Лексический разбор образцовый. Лексический разбор слова: примеры. Подробный план лексического разбора слова

Лексический разбор слова – достаточно сложная для ученика 5 класса тема. Он предполагает определение целого ряда признаков лексической единицы и использование сразу нескольких словарей, так что учащийся должен уметь с ними работать. Обычно это факультативный вид практики, однако это не отменяет того, что его необходимо уметь делать.

Как делать лексический разбор слова – шаги

Первый шаг – определить значение слова в конкретном контексте (обычно оно дается в рамках предложения). После этого нужно с помощью толкового словаря выяснить, является ли оно однозначным или многозначным, и если у него больше одного значения, то указать их все.

Затем снова идет работа с контекстом, когда нужно выяснить, к какому типу относится значение слова – прямому или переносному. Если оно прямое, нужно переходить к следующему шагу, если переносное, то его нужно будет охарактеризовать.

Следующий шаг – это построение ряда слов, которые синонимичны рассматриваемому, потом нужно будет найти к нему антоним. Далее следует выяснить, является ли данное слово исконно русским или это заимствование, после чего устанавливается, является ли оно частью общеупотребительного лексического состава или относится к какой-то ограниченной лексической группе. Если имеет место последний случай, нужно указать, к какой именно.

Наконец, с помощью словаря нужно выяснить, является ли слово устаревшим и входит ли оно в состав каких-то фразеологизмов.

Для того, чтобы сделать полноценный лексический разбор, следует использовать сразу несколько словарей. Основным будет толковый, а дополнительными – синонимов, антонимов и фразеологический.

Пример лексического разбора слова

Рассмотреть, как он делается, можно с помощью слова “косарь” из предложения: “Косарь быстро двигался по полю, за ним ложились ровные ряды травы”.

Итак, слово “косарь” в данном случае употреблено в таком значении – это человек, который занимается косьбой с помощью специального инструмента. Но у данного слова больше одного значения, оно также может означать тяжелый нож, которым что-то соскабливают, и тысячу денежных единиц (это жаргонное выражение).

В предложении оно использовано в прямом значении. Его синонимы – косильщик и косец, а антонимов у данной лексической единицы нет. Это исконно русское слово, которое в том значении, в котором оно использовано в предложении, относится к категории общеупотребительной лексики. В то же время оно относится к категории устаревших слов, поскольку в современных условиях само занятие является неактуальным.

Жаргонное происхождение слова “косарь” не имеет никакого отношения к косьбе – тысячерублевую денежную единицу так назвали из-за того, что и на первых русских ассигнациях, и на государственных банкнотах, выпущенных с 1917 году ее номинал – 1000 – был напечатан по косой линии.

Что мы узнали?

Лексический разбор слова не входит в обязательную школьную программу, по нему даже контрольные не проводятся, но если хочется быть действительно грамотным человеком, важно научиться его делать. Он проводится с помощью основного словаря – толкового – и ряда вспомогательных. В ходе этого разбора нужно определить ряд лексических параметров слова – его значение в конкретном контексте и остальные, подобрать синонимы и антоним, выяснить, является ли значение переносным или прямым, а само слово – общеупотребительным или относящимся к узкой лексической группе. Важно понять, является оно устаревшим или нет, а также выяснить, является ли лексическая единица частью фразеологизма или даже нескольких.

Лексический разбор слова

1. Определить лексическое значение слова (самостоятель­но или с помощью словаря).

2. Установить, в прямом или в переносном значении упот­реблено слово. В случае если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).

3. Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омо­нимы.

4. Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).

5. Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) - исконно русское или заимствован­ное.

Образец записи :

Задремали звёзды золотые. (С. Есенин)

1. Задремать - впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.

2. Перен, знач. - олицетв.

3. Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыть­ся сном - синонимы.

5. Исконно русское.

КАКИЕ ЗАДАНИЯ экзаменационного теста проверяют знания и умения по лексике и фразеологии?

АЗ. Какое из перечисленных слов имеет значение ʼʼпрезри­тельно-надменныйʼʼ?

1) высокомерный

2) фамильярный

3) тщеславный

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Чтобы справиться с этим заданием, нужно обладать в ре­чи большим запасом слов. Вместе с тем, нужно опираться и на языковую интуицию, которая может подсказать вам пра­вильный ответ

Суть задания в том, что из четырёх предложенных слов нужно найти именно то, лексическое значение которого дано среди других перечисленных. К примеру: значение ʼʼчеловек, занимающийся рискованными и сомнительными делами, в расчёте на случайный успехʼʼ имеет первое из нижепере­численных слов (авантюрист, аферист, эгоист, экстре­мист), значение ʼʼдействующий без всякого стесненияʼʼ при­суще третьему прилагательному (стеснённый, скованный, бес­церемонный , демократичный), к выражению ʼʼпрезрительно-надменныйʼʼ - второе прилагательное (энергичный, фамиль­ярный, невоспитанный, наглый), к ʼʼлицемерие, ханжествоʼʼ- последнее из данных на выбор слов (хвастовство, равноду­шие, авантюризм, фарисейство) , ʼʼлишённый крайне важно го присмотраʼʼ - первое слово (безнадзорный , безнаказанный, безнадёжный, беззащитный), к ʼʼмузыкальное сопровожде­ние голосаʼʼ - третье слово (аранжировка, анонс, аккомпа­немент, экспромт), к ʼʼудобный случай для отправки с кем-либо письма, посылкиʼʼ - четвёртое из перечисленных слов (экспресс, факс, экспедиция, оказия ), к ʼʼчеловек, испыты­вающий ненависть к людямʼʼ - третье слово (меланхолик, максималист, мизантроп , куратор) и т.п.

А4. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОН­НЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой ин­формации, в т.ч. представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.

2) Дмитрия Олеговича назначили руководителœем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телœепрограммы.

4) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помо­гают успешно и быстро решать многие проблемы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !

Задание проверяет умение правильно употреблять слова с учётом их лексического значения. При этом для анализа предлагаются четыре предложения, в которых употреблены паронимы - близкие по звучанию однокоренные слова, обо­значающие разные понятия.

Таких слов в русском языке немало, и употребление их в речи связано с определёнными затруднениями: абонент­ный - абонентский, представить - предоставить, здравица - здравница, гарантийный - гарантированный, скрыт­ный - скрытый, запасный - запасливый, памятный - памятливый, понятный - понятливый, сосœедний - сосœед­ский, угодный - угодливый, одеть - надеть, удачный -удачливый и т.п.

Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всœего с тем, что эти слова обладают определённым сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же ко­рень), грамматических признаках (это слова одной части ре­чи). Корень придаёт им и общность в лексическом значении. Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учи­тывать при употреблении их в речи.

Следовательно, при анализе предложений, в которых ис­пользованы слова этой группы, нужно прежде всœего опреде­лить, в чём состоит смысловое различие указанных в задании слов. К примеру, в случае если требуется найти ошибку в употребле­нии слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформули­ровать их лексическое значение, а затем попытаться опреде­лить, в чём состоит различие в этих значениях. Сравним, на­пример, такую пару слов:

вековой - живущий, существующий столетия, очень долго;

вечный - бесконечный во времени, не имеющий ни нача­ла, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий су­ществовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно су­ществующий, находящийся в природе.

Различие в лексическом значении этих слов отчётливо проявляются в сочетаемости их с другими словами. Так, при­лагательное вековой соотносится с существительным столе­тие, век и употребляется со словами, которые называют то, что живёт очень долго, века: вековой дуб - дуб, живущий век, века, вековые традиции - традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с поняти­ем бесконечности во времени и постоянства.

Разобравшись в различии лексического значения парони­мов, вы можете приступать к смысловому анализу тех че­тырёх предложений, которые предложены в задании. В од­ном из этих предложений допущена ошибка в употреблении слова. Проанализируйте, к примеру, следующие примеры и попытайтесь доказать, что в предложениях № 4,6,8 и 10 вместо слова вечный нужно употребить прилагательное ве­ковой.

1) Любовь - чувство прекрасное, и оно должно быть по­стоянным и вечным. 2) Хотя остров находится в зоне веч­ного тепла, но в это время года часто бывает шторм и сильный ветер.
Размещено на реф.рф

3) Нет ничего тайного, что бы не стало яв­ным, и это вечная истина. 4) Однажды, роясь на чердаке среди пыльного вечного мусора, я наткнулся на ящик с любо­пытными документами. 5) Есть вечные человеческие цен­ности, среди них - честность. 6) Это была массивная, щер­батая от времени деревянная мебель, покрытая толстым слоем вечной пыли. 7) Οʜᴎ всю жизнь прожили на одной пло­щадке, дверь в дверь, в вечных обидах и ссорах. 8) Это было их любимое, уютное в место в парке, где сосновые деревья пе­ремешивались с вечными дубовыми рощами. 9) Все-таки в лесу лучше ходить одному, иначе вам придется решать веч­ную проблему: громко звать тех, кто отстанет, уйдёт в сторону. 10) Исследователи осторожно спустились в подземелье, и перед ними открылись вечные тайны этого ста­ринного замка. 11) Οʜᴎ молча постояли у могилы Неизвест­ному солдату, поглядели на голубое, мечущееся на ветру пла­мя вечного огня.

Итак, при выполнении этого задания правильно найти предложение с лексической ошибкой, нужно учитывать смы­словые различия однокоренных слов, указанных в формули­ровке задания.

А29. Укажите значение слова ДЕЙСТВЕННАЯ (предложе­ние 12).

1) глубокая, всœепоглощающая

2) способная воздействовать, активная

3) находящаяся в постоянном движении

4) настоящая, подлинная

обратите внимание:

Это задание проверяет способность определять лексиче­ское значение многозначного слова, опираясь на контекст; обнаруживать в тексте синонимы, антонимы, определять сло­ва, которые употреблены в переносном или прямом значении.

В8 . Какие три из перечисленных ниже средств выразитель­ности использованы в тексте? Напишите номера этих средств выразительности.

1) метафоры

2) аллитерация

3) инверсия

4) олицетворение.

5) эпитеты

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Это задание проверяет умение определять наиболее ти­пичные средства выразительности, которыми пользуется ав­тор прочитанного вами текста͵ чтобы более точно и вырази­тельно передать свои мысли и чувства. Результаты ЕГЭ пока­зывают, что это одно из самых сложных заданий. Трудность его выполнения объясняется тем, что нужно прежде всœего иметь полное представление об базовых языковых средст­вах художественной изобразительности, то есть знать пере­чень таких средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средст­ва, осознавать отличия между этими средствами. Вместе с тем, нужно научиться так анализировать текст, чтобы не только обнаруживать эти языковые средства, но и правильно их на­зывать.

Изобразительно-выразительные средства русского языка настолько многочисленны и разнообразны, что до сих пор нет чёткой их классификации. По этой причине в некоторых учебниках, по которым вы учились в школе, используются разные тер­мины, с помощью которых называются эти средства: тропы, фигуры речи, изобразительно-выразительные средства, сред­ства художественной выразительности и т.п. Единый госу­дарственный экзамен по русскому языку не требует знания этих классификаций, а проверяет умение обнаруживать в ис­ходном тексте самые распространённые средства выразитель­ности, с которыми вы неоднократно сталкивались при анали­зе текста на уроках русского языка и литературы.

Напомним наиболее типичные средства художественной выразительности, которые основываются на лексической сис­теме русского языка и связаны прежде всœего с употреблением слова в переносном значении.

Эпитет (греч.epitheton- ʼʼприложенноеʼʼ, ʼʼприбавленноеʼʼ) - это художественное, образное определœение, обладающее осо­бой художественной выразительностью, выражающее чувства автора к изображаемому предмету, создающее живое пред­ставление о предмете. Как правило, эпитет выражен именем прилагательным, употреблённым в переносном значении. С этой точки зрения, к примеру, прилагательные голубой, се­рый, синий в сочетании со словом ʼʼнебоʼʼ не бывают на­званы эпитетами; таковыми служат прилагательные свинцо­вый, стальной, янтарный и т. п.

При этом не каждое определœение можно назвать эпитетом. Сравните: желœезная кровать и желœезный характер, серебряная ложка и серебряный ключ (в значении - родник). Толь­ко в словосочетаниях желœезный характер и серебряный ключ перед нами эпитеты, которые несут смысловую и экспрессив­но-эмоциональную нагрузку в высказывании.

В художественных текстах встречаются редкие (индиви­дуально-авторские) эпитеты. В их базе лежат неожидан­ные, часто неповторимые смысловые ассоциации: мармелад­ное настроение (А. Чехов), картонная любовь (Н. Гоголь), овечья любовь (И. Тургенев), цветастая радость (В. Шук­шин), мотыльковая красота (А. Чехов), мокрогубый ве­тер (М. Шолохов), слезливое утро (А. Чехов), дряблый смех (Д. Мамин-Сибиряк), конфетная боль (Вс. Иванов) и т. п.

Иногда среди редких эпитетов встречаются сочетания про­тивоположных понятий (оксюмороны). Нелогичность соеди­нения слов приковывает внимание читателя, усиливает вы­разительность образа. Функции таких эпитетов сходны с приемом антитезы (противопоставления). К примеру: седая юность (А. Герцен), радостная печаль (Короленко), сладкая грусть (А. Куприн), ненавидящая любовь (М. Шолохов), гру­стная радость (С. Есенин) и т. д.

Метафора (греч.metaphora-ʼʼперенесениеʼʼ) пред­ставляет собой перенесение значения по сходству. Это средст­во выразительности очень близко к сравнению. Иногда мета­фору и называют скрытым сравнением, так как и в базе её лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравни­тельных союзов: сонное озеро города (А. Блок), взлетающий бубен метели (А. Блок), слов моих сухие листья (В.Маяков­ский), костер рябины красной (С. Есенин), моих слов соловьи (Б. Ахмадулина), вранья холодный дым (А. Твардовский), ручей улыбки (М. Светлов), серебряная ложка луны (Ю. Мориц) и т.п.

Иногда весь текст или значительный по объёму его фраг­мент строится на базе переноса значения по сходству. В этом случае говорят о развёрнутой метафоре . Примером такого вида метафоры может служить стихотворение М. Лермонто­ва ʼʼЧаша жизниʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ построено на развёртывании ме­тафорического высказывания пить чашу жизни.

Олицетворение - художественный приём, заключаю­щийся в том, что при описании животных или неодушевлён­ных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью: Усядься, муза: ручки в рукава, под лавку ножки! Не вертись, резвушка! Теперь начнём... (А. Пушкин) Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин) Устало всё кругом: устал и цвет небес, и ветер, и река, и месяц, что родился... (А. Фет) Приподнимается Рассвет с одра его томившей Те­ни. (Анненский) Поют деревья, блещут воды, любовью воз­дух растворён... (Ф. Тютчев) Полночь в мое городское окно входит с ночными дарами. (А. Твардовский)

Гипербола (греч. hуреrbо1е - ʼʼпреувеличениеʼʼ) - изо­бразительный приём, построенный на количественном уси­лении признаков предмета͵ явления, действия. Другими сло­вами, это ʼʼхудожественное преувеличениеʼʼ:

Пройдёт - словно солнцем осветит! Посмотрит - руб­лём подарит! (Н. Некрасов) Я видывал, как она косит: что взмах - то готова копна. (Н. Некрасов) Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомыслой го­ловёнке. (В. Маяковский)

Антитеза (греч. апtithesis - ʼʼпротивоположениеʼʼ) - это приём контраста͵ противопоставления явлений и поня­тий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов: Смерть и бессмертье, жизнь и погибель и деве и сердцу ничто. (М. Лермонтов) Расстаться казалось нам трудно, но встретиться было б трудней. (М. Лермонтов) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь! (Н. Некрасов) Возникают, стираются ли­ца, мил сегодня, а завтра далёк. (А. Ахматова)

Оксюморон, или оксиморон (греч. охутоrоп - ʼʼост­роумно-глупоеʼʼ) - сочетание противоположных по значению слов: Порой влюбляется он страстно в свою нарядную пе­чаль. (М. Лермонтов) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиᴦ. (М. Лермонтов) Жить, храня веселье го­ря, помня радость прошлых вёсен... (В. Брюсов) И невозмож­ное возможно, дорога долгая легка. (А. Блок) Из ненавидя­щей любви, из преступлений, исступлений - возникнет праведная Русь. (М. Волошин)

Лексический повтор - намеренное повторение в тексте одного и того же слова в тексте. Как правило, с по­мощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. (С. Есе­нин) Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится ре­ка. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

Градация (лат.gradatio- ʼʼпостепенное возвышениеʼʼ) - расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости: Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огром­ные голубые глаза. (В. Солоухин) Музыки бесполезные зву­ки, лишние звуки, непримеряемые тоны, болью не вызван­ные стоны. (Б. Слуцкий) Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил; но ты не снизошла. (А. Блок)

Экзаменационная работа в целом проверяет уровень вла­дения лексическими нормами современного русского литера­турного языка. Информацию об этом будут содержать ответы не только на задания АЗ, А4, А29, но и текст, который вы на­пишете, выполняя задание С1 .

Лексический разбор слова - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лексический разбор слова" 2017, 2018.

Порядок лексического анализа

  1. Указать слово.
  2. Определить, однозначное или многозначное слово. Объяснить его лексическое значение.
  3. Если слово многозначное, указать, в каком значении (прямом или переносном) оно употреблено. Дать толкование (с примерами) всех значений этого слова.
  4. Если слово имеет синонимы, антонимы, омонимы, то назвать их.
  5. Охарактеризовать слово с точки зрения сферы употребления (общеупотребительное, диалектное, устаревшее, профессиональное, жаргонное и т. п.).

Лексический анализ.
Образец письменного анализа

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду…

  1. Золотая.
  2. Многозначное.
  3. Употреблено в переносном значении: золотая (листва) - «по цвету похожа на золото». Значения слова золотой :
  • Сделанный из золота. Золотая брошь.
  • устар . Монета из золота; червонец. За эту картину он заплатил целый золотой.
  • перен. Цвета золота. Золотые колосья спелой пшеницы.
  • перен. Счастливый, благоприятный. Золотые дни юности.
  • перен. Прекрасный, замечательный. Работник - золотые руки.
  • перен . Дорогой, любимый. Спасибо, мой золотой!
  1. Синонимы: жёлтый, горчичный, золотистый, канареечный, медовый, палевый, песочный, пшеничный, соломенный, шафранный; счастливый, блаженный, радостный, райский; изумительный.
  2. Общеупотребительное.

Конспект урока «Лексический анализ слова».

В большинстве случаев лексический разбор является факультативным видом разбора. Используется для улучшения понимания слова как лексической единицы языка, для получения знаний о полисемантике слова, углубления понимания роли слова в предложении. А так же как вспомогательный инструмент в других видах лингвистического анализа. Подобный анализ обычно производится по общепринятому плану, последовательности шагов которого стоит придерживаться. В данном материале я расскажу, что такое лексический разбор какого-либо слова, каков план его выполнения. А также на что нужно обратить особое внимание при осуществлении данной операции.

Подробный план лексического разбора слова

Напомню читателю, что под лексическим анализом обычно понимают анализ лексических характеристик какого-либо слова. Однозначно оно или многозначно, какие у данного слова имеются значения, какие есть синонимы, антонимы и омонимы, относится ли оно к общеупотребительной лексике и др. При этом выполнить такой разбор вне контекста употребления части речи обычно невозможно.

Данный вид изучения обычно не является обязательным в школьной программе, имея факультативный характер. Его осуществление предполагает использование нескольких словарей (толкового и фразеологического, словаря антонимов, омонимов, синонимов и др.). Или, в качестве альтернативы, наличие доступа к сети Интернет, где можно получить всю соответствующую информацию.

Итак, план лексического разбора любого слова выглядит следующим образом:

Примеры лексического анализа

Приведём примеры лексического разбора русских слов, сопроводив их нашими комментариями.

Пример №1 . Предложение «Старый друг лучше новых двух ».

Руководствуясь вышеприведённым планом, проводим разбор:

  1. Старый друг – это друг, который у нас есть давно, долго.
  2. Слово «старый» является полисемантичным, имеет несколько значений (берём их со словаря Ожёгова):
    • Достигший старости. Старый человек;
    • Давний, существующий с давнего времени, долго;
    • Долго бывший в употреблении;
    • Уже не действительный, негодный;
    • Старинный, древний;
    • Прежний, не современный, устаревший;
    • Бывший прежде чего-нибудь другого;
    • Не являющийся новичком, давно где-нибудь находящийся, живущий, работающий;
    • В значении того, что давно известно, не ново.
  3. В предложении данное слово использовано в прямом значении;
  4. Синоним слова – давний;
  5. Антоним слова – новый;
  6. Это слово исконно русское;
  7. Слово используется в различных стилях речи, оно общеупотребительное;
  8. Слово не устаревшее, активно используется;
  9. Слово включено в ряд других фразеологизмов, например «старый конь борозды не испортит».

Пример №2 . Предложение «Задремали звёзды золотые ».


Заключение

Лексический разбор русских слов является преимущественно факультативным видом изучения, который невозможно выполнить без наличия соответствующих словарей (в частности, толкового). А также без понимания контекста употребления данной части речи. Руководствуясь приведённым выше планом, вы сможете легко осуществить указанный вид анализа. Тем самым углубив своё понимание лексики и семантики русского языка.

Как осуществляется лексический разбор слова? Ответ на поставленный вопрос вы узнаете из данной статьи. Кроме этого, вашему вниманию будет представлено несколько примеров такого разбора.

Общая информация

Лексический разбор слова осуществляется при помощи различных лингвистических словарей, а именно толкового, фразеологического, словаря антонимов, синонимов и омонимов.

7. Слово «косарь» - устаревшее. Соответственно, оно не является частью активного словарного запаса современных людей.

Лексический разбор слова «золотая»

Проанализируем слово «золотая», которое входит в следующее предложение: «Пришла к нам золотая осень».

1. Золотая осень - время года, когда все деревья и травы становятся желтыми и напоминают оттенок золота (металла).

2. Слово «золотая» имеет несколько значений, а именно:

  • сделанный из золота;
  • шитый золотом;
  • исчисляемый по курсу золота;
  • подобный цвету золота;
  • прекрасный, очень хороший и замечательный;
  • благоприятный и самый счастливый;
  • любимый, дорогой (в обращении к кому-либо);
  • минералогические и ботанические названия.

3. Значение - переносное.

4. Вид переносного значения словосочетания «золотая осень» - метафора (обозначает подобный цвету золота).

5. Синонимами выражения «золотая» являются следующие: желтая, сказочная, восхитительная и пр.

6. Слово «золотая» имеет следующие антонимы: грязная, отвратительная, скверная, плохая.

9. Слово «золотая» - не устаревшее. Соответственно, оно является частью активного словарного запаса современных людей.

Лексический анализ других слов

Приведем еще несколько примеров:

  • Лексический разбор слова «фантастических» в предложении «Я насмотрелся фантастических фильмов»:

1. Фантастический фильм - измышленный фантазией и в действительности не существующий.

2. Слово «фантастический» имеет несколько значений, а именно: волшебный и причудливый; невероятный и несбыточный; не существующий и являющийся фантазией.

3. Значение - прямое.

4. Синонимами слова являются следующие: невероятный, ошеломляющий, не соответствующий реальности.

5. Имеет следующие антонимы: обычный, банальный.

7. Происхождение - заимствовано из английского языка (fantastic).

8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.

  • Лексический разбор слова «доброте» в предложении: «По доброте душевной он отдал всю свою одежду»:

1. По доброте - душевное качество, выражающееся в заботливом и нежном отношении к кому-либо.

2. Слово «доброта» имеет только одно значение.

3. Значение - прямое.

4. Синонимами слова являются следующие: хороший, благодушный, добродушный, человеколюбивый.

5. Имеет следующие антонимы: злой, жестокий.

7. Происхождение - исконно русское.

8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.

9. Выражение не устаревшее. Соответственно, оно является частью активного словарного запаса современных людей.

10. Применяется в следующих фразеологизмах: по доброте душевной, слепая доброта и пр.

Поделиться: