«Весенний день», анализ стихотворения Северянина. Стихи Северянина: Весенний день и другие ранние стихи поэта Северянин анализ весенний день



Громокипящий кубок

Эта книга, как и все мое Творчество, посвящается мною Марии Волнянской, моей тринадцатой и, как Тринадцатая, последней.

Предисловие:
Я - противник автопредисловий: мое дело - петь, дело критики и публики судить мое пение. Но мне хочется раз навсегда сказать, что я, очень строго по-своему, отношусь к своим стихам и печатаю только те поэзы, которые мною не уничтожены, т. е. жизненны. Работаю над стихом много, руководствуясь только интуицией; исправлять же старые стихи, сообразно с совершенствующимся все время вкусом, нахожу убийственным для них: ясно, в свое время они меня вполне удовлетворяли, если я тогда же их не сжег. Заменять же какое-либо неудачное, того периода, выражение "изыском сего дня" - неправильно: этим умерщвляется то, сокровенное, в чем зачастую нерв всей поэзы. Мертворожденное сжигается мною, а если живое иногда и не совсем прекрасно, - допускаю, даже уродливо, - я не могу его уничтожить: оно вызвано мною к жизни, оно мне мило, наконец, оно - мое!

Предисловие Федора Сологуба:
Одно из сладчайших утешений жизни - поэзия свободная, легкий, радостный дар небес. Появление поэта радует, и когда возникает новый поэт, душа бывает взволнована, как взволнована бывает она приходом весны.
Люблю стихи Игоря Северянина. Пусть мне говорят, что в них то или другое неверно с правилами пиитики, раздражает и дразнит, - что мне до этого! Стихи могут быть лучше или хуже, но самое значительное то, чтобы они мне понравились. Я люблю их за их легкое, улыбчивое, вдохновенное происхождение. Люблю их потому, что они рождены в недрах дерзающей, пламенною волею упоенной души поэта. Он хочет, он дерзает не потому, что он поставил себе литературною задачею хотеть и дерзать, а только потому он хочет и дерзает, что хочет и дерзает. Воля к свободному творчеству составляет ненарочную и неотъемлемую стихию души его, и потому явление его - воистину нечаянная радость в серой мгле северного дня. Стихи его, такие капризные, легкие, сверкающие и звенящие, льются потому, что переполнен громокипящий кубок в легких руках нечаянно наклонившей его ветреной Гебы, небожителъницы смеющейся и щедрой. Засмотрелась на Зевесова орла, которого кормила, и льются из кубка вскипающие струи, и смеется резвая, беспечно слушая, как "весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом". (Федор Сологуб)

Сирень моей весны

Весенний день

Весенний день горяч и золот, -
Весь город солнцем ослеплен!
Я снова - я: я снова молод!
Я снова весел и влюблен!
Душа поет и рвется в поле.
Я всех чужих зову на "ты"…
Какой простор! какая воля!
Какие песни и цветы!
Скорей бы - в бричке по ухабам!
Скорей бы - в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам!
Как друга, целовать врага!
Шумите, вешние дубравы!
Расти, трава! цвети, сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день!

Очам твоей души

Очам твоей души - молитвы и печали,
Моя болезнь, мой страх, плач совести моей,
И все, что здесь в конце, и все, что здесь в начале, -
  Очам души твоей…

Очам души твоей - сиренью упоенье
И литургия - гимн жасминовым ночам;
Все - все, что дорого, что будит вдохновенье, -
  Души твоей очам!

Твоей души очам - видений страшных клиры…
Казни меня! пытай! замучай! задуши! -
Но ты должна принять!.. И плач, и хохот лиры -
  Очам твоей души!..

Солнце и море

Море любит солнце, солнце любит море…
Волны заласкают ясное светило
И, любя, утопят, как мечту в амфоре;
А проснешься утром, - солнце засветило!

Солнце оправдает, солнце не осудит,
Любящее море вновь в него поверит…
Это вечно было, это вечно будет,
Только силы солнца море не измерит!

В грехе - забвенье

Ты - женщина, и этим ты права.
Валерий Брюсов

Вся радость - в прошлом, в таком далеком и безвозвратном,
А в настоящем - благополучье и безнадежность.
Устало сердце и смутно жаждет, в огне закатном,
Любви и страсти; - его пленяет неосторожность…

Устало сердце от узких рамок благополучья,
Оно в уныньи, оно в оковах, оно в томленьи…
Отчаясь резить, отчаясь верить, в немом безлучьи,
Оно трепещет такою скорбью, все в гипсе лени…

А жизнь чарует и соблазняет, и переменой
Всего уклада семейных будней влечет куда-то!
В смущеньи сердце: оно боится своей изменой
Благополучье свое нарушить в часы заката.

Ему подвластны и верность другу, и материнство,
Оно боится оставить близких, как жалких сирот…
Но одиноко его биенье, и нет единства…
А жизнь проходит, и склеп холодный, быть может, вырыт…

О, сердце! сердце! твое спасенье - в твоем безумьи!
Гореть и биться пока ты можешь, - гори и бейся!
Греши отважней! - пусть добродетель - уделом мумий:
В грехе - забвенье! а там - хоть пуля, а там - хоть рельсы!

Ведь ты любимо, больное сердце! ведь ты любимо!
Люби ответно! люби приветно! люби бездумно!
И будь спокойно: живи, ты - право! сомненья, мимо!
Ликуй же, сердце: еще ты юно! И бейся шумно!

В березовом коттэдже

На северной форелевой реке
Живете вы в березовом коттэдже.
Как Богомать великого Корреджи,
Вы благостны. В сребристом парике
Стряхает пыль с рельефов гобелена
Дворецкий ваш. Вы грезите, Мадлена,
Со страусовым веером в руке.
Ваш хрупкий сын одиннадцати лет
Пьет молоко на мраморной террасе;
Он в землянике нос себе раскрасил;
Как пошло вам! Вы кутаетесь в плэд
И, с отвращеньем, хмуря чернобровье,
Раздражена, теряя хладнокровье,
Вдруг видите брильянтовый браслет,
Как бракоцепь, повиснувший на кисти
Своей руки: вам скоро… много лет,
Вы замужем, вы мать… Вся радость - в прошлом,
И будущее кажется вам пошлым…
Чего же ждать? Но морфий - или выстрел?..
Спасение - в безумьи! Загорись,
Люби меня, дающего былое,
Жена и мать! Коли себя иглою,
Проснись любить! Смелее в свой каприз!
Безгрешен грех - пожатие руки
Тому, кто даст и молодость, и негу…
Мои следы к тебе одной по снегу
На берега форелевой реки!

Berceuse осенний

День алосиз. Лимонолистный лес
Драприт стволы в туманную тунику.
Я в глушь иду, под осени berceuse,
Беру грибы и горькую бруснику.

Кто мне сказал, что у меня есть муж
И трижды овесененный ребенок?..
Ведь это вздор! ведь это просто чушь!
Ложусь в траву, теряя пять гребенок…

Поет душа, под осени berceuse,
Надежно ждет и сладко-больно верит,
Что он придет, галантный мой Эксцесс,
Меня возьмет и девственно озверит.

И, утолив мой алчущий инстинкт,
Вернет меня к моей бесцельной яви,
Оставив мне незримый гиацинт,
Святее верб и кризантэм лукавей…

Иду, иду, под осени berceuse,
Не находя нигде от грезы места,
Мне хочется, чтоб сгинул, чтоб исчез
Тот дом, где я - замужняя невеста!..
..............................................................................
Copyright: Игорь Северянин стихи поэта

«Весенний день» Игорь Северянин

Дорогому К. М. Фофанову

Весенний день горяч и золот,-
Весь город солнцем ослеплен!
Я снова — я: я снова молод!
Я снова весел и влюблен!

Душа поет и рвется в поле,
Я всех чужих зову на «ты»…
Какой простор! Какая воля!
Какие песни и цветы!

Скорей бы — в бричке по ухабам!
Скорей бы — в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам,
Как друга, целовать врага!

Шумите, вешние дубравы!
Расти, трава! Цвети, сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день!

Анализ стихотворения Северянина «Весенний день»

В 1913 году, благодаря московскому издательству «Граф», свет увидел сборник «Громокипящий кубок». Он принес молодому Северянину всероссийскую славу. Именно после его выхода поэт начал публично выступать со своими стихотворениями и отправился в сопровождении Сологуба в турне по стране. «Весенний день» — произведение, созданное в апреле 1911 года и вошедшее в первый раздел книги «Сирень моей весны». В нем отразились некоторые ключевые особенности «Громокипящего кубка» — поклонение любви и очарованность весенним возрождением человеческой души и природы.

Стихотворение «Весенний день» посвящено Константину Михайловичу Фофанову, поэту и публицисту, представителю первых в России футуристов и импрессионистов в литературе. Кроме того, он считается предшественником русских символистов. Северянин называл себя учеником Фофанова и именовал его своим королем. В лирике поэтов действительно просматривается нечто общее. Например, в 1887 году, после выхода сборника «Стихотворения», Константина Михайловича многие критики обвиняли в нарушении грамматических норм, большом количестве небрежностей, отказе от строгого отбора произведений. Похожие претензии предъявлялись Северянину после выпуска второй книги «Златолира». С Фофановым поэт дружил с 1907 по 1911 год. Виделись приятели очень часто. Перед смертью Константина Михайловича Северянин дежурил у его постели. После кончины Фофанова он принял активное участие в организации достойных похорон.

«Весенний день» — выражение порыва души, истосковавшейся по жизни гармоничной и простой. Стихотворение переполнено восклицательными предложениями, передающими высшую степень восторга, юношеского, беспредельного. Лирический герой творчества Северянина — городской человек, о природе мало что знающий и излишне романтизирующий, эстетизирующий ее. Поэтому в пейзажах поэта часто встречаются образы с налетом по-мещански пошлого артистократизма: форелевая река, дача, названная шалэ или коттэдж, женщина, уподобленная Богоматери великого Корреджи. Порыв души, выраженный в «Весеннем дне», к сожалению, так и останется лишь порывом. Скорей всего, лирическому герою не хватит сил, мужества вырваться из урбанистической реальности на свободу. Придется только в мечтах преображать не слишком экзотический русский пейзаж, придумывая для него невероятные метафоры и эпитеты.

Стихотворение «Весенний день» Игорь Северянин подписал так: «Дорогому К.М.Фофанову». Такое словесное выражение благодарности - лишь малая доля того, что испытывал поэт по отношению к своему учителю и другу. Константин Михайлович Фофанов, русский поэт, один из предшественников символизма, приветствовал появление Северянина в литературе, и на протяжении всей творческой жизни поддерживал его, и можно даже сказать, был соратником в творческом мире.

Произведение «Весенний день» было написано в апреле 1911 года и опубликовано в первом вышедшем сборнике автора «Громокипящий кубок». С этого момента Северянин совместно с Фофановым отправляются в турне по большим русским городам, чтобы прочесть свои произведения перед широкой публикой.

Тема природы во все времена волновала поэтов и писателей. Это закономерно, ведь человек всю жизнь ощущает силу и влияние на него могучей окружающей среды. Природа – неиссякаемый источник вдохновения для поэта. Литература дает ему возможность познать этот удивительный мир, и выразить себя через нее.

Весенний город в золотых красках солнечного дня представляется читателю с первых строк стихотворения: «Весь город солнцем ослеплен!» Автор ликует от видимой им красоты, чувствует себя молодым, влюбленным, веселым. Но его «душа поет и рвется в поле» - вот где можно получить настоящее наслаждение от очарования пробудившегося мира. Поэт с трепетом описывает свое желание прокатиться «в бричке по ухабам» «в юных лугах» . И, конечно же, не забывает упомянуть про румяных баб – Северянин во многих своих стихах использует описание величия родной природы с сочетании с красотой русских женщин.

В стихотворении повторяется несколько раз отношение автора к окружающим людям: всех чужих он зовет на «ты» , врага готов целовать, как друга, и заявляет, что все люди правы и «виновных нет» . Такой порыв великодушия навеян простотой и гармонией мироздания.

Лиричность героя в произведении выражена состоянием влюбленности, молодости, душевным порывом всех любить и прощать. Чувствуется, что он мысленно вырвался из городской жизни, чтобы окунуться в простор полей и лугов. А на пьедестал жизни поднимается чувство влюбленности и восхищения.

Автор использовал такие изобразительно-художественные средства языка, как выразительные эпитеты - «горяч и золот» весенний день, лицо «румяных баб» , метафоры «душа поет и рвется» , «город солнцем ослеплен» , сравнения «как друга, целовать врага» .

При написании стиха использован двухсложный размер ямб , а рифмовка в стихосложении применена перекрестная: золот-ослеплен-молод-влюблен.

Стихотворение «Весенний день» относится к пейзажной лирике. Оно отражает направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы. Пейзаж преображается под пером автора, передает его настроение, чувства и мысли. Природа в своем круговороте творит самого художника, поэтому автор в творчестве также сложен и многозвучен, как она.

Родная природа для нас привычна, но не каждый способен разглядеть ее красоту. А люди искусства видят в привычном новое, необычное, прекрасное. Стихотворение Игоря Северянина «Весенний день» еще раз продемонстрировало это нам. Пейзажная лирика дала возможность поэту через описание природы, чувств проявить оригинальность своего видения мира, передать читателю свое, нестандартное представление о связи мировоззрения и творчества художника слова.

Поделиться: