Комментарии Баркли: от Иоанна. Толкование нового завета феофилактом болгарским

2. ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОРОЖДЕННОГО (глава 9)

Пророк Исаия предсказывал, что дни Мессии будут отмечены рядом специфических знамений. Мессия, в частности, будет "открывать глаза слепым" (Ис. 42:7 сравните с Ис. 29:18; 35:5). Иисус неоднократно обращал слепых в зрячих (Матф. 9:27-31; 12:11-23; 15:30; 20:29-34; 21:14). Чудо, описанное в 9 главе Евангелия от Иоанна, особенно примечательно тем, что было совершено вскоре после того, как Иисус сказал о Себе: "Я свет миру" (8:12). Публично подтверждая это Свое притязание, Он дал зрение слепорожденному.

Иоан. 9:1 . Проходя по Иерусалиму, Иисус увидел человека, слепого от рождения. То, что выбор Его пал именно на этого человека, знаменательно, ибо состояние его представляется совершенно безнадежным. Физическая слепота есть здесь символ слепоты духовной (9:39-41; 2-Кор. 4:4).

Иоан. 9:2-3 . Ученики при виде слепца задаются сугубо богословским вопросом. Если исходить из того, что всякое страдание есть следствие греха, то почему этот человек родился слепым? Не мог же он согрешить еще в утробе матери своей! Значит, он страдает потому, что согрешили родители его (Исх. 20:5)? И тогда Иисус отвечает, что не согрешил ни он, ни родители его.

Слова эти отнюдь "не отменяют" того положения, что все люди - грешники (Рим. 3:9-20,23); Господь просто имел в виду, что в этом случае слепота не была следствием какого-то конкретного согрешения. Однако теперь, благодаря ей, обнаружится Божие попечение о людях, которое далеко не всегда явно для них. Чем безнадежнее трагедия, тем ярче воссияет на фоне ее творящая и спасающая слава Божия (Исх. 4:11; 2-Кор. 12:9).

Иоан. 9:4-5 . Словом день обозначено здесь время, отведенное Иисусу для исполнения на земле дел Его. Ночь, соответственно, отмечает предел, поставленный Богом этому времени (Иисус говорит о своей приближающейся смерти). Под никто Он, очевидно, понимает, наряду с Собою, и Своих учеников.

Доколе Я в мире, Я свет миру, - продолжает Иисус. Он - "свет миру", и в качестве такового - Источник спасения для тех, кто последуют за Ним (8:12). После Его ухода с земли "светить миру" должны будут Его ученики (Матф. 5:14; Еф. 5:8-14), приводя ко Христу все новые души.

Иоан. 9:6-7 . Иисус помазал брением из плюновения (смесью из земли - пыли, "праха" - и слюны) глаза слепому. Напомним, что и человек был сотворен Богом из "праха земного" (Быт. 2:7). Здесь, однако, Иисус едва ли использовал эту смесь как "животворящую"; скорее Он видел в употреблении "брения" средство пробудить в слепом веру. (Замешивая "брение" в субботу (9:14), Иисус вновь нарушил раввинское постановление о субботе.) Помазав слепому глаза, Он послал его умыться в купальне Силоам, что значит "посланный".

Купальня находилась в юго-восточном углу Иерусалима (схему), и вода поступала в нее из "потока" Гихон по тоннелю, построенному еще царем Езекией. Иоанн подчеркивает, что название купальни - "Силоам" - означает в переводе с еврейского "Посланный". Очевидно, он рассматривал эту ситуацию как символическую: ведь и Иисус был "Посланным" (Отцом Небесным) - для просвещения людей. Слепой пошел и умылся, и пришел зрячим.

Иоан. 9:8-9 . Люди спрашивали друг друга о прозревшем слепом: Не тот ли этот, который сидел и просил милостыни? Что за невероятное превращение произошло с ним! А, может, это не он, а кто-то на него похожий? Но он подтвердил: это я.

Иоан. 9:10-12 . На многочисленные вопросы он вкратце ответил, как совершилось с ним это чудо. Человек, которого называют Иисус (сказал он о Господе), сделал это. А куда Он пошел, пока слепой ходил к Силоаму, тот не знал.

Иоан. 9:13-14 . Поскольку совершившееся было столь невероятно, то повели… бывшего слепца к фарисеям, которые в вопросах религии пользовались непререкаемым авторитетом. С их точки зрения исцелять (если жизнь больного не была в опасности), как и месить что-либо в субботу, значило нарушать закон о субботе.

Иоан. 9:15-16 . Человек и фарисеям повторил, "как это произошло". И те сочли Иисуса, "нарушившего" субботу, лжепророком, отвращающим людей от Господа (Втор. 13:3-5). Не от Бога этот Человек, говорили некоторые из них. Позже они назовут Христа "грешником" (Иоан. 9:24). Но по мнению других, не может человек грешный творить такие чудеса. (Тут они ошибались - ведь и лжепророки творят и будут творить "обманные чудеса"; 2-Фес. 2:9). Итак, мнение фарисеев на этот счет разделилось (сравните Иоан. 7:43; 10:19).

Иоан. 9:17 . Тогда они вновь обратились к бывшему слепцу, чтобы узнать его мнение о Том, Который отверз ему очи. Он - пророк, заявил тот, видимо, сравнив Его мысленно с теми ветхозаветными пророками, которым дано было порой совершать чудеса - в ознаменование того, что они - истинно люди угодные Богу.

Иоан. 9:18-20 . Не поверив и его свидетельству, все еще полагая, что тут что-то не так, и что нищий, пожалуй, и вовсе не был слепым, фарисеи призвали родителей сего прозревшего, и те подтвердили, что это действительно их сын, и что он родился слепым.

Иоан. 9:21-23 . В то же время они боялись высказать свое мнение о происшедшем, как и об Исцелителе. Ибо фарисеи и другие представители иудейских властей (Иудеи) сговорились уже, чтобы кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги как еретика. (Некоторые богословы полагают, что та часть стих 22, в которой говорится об этом, была добавлена позднее, при переписке, однако, вполне возможно, что в дни служения Иисуса такого рода наказание практиковалось.) Посему-то родители слепого не захотели брать на себя ответственность в этом рискованном деле, сославшись на то, что сын их - совершеннолетний, и сам может отвечать за себя (стих 21, 23).

Иоан. 9:24 . Тогда "имевшие власть" попытались оказать давление на прозревшего человека, чтобы засвидетельствовал против Иисуса. Воздай славу Богу звучит как призыв к признанию вины (сравните Иис. Н. 7:19; 1-Цар. 6:5; Иер. 13:16), которая в данном случае выразилась в том, что прозревший слепец "взял сторону" Иисуса. Мы знаем, что Человек Тот грешник, с угрозой произносят они.

Иоан. 9:25-26 . Но прозревший не отказался от первоначального своего свидетельства: одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу! Надеясь поймать его на каком-нибудь противоречии, фарисеи снова стали спрашивать его, как это произошло.

Иоан. 9:27 . Тот начал терять терпение. Он говорит (стих 15), а они не слушают или не верят ему. Для чего же переспрашивают? И чем объяснить их повышенный интерес к Иисусу? Уж не хотят ли и они сделаться Его учениками? - саркастически осведомился он.

Иоан. 9:28-29 . Задетые за самолюбие этим нищим, возмущенные иудеи ответили, что они - ученики Моисея, с которым говорил Бог. Сего же не знаем, откуда Он.

Иоан. 9:30-33 . Бывший слепец "не полез за словом в карман", но продолжал наступать на этих "ученых", не знавших, "откуда взялся Иисус". Для читателей, знающих это (1:14,18), слова его звучат с тем большей иронией. Как же это вы не знаете? - обращался он к фарисеям. Ведь этот Иисус совершил такое, что от века не слышано… отверз очи слепорожденному. А ведь Бог, рассуждал он, грешников… не слушает, Он отвечает на молитвы праведных (об ответе на молитву Илии в Иак. 5:16-18). Значит, и этот Человек от Бога.

Иоан. 9:34 . Негодующие учителя закона, снова выругав нищего, выгнали его вон. Видимо, они "успокоились" на том, что человек этот был наказан слепотой за то, что при самом своем появлении на свет был обременен грехами. Они исходили из того, что греховной природой человек обладает от рождения (Пс. 50:5; Рим. 5:12).

Иоан. 9:35 . Снова взяв инициативу на Себя, Иисус разыскал бывшего слепца и спросил у него: ты веруешь ли в Сына Божия? Это прозвучало как обращенное к нему, призвание посвятить свою жизнь Господу.

Иоан. 9:36-37 . В ответ нищий сказал, что хотел бы верить в Него, но не знает Его и Кто Он такой. Тогда Иисус открыл ему Себя, наделив знанием, необходимым для веры. Потому что в основе веры лежит знание, однако, и без усилия воли не приходит она.

Иоан. 9:38 . Верую, Господи! - от сердца ответил Христу тот, которому Он дал видеть. И поклонился Ему.

Иоан. 9:39 . Противоречит ли этот стих сказанному в 3:17? Как в нем, так и в 12:47, читаем, что Иисус не был послан в мир, чтобы судить его. Между тем, здесь Он заявляет: На суд пришел Я в мир сей. И все-таки противоречия в сопоставленных стихах нет. Тут (стих 39) Иисус имел в виду не осуждение людей в собственном смысле слова, а как бы предварительное испытание их (и на основании этого - решение относительно них, в свете их готовности или, напротив, нежелания принять Его благовестие).

Невидящие, которым предстоит увидеть, - это те, которые осознают свою беспомощность и потому придут за спасением к Иисусу. Видящие же, которые станут слепы, - это те, которые полагают, будто видят, но, ослепленные своей самонадеянностью и гордыней, "не увидели" того, что совершал Иисус. Он же не имел в виду, что "осудит их", наказав слепотой; они сами ослепляют себя, убегая от Света, сатана же довершает дело их "ослепления" (2-Кор. 4:4).

Иоан. 9:40-41 . Некоторые из фарисеев, услышав слова Иисуса, спросили: неужели и мы слепы? Они надеялись на отрицательный ответ, поскольку, по их мнению, в большем объеме чем кто-либо другой обладали знанием духовных истин. Но Иисус ответил, что лучше им было бы быть слепыми, т. е. действительно духовно невежественными: это могло бы послужить им извинением.

Однако их самомнение и претензии на духовное видение (но как вы говорите, что видите и руководящую роль в израильском обществе делали их полностью ответственными за греховное их поведение. Ибо они грешили осознанно. Называться духовным наставником - значит принимать на себя всю меру сопряженной с этим ответственности (Иоан. 3:10; Рим. 2:19-24; Иак. 3:1).

Исцеление слепорожденного

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2 Ученики Его спросили у Него: «Равви! Кто согрешил: он или родители его, что родился слепым?»

4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5 Доколе Я в мире, Я – свет миру».

6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому

7 и сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам (что означает „посланный“)». Он пошел, и умылся, и пришел зрячим.

8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: «Не тот ли это, который сидел и просил милостыню?»

9 Иные говорили: «Это он», а иные: «Похож на него». Он же говорил: «Это я».

10 Тогда спрашивали у него: «Как открылись у тебя глаза?»

11 Он сказал в ответ: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: „Пойди в купальню Силоам и умойся“. Я пошел, умылся и прозрел».

12 Тогда сказали ему: «Где Он?» Он отвечал: «Не знаю».


Фарисеи расследуют исцеление

13 Повели этого бывшего слепца к фарисеям.

14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: «Брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу».

16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: «Не от Бога Сей Человек, потому что не хранит субботы». Другие говорили: «Как может человек грешный творить такие чудеса?» И была между ними распря.

17 Опять говорят слепому: «Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?» Он сказал: «Это пророк».

18 Тогда иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей этого прозревшего

19 и спросили их: «Это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?»

20 Родители его сказали им в ответ: «Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах, самого спросите; пусть сам о себе скажет».

22 Так отвечали родители его, потому что боялись иудеев; ибо иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23 Поэтому-то родители его и сказали: «Он в совершенных летах, самого спросите».

24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: «Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник».

25 Он сказал им в ответ: «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».

26 Снова спросили его: «Что сделал Он с тобой? Как отверз твои очи?»

27 Отвечал им: «Я уже сказал вам, и вы не слушали. Что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?»

28 Они же укорили его и сказали: «Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он».

30 Человек прозревший сказал им в ответ: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

Иоанна Богослова, апостола и евангелиста, в 2018 году Православная церковь вспоминает во вторник, 9 октября.

Иоанн Богослов: кто он такой и чем прославился
Прежде всего, христиане знают Иоанна как автора одного из самых мистических канонических Евангелий – "Евангелия от Иоанна", а также как автора книги "Апокалипсиса", которая в Библии носит название "Откровение Иоанна Богослова". Ему также принадлежат три послания, которые вошли в Новый завет.

Иоанн считался любимым учеником Христа. Именно он на всех иконах "Тайная Вечеря" сидит по правую руку от Иисуса. И именно ему Иисус поручил заботиться о своей матери, Марии, в последний день своей земной жизни. И Иоанн выполнил эту последнюю просьбу учителя.

Символом Иоанна считается орел – его часто изображают рядом с этим святым на иконах.

Богослов прославился не только активной миссионерской деятельностью, яркими проповедями и обращению множества язычников в христианство, но и большим количеством чудес, в том числе воскрешением мертвых.

Так, однажды в Эфесе (Турция) он воскресил подростка, а затем и его отца, который умер от горя по сыну.

Церковное придание повествует и о случае, когда Иоанн стал причиной смерти 200 человек. На языческом празднике, посвященном богине Артемиде, за христианскую проповедь его забросали камнями. Иоанн помолился, и тут же температура воздуха поднялась до критической отметки. Умерли сотни человек. Оставшиеся в живых умоляли Иоанна сжалиться над ними, и тот воскресил всех мертвых.

Когда Иоанн был осужден в Риме и находился на корабле, следующем на остров Патмос, утонул сын одного из его тюремщиков. Зная о способности святого воскрешать людей, отец ребенка обратился к нему. Иоанн помолился, и утонувший ребенок был выброшен на берег. Он был жив. Кроме того, святой воскресил нескольких людей на острове Патмос.

Иоанн был единственным из 12 апостолов, который умер своей смертью. Причем, обстоятельства его смерти очень интересны. Почувствовав приближение конца, он помолился, лег в выкопанную могилу и сказал ученикам засыпать его землей. Те сначала отказывались хоронить учителя заживо, но Иоанна настаивал, и его просьба была удовлетворена.

Другие его ученики, которые не присутствовали при погребении, узнав об этом ужасном событии, вернулись и раскопали могилу. Она оказалась… пуста.

По одной из версий, Иоанн воскрес по примеру своего учителя, Иисуса Христа.

Пустая могила этого апостола находится в городе Сельчук в 2,5 километрах от Эфеса (Турция). Раз в год, 8 мая, там происходят чудеса. В этот день могила источает некий дым, который исцеляет любое заболеванием.

Иоанн Богослов: о чем просят этого святого
Об исцелении от тяжелых болезней

О возвращении человека к жизни после тяжелого потрясения

О благополучном путешествии

О восстановлении любви в семье

О защите от несчастных случаев

День Иоанна Богослова: что нельзя делать
Этот день не считается в церкви большим праздником, и все же верующим не рекомендуется полностью посвящать его домашним заботам. Считается, что работать можно только до обеда. Во второй половине дня любая деятельность запрещена.

Крайне нежелательны выяснения отношений и конфликты.

Известен также ряд сугубо народных запретов. Так, считалось, что в этот день нельзя резать овощи – из-за этого урожай следующего года может быть некачественным.

В этот день нельзя есть чеснок и лук. Славяне считали, что в таком случае человеку каждую ночь будут сниться мертвецы.

(Иоанна 9:1-41. См. карту стр. 222. Таблица 231)

Иоанна 9:1

И проходя . Относительно хронологического изложения этих событий см. Мф. 19:1. Чудо исцеления произошло в субботний день (9:14) вероятно в следующую субботу после праздника Кущей, с которым связаны события 7 и 8 главы (см. на 7:2. 8:2). Однако, возможно, между проповедью в 8 главе и чудом 9 главы имеется промежуток несколько месяцев. Если это так, тогда этот случай имел место, когда Иисус посетил Иерусалим в праздник Обновления, несколько месяцев спустя (см. на 10:22).

Слепого от рождения . Ослепление от разных причин, особенно трахомы — всё ещё бывает на востоке. Из всех чудес, упомянутых в Евангелиях, только в этом случае отмечено, что болезнь существовала от рождения.

Иоанна 9:2

Кто согрешил? Иудеи учили, что страдания этой жизни — суть Божественные наказания за грех. Согласно Талмуда «нет смерти без греха и нет страданий без беззакония» (Шаббаш 55 а в изд. Санкина стр. 255). «Больной человек не может выздороветь от своей болезни до тех пор, пока все его грехи не будут прощены ему» (Недарим 41 а в издании Санкина стр. 130). Далее, раввины учили, что Бог внимательно следит за тем, чтобы грех встретил своё точное наказание согласно правилу: мера за меру. В Мишне приведено несколько примеров этого правила: «Мерой, которой человек мерит, будет отмерено и ему… Самсон пошёл по (желанию) своих очей, поэтому филистимляне выкололи ему глаза… Авессалом гордился своими волосами; поэтому он был повешен своими волосами. И поскольку он сожительствовал с десятью наложницами своего отца, поэтому он был пронзён десятью копьями… и поскольку он вкрадывался в три сердца — в сердце своего отца, в сердце приходящих решать тяжбу и рассудить их справедливо и в сердце всего Израиля… Поэтому три стрелы прошли чрез него» (Сотах 1, 7, 8 в Талмуде изд. Санкина стр. 37, 41). Иудеи придерживались также мнения, что каждый грех имел также своё особенное наказание, и считали возможным, по крайней мере, в некоторых случаях определить вину человека, согласно природе его страданий. После разрушения храма и прекращения деятельности синедриона, а следственно — окончания прав иудеев выносить смертные и другие приговоры, раввин Иосиф учил, что Бог посещал естественными бедствиями тех, которые были достойны смерти: «Тот, кого должны были приговорить к побитию камнями, — или падал с крыши, или был растерзан дикими зверями. Тот, кого должны были приговорить к сожжению — или попадал в огонь, или умирал от укусов змеи. Тот, кого должны были приговорить к обезглавливанию — или был наказуем правительством или на него неожиданно нападали разбойники. Тот, кого должны были приговорить к удушению — или утопал в реке или умирал от удушья (Талмуд Кетхуботх 330 а, 30 б, в изд. Санкина стр. 167).

Хотя эти заявления сделаны гораздо позже времени Иисуса, они, несомненно, отражают мышление иудеев Его времени. Это очевидно из вопроса учеников по этому случаю, а также из вопроса Иисуса на эту тему в Лк. 13:2, 4.

Необходимо отметить, что хотя свыше и было представлено преобладающее мнение, всё же иудеи как исключение предусматривали взгляд, который они называли наказанием любви. Страдания, как они верили, Бог посылал для испытания и очищения. Такие наказания содержали в себе то, во что никогда не могут проникнуть ни изучением Торы, ни молитвы. Тот, кто охотно подчинялся этим наказаниям — согласно их мнения, будет богато вознаграждён. Однако, они рассматривали эти наказания любви, как исключение из общего правила, имея ввиду, где есть страдания, там есть и вина.

Он . Если этот человек был слепым по причине его собственного греха, тогда он должен был согрешить прежде своего рождения, так как его слепота существовала от рождения. В раввинской литературе имеется несколько намёков, что иудеи рассматривали предродовое согрешение со стороны дитяти, по крайней мере, возможным. К примеру, Мидраж Раббах на Быт. 25:22 замечает, что Исав совершил грех, как до рождения, так и во время рождения. Однако преобладающая точка зрения иудеев заключалась в том, что дитя не могло быть виновным в любом проступке прежде рождения. Мидраж Раббах на Лев 22:27 (в изд. Санкина стр. 350) рассказывает историю о матери, которая привела своего сына к судье из-за некоторого проступка. Когда она наблюдала за судьёй, осуждающим других на бичевания, она начала страшиться, что если она раскроет проступок её сына, судья должен убить его. Когда пришла её очередь, она ничего не сказала о проступке, но просто высказалась, что прежде рождения, её сын ударял ножкой (подобно упрямому животному). Судья спросил: не сделал ли он ещё что-нибудь? Она ответила — нет! Тогда он сказал, что за дитятей нет никакого проступка вообще. Ответ судьи отражает всеобщее учение иудеев относительно предполагаемого предродового греха со стороны детей.

Ученики, несомненно, слышали о мелочных доказательствах раввинов об этом запутанном вопросе и очень желали выслушать, что Иисус скажет по этому делу.

Родители его . Эта часть вопроса учеников по крайней мере имела некоторое основание в Св. Писании, ибо в законе сказано, что Господь наказывает детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода «ненавидящих Его» (Исх. 20:5). Дети часто переносили страдания, как последствия грехов его родителей, но они не наказывались за вину родителей (см. на Иез. 18:1, 2, ср. ПП 306).

Некоторые из раввинов учили, что эпилепсия, хромота, немота и глухота приходят как результат нарушения наиболее незначительных правил согласно преданий (см. Талмуд Песахим 112 б в изд. Санкина стр. 579; Гиттин 70 а в изд. Санкина стр. 333; Недарим 20 а, 20 б в изд. Санкина стр. 57, 58).

Они приняли их ошибочную философию, касающуюся страданий от сатаны, ибо он «автор греха и всех его последствий, заставил людей смотреть на болезнь и смерть как происходящих от Бога — как наказание, произвольно налагаемое за грех (ЖВ 471). Они не поняли урока из книги Иова, который показывает, что «страдание налагается сатаной, но аннулируется Богом из-за милостивой цели» (ЖВ 471, см. Пс. 37:2).

Иоанна 9:3

Не согрешил ни он… Такое учение было прямо противоположным популярному взгляду, которого придерживались иудеи (см. на ст. 2).

Явились . Это заявление часто понималось, или более верно, неправильно понималось, как учение, что слепота постигла невиновного младенца, чтобы 38 лет спустя Бог мог проявить Свою могущественную силу. Английский перевод склонен поддерживать такое высказывание. Однако, союз «чтобы» (гр. «хина»), который начинает эту часть предложения, хотя часто выражает цель, может также, и многократно это бывает — вводить предложение следствия или результата. Примеры последнего применения суть следующие: Лк. 9:45. Гал. 9:45. 1Фес. 5:4. 1Ин. 1:9, см. на Мф. 1:22. Если слово «хина» («чтобы» — Ин. 9:3) истолковать как выражающее результат — тогда проблема, изложенная этим стихом, кажется будет устранена и сам стих можно перефразировать следующим образом: «Ни этот человек, ни его родители не согрешили; но как результат его страдания — на нём будут проявлены дела Божии». Таким образом, Иисус не объяснил причины человеческих страданий, но сказал им (иудеям), каким должен быть результат. (ЖВ 471) Ибо тем, которые любят Его, Бог направляет всё, включая и страдания, посланные врагом, ко благу (Рим. 8:22). В провидении Божием страдание, причинённое врагом — направляется к нашему благу.

Иоанна 9:4

Мне должно делать . Очевидность самого текста раздвоена (ср. стр. 146) между этим и чтением «мы должны работать»; последнее подчёркивает связь учеников с Иисусом в Его трудах.

Пославшего Меня . Многократно встречающаяся фраза в Евангелии Иоанна (см. 4:34. 5:24. 6:38 и т. д. см. на 3:17).

Доколе есть день. Т. е. время для труда (Пс. 103:23). Фраза говорит о настойчивости и безотлагательности. Подобное высказывание найдено в Мишне, где раввин Тарфон комментируя о дневном времени жизни сказал: «День краток, а дела (для совершения) много; и работники ленивы, но награда велика; а хозяин дома — настойчивый» (Аббот 2:15. В Талмуде изд. Санкина стр. 24).

Приходит ночь . Для Иисуса ночь была уже недалеко (7:33). Его краткий день — суть время Его служения на этой земле; вскоре для Него наступила ночь, когда Он должен оставить этот мир (см. 9:5).

Иоанна 9:5

Доколе . Это не означает, что Иисус был светом миру только в период времени Своего исторического пребывания на земле, ибо Он и сегодня всё ещё является светом миру. В данном случае Он особенно ссылается на Свою роль «Света» в период времени, когда Он видимым образом находился среди людей. В гр. подлиннике перед словом «свет» нет артикля, и не выражает его стоящее отдельно местоимение «Я» как в заявлении: «Я свет миру» (8:12), относительно значения этого образа — см. на 1:4, 5. Ср. ЖВ 464, 465 стр.).

Иоанна 9:6

Плюнул на землю . Древние народы верили, что слюна содержала исцеляющие свойства (см. к примеру Талмуд Баба Батхра 126 б в изд. Санкина 126 стр.). Однако мнимая исцеляющая действенность слюны не была причиной того, что Иисус применил это средство; Он сделал это просто только потому, чтобы укрепить веру человека. При совершении двух других чудес, также упомянуто применение слюны (см. на Мк. 7:33, ср. 8:23). Приготовление брения, несомненно, входило в список ограничений раввинских законов о субботе (см. 9:14, на 5:10, 16. 7:22-24). Месить глину было особенно воспрещено (см. Мишна Шаббаш 7:2 в Талмуде изд. Санкина стр. 349). К примеру, людям разрешалось лить воду на высевки (отруби) при приготовлении пищи для животных, но им не разрешалось «смешивать всё это» (Мишна Шаббаш 24:3 в Талмуде изд. Санкина стр. 794. См. на 5:16. 9:16).

Помазал брением глаза . Здесь также (см. выше «плюнул на землю») Иисус нарушил раввинское предание, которое разрешало только такое помазание, которое обыкновенно совершалось в другие дни. Любое необычное помазание было воспрещено. К примеру, издревле применялся уксус для облегчения зубной боли. Человек с больными зубами не мог сосать, чтобы уксус проходил через зубы в субботу, он мог применить уксус обычным образом во время принятия пищи, и таким образом получить облегчение (Мишна Шаббаш 14:4, в Талмуде изд. Санкина 539).

Иоанна 9:7

Силоам . Пруд в южной части Иерусалима (См. на Ис. 8:6, см. на карту стр. 545, Иосиф Флавий Война V. 4. 1, 2. 136-141. 9:4. 409-411).

Что значит «посланный» . Силоам — транслитерация еврейского «шилоаш» на гр. язык (транслитерация — передача слов буквами другого алфавита). Еврейское «шилоаш» происходит от глагола «шалач» — «посылать». Для Иоанна характерно выяснить значение еврейских собственных имён для гр. читателей (см. 1:38, 42). Повеление «пойди, умойся в купальне Силоам» — было дано не по причине, что вода имела исцеляющую силу в себе, но, несомненно, потому, что Иисус желал испытать веру человека (ср. 4Цар. 5:10).

Иоанна 9:8

Что он был слеп . Очевидность самого текста свидетельствует (ср. стр. 146) за чтение: «что он был нищим».

Не тот ли это?
Конструкция гр. выражения предполагает положительный ответ. Они были уверены в том, что это был он.

Сидел и просил милостыни . Лучше «сидел и просил подаяния». Это было его обычное дело. Мидраш цитирует несколько высказываний, применяемых нищими, при испрашивании подаяния: «Облагодетельствуй себя через меня» (Раббах на Лев 25:25 в изд. Санкина 432 стр.). «Дай мне милостыню» (Там же 131 а). В талмуде сказано следующее: «Господин, сказала она ему — насыти меня» (Кетхуботх 66 б в изд. Санкина стр. 405).

Иоанна 9:9

Похож на него . Несомненно, внешность человека сильно изменилась. Его открытые глаза теперь освещали всё его лицо. Поэтому относительно его тождественности возникло значительное заблуждение, но исцелённый человек сам уладил этот вопрос, утверждая: «Это я».

Иоанна 9:10

Как? Вполне естественный вопрос. Очевидно, соседи не подвергали сомнению действительность чуда, как руководители Израиля впоследствии (ст. 18).

Иоанна 9:11

Называемый Иисус . Иисус, очевидно, отождествлял Себя только по имени. Слепой человек не знал, что Он был Мессией (см. ст. 35-38). Он никогда не видел Иисуса, ибо, когда он направился умыться в купальню Силоам, в южной части Иерусалима, он был ещё слепым.

Иоанна 9:12

Где Он? Желание увидеть совершившего чудо вполне естественно (ср. 7:11).

Иоанна 9:13

Повели . Иоанн передаёт это повествование с драматической живостью. О причине, почему люди повели исцелённого к фарисеям — нечего не сказано. Возможно факт, что исцеление было нарушением национальных субботних законов (см. на ст. 6) привело их к заключению, что это дело требует внимания фарисеев.

Иоанна 9:14

Была суббота . Поскольку случай со слепым человеком не представлял крайней необходимости в помощи, т. е. его жизнь не находилась в опасности — посему исцеление, которое совершил Иисус было нарушением иудейского традиционного закона (см. на 7:22-24). Эти законы также воспрещали делать брение и мазать им глаза (см. на 9:6). Иудеи, претендовавшие на роль защитников закона, совершенно неправильно поняли намерения и цели относительно субботы (см. на Мк. 2:27, 28). Они не осознавали, что этот день был освящён для физического, умственного и духовного блага человека. Его освящение никогда не имело в виду — не допускать дел, касающихся настоятельной нужды и милосердия, согласующихся с творческой силой, о которой суббота служил напоминанием. Исцелить больного человека не было нарушением Божественного закона о субботе. Ставя в вину нашему Господу такое нарушение, иудеи показали своё невежество относительно закона, предполагая, что они его соблюдали. Семь чудес, отмеченных как произошедших в субботу см. на N 3, 5, 6, 9, 27-29 на странице 205-207 оригинального комментария.

Иоанна 9:15

Также и фарисеи . Эти духовные руководители расспрашивали о фактах дела. Они не отрицали чуда. Исцелённый человек дал краткий, но несомненно вежливый ответ.

Иоанна 9:16

Не от Бога . Фарисеи соглашались с истинностью чуда, но подразумевали, что сила, посредством которой оно было совершено, была от сатаны (см. Мф. 12:24).

Не хранит субботы . Это исцеление считалось незаконным, поскольку этот человек был хронически больным, и его дело не требовало срочного вмешательства. Его жизнь не находилась в опасности (см. на ст. 14). Приготовление брения и помазания глаз также считались нарушением их законов о субботе (см. на ст. 6).

Другие говорили . Среди фарисеев были люди сравнительно лучшего духа и отношения, такие как Никодим (3:1-21. 7:50, 51) и Иосиф (см. на Мф. 27:57).

Человек грешный . Иудеи учили, что Бог совершает чудеса только для достойных. Талмуд содержит следующую интересную дискуссию: «Р. Папа сказал Абайи: как это может быть, что для прежних поколений чудеса совершались, а для нас не совершаются чудеса?… Раввин Иуда ещё не успевал надеть один ботинок (приготовляясь зашнуровать его), как дождь ручьями уже ниспадал с неба, в то время как мы изводим себя, громко кричим и не замечаем, что это благословение отнято от нас! Он ответил: Прежние поколения были готовы пожертвовать своей жизнью ради святости Божьего имени; мы не жертвуем нашей жизнью ради святости Божьего имени» (Берракотх 20 а в изд. Санкина стр. 119, 120. Ср. Лк. 7:4).

Иоанна 9:17

Ты что скажешь? Ударение ставится на «Ты». Фарисеи были не согласны между собой, и этот вопрос, вероятно, был предназначен, чтобы скрыть их разногласие.

Отверз тебе очи . Связь между этой частью предложения и предшествующей лучше было бы перевести союзом «поскольку» или «потому, что» как в русской Библии. Мысль, заложенная в гр. подлиннике гласит как следующая: «А ты, что ты скажешь о Нём, поскольку твои глаза Он открыл?»

Это пророк . В гр. подлиннике слово «пророк» не имеет определённого артикля. Исцелённый человек не признавал Иисуса, что Он был «истинно Тот» пророк, которому «должно придти в мир», как это сделала толпа народа, насыщенная опресноками и рыбой (см. на 6:14. 1:21). Но он признал, что Иисус был более чем обычный человек. Он убедился, что сила, произведшая исцеление — от Бога, что личность, совершившая это — является посланником Божиим. Его свидетельство противоречило высказанному фарисеями: «Не от Бога этот человек».

Иоанна 9:18

Не поверили . До этого момента чудо оставалось неоспоримым, но иудеи стали лицом к лицу с кажущимся противоречием обстоятельств — как мог человек с такими необычными удивительными силами исцеления, очевидно исходящими от Бога — нарушать субботу? Возможно (согласно их нения) чудо не было подлинным. Они искали пути для разрешения этой проблемы и решили опросить родителей.

Иоанна 9:19

Это ли сын ваш? В этом стихе есть три вопроса, заданных специально, чтобы смутить родителей: это ваш сын? Вы говорите, что он был слепым? Как вы смотрите на факт, что он теперь видит?

Иоанна 9:20

Он родился слепым . Именно этот факт стоял перед иудеями, о котором они имели надежду доказать, что он не истинный. Их замысел — лишить чудо законной силы, сделать его недействительным, потерпел неудачу.

Иоанна 9:21

Мы знаем . Это было истинным, или, по крайней мере, уклонением от истины. Они, по-видимому, не присутствовали во время помазания глаз, или когда он умывался в купальне, и таким образом не могли свидетельствовать как очевидцы. Но от своих соседей они слышали об исцелении и знали о его обстоятельствах (см. ст. 22).

Сам в совершенных летах . Иудеи считали зрелым возраст от 13 лет и один день, что касается мальчиков и на один год моложе — для девочек. Таким образом, исцелённый человек был старше 13 лет, но насколько старше, можно только предполагать. В ст. 1 он отождествляется просто как «человек» (гр. «антропос») — член человеческой семьи.

Иоанна 9:22

Боялись иудеев . Это заявление доказывает, что родители были знакомы с обстоятельствами исцеления (см. на 21 ст.). Страх, чтобы не быть отлученными от общества, от синагоги — заставили их скрыть истину.

За Христа . Христос означает Мессия (см. на Мф. 1:1, ср. Ин. 1:41). Сказать, что Иисус был Христом — означало открыто признать взгляд, что Он был Мессией согласно пророчеству. Многие из иудеев (см. Ин. 7:41) и даже из начальников (7:50, 51, см. на 9:16) находились под убеждением, что Он в самом деле был посланным Богом.

Отлучать от синагоги . Несомненно, это ссылка на 30-дневное церковное проклятие, налагаемое иудеями по отношению некоторых проступков, таких, как унизительная речь против авторитетных, начальствующих лиц (см. Мишна едуйот 5:6 в Талмуде изд. Санкина 34, 35 стр., Талмуд Недарим 50 б в изд. Санкина стр. 158. Моэд, Катан 16 а в изд. Санкина стр. 98. Кодашим 70 а в изд. Санкина стр. 354, 355). Относительно дискуссии о церковном проклятии см. Штрак и Биллербек, комментарий на Новый Завет т. 4 стр. 293-333.

Иоанна 9:23

В совершенных летах . См. на ст. 21.

Иоанна 9:24

Воздай славу Богу . Это было особое высказывание, которое требовало от так говорящей личности действия соответствующего таким обстоятельствам, которые должны принести честь и славу Богу. Контекст отмечает, какой именно вид действия ожидали фарисеи. В случае с Аханом требовалось действие — признание вины (Ис. Нав. 7:19). Здесь требование подразумевало, что поведение и признание исцелённого человека не принесло славы Богу. Иудеи пытались вытянуть из уст этого человека заявление, что это не Иисус исцелил его, но Бог.

Грешник . Т. е. поскольку, согласно их понятий Он нарушил субботу (см. на ст. 14).

Иоанна 9:25

Не знаю . Он не был таким неопределённым, как иудеи. Они претендовали «мы знаем», (ст. 24). Однако они не привели ни одного достаточного доказательства и не разрешили затруднительный вопрос, как грешный человек мог совершить такое чудо (ст. 16).

Одно знаю . Исцелённый человек проявил замечательную, удивительную проницательность. Он уклонился от вопроса, был ли Иисус грешником. Он основал своё свидетельство на неоспоримом доказательстве (9:26).

Иоанна 9:26

Что сделал Он? Этот дальнейший перекрёстный вопрос, несомненно, был предназначен, чтобы смутить исцелённого человека. Они надеялись найти какой-либо недостаток или противоречие в его исцелении.

Иоанна 9:27

Вы не слушали . Т. е. не приняли Моего свидетельства.

Вы хотите сделаться Его учениками? Конструкция в гр. подлиннике подразумевает отрицательный ответ. «Не желаете ли вы также быть Его учениками, так ли это?» Только Дух Святой мог сделать способным этого не учёного человека — проявить такую смелую защиту (см. на Мф. 10:19).

Иоанна 9:28

Моисеевы ученики . Хотя не как обычное определение, это выражение встречается в Талмуде при упоминании о фарисейских богословах (Ийома 4 а в изд. Санкина стр. 12). Здесь ученики Иисуса противопоставлены ученикам Моисея. Подобный контраст представлен в Мишне между учениками Авраама и учениками Валаама, т. е. христианами (Абот 5:19 в Талмуде изд. Санкина стр. 72, 73).

Иоанна 9:29

С Моисеем говорил Бог . Эта фраза неоднократно повторяется в Ветхом Завете (Лев 4:1. 6:1. 8:1… ср. Исх. 33:11. Евр. 1:1).

Сего же не знаем . Некоторые из народа заявляли, что они знают, откуда Он (7:27). Иисус ясно сказал иудеям, что Он исшёл от Бога (8:42), но они решились не верить Его свидетельству.

Иоанна 9:30

Удивительно . Эти религиозные руководители должны были быть знакомы с происхождением и претензиями этого столь выдающегося совершителя чудес, каким был Иисус. На протяжении трёх лет Он активно действовал среди них. Доказательство следовало за доказательством, чтобы вдохновить их веру, но иудеи восстали против доказательства своих чувств. Они избрали преднамеренное неведение, и их яркое разоблачение в этом случае было вполне заслуженным.

Иоанна 9:31

Грешников Бог не слушает . Это заявление находилось в согласии с точкой зрения одной части фарисеев (см. на ст. 16). Это рассуждение об исцелённом человеке было неопровержимым. Если, как некоторые из фарисеев допускали, Бог совершает чудеса только для тех, которые достойны, тогда они должны согласиться, что совершивший чудо был Бог, особенно ввиду необычного характера этого чуда. Заявление «грешников Бог не слушает», конечно, является истинным относительно упрямых, своенравных, не желающих раскаяться грешников. Но Бог всегда слышит молитву кающегося грешника, который умоляет о милости и прощении (см. на Лк. 18:13). Он также многократно слышит молитвы тех, которые отошли от пути правды; Он не сразу отказывается от тех, которые сбились с истинного пути. Он часто продолжает изливать Свои благословения, как побуждение к возвращению. Из-за этого факта обратное положение вышеизложенного заявления — не всегда истинно. Факт, что Бог отвечает на молитву человека, и в то же время не является обязательным доказательством, что Он вполне одобряет поведение человека. Человек, получивший ответ на молитву не должен торжествовать, в предполагаемом доказательстве о своей праведности и принятии; он должен ещё более тщательно соответствовать Божественному образцу. Он не должен истолковывать благословения Божии, как санкционирующие весь курс его действий. Любое преднамеренное упорство в познании греха, в конечном счете, приведёт к неотвратимому разделению между грешником и Богом (Отк. 22:11).

Творит волю Его . Ср. 1Ин. 3:22. П. Х. 95 стр.

Иоанна 9:32

От века . Выражение, равнозначное «никогда». Исторические записи не открывают ни одного случая исцеления врождённой слепоты.

Иоанна 9:33

Не мог бы творить ничего . Этим доказательством некоторые из фарисеев выдвинули себя (ст. 16). Никодим одержал полную победу. Его логика была неоспоримой. Фарисеи были поставлены в тупик, не имея никакого ответа на его аргументы. Они прибегли к грубой бранной речи.

Иоанна 9:34

Во грехах ты весь родился . Они направили свой удар в самое больное место — на его несчастное состояние при рождении, как на признак особого греха, возможно подразумевая, что он согрешил прежде рождения (см. на ст. 2).

И выгнали его вон . Возможно, имеется в виду исполнение угрозы, упомянутой в стихе 22 (см. комментарий там).

Иоанна 9:35

Нашед его . Пастыри Израиля выгнали потерянную овцу, но её нашёл Добрый Пастырь (10:11, см. на Лк. 15:1-7). Иисус никогда не находился далеко от желающих воспринять Его Божественное влияние (Рим. 10:8, 9).

Сына Божия . Доказательство самого текста раздвоено (ср. 146 стр.) между этим, и чтением «Сына Человеческого». Первое заключает в себе располагающий факт, что выражение было обычным исповеданием веры (см. Ин. 1:49. 11:27, ср. Мф. 16:16. Ин. 1:34. 20:31). Такое представление было согласно со свидетельством исцелённого человека, торжественно высказавшим своё мнение перед фарисеями (9:30-33). Человеческая природа Иисуса, выделяющаяся в титуле «Сын Человеческий» (см. на Мф. 1:1. Мк. 2:10) не была здесь предметом спора или обсуждения.

Иоанна 9:36

Кто Он? Исцелённый человек не видел Иисуса прежде. Когда Господь отпустил его умыться в купальне Силоам, это человек был ещё слепым. Будучи слепым от рождения до этого дня, он никогда не видел человеческого лица. Как взволнованно он должен был всматриваться в выражение лиц своих родителей и знакомых! Теперь первый раз он созерцал любящее лицо Иисуса. Какой контраст. с хмурыми, сердитыми лицами лицемерных фарисеев! Несомненно, голос отождествлял Иисуса, как Того, Кто исцелил его.

Господи . Гр. «куриос», здесь возможно просто титул уважения, равнозначный слову «господин».

Чтобы мне веровать . Он был готов веровать в Мессию и чувствовал, что этот человек, которого он признавал как пророка (ст. 17), мог сказать ему, кто был Мессия.

Иоанна 9:37

И видел ты Его . Эти слова не указывают на предыдущую встречу, но на настоящий момент. Он видел в Иисусе Того, благодаря Которому все, если бы только использовали своё зрение в течение всей своей жизни — смогли бы видеть. Никто так не слеп, как не желающие видеть! Обратите внимание на контраст положения иудеев в 6:36.

Иоанна 9:38

Господи . Гр. «куриос», теперь возможно высказанное в более почтительном и даже Божественном значении (см. на ст. 36).

Поклонился . Как драматический результат повествования, человек, чьё физическое зрение было восстановлено, теперь видел Иисуса, истинный свет мира. Он не только возрадовался в телесном свете, но он видел также и глазами своей души.

Иоанна 9:39

Суд . Гр. «крима» — не действие суда, которое соответствует гр. слову «кризис», но результат суда — в данном случае просеивание или отделение. Этот стих, таким образом, не противоречит 3:17 (ср. 8:15). Конечная цель первого пришествия не заключалась в том, чтобы осудить мир, но спасти мир (ср. Лк. 19:10). Однако, пришествие Христа принесло свет во тьму человеческих сердец и в зависимости от принятия или отвержения этого света, люди произносят над собою суд. Свет сам по себе не судит человека, но посредством Него те, которых Он освещает — будут судимы. Этот эффект служения Христа был предсказан Симеоном (Лк. 2:34, 35).

Невидящие . Это было истинным в двойном смысле. Христос исцелял слепых физически (Мф. 11:5), но Он также исцелял слепых духовно. Оба вида Его миссии проявились в этом чуде.

Видящие стали слепы . Ср. Ис. 6:9, 10. Мк. 4:11, 12. Когда люди возлюбили тьму более, чем свет (Ин. 3:19) они, в конце концов, потеряли их чувство духовного восприятия (см. Мф. 6:23. 1Ин. 2:11).

Иоанна 9:40

Неужели и вы слепы? Гр. конструкция предполагает отрицательный ответ. Конечно мы, религиозные руководители не слепы! Их вопрос не был смиренным, тревожным вопросом. Фарисеи, несомненно, видели значение заявления Господа, но их слова были произнесены в насмешливом, презрительном тоне.

Иоанна 9:41

Если бы вы были слепы . Т. е. если бы они не имели никакой возможности получить просвещение. Бог судит людей на основании света, который они приняли или могли принять, если бы приложили усилия (см. на 15:22).

Видите . Их духовное состояние отражало самодовольство своим настоящим познанием, которое препятствовало Богу сообщить им дальнейшее познание. Отвергая Иисуса, иудеи отвергли канал, через который небо пыталось пролить свет.

Иисус исцеляет слепого

1 Однажды Иисус, проходя мимо, увидел человека, слепого от рождения. 2 Ученики Его спросили:

– Рабби, почему этот человек родился слепым? Кто согрешил, он сам или его родители?

3 – Нет, это не из-за его греха или греха его родителей – ответил Иисус, – это произошло для того, чтобы на нем были явлены Божьи дела. 4 Пока еще день не кончился, мы должны совершать дела Того, Кто послал Меня. Наступает ночь, и тогда уже никто не сможет ничего делать. 5 Пока Я в мире, Я – Свет миру.

6 Сказав это, Иисус плюнул на землю, смешал слюну с землей и помазал ею глаза слепому.

7 – А теперь пойди и умойся в пруду Силоам, – сказал Он слепому (Силоам значит: «Посланный»).

Слепой пошел, умылся и вернулся зрячим. 8 Соседи его и те, кто раньше видели его просящим милостыню, спрашивали:

– Разве это не он сидел и просил милостыню?

9 Одни говорили:

– Да, это он.

Другие говорили:

– Нет, он только похож на него.

Исцеленный же сам говорил:

– Это я.

10 – Как же ты прозрел? – спрашивали они.

11 Он ответил:

– Человек, Которого зовут Иисусом, смешал грязь и помазал мои глаза, потом Он сказал мне пойти в Силоам и умыться. Я пошел, умылся и стал видеть.

12 – Где Он? – спрашивали они его.

– Я не знаю, – отвечал исцеленный.

Религиозные вожди допрашивают исцеленного

13 Человека, который раньше был слепым, привели к фарисеям, 14 потому что Иисус смешал грязь и открыл ему глаза в субботу. 15 Фарисеи тоже спросили его, как он обрел зрение.

– Он помазал мои глаза грязью, – ответил исцеленный, – я умылся и теперь вижу.

16 Некоторые фарисеи стали говорить:

– Человек Этот не от Бога, потому что Он не соблюдает субботу.

Другие же спрашивали:

– Как грешник может творить такие знамения?

Мнения разделились. 17 Тогда они опять стали расспрашивать слепого:

– Что ты сам можешь сказать о Нем? Это ведь твои глаза Он открыл.

Человек ответил:

– Он пророк.

18 Иудеи все еще не верили, что он был слеп и что обрел зрение, и поэтому позвали его родителей.

19 – Это ваш сын? – спросили они. – Это о нем вы говорите, что он родился слепым? Как же он может сейчас видеть?

20 – Мы знаем, что это наш сын, – ответили родители, – и мы знаем, что он родился слепым. 21 А как он сейчас может видеть и кто открыл его глаза, мы не знаем. Спросите его сами. Он уже совершеннолетний и может сам ответить за себя.

22 Родители так ответили из боязни перед иудеями, так как те уже вынесли решение о том, что кто признает Иисуса Христом, тот будет отлучен от синагоги. 23 Поэтому родители и сказали: «Он уже совершеннолетний, спросите его самого».

24 Они во второй раз вызвали человека, который был слепым.

25 Исцеленный ответил:

– Грешник Он или нет, я не знаю. Я знаю одно, что я был слеп, а сейчас вижу!

26 Они спросили:

– Что Он с тобой сделал? Как Он открыл твои глаза?

27 Он ответил:

– Я уже говорил вам, а вы не слушали. Зачем вы хотите еще раз это услышать? Вы тоже хотите стать Его учениками?

28 Они стали оскорблять его и сказали:

– Сам ты Его ученик! Мы ученики Моисея! 29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, а об Этом Человеке мы даже не знаем, откуда Он.

30 Исцеленный ответил:

– Вот это-то и странно! Вы не знаете, откуда Он, а Он открыл мне глаза. 31 Мы знаем, что Бог грешников не слушает. Он слушает только тех, кто чтит Его и поступает по Его воле. 32 Ведь испокон веков никто не слышал, чтобы у рожденного слепым открылись глаза # 9:32 Прозрение слепых часто рассматривалось пророками, особенно Исаией, как знак времен Христа (см. Ис. 29:18; 35:5; 42:7, 18). . 33 Если бы Этот Человек не был от Бога, то Он не смог бы сделать ничего такого .

Поделиться: