Симон Кананит — Апостол Кавказа. Святой Апостол Си́мон Кананит

Святой Апостол СИМОН КАНАНИТ

Святой Апостол Си́мон Зилот (Кананит) - один из 12-ти Апостолов - был одним из четырёх сыновей Иосифа Обручника от первого брака, т.е. сводным братом Иисуса Христа. Кананит в переводе с арамейского означает ревнитель . Апостол Лука дает греческую версию его прозвища: Зилот , что значит то же самое, что и Кананит.

Одна из интерпретаций имени апостола связана с Канами Галилейскими, в которой на браке у апостола Си́мона Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино. Об этом сказано в Святом Евангелии от Иоанна Богослова. Именно этот отрывок читают во время совершения таинства венчания, что, по-видимому, и послужило причиной почитания апостола Си́мона Кананита как покровителя христианского супружества.

Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, несмотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».

После Вознесения Христа, в день Пятидесятницы он получил дар Святого Духа, сошедшего на учеников Спасителя в виде огненных языков. Симон проповедовал веру Христову сначала в Иудее, потом - в Эдессе (Сирии), Армении, Египте, Киринее (Ливии), Мавритании, Испании и даже Британии, о чем свидетельствуют местные предания некоторых христианских народов.

Известно, что Си́мон Зилот вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием благовествовал в земле Иверской. Далее Симон и Андрей пошли в горы Сванетии (Осетии), после - в Абхазию и остановились в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Затем апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон поселился в небольшой труднодоступной пещере, расположенной в ущелье реки Псыртсхи (окрестности современного Нового Афона). В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход. Это было примерно в 55 году н. э., через двадцать с лишним лет после Воскресения Христа.



Долго ли пребывал апостол в Абхазии, летописи не сообщают. Он творил здесь множество знамений и чудес, а его проповедь многих людей обратила ко Христу. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита, в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство. В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей - предков современных абхазов.

Из-за этого апостол неоднократно подвергался нападкам со стороны язычников. А во время жестокого гонения на христиан, которое начал грузинский царь-язычник Адеркий (Аркадий), Симон принял мученическую кончину. По одной из версий он был усечен мечем, по другой - заживо распилен пилой. Существует также предание, что он был распят на кресте.

Ученики погребли тело святого недалеко от его пещеры. К его могиле стали приходить верующие, прося помощи в нуждах и исцеления от болезней.

В IX веке на мощах Симона Кананита был выстроен храм, из белого тесаного известняка. А спустя всего два столетия христианская вера прочно утвердилась во всей Абхазии. В XI-XII столетиях Абхазия была процветающим христианским государством. Весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Но позже, по неисповедимым судьбам Божиим, она была завоевана турками, абхазцы изменили христианству и перешли в мусульманство. Многие храмы подверглись разрушению, в том числе и Симоно-Кананитский.


В 19-м веке древний храм был восстановлен насельниками Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, который был основан рядом в 1875 году монахами со Старого Афона (Греция) из обители св. Пантелеимона. На это последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии "327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха".



Монастырь стал центром православного просвещения Кавказа и всего юга России, а его центральный Пантелеймоновский собор - крупнейшим культовым сооружением Абхазии. В нем могли одновременно поместиться более трех тысяч человек. Стенные росписи собора представляли собой один из последних памятников русской церковной иконописной школы. Музыкальные куранты самой высокой башни-колокольни являлись подарком Александра III. Кроме курантов, царь преподнес монастырю паровоз и электростанцию.

При монастыре работали несколько заводов - свечной, кирпичный, маслобойный, конский, имелись живописная, переплетная, швейная, часовая, сапожная, литейная мастерские. Огромные пространства на склонах гор вокруг монастыря были засажены мандариновыми, лимонными, оливковыми, ореховыми, сливовыми садами, виноградниками, кукурузными, картофельными полями. Также действовали две пасеки и ботанический сад с экзотическими растениями. Следы былого могущества монастыря видны и сейчас - до сих пор вокруг обители цветут сады и приносят богатый урожай виноградники, посаженные братией. Ведь до прихода русских монахов на этих горных склонах никаких культур не возделывалось и не росло.

К древней пещере Симона Кананита монахи прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу, выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры. В таком виде она сохранилась до наших дней. И сегодня по пути к ней можно встретить источник со святой водой, и небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола, и горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна - «капли апостольской крови».

В настоящее время мощи апостола находятся под спудом Симоно-Кананитского храма.

Часть мощей апостола пребывает в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне (Германия).

Существуют еще две версии мученической кончины апостола Симона. По одной, он был распят местными язычниками во время апостольской проповеди в Британии, по другой, широко распространенной на Ближнем и Среднем Востоке, - казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Вавилоне. Однако Православная Церковь не разделяет ни ту, ни другую.

Тропарь, глас 3
Апостоле святый Симоне, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 2
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго вохвалении ублажим, яко богоглаголиваго вси Симона: Престолу бо славы ныне предстоит и со безплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас.

Молитва апостолу Симону Зилоту
Святы́й сла́вный и всехва́льный апо́столе Христо́в Си́моне, сподо́бивыйся прия́ти в дом твой в Ка́не Галиле́йстей Го́спода на́шего Иису́са Христа́ и Его́ Пречи́стую Ма́терь, Влады́чицу на́шу Богоро́дицу, и очеви́дцем бы́ти пресла́внаго чудесе́ Христо́ва, на бра́це твое́м явле́ннаго, претворе́ния воды́ в вино́! Мо́лим тя с ве́рою и любо́вию: умоли́ Христа́ Го́спода претвори́ти ду́ши на́ша из грехолюби́вых в боголюби́выя; сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных, и испроси́ нам свы́ше по́мощь во вре́мя уны́ния и беспомо́щия на́шего; да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских, иде́же ты ны́не водворя́ешися и весели́шися. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, кре́пце на тя упова́ющих, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, благу́ю и ми́рную христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да избежа́вше мыта́рств возду́шных и вла́сти лю́таго мироде́ржца, унасле́дуем Ца́рство Небе́сное и просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. А ми́нь.

По счастливому стечению обстоятельств я провела несколько дней в Новом Афоне. Две встречи с интересными людьми произвели на меня большое впечатление, и мне хочется рассказать об этих людях читателям сайта « ».

Поднимаюсь по каменной дорожке в гору, к пещере святого Симона Кананита, апостола и крестителя Абхазии. По преданию, апостолы Симон Кананит и благовествовали в земле Иверской. Примерно в 55 году по апостол Андрей отправился проповедовать дальше, вдоль Черноморского побережья Кавказа, а апостол Симон поселился в труднодоступной пещере, в ущелье реки Псырцхи. В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход.

В честь апостола был назван Ново-Афонский монастырь, основанный в 1875 году русскими монахами монастыря святого Пантелеимона со Святой Горы. В 1884 году монахи освятили пещеру апостола водосвятием.

На берегу горной реки работает художник - Зураб Ачба. Он абхаз, коренной житель этих мест. Зураб пишет на картоне маслом пейзажи родных мест, христианские памятники Абхазии. Его картины, красочные, добрые, можно увидеть на выставках Союза художников Абхазии, они широко разошлись по частным коллекциям России, Турции, США, Англии. Рассматриваю картины и с восхищением говорю художнику:

- Мне очень нравятся ваши картины, Зураб…

Он улыбается в ответ:

Знаешь, для меня каждая картина - это молитва. Гимн Творцу, Который создал эту красоту. Создал вот эту реку Псцырцху. Очень люблю писать здесь, на берегу реки, рядом со святым местом - пещерой апостола Симона Кананита. Он помогает всем, кто сюда приходит. Присаживайся. Смотри, какая красота вокруг! Написать обо мне? Можно… Только без пафоса: я человек небольшой… Художник? Каждый, кто делает свое дело с любовью, наверное, художник.

Зураб выбрал профессию в детстве. Его отец был виноделом. Как-то к отцу приехали именитые гости. Они рассматривали гостеприимный дом, фотографии на стенах. Внимание всех привлекла фотография дедушки и бабушки - статных, с царственной осанкой, в народных костюмах: дед в черкеске, с серебряным кинжалом, бабушка в бархатном платье с высоким стоячим воротником, длинными рукавами, собранными у запястья, серебряным поясом.

Среди гостей оказался художник. Он мгновенно срисовал фотографию так искусно, что смог карандашом передать красоту и фактуру костюмов и даже блики на серебряном кинжале. Маленький Зураб смотрел не отрываясь на работу мастера и был поражен его искусством. Мальчик решил тоже стать художником, и решимость его с годами только окрепла. Отец пытался отговорить сына: «Кто такой ? Разве это профессия? Ни одна порядочная девушка не выйдет за тебя замуж! Стань виноделом, как я!»

Зураб вздыхает:

Я надеюсь, что сейчас мой отец смотрит на меня с неба и ему приятно, когда мои картины радуют и утешают людей…

Слышу колокольный звон. Оглядываюсь и вижу: купола золотые, а выше них - только небо

Несколько лет назад Зурабу приснился яркий сон: он находится в прекрасном месте, с высоты любуется морем, горами и слышит колокольный звон. Оглядывается и видит: перед ним купола золотые, а выше них - только небо.

Проснулся под впечатлением от красоты увиденного. Собрался идти работать, но только что прошел дождь, и было слишком сыро. Тогда он отправился побродить по окрестностям. В поисках красивого вида поднялся в гору до Ново-Афонского монастыря, затем - еще выше. Походил по заросшим зеленью местам и уже собрался спускаться, но, влекомый какой-то силой, прошел чуть дальше и спустился на площадку - горную террасу. Заметил скалу, из которой росло дерево, присел передохнуть под ним и - услышал колокольный звон. Раздвинул руками зелень кустарника и увидел прекрасную панораму из своего сна: горы, море, золотые купола монастыря, а выше них - только небо. И понял, что сон его - вещий.

Вот уже три года Зураб строит здесь свою мечту: дом, в котором будет художественная школа для детишек и мастерская для художников. Также он предусмотрел в доме пару гостевых комнат. Мечтает, что в это прекрасное место к нему приедут знакомые и незнакомые собратья-художники. Они, как Зураб, выйдут на крыльцо мастерской и будут любоваться красотой природы.

Зураб строит свою мечту: дом, в котором будет художественная школа для детишек и мастерская для художников

В этом доме мечты есть уже стены и крыша. И все деньги, которые Зураб зарабатывает, продавая свои картины, он вкладывает в строительство.

Зураб задумывается на минуту, потом говорит:

Есть у меня еще одна мечта. Когда-нибудь будут реставрировать храм святого великомученика Пантелеимона в Ново-Афонском монастыре. И приедут сюда настоящие мастера - а для этого нужны художники очень высокого уровня. Тогда я стану для них таскалой. Не поняла про таскалу? Ну, «принеси-подай» - вот кем я для них хочу потрудиться. И буду как «принеси-подай» участвовать в реставрации дивных фресок монастыря. И, может быть, если Господь позволит, под руководством настоящих мастеров пригожусь потом и по назначению - как художник.

Мы прощаемся с Зурабом. Очень хочется верить, что святой апостол Симон Кананит поможет его добрым мечтам сбыться.

Дорожка переходит в каменные, довольно крутые ступени. Поднимаюсь не спеша, любуюсь окрестностями. В пещере человек пять паломников слушают акафист, который читает мужчина, стоящий впереди всех. Присоединяюсь к молитве и замечаю, что чтец не пользуется книгой - читает длинный акафист наизусть. После молитвы знакомимся.

Валерий Леонович приходит в это святое место каждый день уже одиннадцать лет: летом и зимой, в дождь и в непогоду. Он здесь и дворник, и сторож, и экскурсовод, и проповедник. Подвизается не самочинно - по благословению священника.

- Валерий Леонович, а как вы здесь оказались?

Я был тяжело болен: ревматоидный артрит. Все суставы болели. За четыре года болезни неоднократно лежал в больнице, но мне не помогало лечение. С трудом передвигался на костылях. В это святое место меня привели под руки - практически принесли.

Святой Симон Кананит меня исцелил!

А сейчас я по этим крутым ступеням могу трижды в день подняться и спуститься - святой Симон Кананит меня исцелил! Вот ты - как поднялась? С трудом, да? А я поднимаюсь - и прекрасно себя чувствую. А ведь мне почти шестьдесят!

- Расскажите немного о себе для читателей сайта …

Что же рассказать-то? Мама у меня была русская - кубанская казачка, со стороны отца - греки, армяне… мои предки в Абхазии живут с 1870 года…

Я исцелился - и всё равно продолжаю ходить сюда каждый день. Уже не могу без этого. Меня сюда тянет. Помолюсь - легче становится. Молюсь, спасаюсь… Теперь это неотъемлемая часть моей жизни. Без молитвы я бы потерялся в миру… Святой Симон Кананит стал мне близким, родным.

А Валерий Леонович продолжает:

Раньше этой каменной дорожки не было - на четвереньках заползали в пещеру… Каждый день читаю акафист святому. Конечно, наизусть - столько лет да по несколько раз в день… Еще наизусть знаю «Слава Богу за всё», акафист , образу «Споручница грешных»… Тоже читаю часто… Как же… Я - кающийся грешник, как же не молиться Споручнице грешных?!

Читаю и другим святым - но уже не наизусть. У меня тут скорбь случилась. Такой у меня был Акафистник хороший - с большими буквами. Вижу плоховато. Пришла большая группа паломников. Помолились. Записки мне оставили. Я молюсь за всех, кто просит. Поминаю каждый день. За здравие, за упокой… Ушли - смотрю: нет моего любимого Акафистника. Он уже такой старенький был, я его скотчем склеил. И вот - пропал. Такая скорбь была… Ну ладно… «Слава Богу за всё» пропел…

- Валерий Леонович, а вы были свидетелем исцелений других людей?

Конечно! У одной супружеской пары шесть лет детей не было. Помолились мы с ними святому Симону. Они потом приезжают - ребенка мне показывают. Плачут. Многих святой апостол исцеляет от бесплодия. Мужчина недавно от белокровия исцелился. Кто-то исцеляется - и возвращается поблагодарить. А кто-то нет. Как в Евангелии. Десять исцелилось, один вернулся с благодарностью. Девять же где?

Валерий задумчиво добавляет:

Молитва святого многое может… И нашу молитву грешников Господь тоже слышит. Главное - чтобы была она усердная

Молитва святого многое может… И нашу молитву грешников Господь ведь тоже слышит. Главное - насколько она усердная… Надо уметь усердно молиться… Вникать, понимать, что читаешь. Чтобы не отбарабанить механически… Здесь много чудес бывает - место святое. Бывает - звезды днем загораются. А ты видела стопу святого, на камне отпечатанную?

- Конечно…

Вот тоже - такое чудо! Когда не поверили проповеди святого, он топнул ногой - и на гранитном валуне отпечатался след его стопы. Язычники след на камне увидели - и поняли, что человек этот Божий, не от мира сего. Он ведь сводный брат по отцу самого Господа! Апостол… За два года его молитвами два абхазских рода к Богу пришли. Предки древних абхазов. И святой Симон Кананит их крестил. Потом мученическую смерть принял - как почти все апостолы. Он к ней готов был. На камнях близ грота до сих пор видны красные пятна - «капли апостольской крови». Источник святой забил. Кто выпьет воды из этого источника - сюда еще вернется. Тянуть будет. Абхазия - Апсны - страна души. Прости, больше не могу разговаривать - молиться нужно.

Молитвами святого апостола Симона Кананита, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!

Square

Многое в Новом Афоне связано с именем Симона Кананита, одного из 12 апостолов Иисуса Христа. Перед Рождеством особенно трогательно оказаться на святых местах, расслабиться, почувствовать благодать и умиротворение. В этой статье я покажу, как выглядит грот-келья Симона Кананита, расскажу, как подняться до пещеры и поделюсь интересными фактами об апостоле и святой земле Нового Афона.

Перед поездкой обязательно почитайте житие Симона Кананита или дочитайте эту статью до конца, я постараюсь рассказать самое важное. Иначе апостола называют Симон Зилот — это имя встречается в евангелие от Луки. Симон — один из сыновей Иосифа, а значит, сводный брат Иисуса Христа.

Прозвище Кананит исследователи связывают с Канами Галилейскими, когда Иисус превращает воду в вино на свадьбе Симона, который от увиденного уверовал в Господа и последовал за Иисусом. Служители церкви апостола называют покровителем супружества и семьи. Симон проповедовал в Иудее, Сирии, Ливии, Египте, Армении и Абхазии — об этом свидетельствуют народные предания.

Так Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным прибыл на землю Иверскую (в Абхазию, в Новый Афон), чтобы проповедовать христианство. Абхазские притчи рассказывают о неком Симоне, лечившем молитвой и брызгами речной воды. Симон выбрал местом уединения пещеру в ущелье бурной горной реки Псырцха. Проникнуть в келью можно было только через отверстие наверху, для этого требовалась веревка. К апостолу приходили молиться местные жители, уверовавшие в учение Христа, приносили Симону продовольствие, кое-какую одежду. Насколько долго находился апостол в Анакопии неизвестно, но по преданиям местных жителей только благодаря проповедям Кананита абхазы стали на путь праведный и отказались от язычества во имя Христа. Ведь в те поры был популярен у абхазов ритуал приношения детей в жертву и людоедство.

Но у Симона появились ненавистники — языческий царь Грузии Адеркий был против христианизации соседних народов, поэтому приказал убить апостола. До сих пор доподлинно неизвестно, как был замучен Кананит, но существует две версии, опирающиеся на предания древних абхазов. По одной из них Симон был усечен мечом, по другой — распилен пилой. Существует даже легенда о том, как апостола распяли на кресте.

Похоронен Симон недалеко от пещеры в Новом Афоне, ныне неподалеку находится искусственный водопад, а на мощах святого в IX веке выстроен храм Симона Кананита из известняковых плит. Несмотря на многочисленные гонения (арабскую и турецкую экспансию), абхазы сохранили свою веру в Христа и почитают святого Симона Кананита, проповедовавшего христианство вопреки гонениям. Симоно-Кананитский храм неоднократно разрушался, сейчас в нем не проводятся службы. Но со стороны, скрытой от глаз туристов, верующие оставляют иконки и записки с просьбами, ставят свечи.

Грот келья Симона Кананита — как добраться?

Первый раз приехав в Новый Афон, мы не успели посетить пещеру Кананита, а в этот раз решили однозначно идти.

Вход на территорию ущелья находится на станции Псырцха. До нее нужно идти от центра города по указателю в сторону водопада. Возле водопада вы увидите трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. Вам нужно подняться по ступенькам вдоль водопада и выйти к станции. Теперь идите вдоль железной дороги, слева вы увидите вход на территорию ущелья. Билет для входа обойдется в 150 рублей (по купленному билету можно проходить потом бесплатно). Путь до пещеры апостола облагородили в начале 19 века новоафонские монахи, прибывшие из Старого Афона (Греции) и построившие в Анакопии огромный Новоафонский монастырь. Но нужно быть все равно аккуратнее, а пожилым не рекомендую в пещеру отправляться в одиночку, так как придется одолеть около 200 каменных и скользких ступенек. Подъем достаточно тяжелый, пролегает вдоль реки, на самом верху есть перила, которые обезопасят вас во время подъема.

Сейчас в пещеру не нужно подниматься через отверстие наверху, монахи прорубили вход к келье апостола и опять же проложили лестницу. Возле входа в пещеру вы можете купить свечи. В самом гроте Кананита вы увидите портреты Иисуса и Симона, выложенные мозаикой, — авторами являются монахи Новоафонского монастыря, работы датируются 19-м веком.

По пути к келье Кананита вы увидите большой камень, на котором есть вмятина, отчетливо напоминающая человеческий след. Считается, что этот след оставил Симон Кананит.

А на другом берегу реки вы заметите каменный крест, если приглядеться, в воде можно увидеть камни с красными вкраплениями, по преданию на этом месте убили апостола, а камни сохранили кровь святого. Река Псырцха считается животворяйщей, воду из нее можно пить и здесь же можно искупаться (температура всегда около 5 градусов). Для удобства паломников вдоль берега установлены кабинки, где можно переодеться.

Пройдите немного за пещеру, перед вами откроется огромная поляна с величественными елями, в этом месте хочется сидеть часами и наслаждаться умиротворением.

А вот в 2015 году случилась беда, кто-то посмел осквернить келью апостола, пробрался в пещеру под видом туриста, собрал все иконы в келье и сжег. Но сейчас в келье вновь множество икон, наверное, более пятидесяти!

Храм Симона Кананита

Является памятником VIII века, выполнен в византийском стиле. Ранее была главной абхазской христианской церковью до разрушения мусульманами. В настоящее время от величественного храма осталась только форма и несколько настенных изображений на фасаде. В XIV веке церковь была украшена фресковой росписью, на стенах были изображены Симон Кананит, Андрей Первозванный и Успение Богоматери. Несколько веков храм разрушался во время мусульманской экспансии. А уже после 1875 году Александр III издал указ о передачи церкви во владение Новоафонского монастыря, тогда монахи начали восстанавливать поврежденные участки строения, немного изменилась форма храма.

В настоящее время в храме ежегодно проводится литургия с крестным ходом 23 мая в день памяти апостола Кананита. В остальные дни попасть в церковь нельзя, так как она находится на реставрации.

Сонник Симона Кананита

В интернете вы можете встретить сонник Симона Кананита в онлайн-режиме, мне это показалось странным, учитывая, что об апостоле известно очень мало, в официальных источниках ничего не говорится о том, что Симон занимался интерпретацией снов (ему точно было не до этого). Создатели такого ресурса рассказывают, что послужил основой для создания сонника Кананита древнегреческий памятник литературы «Книга снов», который найден на Кавказе (где именно не уточняется). И вот в 18 веке книгу перевели на русский язык и подарили Екатерине II (об этом тоже никакой официальной информации).

Но собственно непонятно, какое отношение к этой книге имеет Симон Кананит, да и вообще я так и не смогла ничего найти об этом древнем литературном памятнике. Так что на сайты, предлагающие почитать сонник Симона Кананита, можете даже не заходить. А вот приехать в Новый Афон и посетить памятные места апостола нужно обязательно!

Одного из Иисуса Христа звали Симон Кананит. Он был сыном от первого брака Иосифа, супруга Марии Богородицы, то есть был сводным братом Иисуса. Прозвище Кананит с арамейского переводится как "ревнитель". в своих трудах называет апостола Симона не Кананитом, а по-гречески - Зилотом, что означает одно и то же.

Первое чудо Иисуса Христа

В повествуется о том, что во время церемонии бракосочетания своего сводного брата Симона Иисус Христос сотворил свое первое чудо, а именно - претворил воду в вино. Увидев это, новоиспеченный жених уверовал в брата своего Иисуса Христа и стал его ревностным последователем и учеником (апостолом). В христианской вере Симон Зилот считается покровителем молодоженов и супружества. На протяжении 2000 лет во время христианского обряда венчания священник произносит строки из Евангелия, повествующие о сотворении Богом этого чуда.

Путешествия по миру

Согласно библейским писаниям, после того как Спаситель вознесся на небеса, апостол Симон Кананит, как и все ученики Христа, получил божественный дар, который сошел на него в виде огненного языка. С этих пор он стал проповедовать ученье брата своего Иисуса Христа в различных странах: в Иудее, Эдессе, Армении, Ливии, Египте, Мавритании, Британии, Испании и других. Об этом можно узнать из древних преданий этих народов.

Весть о воскрешении Христа доходит до черноморского побережья

Через 20 лет после воскрешения Христа трое его апостолов - Андрей Первозванный, Матвей и Симон Зилот - отправились в земли Иверские, а дальше в горы нынешней Осетии и Абхазии. В городе Севасте (Сухуми) их пути разошлись. Апостол Симон Зилот поселился в пещере, расположенной в глубоком ущелье горной реки, куда спускался при помощи веревки, а Андрей отправился дальше, вдоль черноморского побережья Кавказа. Каждый из них проповедовал ученье Христа, рассказывал о его жизни, о сотворенных чудесах, о мученической смерти и воскрешении, и стремился обратить в христианство местных жителей.

Новый Афон

Местность, в которой жил в те времена Симон Зилот, находилась в окрестностях современного курорта Новый Афон. Здесь апостол дарованной ему небесами силой творил чудеса и знамения и благодаря этому смог найти последователей и обратить их в христианство. В Абхазии в те далекие времена действовал языческий обряд, согласно которому на жертвенный алтарь приносились не только животные, но и безвинные младенцы. У местных жителей был также распространен каннибализм. Усилиями апостола Симона местные жители осознали, насколько бесчеловечны, жестоки и дики эти древние обычаи, и вскоре отказались от них. Симон Кананит также занимался врачеванием и излечивал больных силой своей молитвы и простых прикосновений. Это, как ничто другое, вселило веру местного населения в него и его ученье. В результате этого все больше язычников просили Зилота крестить их и принимали христианскую веру.

Гонения и мученическая смерть

Грузинский царь Адеркий - ярый сторонник языческой веры - начал гонения против апостола и его последователей. В результате этого Симон Зилот был пойман и после долгих истязаний жестоко убит. В некоторых свидетельствах упоминается, что его распяли на кресте, в других - заживо распилили пилой. Его бездыханное тело было погребено его учениками близ той пещеры, в которой он провел последние годы своей жизни. После этого многие нуждающиеся, больные и обездоленные приходили к его могиле молить о помощи и спасении, а число верующих в Христа росло с каждым днем.

Храм, посвященный апостолу Симону Кананитскому

Через 800 с лишним лет из греческого города Афон к могиле апостола пришли христианские паломники. Они воздвигли рядом с могилой Зилота белый храм из местных известковых пород, а близлежащее поселение с тех пор стало называться Новым Афоном. В 11-12-м веках Абхазия стала христианским государством. С этих пор по всей территории Абхазии начали воздвигаться монастыри, храмы и церкви. Позже она была подвергнута нападению со стороны арабов: большинство христианских храмов, в том числе и Симоно-Кананитский, были разрушены, а народ под принуждением арабских захватчиков принял мусульманство.

В 19-м веке, после вхождения Абхазии в состав Российской империи, в этих местах вновь стало распространяться христианство и все чаще стало упоминаться это имя - Симон Зилот. Храм, когда-то посвященный ему, был восстановлен, а рядом началось строительство Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, который превратился в крупный духовный и образовательный православный центр на всем кавказском побережье Черного моря. Одноименный собор, который находится в центре монастырского комплекса, представляет собой прекрасный образец православной архитектуры конца 19-го века. Его внутренние стены расписаны красивыми иконами работы искусных мастеров, а музыкальные куранты колокольни были подарены собору русским императором Александром Третьим.

Заключение

Сегодня это место, расположенное близ города Новый Афон в Абхазии, является одной из главных достопримечательностей на Кавказа. Этот духовно-исторический комплекс включает в себя и пещеру (грот апостола Симона), в которой до принятия мученической кончины обитал Симон Зилот - один из первых учеников Иисуса Христа. Тысячи паломников со всех концов света приходят за благословением и в надежде на оздоровление на его могилу.

От 12-ти

Затем, в 50-х годах нашей эры, нашел приют в Абхазии , в уединенном уголке Псырцхе , где жил в пещере на берегу горной речки. По преданию он попадал в свою каменную келью через узкое отверстие в своде, дабы не искушать простых людей, которым захотелось бы увидеть, как живет иноземный подвижник. Абхазские легенды гласят, что постепенно Симон Кананит стал известен среди местных жителей как чудотворец, который умел излечивать прикосновением рук от разных болезней, усмирять боль, брызгая на раны водой, и благоустраивать судьбы страждущих, читая молитвы на загадочном языке.

Почитание

Преданные апостолу Симону жители Псырцхи испросили разрешение похоронить его тело и сделали это неподалеку от его пещеры, в городе Никопсии .

В XIX веке на месте мученической кончины святого апостола был сооружен Новоафонский монастырь . Также до XXI века сохранилась пещера, в которой подвизался святой апостол.

Молитвы

Тропарь, глас 3

Апо́столе святы́й Си́моне,/ моли́ ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Изве́стно прему́дрости уче́ния в душа́х благоче́ствующих поло́жшаго/ во хвале́нии ублажи́м, я́ко Богоглаго́ливаго вси Си́мона:/ престо́лу бо сла́вы ны́не предстои́т и со Безпло́тными весели́тся,// моля́ся непреста́нно о всех нас.

Использованные материалы

  • Страница календаря на портале Православие.ru :
Поделиться: