Жбанов павел анатольевич. Павел Жбанов: Важно, что субъектами общественного контроля в сфере ЖКХ могут быть и общественные организации, и эксперты. П.Д.: Да, здесь уже не до смеха

Как Вы относитесь к отказу от саморегулирования и возвращению института лицензирования в строительной сфере?

С 07.04.2017 по 12.05.2017

За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)

За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)

За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)

За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)

За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)

За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)

Вопрос-ответ:

Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?

Несмотря на то, что в Градостроительном кодексе РФ прямо указано о том, что в СРО строителей, проектировщиков и изыскателей могут вступать иностранные юридические лица (иностранные компании), и не указывается на необходимость регистрации филиала или представительства иностранного юрлица на территории России (в ст. 55.6 ГрадКодекса - указаны иностранные компании), саморегулируемые организации при приеме в члены руководствуются нормами Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ, где в п. 3, ст. 4 указывается на необходимость аккредитации филиала или представительства иностранной компании на территории России, для осуществления коммерческой деятельности.

Цитируем: «Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.

Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также - реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр. (пункт в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. № 106-ФЗ)»

Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ: В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Павел Давыдов: Дмитрий Медведев утвердил Правила общественного контроля за деятельностью предприятий в сфере ЖКХ. По словам главы кабинета министров, цель документа – повысить прозрачность и эффективность работы госструктур. "Жилищная сфера волнует всех, а нарушений и злоупотреблений в ней хватает", – уточнил Медведев. В свою очередь вице-премьер Дмитрий Козак отметил, что сейчас самые разные общественные организации активно пытаются участвовать в контроле за деятельностью управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и органов местного самоуправления. И новое постановление Правительства поможет сделать этот процесс эффективнее.

Прояснить суть принятого документа и оценить сегодняшнее положение в сфере ЖКХ нам поможет гость "Большой страны" – член рабочей группы ОНФ "Качество повседневной жизни" Павел Жбанов.

Павел Анатольевич, здравствуйте. А как вы считаете, почему сфера ЖКХ, несмотря на предпринимаемые меры, уже много-много лет остается одной из самых резонансных и проблемных в стране?

Павел Жбанов: Я думаю, что сфера ЖКХ была, есть и будет самой резонансной, потому что…

П.Д.: Несмотря на ни на что?

П.Ж: Ни на что. Потому что это жизнеобеспечение, это качество жизни наших граждан. И оно всегда будет в центре внимания.

П.Д.: Но у нас столько проблем в этой сфере, что иногда волосы дыбом встают, насколько местные органы власти не справляются с ситуацией в сфере ЖКХ.

П.Ж: Давайте будем справедливы…

П.Д.: Давайте.

П.Ж: И понимать то, что по состоянию на 2012 год у нас ВЦИОМ отмечал, что самой большой проблемной сфера в жизни, по оценкам граждан страны, было жилищно-коммунальной хозяйство. Она стояла под номером один. На сегодняшний день динамика происходящей этой статистики меняется, и ЖКХ как проблемное уже не занимает первое место. Но абсолютно с вами согласен – проблем с оплатой жилищно-коммунальных услуг, проблем, связанных с ресурсообеспечением жителей, более того, и проблем, связанных с безопасностью жизни и деятельности на сегодняшний день достаточно много. И проблема в отопительный период тоже остается проблемой.

П.Д.: И отдельной красной строкой – ветхий жилой фонд, о котором столько говорится.

П.Ж: И ветхий жилой фонд. Перечень проблем, бесспорно, он достаточно большой. И мы тоже с вами абсолютно четко понимаем, что это не сиюминутно возникшая проблема, а накопившаяся.

П.Д.: Да, копилось десятилетиями, конечно.

П.Ж: И надо признать все-таки, что на сегодняшний день государством, исполнительной властью делаются достаточно серьезные шаги, которые уже привели к определенным результатам. Ведь мы о программе переселения из ветхого аварийного жилья говорили раньше, но только говорили. Результаты сегодняшнего дня говорят о динамике. Люди действительно переезжают из ветхого аварийного жилья. Там тоже есть проблемы, тоже мы их поднимаем. В том числе Общероссийский народный фронт тоже контролирует все реализуемые программы, связанные с качеством повседневной жизни людей для того, чтобы это все реализовывалось эффективно. Но еще раз вернусь к изначальному моменту, о котором мы с вами говорили. Положительная динамика, в том числе по переселению граждан, она уже существует.

П.Д.: Отчасти положительная динамика, на мой взгляд, связана с общественным контролем, о котором мы с вами сегодня и будем говорить. Утверждены новые правила. В связи с этим что же изменится, на ваш взгляд?

Механизмы реализации общественного контроля в сфере ЖКХ теперь прописаны в специальном постановлении – не только кто имеет право, но и как это право должно осуществляться

П.Ж: В первую очередь общественный контроль будет упорядочен. Ведь само понятие общественного контроля для нас не ново. В Жилищном кодексе с точки зрения требования к контрольно-надзорной деятельности требование по общественному контролю существовало. У нас есть отдельный федеральный закон, в соответствии с которым Общественная палата и общественные палаты территориальные тоже ведут общественный контроль. У нас Общероссийский народный фронт, который тоже реализует функционал общественного контроля за реализацией поручений президента Российской Федерации. Зачем и почему тогда нужно это постановление? Функционал есть общественного контроля, но упорядочение реализации этой функции общественного контроля до сего момента не было урегулировано. Что имеется в виду? Бесспорно, кто может осуществлять общественный контроль – он в законодательстве прописан и так. И у нас на сегодняшний день не только Общественная палата, не только Общероссийский народный фронт. Даже существует некоммерческое партнерство, НП "ЖКХ Контроль", которое тоже осуществляет контроль. И территориальные подразделения НП "ЖКХ Контроль" существуют в каждом субъекте Российской Федерации. В городе Москве, допустим, создана городская комиссия по общественному контролю за сферой жилищно-коммунального хозяйства. Но именно механизмы реализации общественного контроля теперь прописаны в постановлении – не только кто имеет право, но и как это право должно осуществляться.

П.Д.: Может быть, коротко расскажем об этом? Потому что это очень важно.

П.Ж: Первая позиция, на мой взгляд, которая достаточно важная. То, что субъектами общественного контроля могут являться общественные организации – да. То, что эти общественные организации в соответствии с этим постановлением привлекают общественных экспертов – тоже да. Здесь бы только штрихом отметил одно "но": общественные эксперты, которые теперь привлекаются, должны документарно подтвердить уровень своей квалификации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

П.Д.: То есть уйти от эмоций и перейти к холодному расчету – получается так.

П.Ж: Вы знаете, никогда не удастся уйти от эмоций в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Мы будем всегда достаточно эмоциональны, потому что когда в сильные морозы в квартире холодно…

П.Д.: Да, здесь уже не до смеха.

П.Ж: К абсолютному расчету точно не удастся перейти и будут преобладать эмоции. Но мы в рамках этого постановления четко понимает вот тот вектор, который абсолютно правильный. А судьи кто? Потому что когда осуществляется общественный контроль, то люди, контролирующие профессионалов, тоже должны понимать, в том числе чем хотя бы отличается тарификация от жилищно-коммунальной платы, с точки зрения ресурсоподачи и жилищно-коммунальной услуги. Очень много терминологических даже вещей, которые нужно понимать для того, чтобы разговаривать с контролируемым лицом хотя бы на одном терминологическом языке.

"Доверяй, но проверяй". Утверждены Правила общественного контроля за деятельностью ЖКХ. У нас в гостях – Павел Жбанов, член рабочей группы ОНФ "Качество повседневной жизни".

П.Д.: Когда появился этот документ, некоторые блогеры как-то скептически к нему отнеслись. Они считают, что этот документ уменьшит количество общественников, которые будут заниматься контролем в сфере ЖКХ. Эту точку зрения вы разделяете? В связи с тем как раз, что необходимо будет подтвердить эту самую квалификацию. А где ее взять, когда у бабушки из соседнего подъезда ее просто быть не может? А она, между прочим, внимательно следит за сферой ЖКХ. Ей больше ничего не остается делать.

П.Ж: Вот тут я бы тоже все начал раскладывать чуть-чуть по полочкам. Разделять или не разделять я не могу, потому что не понимаю, что за этим стоит, когда говорят о том, что это сузит сферу общественного контроля. Вы знаете, точки-то разнополярные на самом деле.

П.Д.: И это хорошо.

П.Ж: Одни считают, что слишком широко функционирует большим фронтом общественный контроль, и говорят: "Работать некогда". Другие говорят, наоборот, что еще пока не все задействованы в общественном контроле. Давайте просто с целеполаганием определимся. Ведь у нас же не стоит задача, чтобы все контролировали сферу жилищно-коммунального хозяйства. Но при этом мы говорим о создании необходимых условий для прозрачного этого сегмента. Каждый гражданин нашей страны, являясь потребителем жилищно-коммунальных услуг, должен бесспорно иметь те механизмы и возможность, когда он говорит: "Меня это не устраивает". И через сегмент общественного контроля в рамках и постановления, и в рамках Жилищного кодекса на сегодняшний день гражданам предоставлены абсолютно все возможности. Вот это те плановые проверки, по которым на сегодняшний день бесспорно каждый гражданин Российской Федерации может обратиться в общественную организацию и сказать: "Вот в органе власти проходил все инстанции". И, кстати говоря, мы сталкиваемся в Народном фронте не единожды, даже в части, касаемой признания жилья аварийным. Там большая проблема. Граждане очень много-много раз и в большом количестве итераций обращаются в органы власти, а воз и поныне там.

Теперь существуют все механизмы общественного контроля, когда гражданин может обратиться в общественную организацию, реализующую функционал общественного контроля. Бесспорно, эта общественная организация при осуществлении общественного контроля обратит вот на те нюансы, на которые сказано, внимание, а привлеченные общественные эксперты, которые профессиональные (еще раз обращаю внимание – профессиональные), уж однозначно точно могут найти те причины огрехов, о которых говорят граждане.

Более того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации по общественному контролю, и органы муниципальной, и субъектовой, и федеральной власти на те документарные предписания по результатам общественного контроля должны абсолютно в полном объеме реагировать, отвечать, в том числе и Генеральная прокуратура.

П.Д.: Ну, это все в крупных городах. А как быть жителям многочисленных сел Большой страны? Ведь там, наверное, не до общественного контроля.

П.Ж: Бесспорно. Поселения, сельские поселения тоже на сегодняшний день должны быть затронуты и в рамках законодательства не садоводческим товариществом. А там люди живут, и там живут граждане Российской Федерации. И уж субъективно я считаю, на свой взгляд, что и 2017 должен в том числе привнести определенные изменения в законодательство и нормативное регулирование касаемо вот таких поселений, в которых тоже существует и ресурсоснабжение, и Жилищный кодекс в отношении них должен полностью функционировать.

П.Д.: В ряде регионов контроль со стороны общественников ведется уже давно. А вы могли бы привести примеры, эффективные примеры такой работы?

П.Ж: Общероссийский народный фронт, допустим, по городу Москве на сегодняшний день по результатам обращений граждан и определенных предпринятых шагов регионального отделения Общероссийского народного фронта – в городе Москве власти Москвы отказались от строительства торгового центра на дворовой территории в окружении многоквартирных домов, потому что это действительно привело бы к определенному дискомфорту. А как вы прекрасно понимаете, отказ от строительства торгового центра – это достаточно серьезный результат, который в том числе и региональные отделения Общероссийского народного фронта показывают его действительно как результат, достижение 2016 года.

П.Д.: Но это, наверное, все-таки пока еще единичный случай, если взять в целом нашу страну.

П.Ж: Вы знаете, не соглашусь с вами о единичности, потому что и организаций общественного контроля… Как я изначально сказал, существует НП "ЖКХ Развитие". У него есть территориальные отделения в каждом субъекте Российской Федерации. У Общероссийского народного фронта существуют в каждом субъекте региональные отделения. У Общественной палаты Российской Федерации существуют в каждом субъекте свои территориальные органы. Можно, бесспорно, говорить о некой эффективности отдельных (как теперь уже постановлению) общественных экспертов в реализации задач общественного контроля. Но в целом о таком векторе, как общественный контроль, что он на сегодняшний день весьма такой точечный и единичный – я бы тут с вами не согласился.

П.Д.: Необходима ваша экспертная оценка вот по какому еще важному моменту. Премьер также подписал постановление о переводе с 1 января общедомовых расходов за коммунальные услуги в многоквартирных домах в оплату за содержание жилого помещения. На ваш взгляд, как это повысит прозрачность?

П.Ж: С одной стороны, бесспорно, шаг достаточно позитивный. И жители на сегодняшний день абсолютно четко понимают, что оплата по электроэнергии в частности на общедомовые нужды… Циферку эту они теперь видят в едином платежном документе, они ее регулируют. Но есть и вторая сторона этой медали. Раньше общедомовые нужды входили в сегмент коммунальных платежей. У нас единый платежный документ разбивается на жилищную услугу и коммунальную услугу. Так вот, коммунальная услуга у нас тарифицируется. И в каждом субъекте Российской Федерации существуют региональные энергетические комиссии, у которых каждая ресурсоснабжающая организация отстаивает экономически обоснованный тариф. И в этой части, несмотря на то, что к тарификации тоже существует много вопросов, но это регулировалось со стороны государства.

Не все в Российской Федерации должны стать профессионалами в сфере ЖКХ. Но достаточно ли знаний собственника в многоквартирном доме, чтобы оценивать то, что стало прозрачно?

На сегодняшний день мы опять вынуждены возвращаться к профессионализму собственника, который теперь будет контролировать… Да, оно прозрачно. Но достаточно ли у собственника квалификации? Профессионализм я не беру. Тут уж точно все не должны в Российской Федерации стать профессионалами в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Но достаточно ли его знаний (собственника в многоквартирном доме) для того, чтобы оценивать то, что стало прозрачно?

П.Д.: Ну, одним словом – доверяй, но проверяй. Мы так и обозначили тему этой беседы. И недавний опрос показал, что, по мнению россиян, сфера ЖКХ должна держаться на трех основных китах: устойчивость, эффективность, прозрачность. Сегодня мы поняли, что пока далеки от цели, но к ней мы плавно движемся. Вот это "плавно" насколько может растянуться – на год, на два, на десятилетия – на ваш взгляд?

П.Ж: У нас на сегодняшний день Правительством Российской Федерации утверждена Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года. Поэтому, отвечая дипломатично опять же на ваш вопрос, по крайней мере, давайте на рубеже 2020 года сверимся с тем, что написано в стратегии развития. Если достигнем тех целей, которые там зафиксированы, – это точно будет положительная динамика.

П.Д.: Павел Анатольевич, большое вам спасибо за эту дипломатичную беседу.

В любом случае всем нам нужно руководствоваться простым правилом: доверяй, но проверяй. Может, тогда нам удастся добиться положительного результата, и сфера ЖКХ станет прозрачной, эффективной и устойчивой. У нас в гостях был член рабочей группы ОНФ "Качество повседневной жизни" Павел Жбанов. А я добавлю, что в завершении сегодняшнего выпуска в нашей рубрике "Цифровой формат" представим вашему вниманию рейтинг регионов по исполнению программы капитального ремонта, составленный ОНФ.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Фото: Николай МАЛЫШЕВ

Президент Института специалистов инвестиционной сферы НИУ ВШЭ о проданном асфальте, лопнувших трубах и светлом будущем ЖКХ

- Павел Анатольевич, как вы считаете, почему сфера ЖКХ, несмотря на предпринимаемые меры, уже много лет остается одной из самых резонансных и проблемных в стране?

- Сфера ЖКХ всегда была, есть и будет резонансной и проблемной. Но надо отдать должное - положительная динамика есть. Абсолютно очевидно, даже глядя с территориальной и климатическойточки зрения, что ЖКХ Российской Федерации не имеет аналогов в мире! Представьте себе - протяженность только тепловых коммунальных сетей в 2,5 раза превосходит протяженность железнодорожных путей России. Поэтому когда политики-популисты говорят «давайте воспользуемся опытом других стран», то нужно понимать, что ни одна страна мира не имеет опыта эксплуатации столь протяженных систем централизованного жизнеобеспечения в условиях сурового климата. Когда во Франции температура падает до -5 градусов, то это коммунальный калапс. А у нас в некоторых регионах до минус 60 может доходить.Если говорить об Америке, то у них значительная часть жилищного фонда каркасная, сборно-разборных модификаций. Как это можно сравнивать с нашей страной? У нас же ЖКХ фундаментальное. Да, были не единичные ситуации провала, когда не выполненные вовремя ремонты инженерных сетей привели к коллапсу в некоторых регионах. Важно помнить о том, что в ряде регионов износ инженерных систем порядка 90% и их необходимо менять. Но для этого требуется вложить в ЖКХ порядка 13 триллионов рублей. А таких денег в бюджете сейчас нет. Поэтому одна из главных задач сегодня - обеспечить приток инвестиций и создать инвестиционный климат для прихода в ЖКХ частного капитала.

- Мне кажется, что это очень непростой и небыстрый процесс…

Да- непростой. Но, в стране уже начат «большой ремонт» жилого фонда – это более 700 тыс. жилых домов, с годовым объемом собираемых денежных средств в 160 млрд.руб. Да, у людей есть абсолютно обоснованные претензии к качеству работы, и в этой части еще многое предстоит сделать. Сейчас потихоньку частный бизнес начинает приходить в коммунальную инфраструктуру в формате концессионных соглашений. А здесь важно построить модель, которая приведет к социально-ориентированному бизнесу. Ведь люди и так напряжены из-за высокой оплаты коммунальных услуг. Недавняя ситуация в Новосибирске это подтвердила. Поэтому, когда сейчас передаются в концессии теплосети и водоканалы, муниципальную власть беспокоит главный вопрос - обеспечение тарифов на коммунальный ресурс, не приводящих к социальным взрывам. Ведь были случаи, когда после передачи инфраструктурных объектов в концессию коммунальные платежи увеличивались в 3 раза! А то, что происходит с бывшими военными городками - вообще картина плачевная!

- Слышал, что существует огромная проблема с бывшими военными городками?

Очень большая. Дело в том, что управление жилищным фондом МО претерпело за последние 5-6 лет кардинальные изменения. И самая главная проблема сейчас в высвобождающихся военных городках, которые армия уже не планирует использовать, и идет их передача в муниципалитеты. Только в 2017 году подлежат передаче около 120 военных городков, а это, согласитесь, ошеломительная цифра… Мы в рамках существующего Жилищного кодекса систему управления жилищным фондом страны выстраиваем уже более 12 (!) лет и работы еще на годы вперед. А тут армия, которая всегда жила по своим канонам управления. Да что там военные городки! Недавно в Москве выезжали на рейд - это был первый случай в моей практике, когда военные обратились в ОНФ - в общежитие для военных на Госпитальном переулке. Так вот из-за чудовищного состояния здания дом год назад отключили от газа. С точки зрения газовой службы все правильно - они должны не допустить взрыва здания. Но куда смотрит Управление Эксплуатации жилищного фонда МО вместо того, чтобы подключиться к решению проблемы в ответ на обращения военных пишет, что так как им принадлежит не 100% здания, то капитальный ремонт должен делать Фонд капитального ремонта Москвы. Службы препираются, а люди год сидят без газа! При этом резко вырос расход электричества вплоть до перегрузки сети, так как калориферы подключают. И это в Москве!

- Что же в таком случае творится в регионах?

Несколько лет назад я приезжал с сыном в гарнизон Дуброво, в котором в свое время служил, и был в шоке. В этой некогда образцово-показательной части Славянка сняла и продали весь асфальт с плаца и подъездных дорог. Сейчас там порядок навели и дороги восстановили. Но существует общая проблема для военных городков - ничего не делается с точки зрения соблюдения Жилищного Кодекса (ЖК) для военнослужащих, городки которых сейчас передаются в муниципалитеты. Квартиры у них не приватизированы, договор социального найма с ними никто не заключает, но при этом они постоянно получают и оплачивают счета от управляющей компании. А то и двух компаний сразу! Как им объясняют - «произошла пересменка управляющих компаний». Да они в глаза их не видели. Договор управления никто военнослужащим не предоставлял, расчеты коммунальных платежей тоже. Военным приходят письма, что их здания перешли на другую ресурсноснабжающую компанию. Почему это произошло? Там одно-единственная ресурсная компания больше 50 лет снабжает этот городок. Что вдруг новые сети проложили, что ли? Люди возмущены тем, что не понимают сложившуюся ситуацию и чувствуют себя обманутыми… Раньше военные жили в городках в служебных квартирах и никто не думал про жилищный кодекс, жили по Уставу. Вышел на пенсию? Получи вместо служебной квартиры свое жилье в ближайшем городе. Сейчас военные оказались в другой парадигме - они отслужили 25-30 лет и сейчас должны разбираться с тем, что такое «социальный найм», что такое «управляющая компания». Им приходят платежки и они оплачивают капитальный ремонт зданий, хотя не должны этого делать, если они не являются собственниками. Если здания в ведении МО, то министерство обороны должно оплачивать капремонт. Если это теперь муниципальный жилищный фонд, то ремонт должен оплачивать муниципалитет. Но муниципалитеты не заинтересованы в том, чтобы принимать на свой баланс военные городки…

- То есть, они так и остаются беспризорные…

На сегодняшний момент подготовлено порядка 20 актов передачи (из 120) военных городков в ведение муниципалитетов. Остальные 100 городков - между небом и землей. От них уже отказались, но еще не приняли на баланс. Но при этом уже приходят платежки от двух, а то и трех управляющих компаний! Дело в том, что никто и никогда не занимался жилищным просвещением в военных городках. Получается, что людей нагло дурачат! Они по 30 лет жизни отдали служению Родине, а теперь их грабят из-за того что военные ничего не понимают в ЖКХ. А надо знать, что согласно жилищному кодексу раз в год должен проводиться отчет управляющей компании по тратам. Каждый год жильцы должны утверждать смету на содержание и ремонт здания на текущий год, которая является приложением к договору управления. Жильцы должны понимать как начисляются их коммунальные платежи, по какой методике…

- И что делать в такой ситуации? Люди сами не справятся, у них нет ни опыта, ни образования в этом вопросе.

Первое решение, лежащее на поверхности, пусть и не самое эффективное, это провести в гарнизонах ликбез на тему жилищного хозяйства. Для 120 городков - это сделать можно. Сами они в жилищном кодексе не разберутся, поэтому им необходимо объяснить все важные моменты. Во-вторых, до перехода на баланс муниципалитета военные городки де-юре находятся в ведении Министерства Обороны и эксплуатацией непереданного жилищного фонда должно заниматься управление эксплуатации ЖФ МО без всяких пересменок УК. Сначала выполните задачи до одного рубежа. А потом одномоментно с подписанием акта передачи, проинформируйте людей, куда им теперь надо будет обращаться. Выполнить это в 120 точках проблем не составит - была бы заинтересованность. В любом случае, офицеры должны знать что делать, как все правильно должно происходить и к кому обращаться в случае возникновения «нерешаемых» проблем.

- А есть адрес и телефон организации, куда им нужно обращаться?

Есть. Это государственная жилищная инспекция. В силу ЖК, наведение порядка по всем аспектам жилищно-коммунальным отдано жилищным инспекциям. Сейчас в их ведение отдано все - от контроля за проведениемобщих собраний собственников, выбором УК, правильностью начислений КУ, порядком попадания в программу Капитального ремонта. Более того, согласно 20ст ЖК в обязанности жилищной инспекции вменена обязанность требовать четкого соблюдения жилищного законодательства от руководителей муниципалитетов. По сути, жилищный инспектор может выписать предписание, второе, третье, а дальше подать на дисквалификацию мэра города за неисполнение ЖК. Просто не все знают, что жилищная инспекция наделена такими полномочиями и обращаются в муниципалитет. А муниципалитету невыгодно разбираться с аварийными зданиями. Как только такой дом принят на межведомственной комиссии в категорию аварийного, то в соответствии с законодательством он должен быть расселен в течение месяца. А подменного фонда нет! Не сделали в срок - придет прокуратура и мэра накажут за неисполнение… Поэтому военным необходимо обращаться в жилищную инспекцию - результат практически гарантирован! Дело в том, что выстроена федеральная вертикаль. В каждом субъекте федерации есть своя инспекция и есть главный жилищный инспектор страны, на котором замыкаются все жилищные инспекции субъектов. Мы много раз использовали этот алгоритм.

- Еще есть крайне острая для военных городков проблема с подготовкой к отопительному сезону, которая продолжается уже 4-5 лет и толком не решается…

Это вещь объективная. Если система изношена, то с высокой степенью вероятности трубы рванут если не в этот сезон, то в следующий.Поэтому важная задача, которая решается властями - это замена в доме инженерных сетей и коммуникаций, а также внешних инженерных систем. Есть важный момент, о котором не говорят. Дело в том, что когда мы говорим про износ сетей, то имеется в виду износ по бухгалтерскому учету. А необходима техническая инвентаризация сетей, чтобы понимать реальное положение дел. Технологии как это можно сделать уже существуют, но управляющим компаниям проще всего проводить «планово-предупредительные работы». Как я уже говорил, ремонту подлежит большой объем жилищных и инфраструктурных фондов, денег в таком объеме у государства недостаточно. Поэтому нужно смотреть с точки зрения уменьшения налогового бремени как привлечь в сферу ЖКХ инвесторов…

- …то есть, нужно чтобы пришли частные компании и взяли на себя эту головную боль…

Да, именно. Большой плюс для них, это то, что бизнес в ЖКХ абсолютно гарантирован - платежи граждан поступают всегда. У нас оплата коммунальных услуг составляет порядка 90%, причем задолженности у физических лиц практически нет. Задолженности сейчас есть только у предприятий. А это - гарантия возвратности средств для инвесторов. Увы, сама инвестиционная среда у нас в регионах пока не создана. Не секрет, что часто бывает так - пришел к власти новый губернатор и сразу меняются все правила игры. Поэтому бизнесмены опасаются - инвестиционные затраты миллиардные, и не каждый инвестор готов просто так рисковать. Поэтому сейчас организована рабочая группа по созданию инвестиционного климата в ЖКХ, и этот вопрос будет обсуждаться на Госсовете. Что же касается этого отопительного сезона, то некоторые улучшения конечно будут, но не принципиальные. Потому что сначала надо модернизировать инфраструктуру, модернизировать жилищный фонд и делать это комлексно, в единой системе. Иначе модернизируете вы ТЭЦ, но не выполните энергоэффективный ремонт по дому и вся произведенная вами энергия будет топить улицу. Потому что повторюсь: ЖКХ - это вещь системного анализа, системных решений и неразрывности ЖФ и коммунальной инфраструктуры.

- Как вы считаете, сколько потребуется времени чтобы навести порядок в непростой системе ЖКХ?

Слово «порядок» - весьма относительно. Я бы говорил о бесперебойной работе системы как системы в целом. Тенденция абсолютно позитивная, но еще лет 5 нам потребуется. Недавно Минстрой РФ заявил, что планируется переход к новым видам обслуживания на теплосетях и что отключение горячей воды летом не должно превышать 3 (!) дня. А чтобы этот срок обеспечить требуется целая техническая революция и Минстрой на ее проведение берет три года! Большая часть проблем в ЖКХ у нас по отоплению, а вторая - по качеству воды. Если сдвинем ситуацию по отоплению, то уже отлично. Сейчас очень активно проводятся работы по жилищному фонду. Только вдумайтесь, за год в Москве производится капитальный ремонт 4000 домов. Это колоссальный объем. И еще для того чтобы перейти к системным преобразованиям нам необходимы подготовленные кадры. А их сейчас нет! В 30-е годы была создана и успешно работала Академия коммунального хозяйства, которую потом закрыли. Но сейчас все начнет потихоньку восстанавливаться, ведь эта система интересна как с точки зрения управления, так и с точки зрения карьеры. Какие родители не отдадут ребенка на подготовку в «сити-менеджера»? Поэтому мы в Высшей школе экономикисейчас беремся за проект «Высшая школа городского хозяйства», чтобы сформировать систему знаний и еще обучить преподавателей. Исходя из текущих потребностей необходимо около 5000 преподавателей на всю Россию. Сейчас мы согласились (Минстрой и власти субъектов федерации), что систему нужно воссоздавать. В каждом субъекте должен быть ВУЗ по городскому хозяйству или хотя бы кафедра. Тогда и с отоплением проблем не будет, и военные городки будут в идеальном порядке.

Павел Жбанов, ректор Академии Минстроя России: "Нам необходимы подготовленные кадры более высокой квалификации - и рабочие, и кадры со средним профессиональным образованием. Среднее профессиональное образование теперь существует. как образование для специалистов среднего звена, а также - по программам подготовки квалифицированных рабочих. И на это хотел бы обратить особое внимание: высококвалифицированные рабочие получают у нас диплом о среднем профессиональном образовании. Это запрос экономики страны"

Некоторое время назад появилась информация, что правительство России всерьез задумалось о необходимости больше внимания обращать на подготовку специалистов среднего звена в строительстве, промышленности, управлении. А без этого добиться значимых прорывов в производстве не получится. Чем может помочь государству Академия Министерства строительства России? Павел Анатольевич Жбанов , - ректор Академии Минстроя, - гость нашей программы...

Павел ЖБАНОВ: Академия производит обучение по различным уровням профессионального образования. В большей степени мы занимаемся вопросами профессиональной переподготовки и повышения квалификации кк специалистов с высшим образованием, так и специалистов со средним специальным образованием. В 2009-м году к Академии были присоединены в качестве филиалов бывшие учебно-курсовые комбинаты Госстроя России в Рязани, Екатеринбурге, Новокузнецке, Нижнем Новгороде, где эти комбинаты и были ориентированы на подготовку рабочих кадров и профессиональную переподготовку.

Несмотря на то, что мы в основном работаем со специалистами с высшим профессиональным образованием, именно в филиальной сети развивается серьезное направление - переподготовки и повышения квалификации специалистов со средним специальным образованием.

- Но позволяют ли новые технологии привести хоть в какой-то приемлемый вид жилой фонд, который во многих случаях находится в весьма плачевном состоянии?

Павел ЖБАНОВ: Полемику по этому вопросу мы начали с того, что необходимы подготовленные кадры более высокой квалификации - и рабочие, и кадры со средним профессиональным образованием. Хочу обратить внимание на кардинальное изменение, которое произошло с выходом нового закона об образовании. Если мы обратимся к этому закону, то увидим: среднее профессиональное образование теперь существует. как образование для специалистов среднего звена, а также среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих. И на это хотел бы обратить особое внимание. На сегодняшний день у нас высококвалифицированные рабочие получают диплом о среднем профессиональном образовании (раньше говорилось только о начальном профессиональном образовании).

Есть запросы экономики страны в высококвалифицированных рабочих кадрах, и они реализуются через систему нового образования, которую мы выстраиваем. И подход системы образования к необходимости обеспечения кадрами высоких технологий для экономического прорыва абсоютно адекватен. И если в отечественной экономике сегодня занят семьдесят один миллион человек, то среди них рабочие кадры, которые прошли обучение по программам подготовки высококвалифицированных специалистов, - тринадцать миллионов. При этом специалистов с высшим образованием - двадцать два миллиона, среднее звено специалистов - восемнадцать миллионов.

Конечно, соотношение недостаточное, - я понимаю, что есть перекос. Но тенденция увеличения в экономике страны высококвалифицированных рабочих кадров существует, и это, бесспорно, тенденция позитивная...

Поделиться: