И холодные теплые включают цвета. Теплые и холодные цвета в интерьере. Наиболее удачные сочетания оранжевого цвета

Коричневый цвет относится к теплой гамме, если его рассматривать в контексте всех тонов спектра. Его свойства наиболее близки к зеленому, так как половина его оттенков выражено-теплых (в их состав с избытком входят желтый или красный, в меньшей степени синий, черный, серый), а вторая — холодный диапазон (с отчетливым серым подтоном и/или черным). Холодный коричневый – палитра, стремящаяся к , поэтому ее относят к .
Это сложный тон, . И если желтый и красный (оранжевый) составляют теплую основу, то синий, серый, белый, черный – тянут оттенок в холодный диапазон. И так как многосоставных тонов коричневого с включением оранжевого, синего, серого, черного или белого гораздо больше, чем с минимальным набором красного, желтого, синего, то и холодный коричневый имеет более широкую гамму.

Тепловое разделение внутри оттенка важно для составления гармоничных сочетаний, а также для подбора тона коричневого относительно внешности. Так для пригодны будет светлые и средние холодные краски, некоторые теплые. Для подойдут и холодные, и теплые тона. Для — яркие теплые или очень темные холодные. Для — светлые и средние теплые.

Светлые, средние цвета коричневого могут быть как согретыми, так и холодными. Средне-темные могут быть теплыми, а по-настоящему темные тона – все холодные.
Чем ярче тон, тем он теплее.

Если выраженный светлый теплый коричневый затемнять темно-серым, то средней тон, который мы получим в результате будет ближе к холодному.

Если такое затемнение провести с помощью красного и небольшого количества синего, то мы получим насыщенный средний красно-коричневый оттенок, который можно отнести к теплой палитре.

Противопоставим цвет какао с молоком красно-коричневому: основной у обоих цветов будет красный, но в-первом случает – тон холодный, а во-втором – теплый.

Большинство светлых с красным подтоном красок – холодные, потому что красный цвет набирает свою теплую силу в среднем диапазоне.
Желтый же наоборот набирает свою «силу» в светлой области: все светлые тона коричневого с желтым отливом будут теплыми, но с затемнением будут терять это свойство.
Стоит ли говорить, что синий и черный вступают в свою холодную власть в темной области, уводя с собой все оттенки.

Теплый коричневый цвет и его оттенки

Теплые коричневые цвета – это яркая гамма насыщенных оттенков, эмоциональных, усиливающих жаркие тона, сочетание которых создают солнечные гаммы. Согретые коричневые эффектно противопоставляются холодным, рождая сочные .

Теплый коричневый цвет фото

(1) верблюжий, (2) дуб, (3) корица, (4) желто-коричневый, (5) бронзовый, (6) красно-коричневый, (7) золотисто-коричневый, (8) оливково-коричневый, (9) умбра, (10) золотисто-каштановый, (11) светло-каштановый, (12) махагон, (13) чайный, (14) каштановый.

Такие краски можно разбить на следующие категории:

— светлые с желтым подтоном: 1 верблюжий, 2 дуб, 3 корица, 4 желто-коричневый…
— средние, со сбалансированным желтым и красным: 5 бронзовый, 10 золотисто-каштановый, 11 светло-каштановый…
— золотистые с оливковым отливом: 7 золотисто-коричневый, 8 оливково-коричневый, 9 умбра…
— красно-коричневые: 12 махагон, 13 чайный, 14 каштановый…
— темные: 15 шоколадный, 16 темно-шоколадный…

Холодный коричневый цвет и его оттенки

Холодные коричневые цвета – это палитра, приближенная к нейтральной. Практически незаметные краски волшебным образом создают настроение, поддерживая яркие цвета или пастельные, нежные, прохладные гаммы. Они не входят в яркий контраст с прохладными палитрами, зато могут выражено подчеркнуть теплые и насыщенные.

Холодный коричневый цвет фото

(1) какао с молоком, (2) бежево-коричневый, (3) цвет какао, (4) светло-коричневый, (5) капучино, (6) кофе с молоком, (7) пепельно-коричневый, (8) ореховый, (9) молочный шоколад, (10) тауп, (11) цвет кофейных зерен, (12) сепия, (13) кора дерева, (14) коричнево-фиолетовый, (15) средне-коричневый, (16) кофейный, (17) темно-коричневый, (18) горький шоколад, (19) темно-каштановый, (20) черно-коричневый.

Такие цвета можно разделить на группы:

— бежево-коричневые: 2 бежево-коричневый, 4 светло-коричневый, 8 ореховый…
— бледные с красным подтоном: 1 какао с молоком, 3 цвет какао…
— серо-коричневые от светлого до среднего: 5 капучино, 6 кофе с молоком, 7 пепельно-коричневый, 10 тауп…
— средне-коричневые: 9 молочный шоколад, 11 цвет кофейных зерен, 13 кора дерева…
— средне-коричневые с фиолетовым отливом: 12 сепия, 14 коричнево-фиолетовый…
— темно-коричневые с серым, фиолетовым и черным подтоном: 15 средне-коричневый, 16 кофейный, 17 темно-коричневый, 18 горький шоколад, 19 темно-каштановый, 20 черно-коричневый…

Теплые тона коричневого значительно смягчают общее впечатление от палитры. Внесение такого естественного тона, наполненного светом или сочной глубиной, действует успокаивающе, вносит пряность, аромат. Другие теплые оттенки становятся еще более мягкими, а холодные – акцентируют на себе внимание.

Холодный оттенок коричневого может быть как будто невидимым. Мы смотрим на целую картину, где тут и там мазки серо-коричневого (темные, средние или светлые) и наш взгляд проскальзывает на другие краски: холодные или теплые. Однако, убери их или замени на серые и все тут-же рассыпается, потому что эти оттенки вносят мягкость, легкость, колоритный контраст. И чем незаметнее коричневый, там ярче и теплее ключевой оттенок.

Теплый и холодный коричневый сочетание

Теплые и холодные коричневые удачно дополняют друг друга. Как и зеленый, его оттенки создают вместе волшебные гаммы, и разница в их теплоте оттенков увеличивает глубину и привлекательность сочетания. Это как стволы деревьев, опалые, прошлогодние листья, орехи, палки, земля – вес переливается разными оттенками, где тени холодные, а освещенные солнцем предметы – согретые.

Понимание основных законов колористики необходимо не только художникам. Цвета и их сочетания — неизменный атрибут окружающего пространства. Одновременно они являются и инструментом, с помощью которого легко преобразить помещение, наполнить его новой атмосферой, сформировать иной образ себя, влиять на настроение и даже физиологические реакции других людей. Однако чтобы делать это умело, необходимо понимать, как все работает, то есть знать законы колористики. Сегодня в центре нашего внимания — холодные цвета: их отличия и свойства, связанные с ними ассоциации, а также сферы применения.

Немного теории

Для удобства художников существует несколько схем, позволяющих подбирать оптимальные цветовые сочетания. Самой распространенной из них является круг (Иттена, Освальда или Ньютона — есть несколько вариантов). Такую схему можно поделить пополам. Часть круга, включающая синий, зеленый и фиолетовый, это холодные цвета. Красный, желтый, оранжевый, соответственно, причисляются к теплым. При этом зеленый часто относится к изначально нейтральным. Его «температура» зависит от того, какой из главных цветов в нем преобладает: синий или желтый. Запомнить такое разделение достаточно просто. Красный и желтый всегда ассоциируются с солнцем и теплом. Синий и голубой — постоянные спутники зимы.

Не все так просто

Однако подобное разделение, скорее, условность. Касается оно в первую очередь чистых цветов. Если рассматривать оттенки каждого из них, в глаза бросаются различия их «температуры» по сравнению друг с другом и чистым цветом. Не всякий красный греет и не каждый синий способен охладить в жару.

На практике оказывается, что определить температуру одного цвета проще всего в сравнении с другим. Если рассматривать все многообразие оттенков, то самым "жарким" общепризнанно считается чистый оранжевый. На холодном же полюсе располагается комплементарный к нему синий. То, в какую сторону тяготеет конкретный цвет, можно определить по его подтону (иногда яркому, но чаще еле уловимому следу, похожему на едва заметные нотки в сложном аромате духов, чуть слышные, но до неузнаваемости меняющие всю гамму). Если в оттенке чувствуется присутствие оранжевого, он теплый. Синий подтон перемещает любой цвет в сторону холодного полюса.

Примеры

Оранжевый в любом варианте считается теплым. Холодные оттенки цветов — это лимонный, винный, соломенный, мятный. В каждом из них можно заметить присутствие синего. Медовый, оливковый, васильковый и кирпичный, напротив, содержат примесь оранжевого, то есть относятся к теплым цветам.

Конечно, такое деление несколько условно. Определение «температуры» во многом остается субъективным. И как уже говорилось, проще вычислить «градус» оттенка, если сравнить его с другим.

Холодные цвета

Согревающие и остужающие оттенки влияют на человека по-разному. Сине-зеленая часть спектра, определяемая все же как более холодная, нежели красно-желтая, способствует возникновению спокойного или несколько меланхоличного состояния, в крайних вариантах граничащего с депрессией. Интерьеры, выполненные в морском стиле с преимущественным использованием голубого и белого, хороши для сосредоточенной работы и не терпят суеты.

В дизайне и живописи часто применяется и другое свойство: холодные цвета и оттенки визуально отдаляют предметы или детали рисунка. Именно поэтому помещение, окрашенное во льдисто-голубой или лимонный (холодный оттенок желтого), будет казаться просторнее. В такой комнате хорошо в жаркую погоду: она всем своим видом навевает прохладу.

Интересно, что ощущение повышения и понижения температуры является не только умозрительным. Оно базируется на изменениях в организме. В голубой комнате гораздо проще замерзнуть, а желто-оранжевое помещение помогает согреться. Эта связь была подтверждена несколькими экспериментальными исследованиями.

Одежда

Выбор элементов гардероба и умение их сочетать — целое искусство, и цвет играет в нем не последнюю роль. Правильно подобранные оттенки способны подчеркнуть все достоинства внешности, сделать образ более интересным и привлекательным. Основы этого искусства отражены в теории цветотипов. В ней выделяется четыре варианта внешности: «Лето», «Осень», «Зима» и «Весна». Каждому из них подходят свои оттенки. Холодные цвета идеальны для «Лета» и «Зимы». Причем представительницам первого типа лучше использовать приглушенные оттенки, а второго — чистые.

Нужно заметить, что цветотипы в чистом виде практически не встречаются. Выбор подходящих оттенков поэтому достаточно трудно стандартизировать. Залогом правильного сочетания становятся вкус, доверие интуиции, опыт или консультация специалистов по имиджу.

Преображение

Темные и светлые холодные цвета, конечно, используются не только в дизайне одежды. Непостоянная мода время от времени начинает благоволить к «прохладной» части спектра. Однако не стоит бездумно следовать новым веяниям. Выбор цветовой палитры макияжа также необходимо основывать на особенностях собственной внешности, а не на предписаниях модных журналов. Не все, что в тренде, полезно.

Например, холодный цвет волос, остающийся популярным, подходит девушкам с соответствующим типом внешности. Теплая гамма, свойственная «Осени» и «Весне», вряд ли выиграет, если ее дополнить таким образом. Блонд, холодный русый, пепельный и иссиня-черный хороши для «Лета» или «Зимы».

Холодный цвет волос или оттенок кожи — понятия неоднозначные. Разобраться в «температуре» внешности или красок бывает непросто. Однако учитывать эти моменты все же стоит как в дизайне, так и при создании нового образа. Все приходит с опытом. Кроме того, колористика - очень увлекательная дисциплина, да и материала для развития способности различать «температуру» цвета и составлять гармоничные сочетания сегодня имеется огромное количество.

Теплый и холодный цвет связывают с атрибутами времени года. Холодными называют, такие оттенки, которые чаще всего мы видим зимой, а теплые — летом. Однако распознавание строится на длине волны спектра: чем короче волна, более холодным мы ощущаем цвет, и наоборот: чем длиннее — тем теплее. И так как мы не можем увидеть волновое колебание спектра, то опираемся на косвенные показатели:
— под воздействием длинной волны мы чувствуем усиление сердцебиения, дыхательного ритма, прилив крови, а значит изменяются тепловые ощущения: окружающая среда кажется теплее, чем она на самом деле есть, поэтому цвета с длинной волной называют теплыми.
— при воздействии короткой волны мы чувствуем замедление сердцебиения, расслабление, замедление дыхания, отлив крови, что ведет к ощущению холода. Такие тона называют холодными.
Средняя длинна в спектре, минимально воздействует на жизненные показатели и считается самой комфортной.

Однако мы редко видим спектральный цвет, так как воспринимаем мир отраженный от предметов. Световой луч, который содержит в себе набор всех цветовых волн, падает на лист дерева и мы видим зеленый, потому что в наибольшей степени от его поверхности отражается зеленый спектр (все остальные волны частично поглощены). Интенсивность отражения тоже не велика (полное поглощение — это черный). Если бы это отражение было идеальным, мы бы видели все листья одинаково ярко-зеленые. Однако, даже зеленая волна от него отскакивает не полностью, частично не поглощаются желтые, голубые, синие, красные. Равномерность отражения поверхности тоже не линейна: где-то мы видим блики, где-то — тень, местами лист более бледный, а где-то более желтый и т. д. Наш глаз обрабатывает информацию об количестве и качестве отражения цвета с помощью 3-х типов цветовых рецепторов: колбочки типа S — желто-красный спектр (теплый); М — зелено-желтый (средний); L- сине-фиолетовый (холодный). Какая чаша весов перевесит, так мы и охарактеризуем тон.

Деление на теплый и холодный тон можно производить как во всех оттенках, так и конкретных рядах красок. Отсюда можно вывести, что данное деление относительно. Так в общем спектре, самым холодным будет темно-фиолетовый, но если сравнивать между собой фиолетовые оттенки, то их можно разделить а тепло-фиолетовый и холодный фиолетовый. Это связано стем, что чистый спектральный цвет мы видим редко, к нему практически всегда примешиваются другие. В данном случае, к фиолетовым оттенкам часто относят пурпур, который не относится к фиолетовому спектру, а есть результат попадания на сетчатку самой длинной волны (красного) и самой короткой волны (фиолетового), что делает тон более теплым даже по сравнению с синим.

Изменение температуры цвета от засветления или затемнения

Для начала нужно определить холодный или теплый белый и черный цвета?
Белый – это присутствие всех цветов одновременно, это значит, что он наиболее сбалансирован и нейтрален по температуре. По своим свойствам к нему стремится зеленый. (Мы можем различить огромное количество белых оттенков).
Черный – отсутствие цветов. Чем короче волна, более холодный тон. Черный достиг апогея – его длина волны – 0, но в связи с отсутствием волн, его также можно причислить в разряд нейтральных.
К примеру, возьмем красный, который является определенно теплым, рассмотрим его светлые и темные оттенки.

Самым теплым будет «чистоволновый», насыщенный, яркий красный (который посередине).
Как получается более темный оттенок красного?
Красный смешивается с черным — перенимает часть его свойств. Точнее, в данном случае, нейтральный смешивается с теплым и остужает его. Чем выше степень «разбавления» красного черным, тем температура бордового ближе к черному, то есть нейтральному.

Как получается более светлый оттенок красного (розовый)?
Белый своей нейтральностью разбавляет теплый красный. За счет этого красный теряет «количество» тепла, в зависимости от пропорции смешивания.

Цвета, разбавленные черным или белым, никогда не перейдут из категории теплых в холодный: они лишь приблизятся к нейтральным свойствам.

Есть еще один способ снизить выраженные свойства близкого к спектральному цвета: добавить в него , при смешивание таких спектров получается серый, который можно представить как продукт белого + черного, в сумме нейтрального. Для красного это будет зеленый.

Как определить холодный или теплый оттенок в своей гамме?

Если рассматривать линейку тонов, то в ней всегда можно провести разделение на теплый и холодный цвет. Для чего это нужно?
1 При подборе одежды для каждого цветатипа есть рекомендация по теплой и холодной гамме, что дает возможность замаскировать недостатки и увеличить достоинства.

2 Для психического равновесия в разных состояниях требуются стимулирующие, нейтральные, затормаживающие свойства. Холодный цвет хорошо расслабляет и сосредотачивает на проблеме.

3 Для поддержания ощущения комфорта или охлаждения в разные погодные условия, а так же декорации комнат выходящих на северную и южную строну. Например: холодный колорит поможет мягче воспринять жару.

4 При сочетании оттенков для создании гармонии, выраженных контрастов или подобии.

Наилучшем вариантом определения температуры цвета — это разбор на составляющие, которая происходит с помощью оценки «содержимого» зрительных колбочек. Это требует практики, но чем больше вы этим интересуетесь, тем больше ваш глаз стремится разобрать оттенков.

На картинке первый ряд — теплые тона, на втором холодный, третий нейтральный. Оценивать нужно цвета стоящие в столбик.
Так два белых с желтым и синим подтоном, различаются соответственно теплого и холодного второстепенного тона.
Светлые оттенки розового построены: верхний от оранжевого, нижний от пурпурного (холодный), как и два более выраженных рядом.
Бордовые тона в верхнем доминирует красный, когда во втором есть пурпурные нотки — он ближе к рубиновому.
Далее — 2 зеленых: верхних ближе к травяному, нижний — к изумрудному (холодный).
Коричневые тона практически одинаковые по цветному составу, но разные по яркости — тон ближе к серому более холодный.

Разница в бежевых оттенках такая же, как и в коричневых.
Черный сверху — более темный, в то время как нижний светлее и имеет синий подтон. его нейтральность по сравнению с вышестоящим — нарушена.

Практическое применение градации цветов и оттенков, подбор цветовых композиций и групп всегда сталкивается с тем, что человеческий глаз и отчасти психика делит краски на теплые и холодные. И хотя в современной колориметрии, науке об энергетике цвета, давно применяют понятие температуры цвета, фотохудожники и дизайнеры традиционно используют интуитивный способ на основе таблицы холодных и теплых цветов.

Особенно важно правильно использовать цветовые решения при планировании интерьера квартиры или офиса, одежды или макияжа. Теплые и холодные цвета одинаково легко могут добавить выразительности в палитру или сделать цветовую композицию тусклой и неинтересной.

Художественное деление цвета, тонов и полутонов

В изобразительном искусстве отнесение того или иного цвета к теплому или холодному в значительной мере основано на психологии восприятия человеком определенной цветовой композиции. Чаще всего человек делит цвета на основании степени комфорта от увиденного:

  • Зима с ее серо-голубым небом, отсутствием зелени и обилием белого и серого всегда ассоциируется с холодом, соответственно синий, голубой, белый, фиолетовый попадают в холодную палитру;
  • Летние цвета и оттенки всегда психологически связаны с ощущением тепла, а значит, все летние цветовые наборы будут отнесены к категории теплых;
  • Существует также тактильное восприятие тепла, чем выше энергетическое давление цвета, тем более холодным оказывается его восприятие.

В диаграмме или таблице холодных и теплых цветов существует формальное деление на теплый и холодный спектр. На сегодня это наиболее распространенная и более понятная схема деления на холодные и теплые цвета.

Важно! Вместо сложного определения цветовой температуры проще и быстрее использовать систему формального разделения цветов различных оттенков, оформленную в виде круговой диаграммы.

На первый взгляд, такое деление слишком упрощает ситуацию, на самом деле это большой шаг вперед. Попробуйте объяснить любому продавцу красок, заказчику, дизайнеру, что в интерьере квартиры должны преобладать цвета с температурой в 8000 о К. Полная чепуха, зато вполне можно найти общий язык, если использовать кодификацию цвета по названию или числовому индексу и делению на холодный и теплый. С ее помощью можно относительно точно перевести то, что мы видим или воспринимаем, как холод и тепло. То есть, по сути, получается аналог языка цвета.

Взаимное влияние, как холодный и теплый оттенки меняют восприятие цвета

В реальности ситуация несколько сложнее. В колориметрии, где в первую очередь используются точные определения, такие как длина волны и цветовая температура, диаграмма, приведенная выше, немного не вписывается в систему деления цветов на теплые и холодные.

Причин несоответствия всего две:

  • Во-первых, каждый цвет может давать целую линейку оттенков, от теплых и нейтральных до глубоко холодных;
  • Во-вторых, в восприятии человека не существует монохромного цвета, он всегда видит композицию из нескольких цветов и множества оттенков.

Для примера можно проанализировать зеленый цвет, проще всего это сделать с помощью диаграммы, приведенной ниже.

В центральной части диапазона зеленый остается абсолютно нейтральным, любое, даже самое незначительно смещение к желтому или голубому участку переводит его в категорию теплых или холодных.

При желании, таким же способом можно легко преобразовать любой цвет в более теплый или в более нейтральный. Если попытаться сделать коррекцию не с помощью родственного цветового диапазона, а использовать цвет из более удаленных секторов, то в результате получится очень сложный оттенок нейтрального типа. Такая система давно используется для самого упрощенного корректирования восприятия цвета. Можно использовать табличный вариант или круговой, не важно, принцип коррекции одинаков.

Взаимное влияние приводит к тому, что заведомо холодные цвета под воздействием теплых, присутствующих в композиции, могут смягчаться и становиться менее радикальными.

Например, ниже приведено фото интерьера комнаты в сине-оранжевых цветах.

Согласно диаграмме, наличие в интерьере оранжевого цвета заставляет синий меняться от нейтрального в сторону более теплого и более светлого оттенка.

Оранжевый цвет также меняется, но не так, как можно было бы ожидать в теории. Это единственный цвет, который всегда остается теплым. Причина кроется в том, что ближайшие его соседи, желтый и красный цвета всегда придают базовому колеру только теплые оттенки.

Поэтому оранжевым цветом можно смягчить большую часть синего декора, не прибегая к стандартному балансированию, когда требуется, чтобы в интерьере было одинаковое количество цветов одной температуры.

Светлые и темные цвета

На практике при комбинировании теплых и холодных оттенков, кроме диаграммы, необходимо учитывать баланс белого и черного. Белый цвет состоит из всех семи базовых, которые в свою очередь могут получиться комбинированием желтого, синего и красного. Если посмотреть на диаграмму, то становится очевидным, что каждый из синего, красного и желтого цветов равноудален от двух других. Оставшиеся четыре из семи базовых можно использовать наравне с другими оттенками, включая их теплые и холодные комбинации.

С повышением интенсивности любой цвет вырождается в холодный белый, а затемнение делает любой оттенок или полутон только слабее и теплее. Монохромные цвета теплеют при уменьшении интенсивности и холоднеют при ее увеличении.

Поэтому для регулирования теплоты палитры используется три способа:

  • Добавление к базовому колеру небольшого количества соседнего оттенка в спектральном распределении. Чтобы изменить восприятие, достаточно сдвинуть шкалу всего на 2% длины;
  • Оттенение объекта более холодным или горячим фоном. При этом граница между двумя цветовыми зонами визуально будет восприниматься, как более теплая, даже если в композиции преобладают «ледяные» оттенки;
  • Изменение интенсивности цвета, если необходимо сделать общий план теплее, то просто снижают яркость освещения.

Все перечисленные варианты управления картинкой до этого момента подразумевали освещение объекта чистым белым светом, без каких-либо тонов. Но свет имеет свою теплоту или, точнее, температуру, яркость и цветовую чистоту.

Особенности построения температуры цветового ряда

Для того чтобы правильно оценить, насколько холодным в итоге получится интерьер, фасад здания, детали одежды или даже макияж лица, потребуется учесть характеристики света, падающего на объект. Хорошо известен эффект хамелеона, когда вещи при смене источника света, например, со светодиодной лампы на естественное освещение, заметно менялись, становились более холодными, или наоборот.

Цветовая температура

Обычные предметы, детали интерьера или одежды, проецируют на органы зрения человека отраженный свет, часть светового потока поглощается, а все, что осталось, попадает на сетчатку глаза. Яркий и теплый солнечный свет после освещения темно-синего насыщенного фасада вдруг становится холодным. Причина кроется в изменении структуры спектра. По сути, теплый свет представляет собой излучение белого цвета, в котором поглощена холодная часть спектра. С другой стороны, при повышении интенсивности свет, даже пропущенный через светофильтр любого колера, вырождается в поток холодного белого цвета.

Чтобы избежать путаницы в определении для источников света теплых и холодных оттенков цвета, используется понятие температуры.

На графике сделано условное сравнение плотности потока от температуры света для неба в различных условиях:

  1. Летнее безоблачное небо, теплый цвет низкой интенсивности, условная температура светового потока 8000 о К;
  2. Облачное летнее небо, температура потока Т=6000 о К, цвет серо-голубой;
  3. Цвет неба в летний полдень, голубой поток с температурой 5400 о К;
  4. Багряное теплое небо в момент заката, температура потока Т=3400 о К.

При различной плотности светового потока, а именно ее характеризует температура, человеческий глаз видит и различает теплый и холодный свет по-разному.

Получается, что, чем выше температура светового потока, тем более холодным будет казаться любой освещенный им предмет.

Поэтому, кроме присутствующих в цвете полутонов и оттенков, наличия фона с акцентом в холодную или теплую часть спектра, третьим фактором, определяющим теплоту изображения или интерьера, является температура источника света.

Таблица показывает, как сильно может повлиять на баланс пейзажа или интерьера определенный источник света. Например, фасад дома, окрашенный светло-голубой краской, в летний день будет выглядеть холодным белым, под облачным небом цвет перейдет в голубой. На закате стены дома станут теплее с серым оттенком, а под луной цвет превратится в холодный белый.

Правильный подбор освещения, теплые и холодные полутона

На практике задача распределение интенсивности света различной температуры для сложных композиций из полутора десятков цветов и сотен оттенков рассчитывается специальными программами, призванными сбалансировать изображение до состояния нейтрального.

Напрашивается вопрос, зачем так усложнять проблему цветов, если все решает правильный выбор композиции с поправкой на температуру источника света. На самом деле с помощью теплого и холодного цвета очень просто управлять вниманием зрителя.

Глаз человека устроен так, что независимо от условий освещенности и цветового наполнения, лучше всего он видит теплые цвета. Это легко объяснить. Из трех базовых цветов желтый и красный относят к теплым, и только один синий - к холодным. Разница в два раза. Вот почему мы неплохо видим в полумраке при освещении помещения красным светом и практически слепнем при подсветке фиолетовым или холодным синим.

Хорошим примером различного восприятия теплых и холодных цветов является экран современного монитора, в котором встроены как минимум 5-6 различных режимов, от ночных с низкой температурой свечения до офисных с максимальной интенсивностью подсветки.

Система цветов широко используется в фотографии, особенно в рекламе. Например, чтобы обратить внимание на новые модели осенней одежды, изображение помещают на белом холодном фоне. Если вещи неяркого зеленого, коричневого, медово-желтого цвета, то глаз воспринимает теплое пятно намного быстрее, чем, если это будет синий или фиолетовый предмет гардероба.

Теплые и холодные цвета являются главным инструментом привлечения внимания к изображениям продуктов питания. Если необходимо подчеркнуть свежесть фруктов, их сделают холодными и разместят на теплом фоне. Для гамбургера или курицы гриль ситуация прямо противоположная: желтые и коричневые цвета на белом фоне.

Аналогичным способом можно изменить черты лица на фотографии. Если для освещения выбран холодный свет с высокой температурой потока, лицо стареет, нейтральный - выглядит более реалистично.

Подобные технологии применяются и для оформления интерьера. Чтобы освежить интерьер в теплых тонах, можно не перетягивать ткань на диванах и стульях, а установить более высокотемпературные светодиодные лампы или заменить цветные обои белыми. Кроме того, чтобы сбалансировать общий фон, сделать его нейтральным, придется добавить в обстановку комнаты предметы мебели с нейтральными оттенками.

Заключение

При подборе предметов для интерьера теплых и холодных оттенков следует учитывать, что человеческий глаз всегда подстраивается под теплоту красок окружающей среды. Более теплый свет более комфортный для нашего зрения, независимо от температуры светового потока. Поэтому холодный свет светодиодных, галогеновых или люминесцентных светильников нередко меняют на старые лампы накаливания или более современные светодиоды с желтым светом. Психологи утверждают, что это психологическая зависимость, и через месяц-другой глаз адаптируется к свету с высокой температурой потока, как когда-то привык к лампе накаливания.

Поделиться: