Образ матери в творчестве писателей xix века. Образ матери в художественной литературе

Привитию учащимся навыков литературного труда, воспитанию любви к литературе и исследовательской деятельности способствуют такие внеклассные мероприятия как литературные монтажи.

Подбирая материал к такому мероприятию, школьники учатся свободно ориентироваться в библиотеке, работать по нескольким источникам, правильно оформлять небольшие исследования.

Методика проведения такого мероприятия.

В первую очередь подобрать из художественной литературы материал по теме мероприятия. Второй этап – расположить материал в логической последовательности, а затем подобрать музыку и исполнителей.

К участию в подготовке привлекаются не только чтецы, но и певцы, танцоры, библиотечный актив, готовящий выставку книг, художники-оформители, члены редколлегии, выпускающие газету.

В утреннюю дымку падает звезда

Может быть, не скоро я вернусь сюда.

Может, через месяц, может, через год,

Может, целых десять, десять лет пройдет…

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть

Есть сила благодатная

В созвучьях слов живых,

И дышит благодатная,

Святая прелесть в них

С души, как бремя, скатится –

Сомненья далеко.

И вертится, и плачется,

И так легко, легко…

(М.Лермонтов)

Восславим женщину - Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир!
Все прекрасное
в человеке - от лучей солнца и от молока Матери. Вот что насыщает нас любовью к жизни!
М. Горький


Образ матери издавна присущ русской поэзии и русской литературе в целом. Эта тема занимает важное место как в классической, так и в современной литературе. Более того, русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения с древнейших времен до наших дней. Характерно, что образ матери, вырастая из образа конкретного человека, матери поэта, становится символом Родины. В своем блоге мне хочется остановиться только на некоторых литературных фактах.

Образ матери, ее любовь к детям появился еще в русском фольклоре. Все мы знаем пословицу: «При солнышке тепло- при матери добро». А потом образ матери как - то потускнел. Даже Пушкин - поэт «золотого века» - не писал о матери. Но вот в литературе появляется поэт «гнева и печали» Н.А. Некрасов, и мы читаем строчки его стихов, посвященные матерям

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...



Елена Андреевна Некрасова

Стихотворение “Внимая ужасам войны...”, посвящено Крымской войне 1853—1856 годов, но звучит поразительно современно.. Оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:

«Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту С. Есенину «за родительским ужином ». Мать волнуется - сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет» . Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет»

Татьяна Федоровна Есенина


Полные горести строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени!
Поэма имеет реальную основу: 17 месяцев (1938 - 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.
. Поэма «Реквием » - это дань памяти тем страшным годам и всем прошедшим с ней этот трудный путь, всем замеченным, всем родным осужденных. В поэме отражены не только личные трагические обстоятельства жизни автора, но и горе всех русских женщин, тех жен, матерей, сестер, что стояли с ней вместе 17 страшных месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.


Анна Андреевна Ахматова с сыном. Кресты.


Роман «Молодая гвардия» - еще одна веха в истории нашей страны. .Герой романа А. Фадеева Олег Кошевой обращается не только к матери, но и ко всем детям, от горя которых « седеют наши матери».:
«Мама, мама! Я помню руки с того момента, как я стал осознавать себя на свете. И с того самого мгновения я всегда помню твои руки в работе.
Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были так малы, что походили на пеленки.
Я вижу твои пальцы на букваре, и я повторяю за тобой: «бе-а-ба, ба-ба».
Я помню твои руки, не сгибающиеся, красные от студеной воды - и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына, и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела.
Нет ничего на свете, что бы сумели руки твои, чего бы они погнушались!
Но больше всего, на веки вечные, запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, а ты глядела на меня из тьмы, сама тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!
Ты проводила на войну сыновей - если не ты, так другая, такая же, как ты, - иных ты уже не дождешься вовеки…
Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать свою - не от меня ли, не от тебя ли, не от него ли, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу вернется все это у материнской могилы.
Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…»

Елена Николаевна, мама Олега Кошевого


Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору?

Да разве об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!

- так пишет М, Исаковский в своем стихотворении..


И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась — какая ты есть


Уникальный пример милосердия дала нам , воспитавшая 48 детей разных народностей. Первого ребёнка сестра милосердия Сашенька Деревская взяла на воспитание, когда ей едва минуло восемнадцать, — в гражданскую войну. В эти годы тысячи сирот бродили по дорогам. Грянула Великая Отечественная война. И Александра Абрамовна вновь поступала так, как велело ей материнское сердце: она выходила к эшелонам, в которых привозили эвакуированных детей, и приносила самых слабых домой. Спешите делать добро! Способны ли вы возвести в душе своей здание. Милосердия и Добра? Ибо без этого нет человека. Без этого нет женщины.

Александра Абрамовна Деревская

Мудрец нашего века Расул Гамзатов сказал: «Нам бы не только любить, но и молиться за матерей следует, и не потому, что они молятся за нас, а по внутренней потребности ». Мать - начало всех начал, неиссякаемый источник добра, всепонимания и всепрощения. Мать - опора земли. Жизнелюбием матери, её милосердием и бескорыстием крепнет и умножается семья. В народе говорят: несчастлива семья, где женщина грустна. Не может быть счастливой и страна, где не устроены семьи, где нарушен или же не создан семейный лад, семейный уют. Благополучие семьи зависит от матери, от её внутреннего состояния, улыбки, тёплого взгляда. По отношению к женщине определяется зрелость общества, а нашей заботой о матерях - его нравственная высота или, наоборот, порочность и духовная нищета. Вот как об этом сказала М. Цветаева:

Склоняются низко цветущие ветки,
Фонтана в бассейне лепечут струи,
В тенистых аллеях все детки, все детки,
Ах, детки в траве, почему не мои?
Как будто на каждой головке коронка,
От взглядов, детей стерегущих любя.
И женщине каждой, что гладит ребенка,
Мне хочется крикнуть: «Весь мир у тебя».
Как бабочки, платьица девочек пестры:
Там ссора, там слезы, там сборы домой.
И шепчутся мамы, как нежные сестры:
«Подумайте, сын мой!» - «Да что вы! А мой…»
Я женщин люблю, что в бою не робели,
Умели и шпагу держать, и копье,
Но знаю, что только в плену колыбели
Обычное , женское счастье мое .

А закончить тему матери, ее любви к детям мне хочется притчей «Мамина любовь»:
Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом: кого она любит больше все на свете?
Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.
"Вот свеча — это я! Её огонь — моя любовь!"
Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.
"Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того что я дала, огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним…"
И так она зажгла столько же свечей, сколько у неё было деток, и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым…

Люди, пока ваши сердца бьются, помните о той, которая дала Вам жизнь, не спал, когда вы болели, целовал ваши крохотные ручонки и пел Вам колыбельные песни. Низко поклонитесь матери за ее доброе всепрощающее сердце. Пока не поздно.
.
Условия использования материалов (пункт 8) -

Любви

матерей…

Велика и многообразна русская поэзия, сумевшая за время своего развития и существования вобрать в себя и вместить все бури социальных сотрясений и преобразований. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. В то же время она всегда умела уловить и выразить тончайшие и сокровенные движения души человеческой; и в суровые годины, поднимаясь до набатного грома, поэзия не обрывала свою чистую и тонкую мелодию влюблённого сердца; она открывала и укрепляла глобальные философские истины, потрясала существовавшие доселе представления о миропорядке.

Из этого великого моря, отразившего, кажется, все бездны, можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас объёмистые сборники и целые тома стихотворений о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине. Любая из этих тем заслужила и получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях мастеров поэзии.

Но есть ещё одна святая страница в нашей поэзии, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, любой непотерявшейся душе, не забывшей и не отказавшейся от своих истоков, - это поэзия о матери.

Поэт Р. Гамзанов написал, преклоняясь перед матерью:

Встаньте все и выслушайте стоя,

Сохранённое во всей красе

Слово это древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!

Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто жизни существо,

В нём исток всего. Ему конца нет.

Встаньте, я произношу его: мама!..

Мама! Как ёмко, как прекрасно это слово! Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира – от Матерей!»

Что может быть на свете священнее матери!..

С первого дня жизни ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Человек, ещё не сделавший ни шагу по земле и только-только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав свою удачу, увидев радостную маму, смеётся, счастливый…

Солнце согревает всё живое, а материнская любовь согревает жизнь малыша. У мамы самое доброе и ласковое сердце. Вспоминаются строки из стихотворения Л. Николаенко:

Люблю тебя, мама, за что, я не знаю,

Наверно, за то, что живу и мечтаю,

И радуюсь солнцу, и светлому дню.

За это тебя я, родная, люблю…

Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым теплом и светом материнского взгляда; и до смерти страдает и терзается потерявший в начальные годы свои самое дорогое на свете существо – мать; и даже заканчивая свой вроде бы не зря и с пользой прожитый век, не может без слёз и горечи вспоминать об этой незажившей боли, об этом страшном уроне, каким отяготила его немилосердная судьба.

Не случайно всем сердцем мы откликаемся на поэзию Г. Лысенко, поэта из Владивостока, биография которого легко угадывается за строчками стихов: беспризорное послевоенное детство, небезоблачная юность… Поэтом написано стихотворение, посвящённое памяти матери:

Рукой отливку свеженькую трону:

Тепла ещё. Другую вспомню медь.

Мать перед смертью бросит в печь икону –

Тогда б и мне такого не посметь.

Тогда и мне ночь показалась длинной.

Мать умерла.

Я с дерзостью наивной

Винил во всём не бога, а врачей.

Поэт В. Казин свою непостижимую горечь и утрату показал в заключительных строках стихотворения «На могиле матери»:

Гнетёт и горе, и недоуменье,

Гвоздём засело в существо моё,

Стою – твоё живое продолженье,

Начало потерявшее своё.

С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери и почтительно оберегающего её старость; и с презрением - кто забыл о женщине, породившей и вырастившей его, и в горькую старческую пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове. Очень актуальным для таких людей будет стихотворение поэта А. Ремизовой о чувствах к матери «Берегите матерей»:

Прошу вас, берегите матерей,

Теплом укройте от житейской вьюги,

Их любовь во сто крат горячей,

Чем друзей и любимой подруги.

Мать возьмёт на себя вашу боль,

Все терзанья, смятенья и муки,

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет навстречу вам руки…

В печатной литературе, которая была первоначально уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Может быть, причина такого явления проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернеров, но и кормили, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло, в конечном счёте, не сказываться и на творчестве будущих поэтов.

Не случайно у не написано ни одного стихотворения о своей родительнице и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».

Всем нам известны любимые пушкинские строки:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня…

И действительно, ничто человеческое не было чуждо Александру Сергеевичу. В этих строчках мы слышим его живой голос, переливы живого чувства поэта.

По-настоящему глубоко и сильно тема матери звучала в демократической поэзии. Николай Алексеевич Некрасов создал удивительно целый и ёмкий образ крестьянской женщины-матери. Достаточно вспомнить его стихотворения «…Есть женщины в русских селеньях», «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская», «Рыцарь на час», поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо».

Облик матери уже в устной народной поэзии приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельнице за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эту тему продолжил в своём творчестве. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» поэт описал любовь к детям крестьянской женщины Матрёны Тимофеевны. Смерть Дёмушки стала ужасной трагедией для матери. Все тяготы тяжёлой крестьянской жизни, смерть ребёнка всё же не могут сломить Матрёну Тимофеевну. Проходит время, у неё каждый год рождаются дети, и она продолжает жить, растить своих детей, выполнять тяжёлую работу. Матрёна Тимофеевна готова на всё, лишь бы защитить своих ненаглядных чад. Об этом свидетельствует эпизод, когда за провинность хотели наказать её сына Федота. Матрёна бросается в ноги к проезжавшему мимо помещику, чтобы тот помог спасти мальчишку от наказания. И помещик велел:

Подпаска малолетнего

По младости, по глупости

Простить…, а бабу дерзкую

Примерно наказать!

За что вытерпела наказание Матрёна Тимофеевна? За свою безграничную любовь к детям, за готовность пожертвовать собой ради них.

Традиции Некрасова были своевременно подхвачены и широко, и полнокровно разработаны не только такими поэтами, как И. Суриков, И. Никитин, но в ходе дальнейшего литературного процесса и более поздними авторами. Из них, прежде всего, следует назвать имя Сергея Есенина, создавшего удивительно искренние и эмоциональные стихи о своей матери, крестьянке по роду и занятиям, поэтому в чём-то продолжающей собой галерею некрасовских образов.

Одно из стихотворений С. Есенина «Письмо матери» адресовано самому близкому человеку на Земле и начинается с обращения:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет…

… Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Образ стихотворения выражает мотив встречи. Из есенинских строк:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

можно узнать, что мать Есенина жива и с тревогой ждёт встречи с сыном.

В тяжёлые минуты жизни его сердце тянулось к родительскому очагу. Многие русские поэты не раз писали о матерях, но мне кажется, что есенинские стихотворения можно назвать самыми трогательными признаниями в любви «милой, родной старушке». Его строки полны пронзительной сердечности.

Мирный труд, продолжение рода, единение человека с природой – вот те идеалы, по которым должна настраиваться история. Всякое отступление от этой веками налаженной жизни грозит непредсказуемыми последствиями, приводит к трагедии, к несчастью.

Название этому несчастью – война. Радость жизни омрачается воспоминаниями об убитых и не вернувшихся. И сколько не будут простоволосые матери выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слёз – не замыть тоски! Именно о таких состарившихся, пригнутых к земле от неусыпного материнского горя написано немало стихотворений поэтами А. Твардовским, Я. Смеляковым, Д. Блынским, О. Берггольц, М. Максимовым, А. Дементьевым…

Невозможно без внутреннего трепета и глубокого соучастия читать исполненные высокого значения строки из стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны» о святых искренних слезах матерей:

…Святые, искренние слёзы –

То слёзы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

Эту тему продолжает А. Недогонов в стихотворении «Материнские слёзы» несмотря на то, что сын вернулся с войны:

…Пятый снег закружился, завьюжил дорогу

Над костями врага у можайской берёзы.

Сын седой возвратился к родному порогу…

Материнские слёзы, материнские слёзы!..

Иная эпоха продиктовала свои мотивы. Образ матери стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Она теряла на фронте своих сыновей, переживала оккупацию и оставалась с малыми ребятишками на руках без хлеба и крова, она до изнеможения работала в цехах и полях и, всеми силами помогая Отчизне выстоять, делилась с фронтом последним куском. Всё она вынесла и превозмогла, и поэтому в нашем сознании понятия «родина» и «мать» давно слились воедино.

Прекрасный, отважный образ матери-героини описан в стихотворении «Мать»:

… И сама, как птица-мать, навстречу –

Отвести врага на малый срок.

И схватил один её за плечи,

А другой сорвал с неё платок.

Но какой огонь ещё был спрятан

В этой слабой, высохшей груди!

Усмехнулась, глядя на солдата:

Со старухой справился? Веди! –

Повели, поволокли на муки

За любовь и честь держать ответ.

Заломили ей, связали руки –

Руки, что трудились столько лет.

Что варили пищу, рожь косили,

Что соткали вёрсты полотна,

Что сынов-богатырей взрастили,-

Далеко сыны. Кругом война…

Били – не убили. Как собаку,

Бросили. Очнулась от росы.

Вот и ладно. Можно хоть поплакать,

Чтобы слёз не увидали псы…

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма и даже трагизма и почти всегда, и прежде всего, звучал социально: если плохо матери, самому святому существу на земле, то можно ли говорить о справедливости мира?

Невозможно остаться равнодушным к поэме «Реквием».

Описать все ужасы ежовщины попросила её незнакомая женщина, так же как и, стоявшая в тюремных очередях в Ленинграде. И Анна Андреевна откликнулась. А иначе и не могло быть, ведь как она сама говорит:

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был…

Репрессии обрушились не только на друзей, но и на семью Ахматовой: был арестован и сослан сын – Лев Гумилёв, а затем муж – , а ранее, в 1921 году, был расстрелян первый муж – ёв.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне… -

пишет она в «Реквиеме», и слышится в этих строках мольба несчастной женщины, потерявшей своих близких.

Перед нами проходит судьба матери и сына, образы которых соотнесены с евангельской символикой. Мы видим то простую женщину, у которой ночью арестовывают мужа, то библейскую Мать, Сына которой распяли. Вот перед нами простая русская женщина, в памяти которой навсегда останется плач детей, оплывшая свеча у божницы, смертный пот на лице любимого человека, которого уводят на рассвете. Она будет плакать по нему так же, как когда-то под стенами Кремля плакали стрелецкие жёнки. То вдруг перед нами образ матери, так похожей на саму Анну Ахматову, которая не может поверить, что всё происходит именно с ней – «насмешницей», «любимицей»… Разве могла она когда-нибудь подумать, что будет стоять трёхсотой в очереди в Кресты. А теперь вся её жизнь в этих очередях:

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой...

Не разобрать, кто «зверь», кто «человек», ведь арестовывают невинных людей, и все мысли матери невольно обращаются к смерти.

А потом звучит приговор – «каменное слово», и надо убить память, сделать окаменелой душу и снова учиться жить. И мать вновь думает о смерти, только теперь - своей. Она кажется ей спасеньем, и не важно, какой она примет вид: «отравленного снаряда», «гирьки», «тифозного чада», - главное, что она избавит от страданий и душевной пустоты. Эти страдания сравнимы лишь со страданиями Матери Иисуса, тоже потерявшей сына.

Но понимает мать, что это только безумие, ведь смерть не позволит унести с собой:

Ни сына страшные глаза –

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья…

Значит, надо жить ради того, чтобы назвать поимённо тех, кто погиб в сталинских застенках, вспоминать всегда и везде стоявших « и в лютый холод, и в июльский зной под красною ослепшею стеною».

В поэме есть стихотворение, называющееся «Распятие». В нём описываются последние минуты жизни Иисуса, его обращение к матери и отцу. Слышится непонимание того, что происходит, и приходит осознание, что всё происходящее бессмысленно и несправедливо, ведь нет ничего страшнее, чем смерть невинного человека и горя матери, потерявшей сына.

В поэме А. Ахматова показала свою причастность к судьбе страны. Известный прозаик Б. Зайцев, прочитав «Реквием», сказал: «Можно ль было предположить, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль – женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих – жёнах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?» И невозможно лирической героине забыть матерей, вдруг ставших седыми, вой старухи, потерявшей сына и не воплотить их образы в поэме. И звучит по всем погибшим в страшное время репрессий поэма «Реквием», как поминальная молитва.

Как скупо и трагично это звучит, как просто и близко всё к нашему времени. И опять в крови оживают мгновенно багровые отсветы недавних пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны. И над всем этим растерзанным и развороченным миром в молчаливой скорби вырастает согбенная фигура матери.

В 2005 году Лысенко Мила написала ещё один «Реквием по мальчишкам 131 майкопской бригады» к печальной дате 2 января 1995 года, когда наша жизнь взорвалась вместе с разрывами первых снарядов в Грозном. Её сын воевал на этой войне. Мать вспоминает: «Да, эти снаряды не только разорвали жизнь наших мальчишек, служивших в майкопской 131 мотострелковой бригаде, они разорвали жизни сотен, тысяч семей. Те, кто умер и те, что живы – мы всегда это помнить должны…» Вот как описывает Мила образ матери, любовь к сыну, память к детям в «Реквиеме по мальчишкам 131 майкопской бригады»:

…Асфальт в крови, огромные завалы…

Горят машины, пламя – словно днём!

А дома в телевизор смотрят мамы,

Моля судьбу: «Лишь только б не о нём!»

На почте прочитала телеграмму,

Сознанье потеряла вдруг она,

А это сын, храня здоровье мамы –

Ей не сказал, куда пошёл тогда.

А эта мать, своим не веря снам,

Ждала, и мысленно от пули заслоняя,

Теряя силы, алу шаль плела,

Как будто ею сына защищая.

И защитила, и нашла его,

Когда уже и силы на исходе,

В далёком городе контуженный лежал,

И всё ж живой, худой, но ходит, ходит!

Но как же много их, которые прождав,

Искать поехали своих родных мальчишек!

Как много месяцев ходили по дворам,

Расспрашивая, плакали всё тише.

Потом узнали их с большим трудом

Из тысячи таких же обожжённых,

Затем их хоронили всем полком,

Играя музыку на нервах оголённых.

И приходя сюда в десятый раз

Нам хочется сказать, роняя слёзы:

Родные, вы живые все для нас,

И будете живыми годы, годы!..

Даже в самые, казалось бы, спокойные времена над матерью висел и тревожил зловещий рок, поэтому русская мать из дальних веков несёт на себе печать вечной страдалицы. Благополучные люди, беззаботно купающиеся в своём счастье, редко поднимаются до понимания страданий ближнего; может быть, поэтому мать в нашей литературе, вдоволь хватившая лиха, чаще всего лицо сострадательное, способное понять и утешить обойдённого и непризренного, поддержать слабого и вселить веру в разочаровавшегося. О силе материнского чувства чётко и ёмко сказано в стихотворении Л. Татьяничевой «Сыновья»:

Мне говорят, что слишком много

Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

До срока старит жизнь мою.

Ну что смогу я им ответить –

Бесстрастным, как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня…

Но, приобретая черты символа и выполняя огромную общественную миссию, мать никогда не теряла привычные человеческие черты, оставаясь радушной хозяйкой и умной собеседницей, старательной работницей и прирождённой песельницей, широкой в застолье и мужественной в горе, открытой в радости и сдержанной в печали, и всегда доброй, понимающей и женственной.

Материнство само по себе - целый мир.

Обобщая всё вышесказанное, преклоняясь перед поэтами, которые умело, искренне, с любовью описали образ матери, попытаюсь создать литературный портрет в нескольких строках стихотворения в прозе собственного сочинения: «Ты в моих помыслах такая! Небесная голубизна – светла, ясна. В прозрачности глубоких красок неизъяснимой чистоты, с глазами голубых мечтаний остановилась ты, подняв дитя, чтобы оно могло взглянуть на уходящий к роще путь в лучащемся тумане. А на лице твоём покой и благодать – две спутницы твои и каждой матери, которая готова страдать и ждать, когда дитя – ей, первой ей, произнесёт своё вот-вот родившееся слово.

Как не гордиться ей, одной из матерей, начальным зёрнышком огромной жизни, которому она дала родиться – как каждая на свете мать, что миру дарит детство, пренебрегая мукою своей. Так солнце дарит миру на рассвете свой первый луч, младенца нового земного дня. И тот, кто может взвесить на руке песчинку, незаметную в песке, способен ощутить весь вес планеты. Так и мать, своё дитя, подъемля – всю Землю держит. И только потому её святой позволено назвать».

По существу, образ матери в русской поэзии стал своеобразным эталоном женских достоинств. Щедрое воображение поэтов рисует нам существо почти безупречное, но язык не поворачивается сказать, что подобное пристрастие где-то порой неминуемо приводит к идеализации: ведь действительно мать была и остаётся личностью незаурядной!

Мать!.. Несомненно, это одно из самых глубоких и гармоничных созданий отечественной поэзии!

Литература

1. Гамзанов Р. «Встаньте все и выслушайте стоя…» //Векшегонова И. Мама. Стихотворения русских поэтов о матери. – М.: Молодая гвардия, 1980.- с. 39

2. Горький об Италии. – М.: Художественная литература, 1973.- с.59

3. Николаенко Л. «Люблю тебя, мама…» // Векшегонова И. Мама. Стихотворения русских поэтов о матери. – М.: Молодая гвардия, 1980.- с. 39

4. Лысенко Г. Рукой отливку свеженькую трону // Лысенко Г. Крыша над головой.- В.: Дальневосточное книжное издательство,1979.- с. 10

5. Казин В. На могиле матери // Векшегонова И. Мама. Стихотворения русских поэтов о матери. – М.: Молодая гвардия, 1980.- с. 107

6. Ремизова А. Берегите матерей // Научно-методический журнал «Классный руководитель», 2004 № 3.- с. 110

7. Пушкин // Пушкин. – М.: Детская литература, 1978. – с. 174

8. Некрасов на Руси жить хорошо // Некрасов. – Т.3.- М.: Правда, 1954. – с. 83-96

9. Есенин матери // Есенин. – М.: Художественная литература, 1985.- с. 76

10. «Внимая ужасам войны…» //Некрасов произведения. В 2-х т. Т. 1.- М.: Художественная литература, 1966. – с.110

11. Недогонов А. Материнские слёзы // Векшегонова И. Мама. Стихотворения русских поэтов о матери. – М.: Молодая гвардия, 1980.- с. 53

12. Твардовский // Твардовский. – М.: Детская литература, 1985. – с.18

13. Ахматова // Ахматова и поэмы.- М.: Молодая гвардия, 1989.- с. 147-157

14. Татьяничева Л. Сыновья // Векшегонова И. Мама. Стихотворения русских поэтов о матери. – М.: Молодая гвардия, 1980.- с. 39

15. Колесникова О. Ты в моих помыслах такая. Стихотворение в прозе // Колесникова О. Образ матери в поэзии.- Д.: 2008

Приложение к работе «Образ матери в поэзии»

Творческая работа учащейся II курса группы № 82

по профессии «Повар, кондитер»

Валуйской Анастасии Сергеевны

«Образ матери» (6 рисунков)


Аннотация: Статья носит обзорный характер. На материале русской поэ — зии рассматривается такой органично присущий ей феномен как образ матери (тема матери) в историческом развитии и важнейших своих проявлениях. За всю историю существования темы матери в русской поэзии от начала возникно — вения до наших дней, можно выделить три главных ипостаси образа матери – реально-бытовой, связанный с личной матерью каждого, высший идеальный аспект, восходящий к образу Богоматери, и – особенно значимый в русской поэзии образ матери как родины, восходящий к святому на Руси образу мате — ри-земли.

Ключевые слова: тема, образ матери, русская поэзия, Богоматерь, роди — на, земля.

Тема матери столь издавна и органично присуща русской поэзии, что представляется возможным ее рассмотрение как особого литературного явле — ния. Беря исток от самого зарождения русской словесности, эта тема после — довательно проходит через все этапы ее развития, но даже в поэзии XX века сохраняет свои главные черты.

В русский фольклор образ матери переходит из общего для всех народов в эпоху матриархата культа Великой Богини, из славянских языческих веро — ваний, особого почитания на Руси матери-земли. В народных верованиях жен — ское божество, ассоциируемое с «мать-сырой-землей», жило и в языческой, и в христианской форме вплоть до XX века, сочетаясь на Руси наряду с главным впоследствии поклонением Богородице .

Первые проявления темы матери в литературе мы можем наблюдать в фольклорных произведениях, изначально – в бытовом обрядовом фольклоре, в свадебных и похоронных песнях. Уже здесь заложены основные черты образа матери, свойственные ему и впоследствии – в особых эпитетах при прощании с матерью: Как денной нашей заступушки,/ Ночной да богомольницы… . Такая характеристика давалась обычно в народе Богородице, ее называли

«скорая помощница, теплая заступница», «печальница наша», «заступница наша и молебница, защитница всему роду христианскому». Так образ личной матери каждого соотносился с небесным высшим материнским образом.

В похоронных заплачках выражалась также глубинная связь матери с матерью-сырой-землей, а в девичьих свадебных причитаниях при разлуке с

«матушкой» и родным домом, так же, как и в рекрутских песнях, образ матери стоял в связи с образами родных мест, родины.

Итак, три главных ипостаси образа матери, которые сохраняются в по — эзии вплоть до наших дней, существовали уже на заре словесного искусства Руси – Богоматерь, мать, родина: «В кругу небесных сил – Богородица, в кру — гу природного мира – земля, в родовой социальной жизни – мать, являются на разных ступенях космической божественной иерархии носителями одного

float:none;margin:10px 0 10px 0;text-align:center;">

Следует также подчеркнуть особую роль Н. А. Некрасова в становлении темы матери в русской поэзии – поэты XX века шли в создании образа матери именно от Некрасова. Его поэтическое наследие предоставляет богатый мате — риал решения этого образа как в романтическом, так и в реалистическом клю- че. Так, все, что было связано с родной матерью поэта, составило в его поэзии область, как будто оставшуюся не тронутой общим уклоном его творческого пути к реализму («Родина», «Рыцарь на час»). Вершина развития подобного

«идеального», даже обожествленного образа матери – предсмертное стихот — ворение Некрасова «Баюшки-баю», где мать прямо наделена божественными чертами и возвышается до образа Богоматери и одновременно другой некрасов — ской святыни – родины. Но в поэзии Некрасова как реалиста с самого начала присутствует и образ матери, воплощенный «на сниженной почве». Эта линия в его творчестве идет еще с пародии на лермонтовскую «Казачью колыбель — ную» 1840-х годов. Позже она приведет к народному образу матери («Орина, мать солдатская», поэмы «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хоро — шо»), созданному по эпическим законам, на принципах объективной реаль- ности. Это уже не мать поэта, которую он воспевает и увековечивает со своих субъективных позиций, а некий персонаж, возникающий в стихотворении со своей историей, личностными особенностями и речевой характеристикой.

В поэзии XX века воплощение темы матери можно разделить прежде все — го по типам отношений субъекта речи, лирического Я к образу матери, в связи с чем возникают три особых способа существования темы матери в поэзии: как особая направленность, обращенность поэзии к образу матери; как поэзия не — посредственно от лица матери; как «объективный» образ матери, приближен — ный к персонажу. Из всего поэтического наследия XX века тема матери наибо — лее полно и ярко отразилась в творчестве таких авторов, как А. Блок, А. Ах — матова, А. Твардовский. Романтические корни поэтики Блока, символизация как главный ее принцип, постепенное обращение к действительности, влияние реалистических (некрасовских) традиций, снижение лексики, прозаизация, вхождение темы города, бытовой сферы в поэзию, образов-персонажей из на — рода, (наряду с лирическим Я и Ты), приводят в итоге к лирике третьего тома с центральным образом родины-матери. Итог развития темы матери у Блока –

«Коршун». В нескольких строчках здесь переданы основные, знаковые темы и мотивы Блока – в образе одной, затерянной в полях простой русской матери, соотнесенной с образом Богородицы, и в женственном образе самой Руси, роди — ны: А ты все та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней… .

Образ матери у Блока как национальный символ, соединяет религиозно-

Ахматовский образ матери, выраженный от первого лица, когда ее лири — ческая героиня равна образу матери, – это расширение личного, частного до всеобщего, национального, возвышение образа матери от реально-бытового в ранний период (Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,/ Я дурная мать… ) до образа Богородицы («Реквием») и – родины в поздний период творчества, в стихах, обращенных к солдатам и «сиротам» Великой Отечественной войны.

У Твардовского образ матери возникает в стихах-посвящениях его собст — венной матери и развивается в соответствии с сильным эпическим началом его поэзии: он является персонажем его сюжетной, повествовательной лирики и всегда тесно связан с образом утраченной малой родины, а в войну олицетво — ряет собой родину вообще. Образ Анны из «Дома у дороги» – это образ матери в высшем аспекте матери-России – выстоявшей, спасшей детей и даже в плену сохранившей дом солдата: Тот дом без крыши, без угла,/ Согретый по-жило — му,/ Твоя хозяйка берегла/ За тыщи верст от дому , а значит, общую родину. Завершается тема матери у Твардовского вместе с жизнью матери поэ — та – циклом «Памяти матери».

Итак, мы убедились: главные материнские образы в русской культуре – земля, Богоматерь и мать – сохранились с древнейших времен до наших дней. Способы их выражения (романтически-возвышающий, открывающий мир ду — шевных переживаний матери от лица самой матери и объективный) также пе — реходят в поэзию наших дней из древней и классической поэзии.

На всех этапах развитие темы матери в поэзии шло от образа личной, собст — венной матери человека к возвышению и расширению частного до всеобщего. Высшее проявление образа матери, данное на самой начальной исторической стадии русской поэзии в образе Богоматери, в дальнейшем находит свое воп — лощение в идеальном образе матери, часто связанном с автобиографическим отношением автора к матери. Черты «демократизации» литературы и «сниже — ния» образа матери в XX веке еще усиливаются. Снижение идет засчет про — никновения в литературу бытовых реалий и социально-исторического фона. Так образ матери становится более конкретным, реально-бытовым. Следует от — метить, что начальному этапу литературы свойственны попытки очеловечения и заземления божественного (Богоматери, мать-сырой-земли), а последующие периоды характеризуются напротив тенденцией возвышения и обожения зем — ного (родной матери, родных мест, своей избы, образов детства).

В поэзии XX века постепенно высшим аспектом образа матери становится образ родины. Берущий истоки от образа матери-земли, теперь через память о малой родине, доме, через призму войн и социальных потрясений, земной образ личной матери начинает возвышаться именно до общезначимого уровня образа родины. Эволюция образа матери в этом направлении обнаруживается как при рассмотрении общего хода развития русской поэзии, так и в пределах творческого пути каждого из наиболее крупных представителей темы матери в поэзии XX века. Блок, связанный в начале века с поисками идеального жен — ственного начала и возвышающий в своем творчестве женский образ до божес — твенного, в конечном итоге через снижение (даже падение), конкретизацию и прозаизацию женского образа и всей своей поэтической манеры выходит к образу матери именно в значении родины (“На поле Куликовом”, “Коршун”).

Ахматовский образ матери, равный ее лирической героине, проделал путь от социально-бытового в раннем творчестве, социально-исторического в период “Реквиема” (с аллюзиями на образ Богоматери) до образа всеобщей матери-ро — дины во время Великой Отечественной войны, от лица которой она обращает — ся к “детонькам”. Творчество Твардовского целиком подтверждает подобный переход: женский образ как объект любовной лирики у него отсутствует вовсе, но при этом образ матери с самых ранних стихов и до конца связан с памятью о родных местах, а во время войны поднят на высоту образа родины.

Материал взят из: Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – № 2. – 2009

Литературная гостиная

Образ матери в русской культуре: музыке, живописи, литературе.

Ведущий 1. (Чуркина В.) Судари и сударыни! Дамы и господа! Приветствуем Вас на открытии литературной гостиной школы №73.

Начиная с 20-х годов XIX века, русская культура переживала необычайный подъём. Особый расцвет приобрела салонная культура. Среди дворян были образованнейшие люди, обладатели обширных библиотек, тонкие ценители мировой философской мысли, литературного и музыкального творчества. Аристократы собирали вокруг себя себе подобных.

Московский генерал-губернатор, князь Дмитрий Владимирович Голицын организовал у себя культурный салон, имевший большой успех. Один из поэтов пушкинского круга даже сокрушался: «Ну почему на наших сборищах так скучно, а у Голицына так весело?..»

Умение держать салон П. А. Вяземский называет «искусством». Эта элегантная и тонкая форма общественной жизни балансировала на грани серьёзности и развлечения, личного и публичного. Здесь все должны были чувствовать себя непринуждённо, но не выходить за рамки светских приличий. Хозяйками салонов обычно были женщины, так как именно женщины могли создать уютную, непринужденную атмосферу салона.

Ведущий 2. (Колесниченко А.) Сегодня наша литературная гостиная посвящена теме «Образ матери в русской культуре». Мы предлагаем вам поучаствовать в творческой лаборатории по созданию образа современной мамы. Перед вами мольберт с ватманом, карандаши, краски, фломастеры, маркеры и ваше воображение. По ходу действия вы можете подходить к мольберту и делать свои наброски.

Ведущий 1. С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.

Ведущий 2. Родиться стоит поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые слово “МАМА”,

Которого священней в мире нет.

Эти слова мы решили взять эпиграфом к нашему вечеру, посвященному самому дорогому человеку на Земле - МАМЕ!

Звучит песня «Мама-первое слово» (из к/ф «Мама»)

Ведущий 1. В языках мира последовательности звуков ma, mama и им подобных во многих, часто совершенно между собой не связанных языках соответствуют слову “мать”.

Расул Гамзатов (Кириченко В.)


А по-аварски - ласково "баба".
Из тысяч слов земли и океана
У этого особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени
Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину -
Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождём следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чём-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня:
"Не беспокойся, - маме говорю я, -
Всё хорошо, родная, у меня".

Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски "мама", по-грузински "нана",
И по-аварски - ласково "баба".

Ведущий 2. Мать во многих мировых культурах является символом жизни, святости, вечности, тепла и любви. Во все времена ее прославляли и воспевали художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, радостью…

Ведущий 1.

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках.

(Соколов Максим.) Известный философ и богослов Сергий Булгаков о знаменитой картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» сказал следующее: «…здесь красота дивная, но человеческая красота, прекрасная молодая женщина, полная обаяния, красоты и мудрости, грядет твердой поступью с младенцем на руках… Женственность, материнство прекрасны. Про эту красоту Ренессанса (эпоху Возрождения) нельзя сказать, чтобы она могла «спасти мир», ибо она сама нуждается в спасении…»

(Нечаева Дарья) Какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к ней за советом, с любой радостью и бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению. Давайте, ребята, вспомним пословицы о матери.

1. Птица рада весне, а младенец – матери.

2. Нет милее дружка, чем родная матушка.

3. При солнышке тепло, при матушке добро.

4. В материнском сердце для всех детей ласки хватит.

(Филонов Александр) Благоговейное почитание Пресвятой Богородицы ведет начало от самых первых христиан, которые научились также любить и почитать Пречистую Матерь Христа, на Которую Он Сам указал как на Заступницу и Покровительницу их, когда с Креста усыновил Ей всех христиан в лице святого апостола Иоанна Богослова.

(Силко Дмитрий) Признание и почитание Божией Матери на Руси - это явление особое, это образ, невероятно дорогой для каждого православного. “Матушка-Заступница!” - говорим мы, взывая к Ней. Ее называем Милостивой, Благодатной, Всех Скорбящих Радостью, Скоропослушницей, Отрадой и Утешением. К Ней обращаем самую, наверное, задушевную и трогательную молитву: « Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою...»

(Ильичева Екатерина) И это не удивительно, ведь не было и нет на Руси имени более благоговейно произносимого, любимого и прославленного после Господа, нежели Пресвятая Дева. Поэтому не могли русские поэты и писатели не обратиться в своем творчестве к образу Богородицы, не воспеть Ту, Которая является “честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим”.

(Ермашова Лиана ) Кроме того, между истинной поэзией и молитвой есть большое родство. Может быть, поэзия вообще когда-то очень давно родилась из слов молитвы, ведь так же парят и возносятся к запредельному рифмованные строки, облеченные в образы и отточенные в прекрасные формы, как и простые безыскусные слова молитвы, которыми любящая душа взывает к Богу и Пречистой Деве.

(Бородкин Валерий) Поэзия есть тихое чудо, возникающее в глубинах истинного поэта и истинного читателя. Что мы читаем и слышим, понимаем и принимаем у Афанасия Фета?

А. Фет

Аве, Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей

В тихом предстань сновидении ей!

Аве, Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

Презентация Аве, Мария! (под музыку Шуберт Аве, Мария!)

Ведущий 2. В аристократических салонах ковались таланты нескольких поколений русских поэтов, писателей, литераторов, композиторов, историков, художников: Батюшкова, Гнедича, Крылова, Гоголя, Жуковского, Карамзина, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Белинского, Толстого, Тютчева, Глинки, Брюллова, Кипренского.

Ведущий 1. Облик матери в русской поэзии приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях. Не оставили без внимания это и русские поэты как продолжатели традиций русской культуры.

Ведущий 2 .Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта, вырастающий в сказочный образ русской женщины, которая подарила поэту целый мир.

Сергей Есенин

ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревог,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Звучит песня «Мама - слово дорогое».

Ведущий 1. Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнские сердце, глаза, улыбка как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель. Мы с младенчества помним самые нежные, самые добрые руки мамы.

А.А. Фадеев Отрывок из романа «Молодая гвардия» (Матросов Е.)

Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил зимой, он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои, ведь им столько выпало работы в жизни, но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.

С того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты тихо в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, помню, как ты в тулупчике, зимой, несла ведра, положив спереди на коромысло маленькую ручку в рукавичке, сама такая маленькая и пушистая, как рукавичка. Я вижу твои с чуть утолщенными суставами пальцы на букваре, и я повторяю за тобой: «Бе-а-ба, ба-ба».

Я помню твои руки, красные от студеной воды в проруби, где ты полоскала белье, помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу!

Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!

Оглянись, мой друг, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы.

Мама, мама!.. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости...

Ведущий 2. Материнская любовь греет нас до старости, она окрыляет нас, придаёт силы, как отблагодарить наших матерей за их бессонные ночи, невыплаканные слезы, огорчения и боль, которые вольно или невольно мы причинили им. Ничем не измерить материнскую любовь. Низкий поклон вам, наши дорогие мамы! В честь вас ученицы 10 класса исполнят танец «Вальс цветов».

Танец. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» («Щелкунчик»)

Ведущий 1. Часто ли мамы слышат от нас слова благодарности, признания в любви? К сожалению, нет. Хотя, что нам стоит подойти к маме, обнять и поцеловать ее, спросить у нее, как прошел день, узнать о ее самочувствии, просто прижаться к ней.

"Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле"- так гласит Божья заповедь. Эта заповедь призывает нас беречь своих матерей.

Расул Гамзатов БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ! (Шмуль О.)
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.


И, моей не подчиняясь воле,
Рвется к звездам, ширится окрест…
Музыкою радости и боли
Он гремит - души моей оркестр.

Но когда скажу я, как впервые,
Это Слово-Чудо, Слово-Свет, -
Встаньте, люди!
Павшие, живые!
Встаньте, дети бурных наших лет!

Встаньте, сосны векового бора!
Встаньте, распрямитесь, стебли трав!
Встаньте, все цветы!.. И встаньте, горы,
Небо на плечах своих подняв!

Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это - древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!
Как леса встают с зарею новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом - жизнь.

Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа.
Это - искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.

Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.


Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!.. Я произношу его: « М а м а

Ведущий 2. У каждого из нас своя мама, мамы у всех разные: голубоглазые и зеленоглазые, блондинки и брюнетки, высокие и маленькие. Но для нас они самые родные и близкие. Мы хотим вам представить презентацию из наших рисунков, на которых мы изобразили наших мам.

Презентация из рисунков обучающихся под музыку Аве, Мария Дж. Каччини

Ведущий 1. А вот какая у нас получилась мама 2017 года!

Ведущий 2. Судари и сударыни! Дамы и господа! Мы благодарим Вас за активное участие в нашей литературной гостиной. Следующая тема нашей литературной гостиной будет посвящена Великой Победе. Мы также предлагаем Вам принять участие в создании рисунков, стихов, рассказов на эту тему.

Поделиться: