Конспект занятия "наши помощники - органы чувств". Познание себя. Наши помощники (органы чувств)

Работая воспитателем несколько лет, наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что знакомя детей с окружающим миром: со своей семьёй, с малой родиной, со своей страной и даже давая ознакомительные представления о строении мира, мы порой обходим стороной, не обращая внимания на самое близкое и на мой взгляд не менее важное, чем всё окружающее, это познание себя, – строение своего тела, значение и функции каждого органа, отсюда, забота о своём здоровье, укрепление его, личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового образа жизни.
Давая знания детям о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребёнку ответить на такие жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Каков я есть, что я из себя представляю?» Поняв это, ребёнок не только сможет назвать своё имя, фамилию, возраст, домашний телефон и адрес, имена и отчества родителей и другие заученные факты, но и научиться различать недостатки и достоинства (свои и других людей), объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение.
Опираясь на исследования З. Фрейда, можно констатировать: интерес к своему физическому Я, к своему телу отмечается у детей ещё на первом году жизни. Он не исчезает на протяжении всей жизни человека, изменяется лишь его направленность. Однако до недавнего времени специальная работа по ознакомлению с организмом проводилась лишь в старших классах школы в курсе анатомии, физиологии и гигиены. Следовательно, до четырнадцатилетнего возраста удовлетворение этого интереса проходило через приобретение отрывочных или случайных сведений.
Человеческий организм представляет собой очень сложный механизм взаимодействующих между собой систем и органов. Традиционно принято главным органом считать сердце. А может, важнее мозг или лёгкие? Попробуйте представить себе жизнь человека, лишенного возможности воспринимать окружающее… Чтобы обеспечить человеку полноценное восприятие окружающего, природа наделила его специальной системой органов чувств. Именно этой теме мне и хотелось бы уделить внимание.
У человека пять основных органов чувств: глаза как орган зрения, уши как орган слуха, нос как орган обоняния, язык как орган вкуса и кожа (руки) как орган осязания. Однако органы чувств тесно взаимосвязаны между собой и представляют одну из жизненно важных систем организма, в котором наряду с четкими особенностями того или иного вида чувствительности существует компенсаторная деятельность этих органов, направленная на частичное восполнение тех или иных ощущений. К примеру, у слабовидящих или слепых людей обостряются кожная (тактильная) чувствительность и слух.
Резервы человеческого организма огромны, но не бесконечны. Поэтому чрезвычайно важно соблюдать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья, всех систем и органов человеческого организма. Для этого необходимы:
а) элементарные знания и представления об организме, сформированные не путем механического запоминания, а через осознание конкретного материала;
б) самостоятельная активная деятельность по применению этих знаний.

Поэтому работа по формированию элементарных представлений об организме начиная с дошкольного возраста должна быть направлена на:

  • осознанное ведение здорового образа жизни;
  • уменьшение количества приобретенных заболеваний и травм;
  • изменение внутренней позиции личности по отношению к себе и окружающим людям.

Конспект занятия «Наши помощники»

Задачи:

  • Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.
  • Учить воспринимать объекты разными органами чувств.
  • Воспитывать опрятность, желание следить за своим внешним видом.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, на прошлых занятиях мы с вами знакомились с предметами помощниками, которые были раньше и которые мы используем сейчас. Сейчас мы гладим электрическим утюгом, а скажите мне чем раньше гладили люди? (Дидактическая игра «Раньше и сейчас»).

Дети: Жаровым утюгом, а ещё раньше был такой инструмент рубель.

– Молодцы, помните. Сейчас мы мусор и пыль собираем пылесосом, а раньше чем?

Дети: Веником, метлой.

– Замечательно вы всё помните. Из этого следует, что предметы помощники у человека были не всегда одни и те же, с изменением жизни, развитием общества и конкретно человека, он придумывал и изобретал себе всё новых и более удобных помощников.
Но, давайте с вами подумаем, всегда ли это было так, и с чего всё началось (вывешивается иллюстрация с изображением первобытных людей) . Ребята, посмотрите пожалуйста на этой картине изображены самые первые люди, которые жили на нашей земле, у не было ни пылесосов, ни стиральных машин, ни электрических утюгов, и многого другого, чем мы привыкли пользоваться в современной жизни. И жили они не в квартирах со всеми удобствами, а в пещере и грелись у костра, но всё-таки какие-то помощники у них уже были. Как вы думаете, что необходимо человеку, чтобы он выжил? (Ответы детей)

– Правильно, чтобы выжить живому существу необходимы еда, одежда, жилище. У первобытных людей первым развивалось осязание (чувствование кожей); они чувствовали прикосновение и боль, например, если наступали на острый предмет или пытались дотронуться до горящей ветки, т.е. узнавать и изучать окружающий мир им помогали помощники руки или точнее сказать орган осязания – кожа. У нас с вами есть эти помощники? Они нам помогают сегодня?

Дети: Да, чтобы определить мягкая или жёсткая ткань мы её должны потрогать (или как говорят, пощупать руками и т.д.). Чтобы определить, теплый ли чай, мы трогаем чашку рукой.

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»

Дети, не заглядывая в мешочек, опускают в него руку и пытаются определить, что в нём лежит. В мешочке лежат камешки, карандаши, кисточка, мягкая, резиновая и пластмассовая игрушки. Дети должны определить материал, из которого сделаны вещи.

– Молодцы ребята, делаем вывод, что у нас, как и у первобытных людей, тоже руки или кожа остаются помощниками. (На доске выставляется карточка с изображением руки).

– У первобытных людей было много разных врагов. Даже ночью, устав до изнеможения, они не могли спать спокойно, опасаясь быть застигнутыми врасплох дикими животными. Тогда незаменимыми помощниками стали уши, т.е. начал развиваться и обострятся слух. Скажите пожалуйста, зачем человеку слух?

Дети: чтобы слушать людей, музыку, телевизор, если видишь, но не слышишь, то не поймёшь, о чём мультфильм, или кино и т.д.

– Для улавливания и различения звуков у человека (и многих животных) существует специальный орган – уши.

– Сколько у вас ушей?

Дети: Два, правое и левое ухо.

– В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно воспринимают окружающие звуки. Представим себе такую ситуацию: вы сидите в парке на скамейке и читаете интересную книгу, а на вас хочет напасть злая собака. Она с лаем бежит к вам.

– Какие помощники первыми сообщат вам об опасности?

Дети: Уши. Мы можем не видеть, так как смотрим в книгу, но услышим что где-то лает собака.

– Уши даже спящего человека различают достаточно тихие звуки: шорох листвы, шаги и т.п. Именно уши «сообщают» мозгу о том, что приближается опасность. Кстати, у древних людей уши были подвижными; они улавливали разные звуки, поворачиваясь, как локаторы, по направлению источника звука. У современного человека тоже есть такие мышцы за ушами, но теперь они очень слабые, т.к. у нас изменились условия жизни.

Подвижная игра «Ау»

Дети встают в круг, водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Все дети идут по кругу, держась за руки, и произносят слова: «Саша, ты сейчас в лесу мы кричим тебе: – ау!». Один из детей, на кого покажет воспитатель, тихим голосом произносит «Ау». Водящий должен по голосу определить, кто сказал «Ау» и где находится.

– Молодцы, ребята, хорошо играете, скажите пожалуйста, какие помощники помогали нам в этой игре?

Дети: Уши.

– Таким образом, уши в нашей современной жизни тоже являются помощниками человека. (Выставляется карточка с изображением уха).

– Всем нам знаком предмет-помощник, созданный человеком телефон. Скажите, могли бы люди пользоваться телефоном, если бы не было ушей, как органов слуха?

Дети: Нет. Человек просто не смог бы им пользоваться, или только бы писал СМС и ММС, если бы он умел читать и видеть, т.е. смотреть и рассматривать картинки.

Далее, если дети знакомы с сотовым телефоном, даже если не умеют читать, то от телефона можно перейти к другим помощникам – глазам, т.е. если бы у человека не было ушей, то он не смог бы разговаривать по телефону, но если у него есть помощники глаза – как орган зрения, тогда он может общаться по телефону с помощью картинок или букв, рассматривая их или читая. Если дети не знакомы с сотовым телефоном, тогда воспитатель говорит:

– Ребята, закройте пожалуйста глаза, я вам сейчас что-то покажу, все закрыли глаза? Вы видите, что я вам показываю? А почему вы не видите?

Дети: Мы не видим, потому что у нас закрыты глаза.

– Откройте глаза, и посмотрите. Теперь вы видите? (Ответы детей) .

Открывают глаза и видят красивую картину с изображением улыбающихся детей.

– Как чудесно, что у нас есть такие помощники – глаза. Если бы их не было, мы бы не увидели и не смогли бы рассмотреть эту картину.

– Что вы чувствовали, когда закрыли глаза?

Дети: Было темно, хотелось открыть глаза, ничего не видно.

– А зачем человеку глаза? (Чтобы смотреть). Как бы мы жили, если у нас не было глаз?

Дети: Мы бы не смогли смотреть телевизор, читать книги, тяжело было бы идти по дороге, т.к. не видишь куда идёшь и т.д.

– Послушайте, я вам прочту стихотворение Н. Орловой «Ребятишкам про глаза»

Древним людям глаза тоже очень помогали, с помощью глаз люди сначала различали только свет и темноту, но постепенно научились различать многообразие красок окружающего мира. Значит у нас, как и у древних людей, есть помощники, глаза – органы зрения, которые помогают нам всё видеть. (Выставляется картинка с изображением глаза).

– Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос)

– Для чего первобытным людям нужен был нос?

Дети: для того, чтобы нюхать, чувствовать запахи. Запах дыма, животного или какой-то пищи. Значит нос им помогал определять запахи. А у нас с вами есть нос? (Да)
– А для чего он нам?

Дети: Что бы чувствовать запахи, чтобы дышать.

Проводится опыт. Дети закрывают глаза, сидя на стульчиках, а воспитатель в это время чистит апельсин. Спрашивает детей: чувствуют ли они какой-нибудь запах? И какой? Чем пахнет?

Дети: Чувствую запах апельсина.

– Правильно, заметьте, вы не видели, что я делаю, и не слышно было ничего, руками вы тоже ничего не трогали, а сразу сказали, что пахнет апельсином. Кто вам в этом помог?

Дети: Нос.

– Нос – это орган обоняния, он помогает нам чувствовать запахи. (Выставляется четвёртая карточка с изображением носа).

Примечание: На занятии или в свободное время можно прочитать стихи Ю.Прокопович «зачем носик малышам», Э. Мошковская «Мой замечательный нос» (см. Приложение )

– Ребята, а вам хотелось бы узнать, какой апельсин – кислый или сладкий? (Да)

– А какой помощник нам в этом поможет?

Дети: Язык.

Воспитатель раздаёт всем по маленькому кусочку апельсина, дети пробуют. Какого вкуса апельсин?

Дети: Кисло-сладкий.

– И снова никто из вас не ошибся! Надо же как хорошо вам помогают ваши помощники. Язык помогает ощутить вкус пищи. Различают сладкий, кислый, солёный и горький вкус. Вкусовые ощущения и пристрастия у вех людей разные: одним нравится вкус банана, а другим – яблока. Некоторые любят кислое, а другие – солёное. (Выставляется картинка с изображением языка)

– Но не всё стоит пробовать на вкус. Гуляя в лесу, например, можно ли пробовать грибы или незнакомые ягоды. (Ответы детей) . Скажите, что ещё нельзя пробовать на вкус?

Дети: Нельзя без разрешения взрослых пробовать лекарства и незнакомые продукты.

– Молодцы! А теперь давайте посмотрим на наши карточки. Сколько их? Перечислим всех наших помощников: кожа рук – орган осязания, ухо – орган слуха, глаза – орган зрения, нос – орган обоняния и язык – орган вкуса. Вот мы с вами и познакомились с нашими первыми помощниками – а называются они органы чувств.
У первобытных людей не было ещё предметов помощников, которые могли бы облегчить им труд, но у них были замечательные помощники – органы чувств, которые помогали им выжить и жить. Чтобы наши помощники нам всегда помогали, мы должны беречь их, и ухаживать за ними. Кто может сказать, как нужно ухаживать за кожей? За ушами? За глазами? за носом? За языком? (Ответы детей)

Конспект занятия «Руки – наши помощники».

Цели:

  • Познакомить детей с нашими помощниками – руками, как органом осязания и, как частью человеческого организма.
  • Дать детям представление о значении кожи (рук) для человека.
  • Воспитывать опрятность, желание содержать свое тело (руки) в чистоте.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Давайте вспомним какие у нас с вами есть помощники. (Вывешиваются иллюстрации с изображением глаза, уха, руки, носа и языка, с прошлого занятия)

Дети: Глаза – орган зрения, помогают нам смотреть, уши – орган слуха, помогают нам слушать, нос – орган обоняния, помогает нам чувствовать запахи, язык – орган вкуса, помогает нам различать пищу по вкусу, и руки, кожа – орган осязания – помогают нам на ощупь определить форму, качество, температуру предмета.

– Молодцы ребята! Сегодня мы с вами поговорим о наших помощниках – руках, как органах осязания. Рассмотрим наши руки. Вот эта часть (показываю) называется кистью. Как вы думаете почему? (Она напоминает кисть художника, с её помощью мы можем рисовать, писать, она похожа и на кисть винограда и ягоды – «пальцы»)

– А сколько пальцев у нас на руке?

Дети: На каждой руке по пять пальцев. Каждый палец имеет название: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец (называют и показывают) .

– Пальчики у нас все разные, поэтому и названия все имеют разные. Что есть еще на наших пальчиках?

Дети: ногти.

– Правильно, какие они?

Дети: Широкие, длинные, гладкие, постоянно растут.

– Хорошо. А как мы ухаживаем за ними? Что нужно делать если они постоянно растут? (Подстригаем ногти и чистим под ними, чтобы там не поселились микробы).

– Ребята, где находятся наши руки, по отношению к туловищу?

Дети: Сбоку от туловища, растут от плеч.

– Молодцы! Давайте посмотрим строение руки на этой картине (показывается иллюстрация с изображением руки).

– Кто знает как называется эта часть руки? (Показ)

Дети: Локоть.

– Правильно, он находится на середине руки, в этом месте наша рука сгибается.

– Что вы можете сказать, из чего сделаны наши руки?

Дети: Внутри находится кость, мышцы, сосуды, по которым течёт кровь, сверху – кожа и волосы.

– Хорошо. Скажите пожалуйста, для чего нам нужна кость?

Дети: Чтобы наша рука держала форму, была сильной и твёрдой и т.д. Без костей наше тело напоминало бы мешок.

– Для чего нам нужны мышцы?

Дети: Мышцы двигают рукой, сгибают и разгибают её. С их помощью мы можем что-то поднимать и держать в руках, т.е. мышцы двигают нашими руками.

– Молодцы! Вы уже сказали, что наши руки покрыты кожей с волосками. А зачем нам кожа?

Дети: Кожа наш защитник, она защищает руки от грязи, микробов и даже от холода, когда нам холодно волоски на нашей коже встают.

– Ребята, а как мы должны заботится о наших руках?

Дети: Мыть руки, подстригать ногти, в холодную погоду одевать варежки. Чтобы наши руки были сильными и ловкими, мы должны их тренировать, т.е. делать зарядку.

Пальчиковая гимнастика

Вот помощники мои их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять, не сидится им опять.
Постучали, повертели и работать расхотели.
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот рядом прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
А другой давненько спит,
Кто у нас ещё шумит?
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придет,
Солнце красное взойдет,
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать.
Просыпайся детвора
В детский сад идти пора.

– Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесный мешочек, а вам хотелось бы узнать, что в нём лежит?

Дети: Да.

– Какие помощники нам в этом помогут?

– Потрясём мешок (мешок звенит) , непонятно что в нём, что-то гремит, а что сказать нельзя.

Воспитатель даёт детям понюхать мешок.

Дети: Резкого запаха нет, вроде бы ничем не пахнет.

– Помочь не могут, т.к. мешок завязан, а через него ничего не видно.

– Не помогает, потому что из мешка ничего доставать нельзя, а мешок пробовать на вкус бесполезно. Остались помощники только руки. Воспитатель вызывает детей по одному, несколько человек, дети засовывают руку в мешок, и щупая рукой, пальцами, точнее – органами осязания, игрушки, находящиеся в мешке. Сначала должны сказать, что это такое а потом достать и показать всем. (В мешке находятся: машинка, мяч, кубик, игрушка – рыбка.)

– Молодцы, ребята! Все игрушки определили правильно. А кто может объяснить, как же нам помогли руки?

Дети: Трогали предметы, определяли – гладкие они или шероховатые, есть ли у них уголочки, и т.д.

– Правильно, ребята. Вот эта способность рук, а точнее кожи, узнавать предметы на ощупь называется осязание.

– Ребята, а в вашей жизни были такие случаи, когда вам другие помощники не могли помочь, а руки помогали?

Дети: В темноте найти выключатель, или какой-то предмет, застегнуть верхнюю пуговицу, когда рядом нет зеркала, определить: что находится в кармане и т.д.

– Вот оказывается руки какие помощники!

Чтение стихотворения детьми С.Михалкова «Пятерня»

Две руки у меня
И на каждой пятерня!
Выручаешь ты меня
С ней не надо расставаться
Пятерня всегда со мной
Если надо причесаться –
Причешусь я пятернёй!
Но, пожалуй, мой дружок,
Всё же лучше гребешок.

Пятерня, пятерня
Выручаешь ты меня!
Если надо мне сморкаться –
Пятерня всегда со мной.
Но не лучше ли дружок,
Если всё-таки в платок.

Пятерня, пятерня
Выручаешь ты меня!
Если надо будет драться –
Буду драться пятернёй –
С ней не надо расставаться –
Пятерня всегда со мной.

Ну, а если милый друг,
И тебя ударят вдруг,
Сколько пальцев на руке –
Столько их и в кулаке.

Пятерня, пятерня
Для чего ж ты у меня?
Для того, чтобы не драться
А лопату в руки брать,
Чтобы в пальцы не сморкаться,
А здороваться, прощаться,
И с друзьями в мяч играть.

– В этом стихотворении мы видим, что рука нам может заменить некоторые предметы –помощники. Ребята, скажите пожалуйста, а какие ещё предметы можно заменить рукой?

Дети: Совок – мама из мешка накладывает муку, ребёнок копается в песке; чашку – из ключика пить воду; корзиночку – собрать ягоды в руку; ножницы – рвать бумагу. (Если дети затрудняются ответить, помочь им прийти к этим выводам)

– Оказывается руки у нас большие помощники и наверное многие вещи мы без них просто не смогли бы сделать. Поэтому мы должны заботиться о них: содержать в чистоте, в тепле и учить их делать ещё больше различных действий.

– Мы сегодня с вами говорили о том, как много наши руки умеют делать, а что бы вам хотелось, чтобы ваши руки научились делать? (Ответы детей)

– А вы знаете о том, что люди которые не слышат, разговаривают с помощью рук, то есть с помощью жестов. Они объясняют друг другу с помощью рук, что они хотели бы сказать – это называется сурдопереводом. Давайте и мы с вами поиграем в игру, в которой водящий по жестам наших рук и движениям должен будет определить, что мы хотим сказать. При этом мы не должны ничего говорить.

Подвижная игра «Дедушка Мазай»

Играющие говорят слова:

Дедушка Мазай, возьми нас на работу.
Мазай: А что вы умеете делать?
– Мы не скажем, а покажем.
А где были мы не скажем. (Показывают какое-то действие, например колоть дрова, мыть посуду и т.д.)

Игра проводится несколько раз по желанию детей.

Окружающий мир

Тема: « Наши помощники – органы чувств».

Цели:

показать роль и специфику разных органов чувств;

показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают;

прививать бережное отношение к своему организму;

учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок.

Ребята, какое время года сейчас?

А вы хотите вернутся в раннюю осень? А давайте попробуем (слайд 2) .

Представьте, что вы тихо вошли в лес. Остановились. Присмотрелись и увидели малину (слайд 3) . Ах, какая ягода! Расскажите, какая? (Красная, сладкая, пахучая.)

А вот река (слайд 5) . Около реки камни. Расскажите, какие они. (Большие, холодные, черные и т.д.)

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний

Ребята, посмотрите, кто-то свалился в реку? Кто знает этого сказочного героя? (Это Лунтик. У него пустое лицо.)

Он очень хотел поближе познакомиться с вами, увидеть вас, поговорить. Как вы думаете, у него это получится? Почему нет?

Просто Лунтик решил, что глаза, уши, рот, нос ему совершенно ни к чему. Зачем лишние заботы: каждое утро умываться, уши чистить? А вы с ним согласны? А для чего они нам нужны?

Но, чтобы все это доказать Лунтику нам с вами предстоит провести настоящие исследования. Как вы думаете, что мы будем исследовать? (Глаза, нос, руки, рот.)

Как можно назвать того, кто помогает человеку? (называется помощником)

Прочитайте тему нашего урока (слайд 6) (Наши помощники - органы чувств.)

Что нам надо доказать Лунтику? Какая будет цель нашего урока? (Нам надо доказать ему, что без наших помощников - органов чувств мы не сможем полноценно существовать - это и будет целью нашего урока.)

Составим план урока (слайд 7) .

У вас на столах лежит овал лица человека. Ваша задача: на протяжение всего урока дорисовывать ручкой те части лица, о которых вы узнаете.

(слайд 8) (Звучит музыкальная запись Л. Бетховена «Лунная соната»)

Вам нравится эта музыка?

Какой орган помог вам услышать музыку? (Уши) (слайд 9)

Уши - это орган слуха.

Какой орган чувств нужно дорисовать человечку, чтобы он услышал музыку? Дорисуйте.

Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. У вас на парте, на тарелочке, лежит два сухарика.

Задание. Сухарик есть сначала один ученик. Сосед слушает. Потом меняемся ролями.

Что услышали? Что заметили? (Когда ешь сухарик, то громко слышится его хруст, а сосед слышит тихий хруст.)

Дело всё в том, что человеческая кость хорошо проводит звук. И некоторые глухие люди слышат через кости (слайд 10) .

Я вам включала музыкальный отрывок из произведения Людвига Ван Бетховена «Лунная соната». Это произведение Бетховен заканчивал писать, когда был почти глухой. Но и став глухим, Бетховен продолжал слушать музыку. Он один конец трости клал на рояль, а другой держал в зубах. Так он пусть очень плохо, но всё же слышал. Природа очень интересно устроена. Человек продолжает открывать её тайны.

А теперь, ребята, я предлагаю выйти к доске....

У меня на столе стоят краски. Смешайте красную и жёлтую краски.

Какая получилась? (получилась оранжевая)

Смешайте жёлтую и синюю. (У нас получилась зеленая.) Что нам помогло определить цвет? (нам помогают глаза).

Какой можно сделать вывод? (Глазами мы различаем цвета.) (слайд 12)

Я вам показываю разные геометрические фигуры: круглые, квадратные, треугольные.

Какие ещё признаки помогают различать глаза? (Глазами мы различаем форму предметов.)

Глаза - это орган зрения.

Физминутка для глаз.

А теперь Лунтик предлагает нам немного отдохнуть и выполнить физминутку (слайд 13) .

Что нам помогло определить направления движения Лунтика? (Глаза)

Какой мы можем сделать вывод? (мы можем определить, движутся ли предметы или стоят на месте.)

Какое значение в нашей жизни имеют органы зрения? (Глазами мы видим предметы и можем определять их признаки: форму, цвет, величину. Также мы видим красоту окружающего мира, можем читать, смотреть кино и телевизор.)

Глаза надо беречь - потерянный глаз ничем не заменишь! (слайд 14)

А теперь закройте глаза.

Что вы сейчас почувствовали? (Учитель разрезает апельсин) (Запах апельсина).

Скажите, какой орган вам помог определить предмет по запаху? (Нос).

А теперь закройте нос. Вдохните ртом.

Что можете сказать? (Запах не чувствуем.)

Какой вывод мы можем сделать? (Только нос помогает определить предмет по запаху.) (слайд 15)

Нос - важный орган. Нос помогает человеку не только определить запахи, но и вовремя предотвратить опасность, например, запах дыма, газа, запах несъедобной пищи и т.д.

Нос - орган обоняния.

К обонянию надо относится очень бережно. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы сохранить обоняние? (слайд 16)

А теперь к доске я приглашаю 3 учеников. На столе у меня стоят 3 стакана с соком (томатный, мультифрут, апельсиновый). Попробуйте. Что вы можете сказать о вкусе этих соков?

Какой орган чувств вам помог определить вкус сока? (Язык) Органом вкуса является язык. Благодаря ему мы чувствуем вкус пищи. (слайд 17)

Язык – орган вкуса.

Отгадайте загадку (слайд 18) :

Мы в неё зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это … (кожа)

Что помогает кожа почувствовать человеку? (Холод, тепло, мороз, жару) (слайд 19)

Кожа – орган осязания, с помощью которого мы можем определить предмет.

ΙΙΙ. Применение нового знания

Работа с учебником (слайд 20) .

Давайте откроем учебники на с. 58. Посмотрите на картинку. Что вы видите?

Назовите ещё раз части тела, которые помогают нам познать окружающий мир.

Физминутка.

А теперь проверим ваши знания. У вас на столах лежат карточки. Соедини стрелочкой правильные ответы, работаем в парах

Давайте проверим правильный ответ с показом на доске (слайд 21) .

VΙ. Итог урока

(слайд 22) А теперь, ребята, посмотрите на доску. Вначале урока мы с вами обсуждали зачем нам нужны глаза, уши, нос, кожа. Давайте проверим правильно ли мы рассуждали.

Как вы думаете, смогли ли мы доказать Лунтику, что без наших помощников - органов чувств мы не сможем полноценно существовать. (слайд 23)

Лунтик очень рад тому, что теперь он может увидеть, какие вы все красивые, услышать ваши высказывания. И все это возможно благодаря органам, которые мы сегодня исследовали. А теперь ему пора отправляться к бабе Капе и дедушке Шеру.

Зачем человеку необходимы органы чувств?

Что у вас получилось лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Вы замечательно работали, были настоящими исследователями. Вы дружно работали в парах. Вы молодцы! На этом наш урок подошёл к концу.

Сюжетно – дидактическое занятие по ознакомлению с окружающим

«Наши помощники органы чувств»

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности с использованием личных ощущений.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Уточнить представление об основных функциях органов чувств человека;

Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира;

Показать, что они в какой-то мере могут помогать друг другу и даже иногда заменять друг друга;

Продолжить формирование интереса к познанию своего тела;

Коррекционно – развивающие:

Развивать умение говорить полными ответами, высказывать личное мнение и выдвигать гипотезу, делать выводы и сравнивать с полученными результатами;

Развивать личные тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Активизировать мышления, вооб­ражение; развивать любознательность, инициативу, самостоятельность, способность принимать собственные решения в процессе экспериментальной деятельности.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать умение работать в парах и подгруппах, взаимодействовать со сверстниками;

Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их

Воспитывать умение быть здоровым, беречь свое здоровье.

Методы и приемы:

    Наглядные (показ, демонстрация) ;

    Словесные (беседа, вопрос-ответ) ;

    Игровые (дидактические игры) ;

    Практические (упражнения, опыты) .

    Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Предварительная работа: чтение художественной литературы В Драгунский «Что я люблю и чего не люблю», И. Семенова «Неболейка», С.А Козлова «Я и мое тело», рассматривание «Детской энциклопедии», познавательного пособия «Органы и системы человека», совместная с родителями деятельность по созданию коллажа правил безопасности для органов чувств.

Материалы и оборудование «Научной лаборатории»

шарфы для завязывания глаз (на каждого ребенка);

контейнеры с мелкими предмета­ми;

ширма с материалами для экспериментирования (бумага, 2 чашки (одна из них с водой), чайная ложка, колокольчик, кусочек легко рвущейся ткани;

небольшие кусочки продуктов (конфет, пече­нья, хлеба, сахара, моркови, яблок, соленых огурцов) по количеству детей;

полоски полиэтиленовой пленки, завязанные узлом, в каж­дую из которой завернуты пахнущие предметы: чеснок, лук, ку­сочек копченой рыбы, цедра любого цитруса, укроп или семена укропа, сухая чайная заварка, ватка, смоченная духами;

сильнопахнущие цветы (бархатцы).

Ход НОД:

1. Организационный момент

Ребята, давайте сегодня поиграем в ученых. Как будто мы с вами работаем в Институте Здоровья.

Как вы думаете, почему у нашего института такое название?

Вы правы, в нем изучают здоровье человека. А от чего зависит наше с вами здоровье?

А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

Мы отправляемся в лабораторию.

2. Отгадывание загадок про органы чувств:

Ребята, раз мы с вами ученые, значит, мы много знаем про наш организм. Давайте вспомним, а помогут на загадки.

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса

Помогают нам …глаза

А зачем нам глаза? (глаза - это наш орган зрения, это самые удивительные, загадочные и совершенные органы в нашем теле).

О чём же мы узнаём с вами с помощью глаз? (благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение).

Два брата на одной голове живут.
Все слышат, а друг друга не видят
(уши)
А для чего нам уши? (ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека).

Что мы слышим ушами? (мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта).

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит . (нос)

А нос для чего нам пригодится? (нос - это орган обоняния, страж воздушных ворот нашего организма).

Что мы чувствуем носом?

Возьмите по одному цветку (бархатцы), поднесите к носу, сделайте вдох. Что вы чувствуете? А теперь задержите дыхание ненадолго. Что происходит? Вы уже не чувствуете запаха, хотя цветочек находится у вас под носом. Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом.

Какие бывают запахи?

Можем ли мы по запаху определить вкусная ли еда?

Плохо, когда при болезни нос заложен? Почему?

Всегда во рту,
А не проглотишь
. Что это?

Зачем человеку язык? (язык - орган вкуса у человека, определяет вкус пищи, помогает говорить)

3. Дидактическая игра «Определи на вкус»

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Что это за вкусы вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем с вами в игру.

(по очереди закрывают глаза, дают друг – другу попробовать продукты, имеющие сильновыраженный вкус – лимон, огурец, сол. Крекер, конфета).

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша….. кожа

Кожа для нас важна? (кожа - это орган осязания, кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается, кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар, кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо, кожа ещё один страж нашего организма).

Вы все знаете про органы чувств, вы самые настоящие ученые.

Вот мы с вами в научной лаборатории.

4. Научная лаборатория

Эксперимент 1 - Зачем нам два глаза и два уха?

Ребята, вы когда-нибудь задумывались над тем, зачем нам
два глаза и два уха?

Давайте закроем одно ухо рукой (слегка ударить ложкой по столу). Вам что-нибудь было слышно? Теперь закроем один глаз рукой. Вам что- нибудь видно?

Тогда зачем нам два уха и два глаза? Ведь вы только что убедились, что все хорошо слышно одним ухом и хорошо видно одним глазом.

Давайте снова закроем один глаз. Те­перь откройте этот глаз и закройте другой. Опять видно? Догада­лись, зачем нам два глаза? (чтобы помогать друг другу)

Значит, вы считаете, что два глаза помогают друг другу и два уха делают то же самое.

Эксперимент 2 - Вместо глаз могут работать уши и руки?

А если один орган почему-либо не может работать, могут ли его заменить другие органы? Например, совсем темно, ниче­го не видно. Может ли какой-нибудь другой орган заменить гла­за?

Вот это мы сейчас и проверим. Давайте разделимся на подгруппы, так нам удобней будет проводить эксперимент. (на 3 подгруппы)

Завяжите глаза шарфиками. Постарайтесь, чтобы ни один лучик света не проникал под шарфик. Ребята, помогите тем, кому трудно завязать глаза самому.

Я поставлю перед вами коробку, а что в ней вы должны определить сами.. Вы должны нащупать этот предмет, а затем определить, что это, Каждый определенный предмет кладите рядом с собой (ориентируясь на звук, дети и передвигаются к коробке, находят предметы и определяют их на ощупь).

Развяжите глаза и посмотрите, правильно ли вы определили предметы? (анали­зируют ситуацию, как можно определить предмет без помощи глаз)

Ничего не поняла. Вы сказали, что никакой орган не может заменить глаз, а сами правильно называли предметы, хоть не видели их. Как же так? Может быть, какой-то орган работал вме­сто глаз? (пальцы, руки, кожа)

Значит, вместо глаз иногда могут работать пальчики?

А чтобы наши глазки никогда не уставали, давайте сделаем гимнастику для глаз: «Белка»

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
Эксперимент 3 - Вместо глаз могут работать уши?

Давайте выберем заведующего лабораторией. Сейчас поставим еще один опыт. Заведующий проходит за ширму. Наша задача ребята, узнать, что же он делает? (последо­вательно: мнется бумага, переливается вода из одной чашки в другую, размешивается ложкой «чай», звонит коло­кольчик, разрывается кусочек ткани) (дети определяют и называют действия)

Я опять ничего не поняла. Вы же не видели, что он делал. Кто же заменил вам глаза?

Чтобы наши уши всегда хорошо нам помогали, сделаем массаж ушных раковин:

Уши очень нам нужны (поглаживаем)

И для всех они важны

Уши есть у зайки (разминаем пальцами, двигаясь снизу вверх)

у подружки Райки

У щеночка Кешки (пальцами оттягиваем вверх)

У котенка Стешки

Чтобы слышать все, и знать (сильно сжимаем мочку уха указательным и

уши надо охранять большим пальцами)

Очень громко не кричать (мягко оттягиваем ухо вперед, слегка загибая)

От мороза защищать

Эксперимент 4 - Нос может быть заменен ртом?

Давайте покажем, как мы дышим. А если у вас насморк, и вы не можете дышать через нос, что де­лать? Проведем опыт: зажмите нос рукой и дышите. Кто заменил нос? А как вы думаете ртом дышать полезно?

Эксперимент 5 - Язык и нос заменяют друг друга?

Для следующего эксперимента нам надо разделиться на пары. В паре один ребенок завязывает другому глаза. Ребенок, у которого глаза не завязаны, кладет в руку товарищу пакетик с сильнопахнущим веществом.

Определите без помощи глаз, что это такое. (дети должны сами приду­мывать как определить что это такое)

Какой орган работал вместо глаз? (язык.)

Поменяйтесь с товарищем, завяжите глаза другим ребятам в паре.

Ребята дадут вам что то съедобное, но теперь определите это «что-то» без помощи языка: в рот его не берите. Развяжите узелок.

Развяжите глаза. Проверьте, правильно ли вы назвали предметы? Получилось у вас?

Какой орган заменил вам и глаза, и язык? (нос.)

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже -

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

Ребята, наши органы чувств большие труженики, ни на минуту не прекращают свою работу, и мы должны бережно к ним относится. Кто расскажет, что он узнал вместе с родителями, о том, что вредно, а что полезно для них.

5. Индивидуальные рассказы детей с использованием коллажей созданных совместно с родителями.

6. Заключительная часть

Ребята, а что вы сегодня узнали в нашей лаборатории? Что было для вас самым интересным? Что вы хотите еще узнать об органах чувств?

Мне очень понравились коллажи которые вы создали вместе с родителями.

Мы с вами знаем, что ученые все свои опыты и эксперименты описывают в книгах. Давайте и мы создадим книгу наших открытий. А в нее будет включено все, что мы сегодня узнали в нашей лаборатории, и то, что вы узнали вместе с родителями про правила безопасности для каждого из органов чувств.

Поделиться: