хотя бы кратко раскрыть, то уже выйдет довольно таки не тоненькая книжица, ну а каждая теория в подробностях, со всеми её доводами, это уже целый том. Для чего мы так себя запутываем? Ведь все эти теории не отражают истины, они лишь теории, своим существованием они наоборот – скрывают за собой истину, а некоторые вообще утверждают, что познание истины невозможно, мол, истина в принципе непостижима. Но это ложь! Что есть истина? Истина, это то, что никоим образом не может быть подвержено сомнению. А сомнению подвержено не может быть лишь одно-единственное: «Я ЕСТЬ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС». Это и есть АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА, которая никак не может вызывать сомнений, вообще никак!!! Всякое другое мнение можно оспорить, а истину оспорить не получится, это невозможно. У истины нет противоположности, и не может быть, так как НЕ БЫТИЕ «Я» (как собственной личности) НЕВОЗМОЖНО. Возможно лишь предположить, что небытие «Я» возможно, но всякое подобное предположение будет являться теорией, требующей доказывания. Истина же доказывания не требует. Таким образом, ИСТИННО ЛИШЬ ОДНО – СУЩНОСТЬ «Я», ЕСТЕСТВО, СОБСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ, всё остальное не есть истина, всё остальное есть МНЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ «Я». Мнение может быть правдивым или ложным. ПРАВДА – это то, что естественно вытекает из истины и не нарушает четырёх законов логики - противоречия, тождества, исключённого третьего и достаточного основания. Всё остальное – ЛОЖЬ.
ЕСТЕСТВО ЕСТЕСТВЕННО – правда;
СВЕРХЪестество НЕестественно – правда;
СВЕРХЪестество естественно – ложь, так как «естество» и «сверхъестество» не тождественные понятия, они различны по смыслу, а согласно закону логики, закону исключённого третьего, «не тождественное тождественным» быть не может, соответственно и «не естественное естественным» точно так же быть (существовать) не может, а утверждающий обратное – лжёт.

Человек может или верить, или не верить лжи. Верящий лжи – далёк от истины. Не верящий лжи, знающий правду, мылящий логично - ведает истину. Так в чём же истинный смысл существования? Ответ прост: смысл в бытии здесь и сейчас, «сейчасье», «сейчас естье», то есть счастье = бытие в себе! Человек или в себе, или он не в себе. Если человек правдив, то он в себе, если человек лжив, то он не в себе. Если человек не ведает того, что СОБСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ «Я» МОЖЕТ НЕ СУЩЕСТВОВАТЬ, то такой человек не в себе, такой человек не видит в другом человеке то же самое «Я», такой человек не способен сочувствовать другому «Я», то есть СВОЕМУ СОБСТВЕННОМУ «Я» В ДРУГОМ СВОЁМ ВОПЛОЩЕНИИ. Если человек добр, он в себе, если человек злит себя, то он выходит из себя, противоречит своему естеству.

К сожалению, большинство людей заблудилась во лжи. Мы, в большинстве своём - не в себе, мы разделили себя всевозможными способами уже до такой степени, что забыли истину, забыли сами себя, своё естество, свою САМУЮ (единую) суть. Философия явно перефилософствовала. Последствия этого очевидны и абсолютно логичны: наш явный мир становится безобразен, реки заилены, леса вырубаются, пустыня наступает, питьевая вода продаётся за деньги, здравомыслие высмеивается и не воспринимается как здравость, а так же многое, многое другое. Мы на грани тотальной шизофрении, на грани абсолютного безразличия, бесчувствия, мы обращаем себя в неразумных существ ниже уровня животных, опускаемся в безмыслие, в бессознательность, в недоброжелательность, в неблагодарность, то есть в бесчеловечность. Мы продаём себя в рабство ложным ценностям, сами создаём себе врагов. Особенно остро это осознают те, кто жил в СССР, где в большинстве своём, человек человеку был друг, товарищ и брат.

Оправдывая свои злодеяния, лжецы утверждают, мол: «Не познав зла, не познаешь добра», но это ложь! Любовь, добро – это и есть истина, это сущность «Я». Невозможно не любить себя, своё «Я». Даже те, кто кончают жизнь самоубийством, творят это исключительно из любви к себе, и иначе никак быть не может. Творящий зло кому-то, точно так же творит его из любви к себе, беда в том, что творящий зло кому-то – не ведает истины, не ведает того, что всё что он творит, он творит сам себе в этом или другом своём же воплощении. А если поверить в то, что зло необходимо, то отсюда логично вытекает и то, что «зло это благо», а развивая эту мысль далее можно дойти и до того, что «абсолютное зло, это абсолютное благо». Однако зло не может быть благом. Понятие «зло» противоречит понятию «благо», эти понятия противоречат друг другу, а согласно закону логики, закону противоречия – в процессе мышления два противоречия не могут одновременно означать одно и то же, так как тогда было бы невозможно отделить одно от другого, а значит и понять вообще ничего было бы не возможно, а соединение не соединимого это бред, шизофрения! Таким образом, НЕ ПОЗНАВ ЗЛО, НЕ ПОЗНАЕШЬ НИЧЕГО КРОМЕ ЛЮБВИ И ДОБРА, вот и вся абсолютно логичная философия.

Всё истекает из истины разделяя себя на правду и ложь. Всё правдивое, всё логичное – здраво и гармонично; всё ложное – не здраво, и эта зараза отравляет всё вокруг себя.

АЛОГИЧНОСТЬ = АЛЧНОСТЬ. Алчный лжец не ведает блаженства благо-дарности, из жизни в жизнь, из сна в сон, из воплощения в воплощение он не находит себе покоя, добра, любви… то есть – не находит ИСТИНЫ.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРАВДА ОТ ИСТИНЫ

Определение того, что есть правда, а что есть истина, и вопрос, чем же они отличаются друг от друга, весьма занимают пытливых носителей русского языка: даже в интернете на форумах можно встретить весьма оживленные дискуссии на этот счет. Причем ответы встречаются самые неожиданные и даже противоречащие друг другу, от «разницы нет» до «это совершенно несопоставимые категории». Попытаемся выяснить, почему же правда и истина вызывают такой интерес у людей всех возрастов и в чем таится загадка их различных толкований.

Правда - информация, претендующая на достоверность; антоним слова ложь .

Истина - единственно верная информация, абсолютно точно отражающая реальное положение вещей.

В чем же разница между правдой и истиной?

В современном русском языке у этих понятий сформировались следующие основные значения. Правда - это знание конкретного, фактического эпизода действительности. Это знание может быть и, скорее всего, является неполным, так как перед человеком в данном случае открывается лишь некий фрагмент, а не целое. Истина же - высокое, сокровенное знание, связанное с духовной, интеллектуальной сферой. Истина близка к общемировым, божественным законам бытия. Правда - понятие более приземленное, будничное, истина - возвышенное, всеобъемлющее. Правда субъективна, а истина объективна. Истина одна, а правда - это лишь точка зрения конкретного человека на какое-либо событие или факт. Любую правду можно попытаться оспорить, истина же не поддается сомнению, так как она абсолютна. Истина сверхценна и не требует доказательств.

Интересно, что такое разделение, которое сегодня воспринимается носителями русского языка как истинное (простите за невольный каламбур!), вплоть до XIX века носило прямо противоположный характер. То есть раньше истина осмыслялась как человеческое, а правда - как божественное начало. Правда являлась непременным атрибутом Бога и святых. Слово правда в языке Древней Руси было тесно связано с понятиями справедливости, праведности, благочестия. Вспомним древнейший правовой кодекс «Русская Правда» - не зря он носил именно такое название. Правда в то время - это результат общения Бога и человека. А вот истина тогда воспринималась как нечто более приземленное: согласно Псалтырю, она восходила «от земли», была даром человеческого разума, в то время как правда приходила «с небес». В некоторых своих значениях истина даже была семантически связана с понятиями товар и деньги . Но уже к XX веку истина и правда поменялись местами: истина «возвысилась», а правда «принизилась».Подробнее:

Отличие правды от истины заключается в следующем:

1. В современном русском языке правда - это некая фрагментарная, субъективная информация, претендующая на достоверность, но не обязательно ее несущая. Истина же - абсолютное, неоспоримое знание, связанное с духовной сферой.

2. Правда - понятие приземленное, истина - возвышенное.

3. Правда субъективна, а истина объективна.

4. Истина одна, а правда у каждого может быть своей.

Вплоть до XX века толкование понятий правды и истины было прямо противоположным: истина была сугубо человеческим, а правда - божественным началом.

Успешное использование результатов познания в практической
деятельности возможно лишь в том случае, если полученные знания обладают достоверностью, являются истинными. Поэтому вопрос об истине, один из важнейших в теории познания.

Под истиной следует понимать знания, которые соответствуют
действительности. Такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества называется объективной истиной.

Раскрывая характеристики истины необходимо указать еще на вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины, который связан с пониманием истины как процесса. Ведь познание развивается, уточняя и пополняя наши знания. Преодолевая заблуждения, знание движется от истин относительных к истинам абсолютным. Различия относительной и абсолютной истины, или точнее - абсолютного и относительного знании - связаны с различной степенью соответствия знаний действительности. Одни знания соответствуют действительности полностью, другие только частично. Отсюда вытекают и определения двух видов истин. Абсолютная истина (абсолютное в истинном знании) - это, знание тождественное своему объекту и поэтому не опровергается, не заменяется, не дополняется в ходе развития науки и практики. К абсолютным истинам можно отнести таблицу умножения и другие подобные знания, установленные даты конкретного события, например, годы рождения и смерти, истины различных фактов (с точки зрения их констатации) и др. Относительная истина (относительное в истинном знании) - это знание верное в своей основе, но является неполным неточным и поэтому изменяется, дополняется, заменяется в ходе развития науки и практики, Например, все учебники морально стареют, Поэтому их содержание необходимо дополнять, изменять, заменять, т.е, приводить в соответствие с новым уровнем знаний.

Проблема истины неразрывно связана с поисками ее критерия. Существуют разные подходы и концепции по этому вопросу.

Так, концепция конвенционализма критерии истинности знаний усматривает в наличии условного соглашения между людьми.

В философской концепции прагматизма критерий истины усматривается в выгоде, полезности, удобстве.

В когерентной концепции этот критерий трактуется как внутреннее
согласование, непротиворечивое знание. Существует также логический критерий, т.е. соответствие положений законам логики.

С позиций диалектико-материалистической философии самым
надежным и решающим критерием истины является практика. Итак, истина - сложное познавательное явление, Важнейшими свойствами истины являются ее объективность, конкретность, Высшее мерило истины - практика, Истинное знание, в свою очередь, - самая надежная программа практической деятельности.

Заблуждение - это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину

Понятие "заблуждение" схоже по значению с понятием "ложь". Анализ философской литературы показал, что ряд автор ставит понятия "заблуждение" и "ложь" в один ряд и считает их синонимичными.

Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Как правило, это одностороннее отражение объективной реальности субъектом, который предал забвению методологические замечания Ф. Бэкона о так называемых призраках (идолах) сознания. Кроме того, заблуждения - это своеобразная плата за попытку узнать больше, чем позволяет уровень теоретической мысли и возможности практики, это плата за ситуацию неполной информации. Гносеологическое отношение на уровне недостаточного знания относительно объекта и самого себя неизбежно приводит субъект к заблуждению, ибо он не в состоянии решить проблему сознания, как соотнесения знания о себе и знания об объекте. Нарушение правила сознания обеспечивает субъекту путь к идолу, то есть к заблуждению.

История познавательной деятельности человечества показывает, что и заблуждения отражают - правда, односторонне - объективную действительность, имеют реальный источник, «земное» основание. Нет и в принципе быть не может заблуждения, решительно ничего не отражающего -- пусть и очень опосредованно или даже предельно извращенно. Истинны ли, к примеру, образы волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но лишь отдаленно -- они взяты из жизни и преобразованы силой фантазии их творцов. В любом вымысле содержатся нити реальности, сотканные силой воображения в причудливые узоры. В целом же такие образцы не есть нечто истинное.

Бытует мнение, будто заблуждения -- досадные случайности. Однако они неотступно сопровождают историю познания как плата человечества за дерзновенные попытки узнать больше, чем позволяют уровень наличной практики и возможности теоретической мысли. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

Тут уместно напомнить слова И. В. Гете: «Кто ищет, вынужден блуждать». В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так было, например, с геоцентрической теорией Птолемея или с ньютоновской трактовкой пространства и времени.

Источником заблуждения могут быть погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному. Кроме того, заблуждения могут быть результатом некорректной экстраполяции чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.

Таким образом, заблуждения имеют свои социальные, психологические и гносеологические основания.

Что касается заблуждения, то, как показала практика человечества, это неотъемлемый элемент поиска истины. Пока один откроет истину, сто пребудут в заблуждении. И в этом смысле заблуждение представляет собой нежелательные, но правомерные издержки на пути к достижению истины.

Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. До тех пор пока человек стремится все вперед и вперед, говорил И. В. Гете, он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.

Истина -- верное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом истина есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания. Истина несет объективное содержание (информацию объекта) и ценностную ориентированность субъекта. Ценность знания определяется мерой его истинности.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения возникают вследствие разных субъективных и объективных причин: поспешных обобщений, несовершенства познавательных средств и т.п.

Заблуждения имеют и гносеологические и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена.

«Истина» и «заблуждение» не должны включать в свое содержание оценку знаний, отношение к ним субъекта. Оценочный аспект характерен для другой пары близких им понятий «правда» и «ложь». Под правдой понимают истину, содержащую нравственную оценку; правдивое -- это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. Противоположностью правде является ложь.

Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть, как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление.

Поделиться: