Война с хазарией. Хазары. Воины России с хазарским Каганатом Покорение хазарии

  1. Военные тайны
  2. Как и Наполеон, Ганнибал окончил свою полководческую деятельность тяжелым военным поражением, но это обстоятельство не затмило его великих достижений в военном деле. Его недолгое противостояние с молодым римским полководцем Публием Корнелием Сципионом во время второй Пунической войны (218-201 годы до н.э.)…

  3. Великий ученый древности Архимед, живший за два столетия до Рождества Христова, до сих пор восхищает мир своей мудростью и прозорливостью. Греческий ученый, которому принадлежит знаменитое восклицание "Эврика!", открывший основополагающие законы физики, построивший небесный глобус для астрономических наблюдений, впервые измеривший диаметр Солнца…

  4. (По материалам А. Нефедкина и Ю. Дмитриева.) Современные историки полагают, что колесницы были изобретены за 2300 лет до новой эры в Месопотамии, однако точных доказательств этого не существует. Однако к тому моменту, когда лошади были приручены человеком, они еще мало напоминали…

  5. "Вопрос о нефти... и других осветительных веществах чересчур близок интересам России". Так писал великий русский ученый Д.И. Менделеев. И это не преувеличение, ибо особую стратегическую роль нефтепродуктов наглядно доказывают почти все крупные войны прошедшего XX столетия. Что касается кавказской нефти, то…

  6. (По материалам Д. Миллера.) Шестидневная война между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией и Иорданией с другой произошла в июне 1967 года. Она закончилась серьезным поражением арабских стран. Они потеряли большую территорию, включая Западный берег реки Иордан, сектор Газа и…

  7. (По материалам В. Рощупкина, А. Колпакиди и Е. Прудниковой.) Гитлеровская и другие разведки разрабатывали планы по покушению на Сталина, полагая, что устранение Верховного Главнокомандующего нанесет Советскому Союзу серьезный политический ущерб и повлияет на ход войны. Всевластному "красному вождю" в военное время…

  8. По мере приближения линии фронта к западным областям УССР УПА уже не ограничивала свою деятельность сбором разведданных о Красной армии, передачей их немецкой военной разведке, охраной коммуникаций от нападений партизан, действовавших в тылу противника, и содействием оккупантам в нейтрализации советских десантных…

  9. В XVI веке испанская и французская абсолютные монархии боролись за господство в Европе. С особой силой их соперничество проявилось в Италии, где борьба за раздел страны носила весьма ожесточенный характер. В этой борьбе приняли участие римский папа, Венеция, Швейцария, Англия и…

  10. Во время Второй мировой войны совершалось множество преступлений, не только на суше, но и на море, в том числе и подводниками. И не только германскими, которых прозвали "серыми волками". Однако многие из преступников не были привлечены к ответственности либо из-за отсутствия…

  11. (По материалам В. Смоленского.) Эта операция, проведенная британской военной разведкой, полностью спутала все планы германского командования и позволила войскам союзников избежать больших потерь во время боев на юге Европы. В 18.00 по английскому летнему времени 19 апреля 1943 года подводная лодка…

  12. (По материалам И. Дмитриева.) Поздно вечером 26 октября 1943 года в квартире резидента VI управления РСХА (внешняя разведка СД) в Анкаре оберштурмбаннфюрера Людвига Мойзиша, официально занимавшего должность секретаря посольства Германии в Турции, раздался телефонный звонок. Он снял трубку и услышал голос…

  13. (По материалам Г. Дудко.) 10 мая 1972 года, почти за год до окончания войны во Вьетнаме, американская авиация подвергла бомбардировке советский теплоход Дальневосточного пароходства "Гриша Акопян", стоявший под погрузкой во вьетнамском порту Камфа. Об этом в советской печати практически не упоминалось,…

  14. Кому сегодня не известна знаменитая легенда о Трое и троянском коне? Сам троянский конь давно стал нарицательным понятием - наши ироничные современники даже назвали его именем разрушительный компьютерный вирус. В этот миф трудно поверить, однако подлинность существования Трои подтвердили раскопки знаменитого…

КТО УНИЧТОЖИЛ ХАЗАРИЮ?


«КТО УНИЧТОЖИЛ ХАЗАРИЮ?»

(По материалам В. Артемова и М. Магомедова.)

Считается, что поход киевского князя Святослава против хазарского каганата в 965-967 годах закончился полным разгромом Хазарии.

Но так ли это?

На заре Средневековья у Руси врагов было немало - авары, варяги, печенеги, половцы... Но почему-то ни одно из этих племен не вызывает такой жаркой полемики, как хазары. В свете вековых ученых споров эта канувшая в древность проблема выглядит весьма неоднозначно. Вероятно, потому, что хазары были первым по-настоящему серьезным внешним врагом Киевской Руси. Серьезным настолько, что под вопросом оказался сам факт ее существования.

В середине VII века н.э., когда у восточных славян еще не было единого государства, на обломках Тюркского каганата в Нижнем Поволжье и восточной части Северного Кавказа возник Хазарский каганат.

Хазары, потомки древнейшего индоевропейского населения Западной Евразии, представляющего тюркскую и частично финно-угорскую ветвь, до III века обитали в низовьях Терека. В III веке они отвоевали у сарматов берега Каспия (Терская и Волжская Хазарии). В IV-V веках входили в состав Великого тюркского каганата и воевали против Византии и Ирана. Они взимали дань и с других соседей - славян.

Однако роль постоянного источника дани и "живого товара" для Хазарии не устраивала славянские племена. Их войны с хазарами и до появления у них иудаизма шли, то вспыхивая, то затухая, с переменным успехом. На рубеже VIII-IX веков князья Аскольд и Дир освободили от хазарской дани полян. В 884 году князь Олег добился того же для радимичей. Жесточайшую борьбу с каганатом вел и отец Святослава - Игорь.

Хорошо осознавая силу и влияние противника, киевский князь Святослав в 964 году повел на хазар крепкое, хорошо вооруженное и обученное войско из различных племен: полян и северян, древлян и радимичей, кривичей и дреговичей, уличей и тиверцев, словен и вятичей. Чтобы сформировать такую армию, потребовались многие годы усилий. Поход начался с земель вятичей - предков нынешних москвичей, тверяков, рязанцев, которые платили дань каганату и не подчинялись власти киевского князя.

Поднявшись по Десне через землю северян, подвластных Киеву, Святослав весной 964 года перешел в верховья Оки. По дороге в Хазарию он сумел демонстрацией военной мощи и дипломатией одержать бескровную победу над вятичами. С их помощью на Оке срубили для дружины ладьи, и весной следующего года, заручившись поддержкой печенегов, которые пригнали князю огромные табуны лошадей, Святослав вышел на Дикое поле.

В конные дружины брали всех, кто умел держаться в седле. Десятники и сотники приучали новобранцев к ратному строю. Князь же отправил к хазарам гонца с лаконичным посланием: "Иду на Вы!"

Прежде руссы ходили на хазар по Дону и Азовскому морю. Теперь же пешая рать спускалась на ладьях по Оке. Ей предстоял длинный и нелегкий путь до низовий Волги, где на островах стояла укрепленная каменными стенами хазарская столица Итиль. Конные дружины пошли прямым путем, через печенежские степи. По дороге к ним примыкали печенежские князья.

Первой под мечом Святослава пала вассальная хазарам Волжская Булгария, ее армия была разгромлена и рассеяна, столица Булгар и другие города покорены. То же стало с союзными хазарам буртасами. Теперь граница каганата с севера была открыта. В июле 965 года русское войско появилось на северных границах хазарских владений.

Решающая битва произошла недалеко от хазарской столицы - Итиля, у горла Волги, впадающей в Каспий. Во главе войска навстречу Святославу вышел сам каган Иосиф. Он показывался своим подданным лишь в исключительных случаях. И этот случай был именно такой.

Его войско строилось по арабскому образцу - в четыре линии. Первая линия - "Утро псового лая" начинала битву, осыпая врагов стрелами, чтобы расстроить их ряды. Входившие в нее черные хазары не носили доспехов, чтобы не стеснять движений, и были вооружены луками и легкими дротиками.


«КТО УНИЧТОЖИЛ ХАЗАРИЮ?»

За ними стояли белые хазары - тяжеловооруженные всадники в железных нагрудниках, кольчугах и шлемах. Длинные копья, мечи, сабли, палицы и боевые топоры составляли их вооружение. Эта отборная тяжелая кавалерия второй линии под названием "День помощи" обрушивалась на смешавшиеся под ливнем стрел ряды врага. Если удар не приносил успеха, конница растекалась в стороны и пропускала вперед третью линию - "Вечер потрясения". По команде ее пехотинцы опускались на одно колено и прикрывались щитами. Древки копий они упирали в землю, направляя острия в сторону врага. Четвертая линия - позади, в некотором отдалении. Это резерв - наемная конная гвардия кагана под названием "Знамя пророка". 12 тысяч закованных в сверкающие доспехи мусульман-арсиев вступали в бой в исключительных случаях, когда надо было переломить ход сражения. В самом городе готовилось к схватке пешее ополчение, впервые осознавшее, что власти нужны не их деньги, а их жизнь. И в случае поражения у них не будет ни того, ни другого...

Однако арабская тактика не помогла Иосифу. Секиры руссов вырубили почти под корень и "Псовый лай", и все остальное. Равнина под стенами Итиля была усеяна трупами и ранеными. Каган Иосиф в плотном кольце конных арсиев бросился на прорыв. Потеряв большую часть гвардейцев, он спасся от погони в степи под покровом ночи...

Славяне сжигали павших и праздновали победу! Враг был разгромлен, русская рать разорила столицу каганата в устье Волги и добыла богатые трофеи.

Позже город дограбили и сожгли печенеги. Уцелевшие горожане и остатки войск бежали на пустынные острова Каспия. Но победителям было не до них. Войско Святослава направилось на юг - к древней столице каганата, Семендеру (недалеко от современной Махачкалы). У местного правителя было собственное войско. Святослав это войско разбил и рассеял, город захватил, а правителя со сподвижниками принудил к бегству в горы.

Оттуда, как всегда, разбросав повсюду дозоры, отслеживавшие лазутчиков, чтобы пресечь известия о его движении, полководец повел войско в бескрайние кубанские степи. И объявился уже у Черного моря. У подошвы Кавказских гор, смирив железной рукой ясов и касогов, с ходу взял хазарскую крепость Семикара. А вскоре вышел к городам, запирающим Азовское море - Тмутаракань и Корчев (Тамань и Керчь). Русичи взяли города, уничтожив хазарских наместников, не слишком почитаемых горожанами. Так было заложено будущее русское Тмутараканское княжество.

Затем Святослав повернул на север, оставив в тылу нетронутыми владения Византии в Крыму. Он шел к Саркелу - Белой Веже, или Белому Городу, крепостные стены которого, сложенные из больших кирпичей, были спроектированы византийскими инженерами.

Две башни, самые высокие и мощные, стояли за внутренней стеной, в цитадели.

Невысокий мыс, на котором располагался Саркел, с трех сторон омывался водами Дона, а с четвертой - восточной стороны - были прорыты два глубоких рва, заполненных водой. После разгрома под Итилем каган Иосиф бежал именно сюда.

Дожидаясь подхода русских дружинников, печенеги окружили крепость кольцом составленных и связанных ремнями телег и стали ждать - ведь сами они не умели брать приступом крепости. Осенью 967 года к Саркелу по Дону подплыла на многочисленных ладьях рать Святослава. Штурм был внезапным и скоротечным... По преданию, каган Иосиф бросился с башни цитадели, чтобы не попасть в руки врага. Саркел был сожжен, а потом буквально стерт с лица земли.

Разместив в захваченных землях малые дружины, Святослав вернулся в Киев. Так завершился его трехлетний хазарский поход. А окончательный разгром Хазарского каганата был завершен князем Владимиром в конце X века.

Именно так - а это мнение многих современных историков - и развивались события. Но есть и другие исследования.

По мнению Мурада Магомедова, профессора, доктора исторических наук и заведующего кафедрой истории Дагестана Дагестанского государственного университета, никакого разгрома Хазарии князем Святославом не было.

Об открытиях ученого, давно признанных за рубежом, долго молчали отечественные археологи. Да, Святослав совершал многочисленные походы, в том числе и в Византию, но профессор Магомедов доказывает, что Хазарию киевский князь не уничтожал.

Он полагает, что русские летописи подтверждают захват киевским князем только крепости на Дону, которая называлась Саркел. И все. Ученый считает, что Святослав никогда не доходил до хазарской столицы - города Итиль, который вплоть до начала XIV века продолжал быть крупнейшим торговым центром, куда поступали товары из Европы, Ближнего Востока и даже Китая.

По мнению профессора Магомедова и некоторых других специалистов, Хазарский каганат просуществовал до XIII века и сыграл огромную роль не только в истории когда-то вошедших в него народов, но и Руси, и даже Европы в целом, а не прекратил свое существование в X веке.

Как известно, сначала существовал Тюркский каганат, раскинувшийся на огромной территории от Каспия до Тихого океана. Затем он раскололся на две части - Восточный и Западный. Из многочисленных письменных источников следует, что хазары были правителями Западного Тюркского каганата. А когда и в нем начались распри, они ушли на территорию нынешнего приморского Дагестана и создали здесь свое государство - Хазарский каганат. Последний также занимал огромные территории, северные границы которого проходили в пределах современной Воронежской области, в районе Маяцкого городища.

В то время Руси как единого государства еще не существовало, а русские князья постоянно враждовали друг с другом, все воевали против всех. Многие их них довольно долго платили дань хазарам. Даже по названию протекающей в тех местах реки Потудань - то есть "по ту сторону дани" - видно, что она являлась границей между славянами, живущими к югу от реки, в Хазарии, и к северу от нее, дань не платившими. И все же именно хазары, воюя с арабами около ста лет, остановили их движение на Север и, вероятно, прикрыли Русь и Европу от арабского нашествия.

Войны хазар с арабами начались с середины VII и продолжались до середины VIII века, это известно из многочисленных письменных источников. Затем часть хазар под натиском арабов была вынуждена уйти на Волгу и дальше. Но Хазарский каганат как государство продолжал существовать, а распад его начался только с середины X века.

Хазария стала слабеть, вот тогда Святослав и захватил крепость Белая Вежа. Но дальше он, как полагает профессор Магомедов, не пошел. Каганат продолжал существовать до середины XIII века, когда его столица Итиль из-за повышения уровня Каспия на 10 метров оказалась на морском дне. После этого хазары осели частично на Северном Кавказе, в Крыму...

Когда начались раскопки в Приморском Дагестане, было обнаружено множество хазарских захоронений, предметов материальной культуры (оружие, утварь, монеты, керамику) и даже остатки крепостных стен Семендера, которые когда-то тянулись от склонов горы Тарки-Тау к берегу моря. Сейчас факт обнаружения хазарских городов признан уже во всем научном мире, в том числе и Институтом археологии РАН.

Что же касается Итиля, то он, по мнению ученого, находился в районе нынешнего острова Чистая Банка в северной части Каспия. И сегодня с высоты птичьего полета можно увидеть остатки крепостных стен и построек, находящихся под водой. Профессор утверждает, что сегодня известны все столицы Хазарии, особенности материальной и духовной культуры каганата. Есть немало свидетельств, что в Хазарии мирно уживались и христианство, и иудаизм, и мусульманство, распространявшиеся на общем поле языческих верований...

Так или иначе, но исследования профессора Магомедова, если и не опровергли короткую историю существования Хазарии, то заставили многих ученых задуматься о незыблемости версии полного разгрома Хазарии в X веке.

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Помнить великие победы наших предков – святой долг каждого из нас, ибо знание о тех великих победах прошлого несут в себе ключи к пониманию того, как нужно строить своё будущее. Как помним мы победу дедов наших в Великой Отечественной войне над гитлеровским нацизмом 1945 года, так должны мы чтить и помнить неоценимый вклад в развитие Руси победы князя Святослава Храброго в 964 году над Хазарией.

О Святославе замолвите слово­

Мало кому за пределами нашей Родины известно имя воина, правителя и человека – Великого князя Киевского Святослава Игоревича, прозванного Храбрым. Но ещё меньше известно, что правильное имя его Светослав, а не Святослав, так как имя его происходит от слова «Свет», а не «свят». Так, заменив лишь одну букву, враги Руси убили правильное понимание его имени, которое образовано из двух таких прекрасных слов как Свет и Славить. В итоге, получилось мужское имя Светослав, означавшее того, кто славит свет или свет славящего. Кроме того, в отличие от Александра Македонского, которого наши предки называли тёмным воином, князя-воина Светослава народ называл Светлым Князем и Светлым Воином.

Князь Светослав Игоревич с детства воспитывался, как воин. Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд (варяги были высшей кастой профессиональных воинов, формировавшейся из разных народов Славяно-Ариев), учивший юного воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьёй, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Светослава другой варяг – главный киевский воевода Свенельд.

Будучи трёхлетним ребёнком в 945 году н.э., а правильнее в лето 6453 от СМЗХ (Сотворение Мира в Звёздном Храме – новое летоисчисление наших предков, которое берёт своё начало от момента заключения мирного договора после победы в войне над Древним Китаем), он принял участие в своём первом сражении. Было это в тот раз, когда княгиня Ольга вместе с дружиной отправилась на войну с древлянами, чтобы отомстить за убитого мужа, князя Игоря. Князь Игорь решил собрать подать по второму кругу, за что и был убит древлянами. Впереди киевской дружины на коне сидел Святослав. И когда сошлись оба войска – киевское и древлянское, то маленький Светослав бросил копьё в сторону древлян. Тогда ещё Светослав был совсем мальчиком, поэтому копьё улетело недалеко – пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу. Но киевские воеводы сказали: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». Таков был древний обычай русов – только князь мог начать битву. И неважно, в каком возрасте пребывал князь.

Кстати, слово КНЯЗЬ по расшифровке Гриневича Г.С. на древнем праязыке наших предков – КЪНАЗЬ, означает «к совершенству (утончённости) земли имеющий отношение или, просто, сокровенность (утончённость) земли»!

Пока Светослав подрастал и набирался опыта и мужества, княжеством правила его мать княгиня Ольга. Но Светослав Игоревич не был похож на свою мать. Если Ольга приняла крещение в греческую религию, которая впоследствии стала христианской, то Светослав оставался носителем ведических знаний и традиций своих предков.

Сквозь века сохранилось описание его портрета византийским историком Львом Диаконом: «Среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами…»

Больше всего Светослав ценил боевые доспехи и оружие. Древняя летопись «Повесть временных лет» повествует о князе Светославе, как об истинном воине. Ночевал не в шатре, а на конской попоне, с седлом в головах. В походах не возил он с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или говядину, или же мясо диких зверей, жарил на углях и так ел. Такими же выносливыми и неприхотливыми были и его воины. Зато дружина Светослава, не обременённая обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх.

Сам же Светослав не боялся своих противников. Когда выходил он в поход, то всегда посылал в чужие земли весть-предупреждение: «Иду на вы!» Что означало – хочу идти на вас, то есть вы мои враги. Забавно то, что на «вы» наши предки называли врагов, а сейчас это слово уважительного обращения к незнакомому человеку или старшему по возрасту.

Не нападать без предупреждения, не стрелять в безоружного, или не равного по силе противника – это кодекс воинской чести, древняя традиция Славяно-Ариев, которую чтил и соблюдал великий Светлый Воин князь Светослав.

Кроме воинской чести и мужества, выдающейся особенностью характера Светослава, как Светлого Воина, была его непримиримая борьба с ростовщичеством, приносимым на Русь хазарами. За то, что брали деньги под проценты и давали под проценты другим, рубил обе руки. Считал ростовщичество растлением души и денежным рабством, порождающим все пороки. А хазар, промышлявших на Руси кредитованием, приковывал к плоту и сплавлял по Днепру в Чёрное море.

Хазарcкий Каганат

Хазарское государство – Хазарский Каганат – самое сильное и богатое государство на юго-востоке от границ Киевской Руси. Располагалось оно в низовьях Волги, растянувшись на запад и на восток вплоть до Мордовии, включая такие территории, как Северный Афганистан, Крым (Тмутаракань – один из её городов). Хазарский город Семендер находился на Северном Кавказе, Саркел – в междуречье Волги и Дона, нижнего их течения. Столица Итиль находилась как раз в устье Волги, примерно на месте современной Астрахани.

До закабаления персидскими иудеями (и-УД-ей – означает иссекающие УД, т.е. обрезанные, а УД – мужской половой орган, откуда произошли слова УДовольствие – получение сексуального наслаждения, УДочка, УДилище) в середине 6 века н.э. Хазарии, в ней довольно дружно жили белые и чёрные хазары. Белыми хазарами называли тогда правящую касту профессиональных воинов из Славяно-Ариев, в то время как чёрными хазарами называли тюркские племена, пришедшие в низовья реки РА (Волги – Итиль) из глубин Азии, как беженцы из Древнего Китая. По сути своей, чёрные хазары были представителями жёлтой расы с примесями чёрной расы. У них были чёрные волосы, чёрные глаза и смуглая (жёлтая) кожа, за что и были они прозваны чёрными хазарами.

Хазария существовала как многонациональное государство, в котором люди как белой, так и жёлтой расы мирно жили бок о бок друг с другом. В таком же мире и согласии Хазария жила и со своими соседями. Выгодное месторасположение Хазарии (через Хазарский Каганат проходил знаменитый «Великий шёлковый путь») привлекло в страну персидских иудеев из колена Симонова, которые начали переселяться сюда после совершённой ими революции в Персии, когда евреи начисто обобрали персидский народ, и со всеми их богатствами бежали из страны. Подробнее о том, как была уничтожена Персидская Империя, которую основали предки Славяно-Ариев, можно прочитать в статьях и книгах Николая Левашова…

Используя так называемый институт еврейских невест (специально обученные сексуальной магии еврейские женщины), отдавая их замуж за представителей высшей хазарской знати, евреи завладевали всеми ключевыми государственными постами. Как? Очень просто. Дети, рождённые от иудейки, являются исключительно иудеями. Именно по материнской линии передаётся национальный признак среди евреев. Итак, через поколение все ключевые должности в хазарском государстве были заняты детьми, рождёнными от иудейских жён и мужских представителей правящей иерархии Хазарского Каганата. Занимая высокие должности среди элиты, евреи-хазары стали всячески способствовать развитию торгового бизнеса для своих соплеменников. Получив экономику страны в свои руки, они также стали прибирать к рукам и политическое влияние.

Евреев по матери среди военной элиты было всё ещё немного, но и в их среде пришло время для восстания. Обадия, опираясь на хазарскую знать еврейского происхождения, с помощью наёмников – печенегов и гузов – развязал гражданскую войну, в результате которой хазарские тюрки были разбиты и вынуждены были покинуть Родину и осесть на территории современной Венгрии. После победы над хазарскими тюрками в гражданской войне, хазарские евреи обложили местное население тяжелейшей данью. Тех хазар, которые не покинули свою Родину, евреи превратили в самых настоящих рабов.

В очередной раз евреи старательно «отблагодарили» народ, который предоставил «беженцам» убежище на своей территории. Параллелей в недалёком прошлом можно найти много – Палестина, Персия, а современная Украина и Россия пребывают в таком же положении, как и тысячу лет назад народ Хазарии.

Полный контроль караванных путей, проходящих через Хазарский Каганат, позволил евреям создать торговую монополию, когда они стали контролировать закупочные цены и продажные цены ввозимых и местных товаров. В результате чего на товары местного производства были установлены минимальные закупочные цены, что приводило к ограблению местных товаропроизводителей, а на продаваемые евреями товары устанавливались максимальные цены, что давало евреям сверхприбыли за счёт откровенного грабежа производителей и покупателей.

Помнить великие победы наших предков – святой долг каждого из нас, ибо знание о тех великих победах прошлого несут в себе ключи к пониманию того, как нужно строить своё будущее. Как помним мы победу дедов наших в Великой Отечественной войне над гитлеровским нацизмом 1945 года, так должны мы чтить и помнить неоценимый вклад в развитие Руси победы в 964 году над Хазарией.

О Святославе замолвите слово­

Мало кому за пределами нашей Родины известно имя воина, правителя и человека – Великого князя Киевского Святослава Игоревича, прозванного Храбрым. Но ещё меньше известно, что правильное имя его Све тослав, а не Свя тослав, так как имя его происходит от слова «Свет », а не «свят ». Так, заменив лишь одну букву, враги Руси убили правильное понимание его имени, которое образовано из двух таких прекрасных слов как Свет и Славить. В итоге, получилось мужское имя Светослав, означавшее того, кто славит свет или свет славящего. Кроме того, в отличие от , которого наши предки называли тёмным воином, князя-воина Светослава народ называл Светлым Князем и Светлым Воином.

Князь Светослав Игоревич с детства воспитывался, как воин. Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд (варяги были высшей кастой профессиональных воинов, формировавшейся из разных народов Славяно-Ариев), учивший юного воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьёй, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Светослава другой варяг – главный киевский воевода Свенельд .

Будучи трёхлетним ребёнком в 945 году н.э., а правильнее в лето 6453 от СМЗХ (Сотворение Мира в Звёздном Храме – новое летоисчисление наших предков, которое берёт своё начало от момента заключения после победы в войне над Древним Китаем), он принял участие в своём первом сражении. Было это в тот раз, когда княгиня Ольга вместе с дружиной отправилась на войну с древлянами, чтобы отомстить за убитого мужа, князя Игоря. Князь Игорь решил собрать подать по второму кругу, за что и был убит древлянами. Впереди киевской дружины на коне сидел Святослав. И когда сошлись оба войска – киевское и древлянское, то маленький Светослав бросил копьё в сторону древлян. Тогда ещё Светослав был совсем мальчиком, поэтому копьё улетело недалеко – пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу. Но киевские сказали: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». Таков был древний обычай русов – только князь мог начать битву. И неважно, в каком возрасте пребывал князь.

Кстати, слово КНЯЗЬ по расшифровке Гриневича Г.С. на древнем праязыке наших предков – КЪНАЗЬ, означает «к совершенству (утончённости) земли имеющий отношение или, просто, сокровенность (утончённость) земли»!

Пока Светослав подрастал и набирался опыта и мужества, княжеством правила его мать княгиня Ольга. Но Светослав Игоревич не был похож на свою мать. Если Ольга приняла в греческую религию, которая впоследствии стала христианской, то Светослав оставался носителем ведических знаний и традиций своих предков.

Сквозь века сохранилось описание его портрета византийским историком Львом Диаконом: «Среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами…»

Больше всего Светослав ценил боевые доспехи и оружие. Древняя летопись «Повесть временных лет» повествует о князе Светославе, как об истинном воине. Ночевал не в шатре, а на конской попоне, с седлом в головах. В походах не возил он с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или говядину, или же мясо диких зверей, жарил на углях и так ел. Такими же выносливыми и неприхотливыми были и его воины. Зато дружина Светослава, не обременённая обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх.

Сам же Светослав не боялся своих противников. Когда выходил он в поход, то всегда посылал в чужие земли весть-предупреждение: «Иду на вы!» Что означало – хочу идти на вас, то есть вы мои враги. Забавно то, что на «вы» наши предки называли врагов, а сейчас это слово уважительного обращения к незнакомому человеку или старшему по возрасту.

Не нападать без предупреждения, не стрелять в безоружного, или не равного по силе противника – это кодекс воинской чести , древняя традиция Славяно-Ариев, которую чтил и соблюдал великий Светлый Воин князь Светослав.

Кроме воинской чести и мужества, выдающейся особенностью характера Светослава, как Светлого Воина, была его непримиримая борьба с ростовщичеством , приносимым на Русь хазарами. За то, что брали деньги под проценты и давали под проценты другим, рубил обе руки . Считал ростовщичество растлением души и денежным рабством, порождающим все пороки. А хазар, промышлявших на Руси кредитованием, приковывал к плоту и сплавлял по Днепру в .

Хазарcкий Каганат

Хазарское государство – Хазарский Каганат – самое сильное и богатое государство на юго-востоке от границ Киевской Руси. Располагалось оно в низовьях Волги, растянувшись на запад и на восток вплоть до Мордовии, включая такие территории, как Северный Афганистан, Крым (Тмутаракань – один из её городов). Хазарский город Семендер находился на Северном Кавказе, Саркел – в междуречье Волги и Дона, нижнего их течения. Столица Итиль находилась как раз в устье Волги, примерно на месте современной .

До закабаления персидскими иудеями (и-УД-ей – означает иссекающие УД, т.е. обрезанные, а УД – мужской половой орган, откуда произошли слова УДовольствие – получение сексуального наслаждения, УДочка, УДилище) в середине 6 века н.э. Хазарии, в ней довольно дружно жили белые и чёрные хазары. Белыми хазарами называли тогда правящую касту профессиональных воинов из Славяно-Ариев, в то время как чёрными хазарами называли тюркские племена, пришедшие в низовья реки РА (Волги – Итиль) из глубин Азии, как беженцы из . По сути своей, чёрные хазары были представителями жёлтой расы с примесями чёрной расы. У них были чёрные волосы, чёрные глаза и смуглая (жёлтая) кожа, за что и были они прозваны чёрными хазарами .

Хазария существовала как многонациональное государство, в котором люди как белой, так и жёлтой расы мирно жили бок о бок друг с другом. В таком же мире и согласии Хазария жила и со своими соседями. Выгодное месторасположение Хазарии (через Хазарский Каганат проходил знаменитый «Великий шёлковый путь») привлекло в страну персидских иудеев из колена Симонова, которые начали переселяться сюда после совершённой ими революции в Персии, когда евреи начисто обобрали персидский народ, и со всеми их богатствами бежали из страны. Подробнее о том, как была уничтожена Персидская Империя, которую основали предки Славяно-Ариев, можно прочитать в и книгах Николая Левашова

Используя так называемый институт еврейских невест (специально обученные сексуальной магии еврейские женщины), отдавая их замуж за представителей высшей хазарской знати, завладевали всеми ключевыми государственными постами. Как? Очень просто. Дети, рождённые от иудейки, являются исключительно иудеями. Именно по материнской линии передаётся национальный признак среди евреев. Итак, через поколение все ключевые должности в хазарском государстве были заняты детьми, рождёнными от иудейских жён и мужских представителей правящей иерархии Хазарского Каганата. Занимая высокие должности среди элиты, евреи-хазары стали всячески способствовать развитию торгового для своих соплеменников. Получив экономику страны в свои руки, они также стали прибирать к рукам и политическое влияние.

Евреев по матери среди военной элиты было всё ещё немного, но и в их среде пришло время для восстания. Обадия, опираясь на хазарскую знать еврейского происхождения, с помощью наёмников – печенегов и гузов – развязал гражданскую войну, в результате которой хазарские тюрки были разбиты и вынуждены были покинуть Родину и осесть на территории современной . После победы над хазарскими тюрками в гражданской войне, хазарские евреи обложили местное население тяжелейшей данью. Тех хазар, которые не покинули свою Родину, евреи превратили в самых настоящих рабов .

В очередной раз евреи старательно «отблагодарили» народ, который предоставил «беженцам» убежище на своей территории. Параллелей в недалёком прошлом можно найти много – Палестина, Персия, а современная пребывают в таком же положении, как и тысячу лет назад народ Хазарии.

Полный контроль караванных путей, проходящих через Хазарский Каганат, позволил евреям создать торговую монополию, когда они стали контролировать закупочные цены и продажные цены ввозимых и местных товаров. В результате чего на товары местного производства были установлены минимальные закупочные цены, что приводило к ограблению местных товаропроизводителей, а на продаваемые товары устанавливались максимальные цены, что давало евреям сверхприбыли за счёт откровенного грабежа производителей и покупателей.

Когда же гражданская война в Китае привела к резкому снижению товарооборота, хазарские евреи двинулись на север и разгромили и подчинили Камскую (Волжскую) Булгарию, а также заняли безкрайние земли Великой Перми, где организовали свои торговые поселения – фактории. Завоёванные земли давали драгоценный мех соболей, куниц, горностаев, а кроме того, хазарские евреи организовали торговлю детьми (прямо как ). И снова потянулись караваны с мехами и рабами уже с Севера на Юг, а деньги – в закрома хазарских иудеев.

В 939 году Киевская Русь оказалась вовлечена в византийско-хазарский конфликт в Северном Причерноморье.

В начале 30-х гг. Х в. отношения между Византией и Хазарией приняли неприкрыто враждебный характер. Общей для обеих стран арабской угрозы больше не существовало, а вместе с ее исчезновением истаяла и та почва, на которой только и было возможно их временное сближение.

Собственные интересы Византии и Хазарии в Северном Причерноморье были прямо противоположны. Безопасность крымских владений всегда рассматривалась имперскими властями как насущная, а порой и первоочередная внешнеполитическая задача. Таврические области были необходимы Византии одновременно и для контроля над акваторией Черного моря, и для оказания военно-политического давления на варварские народы Северного Причерноморья; кроме того, по свидетельству Константина Багрянородного, на Таманском полуострове и в Адыгее находились многочисленные источники, дающие нефть важнейшую составную часть греческого огня. Официальное принятие Хазарией иудаизма вносило в политические распри заметный оттенок религиозного противоборства.

В борьбе с каганатом Византия прибегла к своей излюбленной тактике войны чужими руками, натравив на Хазарию соседние племена и народы. В 932 г. по просьбе императора Романа I Лакапина в набег на северокавказские земли каганата отправились аланы.

(Примечание: В 919 г. законный василевс ромеев Константин VII Багрянородный, 14-летний сын умершего императора Льва VI Мудрого, женился на Елене, дочери влиятельного вельможи Романа Лакапина, и присвоил тестю вначале титул василеопатора (отца императора, регента), а затем венчал его как кесаря и соправителя. С 920 по 944 г. Роман Лакапин фактически замещал на троне Константина VII. В 921 г. он сделал своим соправителем старшего сына Христофора (ум. в 931 г.), а в 924 г. соправителями Романа стали и два других его сына Стефан и Константин).

Однако они потерпели поражение, и по настоянию хазар аланский князь должен был удалить из Алании византийских миссионеров. Спустя несколько лет злодей Романус, как называет византийского правителя еврейский автор Кембриджского документа, возбудил жестокое преследование иудеев в самой империи. Византийские евреи толпами хлынули в сопредельные страны. Это произошло потому, объясняет арабский историк Масуди, что правящий ныне византийский император Арманус [Роман I] принуждал всех евреев своего царства к принятию христианства. Многие евреи удалились вследствие этого из Византийского царства в Хазарскую землю. В Хазарии поступок Романа оценили как недружественный акт. В ответ на преследование единоверцев хазарский царь (бек) Иосиф обрушил гонения на христиан, уничтожив, по свидетельству Кембриджского анонима, многих необрезанных. Тогда, говорит тот же источник, злодей Романус послал большие дары Х-л-го, царю Руси, подстрекнув его совершить злое дело напасть на хазар.

Обращение Романа I к Олегу II (Х-л-го, см. историю) говорит о том, что именно его Византия рассматривала как легитимного правителя Руси. Это и естественно, поскольку он был прямым наследником вещего Олега, с которым империя в 911 г. заключила договор о непревратной любви. Непосредственных политических обязательств стороны тогда на себя не взяли. Но знаменитый щит, повешенный Олегом на царьградских вратах, остался символом того, что вещий князь с этих пор объявил себя военным союзником Византии (В символике народов средневековой Европы щит символизировал защиту, покровительство; в древнерусском языке имелось слово победница со значением заступница. См.: Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX XII вв.). М., 1999. С. 365 366). Империя вспомнила об этом уже в 924 г., когда болгарский царь Симеон с огромным войском осадил Константинополь. Чтобы спасти столицу, Роман I, по свидетельству константинопольского патриарха Николая Мистика, призвал на помощь всех задунайских варваров русов, венгров, печенегов, аланов. Мощное нашествие, насколько я могу судить, готовится или уже готово императорскими стараниями против вашей державы и твоего народа, писал Николай Симеону, поскольку росы, а с ними печенеги, еще аланы и западные турки [венгры] все единодушно настроены идти войной на тебя Знай же, говорю снова, если я что-нибудь понимаю относительно императорского предприятия, поднятого против вас, что вся эта масса народа, собравшегося для вашей погибели, и турки, и аланы, и печенеги, и росы, а также другие скифские племена, не остановятся, пока не уничтожат вконец весь народ болгаров.

Антиболгарская коалиция, впрочем, так и не состоялась, но угроза подействовала, и Симеон пошел на мировую.

И все же это обращение византийского правительства к русам было скорее жестом отчаяния, нежели обдуманным политическим шагом. По большому счету византийская дипломатия не принимала Олегову Русь в расчет при создании благоприятных для империи политических комбинаций в Северном Причерноморье. И вот появление в 930-х гг. киевских дружин в устье Днепра и в Горном Крыму наконец-то заставило константинопольских политиков учесть эту новую силу, дабы использовать ее в своих интересах. Богатые подарки, отправленные Романом Олегу II, должны были подтвердить, что любовь византийских императоров к светлым князьям русским за эти годы нисколько не охладела.

Война Олега II с Хазарией

Никакое другое состояние не ценилось русами так высоко, как положение наемника на службе у василевсов. В старинных песнях карпатских русинов, записанных в XIX в., поется: В чистом поле шатер стоит; в шатре сидят добры молодцы, сидят они, думу думают: как пойдем мы к кузнецу доброму, покуем себе медные челна, медные челна, золотые весла; как пустимся мы на тихий Дунай, вдоль Дуная под Царь-город. Ой, чуем там доброго пана, что платит щедро за службу молодецкую: дает, что год, по сту червонных; по сту червонных да по вороному коню; по вороному коню да по сабельке; по сабельке да по кафтанчику; по кафтанчику да по шапочке; по шапочке да по красной девице (Соловьев С.М. Сочинения. История России с древнейших времен. Кн. I. Т. 1. М., 1993. С. 258).

Поэтому привезенные в Киев груды золотых монет и украшений сами по себе были в глазах русов достаточным основанием для того, чтобы взяться за мечи. Но Олег, легко и быстро соглашаясь на предложение Романа, имел на это свои личные резоны. Недавние военные подвиги Свенгельда на Нижнем Днепре подняли политический престиж Игоря и Киевского княжества, но ничего не дали Олегу и державе светлых князей. Олег нуждался в громком успехе, он грезил об обильной добыче, чтобы укрепить свое шаткое положение в Киеве. Для достижения этой цели он мог рассчитывать только на свои собственные силы. Одна деталь из сообщения Кембриджского анонима, о которой будет сказано ниже, позволяет заключить, что численность Олегова отряда была невелика. По всей видимости, в походе против хазар ему сопутствовала только его личная дружина четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников, упоминаемых Ибн Фадланом.

Олег нацелился разорить хазарский город в восточной Таврике, обозначенный в Кембриджском документе как С-м-к-рай или С-м-к-рия. Точной локализации этот топоним не поддается. Вероятно, эта крепость находилась поблизости от Керчи, запиравшей проход из Черного моря в Азовское, и, следовательно, была хорошо известна русам, так как торговый маршрут русских купцов, связывавший Черное море с Хазарией и Волжской Булгарией, пролегал через Керченский пролив. Таким образом, захват С-м-к-рая должен был нанести сильный удар по торговым и военным интересам каганата в Северном Причерноморье. Развязывая войну против Хазарии на территории восточного Крыма, Олег явно рассчитывал на поддержку местных русских князей. Возможно, он надеялся впоследствии противопоставить дружины Черноморско-Азовской Руси возраставшему могуществу Киева.

В 939 г. русские ладьи внезапно вошли в Керченский пролив. Нападение было хорошо подготовлено. Олег нанес удар в то время, когда в С-м-к-рае не было градоначальника. Организовать оборону было некому. В темноте русы подплыли к С-м-к-раю, и той же ночью город оказался в руках Олега. И пришел тот [Олег] ночью к городу С-м-к-раю, сокрушается Кембриджский аноним, и захватил его обманным путем, так как не было там правителя, раб-Хашмоная. Ограбив жителей и городскую казну, Олег отослал добычу в Киев, сам же с дружиной засел в С-м-к-рае. Черноморские русы, видимо, не остались в стороне от этих событий и, возбужденные успехом Олега, принялись грабить хазарские поселения в Крыму и хазарских купцов.

Дальнейшие события развивались стремительно. Очень скоро о случившемся узнал местный хазарский губернатор. В Кембриджской рукописи он носит еврейское имя Песах или Бул-ш-цы. Последнее прозвище является титулом. В форме балгиций он известен по византийским источникам, где означает правителей черных булгар орды, осевшей в Восточном Приазовье. Черные булгары еще в VII в. подчинились хазарам, сохранив, однако, племенную автономию (Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. С. 373; Коковцов В.К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке. Л., 1932. С. XXXIV). Вероятно, Песах был представителем хазарской администрации, начальником области, включавшей Керченский пролив, или зависимым от Хазарии булгарским князем, принявшим иудейство. По словам анонимного автора Худуд аль-Алам, черные булгары (Внутренняя Булгария) народ храбрый, воинственный, внушающий ужас он обладает овцами, оружием, военным снаряжением. Их отношения с русами были враждебными: Внутренняя Булгария находится в состоянии войны со всей Русью.

Песах оказался талантливым организатором и деятельным военачальником. Очень скоро он вторгся в Крым со своим войском должно быть, с подчиненной ему ордой черных булгар. Глубокий Керченский пролив, в котором господствовал русский флот, был непреодолимой водной преградой для булгарской конницы, и, по всей видимости, войско Песаха проникло на полуостров с севера, через Перекопский перешеек. Сам ход крымской кампании подтверждает это предположение. Прежде всего Песах ударил по византийским владениям на южном побережье Крыма так называемым Климатам, протянувшимся от Херсона до Боспора. Эта линия приморских укреплений империи в Х в. состояла более чем из 30 крепостей, замков, монастырей (Баранов И.А. О восстании Иоанна Готского // Феодальная Таврика. Киев, 1974. С. 153 и след.; Домбровский О.И. Средневековые поселения и исары крымского Южнобережья // Феодальная Таврика. Киев, 1974. С. 8 и след.). Многие из них были разрушены Песахом. Как сообщает Кембриджский документ, и пошел тот [Песах] в гневе на города Романуса и перебил всех от мужчин до женщин. И захватил он три города и, кроме того, много селений. Затем его войско осадило Херсонес, но крепкие стены спасли город от разграбления.

Из южного Крыма военные действия перенеслись в восточную его часть. О войне Песаха с русами Кембриджский документ говорит очень невнятно. Можно только понять, что Олегу пришлось оставить С-м-к-рай, причем из его людей умерло 90 человек. Такие потери могли быть чувствительны для русов лишь в том случае, если все их войско состояло из трех-четырех сотен дружинников. Следовательно, как уже говорилось выше, набег на С-м-к-рай был предпринят Олегом силами одной его дружины, численность которой Ибн Фадлан оценил в четыреста богатырей. Вслед за поражением Олегова войска разгрому подверглись поселения русов в восточной Таврике: И избавил [Песах хазар] от руки русов и поразил всех находившихся там мечом.

Далее в Кембриджской рукописи говорится, что Песах не удовлетворился водворением порядка и спокойствия в Крыму и пошел на Х-л-го, то есть совершил поход в глубь Русской земли. Война Песаха с Х-л-го продолжалась четыре месяца почти весь военный сезон того времени. Подробности похода остаются неизвестными, но в конце концов русы были вновь побеждены: и Бог подчинил его [Х-л-го] Песаху, и он направился и нашел добычу, которую [Х-л-го] захватил в С-м-к-рае.

Торжество Песаха было полным. Олегу пришлось не только расстаться с награбленным добром, но и повернуть оружие против своего союзника Византийской империи. На переговорах с хазарским полководцем он попытался свалить вину за свой крымский набег на василевса ромеев: Это Романус побудил меня сделать это. Песах возразил: Если это так, то иди войной на Романуса, как ты воевал со мной, и тогда я оставлю тебя в покое. Если же нет, то умру или буду жить, пока не отомщу за себя. И тогда Олег против своей воли пообещал Песаху выполнить его требование. Но война с Византией закончилась еще более сокрушительным поражением русов.

Историки, некритично использующие указанное сообщение Кембриджского документа, порой говорят даже о размещении в Киеве хазарского гарнизона, ссылаясь на название одного киевского района Козаре (Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века / Науч. ред., послесл. и коммент. В. Я. Петрухина. М.; Иерусалим, 1997). Однако мнение это неосновательно. Термин козаре имеет общеславянские корни, а сходные топонимы распространены далеко за пределами Киевской Руси: в средневековых польских документах встречаются населенные пункты Козара, Козарки, Козаровичи; на Среднем Дунае имелись Козар и Козари; даже Новгородская земля обзавелась урочищем Хазарницы на реке Ловати. Названия всех этих местечек, не исключая и киевского Козаре, восходят к праславянскому слову kozarъ козий пастух (Этимологический словарь славянских языков. Вып. 12. М., 1985. С. 21 22). Столь же неоправданна ссылка на известие Масуди: русы и славяне войско царя [Хазарии] и его рабы. Под рабством русов арабский писатель в данном случае подразумевает не владычество Хазарии над Киевской Русью, а абсолютную власть кагана над жизнью его воинов, среди которых было немало русско-славянских наемников. По сообщению Йакута, если хазарское войско обращалось в бегство, то предается смерти всякий, кто из него возвратится к нему [кагану] .

Нет ни малейших сомнений, что, начиная с сообщения о разорении Песахом собственных владений Х-л-го, история под пером еврейского анонима перерастает в ура-патриотический роман. Появляются выразительные диалоги, зато исчезают исторические реалии, события происходят в безвоздушной среде авторского вымысла. Куда, например, девались печенеги? Ведь совершить переход от Азовского моря к Киеву, минуя их кочевья, было невозможно. Не назван ни один географический пункт, даже место переговоров Песаха с Х-л-го. Очевидным абсурдом выглядит объявление войны русами более сильному противнику (грекам) после поражения от более слабого (черных булгар). Нечего и говорить о том, что покорение Русской земли силами булгарской орды, пусть даже при помощи более или менее многочисленного хазарского отряда, в середине Х в. было уже совершенно немыслимым делом. В договоре Игоря с греками 944 г. соотношение сил русов и черных булгар предстает совершенно в ином (и безусловно истинном) свете: киевский князь берет на себя обязательство не допускать набегов булгарской орды на херсонские земли. А его современник хазарский царь Иосиф, был озабочен не тем, как собрать дань с русов, а тем, чтобы не допустить ограбления ими прикаспийских областей. В письме к Хасдаю ибн Шафруте, датируемом 40 50-ми гг. Х в., одну из главных своих заслуг он видел в том, что не позволяет русам, приходящим на кораблях, входить в Каспийское море и нападать на мусульман.

(Примечание: Сефард (испанский еврей) Хасдай ибн Шафрут был приближенным кордовского халифа Абдаррахмана III (912 961). Узнав от еврейских купцов, что правитель далекой Хазарии является его единоверцем, он отправил с ними письмо, содержавшее различные вопросы к хазарскому царю, касавшиеся его страны. Ответил на это послание один из последних правителей каганата царь Иосиф).

Если бы я оставил их в покое на один час, пишет Иосиф, они уничтожили бы всю страну измаильтян до Багдада. Стало быть, в 939 г. победоносный Песах поразил мечом далеко не всех русов Таврики.

Ничего не знает о подчинении киевских русов хазарам другой современный писатель Константин Багрянородный.

Для лаврового венка досточтимого Песаха эти свидетельства столь же пагубны, как осенняя буря для увядшей листвы. Наконец, то обстоятельство, что вся история с покорением Руси нужна автору Кембриджской рукописи лишь для того, чтобы мотивировать последующий поступок Х-л-го нападение на Константинополь, совершенное на самом деле не им, а князем Игорем, окончательно изобличает литературное происхождение всего фрагмента. Во времена Игоря эпоха хазарской дани для киевских полян давно канула в прошлое.

Истина заключается в том, что неудача Олега в Крыму действительно имела следствием его поражение в Русской земле. Но победителем светлого князя здесь был не опытный военачальник дряхлевшего каганата, а юный предводитель киевских дружин, использовавший победу Песаха в Крыму в своих интересах.

Изгнание Олега II из Киева

Правда, до открытого столкновения, по-видимому, не дошло. Во всяком случае, моравское летописание (в изложении Хр. Фризе) представляет дело так, что Игорь старался осторожно устранить его [Олега] с дороги. Но Олег был слишком умен и слишком прозорлив, он сейчас заметил расставленные сети и потому заблаговременно позаботился о безопасности, собрав все свои сокровища, бежал с ними в Моравию. Когда же Оттон I вооружил в 939 г. моравов против герцога богемского [чешского князя] Болеслава, знатнейшие моравы, во внимание к высоким доблестям Олега, предложили ему моравскую корону и сделали королем [великим князем] (Фризе Хр.Ф. История польской церкви. Т. I. Варшава, 1895. C. 41).

Неизбежное свершилось: Киев был навсегда потерян для светлого князя. Но победитель подчинен необходимости в не меньшей степени, чем побежденный. Следующий политический шаг Игоря был предопределен его вновь приобретенным положением независимого государя, великого князя Русской земли он должен был добиться подтверждения своего политического статуса со стороны императора ромеев.

Борьбу за упрочение международного положения Древнерусского государства решительно повел великий князь Святослав. Он рано вступил на военное поприще. В трехлетнем возрасте Святослав потерял отца - князя Игоря, который нарушил обычай сбора дани (полюдья) с подвластных Киеву земель. В 945 г. во время незаконного вторичного побора со славянского племени древлян он был ими убит. Овдовевшая княгина Ольга решила наказать непокорных древлян за убийство мужа и на следующий год направила дружину в их земли. По обычаю поход должен был возглавить князь. И хотя Святославу к тому времени исполнилось всего четыре года, Ольга отправила его вместе с войском отомстить за смерть отца.
Конечно, малолетний княжич не мог управлять дружиной, это делал воевода Свенельд, но битву начал Святослав. Когда киевская дружина и войско древлянского князя Мала встали друг против друга, то княжич, выехав из рядов дружины, метнул копье. Пущенное детской рукой копье, пролетев между ушей коня, вонзилось у его ног. «Князь уже начал, - с мрачным юмором возвестил Свенельд, - последуем, дружина, за князем». Древлянские воины потерпели поражение. Город был осажден и сожжен. Жестоко отомстила княгиня Ольга за смерть мужа.
Когда Святослав возмужал, он проявил незаурядные качества не только воина и полководца, но и государственного деятеля. Перед Русью стояли важные задачи, которые необходимо было решить.

Используя отъезд Святослава из Болгарии, Никифор Фока попытался наладить мирные отношения с болгарскими боярами. Но 30 января 969 г. болгарский царь Петр умер. Его сыновья Борис и Роман, бывшие при дворе императора в Константинополе, возвратились в столицу Болгарии Преславу в момент растущего недовольства болгар против вновь поднявших голову провизантийски настроенных феодалов. Святослав вернулся в Переяславец и, используя сложившуюся ситуацию, летом 969 г. пришел в Преславу, где заключил союз с новым царем Болгарии Борисом.
Положение Византии осложнилось. Трон императора захватил полководец Иоанн Цимисхий, убивший своего двоюродного брата Никифора Фоку.
Летом 970 г. Иоанн послал войско Варды Склира (Жестокого) во Фракию, а сам выступил против восставшего в Малой Азии брата убитого Никифора - Варды Фоки. Тем временем русские и болгарские войска, присоединившиеся к ним печенеги и венгры перешли хребет. Болгары и русские преодолели Стара-Планину (Балканский хребет), вероятно, через Шипкинский перевал и по тропам в диких лесных горах вышли в долину реки Тунджи, в тыл старой византийской дороги через Троянов перевал. Конные массы печенегов и венгров по Троянской дороге вышли к Филиппополю (Пловдиву). Город был взят, и соединенные войска союзников двинулись по направлению к Адрианополю. Варда Склир отступил к крепости Аркадиополь. Всего он сконцентрировал там, по византийским источникам, около 12 тыс. человек.
Союзные войска насчитывали, по данным византийцев, до 30 тыс. человек, в том числе около 10 тыс. русско-болгарского войска. Варда Склир опасался покинуть стены крепости. Однако союзники разъединились в окрестностях города. Венгры и печенеги образовали два отдельных лагеря, расположившись перед станом объединенных русских и болгар.
И тогда Варда Склир решился. Он, выйдя из крепости, поставил в засаду по обеим сторонам дороги два крыла своего войска, укрыв их в зарослях. В центре расположилась третья группа войск византийцев во главе с самим Вардой. Конница Склира произвела ложную атаку на лагерь кочевников и, отступая, завлекла печенегов и венгров под удар основных и засадных сил. Болгарская конница поспешила на выручку союзников, а тем временем русско-болгарская конница и пехота изготовились к бою. Кочевники, попавшие под удар с трех сторон, отступили. Преследовавшие их византийцы столкнулись с русско-болгарской дружиной, и в разгоревшемся с новой силой бою «с обеих сторон уже многие храбрые пали». Сражение продолжалось с равным успехом, сообщают византийские хроники. Об упорстве сторон свидетельствует тот факт, что сам византийский полководец едва не поплатился жизнью. Склир, стремяст остановить дрогнувшие войска, во главе катафрактариев (тяжеловооруженная конница) вступил в сражение. На его пути оказался огромный всадник из войска Святослава. И только крепкий шлем спас византийского полководца. Меч противника, стользнув по шлему, оглушил Варду. Брат Склира, могучий Константин, не мешкая, напал на воина, но тот оказался умелым наездником. Уклоняясь от удара, он лег на круп коня, которому меч Константина перерубил шею. Подоспевшие катафрактарии закололи копьями спешенного воина.
Иоанн Цимисхий, чтобы выиграть время, запросил перемирия. Императору, который грозил Святославу после взятия Филиппополя войной, пришлось убедиться в намерении киевского князя изгнать византийцев из пределов Болгарии: Святослав советовал византийцам убираться в Малую Азию, поскольку-де владений в Европе они не имеют. В противном случае, заявлял киевский князь, мы сами придем под стены столицы и храбро встретим противника. Угроза руссов и болгар сбывалась. Их войска дошли до пределов Адрианополя, где находился слабый гарнизон византийцев под командованием магистра Иоанна Куркуаса.
Задобрив союзников дарами и обещая выплатить дань весной, Иоанн Цимисхий добился передышки. В конце 970 г., отозвав войска Варды Склира в Малую Азию, он подавил восстания Варды Фоки и зимой 970)71 г. срочно перебросил военные силы империи в Европу, в район Андрианополя. Началась тщательная подготовка к возобновлению военных действий. Были подвезены провиант, фураж и пополнен осадный парк. Для поднятия духа армии император провел смотр войск, а перед глазами жителей столицы был разыгран морской бой. Всю зиму византийцы собирали сведения о количестве и местонахождении сил союзников. Столь тщательная подготовка объяснялась высокими боевыми качествами войска русских и болгар.
Византийское войско на поле боя строилось фалангой, которая, оградив себя щитами, медленно двигалась к противнику. На флангах находилась конница. Она разделялась на легкую и тяжелую. На последнюю возлагались основные боевые задачи. Лучники выстраивались позада фаланги. Византийская пехота в бою обрекалась на пассивные, вспомогательные действия. В византийских военных трактатах X века полководцу рекомендовалось тщательно выбирать поле битвы, чтобы препятствия (ямы, рвы и т.п.) не разрывали боевых порядков пехоты.
В отличие от войска византийцев, предпочитавших вести кавалерийский бой метательным оружием и избегавших прямого столкновения, сплоченная фаланга болгаро-руссов стремилась к рукопашной схватке. Союзники умели действовать в пешем строю против конницы Византии: оградив свои ряды тяжелыми щитами и выставив копья, они расстраивали конников противника. Лучники русских и болгар, находившиеся в интервалах боевых порядков, ведя интенсивный обстрел коней и всадников в ходе столкновения, немало способствовали замешательству противника. Моральные качества славян-союзников были несравненно выше разноязычной армии империи.
Весной 971 г. русские и болгарские войска размещались отдельными отрядами в городах Болгарии. Святослав с дружиной находился в это время в крепости Доростол (теперешняя Силистрия). Конные массы печенегов и венгров на зиму ушли в задунайские и приднепровские степи.
Император был осведомлен о размещении войск союзников и он решил воспользоваться разобщенностью сил русских и болгар, чтобы разгромить их по частям. К апрелю 971 г. Цимисхий подготовил к походу 15 тыс. пехоты, 13 тыс. конницы и 2 тыс. человнк «бессмертных» (тяжеловооруженная конница личной охраны императора). Без предупреждения о нарушении перемирия войско Византии вторглось в Болгарию и направилось к Преславу. Императору было известно о том, что горные проходы через Старую Планину не охранялись союзниками. На военном совете Иоанн Цимисхий с трудом убедил своих военачальников пройти на Преславу через Вербишкинский проход, считавшийся непроходимым зимой из-за метелей, а весной из-за таяния снегов и схода лавин. Цимисхий во главе «бессмертных» повел армию опасным путем. Выбор направления диктовался не только степенью внезапности, но и тем, что в столице Болгарии - Преславе находились царь Борис и небольшой отряд русских - всего 8500 человек.
С крепостных стен древней столицы стража увидела выходящие из ущелья походные колонны византийцев. Солнечные блики играли на блестящих доспехах «бессмертных» Цимисхия. Они первыми прошли опасным путем. За ними двигалось остальное войско. Численность противника не испугала защитников крепости. Они встретили византийских воинов в открытом поле, и последовавшая за этим сеча была весьма ожесточенной. Император направил на левое крыло русских и болгар своих «бессмертных». Союзникам пришлось отступить за стены города. Византийские воины попытались взять его штурмом, но, осыпаемые градом стрел, были вынуждены отойти. На следующий день прибыли осадные машины Цимисхия и последовал общий штурм. Многочисленность византийцев заставила русских и болгар укрыться в царском дворце. У ворот, оставленных открытыми для того, чтобы оставшиеся в городе воины могли войти во дворец, произошла ожесточенная схватка. 150 воинов противника своими трупами загородили вход. Византийцы откатились от дворца. Видя бесплодность попыток взять штурмом дворец, Цимисхий приказал поджечь его. Чтобы не подвергать опасности царскую семью, из дворца на последний бой вышел отряд союзников числом до 7 тыс. Часть русских и болгарских воинов во главе с воеводой Свенельдом пробилась через ряды противника и направилась к Доростолу. Царь Борис и его семья были пленены императором.

Святослав собрал воинов у Доростола, но по численности они значительно уступали византийскому войску. Наступавший всегда первым, в этот раз Святослав избрал оборонительный план действий. Отрываться от Доростола не имело смысла, поскольку 300 греческих судов с 15 тыс. воинов по приказу Цимисхия подходили к крепости по Дунаю и исключали возможность ухода русских воинов на ладьях по реке.
23 апреля 971 г. около 30 тыс. русских и болгарских воинов встретили 45-тысячное войско противника. 12 раз византийцы атаковали союзников и 12 раз откатывались обратно. К вечеру Святослав отвел свои войска в Доростол.
На следующий день Иоанн Цимисхий, зная цену полководческого таланта Святослава, устроил укрепленный лагерь со рвом и щитами на валу. Византийцы установили метательные машины и приступили к осаде Доростола. Святослав в свою очередь избрал способом ведения боевых действий активную оборону. Противникам чаще приходилось встречаться в открытом бою, нежели на стенах Доростола.
После неудачной попытки взять штурмом крепость, Цимисхий приказал блокировать ее флотом, вооруженным «греческим огнем». Доростол был окружен со всех сторон византийцами. Однако 26 апреля Святослав вывел свое войско за стены крепости и после ожесточенной сечи оставил поле боя за собой. Он оставался на нем всю ночь и до середины следующего дня. Русские воины вырыли глубокий ров вокруг стен города, «дабы римляне (византийцы) не наступали успешно» и не смогли подтянуть ближе метательные машины. Несмотря на тяжелое положение осажденных, они не прекращали вылазок. «С тех пор как началась осада города, - сообщает византийский источник, - происходили почти ежедневные стычки».
На 65-й день обороны Святослав послал 2 тыс. воинов на ладьях (ладьи предварительно была вытащены и подтянуты за стены крепости) на вылазку. В грозовую темную ночь они захватили в окрестностях крепости продукты, а на обратном пути, выйдя из ладей, разгромили неприятельский отряд. Цимисхию пришлось усилить бдительность: все тропинки и дороги, ведущие из города, были перекопаны рвами и охранялись стражей. Добывать продовольствие стало невозможно. Византийцы усилили обстрел крепости из метательных машин.
19 июля Святослав произвел решительную вылазку и напал на отряд метательных машин. В результате боя многие из них были разрушены, а прислуга перебита. Сам начальник Иоанн Куркуас был убит, по словам Льва Диакона, понеся достойное наказание на «безумные преступления», совершенные против священных храмов в Мисии (Болгарии), где «ризы и святые сосуды переделал в собственные вещи».
20 июля произошел жестокий бой. Противники не уступали друг другу. В разгар сражения грек Анемас, один из воинов отряда «бессмертных», уколами меча разъярив своего коня, прорвался к русскому воеводе Икмору, побившему множество византийцев, и поразил его. Союзники, опечаленные гибелью богатыря-предводителя, забрав его тело, ушли в Доростол.
21 июля 971 г. Святослав, следуя древнему вечевому обычаю, собрал военный совет, на котором пошла речь о дальнейших действиях: начать мирные переговоры или уйти на ладьях. В заключение, выслушав доводы воинов, Святослав сказал: «С храбростью предков наших и с тою мыслию, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со славою». Русский летописец также приводит сильную речь Святослава: «Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, бо мертвые сраму не имут». Воины ответили: «Где глава твоя ляжет, там и головы наши положим» (3). Совет единогласно вынес решение сражаться. Острое чувство воинской чести и долга, ответственность перед всем русским народом сплотили воинов. Это была форма клятвы-присяги перед битвой, которая разгорелась на следующий день.
22 июля 971 г. Святослав вышел с войском и повелел закрыть ворота крепости. Цимисхий также вывел своих воинов из лагеря и изготовился к бою. Византийское войско было построено традиционно. В центре фаланги шли тяжеловооруженные пехотинцы. На флангах располагалась конница. Лучники и пращники, находившиеся позади фаланги, вели обстрел союзного войска из-за рядов своей пехоты.
Отсутствие конницы у русских и болгар повлияло на построение их боевого порядка. Войско, численность которого вероятно доходила до 20 тыс. человек, не считая больных и раненых, оставшихся в крепости, было построено «стеной» до 20 шеренг в глубину. Между «стеной» союзников и крепостью находился резерв, предназначенный защищать тыл войска от охвата его византийской конницей. В интервалах между воинами находились лучники, которые поражали воинов и коней византийцев бронебойными стрелами. Лучники также усиливали фланги союзного войска, поскольку им было необходимо отбивать атаки византийской конницы во избежание охвата.
Византийские стрелки, расположенные позади фаланги, могли действовать на первоначальном этапе боя. При столкновении противников их действия ограничивались боязнью поразить стрелами своих воинов в рукопашной сече.

После непродолжительного перерыва сражение возобновилось. Святослав рубился в первых рядах воинов, ободряя их. Грек Анемас, отличившийся ранее, пробился к Святославу и ударом меча в ключицу сбил его с ног. Но великолепный воин Святослав через мгновение был на ногах и продолжал сражаться, а храброго грека подняли на копья разъяренные русские воины.
Видя упорное сопротивление «стены», Цимисхий решил применить хитрость и преднамеренно отступить со своим войском, чтобы увлечь русских и болгар от стен Доростола. Он разделил войско на две части. Одна часть вступила в бой, а затем начала отступать. Другой отряд конницы под командованием Варды Склира должен был зайти в тыл и преградить путь к отступлению союзников в Доростол. Задуманный план был близок к осуществлению. Однако византийское войско с трудом сдерживало натиск союзников. Тогда Варда Склир атаковал с тыла «стену», но резерв, стойко сражаясь, не позволил нарушить боевой порядок. Русские и болгары не дрогнули, и только начавшаяся буря с дождем и песком, бившими им в лицо, затруднила их действия. Они решили прекратить сражение. Закинув щиты за спину, русские и болгары в страшной сече, сметая воинов противника, прорубили себе путь через ряды византийцев и ушли в крепость.
Под Доростолом 22 июля закончилась война с византийцами. На следующий день начались переговоры Святослава с императором, и тот «охотно принял предложение союза», записал византийский историк (4).
По договору Святослав оставлял Болгарию, а Цимисхий обязывался пропустить войско русских и выдавал на 22 тыс. воинов союзников по две меры хлеба. Император признавал права русских купцов в Византии и возобновлял торговые связи с Русью, но обязывал киевского князя не ходить с войском в Болгарию и «Корсуньскую страну» (Херсонес).

После заключения мира состоялась встреча русского князя и византийского императора. Святослав произвел на него сильное впечатление. Он прибыл на свидание в лодке, работая веслом наравне с другими гребцами. Его белая одежда ничем не отличалась от нарядов прибывших с ним дружинников. Сам князь был среднего роста, широкоплеч, строен, голубоглаз. Густые брови подчеркивали мужественный характер. В одном ухе висела серьга, украшенная драгоценными камнями. Переговорив с императором, Святослав вернулся в лодку и отбыл к своему войску.
Сановников императора поразила немногословность русского князя. Видимо, он не поверил заверениям византийских дипломатов.

Русский летописец, характеризуя их изворотливость, писал: «Так говорили греки, обманывая русских». Свидетельством лицемерия византийцев явилось их заявление о Болгарии: по их словам, они защищали эту страну от... русских. Впоследствии «защитник» Иоанн Цимисхий объявил царя Бориса и его семейство пленниками, а все захваченные болгарские земли - владением Византии. Болгарские города были переименованы на греческий лад: Преслав стал называться Иоаннополисом, Доростол - Феодорополисом.
Заключение мира с Русью не успокоило византийцев, кторые попрежнему опасались силы войска Святослава. Поэтому они подбили печенегов напасть на возвращавшуюся в ладьях русскую дружину. Печенеги закрыли подходы к порогам на Днепре. Часть войска вместе с воеводой Свенельдом ушла в Киев сухим путем. Но Святослав, деливший все тяготы походной жизни со своими воинами, не пожелал бросить раненых дружинников и остался с ними зимовать в устье Днепра. Весной 972 г. Святослав и оставшиеся дружинники, перенесшие голодную зиму, предприняли попытку с боем прорваться через пороги, где засели печенеги. В схватке с ними Святослав погиб. Из его черепа печенежский князь Куря сделал чашу для питья вина, оковав ее золотом. Печенег очень гордился знаменитым трофеем.
Дело Святослава продолжили его преемники. Выдержала испытание временем и память о совместной борьбе русских и болгар против византийцев. Накануне русско-турецкой войны 1877-1878 гг., когда русский народ готовился выступить в защиту Болгарии от османского ига, болгарские эмигранты, обращаясь к российскому правительству, писали о том, что болгарский народ помнит, как некогда русский князь Святослав избавлял его от византийцев.
Стратегия Святослава была подчинена тем крупным политическим целям, которые стояли перед Древнерусским государством. Внешняя политика была направлена на укрепление международных и экономических связей, обеспечения безопасности страны. И до Святослава проводились походы против Хазарии и Византии. Так было при князе Олеге в 907 и 911 гг., при его отце Игоре в 913 и 944 гг. Но эти мероприятия носили эпизодический характер. Походы Святослава отличались от предыдущих тем, что он стремился довести их до логического конца - разгромить основные силы соперников, обеспечив не только тыл, но и страну от опасности. Решение стратегических задач проводилось последовательно и планомерно. После разгрома Хазарского каганата и надежного обеспечения восточных границ Руси Святослав предпринял поход на Балканы. Ориентация князя-полководца в политических событиях, происходящих на границах Руси и Балканах, свидетельствует о том, что он был не только известным полководцем своего времени, но и незаурядным дипломатом. Организация и проведение военных действий против Византийской империи наглядно продемонстрировали широту его взглядов, учитывавших изменения в политической жизни сопредельных стран (5).
В тактике Святослав отдавал предпочтение наступательному бою. Он, используя и развивая лучшие качества русского воина, его стойкость в рукопашной схватке, противопоставил медлительной монолитной фаланге византийцев молниеносный мощный удар расчлененной «стены», рассредоточив ее по фронту, полагаясь на индивидуальные возможности ратника.
Примечательна и моральная подготовка воинов. Святослав был требователен к себе, а, следовательно, и ратник обязывался строго соблюдать воинский этикет - быть закаленным и храбрым. Полководец, обращаясь к ним, говорил: «Потягнем (построим) мужественно, братья, и дружина... Не посрамим земли Русской».
Полководческая деятельность князя Святослава стала для последующих поколений русских людей образцом выполнения воинского долга. Многие русские воины и князья следовали его примеру.

Поделиться: