Религия тувы. Тувинцы. Этнические группы и родственные народы

В эту ночь, в главном православном храме Тувы крестились 12 тувинцев и впервые состоялась не только ночная литургия, посвященная Шагаа, но и чтение псалмов на тувинском языке.

Феофан, епископ Тувинский и Кызыльский. Рождественский утренник для детей, 2014 год. (фото С. Монгуш)

Как сообщает пресс-служба кызылской епархии: “К молитвам богослужения были присоединены прошения из последования молебна на гражданское новолетие, в которых возносились благодарения Богу за его благодеяния в минувшем году и испрашивалось благословение на предстоящий год. Некторые прошения, псалмы, молитвы, отрывки из Священного Писания священнослужители, хор и прихожане впервые произносили на тувинском языке. Большинство присутствовавших в храме приступили к Таинствам Покаяния и Причащения. В этот же день накануне ночной службы 12 человек приняли Таинство Святого Крещения.

Владыка Феофан завершил богослужение поздравительным словом, в котором пожелал прихожанам в связи с отданием праздника Сретения Господня иметь как можно больше встреч с Господом, подобно тем, которые происходили в этот день у верующих, приступивших к церковным таинствам.

Богослужение было завершено совместной трапезой архипастыря и мирян в трапезной воскресной школы при кафедральном соборе.

12 человек приняли Таинство Святого Крещения в ночь на Шагаа (Фото пресс-службы кызылской епархии)

“Отличие церковного оформления новости от светского - в отсутствии фразы "служба в честь Шагаа". Все таки в любой день наша служба - в честь Христа” - комментирует событие известный православный реформатор Андрей Кураев на своей странице в FB. “Очень рад. Важен не повод к молитве, а сама молитва. Можно молиться по поводу начала войны и наступления мира. Можно молиться в связи с эпидемией или с засухой. А почему бы не помолиться, когда соседу хорошо и радостно? Так, может все таки пора и к нашим собственным детям проявить толику того толерантного радушия, что мы оказываем буддистам? И все же служить молебны святому Валентину 14 февраля и Всем Святым в известную осеннюю ночь?”- задается вопросом богослов.

Главный батюшка христиан Тувы в миру Алексей Ким Епископ Феофан — родом из Южно-Сахалинска. В 1997 году пострижен в монашество. С 1997 года священник Воскресенского собора в родном Южно-Сахалинске. С 2000 года работал в Корее и мэрией Сеула ему было присвоено звание “Почётного гражданина Сеула”. В октябре 2011 года решением Патриарха и Синода Русской православной церкви избран “Епископом Тувинским и Кызыльским”.

Феофан, епископ Тувинский и Кызыльский. Крещенье, 2013 год. (фото С. Монгуш)

Христианская миссия в Туве отсчитывает уже второе столетие своего присутствия. В 1868 году с началом золотодобычи в Туве и прибытием русских купцов, один из них - Николай Путилов был рукоположен и стал первым православным священником. Первый православный храм появился 1911 году. В 1929 году при советской власти русская миссия отстроила Свято-Троицкую церковь стоящую и по сегодняшний день, наряду с новым Воскресенским кафедральным собором , освященным четыре года назад.

Кроме ортодоксальных христиан в Туве с 30-х годов сохранилась действующая старообрядческая община Белокриницкого согласия, в местечке “Верховье Енисея” имеется несколько поселений, полностью заселенных старообрядцами, чьи предки бежали после церковных реформ Никона за Урал. Староверы до сих пор не признают православную церковь. В республике есть организации и молельные дома евангелистов, баптистов, католиков.

В перечень всех приходов православной епархии входит 13 организаций по всей республике: храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Ак-Довурака. Приход храма святых царственных страстотерпцев пос. Хову-Аксы. Приход храма преподобных Сергия и Германа Валаамских в с. Тоора-Хем Тоджинского кожууна. Православный Приход храма равноапостольного князя Владимира с. Балгазын Тандинского кожууна. Православный Приход храма блаженной Ксении Петербургской г. Кызыла. Приход храма в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района. Приход храма Иоанна Предтечи с. Суш Пий-Хемского кожууна. Приход храма в честь преподобного Сергия Радонежского г. Шагонара. Приход храма святителя Иннокентия Иркутского в. г. Туране. Приход Свято-Троицкого храма г. Кызыла. Приход храма Святителя Николая Чудотворца с. Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского района.

Тувинцев, принявших христианство, насчитывается по некоторым данным более 10%. Активная деятельность современных, образованных миссионеров делает привлекательной для коренного населения веру, традиционно считавшуюся “русской”. Для тувинцев-христиан дважды переиздавалась Библия на тувинском языке, над переводом которой работали сотрудники Тувинского института гуманитарных исследований. "В мире существует чуть меньше семи тысяч языков, из этих языков только на 470 языках есть полный перевод Библии, и одним из этих языков является тувинский язык. Вы представляете? Если такая великая книга переведена на отдельный национальный язык, есть надежда, что этот язык не исчезнет с лица земли", - уверена ученый секретарь Тувинского института гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва Людмила Мижит.

Кандидат культурологии Дмитрий Андреев, в работе на соискание кандидатской степени, освещая тему “Влияние религий Тувы на региональную культуру”, выходя за рамки академического труда не очень корректно как с научной, так и с общечеловеческой точек зрения противопоставляет два основных религиозных течения, широко представленных в республике: буддизм и христианство.

По мнению соискателя: “Давая знания, буддизм ничего не говорит о любви. Он говорит о сострадании всему живому на земле, но тема любви отсутствует в его учении /.../ главная религиозная догма христианства - это любовь к ближнему. Именно чувство любви и заботы об индивиде не могла дать ни одна из ранее существующих религий" . Хотя коренная доктрина буддизма как раз о любви и призывает рассматривать все живые существа как свою мать с соответствущим отношением, автор утверждает в заключение своего труда, без колебаний и сомнений: “Шаманизм занимает в настоящее время ту часть культуры, которая связана с болезнями и исцелением. Буддизм присутствует в другой ее части, то есть той, которая связана с праздничными обрядами (рождение, свадьба, новый год). Социальная же роль христианства еще полностью не определена и пока находится в стадии поиска, но, скорее всего, оно займет важное место в культуре Тувы уже в ближайшее время”.

Литургия, проведенная после крещения новых 12 “братьев и сестер во Христе”, в праздничную для тувинцев и буддистов Тувы ночь на Шагаа - безусловно подтверждает прогноз культуролога Андреева и пожелания богослова Куваева об активном продвижении вглубь православия в Туве среди коренного населения.

«В европейском сознании вера и национальная принадлежность - разные понятия. А у тувинцев это не делится, как и у всех древних. Мы должны не обрусить их, а принести им в культуру Христа, только тогда они потихоньку отойдут от идолов - свидетельствует миссионер, настоятель Абаканского собора - есть и такие тувинцы, для которых истина стоит выше национального вопроса”.

«Мои родители были язычниками: гадали на камнях, на лопатках животных, привязывали тряпочки на деревья; я всегда думала, зачем они это делают? Однажды я услышала о Евангелии. Говорили о какой-то Благой Вести, но я не понимала. Потом я стала интересоваться, узнала об Иисусе Христе и познакомилась с верующими. «В Библии сказано, - говорила я отцу, - что Бог сотворил все на небе и на земле. Почему ты поклоняешься дереву? Это же - создание Бога! Оно не слышит, а Бог слышит». Он не стал со мной спорить. Потом я думала о Будде. Разве Будда умер на кресте? Разве Он проливал кровь за грехи людей? Разве Будда воскрес из мертвых? Нет! А потом мне открылись слова: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар». Так я размышляла и нашла Иисуса».

Это рассказ сестры-тувинки. Буддизм в Тыве насчитывает всего 120 лет. Это совсем не много. Но люди ходят туда, ищут помощи в своей жизни. Находят ли? Вот вопрос! Сестра в Господе рассказывает: «Последний раз, когда я пошла в буддийский хурэ, мне сказали, что для меня открыта дорога в могилу. Мне стало очень страшно. Не знала что делать. Думала, наверное, умру. Больше я туда не ходила». Наряду с буддистами процветает шаманизм - древняя религия тувинцев. Шаманы имеют даже больший авторитет, чем буддийские священники (ламы). Их приглашают на освящение домов, административных зданий и т.п. Природные источники воды зачастую превращаются в места паломничества язычников: один прицепил ленточку к дереву, за ним и другие. Шаманы освящают это место, и через некоторое время деревья превращаются в лохматые чудовища. В центральном парке Кызыла, столицы Тывы, установлено такое языческое святилище. Раньше там проводились постоянные жертвоприношения. Там же стоял так называемый «дом шамана». Это место постоянно было забрызгано кровью жертвенных животных. Все верующие молились, чтобы Господь избавил парк от такого соседства, и «дом шамана» снесли. В такой среде живут христианские общины разных деноминаций. Давайте будем молиться за этот народ, тувинцев, которых Господь очень любит” - делится на сайте организации баптистов еще один христианский миссионер налюдениями о религиозной жизни в республике.

Безусловно, в этом контексте, где перемешаны небылицы и мифы, правда и домыслы о религозной ситуации в Туве - межконфессиональное согласие может стать значимой проблемой. И хочется надеятся, что только открытостью, искренностью и чистыми намерениями, исключением возникающих элементов соперничества будут продиктованы действия всех, кто считает себя верующим человеком, несущим мир и добро.




До Тывы можно добраться на автомобиле по дороге, проходящей через южную часть Красноярского края. Надо пересечь Саяны, которые в июне еще покрыты снегом, и спуститься к пограничной избушке. В этом месте природа меняется: вы попадаете в широкую зеленую степь, вдали видны горные хребты, уходящие в Монголию. В Тыву можно попасть только по этой дороге. Это дальний уголок Российской Федерации. Здесь нет железных дорог, только два или три самолета в неделю прилетают из Красноярска в столицу Тывы Кызыл. Тыва была одной из последних республик, включенных в Советский Союз. Это произошло в 1944 году. Это бедный регион, ставший еще беднее за годы перестройки. За последнее десятилетие заводы опустели и вышли из строя от бездействия, совхозы пришли в упадок. Многие русские уезжают; из 300 000 жителей две трети тывинцы. В Кызыле русские составляют только 17% населения.
Отдаленность и позднее включение в состав Советского Союза сказываются на положении религии в Тыве. Одно из главных противоречий развития религиозности в посткоммунистической России, здесь, вероятно, проявляется острее, чем в каком-то другом месте. Противоречие заключается в конфликте между ‘возрождением’ и ‘новаторством’, между теми, кто желает восстановления в стране традиционных религиозных структур и теми, кто приветствует всевозможные альтернативы, предлагаемые современностью. Относительная непродолжительность пребывания в составе Советского Союза, не слишком сильная укорененность антирелигиозных мер способствуют тому, что память о недавнем прошлом здесь сохраняется лучше, чем в большинстве других регионов России. Общество в значительной степени остается патриархальным и традиционным, что находит отражение и в менталитете народа, и в программах современных политических и общественных деятелей. В то же время массовое увлечение протестантизмом и быстрый рост сети нетрадиционных протестантских церквей характерны для Тывы так же, как и для других частей России, причем здесь эти тенденции заметны для постороннего ярче и отчетливее. С одной стороны, старые традиции довольно легко возрождаются; с другой стороны, эти же традиции часто ассоциируются с прошлым, которое вряд ли может дать ответ в сложных ситуациях современной жизни.

Тывинцы по своему происхождению восходят к тюркоязычному населению Средней Азии. В 13 в. их территория вошла в состав Монгольской империи Чингиз Хана. В связи с этим тывинцы приобрели монголоидные черты во внешнем облике и культуре, но сохранили свой тюркский язык.
Первой религией тывинцев было шаманство. Вторая основная религия Тывы, буддизм, был привнесен позднее, в 13 в., однако он не вытеснил шаманство. В 18 в. обе эти религии были провозглашены государственными. Специалисты по истории Тывы утверждают, что именно принятие буддизма в 1753 г., накануне маньчжуро-китайского завоевания 1757 года, сыграло главную роль в сохранении этнического единства тывинцев и помогло им противостоять ассимиляции. До 1911 года Тыва была под контролем Маньчжурии, но последняя не могла осуществлять здесь прямое правление. Тывинцы смогли продолжить самобытное историческое и культурное развитие.
Первый буддистский храм (хурээ, или дацан) в Тыве был построен в 1772 году, а к концу маньчжурского правления их было 22. Сформировалось буддистское духовенство. Постепенно тывинцы укрепляли связи с буддистскими духовными центрами Монголии и Тибета, которые входили в огромное китайское государство. Почти все представители высшего тывинского духовенства были тибетскими и монгольскими ламами; главой тывинских буддистов был монгольский иерарх, который жил в г. Урге (ныне - Улан-Батор, Монголия). В 1911 году в Тыве было примерно 4000 лам - около 10% мужского населения.
После падения маньчжурской династии в Китае в 1911 - 1913 гг. Тыва стала протекторатом Российской Империи. Российские власти не вмешивались в религиозную жизнь и не подвергали сомнению авторитет религиозных лидеров. В период российского правления были основаны новые буддистские центры.
В 1918 - 1921 гг. во время Гражданской войны Тыва стала местом столкновения различных сил. Одна из политических группировок выступала за соединение с Монголией или за создание независимого государства, идеологической основой которого стал бы буддизм. Однако ее надежды не оправдались, и Тыва де-факто стала протекторатом России.
В 1921 году была провозглашена Народная Республика Танну-Тува Улус в составе Советского Союза (в 1927 году она была переименована в Тувинскую Народную Республику). Ее конституция гарантировала право граждан исповедывать любую религию по своему выбору. В республике постепенно нарастало советское влияние, но на раннем этапе оно было незначительным, отчасти в силу того, что в регионе сильно ощущалось китайское влияние.
С 1921 по 1928 год тывинское правительство фактически взяло буддизм под свое покровительство. Премьер- министр Тондук, в прошлом лама, в апреле 1928 года созвал Конгресс Тывинских Буддистов. Через несколько недель после закрытия конгресса правительство приняло закон, объявляющий антирелигиозную пропаганду уголовным преступлением. Московские власти были встревожены, однако им удалось предотвратить возможность превращение Тывы в теократию по-тибетски. Группа молодых тывинцев получили в Москве специальное образование, и по возвращении на родину они установили контроль над партией и правительством. Москва назначила премьер-министром своего ставленника Солчака Току.
В 1929 году антирелигиозная политика в крае стала определяющей. Вместе с тем, религиозные традиции были очень сильны. Сохранялось по меньшей мере 28 хурээ и 4800 лам среди населения в 60 000 человек. Перепись 1931 года выявила в Тыве 725 шаманов. Антирелигиозные выпады со стороны правительства стали вызывать отчуждение народа, и к 1933 власти выработали более умеренный подход: было провозглашено, например, что религиозные верования больше не являются препятствием для вступления в партию. Однако уже в 1936 году началась серьезная систематическая антирелигиозная деятельность с целью полностью искоренить религию в республике. Была национализирована собственность религиозных организаций, духовенство лишалось всех политических и имущественных прав. К 1937 году в Тыве осталось только 5 хурээ и 67 лам.
В октябре 1944 года Тыва была окончательно включена в Советский Союз как автономная область Российской Федерации. (В 1961 году она стала Тувинской Автономной Республикой). Доказательством религиозной стойкости в Тыве являлся тот факт, что члены Тувинской Народной Революционной Партии не включались в Советскую Коммунистическую Партию автоматически: они должны были сначала заслужить доверие.
Во время коллективизации, которая в Тыве проходила гораздо позднее, чем в других местах СССР (с 1949 по 1954 год), ламы еще оказывали сопротивление и даже пытались возродить буддистскую жизнь. Уцелевшие служители собирались на моления в районе Верхне- и Нижне-Чааданского хурээ. Эти неофициальные сборы стали называть ‘молитвенные юрты’. Здесь служил самый авторитетный и образованный лама Кенден Цюрин Хомушку. В начале 1950-х гг. он переехал в Иволгинский дацан в Бурятии и оттуда продолжал руководить тывинскими буддистами.
Ламы и шаманы одинаково страдали от жесткого обращения с ними как с врагами народа. Однако обе религии полностью не исчезли и даже помогли друг другу выжить. Советская этнографическая экспедиция, проводившая исследования в Тыве в 1956 году, отметила более широкое распространение шаманизма, нежели буддизма: возможно, преследования лам привели к новой вспышке языческой, добуддистской религии в стране.
В 1960 году в республике оставалось 100 лам. Тогда же тывинские власти провели встречу, на которой буддистских служителей заставили принять резолюцию о прекращении всех видов религиозной деятельности. Кендену Цюрину запретили приезжать в республику. И все же некоторые ламы продолжали свою деятельность подпольно, а Кенден Цюрин иногда посещал Тыву нелегально.

Затерянные среди кольца Саянских гор тувинцы всегда ощущали обособленность и изолированность от мира. В древности в формировании народности участвовали монголы, тюрки, саксы, скифы. Результатом смешения культур оказалась самобытная тувинская народность, в жизни которой тесно переплелись буддизм, шаманизм, уникальное горловое пение и национальная борьба хуреш.

Название

Самоназвание народа «тыва» известно с ранних пор: первые упоминания встречаются в китайских летописях VI-VII веков, как «тупо», «дубо», «тубо». Название восходит к имени древнего тюркского племени туба, занявшего территорию современной Тувы в конце первого тысячелетия новой эры.
Соседние народы ошибочно именовали тувинцев сойотами и урянхайцами. Второй вариант распространен среди монголов. Сойотами, по аналогии с общим названием Саянских племен, тувинцев определяли хакасы и алтайцы, использующие экзоним по отношению к народности до сих пор.

Где живут и численность

Специалисты оценивают численность нации в 300 000 человек. Российская перепись 2010 года показала, что на территории страны проживает 263 934 тувинца. Большая часть - около 250 000 человек, находится на территории Республики Тыва, в исторической зоне обитания. Живут тувинцы и в других регионах России:

  • Красноярский край - 2 939 чел.
  • Иркутская область - 1 674 чел.
  • Новосибирская область - 1 252 чел.
  • Томская область - 983 чел.
  • Хакасия - 936 чел.
  • Бурятия - 909 чел.


В других государствах число тувинцев меньше из-за процессов длительной ассимиляции, однако существует ряд национальных диаспор, где сохраняются культурные и языковые традиции народа. Среди них:

  • Аймаки Хувсгел, Ховд, Баян-Улгий в Монголии - порядка 5000 чел.
  • Синьцзян-Уйгурский автономный район в Китае - порядка 3300 чел.

Язык

Подавляющее большинство представителей народности, 283 000 человек, знают родной язык, относящийся к тюркской ветви, саянской группе. На формирование языка значительное влияние оказали вторгнувшиеся в регион современного расположения Тувы уйгурские и кыргызские племена, смешавшиеся с тюркским населением.
В древние времена при переписке тувинцы пользовались монгольским языком, собственной письменности не существовало. Первый алфавит разработали в 1926 г. на основе русской графики, в 1930 г. его сменил латинский вариант. 1943 г. ознаменован появлением нового кириллического варианта алфавита, применяемого сегодня. В Республике Тыва национальный язык используется повсеместно в быту, культуре, СМИ. Распространены русский, монгольский.

История

Схожие генотипы тувинцев и американских индейцев указывают на наличие общих предков. Согласно исследованиям, древние племена, мигрировавшие из Восточной Сибири 15 000 лет назад, частично осели на территории Саянских гор. Часть пересекла ледовый перешеек в Северную Америку, положив начало развитию индейских племен.
Начало формирования тувинской народности приходится на конец первого тысячелетия нашей эры. Тогда на территории современной Тувы обитали разрозненные индоевропейские, самодийские, кетоязычные племена. Археологические находки доказывают связи со скифами, племенами Казахстана и Монголии, сакскими племенами.
К VIII веку регион находился под влиянием могущественного Тюркского каганата, который в конце столетия разбили тюркоязычные племена уйгурского происхождения, вторгнувшиеся на территорию Тувы, оказавшие влияние на этногенез и формирование национального языка. Столетие спустя тувинцев захватили енисейские кыргызы, быстро ассимилировавшиеся с местным населением.


Первичное формирование национальных особенностей завершилось в XIII-XIV веках, когда в регионе обосновался ряд монгольских племен, оказавших значительное влияние на внешность тувинцев. В этот же период тувинские племена находились под властью монгольских ханов: существует версия, что мать Чингисхана происходила из этой народности. Упадок Монгольской империи привел к появлению нескольких ханств: тувинские земли входили в состав Ойратского, а затем Джунгарского ханства. В 1755-1766 гг. регионом овладевают войска Цинской империи: тувинцы попадают под власть Маньчжурии. В этот период введена воинская повинность, укреплена феодальная организация общества, произведен раздел на административные территории.
С 1860 г. российским и китайским купцам разрешена беспрепятственная торговля на территории Тувы. Начинается активное освоение земель русскими переселенцами. Это положило конец изоляции Тувы, привело к появлению современных предметов быта, жилищ, одежды. Торговля с несведущими в деле тувинцами велась по завышенным ценам, что привело к резкому сокращению скота у населения.
В начале XX века между Россией, Монголией и Китаем начались политические споры относительно стратегически привлекательного Урянхайского края. В результате в 1912 г. тувинцы предпочли Россию, попросив у государства защиту и покровительство: в 1914 г. российский император включил край в состав страны.
1922 г. - образовано независимое государство Народная Республика Танну-Тува, или Тувинская Народная Республика. В годы Великой Отечественной войны тувинцы добровольцами уходили на фронт, где стали настоящей грозой вермахта. Привычные к ограничениям в быту, они отличались храбростью и отчаянно сражались. Народ отдал на нужды войны всех лошадей, отличавшихся особой выносливостью. А для комплектации союзных войск лыжами были вырублены уникальные, встречающиеся лишь в республике березы, отлично подходящие для этих целей.


Дальнейшая история народа неразрывно связана с Россией:

  • 1944 г. - Тува вошла в состав СССР в качестве автономной области;
  • 1961 г. - приобрела статус Тувинской АССР;
  • 1991 г. - Республика Тува в составе России;
  • 1993 г. - переименование в «Республика Тыва».

Внешность

В процессе формирования внешности народности участвовали тюркские, индоевропейские, монгольские, кетские племена, саксы и скифы. Жителей Тывы относят к североазиатской расе, точнее - монголоидному центрально-азиатскому типу.
Отличительные особенности внешности:

  • средний рост;
  • атлетическая или худощавая фигура;
  • черные жесткие волосы;
  • темные глаза с эпикантусом;
  • слабая растительность на лице и теле;
  • широкое и высокое лицо;
  • слабо выступающий нос.

Кочевой образ жизни сделал тувинцев сильными, выносливыми, проворными. Народ отличался храбростью, вспыльчивым характером, чувством собственного достоинства. И по сей день ментальность отличается склонностью к обособлению народа, чья страна затеряна среди отрогов Саян, скрытая от других регионов и наций.

Одежда

Национальный костюм тувинцев разнообразен, богат яркими красками и декором. Одежду шили из покупных тканей, войлока собственного производства, выделанных шкур домашних и диких животных. Традиционная летняя одежда - халат монгольского кроя, длинный, запахивающийся направо, дополненный поясом. Одежда была однотонной - фиолетовой, зеленой, синей, красной, желтой. Верх наряда украшал стоячий воротник, собранный из разноцветных полос ткани.
В межсезонье носили короткие овечьи шубы мехом наружу, зимой заменяли длиннополыми, застегивающимися с правого бока. Обувь - сапоги из сыромятной кожи с вытянутыми и загнутыми вверх носками. Праздничные пары украшались аппликациями с геометрическими, растительными, анималистическими орнаментами. Зимой дополнительно надевали войлочные чулки.
Женщины ценили украшения, имея их вдоволь: тувинцы считались искусными ювелирами. Предпочитали кольца, перстни, браслеты с гравировками, массивные серьги. Металлические пластины, декорированные драгоценными камнями, вплетали в две косы. Мужчины переднюю часть головы обривали, из оставшихся волос собирали одну косу.


Непокрытая голова женщин не приветствовалась, обязательно носили платки, шляпы. Популярны были шестиклинные шапки, шляпы с высоким остроконечным верхом, отороченные по полям мехом. Замужние украшали их меховыми кистями, красными лентами. Узоры и вставки того же цвета крепились поверх костюма на грудь: считалось, что красные оттенки прогоняют злых духов.

Семейный уклад

До XX столетия тувинцы сохраняли пережитки родоплеменных отношений. Преобладали малые семьи из двух поколений, проживавшие в отдельных юртах в составе аала. Аальная община состояла из двух-трех родственных поколений, обычно рядом с юртой родителей свои жилища ставили выросшие сыновья. Таким составом кочевали, а летом объединялись с другими общинами по соседскому принципу.
Преобладающий тип семьи - моногамный, несколько жен имели богатые тувинцы, владеющие большими стадами. Брачный возраст девушек наступал в 15 лет, известны случаи замужества в 11-13 лет. Согласно традиции, свадьбу играть могли лишь на нечетном году жизни: 15, 17, 19 лет. Возраст жениха роли не играл, порой женили 10-12-летних мальчиков, искали невест и овдовевшие старики.
Практиковались свадьбы по сговору, заключавшемуся после исполнения ребенку 8-9 лет, случались «люлечные» свадьбы. По достижении невестой возраста деторождения, прибывали назначенные сваты с гостинцами: тканями, алкоголем, сладостями, мехами. Родные девушки принимали калым, в ответ закатывая пир длиной в сутки: итогом застолья считалось назначение даты свадьбы.


Второй визит сватов проходил вместе с женихом, остававшимся с невестой наедине: проверялась его «мужская сила». Это приводило к добрачным беременностям и родам, что у тувинцев не считалось позором. В день свадьбы невеста переезжала в аал жениха, где устраивали пир, длившийся сутки, вне зависимости от богатства и социального положения семьи.
Перед отъездом девушки из дома родители невесты готовили новую юрту, одежду, постельные принадлежности, кухонную утварь, выделяли скот. «Приданое» не переходило к семье жениха, а оставалось в собственности невесты до конца жизни: в новую юрту молодые переселялись сразу после свадьбы.
Отношения до брака не с нареченным карались лишь гневом отца: получившихся в результате таких союзов детей оставляли в семьях, воспитывали наряду с законнорожденными. Тувинцы стремились к многодетности: считалось, что родившая пятерых детей женщина автоматически получает место в лучшем мире. У народа не было чужих детей: сирот брали на попечение родственники, соседи.

Жизнь

По роду занятий и территориальному распределению тувинцы делились на восточных и западных.

  1. Восточные тувинцы (тоджинцы) - оленеводы и охотники, кочевавшие в горной местности Восточных Саян. Охотились на пушных, копытных зверей: шкуры первых продавали, мясо и шкуры вторых использовали для шитья одежды, обустройства жилища, пищи.
  2. Западные тувинцы - скотоводы, занимавшие равнинные и предгорные западные районы. Преобладающая деятельность - кочевое скотоводство, пасли яков, верблюдов, лошадей, овец. Во время летних стоянок занимались земледелием, сеяли ячмень и просо, прорывали искусственные каналы для орошения полей.

Большую роль играло собирательство кореньев, орехов, трав: запасы сараны доходили в аале до нескольких сот килограммов. Традиционный народный промысел - создание войлочных изделий: одежды, обуви, ковров, циновок, укрытий для юрт. Мужчины занимались кузнечным, столярным делом, женщины выделывали кожи, создавали берестяные изделия.


Жилище

Традиционное тувинское жилище - юрта, сложенная из решетчатых стенок-основ, скрепленных внутри обручем, образовывавшим окошко для выхода дыма. Основу покрывали войлоком, скрепленным веревками. Западные тувинцы устанавливали конические чумы, летом покрывавшиеся берестой, зимой - шкурами животных.
В центре тувинского жилища находился очаг: символ благополучия, наделяемый сакральным значением. Ежегодно шаманы устраивали обряды приветствия и кормления духа-огня в каждом доме. В повседневной жизни следить за очагом надлежало женщине, поскольку огонь имел в представлении тувинцев женскую природу и назывался От-ине: реальное воплощение женщины-хранительницы домашнего очага.
Правая половина юрты женская: здесь хранилась утварь, одежда, предметы быта. Слева располагались мужчины и предметы мужской зоны ответственности: войлок, оружие, столярные инструменты, орудия охоты, загона скота. Напротив входа оборудовали свободную зону для приема гостей. По бокам юрты размещали металлические сундуки с изысканной ковкой, на стены вешали кожаные мешки с запасами зерна, масла, чая.


Культура

Достояние тувинского народа - уникальное горловое пение хоомей. Мастерство исполнителей позволяет добиваться звуков разных тонов не движениями голосовых связок, а сокращениями диафрагмы: из-за постоянного давления на внутренние органы профессиональные певцы чаще других болеют, имеют меньшую продолжительность жизни.
Горловое пение зародилось благодаря окружающей обстановке: расположенные в пустынных полях юрты пронизывались звуками ветра и дождя, криками птиц, животных. Человеческий слух не способен различить диапазон звуков горлового пения полностью, однако доказано его влияние на подсознание, животных. Самым знаменитым хоомейжи называют монгольского война, известного как Соловей Разбойник, убивавшего громогласным свистом.


Религия

Традиционные верования тувинцев связаны с наделением окружающего мира духами: хранителями, помощниками, защитниками, карателями. Религия тесно связана с шаманизмом: шаманы были семейные и профессиональные, мужчины и женщины. В XIII-XIV столетии в регион проник буддизм из Тибета, он гармонично переплелся с национальными верованиями.
И сегодня в жизни общества важную роль играют шаманы и ламы. К шаманам ходят посоветоваться, узнать будущее, попросить исцеления или хорошей погоды в определенную дату. С момента прихода в регион ламы вполне терпимо относятся к проявлениям традиционных верований, включив ряд духов в пантеон, часть праздников в религиозный календарь.
В Тувинский Новый год Шагаа в буддийских храмах ночь напролет проходят богослужения с участием духовного лидера народа Кабы-ламы. Утром шаманы вместе с ламами проводят обряд Сан-сарылы, посвященный солнцу и огню. Ламы читают священные писания, а шаманы «кормят» огонь подношениями из сластей и мяса.


Тувинцы почитают и обожествляют солнце, а во время затмения встают на его защиту, так как думают, что светило борется с темными, злыми духами. В прошлом люди выбегали на улицу, начинали громко кричать, стрелять в небо из ружей, бить в железную посуду. Сегодня с помощью национальной ложки с девятью отверстиями тос-карак «окропляют небо», разбрызгивая вверх национальный соленый чай или молоко.

Традиции

Погребальные традиции также тесно связаны с культами солнца и огня: в прошлом покойников сжигали, а дома усопших окуривали ветками лиственницы. Позже умерших начали выносить далеко в тайгу: оставляли на земле, вокруг сооружая надгробие.
В последний путь тувинцев провожали аплодисментами: считалось, что громкие звуки отгоняют злых духов. Хлопанье в ладоши настолько ассоциировалось с похоронами, что детям запрещали хлопать во время игр, а если такое случалось, рисовали на ладошках защитные крестики.
Ежегодно в конце лета отмечается национальный тувинский праздник Наадым, ранее проводившихся для объединения родоплеменных связей, почитания духов предков. Сегодня на празднике возрождают национальные традиции народа. Среди обязательных элементов гуляний:

  • Горловое пение;
  • Национальная борьба хуреш. Борьба похожа на сумо, поэтому тувинцы не раз показывали себя отличными сумоистами. Самые знаменитые из них - Баткар Баасан и Аяс Монгуш;
  • Конные скачки, где наездниками выступают дети с 3-5 лет;
  • Стрельба из лука в мишень;
  • Выставка изделий из войлока;
  • Дегустация блюд национальной кухни;
  • Красочное представление по мотивам истории народности.


Еда

Повседневный рацион тувинцев состоял из отварного мяса барана и молочных продуктов. После забоя от барана оставляли лишь шкуру, «рожки, да ножки». Мясо, внутренние органы и даже кровь использовали в пищу. Главным напитком, хорошо утоляющим жажду, считали соленый чай хан. Для приготовления в большой котел заливали молоко, кидали пару щепоток черного или зеленого чая, давали закипеть, солили, подливали растопленное масло.


Национальное тувинское блюдо - кровяная колбаса. В тщательно промытые бараньи внутренности заливали сцеженную кровь, из специй использовали соль и лук. Верх завязывали узлом и протыкали палкой, затем опускали заготовку в кипящую воду на несколько часов. По готовности нижнюю часть колбасы скармливали духу огня, верхнюю, с палочкой, относили главе рода. По традиции кусок колбасы или часть туши (для приготовления одного обеда) обязательно раздавали каждому члену аала.

Известные тувинцы

Самый известный тувинец - министр обороны России Сергей Шойгу. Интересно, что его настоящее имя Шойгу, а фамилия - родовое имя Кужугет. То есть при рождении будущий министр был Шойгу Кужугет: Сергеем он стал лишь в зрелом возрасте при получении документов.


Видео

Респу́блика Тува́, (Тува́, тув. Тыва Республика) - субъект Российской Федерации. Входит в состав Сибирского федерального округа.

Площадь республики - 168 604 км², население - 315 532 чел. (2016).

Столица - город Кызыл.

Республика Тува расположена в Южной Сибири, в географическом центре Азии. Граничит с субъектами Российской Федерации - Республикой Алтай, Республикой Хакасия, Красноярским краем, Иркутской областью, Республикой Бурятия.

Самая протяжённая юго-восточная и южная граница Республики Тува с Монголией является государственной границей Российской Федерации».

Тува находится в Западном Саяне, соседствует с Хакасией, но по сути на отшибе планеты, окружена горами, рядом нелюдимые местности… Обширная территория с довольном малочисленным населением, главные достопримечательности края — природные.

Особенности региона (смесь религий, своеобразные красоты природы, интересные культура, творчество, народ, история) ярко отличают его от других российских регионов.

«Тывинцы по своему происхождению восходят к тюркоязычному населению Средней Азии. В 13 в. их территория вошла в состав Монгольской империи Чингиз Хана. В связи с этим тывинцы приобрели монголоидные черты во внешнем облике и культуре, но сохранили свой тюркский язык».

Тувинцы — монголоидные народы.

Религия и культура тувинцев

Своеобразие религии и верований местного населения откладывает отпечаток и на природу республики и на все восприятие Тувы. Леса, окутанные тайной духов… Здесь есть и православные верующие, и старообрядцы, и протестанты, но их мало.

«Местные верования тувинцев – интересный микс буддизма и языческого шаманизма – ставят в ступор религиоведов».

У Тывы очень богатое историческое и религиозное прошлое, только момент того, что в 1758 — 1911 Тува была провинцией Китая — заслуживает большого внимания. Вполне закономерно появление буддизма, он начал обосновываться здесь еще в 13-м веке. А вот шаманство — первая, кровная — так скажем, религия тувинцев. Туву, Кызыл смело можно назвать одним из центров шаманизма.

«Шамани́зм (также шама́нство) - ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах.

Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана».

К тувинским шаманам едут не только со всей России, а, бывает, даже из-за границы… Хоть и христианством шаманизм не одобряется, мало того — считается бесовским учением (однако не стоит забывать про столь популярную толерантность) — надо отдать должное «профессионализму» местных духовников.

Настоящие шаманы — люди проникающие в суть вещей и явлений без колдовства, они входят в транс, особую волну, измерение, для ритуалов нередко используются всякие натуральные психотропные препараты вроде отвара разных грибов, трав, порошков. В общем — это экстрасенсорика, основанная на животных инстинктах, без шарлатанства и пафоса. Правда, все равно русскому человеку справедливо чужды подобные обряды.

Танцы, ритуалы здесь сопровождают все процессы жизни: рождение, свадьбу, болезнь, смерть, похороны, праздники и т.д. Также вызов природных явлений, исцеление, упокоение души умершего нередко происходят под руководством шамана.

Что главенствует в Туве — буддизм или шаманство — понять сложно, действительно симбиоз религий..

По основной версии:

«Традиционная религия тувинцев - тибетский буддизм, который сочетается с элементами древнего шаманизма. В сентябре 1992 года Далай-лама XIV, являющийся духовным лидером буддистов, совершил в республику трёхдневный визит».

Документальный фильм «Тува. Свободные люди»:

Несмотря на «здоровый» образ жизни мужчин-добытчиков, показанный в фильме:

«По данным сессии совместного общего собрания РАН и РАМН за 2004 год, опубликованной в «Вестнике Российской Академии Наук», только Республика Тыва попала в число территорий с низким уровнем здоровья, тогда как все регионы России разместились в группах с повышенным и средним уровнем здоровья населения».

Среди культурных достижений тувинцев выделяются — тувинское камнерезное искусство, тувинское горловое пение:

«Всемирную известность получило тувинское горловое пение, ставшее неофициальным символом республики. В частности, этот вид пения исполняет национальный оркестр.

Среди других символов - тувинское камнерезное искусство».

В Туве множество буддийских организаций, храмов и монастырей. Некоторые храмы и монастыри (например, Устуу-Хурээ) — крупные достопримечательности, культурные объекты Тувы.

Также в Туве несколько учреждений культуры: театры, музеи, филармония.

Одной из значительных археологических достопримечательностей Тувы является: Пор-Бажын (развалины крепости на острове посреди озера Тере-Холь в Тере-Хольском кожууне республики Тывы).

«Представьте себе озеро в степи, гладкое, как зеркало. В центре его – несколько островов, где на самом большом из них высится древняя крепость. Это и есть Пор-Бажын, в переводе с тувинского – «глиняный дом»».

«Традиционная культура тувинцев, основного населения республики, это культура кочевников. Благодаря своему относительно изолированному положению - отсутствию железных дорог, горам, окружающим территорию со всех сторон - в Туве до настоящего времени сохранились самодостаточные кочевнические хозяйства.

Традиционным для тувинцев является разведение овец, лошадей, в Тоджинском кожууне сохраняются оленеводство и охота как основные занятия населения».

«Большую популярность приобрела археология Тувы. Символом древней Тувы стала свернувшаяся кольцом бронзовая пантера VIII века до н. э., обнаруженная при раскопках кургана Аржан-1. В 2001 году при раскопках кургана Аржан-2 было обнаружено богатейшее захоронение, названное первой археологической сенсацией XXI века».

«Республика обладает богатым историко-культурным наследием, сохранившейся этнической культурой: традиционное жилище тувинцев-кочевников (юрта), национальная кухня, народные промыслы и ремёсла (фигурки из агальматолита), национальные виды искусства (горловое пение хоомей), национальные виды спорта (борьба «хуреш», конные скачки), уникальное сочетание традиций шаманизма и буддизма, быт русских староверов.

Ежегодный праздник животноводов Наадым, фестиваль «Устуу-Хурээ» и празднование национального Нового года Шагаа - красочные и популярные мероприятия, привлекающие туристов».

Быт тувинцев также создается вокруг основ народного мировоззрения: шаманизма-буддизма. Артибуты верований есть почти в каждом доме, шаман на праздниках, в гостях — само собой разумеющийся факт.

Тувинцы могут жить в юртах, кочевать, основной способ прокорма семьи схож с первобытными моделями поведения: охота, рыбалка, разведение домашних животных (оленей).

Природа Тувы

83% республики — леса, а вокруг горы. О Туве часто говорят как о кладезе природных красот, памятников, неизведанных мест, девственной природе, но в действительности — желающих полюбоваться достопримечательностями Тувы и приезжающих в республику туристов — немного.

«Тыва обладает значительным туристическим потенциалом, что определяется большим разнообразием природно-климатических зон (горные тундры, тайга, степи и полупустыни), наличием живописных пейзажей, богатством фауны и флоры, сохранностью национальных традиций и уникальных памятников истории.

По результату Национального Туристического Рейтинга (№1), опубликованного проектом «Национальный Рейтинг» в декабре 2015 года, Республика Тыва заняла последнее, 85-е место».

В Туве 16 заказников, 14 памятников природы и два заповедника.

Природный биосферный заповедник «Убсунурская котловина» — памятник Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

«Находится в самом северном крупном замкнутом водном бассейне Центральной Азии, входящем в состав Монголии (район озера Убсу-Нур) и России (заповедник Убсунурская котловина) и является природоохранной зоной в обеих странах. Общая площадь объектов охраны природы в Убсунурской котловине составляет 1 068 853 га».

В близлежащих местностях в изобилии растут сосны, ели, находятся альпийские луга, ледники, тундра, тайга, пустыни — здесь встречаются совершенно разные природные, климатические зоны и здесь по-настоящему красиво.

Это, пожалуй, одно из самых прекрасных мест Тувы, для кого-то самое красивое. Благодаря столь бурным климатическим контрастам — здесь много животных, птиц, совершенно «разношерстных».

Однако территория не совсем российская: большая часть заповедника находится все-таки в Монголии, а не в России… Это памятник не только природных красот, но и вечного родства Монголии и Тувы.

Убсунурская котловина, Республика Тыва:

«На территории заповедника зарегистрировано 359 видов птиц. В фауне заповедника насчитывается около 80 видов млекопитающих. Основные виды — это жители гор, тайги и тундры, такие как ирбис, алтайский улар, марал, рысь и росомаха.

Степные виды - монгольский жаворонок, журавль-красавка, суслики, дрофа и песчанки. Заповедник является охраняемой территорией, и многие виды, исчезнувшие в иных местах, можно встретить здесь.

Географическое положение Тувы на стыке восточно-сибирских таёжных и центрально-азиатских полупустынных ландшафтов определяет богатство её флоры и фауны. Более 90 % территории представляет собой охотничьи угодья.

Здесь обитают соболь, саянская белка, рысь, росомаха, горностай, медведь, волк, марал, горный козел, кабарга. Здесь же обитает и снежный барс, занесённый в Красную книгу России.

С 2011 года каждое лето проводятся Археолого-географические экспедиции «Кызыл - Курагино»».

Ирбис (или нежный барс) — жемчужина данного заповедника, этот редкий вид животных, занесенный в Красную Книгу, на грани исчезновения, на территории заповедника снежных барсов — несколько десятков особей (20-30).

Ирбис — легенда заснеженных гор :

В Туве процветает горно-добывающая промышленность, республика богата запасами древесины, термальными карбонатными источниками, минеральными водами.

Регион, окутанный неизвестностью — почему так воспринимают россияне Туву? Некоторые действительно очень мало знают о республике, а те, которые что-то знают — не более чем фрагментарно. Единицы были в Туве и много знают о ней.

Приезжающие сюда журналисты поражаются красотами природы, самобытностью и загадочною этого региона: «краю скифских курганов, китайских дворцов, шаманов и старинных обычаев удалось сохранить свою уникальную самобытность».

Тыва является сейсмоопасным регионом: здесь часто происходят землетрясения, к подземным толчкам в 3-4 балла все уже привыкли, в декабре 2011 года было одно из самых крупных за последние годы землетрясений силой 9,5 баллов и магнитудой 6,7. Повторное землетрясение было зафиксировано 27 февраля 2012 года. Помимо этого были мелкие толчки.

Но Тува помимо природных красот, загадочности, шаманизма, необычности имеет ряд и нехороших черт, не считаем частые землетрясения: Тува — один из самых криминальных регионов в России, по количеству убийств на первом месте в России.

Убийства происходят в основном на бытовой почве, на фоне застолий, пьет около половины населения, не работает только официально пятая часть, но на деле гораздо больше, либо имеют неудовлетворительный заработок. Многие тувинцы носят с собой ножи, нравом отличаются буйным (говорят, что что это в предков: войны Чингисхана были беспощадны), при провокации сдачи дают с лихвой…

Осложняет все и оторванность от «большой земли»: до Тувы не так просто добраться, ж/д транспорта нет, есть как основной вид связи с остальным миром — автодорога. Ездят автобусы из сибирских регионов, возможно добраться на самолете, вертолете, летом можно на теплоходе.

Так что, учитывая криминальность региона и частые землетрясения, смотреть на красоты Тувы стоит с осторожностью… но все-таки стоит, потому что в горах, вдали от суеты, в заповедниках — это очень красивый регион.

Поделиться: