Подвиги детей во время. Маленькие герои большой войны

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Технический колледж управления и коммерции»

Доклад

на тему «Дети войны»

Выполнила работу:

студентка группы 9Т-12

Павлова Анастасия

Проверила:

Волочаева Т.В.

Санкт-Петербург 2015

Юные погибшие герои,

Юными остались Вы для нас.

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла Вас.

Жизнь иль смерть - и нету середины.

Благодарность вечная Вам всем,

Маленькие стойкие мужчины

Девочки, достойные поэм..

Война - страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери родных и близких, лишения. Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их.

«Дети и война -- нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», -- написал Твардовский в одном из своих очерков.

Дети и война - два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу…

Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. За ними некому было присматривать, некому было выполнять их капризы. Ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, чтобы страна могла победить в войне. Или родителей уже не было... Часто в 14-15 лет дети войны уже сами начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле, на ферме или в госпитале.

Их отцы уходили на фронт, погибали, а матери часто не знали, где добыть еду, чтобы прожить следующий день. В этом плане немного проще было сельским жителям. У них была земля, которая, хотя и давала скудный урожай, но все же могла немного прокормить. Дети выкапывали остатки картошки, бегали в лес на поиски грибов, ягод и полезных кореньев. Работать им приходилось наравне со взрослыми, потому что не хватало рабочих рук.

В городах для детей ситуация была сложнее. Еду выдавали по пайкам, порции были крошечные. Увеличенную порцию хлеба могли получать работники фабрик и заводов. Многие промышленные предприятия были эвакуированы вглубь страны, вместе с ними ехали и семьи работников. И дети шли работать. И работали иногда быстрее и качественнее, перевыполняя все установленные нормы.

Дети мечтали повторить подвиги отцов и братьев. Многие специально прибавляли себе возраст, чтобы их взяли на фронт или в военное училище, в школу юнг.

Зафиксировано много случаев, когда дети уходили в партизаны, особенно часто это происходило на окупированных территориях. Они мстили за убитых близких, мстили жестоко и беспощадно.Збыли случаи, когда дети вели боевые действия в регулярной армии против нацистов. Многие дети пытались бежать из своих домов на войну, но большинство из них были захвачены военной полицией и возвращены в свои дома. Часто солдаты находили детей в разоренных и сожженных деревнях Советского Союза. Осиротевших детей помещали в специально созданные во время войны детские дома, но иногда мальчишек включали в активные боевые подразделения, где они получали оружие и специальную форму. Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 - 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями чести.

Дети в тылу

В 1941-1942 годы численность молодежи в оборонных предприятиях возросла. Если в 1940 году доля подростков на них составляло 6%, то в 1942 - 18%, а в наркомате тяжелой промышленности 24-49,4%. Многие из них в первые же дни войны выступили зачинателями патриотического движения. Работать на себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы.

В декабре 1941 года школьники г. Горького взяли обязательства без отрыва от учёбы помогать предприятиям лёгкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования.

В 1942 году в цехе завода "Серп и молот" влилось более 3 тыс. неопытных, молодых рабочих. Среди них около 100 человек было бывших школьников. Они быстро осваивали профессию сталевара, перевыполняли плановые задания, и вскоре о молодёжном цехе узнала вся страна.

В первые годы войны на Магнитогорский металлургический комбинат пришло несколько тысяч выпускников ремесленных училищ. Их возраст не превышал 15-17 лет, но с первых дней они стали обслуживать крупнейшие агрегаты, работали у доменных и мартеновских печей, на 7 прокатных станах, трудились они наравне с кадровыми рабочими, участвовали в соц - соревновании, показывали образцы трудового героизма. За три года войны они выплавили 1 млн. т. стали, 570 тыс. т. чугуна, выпустили 580 тыс. т. проката. Только на Кузнецком металлургическом комбинате, где особенно много работало молодёжи, за годы войны было произведено такое количество снарядной стали, которой хватило бы для изготовления 100 млн. снарядов и танковой стали для 50 тыс. тяжёлых танков.

В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из московских школ. В телогрейках и стёганых ватных брюках, в больших не по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках.

Н а колхозном фронте

Отдавая большую дань рабочему классу в обеспечении победы над немецко-фашистскими захватчиками, нельзя не рассказать об огромном вкладе в общую победу советского крестьянства. Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами и необходимым сырьём. Значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам.

Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники сёл и деревень. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов.

Более 20 млн. ребят помогали взрослым и за годы войны выработали свыше 585 млн. трудодней. Многие из них в первые же дни войны активно включались в работу на полях и фермах.

В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушкиклубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, поверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания. Например, в 1942 году в 26 областях из собранных колосков было намолочено 8 млн.

683 тыс. пудов зерна. В годы войны трудовое крестьянство страны показали свою сплочённость и стремилось дать фронту и тылу всё, что только могло, чтобы помочь отстоять Родину, великие завоевания колхозного строя.

Взнос пионеров и школьников

Защита Советской Родины от фашистского нашествие потребовала от каждого гражданина СССР найти своё место в общем строю борьбы на фронте и в тылу. В Директиве от 29 июня 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП призывали всех советских людей “организовать всестороннюю помощь действующей армии … обеспечить снабжение армии всем необходимым…”.

Исключительный патриотизм в движении за сбор средств для Красной Армии и Военно-Морского Флота проявили пионеры и школьники. На собранные по копейке деньги они приобретали танки, самолёты, “катюши” и другое оружие и передавали их войнам действующей армии. Патриотическое движение пионеров и школьников за сбор средств для строительства танков и танковых колонн охватили все школы страны. К весне 1943 года молодёжь и школьники собрали на вооружение для действующей армии около 542 млн. рублей.

Таким образом, в многочисленных формах пожертвований, в самоотверженной труде для действующей армии проявились высокий советский патриотизм, монолитное единство, сплочённость и дружба народов нашей страны.

Пионеры и школьники - с воинами

С воинами - фронтовиками постоянно были связаны пионеры и школьники. Во своей работе они старались походить на взрослых, прекрасно понимали стоящие задачи, понимали, что только общими усилиями тыла и фронта можно победить немецко - фашистски захватчиков, которые прервали мирную жизнь, лишили не только взрослых, но и детей радости и счастья, они сознавали: для того что бы вернуть прерванную радость, необходимо разгромить врага, а для этого нужно давать действующей армии всё, в чём только она нуждается. И они находили различные, посильные для них способы и средства помощи армии.

Когда же в стране развернулось движение по заготовке подарков для воинов - фронтовиков, пионеры и школьники в нём приняли самое активное участие. Например, в июле 1941 года около 100 тыс. различных подарков были отправлены воинам - фронтовикам от школьников Ленинграда. В 1942 году пионеры и школьники Егорьевского района Московской области для воинов - фронтовиков изготовили 18 тыс. конвертов, 2 тыс. носовых платков и 2 тыс. любовно вышитых кисетов для табака.

Когда же развернулось движение за сбор теплых вещей, пионеры и школьники так же активно приняли участие. Девочки вязали варежки, свитера, носки, подшлемники, мальчики организовывали в школах мастерские по ремонту обуви.

Как правило, каждая посылка с подарками школьников воинам - фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком “Мсти за папу!”. Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним.

Многие пионеры и школьники деньги, заработанные в колхозах и на предприятиях, полученные за сбор лекарственных растений, сдавали в “фонд раненому воину”.

Только на фронт

С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали - не просили! - убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог - завышали (года) на год, а то и на два свой возраст.

Война - дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии.

Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. Кое-кому это удавалось. И происходило это не только в тех районах, к которым доползли кровавые языки военного пламени. На фронт убегали мальчики и девочки из далёких тыловых городов и деревень. Их стремление было продиктовано (искренним) только одним нескрываемым желанием - вместе с армией громить ненавистный фашизм. Юные граждане писали: “Направьте нас туда, где нужны наши руки, наши знания”.

Огромную ненависть и священное желание мести вызвали у советских людей известия о зверствах и бесчинствах гитлеровцев на нашей земле. Уже первые дни войны показали, что гитлеровские захватчики стремятся любой ценой осуществить людоедские планы фашистского командования. Вводя “новый порядок”, они силой насаждали режим террора и насилия.

Многие примеры свидетельствуют о высоком патриотизме советского народа, преданности его социалистической Родине, о самопожертвовании во имя свободы и независимости своей Отчизны.

ребёнок война фронт школьник

Дети - герои Великой Отечественной войны

Вася Коробко

Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.

Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.

Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.

Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

Надя Богданова

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...

Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Вывод

Печальных примеров тяжелой участи детей в военное время можно приводить еще много. Нельзя не вспомнить о детских концентрационных лагерях, устроенных фашистами. В них маленькие пленники подвергались нечеловеческим пыткам, «нацистские врачи» ставили на них чудовищные опыты, дети умирали мучительной смертью. Трудно подсчитать, сколько маленьких несчастных узников было замучено в таких концлагерях по всей Европе. Дети, пережившие войну, никогда уже её не забудут. По ночам они по-прежнему слышат грохочущие разрывы бомб, испуганные крики, пулеметные очереди. Они рано взрослели. Взрослели от голода, взрывов, совершаемого на их глазах кровопролития. Родителей убивали на их глазах. Но они не забывали. Они не падали духом и становились сильнее, их поддерживали окружающие, помогали им. Они смогли пережить несчастья и вместе со всей страной строить новую жизнь после войны.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины Великой Отечественной войны. Периоды Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Неудачи Красной Армии в начальный период войны. Решающие сражения войны. Роль партизанского движения. СССР в системе международных послевоенных отношений.

    презентация , добавлен 07.09.2012

    Превращение Оренбургской области в промышленную и сельскохозяйственную базу страны в годы Великой Отечественной войны. Помощь Красной Армии, сбор личных средств в фонд вооружения, долг милосердия. Герои Оренбуржья, их мужество и отвага в борьбе с врагами.

    реферат , добавлен 18.02.2012

    Формирование военно-стратегических доктрин в СССР накануне Великой Отечественной войны. Политические и военно-стратегические просчеты Сталина. Нападение Германии на Советский Союз. Участие «старых» и «новых» полководцев в Великой Отечественной войне.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2008

    Большой патриотический подъем и стремление каждого внести вклад в дело скорейшего разгрома врага. Труженики рубцовского тыла. Сбор средств на покупку вооружения для Красной Армии. Рубцовские комсомольцы. На фронтах Великой Отечественной.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2006

    Роль, значение и техническая реконструкция железнодорожного, морского и авиационного транспорта накануне и в годы Великой Отечественной войны. Эвакуационные перевозки и вклад железнодорожников в победу. Таллиннские операции торгового балтийского флота.

    реферат , добавлен 10.02.2012

    Разработка ядерного оружия во время Великой Отечественной Войны. План военной перестройки в авиации. Развития медицины во время войны. Строительство оборонительных сооружений, помощь в оказании помощи раненым и сбор лекарственных растений детьми.

    презентация , добавлен 15.02.2015

    Начало Великой Отечественной войны. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой и Сталинградом. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Тегеранская конференция. Наступление Красной армии в 1944 – 1945 г.г. Окончание Второй Мировой войны. Итоги войны.

    реферат , добавлен 08.06.2004

    Описание трагического начала Великой Отечественной войны, приграничные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Определение направлений продвижения немецкой армии вглубь территории СССР. Причины поражения Красной Армии. Поражение немцев в битве за Москву.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2014

    Знакомство с участниками Великой Отечественной войны. Общая характеристика биографии А. Красиковой. А. Штильвассера как артиллерист-командир орудий: рассмотрение причин госпитализации, анализ наград. Особенности начала Великой Отечественной войны.

    реферат , добавлен 11.04.2015

    Дети-герои Великой Отечественной войны, их вклад в Победу: участие в боевых действиях регулярной армии против нацистов, в диверсиях и в разведке на оккупированных территориях по заданию партизанских отрядов. Признание мужества и подвига юных героев.

Володя Дубинин
Марат Казей
Лёня Голиков
Зина Портнова
Саша Бородулин
Галя Комлева
Валя Котик

В советское время, когда пионерская организация была единственной, объединяющей подрастающее поколение нашей страны, имена ребят, героически погибших, защищая нашу Родину во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг, были у всех на слуху. Пионерские отряды, в которые объединялся каждый класс каждой советской школы, часто носили имя пионера-героя. Их имена давали улицам, например, в Нижнем Новгороде есть улица Вали Котика. О них снимали фильмы. Кто же были эти пионеры-герои? Пятеро из них были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова. Другие также удостоены великих наград. Ребят-героев много. Мы сегодня вспомним нескольких из них.

Володя Дубинин

Пионер-герой Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях вблизи города Керчи. Он сражался наравне со взрослыми: подносил боеприпасы, воду, питание, ходил в разведку. Так как Володя был еще очень маленьким, он мог выбираться на поверхность по очень узким лазам каменоломни и незаметно для фашистов и разведывать боевую обстановку.

Погиб мальчик 2 января 1942 года, помогая разминировать проходы к каменоломням. Володя похоронен в братской могиле партизан в центре Камыш-Бурунского порта в г.Керчи. Посмертно юный герой награжден "Орденом Красного Знамени".

В 1962 году был снят художественный фильм «Улица младшего сына». Это была экранизация одноимённого романа Льва Кассиля и Макса Поляновского, посвященного пионеру-герою Володе Дубинину.

Марат Казей

В белорусскую деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в пятый класс школы. Здание учебного заведения фашисты превратили в свою казарму.

За связь с партизанами была схвачена мама Марата Анна Александровна, и вскоре мальчик узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.

Мальчик участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою, сражаясь до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их вместе с себой.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. А в столице Беларуси городе Минске поставлен памятник юному герою.

Лёня Голиков

Леня рос в деревне Лукино в Новгородской области, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд, под откос летели вражеские поезда и машины, рушились мосты, горели вражеские склады.

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня погнался за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

В его недолгой жизни было еще немало боев, и он ни разу не дрогнул, сражаясь плечом к плечу со взрослыми. Погиб Леня в бою под селом Острая Лука Псковской области зимой 1943 года. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

В декабре 1943 года Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее.

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Саша Бородулин

Над поселком, где жила Саша, постоянно летали вражеские бомбардировщики. Родную землю топтали фашисты. Не мог с этим мириться юный пионер Саша Бородулин, он решил бороться с фашистами. Убив фашистского мотоциклиста, взял первый боевой трофей - настоящий немецкий автомат. День за днем вел он разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. На его счету было немало уничтоженных машин и вражеских солдат.

Каратели выследили партизан. Трое суток уходил от них отряд, дважды вырывался из окружения, но снова смыкалось вражеское кольцо. Тогда командир вызвал добровольцев - прикрыть отход отряда. Саша первым шагнул вперед. Пятеро приняли бой. Один за другим они погибали. Саша остался один. Еще можно было отойти - лес рядом, но отряду так дорога каждая минута, которая задержит врага, и Саша вел бой до конца. Он, позволив фашистам сомкнуть вокруг себя кольцо, выхватил гранату и взорвал их вместе с собой.

За выполнение опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 года был награжден орденом Красного Знамени.

Галя Комлева

Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи - на юге Ленинградской области - была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смела, любознательная девочка. За шесть своих школьных лет она была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу".

Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам.

Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала и за это юная патриотка была расстреляна.

Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени.

Валя Котик

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.

Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.

В 1957 году был снят художественный фильм «Орлёнок», главным героем которого стал юный партизан Валя Котко (прототип Герой Советского Союза Валя Котик).

Все мероприятия в Нижнем Новгороде, посвященные Дню Победы,

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Но пришел час тяжелых испытаний и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий подвиг во славу свободы и независимости своей Родины!

Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.

Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза.

С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.

"Федя Самодуров. Феде 14 лет , он воспитанник мотострелковой части, которой командует гвардии капитан А. Чернавин. Подобран был Федя на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчётом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, подросток вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемёт, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Федя был награждён медалью «За отвагу».

Ваня Козлов, 13 лет, он остался без родных и уже второй год находится в мотострелковой части. На фронте он доставляет пищу, газеты и письма бойцам в самых сложных условиях.

Петя Зуб. Не менее трудную специальность избрал себе Петя Зуб. Он давно решил стать разведчиком. Родители его убиты, и он знает, как можно рассчитаться с проклятым немцем. Вместе с опытными разведчиками добирается до врага, сообщает по радио его местонахождение, и артиллерия по их указке даёт огонь, сокрушая фашистов". («Аргументы и факты», №25, 2010, с. 42).

А шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш со своей младшей сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. Конечно, девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а они сражались с солдатами вермахта!

Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Маму Оли и младшую сестрёнку Лиду фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан.

За голову юной партизанки Оли Демеш фашисты обещали щедрую награду - землю, корову и 10 тысяч марок. Копии ее фотографии были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Захватить и доставить ее живьем - таков был приказ! Но поймать девочку не удалось. Ольга уничтожила 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 7 вражеских эшелонов, вела разведку, участвовала в «рельсовой войне», в уничтожении немецких карательных подразделений.

Дети Великой Отечественной Войны


Что было с детьми в это страшное время? Во время войны?

Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей.

В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.

Ряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетного обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены.

При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.

В летописи Великой Отечественной войны до сих пор остаётся ещё много малоизвестных страниц, например, судьба детских садов. "Оказывается, в декабре 1941-го в осажденной Москве в бомбоубежищах работали детские сады. Когда враг был отброшен, они возобновили свою работу быстрее, чем многие вузы. К осени 1942 года в Москве открылись 258 садиков!

Из воспоминаний о военном детстве Лидии Ивановны Костылёвой:

«После смерти бабушки меня определили в детский сад, старшая сестра в школе, мама на работе. В детский сад я ездила одна, на трамвае, это в неполных пять лет. Как-то я тяжело заболела свинкой, лежала дома одна с высокой температурой, лекарств не было, в бреду мне чудился поросёнок, бегающий под столом, но всё обошлось.
С мамой виделись вечерами да в редкие выходные. Детей воспитывала улица, мы были дружные и вечно голодные. С ранней весны бегали на мхи, благо лес и болота рядом, собирали ягоды, грибы, разную раннюю траву. Бомбёжки постепенно прекратились, в нашем Архангельске были размещены резиденции союзников, это привносило в жизнь определённый колорит - нам, детям, иногда перепадали тёплая одежда, кое-какие продукты. В основном же мы ели чёрные шаньги, картошку, тюленье мясо, рыбу и рыбий жир, по праздникам - «мармелад» из водорослей, подкрашенный свёклой».

Более пятисот воспитателей и нянь осенью 1941-го рыли окопы на подступах к столице. Сотни работали на лесозаготовках. Воспитательницы, еще вчера водившие с детьми хоровод, сражались в московском ополчении. Под Можайском героически погибла воспитательница детскою сада Бауманского района Наташа Яновская. Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков.

Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души - для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение". (Д. Шеваров «Мир новостей», №27, 2010, с. 27).

У детей изменились игры, появилась "…новая игра - в госпиталь. В больницу играли и раньше, но не так. Теперь раненые для них - реальные люди. А вот в войну играют реже, потому что никто не хочет быть фашистом. Эту роль у них выполняют деревья. В них стреляют снежками. Научились оказывать помощь пострадавшим - упавшим, ушибленным".

Из письма мальчика фронтовику: "Мы раньше тоже часто играли в войну, а теперь гораздо реже - надоела война, скорее бы она кончилась, чтобы мы опять хорошо жили…" (Там же).

В связи с гибелью родителей в стране появилось много беспризорных детей. Советское государство, несмотря на тяжелое военное время, все же выполняло свои обязательства перед детьми, оставшимися без родителей. Для борьбы с безнадзорностью была организована и открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков.

Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот , где они обрели себе новых родителей. К сожалению, далеко не все воспитатели и руководители детских учреждений отличались честностью и порядочностью. Вот некоторые примеры.

"Осенью 1942 г. в Починковском районе Горьковской области были пойманы одетые в лохмотья дети, воровавшие картофель и зерно с колхозных полей. Выяснилось, что «урожай собирали» воспитанники районного детского дома. И делали они это отнюдь не от хорошей жизни. При проведении дальнейшего расследования местные милиционеры раскрыли преступную группу, а, по сути, банду, состоявшую из сотрудников данного учреждения.

Всего по делу были арестованы семь человек, в том числе директор детдома Новосельцев, бухгалтер Сдобнов, кладовщица Мухина и другие лица. При обысках у них были изъяты 14 детских пальто, семь костюмов, 30 метров сукна, 350 метров мануфактуры и другое незаконно присвоенное имущество, с большим трудом выделенное государством в это суровое военное время.

Следствие установило, что путем недодачи полагающейся нормы хлеба и продуктов указанные преступники только в течение 1942 г. расхитили семь тонн хлеба, полтонны мяса, 380 кг сахара, 180 кг печенья, 106 кг рыбы, 121 кг меда и т.д. Все эти дефицитные продукты работники детдома распродавали на рынке либо просто сами проедали.

Только один товарищ Новосельцев ежедневно получал на себя и членов своей семьи пятнадцать порций завтраков и обедов. За счет воспитанников неплохо питался и остальной обслуживающий персонал. Детей же кормили «блюдами», приготовленными из гнилья и овощей, ссылаясь при этом на плохое снабжение.

За весь 1942 г. им лишь один раз выдали по одной конфетке к 25-й годовщине Октябрьской революции… И что самое удивительное, директор детдома Новосельцев в том же 1942 г. получил от наркомата просвещения почетную грамоту за отличную воспитательную работу. Все эти фашисты заслуженно были приговорены к длительным срокам заключения". (Зефиров М.В., Дектярёв Д.М. «Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа», с. 388-391).

В такое время проявляется вся суть человека.. Каждый день стоять перед выбором - как поступить..И война нам показала примеры великого милосердия, великого героизма и великой жестокости, великой подлости.. Мы должны это помнить!! Ради будущего!!

И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»


4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Школа в партизанском крае.

Т. Кот. ,Из книги «Дети-герои»,
Увязая в топком болоте, падая и снова поднимаясь, мы уходили к своим - к партизанам. В родном селе лютовали немцы.
И вот целый месяц немцы бомбили наш лагерь. «Партизаны уничтожены»,- послали они, наконец, донесение своему верховному командованию. Но невидимые руки снова пускали под откос поезда, взрывали склады с оружием, уничтожали немецкие гарнизоны.
Лето кончилось, осень уже примеряла свой пестрый, багряный наряд. Трудно нам было представить сентябрь без школы.
- Я вот какие буквы знаю! - сказала как-то восьмилетняя Наташа Дрозд и вывела палочкой на песке круглое «О» и рядом - неровные ворота «П». Ее подружка нарисовала несколько цифр. Девочки играли в школу, и ни та, ни другая не замечали, с какой грустью и теплотой следит за ними командир партизанского отряда Ковалевский. Вечером на совете командиров он сказал:
- Ребятишкам школа нужна…- и добавил тихо: - Нельзя их лишать детства.
В ту же ночь на боевое задание вышли комсомольцы Федя Трутько и Саша Василевский, с ними Петр Ильич Ивановский. Вернулись они через несколько дней. Из карманов, из-за пазухи доставали карандаши, ручки, буквари, задачники. Миром и домом, большой человеческой заботой повеяло от этих книжек адесь, среди болот, где шла смертельная схватка за жизнь.
- Мост легче взорвать, чем ваши книжки раздобыть,- весело блеснул зубами Петр Ильич и достал… пионерский горн.
Никто из партизан ни слова не сказал о том, какому риску подвергались они. В каждом доме могла быть засада, но никому из них в голову не пришло отказаться от задания, вернуться с пустыми руками. ,
Были организованы три класса: первый, второй и третий. Школа… Вбитые в землю колья, переплетенные лозняком, расчищенная площадка, вместо доски и мела - песок и палочка, вместо парт -пни, вместо крыши над головой - маскировка от немецких самолетов. В пасмурную погоду нас одолевали комары, иногда заползали змеи, но мы ни на что не обращали внимания.
Как дорожили ребята своей школой-поляной, как ловили каждое слово учителя! Учебников приходилось по одному, по два на класс. По некоторым предметам совсем не было книг. Многое запоминали со слов учителя, который иногда приходил на урок прямо с боевого задания, с винтовкой в руках, опоясанный лентой с патронами.
Бойцы приносили все, что удавалось добыть для нас у врага, но бумаги не хватало. Осторожно снимали мы березовую кору с поваленных деревьев и писали на ней угольками. Не было случая, чтобы кто-то не выполнил домашнего задания. Пропускали занятия только те ребята, которых срочно посылали в разведку.
Выяснилось, что у нас только девять пионеров, остальных двадцать восемь ребят нужно было принять в пионеры. Из парашюта, подаренного партизанам, мы сшили знамя, сделали пионерскую форму. В пионеры принимали партизаны, галстуки вновь поступившим повязывал сам командир отряда. Тут же был избран штаб пионерской дружины.
Не прекращая занятий, мы строили к зиме новую школу-землянку. Для ее утепления надо было очень много мха. Выдергивали его так, что болели пальцы, иногда срывали ногти, больно резали руки травой, но никто не жаловался. Никто не требовал от нас отличной учебы, однако это требование предъявлял к себе каждый из нас. А когда пришла тяжелая весть, что убит наш любимый товарищ Саша Василевский, все пионеры дружины дали торжественную клятву: учиться еще лучше.
По нашей просьбе дружине присвоили имя погибшего друга. В ту же ночь, мстя за Сашу, партизаны взорвали 14 немецких автомашин, пустили под откос эшелон. Немцы бросили против партизан 75 тысяч карателей. Снова началась блокада. Все, кто умел обращаться с оружием, ушли в бой. Семьи отступали в глубь болот, отходила и наша пионерская дружина. На нас леденела одежда, ели один раз в день заваренную в горячей воде муку. Но, отступая, мы захватили все наши учебники. На новом месте занятия продолжались. И клятву, данную Саше Василевскому, мы сдержали. Весной на экзаменах все пионеры отвечали без запинки. Строгие экзаменаторы - командир отряда, комиссар, учителя - были довольны нами.
В награду лучшие ученики получили право участвовать в соревнованиях по стрельбе. Стреляли они из пистолета командира отряда. Это была для ребят высшая честь.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки, помогали старшим. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья. Пришел грозные час, и они показали, каким огромным и бесстрашным может стать детское сердце, когда в нем разгорается священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, тысячи детей и подростков были награждены орденами и медалями. Так, свыше 200 из них были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 – медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 – медалью «За оборону Москвы».

Пятеро юных патриотов были удостоены звания Героя Советского Союза.

Демонстрация фотографий

Вы видите портреты юных героев Великой Отечественной войны, а знаете ли вы их имена? За что они были удостоены высоких правительственных наград?

Леонид Голиков родился 17 июня 1926 года в Новгородской области. До войны, окончив семь классов, работал на фанерном заводе.

Леонид был разведчиком 67-го отряда 4-й ленинградской партизанской бригады. Он участвовал в 27 боевых операциях. На счету Лени Голикова 78 убитых немцев, он разрушил 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Кроме того, он был сопровождающим обоза с продовольствием, который везли в блокадный Ленинград.

Первую свою награду – медаль «За отвагу», Леонид Голиков получил уже в июле 1942 года. Все, кто знал Лёню в бытность его партизаном, отмечали его смелость и мужество.

Однажды, возвращаясь из разведки, Лёня вышел на окраину деревеньки, где обнаружил пятерых немцев, мародёрствовавших на пасеке. Гитлеровцы были настолько увлечены добычей мёда и отмахиванием от пчёл, что оружие отложили в сторону. Этим и воспользовался разведчик, уничтожив троих немцев. Оставшиеся двое сбежали.

Особенно известен подвиг Леонида Голикова, когда 13 августа 1942 года он возвращался из разведки от шоссе «Луга – Псков», неподалёку от деревни Варницы Стругокрасненского района. Отважный партизан гранатой подорвал машину с немецким генерал-майором инженерных войск Рихардом фон Виртцем, захватил и доставил в штаб бригады доставил портфель с важными документами, в числе которых были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие документы.

24 января 1943 года, группа партизан в составе чуть более 20 человек вышла к деревне Острая Лука. Немцев в населённом пункте не было, и измотанные люди остановились на отдых в трёх домах. Спустя некоторое время деревню окружил отряд карателей в количестве 150 человек, составленных из местных предателей и литовских националистов. Партизаны, которых застали врасплох, тем не менее, вступили в бой.

Вырваться из окружения смогли лишь несколько человек, позднее и сообщившие в штаб о гибели отряда. Лёня Голиков, как и большинство его товарищей, погиб в бою в Острой Луке.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1944 года Голикову Леониду Александровичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Александр Чекалин

Чекалин Александр Павлович родился 25 марта 1925 года, русский, из крестьян, учащийся, житель д. Песковатское Тульской области.

В июле 1941 Александр Чекалин вступил добровольцем в истребительный отряд, затем в партизанский отряд «Передовой», которым руководил Д. Т. Тетеричев, где стал разведчиком. Занимался сбором разведсведений о дислокации и численности немецких частей, их вооружении, маршрутах передвижения. На равных участвовал в засадах, минировал дороги, подрывал связь и пускал под откос эшелоны.

2 ноября Шура Чекалин заболел и комиссаром отряда был направлен в дер. Мышбор к доверенному лицу для лечения. Здесь ему стало известно, что немцы узнали о его местонахождении. Чекалин ночью ушел в д. Песковатское, где жили его родственники. Предатели выдали юного патриота. Ночью фашисты окружили, а затем ворвались в дом, где лежал больной Чекалин. Шура не сдался без боя. Выхватив гранату, он бросил ее под ноги обступившим его фашистам, решив уничтожить их и погибнуть сам. Граната не взорвалась. Фашисты схватили его и отвезли в штаб в город Лихвин.

В штабе его пытали, но никакие мучения не сломили духа партизана. Палачам не удалось вынудить ни одного нужного им признания. Наутро на площади Лихвина состоялась его казнь. Смотреть на казнь Саши согнали всех жителей Лихвина. По воспоминаниям односельчан, когда юного партизана, босого, вели на площадь, на дороге оставались кровавые следы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 февраля 1942 Чекалину Александру Павловичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Марат Казей

Марат Иванович Казей родился 10 октября 1929 года в селе Станьково Минской области. Маратом мальчика назвал отец, в прошлом моряк Балтийского флота – в честь линкора «Марат», на котором ему самому довелось служить.

Мать Марата, Анна Казей с первых дней оккупации начала сотрудничать с минским подпольем. История первых минских подпольщиков оказалась трагичной. Не имея достаточных навыков такой деятельности, они вскоре были разоблачены гестапо и арестованы. Подпольщица Анна Казей вместе со своими товарищами по борьбе была повешена гитлеровцами в Минске.

Для 13-летнего Марата Казея и его 16-летней сестры Ариадны и гибель матери послужила толчком к началу активной борьбы с фашистами – в 1942 году они стали бойцами партизанского отряда.

Марат был разведчиком. Ловкий паренёк много раз успешно проникал во вражеские гарнизоны в деревнях, добывая ценную развединформацию.

В бою Марат был бесстрашен – в январе 1943 года, даже будучи раненым, несколько раз поднимался в атаку на противника. Он принимал участие в десятках диверсий на железных дорогах и других объектах, имевших особую важность для гитлеровцев.

В марте 1943 года Марат спас целый партизанский отряд. Когда каратели взяли партизанский отряд имени Фурманова «в клещи» у деревни Румок, именно разведчику Казею удалось прорваться сквозь «кольцо» противника и привести помощь соседних партизанских отрядов. В результате каратели были разбиты.

Зимой 1943 года, когда отряд выходил из окружения, Ариадна Казей получила тяжёлое обморожение. Чтобы спасти жизнь девушки, врачам пришлось ампутировать ей ноги в полевых условиях, после чего самолётом переправить на Большую Землю. Её доставили в глубокий тыл, в Иркутск, где врачам удалось её выходить.

А Марат продолжал сражаться с врагом ещё злее, отчаяннее, мстя за убитую мать, за искалеченную сестру, за поруганную Родину…

За мужество и смелость Марат, которому в конце 1943 года исполнилось всего 14 лет, был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

На дворе стоял май 1944 года. Уже вовсю готовилась операция «Багратион», которая принесёт Белоруссии свободу от гитлеровского ига. Но Марату не суждено было этого увидеть. 11 мая у деревни Хоромицкие разведгруппу партизан обнаружили гитлеровцы. Напарник Марата погиб сразу, а сам он вступил в бой. Немцы взяли его в «кольцо», рассчитывая захватить юного партизана живым. Когда кончились патроны, Марат подорвал себя гранатой.

Марата похоронили в его родной деревне.

За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Казею Марату Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ариадна Казей вернулась в Белоруссию в 1945 году. Несмотря на потерю ног, она окончила Минский педуниверситет, преподавала в школе, избиралась депутатом Верховного Совета Белоруссии. В 1968 году героине-партизанке, заслуженной учительнице Белоруссии Ариадне Ивановне Казей было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Ариадны Ивановны не стало в 2008 году. Но память о ней и её брате, Марате Казее, жива. Памятник Марату установлен в Минске, его именем названы несколько улиц в городах Белоруссии и в странах бывшего СССР.

Валентин Котик

Валентин Александрович Котик родился в 1930 году в селе Хмелевка Шепетовского района Каменец-Подольской области (современное название – Хмельницкая область) Украины в семье крестьянина. Окончил пять классов средней школы в городе Шепетовка.

В годы Великой Отечественной войны, находясь на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Шепетовского района, Валя Котик вел работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. С 1942 г. он был на связи с Шепетовской подпольной партийной организацией и выполнял ее поручения по разведке. В августе 1943 г. стал разведчиком шепетовского партизанского отряда имени Кармелюка.

В октябре 1943 г. Валя Котик разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов и склада.

29 октября 1943 г., будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, он поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою.

Валентин Котик был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени.

16 февраля 1944 г. в бою за город Изяслав (Украина) 14-летний партизанский разведчик Валя Котик был смертельно ранен, и на следующий день скончался. Он похоронен в центре парка в городе Шепетовка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 27 июня1958 года Валентину Александровичу Котику было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Зинаида Портнова

Зинаида Мартыновна Портнова родилась в Ленинграде, в семье рабочего, 20 февраля 1926 года. Училась в школе, занималась в кружке и о подвигах не задумывалась.

В начале июня 1941 года в Ленинграде мало кто задумывался о войне. И потому родители спокойно отправили Зину и её младшую сестру Галю на лето к бабушке, в Белоруссию.

В деревне Зуи, что на Витебщине, отдых продолжался недолго. Наступление гитлеровцев было стремительным, и очень скоро над деревней, где жили Зина с сестрой, нависла угроза оккупации.

Бабушка собрала внучек в дорогу и отправила вместе с беженцами. Однако гитлеровцы перерезали дорогу, и шансов вернуться в Ленинград не осталось. Так 15-летняя Зина Портнова оказалась в оккупации.

Сопротивление гитлеровцам на территории Белоруссии было особенно яростным. С первых дней войны здесь создавались партизанские отряды и подпольные группы.

В Шумилинском районе Витебской области была создана молодёжная подпольная организация «Юные мстители», история которой похожа на историю легендарной «Молодой гвардии». Лидером «Юных мстителей» стала Фруза (Ефросинья) Зенькова, сплотившая вокруг себя местную молодёжь, готовую противостоять фашистам.

Фруза имела связь со «взрослыми» подпольщиками и с местным партизанским отрядом. Свои акции «Юные мстители» координировали с партизанами.

Фрузе Зеньковой, лидеру комсомольского сопротивления, к началу войны было 17 лет. Зине Портновой, ставшей одним из самых активных участников «Юных мстителей», – 15.

Что могли эти дети противопоставить нацистам?

Начинали с расклеивания листовок, мелкого вредительства вроде порчи имущества гитлеровцев. Чем дальше, тем серьёзнее становились акции. Подрыв электростанции, поджоги заводов, сожжение на станции вагонов с льном, предназначенных к отправке в Германию – всего на счету «Юных мстителей» оказалось более 20 успешных диверсий.

Гитлеровская контрразведка шла по следу подпольщиков. В их ряды нацистам удалось внедрить провокатора, который и выдаст большинство членов организации.

Но это произойдёт позднее. До этого Зина Портнова осуществит одну из самых масштабных диверсий в истории «Юных мстителей». Девушка, работавшая посудомойкой в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу, приготовленную на обед. В результате диверсии погибло около сотни гитлеровцев.

Разъярённые нацисты арестовали весь персонал столовой. Зина избежала ареста в тот день случайно. Когда проявились первые признаки отравления, гитлеровцы ворвались в столовую и наткнулись на Портнову. Они сунули ей в руки тарелку и заставили есть отравленный суп. Зина понимала, что, отказавшись, выдаст себя. Сохранив удивительное самообладание, она съела несколько ложек, после чего немцы, отпустив её, отвлеклись на других работников кухни. Фашисты решили, что посудомойка ничего не знает об отравлении.

От смерти Зину спас крепкий организм и бабушка, сумевшая смягчить действие яда народными средствами.

С лета 1943 года Зина Портнова была бойцом партизанского отряда имени Ворошилова, участвуя во многих операциях против гитлеровцев.

26 августа 1943 года немецкая контрразведка провела массовые аресты членов организации «Юные мстители». По счастливой случайности в руки гитлеровцам не попали лишь несколько активистов и лидер «Мстителей» Фруза Зенькова.

Пытки и допросы подпольщиков продолжались три месяца. 5 и 6 октября все они, более 30 юношей и девушек, были расстреляны.

Когда в партизанском отряде стало известно о разгроме молодёжного подполья, Зине Портновой было поручено постараться восстановить связь с теми, кто избежал ареста, и узнать о причинах провала.

Однако во время выполнения этого задания саму Зину опознали и задержали как участницу подполья.

Провокатор хорошо поработал – гитлеровцам было известно о ней практически всё. И про родителей в Ленинграде, и про её роль в организации «Юные мстители». Немцы, правда, не знали, что именно она отравила немецких офицеров. Потому ей предлагали сделку – жизнь в обмен на информацию о местонахождении Фрузы Зеньковой и базы партизанского отряда.

Но метод кнута и пряника не работал. Ни купить Зину, ни запугать её не получалось.

Во время одного из допросов гитлеровский офицер отвлёкся, и Зина среагировала мгновенно, схватив лежавший на столе пистолет. Она застрелила гитлеровца, выскочив из кабинета, бросилась бежать. Ей удалось застрелить ещё двоих немцев, но скрыться не получилось – Зине прострелили ноги.

После этого нацистами двигала только ярость. Её пытали уже не ради сведений, а ради того, чтобы доставить ей как можно более страшные мучения, заставить девушку кричать, просить пощады.

Зина всё сносила стойко, и эта стойкость бесила палачей ещё больше.

На последнем допросе в тюрьме гестапо в городе Полоцке гитлеровцы выкололи ей глаза.

Ранним утром в январе 1944 года искалеченную, но не сломленную Зину расстреляли.

Её бабушка погибла под немецкими бомбами, во время масштабной карательной операции гитлеровцев. Сестрёнку Галю спасли чудом, сумев самолётом вывезти на Большую Землю.

Правда о судьбе Зины и других подпольщиков стала известна значительно позже, когда Белоруссия была полностью освобождена от нацистов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года за проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Портновой Зинаиде Мартыновне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Среди юных героев Великой Отечественной войны – «сын полка» 7-й бригады морской пехоты 13-летний Валерий Волков, погибший при обороне Севастополя и посмертно награжденный орденом Отечественной войны 1-й степени.

Самый молодой летчик Великой Отечественно войны – Аркадий Каманин, начавший самостоятельно летать в 14 лет. К апрелю 1945 года он совершил более 650 боевых вылетов на самолете У-2, был награжден орденом Красного Знамени и двумя орденами Красной Звезды.

Орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени был награжден 14-летний партизан Василий Коробко, погибший в апреле 1944 года в Белоруссии.

В 12 лет орденом отечественной войны 1-й степени (посмертно) был награжден связно партизанского отряда Константин Янин, ценой своей жизни предупредивший советских воинов о минировании фашистами моста.

Прикрывая отход партизанского отряда в Ленинградской области летом 1942 года погиб кавалер ордена Красного Знамени Александр Бородулин.

Орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени, медалью Ушакова был награжден юнга Северного Александр Ковалев, прикрывший своим телом пробоину в двигателе торпедного катера.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями.

Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

Поделиться: