Кто такие инки? Иная реальность

magazine

4.3

Падение империи инков - цивилизации унаследовавшей достижения более древних народов Южной Америки.


Падение империи инков - цивилизации унаследовавшей достижения более древних народов Южной Америки.

Национальный девиз: Ama llulla, ama suwa, ama qilla (Не лги, не воруй, не ленись) Империя Инков, Тауантинсуйу (Tawantin Suyu, Tawantinsuyu)

Хронология

Еще до того, когда инки достигли своего могущества, в андском обширном регионе процветало несколько других культур. Первые охотники и рыболовы появились здесь, по крайней мере, 12000 лет назад, а к 3000 г. до н. э. рыбацкие деревушки усыпали все это безводное побережье. В плодородных долинах у подножия Анд и зеленых оазисах в пустыне возникали небольшие сельские общины.

Тысячелетия спустя в глубь территории проникли более крупные социальные группы людей. Преодолев высокие горные пики, они начали селиться на восточных склонах хребта, применяя те же ирригационные методы, которые они разработали на побережье для орошения своих полей и сбора урожая. Вокруг храмовых комплексов возникали населенные пункты, а ремесленники производили все более сложные гончарные изделия и ткани.

Археологи классифицируют изделия андских ремесленников по временному и географическому периоду их распределения. Для этого пользуются термином "горизонты, чтобы идентифицировать основные этапы стилистического единообразия, нарушаемого некоторыми особенностями, с точки зрения эстетики и технологии.




Ранний колониальный период: 1532 - 1572 гг. н.э.

Ранний горизонт: 1400 - 400 гг. до н.э.

Названный в честь храмового центра в Чавин де Уантар, расположенного в небольшой северной долине на восточных склонах Анд, чавинский стиль, крепко связанный с могущественной нарождающейся новой религией, возник приблизительно около 1400 годов до н. э. и достиг своего пика развития и влияния к 400 г. до н. э.

Эта религия, которая, как полагают, строилась на ведущей роли оракула, якобы способного предвидеть будущее, побеждать болезни и обращаться с просьбами к богам, постепенно распространялась к югу. К 1000 г. до н.э. она достигла района современной Лимы, а к 500 г. до н.э. - Айякучо, расположенного на двести миль в глубь страны. Из Чавин де Уантар, по-видимому, направлялись жрецы в другие общины, чтобы добиться там поклонения таким божествам, как вот этот бог с жезлом, названный так потому, что у него в руках скипетр (символ власти).

Народ чавин добился значительного технологического прогресса и сделал даже несколько передовых по тем временам открытий. Чавины изобрели ткацкий станок и экспериментировали с различными металлургическими техническими приемами, такими, как сварка, паяние и изготовление сплавов из золота с серебром. Среди произведенных ими изделий можно найти большие металлические скульптуры, а также ткани из крашеной пряжи с изображением таких образов чавинского культа, как бог с оскалившимся ягуаром и другими животными, живущими в долине Амазонки.

Ранний промежуточный период: 400 г. до н.э. - 550 г. н.э.

Различные местные стили начали возникать на территории южной части побережья Перу. Двумя наиболее характерными чертами так называемой паракасской культуры, названной так по наименованию полуострова Паракас, являлись прекрасные ткани и гробницы в форме бутылки - в каждом помещении такого склепа можно было разместить до 40 тел.

Другой народ - наска - обрабатывал земельные участки в долинах, расположенных в 200 милях к югу от современной столицы Перу Лимы. К 370 г. до н.э. наскский стиль доминировал на юго-западном побережье, оставив наиболее заметный след в керамических изделиях. Наски знамениты своими загадочными озадачивающими линиями Наска - громадными наземными рисунками. Для этого они убирали на определенном участке все камни и гравий, обнажая более блеклые по цвету почвы, после чего рассыпали кучами собранные камни с гравием по его краям. Такие "линии", вероятно, имели какой-то смысл для религии народа наска.

На северном побережье Перу около 100 г. до н.э. возникла воинственная культура моче. Она распространила свой контроль на территории до 150 миль по побережью. Индейцы моче разработали целый металлургический комплекс, создали монументальные здания из высушенного на солнце кирпича-сырца (адоба), у них появился свой оригинальный стиль, который получил наибольшее отражение в сосудах с реалистическими портретами.

Средний горизонт: 550 - 900 гг. н.э.


До сих пор сохранившиеся в первозданном виде погребальные башни "чульпас" возвышаются на одном из горных склонов у озера Титикака. Практика захоронений на территории империи сильно разнилась от одного района к другому, отличаясь и по социальному признаку. Эти гробницы, принадлежащие местной знати, возведены на уложенных без раствора каменных плит самого высого качества. они были построены в середине второго тысячелетия н.э. и сильно пострадали от землятрясений.

Наступила эра больших городов. На берегах озера Титикака на высоте 12500 футов появились пирамиды и каменные холмы, украшенные прекрасной резьбой по камню, как это видно по изображению бога (справа), который считается новой интерпретацией старого бога чавинов с жезлом. Построивший все эти сооружения народ поселился в этом регионе около 100 г. до н.э. и начал возводить около 100 г. н.э. город Тиауанако.

К 500 г. н. э. тиауанаканцы уже господствовали на территории Южных Анд, а через пятьсот лет исчезли вовсе. Во времена своей гегемонии они создали далекие колонии, объявили своими земли, примыкавшие к берегам озера Титикака, и посылали торговые караваны лам по всему побережью.

Тем временем небольшой поселок Уари, расположенный к северу на расстоянии 600 миль, постепенно превращался в город. В период его расцвета в нем проживало от 35 000 до 70 000 жителей, в их дома подавалась вода через подземную водопроводную систему.

Ткачество было одним из самых распространенных занятий. Народ уари исчез приблизительно около 900 г. н.э., но он оставил после себя важное наследие - концепцию централизованного государства и рекомендации для его создания.

Поздний промежуточный период (прибрежный): 900 - 1476 гг. н.э.

Рушившиеся одна за другой империи ознаменовали наступление периода междоусобных войн, в ходе которых мелкие народы, подхлестываемые примеров народа уари, пытались создать собственные метрополии.

Начав наступление от центра принадлежавших когда-то моче земель на северном побережье Перу, племя чиму постепенно объединило в своем новом государстве более 600 миль побережья. Из прекрасно снабжаемой водой с помощью ирригационной системы столицы Чан-Чан, расположенной в жаркой пустыне, с населением 36000 жителей, владыки чиму управляли строго разделенным на классы обществом, в котором умелые ремесленники пользовались особым уважением.

Империя Чиму усиливалась, благодаря сложной созданной ими ирригационной системе, а также завоеванию таких соседних культур, как Чанкей, Ика-Чинка и Сикан. О культуре сикан можно судить по ножу для ритуальных церемоний. Когда их культура достигла периода наивысшего расцвета, чиму умели украшать одежду и домашнюю утварь требовавшими сложной обработки золотыми узорами, создавали ткани поразительной красоты.

И вот им пришлось вступить в борьбу за власть со своими соперниками инками.

Поздний промежуточный период (горные районы): 900 - 1476 гг. н.э.


"Уака" - священные места инков.
"Кенко " - одно из самых крупных "уака" в районе Куско. Полукруглая стена из уложенных в ряд гладких больших камней лишь подчеркивает естественную монолитную известковую породу, это главный центр для религиозного поклонения в "Кенко ". В примыкающей к стене пешере есть вырубленный в скале алтарь.

Потомки народа, поселившегося в долине Куско, расположенной на высоте более 11 000 футов над уровнем моря, инки начали развивать свою культуру только после 1200 г. н.э., о чем свидетельствует кувшин (справа). Хотя столица Куско постоянно росла, их власть оставалась довольно ограниченной. Тогда в 1438 году Пачакути Инка Юпанки захватил престол. Называя себя "Сотрясающим землю", он со своими войсками совершил поход по всем Андам, завоевывая одни государства, ведя переговоры с другими, стараясь объединить несколько соседних стран в единую могущественную империю. Пачакути перестроил Куско, превратив столицу в город с прекрасными каменными дворцами и храмами. Его провинциями управляло многочисленное дисциплинированное, отлично функционировавшее чиновничество, стоявшее на защите интересов государства. Его преемник, сын Топа Инка, который пришел к власти в 1471 году, нанес такой сокрушительный удар по чиму, что обеспечил себе полный контроль над всем этим обширным регионом, простиравшимся от Эквадора до самого сердца Чили.

Поздний горизонт: 1476 - 1532 гг. н.э.

Укрепив свою власть, инки добились небывалого взлета культуры. По разветвленной дорожной сети маршировали армии и осуществлялась торговля. Искусство ковки золота, керамика и ткачество достигли невероятной красоты и совершенства. Обработчики камня создавали массивные здания из точно и плотно пригнанных друг к другу громадных каменных блоков. Инкская знать, представитель которой изображен в виде статуэтки справа, правила Андами до смерти императора Уайна Капака, который умер от черной оспы в период между 1525 - 1527 гг. Вскоре скончался и его преемник, оставив открытым вопрос о наследовании трона, что привело к возникновению гражданской войны. Она закончилась в 1532 году, когда один из двух соперничающих друг с другом сыновей Уайны Капака Атауальпа оказался победителем, а Уаскар заключенным в тюрьму.

К этому времени испанец по имени Франсиско Писарро совершил свое ознакомительное путешествие по побережью империи инков. Имея в своем распоряжении всего двести человек бойцов, он воспользовался междоусобицами, эпидемией оспы и атаковал войска инков, захватил в плен самого Атауальпу и казнил его.

Ранний колониальный период: 1532 - 1572 гг. н.э.


Писарро со своей бандой авантюристов подошел к Куско в 1533 году и был просто поражен невиданной красотой этого города. Испанцы посадили на трон единоутробного брата Атауальпы Манко Инку, чтобы управлять через него инкской империей.

Однако Манко Инка не стал марионеткой в руках завоевателей и вскоре возглавил народный бунт. В конечном итоге его вынудили бежать из Куско, где теперь правил сам Писарро до тех пор, пока не был убит в 1541 году сторонниками его главного соперника. Через год в Лиму прибыл вице-король, чтобы управлять Андскими территориями как испанскими провинциями.

В 1545 году испанцы захватили Манко Инку, который все еще являлся императором для нескольких тысяч инков, которые вместе с ним укрылись в густых джунглях, где построили город Вилькабамбу. Манко Инку убили. Его сын Тупак Амару, последний император инков, пытался оказать сопротивление испанцам, но оно было сломлено, когда в 1572 году испанцы захватили его основную базу в Вилькабамбе.

Падение империи инков.


Конкистадоров всегда притягивал звон золота. William H. Powell, photograph by the Architect of the Capitol.

Франциско Писсаро в 1502 году прибыл в Америку в поисках счастья. Семь лет он прослужил в районе Карибского моря, участвуя в военных компаниях против индейцев.

В 1524 году Писсаро вместе с Диего де Альмагро и священником Эрнандо де Люке организовывает экспедицию по неоткрытым территориям Южной Америки. Но её участникам так и не удается найти ничего интересного.

В 1526 году состоялась вторая экспедиция, в ходе которой Писсаро наменял золота у местных жителей. В ходе этой экспедиции испанцами было захвачено трое инков, с целью сделать из них переводчиков. Данная экспедиция оказалась очень тяжелой, на их долю выпали и болезни, и голод.

В 1527 году Писсаро попадает в город инков Тумбес. От местных жителей он узнает о большом количестве золота и серебра украшающие сады и храмы в глубинах их земель. Понимая, что необходимы военные силы для получения этих богатств, Писсаро едет в Испанию и обращается к Карлу V за помощью. Он рассказывает о несметных сокровищах инков, которые можно довольно просто заполучить. Карл V дает Писсаро титул губернатора и капитан губернатора на всех землях, которые он сумеет завоевать и контролировать.

Еще до начала завоевания испанцами инки пострадали от появления европейцев на их континенте. Чёрная оспа косила целые семьи у не имевших к ней иммунитета туземцев.

Примерно в это же время умирает Уайна Капака (Сапа Инка). Высшая государственная должность должна перейти к кому-то из сыновей от главной жены. Выбирался тот из сыновей, кто, по мнению монарха, мог бы лучше справиться с обязанностями. В Куско, столице инков, знать провозглашает новым Сапа Инка - Уаскара, что в переводе означает "сладкий колибри".

Проблема была в том, что последние годы своей жизни предыдущий Сапа Инка провёл в Кито. Вследствие чего большая часть двора проживала в Кито. Город превратился во вторую столицу, разделив вождей племени на две соперничающие группировки. Расквартированная в Кито армия отдавала предпочтение другому сыну Уайны Капака - Атахуальпе, что в переводе означает "дикий индюк". Он большую часть жизни провел рядом с отцом на полях сражения. Это был человек острого ума. Позднее испанцы удивлялись скорости, с которой он освоил игру в шахматы. В то же время он был беспощаден, доказательством тому мог служить страх придворных навлечь на себя его гнев.

Атахуальпа выказывал лояльность по отношению к новому Сапе Инка. Но отказывался прибыть ко двору брата, возможно опасаясь того, что Уаскар видит в нём опасного соперника. В конце концов, Сапа Инка потребовал присутствия брата рядом с ним при дворе. Отказавшись от приглашения, Атахуальпа послал вместо себя послов с дорогими подарками. Уаскар, возможно под действием враждебно настроенных к его брату придворных, подверг пыткам людей брата. Убив их он направил свою армию в Кито, приказав силой доставить Атахуальпу в Куско. Атахуальпа призвал верных ему воинов к оружию.

Армии Куско вначале даже сумела взять в плен непокорного брата. Но он сумел сбежать и присоединиться к своим. В битве Атахуальпа победил тех, кто пленил его. Уаскар собирает в срочно порядке вторую армию и отправляет на брата. Новобранцы с плохой выучкой не могли сравниться с ветеранами Атахуальпы, и были разбиты в двух дневном бою.

В итоге Атахуальпа захватывает в плен Уаскара и с триумфом вступает в Куско, после чего была свершена жестокая расправа над жёнами, друзьями и советниками неудачливого брата.

В 1532 году Писсаро с Альмагро вернулись в Тумбес вместе с 160-тью хорошо вооруженными авантюристами. На месте когда-то цветущего города они застали лишь руины. Он сильно пострадал от эпидемии, а потом и от гражданской войны. В течение пяти месяцев Писсаро двигался вдоль побережья, по пути грабя имперские склады.

В итоге Писсаро отправляется ко двору Атахуальпы. Девять из его людей, напуганные перспективой оказаться в гористой местности, во владениях инков повернули назад.

Испанцев удивляли дороги инков, мощенные каменными плитами, с высаженными по краям деревьями, создающими тень, а так же каналы, выложенные камнем.


Узнав о передвижении белых людей внутри его страны, Атахуальпа приглашает их к себе в гости. Со слов посла он понял, что испанцы выглядят и настроены дружелюбно. Во время встречи с послом Писсаро сделал подарки монарху и много говорил о мире.

Писсаро разместил своих людей на открытом пространстве, на главной площади города Кахамарк. Он отправил Эрнандо де Сото засвидетельствовать своё почтение Атахуальпе, с тем, чтобы тот попытался соблазнить его своим предложением, встретиться лично.

Атахуальпа упрекнул испанцев за разграбление его складов и за пренебрежительное отношение к некоторым индейцам на побережье. На что испанцы начали восхвалять своё воинское искусство и предложили воспользоваться их услугами. Атахуальпа соглашается нанести визит Писсаро в Кахамарке.

Во время этой встречи Эрнандо де Сото, хотел напугать Атахуальпу и почти наехал на него на своём коне, остановившись от него в непосредственной близости, так что капли слюны скакуна попали на одежду инка. Но Атахуальпа не дрогнул. Позже он приказал казнить тех придворных, кто выказал страх.

Писсаро же следуя примеру Кортеса, который завоевал могущественную империю ацтеков с помощью похищения императора, начал готовить свою засаду.

Ночью Атахуальпа послал 5000 воинов, чтобы перекрыть дорогу к северу от Кахамарка. По разработанному им плану, как он позже признался испанцам, он хотел захватить в плен живыми Писсаро и всех его воинов, чтобы принести в жертву богу Солнца - Инти, а лошадей их оставить на развод.

На рассвете Писсаро разместил своих людей в строениях вокруг площади. Ожидание было томительно для испанцев, так как десятикратное численное превосходство инков пугало и подавляло. Позже, как признался один из очевидцев "многие испанцы безотчётно из-за сковавшего их ужаса мочились в штаны".


Взятие Атауальпы в плен
Duflos, Pierre, 1742-1816, engraver.

На закате к площади приблизился императорская процессия. Атахуальпу несли 80 слуг на деревянных носилках, инкрустированных золотом и со всех сторон украшенных перьями попугаев. Монарх в одеждах с золотыми нитями и весь в украшения, восседал, держа в руках золотой щит с геральдическим изображением Солнца. Тут же были танцоры и аккомпанирующие им музыканты. Его свита насчитывала более 5000 человек воинов (основные силы, порядка 80000 воинов, были за городом). Все они пришли без оружия.

На площади они увидели лишь одного доминиканского монаха в сутане с крестом в одной и Библией в другой руке. Королевский совет в Испании постановил, что язычникам нужно предоставить возможность принять христианство добровольно, без кровопролития, и конкистадоры решили не нарушать букву закона. Монах объяснил смысл христианской веры правителю инков, а переводчик объяснил ему, что его просят принять религию чужеземцев. "Вы говорите, что ваш Бог принял смерть, - ответил на это Атахуальпа, - а мой всё ещё живёт", - подчеркнул он, показав на уползающее за горизонт Солнце.

Атахуальпа взял в руки протянутый ему молитвенник. Насколько он понимал, испанцы ценили эту вещь так, как индейцы "уака", талисман в котором обретался дух богов. Но этот предмет казался ему игрушкой по сравнению с их громадным каменным "уака", которому поклонялись инки, поэтому он швырнул его на землю. Как утверждают очевидцы, после этого монах повернулся к Писсаро и сказал ему и его людям: "Можете напасть на них после такого. Я заранее отпускаю вам все ваши грехи".


Музыкант с флейтой. Данное изделие демонстрирует нам высокое искусство чиму в области обработке металлов с помощью технических приемов. Такие статуэтки выковывались по частям, которые затем спаивались вместе. Музыкант держит свою флейту в татуированных руках.

Писсаро подал сигнал к атаке. Две пушки дали залп по толпе индейцев. Испанские всадники, выехали из зданий в полном вооружении и атаковали безоружных воинов-инков. За ними под звук труб последовали пехотинцы с боевым кличем - "Сантьяго!" (имя святого помогающего, по убеждению испанцев, одержать верх над противником).

Это была жестокая резня безоружных индейцев. Писсаро с трудом вытащил из неё Атахуальпу. В течение нескольких часов 6000 воинов инков погибло в Кахамарке и вокруг него, но не один испанец не был убит. В число немногих раненных попал и сам Писсаро, получивший ранение от своего же солдата, когда пытался прорваться к царственному противнику, чтобы захватить того живым.

Многие исследователи пытались понять, почему Атахуальпа совершил такую роковую ошибку, выйдя к испанцам с безоружными воинами. Возможно вождь даже не рассматривал такой вариант хода событий, когда столь малочисленных отряд попытается напасть на его громадную армию. Или же поверил в речи испанцев о мире.

В плену Атахуальпе позволили сохранять все королевские привилегии. Все его жёны и слуги находились возле него. К нему являлись вельможи и исполняли его приказания. Менее чем за месяц он научился говорить по-испански и даже немного писать.

Поняв, что белых людей манит золото, он решил откупиться, предложив за свою свободу наполнить комнаты, в которых он находился, золотом, а так же дважды "набить серебром индейскую хижину". Вместо освобождения Атахуальпа таким предложением подписал свой смертный приговор. Приказав, сорвать всё золото в Куско, и доставив его испанцам, он лишь разжёг их страсть к драгоценному металлу. В то же время, боясь, что его брат сможет предложить за свою свободу ещё больше золота, он приказал казнить его. Инки не воспринимали золото и серебро как что-то ценное. Для них это был просто красивый металл. Золото они называли "потом Солнца", а серебро "слезами Луны". Для них ценными были ткани, так как на их изготовление уходило много времени.


Нож для ритуальных церемоний. Ритуальный нож Туми с золотой рукояткой и серебренным лезвием и украшенный бирюзой. Бог Наймлап изображен с полукруглым головным убором и парой крыльев.

Испанцы начали подозревать, что Атахуальпа готовит заговор против них. Это порождало панически страх в их рядах. Писсаро долгое время противился настрою своих соотечественников. Но в итоге паника сломила и его решительный настрой.

Атахуальпа начинал осознавать неминуемость своей гибели. Его религия гарантировала ему вечную жизнь при правильном исполнении обряда.

На заседании совета, возглавляемого самим Писсаро, было решено сжечь Атахуальпу. Когда испанцы сообщили вождю о своём решении, он расплакался. Уничтожение тела означало лишение бессмертия.

Монах перед смертью ещё раз попытался обратить язычника в христианскую веру. Понимая, что если он примет христианство, то его не сожгут, а удушат с помощью гарроты (обруч с винтом, для медленного удушения жертвы), он согласился пройти обряд посвящения, предполагая, что тело будет передано народу для мумификации. Но испанцы и здесь обманули его. После того как вождь был задушен, они сожгли его одежды и часть тела на костре. Остальную часть они предали земле.

Писсаро понимал, какие выгоды ему сулит местный правитель под испанским контролем. Он остановил выбор на сыне Уайны Капака - Манко Инке. Когда испанца прибыли в Куско их встречали как доброжелателей, восстановивших законную правящую ветвь инков, хотя все мумии до их появления были надёжно спрятаны.

Конкистадоры не отличались великодушием и всячески унижали Манко, проявляя наплевательское отношение к обычаям инков. Самое худшее произошло, когда Писсаро отправился на океанское побережье, с целью основания новой столицы Лиму. Главными он оставил своих братьев Гонсало и Хуана. Гонсало относился к Манко с нескрываемым презрением. Похитив его любимую жену, он надругался над ней.

Бесчинства, творимые испанцами, привели к тому, что Манко наотрез отказался от сотрудничества и предпринял попытку покинуть Куско. Испанцы вернули его в столицу закованным в цепями. В заключение подвергали разного рода унижениям.
В итоге Манко уговаривает одного из братьев Франциско, Эрнандо, который совсем недавно приехал в Куско из Испании, выпустить его временно из тюрьмы, чтобы он мог помолиться в святилище, за что обещал подарить золотую статую изображающую его отца. Как только Манко выбрался за пределы Куско, он призвал свой народ к мятежу. Дело кончилось осадой Куско, которая продолжалась почти целый год. Во время этой осады среди индейцев находились предатели как в Куско, так и за его пределами, которые тайно таскали пищу захватчикам. Среди них были даже родственники самого Манко, которые боялись расправы за их прежнюю поддержку европейцев, со стороны нового правителя. Безнадёжность осады стала ясна, когда из Испании прибыло подкрепление. Некоторые сторонники Манко даже откололись от него, поняв, что удачный момент упущен.

После провала осады Куско Манко увёл с собой в густые джунгли 20000 своих соотечественников. Там они за короткий срок возвели новый город Вилькабамба. Он занимал площадь около двух квадратных миль и насчитывал около трёхсот домов и шестидесяти монументальных сооружений. Здесь были удобные дороги и каналы.

Из этого города инки порой совершали набеги на завоевателей, нападая на сторожевые посты. В 1572 году испанцы решили покончить с этим последним оплотом, как свидетельством прежнего могущества туземцев. Добравшись до Вилькабамбы, они на месте города нашли лишь пустынные развалины. Защитники перед тем как покинуть город сожгли его. Испанцы продолжили погоню, проникая всё дальше и дальше в джунгли. В итоге ими был захвачен последний вождь инков Тупак Амару. Его привезли в Куско и отрубили голову на городской площади. Так пресеклась династия правителей инков.

Итогом пятидесятилетнего пребывания испанцев стало сокращение коренного населения - на три четвери. Многие умерли от болезней завезённых из Старого Света, а многие от каторжного труда.

В Испанию было вывезено огромное количества золота и серебра. Предметы искусства как правило переплавлялись перед вывозом. Самые прекрасные изделия доставлялись ко двору Карла V, затем они были выставлены для всеобщего обозрения в Севилье. Когда Карл начал испытывать нехватку в средствах для проведения военных кампаний, было велено переплавить эти выдающиеся произведения инкского искусства.

Литература:
А. Варкин, Л. Зданович, "Тайны исчезнувших цивилизаций", М. 2000.
Инки: владыки золота и наследники славы, перевод с английского Л.Каневского, М., Терра, 1997.

Цивилизация инков процветала в древнем Перу между c. 1400 и 1533 гг. Н.э., а их империя в конце концов распространилась по западной части Южной Америки от Кито на севере до Сантьяго на юге, сделав его крупнейшей империей, когда-либо бывшей в Америке и самой крупной в мире в то время. Невосприимчивые к часто суровой андийской среде, инки завоевали людей и использовали ландшафты в таких разнообразных условиях, как равнины, горы, пустыни и тропические джунгли. Обладая уникальным искусством и архитектурой, они построили мелко построенные и внушительные здания, где они завоевали, а их впечатляющая адаптация природных ландшафтов с террасами, автомагистралями и горными поселениями продолжает удивлять современных посетителей на таких всемирно известных объектах, как Мачу-Пикчу.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Как и в других культурах древней Америки, историческое происхождение инков трудно распутать из основополагающих мифов, которые они сами создали. Согласно легенде, в начале, бог-создатель Виракоча вышел из Тихого океана, и когда он прибыл на озеро Титикака, он создал солнце и все этнические группы. Эти первые люди были погребены богом, и только позже они вышли из родников и скал (священных пакарин) обратно в мир. Инки, в частности, были созданы в Тиванаку (Тиауанако) от бога солнца Инти, следовательно, они считали себя избранными немногими, «Дети солнца», а правитель инков был представителем и воплощением Инти на земле. В другой версии мифа о создании первые инки пришли из священной пещеры, известной как Tampu T’oqo или «The House of Windows», которая находилась в Pacariqtambo, «Inn of Dawn», к югу от Куско. Первой парой людей были Манко Капак (или Манко Капак) и его сестра (также его жена) Мама Оклу (или Окло). Родились еще три брата-сестры-сестры, и группа отправилась вместе, чтобы основать свою цивилизацию. Победив жителей Чанки с помощью каменных воинов (пуруураков), первые инки, наконец, поселились в Долине Куско и Манко Капаке, бросив золотой стержень в землю, установив, что станет столицей инков Куско.

Более конкретные археологические данные свидетельствуют о том, что первые поселения в долине Куско на самом деле относятся к 4500 году до н.э., когда общины охотников собирались в этом районе. Однако Куско только стал значительным центром когда-то в начале позднего промежуточного периода (1000-1400 гг. Н.э.). Процесс регионального объединения начался с конца 14 века н.э. и с начала 15 века н.э., с приходом первого великого лидера инков Пачакути Инки Юпанки («Реверс Мира») и поражения Чанки в 1438 году н.э. , инки начали расширяться в поисках грабежа и производственных ресурсов, сначала на юг, а затем по всем направлениям. В конце концов они построили империю, которая простиралась через Анды, завоевывая такие народы, как цивилизации Лупака, Колла, Химор и Ванка. После создания была спровоцирована общенациональная система налогов и администрирования, которая укрепила власть Куско.

Рост Империи Инков был впечатляюще быстрым. Во-первых, все ораторы языка инков кечуа (или рунасими) получили привилегированный статус, и этот благородный класс тогда доминировал во всех важных ролях в империи. Thupa Inca Yupanqui (также известный как Топа Инка), преемник Пачакути с 1471 года н.э., приписывается расширением империи огромными 4000 км (2500 миль). Инки сами называли свою империю Tawantinsuyo (или Tahuantinsuyu), что означает «Земля четырех четвертей» или «Четыре части вместе». Куско считался пупом мира, и каждый квартал излучались дороги и священные прицельные линии (цеки): Чинчайскую (север), Антисую (восток), Колласую (юг) и Кунтисую (запад). Распространение через древний Эквадор, Перу, север Чили, Боливию, нагорье Аргентины и южную Колумбию и протяженность 5500 км (3400 миль) с севера на юг, 40 000 инков управляли огромной территорией, в которой около 10 миллионов предметов говорили на 30 разных языках.

ПРАВИТЕЛЬСТВО И АДМИНИСТРАЦИЯ
Инки сохранили списки своих царей (Сапа Инка), чтобы мы знали такие имена, как Пачакути Инка Юпанки (царствование 1438-63 гг. Н.э.), Тупа Инка Юпаньки (царствование 1471-93 гг. Н.э.) и Вейна Капак последний доиспанский правитель, царствование c 1493-1525 гг. н. э.). Вполне возможно, что в то же время правили два царя, и у королев могли быть некоторые существенные силы, но испанские записи не ясны по обоим пунктам. Сапа Инка был абсолютным правителем, и он жил жизнью огромного богатства. Выпив из золотых и серебряных чашек, одетых в серебряные ботинки, и жил во дворце, обставленном тончайшим текстилем, он побаловался до крайности. Его даже ухаживали за его смертью, так как инка мумифицировала своих правителей. Хранимые в храме Кориканча в Куско, мумии (mallquis), в сложных церемониях, регулярно вывозили снаружи в свои лучшие регалии, предлагая продукты питания и напитки, и «консультировались» за их мнение о неотложных государственных делах.

Правило инков было, как и их архитектура, основано на секционированных и блокирующих единицах. На вершине был правитель и десять родственных групп дворян, называемых панака. Затем в очереди появилось еще десять родственных групп, более отдаленно связанных с королем, а затем, третья группа дворян не из крови инков, но сделала инков в качестве привилегии. В нижней части государственного аппарата находились нанятые на местной основе администраторы, которые контролировали поселения и самую маленькую андийскую группу населения, айлу, которая представляла собой совокупность домашних хозяйств, как правило, родственных семей, которые работали на участке земли, жили вместе и оказывали взаимную поддержку в периоды необходимость. Каждая айлу управлялась небольшим количеством дворян или кураков, роль которых могла бы включать женщин.

Местные администраторы сообщили более 80 администраторам регионального уровня, которые, в свою очередь, сообщили губернатору, отвечающему за каждую четверть империи. Четыре губернатора сообщили верховному правителю инков в Куско. Чтобы обеспечить лояльность, наследники местных правителей также содержались в тюрьмах инков в качестве содержащихся в тюрьме заключенных. Таким образом, важнейшие политические, религиозные и военные роли в империи были в руках элиты инков, называемой испанцами рудьюнами или «большими ушами», потому что они носили большие уши, чтобы указать их статус. Чтобы лучше обеспечить контроль над этой элитой над своими предметами, гарнизоны усеяли эту империю, и были построены совершенно новые административные центры, в частности в Тамбо Колорадо, Уануко Пампа и Хатун Xauxa.

Для целей налогообложения были проведены переписи, а группы населения были разбиты на группы, основанные на кратных десяти (математика инков была почти идентична системе, которую мы используем сегодня). Поскольку в мире инков не было никакой валюты, налоги были выплачены в натуральном выражении - как правило, продукты питания, драгоценные металлы, текстиль, экзотические перья, красители и оболочка спондилуса, - но также и рабочие, которые могли быть перенесены на империю, которая будет использоваться там, где они были наиболее необходимо, известное как сервис mit’a. Сельскохозяйственные угодья и стада были разделены на три части: производство для государственной религии и богов, для правителя инков и для самих фермеров. Ожидается также, что местные общины помогут построить и поддерживать такие имперские проекты, как дорожная система, которая простирается по всей империи. Чтобы отслеживать все эти статистические данные, инка использовала quipu, сложную сборку узлов и строк, которая также была очень переносимой и могла записывать десятичные знаки до 10 000.

Хотя инки навязывали свою религию и администрацию завоеванным народам, извлекали дань и даже продвигали лояльное население (митмакс) для лучшей интеграции новых территорий в империю, инки также приносили определенные преимущества, такие как перераспределение продуктов питания во время экологической катастрофы, улучшение хранения объекты для продуктов питания, работы через финансируемые государством проекты, организованные государством религиозные праздники, дороги, военную помощь и предметы роскоши, особенно предметы искусства, которыми пользуется местная элита.

КУСКО
Инковская столица Куско (от qosqo, что означает «высохшая озерная кровать» или, возможно, полученная из cozco, особый камень в городе) была религиозным и административным центром империи и имела население до 150 000 человек на своем вершина горы. Преобладающий священный покрытый золотом и изумрудный комплекс Кориканча (или Храм Солнца), его величайшие здания были приписаны Пачакути. Самые великолепные были храмы, построенные в честь Инти и Мамы Киля - первая была выложена из 700 2 кг листов избитого золота, а вторая - с серебром. Вся столица была изложена в форме пумы (хотя некоторые ученые оспаривают это и принимают описание метафорически) с имперской столицей Пумачупана, образующей хвост и храмовый комплекс Саксайхуамана (или Саксавамана), образующего голову. Благодаря обширным площадям, паркам, святыням, фонтанам и каналам великолепие инков Куско теперь, к сожалению, выживает только в глазах очевидцев первых европейцев, которые восхищались его архитектурой и богатством.

РЕЛИГИЯ INCA
Инка имела большое почтение к двум более ранним цивилизациям, которые занимали почти ту же территорию - Вари и Тиванаку. Как мы видели, сайты Тиванаку и озера Титикака сыграли важную роль в мифах создания инков, и поэтому их особенно уважали. Правители инков совершали регулярные паломничества к Тиванаку и островам озера, где были построены две святыни для бога Инти-Солнца и высшего божества инков и богини Луны Мамы Киля. Также в комплексе Кориканча в Куско эти божества были представлены крупными произведениями из драгоценных металлов, которые посещались и поклонялись священникам и жрицам во главе с вторым самым важным человеком после короля: Первосвященником Солнца (Уилком Уму). Таким образом, религия инки была озабочена контролем над природным миром и предотвращением таких бедствий, как землетрясение, наводнения и засуха, которые неизбежно вызвали естественный цикл перемен, превращение времени, связанного с смертью и обновлением, которое инка называла пачакути,

Также были созданы священные места, часто использующие видные природные объекты, такие как горные вершины, пещеры и источники. Эти huacas можно было использовать для астрономических наблюдений в определенное время года. Религиозные церемонии проходили согласно астрономическому календарю, особенно движениям солнца, луны и Млечного пути (Маю). Шествиями и церемониями можно было бы также связать с сельским хозяйством, особенно с посевами и сборами. Наряду с островом острова Титикака самым священным местом Инки был Пачакамак, храм, построенный в честь бога с тем же именем, который создал людей, растений и отвечал за землетрясения. Большая деревянная статуя бога, считающаяся оракулом, принесла паломников со всех концов Анды, чтобы поклоняться в Пачакамаке. Шаманы были еще одной важной частью религии инков и были активны в каждом поселении. У Куско было 475, самым важным из которых был якарка, личный советник правителя.

Религиозные ритуалы инков также включали культ предков, как видно из практики мумификации и приношения богам с едой, напитками и драгоценными материалами. Жертвы - как животные, так и люди, включая детей, - также были сделаны для умиротворения и почитания богов и обеспечения хорошего здоровья короля. Линия возлияний, будь то вода или чича, также была важной частью религиозных церемоний инков.

Инки навязали свою религию местному населению, построив свои собственные храмы и священные места, а также захватили священные мощи завоеванных народов и провели их в Куско. Они хранились в Кориканчах, они, возможно, считались заложниками, которые обеспечивали соблюдение взгляда инков на мир инков.

АРХИТЕКТУРА И ДОРОГИ INCA
Главные каменные каменщики, инки построили большие здания, стены и укрепления, используя мелко обработанные блоки - обычные или многоугольные, - которые были установлены таким образом, чтобы не требовалось никакого раствора. С акцентом на чистые линии, трапециевидные формы и включение природных объектов в эти здания, они легко выдержали мощные землетрясения, которые часто поражали регион. Отличительная наклонная трапециевидная форма и тонкая кладка зданий инков были, помимо их очевидной эстетической ценности, также использовались как узнаваемый символ господства инков во всей империи.

Одним из самых распространенных зданий инков был вездесущий однокомнатный складской склад qollqa. Построенные из камня и хорошо вентилируемые, они были либо круглыми, либо кукурузными или квадратными для картофеля и клубней. Каланка была очень большим залом, который использовался для общественных собраний. Более скромные здания включают в себя kancha - группу небольших однокомнатных и прямоугольных зданий (wasi и masma) с соломенными крышами, построенными вокруг двора, окруженного высокой стеной. Канча была типичной архитектурной особенностью городов инков, и идея была экспортирована в завоеванные регионы. Террасинг для максимизации земельной площади для сельского хозяйства (особенно для кукурузы) был еще одной практикой инков, которую они экспортировали, куда бы они ни пошли. Эти террасы часто включали каналы, так как инки были экспертами в том, чтобы отвлекать воду, переносить ее на большие расстояния, направлять ее под землей и создавать эффектные выходы и фонтаны.

Товары перевозились по империи по специально построенным дорогам с использованием лам и портеров (не было колесных транспортных средств). Дорожная сеть Инки охватывала более 40 000 км, а также позволяла легко перемещать армии, администраторов и торговые товары, это также был очень мощный визуальный символ авторитета инков над их империей. На дорогах были станции отдыха на своем пути, а также была система ретрансляции бегунов (chasquis), которые доносили сообщения до 240 км за один день из одного поселения в другое.

INCA ART
Несмотря на влияние искусства и техники цивилизации Chimu, инки действительно создали свой собственный отличительный стиль, который был мгновенно узнаваемым символом имперского господства по всей империи. Искусство инков лучше всего видно в полированных металлических изделиях (в золоте - пот солнца, серебра - считается слезами на луне и меди), керамике и текстиле, причем последний считается самым престижным самими инками, Конструкции часто используют геометрические формы, технически выполнены и стандартизированы. Шахматная доска выделяется как очень популярный дизайн. Одной из причин повторных проектов было то, что керамика и текстиль часто производились для государства как налог, и поэтому произведения искусства представляли конкретные общины и их культурное наследие. Подобно тому, как сегодня монеты и марки отражают историю нации, так и андийские произведения предлагали узнаваемые мотивы, которые либо представляли конкретные сообщества, создающие их, либо навязанные им конструкции господствующего класса инков.

Работы с использованием драгоценных металлов, таких как диски, ювелирные изделия, рисунки и предметы быта, были сделаны исключительно для знатных инков, и даже некоторые текстильные изделия были ограничены только для их использования. Товары, изготовленные с использованием сверхмягкой вичуньи шерсти, были одинаково ограничены, и только инковский правитель мог владеть стадами викуньи. Керамика использовалась более широко, и наиболее распространенной формой был урпу, луковичный сосуд с длинной шеей и две маленькие ручки на горшке, которые использовались для хранения кукурузы. Примечательно, что украшение керамики, текстиль и архитектурная скульптура инков обычно не включали в себя представления о себе, об их ритуалах или таких общих андийских изображениях, как монстры и получеловеческие фигуры с полуживым животным.

Инка производила текстильную, керамическую и металлическую скульптуру, технически превосходящую любую предыдущую андскую культуру, и это несмотря на жесткую конкуренцию со стороны таких мастеров металлической работы, как опытные мастера цивилизации Моче. Подобно тому, как инка наложила политическое господство над своими завоеванными предметами, так и с искусством они наложили стандартные формы и образцы инков, но они позволили местным традициям сохранять свои предпочтительные цвета и пропорции. Одаренные художники, такие как Чан Чан или район Титикака, и женщины, особенно опытные в ткачестве, были привезены в Куско, чтобы они могли создавать прекрасные вещи для правителей инков.

КРАХ
Империя инков была основана и поддерживалась силой, а правящие инки очень часто были непопулярны со своими подданными (особенно на северных территориях), ситуация, которую испанские конкистадоры во главе с Франсиско Писарро в полной мере воспользовались бы в середине десятилетия XVI века. Империя инков, по сути, до сих пор не достигла стадии консолидированной зрелости, когда она столкнулась с самой большой проблемой. Восстания были распространены, и инки были вовлечены в войну в Эквадоре, где в Кито была создана вторая столица инков. Еще более серьезно, инки пострадали от эпидемии европейских болезней, таких как оспа, которая распространилась из Центральной Америки даже быстрее, чем сами европейские захватчики, и волна убила ошеломляющих 65-90% населения. Такое заболевание убило Вейна Капак в 1528 году н.э., а двое его сыновей, Васкар и Атауальпа, сражались в разрушительной гражданской войне за контроль над империей только тогда, когда прибыли европейские охотники за сокровищами. Именно эта комбинация факторов - идеальная буря восстания, болезни и вторжения - которая привела к падению могучей империи инков, самой большой и богатой из всех когда-либо встречавшихся в Америке.

Язык инков Кечуа живет сегодня и до сих пор говорят около восьми миллионов человек. Есть также большое количество зданий, артефактов и письменных счетов, которые пережили разрушения завоевателей, мародеров и времени. Эти остатки пропорционально количеству огромных богатств, которые были потеряны, но они остаются неоспоримыми свидетелями богатства, изобретательности и высоких культурных достижений этой великой, но недолгой цивилизации.

Озеро Титикака расположено в Центральных Андах на высоте 3810 метров над уровнем моря. Это самое крупное озеро Южной Америки. Его площадь составляет 8300 квадратных километров, и оно занимает 18 место по величине, среди самых больших озёр мира. Глубина вод более ста метров, а в некоторых местах достигает 300 метров.

Именно здесь, на берегах огромного и глубокого водоёма, во времена сказочной древности находился один из центров высокоразвитых цивилизаций человечества.

Вокруг него, пригодные для жизни земли ограничивались с востока непроходимыми джунглями бассейна реки Амазонки, а с запада безбрежными водами Тихого океана. Древние люди густо заселили узкую западную полосу континента, которая начиналась у границ современного Эквадора и заканчивалась в центральных районах Чили.

В первом тысячелетии до нашей эры здесь существовали такие цивилизации, как Чавин, Сан-Августин и Паракас. Последняя облюбовала для себя прибрежную область Анд (южное побережье современного Перу) и полуостров Паракас (песчаный дождь).

Главной достопримечательностью этого народа, дошедшей до наших времён, являются некрополи. Они состоят из просторных погребальных камер; в них хранится множество мумий. Умершие, завёрнутые в несколько слоёв ткани, украшенной богатым орнаментом, находятся в сидячем положении. Колени упираются в подбородки, руки скрещены на груди.

Что представляет особый интерес, так это то, что у некоторых мумий черепа деформированы, имеют яйцевидную форму и носят следы трепанации. В это трудно поверить, но факты упрямая вещь: когда-то, две с лишним тысячи лет назад, древние эскулапы с успехом делали операции на головном мозге. Это подтверждает и частичная замена костей черепных коробок золотыми пластинами.

Цивилизация Паракас канула в тьму веков во втором столетии до нашей эры. Её следы затерялись в бесконечном потоке времени, но есть ряд свидетельств, бросающих слабый свет на судьбу этого таинственного народа. Эти свидетельства указывают на то, что потомки тех древних эскулапов не исчезли с земли, а продолжают жить, умело применяя бесценные медицинские знания на практике.

Но перед тем, как рассмотреть этот интересный вопрос, нужно познакомиться с историческими событиями, имевшими место в период с XIII по XVI век на западных землях Южной Америки.

История империи инков

Девятьсот лет тому назад Бог Солнца Инти, курировавший вышеназванную территорию, озаботился плохими условиями жизни людей. Чтобы подбодрить простых смертных, вселить в них уверенность и дать почувствовать радость жизни, он послал к ним своего сына Манко Капаку и любимую дочь Мама Оклью.

Инструкции владыки были краткими и чёткими. Он дал детям посох из чистого золота и повелел осесть на тех землях, где это дорогое изделие войдёт в почву.

Божественные отпрыски в точности исполнили волю отца. Они долго бродили по гористой местности, пробуя ту на прочность. Каменистая земля не желала принимать в себя драгоценный металл, и дети уже начали отчаиваться. Но вот они оказались в долине Куско, у селения Пакара-Тамбо, у подножия холма Уанакаури. И здесь случилось чудо: посох легко вошёл в твёрдую, как гранит, почву. Сын и дочь радостно переглянулись и заложили на этом месте поселение, который назвали Куско.

Живший на близлежащей территории народ инки воздал хвалу Манко Капаку и Мама Оклью, признал их своими правителями и стал называть свою страну Тауантинсуйу (земля четырёх частей).

Шли годы. Куско постепенно превратился в большой и красивый город. Располагался он на высоте 3416 метров над уровнем моря и ограждался двумя горными хребтами.

Войны инков

Параллельно строительству своей столицы получивший поддержку богов народ вёл захватнические войны. Вначале он долго воевал с племенами сора и рукана, которые жили на западных землях, прилегающих к долине Куско. Покорив эти племена, завоеватели значительно расширили свои границы и начали готовиться к дальнейшим военным экспансиям.

Серьёзным противником оказался очень сильный и отважный народ чанка. Война с ним была долгой, трудной и жестокой. Только к середине XV века инкам удалось разбить своего главного врага. В это время правителем у них был Пачакутек, сын легендарного Манко Капаку.

Вначале второй половине XV века потомки божественных отпрысков подчиняют себе все племена, живущие в бассейне озера Титикака. Этим завоевания не ограничиваются. Военная экспансия продолжается, и к концу XV века покорённая территория расширяется до огромных размеров. Это уже империя, владения которой простираются от южной границы современной Колумбии до центральных районов Чили и Аргентины.

Государственное устройство империи инков

Большое государство нуждаётся в грамотном административном управлении. Завоеватели разбили все покорённые земли на четыре провинции: Кунтисуйу, Кольясуйу, Антисуйу и Чинчасуйу. В центре Куско находилась площадь Уакапата. От неё, в разные стороны, расходились четыре дороги, ведущие в эти административные образования империи.

Инки любили и умели строить дороги. Делали они их широкими с ровным покрытием. Самая длинная тянулась на 5250 километров и имела ширину 7,5 метров. Правда индейцы не знали колеса, поэтому передвигались по таким магистралям пешком; груз переносили на себе или перевозили на ламах.

Великие завоеватели не владели никакой письменностью, но, несмотря на это, государственная почта работала отлично. Многочисленные гонцы постоянно спешили в разные концы империи и передавали указы и постановления посредством «узелковых писем» или устно.

У инков были хорошо развиты: земледелие, животноводство, ремесленное искусство. Единого денежного эталона не было. Процесс купли-продажи происходил между продавцом и покупателем на многочисленных ярмарках посредством обмена товаров. Такие ярмарки, как правило, устраивали в городах не реже одного раза в десять дней.

Бросающегося в глаза разделения общества на бедных и богатых не существовало. Уровень жизни был у всех примерно одинаковым. Основная часть населения жила родовыми общинами – аилью. У отдельной семьи был земельный надел – топу. Каждый член общества нёс трудовую повинность – миту. Важные вопросы общественного быта решались на общих собраниях – камачико.

Инки придумали забирать в армию в 18 лет

Когда мужчина достигал возраста 18 лет, его забирали на военную или курьерскую службу. Её срок продолжался 7 лет. Каждый житель страны обязан был пройти через это. Затем, после окончания семилетнего срока, мужчина становился пурехи. Так назывались люди, которые работали на общественные нужды и платили подати. После 50 лет человек переходил в другую возрастную категорию и занимался воспитанием детей.

В великой империи любой житель мог достичь высокого положения в обществе. Главным было не происхождение, а заслуги перед империей. Опытный воин или талантливый оратор пользовался всеобщим уважением и почитанием, независимо от того, кем были его родители.

Верховная власть в стране передавалась по наследству. Вступивший на престол получал приставку «инки» к своему имени. В узком понимании она означала титул правителя, как в Европе король или император. Также инками назывались полноправные члены общины Куско, которые являлись потомками древнего племени, признавшего власть детей Бога Солнца Инти. Они как бы считались «инками по крови».

Представители других племён, населявших империю, также могли получить соответсвующий титул за особые заслуги перед государством. В таком случае он наследовался всей семьёй, и её члены считались «инками по привилегии».

Последние годы империи

В 1525 году умирает верховный вождь империи Уайна Капаку. Он делит державу на две части между своими сыновьями. Одну унаследует Атауальпа, другую Уаскар.

Столица Куско отходит к Уаскару, и он по праву приобретает верховный титул инки. Но второй брат не согласен с волей отца. Начинается междоусобная война.

Она заканчивается только в 1531 году поражением Уаскара. Его хватают и отправляют в высокогорное селение, где он должен жить в качестве узника до самой смерти. Вся власть переходит к Атауальпа. Обстановка в империи стабилизируется.

Но новый 1532 год вносит свои коррективы в более менее устоявшуюся жизнь после великой распри. На землях империи появляются испанские конкистадоры. 110 пеших солдат и 67 всадников высаживаются с парусного судна, чтобы завоевать земли, в которых столько же золота, сколько песка в пустыне.

История Франсиско Писарро

Командует испанским военным отрядом Франсиско Писарро (1475-1541) – человек властный, жестокий, безжалостный. Авантюрист до мозга костей, без принципов и идеалов. У него одна цель – золото.

Родился он в Испании, став печальным следствием греховной связи любвеобильного кастильского дворянина, капитана Гонсало Писарро и легкомысленной крестьянки. Родители прокляли дочь, но ребёнка воспитали. Став зрелым юношей, тот поступил на военную королевскую службу. Но в землях Старого Света на поле брани ничем себя не проявил и уже в преклонном возрасте (по меркам XVI века) уехал в Панаму.

Жизнь колониста будущий беспощадный покоритель индейцев начал в 1519 году. Из общей массы охотников за удачей ничем не выделялся. Жил тихо и неприметно. На него мало кто обращал внимание: пожилой человек, ограниченный в средствах, без серьёзных связей и возможностей.

В один из осенних дней он уезжает на охоту и неожиданно пропадает. Его исчезновение никого не взволновало, а появление живым и здоровым через три месяца, не вызывало у окружающих ни радости, ни удивления.

Но уже через несколько дней все замечают, что непонятно где отсутствующий долгое время человек резко изменился. Он становится энергичным и красноречивым, непринуждённым в общении и обаятельным, показывает блестящие способности в изучении иностранных языков. Вызывая к себе всеобщее расположение, заводит множество друзей, и буквально через несколько месяцев его избирают мэром города, в котором он живёт.

Очень скоро Франсиско Писарро устанавливает дружеские связи с губернатором Панамы и его окружением. Он очаровывает дам, вызывает симпатию у мужчин. Двери самых богатых домов колонии широко раскрываются перед ним. Но наш герой понимает: он уже не молод и делать блестящую карьеру поздно.

Вскоре он знакомится с прожжённым авантюристом Диего де Альмагро и алчным до мозга костей священником Эрнандо де Лука. Эти двое бредят золотом, которое в неимоверных количествах лежит в храмах и дворцах индейских городов, расположенных далеко на юге.

Используя свой дар убеждения и обаяния, умело играя на низменных чувствах, наш герой уговаривает губернатора снарядить военную экспедицию в земли современной Колумбии. Здесь, по его словам, много богатых городов краснокожих, набитых золотом.

В 1524 году губернатор даёт добро, и Писарро становится во главе своей первой военной экспедиции. Она заканчивается полным провалом через 12 месяцев.

Но неудача не обескураживает испанца. Наоборот, она вдохновляет его на новые попытки быстро разбогатеть и занять соответствующее место в высшем обществе.

В 1526 году вторая военная экспедиция отправляется к землям современного Эквадора. Она длится два с лишним года и не приносит ни песо. Но вместо презренного металла хитрый и ловкий авантюрист получает очень важную информацию, которая по ценности стоит ничуть не меньше, чем сундук с золотом.

Местные жители рассказывают ему о сказочно богатой стране. Лежит она далеко на юге в горах. В тех землях очень много золота, оно просто валяется под ногами. Наш герой понимает – это его последний шанс. В то же время он не хочет делить славу и богатство с губернатором Панамы.

В 1530 году Франсиско Писарро покидает Новый Свет. Быстроходный парусник доставляет его к землям Испании. Здесь он с поразительной лёгкостью добивается аудиенции у короля Карла V.

Неизвестно о чём беседовал авантюрист с коронованной особой, но обратно он возвращается генерал-капитаном, аделантадом, а его плащ украшает родовой герб маркиза. В руке он победно сжимает подписанную Его Величеством грамоту. В ней говорится о данном ему праве на губернаторство над всеми землями, лежащими на 1000 миль южнее Панамы.

Новоиспечённый губернатор время зря не теряет и снаряжает третью военную экспедицию в 1531 году. Уже через несколько месяцев он высаживается на землях Тауантинсуйу. Империя инков во всей красе лежит перед ним.

Инки испгались лошадей?!

Верховный вождь Атауальпа очень быстро узнаёт о бледнолицых чужеземцах. Он велит своим разведчикам выяснить всё об этих странных пришельцах, но всё дело в том, что индейцы никогда не видели в глаза лошадей. Отсюда и донесения последних разнятся, вызывая при дворе недоумение и растерянность.

Так одни разведчики утверждают, что ведут чужеземцев существа с четырьмя ногами и двумя головами. Спят они стоя, видят ночью как днём, а вместо слов издают странные громкие звуки.

Другие же рассказывают, что неизвестные существа на четырёх ногах имеют две части, которые могут отделяться друг от друга и гулять сами по себе. Главной является нижняя часть. Верхняя же служит только для сбора плодов, которые растут на деревьях.

Возглавляемый Франсиско Писарро отряд не встречает сопротивления местных жителей. Ужас и страх бегут перед испанскими конкистадорами. Города и селения на пути охотников за удачей пустеют. Население поспешно покидает их, бросая насиженные места и нажитое добро на произвол судьбы.

Отряд располагается в центре города. Солдаты устали после долгого перехода, им нужен отдых. Но амбициозный командир нетерпелив. Он настаивает на дальнейшем марше к столице индейцев Куско.

Собирается военный совет, который продолжается до глубокой ночи. Так и не приняв однозначного решения, конкистадоры расходятся, решив продолжить прения на свежую голову. Но утренний рассвет вносит свои коррективы в стратегические планы завоевателей.

Малочисленный отряд испанцев оказывается в окружении. Огромное сорокатысячное войско инков заполонило все окрестные улицы, отрезав конкистадоров от внешнего мира.

Начинаются длительные переговоры. Писарро использует весь свой интеллект, красноречие, проницательность и, в конце концов, договаривается о встрече с верховным вождём земли Тауантинсуйу.

16 ноября 1532 года Атауальпа, в окружении многочисленной свиты, является на площадь города Кахамарку. По условиям договора индейцы безоружны.

Инков обманули

Наш герой подходит к верховному вождю, и они какое-то время разговаривают с глазу на глаз. Со стороны кажется, что беседа очень дружеская и тёплая. Сопровождающие Атауальпу люди расслабляются, теряют бдительность.

Неожиданно конкистадоры бросаются на безоружных индейцев. Начинается страшная резня. Погибает вся свита, в живых не оставляют никого. Сам же владыка империи объявляется пленником испанского короля.

За его освобождение испанцы требуют груды золота и серебра. Подданные верховного вождя собирают необходимое количество драгоценных металлов и привозят конкистадором. Но Атауальпу не отпускают. 29 августа 1533 года его коварно убивают, а уже 15 ноября захватчики входят в город Куско.

Испанцы захватывают власть, но не способны управлять огромным государством. Они не знают обычаев этой земли и понимают, что не смогут удержать народ в повиновении.

Писарро ставит верховным вождём Уаскара Капаку, брата убитого. Авантюрист надеется, что нашёл себе достойного помощника, но тут интуиция его подводит.

Уаскар Капаку поднимает восстание и в 1536 году осаждает Куско. Осада длится шесть месяцев, но непривыкшие к такой войне инки начинают разбегаться. Мятежный вождь вынужден отступить в горы.

Здесь, в недоступном для конкистадоров районе, он создаёт Новоинское царство. Оно становится центром борьба за независимость, которая продолжается ещё долгие годы. Только после убийства Уаскару Капаку в 1572 году повстанцы прекращают сопротивление и признают власть испанской короны.

Дальнейшая же судьба нашего героя складывается следующим образом. Он становится королевским губернатором, сосредотачивает в своих руках огромную власть и богатство. В 1535 году по его указу закладывается город Лима. Кажется, честолюбивый испанец достиг всего, о чём мечтал.

Но в 1540 году с ним происходит странная метаморфоза. Из жёсткого, волевого и властного лидера, он превращается в робкого, неуверенного и совестливого человека. Его окружение это мгновенно чувствует.

Результат сказывается незамедлительно. Ближайший друг и помощник Диего де Альмагро обвиняет губернатора в самовольном присвоении большого количества золота. Разъярённые конкистадоры убивают ещё недавно обожаемого командира и соратника.

Происходит это в 1541 году, но незадолго до своей смерти великий авантюрист беседует с одним священником и рассказывает ему странную историю.

Удивительный рассказ Франсиско Писарро

Двадцать лет тому назад он отправился на охоту, упал со скалы, ударился головой о камень и потерял сознание. Очнулся в незнакомом месте, в окружении странных людей с вытянутыми головами.

Эти люди объяснили, у него была смертельная черепно-мозговая травма, но им удалось спасти незадачливого охотника, сделав ему трепанацию черепа и заменив раздробленные кости золотыми пластинами.

Мозг тоже пострадал, поэтому таинственным эскулапам ничего не оставалось, как произвести манипуляции и над серым веществом. В процессе операции они активизировали некоторые подавленные центры его полушарий.

Теперь наш герой внутренне изменился: стал более смелым, решительным. У него проснулась интуиция, появился ораторский талант, стала совершенной память, повысилась концентрация внимания, значительно улучшился интеллект. Правда, эскулапы не смогли сделать из него доброго и бескорыстного человека, так как сильно ограничены во времени.

На вопрос нашего героя, зачем им всё это было нужно, таинственные люди ответили, что по-другому не могут. Тысячи лет они совершенствуют человеческую натуру, вмешиваясь в жизнедеятельность мозга. Операции проводятся с цикличностью в 15 лет. После каждой форма черепа немного меняется, в конце концов, голова вытягивается, становясь похожей на большое яйцо.

История не сохранила имени священника, беседовавшего с великим авантюристом незадолго до его кончины. Но что интересно, в конце XIX века в Перу было найдено захоронение, датированное XVI веком. В нём нашли несколько тел, которые имели вытянутые черепа. Лобные и затылочные кости на них были профессионально удалены хирургическим способом и заменены золотыми пластинами.

В дальнейшем, учёные мужи сочли это умелой фальсификацией. Может быть они и правы, но в любом случае земля хранит удивительные тайны. Поразительная судьба Франсиско Писарро лишнее тому подтверждение.

В XI веке на территории, где теперь расположена современная республика Перу, появился народ, который основал цивилизацию, ставшую впоследствии одной из самых мощных в Южной Америке. Он носил название инки (или, если точнее, инка). Изначально инки были всего лишь племенем индейцев языковой семьи кечуа, но смогли достичь в своем развитии высочайшего уровня, основав государство Тауантинсуйу. Став господствующим слоем и верховным правителем внутри своей империи, инки стремились к совершенствованию социального строя и достигли в этом приличных вершин. Система дорог Тауантинсуйу имела высокий уровень развития, что немаловажно для поддержания географической целостности государства. В строительстве каменных зданий им тоже не было равных: сооружения выдерживали сильнейшие землетрясения, несмотря на то, что строились без цемента. Надо отметить, что от подобных стихийных бедствий в более поздние времена были сильно разрушены воздвигаемые испанцами сооружения. Инки набирали опыт в области хирургии, осуществляли сложные операции, успешно занимались мумификацией. Тем не менее, несмотря на все свои достижения, эта цивилизация оказалась сломленной считанным числом испанцев, завоевавших принадлежащие древнему народу земли.

Задолго до появления инков в андском регионе существовали и другие культуры. К 3000 году до нашей эры на побережье появилось множество рыбацких деревушек, а первые охотники и рыболовы селились здесь еще за 12000 лет. Известно, что и у подножья гор существовали небольшие общинные поселения.

Гораздо позднее пришли в Анды ремесленники, стили работы, эстетическая составляющая изделий и технология которых различается археологами по периодам, именуемым «горизонтами». Ремесленники относились к социальным группам, воздвигавшим населенные пункты на востоке склонов уже спустя века после появления в этой местности рыбаков. Люди изобрели действенные методы, позволявшие им орошать поля, собирать урожай, и теперь успешно применяли их на новом месте.

В небольшой долине к северу существовало поселение под названием Чавин де Уантар. Его жители совершали открытия, считавшиеся в то время передовыми, примером может служить изобретение ткацкого станка. Их эксперименты с производством сплавов благородных металлов венчались успехом. А доказательством достижений в сварке и паянии служили скульптуры из металла достаточно большого размера.

Населенные пункты образовывались, как правило, вокруг храмовых центров. Именно комплекс, находящийся в Чавин де Уантар, дал название стилю, сопряженному с зарождающейся на той территории религией, - чавинскому, который достиг своих вершин к 400 г. до н. э. Чавинцы изображали различных богов с животными, обитающими в районах Амазонки, на крашеных тканях. Из Чавин де Уантар в другие людские поселения ходили жрецы, распространяя религию. В ее основе лежало поклонение оракулу, который, как верили жители этих мест, мог общаться с богами, просить их о чем-либо, предсказывать будущее и избавлять от болезней.

Ранний промежуточный период: 400 г. до н. э. - 550 г. н. э.

В этот период на побережье Перу, а точнее, на его южной части, зарождаются разнообразные местные стили. Примером может выступать паракасская (по названию полуострова Паракас) культура, славящаяся чудесными тканями. В этом стиле создавались склепы, одновременно вмещающие 40 человек и по форме напоминающие бутылку.

В изготовлении изделий из керамики достиг успехов другой народ – наска. Жили наски в двухстах милях от того места, где теперь располагается Лима – город, являющийся нынешней столицей Перу. Они известны еще и благодаря своим наземным рисункам, вероятнее всего, имевшим какое-то отношение к религии народа. Наски выкладывали огромные линии, избавляясь на желаемом участке от камней и гравия. Так открывались более блеклые слои почвы, по краям которых потом насыпалось всё, что было убрано ранее.


Около 150 миль северного побережья контролировала еще одна культура. Это был воинственный народ моче, возникновение которого в Перу относят к приблизительно 100 г. до н. э. Индейцы создали в тех краях целую отрасль металлургии. Они строили различные здания, используя для этого кирпич-сырец, который сушили под солнцем. Имелся у моче и свой стиль, воспроизведенный главным образом в различной посуде с реалистичными изображениями.

Средний горизонт: 550 - 900 гг. н. э.

На берегах озера Титикака примерно в 100 г. до н. э. поселились люди, начавшие 200 лет спустя возведение города Тиауанако. Там же строились различные сооружения, такие как и холмы из камня. Их украшали резьбой, изображающей божества, прообразами которых были чавинские боги. С приходом тиаунаканцев началась эра больших городов. Повсюду отправлялись их торговые караваны (товары перевозили на ламах), а также помимо владения землями вокруг озера Титикака создавали далекие колонии. Но до своего полного исчезновения народ правил на территории южных Анд сравнительно недолго: в течение пятисот лет, начиная с 500 г. н. э.


Тем временем на расстоянии около 600 миль к северу шло активное развитие города Уари. Бывший когда-то маленьким поселком, теперь он имел под землей водопроводную систему снабжения. Пожалуй, наиболее часто встречающейся деятельностью населения, составлявшего 35 - 70 тысяч человек, было ткачество. Этот народ разработал концепцию централизованного государства и ряд рекомендаций, следуя которым можно его создать. Исчезновение уари пришлось на 900 г. н. э.

Поздний промежуточный период (прибрежный): 900 - 1476 гг. н. э.

Итак, разрушение империй принесло плоды: наступило время междоусобных войн. По примеру уари мелкие народы предпринимали попытки создания своих метрополий. Удалось это племени чиму, последовательно объединившему в составе нового государства более 600 миль побережья. Наступать они начинали от земель, которые когда-то принадлежали культуре моче. Общество чиму было строго стратифицированным, с особенным почитанием относились к хорошим ремесленникам. Столица империи, именуемая Чан-Чан, несмотря на свое расположение в пустыне, была хорошо снабжена водой. Усилению государства способствовала хорошая организация ирригационной системы. К тому же под руководством владык Чиму были завоеваны Чанкей, Ика-Чинка и Сикан – соседние культуры, последняя из которых отличалась своим умением украшать ткани, одежду и посуду прекраснейшими узорами. Бороться за власть им пришлось позднее, уже с другими врагами. Как нетрудно догадаться, это были инки.


Поздний промежуточный период (горные районы): 900 – 1476 гг. н. э.

Поселения потомков инков находились достаточно высоко: почти 11 тысяч метров над уровнем моря - в долине Куско. Несмотря на постоянный рост столицы государства, народ стал заниматься активным развитием, лишь начиная с 1200 г. н. э. Полной власти в Андах они тоже не имели. Этой идеей в 1438 году задался «Сотрясающий землю» Пачакути Инка Юпанки. Он захватил престол, собрал соратников и отправился в военный поход, преследуя цель создания одной большой и могущественной империи. Одни государства были готовы на переговоры, другие Пачакути завоевывал. Правитель перестроил столицу, при нем она превратилась в красивый город с каменными дворцами и храмами. Он организовал действенную систему управления провинциями, грамотно выбрав чиновников, исходя из негласного правила – чтобы их интересы совпадали с государственными. Пакачути не удалось захватить только Чиму, но позднее это исправил Топа Инка – его сын, властвовавший с 1471 года. Тогда империя инков разрослась на громадные территории, занимая земли от Эквадора до Чили.

Древние Боги

Мексиканские индейцы считают поистине священным для себя местом. По поверьям людей, живших в том городе в древности, существование человека ограничивалось пятью эпохами. По окончании предпоследней из них, когда на небесах перестало светить Четвертое Солнце, в этом городе собрались боги, чтобы вынести решение, кто же возьмет на себя роль Пятого Солнца. Один из них, надменный бог по имени Текуксистекатль, от страха совершил прыжок в пепел и превратился в Луну. Потом произошло самосожжение другого, Нанауацина, который стал Солнцем.

Тогда в обличии белого человека с бородой явился сын Омеотля (верховного божества) по имени Кецалькоатль. Его называли «Пернатым змеем». Существуют предположения, что он реально существовал и был знаком и , и , и народам Южной Америки. Но вернемся к легендам. Люди верили, что Кецалькоатль ходил на Гору Обеспечения и принес оттуда в их мир медицину, а также добыл кукурузу, научил получать огонь и готовить на нем пищу. Он был создателем поистине справедливого мира и всех его законов. Там не знали о войне и не приносили человеческих жертв. Кроме того, он обозначил точную дату, когда придет конец Пятому Солнцу – 23 декабря 2012 года, и создал календарь.


(Предположительно) Кецалькоатль

Кецалькоатль правил до тех пор, пока верховный жрец (а по другому варианту легенды тоже бог) Тецкатлипока не приказал своим подручным показать «Пернатому змею» в зеркало его стареющее тело. Мирового правителя охватила хандра, справиться с которой захотели помочь ему колдуны. Они воспользовались этим шансом и вместо обещанного средства против старения подсунули Кецалькоатлю пульке. После этого он нарушил прививаемые им самим народу принципы, вступив в любовную связь с собственной сестрой.

Тецкатлипока правил совсем по-другому. Он требовал принесения человеческих жертв на божественном алтаре, чтобы отложить конец пятой эпохи. Надо сказать, что воинствующий народ ацтеков был только рад кровопролитию. Якобы по воле богов и для подпитки их энергией они ежемесячно обезглавливали людей, сжигали, душили, сбрасывали с обрывов, умерщвляли стрелами. В качестве жертв выступали рабы и пленные. Поклонялись ацтеки богам дождя и войны. Делали они это в своей столице, а точнее, самом ее центре – на горе Змея.

Тем временем Кетцалькоатль пребывал в Чолуле. По легенде, примерно в 999 году он отбыл на Юкатан, а потом пропал в морских водах, передвигаясь на плоте из змей. Он пророчил свое возвращение в год тростникового прута. «Се акатль» пришелся на 1519 год, что совпало с прибытием в страну испанцев.

К слову сказать, мексиканцы приняли Кортеса, рыжебородого и светлолицего испанского завоевателя, за Кетцалькоатля. Это значительно облегчило ему достижение цели. Испанцы разрушили храм в Чолулу, построив на его месте христианскую церковь, даже не встретив сопротивления. Таким образом, Кортес со своими сторонниками одержали победу над народом Мексики, положив тем самым конец жертвоприношениям и поклонению идолам.

Настоятельно рекомендую к просмотру документальный фильм А. Склярова " Перу и Боливия Задолго до Инков ", который значительным образом раскрывает несостыковку археологических находок на территории древних инков с версией официальной истории.

Империя инков была самой большой империей в доколумбовой Америке и, возможно, крупнейшей империей в мире, существовавшая в начале 16 века.

Его политическая структура была самой сложной среди всех коренных народов Северной и Южной Америки.

Административный, политический и военный центр империи находился в Куско (современный Перу).

Цивилизация инков возникла на высокогорьях Перу в начале 13 века. Последняя крепость была завоевана испанцами в 1572 году.

С 1438 по 1533 год инки населяли большую часть западной части Южной Америки, в центре которой находились Андские горы. На пике своего развития империя инков включала в себя территории Эквадора, западной и центральной Боливии, северо-западной Аргентины, северной и центральной части Чили, а также некоторые земли юго-западной Колумбии.

Официальным языком был Кечуа. В империи существовало множество форм поклонения богам, однако правители поощряли поклонение Инти — верховному богу инков.

Инки считали своего царя, Сапу Инку, «сыном солнца».

Империя инков была уникальна тем, что в ней не было ничего из того, чем славились цивилизации Старого Света.

Например, у жителей не было колесных транспортных средств, рогатого скота, не хватало им и знаний о добыче и обработке железа и стали, также у инков не было структурированной системы письма.

Характерными для империи инков являлись монументальная архитектура, система дорог, охватывающая все уголки империи и особый стиль ткачества.

Ученые считают, что экономика инков была феодальной, рабской и социалистической одновременно. Считается, что денег и рынков у инков не было. Вместо этого жители обменивались товарами и услугами по принципу бартера.

Своего рода налогами считался сам труд человека на благо империи (например, выращивание сельскохозяйственных культур). Правители инков в свою очередь поддерживали труд людей и на праздники устраивали масштабные пиры для своих подданных.

Название «инки» переводится как «правитель», «лорд». В Кечуа термин используется для обозначения правящего класса или правящей семьи.

Инки составляли небольшой процент от всех жителей империи (от 15 000 до 40 000 человек при общей численности населения в 10 млн человек). Термин «инки» испанцы стали использовать для обозначения всех жителей империи.

История

Империя инков была ведущей цивилизацией в Андах, история которой насчитывала тысячи лет. Андская цивилизация — одна из пяти цивилизаций в мире, которую ученые называют «первозданной», то есть коренной, а не производной от других цивилизаций.

Империи инков предшествовали две большие империи в Андах: Тиванаку (около 300-1100 гг. н.э.), расположенная вокруг озера Титикака, и Уари (около 600-1100 гг. н.э.), сосредоточенная вблизи современного города Айякучо.

Уари располагался на территории Куско около 400 лет.

По преданиям инков, их предки появились из трех пещер: братья и сестры, вышедшие на новые земли со временем построили храм из камня и стали заселять земли вокруг. В скором времени они добрались до Куско и стали строить свои жилища на всей территории.

Империя расширялась. Основателем ее считают Айяра Манко.

Правители империи менялись довольно часто. Царствовать большими территориями хотели многие. Однако ко времени прихода на земли инков конкистадоров все племена объединились в едином стремлении сохранить свою независимость.

Испанские конкистадоры во главе с Франсиско Писарро и его братьев добрались до заветных земель инков к 1525 году. В 1529 году король Испании дал разрешение на завоевание богатых земель в Северной и Южной Америке.

Военные силы европейцев вторглись на земли инков в 1532 году, когда население было деморализовано очередной войной за власть над империей.

В это же время в Центральной Америке буйствовала оспа, которая стала причиной гибели большого числа местного населения.

Европейские солдаты под предводительством Писарро вторглись на земли инков и, имея технологическое превесходство над «полудикими» инками, быстро заполучили власть над территориями (также испанцы нашли союзников, которые были негативно настроены к политике императоров инков).

Конкистадоры насадили в регионе христианскую веру, разворовали дома жителей и поставили во главе империи своего наместника. А в 1536 году была уничтожена последняя крепость инков, свергнут император, и испанцы получили власть над всей территорией огромной империи.

Население и язык

Число людей, населяющих империю во время ее расцвета, доподлинно неизвестно. Историки называют цифры от 4 до 37 миллионов.

Основной формой коммуникации в империи был язык инков, а также различные диалекты кечуа.

Фонетически языки различались очень сильно: жители Анд могли не понимать население, проживающее рядом с Колумбией.

Некоторые языки сохранились до сих пор (например, язык Аймара, на котором говорят некоторые жители Боливии по сей день). Влияние инков пережило их империю, так как завоевавшие земли испанцы продолжали использовать для общения язык кечуа.

Культура и быт

Археологи до сих пор находят уникальные предметы, связанные с жизнью и бытом инков.

Архитектура была самым востребованным искусством в империи. Важнейшие сооружения были созданы из камня (с применением особой кладки).

Также историки находят свидетельства о том, что инки интересовались ткачеством, а также науками: математикой, летоисчислением в принципе, медициной и др.

Открытия инков в некоторых областях стали фундаментом для развития научной мысли во всем мире (особенно в Европе).

Поделиться: