Скачать презентацию фет весенний дождь. Урок-конспект по литературе: "А. А. Фет. Весенний дождь" (3 класс). Выставление оценок и домашнее задание

Здравствуйте, дорогие ребята. Начнем наш урок литературы.

Вопросы эвристической беседы.

– Попадали ли вы под дождь?

– Где это было?

– Когда это было?

– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?

– А как пахнет дождь?

– Похож ли шум дождя на музыку?

Дождевая капля – дождевая нота.

Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.

Художники, музыканты представили нам свое видение дождя.

Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания предложенного материала попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.

Слайд №2 Щелчок.

Просмотр.

Словесное рисование дождя. 2-3 ученика.

– Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя.

Каждый видит, слышит, ощущает дождь по– своему. Наши дожди имеют разное настроение.

Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.

А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? (При помощи слов).

Сегодня на уроке мы познакомимся с Дождем А.А. Фета.

Поэт создал свой дождь – весенний.

Слайд №13

Тема урока А.А. Фет. “Весенний дождь”.

Откройте тетради.

Запись в тетрадь. Запишите число, классная работа, Тему урока.

Слайд №14

Для нашего урока я предлагаю следующие Цели и задачи :

– Сегодня на уроке мы с вами проанализируем стихотворение А.А.Фета “Весенний дождь”;

– Научимся составлять образную картину;

– Составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление как дождь.

Чем мы будем заниматься на уроке? (обратная связь)

– Анализировать

– Составлять образную картину

– Писать творческую работу.

Откроем учебник на стр. 246.

Слайд №15. Портрет Фета, постепенно возникают строчки стихотворения “Весенний дождь”.

Послушаем стихотворение. Учитель читает стихотворение (учебник).

Чтение учащимися про себя и вслух (2-3 человека)

– Дадим оценку нашим чтецам. Что удалось при прочтении, над чем надо работать?

– Какой образный ряд возник в вашем воображении при прочтении стиха?

(окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно).

Запись в тетрадь Образный ряд стихотворения А.А. Фета “Весенний дождь”: …

– Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)

Сколько строк?

Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать

Динамику. Движение.

Вопрос № 4 учебника.

– Обратите внимание на начало 2– го четверостишья.

– Прочитаем две первые строчки 2 четверостишья.

Слайд №15 (показана завеса дождя)

– Как вы понимаете слово завеса ?

– Подберите слова синонимы.

Запись в тетрадь: Завеса.

Слайд №16 Словарная статья.

Прочитаем и запомним значение этого слова.

– Какое художественно – изобразительное средство применил автор во 2 строфе 2-го четверостишья? (метафора)

Запись в тетрадь “Качаясь, движется завеса” – это метафора.

Что такое метафора?

Вспомним определение

Слайд № 17

– Есть ли у нас ещё во втором четверостишье сравнение?

(Будто в золотой пыли)

Слайд №18

Запись в тетрадь: будто в золотой пыли – сравнение

– Какое слово указывает на сравнение? Подчеркните его.

Вспомним определение

Слайд №19

Поработаем с вопросом учебника Задание № 5 прочитайте

– Прочитайте выразительно стихотворение про себя.

Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения.

Слайд№20

Прочитайте их еще раз
И что-то к саду подошло
По свежим листьям барабанит.

– Что подошло к саду?

– Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя.

(Олицетворение)

Вспомним определение.

Слайд № 21

В образный ряд, который мы составили в начале урока этот образ не вошёл.

– Почему?

(Потому что сложно за каплями дождя разглядеть, что же подошло к саду)

– В каком образе можно представить это таинственное существо?

– Давайте рассмотрим, как художники увидели это таинственное существо в виде женщины.

Слайд №22

(На слайдах показаны 2 картины художников, изобразивших дождь)

– Слова “вода”, “капля” женского рода – дождь из воды, следовательно, дождь может быть изображён в картине в виде женщины. У каждой из женщин– дождей есть водная вуаль, что закрывает её, делает её таинственной, не всегда видимыми и поэтому “ что – то к саду подошло”.

– Согласитесь, картины очень разные.

– Чем они отличаются друг от друга?

– А чем они похожи?

– Какую из этих картин мы могли бы назвать “Девушка Летний дождь”, “Женщина дождя Поздней Осени”?

– Предлагаю подобрать слова к изображенным на картинах образам, которые помогут нам описать их характер и настроение.

Запись на доске: По одному определению, по очереди.

Посмотрим, совпали ли наши восприятия этих картин, с восприятиями поэтов?

Слайд №23, №24

– А какие ассоциации у вас возникают со словом ребёнок?

(Ручки, ножки, младенец, кулачок, напевает, хлопает в ладоши, весело смеётся, ребёнок играет)

– А теперь представим дождь в виде ребёнка.

– Ваша задача составить 2-3 словосочетания или предложения, где дождь представлен в виде младенца.

Ответы детей.

– Посмотрим, что получилось у меня.

Слайд №25

Запишите наиболее понравившийся пример.

Запись в тетрадь:

– А вот какое стихотворение написал С.Я. Маршак.

Слайд №26

Вспомните в начале урока, вы описывали дождь, в который вы попали, и свои воспоминания о нем.

Изменился ли образ дождя в вашем воображении в результате нашей работы?

Я предлагаю вам составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.

Озаглавьте текст. Как и А.А.Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.

А процессу вашей работы вам поможет музыка и фотообразы.

Слайд №27

Читают 2–3 ученика свою работу.

Слайд №28

Получилась ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который до этого не возникал в нашем сознании?

Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим листьям?

Достигли мы целей поставленных в начале урока?

Слайд № 29

Как вы думаете, кто за урок может поставить себе отличную и хорошую отметку.

Слайд №30

Слайд № 31

Домашнее задание на выбор.

Спасибо за урок.


Шеншин (Афанасий Афанасьевич, он же Фет)- известный русский поэт-лирик. Родился 5 декабря 1820 года в селе Новосёлки Мценского уезда, Орловской губернии, сыном богатого помещика, ротмистра в отставке, Афанасия Неофитовича Шеншина. Последний женился за границей на лютеранке, Шарлотте Фет, но без православного обряда, вследствие чего брак, законный в Германии, был признан незаконным в России; когда же в России был совершен обряд православного венчания, будущий поэт уже проживал под материнской фамилией "Фет" (Foeth), считаясь внебрачным ребенком.


До 14 лет Фет жил и учился дома, а

затем в городе Верро (Лифляндский

губернии), в пансионе Кроммера. В

1837 г. его перевезли в Москву и

поместили у М. П. Погодина; вскоре

за тем Афанасий Афанасьевич

поступил в Московский

университет, на историко

филологический факультет. Почти

все студенческое время Фет

прожил в семье своего товарища по

университету, будущего

литературного критика Аполлона

Григорьева, имевшего влияние на

развитие поэтического дара

Афанасия Фета.

Михаил Петрович Погодин


В 1844 году, Афанасий

Афанасьевич Фет, окончил

университет, в следующем

году поступил на службу в

Кирасирский Военного ордена

В 1853 г. перешел в

Уланский гвардейский полк; в

крымскую кампанию

находился в составе войск,

охранявших Эстляндское

побережье; в 1858 г.

вышел в отставку, подобно

своему отцу, штаб- ротмистром.


Торжественно

отпразднован в Москве

юбилей 50-летней

Литературной

деятельности Фета; вскоре

после того ему было

Высочайше пожаловано

звание камергера.

1892 г. в Москве, не дожив

двух дней до 72 лет;

похоронен в родовом

имении Шеншиных селе

Клейменове, в Мценском

уезде, в 25 верстах от


  • Послушай стихотворение.
  • Прочитай стихотворение про себя.
  • Словарная работа.
  • Выразительное чтение.

«В разрыве облак солнце блещет»,

«Качаясь движется завеса»

2. Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

Разрывы облак

В песке купаясь

В золотой пыли


  • Прочитай стихотворение самостоятельно.
  • Словарная работа.
  • Выразительное чтение стихотворения.






А.А. Фет "Весенний дождь"


А.А. ФЕТ «ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ» Еще светло перед окном, В разрывы облакаа солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купается, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит г.




Схема анализа эпизода 1. Действующие лица эпизода: - портретные и речевые характеристики; - авторское отношение к персонажам; - ваше отношение; - художественные средства для изображений персонажей. 2. Развитие действия, конфликт эпизода: - отношения героев друг с другом; - цели героев в данном эпизоде; - что они делают для достижения своих целей; - результат поступков; - вспомогательные художественные приемы (лирические отступления, описания природы и т. д.), их роль. 3. Место эпизода в контексте произведения, композиционная роль. 4. Необходимость данного эпизода для: - развития действия всего произведения; - раскрытия характеров персонажей.


Пункты анализа художественного произведения: 1) Определение темы произведения. 2) Особенности изображения героя. 3) Художественно-выразительные средства. 4) Способ рифмовки. 5) История создания произведения. 6) Композиция. 7) Настроение произведения. 8) Выразительное чтение. 9) Моё отношение к произведению.




А.А. Фет «Весенний дождь» Еще светло перед окном, В разрывы облакаа солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купается, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит г.




Словарная работа Завеса- 1. Завеса - большая занавеска (устар.). 2. (перен.) То, что скрывает, закрывает собой что-нибудь. (С.И. Ожегов. "Толковый словарь")








Окрытый урок по литературному чтению в 3А классе по системе Л.В.Занкова ФГОС

Сучкова Наталья Павловна

учитель начальных классов

МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»

Тема: А.А. Фета «Весенний дождь» (по системе Л.В.Занкова) с.43

Цель: развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;

учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;

воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД : ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте, опираясь на маркировку цветом и без нее).

Личностные УУД : высказывать оценочные суждения

Коммуникативные УУД : работать в группах: распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы.

Регулятивные УУД : удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием .

МетапредметныеУУД : целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать с учебником, со словарем).

Оборудование: учебник, портрет А. Фета, фонозапись, словарные слова (карточки), иллюстрации с изображением весны Компьютер, проектор, экран

Характеристика деятельности учащихся:

    Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;

    Объяснять смысл выражений с опорой на текст;

    Самостоятельно оценивать свои достижения.

Тип урока: изучения нового материала

Формы работы: работа в парах, работа в группах, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой

Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практические

    Организация класса.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть зима морозом в окна дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит!

Ребята, начиная наш урок хочется узнать, с каким настроением вы пришли на урок?

Выберите рисунок под настроение и покажите.

Объясните, почему у вас такое настроение?(солнце.облако,туча)

Я надеюсь, что к концу урока оно у всех будет отличное.

    Подготовка к восприятию.

Начнем работу с анаграммы:

Д! АНСВЕ (весна)

Какие ассоциации возникают?

Что представляете?

Какие природные явления свойственны весне?

Это кто такой водовник

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и кусты.

А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет

И польёт наш огород.

(Дождь)

Подберите эпитеты к слову дождь.

Какой он, весенний дождь?

Может быть такой?

(Фонограмма звучания дождя. Ф.Шопен Вальс дождя )

Фредерик Шопен – это выдающийся польский композитор I половины XIX века. Композитор – романтик, известный пианист-виртуоз и автор многочисленных произведений для фортепиано. В Польше проходит конкурс -пианистов раз в 4 года им.Ф.Шопена

Ваши чувства?

    Постановка темы и цели урока.

С какой целью была проведена работа?

Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

Послушайте отрывок и вспомните, кто является его автором:

Читает ученик (Бабочка А.Фет)

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот дышу.

- К какому литературному жанру относится это произведение?

Докажите.

(Стих- небольшое художественное произведение, написнное стихами, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью)

Что знаете о творчестве А. Фета?

IV . Групповой проект о творчестве А.А. Фета +2 стихотворения (см.Приложение)

Ученик: С ранних лет А. Фет был жаден до стихов. Везде старался их разыскать, выучить наизусть. У соседей нашлась тетрадь, в которой было переписано множество стихов, а главное – стихи А. Пушкина. Стихотворения Фета напевные, музыкальные. Каждое его стихотворение звучит как песня, романс. Фет пристально вглядывался в жизнь природы. Сколько голосов на лугу, в саду, поле! Пение птиц, звон ручья всё это сливается в радостную песню. Даже у ночной тишины есть своя музыка.

На произведения Фета многие композиторы писали музыку: П. Чайковский, Рахманинов и другие.

Какие еще стихотворения А. Фета знаете?

Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта «Весенний дождь», «Я пришел к тебе с приветом»

Итак, тема урока (открыть) Чудесные открытия в стихотворении А. Фета «Весенний дождь».

Прослушивание фонограммы Дождь

5.Работа по теме урока. Учебник, с.43

1)Первичное чтение стихотворения учителем.

- Понравилось ли вам это стихотворение?

Чем?

Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

Какие чувства испытали?

Чьими глазами наблюдаем картину дождя?

2) Словарная работа.

Прочитайте стихотворение и найдите слова, значение которых непонятно.

Трепещет - колеблется, дрожит.

Завеса - то, что скрывает, закрывает собой что- нибудь.

Физкультминутка.

    Работа над анализом стихотворения.

Меняется ли картина природы, которую мы наблюдаем?

- Исследуем стихотворение.

I строфа – Что видит герой?

Прочитайте, какие слова использует автор, чтобы ярче смогли представить картину?

Можно ли в природе наблюдать такое явление?

Расскажите.

II строфа – Что изменилось? Что заметили?

Представьте картину и опишите чувства, которые вы испытали?

Какой литературный прием использует автор?

Метафара – перенос свойств одного предмета на другой.

Почему именно золотая пыль?(дождь)

Как понимаем значение?

III строфа - Что можно сказать?

- Какие ощущения описаны в третьей строфе? Звуки (Брызнули в стекло, барабанит – шум усиливающегося дождя) запахи (Душистым мёдом тянет)

Каким литературным приёмом пользуется автор в этой строфе?

Что имел в виду А.А.Фет под неопределённым местоимением что-то ?

Олицетворение – литературный прием, когда объекты неживой природы наделяются признаками живой .

Какие звуки можно услышать?

Какой прием лежит в основе всего стихотворения?

Сколько раз использовал слово дождь А.А.Фет в самом стихотворении?

Контраст – ярко выраженное противопоставление.

Обобщение: - Какой образ дождя нарисовал поэт в стихотворении?

Какой дождь называется слепым?

Можно ли его называть чудом?

Какие художественные приёмы использует А.А.Фет для создания картины?

метафора

Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)

6.Повторное чтение стихотворения .

Перечитайте стихотворение и найдите подтверждение, что это весенний дождь.

Какие запахи можно почувствовать?

Физкультминутка.

7.Работа над иллюстрациями.

Рассмотрите.

Что изображено?

Подтвердите строками текста.

Каким образом художники создают персонажей?

Какую бы картину нарисовали вы?

Какие краски бы использовали?

8.Работа над выразительным чтением.

Каким настроением проникнуты строки? (легкое, свежее. воздушное настроение)

Что испытывал поэт, когда писал эти строки? (настроение весеннего дня. радуется весеннему теплу, описывает пробуждение природы, её обновление,всё живое очнулось ото сна после утомительной зимы)

Какой образ прозвучал в исполнении детей?

9.Творческая работа (в группах).(слайд)

Я предлагаю составить синквей.

В чем его особенность?

Вспомните правила работы в группах.

1. Дождь.

2. Весенний, неожиданный.

3. Движется, брызнул, тянет.

4. Подошел к саду.

5. Какой аромат!

Чья работа оказалась удачной?

Почему?

    Итог урока.

Можно ли было назвать стихотворение иначе? Как?

Какие мысли и чувства пробудил урок?

Достигли мы своей цели?

-Покажите свое настроение к концу урока

Спасибо за урок!

Выставление отметок.

11.Домашнее задание.

с. 43 – выучить стихотворение

Творческое задание:

Сочините стихотворение к данной рифме:

Дождь … вода,

… … провода.

… … небосвод,

… … водопровод

Приложение к уроку.

Словарная работа:

Найти в словаре и записать в соответствующие колонки таблицы значения следующих слов:

Завеса

Словари:

1.Орфографический словарь.

2. Орфоэпический словарь.

3.Толковый словарь.

4. Краткий словарь литературоведческих термино

Дождь, глазами поэта

Автор стихотворения «Весенний дождь» А. А. Фет – чуткий, проникновенный лирик. Его стихи наполнены яркими художественными образами, в них отражены внутренние переживания человеческой души. Он видел красоту в привычных вещах, его сердце было переполнено любовью к природе и ее красоте - этим он жил. Многие литературные деятели, имеющие революционно-демократический настрой часто осуждали его и высмеивали за отстраненность от проблем современности и совершенную безучастность в политической жизни страны. Однако для Фета главными темами его произведений всегда оставались природа, любовь, красота.

В стихотворении «Весенний дождь», автор на рифму положил песню своего сердца, которое переполнено чувствами от прекрасной картины, начинающегося весеннего дождя. Его дождь, изображенный в этом стихотворении, желанный, праздничный, яркий. Прекрасная картина:

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет

но дождь уже совсем близко, вот сейчас его можно не только почувствовать, но и увидеть:

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса

Картину приближающегося дождя, автор изобразил с ощущением радости, она наполнена солнцем и теплом. Дождь, подсвеченный ярким, весенним солнцем, он сравнил с прекрасной завесой из золотой пыли:

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

И вот появляются первые капли дождя, которые представлены автором, как нечто прекрасное, наполненное чистотою и свежестью. Их появление оживило природу, даже липы радуются и от этого восторга одарили все вокруг своим прекрасным ароматом:

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых медом тянет

Ну а начавшийся густой весенний дождь, автор одухотворил и исполнил образа:

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Этот образ можно сравнить с юной, очаровательной красавицей, которая своим приходом все оживила и наполнила благоуханием и восторгом жизни.

Весенний дождь, описанный Фетом в этом небольшом по размеру стихотворении, пронизан красотою, звуками и запахами. Динамика природы очень ярко и объемно воспета в столь малом художественном произведении.

Групповой проект. 1.Ученик. Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной.

Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.

2.Ученик. Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.

Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.

3.Ученик. Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики. Он писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. «Это не просто поэт, а скорее поэт – музыкант», - писал о нем П.И. Чайковский. Стихи Фета обладают удивительной музыкальностью. Недаром на его стихи написано множество чудесных романсов.

Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Поэт рисует картины природы немногословно, короткими строками, но очень глубоко и точно.

«Ласточки пропали...»

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь - поневоле
Тяжело - хоть плачь!
Смотришь - через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.

Стихотворение «Мама, глянь-ка из окошка…»

Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять!"

Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы…

Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце- хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Правила написания синквейна (5 строк) -понятие -тема(1сущ.) - предложение (из 4 слов)

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема: «А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: познакомить с биографией А.А. Фета, стихотворением «Весенний дождь»; показать необычность, красоту, яркость его поэзии.

Задачи:

Развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;

Учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;

Воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда.

Планируемые результаты урока:

Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Ориентируются в своей системе знаний.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные :

Ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте)

Строить устное речевое высказывание;

Объяснять смысл слов и выражений с опорой на текст;

Определять чувства, мысли, переживания лирического героя;

Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные :

Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Способствовать проявлению познавательной инициативы.

Высказывать оценочные суждения.

Коммуникативные:

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Создать условия для совместного решения учебной задачи.

Регулятивные :

Развивать умение с помощью учителя определять и формулировать цель на уроке;

Проговаривать предполагаемые действия на уроке;

Оценивать правильность выполнения задания;

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Метапредметные : целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы).

Формы работы: работа в группах, беседа, самостоятельная работа.

Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, предметно - практические.

Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Орг. момент.

2.Мотивационный этап.

(слайды № 1-2)

3. Сообщение темы и цели урока.

(слайд № 3)

Здравствуйте, дорогие ребята. .Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник, читательский дневник? А хорошее настроение?

Начнем наш урок с вопроса:

Попадали ли вы под дождь?

Что вы при этом чувствовали, ощущали?

Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как пахнет дождь?

Похож ли шум дождя на музыку?

Дождевая капля - дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощутить его запах. Я предлагаю вам послушать музыку дождя еще раз и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания попробуйте подобрать эпитеты к слову дождь.

(просмотр слайдов № 1-2)

Итак, какие эпитеты вы подобрали к слову дождь? Какой дождь? (теплый, золотой, холодный, веселый, звонкий,…)

Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит, слышит, ощущает дождь по-своему. Наши дожди имеют разное настроение. Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.

А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам своё видение дождя? (При помощи слов)

Мы до сих пор не определили тему нашего урока и его цели.

Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (о весне, о дожде)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с поэтом А.А. Фетом (обращаем внимание на портрет писателя), проанализируем стихотворение «Весенний дождь»; научимся составлять образную картину; составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление, как дождь.

Эмоциональная. психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к проведению урока,

организация диалога, направленного на выполнение задания.

Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы

Ученики работают индивидуально, отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Личностные

Регулятивные

4.Знакомство с биографией поэта.

Я предлагаю вам сейчас самостоятельно познакомиться с биографией поэта. Вы читаете текст, подчеркиваете непонятные для вас слова в тексте, находите в тексте ответы на вопросы.

Учащимся раздаются тексты (приложение 1).

Ответьте на вопросы:

1)Что удивило вас и заинтересовало в биографии поэта?

2)О чем писал А.А.Фет?

3)Почему стихи Фета для современников были непривычными?

организует работу детей, побуждает обучающихся к совместной работе, к поиску нужной информации для доказательства мнения.

Ученики формируют устное высказывание, участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

5.Выразительное чтение стихотворения «Весенний дождь» учителем или прослушивание аудиозаписи

Понравилось ли вам изображение весеннего дождя А.А.Фетом?

Вы услышали дождь?

(Две капли брызнули, по свежим листьям барабанит).

Какое настроение передаёт поэт читателям?

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

6. Анализ стихотворения.

(слайды№4-8)

Какова тема стихотворения?

Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого стихотворения?(Окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно)

Какой образ главный?(Образ дождя)

Как вы об этом догадались? (Отражен в названии стихотворения, автор описывает его наиболее полно, четко, долго)

Какие художественные средства использовал автор? (эпитеты: золотая пыль, душистый мед, свежие листья…)

Что такое эпитет? Вспомните определение.

Обратите внимание на начало 2-го четверостишия. Прочитаем две первые строчки 2-го четверостишия.

А УЖ ОТ НЕБА ДО ЗЕМЛИ,

КАЧАЯСЬ, ДВИЖЕТСЯ ЗАВЕСА…

Как вы понимаете слово завеса?

- Давайте обратимся к словарной статье. Прочитаем и запомним значение этого слова.

1. Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что-нибудь (устар.).

2. (перен.) То, что скрывает, закрывает собой что-нибудь.

(И.С.Ожегов. Словарь русского языка.)

Как вы видите, слово многозначное.

В каком значении слово «завеса» представлено в стихотворении?

Какое художественно-изобразительное средство применил автор в этой строке? (Метафору)

Что такое метафора? Вспомним определение.

Посмотрите внимательно, есть ли во втором четверостишии ещё какое-нибудь средство выразительности?(«Будто в золотой пыли», сравнение)

Какое слово указывает на сравнение? Вспомним определение.

Прочитаем выразительно стихотворение ещё раз. Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения: «И что-то к саду подошло/ По свежим листьям барабанит».

А что подошло к саду? (Дождь)

Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя?(Олицетворение).Вспомним определение.

Что помогает четче представить, ощутить художественные образы? (Описание звуков, запахов, цвета)

Напишите, какие запахи вы почувствовали? (душистым медом тянет)

Какие цвета увидели? (золотая пыль дождя)

Какие звуки услышали? (трепет крыла воробья, как барабанит дождь)

Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)

Именно глаголы и глагольные формы не дают возможности представить картину застывшей. В ней всё движется, переливается. У нас, скорее всего, получится маленький эпизод жизни со звуками, запахами, движением, чувствами. Мы как будто переносимся в зарисовку, подаренную поэтом. Как же пейзаж связан с чувствами человека, видевшего всё это?

Прочитайте первое четверостишие.

Какое чувство возникает у вас? (радость)

Оно названо, обозначено словами в стихотворении? (нет)

А как же мы его поняли? (прочитали между строк)

Прочитайте второе четверостишие. Какое здесь преобладает чувство? (немного тревоги)

Какие слова вызвали эту небольшую тревогу? («Качаясь, движется завеса»)

Прочитайте последнюю строфу. А здесь какое чувство рождается?

Организует работу с текстом, акцентирует внимание учащихся на мастерстве автора в подборе нужного слова для создания лирического образа дождя.

Предлагает выяснить лексическое значение непонятных слов с помощью словаря или Интернета.

Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.

Побуждает к высказыванию собственного мнения.

Участвуют в обсуждении, строят свои высказывания, анализируют, обобщают формулируют вывод на основе анализа, учатся добывать нужную информацию.

Познавательные

Регулятивные

Личностные

7. Творческая лаборатория (работа в группах)

1.Используя художественные приёмы из стихотворения А.А. Фета, написать небольшое сочинение на тему «Весенний дождь» (5-7 предложений).

2.Используя художественные приёмы из стихотворения А.А. Фета, написать небольшое стихотворение на тему «Весенний дождь» (1-2 строфы).

Учитель сохраняет интерес к теме и

организует работу детей в группах, определив задание для каждой группы побуждает обучающихся к совместной работе в группе, к поиску нужной информации для доказательства мнения в группе.

Ученики преобразовывают предложенную информацию в другие формы с целью активного усвоения нового материала, формируют устное высказывание, участвуют в обсуждении, создают групповой и индивидуальный творческий продукт, самостоятельно в монологе высказывают свою точку зрения.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

8.Сопоставительная работа. (слайд №10)

Рассмотрите репродукцию картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг» (1872 г.).

Что общего между картиной и стихотворением А.Фета?

Какие образы повторяются?

Какие чувства она вызывает у вас? Похожи ли они на те чувства, которые появились после прочтения стихотворения?

Если представить, что картина иллюстрирует стихотворение, то какой момент на ней запечатлён? Прочтите.

Что вам ближе: картина или стихотворение?

активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

9.Рефлексия.

Какие чудесные открытия мы увидели в стихотворении Фета «Весенний дождь»?

(что поэт ни разу не использовал слово дождь в стихотворении,

образ дождя таинственный «что-то к саду подошло,

дождь можно услышать (брызнули, барабанит,

дождь можно почувствовать (мёдом тянет, по свежим листьям барабанит).

А теперь вам нужно заполнить личный листок самооценки. Подпишите его и оцените свою работу на уроке. Эти листы будут моими помощниками в выставлении оценок.

На этом наш урок окончен. Я благодарю всех за работу на уроке.

Побуждает к оцениванию правильности выполнения действия, к анализу урока, к самоанализу, к умозаключениям по теме урока,

Проводят самоанализ, высказывают собственное мнение, выслушивают мнение одноклассников,

делают общий вывод.

Личностные

Регулятивные

Домашнее задание.

(слайд № 10)

Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь».

Задание на выбор:

1)Нарисовать рисунок «Весенний дождь».

2)Сочинить (по желанию) стихотворение о весне, используя различные художественные приемы и секреты поэтов.

3)Составить пазл картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг» (в электронном дневнике).

Даёт информацию и инструктаж по домашнему заданию.

Слушают. Записывают в дневник.

Регулятивные

Список использованной литературы

1.Учебник «Литература 5 класс» 1 часть / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-М.Просвещение,2012.

2. Дидактические материалы к уроку литературы «Читаем. Думаем. Спорим» / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-М. Просвещение,2012.

Приложение 1.

Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России - в Орловской губернии. До четырнадцати лет он жил в усадьбе дворянина Шеншина, которого считал отцом, счастливо и безоблачно проводя свои дни. Как вдруг случилась трагедия: выяснилось, что он сын вовсе не русского дворянина, а немца Иоганна Фета. Фет лишился дворянского звания, был отправлен в приют… Это событие повлияло на всю его жизнь.

«Если спросить, как называются все страдания, все горести моей жизни, то я отвечу: имя им - Фет», - говорил он и почти всю жизнь боролся за возвращение своей «настоящей», как он считал, фамилии. Спустя много лет, поэтический талант позволил ему гордо именоваться дворянином Афанасием Афанасиевичем Шеншиным.

В двадцать лет поэт издал свою первую книгу стихов.

Стихи Фета казались современникам непривычными. Слово в них как будто передавало звук, запах, свет, даже музыку. Поэт А.К. Толстой писал о произведениях Фета: «Я наконец познакомился с его книгой - там есть его стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливается в звук…»

Стихи Фета говорят о том, что он любит землю и все, что живет на ней. Он воспевал красоту, переполненный восторгом от её созерцания. В этом, он считал, смысл поэзии: сохранить красоту, сделать вечным то, что в любой момент может умереть…

В трудную минуту жизни Фет всегда обращался к Богу, уверенный, что Он поможет одолеть невзгоды: их было так много в его жизни. В нем с детских лет жила вера, что «…хранитель, ангел Божий, прилетает по ночам…», который и утешит, и спасет, и сохранит…

Так и случилось: не пропал Богом данный талант Афанасия Афанасиевича Фета, остались его стихи для нас, его далёких потомков.

Поделиться: