Лексический разбор образцовый. Лексический разбор слова: примеры. Подробный план лексического разбора слова
Лексический разбор слова – достаточно сложная для ученика 5 класса тема. Он предполагает определение целого ряда признаков лексической единицы и использование сразу нескольких словарей, так что учащийся должен уметь с ними работать. Обычно это факультативный вид практики, однако это не отменяет того, что его необходимо уметь делать.
Как делать лексический разбор слова – шаги
Первый шаг – определить значение слова в конкретном контексте (обычно оно дается в рамках предложения). После этого нужно с помощью толкового словаря выяснить, является ли оно однозначным или многозначным, и если у него больше одного значения, то указать их все.
Затем снова идет работа с контекстом, когда нужно выяснить, к какому типу относится значение слова – прямому или переносному. Если оно прямое, нужно переходить к следующему шагу, если переносное, то его нужно будет охарактеризовать.
Следующий шаг – это построение ряда слов, которые синонимичны рассматриваемому, потом нужно будет найти к нему антоним. Далее следует выяснить, является ли данное слово исконно русским или это заимствование, после чего устанавливается, является ли оно частью общеупотребительного лексического состава или относится к какой-то ограниченной лексической группе. Если имеет место последний случай, нужно указать, к какой именно.
Наконец, с помощью словаря нужно выяснить, является ли слово устаревшим и входит ли оно в состав каких-то фразеологизмов.
Для того, чтобы сделать полноценный лексический разбор, следует использовать сразу несколько словарей. Основным будет толковый, а дополнительными – синонимов, антонимов и фразеологический.
Пример лексического разбора слова
Рассмотреть, как он делается, можно с помощью слова “косарь” из предложения: “Косарь быстро двигался по полю, за ним ложились ровные ряды травы”.
Итак, слово “косарь” в данном случае употреблено в таком значении – это человек, который занимается косьбой с помощью специального инструмента. Но у данного слова больше одного значения, оно также может означать тяжелый нож, которым что-то соскабливают, и тысячу денежных единиц (это жаргонное выражение).
В предложении оно использовано в прямом значении. Его синонимы – косильщик и косец, а антонимов у данной лексической единицы нет. Это исконно русское слово, которое в том значении, в котором оно использовано в предложении, относится к категории общеупотребительной лексики. В то же время оно относится к категории устаревших слов, поскольку в современных условиях само занятие является неактуальным.
Жаргонное происхождение слова “косарь” не имеет никакого отношения к косьбе – тысячерублевую денежную единицу так назвали из-за того, что и на первых русских ассигнациях, и на государственных банкнотах, выпущенных с 1917 году ее номинал – 1000 – был напечатан по косой линии.
Что мы узнали?
Лексический разбор слова не входит в обязательную школьную программу, по нему даже контрольные не проводятся, но если хочется быть действительно грамотным человеком, важно научиться его делать. Он проводится с помощью основного словаря – толкового – и ряда вспомогательных. В ходе этого разбора нужно определить ряд лексических параметров слова – его значение в конкретном контексте и остальные, подобрать синонимы и антоним, выяснить, является ли значение переносным или прямым, а само слово – общеупотребительным или относящимся к узкой лексической группе. Важно понять, является оно устаревшим или нет, а также выяснить, является ли лексическая единица частью фразеологизма или даже нескольких.
Лексический разбор слова
1. Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).
2. Установить, в прямом или в переносном значении употреблено слово. В случае если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
3. Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
4. Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).
5. Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) - исконно русское или заимствованное.
Образец записи :
Задремали звёзды золотые. (С. Есенин)
1. Задремать - впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.
2. Перен, знач. - олицетв.
3. Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном - синонимы.
5. Исконно русское.
КАКИЕ ЗАДАНИЯ экзаменационного теста проверяют знания и умения по лексике и фразеологии?
АЗ. Какое из перечисленных слов имеет значение ʼʼпрезрительно-надменныйʼʼ?
1) высокомерный
2) фамильярный
3) тщеславный
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Чтобы справиться с этим заданием, нужно обладать в речи большим запасом слов. Вместе с тем, нужно опираться и на языковую интуицию, которая может подсказать вам правильный ответ
Суть задания в том, что из четырёх предложенных слов нужно найти именно то, лексическое значение которого дано среди других перечисленных. К примеру: значение ʼʼчеловек, занимающийся рискованными и сомнительными делами, в расчёте на случайный успехʼʼ имеет первое из нижеперечисленных слов (авантюрист, аферист, эгоист, экстремист), значение ʼʼдействующий без всякого стесненияʼʼ присуще третьему прилагательному (стеснённый, скованный, бесцеремонный , демократичный), к выражению ʼʼпрезрительно-надменныйʼʼ - второе прилагательное (энергичный, фамильярный, невоспитанный, наглый), к ʼʼлицемерие, ханжествоʼʼ- последнее из данных на выбор слов (хвастовство, равнодушие, авантюризм, фарисейство) , ʼʼлишённый крайне важно го присмотраʼʼ - первое слово (безнадзорный , безнаказанный, безнадёжный, беззащитный), к ʼʼмузыкальное сопровождение голосаʼʼ - третье слово (аранжировка, анонс, аккомпанемент, экспромт), к ʼʼудобный случай для отправки с кем-либо письма, посылкиʼʼ - четвёртое из перечисленных слов (экспресс, факс, экспедиция, оказия ), к ʼʼчеловек, испытывающий ненависть к людямʼʼ - третье слово (меланхолик, максималист, мизантроп , куратор) и т.п.
А4. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в т.ч. представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.
2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.
4) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
Задание проверяет умение правильно употреблять слова с учётом их лексического значения. При этом для анализа предлагаются четыре предложения, в которых употреблены паронимы - близкие по звучанию однокоренные слова, обозначающие разные понятия.
Таких слов в русском языке немало, и употребление их в речи связано с определёнными затруднениями: абонентный - абонентский, представить - предоставить, здравица - здравница, гарантийный - гарантированный, скрытный - скрытый, запасный - запасливый, памятный - памятливый, понятный - понятливый, соседний - соседский, угодный - угодливый, одеть - надеть, удачный -удачливый и т.п.
Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определённым сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи). Корень придаёт им и общность в лексическом значении. Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учитывать при употреблении их в речи.
Следовательно, при анализе предложений, в которых использованы слова этой группы, нужно прежде всего определить, в чём состоит смысловое различие указанных в задании слов. К примеру, в случае если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лексическое значение, а затем попытаться определить, в чём состоит различие в этих значениях. Сравним, например, такую пару слов:
вековой - живущий, существующий столетия, очень долго;
вечный - бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.
Различие в лексическом значении этих слов отчётливо проявляются в сочетаемости их с другими словами. Так, прилагательное вековой соотносится с существительным столетие, век и употребляется со словами, которые называют то, что живёт очень долго, века: вековой дуб - дуб, живущий век, века, вековые традиции - традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятием бесконечности во времени и постоянства.
Разобравшись в различии лексического значения паронимов, вы можете приступать к смысловому анализу тех четырёх предложений, которые предложены в задании. В одном из этих предложений допущена ошибка в употреблении слова. Проанализируйте, к примеру, следующие примеры и попытайтесь доказать, что в предложениях № 4,6,8 и 10 вместо слова вечный нужно употребить прилагательное вековой.
1) Любовь
- чувство прекрасное, и оно должно быть постоянным и вечным.
2) Хотя остров находится в зоне вечного
тепла, но в это время года часто бывает шторм и сильный ветер.
Размещено на реф.рф
3) Нет ничего тайного, что бы не стало явным, и это вечная истина. 4) Однажды, роясь на чердаке среди пыльного вечного мусора, я наткнулся на ящик с любопытными документами. 5) Есть вечные человеческие ценности, среди них - честность. 6) Это была массивная, щербатая от времени деревянная мебель, покрытая толстым слоем вечной пыли. 7) Οʜᴎ всю жизнь прожили на одной площадке, дверь в дверь, в вечных обидах и ссорах. 8) Это было их любимое, уютное в место в парке, где сосновые деревья перемешивались с вечными дубовыми рощами. 9) Все-таки в лесу лучше ходить одному, иначе вам придется решать вечную проблему: громко звать тех, кто отстанет, уйдёт в сторону. 10) Исследователи осторожно спустились в подземелье, и перед ними открылись вечные тайны этого старинного замка. 11) Οʜᴎ молча постояли у могилы Неизвестному солдату, поглядели на голубое, мечущееся на ветру пламя вечного огня.
Итак, при выполнении этого задания правильно найти предложение с лексической ошибкой, нужно учитывать смысловые различия однокоренных слов, указанных в формулировке задания.
А29. Укажите значение слова ДЕЙСТВЕННАЯ (предложение 12).
1) глубокая, всепоглощающая
2) способная воздействовать, активная
3) находящаяся в постоянном движении
4) настоящая, подлинная
обратите внимание:
Это задание проверяет способность определять лексическое значение многозначного слова, опираясь на контекст; обнаруживать в тексте синонимы, антонимы, определять слова, которые употреблены в переносном или прямом значении.
В8 . Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в тексте? Напишите номера этих средств выразительности.
1) метафоры
2) аллитерация
3) инверсия
4) олицетворение.
5) эпитеты
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Это задание проверяет умение определять наиболее типичные средства выразительности, которыми пользуется автор прочитанного вами текста͵ чтобы более точно и выразительно передать свои мысли и чувства. Результаты ЕГЭ показывают, что это одно из самых сложных заданий. Трудность его выполнения объясняется тем, что нужно прежде всего иметь полное представление об базовых языковых средствах художественной изобразительности, то есть знать перечень таких средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средства, осознавать отличия между этими средствами. Вместе с тем, нужно научиться так анализировать текст, чтобы не только обнаруживать эти языковые средства, но и правильно их называть.
Изобразительно-выразительные средства русского языка настолько многочисленны и разнообразны, что до сих пор нет чёткой их классификации. По этой причине в некоторых учебниках, по которым вы учились в школе, используются разные термины, с помощью которых называются эти средства: тропы, фигуры речи, изобразительно-выразительные средства, средства художественной выразительности и т.п. Единый государственный экзамен по русскому языку не требует знания этих классификаций, а проверяет умение обнаруживать в исходном тексте самые распространённые средства выразительности, с которыми вы неоднократно сталкивались при анализе текста на уроках русского языка и литературы.
Напомним наиболее типичные средства художественной выразительности, которые основываются на лексической системе русского языка и связаны прежде всего с употреблением слова в переносном значении.
Эпитет (греч.epitheton- ʼʼприложенноеʼʼ, ʼʼприбавленноеʼʼ) - это художественное, образное определение, обладающее особой художественной выразительностью, выражающее чувства автора к изображаемому предмету, создающее живое представление о предмете. Как правило, эпитет выражен именем прилагательным, употреблённым в переносном значении. С этой точки зрения, к примеру, прилагательные голубой, серый, синий в сочетании со словом ʼʼнебоʼʼ не бывают названы эпитетами; таковыми служат прилагательные свинцовый, стальной, янтарный и т. п.
При этом не каждое определение можно назвать эпитетом. Сравните: железная кровать и железный характер, серебряная ложка и серебряный ключ (в значении - родник). Только в словосочетаниях железный характер и серебряный ключ перед нами эпитеты, которые несут смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку в высказывании.
В художественных текстах встречаются редкие (индивидуально-авторские) эпитеты. В их базе лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации: мармеладное настроение (А. Чехов), картонная любовь (Н. Гоголь), овечья любовь (И. Тургенев), цветастая радость (В. Шукшин), мотыльковая красота (А. Чехов), мокрогубый ветер (М. Шолохов), слезливое утро (А. Чехов), дряблый смех (Д. Мамин-Сибиряк), конфетная боль (Вс. Иванов) и т. п.
Иногда среди редких эпитетов встречаются сочетания противоположных понятий (оксюмороны). Нелогичность соединения слов приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Функции таких эпитетов сходны с приемом антитезы (противопоставления). К примеру: седая юность (А. Герцен), радостная печаль (Короленко), сладкая грусть (А. Куприн), ненавидящая любовь (М. Шолохов), грустная радость (С. Есенин) и т. д.
Метафора (греч.metaphora-ʼʼперенесениеʼʼ) представляет собой перенесение значения по сходству. Это средство выразительности очень близко к сравнению. Иногда метафору и называют скрытым сравнением, так как и в базе её лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов: сонное озеро города (А. Блок), взлетающий бубен метели (А. Блок), слов моих сухие листья (В.Маяковский), костер рябины красной (С. Есенин), моих слов соловьи (Б. Ахмадулина), вранья холодный дым (А. Твардовский), ручей улыбки (М. Светлов), серебряная ложка луны (Ю. Мориц) и т.п.
Иногда весь текст или значительный по объёму его фрагмент строится на базе переноса значения по сходству. В этом случае говорят о развёрнутой метафоре . Примером такого вида метафоры может служить стихотворение М. Лермонтова ʼʼЧаша жизниʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ построено на развёртывании метафорического высказывания пить чашу жизни.
Олицетворение - художественный приём, заключающийся в том, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью: Усядься, муза: ручки в рукава, под лавку ножки! Не вертись, резвушка! Теперь начнём... (А. Пушкин) Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин) Устало всё кругом: устал и цвет небес, и ветер, и река, и месяц, что родился... (А. Фет) Приподнимается Рассвет с одра его томившей Тени. (Анненский) Поют деревья, блещут воды, любовью воздух растворён... (Ф. Тютчев) Полночь в мое городское окно входит с ночными дарами. (А. Твардовский)
Гипербола (греч. hуреrbо1е - ʼʼпреувеличениеʼʼ) - изобразительный приём, построенный на количественном усилении признаков предмета͵ явления, действия. Другими словами, это ʼʼхудожественное преувеличениеʼʼ:
Пройдёт - словно солнцем осветит! Посмотрит - рублём подарит! (Н. Некрасов) Я видывал, как она косит: что взмах - то готова копна. (Н. Некрасов) Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомыслой головёнке. (В. Маяковский)
Антитеза (греч. апtithesis - ʼʼпротивоположениеʼʼ) - это приём контраста͵ противопоставления явлений и понятий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов: Смерть и бессмертье, жизнь и погибель и деве и сердцу ничто. (М. Лермонтов) Расстаться казалось нам трудно, но встретиться было б трудней. (М. Лермонтов) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь! (Н. Некрасов) Возникают, стираются лица, мил сегодня, а завтра далёк. (А. Ахматова)
Оксюморон, или оксиморон (греч. охутоrоп - ʼʼостроумно-глупоеʼʼ) - сочетание противоположных по значению слов: Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль. (М. Лермонтов) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиᴦ. (М. Лермонтов) Жить, храня веселье горя, помня радость прошлых вёсен... (В. Брюсов) И невозможное возможно, дорога долгая легка. (А. Блок) Из ненавидящей любви, из преступлений, исступлений - возникнет праведная Русь. (М. Волошин)
Лексический повтор - намеренное повторение в тексте одного и того же слова в тексте. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. (С. Есенин) Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф. Тютчев)
Градация (лат.gradatio- ʼʼпостепенное возвышениеʼʼ) - расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости: Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. Солоухин) Музыки бесполезные звуки, лишние звуки, непримеряемые тоны, болью не вызванные стоны. (Б. Слуцкий) Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил; но ты не снизошла. (А. Блок)
Экзаменационная работа в целом проверяет уровень владения лексическими нормами современного русского литературного языка. Информацию об этом будут содержать ответы не только на задания АЗ, А4, А29, но и текст, который вы напишете, выполняя задание С1 .
Лексический разбор слова - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лексический разбор слова" 2017, 2018.
Порядок лексического анализа
- Указать слово.
- Определить, однозначное или многозначное слово. Объяснить его лексическое значение.
- Если слово многозначное, указать, в каком значении (прямом или переносном) оно употреблено. Дать толкование (с примерами) всех значений этого слова.
- Если слово имеет синонимы, антонимы, омонимы, то назвать их.
- Охарактеризовать слово с точки зрения сферы употребления (общеупотребительное, диалектное, устаревшее, профессиональное, жаргонное и т. п.).
Лексический анализ.
Образец письменного анализа
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду…
- Золотая.
- Многозначное.
- Употреблено в переносном значении: золотая (листва) - «по цвету похожа на золото». Значения слова золотой :
- Сделанный из золота. Золотая брошь.
- устар . Монета из золота; червонец. За эту картину он заплатил целый золотой.
- перен. Цвета золота. Золотые колосья спелой пшеницы.
- перен. Счастливый, благоприятный. Золотые дни юности.
- перен. Прекрасный, замечательный. Работник - золотые руки.
- перен . Дорогой, любимый. Спасибо, мой золотой!
- Синонимы: жёлтый, горчичный, золотистый, канареечный, медовый, палевый, песочный, пшеничный, соломенный, шафранный; счастливый, блаженный, радостный, райский; изумительный.
- Общеупотребительное.
Конспект урока «Лексический анализ слова».
В большинстве случаев лексический разбор является факультативным видом разбора. Используется для улучшения понимания слова как лексической единицы языка, для получения знаний о полисемантике слова, углубления понимания роли слова в предложении. А так же как вспомогательный инструмент в других видах лингвистического анализа. Подобный анализ обычно производится по общепринятому плану, последовательности шагов которого стоит придерживаться. В данном материале я расскажу, что такое лексический разбор какого-либо слова, каков план его выполнения. А также на что нужно обратить особое внимание при осуществлении данной операции.
Подробный план лексического разбора слова
Напомню читателю, что под лексическим анализом обычно понимают анализ лексических характеристик какого-либо слова. Однозначно оно или многозначно, какие у данного слова имеются значения, какие есть синонимы, антонимы и омонимы, относится ли оно к общеупотребительной лексике и др. При этом выполнить такой разбор вне контекста употребления части речи обычно невозможно.
Данный вид изучения обычно не является обязательным в школьной программе, имея факультативный характер. Его осуществление предполагает использование нескольких словарей (толкового и фразеологического, словаря антонимов, омонимов, синонимов и др.). Или, в качестве альтернативы, наличие доступа к сети Интернет, где можно получить всю соответствующую информацию.
Итак, план лексического разбора любого слова выглядит следующим образом:
Примеры лексического анализа
Приведём примеры лексического разбора русских слов, сопроводив их нашими комментариями.
Пример №1 . Предложение «Старый друг лучше новых двух ».
Руководствуясь вышеприведённым планом, проводим разбор:
- Старый друг – это друг, который у нас есть давно, долго.
- Слово «старый» является полисемантичным, имеет несколько значений (берём их со словаря Ожёгова):
- Достигший старости. Старый человек;
- Давний, существующий с давнего времени, долго;
- Долго бывший в употреблении;
- Уже не действительный, негодный;
- Старинный, древний;
- Прежний, не современный, устаревший;
- Бывший прежде чего-нибудь другого;
- Не являющийся новичком, давно где-нибудь находящийся, живущий, работающий;
- В значении того, что давно известно, не ново.
- В предложении данное слово использовано в прямом значении;
- Синоним слова – давний;
- Антоним слова – новый;
- Это слово исконно русское;
- Слово используется в различных стилях речи, оно общеупотребительное;
- Слово не устаревшее, активно используется;
- Слово включено в ряд других фразеологизмов, например «старый конь борозды не испортит».
Пример №2 . Предложение «Задремали звёзды золотые ».
Заключение
Лексический разбор русских слов является преимущественно факультативным видом изучения, который невозможно выполнить без наличия соответствующих словарей (в частности, толкового). А также без понимания контекста употребления данной части речи. Руководствуясь приведённым выше планом, вы сможете легко осуществить указанный вид анализа. Тем самым углубив своё понимание лексики и семантики русского языка.
Как осуществляется лексический разбор слова? Ответ на поставленный вопрос вы узнаете из данной статьи. Кроме этого, вашему вниманию будет представлено несколько примеров такого разбора.
Общая информация
Лексический разбор слова осуществляется при помощи различных лингвистических словарей, а именно толкового, фразеологического, словаря антонимов, синонимов и омонимов.
7. Слово «косарь» - устаревшее. Соответственно, оно не является частью активного словарного запаса современных людей.
Лексический разбор слова «золотая»
Проанализируем слово «золотая», которое входит в следующее предложение: «Пришла к нам золотая осень».
1. Золотая осень - время года, когда все деревья и травы становятся желтыми и напоминают оттенок золота (металла).
2. Слово «золотая» имеет несколько значений, а именно:
- сделанный из золота;
- шитый золотом;
- исчисляемый по курсу золота;
- подобный цвету золота;
- прекрасный, очень хороший и замечательный;
- благоприятный и самый счастливый;
- любимый, дорогой (в обращении к кому-либо);
- минералогические и ботанические названия.
3. Значение - переносное.
4. Вид переносного значения словосочетания «золотая осень» - метафора (обозначает подобный цвету золота).
5. Синонимами выражения «золотая» являются следующие: желтая, сказочная, восхитительная и пр.
6. Слово «золотая» имеет следующие антонимы: грязная, отвратительная, скверная, плохая.
9. Слово «золотая» - не устаревшее. Соответственно, оно является частью активного словарного запаса современных людей.
Лексический анализ других слов
Приведем еще несколько примеров:
- Лексический разбор слова «фантастических» в предложении «Я насмотрелся фантастических фильмов»:
1. Фантастический фильм - измышленный фантазией и в действительности не существующий.
2. Слово «фантастический» имеет несколько значений, а именно: волшебный и причудливый; невероятный и несбыточный; не существующий и являющийся фантазией.
3. Значение - прямое.
4. Синонимами слова являются следующие: невероятный, ошеломляющий, не соответствующий реальности.
5. Имеет следующие антонимы: обычный, банальный.
7. Происхождение - заимствовано из английского языка (fantastic).
8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.
- Лексический разбор слова «доброте» в предложении: «По доброте душевной он отдал всю свою одежду»:
1. По доброте - душевное качество, выражающееся в заботливом и нежном отношении к кому-либо.
2. Слово «доброта» имеет только одно значение.
3. Значение - прямое.
4. Синонимами слова являются следующие: хороший, благодушный, добродушный, человеколюбивый.
5. Имеет следующие антонимы: злой, жестокий.
7. Происхождение - исконно русское.
8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.
9. Выражение не устаревшее. Соответственно, оно является частью активного словарного запаса современных людей.
10. Применяется в следующих фразеологизмах: по доброте душевной, слепая доброта и пр.