Основные этапы развития географии. Основные этапы развития географической науки

История географических идей насчитывает несколько тысячелетий. Ее невозможно отделить от истории человечества. Первобытные люди получали географическую информацию во время охоты, собирательства, посещая соседние со своим проживанием территории.

Изобретение компаса, изображения Земли, шарообразность

Целенаправленное и систематическое изучение окружающей природы и взаимодействия с ней человека восходит ко времени зарождения научной мысли. Европейская наука берет свое начало в трудах античных мыслителей, однако ее корни идут еще глубже – в Древний Египет и Месопотамию. В «колыбели» наук – Египте – впервые возникли методы (способы, приемы) познания мира: наблюдение, измерение, обобщение. Египтяне умели определять линию меридиана (направление север – юг), они изобрели письменность, обладали математическими, астрономическими и другими знаниями. Самые первые из известных нам карт были созданы в Шумере около 2700 г. до н. э.

Существенно облегчило изучение новых территорий изобретение компаса. Компас – устройство, облегчающее ориентирование на местности. Предположительно, компас был изобретен в Китае около 900-1000 лет назад.

Военные походы, торговля и путешествия в цивилизациях Древнего мира расширяли кругозор человека. Но все же кругозор этот охватывал отдельные регионы Земли, т.е. он был региональным.

Развитие торговли и мореплавания в далекие времена было невозможно без специальных (географических) знаний об окружающих землях и народах. Потребность в этих знаниях удовлетворяли так называемые логографы. Они делали описания берегов (периплы) и стран (перигёзы). Первым научным приемом, с помощью которого человек познавал окружающий мир, был описательный метод. Люди по-разному пытались изобразить поверхность Земли и саму планету.

Позже на основе его трудов греческому ученому Птолемею удалось сделать первые совершенные карты. Более 2000 лет назад ученые определили, что Земля имеет форму шара (сферы). Гипотеза о том, что земля имеет круглую форму, была выдвинута еще древнегреческим философом Аристотелем : он наблюдал за движениями Луны и Солнца в течение суток, что позволило ему сделать подобный верный вывод. В Средние века шарообразность земли была общенаучным фактом.

Значительный вклад в развитие географических знаний сделал древнегреческий математик Эратосфен. Ему первому удалось разработать систему меридиан и параллелей и определить размеры планеты. В сравнительно больших отрывках дошло до настоящего времени сочинение Эратосфена о географии. Кроме того, на основе своих наблюдений и расчетов Эратосфен создал карту поверхности Земли.

Карта Эратосфена

В последующее время также было создано много географических карт по мере открытия новых территорий. Конечно, эти карты были далеки от идеала, но все равно имели огромное значение и являлись показателем прогресса географических знаний.

Карта Птолемея

Открытие Америки, Австралии, Антарктиды

Морские путешествия были очень опасны, но купцы, богатевшие на заморской торговле, и завоеватели, хотевшие присоединить новые территории, отправляли одну экспедицию за другой.

В период Великих географических открытий в Германии был создан первый глобус. Примечательным является тот факт, что на нем не были изображены территории Северной и Южной Америки, так как легендарное путешествие Христофора Колумба еще было в будущем.

Версия Аристотеля о том, что Земля имеет форму шара, окончательно подтвердилась только в 1522 году, когда кругосветная экспедиция Магеллана пересекла Тихий океан.

В XVII веке была открыта Австралия.

Антарктида была открыта 16 (28) января 1820 года русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, которые на шлюпках «Восток» и «Мирный» подошли к материку.

Имена первооткрывателей, исследователей сохранились на географических картах, их именами названы различные географические объекты (например, остров Кука, море Лаптевых, Магелланов пролив и т.д.).

Современные исследования

Сейчас открыты все материки, острова, моря, океаны, и Земля видна как на ладони из космоса. В настоящее время происходит более подробное изучение поверхности планеты, дна океана, внутренних частей Земли, изучение Земли из космоса, причинно-следственных связей, климатических явлений с помощью современных приборов и знаний. При изучении Земли активно применяются не только географические методы и знания, но и достижения многих других наук.

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

ДРЕВНЕЙШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИИ

1 Географические представления первобытных народов.

2 Развитие географических идей и представлений в странах Древнего Востока (IV-I тыс. до н.э.).

3 Географические представления минойцев и финикийцев.

Географические представления первобытных народов. География возникла в глубокой древности в связи с насущными жизненными потребностями людей – с охотой, собирательством, бортничеством, скотоводством и земледелием. Для ведения хозяйства – даже примитивного – было необходимо достаточно глубокое знание местных условия – образа диких зверей и съедобных растений, хода рыбы в реках и озерах, сезонности и продуктивности пастбищ, плодородия почв. География началась с познания древними людьми окружающего мира и особенностей местности. Однако окружающий человека мир всегда был несравнимо больше его самого (110).

Первые элементарные географические представления появились вместе с трудом, т.е. на самой первоначальной стадии развития человечества (126,279). Среди первых и самых важных вопросов, которые задавал себе первобытный человек, были и те, что относились к свойствам окружающей природы. «Подобно многим другим животным, первобытный человек выделял определенные участки земной поверхности как необходимую для его жизни территорию. И подобно многим другим животным, он постоянно терзался смутным предчувствием того, что, может быть, в каких-то других местах трава еще зеленее» (110, с. 15).

О характере географических представлений эпохи первобытнообщинного строя можно судить лишь косвенно, поскольку письменные памятники для этой эпохи отсутствуют. Косвенные же суждения основываются главным образом на изучении культуры отсталых племен и народностей, которые вплоть до столкновения с европейцами оставались на стадии первобытнообщинного строя. Огромный вклад в изучение культуры примитивных людей внесли Н. Миклухо-Маклай (1846-1888 гг.), Л. Леви-Брюль (1857-1939 гг.), Д. Кук (1728-1779 гг.) и М.Мид (81,211,212,263,301,420,433).

Известно, что первобытный человек черпал свои знания о природе из своего непосредственного опыта, ограниченного площадью местообитания. Однако, по мнению ученых, знания эти отличались удивительной доскональностью. Европейских путешественников поражала способность «дикарей» всех континентов внимательно наблюдать и тонко чувствовать природу (211,212). Круг фактических знаний первобытного человека всегда определялся характером его производственной деятельности и непосредственным природным окружением (126,279).

Например, в языке эскимосов Северной Америки, жизнь которых тесно связана с морем, имеется до 20 различных слов, обозначающих разные типы и состояния льда. У земледельческих племен наиболее богата терминология, относящаяся к различным сельскохозяйственным культурам, фазам их развития и т.д. Охотники и собиратели особенно хорошо знают дикорастущие растения и животных. С высоко развитой наблюдательностью тесно связаны навыки отлично ориентирования в пространстве. Вместе с тем у некоторых африканских народностей восприятие цвета ограничивается лишь красным и голубым, в их языке имеется только два слова для обозначения этих противоположных участков спектра видимого света. В результате этого они не воспринимают такие промежуточные цвета, как оранжевый, желтый или зеленый (110, с.19).

Многие древние народы эмпирически подошли к выработке сложных географических понятий, напоминающих современные научные представления о ландшафтах и урочищах, что нашло отражение в их языке, в местных географических названиях (126,322).

Из психологии известно, воспринимая окружающие предметы, человек обособляет их пространстве и только затем устанавливает между ними пространственные связи и отношения (110,126,366,408,423). Отсюда вытекает и особый способ передачи этих отношений – географическая карта.

Карта в своем элементарном виде, т.е. картографический рисунок, появляется у первобытного человека задолго до изобретения письма. Правда, до нас не дошло ни одного картографического изображения тех времен. Однако некоторые петрографы, возможно, содержат в себе элементы топографического рисунка. Еще А. Гумбольдт (1769-1859 гг.) видел в петроглифах Южной Америки зачатки географической карты. Если это так, то начало картографии восходит к позднему палеолиту. Палеолит – это древний каменный век (первый период каменного века), время существования человека, который пользовался примитивными каменными, деревянными и костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Палеолит продолжался с возникновения человека (свыше 2 миллионов лет назад) примерно до X тыс. до н.э. Таким образом, карта как метод фиксации данных хронологически предшествует письменному описанию географической реальности.

Самая же древняя из сохранившихся карт была создана в Шумере (Междуречье) примерно 2 500 лет до н.э. Она представляет собой рисунок небольшого участка местности, выполненный на глиняной табличке (110,126,279).

Элементы географических знаний занимали первое место в общей сумме представлений первобытного человека об окружающем мире. Вместе с тем на этом первом этапе развития Homo Sapiens мышление человека имело конкретный характер. Древний человек способен был дать собственные названия (имена) каждому местному предмету, но в его языке отсутствовали слова, обозначающие общие понятия, такие, как «река», «гора», «растение», «животное» и др. Острая наблюдательность и относительно обширные знания отдельных конкретных фактов сочетались у него с неразвитостью абстрактного мышления (110,126).

2 Развитие географических идей и представлений в странах Древнего Востока (IV-I тыс. до н.э.) Первые крупные рабовладельческие государства появились в IV тыс. до н.э. у земледельческих народов Египта, Междуречья, Северной Индии и Китая. Оседлое земледельческое хозяйство давало больше возможностей для применения рабского труда и развития металлургии, чем скотоводческое. Образованию развитых рабовладельческих государств в этих странах способствовали их благоприятные географические условия: положение вдоль больших рек – источников орошения и водных путейречные цивилизации », И.И.Мечников (1845-1916 гг.)), относительно надежные естественные рубежи – горы, пустыни и т.д. Эти государства возникли независимо друг от друга. Лишь со временем взаимное влияние их культур в той или иной степени стало проявляться достаточно отчетливо.

Древнейшие народы Востока оставили нам первые письменные документы. Любопытно, что самые ранние, дошедшие до нас литературные произведения были посвящены описанию путешествий. Повести и сказки о путешествиях в дальние страны – один из древнейших жанров мировой литературы.



Тема путешествий всецело преобладает в древнейшем эпосе. Например, в древнешумерской эпической поэме о Гильгамеше (IV тыс. до н.э.) рассказывается о скитаниях героя, который добрался через пустыни и горы до океана и перебрался через него (26,61,110,126).

Источники этого рода (сказки, песни, эпос и т.д.), наряду с археологическими данными, позволяют составить предположение о пространственно-географическом кругозоре народов Древнего Востока и их представлениях о Земле.

Древние египтяне , например, уже в III тысячелетии до н.э. вели оживленную торговлю с Сирией, Эфиопией, странами бассейна Средиземного моря. Возможно, они также имели торговые отношения с далекой Индией.

Кругозор народов Междуречья в III-II тысячелетиях до н.э. распространялся на севере до Армении и Закавказья, а на юге – до современного Омана (85,110,126).

Пространственный кругозор древних китайцев вплоть до второй половины II в. до н.э. ограничивался главным образом восточной частью нынешней территории Китая. Дстоверные сведения о странах Центральной и Средней Азии древние китайцы получили лишь после путешествия Чжан Цяня (138-126 гг. до н.э.). Это путешествие положило начало торговым связям Китая со странами Средней Азии, а через них и с Восточным Средиземноморьем, куда несколько позже был проложен «великий шелковый путь», просуществовавший вплоть до 23 г. до н.э.. В Древнем Китае уделялось много внимания географическим исследованиям, в т.ч. поискам пути в Европу. Китайские путешественники сделали не меньше, «открывая» Европу, чем европейцы, прокладывая путь на «Дальний Восток». Но китайский свод знаний остался в стороне от потока западной мысли (110,126,158,279).

К рабовладельческой эпохе относится возникновение зачатков научных знаний в области математики, астрономии и механики. В Египте в эпоху Древнего Царства (около II тыс. до н.э.) проводилось межевание земель, создавался земельный кадастр (главным образом для определения размера налогов). Аналогичные работы велись в Междуречье. Египтяне довольно точно определили продолжительность года и ввели в повседневный обиход солнечный календарь . Древним египтянам и вавилонянам были известны солнечные часы. Египетские и вавилонские жрецы, а также китайские астрономы установили закономерности повторения затмений и научились предсказывать их (126).

«Египет – колыбель науки». Египет называют колыбелью науки, т. к. здесь еще в глубокой древности возникли методы наблюдения, измерения и научного обобщения. Египетские жрецы обладали прочными практическими знаниями в области математики (алгебра), астрономии и геометрии, необходимыми для управления обществом. Они совершенствовали способы измерения земельных наделов и определения границ полей, постоянно уничтожаемых во время половодий на Ниле. Они научились определять линию местного меридиана (направление север-юг), чтобы точно ориентировать воздвигаемые монументы и общественные сооружения. Они также изобрели письменность и нашли способ получения папируса – материала для письма – из растения, обильно произраставшего в заболоченной дельте Нила (110).

Междуречье. Народы Месопотамии также внесли свою лепту в накопление географических знаний. Самые первые в мире математики, жившие в государстве шумеров, владели всеми основными правилами алгебры уже 3 000 лет тому назад, хотя алгебраические символы, которыми мы пользуемся теперь, не были известны вплоть до XVI столетия. Но и без них шумеры понимали и использовали многие алгебраические зависимости. Они также могли извлечь квадратный корень из любого числа.

Из Междуречья происходит деление эклиптики на 12 знаков зодиака, года на 12 месяцев, суток на 24 часа, окружности на 360 градусов. В этой стране была принята лунная неделя .

В первых рабовладельческих государствах древнего Востока создавались и примитивные карты, служившие самым разным целям. Одна из самых древних карт относится приблизительно к 2 500 г. до н.э. Она представляет собой очень схематическое изображение на глиняной табличке северной части Междуречья с рекой Евфрат и двумя горными цепями. На более поздней вавилонской карте (около V века до. н.э.) изображена вся Земля в виде диска, окруженного океаном, с центром в Вавилоне (85,110,112,215).

Именно в странах древнего Востока появились первые идеи о божественном провидении . Согласно религиозным представлениям древних шумеров, мир управляется богами, похожими на людей, но наделенными, в отличие от них, сверхчеловеческими возможностями и бессмертием. Каждому из богов подчинялись определенные силы и явления окружающего человека мира природы – течение рек, морские приливы и отливы, ветровые потоки, урожайность нив, изобилие дичи. Боги состязались друг с другом, а их отношение к людям отличалось деспотизмом, а часто и мстительностью.

В древних культурах всего мира многие явления природы объяснялись ссылкой на существование единого божества, чьи действия всегда оказывались неподсудными. Это божество нужно было чаще ублаготворять жертвоприношениями для того, чтобы оно более благосклонно относилось к человеческим существам.

Представления древних народов о природе, хотя и имели в своей основе реальный практический опыт, сохраняли свой мифологический характер. Так, еще в III тыс. до н.э. древние шумеры создали мифы о сотворении мира , о потопе и рае, которые оказались очень живучими и нашли свое отражение в главной книге всех христиан – «Библии».

Вера в прямое воздействие светил на судьбы людей привела к возникновению астрологии . Особенно популярной эта «наука» была в Вавилоне. Представления о Земле у всех древних народов основывались на непосредственном восприятии окружающего мира.

Наблюдения над обозримым горизонтом привели к взгляду о Земле как неподвижном, плоском диске, находившемся в центре мира. В аналогичной, хотя и более поэтической форме, происхождение Земли рисуется в священной книге браминов – «Ведах»: «Земля возникла из воды и подобна распустившемуся цветку лотоса, один из лепестков которого образует Индия» (126).

3 Географические представления минойцев и финикийцев. К числу наиболее развитых народов III-II тыс. до н.э. относились минойцы и финикийцы. К II тысячелетию до н.э. посредническая торговля между Западным и Восточным Средиземноморьем находилась в руках минойцев , которые на острове Крит основали мощную морскую державу. Имеются свидетельства о том, что торговые связи минойцев простирались от Британских островов до Канарских островов, Сенегала и Индии. Однако с середины II тыс. до н.э. господство на морских путях Средиземного моря переходит к финикийцам.

Финикийцы , родина которых располагалась на территории современного Ливана, принадлежали к числу первых мореплавателей и первооткрывателей новых земель. В своих плаваниях они проникали далеко за пределы известных земель. Однако, занятые лишь торговлей, они почти ничего не сообщали о посещенных ими странах и народах.

В одной из горных долин современного Бейрута в те далекие времена было обнаружено рудное тело, в котором удачно сочетались медь и олово. Финикийцы разрабатывали его, изготовляли бронзу и торговали ее. Вообще же в рудных месторождениях Средиземноморского бассейна при обилии меди олова явно недоставало. Поэтому финикийцы совершали регулярные морские походы к островам Силли у берегов Великобритании, где добывали олово. Они также торговали древесиной кедра, обильно произраставшего в горных лесах Ливана. Один из древнейших письменных документов, составленный за 3 000 лет до н.э., представляет собой опись кедровых бревен, погруженных в финикийском порту Библе на сорок кораблей, которые должны были доставить этот груз в Египет.

Финикийцы заложили множество торговых портов по всему побережью Средиземного моря, в том числе и Карфаген . Им же принадлежит создание первого фонетического алфавита. Он целиком состоял из согласных звуков, подобно современному семитскому алфавиту. Несколько позже греки дополнили этот алфавит краткими гласными звуками. Финикийский язык лег в основу абсолютного большинства всех известных сегодня европейских алфавитов. В VI в. до н.э. Финикия была завоевана персами, а в 322 г. до н.э. покорена Александром Македонским . В 146 году до н.э. Карфаген был разрушен (11,110,126).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Составьте развёрнутый план текста § 2.

География древности. Завоевания – двигатель древней географии. Земледелие и скотоводство расширили знания о Земле.

Древняя Греция – родина географии. Геродот как основатель географической науки. Аристотель высказал идею о шарообразности Земли.

География средних веков. Развитие географии продолжили арабы. Развитие судостроения. Открытие компаса европейцами. Путешествия Марко Поло.

Эпоха Великих географических открытий. Открытие новых континентов и морских путей.

Эпоха первых научных экспедиций. Ещё большее развитие географии, открытие новых земель, законов физической географии, новых видов растений и животных, изучение новых народов.

Современная эпоха. Запуски космических аппаратов, обобщение знаний и создание теорий. Международные объединения географов.

2. Назовите основные эпохи развития географических знаний. Какая из эпох обогатила географию знанием об устройстве поверхности Земли?

География древности. Античная География. География средних веков. Эпоха Великих географических открытий. Эпоха первых научных экспедиций. Современная эпоха.

Обогатила эпоха Великих географических открытий.

3*. Какие из путешествий и экспедиций привели к наиболее важным открытиям?

Открытие Колумбом Америки. Экспедиция Васко да Гамы в Индию.

Китайские Экспедиции Чжэн Хе. Экспедиции Вавилова. Экспедиция Магеллана.

4. Приведите примеры открытий, о которых вы узнали самостоятельно из книг и других источников.

В книге «Дети капитана Гранта» можно узнать о новых странах и островах. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» рассказывает о географии Швеции

5*. На какие вопросы отвечает современная география?

Как и какие природные процессы создают горы и равнины, как изменяется рельеф Земли, какие общие закономерности влияют на таяние ледников, рост деревьев, расположение городов. Современная география старается не только исследовать и описать всю поверхность Земли, но и объяснить, почему она устроена именно так, а не иначе.География прогнозирует все изменения, которые происходят в природе, особенно те, которые могут произойти в результате деятельности людей. Роль географической науки в наши дни значительно возрастает, так как на географической карте мира остаётся все меньше территорий, которых ещё нам следует открыть.

6. Какие новые знания о Земле и ближайшем космосе учёные получают с помощью новейших методов исследования?

1. Методы полевой геологической съемки изучение геологических обнажений, извлеченного при бурении скважин кернового материала, слоев горных пород в шахтах, изверженных вулканических продуктов, непосредственное полевое изучение протекающих на поверхности геологических процессов.

2. Геофизические методы используются для изучения глубинного строения Земли и литосферы. Сейсмические методы, основанные на изучении скорости распространения продольных и поперечных волн, позволили выделить внутренние оболочки Земли. Гравиметрические методы, изучающие вариации силы тяжести на поверхности Земли, позволяют обнаружить положительные и отрицательные гравитационные аномалии и, следовательно, предполагать наличие определенных видов полезных ископаемых. Палеомагнитный метод изучает ориентировку намагниченных кристаллов в слоях горных пород. Осаждающиеся кристаллы ферромагнитных минералов ориентируются своей длинной осью в соответствии с направлениями силовых линий магнитного поля и знаками намагниченности полюсов Земли. Метод основан на непостоянстве (инверсии) знака полярности магнитных полюсов. Современные знаки намагниченности полюсов (эпоха Брюнес) Земля приобрела 700 000 лет назад. Предыдущая эпоха обратной намагниченности Матуяма.

3. Астрономические и космические методы основаны на изучении метеоритов, приливно-отливных движений литосферы, а также на исследовании других планет и Земли (из космоса). Позволяют глубже понять суть происходящих на Земле и в космосе процессов.

4. Методы моделирования позволяют в лабораторных условиях воспроизводить (и изучать) геологические процессы.

5. Метод актуализма протекающие ныне в определенных условиях геологические процессы ведут к образованию определенных комплексов горных пород. Следовательно, наличие в древних слоях таких же пород свидетельствует об определенных, идентичных современным процессах, происходивших в прошлом.

6. Минералогические и петрографические методы изучают минералы и горные породы (поиск полезных ископаемых, восстановление истории развития Земли)

14. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

География - одна из первых наук, кт пришлось создавать чел-ку. Ведь уже охотникам и собирателям нужно было узнавать, где именно вблизи их жилья лучше охотиться, где собирать съедобные растения, где прятаться от хищников. Изучая историю Древнего мира, мы познакомились с жизнью населения Др. Египта. Египет-«дитя Нила», вся жизнь его жителей связана с этой рекой. К зап. и к вост. от нее – безжизненная пустыня. Постепенно представления людей об окружающем мире расширялись. Жители Др. Греции гораздо лучше знали море. Они плавали на гребных и парусных судах не только вдоль берегов, но и в открытом море, могли уже ориентироваться – днем по Солнцу, а ночью по Полярной звезде. Греки основали множество колоний по берегам Средиземного, а также Черного и Азовского морей, в том числе и на тер-ии совр. России.

Лишь два века спустя(в IV в. до н.э.) великий ученный античного мира Аристотель пришел к выводу о шарообразности Земли. Древнегреческий ученный Эрастофен (III-II вв. до н.э.) впервые употребил термин «гоеграфика», сумел доволно точно высчитать размеры Земли и составить одну из первых карт. Птолемей (I-II вв.) составил гораздо более совершенную карту мира.

В средние века общий уровень знаний вначале резко снизился. Научные знания о мире стали подменяться мифами о «небесной тверди», к которой «приколочены» звезды, о «земном рае», который находиться к востоку от Иерусалима, о людях с песьими головами.

Ведущая роль в географических открытиях перешла к арабам, которые изобрели компас, навигационные приборы, морские карты. Купец Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию и составил описание виденных им стран.

Марко Поло путешествовал по Азии посетил Ирана, Китая, Монголии, Индии, Индонезию и описал все в знаменитой «Книге о разнообразии мира».

Великие географические открытия - период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе.

В то время ГЕОГРАФИЯ выполняла в основном функцию ЗЕМЛЕОПИСАНИЯ, отвечала на вопросы: ЧТО? ГДЕ? Географические сочинения, карты и описания того времени выполняли в основном роль справочников. Христофор Колумб в поисках нового западного пути в Индию, открыл новую часть света, впоследствии наз-я Америкой в 1492 г. Рамки известного мира резко расширились. Для европейцев появились Старый Свет и Новый Свет. Не найдя индийских сокровищ на берегах Нового Света, испанцы не успокоились. И тогда Фернан Магеллан предложил обогнуть американский материк с юга. И с 1519 – 1521 гг. Магеллан совершил первое кругосветное плавание, доказав шарообразность Земли.

К началу XVII в. европейцам были известны Европа, Азия, Африка, Сев и Юж Ам. В России освоение Сибири началось после похода Ермака (1581-1584). В 1639 г. Иван Москвитин вышел к тихому океану, а в 1648 г. Семен Дежнев прошел проливом между Азией и Ам. Но еще античные ученные считали, что на юге существует огромный материк – «Неведомая Южная Земля». В ее поисках голландцы открыли в начале XVII в. берега Австралии, а в 1644 г. Абель Тасман доказал, что это отдельный материк. Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук – руководитель 3 кругосветных экспедиций – неоднократно пересекал полярный круг к югу от Австралии, но останавливался перед непреодолимыми морскими и ледяными полями и материка не нашел. Только в 1820 г. русская экспедиция на кораблях «Восток» и «Мирный» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева открыла последний материк на земле – Антарктиду.

К концу XIX в. почти все земли были открыты. Продолжалось изучение внутренних районов материков, а также полярных областей Земли. Норвежец Руал Амундсен решился достич Северного полюса, но в 1909 г. его опередил американец Роберт Пири. Амундсен взял реванш в 1911 г., когда поднял норвежский флаг на южном полюсе.

В 1648 г. Семен Дежнев и Федот обогнули материк с северо-востока и вышли к берегам Тихого океана, доказав отсутствие связи между Азией и Северной Америкой. Впоследствии был наз-н Беринговым проливом.

В.В. Атласов совершил (1697-1699 гг.)поход на Камчатку, составил подробное описание п-ва, его населения и быта.

Великая Северная экспедиция 1733-1743 - самая крупная исследовательская экспедиция в истории человечества. Морские и сухопутные отряды этой экспедиции исследовали и положили на карту северные и северо-восточные берега Евразии, достигли северо-западных берегов Северной Америки, открыли ряд островов у берегов Аляски.В результате деятельности русских мореплавателей и землепроходцев в ходе Великой Северной экспедиции владения Российской империи распространились на три Части Света: Европу, Азию и Америку.

XVIII - XIX - начало XX вв. Важнейший этап накопления знаний о Земле

Многочисленные экспедиции XVIII - XIX и начала XX века обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы полярные области нашей планеты.

Александр Гумбольдт Вторым Колумбом” его прозвали за 30-томный труд “Путешествие по тропическим областям Нового Света”, в которм он изложил результаты своей 5-летней экспедиции в Америку.

Давид Ливингстон Исследователь Центральной и Южной Африки

Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский1856 - 1857 гг. Впервые посетил и нанес на карту эту огромную, неизвестную науке горную систему Средней Азии, которая до него оставалась “белым пятном”.

Николай Михайлович Пржевальский

Первый европейский исследователь внутренних районов Центральной Азии. Он исследовал труднодоступные районы Монголии, Китая и Тибета, прошел по бескрайним монгольским степям, пересек пустыни Гоби, Алашань, Такла-Макан, плато Ордос и северные окраины высокогорного Тибета; исследовал верховья рек Хуанхэ, Янцзы и Тарим, озера Центральной Азии; открыл неизвестные доселе горные хребты в системах Наньшаня и Куньлуня… Его путешествия принесли мировую славу русской географической науке.

Так география от накопления традиционно справочного материала перешла к созданию комплексных описаний стран и отдельных территорий. Возникли первые теории о строении атмосферы, движении ВМ, учение о происхождении рельефа суши и его развитии под влиянием внутренних и внешних сил. Географы выдвинули идею единства и целостности всей природы Земли.

Изучения Арктики, Антарктиды и Мирового океана в XX веке. Регулярные исследования в Антарктиде проводятся с 1956 г. На материке и прилегающих островах разные страны мира оборудовали научно-исследовательские станции. В связи с изучением Антарктиды было подписано международное соглашение, согласно которому на этом материке запрещена любая хозяйственная деятельность и размещения военных баз. Поэтому Антарктиду называют материком ученых.

Почти до начала XX века человечество имело слабое представление об океанах. Основное внимание уделялось континентам и островам. Именно они открывались взору путешественников в эпоху Великих географических открытий и в более позднее время. Об океане за это время стало известно в основном лишь то, что он почти втрое больше, чем вся суша. Под поверхностью воды оставался огромный неведомый мир.

Океанографическая экспедиция в 1872-1876 гг., Обнаружила, что дно океана имеет очень сложный рельеф, что и в глубинах океана существует жизнь, несмотря на царящий здесь мрак и холод. В годы первой мировой войны изучение больших глубин океана стало возможным благодаря применению эхолота..В 40-е годы нашего века был изобретен акваланг. При исследовании больших глубин применяют такие подводные аппараты, как батискафы и батисферы.

В последние годы для изучения океанов на дне, на глубине 10-20 метров, устанавливают подводные лаборатории, подводные лодки оборудуют научной аппаратурой. В исследованиях М.о участвуют специальные суда, самолеты, спутники Земли, производится фотографирование и киносъемка. При изучении обширных участков океана ученые разных стран объединяют свои усилия.

Результаты исследования просторов морей и океанов имеют большое значение для рыболовства, судоходства, поисков и добычи полезных ископаемых.

Современные исследования..

После того как возник самолет, возникла авиаразведка. Непрерывное наблюдение за поверхностью Земли стало возможным с созданием искусственных спутников Земли – космических аппаратов, постоянно обращающихся вокруг нашей планеты.

Спутники собирают огромное кол-во информации. Они фотографируют Землю, наблюдают за погодой, обеспечивают связь между странами и континентами. На основе космических снимков составляют геогр. карты, проводят разнообразные исследования тер-ии.

Международные исследования Земли.Своими огромными успехами в новейшее время география обязана международном сотрудничеству. Особенно это касается исследований Мирового океана, Антарктиды, космоса. Так, в 1957-1958 гг ученые всего мира объединили усилия в изучении Земли и околоземного пространства. Этот год получил название Международного геофизического года. В течение этого периода Советским Союзом был запущен первый искусственный спутник Земли, появились исследовательские геофизические ракеты в США, Австралии, Канаде, Франции, Японии. При появлении признаков загрязнения Земли объединения усилий ученых становится еще более необходимым. Совместно географы разных стран продолжают исследовать Землю.

Методика обучения географии использует методы по источникам знаний, так как невозможно представить себе изучение основ географии вне деятельности с источниками географической информации. Традиционные источники геог. инф. – геог. карты и атласы. На них нанесено то что чел-во открывало на Земле за века. А также это энциклопедии и справочники, книги, журналы, путеводители, сети Интернета, аэрокосмические снимки.

При работе с учебником, основу кт составляет текс, происходит обучение уч-ся мыслительным операциям анализа и синтеза. Развитию и совершенствованию операций анализа и синтеза во многом способствует работа с текстом учебника. Известны 3 уровня работы с текстом:

Познавательный(гл цель -усвоение); аналитический(критика); творческий(созидание нового). Для уч-ся наиб приемлем познав. уровень, вкл в себя наиболее расп-е приемы работы с книгой: А) выд-е существенного; б) смысловая группировка; в) составление плана, тезисов, конспекта; г) составление схем, графиков, диаграмм; д) формулирование выводов; е) чтение поиск.

Карта рассматривается как объект изучения и как источник знаний. Работа с картами предполагает: а)изучение видов и типов карт, атласов, аэро- и космических снимков; б) освоение языка карты; в) умение работать с картами(чтение, сопоставление, анализ и т.д). Карта является необходимым источником знаний, а умение работать с картой: читать ее, анализировать, сопоставлять карты различного содержания, создавать модели новых карт – является одним из основных геогр умений, кт должны овладеть уч-ся в процессе обечения географии.

К наглядные пособиям относят картины, схемы, таблицы, рисунки, графики, диаграммы и т.д. С помощью картин учитель учит уч-ся выд-ть главное и второстепенное, видеть хар-е детали рассматриваемого объекта или явления. Основные требования к работе с наглядными средствами обучения: 1) работа с нагл пособиями должна сочетаться с применением учебника и карты; 2) предусматривать различный характер познавательной деят-ти уч-ся, не только репродуктивный, но и творческий; 3) применяться на различных этапах обучения: при изучении нового материала, его закреплении и обобщении; 4) стимулировать познавательный интерес уч-ся. Возможности личностного подхода в обучении при организации учебных знаний по данной теме?.

Эпоха Великих географических открытийПериод, с середины XV века до середины XVII века, ознаменовавшийся крупнейшими
географическими открытиями, сделанными европейскими путешественниками, принято
называть ЭПОХОЙ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ.
Великие географические открытия шли по 3 направлениям:
Южным путем - вокруг Африки;
Западным - через Атлантический океан;
Северным водным - вдоль северных окраин Евразии и Северной Америки, сухопутным через Северную Азию.
В эпоху ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
география стала одной из наиболее важных для человечества
наук. Она обогатилась обширными сведениями об устройстве
поверхности Земли, собрала много данных о природе и
населении почти всей суши, получила новые представления о
природе Мирового океана.
В то время ГЕОГРАФИЯ выполняла в основном функцию ЗЕМЛЕОПИСАНИЯ, отвечала
на вопросы: ЧТО? ГДЕ? Географические сочинения, карты и описания того времени
выполняли в основном роль справочников.
Айвазовский И.К. “Кораблекрушение”

4 этап накопления знаний о Земле:

вторая половина
XVII ­ XVIII века
Айвазовский И.К. “Ледяные горы” 1870

Научные экспедиции

Во второй половине XVII и в XVIII веках путешественники продолжали
поиски новых морских проходов вокруг метериков, новых земель в океанах,
исследовали неизвестные науке внутренние части континентов. В этот
период впервые организуются НАУЧНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ, цель которых,
наряду с открытиями, - исследование, объяснение причин географических
явлений и процессов, особенностей природы отдельных территорий. Задачи
землеописания постепенно заменялись исследовательскими задачами.
Айвазовский И.К. “Море. Лунная ночь” 1878

Великая Северная экспедиция

Историческое плавание Федота Попова и Семена
Дежнева в 1648 г. завершило открытие русскими
побережья Северного Ледовитого океана от
Белого моря до Чукотки. После этой экспедиции
на картах должен был появиться пролив,
соединяющий два океана: Ледовитый и Тихий.
Однако в его существование поверили далеко не
все, включая и первых лиц Российского
государства.
Слишком много явных и скрытых противоречий
содержалось в челобитных и донесениях,
составленных не очень грамотными и
недостаточно искушенными в географических
премудростях российскими первопроходцами
XVI-XVII вв.. Их “байки” считались вымыслами,
легендами. Даже сам император ПЕТР
ВЕЛИКИЙ не до конца представлял себе
истинные размеры и границы собственных
владений на севере и востоке гигантской
державы. Вот почему за несколько месяцев до
своей кончины он повелел снарядить
специальную экспедицию, которая была призвана
ответить на “вечный” вопрос:

Великая Северная экспедиция

“ГДЕ ОНАЯ ЗЕМЛЯ СОШЛАСЬ С АМЕРИКОЙ?”
И в январе 1725 года передовой отряд экспедиции,
которую стали называть Первой Камчатской,
отправился в дорогу, “самую дальнюю и трудную и
прежде никогда не бывалую”. Экспедицией
руководил капитан первого ранга российского
флота Витус Беринг (1681 - 1741).
Ботик Петра I - дедушка русского флота.
Корабль Петра I.

Великая Северная экспедиция

Великая северная экспедиция - одна из крупнейших русских
экспедиций (1733-1743), проект которой разрабатывался Сенатом
совместно с Адмиралтейств-коллегией в Петербургской академии
наук, в ней участвовало несколько тысяч человек. По существу, она
объединила несколько экспедиций, выполнивших огромный
комплекс исследований северной территории Сибири - от устья
Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и
Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного
Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы,
побережье острова Хонсю, Курильские острова.
Это название “Великая Северная” точно ее характеризует,
потому что более грандиозного географического предприятия
до нее не было. (читайте книгу Б.Г.Островского)
Петербургская академия наук.

Великая Северная экспедиция

Могила Витуса Беринга на
Командорских островах.
А началось все с петровского указа, постановившего перед Камчатской экспедицией Витуса
Беринга выяснить, “… сошлись ли Америка с Азию… и все на карту исправно поставить”. Была
составлена карта западного побережья полуострова и 16 Курильских островов, но на вопрос о
существовании пролива между Азией и Америкой ответа не было. Тогда Сенат учредил новую
камчатскую экспедицию. “Оная экспедиция самая дальная и трудная и никогда прежде
небывалая, что в такие неизвестные места отправляются”, говорилось в Указе Сената.
Цель северных отрядов этой экспедиции состояла в описании берегов Северного Ледовитого
океана от устья Северной Двины до Чукотского моря и проверке возможности плавания вдоль
берегов Сибири.

Великая Северная экспедиция

Плавание В.И.Беринга и А.И.Чирикова привело к открытию части прибрежых районов
Северо-Западной Америки, прилегающих к ним островов, части Алеутских островов и островов
Беринга. От Камчатки до отряд М.Шпанберга и В.Вальтона доплыл до Японии и нанес на карту
Курильские острова.
В состав экспедиции входил и Академический отряд, целью которого было исследование
внутренних районов Сибири и Камчатки. Опубликованные сводные карты экспедиции впервые
давали правдоподобные очертания Северной Азии, части берегов Северо-Западной Америки,
Курильских, части Алеутских и других островов Тихого океана.
Важнейшие маршруты Великой Северной экспедиции 1734-1742 гг.
ПЛАВАНИЯ:
С.Муравьев и М.Павлов 1734 год
С.Малыгин и А.Скуратов 1736-1737 гг.
Дмитрий Овцын 1734, 1735, 1736-1737 гг.
Федор Минин 1738, 1739, 1740 гг.
Василий Прончищев 1735-1736 гг.
Харитон Лаптев и Семен Челюскин 1739-1742 гг.
П.Ласиниус и Дмитрий Лаптев 1735-1739 гг.
СУХОПУТНЫЕ МАРШРУТЫ:
Семен Челюскин, Харитон Лаптев, Никифор Чекин 1740-1742 гг.
Дмитрий Лаптев 1741-1742 гг.

10. Великая Северная экспедиция

Вставить хороший четкий фрагмент ССВ части России
Ледокол Василий Прончищев
Великая Северная экспедиция - самая крупная исследовательская
экспедиция в истории человечества. Морские и сухопутные отряды
этой экспедиции исследовали и положили на карту северные и северовосточные берега Евразии, достигли северо-западных берегов
Северной Америки, открыли ряд островов у берегов Аляски.
В результате деятельности русских мореплавателей и землепроходцев
в ходе Великой Северной экспедиции владения Российской империи
распространились на три Части Света: Европу, Азию и Америку.
“Челюскин” во льдах.

11. Великая Северная экспедиция

Семен Челюскин
Мыс Челюскин крайняя
северная точка
Евразии
Корабль
“Челюскин”
во льдах.

12. Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) незадолго до
смерти, в 1763 году, произнес пророческие слова:
“Российское могущество прирастать будет Сибирью
и Северным океаном”. Самые “умные очи” России XVIII
столетия разглядели в природе много такого, что оказалось
недоступно другим. За что ни брался Ломоносов, он всегда
опережал свое время.
М.В.Ломоносов не совершил ни одного путешествия в
неизведанные страны. И все же по праву считается одним
из основоположников российской географии.
В XVIII веке в России было совершено много поистине
великих географических открытий.
Чтобы нанести на карту исследованные области, в 1739 году при Академии наук был учрежден
Географический департамент, трудами которого шесть лет спустя был издан “Атлас
Российский”. Это стало важным событием в истории не только российской, но и мировой
географии.
Изучив и обобщив труды Великой Северной экспедиции, великий русский ученый
М.В.Ломоносов в 60-е годы XVIIIвека разработал проект “проходу Сибирским океаном в
восточную Индию”. В одной из своих од он писал: Колумбы русские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток,
И наша достигнет в Америку держава.

13. Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич одним из первых понял,
насколько важно отыскать и освоить Северный
морской путь. Это оживило бы экономику Севера и
Сибири, превратило страну в великуюморскую державу.
Вклад Ломоносова в грядущее освоение Северного
морского пути на современных картах отмечен названным
его именем подводным хребтом, который поднимается со
дна Северного Ледовитого океана. Примерно в этом месте,
в центре Арктического бассейна, Ломоносов предполагал
существование группы островов, изменяющих
направления морских течений.
Когда в апреле 1760 года Шведская Академия наук избрала
М.В.Ломоносова своим Почетным членом, он вместе с
благодарственным письмом отослал в Швецию работу
“Рассуждение о происхождении ледяных гор в
северных морях”. В ней впервые были описаны и
классифицированы полярные льды; объяснено, что
плавающие “ледяные горы” (айсберги) происходят из
ледников, спускающихся в море; приводятся сведения
о приливах в северных морях. Ученый даже пытается
оценить массу льда в различных частях совсем
неисследованного тогда Северного Ледовитого океана.

14. Михаил Васильевич Ломоносов

Ломоносов первым в России стал изучать верхние слои
атмосферы. Он предвидел, что наступит время, когда с
помощью различных приборов смогут предсказывать
погоду: тогда “не будут зной, ни дождь опасен в поле”, а
корабли будут “плавать по морю безбедно и спокойно”.
В работе “О слоях земных” Ломоносов одним из первых
высказал мысль об изменении климата нашей планеты в
процессе ее развития. Изменения климата он связывал с
астрономическими причинами - колебаниями наклона
полярной оси и плоскости орбиты Земли.
Ломоносову принадлежат такие слова о роли
географической науки в жизни общества: “Что
безопаснее плавающим море, что путешествующим по
разным государствам нужнее, как знать положение
мест, течение рек, расстояние градов, величину,
изобилие и соседсво разных земель, нравы,
обыкновения и правительства разных народов? Сие
ясно показует ГЕОГРАФИЯ”.

15. “РУССКИЙ КОЛУМБ” Григорий Иванович Шелехов

Залив Шелехова
Григорий Иванович Шелехов (1747 - 1795) уроженец города Рыльска Курской области.
Мореплаватель, первым из русских купцов осознал необходимость создания крупных,
экономически сильных компаний, которые могли бы открывать новые земли.
Под его руководством была совершена экспедиция к берегам Аляски, о чем поведал
Шелехов в своих “Странствиях из Охотска к Американским берегам”.

16. Джеймс Кук знаменитый английский мореплаватель (1728 - 1779)

Большой вклад в
развитие географии
внесли экспедиции
известного английского
мореплавателя Джеймса
Кука, имя которого стоит
в одном ряду с
Х.Колумбом и
Ф.Магелланом.
Три плавания совершил Дж. Кук в
неизвестные тогда области Тихого океана,
открыл восточные берега Австралии, Новую
Зеландию, Новую Гвинею и ряд других
островов. Исследовал он и приполярные и
полярные области Земли, прошел через
Берингов пролив в Северный Ледовитый
океан. Корабли Дж. Кука достигли и Южного
полярного круга, но льды и туманы не
позволили мореплавателю проникнуть
дальше на юг.

17. XVIII - XIX - начало XX вв. Важнейший этап накопления знаний о Земле

XVIII ­ XIX ­ начало XX вв.
Важнейший этап накопления знаний о Земле
Многочисленные экспедиции XVIII - XIX и начала XX века обогатили географию
знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы
полярные области нашей планеты.
Имена
путешественников
данной эпохи:
Годы
путешествий:
Иван Федорович
1803 -1806 гг.
Крузенштерн и Юрий
Федорович
Лисянский

развитие знаний о Земле:
Первая русская кругосветная экспедиция.
Описание путешествия были изложены
Крузенштерном И.Ф. В 3-х томном труде
“Путешествие вокруг света в 1803 - 1806 гг.
На кораблях “Надежда” и “Нева””. К
описанию приложен атлас из 104 карт и
рисунков; составлен атлас карт южных
морей; проведены различные
океанологические наблюдения, собраны
данные об атмосфере, приливах и отливах
Мирового океана.

18. Путешественники

Имена
путешественников
данной эпохи:
Годы
путешествий:
Вклад ученых и путешественников в
развитие знаний о Земле:
Василий Михайлович
Головнин
1817 - 1819 гг.
Совершил 2-е русское кругосветное
путешествие, которое описал в книге
“Путешествие вокруг света на шлюпе
“Камчатка””. Его именем назван: залив в
Беринговом море, пролив между островами в
цепочке Курильских островов, гора и мыс на
Новой Земле, вулкан на острове Кунашир.
Фаддей Фаддеевич
Беллинсгаузен и
Михаил Петрович
Лазарев
1819 -1821 гг.
Первая русская антарктическая экспедиция.
Итог экспедиции заключался в том, что она
доказала существование Южного материка Антарктиды, описала характер ее берегов в
ряде пунктов и определила границы.
Экспедиция открыла много островов, внесла
поправку в открытие Кука. Своими работами
она положила начало изучению южной
полярной области. Каждый день, несмотря на
сложные метеорологические условия, велись
научные наблюдения. По географическим
результатам русская антарктическая
экспедиция была величайшей в XIX веке.

19. Путешественники

Имена
путешественников
данной эпохи:
Годы
путешествий:
Вклад ученых и путешественников в
развитие знаний о Земле:
Александр Гумбольдт XIX век
(немецкий
естествоиспытатель,
географ-теоретик,
путешественник)
“Вторым Колумбом” его прозвали за 30томный труд “Путешествие по тропическим
областям Нового Света”, в которм он изложил
результаты своей 5-летней экспедиции в
Америку. Его именем названы горные хребты в
Центральной Азии и Северной Америке, гора на
острове Новая Каледония, река, озеро, несколько
населенных пунктов в Северной Америке, гора
Гумбольдта у залива Гумбольдта, ледник в
Гренландии, горы в Австралии, Новой Гвинеи и
Новой Зеландии.
Давид Ливингстон
(английский
путешественник)
Исследователь Центральной и Южной Африки
Давид Ливингстон всю жизнь посвятил
изучению этого континента. Ни до него, ни
после никто не сделал на этом континенте так
много географических открытий.

20. Путешественники

Имена
путешественников
данной эпохи:
Годы
путешествий:
Петр Петрович
1856 - 1857 гг.
Семенов-Тян-Шанский
Вклад ученых и путешественников в
развитие знаний о Земле:
Впервые посетил и нанес на карту эту
огромную, неизвестную науке горную систему
Средней Азии, которая до него оставалась
“белым пятном”. В результате проведенного
исследования он опроверг ошибочные взгляды
А.Гумбольдта и доказал, что горы Тянь-Шань не
вулканического происхождения, установил их
вертикальные природные пояса, определил высоту
снеговой линии, составил схему орографии…
Почти полстолетия Петр Петрович возглавлял
РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО.
По его инициативе, при его поддержке, под его
руководством проводились широкие исследования
и создавались труды по географическому
описанию России, был составлен 5-томный
“Географическо-статистический словарь
Российской империи”, в котором содержались
имеющиеся сведения о реках6 озерах, морях,
горных хребтах, городах, населенных пунктах,
уездах, губерниях …

21. Путешественники

Имена
путешественников
данной эпохи:
Годы
путешествий:
Вклад ученых и путешественников в
развитие знаний о Земле:
Николай Михайлович
Пржевальский
1870 - 1873
1876 - 1877
1879 - 1880
1883 - 1885
Первый европейский исследователь внутренних
районов Центральной Азии. Он исследовал
труднодоступные районы Монголии, Китая и Тибета,
прошел по бескрайним монгольским степям, пересек
пустыни Гоби, Алашань, Такла-Макан, плато Ордос и
северные окраины высокогорного Тибета; исследовал
верховья рек Хуанхэ, Янцзы и Тарим, озера
Центральной Азии; открыл неизвестные доселе горные
хребты в системах Наньшаня и Куньлуня… Его
путешествия принесли мировую славу русской
географической науке. По решению Российской
Академии наук в его честь была выбита
ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ с надписью “Первому
исследователю Центральной Азии”.
Николай Николаевич
Миклухо-Маклай
Жители Новой Гвинеи называли его “Человеком
с Луны”. Многолетние исследования этого
русского ученого и путешественника обогатили
науку ценнейшими этнографическими
сведениями о коренном населении островов
Тихого океана, где ученый провел много лет.
Открытие, обессмертившее его имя, это
“открытие” им человека “среди первобытных
людей”.

22. Путешественники

Многочисленные экспедиции XVIII - XIX и начала XX веков обогатили
географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были
открыты и исследованы полярные области нашей планеты.
Так география от накопления традиционно справочного материала перешла
к созданию комплексных описаний стран и отдельных иерриторий.
Возникли первые теории о строении атмосферы, жвижении воздушных масс,
учение о происхождении рельефа суши и его развитии под влиянием
внутренних и внешних сил. Географы выдвинули идею единства и
целостности всей природы Земли.
Продолжение следует….. (смотрите ЧАСТЬ 5)
Новейшие открытия XX века.
Поделиться: