Кто такие буры? Три миллиона буров из юар подыскивают себе местечко в россии

В южные регионы нашей страны зачастили делегации из ЮАР. То в Ставропольский край нагрянут, то на Кубань,то в Крым. Казалось бы, африканцы,но негров среди них нет, одни белые. Это южноафриканские буры,потомки голландских переселенцев, подыскивают, куда бы им перебраться на постоянное место жительства после принятого Кейптауном закона об изъятии земель у белых фермеров. На родине владельцев 70% сельскохозяйственных угодий страны ждёт верная гибель от чёрной руки земляков, вот и ищут, куда бежать.

Три тысячи белых фермеров уже погибли, пытаясь отстоять свои наделы, после того как этой весной парламент ЮАР принял поправки к конституции, одобряющие безвозмездное изъятие земельных участков у африканеров. Три тысячи из 3 млн белых африканцев. Если бы во времена апартеида белые за короткий промежуток времени истребили столько же чернокожих людей, международные организации взвыли бы на весь мир от негодования. А сегодня они помалкивают – белых потомков колонизаторов, стало быть, убивать не запрещено. И плевать, что принятый закон противоречит международному праву, в частности конвенции 1947 года о неприкосновенности частной собственности. Впрочем, в своё время белые колонизаторы эту конвенцию не подписали – и теперь, стало быть, им остаётся пенять на себя. Или – бежать. Чем дальше, тем лучше, вот хоть в Россию.

Крымские татары испугались «белого бвану»

В Крыму делегацию буров, гостившую месяц назад, кто-то в шутку назвал «белоэмигрантами» – название тут же прилипло. Прочие шутки про гостей из Южной Африки, как правило, неполиткорректны и связаны с местными коренными народностями, кавказцами Ставрополья и крымскими татарами. Понятно, в каком контексте: шутят в основном про «белого бвану» и его «чёрного мгангу». «В Крыму началось замещение коренного населения! – бьёт в набат один из лидеров запрещённого в России меджлиса крымско-татарского народа* Эскендер Бариев. – Стоит вопрос, чтобы расселить на полуострове буров!» Расселить-то их, наверное, можно, вот только буры нипочём не желают расселяться частями, а хотят выбрать для дальнейшего проживания одну страну. Провозгласив этой весной лозунг «Время уезжать!», первоначально они обсуждали два варианта своего массового исхода – в США и Австралию. Но американцы нынче принялись отгораживаться от Мексики стеной с колючей проволокой и портить отношения с Канадой, так что принять 3 млн буров – для Вашингтона манёвр категорически несвоевременный. В свою очередь, австралийские власти готовы встретить буров с распростёртыми объятиями, но предлагают им осваивать северные территории – земли аборигенов. А климат там, признаться, суровый. И бурам к тому же нисколько не улыбается повторение их же африканской одиссеи.

Так что 3 млн голландских колонистов вскоре могут появиться в России – в Крыму, а также в Ставропольском и Краснодарском краях. Возможно, понравится им и в Ростовской области. Республики Северного Кавказа их, откровенно говоря, не привлекли – переселенцы опасаются, что не найдут общего языка с местным населением. Идеально было бы не разбредаться, а всем перебраться в Крым, считает лидер переселенцев, профессор Ян Адриан Шлебуш. Но полуостров, население которого за четыре года и так увеличилось с 2 млн человек чуть ли не вдвое (за счёт «понаехавших» украинцев и молдаван), может тогда пойти на дно. Впрочем, профессор Шлебуш полагает, что проблема перенаселения южных российских земель во многом надуманна, и напоминает, что в XIX веке государь император всероссийский уже привлекал колонистов из Германии и с Балкан осваивать южные земли. Буры же издавна известны как умелые фермеры, напомнил профессор Шлебуш, а климат Южной Африки во многом похож на крымский.

У кого деньги, у того и земля

Переезжать с места на место бурам не впервой – изначально они перебирались в Африку из Голландии, а затем, когда в XIX веке Кейптаун у них «отжали» англичане, продолжили свой путь на восток континента. Исторически так сложилось, что у местного чернокожего населения к труду на земле не лежала душа. Зато белые африканеры вкалывали на ней как проклятые. Эту особенность знал и понимал Нельсон Мандела – но не его последователи, обуреваемые жадностью. Чтобы вы понимали: по соседству, в Зимбабве, что-то похожее совсем недавно уже происходило. Белых фермеров – их было порядка 5 тыс. – изгнали с наделов в начале нулевых при Роберте Мугабе. Однако новые чернокожие хозяева за короткий промежуток времени довели эти угодья до полнейшего упадка. И сменщик Мугабе, президент Эммерсон Мнангагва, решил, пока не поздно, ситуацию переиграть. Своим указом он вернул угодья белым африканерам. И вот уже агентство Рейтер подписывает фоторепортаж, повествующий о восстановлении статус-кво: «Слёзы радости, когда белый фермер возвращается на захваченную у него землю». Рыдают от счастья, разумеется, оголодавшие чернокожие люди. Скорее всего в ЮАР эта трогательная история со временем повторится. Но пока там действует новый закон об изъятии у белых фермеров их земельных угодий (а это, по данным агентства Блумберг, порядка 73% всей пахотной земли в стране), и буры не успевают хоронить своих близких, убитых чернокожими земляками. Самое время всерьёз задуматься о смене местожительства.

Если верить данным Блумберга, остаться в ЮАР намерены лишь несколько тысяч африканеров. Таким образом, на ПМЖ за границу со дня на день готовы рвануть без малого 3 млн человек. Судя по тому, что других вариантов, кроме российского, у переселенцев не остаётся, поедут они в итоге именно к нам – не только со своим сельскохозяйственным опытом, но и с немалыми денежными накоплениями. Хорошо это или плохо? Не спешите с ответом. Сегодня в Крыму приватизировано не более 5% земельных угодий, и это в основном золотоносные пляжные зоны. Остальная земля находится в государственной собственности – формально, а на самом деле все жирные угодья с виноградниками, табачными плантациями и полями с лавандой и прочими эфиромасличными культурами уже поделены. Но у их фактических хозяев не хватает средств, чтобы де-юре закрепить статус-кво. Зато у переселенцев денег невпроворот. И они запросто могут подвинуть в сторону этих самых фактических хозяев – приближённых местных чиновников и силовиков не самого высокого уровня. Не у дел окажутся и крымские татары, мечтающие заполучить в собственность сельскохозяйственные наделы на южном берегу и в районах, не испытывающих недостатка в воде. С зажиточными бурами они просто не смогут тягаться мошной. Не послужит ли всё это эскалации напряжения на полуострове?

Из африканской житницы – в российскую

Этой осенью в Госсовете Крыма вопрос о переселении буров рассмотрят уже на законодательном уровне. Больше всего депутатов волнует вопрос, а хватит ли у приезжих денег, чтобы осесть на полуострове, не требуя от государства компенсаций и прочих мелких подачек? Разъясняют эту тревогу так: мол, нам известно, что «белые» наделы в ЮАР выставлены на торги, причём дело приняло массовый оборот, и земли продаётся много. А вот покупателей нет. Те же Шлебуши безуспешно продают свои 22 гектара земли примерно за 25 млн российских руб­лей и уже готовы сбросить цену чуть ли не вдвое, ведь в Крыму гектар сейчас идёт примерно по полмиллиона. Другой насущный вопрос: как буры отнесутся к тому, что им в первую очередь предложат обезвоженные северные земли? Но в Крыму, похоже, настроены на порядок гостеприимнее, чем на Кубани, – тамошние законодатели пока и слышать не хотят об африканских переселенцах. Что же касается Ставрополья, то там рассудили практически, мол, соседи-адыгейцы у нас и так хозяйничают, не уплачивая в бюджет ни копейки, так уж пускай приезжие африканцы оформляют на себя те же пастбища и прочие наделы на 99 лет (это их основное условие) и пополняют краевой бюджет. Край многонациональный, «переварит» и трудолюбивых буров. В общем, вопрос о сельскохозяйственной колонии африканцев практически решён – непонятно пока только, сколько людей в этом году переедет на новое место из провинции Фрайстаат, главной житницы ЮАР.

Васви Абдураимов, крымско-татарский общественный деятель:

– Если вопрос с переездом буров в Крым всё-таки решится, неизбежно возникнет земельный вопрос. Одно дело, если они будут претендовать на земли севера полуострова, помогут в мелиорации, вложат свои накопления в развитие этих территорий, и другое, если они положат глаз на хорошо освоенные, но пока не приватизированные угодья в центральном Крыму и на юге. Тут может произойти столкновение интересов. Буры – народ воинственный, так что ничем хорошим это, подозреваю, не закончится.

* Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа» (решение Верховного Суда Республики Крым от 26.04.2016 и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016) признано экстремистской организацией

БУРЫ
или африканеры, потомки голландских поселенцев в Южной Африке. На староголландском языке бур - крестьянин. Большинство современных потомков южноафриканцев голландского происхождения оставили работу на земле и предпочитают, чтобы их именовали африканерами, т.е. африканцами. Их язык называется африкаанс. В 17 в. голландская Ост-Индская компания начала использовать мыс Доброй Надежды как базу для пополнения запасов продовольствия на долгом пути на Восток. В 1652 около 60 служащих компании во главе с Яном ван Рибеком основали здесь первое голландское поселение. Выдающейся личностью среди поселенцев был Саймон ван дер Стел, основатель Стелленбоша. В конце 17 в., после отмены Людовиком XIV Нантского эдикта, на юге Африки нашли убежище многочисленные семьи французских гугенотов. Постоянно прибывали и новые голландские эмигранты. Между переселенцами нередко возникали конфликты, и в 1707 голландская Ост-Индская компания запретила иммиграцию. В 18 в. буры достигли на севере реки Оранжевой и на востоке реки Грейт-Фиш. Там они столкнулись с сильным в военном отношении бантуязычным населением, и завязалась длительная борьба между бурами, стремившимися расширить свои владения, и черным населением юга Африки, оказывавшим упорное сопротивление вторжению европейцев.
Британское завоевание Южной Африки. В 1795 часть бурских поселенцев на востоке вступила в конфликт с чиновниками голландской Ост-Индской компании и основала собственные республики в Храф-Рейнете и Свеллендаме. Однако и администрация компании, и упомянутые республики прекратили существование в сентябре 1795, когда британцы захватили мыс Доброй Надежды, чтобы не допустить французов к важной базе на пути в Индию. В 1803 во время короткого перемирия с Наполеоном англичане возвратили мыс Доброй Надежды Голландии, тогда Батавской республике. Три года спустя, когда война между Британией и Францией разразилась с новой силой, англичане захватили Капскую колонию, и по окончании наполеоновских войн она стала британским владением. Население колонии в то время насчитывало 15 тыс. европейцев, в основном голландцев, и 20 тыс. рабов, среди которых были африканцы и привезенные голландцами жители Ост-Индии. У британских властей сразу же возникли проблемы с бурами из капских поселений. Буры занимались охотой и разведением скота, земледелие их не интересовало, а земля требовалась лишь для пастбищ. Буры стремились расширить свои владения, почитали Священное писание, в быту были консервативны и поэтому сопротивлялись переменам. Когда пришли британские завоеватели, буры отнеслись к ним так же враждебно и подозрительно, как и к другим иностранцам. Антагонизм между британцами и бурами усилился во время правления лорда Чарлза Сомерсета, первого британского губернатора, который занимал этот пост на протяжении 12 лет. В 1816 буры, которых обвинили в жестоком обращении с готтентотами, взбунтовались. Бунт был подавлен, пятеро буров были казнены. Этот инцидент глубоко врезался в их память. В 1820 прибыло около 5 тыс. переселенцев из Британии, они стали первыми европейцами, поселившимися на юге Африки после запрета иммиграции в 1707. Вдобавок ко всему, в то время как банту по-прежнему совершали набеги на восточные бурские территории, британцы объявили, что в отношении гражданских дел будут продолжать действовать голландские законы, основанные на римском праве, а в отношении уголовных дел - более мягкие британские законы. Была проведена реформа местного самоуправления, которую буры восприняли с нескрываемой неприязнью. Не нравилась им и деятельность британских миссионеров, направленная на повышение статуса небелого населения.
Великий трек. В 1833 в Британской империи было отменено рабство. Буры посчитали недостаточной компенсацию, выплаченную британским правительством за потерю рабов. К тому же британская администрация решила передать под контроль племен банту не защищенный в военном отношении район к востоку от реки Грейт-Фиш. Это стало еще одной причиной возраставшей ненависти буров к британскому господству. В 1835 первые сотни буров покинули Капскую колонию, начав Великий трек - исход, который продлился около десятилетия. Целые семьи двигались в запряженных быками фургонах, стада крупного рогатого скота и овец перегонялись на большие расстояния. Буры перешли реку Оранжевая, а затем и реку Вааль. Многие перевалили Драконовы горы и оказались в Натале. После аннексии Натала британцами в 1843 буры вернулись в границы Оранжевого свободного государства и Трансвааля. Трек оказал на бурскую историю огромное влияние несмотря на то, что мигрировало всего около 10 тыс. человек; в несколько раз больше буров осталось под властью Британии в Капской колонии. Переселению препятствовала Голландская реформатская церковь, ни один из ее священников не сопровождал трекеров. Создание независимых бурских общин за пределами британских владений территориально закрепило раскол среди буров, связанный с их отношением к британскому господству. Эти общины служили прибежищем для буров из Капской колонии, которые не могли принять британский режим.
Буры Капской колонии. Поскольку большинство отправившихся в трек буров жили в восточной части Капской колонии, англоязычные поселенцы оказались там в численном превосходстве. Тем не менее буры по-прежнему составляли большинство населения Капской колонии. Когда в 1854 в колонии были учреждены представительные институты, буры получили большинство в обеих палатах законодательного органа. В 1872, когда колонии была предоставлена автономия, им удалось установить контроль над местными органами исполнительной власти. Открытие алмазных копей в Кимберли в 1867 и присоединение этого района к Капской колонии путем аннексии в 1876 с лихвой компенсировало ущерб, причиненный экономике колонии открытием Суэцкого канала в 1869, и сделало возможным одновременное снижение налогов и строительство железных дорог. В 1881 буры создали политическую партию "Африкандер Бонд". На первых порах она действовала в тесном контакте с бурскими политическими организациями за рекой Оранжевой, но вскоре эти связи были разорваны, и в период премьерства в Капской колонии Сесила Родса Бонд поддерживал правительство. В 1898 представитель Бонда Шрейнер стал премьер-министром Капской колонии, но его политика встретила резкое противодействие президента Трансвааля Крюгера. Во время англо-бурской войны (1899-1902) Шрейнер смог удержать население Капской колонии на стороне Британии. В 1908, во время подготовки новой конституции объединенной Южной Африки, премьер-министром Капской колонии был другой лидер Бонда - Мерримэн.
Буры в Трансваале. Из участвовавших в треке буров дальше всех ушли наиболее решительные противники британского господства. За рекой Вааль их сразу атаковали матабеле под предводительством Моселекатсе, но в 1838 отряды банту были оттеснены за реку Лимпопо. После избавления от внешней угрозы среди трансваальских буров начались раздоры, признанным лидером на юго-востоке являлся Андриес Преториус, а на северо-востоке - Потгиетер. Лидеры примирились в 1852. В 1852 Преториус добился соглашения с англичанами, в котором признавалась независимость буров Трансвааля. Однако внешняя угроза и внутренние распри держали Трансвааль в состоянии постоянного напряжения. В 1857 Мартинус Преториус, сын Андриеса, совместно с Крюгером возглавил наступление на Оранжевое свободное государство, но оно было отбито. В том же году в Трансваале было создано правительство во главе с президентом Преториусом. Однако многие районы страны отказались признать его власть. Ситуация еще больше осложнилась в 1860 с избранием Преториуса на пост президента Оранжевого свободного государства, что привело к его постоянным отлучкам из Трансвааля в 1860-1863. После неудачных попыток аннексировать Оранжевое свободное государство сначала военными, а затем конституционными методами трансваальские буры попытались захватить земли на востоке и западе. Оба похода окончились неудачей, и Преториус вынужден был уйти в отставку в 1872. Ситуация продолжала ухудшаться, быстро нарастала угроза вторжения зулусов. В 1877 Трансвааль впервые аннексировала Великобритания, и в 1879 зулусы были разбиты британскими войсками. Затем буры нанесли поражение британцам, и в 1881 страна вернулась под бурский контроль. В 1883 Крюгер был избран президентом Южно-Африканской Республики. Ее границы были определены договором, но буры вторглись в Бечуаналенд на западе и британцам силой удалось заставить их отступить на свою территорию в 1885. За этим последовало открытие месторождений золота близ Йоханнесбурга и нашествие тысяч старателей, в основном англоязычных. Вскоре их численность почти сравнялась с бурским населением, нарастала враждебность в отношениях между бурами и золотоискателями. Буры Оранжевого свободного государства были вынуждены объединиться с бурами Трансвааля, и в 1899 они объявили войну Великобритании. Условия Феринихингского мирного договора 1902 предусматривали автономию Трансвааля, и она была предоставлена ему в 1906. Первым премьер-министром стал генерал Луис Бота, который принял участие в разработке конституции Южно-Африканского Союза.
Оранжевое свободное государство и Натал. Промежуточное положение Оранжевого свободного государства между Трансваалем и Капской колонией наложило печать на взгляды населявших его буров. Они не были готовы сопротивляться Британии столь же решительно, как трансваальцы, но и не могли жить под властью Британии подобно бурам Капской колонии. Среди жителей не было единства. Те, кто населял северные районы, были приверженцами политики Трансвааля и выступали за более тесные связи с трансваальскими бурами. Южане, среди которых было немало англоязычных поселенцев, не считали зазорным просить у Британии помощь в борьбе со своими заядлыми врагами - басуто во главе с Мошешем. Не возражали они и против экономических связей с Кейптауном, в то время как трансваальские буры пытались вести внешнеторговые операции через Делагоа-Бей в португальской Восточной Африке (Мозамбик). В 1848 по просьбе жителей южной части Оранжевого свободного государства Британия решилась на аннексию страны от реки Оранжевой до реки Вааль. Результатом стало нападение на британцев буров в 1848 в Бумплатце под командованием трансваальцев Преториуса и Крюгера. В 1854, когда накануне Крымской войны Британия стремилась ограничить свои обязательства в Южной Африке, она уступила настойчивым требованиям жителей северной части Свободного государства и вновь предоставила республике независимость. Ситуация требовала твердого, но умеренного лидера. В 1864 президентом стал Джон Бранд, который оставался на этом посту до своей смерти в 1888. В последующие десять лет Оранжевое свободное государство постепенно сближалось с Трансваалем, хотя буры опасались слишком сильной зависимости от могущественного, но неуравновешенного северного соседа. Декларация о начале войны 1899 была выпущена обеими республиками. В 1907 Оранжевому свободному государству была предоставлена колониальная автономия, и Абрахам Фишер стал его первым премьер-министром. В 1908 эта колония Оранжевой реки была объединена с Наталом, Капской колонией и Трансваалем в соответствии с планом создания Южно-Африканского Союза (ЮАС). В то время только в Натале у власти находился небурский премьер-министр. Там с самого начала бурская община оказалась в явном меньшинстве. В этом государстве никогда не велась антибританская агитация.
Буры в Южно-Африканском Союзе. В 1910 был провозглашен Южно-Африканский Союз, бывшие колонии были сведены до уровня муниципалитетов. Политический союз и железные дороги довершили дело воссоединения буров. Первым премьер-министром Союза стал Луис Бота, а его заместителем - генерал Ян Смэтс. Они создали Южно-Африканскую партию, которая почти целиком состояла из буров. Партия включала группу радикальных националистов, чьим признанным лидером был генерал Джеймс Герцог. Вскоре после начала Первой мировой войны Герцог вышел из кабинета министров и создал Национальную партию. В конце 1914 произошло восстание, в котором наряду с бурскими экстремистами участвовали немецкие поселенцы. Это заставило Юнионистскую партию (куда входили англоязычные жители Союза) оказать поддержку Южно-Африканской партии. В 1919 Бота умер, и премьер-министром стал Смэтс. Это привело к ослаблению влияния Южно-Африканской партии среди буров, и в 1920 Смэтсу пришлось объединить свою партию с юнионистами. На выборах 1924 коалиция потерпела сокрушительное поражение, и пост премьер-министра занял Герцог. Едва он вступил в должность, как проявились противоречия в рядах Национальной партии. Сам Герцог прекратил агитацию за полное отделение от Содружества, поскольку декларация Бальфура 1926 обещала доминионам полную автономию во внутренних и внешних делах. Однако его заместитель Дэниел Малан продолжал добиваться независимости. В 1933 партия Смэтса и сторонники Герцога из Национальной партии создали Объединенную партию (Смэтс при этом лишился поддержки части англоязычных сторонников), а Малан и его приверженцы образовали "очищенную" национальную партию. Когда Великобритания объявила войну Германии в 1939, Южно-Африканский парламент проголосовал за вступление в войну, и Герцог, который выступал за нейтралитет, ушел в отставку. Его партия объединилась с партией Малана, составив официальную оппозицию, а Смэтс вновь занял пост премьера. В 1942 Герцог умер, и Малан стал лидером бурских националистов, выступавших против участия в войне и связей с Британией. Первые после окончания Второй мировой войны всеобщие выборы в мае 1948 принесли партии Малана незначительное большинство, и он стал премьер-министром. Бурские националисты пришли к власти в тот момент, когда Содружество, откуда они намеревались вывести ЮАС, находилось в состоянии нестабильности. Из него вышла Бирма, то же самое готовилась сделать Ирландия. Новые доминионы Цейлон, Пакистан и Индия оставались в Содружестве, но было ясно, что при желании они способны отделиться. К тому же в Южно-Африканском Союзе в центре внимания постоянно оказывалась и проблема взаимоотношений между белым и небелым населением.
Отношения между африканерами и африканцами. Характер англо-бурских отношений в значительной степени определялся взаимоотношениями буров и небелых. Буры, называвшие себя сначала африкандерами, а затем африканерами, всегда превосходили по численности остальных европейцев, но были явным меньшинством по сравнению с небелым населением. После прихода к власти в 1948 бурские националисты начали проводить политику апартеида, направленную на максимальное разделение белого и небелого населения. Эта политика пользовалась поддержкой подавляющего большинства африканеров, но вызывала негодование небелых и опасения белого англоязычного населения. Однако только после празднования трехсотлетия высадки первых голландских колонистов в 1952 прошла кратковременная кампания массового несоблюдения небелыми законов апартеида. Правительства Национальной партии, сначала под руководством Малана, а затем других премьер-министров, отвечали ужесточением апартеида. Тем временем британское правительство, все еще сохранявшее ответственность за судьбу своих протекторатов на юге Африки, стало проявлять беспокойство в связи с расовой политикой Национальной партии. По экономическим и стратегическим соображениям отделение ЮАС от Содружества было невыгодно обеим сторонам. 5 октября 1960 на референдуме, в котором участвовало белое население, Южная Африка высказалась за провозглашение республики. За изменение статуса проголосовало африканерское большинство, против выспутило англоязычное меньшинство. Однако Южная Африка была членом Содружества, поэтому на изменение статуса необходимо было его разрешение. В марте 1961 министры иностранных дел членов Содружества встретились, чтобы заслушать обращение Южной Африки. 15 марта после трехдневных дебатов премьер-министр Фервурд объявил, что его страна снимает свою просьбу.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

boeren — «крестьяне ») — субкультурная группа в составе африканеров в ЮАР и Намибии . Иными словами, бурами называют фермеров -африканеров, белых сельских жителей, а также бедных белых (аналогичное понятие реднеки в США). Сами себя африканеры бурами никогда не называли. В первую очередь название «буры» прилагалось к сельским поселенцам, обитавшим на востоке Капской колонии , у самой границы владений коса (ныне Восточная Капская провинция), а также к тем, кто после присоединения Капской колонии к Великобритании отправился в так называемый Великий Трек , во внутренние районы страны (этих последних называют также трекбуры ), протестуя против британской политики ассимиляции. В середине XIX века бурские поселенцы основали Оранжевое Свободное государство , Трансвааль и колонию в Натале . После англо-бурских войн бурские республики были вновь присоединены к Великобритании, а в -м вошли в состав Южно-Африканского Союза .
Свой социальный статус они определяли как бюргеры , эта традиция сохранялась еще со времен правления Голландской Ост-Индской компании . Поэтому название «буры» в настоящее время может иметь оскорбительных характер (в смысле «необразованные, ограниченные люди», «деревенщина»). Как и африканеры в целом, буры — потомки голландских , французских и немецких колонистов в Южной Африке . Отличаются консервативным укладом жизни. По религии — протестанты . Родной язык — африкаанс . Расселены по стране дисперсно по хуторам и фермам и нигде не образуют большинства. Оба термина (буры и африканеры) подразумевают европейское происхождение. Но, так как язык африкаанс является родным и для значительного количества небелых жителей, то для описания всех африкаансоязычных используется название африкаансы.

Краткое содержание сюжета.


Представитель белых фермеров говорит, что правителство заставляет их 30% земель передать безвозмездно
чернокожым. Но чернокожие фермеры ничего не производят и не хотят производить.
И белым фермерам предлагает выход Грузия. Министр по делам диаспор и местная организация фермеров подписали меморандум.
В меморандуме написаны общие слова, но они позволяет двигаться в любом направлении. А главным пунктом являеться предложение трансваальским фермерам перенести бизнес в Грузию.

Говорит руководитель организации трансваальских фермеров:
"Каждый фермер должен сам решить, поедет или нет он в Грузию. Здесь наша главная проблема - безопасность. С тех пор как к власти пришло черное большинство убито более 3000 фермеров. Часто в нападениях учавствует и полиция. Мы не знаем, оставят нам землю вообще или нет. У нас богатый опыт и нас знают на международном рынке"

Вильям Де Клерк, первый южноафриканец, который получил грузинское гражданство. Он говорит что идея привезти сюда фермеров очень хорошая
Они могут многон принести для Грузии. Ситуация в ЮАР с каждым днем ухудшаеться. Если в Грузии будет зашищена их личная безопасность и собственность этому делу будет способствовать большой успех.

После подписания меморандума прошло всего полтора месяца и делегация трансваальских фермеров прибыла в Грузию.
Они приехали от имени 41000 семей, которые в ЮАР увидят и услышат то, что они здесь снимут, и задумаются

Лично Вано Мерабишвили рассказал и показал им эффективность полиции. Они за 10 минут оформили грузинские права на вождение авто международного образца и в подарок получили от министра именные номера. Этот процесс в ЮАР занимает 3 месяца.

Они сыграли с грузинскими должностными лицами матч в регби.

Поучавстовали в ртвели в Кахети.

Остались в восторге от Саперави.

Кто такие современные буры, и чего они хотят - попробуем разобраться.


Африканеры и буры.

Для начала уясним, что буры - это народ европейского происхождения, но не имеющий европейской идентификации, более того, бурское население не относит себя к африканерской общности, признавая только языковую близость. Также буров нельзя относить к потомкам голландцев, потому что, кроме голландцев, в создании бурской народности поучаствовали французы, немцы и другие европейцы, но как нация сформировались они в ходе освоения центральных и северных территорий современной ЮАР.

Буры - земледельцы и скотоводы, они не потомки колониалистов, как африканеры (в основном), они живут на своей земле, которая пустовала до их переселения с южноафриканского побережья, а если и была занята, то пришлыми племенами из центральной Африки. Буры не хотели золота и бриллиантов, которые в огромном количестве были найдены в середине 19 века, напротив, золотая лихорадка стала их проклятием: прибывшие на поиск золота аутлэндеры заполонили все, но самое неприятное - они привезли с собой свои порядки, свое отношение к религии, свой жизненный уклад. Основная масса приехавших были из Великобритании + небольшое количество финансистов в основном еврейского происхождения. Понаехавшие стали требовать политических прав, и в итоге все это вылилось в серию конфликтов, закончившихся аннексией бурских государств, причем в этой войне белое население капской колонии выступало на стороне Великобритании, а не буров. Некоторое количество военных лидеров буров действительно происходило из Капской колонии, например Ян Смэтс, но все они в будущем стали верноподданными сторонниками британской короны и экспансии капиталистической мир-системы.

Таким образом, в чистом виде повторяется противостояние, вошедшее в историю как война севера с югом на территории США. Ростовщическо-промышленный север против преимущественно аграрного юга, с той лишь разницей, что в южной Африке они поменялись местами. Юг - ростовщики, север - свободолюбивые фермеры.

Думаю, что для более полной характеристики буров и их миропонимания будет уместно привести цитату из интервью техасского сенатора Льюиса Уигфолла английскому журналисту, незадолго до начала гражданской войны в США.

"Мы сельскохозяйственный народ: мы примитивные, но цивилизованные люди. У нас нет городов - а зачем они нам? Мы не имеем литературы - но какой нам сейчас от нее прок? У нас нет прессы - и в этом наше счастье. (...) У нас нет торгового флота, нет и военного флота - ни в том, ни в другом мы не видим никакой необходимости. Вы сами на своих кораблях вывезете нашу продукцию, сами же будете ее охранять. Мы не хотим иметь промышленность, торговать и плодить индустриальных рабочих. Пока у нас есть наш рис, наш сахар, наш табак и наш хлопок, мы сможем в обмен на них купить себе все, что нам потребуется у дружественных наций, и у нас еще останутся деньги".

Чего хотят буры?

Восстановления своей государственности. До окончания англо-бурской войны существовало 2 крупных бурских государства: Оранжевое Свободное государство и республика Трансвааль (флаги на фото). После войны они были аннексированы Великобританией и впоследствии вошли в состав Южноафриканского союза, в котором основную роль играли Cape Dutch и потомки британцев, они и запустили Апартеид, в котором также винят бурский народ, но это уже другая история.

Являются ли буры расистами, почитателями Израиля и носителями миссии белого человека?

Буры не являются расистами в британском понимании этого явления, они не считают другие расы хуже или лучше себя, они просто считают их другими и не хотят совместного с ними общежития. Связи с сионистами поддерживали и поддерживают африканерские националисты, у буров и к Израилю и к современным евреям отношение если не отрицательное, то крайне настороженное. Если уж говорить о миссиях, то бурский идеал - это единобожники эпохи Ветхого завета, живущие среди язычников, но при этом строго следующие единобожию. Буры патриархальный, трудолюбивый народ, сторонящийся того, что можно назвать - modern way of life .

продолжение следует...

Долгое время в общественном сознании Южная Африка ассоциировалась с расизмом и апартеидом. Подразумевалось, что черные туземцы здесь порабощены белыми колонизаторами. Рецепт всеобщего счастья казался простым. Долой белых угнетателей, свободу порабощенным местным жителям! Ура, товарищи!

Те же, кто знал историю этой страны, понимал, что все не так просто.

Начнем с того, что коренное, туземное, население было здесь немногочисленным. Эти племена, которые известны под именем бушменов, были племенами охотников и собирателей. Они жили родовыми общинами, и находились на очень низкой степени развития цивилизации. Бушмены были небольшого роста, около 150 сантиметров. Как говорят генетики, хромосомный набор бушменов – один из самых древних среди всех представителей вида Homo Sapiens. Чуть западнее бушменов жили родственные им племена, которых называли «готтентотами». Готтентоты имели чуть более развитую цивилизацию. Они занимались охотой и скотоводством. Готтентоты и бушмены говорят на родственных языках, и их культуры во многом схожи.

И «бушмен», и «готтентот» – не самоназвания. Это – слова, которыми местных жителей назвали европейцы, появившиеся здесь в 1652 году. Были это голландцы, которые, следом за португальцами, осваивали морской путь вокруг Африки в Индию. Неподалеку от мыса Бурь, впоследствии переименованном в мыс Доброй Надежды, голландцы основали форпост, который назвали «Капштадт» (Город на мысе). Сейчас этот город известен, как Кейптаун. Капштадт был воротами, через которые в южную Африку прибывали колонисты из Нидерландов и из Германии, а также французские протестанты – гугеноты, которые спасались от религиозных преследований у себя на родине. Они освоили и заселили обширные и преимущественно пустые территории на юге Африки. Это были степи, прекрасное место для того, чтобы обрабатывать землю и разводить скот. И то, и другое поселенцы делать могли и хотели. В течение 17-го и 18-го веков они освоили огромные просторы, ставшие для них новой родиной. Сами себя они называли «бурами», что по-голландски означает «крестьянин».

В те же далекие времена возникло понятие «апартхайд» (апартеид). Колонисты пытались торговать с бушменами. Но оказалось, что разница в культурах между бурами и бушменами-готтентотами настолько велика, что взаимовыгодный обмен не получался. Грубо говоря, туземцы воспринимали буров, как обманщиков и хитрецов, а буры бушменов и готтентотов – как воров и разбойников. Поэтому буры решили между собой: никаких взаимоотношений с туземцами. Мы – здесь, они – там. Как и любое общественное соглашение в протестантском обществе, это правило неуклонно соблюдалось. Почти никакого общения с коренными жителями у буров не было. Тем более, никакого сексуального общения. С нашей точки зрения – чистейший расизм, с их точки зрения – высокоморальное поведение. Что, впрочем, не исключало, физического уничтожения бушменов и оттеснения их со «своих» земель. Точно так же поступали колонисты в Америке с индейцами.

А вот с черными рабами, завозимых на юг Африки из других голландских владений белые колонисты смешивались без всяких предрассудков. В результате чего образовалась прослойка метисов, «цветных», которые сейчас составляют до половины населения во многих провинциях Южной Африки.

В принципе, такое поведение белых колонистов худо-бедно вписывается в рамки традиционной картины колонизации Африки европейцами. «Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый, белую работу делает белый, черную работу – черный». Дальше происходят более интересные события. На сцене появляются черные колонизаторы.

В 1770 году, африканеры (другое самоназвание буров), продвигаясь на северо-восток, столкнулись с экспансией племен коса (из группы народов банту). Коса стояли на гораздо более высокой степени цивилизационного развития, чем коренное черное население юга Африки. Хотя они не имели огнестрельного оружия, но брали замечательной воинской организацией и личной храбростью. Они двигались из центральных частей Африки на юг и захватывали территории, обитателей которых, тоже черных, обращали в рабство или уничтожали. То есть, согласно европейским определениям, самым жестоким образом колонизировали. Впрочем, благодаря пограничным войнам с племенами коса экспансия белых колонистов на север была остановлена.

Но этого мало. В 1795 году пришло время белым колонизаторам враждовать с другими белыми колонизаторами. В ходе наполеоновских войн королевство Нидерландов было захвачено французскими войсками и превратилось в Батавскую республику. Великобритания, естественно, не желала усиления французского влияния в столь важном регионе, на пути из Европы в Индию. В 1805 году они начали захват Капской колонии. Естественно, что бурам такой поворот истории не понравился. Еще более не понравилось им, что Британия начала поощрять приезд поселенцев в Южную Африку. И не только из метрополии, но также из Индии. Так что в стране появился еще один этнос с еще одним цветом кожи и с еще одной культурой. Впрочем, смена власти привела к тому, что экспансия коса с севера была приостановлена. По берегам реки Грейт-Фиш англичане возвели военные форты.

В 1833 году Великобритания запретила рабство в своих колониях. Это было сильным ударом по благосостоянию буров и последним их разногласием с британской властью. Буры решили уйти с территорий, занятых англичанами. Этот поход они назвали Великим треком и, что в стиле протестантов, сравнивали с исходом евреев из Египта.

В ходе Великого трека около 15 тысяч буров переместились из пределов Капской колонии в глубь континента, на северо-запад. Здесь находилось высокое плоскогорье Вельд. Здесь буры столкнулись с племенами зулу (зулусов). Буры направили к правителю зулу своих предводителей с тем, чтобы добиться соглашения о поселении в этих местах. В ответ зулу устроили побоище переселенцев, в том числе, женщин и детей.

В ответ на это в декабре 1838 года несколько сот буров в битве на реке Инкоме разбили десятитысячное войско зулусов, уничтожив при этом около трех тысяч из них. При этом сами буры потеряли только нескольких человек. В результате зулусы отказались от больших территорий, расположенных к югу от реки Тугела. Здесь была организована республика Наталь, которая в 1843 году была присоединена к владениям Великобритании и стала частью Капской колонии.

Те буры, которые не желали жить под властью британцев, продвинулись дальше на северо-запад, где создали два новых государства. В 1852 году появилась республика Трансвааль со столицей в Претории, а в 1854 году – Свободное Оранжевое государство, столица которого находилась в Блумфонтейне. Почему государство называлось Оранжевым, понятно. Это цвета Оранской династии, властителей Нидерландов.

Вполне возможно, британцы смирились бы с существованием двух независимых республик, даже под патронажем дружественной Оранской династии. Но в 1867 году в Трансваале было открыто месторождение алмазов, а в 1886 году – золота. Это привело к росту экономики бурских колоний и увеличению иммиграции из Европы в государства буров. В 1877 году Великобритания произвела аннексию Трансвааля. Захват произвел отряд англичан численностью всего в 25 человек. Не было сделано ни единого выстрела.

В 1880 - 1881 годах разразилась первая англо-бурская война. Буры отстояли свою независимость. Но не столько из-за своего героизма, сколько из-за того, что в то время в планах Великобритании не значилась длительная колониальная война. Кроме того, колониальных войск в Южной Африке у британцев в то время драматически не хватало.

Вторая англо-бурская война произошла в 1899 - 1902 годах. В этой войне буры проиграли. Англичане были лучше экипированы и лучше обучены. К тому же численное преимущество было на этот раз за ними. В ответ на поражение буры начали партизанскую войну.

Вторая англо-бурская война считается первой войной 20-го века. Как говорят многие историки, она предсказала многие страшные страницы двух последующих мировых войн. Англичане собрали бурских женщин и детей в концентрационные лагеря. За партизанами охотились специальные мобильные группы, использующие для перемещения бронепоезда. Началось применение разрывных пуль и колючей проволоки.

Вторая англо-бурская война вызвала во всем мире протесты против Великобритании и сочувствие к бурам. Буров считали жертвами насильственной британской колонизации. Такое изображение событий имеет место в романах Луи Буссенара «Капитан Сорви-голова» и «Похитители бриллиантов». Впрочем, сочувствие бурам ограничивалось, в основном, эмоциями. По словам У.Черчилля, «ни один народ не получал так много выражений сочувствия на словах и так мало практической поддержки на деле, как буры»

В свою очередь, британские «инженеры человеческих душ» внесли свой вклад в борьбу идей, представляя буров тупой и неотесанной деревенщиной, к тому же эксплуатирующими бедных черных. У А.Конан-Дойля имеется книга «Война в Южной Африке», а у Р.Киплинга – несколько героических стихотворений.

В русскую традицию вошла песня «Трансваль, Трансваль, страна моя, ты вся горишь в огне». Песню можно считать русской народной, хотя ее основой послужило стихотворение Галины Галиной (Глафиры Мамошиной). Песня эта стала особенно популярной в годы Гражданской войны. С этой песней ходили по дворам шарманщики. Она хорошо ложилась на однообразную и «закольцованную» мелодию музыкального ящика.

Еще одна память об англо-бурской войне – мужское суеверие: трое от одной спички не закуривают. Говорят, что этому правилу обучили англичан буры, отличные стрелки. Зажигаешь спичку, прикуриваешь – бур вскидывает ружье, прикуривает второй – бур прицеливается, прикуривает третий – бур стреляет. И, без сомнения, попадает.

Поделиться: