Мировые и национальные религии. Мировые религии


7.08.2010/реферат

Прецедентный текст как средство отражения национальной культуры. Семантическая и стилистическая специфика анекдота как прецедентного текста. Анекдот как языковое средство отражения ценностей. Анализ ценностей англоязычного этноса на материале анекдотов.

7.07.2010/курсовая работа

Историческая обусловленность Бразилии, как страны контрастов и праздников. Анализ национального танцевального искусства, а также знаменитых карнавалов Бразилии, их истоков и особенностей, их влияния на национальную музыкальную культуру данной страны.

13.10.2009/контрольная работа

Культурный облик и традиции Российского государства, их эволюция в период становления России. Мировоззрение российского общества и причины изолированности культуры Московского государства, развитие летописания и литературы, живописи и архитектуры.

24.05.2002/реферат

Древние славяне. Обычаи. Праздники. Заговоры. Жречество и колдуны. Гадания и нечистая сила. Во все времена и у всех народов магия была непременным атрибутом жизни, о чем свидетельствуют летописи, предания, легенды. Она лежит в основании всех религий.

9.03.2010/реферат

Национальные мотивы в творчестве В.М. Васнецова. "Богатыри" как самая крупная, самая значительная картина художника. Картина "Аленушка" как одно из самых трогательных и поэтических его созданий. Значение творчества Васнецова для русской культуры.

2.07.2010/реферат

Описание взаимосвязи японской культуры, природы страны и национального менталитета в книге В. Овчинникова "Ветка сакуры". Главные источники развития японской культуры. Отношения природы и человека как отношения двух культур. Русское самосознание и душа.

5.02.2008/реферат

Культура российской цивилизации, ее становление и стадии развития. Существенные особенности русской национальной культуры. Русский национальный характер, особенности русского этноса и менталитета: пассивность и терпеливость, консерватизм и гармония.

21.07.2008/реферат

Условия формирования русского типа культуры. Национальное своеобразие русской культуры. Становление и развитие культуры на Руси в IX-XVII веках. Особенности менталитета русской нации. Национальный характер. Особенности русского национального характера.

23.05.2009/контрольная работа

Национальное своеобразие русской культуры. Великая "смена вех" и становление российской цивилизации ХХІ в. Духовное возрождение России. Причины, способствующие формированию менталитета. Особенности расово-этнического отличия социокультурной общности.

6.11.2010/реферат

Определение научной библиотеки, ее значение и классификация. Виды научных библиотек и их характеристика: универсальная, специальная и отраслевая библиотека. Местонахождение, ведомственная принадлежность и структура Российской национальной библиотеки.

Мировая религия - религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В настоящий момент этим термином обозначаются только три религии:

Буддизм

Христианство

В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями, мировые религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей.

1.Буддизм - наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей.

2.Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи - Палестине - как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства - надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. Христианство - самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд., так и по географической распространенности - почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

Католицизм

Православие

Протестантизм

Католици́зм , или католи́чество - крупнейшее по численности приверженцев (около 1 миллиарда 196 миллионов человек) направление в христианстве, сформировавшееся на протяжении I тысячелетия н. э. на территории Западной Римской империи. Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.

Правосла́вие - направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия от Рождества Христова под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя. Численность – около 260 млн.

Протестанти́зм - одно из трёх главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Протестантизм имеет три основных течения:англиканство, кальвинизм илютеранство.

3. Ислам (шииты 10% и сунниты 90%) возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек. Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама - Коран. Язык богослужения - классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях Мухаммеда в VII веке, который является пророком для мусульман.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ -религии, распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации.Возникновение национальных религий связывается с процессом появления, становления, развития и существования нации. (синтоизм, иудаизм, конфуцианство, индуизм, даосизм и т.д.)

1. Какое из предложенных ниже не является ранней формой религии:

А) Тотемизм

В) Петроглифическая письменность;

Г) Анимизм

2. Религия древних египтян носила:

А) политеистический характер;

Б) пантеон богов состоит из 10 божеств во главе с Ра;

В) монотеистический характер;

Г) пантеон богов состоит из бога Ра-Амона и его рабов.

3. Бог Ра изображался как человек с:

А) головой быка;

Б) головой сокола;

В) головой ибиса;

Г) головой волка

4. Слово «фараон» означает:

А) Великое имя

Б) великие дела

В) великий дом

Г) великий правитель

5. Боги, по древнеегипетским представлениям, создали людей, чтобы:

А) нанести им вред;

Б) помогать им в войне с асурами;

В) заставить их служить себе;

Г) заставить строить гробницы

6. Что из перечисленных ниже не является субстанцией человека в Древнем Египте:

А) мистическое тело;

Б) физическое тело;

В) духовный двойник;

7. Какой из нижеперечисленных божеств не относится к пантеону древнеегипетских богов:

А) Осирис;

Г) Анубис.

8. Какой из нижеперечисленных божеств не относится к пантеону древнеегипетских богов:

9. Какой из нижеперечисленных божеств не относится к пантеону древнеегипетских богов:

А) Анубис;

Г) Амон-Ра

10. Какое божество является главным в пантеоне шумерских богов:

Б) Энлиль;

В) Наинар;

11. Какой из нижеперечисленных божеств не относится к пантеону шумерских богов:

Б) Наинар;

В) Тартар;

12. Когда в долине реки Инда сложилась Индская цивилизация:

А) к середине 3 тыс. до н.э.;

Б) к середине 2 тыс. до н.э.

В) к середине 1 тыс. до н.э.

Г) к середине 5 тыс. до н.э.

13. Основы индуизма заложены в:

А) брахманизме;

Б) буддизме;

В) ведической религии;

Г) джайнизме

14. Веды это:

А) собрание гимнов, молитвенных заклинаний и обрядов;

Б) собрание правил по обряду жертвоприношения;

В) священная книга индусов о боге Брахме;

Г) инструкция для отшельников и жрецов.

15. Основу ведической религии составляет:

А) Брахманы;

Б) Араньяки;

В) Ригведа;

Г) Упанишады.

16. Наиболее часто в Ригведе упоминается о боге:

А) Брахме;

17. Одно из названий добрых богов в индуизме:



В) диваны;

Г) дихметы.

18. Одно из названий злых богов в индуизме:

В) диваны;

Г) дихметы.

19. Основным вероучительным источником брахманизма является:

А) Брахманы;

Б) Араньяки;

В) Ригведа;

Г) Упанишады.

20. Ведическая религия сменяется:

А) Брахманизмом;

Б) ламаизмом;

В) чань-буддизмом;

Г) дзен-буддизмом

21. В главную троицу богов брахманизма не входят:

А) Брахма;

22. Культ Шивы означает:

Б) культ полодородия;

В) культ солнца;

Г) культ огня

23. Кого из богов индуизма изображают с 3 глазами:

А) Брахма;

24. Шакти – это:

А) культ жизненной энергии и мужского начала;

Б) богиня полодородия;

В) бог солнца;

Г) бог огня

25. Вишну – это:

А) Бог солнца;

А) культ жизненной энергии и мужского начала;

26. Брахма - это

А) Бог солнца;

Б) творец мира и человечества;

В) хранитель мирового порядка;

А) культ жизненной энергии и мужского начала;

27. Сколько в Индии каст:

28. Каста брахман вышла из:

А) рук Брахмы;

Б) головы Брахмы;

В) бедер Брахмы;

Г) ступней Брахмы

29. Каста кшатриев (войнов) вышла из:

А) рук Брахмы;

Б) головы Брахмы;

В) бедер Брахмы;

Г) ступней Брахмы

30. Каста вайшьев (земледельцев) вышла из:

А) рук Брахмы;

Б) головы Брахмы;

В) бедер Брахмы;

Г) ступней Брахмы

31. Каста шудр вышла из:

А) рук Брахмы;

Б) головы Брахмы;

В) бедер Брахмы;

Г) ступней Брахмы.

32. Бог Вишна является в мир в различных земных воплощениях:

А) асурах;

В) троице;

Г) аватар

33. Кто не является аватаром бога Вишну:

Г) Брахма

34. Учение о переселении душ в индуизме называется:

А) дхарма;

В) сансара;

35. Всеобщий и вечный порядок в индуизме называется:

А) дхарма;

В) сансара;

36. Совокупность средств, с помощью которых можно постичь духовную основу мира и слиться с ней:

А) сансара;

Б) нирвана;

Г) пракрити.

37. Влияние совершенного действия на характер настоящего и последующего существования в индуизме называется:

А) дхарма;

В) сансара;

38. Сколько основных форм национальной китайской религии выделяют историки-китаеведы (синологи):

А) культ солнца;

Б) культ Шан-ди;

В) культ Бодхидхармы;

Г) культ огня

40. Шан-ди – это бог:

А) иньцев;

Б) дайцев;

В) яньцев;

Г) танцев

41. Верховное божество, олицетворяющее силы природы, космоса и од­новременно выступающее в качестве прародителя китайских пра­вителей:

А) Солнце;

42. Даосизм возникает в:

А) 7 в. до н.э.

Б) 3 в. до н.э.

В) 1 в. до н.э.

Г) 16 в. до н.э.

43. Основателем даосизма является:

А) Чжуан-цзы;

Б) Кун-цзы;

В) Лао-цзы;

Г) Бодхисаттва

44. Основное произведение даосизма:

А) Дао и небо;

Б) Великое дао;

В) Лунь юй

Г) Дао дэ цзинь.

45. Принцип «недеяния» в даосизме означает:

А) ничего неделание;

Б) отрицание целенаправлен­ной деятельности, идущие в разрез с естественным порядком

В) отрицание естественного порядка

Г) отрицание дао

46. Когда возникает конфуцианство:

А) 2 в. до н.э.

Б) 6 в. до н.э.

В) 12 в. до н.э.

Г) 10 в. до н.э.

47. Основной трактат в конфуцианстве:

А) Дао дэ цзинь;

Б) Лунь юй;

В) Бао Линь;

Г) Тибетская книга мертвых

48. Нравственный идеал даосизма:

А) Благородный муж;

Б) Отшельник

В) Философ

Г) Правитель

49. Лунь-юй переводится как:

А) беседы и прозрения:

Б) беседы и суждения;

В) размышления о небе;

Г) суждения и диалоги

50. Нравственный идеал конфуцианства:

А) Благородный муж;

Б) Отшельник

В) Философ

Г) Правитель

51. Главное средство, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию человеко-космического сообщества:

А) жервоприношение;

Б) обряд инициализации;

В) ритуал;

Г) принцип недеяния

52. Учение о «сяо» - это:

А) учение о сыновьей почтительности;

Б) учение о кастовом делении;

В) учение о дхарме и карме;

Г) учение о влиянии дао на отдельную судьбу

53. Когда конфуцианство превращается в государственную религию Китая:

54. Культура Древней Греции и Древнего Рима называется:

А) средневековой культурой;

Б) античной культурой;

В) крито-микенской культурой;

Г) аполлонической культурой.

55. «Теогония» - это произведение:

А) Гомера;

В) Гесиода;

Г) Геродота

56. Согласно древнегреческим представлениям, всё возникло из:

Б) космоса;

57. Эрос – это:

А) Богиня плодородия;

Б) бог солнца;

В) бог любви;

Г) вечный свет

58.Вечный мрак Эреб и темная ночь Нюкту породили:

Б) эфир и гемеру;

59. Какое из перечисленных произведений является древнегреческим:

А) Илиада;

Б) 12 апостолов;

В) Беседы и суждения;

60. Гадание по внутренностям жертвенного животного называется:

А) пророчество

Б) гаруспиции

В) аскетизм

Г) гедонизм

61. Вера во всесилие Рока присутствует:

А) в дренеегипетской мифологии;

Б) в византийской мифологии;

В) в вавилонской мифологии;

Г) в древнегреческой мифологии

62. Аполлон – это бог:

Б) солнечного света

В) морей и океанов

63. Дионис – это бог:

Б) вина и виноделия

В) алкогольных напитков

Г) оливок

64. Пифагор считал себя потомком:

А) Посейдона;

Б) Геракла

Г) Диониса

65. Элевсинские мистерии связаны с культом:

А) Гемеры

В) Афродиты

Г) Деметры

66. Центральная роль в древнеримском пантеоне богов отводилась:

В) Юпитеру

Г) Нептуну

67. Иудаизм возник:

А) в 2-1 тыс. до н.э.

Б) в 2-1 в. до н.э.

В) в 6 в. до н.э.

Г) в 3 в. до н.э.

68. Иудаизм возник:

А) на территории Греции

Б) на территории Палестины

В) на территории Ирака

Г) на территории Египта

69. Термин иудаизм происходит от:

А) племенного объединения Иуды

Б) Иуды – ученика И.Христа

В) Иуды Назарета – вождя 12 колен израилевых;

Г) Иуды Метийского – главнокомандующего Римской империей

70. Священное писании в иудаизме называется:

А) Ветхий Завет

Г) Талмуд

71. Священное предании в иудаизме называется:

А) Ветхий Завет

Г) Талмуд

72. Бог в иудаизме называется:

73. «Завет», который дал Бог на горе Синае пророку Моисею содержит:

А) 10 заповедей

Б) 12 заповедей

В) 3 заповеди

Г) 17 заповедей

74. Какое из перечисленных не является заповедью Моисея:

А) Да не будет у тебя других богов перед ликом моим;

Б) Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно;

В) Не клянись ни матерью, ни отцом своим;

Г) Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твое­го, ни раба его, и ни рабыни его, ни осла, ничего, что есть у ближнего твоего.

А) Индуизм;

Б) христианство

В) иудаизм;

Г) буддизм

76. Буддизм возник:

А) в 16 в. до н.э.

Б) в 7 в до н.э.

В) в 6 в. до н.э.

Г) в 1 в. до н.э.

77. Буддизм насчитывает:

А) 700 млн. последователей

Б) 900 млн. последователей;

В) 1 млрд. последователей

Г) 1,5 млрд. последователей

78. Основатель буддизма:

А) Бодхидхарма

Б) Свами Вивекананда

В) Сиддхартха Гаутама;

Г) Рабиндранат Тагор

79. Слово «Будда» означает:

А) проснувшийся

Б) угаснувший

В) просветленный

Г) озарившийся

80. Сколько в буддизме основных положений:

81. Какое из положений не является буддийским:

А) Сущность жизни есть страдание.

Б) Причина страданий - желания и привязанности.

В) Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от жизни.

Г) Для этого необходимо вести добродетельную жизнь по зако­нам правильного поведения и нравственного знания.

82. Нирвана переводится как:

А) просветление

Б) озарение

В) угасание

Г) смерть

83. Монастырскую общину в буддизме называют:

84. Хинаяна и махаяна – это

А) пути спасения;

Б) названия индийского и китайского буддизма;

В) индийский ян и инь;

Г) индийские культ Аполлона и Диониса

85. Буддизм проник в Китай:

А) в 1 в. до н.э.

Б) в 1 в. н.э.

86. Китайский буддизм называется:

А) Дао-буддизм

Б) дзен-буддизм

В) чань-буддизм

Г) ламаизм

87. В Китай буддизм привнес проповедник:

А) Бодхисаттва

Б) Бодхидхарма

В) Бодхикарма

Г) Бодхинирвана

88. Далай-лама – это:

А) бодхисаттва

Б) высшее из переродившихся существ

В) чань-буддийский монарх

Г) дзен-буддийский монарх

89. Согласно верованиям ламаизма, Земля держится на слоне, а слон на:

А) верблюде

В) черепахе

Г) драконе

90. Христианство насчитывает:

А) 900 млн. последователей

Б) 700 млн. последователей

В) 1,5 млрд. последователей

Г) 1 млрд. последователей

91. В центре христианства находится образ:

А) Девы Марии

Б) труды отцов церкви;

В) ИисусаХриста

Г) деяния апостолов

92. Слово «Христос» переводится как:

А) просветленный

Б) отшельник

В) мессия

Г) страдалец

93. Своей мученической смертью на кресте Иисус Христос:

А) снял с человечества грехи, примирил человеческий род с Богом.

Б) пострадал за грехи иудеев

В) пострадал за грехи Римских императоров

Г) снял с Понтия Пилата его грехи

94. Священная книга христиан Библия состоит из:

А) Талмуда и Торы

Б) Корана и Сунн;

В) Наставлений и нравоучений

Г) Ветхого и Нового Завета

95. Новый Завет состоит из:

А) 3 Евангелий

Б) 2 Евангелий

В) 4 Евангелий

Г) 5 Евангелий

96. Слово «евангелие» переводится как:

А) радостная весть;

Б) спасение от страданий;

В) приход мессии;

Г) деяния апостолов

97. Помимо Евангелий в Новый Завет вошло:

А) Откровение Матфея и Иоанна;

Б) Откроение Луки и Марка;

В) Откровение Святого Духа

Н) Апокалипсис

98. До рождения Христа страны Средиземно­морья вели летоисчисление со времени:

А) рождения Цезаря;

Б) основания Рима;

В) основания Афин;

Г) рождения Аристотеля

99. Христианскую версию о жизни, деятельности и учении Иису­са Христа мы узнаем из трех видов источников. Какой из них не входит в перечисленные:

А) канонические книги Нового Завета;

Б) философские сочинения (Аристотеля, Платона и др.)

В) неканонические сочинения («Евангелие от Никодима», «Первоевангелие Иакова-еврея» и др.)

Г) сочинения «отцов церкви»

100. В каком году христианство становится государственной религией Римской империи:

Г) 1 в. н.э.

101. В каком году происходит раскол церкви на католицизм и православие:

102. Православие сформировалось в:

А) Восточной части Римской им­перии, в Византии.

Б) Западной части Римской империи

В) Киевской Руси

Г) Армении

103. Когда Римский Папа выходит из-под юрисдикции византийского императора:

А) после распада Римской империи (5 в.)

Б) после раскола церкви на католицизм и православие

В) после завоевания императором франков Карлом Великим Италии (VIII в.);

Г) после первого Крестового похода (1095 г.)

104. В настоящее время сколько насчитывается автокефальных (самостоятельных) православных церквей:

105. Какая из перечисленных церквей не является православной:

А) Элладская;

Б) Иерусалимская;

В) Американская;

Г) Венесуэльская

106. Основу православного вероуче­ния составляет:

А) Константинопольский символ веры;

Б) Никео-Царьградский символ веры;

В) Антиохский символ веры;

Г) Болгаро-румынский символ веры.

107. Основы культовых действий в православии составляют:

А) 7 главных обрядов - та­инств;

Б) 12 главных обрядов - та­инств;

В) 13 главных обрядов - та­инств;

Г) 3 главных обряда - та­инств;

108. Какое из танств не входит в православие:

А) миропомазание;

Б) елеосвящение;

В) инициализация;

Г) священство

109. Таинство соборования осуществляется над:

А) Папой Римским;

Б) Константинопольским патриархом;

В) больным человеком

Г) венчающейся парой

110. Является ли брак таинством в православии:

В) не знаю;

Г) скорее всего

111. Наиболее крупной разновидностью христианства является:

А) православие;

Б) протестантизм;

В) католицизм;

Г) баптизм

112. В дополнение к символу веры католическая церковь в 589 г. на Толедском со­боре принимает догмат о:

А) филиокве

Б) индульгенции

В) инквизиции

Г) распятии

113. В отличие от православной церкви, у католиков есть догмат о:

А) о конфирмации

Б) о чистилище

В) о непорочности Девы Марии до рождения И.Христа

Г) о человеческой сущности И.Христа

114. Догмат о непогрешимости Папы Римского означает:

А) устами Папы го­ворит сам Бог;

Б) устами Папы го­ворит И.Христос

В) устами Папы го­ворит Святой Дух

Г) устами Папы го­ворят апостолы и пророки

115. Возникновение протестантизма связано с:

А) мусульманским ренессансом;

Б) европейским возрождением;

В) реформацией;

Г) крестовыми походами

А) 90 тезисов;

Б) 95 тезисов;

В) 100 тезисов;

Г) 105 тезисов

117. Какое из перечисленных не является направлением в протестантизме:

А) лютеранство;

Б) англиканство;

В) кальвинизм;

Г) американизм

118. Какое из перечисленных не входит в число 5 основных тезисов протестантизма:

А) Только Писанием;

Б) только благодатью;

В) только совестью;

Г) только Христос

119. Ислам является:

А) мировой религией;

Б) национальной религией арабов;

В) национальной религией всех стран Ближнего Востока;

Г) азиатской религией

120. Сколько последователей у ислама:

А) 500 млн. человек;

Б) 860 млн. человек

В) 460 млн. человек

Г) 1 млрд. 200 млн. человек

121. В скольких странах ислам является государственной религией:

122. В каком веке возникает ислам:

123. Где возникает ислам?

А) в Иерусалиме;

Б) в Египте

В) на Аравийском полуострове;

124. Племенным богом курейшитов был:

В) Джайни

125. Слово «ислам» в переводе означает:

А) зависимость

Б) страдание

В) молчание

Г) покорность

126. Мухаммед вышел из племени:

А) божаитов

Б) курейшитов

Г) хазрадж

127. Город Медина раньше назывался:

Б) Тазрадж

Г) Мухаджир

128. Медина в переводе с арабского означает:

А) город ангела

Б) город Бога

В) город пророка

Г) город шайтана

129. В каком году было принято учение Мухаммада?

130. Священная книга мусульман Коран переводится как:

А) Писание

Б) Чтение

В) гадание

Г) Пророчество

Б) Ибрагим

В) Джебраил

132. Текст Корана содержит:

133. Какой из перечисленных пророков не является библейским:

В) Малика

Г) Ибрахим

134. Основное положение мусульманского символа веры:

А) «Нет бога кроме Аллаха»

Б) «Нет в мире других богов кроме Аллаха, даровавшего арабскому народу спасение»

В) «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед – посланник Аллаха»

Г) «Аллах – главный из богов на Земле и том свете»

135. Сколько столпов веры насчитывает ислам:

136. Какой из столпов не относится к исламу:

Г) Мазарам

137. Ораза-байрам – это праздник:

Б) окончания поста

В) день жертвоприношений

Г) день рождения Мухаммеда

138. Курбан-байрам – это праздник:

А) чудесного ночного путешествия пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим

Б) окончания поста

В) день жертвоприношений

Г) день рождения Мухаммеда

139. Мирадж – это праздник:

А) чудесного ночного путешествия пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим

Б) окончания поста

В) день жертвоприношений

Г) день рождения Мухаммеда

140. Мавлюд – это праздник:

А) чудесного ночного путешествия пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим

Б) окончания поста

В) день жертвоприношений

Г) день рождения Мухаммеда

141. Шариат – это:

А) свод ритуальных предписаний

Б) свод норм морали, права и культурных предписаний

В) свод религиозных предписаний

Г) свод экономических и политический предписаний

142. Сколько направлений в исламе:

Г) ислам не делится на направления

143. Какое из течений не является мусульманским:

А) хариджиты

Б) сунниты

Г) иезуиты

144. 90% мусульман являются:

А) хариджитами

Б) суннитами

В) шиитами

Г) иезуитами

145. Сунна переводится как:

А) священное писание

Б) священное предание

В) священное слово

Г) священной действо

146. Последователи шиизма считают, что прямым наследником Мухаммеда является:

Б) Мустафа

Г) Муавия

147. В каком году на территории современного Казахстана происходит Таласское сражение?

148. С кем встретились войска арабов (Аббасидского халифата) в Таласской битве?

А) с тюргешами

Б) с усунями

В) с среднеазиатскими падишахами

Г)с танским Китаем

149. Сколько процентов составляют мусульмане в Казахстане?

150. Сколько процентов составляют христиане в Казахстане?

А также их классификаций. В религиоведении принято выделение следующих типов: племенные, национальные и мировые религии.

Буддизм

— наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей . Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

Жизнь есть страдание , причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается , но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

Надо стремиться к нирване , т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

Христианство

Возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как , обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.

Основные христианские идеи:

  • Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.
  • Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.
  • Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.
  • Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.
  • Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.

Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.

В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым . Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.

И признают семь христианских таинств : крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.

Имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.

Ислам

Возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек .

Основатель ислама — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульман представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:

  • произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;
  • совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);
  • соблюдение поста в месяц рамадан;
  • раздача милостыни бедным;
  • совершение паломничества в Мекку (хадж).

Становление классового общества и преобразования в первобытных взаимоотношениях требовали не только изменений экономических и социальных, но также и идеологических. Трансформации происходили, прежде всего, в религиозном сознании и были направлены на изменение религиозных отношений первобытного общества. Возникла потребность в создании новых религиозных систем, которые отвечали бы новым изменившимся условиям жизни людей и новым социальным группам, которые возникли при социальной дифференциации. По своему смыслу новые религиозные образования были значительно более сложными, поэтому иногда их называют развитыми религиями. К ним мы можем отнести национальные и мировые религии. Эти религии имеют следующие особенности:

· главными объектами поклонения становятся боги, а не духи, как это было в первобытных религиях;

· боги наделяются властью над миром сверхъестественным и над человеческим обществом;

· боги гарантируют порядок на земле, в человеческом сообществе, поддерживают законы и неравенство среди людей;

· появление церкви как особого идеологического аппарата, который отстаивает интересы господствующих слоев в обществе.

Разделение общества на классы начинается в эпоху неолитической революции. Это время характеризуется экономическими, техническими, социальными изменениями, образованием городов и государств, и, главное, на что следует обратить внимание – это процесс образования наций. Нации требовали своих религиозных обоснований и появились национальные религии. По мере развития наций национальные религии трансформировались, поэтому целесообразно распределить их по времени существования – ранние национальные и поздние национальные религии.

Ранние национальные религии. Ранние национальные религии – это религиозны верования, которые обосновывали идеологическое противостояние различных слоев населения в рамках одного национального государства. Ранние национальные религии имеют свои характерные черты, которые отличают их от других религиозных образований, а именно:

· отторжение от официального культа низов общества;

· недолговечность существования;

· строгий политеизм;

· зарождение учения о посмертном воздаянии (наличии причинной связи между поведением человека в земной жизни и его судьбой в потустороннем мире);

· обязательность жертвоприношений.

К ранним национальным религиям принято относить древнеегипетскую, хеттскую, фригийскую, халдейскую, древнеиндийскую, древнееврейскую, древнегреческую, древнеперсидскую, древнеримскую, древнегерманскую, религию народов Древнего Междуречья и ряд других. Из серии многочисленных ранних национальных религий мы остановимся только на религии древних славян.

Религия древних славян. Праславянские племена начинают формироваться во II тыс. до н. э. на территории от реки Висла до реки Одер. Некоторые племена, возможно уже в это время, продвигались на территорию днепровского бассейна. Религиозные представления славянских племен основывались на земледельческих культах при некотором сохранении тотемизма, анимизма и магии.

У славян сохранялся патриархально-родовой строй, который оказывал содействие сохранению культа почитания предков и развитию погребального культа. Социальные и некоторые этнические расхождения приводили к многообразию способов погребальных обрядов. Но общим для славянских племен была вера в потустороннюю жизнь, в существование рая – прекрасного сада, и в пекло – место, которое заполняет жар и огонь. Покойники делились на «чистых», тех, которые умерли своей смертью, и на «нечистых», тех, которые умерли неестественно, совершили смерть по собственному желанию. Первых называли «отцами» и их уважали, вторых называли «мертвецами» – их не любили и боялись. Добрыми отцами были – Чур, Домовой и прочие, злыми «мертвецами» считались – упыри, мавки и другие.

Славяне имели богов, которые признавались многими славянскими племенами. Это были общеславянские боги, но при этом не существовало запрета уважать других славянских богов. Поэтому различные славянские племена имели того бога, который больше отвечал их потребностям – хозяйственным, военным, бытовым и другими. Таким образом, у славян имело место пантеистическая форма религии или язычество.

Главные боги славянского пантеона были связаны с традициями земледельческого культа. Сварог и Даждьбог, Ярило и Коляда были богами солнечными, Перун – бог грозы и ливня, Велес (Волос) – Бог скотоводства, Мокош – женская богиня плодородия.

Знакомство славян с соседними религиями и общеевропейское происхождение от индоевропейских корней иногда не дает возможности выделить именно славянских богов. Так, иногда волынского Триглава воспринимают как Тримурти у индуистов, или же как начало складывания представлений о триединстве христианского бога, или же как богов: Сварога, Даждьбога, Радегаста и Свантовита, не всегда разделяя одного от другого.

Кроме богов, «ответственных» за самые важные стихии, существовало великое множество богов второго порядка или же духов. Так, в лесах проживал – Леший, в воде – Водяной, на границе между полями расположился – Межевик. Существовало много женских духов: Полудница, Роженица, Берегиня, Водяница.

В славянской среде были распространены различные магические обряды. Таковыми были сакральные фразы, заговори, амулеты, орнаменты и обряды. Действия, связанные с культом древних славян, совершали специальные люди – волхвы (или колдуны). Есть предположение, что волхвы имели определенную классификацию согласно своей специализации: волхвы-целители, волхвы-тучегонители, волхвы-хранители и т.д. Волхвы имели огромное влияние внутри славянского рода и племени, от их действий зависело благосостояние, урожай, порядок. Волхвы сохраняли мифы и сказания. Таких «сказителей» называли ведунами или баянами. Известны женщины-колдуньи – ведьмы (от слова «ведать» – знать) и злые волхвы – кощунники.

Местом религиозных культов и действий были капища и урочища, а также святилища и храмы с изображением богов. Славяне поклонялись также местам, где, по их верованиям, существовали боги: солнцу, луне, деревьям, речкам, ветрам и т.д.

Поздние национальные религии. К настоящему времени ранние национальные религии не сохранились, хотя в период их существования они имели достаточно сильное влияние во всех социальных слоях общества, определенных национальностей, а в дальнейшем их мифы и обряды вошли в поздние религиозные образования. Из поздних национальных религий некоторые сохранились и до нашего времени – индуизм, джайнизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, иудаизм и некоторые другие.

Поздние национальные религии – религии, которые существовали в период становления и развития феодальных отношений. Эти религии отстаивали интересы нации без социального противостояния низов и верхов. Характерными чертами этих религий являются:

· большие масштабы влияния;

· стойкость;

· единство политеизма и монотеизма;

· упрощение жертвоприношений;

· развитие учения о посмертном воздаянии.

Индуизм. К числу наидревнейших национальных религий относится индуизм, который исповедует подавляющее большинство населения Индии на протяжении столетий. Название «индуизм» возникло примерно в 1200 г. н.э. в связи со стремлением мусульманских завоевателей, которые появились в Индии, обособить веру индийского народа от своей собственной. Слово «индуизм» употребляется, во-первых, для обозначения религиозно-ритуальной практики членов индуистской общины (собственно индуизм), и во-вторых, в широком смысле как обозначение совокупности культуры, обычаев, норм, традиций, религиозных представлений индийского народа. Как религиозная традиция индуизм насчитывает около 5 тыс. лет.

Решающее влияние на формирование индийской культуры сыграло втор-жение в Индию арийских племен, которое произошло в середине II тысячелетия до н.э. Их религиозно-мифологические, правовые и социально-этические представления нашли отражение в Ведах, написанных на ведийском санскрите – языке арийских племен. Ведийский комплекс составляют: собственно Веды или самхиты – сборники гимнов в честь богов (Ригведа и Самаведа), жертвенных формул, выражений, магических заклинаний и заговоров (Яджурведа и Ахтарваведа); Брахманы – пояснение к самхитам; араньяки, или песни лесных отшельников, которые непосредственно примыкали к Брахманам; Упанишады, которые примыкали к араньякам и Брахманам, – тексты эзотерического, то есть сокровенного содержания. Веды содержат всю сумму знаний индуса того времени о себе и окружающем мире: богах, демонах, космосе, ритуалах, социальном строе, этических ценностях и много других сведений.

Для начального периода индуизма, который иногда называют ведической религией, характерно почитание природы как таковой, тождество человека и природы. Согласно этой религии даже творение мира происходит в процессе принесения в жертву первочеловека Пурушы, из различных частей тела которого и создается мир.

Ведийские боги – это фактически олицетворение тех или иных природ-ных сил, которые не представляются в антропоморфном, человекоподобном виде. Ведийские боги наделены огромным количеством эпитетов и выполняют разнообразные функции. Этих богов можно определить как многофункциональных. Так, Сома, бог опьяняющего напитка, который носит то же название, что и священный напиток, приносит богатство, счастье, жизненную силу, пищу, помогает в пути, приходит на помощь, награждает певцов за их мастерство, излечивает от болезни, убивает чудовищ, наказывает злоязычных. Бог огня Агни обладает всеми силами, заполняет воздушное пространство, укрепляет небо и землю, охраняет их, знает всю мудрость, все миры, все человеческие тайны, наблюдает за всем в мире, приводит богов на жертвоприношения и т.д. Но каждому из многочисленных ведийских богов присущая та или иная характерная черта, которая выделяет его из числа иных божеств. Например, Агни – это прежде всего огненная стихия, это огонь во всех его проявлениях – в пламени светильника, жертвенного костра, зареве лесного пожара.

Борьба с демонами, которые воплощают темные силы и хаос, является основной функцией бога Индры. Вместе с тем, он прожорлив, похотлив, больше других ведийских божеств склонен к соме. Индра воспринимается как воплощение неукротимой физической силы, мужества и отваги. С помощью молний Индра одерживает победу над драконом, который старался задержать течение вод, от которых возникла земля и пища. В другом варианте – вода образовалась из яйца, из которого через год появляется бог-творец Брахма. Яйцо, расколовшись на золотую и серебряную половины, образовало соответственно небо и землю. Бог Варуна следит за действием во всем мире вечного физического и морального закона (рити), он стоит на охране порядка. Варуна управляет небесными стихиями, следит за движением звезд, порядком изменения дня и ночи. Ему известно все явное и тайное. Он строгий, но справедливый. Важными чертами ведической религии было обожествление сил природы, анимизм и первобытная магия.

По представлениям индийцев боги находились в постоянном состоянии войны со злыми демонами – асурами. Богов и демонов почитали непосредственно как силы природы. С течением времени ведическая религия предприняла попытки объяснить и освятить общественное неравенство. Бог Индра стал восприниматься как царь богов и как бог войны.

В ведический период ощущается неразрывная связь процессов в природе с циклом жертвенных действий. Существовали различные способы жертвоприношений, но главное место отводилось жертвоприношениям на огне. Описания жертвоприношений содержатся в ведических гимнах, здесь говорится о том, что задолго до ведийской эпохи арии приносили в жертву людей. Сжигание (кремация) покойника – тоже своеобразное жертвоприно-шение. Позднее в эпической поэме «Махабхарата» сама жизнь понимается как символическое жертвоприношение. Действие поэмы разворачивается не просто на поле битвы, но на поле Дхармы – закона, где сами боги осуществляли жертвоприношения. Центральный герой поэмы – Арджуна, которого наставляет Кришна, должен выполнять свою обязанность кшатрия, воина, для которого битва становится желательной возможностью выполнить свою обязанность и таким образом достичь «открытых ворот рая». Каждый человек действует согласно своей дхармы и протестовать против этого не имеет смысла. Надлежит отречься от благосклонности и плодов своих действий, а не от самих действий. Отказаться от действительности – значит не принимать мира с его законами борьбы и смерти. Каждый должен следовать своей карме. В Упанишадах появляется идея расплаты за нечистые и добрые дела. В ведическую эпоху в жертву приносили также домашних животных и птицу. Принесение в жертву коровы, например, было возможным только в том случае, если в жертвенной трапезе принимали участие все члены данного коллектива.

Позднее происходит постепенное замещение таких жертвоприношений. В жертву богам стали приносить плоды, цветы, сладости, ароматические вещества и т.п. Этому же оказывало содействие проникновение в брахманизм идей ахимсы – непричинения зла живому. В эпоху средневекового и позднего индуизма убийство коровы стало недопустимым в связи с широко распространенным культом священной коровы, «коровы-матери», да и большие ведические жертвоприношения стали редкими. Во многих случаях кровь животного замещается симво-лическим нанесением красного порошка, который наносился на изображение бога или на его алтарь. Иногда духам и божествам вместо кровавой жертвы приносили глиняные фигурки, которые заменяли живых коней, коров и т.д.

В Ведах содержатся мифологические обоснования кастового распределения индийского общества и привилегированной роли первых двух каст – жрецов, духовных учителей – брахманов и воинов – кшатриев. Эти две и еще две другие основные касты – ремесленники, крестьяне, торговцы – вайшья и рабы, слуги – шудры были образованны из отдельных частей тела первочеловека Пурушы (рта, рук, бедер и ног) и символично обозначенные определенными цветами (на санскр. «Варна» – цвет), по другим версиям из различных металлов (золота, серебра, бронзы и меди соответственно). Представители первых трех варн назывались еще «дважды рожденными» (двиджа) по той причине, что им давался священный шнур, который знаменовал что-то подобное их второму религиозному рождению. Обязанности различных каст определяются следующим образом:

· знание, осуществление знания, вера – обязанности брахманов, дающиеся их собственной природой;

· блеск, великолепие, устойчивость, одаренность, храбрость в битве, щедрость, благородство – обязанности кшатриев;

· хлебопашество, скотоводство, торговля – обязанности вайшьёв;

· услужение – обязанность шудр.

Закон следования обычаям своей касты определялся отдельным проявлением круговорота жизни, общего закона, который в Ведах охраняют боги, которые сами подвластны этому закону, и жрецы, которые осуществляют ритуальные жертвы богам. Дальнейшее действие этого закона начинает обуславливаться моральным содержанием человеческой жизни. В современной Индии насчитывается более чем 3 тысячи каст и подкаст, которые объединяются осознанием единства, расы и племени, языка, культуры, профессии и пр.

В VI-V вв. до н. э. в Индии происходит распад первобытных отношений и переход к рабовладельческому обществу. Изменения экономического, социального и политического плана требовали также и изменений идеологических, что нашло отражение в развитии и трансформации ведического индуизма. Начинается новый этап развития индуизма, который получает название – брахманизм.

Многочисленные боги, богини и эпические герои выступают в брахманизме как персонификации космических сил и как воплощение моральных и абстрактно-теоретических понятий. Но, несмотря на их многочисленность, все боги есть выявлением единого брахмана, абсолютной святости. Эту идею единой и высшей реальности, из которой все произошло и в которую все возвращается, наследует и поздний индуизм. Бог пронизывает собою весь мир. Брахман есть безличным всемирным «Я». Атман – индивидуальная душа. Странствования души по царству смерти вызванное отсутствием ее единства с Брахманом, упразднение, изъятие ее из круговорота жизни понимается как достижение этого единства.

Важное значение приобретает и имеет свое продолжение для последующего развития человечества, ориентировка человека на достижение трех основных задач (триварга):

· дхарма – следование основным религиозно-моральным установкам;

· артха – все, что связывается с пользой и выгодой для общественной жизни;

· кама – полное удовлетворение телесных потребностей и это, прежде всего любовь.

Все главные идеи ведизма и брахманизма в дальнейшем нашли отражение в позднем индуизме, но были обогащены новыми мифами, обрядами, претерпели значительные изменения в своей догматике.

В брахманизме многочисленный пантеон богов возглавляет триада богов – Тримурти. Главный среди них Брахма, творец мира. Рядом с ним благотворительный бог-охранник Вишну и грозный бог Шива. Творец Брахма, первый бог в божественной триаде, который выступает как персонификация высшего божественного начала – Брахмана, изображается красным, лотосооким, бородатым, с четырьмя обличьями, четырьмя телами и восьмью руками, в которых он держит веды, жезл, сосуд с водой из Ганга, жертвенную ложку, иногда цветок лотоса или жемчужное ожерелье. Он помещается на вершине горы Мэру и передвигается верхом на лебеде. Согласно пуранам и «Махабхарате», Брахма рожден в яйце, которое плавает в первичных водах, проведя в яйце год, Брахма силой мысли делит его на две половинки; из одной создается небо, из второй земля, а между ними возникает воздух. Далее в мире появляются пять элементов (вода, огонь, земля, воздух, эфир), мысль, а еще позднее боги, жертвоприношения, веды, звезды, время, горы, равнины, моря, реки и люди. Сам Брахма разделяется на две части – мужскую и женскую, после чего создаются растения, животные, птицы, насекомые и демоны. Все созданное направляется и контролируется Брахмой, он становится воплощением творческого принципа существования. Несмотря на это, во всей Индии Брахме посвящено не более десяти храмов, так как значительно больше индуисты уважают и любят Шиву и Вишну.

Кроме почитания этих божеств, составляющих тримурти, для индуизма характерно уважение легендарных мудрецов – риши. Почетное место занимают также отшельники – садху. Особое место среди них занимают профессиональные йоги, колдуны и заклинатели, которых нередко можно встретить в индийском поселке. Вместе с оформлением индуизма возрастает роль брахманов как служителей культа, как один из обязательных элементов почитания богов и выполнения домашних и храмовых пудж (богослужений). Для религиозного человека вся его повседневная жизнь должна иметь целью получения милости от бога. Причем важным элементом индуизма стала бхакти – эмоциональная благосклонность, преданность конкретному богу, который выступает часто в роли спасителя, защитника.

В индуистском культе большую роль играют музыка, пение и танец. Исполнением танцев сопровождаются праздничные церемонии, домашние обряды, почитание богов в храмах, танцевальные упражнения входили в обязанность дэвадаси (рабынь бога) – девушек, которые после ритуальной свадьбы с самим Шивой до конца жизни оставались при храме. Дэвадаси должны были служить богу и «искусству любви», которое связанно с древним культом плодородия и представлениями о плодоносящей силе бога Шивы. Для каст, которые относятся к трем варнам дважды рожденных, большое значение имеет церемониальная инициация мальчиков - их второе рождение. Немаловажными в культе являются также погребальные и поминальные церемонии. Все домашние и храмовые церемонии основаны на лунном календаре. От положения луны и планет зависят пророчества астрологов, к которым и сейчас обращается большинство индусов.

Религиозная обрядность продолжает оказывать значительное влияние на быт большинства индусов, но все чаще происходят уступки кастовым ограничениям в общении между людьми, упрощение некоторых ритуалов. Для индуизма свойственно оказания почестей не только богам, но и рекам, в особенности Гангу, присутствует также и культ растений. Все это говорит о тесной связи индуизма как национальной религии с древнейшими религиозными представлениями, в основе которых – синкретичность мышления, то есть восприятие человеком себя в природе как определенной ее части, такой же, как и все другие живые существа.

Иудаизм. Одной из древнейших и исторически первой религией, которая начала использовать Откровение, предоставленное Богом, стал иудаизм. В иудаизме утверждается, что есть только один Бог – Ягве (Яхве, иногда Иегова). «Отцом верующих» считается патриарх Авраам, вождь пастушеского семитского племени, которое кочевало на Ближнем Востоке на территории между современными государствами Ирака и Египта около XIX столетия до н.э.

Сейчас, разбросанные по различным континентам еврейские общины, хранят приверженность к своему Закону, своей земле и к своему религиозному языку – ивриту, который в настоящее время является государственным языком Израиля.

Главным источником сведений о религии евреев признается Библия (слово «Библия» происходит от названия финикийского города Библос, где впервые предприняли попытку делать бумагу и писать книги – библы или библии). Книги Старого Завета в Библии, которые только и признаются в иудаизме, евреи делят на три части. В первую входит Пятикнижие Моисея – Тора, во вторую – ранние и более поздние книги пророков – Небиим, в третью – другие книги – Кетубим. Книги Торы называются по начальным словам Берешит, Вееллэ Шемот, Вайикра, Бемидбар, Элле Хадебарим.

В иудаизме практикуется не только изучение Торы, но и комментирование Писания. В результате появилась так называемая «устная Тора», которая является частью собственно иудаизма в противоположность «письменнойТоре», то есть пяти первым книгам Библии, которые составляют часть священной книги для христиан и в некоторой степени признаются мусульманами. С течением времени комментарии к устной Торе стали столь многочисленными, что во II в. н.э. раввин (служитель культа в иудаизме) Иэгуда с целью их сохранения совершил труд по сохранению их в письменном виде. Эта устная Тора, которая стала с тех пор письменной, называется Мишна: в ней рассматриваются конкретные вопросы, такие, как сельское хозяйство, семейная жизнь, уголовное и гражданское право, а также и религиозные темы: молитвы, праздники, храмовые службы и условия ритуальной чистоты. В то же время Мишна сама носила синтетический характер, и раввины дополнили ее множеством иных комментариев, так называемых «Гемарра». Совокупность Мишны и комментариев к ней получила название Талмуд.

В вопросе о возникновении иудаизма существуют различные предположения. Некоторые мыслители считают, что в Ветхом Завете, который был целиком дан Моисею Богом в виде заповедей и детально разработанного ритуала, религия евреев возникает как этническое явление. Заповеди эти были простые и общедоступные, но преисполненные глубокого значения. Они легли в основу этнической нравственности и Моисеева законодательства, что получило название Десятислова (Исход, ХХ) – знаменитые десять заповедей, в каждой из которых открывалась религиозная истина.

В первой из них открывался народу сам Ягве, как Бог, чудесное предводительство которого израильтяне уже знали и могущество которого выявлено было ради них: это Он вывел их из Египта, отворил им дорогу по морю и снял могущество фараона и его воинства. Он не просто игра воображения, не просто символ сил природы, подобно идолам египетским; не просто отвлечение, подобно богам Нила, не способных сочувствовать человеку или любовно склоняться к его порокам и потребностям разума и сердца. Он показал себя сильным помощником, Он служил тем, которые возлагаются на Него, Он был и в данное время есть с ними и говорил с ними языком человеческим. Но, хотя Он так близок и милостив к людям, хотя Он оказывается единым живым Богом со всеми свойствами личного бытия, Он невидим и нет Ему никакого подобия ни на небе, ни на земле.

В противоположность идолопоклонничеству египтян, к которому привыкли и израильтяне, это определение высказано (вторая заповедь) с особой выразительностью. Народ не должен создавать Бога себе как кумира – ни под видом небесных тел, что было распространенно в языческом мире, ни под видом животных, как в Египте, ни под видом рыб, как было в Палестине и Ассирии. Имя Яхве воспринимается как праздник и это значит, что его нельзя произносить напрасно, а тем более произносить его напрасно при земных делах, как имена призрачных идолов или языческих богов, так как в сравнении с Ним все иные боги суть простое ничтожество (третья заповедь).

Соблюдение субботы с прекращением всякой работы в седьмой день было древним обычаем, который имел свое происхождение от Адама. Но в данное время он подтвержден был законодательной силой, как необходимый для усиления религиозного чувства, периодического восстановления сил и предоставления необходимого отдыха человеку и животным (четвертая заповедь).

Уважение к родителям издавна также считалась моральной обязанностью детей, но это природное чувство не имело еще высшей законодательной санкции. Поэтому у большинства народов преобладало вопиющее варварство. У некоторых народов древности был обычай предавать смерти своих старых родителей или оставлять их беспомощными. Среди древних народов мать вообще занимала низшее положение. Но новый закон не только осуждал внешнее злое дело, то есть действие, но и проникал глубже и осудил саму злую мысль, то есть мотивы, интересы, завещал «не пожелай» ничего такого, что противно основным законам нравственности (десятая заповедь).

Синайское законодательство (десять заповедей) в своих главных положениях давалось на будущие времена, оно заложило основу искренней нравственности и человеческого достоинства в мире. Простые, но глубокие и вечные истины о духовности и личности Бога, об уважении к родителям, о целомудрии, о святости человеческой жизни и собственности, о чистоте совести – все эти истины были открыты и утверждены на горе Синай в наследство для всех последующих в веках.

В древности были и другие моральные учения, но они обычно оставались достоянием только некоторых высших слоев и никогда не достигали народа, не становились требованием, нормой их образа жизни, так как провозглашались или в форме пространных малодоступных положений, которые не имеют божественной санкции, или несовершенных правовых норм. Десятислов же провозглашался самим Богом.

Бог для иудея – живая личность, которая постоянно действует в мире и влияет на него. Бог может гневаться, ревновать, раскаиваться, любить, руководить земными событиями, быть с людьми в самом близком общении. Он создал весь мир, ему повинуются светила небесные, он торжествует над темными стихийными силами, он изгнал с неба Люцифера. Он руководит людьми и народами, губит одних и возвышает других.

Монотеистическое представление о Боге, является первой чертой иудаизма. Если Бог един, то и религиозная сила народа вся без остатка направлена к нему. Бог един и внимание уже не рассеивается по сторонам, не разбивается на различные посторонние объекты и это делает дух человека единым, не раздробленным, собранным, сильным. Отсюда то суровое осуждение не только предательства перед Богом, но осуждается и всякое духовное шатание.

Вторая черта еврейской религиозности состоит в остром национальном самосознании и национальной самостоятельности. На всем протяжении своей истории Израиль действует как свободная личность. Он определяет себя как хочет, он свободен выбрать себе Бога или отвергнуть его. Сама идея Завета между Израилем и Богом показывает полную силу личного, человеческого самосознания в Израиле. Этот самостоятельный еврейский народ противопоставляет себя всем народам мира; самое большое преступление – смешиваться с другими народами и во избежание этого Израиль бьет всех жителей покоренных стран и городов. Он постоянно существует как особый, замкнутый в себе народ, который не смог изменить или покорить ни один другой народ, с которым ничего не смогла сделать даже Римская империя, которая от бессилия романизировать этот упрямый народ, раздробила его механически (разрушение Иерусалима) и развеяла по миру.

При стойком национальном чувстве у евреев приглушенно чувство автономности, желая победы Израиля, молясь о его восстановлении, возлагая надежды на Мессию – спасателя Израиля, еврей способен проявлять безразличие к своей личной судьбе; для себя лично, в отдельности от своего племени он ничего не хочет, так как он живет в роде, в Израиле, а не как личность, так как он может поступиться собственными интересами ради Израиля, как коллективного духа еврейской нации.

Важное место в иудаизме занимает религиозный материализм, который определен в Завете, который Бог заключил с Израилем, это находит отражение в идеях, что благоденствие здесь, на земле: плодородие, благосостояние плодов земных, телесное здоровье – вот что обещает Бог за выполнение своих заповедей для израильского народа. Еврей всеми своими чувствами привязан к земной жизни во всех его аспектах, он с глубоким благоговением относится к своему хозяйству, дому, пищи, браку, детям. Высшее счастье для еврея – жизнь в благосостоянии, долголетие и, главное, – иметь как можно больше детей. Поэтому брак для еврея – предмет особого беспокойства и часть особого благословения Божьего.

Религиозные праздники и обряды в иудаизме посвящены определенным событиям, происшедшим в истории еврейского народа и изменениям годового и календарного цикла. Иудейские праздники сопровождаются особыми богослужениями и обрядами.

Проблемно-поисковые вопросы:

1. Какую связь между природой и человеком осуществляли славянские боги?

2. Что такое ведическая религия?

3. В чем проявляются особенности кастовой системы?

4. Какие боги выдвигаются на первый план в позднем индуизме?

5. Какую роль выполняют обряды и праздники в жизни индуистов?

6. Какое значение имеют для иудаизма Завет, Тора, Бог?

8. Что содержится общего в таких различных религиях, как славянское язычество, индуизм и иудаизм?

Вопросы к практическому занятию

1. Первобытные религии.

2. Общая характеристика национальных религий.

3. Мир и человек в языческой религии славян.

4. Проблема мира и человека в индуизме.

5. Иудаизм о месте и роли человека в мире.

Поделиться: