Япония: История и Культура: Самурай. Интересные факты о воинах японии - великих самураях

Традиции самураев


Самурайство зародилось в результате реформ Тайка в VII веке, а толчок к развитию самураев как класса дал император Камму в конце VIII - начале IX века. Сословие получило чёткое оформление во время правления в Японии сёгунов из феодального дома Токугава (1603-1867).

Наиболее привилегированный слой самураев составляли так называемые хатамото (буквально - «под знаменем»), являвшиеся непосредственными вассала мисёгуна. Основная масса самураев являлась вассалами князей (даймё). Чаще всего они не имели земли, а получали от князя жалование рисом.


Основная масса самураев
получала жалование рисом


Кодекс поведения самурая Бусидо был проникнут духом беспрекословного подчинения господину и презрения к смерти. В его основе - принципы буддизма и синтоизма, а также учения Конфуция и Мэн-цзы.

Бусидо требовал: беспрекословной верности феодалу; признания военного дела единственным занятием, достойным самурая; самоубийства в случаях, когда опозорена честь самурая; включал запрет лжи и привязанности к деньгам.



Духовный смысл учения Бусидо - в том, что воин должен жить, осознавая, что он может умереть в любой момент, что нужно ценить каждую минуту, проведённую при жизни, потому что она может оказаться последней. Только человек, готовый к смерти, может жить, видя этот мир в полном цвете, посвящая весь свой досуг саморазвитию и помощи ближним.


Самурай должен жить, осознавая,
что он может умереть в любой момент


Законодательство разрешало самураю безнаказанно убивать на месте простолюдина, который неприличествующим образом ведёт себя по отношению к членам военного класса. В период правления дома Токугава, когда внутренние феодальные войны были прекращены, военные отряды самураев использовались, главным образом, для подавления крестьянских восстаний.


Самурай мог безнаказанно
убивать простолюдинов


Могущество самурая определялось доходом от пожалованных ему земель. Чем больше был этот доход, тем больший отряд мог привести самурай в армию господина. Пожалованные земли не воспринимались как реальная собственность самурая. Они могли быть легко отняты или переданы другому воину

От всех прочих самураи отличались двумя вещами - особой прической с выбритым лбом и зачесанными назад волосами и правом носить два меча - большой и малый.

Считалось, что настоящий самурай не оставит своего господина ни при каких обстоятельствах. Даже в том случае, если число его вассалов сократится со ста до одного. Мало того, эти воины не позволяли себе спать, лежа ногами в сторону резиденции своего господина.

А если самурай сквозь сон слышал, что кто-то поблизости произносит имя его господина, он должен был немедленно встать, одеться и слушать дальше уже почтительно, стоя в полном боевом облачении.

Идеал, перенятый японцами из Китая, предписывал воину сочетать в себе два начала: боевой дух и ученость. Считалось, что обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уже о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии. Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон.

Люди, сотнями рубившие головы на поле боя, в тиши чайной комнаты отрешались от своих свирепых подвигов, становясь утонченными мастерами чайной церемонии. Кроме того, самураи увлекались поэзией, искусством составления букетов и любили театр. В свободное от военной службы время самураи музицировали, играя на лютне.



Будущих самураев растили бесстрашными и смелыми, другими словами, развивали в них качества, которые считались в среде самураев самыми главными добродетелями, при которых воин мог пренебречь своей собственной жизнью ради жизни другого.

Такой характер развивался чтением рассказов и историй о храбрости и воинственности легендарных героев, знаменитых военачальников и самураев, просмотром театральных представлений.

Нередко отец приказывал будущему воину для развития смелости отправляться ночью на кладбище или место, известное своей дурной славой (где «водилась» нечистая сила и т. д.).

Практиковалось посещение мальчиками публичных наказаний и казней, а также ночной осмотр отрубленных голов преступников, на которых сын самурая должен был оставить свой знак, доказывающий, что он действительно приходил на указанное ему место.

Чтобы развить у молодёжи терпение и выносливость, сыновей воинов заставляли исполнять непосильно тяжёлые работы, проводить ночи без сна (во время праздников богов учения), ходить босиком зимой, рано вставать и т. д. Ненамеренное же лишение пищи считалось полезным.

Ритуальные самоубийства при бесчестье (сэппуку) и вослед скончавшемуся господину (цуйфуку) были распространённой и уважаемой практикой, которую поддерживало буддийское учение о перерождении душ. Ритуал был строго канонизирован и преподавался с детства, отступления считались позором.

Если позволяли обстоятельства, самурай подходил к этому без спешки, завершив дела, попрощавшись с близкими и оставив о себе светлую память своими последними деяниями. Количество самоубийств в определённые периоды достигало таких величин, что в XVIII в. был введён официальный запрет на них, чтобы предотвратить самоистребление самурайства.



Сэппуку состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка.

Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал. Обезглавливание производилось тогда, когда тело самоубийцы начинало клониться вперёд.

Самурай стоически терпел мучения, показывая силу своего духа (хара), и как только тело качнётся - взмах меча обрывал его жизнь.


Среди самураев были распространены
гомосексуальные отношения


В самурайской среде со средних веков до XIX века было распространено сюдо - гомосексуальные отношения между взрослым мужчиной и юношей. Практика сюдо пользовалась большим уважением и поощрялась.

Считалось, что сюдо благотворно действует на юношей, уча их достоинству, честности, чувству прекрасного. Сюдо противопоставлялось женской любви, которую обвиняли в «размягчении» мужчины.



С началом эпохи Мэйдзи и ростом влияния западной культуры христианская мораль начала влиять на культуру Японии и привела к практическому исчезновению регламентированных гомосексуальных отношений к концу XIX века.

Процесс внутреннего распада сословия самураев усилился с середины XVIII века. Развитие мануфактурного производства и усиление городской буржуазии приводили к постепенному экономическому вырождению самурайства. Всё больше самураев попадало в долговую зависимость от ростовщиков.

Значительная часть самураев после аграрных законов 1872-1873 стала «новых помещиков», получив права на землю. Из среды бывших самураев пополнялись кадры чиновников, из них состоял в основном офицерский состав армии и флота.

Кодекс Бусидо, прославление самурайской доблести и традиций, культ войны - всё это стало составной частью идеологии милитаристской Японии до начала Второй мировой войны.

Термин «самурай» иногда применялся для обозначения служащих японской армии, однако после ликвидации вооруженных сил Японии после Второй Мировой войны он окончательно ушел в историю.


У японских самураев сложилась почти мифическая репутация. Идея о воинах, мастерски владеющих катаной и придерживающихся благородного кодекса, невероятно романтична. К тому же она была подкреплена легендами и фильмами. Но на самом деле многие реальные факты о самураях умалчиваются, поскольку это разрушило бы романтичный флёр, созданный кинематографом и литературой.

1. Накидки «хоро»


Самураи носили массивные 2-метровые накидки «хоро», которые были набиты легкими материалами и взмывали вокруг тела самурая при малейшем ветре. Хоро должны были защитить самурая от стрел. А ещё хоро были главным символом статуса война. Убитого в бою врага, на котором был надет хоро, хоронили с почестями.

2. Самурайские мечи


В XIII веке, когда на Японию напали монголы, жители Страны Восходящего Солнца впервые столкнулись с армией, экипированной в тяжелую броню. Их мечи в тот момент не выдерживали никакой критики. Тонкое японское оружие застревало в монгольских кожаных доспехах, а зачастую попросту ломалось пополам. Эти тонкие самурайские мечи ломались так часто, что от них были вынуждены отказаться и начать делать более крупные и тяжелые мечи, чтобы противостоять монголам.

3. Самураи-«неженки»


В феодальной Японии считалось, что мужчина, который проводит ночь с женщиной, является неженкой. Самураи верили, что секс с женщинами оказывает «феминизирующий» эффект на ум и тело мужчины. Самурай женился, если ему это было необходимо для продолжения рода, но он никогда не позволял себе увлечься своей женой. Если самурая видели целующим свою жену в общественных местах, то его мужественность оказывалась под вопросом. При этом гомосексуальные связи воспринимались как что-то обыденное.

4. Поручитель-любовник


Когда мальчик учился искусству самураев, он часто жил в паре со зрелым мужчиной. Старший учил мальчика боевым искусствам, этикету, кодексу чести, а взамен использовал его для удовлетворения похоти. Это называлось «судо», что означает «путь от мальчика к подростку». Когда мальчику исполнялось 13 лет, обычно он клялся в верности учителю и жил с ним следующие шесть лет. Это считалось совершенно нормальным. Один японский поэт писал: «Молодой человек без старшего поручителя-любовника уподобляется молодой девушке без жениха». К этому действительно относились, как к браку.

5. Немедленно и при свидетеле


Если к самураю обращался неуважительно кто-то из низшего класса, то он мог убить этого человека на месте. При этом были несколько правил. Самурай должен был сделать это немедленно и при свидетелях. Более того, не сделать подобное считалось постыдным.

6. Только правая штанина


Самураи начали параноидальным образом относиться к своей ванной комнате после случая с даймё Уэсуги Кэнсин, которого в XVI веке убили в туалете. Убийца пробрался в туалет и ударил Уэсуги Кэнсина копьем, застав того врасплох со спущенными штанами. После этого его соперник Такеда Синген обеспокоился тем, что кто-то может проделать что-то подобное с ним, и принял меры. С тех пор все мастера боевых искусств начали учить адептов ходить в туалет с полностью спущенной правой штаниной, чтобы обеспечить себе свободу действий. Ванные комнаты самураев планировались так, чтобы быть защищенными от ассасинов.

7. Посмертный запах


Легендарный самурай по имени Сигэнари Кимура провел свой последний бой в 1615 году, защищая замок в Осаке. Он смело вывел свои войска на поле боя, предварительно тщательно обрезав волосы и окурив свой шлем благовониями. Кимура знал, что он не выживет и решил «позаботиться» о своем будущем убийце, оставив ему ароматный труп. Он знал, что его голова станет чьим-то трофеем и хотел, чтобы она хорошо пахла.

8. Собака в доспехах


Сегодня сохранился по крайней мере один набор самурайской брони, сделанной на заказ для собаки. Уже не известны подробности относительно того, как использовалась собачья броня, но ученые считают, что, вероятно, броня не предназначалась для боя, а скорее для она использовалась во время парадов или просто была заказана кем-то из коллекционеров. Тем не менее, в один прекрасный момент в истории какой-то самурай ходил по улицам японского города с собакой, одетой в полную боевую броню.

9. Сякухати


Одним из самых странных видов самурайского оружия являются сякухати - бамбуковые флейты. Первоначально это были просто музыкальные инструменты, на которых играли буддийские монахи. Со временем флейты преобразились, когда группа буддистов по названию комусо начала ходить с корзинами на головах, играя на флейте и проповедуя. Самураи поняли, что эти люди с корзинами на головах являются попросту идеальной маскировкой и начали притворяться ими. Шпионы самураев, которых засылали для подавления восстаний, выглядели как монахи в комусо. При этому на флейтах самураев были шипы для использования их в качестве оружия самообороны.

10. Преданность самурая


Кодекса самураев на самом деле не существовало до 1600-х годов, а до этого самураи постоянно предавали своих хозяев. Даже после этого, лояльность самурая существовала только на бумаге, но никак не в реальной жизни. Если хозяин не заботился о самурае и достойно не награждал воина, который защищал его, то самураи, как правило, использовали любой шанс, чтобы зарезать его и перейти служить к тому, кто платит больше. Когда западные миссионеры впервые приехали в Японию, они были шокированы тем, сколько увидели предательств и убийств «в спину».

И в продолжение японской темы мы публикуем .

В истории Японии был очень интересный период со второй половины 15-го и до начала 17 века - Сэнгоку Дзидай ("Эпоха воюющих провинций"). В это время произошло ослабление центральной власти, что привело к смуте и раздробленности. Отдельные провинции воевали друг с другом за власть, и вся страна, можно сказать, была охвачена войной, а главными героями того времени были могущественные японские воины - самураи.

15. Даймё

Сначала нужно вспомнить, кто такие даймё. Это были невероятно влиятельные военные феодалы, владельцы провинций, которые в эпоху Сэнгоку Дзидай управляли почти всей Японией. Выше них был только сёгунат, центральная власть сёгуна - но в то время она ослабела и была фактически номинальной. А новые властители Японии - даймё - строили мощные цитадели и нанимали самураев для охраны своей территории и завоевания соседской. При замке вырастал город, и каждая такая провинция представляла собой государство в государстве. Такая ситуация сохранялась вплоть до Реставрации Мэйдзи (свержения сёгуната и восстановления императорского правления, 1868-1889 гг.).

14. Гражданская война, раздробленность и междоусобица

Период Сэнгоку Дзидай начался со "Смуты годов Онин" - гражданской войны, длившейся 10 лет (с 1467 по 1477 гг.) и приведшей к потере сёгунатом своего могущества. Власть Киото ослабла, а сила военных феодалов, наоборот, начала расти, и вскоре они уже оспаривали друг у друга право занять столицу. Что касается экономики в этот период, то она процветала благодаря торговле с Китаем, поэтому провинции и ратовали за автономию. Все закончилось полной раздробленностью и междоусобицей. Но были среди самураев и те, кто хотел объединения страны. Один из таких людей, Ода Нобунага, к концу 16 века практически сумел добиться своей цели, но погиб, окруженный врагами. Однако его преемники - Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу - в конце концов добились восстановления сильной центральной власти сёгуната и вновь объединили Японию.

13. Ода Нобунага

Итак, Ода Нобунага - первый из объединителей Японии и один из самых выдающихся самураев в истории этой страны. Он родился в 1534 году в семье небольшого военного предводителя, а после смерти отца стал главой рода Ода и начал победоносное военное шествие, в итоге завладев столицей и всей центральной Японией. Ода Нобунага был человеком сурового нрава и жестко проводил свою политику в жизнь, не считаясь ни с чем. За сожжение одного из древнейших буддийских храмов его прозвали "Демоном-повелителем Шестого Неба" (одно из воплощений зла в буддизме). Увы, увидеть Японию окончательно объединенной Демону-повелителю не удалось: в 1582 году он совершил харакири в храме Хонно-дзи, преданный своим же военачальником Акэти Мицухидэ.

12. Тоётоми Хидэёси

Родился в 1536 году в крестьянской семье, но мечтал о карьере самурая - и нанялся на службу к Оде Нобунаге (в этом ему, надо сказать, повезло). По легенде, Хидэёси отличался блестящим умом - неслучайно Ода Нобунага возвысил бывшего крестьянского сына до ранга генерала. Было за что - вот лишь несколько достижений Хидэёси: форсированное ("за одну ночь") строительство замка Суномата (1566), прикрытие тылов в битве при Канагасаки (1570), "водный штурм" замка Такамацу (1582). После гибели Оды Нобунаги в храме Хонно-дзи в 1583 году Хидэёси стал его преемником, фактически узурпировав власть. Он объединил разнозненные японские провинции под своим началом, составил общий земельный кадастр, провел несколько военных и социальных реформ, запретил в Японии христианство, и даже успел перед смертью повоевать с Кореей и Китаем. Умер в 1598 году.

11. Токугава Иэясу

Этот человек явно умел выживать. Он родился в 1543 году в небольшом самурайском роде Мацудайра и все детство провел как политический заложник у соседних правителей, которые использовали слабых Мацудайра в своих политических играх. В 1560 году Иэясу восстал против рода Имагава и заключил союз с его врагом - Одой Нобунагой. Далее Токугава расширил свои владения, а после смерти Нобунаги вступил в борьбу за его наследство, но проиграл ее Тоётоми Хидэёси и признал себя его вассалом. А вот после кончины Тоётоми Хидэёси Иэясу сумел закончить начатое двумя его предшественниками и объединить страну. В 1603 году он получил титул сёгуна и основал третье самурайское правительство - сёгунат в городе Эдо, который просуществовал в Японии до 1868 года (т.е. до Реставрации Мэйдзи).

10. Война годов Онин

Из-за чего началась смута и гражданская война 1466-1477 гг.? Из-за того, что было непонятно, кто унаследует власть после смерти сёгуна. У сёгуна не было наследника и он попросил своего брата уйти из монахов и стать наследником. Но когда брат согласился и сделал это, у сёгуна внезапно родился сын. Когда сёгун умер, ребенок был еще слишком мал, чтобы наследовать власть, поэтому начались споры о том, кто должен стать новым сёгуном, и враждующие кланы начали вставать на одну или другую сторону. В Киото разразилась война, но ни одна из сторон не могла одержать решающую победу, они просто сражались друг с другом до изнеможения в течение долгих 10 лет. В итоге страной толком никто не управлял, что и стало причиной начала эпохи феодальной раздробленности, которую мы знаем как Сэнгоку Дзидай.

9. Европейцы в Японии и ружья с острова Танэгасима

Что касается европейцев, то они некоторым образом также повлияли на ход истории в эпоху Сэнгоку Дзидай - с помощью торговли, в основном поставок огнестрельного оружия воюющим кланам. Факты таковы: в 1543 году к острову Танэгасима прибило португальское судно. Тогда-то правитель острова Танэгасима Токитака и заполучил в свои руки две аркебузы, купив их у португальцев. Надо сказать, японцы довольно быстро создали свои ружья "танэгасима", сделанные по образу и подобию португальских аркебуз. Ну а португальцы смекнули, что это хороший повод для торговли, и начали регулярно снабжать этим оружием японских самураев. В период междоусобиц побеждал тот, у кого помимо традиционных войск было еще несколько тысяч аркебузиров - например, в армии уже известного нам Нобунаги их было 3 тысячи. Залповый огонь этих - хоть и не самых эффективных - ружей был способен остановить атаку конницы или пехоты, что могло стать серьезным преимуществом в сражении.

8. Харакири в храме Тайнэй-дзи

Этот случай не имеет отношения к нашим трем главным героям, о которых мы рассказали ранее, но немного отвлечемся на него, так как это очень показательная история для того периода. В 1551 году 16-й правитель рода Оути по имени Оути Ёситака после ряда неудачных военных решений окончательно потерял власть над провинцией в результате восстания, поднятого его военачальником Суэ Харуката. Ёситака был вынужден совершить харакири, а Харуката провозгласил новым главой рода приемного сына Оути Ёситака и стал управлять всеми владениями от его имени.

7. Битва при Окэхадзаме

Вернемся к основным нашим героям. Битва при Окэхадзаме была одной из ярчайших военных побед Оды Нобунаги. Противостояние между его отборными отрядами и армией Имагавы Ёсимото продолжалось в течение месяца, а решающее сражение произошло 12 июня 1560 года. Тогда еще не все наши герои находились в одной команде: Тоётоми Хидэёси уже служил под началом Нобунаги, а вот Токугава Иэясу по-прежнему воевал на стороне клана Имагава (это как раз те самые союзники, что заставили его жить с ними в залог дружбы между соседними кланами). У клана Имагава было решающее преимущество: 25 000 бойцов против 2-3 тысяч у Нобунаги. Однако последний применил военную хитрость, которая заставила врага подумать, что войск у противника гораздо больше. В результате почти все военачальники Имагавы присоединились к армии Нобунаги - в том числе и Токугава Иэясу. И с тех пор он всегда воевал на его стороне.

8. Осада крепости Исияма Хонган-дзи

Еще одна война, которая продолжалась 10 лет (1570 - 1580 гг.). С одной стороны - суровый даймё Ода Нобунага с союзниками, с другой - воины-монахи секты Икко-икки. Монахи эти были чересчур буйными и приобрели большую военную и экономическую мощь, с которой пришлось долго бороться. Осада главного оплота монахов - храма-крепости Исияма Хонган-дзи - продолжалась целых десять лет с переменным успехом, но в итоге окончилась поражением Икко-икки. Нобунага пощадил жизнь защитников крепости (не всех, но многих), но сам храм сжег дотла, чем и поставил точку в истории этого воинствующего религиозного движения.

5. Гибель Оды Нобунаги

Как так случилось, что Оду Нобунагу предал его же ближайший соратник, военачальник Акэти Мицухидэ? Нобунага был в тот момент на вершине власти, он одержал множество побед, почти вся центральная Япония уже находилась под его контролем, и даже его враги, казалось, уже попритихли и поняли, что справиться с ним не удастся... Однако предательство - сильное оружие. 29 мая 1582 года Нобунага остановился в Киото, в храме Хонно-дзи, на небольшой отдых перед тем, как лично возглавить свои войска на поле боя (шли затяжные бои с родом Мори). На фронт должно было прийти свежее подкрепление от Акэти Мицухидэ. Однако его войска пришли не на фронт, а в Киото - и окружили храм Хонно-дзи, а затем взяли его штурмом. Нобунага был вынужден совершить харакири.

Руководствовался ли Акэти личными мотивами (надо сказать, Нобунага был не сахар; например, он конфисковал все земли Акэти) или выполнял заказ врагов, доподлинно неизвестно. Заказчиками называют императора, бывшего сёгуна Ёсиаки и преемников Нобунаги - Тоётоми Хидэёси и Токугаву Иэясу.

4. Приход к власти Тоётоми Хидэёси

После смерти Оды Нобунаги начался хаос и борьба за власть. Акэти пытался заставить Имперский суд признать его новым главой рода Ода. Хидэёси, в свою очередь, объединился с кланом, с которым прежде воевал, и совместными усилиями быстренько победил Акэти. Хидэёси оказался сильнее всех и ни у кого не было против него ни малейшего шанса (недаром его считали очень умным!). Именно он стал преемником Нобунаги, что снова наводит на мысль о том, что сговор все-таки мог иметь место. Только вот в результате этого сговора исполнитель не получил ничего, а заказчик получил все.

5. Смерть Тоётоми Хидэёси

Тоётоми Хидэёси за 11 лет у власти успел сделать многое во всех сферах жизни страны. Хидэёси продолжил курс на свободу торговли, начал чеканку первой японской золотой монеты, составил земельный кадастр и закрепил землю за крестьянами, работавшими на ней, провел изъятие оружия у мирного населения, четко поделив его на самураев и гражданских. Кроме этого, боролся с европейским колониализмом: запретил христианство (после того, как Португалия отказалась помочь японцам построить флот для завоевания Восточной Азии) и приказал изгнать всех миссионеров. А 26 христиан были показательно распяты на крестах в Нагасаки.

Умер он в 1598 году, оставив малолетнего сына. Желая передать власть сыну перед своей смертью, Хидэёси лишил собственного племянника должности кампаку, которая считалась главной в семье Тоётоми, и приказал ему совершить харакири. Кроме того, создал опекунский Совет пяти старейшин, задачей которого было помогать его сыну Хидэёри в управлении государством.

2. Совет пяти старейшин и сёгунат Токугавы

Совет пяти старейшин правил страной, пока Хидэёри был слишком мал, чтобы справиться с этим самому. Самым влиятельным членом этого совета был и наш давний знакомый Токугава Иэясу, чем он не преминул воспользоваться. Он постепенно начал заключать союзы с теми даймё, что давно уже были недовольны политикой Хидэёси, и всех их собирал вокруг себя. В основном это были самураи, которые жили за счет войны и не разбирались в политике и правлении "гражданских". Закончилось все военным противостоянием в 1603 году, в котором победил Токугава Иэясу. У него было 100-тысячное войско, а у защитников существующей власти - 80-тысячное. После этой победы Иэясу получил от императора титул "Великого сёгуна завоевателя варваров" и создал новый сёгунат - в городе Эдо (сейчас это Токио).

1. Осада Осакского замка

Однако Токугава Иэясу не мог позволить роду Тоётоми продолжить свое существование, так как этот род представлял для него и его наследников реальную угрозу - он оставался формальным главой самого сёгуна и продолжал иметь множество влиятельных вассалов, поэтому легко мог вернуть себе власть. Чтобы этого не произошло, Иэясу нашел первый подходящий повод объявить войну роду Тоётоми и окружил замок в Осаке. После длительной осады был заключен мирный договор, по которому защитники крепости обязались разрушить укрепления. Однако, подумав как следует, Тоётоми Хидэёри решил, что это слишком опасно и приказал восстановить разрушенные укрепления. А Токугава Иэясу вторично объявил ему войну и снова окружил Осакскую крепость, которая была практически незащищенной к этому моменту. Положение Тоётоми Хидэёри оказалось безвыходным. И он, и его мать сделали харакири. Так род Тоётоми прекратил существование, а Токугава Иэясу остался у власти и сумел передать ее своим потомкам.

Понятие "Самураи " с древне-японского языка переводится как "служение кому-либо из высшего аристократического сословия" или как "защита хозяина". Изначально в Японии словом «Самурай » обозначали просто обычных слуг аристократов - феодалов. Главной задачей самурая – была охрана господина и его имущества от опасности и врагов.

Известный нам сейчас, класс самураев стал формироваться всего лишь в VII-VIII веках. К середине VII века в древней Японии активно формировалось молодое феодально-монархическое государство. Земельные наделы из общинного владения начали активно переходить в частное владение феодалов. С увеличением и усилением крупнейших феодальных поместий, более слабые помещики со временем переходили под протекцию и покровительство более крупных помещиков.

Вместе с протекцией все мелкие феодалы обременялись обязанностью воинской службы своему новому хозяину (Сюзерену). Из таких подданных формировалась феодальная армия "дворовых самураев". Со временем "дворовые самураи " переродились в самураев нового вида - вооруженных слуг. Теперь их главной целью становится охрана господина и его владений. За службу верой и правдой самураи получали вознаграждение (зарплату) в виде крова и пищи , а за самые выдающиеся заслуги могли получить и собственные участки земли.

Еще одним из поводов формирования нового сословия воинов были непрекращающиеся военные столкновения с «Айнами» - потомками древнейшего населения Японских островов. Для протекции собственных границ во второй половине VII века были сформированы специализированные военные отряды из богатых крестьян, "мастеров в стрельбе из лука и великолепных наездников" . Позже в северо-восточной части страны с этой же целью появились первые военные крепости, их гарнизон состоял из так называемых "неудобных "людей.

Помимо этого, около границы постоянно курсировали мелкие отряды беглых крестьян, скрываясь от своих хозяев и пытающихся захватить земли Айнов. Постепенно правительство даже стало стимулировать миграцию на север страны безземельных крестьян. Такие крестьяне, получали от правительства оружие и могли успешно воевать с неугодными правительству Айнами.

Все эти меры стимулировали начало формирования на севере страны о. Хонсю самурайской прослойки . Местные помещики создавали личные самурайские дружины . Эти отряды участвовали в непрекращающихся стычках с аборигенами. В X-XII веках по причине большого числа междоусобных войн, которые были вызваны в основном борьбой за власть и территориальное доминирование, сословие самураев окончательно оформилось в сословие мелкого служилого дворянства.

В 1192 году глава одного из крупнейших и богатейших феодальных кланов Минамото получил титул сегуна . Столица его дома была перенесена в город Камамура на восток острова Хонсю. В результате этого появилась новая система управления - сегунат, напоминающей по своей сути военную диктатуру. При данных условиях власть Императора носила лишь формальный характер. Реальным правителем Японии являлся сегун. С тех пор самураями стало именоваться все военное дворянство Японии, вместе с самим сегуном. Верхушка пирамиды власти состояла из феодалов, являющимися крупнейшими землевладельцами. За ними стояли самураи из низкого и среднего сословия. Различия между самураями строились негласно на основании размера богатств.

Вначале Минамото разделил всех самураев первого сегуната на 2 группы. Одна была составлена из воинов, подчинявшихся напрямую Минамото, другая же группа несла службу у императорского дворца и храмов. В период царства эпохи постоянных военных стычек и конфликтов военное дело отделилось от земледелия полностью и бесповоротно. Владельцев земель теперь интересовало только одно, а именно - чтобы крестьяне работали и платили во время ренту. Главным родом деятельности самурая становиться война и военная служба. Помимо самих самураев в большинстве военных действий принимали участие и крестьяне, выполняющие обязанности слуг и оруженосцев.

Во второй половине XIII века Япония возникла новая опасность - монгольское вторжение . Два раза (в 1272 и 1281 годах) монголы, под предводительством Хубилая – одним из внуков Чингисхана , пытались вторгнуться на территорию Японии, чтобы колонизировать её и сделать частью своих территорий. Обе попытки вторжения потерпели неудачу. Корабли монголов тонули от небывалых по силе ураганов, получивших прозвище "Ками-кадзе" ("Божественный ветер").

К берегам Японии смогли доплыть лишь небольшие отдельные части армии Хубилая . Тем не менее и они представляли большую угрозу, но разрозненные и лишенные поддержки остатки армии монголов были разгромлены самурайскими отрядами. Во время нашествия Хубилая самураи познали новые стратегии ведения боя. Монгольские дружины, под единым командованием, ловко использовали стратегию окружений и обходных маневров, применяли огнестрельное оружие, ранее незнакомое японцам (с помощью огнестрельного оружия монголам удалось разрушить часть военных укреплений японцев, расположенных на побережье).

Война с монголам и послужила причиной реорганизации военных сил. Из-за необходимости высокой маневренности во время боя, военное снаряжение стали изготовлять в более легком варианте. Вторжение монголов, потребовало мобилизации всех ресурсов государства и поэтому стало причиной временного ослабления самурайства. Финансовые трудности привели к тому, что самураи низкого сословия перестали получать оплату от своих хозяев, но должны были продолжать службу за собственные средства.

В XV веке Япония на длительный период погружается в состояние всеобъемлющего хаоса и беспорядка. В начале XV века почти на всех ее территориях идут военные беспорядки. Огромное число междоусобных конфликтов привело к деградации земледелия. С приходом XVI века в средневековой Японии начинается самый трудный период – смута и хаос захватывают все сферы жизни людей. Период с 1507 по 1573 год известен под именем "период сражающихся областей". Каждый сражался против каждого...

И только с наступлением XVII века в Японии период войны сменяется миром. Главной причиной примирения послужило политическое объединение Японии, основная заслуга в котором принадлежит Токугава Иэясу , провозгласившего себя новым сегуном в 1603 году. Сегун Токугава наложил запрет на ведение аристократами междоусобных войн, а также на возможность выступать против его власти. Одним из инструментов власти стало появление института заложничества , законопроект, регулирующий правила выдачи ссуд феодалам , для влияния на них за счет финансовой контроля, а также закрытие Японии для иноземцев для того, чтобы отрезать возможность появления внешних стимулов, которые смогли бы вызвать беспорядки в стране.

Сегун запрещал самураям торговать товарами, заниматься ремеслами и ростовщическим делом , все это стало осуждаться в качестве занятия для благородного человека. Но чтобы сделать жизнь самурая экономически более стабильной, сегунское правительство освободило их от налогов. Закон ревностно оберегал честь самурая. Так, один из постулатов гласил: "Если любой человек из низшего сословия, например, горожанин или крестьянин, будет виновен в нанесении оскорбления самурая своей речью или неуважительным поведением, его можно тут же зарубить".

Описание взаимоотношений самураев и низших сословий было зафиксировано в официальном документе, следующим постулатом: "Все нарушения должны быть наказуемы в соответствии с сословным статусом" . По факту, это означало, что нарушения, которые считались легким проступком для самурая, могли стать причиной смертной казни для крестьянина. Но обратной стороной таких правил было то, что самурай должен быть лишен жизни за такой проступок, который для крестьянина не был смертным преступлением. К примеру, если самурай не выполнял приказ господина или нарушал данного собой слова, он сразу же был обязан совершить ритуальное самоубийство ("харакири").

В эпоху 3 сегуна сословие самураев начало утрачивать свое первоначальное значение. Причиной этому послужил упадок феодального строя , что, в свою очередь, привело к грубым нарушениям феодальных законов и традиций. Так, например, продажа оружия, воинских доспехов стало обычным явлением и, эта торговля полностью разрушила традицию, что продажа оружия возможна только сословию самураев. В условиях прекращения междоусобиц содержание самураев становилось непосильной обузой для крупных землевладельцев .

В начале второй половины XIX века разложение самурайского сословья достигло своего апогея. Стерлась система классового разделения жителей Японии на высшие и низшие сословия. После принудительного "открытия" Японии для торговли с внешним миром, такими странами как Америка и страны Европы, традиционная система натурального хозяйства страны восходящего солнца была почти полностью уничтожена. По сути, можно с уверенностью сказать, что самураи, которые как сословие оформились на заре раннего средневековья, стали новой силой развивавшегося феодализма, но по мере того, как Япония развивалась по направлению к капиталистическому строю, самураи потеряли свои позиции и влияние. Но все же, что представлял собой самураи в период междоусобных войн XII-XVI столетий , когда они еще были грозной силой и имели безграничное влияние на государственное устройство?

Звание самурая в средневековой Японии передавалось по наследству . Сын, идя по стопам своего отца – самурая, также автоматически становился профессиональным военным. Он продолжал служить в том же феодальном клане, членом которого был и его отец. Главной задачей для учителей «новоиспеченного» самурая было формирование в нем комплекса традиционных особенностей, считавшихся необходимыми в жизни воина. Самурай просто обязан был быть физически развитым воином, владеющим в абсолютной степени боевым искусством и вооруженным знанием моральных устоев своего клана.

Сын самурая уже с пеленок окружался исключительной заботой и вниманием. Особое значение имел первый сын, так как он по праву становился наследником всего дома и всего состояния семьи. В добавок к этому, он наследовал и имя отца-воина . Через пару дней после рождения ребенка в дом самурая приходила его родня. Они приносили с собой подарки будущему наследнику. Среди этих подарков обязательным атрибутом были два веера , которые по форме были похожи на два меча воина. По прошествии нескольких лет сын самурая получал в подарок более серьезный подарок -один или два деревянных меча. Во время ежегодных праздников мальчиков родители выставляли миниатюрные доспехи, оружие и знамена (Ума-дзируси) . Этими ритуалами родители и родня стремились воспитать в будущем самурае уважение к военному делу и его атрибутам.

Огромное влияние на формирование морали и духовности молодых самураев имело учение Конфуция (конфуцианство) . Его главные постулаты говорили о том, что дети обязаны вести себя по отношению к родителям с большим почтением, уважением и кротостью, полностью подчиняться их воле и ни в коем случае не огорчать их и беспокоить своим поведением и словами. Эти постулаты не менялись даже, если родители были нехорошими людьми и плохо относились к своим чадам. Ребенок всегда обязан был пожертвовать своими интересами в пользу своих родителей. Детям частенько начитывали конфуцианские трактаты, пропитанные нравоучительными рассказами и притчами. Так, в одной истории говорилось про то, как маленький мальчик лег в мороз на лед замерзшего озера, чтобы теплом собственного тела растопить лед и поймать рыбы для своей мачехи.

Но, все-таки, главным пунктом морального воспитания самурайской молодежи было взращивания в личности абсолютной верности государю , который фактически считался отцом воина.

Еще с большим почтением, чем к родителям, начинающий юный самурай относился к своему учителю и наставнику. Ни один его приказ не обсуждался и выполнялся мгновенно. Интересный факт, но за обучение вознаградить своего учителя деньгами или другими ценностями было запрещено. Ученик до конца жизни обязан почитать и превозносить своего наставника и всегда хранить в сердце и разуме верность ему. Для формирования бесстрашия в душе молого воина, отец частенько приказывал юному самураю ходить по ночам на кладбище , где по народным поверьям обитала темная сила. Юные самураи частенько были свидетелями публичных наказаний и казней тоже в воспитательных целях. Юных самураев периодически изнуряли бессонными ночами и тяжелой работой, чтобы закалить их силу воли. К тому же это воспитывало такой навык как терпение и выносливость, которые считались также важными ключами к победе в бою.

Но чтобы стать окончательно сформировавшимся воином походов на кладбище и бессонных ночей не достаточно, по этому, молодому самураю нужно было в совершенстве овладеть техникой фехтования, обращения с копьем, стрельбы из лука, а также владеть приемами джиу-джитсу. Молодые подростки из самурайских семей высшего сословия помимо всех вышеперечисленных навыков должны были быть великолепными наездниками.

У каждого клана, при дворе крупного помещика для этой цели были построены специальные фехтовальные залы , площадки для физкультурных упражнений и отработки техники стрельбы из лука. Процесс обучения в этих специальных школах продолжался от 8 до 15 лет. Одним из важных навыков считалось способность плавать в полном боевом снаряжении и с оружием. Существовал целый ряд школ, специализировавшихся на обучении различным техникам плавания. Наставники школы Кобори обучали воинов плавать в полном снаряжении. При этом самурай обязан был держать верхнюю часть туловища как можно выше над водой. Такая техника позволяла вести успешную стрельбу из лука. В школе Суито обучали прыжкам в воду, глубина которой обычно не превышала 1 м, с большой высоты. Главным навыком, которому учили в школе Синден, было плавание и ныряние со связанными руками и ногами, а также борьба с противниками по захвату его плавательных средств (например, лодки). Существовало огромное количество других школ со своей спецификой. Были даже такие, где воины учились плавать в штормовом океане, стрельбе из воды, борьбе с противником в воде, преодолению опасных и сильных течений, водоворотов и больших волн, освобождению рук и ног от вьющихся водорослей и др. Кодекс чести самурая - бусидо требовал, чтобы воин не только владел боевыми искусствами, но и знал историю, литературу, а также был знаком с секретами каллиграфии.

По достижению 15 летнего возраста обучение юного воина считалось завершенным. В день его «воинского совершеннолетия» молодому самураю дарили настоящие боевые мечи . С этими мечами самурай шел через всю жизнь и расставался только на смертном одре. Дочерям воинов в дар преподносили короткий кинжал – это демонстрировало принадлежность женщины к сословию воинов. Юному воину впервые в жизни делали прическу настоящего самурая: сбривали волосы у лба, а на макушке завязывали узел волос. Юноша впервые одевался как взрослый самурай – надевал широкие шаровары, похожие на юбку. Первое торжественное одевание представляло собой настоящий семейный праздник, который обязательно сопровождался торжественным посещением храма божества - покровителя рода юного самурая. После прохождения торжественных обрядов и получения боевых мечей, молодой воин обретал полную свободу действий и определенную независимость. Молодой самурай только теперь считался полноправным членом своей касты.

В бою воина защищали не только его боевые навыки, но и военное снаряжение. Если сравнить доспехи японских самураев с европейскими доспехами, то в глаза бросается то, что, в отличие от европейских, военные доспехи японских самураев на протяжении долгих веков оставалась практически неизменными.

Доспехи самураев были очень удобными. Они собирались из отдельных пластин, которые между собой связывались с помощью шелковых шнурков. Такие доспехи позволяли самураю двигаться легко, гибко и с достаточным комфортом. Такая конструкция позволяла достаточно легко приспособить их к любой фигуре воина , в сравнении с теми же европейскими латами рыцарей, которые производились по индивидуальному заказу и меркам. Именно благодаря такому свойству японские доспехи с легкостью передавались по наследству от отца к сыну, из поколения в поколения, и могли служить семье несколько десятилетий, а то и дольше.

В базовый комплект самурайской военной амуниции обычно входило следующее: шлем, полумаска с прикрепленными к ней пластинами для защиты шеи, панцирь, наплечники, нарукавники, набедренник, наголенники и обувь. Шлем изготавливался из вертикальных склепанных между собой железных полос. Сзади к шлему подсоединялись горизонтальные пластины, защищавшие шею воина. На верхнюю из этих пластин, выдвигавшуюся вперед, воины крепили свои фамильные гербы. На передней части шлема с помощью металлических клепок фиксировался козырек для защиты глаз и две мотыгообразные направляющие, задачей которых было ослабление силы, направленных в голову ударов мечей.

Металлическая полумаска (иногда забрало) защищала лицо самурая от мечей и стрел. Чаще всего маски раскрашивались, чтобы походить на человеческое лицо. Но для создания устрашающего эффекта на противника они приобретали рядом черт, создающих омерзительное впечатление (например, оскаленный рот). Панцирь состоял из двух основных частей: большой кованой металлической пластины и части, защищающей спину. Спинная защита крепко соединялась только с передней левой пластиной и была разъединена справа. Обе части крепко связывались с помощью толстых шелковых шнурков. Иногда и грудную пластину обшивали тканью, к которой крепили поперечные железные пластины. Цвет этих пластин и соединявших их шнуров был различным у самураев разных феодальных каст, что служило характерным инструментом отличия своих воинов от воинов противника. Спереди, на уровне ключиц, к панцирю прикреплялись пластины с гербами. Наплечники охраняли плечи воина. Они имели четырехугольную форму и состояли из нескольких продольных пластин, также скрепленных шелковыми шнурками. Латные нарукавники защищали от вражеских ударов предплечья. Нижняя часть закрывалась набедренной защитой , которая представляла собой своеобразный передник раздвоенный посередине. Верхняя часть набедренной защиты делали, как правило, из материи или замши, потому что к нему вплотную прижималась нижняя часть панциря. В отличие от верхней части набедренника его низ внешне больше напоминал кольчугу с прикрепленными к ней неизменными металлическими пластинами. Ноги от колена до щиколотки прикрывались наголенниками . Обувь изготавливалась из кожи и шкур и удерживалась на ногах при помощи кожаных или шелковых ремней.

Вся амуниция воина хранилась в специфическом сундуке для доспехов . Боевой шлем самураи одевали только перед началом сражения. Иногда в процессе битвы самураи использовали свой шлем в качестве щита от стрел , снимая его и беря в руку.

Настоящие боевые щиты практически не использовались в Японии, поскольку основное оружие самурая это - двуручный меч - катана, орудование которым требовало занятости обоих рук. У всех самураев также обязательно при себе был боевой веер . Его использовали для подачи визуальных сигналов, позволяющих скоординировать передвижения войск в бою. Помимо этого, веер при жаре применялся воинами для обмахивания и охлаждения. Также кроме стандартного веера у самураев высшего ранга был еще и специальный веер, используемый в качестве командирского жезла. Этот веер был изготовленный из метала и мог использоваться как оружие во время боя.

У Самураев из конных отрядов, ко всему прочему, имелась еще и специальная накидка . Этот плащ, длинной, примерно, около 2х метров, шился из специальной ткани. Этот плащ крепился на шлеме и талии воина и служил защитой от стрел, выпускаемых врагом в спину. Подобные плащи нигде за приделами Японии не встречались. Собственное обмундирование было и у боевого коня самурая. Его окутывали толстыми шкурами диких животных. Бывало также, что тело лощадей защищали с помощью специфической попоны или кольчуги.

Как правило, любая битва начиналась с атаки из лука . И только потом начинались ближние бои, где в ход уже шли копья и мечи. Как уже писалось ранее, меч для самурая был главным оружием и ценностью. Будучи основным инструментом труда для самурая, меч, в дополнение к этому, также являлся символом касты воинов. Даже очень бедный воин способен был владеть мечом, представляющим огромную ценность, поскольку считалось, что такие вещи как: доблесть, честь и храбрость, которые меч олицетворял – стоят больше чем все материальные богатства мира. Древний японский меч («Кэн»)- был заточен с обеих сторон и крепился за спиной по диагонали. В бою самурай удерживал его двумя руками. Со временем технология заточки изменилась, и меч уже начали затачивать только с одной стороны. К VII веку меч приобрел новую форму, а именно - его стали делать с легким изгибом. Именно эти клинки мы знаем как "японские мечи", потому что это они дошли до наших дней без изменения формы, которая оружейники установили, как идеальную.

Японские клинки мог производить только человек, который принадлежал к феодальному сословию , то есть даже само производство мечей носило аристократичный характер. Вследствие чего, мечи, чаще всего, изготавливали люди, связанные с самураями или придворными родственными связями. Изготовление меча было настоящим ритуалом, к примеру, перед тем как японский кузнец начинал ковку клинка, он совершал обряд очищения своего тела. Затем перед специальным алтарем кузнец морально готовился к предстоящей работе, чтобы заложить основу для успеха процесса. Производство клинков было очень сложным предприятием. Технология производства предусматривала проковку, вытягивание и следовавшее за этим многократное складывание и новую проковку полос металла. В конечном итоге, получался тонкий брус метала, состоящий из бесконечно возможного числа слоев, наслоенных друг на друга. Подобная технология приводила к тому, процесс ковки боевого меча мог затянуться до десяти лет, потому что число таких слоев могло достигать нескольких миллионов. По окончанию производства меч шлифовали и закаляли. Подобные мечи ничем не уступали дамасским. А иногда и превосходили их, и считались лучшими на всем Дальнем Востоке. Остроту клинка часто тестировали на трупах павших врагов. Опытный самурай, обладавший хорошим мечом, мог одним ударом перерубить три положенных друг на друга трупа.

Традиция носить самураями два меча одновременно сформировалась во времена возвышения сегунов Асикага. К тому моменту все представители касты самураев имели право носить меч. В самом начале, основная функция второй меча была – это просто быть запасным мечом, но впоследствии это превратилось в особый обычай ношения одновременно двух мечей. Самый большой из двух мечей именовался - катана (или дайто), а маленький - вакизаси (или сето). Помимо двух основных мечей воины иногда имели и третий меч – танто , который на самом деле был аналогом кинжала. Правила ношения меча для самураев были строго регламентированы специальными законами. Нарушение подобных правил каралось смертью, поскольку смыть подобный позор можно было только кровью. Например, зайти в дом воина с мечом мог только главнокомандующий клана или воин выше хозяина рангом в сословии . Находясь в доме, гость отдавал свой меч хозяину, а хозяин в свою очередь клал этот меч рядом с гостем на специальную подставку.

Обнажать меч строго воспрещалось , это можно было сделать только с разрешения и только в том случае, если хозяин меча хотел продемонстрировать его лезвие, как произведение искусства. Но даже при наличии разрешения для того, чтобы продемонстрировать лезвие меча, правила требовали того, чтобы владелец обнажал лишь его часть, располагавшуюся у основания грифа, рядом с Цубой. Если же самурай хотел продемонстрировать весь меч, то он отдавал его в руки друга, и тот уже самостоятельно, с многочисленными извинениями, по правилам этикета доставал меч из ножен. Обнаженный на улице клинок, как и любое другое холодное оружие, говорил о том, что дружбы между самураями больше нет и они теперь враги. Самурай ни при каких обстоятельствах не расставался со своим клинком и держал его рядом с собой в максимально легкодоступном месте. Еще одним распространённым видом оружия у самураев был лук , который имел отличную от западноевропейской форму. Место для стрельбы располагалось не в середине, а немного ниже центра лука.

Самурайские стрелы имели разную форму, в зависимости от того для каких целей они использовались . У боевых стрел были металлические наконечники , у тренировочных стрел наконечники изготавливались из костей, рога и дерева . Специальный наконечник был у сигнальных стрел , поскольку основной их функцией был сигнал о начале боя о начале боя. При полете эта сигнальная стрела громко свистела. Помимо стандартных стрел каждый воин-самурай носил с собой и особую "родовую стрелу" . На такие стрелы специальной техникой наносили имя владельца, и именно по такой стреле опознавали убитого воина на поле сражения. И её же забирал победитель, как военный трофей, свидетельствовавший о победе в бою.

В постоянных феодальных сражениях самураи также использовали и копья . Конница была вооружена специальными укороченными копьями , а пехота удлинёнными, размером до 4-6 метров. Еще одним видом оружия, которым помимо самураев пользовались монахи и даже женщины, были алебарды. Дочерей самураев тренировали искусству боя именно с применением этого оружия. Примерно с начала XVI века в войсках феодалов появилось первое огнестрельное оружие - пушки и ружья. Но, несмотря на появления огнестрельного вооружения, традиционные меч и лук не были вытеснены и еще очень долго оставались на вооружении воинов.

Поделиться: