Ночной псалтирь. Как правильно читать дома псалтырь: рекомендации

Свт.

  • перевод
  • прп.
  • блаж.
  • свт.
  • проф. А. П.
  • прот.
  • преп.
  • Толкование на Псалмы еп.
  • архиеп.
  • свящ. А. Машков
  • Псалти́рь (от греч. ψαλτήριον (псалтирион) – струнный музыкальный инструмент) – книга, состоящая из 150 псалмов, входящая в состав (связь между названием книги, как сборником псалмов (песней), и названием музыкального инструмента объясняется тем, что во времена Ветхого Завета пение псалмов сопровождалось игрой на музыкальных инструментах).

    Наименование Псалтири взято от музыкального струнного инструмента, с игрою на котором соединялось пение псалмов при ветхозаветном богослужении. Писателями псалмов, судя по надписаниям, были Моисей, Давид, Соломон, и многие другие; но так как 73 псалма надписываются именем Давида и многие из ненадписанных псалмов, вероятно, написаны им же, то и вся книга называется Псалтирью царя Давида.

    Содержание псалмов весьма разнообразно при одинаковой молитвенной (в смысле обращения человека к Богу) форме большинства из них: есть псалмы покаянные (например: ), благодарственные (), хвалебные (), просительные; есть кроме того псалмы и в собственном смысле учительные, например . Наряду с этим учительно-молитвенным содержанием псалмов во многих из них находятся и пророчества о будущих событиях, особенно об Иисусе Христе и Его Церкви, – таких псалмов насчитывается более двадцати ().

    В Православной Церкви, по примеру ветхозаветной, Псалтирь более всех других священных книг употребляется при , причем для каждого богослужения применены особые псалмы, которые поются или читаются либо в целом виде (например, на и ), либо по частям в так называемых прокимнах. Кроме того, за богослужением православной Церкви постоянно совершается рядовое чтение Псалтири.

    По Уставу церковному вся Псалтирь должна быть прочитана по порядку в течение седмицы, а во время Великого Поста – дважды за седмицу.

    В церковном употреблении Псалтирь разделяется на 20 частей – , или седальнов, т.е. таких отделений, после которых в древней церкви позволялось сидеть (во время полагавшихся вслед за чтением псалмов объяснений их).

    Почему Псалтирь, будучи произведением ветхозаветной эпохи, так часто употребляется в Православном богослужении?

    Псалтирь, как и все вообще Книги, вошедшие в Священный Канон (в состав Священного Писания), написана по вдохновению .

    Главным Предметом содержания Книги Псалмов является Бог Сам в Себе и в Своём отношении к миру.

    Несмотря на то, что псалмы были составлены в дохристианскую эру, в них много говорится о Христе (пророчески или посредством прообразов) ().

    Значительная часть содержания Псалтири представляет собой образцовые формы сердечной, возвышенной, благоговейной .

    Некоторые псаломские стихи представляют собой хвалебные молитвы. В этих стихах Бог восхваляется и прославляется как Всесовершенный Создатель, Единый Небесный Владыка владык ().

    Другие отображают благодарственное отношение верующего к Богу за Его благодеяния, изливаемые в мир, за Его милости ().

    Немало стихов, если их обобщить, выражают вопль страждущего, гибнущего во грехах человека с просьбой о помощи ().

    Несмотря на то, что псалмы были составлены в дохристианскую эру, их нельзя назвать устаревшими. Глубина содержания этих величественных произведений не исчерпана до сих пор.

    Все они вкупе и каждый в отдельности служат к назиданию верующих и могут использоваться в качестве поучающих пособий ().

    В силу этих причин чтение и пение псалмов было усвоено богослужебною практикой .

    В качестве частных причин усвоения новозаветным богослужением ветхозаветных псалмов можно назвать и то, что первое время Христова приумножалась за счёт иудеев, которые были воспитаны на псалмах и которым они были особенно близки.

    Известная на сегодняшний день форма развитого Православного богослужения появилось в Церкви не вдруг. Сугубо христианские песнопения, гимны, молитвы, даже Писания формировались медленно, постепенно. В этом отношении трезвое заимствование того лучшего, что входило в состав ветхозаветной богослужебной традиции, тоже было уместно.

    О псалмопении

    В период деятельного подвижничества исихаст, как говорит одна греческая рукопись XIV века, хранящаяся на Афоне в Иверском монастыре, имеет три главных дела: первое дело (для начинающих) - ослаблять страсти; второе (для преуспевающих) - заниматься псалмопением; третье (для преуспевших) - терпеть в молитве.

    Ослаблять страсти - означает прежде всего не питать их греховными делами и помыслами, противостоять им, следуя церковным установлениям и приобщаясь святых таинств, вытесняя страсти приобретением христианских добродетелей.

    В деле же очищения от страстей и воспитания души для Царствия Божия особое значение имеет псалмопение. На этом я хочу остановиться подробнее.

    Книга Псалтирь заключает в себе собрание духовных песен и входит в канон Священного Писания Ветхого Завета. Свое названия эта книга получила от музыкального инструмента, игрой на котором пророк Давид сопровождал пение псалмов.

    В богодухновенности и каноничности этой книги никогда и никто не сомневался. Псалмы есть не что иное, как глаголы Духа Святого, обращенные ко всем временам и народам, - так говорит святитель . Поэтому все псалмы проникнуты святостью. Псалтирь раскрывает людям Божественное домостроительство нашего спасения, преподает правила веры. Она, как писал святитель , «является книгой, во-первых, показывающей учение Откровения в жизни, а во-вторых, помогающей осуществить это… Книга псалмов объемлет все, что представляют все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает закон для жизни и правила для деятельности».

    Несомненное влияние на душу человека оказывает и сам дух Псалтири, имеющий, как и дух всего Священного Писания, великую очищающую силу. Книга псалмов, содержащая в сокращении все книги Священного Писания, представляет собой полную совокупность истин богопознания и богопочитания. Не случайно ее называют иногда «малой Библией».

    «Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно», - считает святитель . Действие и сила этой Божественной благодати распространяется на всех читающих, поющих и слушающих псалмы и очищает их души. «Надобно знать, - указывает древний христианский мыслитель , - что слово Божие имеет всякую силу и такую крепость, что может очищать пороки и загрязненному возвращать прежнюю цветность. Ибо живо слово Божие, и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого ()». На очищающую силу Своего слова указывал и Господь Иисус Христос, когда говорил ученикам: «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам » (). «Даже хотя бы ты не разумел силы Божественных слов, приучай, по крайней мере, уста произносить их, - поучает святитель , - язык освящается этими словами, если они произносятся с усердием».

    Как и когда происходит это освящение? Следуя святоотеческому учению, ответить на этот вопрос можно следующим образом.

    Слова или мысли, воспринимаемые человеком или возникающие в нем самом, заключают в себе некий образ. Этот образ несет в себе мысленную силу и оказывает на человека определенное воздействие. Какое влияние претерпевает человек, положительное или отрицательное, зависит от того, откуда исходят эти образы. Бог по снисхождению и благоволению Своему дает ведение о Себе в образах, доступных человеку. И если человек воспринимает эти Божественные образы, то они пожигают в нем страсти и освящают его. Тогда они противостоят образам, творимым самим человеком и внушаемым демонами. Последние, в случае их принятия душою, будут извращать духовный образ человека, созданного по образу и подобию Божию.

    Следовательно, если при чтении Божественного Писания душа человека очищается от извращений и пороков, то очень важно на протяжении определенного периода духовной жизни питать ум словами и мыслями, почерпнутыми из Священного Писания. Поэтому-то древние иноческие уставы и предписывают, особенно начинающим, учить Псалтирь наизусть и иметь псалмы всегда на устах своих. «Всякое Писание богодухновенно и полезно (), для того написано Духом Святым, - объяснял значение Псалтири святитель , - чтобы в нем, как в общей врачебнице духа, все мы, человеки, находили врачевство - каждый от собственного своего недуга».

    «Как некоторое спасительное врачевство и средство для очищения грехов заповедали отцы, - говорит святитель , - читать псалмы каждый вечер (в частности, «Господи, воззвах»), чтобы все, чем бы ни осквернились мы в продолжении дня… мы очистили при наступлении вечера посредством этих духовных песен. Они есть врачевство», которое истребляет все неподобное. Пение псалмов обуздывает силу сладострастия, окрыляет ум и возвышает душу. Святитель призывает и во время благоденствия, наслаждаясь дарами Божиими, «возносить Богу благодарственные песни, чтобы, если от упоения и пресыщения войдет в нашу душу что-нибудь нечистое, псалмопением прогнать все нечистые и порочные пожелания».

    Псалтирь стала главной учебной книгой в Древней Руси. Из предисловия к «Славянской грамматике» Мелетия Смотрицкого, изданной в Москве в 1721 году, видим, что «издревле российским детоводцам обычай бе и есть учити дети малые в начале азбуце, потом же Часослову и Псалтири». Псалтирь, как книга священная и постоянно употребляемая при богослужениях, воспринималась не только как учебник чтения. Считалось необходимым знать ее как книгу самую нужную, самую жизненную.

    Научившись читать по Псалтири и к тому же выучив ее наизусть, русский человек уже никогда не расставался с ней. Она была настольной книгой наших предков, спутницей во всех путешествиях, иногда она так и называлась «дорожной книжицей».

    Русский человек на основании своего глубоко религиозного чувства обращался к Псалтири для разрешения всех недоумений, находя в ней ответы на трудные жизненные вопросы и даже пользуясь ею для исцеления больных и одержимых нечистым духом.

    Псалтирь и сегодня остается в частом употреблении как при богослужениях, так и в повседневной жизни. Это связано с тем, что слова Псалтири не только «очищают душу, - как свидетельствует святитель , - но даже один стих может внушить великое любомудрие, побудить к решению и принести великую пользу в жизни».

    По сравнению с другими книгами Священного Писания «книга псалмов представляет для всех образец жизни души, - говорит святитель . - Кто читает другие книги, тот произносит написанное в них не как свои собственные слова, но как слова святых мужей или тех, о ком они говорят. Но, удивительное дело, кто читает псалмы, тот все написанное в них, за исключением пророчества о Спасителе и язычниках, произносит как бы от своего собственного имени, поет их, как будто они были написаны о нем или даже им самим. Согласно своей душевной расположенности, всякий желающий находит в псалмах врачевание и исправление для каждого своего движения». «Я думаю, - размышляет далее святитель, - что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движения мысли, так что в человеке ничего нельзя найти более».

    Обозревая святоотеческое учение, мы видим, какое огромное значение имеет Псалтирь в нашей жизни. Поэтому при изучении православной культуры и в воспитательном процессе, основанном на православной культуре, нужно использовать опыт православной Руси и в первую очередь использовать Псалтирь, как, впрочем, и все Священное Писание, в качестве основы для устроения правильной жизни, поскольку «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих » ().
    игумен

    «Какой приятный спутник для людей на всех пунктах их жизни пророк Давид. Как хорошо приспособляется он ко всякому духовному возрасту и разделяет всякого рода занятия! С младенцами Божиими он веселится, с мужами подвизается, юношей наставляет, старцев подкрепляет, – всем все бывает: для воинов оружием, для подвижников наставлением, для обучающихся борьбе палестрою, для победителей венцом, на пиршествах весельем, на похоронах утешением. Нет минуты в жизни нашей, которая была бы лишена всякого рода приятных его благодеяний. Есть ли какая-либо молитва, которой бы не подкреплял Давид? Есть ли какое празднество, которого бы не делал светлым сей пророк».
    Св.

    «Книга псалмов объясняет все полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче говоря, она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Чему не научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое ни наименуешь. Здесь есть совершенное Богословие, предречение о Пришествии Христовом во плоти, надежда Воскресения, обетования славы, откровения Таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге псалмов».
    Св.

    «По моему мнению, в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто или избавился от злоумышлении, стал ли опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа – для всего этого имеет наставление в Божественных псалмах… Поэтому и сейчас каждый, произнося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услышит просящих псаломским словом».
    Св.

    Занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.

    Особая ценность Псалтири в том, что в ней изображены движения человеческой души, стремящейся к Богу, даётся высокий образец молитвенного противостояния скорбям и искушениям и славословия Богу. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», - говорит святитель Афанасий Великий. Благодать Святого Духа, проникающая каждое слово Псалтири, освящает, очищает, поддерживает молящегося этими священными словами, отгоняет демонов и привлекает Ангелов.

    Первые христиане глубоко почитали и любили Псалтирь. Они заучивали все псалмы наизусть. Уже в апостольские времена Псалтырь получила широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы. Псалмы входят и в молитвенное правило, предписанное мирянам.

    Для простого чтения псалмов, если христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение у духовника брать не нужно. Но обязательно надо взять у священника благословение, если мирянин возлагает на себя какое-то особое постоянное молитвенное правило или какой-то обет.

    Иерей Владимир Шлыков объясняет, почему это нужно:

    «Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать». «Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того, при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме».

    Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания».

    Преп. Серафим Саровский советовал, что необходимо читать молитвы вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

    Названия псалмов читать не надо. Читать псалмы можно и стоя, и сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» - «не сидя»). Вставать обязательно нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

    Не надо унывать и смущаться, если вначале иногда смысл псалмов непонятен. Всегда можно посмотреть непонятные выражения , в . По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.

    Священник Антоний Игнатьев советует желающим читать Псалтирь: «Для чтения Псалтыри на дому желательно взять благословение у батюшки. При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».

    Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле. Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.

    Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм

    Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

    Молитва Святому Духу

    Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

    Трисвятое

    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

    Молитва ко Пресвятой Троице

    Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

    Господи, помилуй. (Трижды).

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Молитва Господня

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
    Господи помилуй
    (12 раз)

    Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

    Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

    Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

    На «Славах»

    Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

    Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)

    Господи, помилуй. (3 раза)

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу

    Молитвы о здравии и упокоении на Славах:

    Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя ), родителей моих (имена ), сродников (имена ), начальников, наставников, благодетелей (имена ) и всех православных христиан.

    Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена ) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.]

    И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

    После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме.

    Молитва «Господи, помилуй » читается 40 раз.

    Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

    Богослужебный устав чтения Псалтири оговорен в 17 главе Типикона. Вообще православное богослужение в основе своей состоит из Псалтири. Псалмы являются ядром, основанием службы. Из суточного богослужебного круга нет ни одного богослужения, в котором не используются псалмы, практически во всех последованиях Требника используются тексты из Псалтири.

    Наряду с чтением кафизм на Вечерне, Утрене и Великопостных Часах в богослужениях используются отдельно псалмы (например Часы в основе своей имеют три псалма) и стихи из них (прокимны, запевы к стихирам).

    За неделю в храмах Псалтирь обязательно прочитывается 1 раз полностью, в период Великого Поста давжды в неделю.

    Для мирян Псалтирь стала незаменимой книгой в домашней молитве. Здесь нет особых указаний, как следовало бы читать Псалтирь дома, но общие правила схожи с богослужебными. Псалтирь читают с молитвами о здравии, о упокоении усопших, особо в периоды постов.

    Устав чтения Псалтири на православном богослужении

    Период когда на Утрене читается по две кафизмы

    Период:

    • От Недели Антипасхи до отдания Воздвижения
    • От 20 декабря до 14 января по церковному календарю
    • В мясопустную и сырную седмицы

    Примечание

    В будние дни, если служится полиелейная утреня или бдение, то на Вечерне накануне праздника рядовая кафизма опускается, а вместо нее поется 1-й антифон 1-й кафизмы ("Блажен муж").

    Суббота Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
    Утреня 16,17 2,3 4,5 7,8 10,11 13,14 19,20
    Вечерня 1 - 6 9 12 15 18

    Период когда на Утрене читается по три кафизмы

    Период:

    • От отдания Воздвижения до 20 декабря(ст.ст.)
    • От 15 января(ст.ст.) до субботы перед Неделей о блуном сыне

    Примечание: В будние дни, если служится полиелейная утреня или бдение, то на Вечерне накануне праздника рядовая кафизма опускается, а вместо нее поется 1-й антифон 1-й кафизмы ("Блажен муж"). На Утрене читается 2 кафизмы, а третья рядовая – на Вечерне, вместо 18-й.

    Суббота Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
    Утреня 16,17 2,3 4,5,6 7,8,9 10,11,12 13,14,15 19,20
    Вечерня 1 - 18 18 18 18 18

    В период Великого Поста

    Примечание: Если на воскресной Утрене поется полиелей, то чтение 17-й кафизмы отменяется, читаются только 2-я и 3-я.

    Суббота Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
    1,2,3,4 и 6 седмицы Вел.Поста Утреня 16,17 2,3,17 4,5,6 10,11,12 19,20,1 6,7,8 13,14,15
    1-й час - - - 13 2 9 -
    3-й час - - 7 14 3 10 19
    6-й час - - 8 15 4 11 20
    9-й час - - 9 16 5 12 -
    Вечерня 1 - 18 18 18 18 18
    5-я седмица Вел. Поста Утреня 16,17 2,3,17 4,5,6 11,12,13 20,1,2 8 13,14,15
    1-й час - - - 14 3 - -
    3-й час - - 7 15 4 9 19
    6-й час - - 8 16 5 10 20
    9-й час - - 9 18 6 11 -
    Вечерня 1 - 10 19 7 12 18
    5-я седмица Вел. Поста,
    если в четверг – Благовещение,
    тогда Великий Канон
    читается во вторник
    Утреня 16,17 2,3,17 4,5,6 12 19,20,1 6,7,8 13,14,15
    1-й час - - 7 - 2 9 -
    3-й час - - 8 13 3 10 19
    6-й час - - 9 14 4 11 20
    9-й час - - 10 15 5 12 -
    Вечерня 1 - 11 16 - - 18
    Страстная седмица Утреня 17 2,3 4,5,6 9,10,11 14,15,16 - -
    1-й час - - - - - - -
    3-й час - - 7 12 19 - -
    6-й час - - 8 13 20 - -
    9-й час - - - - - - -
    Вечерня 1 - 18 18 18 - -

    Псалтирь не читается в период от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно. Во всех остальных случаях Псалтирь читается мирянами.

    В келейном чтении принято деление кафизм на три Славы. Перед и после кафизмы читаются особые молитвословия.

    Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм:

    Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас.

    Aминь. Царю́ Небе́сный. Трисвятое. И по Отче наш…

    Господи помилуй (12 раз)

    Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)

    Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)

    Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (поклон)

    На Славах:

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

    Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Слава Тебе, Боже. (трижды)

    Господи помилуй (трижды)

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
    (здесь можно читать молитвы с поминовением о здравии и упокоении или особые прошения)

    и ныне и присно и во веки веков. Аминь

    После чтения кафизмы Трисвятое, тропари и молитва по кафизме

    И в конце:

    Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
    Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

    Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй (трижды).

    Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ и святы́х Небе́сных сил безпло́тных, и преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, и Свята́го проро́ка Дави́да, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.

    Молитвы о здравии и упокоении на Славах

    Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.

    Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

    Чтение псалмов в дни седмицы (в течении недели)

    В воскресенье – Пс. 23

    В понедельник – Пс. 47

    В среду – Пс. 93

    В пятницу – Пс. 92

    В субботу – Пс. 91

    Чтение псалтири на всякую потребу

    Преподобный Арсений Каппадокийский использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность. Греческий первоисточник можно найти в издании "0 Герон Паисиос" иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.

    (Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать)

    • 1. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.
    • 2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.
    • 3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.
    • 4. Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.
    • 5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.
    • 6. Да освободит Господь находящегося под заклятием.
    • 7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.
    • 8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.
    • 9. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.
    • 10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).
    • 11. Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.
    • 12. Страдающим болезнями печени.
    • 13. От беса читать трижды в день три дня.
    • 14. Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси и да покаются.
    • 15. Да найдется потерянный ключ.
    • 16. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.
    • 17. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.
    • 18. Да разродится роженица.
    • 19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.
    • 20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.
    • 21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.
    • 22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.
    • 23. Да откроется дверь, когда ключ потерян.
    • 24. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.
    • 25. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего.
    • 26. Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.
    • 27. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.
    • 28. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.
    • 29. В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.
    • 30. Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.
    • 31. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.
    • 32. Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.
    • 33. Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.
    • 34. Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.
    • 35. Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.
    • 36. Израненным разбойниками.
    • 37. При зубной боли.
    • 38. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.
    • 39. Да помирятся хозяин и работник после ссоры.
    • 40. Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.
    • 41. Молодым, когда страдают от несчастной любви.
    • 42. Да освободятся соотечественники из вражеского плена.
    • 43. Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.
    • 44. Страдающим болезнями сердца или почек.
    • 45. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.
    • 46. Дабы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу.
    • 47. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкия бедствия, читать в продолжение 40 дней.
    • 48. Тем, чей труд сопряжен с опасностями.
    • 49. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.
    • 50. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).
    • 51. Да покаются жестокосердные правители и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.
    • 52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.
    • 53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.
    • 54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.
    • 55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.
    • 56. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.
    • 57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.
    • 58. Немым, да даст им Господь дар речи.
    • 59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.
    • 60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.
    • 61. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался.
    • 62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе.
    • 63. Когда укусит кого бешеная собака или волк.
    • 64. Да процветают купцы.
    • 65. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.
    • 66. Благословение да будет на домашнем скоте.
    • 67. Да излечится страдающая выкидышами.
    • 68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.
    • 69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.
    • 70. Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.
    • 71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.
    • 72. Да покаются разбойники.
    • 73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.
    • 74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.
    • 75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.
    • 76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.
    • 77. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.
    • 78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.
    • 79. Да исцелит Господь больного водянкой.
    • 80. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.
    • 81. Дабы люди покупали товары у крестьян, и те не впадали в горе и отчаяние.
    • 82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.
    • 83. Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.
    • 84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.
    • 85. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.
    • 86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.
    • 87. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.
    • 88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.
    • 89. Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.
    • 90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.
    • 91. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.
    • 92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море. (Преподобный также советовал кропить корабль святой водой с четырех сторон.)
    • 93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.
    • 94. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.
    • 95. Да исцелит Господь глухих.
    • 96. Да рассеются чары.
    • 97. Да утешит Господь удрученных горем.
    • 98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать. (По-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг - прим. переводчика.)
    • 99. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.
    • 100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.
    • 101. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.
    • 102. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.
    • 103. Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.
    • 104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи.
    • 105. Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.
    • 106. Да исцелит Господь бесплодную.
    • 107. Да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения.
    • 108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.
    • 109. Дабы младшие уважали старших.
    • 110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.
    • 111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.
    • 112. Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.
    • 113. Да исцелит Господь слабоумных детей.
    • 114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.
    • 115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.
    • 116. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога.
    • 117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.
    • 118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.
    • 119. Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.
    • 120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.
    • 121. Да исцелит Господь страдающих суеверием.
    • 122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.
    • 123. Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.
    • 124. Да защитит Господь поля праведных от злых людей.
    • 125. Да исцелит Господь страдающих головными болями.
    • 126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.
    • 127. Да не коснется домов злоба врагов и да пребудут в семье мир и благословение Божие.
    • 128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.
    • 129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.
    • 130. Да подаст Господь людям покаяние и.утешит их надеждой, чтобы спастись им.
    • 131. Да явит Господь милость свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.
    • 132. Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.
    • 133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.
    • 134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.
    • 135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.
    • 136. Да умирит Господь вспыльчивого.
    • 137. Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.
    • 138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.
    • 139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.
    • 140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.
    • 141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.
    • 142. Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.
    • 143. Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.
    • 144. Да благословит Бог труды людей и примет их.
    • 145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением.
    • 146. Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.
    • 147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.
    • 148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Его. (Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два - отцу Паисию со Святой Горы Афон)
    • 149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.
    • 150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.

    Предметный указатель псалмов

    Сельское хозяйство : 1, 26, 30, 50, 52, 62, 66, 71, 83, 124, 147, 148.

    Животные враждебные : 63, 123, 147.

    Дети : 22, 76, 109, 113, 114.

    Смерть и усопшие : 33, 150.

    Бедствия : 17, 21, 30, 50, 62, 68, 85, 89.

    Здоровье телесное : 5, 12, 28, 36, 37, 44, 56, 58, 63, 79, 86, 88, 95, 102, 108, 122, 125, 128, 145, 146.

    Здоровье душевное : 4, 7, 8, 9, 11, 24, 27, 41, 55, 56, 60, 61, 69, 70, 80, 81, 84, 97, 100, 103, 128, 136, 138.

    Здоровье женщины : 18, 19, 40, 67, 75, 10 142, 145.

    Законы и правительство : 14, 16, 32, 36, 47, 51, 59, 72, 82, 84, 93, 101, 108, 110, 137, 140, 141, 143.

    От нечистых духов : 5, 6, 8, 9, 13, 33, 57, 65, 90, 94, 96, 121.

    Мир и война : 26, 33, 42, 73, 78, 93, 107, 111, 117, 118, 120, 127, 131, 132, 135, 140, 141, 143.

    Мир в семье и между друзьями : 10, 19, 22, 35, 41, 43, 45, 54, 65, 76, 86, 94, 109, 116, 126, 127, 139.

    Имущество : 14, 15, 23, 47, 83, 124.

    Защита : 9, 13, 34, 47, 48, 57, 90, 133.

    Общественные вопросы : 20, 32, 35, 38, 51, 53, 59, 77, 80, 81, 87, 93, 101, 110, 112, 113, 114, 119, 124, 137, 140.

    Духовные вопросы : 3, 9, 24, 25, 29, 49, 50, 57, 72, 91, 98, 99, 100, 104, 105, 108, 115, 119, 130, 134, 136, 149.

    Путешествия : 28, 29, 31, 92, 135, 150.

    Работа : 2, 38, 39, 46, 48, 51, 52, 57, 60, 64, 74, 81, 83, 100, 101, 103, 129, 137, 140, 144.

    Благодарственные и хвалебные : 33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150.

    Прославляющие Бога : 8, 17, 92, 102, 103.

    Назидательные : 1, 32, 40, 45, 84, 89, 100, 111, 126.

    Изливающие скорбь : 3, 12, 16, 37, 54, 87, 141, 142.

    Выражающие надежду на Бога : 53, 85, 90, 111, 120.

    С просьбой о защите и помощи : 3, 4, 24, 40, 54, 69, 142.

    Покаянные : 38, 50.

    Выражающие радость : 32, 83, 114.

    • Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
    • Против нападений бесовских: 45, 67
    • При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
    • Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
    • Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
    • Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
    • В благодарность за победу над врагом: 17
    • Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
    • При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
    • В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
    • В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
    • Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
    • Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
    • Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
    • Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
    • В болезнях: 29, 46, 69
    • В смятении душевном: 30
    • В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
    • В утешение угнетаемым: 19
    • От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
    • Когда имеешь потребность исподевания истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
    • О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
    • В радости духовной: 102, 103
    • Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
    • Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
    • В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
    • Перед выходом из дома: 31
    • В дороге: 41, 42, 62, 142
    • Перед посевом: 64
    • От покраж: 51
    • От потопления: 68
    • От мороза: 147
    • В гонениях: 53, 55, 56, 141
    • О даровании мирной кончины: 38
    • О желании переселиться в вечные селения: 83
    • По усопшим: 118
    • Если одолевает лукавый: 142, 67

    Псалмы, употребляемые на богослужениях

    Утреня: Начало: 19, 20. Шестопсалмие: 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед каноном: 50. Хвалительные псалмы: 148, 149, 150.

    Часы: Первый: 5, 89, 100. Третий: 16, 24, 50. Шестой: 53, 54, 90. Девятый: 83, 84, 85.

    Вечерня: Предначинательный: 103. "Блажен муж": 1. На "Господи, воззвах": 140, 141, 129, 116. В конце вечерни: 33 (только Великим постом).

    Повечерие: 4, 6, 12, 69, 90, 142.

    Перед причащением: 22, 33, 115.

    Литургия: 102, 145.

    Погребение: 118.

    Молебны : о болящем: 70, благодарственный: 117, Новый год: 64, путешествующим: 120, просительный молебен: 142.

    Чтение Псалтири по усопшим

    Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности, чтение это несомненно приносит им великое утешение само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним и памяти о них живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых - так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

    Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими.

    Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении.

    Конечно принимать на себя чтение Псалтири при гробе усопшего может тот, кто к этому способен и располагает определенными знаниями, подобающими для служения священному делу. Жертвенный порыв поминающих родственников или друзей покойного может во многом, но не во всем восполнить их слабую подготовленность. Кроме того, чтение Псалтири при гробе должно быть по возможности непрерывным, а для этого необходимо несколько сменяющихся чтецов. Поэтому существует обычай приглашать для священного чтения способных к нему людей, присоединяя к этому приглашению подачу милостыни за поминаемых. Однако в любом случае долг внимания к слову Божию и молитвы за душу умершего лежит не на одном чтеце Псалтири, но и на домашних родственниках усопшего.

    Само чтение Псалтири по усопшим бывает двух родов. Первый - это сугубое чтение Псалтири над гробом почившего в ближайшие дни и недели по его кончине - например, до 40-го дня. Чтение боговдохновенных псалмов Давидовых в идеале должно быть ежедневным частным занятием православных христиан, поэтому распространен обычай соединять келейное (домашнее) чтение Псалтыри с поминанием живых и усопших - таков другой род чтения Псалтири с поминовением.

    Если Псалтирь читается только за усопшего, перед первой кафизмой обязательно читается Канон за единоумершего. После канона - "Достойно есть.." и далее до конца, как указано в чине келейного чтения Канона за единоумершего.

    Когда псалтирь читается у гроба усопшего, то сначала присутствующим иереем совершается Последование по исходе души и тела. За тем чтец начинает чтение Псалтири

    По окончании всей Псалтири чтец читает опять Канон за единоумершего и после него снова начинается чтение Псалтири, и так повторяется во все время чтения Псалтири за усопшего.

    "При чтении Псалтири при гробе усопшего, - пишет владыка Афанасий (Сахоров) в своем исчерпывающем исследовании "О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви", - нет нужды читать по кафизмам назначенные для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях, и после каждой "Славы:", и после кафизмы, читать специальную поминальную молитву. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: "Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего", причем во время чтения полагается пять поклонов, в самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтыри за упокой предваряется чтением Канона за умершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный Канон, после которого снова начинается чтение первый кафизмы. Такой порядок продолжается во всё время чтения Псалтири за упокой".

    Сейчас получила распространение и несколько другая традиция чтения Псалтири у гроба: по первой и второй "Славе:" кафизмы, читается молитва "Помяни, Господи Боже наш...", а по окончании кафизмы, читаются тропари покойны (а не тропари по окончании данной кафизмы) и положенная после кафизмы молитва. Такой порядок чтения рекомендуется в Псалтири издания Московской Патриархии (1973 г.) и некоторых других изданиях.

    При чтении Псалтири при гробе усопшего, следует учитывать традицию и всякий раз предварять чтение 1-ой кафизмы чтением заупокойного канона.

    В заключение остается лишь добавить, что любому чтецу Псалтыри (опытному или не опытному), приличнее стоять, как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

    Последование при чтении Псалтири по усопшим

    Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

    Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

    Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

    Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

    (При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков Аминь”) произносится:

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

    (Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш...”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного):

    Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего [имярек] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    Затем продолжается чтение псалмов кафизмы). По окончании кафизмы читается:

    Трисвятое
    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

    Молитва ко Пресвятой Троице

    Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

    Господи, помилуй. (трижды) ;

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь

    Молитва Господня

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

    Тропари

    Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

    В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

    Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой

    И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

    Господи, помилуй (40 раз)
    (Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.)


    Молитесь друг за друга (Иак.5:16).

    Псалтирь - священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго. Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святаго Духа.

    Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения.

    В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку.

    Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу.

    Советы начинающим
    1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома.

    2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух - вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

    3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это - грех.

    4. Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» - «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

    5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев - бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.

    6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача - бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь - бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов.

    Молитвы перед чтением кафизмы

    Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

    Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный.

    Трисвятое по Отче наш.

    Тропари сия, глас 6: Тропари покаянные, глас 6

    Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.

    И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

    Господи, помилуй. (40) И поклонись сколько хочешь.

    Таже молитва Святей Живоначальней Троице:

    Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице:

    Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

    Затем читается очередная кафизма с поминанием имен на каждой «Славе».

    На «Славах»

    Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

    Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).

    Господи, помилуй (3 раза).

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

    Спаси, Господи, и помилуй Святейшего Патриарха Кирилла, далее - поминается имя правящего архиерея и имена по списку, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и их святыми молитвами меня, недостойнаго, прости и помилуй! (После этой молитвы можно класть земные поклоны в зависимости от усердия верующего).

    На первой и второй «Славе» поминаются имена о здравии, на третьей Славе - имена о упокоении: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!» (и земные поклоны).

    И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

    После третьей «Славы» читаются написанные в очередной кафизме тропари и молитвы. Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз - по пальцам или четкам.

    Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

    После чтения кафизмы

    Достойно есть и заключительные молитвы.
    В случае по усопшему - исключительно по благословению, иначе могут быть серьезные нападения и это часто происходит, в таких случаях благословляют читать акафист по единоумершему, а не Псалтырь по 1-й кафизме в день..(Да, если по усопшему, действительно, нужно брать благословение.. или если о каком-то определенном человеке, или на какое-то дело.. а если просто в правило входит по кафизме в день.. то не надо)

    Псалом Давида. Не надписан у евреев, 1

    1 Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не вступил, и не сидел в сборище губителей;

    2 Но в законе Господнем воля его, и закону Его будет поучаться он день и ночь.

    3 И будет он словно древо, насажденное у источников вод, что принесет плод свой во время свое; и листва его не опадет, и во всем, что творит, преуспеет.

    4 Не так будет с нечестивыми, не так! Но они, как прах, взметаемый ветром с лица земли.

    5 Посему не воскреснут нечестивые на суд, и грешники - в совет праведных.

    6 Ибо ведом Господу путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

    Псалом Давида, 2

    1 Что возмутились народы и племена мыслили суетное?

    2 Восстали цари земные, и князья собрались вместе на Господа и на Помазанника Его. Говорят они:

    3 «Расторгнем узы, наложенные Ими, и свергнем иго Их!»

    4 Но Живущий на Небесах посмеется над ними, Господь посрамит их;

    5 Тогда изречет Он им в гневе волю Свою и яростью Своею ввергнет их в смятенье.

    6 А я поставлен Им царем над Сионом, горою святою Его,

    7 Возвещать повеление Господне. Господь сказал мне: «Ты сын Мой, ты ныне рожден Мною.

    8 Проси у Меня, и дам народы в наследие тебе и во владение тебе - пределы земли.

    9 Пасти их будешь жезлом железным, как сосуды горшечника, сокрушишь их!»

    10 И ныне, цари, разумейте, поучайтесь, судьи земли!

    11 Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом!

    12 Примите наставление, да не прогневается Господь и не погибнете вы, сойдя с пути праведного, ибо возгорится вскоре ярость Его! Блаженны все, надеющиеся на Него!

    Псалом Давида, когда бежал он от Авессалома, сына своего, 3

    2 Господи, что так умножились гонители мои? Многие восстают на меня;

    3 Многие говорят душе моей: «Нет спасения ему в Боге его!»

    4 Но Ты, Господи, Заступник мой, слава моя, и возносишь Ты главу мою.

    5 Воззвал я ко Господу моему, и услышал Он меня с горы святой Своей.

    6 Я уснул и спал, но встал я, ибо Господь Защитник мой.

    7 Не убоюсь тысяч людей, отовсюду нападающих на меня.

    8 Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой! Ибо Ты сразил всех, враждующих со мной неправедно, зубы грешников сокрушил.

    9 Ты, Господи, даруешь спасение, и на народе Твоем благословение Твое.

    В конец, песнь, псалом Давида, 4

    2 Когда призывал я, услышал меня Бог, знающий правоту мою, в тесноте скорби дал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою!

    3 Сыны человеческие, доколе будете вы жестокосерды? Что любите суету и что ищите лжи?

    4 Познайте же: дивным соделал Господь праведника Своего. Господь услышит меня, когда воззову к Нему.

    5 Гневаясь, не согрешайте; о том, что говорили вы днем в сердце вашем, на ложе вашем сожалейте!

    6 Принесите жертву делами правды и уповайте на Господа! Многие говорят:

    7 «Кто явит нам благо?» Запечатлелось на нас сияние лица Твоего, Господи.

    8 Ты даровал веселие сердцу моему; они же от плода пшеницы, от вина и елея своего обогатились.

    9 В мире усну и успокоюсь, ибо Ты, Господи, вселил в меня единого упование.

    О наследствующей, псалом Давида, 5

    2 Слова мои услышь, Господи, прими зов мой!

    3 Внемли молению моему, Царь мой и Бог мой; Тебе помолюсь я, Господи!

    5 Ибо Тебе, Боже, не угодно беззаконие: не водворится у Тебя муж лукавый,

    6 И не устоят беззаконники пред очами Твоими; возненавидел Ты всех, делающих беззакония,

    7 Погубишь Ты всех, говорящих ложь; мужа лукавого, проливающего кровь, гнушается Господь.

    8 А я, по великой милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в страхе пред Тобою.

    9 Господи, наставь меня правдою Твоею, пред лицом врагов моих направь к Тебе путь жизни моей!

    10 Ибо в их устах нет истины, сердце их суетно, гроб отверстый гортань их, языком своим лукавствуют. Суди их, Боже!

    11 Да отпадут от замыслов своих! За их великое нечестие низринь их, ибо прогневали они Тебя, Господи!

    12 И да возвеселятся все, кто уповает на Тебя! Возрадуются они вовеки, и Ты вселишься в них; и похвалятся Тобою любящие имя Твое.

    13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, точно оружием, Ты оградил нас.

    В конец, песнь о восьмом дне, псалом Давида, 6

    2 Господи, да не обличишь меня в ярости Твоей и не накажешь меня в гневе Твоем!

    3 Помилуй меня, Господи, ибо немощен я; исцели меня, Господи, ибо содрогнулись кости мои,

    4 И душа моя в сильном смятенье... О, Господи, доколе?...

    5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня по милости Твоей!

    6 Ибо никто из умерших не поминает Тебя, и во аде кто исповедает величие Твое?

    7 Изнемог я от воздыханий моих, омываю плачем всякую ночь ложе мое, слезами моими постель мою орошаю.

    8 Помутились от горести очи мои, ослабел я среди врагов моих.

    9 Отступите от меня, все делающие беззакония, ибо услышал Господь плач мой!

    10 Услышал Господь моление мое, Господь принял молитву мою.

    11 Да постыдятся и придут в смятенье враги мои, да обратятся вспять и посрамятся вскоре!

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь

    Псалом Давида, воспетый им Господу после слов Хусия, сына Иемении, 7

    2 Господи Боже мой, на Тебя уповаю, спаси меня от гонителей моих, избавь меня!

    3 Да не похитит враг, словно лев, душу мою, когда не будет избавителя и заступника!

    4 Господи Боже мой, если сотворил я дурное, если осквернил неправдой руки мои,

    5 Если отомстил я творящему мне зло, да повержен буду врагами моими!

    6 Да преследует враг душу мою, и да настигнет меня, и втопчет в землю жизнь мою, и славу мою в прах низведет!

    7 Восстань, Господи, в гневе Твоем, поднимись над пределами врагов твоих; вознесись, Господи Боже мой, да свершится заповеданное Тобою!

    8 И сонм людей обступит Тебя, и возвеличься над ними!

    9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по незлобию моему!

    10 Да иссякнет злоба грешников! Наставь праведника, Боже, Ты, испытующий праведно сердца и души!

    11 Поможет мне Бог, спасающий всех, хранящих правду в сердце своем!

    12 Бог Судия праведный, и могучий, и долготерпеливый, не всяк день являет Он гнев Свой.

    13 Если не обратитесь к Нему, оружие Свое изострит; лук Свой напряг Он и держит его наготове.

    14 И вложил Он в тетиву орудия смерти, стрелы Свои огненосными сделал.

    15 Вот грешник заболел неправдою, зачал злобу и породил беззаконие.

    16 Ископал ров и углубил его, но сам упадет в яму, вырытую им.

    17 Обратится злоба его на голову его, и на темя его неправда его падет.

    18 Прославлю Господа за правый суд Его и воспою имя Господа Всевышнего!

    В конец, о точилах, псалом Давида, 8

    2 Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле! Ибо вознеслось величие Твое превыше небес!

    3 Устами младенцев и грудных детей совершается хвала Тебе пред лицом врагов Твоих, дабы сокрушить врага и мстителя.

    4 Вот смотрю на небеса, деяния рук Твоих, на луну и звезды, сотворенные Тобою!

    5 Кто есть человек, что помнишь Ты его? Или сын человеческий, что посещаешь Ты его?

    6 Умалил Ты его лишь немногим пред ангелами, славою и честью увенчал его;

    7 И поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его:

    8 Овец, и волов, и всякий скот полевой,

    9 Птиц небесных и рыб морских, проходящих стезями морскими.

    10 Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле!

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.

    Поделиться: