Классный час "единство непохожих". Упражнение на отработку толерантного отношения

Открытый классный час по теме "Единство непохожих"

Цель классного часа: воспитание толерантного отношения, духа терпимости в условиях обучения студентов в многонациональном коллективе учебной группы и колледжа.

  • · Образовательная : исследовать и обобщить представления современного студента о таком явлении как толерантность;
  • · Воспитательная : формирование жизненной позиции каждого студента, воспитание гражданского самосознания, духа терпимости, взаимопонимания, бережного отношения к культуре и традициям многонациональных народов России и других стран;
  • · Развивающая : активизировать познавательные возможности студентов, сделать общение позитивным, более свободным и непосредственным.

толерантность студент воспитание многонациональный самосознание

Оборудование классного часа:

  • · проекционная и компьютерная техника;
  • · музыкальное оформление;
  • · фотоматериалы;
  • · классная доска.

Ожидаемые результаты: воспитание толерантного отношения студентов к друг другу, формирование гражданского самосознания, уважения к культуре и традициям многонациональных народов России.

План проведения классного часа

I. Организационные моменты (определение темы, цели и задач классного часа. Форма проведения классного часа)

II. Основная часть

Демонстрация фоторяда «Мы разные». Притча о Вавилонской башне.

1. Разминка «Знакомство»

Группа делится на две команды. Задача кто быстрее построится по следующим параметрам:

  • А) по цвету глаз (от самого светлого до самого темного)
  • Б) по алфавиту отчества
  • В) по размеру ноги
  • Г) по числу согласных в имени
  • Д) по росту
  • Г) по дате рождения;
  • Е) по численности состава семьи.

Команда, быстрее совершившая построение получает 1 балл.

Подсчет итогов.

Вопросы для обсуждения:

Что помогло быстрее построиться?

Состоялась ли игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

2. Упражнение «Поиск сходства»

Каждая команда должна написать на доске черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Психологический смысл упражнения. Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение. Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Вопросы для обсуждения:

  • 1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
  • 2. Какие факторы влияют на ваши взаимоотношения с людьми?
  • 3. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
  • 4. Сказываются различия в возрасте на общение людей и почему?

Ведущий делает вывод: О человеке судят потому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими.Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры весьма распространённые явления в нашей жизни. Они возникают из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения чужих в привычную обстановку. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

3. Упражнение. Давайте пофантазируем…

Представим себе, что наступит Время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний в т. д.).

  • 1. Каким будет этот мир? Как люди в нём будут жить?
  • 2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
  • 3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе понимания.

4. Превращаем минусы в плюсы

Команды получают задание на нахождение в отрицательных чертах характера положительные аспекты. Например, скряга - экономный человек. Команда приводит свои примеры и дает свои противопоставления. Каждый удачный пример оценивается в один балл.

Обсуждение: Что помогает (какие качества личности) видеть в другом человеке положительное и хорошее?

Студенты называют данные качества с помощью преподавателя.

  • · Сотрудничество
  • · Готовность мириться с чужим мнением
  • · Уважение человеческого достоинства
  • · Принятие другого таким, какой он есть
  • · Способность поставить себя на место другого уважение права быть иным
  • · Признание многообразия
  • · Признание равенства других
  • · Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

К сожалению, дух неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и будет существовать, однако надо понимать, что принятие различий между людьми и осознание единства дает возможность легче общаться, приобретать друзей, преодолевать трудности в жизни. Умение понять и принять людей такими как они есть, уважение человеческого достоинства - все это проявление толерантности.

Понятие «толерантность» связано с именем человека жившего во Франции на рубеже 18-19в., некто Тайлеран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давайте попробуем определить правила толерантного общения:

  • 1. Уважай собеседника
  • 2. Старайся понять то, о чем говорят другие
  • 3. Отстаивай свое мнение тактично
  • 4. Ищи лучшие аргументы
  • 5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого
  • 6. Стремись учитывать интересы других

Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди, даже если они бедные, старые и больные имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, неповторим и значим. Толерантное отношение позволяет сблизиться с разными людьми, обогатить свой мир и найти новых друзей.

Различия дополняют и обогащают общество. Единство непохожих позволяет справляться со всеми жизненными невзгодами и разделять радость и счастье, единение помогает и в работе и в семейной жизни и в учебе.

5. Упражнение на отработку толерантного отношения

«Я-высказывание/ Ты-высказывание»

Объяснение разницы между Я-высказыванием/ Ты-высказыванием.

Задача каждой команде (один от группы) составить Я - высказывание:

  • 1. Тебе наступили на ногу в транспорте и не извинились.
  • 2. Твой преподаватель незаслуженно обвинил тебя, что ты списал контрольную у соседа.
  • 3. Ты договорился со знакомым встретиться на улице. Прождал полчаса, а он так и не пришел.

Обсуждение: Каковы преимущества толерантного общения?

Я собака -- всего лишь собака!

В голове у меня -- пустота.

Но другую собаку, однако,

Никогда не приму за кота!

Не нужны ни условные знаки.

Ни слова -- потому что чутьем

Брата кровного в каждой собаке

Мы и так за версту узнаем!

Ни порода, ни масть, ни размеры

С толку нас никогда не собьют:

Даже крошечные тойтерьеры

В сенбернарах своих признают...

Мы вступаем и в драки, и в браки.

Неизменную веру храня:

Что бы ни было -- все мы собаки.

Все мы -- братья, все мы родня.

Вы же, умные, вашего брата

Распознать неспособны никак…

Сразу видно -- чутье слабовато.

В этом вам далеко до собак.

Если брат ваш -- не вашей масти,

Разве в этом он виноват?

Вы же рвете его на части.

Словно он вам уже и не брат...

Обсуждение: О чем стихотворение? Какова тема этого стихотворения? Какова идея?

III. Заключение

Выводы: человеческое общество разумно и мы должны понимать, что наша сила в единстве, а не в разобщенности. Вас объединяет и молодость, и желание учиться и получить профессию и множество увлечений и интересов. Это единство помогает вам легче жить, учиться и преуспевать. Если мы постараемся применять правила толерантного общения, то приобретем преимущества.

Нас сегодня объединила дружба, молодость, профессия, наш колледж! Единство непохожих - так можно определить нашу сегодняшнюю встречу.

Фотография на память.

Как известно, Центральная Азия является родиной суфизма и тарикатов. Сегодня в Казахстане проповедуют очень много всевозможных мусульманских школ и течений. Зачастую доходит до абсурда, когда представители одного и того же тариката не признают и обвиняют друг друга в невежестве. Подобная картина у правоверного мусульманина может вызывать только горечь и боль за единоверцев. Для меня эта проблема стала непреодолимым барьером в дальнейшем росте и самоутверждении как знающего и образованного мусульманина, каким должен быть каждый. Тимур.

Можно ли совершить молитву в церкви в вынужденной ситуации? Если я не ошибаюсь, вы говорили, что допускается, но заместитель имама нашего города сказал, что это харам. Есть ли пример из жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) или его сподвижников, когда бы они совершали намаз в таких ситуациях в церкви?

Республика, в которой я живу, называется республикой с чистым исламом, большинство населения считают себя мусульманами. Республика, которая разделилась на шейхов, мюридов, ваххабистов... Люди друг друга не признают, если у них не общий шейх. Сами же мюриды повторяют что-то за своим учителем, не понимая смысла. Спросишь у них: «А почему так?», говорят: «Шейх сказал, значит так и должно быть». Они не просвещаются, не черпают знаний из других источников, не интересуются. Часто слышу: «Делаешь ду‘а (молишь Всевышнего), проси через шейха. Хочешь Рай, проси через шейха. Проблемы есть, иди на могилу шейха, и все решится». Как и многое другое, от чего я запутался. Я, например, хочу делать ду‘а и не желаю ни через кого просить, я обращаюсь ко Всевышнему. И всегда наше Духовное управление (ДУМ) приводит историю (не знаю, насколько она достоверна): «Когда была засуха, Билял (первый муэззин) подошел к могиле пророка Мухаммада (мир Ему и благословение Аллаха) и попросил Пророка, чтобы Аллах ниспослал дождь. И дождь пошел». Приводя историю, наше ДУМ говорит, что раз попросил Билял у Пророка, значит можно просить и у святых людей, шейхов и т. д. Пророк, насколько я знаю, не говорил, просить людей о том, что может только Всевышний. Я не знаю, как мне быть, что ответить на слова: «Когда пойдешь к шейху, почему не идешь к шейху? Он тебе поможет».

Мне во всем помогает Аллах, хвала Ему. Заур.

Что касается возможности совершить молитву в церкви, то прямых повествований об этом («молитесь в церквах, синагогах…») нет ни в Коране, ни в Сунне. Запрет на совершение молитв-намазов (например, когда молитва застала нас в пути) в этих храмах также отсутствует.Ученые, принимая во внимание многие аяты и хадисы, говорили о допустимости совершения молитв-намазов в храмах, например в церкви. Существует немало свидетельств того, что сподвижники Пророка и ученые первых поколений, путешествуя по областям и государствам, где не было мечетей, молились в христианских храмах. Когда спрашивали у них об этом, они отвечали: «Такое допустимо» .Известен хадис, где перечисляются цели миссии последнего Божьего Посланника. Там же четко сказано, что вся земная поверхность является мечетью для мусульманина, то есть он может совершить молитву-намаз в любом месте . Главное, чтобы на том небольшом участке поверхности (пола, земли), где он будет молиться, не было того, что считается канонически нечистым.

В период расцвета богословской мысли, когда второстепенным вопросам порой уделялось излишнее внимание, некоторые ученые как ханафитского, так и шафиитского мазхабов говорили о нежелательности совершения молитв-намазов в христианских или иудейских храмах . Здесь уместно заметить, что актуально это было тогда, когда мечетей существовало множество, и люди, говорившие о нежелательности, не видели необходимости в совершении молитвы в церкви ввиду непосредственной близости мечети. Также важно напомнить, что с точки зрения канонов нежелательность аннулируется, когда появляется необходимость. То есть если человек знает о том, что на протяжении всего временного периода очередной обязательной молитвы на его пути не повстречается мечеть, тогда он может совершить ее (молитву-намаз) в любом удобном для этого месте, в том числе и в каком-нибудь из храмов.

Сам я несколько раз был вынужден так поступать. Однажды, например, будучи проездом на Алтае, совершил объединенные две молитвы вместе со своим другом в красивой церкви. На улице был дождь, и мы зашли для совершения молитвы в христианский храм. Нам дали чистые полотнища и добродушно позволили помолиться.

Приведу аят, имеющий косвенное отношение к данной теме: «И если бы не защита Аллаха (Бога, Господа) одних людей другими [если бы не то равновесие, которое периодически устанавливается Творцом на этой земле для мирного сосуществования людей и возможности дипломатического урегулирования разгорающихся конфликтов], то были бы разрушены и снесены монастыри , церкви , синагоги и мечети , где много упоминается имя Аллаха [имя Единого и Единственного Господа]» (см. Св. Коран, 22:40). Нам, людям, необходимо помогать друг другу в благом, особенно это должно быть между представителями небесных религий: Иудаизма, Христианства и Ислама.

Теперь что касается «всевозможных мусульманских школ и течений»,»шейхов, мюридов, ваххабитов и саляфитов» . Один из наших современников точно заметил: «Всевышний не сотворил людей (народы, этносы) с целью их разобщения и расчленения. Он ниспосылал им пророков из них же самих, которые вели людей по одному (широкому и) единому пути (понимания, восприятия жизни)» . Испокон веков дробление общества, сеяние вражды идеологическими, националистическими, религиозными и прочими лозунгами считается недопустимым. В Божьей проповеди всегда делался акцент на интеграции людей в следовании высокой морали, нравственности, тому, что является благим и полезным. В Священном Коране сказано:

«Помогайте друг другу во всем благом и в [сохранении] набожности! И не помогайте друг другу в грехе и вражде!» (см. ).

Однако подпрыгивающие и подскакивающие, хлещущие и выплескивающиеся через край человеческие страсти и эмоции способствуют забвению этого постулата. Люди, прикрываясь той или иной идеологией в угоду личной корысти либо ведомые слепым фанатизмом, стараются забыть об этом великом наставлении. Они разбредаются по партиям и течениям, питающим друг к другу неприязнь, замышляющим зло против «не своих», занятым постоянным поиском слабых сторон, ошибок и недостатков оппонента. Такое положение дел можно встретить не только в религиозной сфере, но и в политике, экономике, а также в современной интерпретации культуры. В какой бы из областей ни проявился такой подход «решения проблем» (помощь в грехе и вражде), он прямиком ведет к застою и деградации. Люди здесь не соревнуются в благом, как это заповедовал нам Всевышний в Коране , а заняты скорее интенсивной «работой локтями», устремляются к цели, успеху, изо всех сил расталкивая друг друга, создавая искусственные проблемы и препятствия своим сотоварищам. О здоровой конкуренции здесь даже и речи нет, они просто дерутся и оскорбляют друг друга уже на самом старте, давно забыв о том, что на определенную дистанцию дано ограниченное количество времени, и оно уже идет, не ждет их. После же, когда все вместе оказываются у разбитого корыта, а кто-то - и в нем, следуют взаимные обвинения и поиск виноватых. И так по кругу истории. Это признаки застоя в любом обществе, стагнации в жизни государств и целых исторических эпох. Как относиться к этому? Не отягощаться необъятным, а делать то, что каждый индивидуум, личность, гражданин, наделенный полномочиями, правами и обязанностями в состоянии сделать.

«О посланники [Божьи всех времен и народов]! Ешьте из благих даров и вершите праведные дела. Воистину, Я [говорит Господь миров] знаю обо всем, что вы делаете.

Вот [более ста тысяч пророков и посланников Господа, а также поверившие им и последовавшие за ними] ваша нация, нация единая, а Я - Господь ваш, будьте же набожны предо Мною [выполняя обязательное и сторонясь грешного; стремясь в меру ваших сил и возможностей к счастью мирскому и вечному; преодолевая и достигая]. [Люди же по истечении десятилетий, столетий после смерти очередного пророка или посланника, а также по завершении всех пророческих и посланнических миссий, заключительной из которых была миссия Мухаммада] разрывали [и разрывают] то, что их объединяло, разделяясь на разные партии (движения и направления). Каждая партия радуется [лишь] тому, что у них [превозносит лишь свои оценки, внешние атрибуты, гордится крылатыми фразами их руководителей или идеологов и т. п.].

Оставь же их [данную часть верующих людей, таким именно образом проявляющих свою набожность, религиозность] в этой пучине иллюзорной феерии чувств до [назначенного им] срока. [У популярности партий, личностей, идей, лозунгов есть срок, по завершении которого все превратится в достояние истории, утратившее свою актуальность]» ().

Коранические смыслы ясно доносят до людей одну из главных причин их разобщенности, корень слепого противостояния - следование распутствам душ, развязным эмоциональным всплескам их самих или тех, кому они подражают. Суть вопроса в том, что когда знания и ученость отделяются от нравственности, общечеловеческой морали и искренности, тогда они превращаются в большую проблему , накликают беды, тяжелые последствия для их носителей, да и людей в целом.

«И разделились [люди на разные идеологические или иные направления, течения] только тогда, когда пришло к ним знание. [Получив определенные знания в той или иной области, некоторые начинают отрицать все, что было до них, или все, что развивается вне них. По сути, они претендуют на абсолютную истину, хотя их знания - это лишь малая часть того, чего достигли другие. Их семя, возможно, в будущем даст богатые всходы, но его не сравнить с уже цветущими и плодоносящими садами.]. [И разъединение это, противопоставление себя другим] происходит в состоянии багй меж ними» (см. ) .

Значение слова «багй» в арабском языке - «совершение агрессии, насилия, проявление враждебности», «переход границ морали и нравственности». И все это из зависти, например, либо ради получения отдельных мирских благ, либо в угоду слепому фанатизму и потерявшему рамки приличия собственному «Я».

В связи с этим вспомним о некоторых открытиях и целях научных исследований новейшего времени (разработка оружия массового поражения; ведение информационных войн, сопровождаемое интеллектуальным порабощением и духовным опустошением людей), когда потеряна искренность пред Богом и доброжелательность к людям. «Интеллектуальная» ожесточенность приводит людей к разобщению, вместо того чтобы сообща двигаться по пути прогресса и лишь в созидательном русле.

Нет ничего странного в том, что у людей разные мнения и взгляды, разногласия могут быть и должны быть. Это способствует развитию общества. Проблема в том, что различные трактовки, формулировки, мнения сталкиваются (порой не на жизнь, а на смерть) ввиду обычной невоспитанности, где-то крика житейской несостоятельности или профнепригодности, где-то из желания заполнить хотя бы чем-нибудь уйму бессмысленно проводимого времени, а где-то - с целью просто заявить о себе. Такого рода разногласия в корне отличаются от продуктивных научных или интеллектуальных дискуссий. В последнем случае людьми руководит стремление просветиться и познать что-то новое, обменяться мнениями и развиваться дальше.

Если бы намерения были искренни в постижении верного, более правильного, более обоснованного, тогда отношение к оппонентам было бы абсолютно иным. Ведь люди в таком случае были бы далеки от желания во что бы то ни стало победить противника, далеки от стремления к власти, славе, богатству или иному мирскому. А ведь «бои» не по правилам Божьей морали принесли человечеству много бед, трагедий, насилия, и что самое страшное - продолжают нести зло.

Шаткость веры не дает увидеть в собеседнике человека, имеющего полное право на свое личное мнение, и мнимый героизм начинает выводить нас на ринг, откуда «кровь из носа», но нужно выйти победителем.

Непримиримые противоборства присущи последователям собственного «я» или низменных человеческих чувств, но никак не поклоняющимся Единому и Вечному, Господу миров, сотворившему всех, кто живет на этой земле, и давшему всем, вне зависимости от взглядов и убеждений, бессчетное количество благ.

«Если людей не объединяет истина (стремление к ней), тогда их разъединяет ложь, фальшь, несправедливость. Если людей не сближает поклонение Единому и Вечному, Всемилостивому Господу миров, тогда общество разрывается на части поклонением Сатане. Если людей не прельщают блага вечные, тогда они начинают спорить и уничтожать друг друга, дабы заполучить блага мирские (нарушается рациональность и пропорциональность). Взаимная вражда - до исламский период, европейское Средневековье, невежество современности. Это - привычка тех, у кого нет веры» .

В достоверном хадисе сказано: «В праздничный день Курбан-байрама (‘Идуль-адха) пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) обратился к людям с проповедью: «Люди! Что сегодня за день?!» - «Святой день!», - ответили ему. «А что за место?!» - «Святое место!», - ответили ему. «А что за месяц?!» - «Святой месяц!» Пророк [включив внимание слушающих вопросами и подчеркнув святость места и времени (запретность на совершение плохого)] сказал: «Поистине, ваши кровь (посягательство на ваше здоровье или жизнь), богатства (личный материальный достаток) и честь (достоинство) святы подобно святости (запрета на все плохое) этих дня, места и месяца!» И он (да благословит его Аллах и приветствует) повторил эти слова несколько раз . После поднял голову [взглянул на небо] и воскликнул: «Господи, я довел [до них]? Господи, я довел [до них]?»

Ибн ‘Аббас, передавший этот хадис, продолжает: «Клянусь Аллахом (Богом, Господом)! Эти слова - завещание [пророка Мухаммада] всей его умме [всем его последователям до Конца Света]!» И продолжает текст слов пророка Мухаммада: «Пусть тот, кто явился свидетелем этого, донесет до того, кто отсутствовал! [И в конце своей проповеди посланник Божий призвал:] Когда меня не станет рядом с вами, не опускайтесь до безбожия, в котором одни из вас будут уничтожать других (не становитесь после меня безбожниками, убивая друг друга!) [когда одни из вас начнут питать неприязнь к другим; когда одни не будут считаться с мнением других, посягать на их честь, имущество, а также здоровье и жизнь]!» . Кровавая борьба мнений и неприязнь - логика и подход безбожника, но никак не верующего человека!

Отмечу, что различие мнений не противоречит устоям веры. Мусульманские каноны поощряют развитие мысли и искреннее стремление прийти к истине, пусть даже разными путями, но не «бортуя» друг друга с беговой дорожки, а помогая друг другу, уважая мнение другого. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если ученый оказался прав [пред Господом], делая иджтихад (усердно и квалифицированно изучая вопрос, а после вынося решение, богословское заключение), он получает [за свои старания и верность богословского заключения] две степени вознаграждения; если же богослов выполнил все от него зависящее (в вопросе иджтихада и сделанного по его результату вывода), но ошибся, то он получает [пред Господом] одну степень вознаграждения [за свои старания]» .

Удивительный хадис. В очередной раз понимаешь, насколько мы зачастую бываем близоруки в видении даже столь непреложных пророческих истин, побуждающих к диалогу, сдержанности, компромиссу. Хадис подтверждает, что человек имеет полное право на свое личное мнение, и даже если он ошибся или заблуждается, но при этом беспристрастен и бескорыстен, то сам Всевышний ему воздаст. Мы же, люди, обязаны поддерживать этот Божественной порядок, баланс открытостью, расположенностью к диалогу, толерантностью .

Носители разных культур смотрят на мир через разные призмы, по-разному расставляют приоритеты в жизни, а как следствие - неодинаково воспринимают окружающий мир .

Один из известных богословов нашего времени отметил: «Милость Всевышнего связывается с результатом мысли человека настолько, насколько благостны и благородны цели его» .

Всевышний предоставил людям простор, а они же, упрямые, где на глаз, а где и на оба слепые, загнав себя и тех, кто прислушивается к ним, в узкие рамки собственных убеждений, познают, каков мир, через маленькое окошко, почти что амбразуру своего сознания, ограниченного в том числе и телом, не шагнувшим дальше родного аула, города, страны, полуострова.

Набожный человек освобождается от слепого упрямства и фанатизма , находит себя в жизни и идет по своему жизненному пути, за рациональность и результативность которого отвечать пред Господом ему самому, и никому другому.

«Верующий человек должен ассоциировать себя с нулем (бесконечности). Каких бы высот он ни достиг, сколь бы эффективно ни продвинул вперед науку, искусство или иную область мирского бытия, он не должен это приписывать себе, он должен лишь уповать на Божественное благословение и милость Творца», - говорит другой наш современник .

При таком подходе к жизни человек может набрать, по сути, космические скорости в благом и праведном. Поверьте, это именно так. Посмотрите на жизни великих, постарайтесь найти описания их подхода к жизни. Они не мнили себя «величиной», не важничали, не предрекали своим трудам и научным достижениям великого будущего. Многие из них умирали в нищете и без какого-либо признания, но сколь многое они оставили (с благословения Всевышнего) на благо человечества, на благо интеллектуального, научного или культурного развития общества.

Ибн ‘Умар передал: «Посланник Божий (да благословит его Всевышний и приветствует) взял меня за плечо и сказал: «Будь в этой жизни похож на (1) чужеземца (неместного) [то есть излишне ни к чему не привязывайся. Будь свободен от пленяющей земной красоты. У свободного много сил и возможностей оставить след в истории человечества, созидательный след на пользу другим] или (2) того, кто идет по дороге (прохожего; странника). [Неустанно всю жизнь двигайся вперед, развиваясь, помогая себе и другим, становясь каждый день сильнее, умнее, набожнее и богаче во всех отношениях! И цени каждую минуту - на твой жизненный отрезок дано ограниченное количество времени и сил! Реализуй их для своего земного и вечного счастья, ведь эти минуты, дни, месяцы и годы более никогда к тебе не вернутся]».

[Молодой] Ибн ‘Умар [внемля этому пророческому наставлению и реализовав его в повседневной практике] говорил: «Если для тебя настал вечер [ты жив, но очень устал], то не жди утра [реализуй свое вечернее время наиболее полно и полезно с точки зрения земной и вечной перспектив, как бы тебе ни хотелось побездельничать, ведь заснув после нескольких часов пустого времяпрепровождения, ты можешь не проснуться и, возможно, потом будешь жалеть об этом целую вечность]. И если наступило утро [ты жив, пробудился от глубокого сна, но так не хочется рано вставать ], не жди вечера [наполняй свой день с раннего утра полезными для тебя и других делами и поступками, реализуй все имеющиеся возможности]! Возьми из здоровья своего на период болезни [то есть пока здоров, следи за физическим и душевным состоянием, укрепляй свое тело и дух, дабы болезнь, с которой рано или поздно все сталкиваются, протекала для тебя легко, а выздоровление было полным, чтобы болезнь не перешла в хроническую стадию]. И возьми из жизни своей для смерти [пока жив, цени жизнь и не оставляй на завтра то, что можешь сделать сегодня, тем более если это пригодится тебе после смерти, в загробном мире, в Судный День, в вечности]» . Ставьте перед собою цели и задачи (любого уровня и масштаба), и пусть религиозность помогает в достижении этих целей. Жизнь с наследием пророков и ученых - это огромное, безбрежное море с чистой водой и богатыми недрами. Его нельзя объять, переплыть, все изучить, все попробовать… Да, в его пучине можно потонуть… Но! Вместе с тем можно научиться плавать, погружаться в удивительные глубины и устремляться ввысь, вкушая красоту бытия и также украшая его собою. Научившись созерцать, не ужасайтесь обилием этих богатств, а любуйтесь, беря то, что вам необходимо, и применяя в своей (!) жизни. Это - наш начальный капитал, который может многократно приумножиться, воссоединившись с нашими личными силами, знаниями, устремлениями, трудом, идеями, стойкостью, настойчивостью, непоколебимостью. Объединив, собрав все воедино, мы почувствуем вкус жизни, приблизимся к мирскому и вечному счастью.

Берите то, что можете взять, и применяйте, делая акцент на развитии и сохранении нравственных качеств и обязательности в религиозной практике .

См.: Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 1. С. 527, 528, раздел № 304, хадисы № 1–9, 11.

Ибн Абу Шейба - один из первых, кто начал собирать и научно систематизировать сведения о словах и действиях Пророка, сподвижников его и людей первого поколения (таби‘ун). У него перенимали знания и опыт такие известные ученые-мухаддисы, как аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа, аль-Багави и многие другие. Свод хадисов Ибн Абу Шейбы является важной составляющей любой научной мусульманской библиотеки.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийа, 1997. Т. 1. С. 125, хадис № 335 и с. 155, хадис № 438. См. также: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, 2000. Т. 2. С. 576.

См., например: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 380.

См.: аль-Газали М (наш современник). Хулюк аль-муслим [Нравственность мусульманина]. Искандария: ад-Да‘ва, 1999. С. 161.

«И соревнуйтесь (обгоняйте друг друга, поспешайте) в совершении благих дел!» (см. Св. Коран, 2:148; 5:48).

Стагнация - отсутствие развития, застой в сфере производства, торговли и т. п.

Ведь подавляющее большинство людей во что-то верят, по-своему веруют и практикуют различные ритуалы.

В аяте употреблено многозначное слово «гамра», которое переводится как «масса воды, морская пучина», перен . «разгар (боя, битвы)», «наплыв чувств», «беда, бедствие».

См. также: Св. Коран, 2:213.

См.: аль-Газали М. (наш современник). Хулюк аль-муслим [Нравственность мусульманина]. Искандария: ад-Да‘ва, 1999. С. 165.

Это касается не только мусульман, но и людей в целом. По завету пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) мусульмане должны быть предельно воспитаны и благородны, чтобы люди иных культур и верований ощущали себя рядом с ними в безопасности. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Верующий (му’мин) - это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя, ни за свое имущество [то есть, находясь рядом с ним, являясь его соседом или имея с ним торговые либо партнерские отношения, они чувствуют себя в безопасности]». Хадис от Фадаля ибн ‘Убейда; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 423, хадис № 3934, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9144, «хасан».

В наше время интересами сильных мира сего и огромным влиянием СМИ на умы мусульманские ценности поставлены с ног на голову, причем так, что сами же приписывающие себя к мусульманам пропагандируют эту дикую и фанатичную трактовку Ислама - «убить неверного», «рабы и рабыни, наложницы», «все, кто не с нами, - кяфиры, и гореть им в Аду». Умные понимают, что все это геополитическая бизнес-игра, слабоумие и очевидное невежество. Но их, умных и просвещенных, к сожалению, меньшинство.

Предположительно - три раза.

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 513, хадис № 1739; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 4. С. 731, хадис № 1739 и пояснение к нему.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2214, хадис № 7077 и 7079; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, 1990. С. 579, хадис № 9767, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 637, хадис № 2198, «хасан сахих».

Хадис от ‘Амру ибн аль-‘Аса, Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2292, хадис № 7352; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 393, хадис № 7352; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 40, хадис № 565, «сахих»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 257; аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 418.

Толерантный - терпимый к чужим мнениям, поведению и т. п.

Кстати, это отчетливо можно увидеть на примере подстрочных переводов, например с арабского на русский язык, когда теряется красота речи и значительная часть смысла повествования. Ведь отличаются истории формирования языков, грамматические особенности, культуры, которыми они пронизаны, а как результат - ассоциации, термины, смысловые нагрузки слов и т. д.

«Перевести произведение с одного языка на другой - все равно что снять с него кожу, перевести через границу и там нарядить в национальный костюм» (Г. Гейне) .

См.: аль-Газали М (наш современник). Хулюк аль-муслим. С. 165.

Амбразура - глубокий оконный или дверной проем в стене (преимущественно с расширением внутрь здания).

«Фанатизм наделал зла более, чем атеизм» (Вольтер ).

«Фанатизм - удвоение усилий при одновременной потере цели» (Сантаяна) .

«Фанатизм - некоторое умопомешательство, порожденное неспособностью вместить полноту истины» (Н. Бердяев) .

См.: Гюлен М. Ф. Кырык тести. Стамбул: Заман китаб, 2003. С. 29.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит верующего, набожного, богатого [в первую очередь материально], незаметного [не выделяющегося, не демонстрирующего свое превосходство перед другими]». Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1190, хадис № 11–(2965).

В Коране сказано: «Аллах (Бог, Господь) забирает души [из тел, процесс этот производится ангелом смерти и его помощниками по приказу Творца] в момент смерти и [частично умерщвляет, забирает души] спящих, которые еще не умерли [не настал срок их смерти, потому они просыпаются, пробуждаются]. Забирает [безвозвратно] ту, момент смерти которой наступил, а другую отпускает для завершения ее жизненного срока, назначенного Свыше. Воистину, в этом [в этих процессах и состояниях] есть знамения для людей мыслящих (думающих, размышляющих)» (Св. Коран, 39:42).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Отправляйся ранним утром либо (1) со знанием дела [ты знаешь, что делать, как и когда, все заблаговременно спланировав и приступив к решительным действиям с раннего утра], либо (2) с намерением получить новые знания (приобрести новые навыки), либо (3) слушающим [внимательно прислушивающимся ко всему полезному], либо (4) любящим [жизнь, то, чем занимаешься, тех, кто окружает тебя]. И не будь каким-либо иным, иначе погибнешь [растрачивая впустую собственную жизнь либо разрушая ее чем-то пагубным]». Св. х. аль-Барраза и ат-Табарани (филь-авсат). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 78, хадис № 1213, «хасан».

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2016, хадис № 6416.

Если вас интересуют богословские разночтения, разногласия, отношение к ним, применение их, тогда вам необходимо внимательно изучить книгу «Как увидеть Рай?». Эта книга была написана именно с целью разъяснения данной проблематики.

Цели и задачи: воспитание толерантного отношения, духа терпимости в условиях обучения суворовцев в многонациональном коллективе класса и училища, исследовать и обобщить представления современного суворовца о таком явлении как толерантность, формирование жизненной позиции каждого суворовца, воспитание гражданского самосознания, духа терпимости, взаимопонимания, бережного отношения к культуре и традициям многонациональных народов России и других стран, активизировать познавательные возможности суворовцев, сделать общение позитивным, более свободным и непосредственным.

Форма классного часа: игра с элементами дискуссии.

Планируемые результаты: воспитание толерантного отношения суворовцев друг к другу, формирование гражданского самосознания, уважения к культуре и трf

Э тап и содержание занятия

Деятельность

воспитателя

Деятельность

воспитанников

Педагогические технологии

Формируемые компетенции

I. Организационный этап

проверка личного состава

рапорт, приветствие

групповые технологии

информационная

вступительное слово воспитателя, подведение к цели классного часа

определяют тему, цели и задачи классного часа

познавательная

II. Основная часть

деление взвода на 2 команды. Воспитатель корректирует выбор жюри

дают название и выбирают капитанов, жюри

познавательная, ценностно- смысловая

1.Разминка

«Знакомство»

воспитанники строятся по росту, цвету глаз и т.д.

игровые, развивающего обучения, групповые

2.Упражнение «Поиск сходства»

воспитатель зачитывает задания и корректирует действия детей

ищут сходства по интересам, увлечениям, записывают на доске, подсчитывают баллы

игровые, развивающего обучения, групповые

познавательная, ценностно - смысловая

3.Упражнение

«Давайте пофантазируем»

задает вопросы, подводит участников к мысли, что они все разные, но сходства между ними больше, чем кажется сначала

отвечают на вопросы, аргументируют

развивающего обучения, групповые

ценностно - смысловая

4.Превращаем минусы в плюсы

воспитатель корректирует ответы

ищут в отрицательных чертах характера положительные аспекты, приводят примеры

игровые, развивающего обучения

познавательная

5.Упражнение на отработку толерантного отношения «Я- высказывание. Ты - высказывание»

знакомство с историей возникновения понятия «толерантность», воспитатель читает стихотворение

Б. Заходера

доклад суворовца, воспитанники делают выводы, высказывают свое мнение

групповые технологии

познавательная, ценностно - смысловая

Рефлексия деятельности

выясняет, что запомнилось, понравилось, чему сегодня научились, корректирует вывод

определяют правила толерантного общения, подводят итоги игры и занятия

развивающего обучения, групповые

познавательная

дициям многонациональных народов России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мероприятие: «Единство непохожих»

Цели и задачи: воспитание толерантного отношения, духа терпимости в условиях обучения суворовцев в многонациональном коллективе класса и училища, исследовать и обобщить представления современного суворовца о таком явлении как толерантность, формирование жизненной позиции каждого суворовца, воспитание гражданского самосознания, духа терпимости, взаимопонимания, бережного отношения к культуре и традициям многонациональных народов России и других стран, активизировать познавательные возможности суворовцев, сделать общение позитивным, более свободным и непосредственным.

Форма классного часа: игра с элементами дискуссии.

Этап и содержание занятия

Деятельность

воспитателя

Деятельность

воспитанников

Педагогические технологии

Формируемые компетенции

I.Организационный этап

Проверка личного состава

рапорт, приветствие

групповые технологии

информационная

Актуализация темы. Целеполагание

вступительное слово воспитателя, подведение к цели классного часа

определяют тему, цели и задачи классного часа

познавательная

II.Основная часть

деление взвода на 2 команды. Воспитатель корректирует выбор жюри

дают название и выбирают капитанов, жюри

познавательная, ценностно- смысловая

1.Разминка

«Знакомство»

воспитанники строятся по росту, цвету глаз и т.д.

игровые, развивающего обучения, групповые

2.Упражнение «Поиск сходства»

воспитатель зачитывает задания и корректирует действия детей

ищут сходства по интересам, увлечениям, записывают на доске, подсчитывают баллы

игровые, развивающего обучения, групповые

познавательная, ценностно - смысловая

3.Упражнение

«Давайте пофантазируем»

задает вопросы, подводит участников к мысли, что они все разные, но сходства между ними больше, чем кажется сначала

отвечают на вопросы, аргументируют

развивающего обучения, групповые

ценностно - смысловая

4. Превращаем минусы в плюсы

воспитатель корректирует ответы

ищут в отрицательных чертах характера положительные аспекты, приводят примеры

игровые, развивающего обучения

познавательная

5.Упражнение на отработку толерантного отношения « Я- высказывание. Ты - высказывание»

знакомство с историей возникновения понятия «толерантность», воспитатель читает стихотворение

Б. Заходера

доклад суворовца, воспитанники делают выводы, высказывают свое мнение

групповые технологии

познавательная, ценностно - смысловая

Рефлексия деятельности

выясняет, что запомнилось, понравилось, чему сегодня научились, корректирует вывод

определяют правила толерантного общения, подводят итоги игры и занятия

развивающего обучения, групповые

познавательная

Планируемые результаты: воспитание толерантного отношения суворовцев друг к другу, формирование гражданского самосознания, уважения к культуре и традициям многонациональных народов России.

Оборудование: листы и ручки для записей жюри, слайды презентации, ноутбук.

Литература: интернет ресурсы, Е.В. Кривцова, Т.Н. Мартынова «Толерантность личности в системе ценностного самоопределения», Л.Г. Федоренко «Толерантность в общеобразовательной школе».

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

Педагогические технологии: групповые технологии.

Приветствие. Определение темы, цели и задачи мероприятия.

(показ слайдов)

II. Основная часть.

Выбор жюри. Группа делится на две команды. Выбор капитанов и название команд.

1. Разминка «Знакомство».

Педагогические технологии : игровые, развивающего обучения, групповые.

Задача кто быстрее построится по следующим параметрам:

А) по цвету глаз (от самого светлого до самого темного)
Б) по алфавиту отчества
В) по размеру ноги
Г) по числу согласных в имени
Д) по росту
Г) по дате рождения;
Е) по численности состава семьи.

Команда, быстрее совершившая построение получает 1 балл.

Подсчет итогов.

Вопросы для обсуждения:

Что помогло быстрее построиться?

Состоялась ли игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

2. Упражнение «Поиск сходства».

Педагогические технологии: игровые, развивающего обучения, групповые .

Каждая команда должна написать на доске черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.
Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Психологический смысл упражнения. Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение. Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Вопросы для обсуждения:

1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
2. Какие факторы влияют на ваши взаимоотношения с людьми?
3. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
4. Сказываются различия в возрасте на общение людей и почему?

О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры весьма распространённые явления в нашей жизни . Они возникают из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения чужих в привычную обстановку. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

3. Упражнение. Давайте пофантазируем

Педагогические технологии : игровые, развивающего обучения.

Представим себе, что наступит Время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний в т.д.).

1. Каким будет этот мир? Как люди в нём будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе понимания.

4. Превращаем минусы в плюсы.

Педагогические технологии: игровые, развивающего обучения, групповыею.

Команды получают задание на нахождение в отрицательных чертах характера положительные аспекты. Например, скряга – экономный человек. Команда приводит свои примеры и дает свои противопоставления. Каждый удачный пример оценивается в один балл.

Обсуждение: Что помогает (какие качества личности) видеть в другом человеке положительное и хорошее?

Суворовцы называют данные качества, воспитатель корректирует:

  • Сотрудничество.
  • Готовность мириться с чужим мнением.
  • Уважение человеческого достоинства.
  • Принятие другого таким, какой он есть.
  • Способность поставить себя на место другого уважение права быть иным.
  • Признание многообразия.
  • Признание равенства других.
  • Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

Воспитанники делают вывод. Воспитатель его корректирует.

К сожалению, дух неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда, существовал, и будет существовать, однако надо понимать, что принятие различий между людьми и осознание единства дает возможность легче общаться, приобретать друзей, преодолевать трудности в жизни. Умение понять и принять людей, такими какие они есть, уважение человеческого достоинства – все это проявление толерантности.

Доклад суворовца « Толерантность»:

Понятие «толерантность» связано с именем человека жившего во Франции на рубеже 18-19в., некто Тайлеран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. (Просмотр 1-2 слайдов)

Давайте попробуем определить

правила толерантного общения :

1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.

Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди, даже если они бедные, старые и больные имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, неповторим и значим. Толерантное отношение позволяет сблизиться с разными людьми, обогатить свой мир и найти новых друзей.
Различия дополняют и обогащают общество. Единство непохожих позволяет справляться со всеми жизненными невзгодами и разделять радость и счастье, единение помогает и в работе и в семейной жизни и в учебе.

5. Упражнение на отработку толерантного отношения.

Педагогические технологии : групповые технологии.

«Я - высказывание. Ты - высказывание».

Объяснение разницы между «Я - высказыванием. Ты - высказыванием».
Задача каждой команде (один от группы) составить Я – высказывание:

  1. Тебе наступили на ногу в транспорте и не извинились.
  2. Твой преподаватель незаслуженно обвинил тебя, что ты списал контрольную у соседа.
  3. Ты договорился со знакомым встретиться на улице. Прождал полчаса, а он так и не пришел.

Обсуждение: Каковы преимущества толерантного общения?

Я собака - всего лишь собака!
В голове у меня - пустота.
Но другую собаку, однако,
Никогда не приму за кота!
Не нужны ни условные знаки.
Ни слова - потому что чутьем
Брата кровного в каждой собаке
Мы и так за версту узнаем!
Ни порода, ни масть, ни размеры
С толку нас никогда не собьют:
Даже крошечные тойтерьеры
В сенбернарах своих признают...
Мы вступаем и в драки, и в браки.
Неизменную веру храня:
Что бы ни было - все мы собаки.
Все мы - братья, все мы родня.
Вы же, умные, вашего брата
Распознать неспособны никак…
Сразу видно - чутье слабовато.
В этом вам далеко до собак.
Если брат ваш - не вашей масти,
Разве в этом он виноват?
Вы же рвете его на части.
Словно он вам уже и не брат...

Обсуждение: О чем стихотворение? Какова тема этого стихотворения? Какова идея?

III. Заключение. Рефлексия. (Просмотр 3- слайда)

Педагогические технологии: развивающего обучения, групповые.

Выводы: Человеческое общество разумно и мы должны понимать, что наша сила в единстве, а не в разобщенности. Вас объединяет и молодость, и желание учиться и получить профессию и множество увлечений и интересов. Это единство помогает вам легче жить, учиться и преуспевать. Если мы постараемся применять правила толерантного общения, то приобретем преимущества.

Что нового узнали сегодня?

Что запомнилось больше всего?

Нас сегодня объединила дружба, молодость, будущая профессия военного и наше училище! Единство непохожих – так можно определить нашу сегодняшнюю встречу.

Воспитатель 7 учебного курса Лобода Александр Николаевич.


В России сегодня принято говорить об отсутствии социальной терпимости. При этом, в качестве примеров приводятся крупные религиозные конфликты или неуважение к представителям сексуальных меньшинств. Но что же происходит на бытовом уровне – иными словами, как каждого из нас ежедневно касаются вопросы толенрантности?

Если спросить у обычного человека, что такое социальная терпимость, он, скорее всего, расскажет об уважении к мигрантам, внимании к инвалидам и пожилым людям. Это норма вежливости – пропустить бабушку вперед, уступить место в транспорте. Но истинная причина нетерпимости кроется гораздо глубже – ее корни в способности принимать право другого человека жить так, как он считает нужным. Можно уважать труд дворника, который приехал из Узбекистана, но при этом резко критиковать владельцев собак – просто потому, что предпочитаешь кошек.

Моя соседка Галина Петровна, по ее собственным словам, «очень любит животных» – много лет в ее квартире живет кот Барсик. Но это не мешает ей каждый раз, выходя во двор, громко ругать владельцев других питомцев. Соседи, знакомые и случайные прохожие – все знают о том, что собаки бесполезны и опасны, так как часто заменяют людям детей, переносят смертельные заболевания и вредят окружающей среде.

Или, например, коллега по работе Евгений – курильщик с 15-летним стажем. Появление закона об ограничениях курения в общественных местах очень его возмутило, но на привычный образ жизни нисколько не повлияло. Более того, Евгений считает, что волноваться должны те, кто не курит. «Кого-то не устраивает табачный дым – пусть отойдет, в чем проблема? Если я испытываю потребность в сигарете, то буду курить, где захочу! С моим мнение никто не считается – почему я должен считаться с другими?».

Конечно, такие случаи можно списать и на чудачества, и на эгоизм – если бы они были единичны! Но когда осуждение, обсуждение и навязывание превращается в привычку – это уже тенденция, особенно заметная, когда смотришь на нее глазами иностранца.

Сесиль живет в России несколько лет – и постоянно открывает для себя что-то новое. Последним открытием стала общественная баня.

“В парной очень жарко, как человек непривыкший, я села внизу. И вот все присутствующие женщины, стали меня убеждать подняться повыше, так как «молодым это полезно». Причем, сначала они уговаривали, а потом уже начали какую-то агрессию проявлять. В общем, я предпочла уйти оттуда побыстрее”.

И почему в России незнакомые люди постоянно тебе дают советы?

Вопрос интересный. Скорее всего, он связан с нашей ментальностью. Все помнят пословицу «Старость нужно уважать, малышей – не обижать!»? Она о том, как «нужно» и как «не нужно» жить. При этом градация, кого уважать и не обижать отсутствует. А если пожилой человек тебя в транспорте намеренно толкает – его за это уважать? Или ребенок тебе в глаз камешком кинул – не обижать? Это гипотетические ситуации, но они отлично иллюстрируют однобокость подхода, когда ко всему в жизни нужно применять определенные нормы и рекомендации.

Моя русская подруга, живущая в Париже, рассказывает, как однажды в присутствии своего приятеля из России, поздоровалась с местным «клошаром» и спросила его как дела.

«И в этот момент русский друг на меня так посмотрел! «Ты что – с бомжами здороваешься?!» Я сначала стала объяснять, что он давно на нашей улице живет, что я всегда здороваюсь, а потом поняла, что бесполезно. Это сложно в России понять – есть правила с кем здороваться, с кем нет. А тут я – со своими рассказами о гуманности».

Таких примеров может быть очень много. Но все они говорят об одном – если не давать права окружающим отличаться от нас, если пропагандировать какие-то общие для всех законы жизни – не будет в обществе никакой социальной терпимости! И только признание разности мнений, установок, позиций поможет снизить уровень агрессии между конкретными людьми и социальной напряженности общества в целом.

Ведь непохожесть – это не дефект, а подарок, помогающий людям видеть жизнь во всем ее многообразии.

Будьте счастливы и любите друг друга!

Цель классного часа: воспитание толерантного отношения, духа терпимости в условиях обучения студентов в многонациональном коллективе учебной группы и колледжа.

Задачи:

  • Образовательная : исследовать и обобщить представления современного студента о таком явлении как толерантность;
  • Воспитательная : формирование жизненной позиции каждого студента, воспитание гражданского самосознания, духа терпимости, взаимопонимания, бережного отношения к культуре и традициям многонациональных народов России и других стран;
  • Развивающая : активизировать познавательные возможности студентов, сделать общение позитивным, более свободным и непосредственным.

Оборудование классного часа:

  • проекционная и компьютерная техника;
  • музыкальное оформление;
  • фотоматериалы;
  • классная доска.

Ожидаемые результаты: воспитание толерантного отношения студентов к друг другу, формирование гражданского самосознания, уважения к культуре и традициям многонациональных народов России.

План проведения классного часа

I. Организационные моменты (определение темы, цели и задач классного часа. Форма проведения классного часа)

II. Основная часть

Демонстрация фоторяда «Мы разные». Притча о Вавилонской башне.

1. Разминка «Знакомство»

Группа делится на две команды. Задача кто быстрее построится по следующим параметрам:

А) по цвету глаз (от самого светлого до самого темного)
Б) по алфавиту отчества
В) по размеру ноги
Г) по числу согласных в имени
Д) по росту
Г) по дате рождения;
Е) по численности состава семьи.

Команда, быстрее совершившая построение получает 1 балл.

Подсчет итогов.

Вопросы для обсуждения:

Что помогло быстрее построиться?

Состоялась ли игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

2. Упражнение «Поиск сходства»

Каждая команда должна написать на доске черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.
Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Психологический смысл упражнения. Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение. Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Вопросы для обсуждения:

1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
2. Какие факторы влияют на ваши взаимоотношения с людьми?
3. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
4. Сказываются различия в возрасте на общение людей и почему?

Ведущий делает вывод: О человеке судят потому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими.Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры весьма распространённые явления в нашей жизни. Они возникают из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения чужих в привычную обстановку. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

3. Упражнение. Давайте пофантазируем…

Представим себе, что наступит Время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний в т. д.).

1. Каким будет этот мир? Как люди в нём будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе понимания.

4. Превращаем минусы в плюсы

Команды получают задание на нахождение в отрицательных чертах характера положительные аспекты. Например, скряга – экономный человек. Команда приводит свои примеры и дает свои противопоставления. Каждый удачный пример оценивается в один балл.

Обсуждение: Что помогает (какие качества личности) видеть в другом человеке положительное и хорошее?

Студенты называют данные качества с помощью преподавателя.

  • Сотрудничество
  • Готовность мириться с чужим мнением
  • Уважение человеческого достоинства
  • Принятие другого таким, какой он есть
  • Способность поставить себя на место другого уважение права быть иным
  • Признание многообразия
  • Признание равенства других
  • Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

К сожалению, дух неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и будет существовать, однако надо понимать, что принятие различий между людьми и осознание единства дает возможность легче общаться, приобретать друзей, преодолевать трудности в жизни. Умение понять и принять людей такими как они есть, уважение человеческого достоинства – все это проявление толерантности.

Понятие «толерантность» связано с именем человека жившего во Франции на рубеже 18-19в., некто Тайлеран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давайте попробуем определить правила толерантного общения:

1. Уважай собеседника
2. Старайся понять то, о чем говорят другие
3. Отстаивай свое мнение тактично
4. Ищи лучшие аргументы
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого
6. Стремись учитывать интересы других

Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди, даже если они бедные, старые и больные имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, неповторим и значим. Толерантное отношение позволяет сблизиться с разными людьми, обогатить свой мир и найти новых друзей.
Различия дополняют и обогащают общество. Единство непохожих позволяет справляться со всеми жизненными невзгодами и разделять радость и счастье, единение помогает и в работе и в семейной жизни и в учебе.

5. Упражнение на отработку толерантного отношения

«Я-высказывание/ Ты-высказывание»

Объяснение разницы между Я-высказыванием/ Ты-высказыванием.
Задача каждой команде (один от группы) составить Я – высказывание:

  1. Тебе наступили на ногу в транспорте и не извинились.
  2. Твой преподаватель незаслуженно обвинил тебя, что ты списал контрольную у соседа.
  3. Ты договорился со знакомым встретиться на улице. Прождал полчаса, а он так и не пришел.

Обсуждение: Каковы преимущества толерантного общения?

Я собака - всего лишь собака!
В голове у меня - пустота.
Но другую собаку, однако,
Никогда не приму за кота!
Не нужны ни условные знаки.
Ни слова - потому что чутьем
Брата кровного в каждой собаке
Мы и так за версту узнаем!
Ни порода, ни масть, ни размеры
С толку нас никогда не собьют:
Даже крошечные тойтерьеры
В сенбернарах своих признают...
Мы вступаем и в драки, и в браки.
Неизменную веру храня:
Что бы ни было - все мы собаки.
Все мы - братья, все мы родня.
Вы же, умные, вашего брата
Распознать неспособны никак…
Сразу видно - чутье слабовато.
В этом вам далеко до собак.
Если брат ваш - не вашей масти,
Разве в этом он виноват?
Вы же рвете его на части.
Словно он вам уже и не брат...

Обсуждение: О чем стихотворение? Какова тема этого стихотворения? Какова идея?

III. Заключение

Выводы: человеческое общество разумно и мы должны понимать, что наша сила в единстве, а не в разобщенности. Вас объединяет и молодость, и желание учиться и получить профессию и множество увлечений и интересов. Это единство помогает вам легче жить, учиться и преуспевать. Если мы постараемся применять правила толерантного общения, то приобретем преимущества.

Нас сегодня объединила дружба, молодость, профессия, наш колледж! Единство непохожих – так можно определить нашу сегодняшнюю встречу.

Фотография на память.

Поделиться: