Асклепий, древнегреческий бог врачевания. PR в Античной мифологии

Асклепий (Ασκληπιός, лат. Aesculapius, Эскулап) – у древних греков бог врачебной науки, сын Аполлона и Корониды, дочери лапифа Флегия, родившийся в Лакерее или Трикке, в Фессалии, а по другому преданию в Эпидавре, в Арголиде или в Мессении. Когда возник спор о месте рождения Асклепия, то оракул решил его в пользу Эпидавра, но признал матерью бога фессалианку Корониду.

Аполлон передал ребенка Асклепия кентавру Хирону , который воспитал его и научил искусству врачевания. По Аполлодору Асклепий получил от богини Афины кровь, истекшую из жилы Медузы Горгоны , и, пользуясь ею, мог губитьи воскрешать людей (например, Ипполита , Капанея , Тиндарея, Гименея, Главка и др.), а Гигин передает рассказ о змее, которая показала Асклепию траву, обладающую силой воскрешать людей. Зевс , боясь, что Асклепий научит людей избавляться от смерти, убил его молнией. Гомер несколько раз упоминает об Асклепии, как о превосходном враче, сыновья которого Махаон и Подалирий, были врачами в греческом войске, осаждавшем Трою .

По мнению одних, Асклепий является историческим лицом, другие же полагают, что культ Асклепия имеет финикийское или колхидское происхождение. Асклепия часто сопровождает богиня здоровья Гигиея. Этому богу-целителю было посвящено много знаменитых храмов (Ασκληπιεία); соединенные с лечебницами, они воздвигались обычно в священных рощах, вблизи целебных источников или на высоких горах. Жреческие обязанности исполняли в них преимущественно лица, принадлежавшие к роду асклепиадов .

Нередко в храмах Асклепия держали змей, так как змея постоянно является символом божества и пророческой силы. Так как бог по преданию подавал исцеление, главным образом, во время сна, то в его храмах происходили, так наз. incubationes (возлежания): Асклепий или другое божество являлись к больным во время их сна и называли целебное средство. Исцеленные, покидая храм, приносили богу жертву (обыкновенно петуха) и вешали в храм по обету доски с обозначением болезни и врачебного средства. Раскопки храма в Эпидавре обнаружили большое число таких таблиц. В Эпидавре же каждые 5 лет, 9 дней спустя после истмийских игр , справлялся знаменитый праздник Асклепия – асклепии . При пении гимнов статуя бога возилась в торжественной процессии на триумфальной колеснице, которую сопровождала толпа факельщиков; затем следовали жертвоприношения, поэтические и музыкальные состязания и т. п.

Статуя бога Асклепия. Санкт-Петербургский Эрмитаж

В Рим культ Асклепия или Эскулапа проник в 291 до Р. Х. во время свирепствовавшей в городе чумы. По приказанию сивиллиных книг Асклепий в образе змеи был перевезен из Эпидавра, и ему был посвящен храм на тибрском острове (ныне San-Bartolommeo). Известен был также храм Эскулапа в Антии (Antium). Культ Асклепия дольше других выдерживал борьбу с христианством.

Асклепий принадлежал к числу божеств, наиболее часто изображавшихся древним искусством. Его обычно представляли бородатым мужем, похожим по выражению лица на Зевса, но более кротким и молодым. Сохранившиеся статуи изображают Асклепия по большей части стоящим и одетым в длинный плащ; правой рукой он опирается на толстый посох, вокруг которого обвилась змея; нередко встречается группа Асклепия и Гигиеи. Возле святилища Асклепия в Афинах были найдены во множестве рельефы, изображающие Асклепия и Гигиею вместе с Махаоном, Подалирием и т. д. Прекрасная голова Асклепия с о. Мелоса (которую считают также головой Зевса), находится в Британском музее, а величественная статуя Асклепия в Лувре, в Париже.

10:44 pm - Эскулап или Асклепий...

Так..ну в честь вчерашнего праздника...пост про медицину и искусство)и про мифы...
Эскулап в древнеримской или Аскле́пий (др.-греч. Ἀσκληπιός, «вскрывающий») в древнегреческой мифологии - бог медицины и врачевания. Изначально был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие.


John William Waterhouse
A sick child brought into the temple of Aesculapius, 1877

Асклепий с посохом

Асклепий (A s c l h p i o z) · бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды (по другой версии, Арсинои, дочери Левкиппа), которую Аполлон убил за измену (Коронида предпочла Аполлону Исхия, когда Аполлон узнал об этом от ворона, он окрасил до этого белые перья ворона в черный цвет). Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из ее чрева младенца Асклепия и принес его на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил его искусству врачевания. Асклепий пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых (он воскресил Ипполита, Капанея, Главка - сына Миноса и др.). За это разгневанный Зевс убил Асклепия молнией, ведь жизнями и смертями распоряжался Аид и никто кроме него не был вправе этого делать.


Когда Асклепий накопил в искусстве врачевания большой опыт, Афина дала ему кровь, вытекшую из жил горгоны Медузы. Кровь, которая текла из левой части горгоны, несла смерть, а из правой части - использовалась Асклепием для спасения людей.

Культ этого божества был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Непременным атрибутом Асклепия был жезл, который обвивала змея (или даже две). Иногда он сам ассоциировался со змеей, получавшей в храме Асклепия жертвоприношения. Позже его символом стала чаша, также обвитая змеей. Когда больной выздоравливал, в жертву Асклепию приносили петуха. На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова Кос считались его потомками и назывались Асклепиадами. Асклепий мыслился ипостасью Аполлона, известны их общие храмы и атрибуты. Сыновьями Асклепия от его супруги Эпионы были Подалирий и Махаон (погибший в Троянской войне), упоминаемые Гомером как прекрасные врачи. Среди дочерей - богини Гигиея ("здоровье"), Панацея (Панакея) ("всецелительница") и Иасо ("лечение") - женские коррелаты Асклепия. В святилище Амфиарая в Оропе находился жертвенник, одна из частей которого была посвящена Панацее, Гигиее и Афине Пеонии ("целительнице").

В образе Асклепия сочетаются хтонические черты земли-целительницы и представление о передаче божественных функций детям богов - героям, которые своей дерзостью нарушают равновесие, установленное в мире олимпийцами. В римской мифологии Асклепий именуется Эскулапом, его культ был введен в Риме в начале III в. до н.э., на одном из островов Тибра, там, где была выпущена привезенная из Эпидавра змея, был основан храм бога.

Гигиея

Асклепий (Эскулап)

Но не только мстителем является Аполлон, не только гибель шлет он своими золотыми стрелами; он врачует болезни. Сын же Аполлона Асклепий – бог врачей и врачебного искусства. Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя Хирона. Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс метнул свою молнию и поразил Асклепия. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.

По всей Греции чтили Аполлона. Греки почитали его как бога света, бога, очищающего человека от скверны пролитой крови, как бога, прорицающего волю отца его Зевса, карающего, насылающего болезни и исцеляющего их. Его почитали юноши-греки как своего покровителя. Аполлон – покровитель мореходства, он помогает основанию новых колоний и городов. Художники, поэты, певцы и музыканты стоят под особым покровительством предводителя хора муз, Аполлона-кифареда. Аполлон равен самому Зевсу-громовержцу по тому поклонению, которое воздавали ему греки.

Дронова Софья

Асклепий

Краткое содержание мифа

Аполлон и Коронида
Адам Эльсхаймер, Ливерпуль,
Художественная галерея Уолкера

Асклепий (римск. - Эскулап) от др.-греч. - «вскрывающий». Согласно легенде, отцом Асклепия был бог Аполлон, а матерью — нимфа Коронида. Воспитывал же Асклепия - кентавр Хирон, потому, что Аполлон убил Корониду за измену.

Именно Хирон обучил будущего виртуозного врача искусству врачевания. Он воспитал Асклепия на склонах Пелиона.

Асклепий
Античная скульптура
Рим, музеи Ватикана

Сначала Хирон поручил наблюдение за воспитанником своей собаке, ставшей для Асклепия кормилицей и нянькой. Когда же младенец подрос настолько, что мог понимать человеческую речь, взялся за его воспитание сам. Посадив Асклепия на спину, он возил его по горным склонам. Немало времени провели они в Пелефренской долине, прославленной целебными растениями. Там кентавр взрывал острым копытом землю и, освободив растение, объяснял малышу, какими свойствами обладают его плоды, листья и корень. Названия трав и цветов, поначалу чуждые Асклепию, наполнялись смыслом, он приобретал знания, которые давал ему его учитель.

УАсклепия была семья. В браке с Эпионой у Асклепия родились сыновья Подалирий и Махаон (упоминаемые Гомером как великолепные врачи) и дочери, почитаемые как богини, - Гигиея, Панацея и Иасо.

Вскоре Асклепий превзошёл в искусстве врачевания не только Хирона, но и всех смертных.

Асклепий и Гигиея
Римская скульптура

Слава Асклепия, как искусного врача, быстро росла и распространялась по всему известному тогда миру. Он мог излечивать жгучую боль, возвращал зрение и слух, сращивал сломанные кости, делал сложные хирургические операции, залечивал, казалось, смертельные раны. Асклепий принимал и лечил всех, никому не отказывал: и бедных, и богатых, и старых, и юных. Не было болезни, которой не мог бы излечить великий целитель. Ему помогали дочери: Гигея, Панацея и Иасо.

Восхищались им не только люди, но и боги. Однажды Афина дала ему кровь, которая вытекала из головы Горгоны Медузы. Кровь, которая текла из левой части головы, несла смерть, а из правой - жизнь. Асклепий научился воскрешать мёртвых, и люди на Земле перестали умирать.

John William Waterhouse
A sick child brought into the temple
of Aesculapius, 1877

Зевс разгневался на Асклепия из-за того, что тот пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых, то есть нарушать порядок, установленный богами. Если люди станут бессмертными, то они приравняются к богам. Зевс убил Асклепия молнией, ведь жизнями и смертями распоряжался Аид, и никто кроме него не был вправе этого делать. Но попав к мойрам, с их соизволения Асклепий вернулся из царства мертвых и Зевс, чтобы утешить Аполлона, отца Асклепия, сделал его бессмертным - богом врачевания. Так сбылось неосторожное пророчество дочери Хирона Эвиппы, которая объявила, что Асклепий станет богом, умрет, а затем к нему снова вернется божественность, т.е. он дважды повторит свою судьбу. Образ Асклепия, держащего целительного змея, Зевс поместил среди звезд.

Образы и символы мифа

Звезда жизни
с посохомАсклепия

Посох Асклепия является одним из самых распространенных символов медицины. Асклепия всегда изображали с ним. Посох же, был изображен как деревянная палка с сучьями и символизировал связь с землёй и странствия врача.

Гигиея
Деталь полотна "Медицина"
Густав Климт, 1907 г.

По легенде, древнегреческий бог медицины и врачевания Асклепий шёл, опираясь на посох, во дворец критского царя Миноса, который позвал его воскресить умершего сына Главка. По дороге посох обвила змея, и Асклепий, испугавшись, убил её. Следом появилась вторая змея, с травой во рту, при помощи которой она воскресила первую змею. Асклепий нашёл эту траву и с её помощью стал воскрешать мёртвых.

Змеи тоже были очень важным символом бога врачевания, позднее его дочь Гигиеюизображали с чашей со змеями. Они обвивались вокруг посоха Асклепия и символизировали двойственность природы змеиного яда. Им можно как убить, так и вернуть к жизни.

По легенде Асклепий понял сущность змей еще в детстве, когда путешествовал с Хироном. Позднее же Афина дала ему кровь Горгоны Медузы, которая вытекала из головы и протекала через змей. Кровь с правой части головы оказалась целительной, кровь, взятая с левой стороны, убивала.

Коммуникативные средства формирования образов и символов

Раскопки в храме Асклепия в Эпидавре

Становление науки медицины должно было пройти через мифологизацию. В связи с этим существовало и существует множество храмов и памятников в честь бога врачевания - Асклепия.

Главные святилища находились на острове Кос, где работали Гиппократ и его ученики. Знаменитые врачи острова Кос считались потомками Асклепия и назывались Асклепиадами. Его культ был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Непременным атрибутом Асклепия была змея (или даже две), получавшая в его храме жертвенные приношения.

Монета с изображением
Асклепия

Курс лечения в Эпидавре назывался "диэта". Много столетий спустя это греческое слово стало толковаться исключительно как отказ от обжорства. Но в античности, диэта подразумевала лечение молитвой, прогулками и переживаниями мистерий, посвященных культу Асклепия в театре. В античные времена на сцене эпидаврского театра ставили не великие трагедии - "Царь Эдип" или "Троянки", а нечто среднее между священнодействием и театральным представлением с терапевтическим эффектом.

Святилище Асклепия находится в глубине полуострова Эпидавр, в широкой, окруженной высокими холмами долине. Это самое крупное для всей античности святилище бога врачевания причислялось к главным святыням эллинского мира. Под эгидой Греческого археологического общества здесь под руководством П.Каввадиаса с 1881 по 1928 (с перерывами) проходили раскопки.

Змееносец, Змея. Атлас Яна Гевелия.

Большинство дошедших до нас античных изображений Асклепия составляют посвятительные рельефы. Сохранились статуи бога и их фрагменты. В средние века он встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов. Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов, но уже в эпоху Возрождения Асклепий как персонаж изобразительного искусства утратил значение.

Важным средством формирования символов этого мифа стало его отождествление с появлением созвездия «Змееносец». По одной из версий Зевс поместил это созвездие на небо, чтобы Асклепия, бога врачевания, запомнили многие поколения.

Социальное значение мифа

Флаг всемирной организации
здравоохранения

Прежде всего, этот миф неотделим от истории появления медицины.

Асклепий спасал жизни людей, за это он и получил бессмертие. Культ Асклепия распространялся по всему миру. Он символизирует того, кто бескорыстно спасает жизнь людям. И богатым и бедным. Практически все современные организации здравоохранения пытаются отождествить себя с этим мифом.

Нимфа Коронида. - Рождение бога Асклепия. - Аполлон у Адмета. - Аристей, бог пчеловодства. - Змея Асклепия. - Храм Асклепия в Эпидавре. - Асклепий (Эскулап) в древнем Риме. - Бог Асклепий в изображении Лукиана.

Нимфа Коронида

Рождение бога Асклепия

Аполлон - бог, карающий и насылающий в наказание на человечество чуму и разные бедствия. Аполлон же вместе с тем, как бог солнца, является и богом-исцелителем и исправителем бед. Но Аполлон передал свою целительную силу в руки сына своего Асклепия (Эскулапа), матерью которого была нимфа Коронида.

Аполлон очень любил эту нимфу, но, узнав от ворона, что Коронида ему изменила, Аполлон в припадке ревности убил Корониду стрелой, а затем превратил Корониду в ворону. Болтливого же доносчика (ворона) превратил из белого, каким ворон был до того времени, в черную, мрачную птицу. С тех пор обе эти птицы (ворон и ворона) посвящены Аполлону.

Коронида должна была произвести на свет ребенка, когда была поражена стрелой Аполлона. Бог Аполлон вынул из мертвой Корониды своего сына Асклепия (Эскулапа), которого отдал кентавру Хирону на воспитание.

Дочь мудрого кентавра Хирона была пророчицей; она предсказала следующее Асклепию (Эскулапу): «Расти для блага мира, дитя. Многие смертные будут обязаны тебе жизнью. Ты будешь обладать даром даже воскрешать умерших. Но, сделав это раз против воли богов, ты навлечешь на себя гнев Юпитера, и его громовые стрелы поразят тебя» (Овидий).

Это предсказание исполнилось: Асклепий (Эскулап) воскресил, против воли властелина богов, Ипполита, пасынка Федры, и был за это поражен громовой стрелой Зевса.

После рождения Асклепия (Эскулапа) распространилась молва, что этот ребенок умеет исцелять больных и даже воскрешать мертвых. Действительно, Асклепию (Эскулапу) приписывают много чудесных исцелений, но главным образом бог Асклепий прославился своим даром воскрешать мертвых.

Аполлон у Адмета

Аполлон, разгневанный на Зевса за то, что Зевс убил его сына (Асклепия), взял свой лук и колчан и отправился убивать Циклопов, которые были обязаны ковать громоносные стрелы.

Зевс изгнал за это Аполлона на землю, и, принужденный добывать себе пропитание как простой смертный, Аполлон нанялся к Адмету, царю Фессалии, пасти его стада.

Аполлон также условился вместе с Посейдоном возвести стены вокруг Трои, но царь Лаомедонт отказался им заплатить, и разгневанный бог наслал на страну мор.

Наконец, Зевс, найдя, что Аполлон достаточно наказан, вернул его на Олимп.

Аристей, бог пчеловодства

У бога Аполлона был еще сын Аристей - от нимфы Кирены, которую Аполлон увез из Фессалии в Ливию, на берег Средиземного моря. По ее имени назван там город Кирены.

Аристей считался богом, покровительствующим стадам, но главная обязанность Аристея заключалась в воспитании пчел и уходе за ними.

На памятниках античного искусства Аристей почти всегда изображается в виде пастыря. Чаще всего Аристей несет на плечах ягненка. Примитивные изображения Христа в римских катакомбах представляют Спасителя в виде доброго пастыря Аристея и с атрибутами этого последнего.

Змея Асклепия

Искусство придает всегда Асклепию (Эскулапу) приятные и улыбающиеся черты. Бог Асклепий обыкновенно стоит, опираясь правой рукой на палку, вокруг которой обвивается змея (это - жезл Асклепия ). На голове у Асклепия повязка из ленты, придерживающая его довольно длинные волосы.

Змея посвящена богу Асклепию (Эскулапу) и считается эмблемой медицины. Римский писатель Плиний объясняет это тем, что змея, сбрасывая кожу, как бы возрождается; точно так же возрождается и тело больного от лекарств.

По словам же других античных писателей, Асклепий (Эскулап), наблюдая за змеями, открыл тайну воскрешать мертвых. Однажды, когда бог Асклепий сидел у постели больного, явилась змея и обвилась около его палки. Асклепий убил змею, но тотчас же появилась другая змея, неся во рту траву, натерла ею мертвую змею, которая тотчас же воскресла. Бог Асклепий отыскал также эту траву и с тех пор часто и с успехом употреблял ее.

На картине Герена «Жертвоприношение Эскулапу» изображен старик, которого дети подводят к статуе бога медицины, а одна из дочерей старика, стоя на коленях, наблюдает за змеей, голова которой поднялась над жертвенником.

Храм Асклепия в Эпидавре

В древнегреческом городе Эпидавре находился знаменитый храм Асклепия. Его окружала священная кипарисовая роща. Целые толпы больных стекались туда со всех частей Греции, ища там исцеления от всевозможных немощей и болезней.

Больные, являвшиеся просить совета в храм Асклепия, подвергались предварительно посту, омовениям и очищениям. Затем больные должны были провести ночь в храме, где бог Асклепий появлялся им обыкновенно во сне и давал наставления, которые потом объяснялись и истолковывались жрецами храма Асклепия.

Культ бога Асклепия (Эскулапа) был распространен по всей Греции. Асклепию воздвигали много храмов, которые обыкновенно строились около целебных источников. Животное, приносимое в жертву богу Асклепию, был петух.

Асклепий (Эскулап) в древнем Риме

Древние римляне воздавали богу Асклепию также большие почести и называли бога врачевания Эскулап .

Когда страшная чума, свирепствовавшая в течение трех лет, грозила опустошить всю страну, верховные римские жрецы решили, что нет другого средства, как послать за богом Эскулапом в Эпидавр. Бог благосклонно выслушал посланных и отпустил с ними свою змею. Лишь только корабль со змеей Эскулапа прибыл в Рим, эпидемия тотчас же прекратилась.

Бог Асклепий в изображении Лукиана

Древнегреческий писатель Лукиан в своих диалогах («Dialogi deorum») очень остроумно описывает ссору бога Асклепия с Гераклом во время пира богов на Олимпе.

Зевс, стараясь примирить Асклепия и Геракла, говорит: «Перестаньте ссориться точно люди, - это недостойно и неприлично за столом богов». Геракл: «Неужели же ты хочешь, Зевс, чтобы этот отравитель сидел выше меня?» Асклепий: «Да, конечно, ведь я и стою больше тебя!» Геракл: «Как так? Не потому ли, что Зевс убил тебя своей громовой стрелой за то, что ты сделал то, чего не должен был делать?» Асклепий: «Ты, вероятно, забыл, как ты горел на костре на вершине горы Эты? Чего же ты винишь меня, что я тоже испробовал огня?» Геракл: «Да разве мы с тобой вели одинаковую жизнь? Сын Зевса, я исполнял самые тяжелые работы, очистил землю, боролся с чудовищами, наказывал злодеев, оскорблявших род людской. А ты кто? Собиратель трав, шарлатан, годный только на то, чтобы подавать лекарство больным и прикладывать пластыри. Ты никогда ни в чем не проявил мужества!» Асклепий: «Ты прав, но я же тебя вылечил от твоих ожогов, когда ты пришел сюда, весь покрытый ими. А затем, умалчивая обо всем прочем, я никогда не был рабом, как ты, я не сидел за прялкой, одетый в пурпуровое платье, меня не била Омфала своей золотой сандалией, и, наконец, я никогда в припадке исступления не убивал своей жены и детей» (Лукиан).

Поделиться: