Организация обособленного подразделения пошаговая инструкция. Когда нужно открывать обособленное подразделение? Создание структурного подразделения компании

Как ни странно звучит, но создать обособленное подразделение можно и неумышленно. И хуже всего, что такое «неумышленное» создание обособленного подразделения может повлечь негативные последствия. В статье мы рассмотрим подобные случаи, что поможет нашим читателям избежать негативных последствий.

Обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, при этом рабочее место считается созданным, если оно создается на срок более одного месяца.

Причем подразделение будет признаваться обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).

Когда обособленное подразделение считается созданным

Обособленное подразделение характеризует два признака:

1. оборудованные рабочие места, созданные на срок более одного месяца;
2. территориальная обособленность от головного подразделения.

Разберем эти признаки подробнее.

Признак первый. Налоговый кодекс не содержит понятия рабочего места, поэтому стоит обратиться к Трудовому кодексу.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст.209 ТК РФ).
Например, в последнее время все большей популярностью пользуются так называемые «виртуальные офисы», когда сотрудники организации работают удаленно, то есть дома, на домашних компьютерах и т.д. Соответственно, квартира работника, его домашний компьютер не находятся под контролем работодателя, будь то прямым или косвенным, поэтому и создание обособленного подразделения не происходит.

Кроме этого, рабочее место должно быть создано самой организацией-работодателем (арендовано помещение или приобретено в собственность). К примеру, если клининговая компания направляет уборщицу в офис клиента для ежедневной уборки сроком на два месяца, то обособленного подразделения также не будет. Ведь если помещение или часть его не принадлежит организации-работодателю, то уборщица будет считаться командированным сотрудником (166 ТК РФ).

По мнению Минфина, каждый случай потенциального создания обособленного подразделения необходимо рассматривать отдельно. Так, специалисты финансового ведомства разъяснили, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации должны учитываться существенные условия договоров (аренды, подряда, оказания услуг или иных), заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (письмо Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67).

Помимо прочего рабочие места должны быть оборудованы, то есть каждое рабочее место должно быть приспособлено для выполнения той функции, для которой создано.
Таким образом, можно сделать вывод, что рабочее место должно быть оборудовано, создано работодателем и находиться под его прямым или косвенным контролем.

Признак второй. Налоговый кодекс не дает определения территориальной обособленности. Однако, по нашему мнению, подразделение будет считаться территориально обособленным, если адрес его местонахождения отличается от адреса местонахождения головной организации, указанного в учредительных документах.

Для справки: место нахождения обособленного подразделения организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации.

Обособленное подразделение, филиал, представительство

Гражданское законодательство выделяет два вида обособленных подразделений: филиал и представительство.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

Понятие «филиал» несколько шире понятия «представительство». Филиал - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК РФ).

Понятие «обособленное подразделение» еще шире и включает в себя понятия «филиал» и «представительство». Каждый филиал или представительство являются обособленными подразделениями, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством.

Кроме того, филиал и представительство действуют на основании соответствующих положений, утвержденных головной организацией, и имеют руководителей. Сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п.3 ст.55 ГК РФ).

Обособленное подразделение не обязательно должно иметь руководителя. Также, нет обязанности у головной организации утверждать специальное положение об обособленном подразделении. А сведения о нем необязательно указывать в учредительных документах.

Обратите внимание, что представительство и филиал не являются юридическими лицами, соответственно не выступают субъектами гражданских или налоговых правоотношений (п.3 ст.55 ГК РФ). Также и обособленное подразделение не является юридическим лицом и не выступает субъектом гражданских и налоговых правоотношений. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов (ст.19 НК РФ).

Постановка на учет или уведомление?

Обособленное подразделение создано, что дальше? А дальше, если организация ведет деятельность через это подразделение, то она обязана в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет (п.4 ст.83 НК РФ).

А если обособленное подразделение создано, но деятельность через него не ведется? Если буквально трактовать указанную норму, то пока деятельность через обособленное подразделение не ведется, подавать заявление о постановке на учет не нужно. Однако, если, например, спустя два месяца после создания обособленного подразделения организация начнет вести деятельность через него, то нужно будет вставать на учет. Сделать это без нарушения установленного срока в рассматриваемом случае будет невозможно. Поэтому верным решением будет подать заявление о постановке на учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения, даже если деятельность через него пока не ведется.

Кроме подачи заявления о постановке на учет, организация обязана во всех случаях в течение месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. О закрытии обособленного подразделения также необходимо сообщить в налоговый орган в течение месяца (подп.3 п.2 ст.23 НК РФ). Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3, утвержденной приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ (п.7 ст.23 НК РФ).

Если же организация создала обособленное подразделение на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). В этом случае необходимо будет лишь подать сообщение об открытии обособленного подразделения в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ.

А если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно (п.4 ст.83 НК РФ).

Чтобы сделать это, организации необходимо письменно сообщить, какой налоговый орган она выбрала для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем сообщить нужно в тот налоговый орган, который организация выбрала для постановки на учет. Сделать это можно, используя разработанную ФНС России рекомендуемую форму сообщения (КНД N 1111051) (приложение к приказу ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@).

«Юридический» и «фактический» адреса

Сейчас достаточно распространено такое обывательское понятие, как юридический адрес организации. Говоря юридический адрес, подразумевают адрес места нахождения организации.

Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации. А государственная регистрация организации осуществляется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности (п.2 ст.54 ГК РФ).

Иными словами, адрес места нахождения организации - это тот адрес, который указан в учредительных документах.
Под фактическим адресом понимают адрес, где организация находится и осуществляет деятельность на самом деле.
По мнению некоторых территориальных налоговых органов, отличие «юридического» адреса от «фактического», по сути, является созданием обособленного подразделения. То есть они считают, что по фактическому адресу находится не сама организация, а ее обособленное подразделение.

По нашему мнению, такой подход неверный. Обособленное подразделение, в первую очередь, должно быть территориально обособлено от головной организации. А в ситуации, когда организация ведет деятельность по адресу, отличному от указанного в учредительных документах, обособленное подразделение не создается, поскольку в таком случае отсутствует головная организация (по «юридическому» адресу никого нет, и деятельность там не ведется). То есть для признания создания обособленного подразделения должна быть и головная организация.
Тем не менее, чтобы избежать лишних и ненужных споров с налоговыми органами, рекомендуем внести изменения в учредительные документы, поменяв сведения о месте нахождения организации.

По какой статье ответственность?

В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, связанные с постановкой на учет.
Статья 116 НК РФ предусматривает штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей.
Сразу оговоримся, что за неуведомление налогового органа о создании или закрытии обособленного подразделения Налоговым кодексом ответственность не установлена.
Статья 117 НК РФ предусматривает ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Причем санкции по этой статье значительно больше, чем санкции по статье 116 НК РФ. Так, за указанное правонарушение статья 117 НК РФ предусматривает штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей.
Иными словами, статья 116 НК РФ должна применяться в тех случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет, но при этом пропустила сроки. Статья 117 НК РФ должна применяться в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет.

Существует мнение, что объективная сторона статьи 117 НК РФ охватывает лишь ведение деятельности без постановки на учет вообще, а не обособленного подразделения. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).

Однако не все суды разделяют подобное мнение, например, ФАС Дальневосточного округа подтвердил правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 117 НК РФ за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет (постановление от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593).

В заключение отметим: расширяя свой бизнес, не забывайте выполнять обязанности, возложенные налоговым законодательством, это поможет избежать ненужных споров и сэкономить деньги.

О том, какие государственные органы и в какие сроки необходимо уведомить при создании обособленного подразделения организации, рассказывает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Дмитрий Гусихин .

Законодательство не запрещает юридическим лицам создавать обособленные подразделения, которые не являются филиалами или представительствами в смысле . Однако при этом процедура создания таких обособленных подразделений законодательством не урегулирована.

Сведения об этих подразделениях не вносятся в учредительные документы (обратите внимание, что с 1 сентября 2014 года сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в ЕГРЮЛ согласно изменениям, внесенным ). Возникновение обособленного подразделения связано не с изданием каких-либо распорядительных актов органами управления юридического лица (соответствующий порядок может определяться внутренними документами организации, однако его несоблюдение никак не влияет на обязанности учреждения, возникающие в связи с созданием рабочих мест вне места своего нахождения), а исключительно с осуществлением организацией текущей хозяйственной деятельности и созданием стационарных рабочих мест вне места нахождения самой организации ().

Таким образом, возникновение обособленного подразделения организации НК РФ связывает с одновременным выполнением следующих условий:

  • территориальная обособленность;
  • наличие стационарных рабочих мест, созданных на срок более одного месяца и оборудованных вне места государственной регистрации (места нахождения) организации;
  • ведение деятельности через это подразделение;
  • осуществление работодателем контроля рабочего места.

БЛАНК

С 1 февраля 2008 года, когда вступил в силу , организации не обязаны представлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения. Такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в соответствии с в течение пяти дней со дня получения этих сведений ( , ). Таким образом, в течение месяца с момента создания обособленного подразделения организация обязана направить сообщение о его создании в налоговый орган по месту своего нахождения. Неисполнение этой обязанности является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (см., например, ), а ее должностных лиц – к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. ().

Следует также принять к сведению, что организация обязана в течение одного месяца письменно сообщить о создании обособленного подразделения и в органы контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ " ", далее – Закон № 212-ФЗ).

Как следует из , исполнение организацией обязанности по сообщению о создании обособленного подразделения не ставится в зависимость от наличия у этого обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также начисления им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

На основании органами, осуществляющими контроль за уплатой страховых взносов, являются:

  • ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС;
  • ФСС России и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС России.

В настоящее время форма сообщения о создании обособленного подразделения, подаваемого в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, не утверждена, поэтому организация может уведомить фонды о созданном обособленном подразделении в произвольной форме.

Обособленное подразделение - инструкция
Продолжаем серию полезных инструкций. Ненадолго отвлечемся непосредственно от регистрации юридических лиц в смежную область и поговорим об обособленном подразделении. Обособленное подразделение занимает особое положение в структуре организации, позволяя легко и быстро начать работу на удалении от головного офиса.

1. Как следует из ст. 11 Налогового кодекса РФ, "обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца."
Под рабочим местом, согласно ст. 209 Налогового кодекса РФ, подразумевается
место, "где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя."
Разъяснения Минфина и арбитражная практика свидетельствуют о том, что "территориальное обособление" означает расположение ОП в отличной от головного офиса налоговой юрисдикции. Если компания стоит на учёте в ИФНС № 19, а рабочее место на территории ИФНС № 26, то необходимо ставить на учёт ОП в ИФНС № 26. В реальности бывает и так, что даже если рабочее место находится на той же улице (второй склад, например), что и головной офис, налоговая может потребовать постановки на учёт ОП. Спорить или нет с такими ИФНС - решать вам.

Как это можно понять из двух вышеприведенных норм, обособленным подразделением (далее - ОП) может быть и торговая точка, и медицинский офис, важно то, что мы говорим о постоянном рабочем месте (т.е. созданным на срок более 1 месяца) и не находящемся по адресу местонахождения юридического лица.
Достаточно краткое и пространное определение ОП всё-таки позволяет отличить его от филиала и представительства: у ОП просто нет таких широких функций (представительство и защита интересов, как это указано в ст. 55 Гражданского кодекса РФ), а потому не требуется вносить изменения в устав.

2. Итак, компания имеет некий офис (например - в другом АО Москвы), этот офис подразумевает постоянные рабочие места, поэтому самое время подать сообщение о постановке на учёт. Делать это необходимо в течение одного месяца с даты создания рабочего места, а датой создания рабочего места может быть и фактическое начало работы.
Ввиду того, что определить начало фактической работы ОП крайне сложно, общепринятой датой создания считается соответствующий приказ о создании ОП. В приказе, помимо создания, могут быть указаны ответственное лицо и руководитель ОП, но это уже сугубо внутренние дела компании, не интересующие налоговую.
Для постановки на учёт ОП необходимо подать специальное сообщение по форме - С-09-3-1 (бланк прикреплен к посту в конце статьи). Заполняется оно элементарно:

Указываем ИНН, КПП, ОГРН, наименование нашей организации. В графе "код налогового органа" указываем код ИФНС, в которой стоит на учёте организация, в эту же ИФНС и подаём наше сообщение.
В графе "количество обособленных подразделений" указываем нужное количество и соответствующее количество страниц на ОП - одним махом мы можем поставить на учёт даже десять ОП.
В нашем примере на учёт мы ставим только 1 ОП. В силу такой скромности, наше сообщение составлено всего на двух страницах, что указываем в нужном поле.
Под чертой ниже заполняем только левый блок. Здесь мы указываем лицо, которое подписывает сообщение, в нашем случае это руководитель, генеральный директор организации. Телефон и электронную почту для связи можно и указать (для приличия), но и в противном случае проблем не должно возникнуть.
Теперь переходим к странице, посвященной ОП. Как я уже говорил, этих страниц может быть несколько, если необходимо поставить на учёт больше одного ОП.

В верхней части заполняем (обычно форма сама заполняет эти поля) поля с ИНН и КПП, нумеруем страницу.
Поскольку ОП мы только создаем, то никаких цифр в поле "Сообщает" мы не ставим, равно как и не указываем КПП ОП - его у нас просто нет.
В большом поле ниже можно указать наименование ОП. Дело это сугубо личное, можно обойтись и вовсе без названия. Но если уж ОП несколько, лучше привести их к некоторому единообразию, чтобы как-то отличать и не путаться в названиях.
Затем переходим к заполнению адреса. Здесь мы должны указать адрес местонахождения ОП, чаще всего - это адрес помещения, на которое заключен договор аренды. Обратите внимание, что в ряде случаев не заполняются поля "Район" и "Город" - это справедливо для Москвы, Санкт-Петербурга, а теперь еще и Севастополя.
После адреса следует указать дату создания. Разумеется, лучше всего указывать текущую дату, если это позволяет бухгалтерия и отдел кадров, дабы не нарваться на штрафы. О них чуть позже.

Заполненное сообщение подписывается на первой странице заявителем, ставится печать, на второй и всех последующих страницах заявитель просто расписывается. Сшивать сообщение не нужно, достаточно скрепить степлером.
К сообщению рекомендуется приложить копию приказа на создание ОП. Если сообщение подаёт представитель, то к сообщению и копии приказа следует приложить доверенность на представителя. Также заранее рекомендуется сделать копию сообщения для отметки сотрудника ФНС о принятии документа.
Сообщение можно также подать дистанционно. Программа ФНС "Налогоплательщик ЮЛ" позволяет направить сообщение по электронному каналу - в программе формируется сообщение в формате XML, которое можно отправить в ИФНС, заверив ЭЦП, через тот же "Такском". Программа не самая простая в освоении, поэтому, если речь идёт о создании одного ОП, проще сделать это в бумажном варианте.

3. Через 5 рабочих дней ОП должно быть поставлено на учёт, о чём ИФНС, на территории которой зарегистрировано ОП, выдаст соответствующее уведомление. Время от времени случаются сбои в связи между двумя ИФНС, поэтому для пущей верности лучше отзвониться в обе ИФНС на 5-й день и узнать, как обстоит дело.
Нужно ли ставить ОП на учёт в ФСС и ПФР? Нет, если у ОП нет своего баланса, расчетного счета и самостоятельных выплат в пользу работников.

Что касается ответственности. Откровенно говоря, на практике не сталкивался с ответственностью за несвоевременное уведомление ФНС о создании ОП, но всё же она предусмотрена:
- п.1 ст. 116 Налогового кодекса РФ (штраф в 10 000 рублей);
- п.1 и п.2 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ (штраф в 5000 рублей за первое нарушение в течение года и 20 000 рублей за последующее в течение года);
- п.1 ст.15.3 КоАП РФ (штраф до 1000 рублей для руководителя организации).

Впрочем, учитывая простоту постановки ОП на учёт, было бы совсем уж некстати нарваться на такие редкие штрафы.
Удачи!

При расширении своих коммерческих интересов, компании открывают дополнительные подразделения в виде филиалов и представительств, находящиеся отдельно от места их первичной регистрации по юридическому адресу. Такое право есть у них на основании ст. 55 ГК РФ. Обособленные подразделения могут быть открыты в любых регионах страны, других муниципальных образованиях. Главное условие - это территориальная удаленность от местонахождения головного центра и наличие оборудованных рабочих мест, существующих более 1 месяца, о чем прямо сказано в ст. 11 НК РФ.

Если Гражданский Кодекс говорит только о филиалах и представительствах, то в Налоговом Кодексе приводится более расширенное понятие отделений компании. Ими могут быть филиалы, представительства и другие обособленные подразделения.

Какие документы нужны для регистрации обособленного подразделения

Открытие отдельного подразделения со статусом филиала или представительства фиксируется следующими внутренними документами:

  1. Решение учредителей компании об открытии фирменного филиала или представительства и созданный на его основании Приказ;
  2. Подписанный договор аренды или купли-продажи расположенной отдельно площади;
  3. Приказ о назначении руководителя филиала (представительства);
  4. Оформленная доверенность на имя директора обособленного подразделения;
  5. Положение о подразделении , уточняющее месторасположение, открытие расчетного счета, расчет зарплаты по персоналу и прочие важные моменты.

Приказ о создании обособленного подразделения является основанием для внесения изменений в учредительные документы. При этом устав, учредительный договор либо переписываются в новой редакции, либо дополняются отдельным документом.

После оформления первичного пакета документации, наступает следующий этап: подача заявления в органы ФНС.

При этом подготавливаются заявления по формам Р13001 и Р13002, где указываются вносимые изменения в учредительные документы в виде открытия филиалов или представительств. К ним прилагаются следующие копии:

  • новой редакции устава фирмы или дополнительного документа к уставу;
  • положения о филиале (представительстве);
  • свидетельства о гос. регистрации компании;
  • приказов о назначении руководителей подразделений;
  • квитанция или платежное поручение, подтверждающие уплату госпошлины.

Потребуется также последняя выписка из ЕГРЮЛ головного предприятия.

Регистрация филиала или представительства происходит на основании внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Подразделение может иметь отдельный расчетный счет, свою печать и выделяться на самостоятельный баланс. В случае, если подразделение наделяется полномочиями начислять заработную плату, и об этом сказано в Положении о филиале, представительстве, то отдельно регистрировать его в органах ПФР и ФСС не нужно: органы ФНС самостоятельно уведомят их об этом.

Документы для регистрации обособленного подразделения без статуса филиала или представительства

Более упрощенный вариант с точки зрения юридической регистрации - открытие обычного подразделения (ОП) без придания ему статуса филиала (представительства). Например, открытие дополнительного магазина, организация отдельного склада и прочее. В этом случае никаких изменений в Устав общества и, соответственно, ЕГРЮЛ вносить не надо, достаточно направить в ИФНС по месту регистрации Сообщение по специальной форме С-09-03-1 о создании обособленного подразделения российской организации (за исключением филиалов и представительств).

Процедура регистрации: куда и в какие сроки подаются сведения

Об открытии всех своих подразделений следует уведомить ФНС не позднее 1 месяца со дня его открытия. Если открывается филиал, то срок отсчитывается с точной даты принятого решения о его создании. Если это обычное ОП, открытое по ст. 11 НК, то срок начинается со дня организации рабочих мест – принятии на работу первого сотрудника.

При смене наименования или адреса подразделения, необходимо уведомить органы ФНС в течение 3 рабочих дней после регистрации данных фактов.

Сообщение об открытии ОП с приложенными документами подается в налоговый орган по юридическому адресу регистрации фирмы. Здесь возможны варианты представления:

ИФНС по месту регистрации без участия налогоплательщика передает сведения в налоговую службу по месту открытия подразделения. Подразделение регистрируется с тем же ИНН, что и у самой организации, но с отдельным КПП. Уведомление о регистрации ОП можно будет получить в ФНС, зарегистрировавшем его спустя 5 рабочих дней: столько времени по законодательству отводится на регистрацию.

Понятие обособленное подразделение (далее ОП) по разному трактуется в гражданском законодательстве (далее ГК РФ) и налоговом кодексе РФ (далее НК РФ), из-за чего на практике возникает путаница с определением, что считать обособленным подразделение, а что филиалом или представительством организации. В статье будут рассмотрены такие вопросы как: порядок регистрации обособленного подразделения, какие нужны документы, что вообще такое ОП, и какая административная ответственность ждет за не уведомление о создании ОП.

В российской действительности для налогового органа указание в учредительных документах о создании филиала или представительства не сыграет особой роли, т.к. и филиал, и представительство являются обособленным подразделением (статья 55 ГК РФ). Это надо учитывать при подаче документов на постановку на налоговый учет.

В НК РФ под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное подразделение организации, с оборудованными стационарными рабочими местами дольше одного месяца. Признание производится независимо от отражения или не отражения его создания в организационного-распорядительных или учредительных документах фирмы. Также не играет роли для признания наделяемые полномочия подразделения (статья 11 НК РФ).

Обособленное подразделение считается созданным по двум признакам:

  1. оборудованное рабочее место, организованное на срок больше одного месяца;
  2. рабочее место должно быть территориально обособленно от головного подразделения.

Согласно трудовому кодексу РФ, рабочее место - это место, куда должен являться работник для исполнения своих рабочих задач. Стоит иметь в виду, что в список определений рабочего места по ТК РФ не попадают, модные в последнее время, «виртуальные офисы» или удаленные рабочие места (тут подразумевается квартира сотрудника). Помимо этого рабочее место должно быть создано работодателем и находиться под его косвенным или прямым контролем, и оборудовано для выполнения поставленных задач.

Относительно второго признака НК РФ не дает точных определений территориальной обособленности подразделения. Исходя из практики регистрации, адрес подразделения должен быть отличным от юридического адреса компании.

Открытие обособленного подразделения

В сентябре 2010 года был утвержден, приказом ФНС России, новый регламент открытия обособленного подразделения. Ранее документы на открытие ОП подавались по месту регистрации обособленного подразделения. Теперь же документы подаются по месту нахождения юридического лица.

Для регистрации одного ОП предусмотрена форма №С-09-3-1, а для одновременного открытия нескольких обособленных подразделений предусмотрена уже другая форма № 1-6-Учет. Для того, чтобы закрыть ОП, необходимо подавать форму №С-09-3-2.

После истечения положенного срока необходимо получить уведомление об открытии обособленного подразделения в ИФНС по фактическому адресу.

Для открытия обособленного подразделения, по новому регламенту, требуются следующие документы:

  1. Заявление юридического лица о постановке на учет в налоговом органе, по месту его нахождения ОП на территории РФ;
  2. Оригинал и копия свидетельства о постановке на учет в налоговой по месту нахождения организации, заверенная в установленном порядке;
  3. Документ, подтверждающий создание ОП (положение об ОП, распоряжение (приказ) о создании ОП или учредительный документ);
  4. Оригинал и копия договора аренды ОП;
  5. Документ, подтверждающий полномочия ОП по уплате налогов (при наделении полномочиями);
  6. Доверенность на право предоставления интересов в ИФНС.

Срок подачи документов в налоговую составляет 1 месяц после создания ОП. В Санкт-Петербурге налоговые органы, в свою очередь, осуществляют постановку на учет в течение пяти дней. Создание ОП по доверенности, возможно, любым доверенным лицом.


Административная ответственность , связанная с постановкой на учет ОП, на организацию может накладываться по двум статьям 116 и 117 НК РФ.

В первом случае по статье 116 НК РФ за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет предусмотрен штраф (до 90 дней) в размере 5000 рублей. При превышении срока подачи документа свыше 90 дней штраф увеличивается вдвое.

Стоит отдельно отметить, что в Налоговом кодексе не прописаны штрафные санкции о не уведомлении налоговой, о создании или закрытии ОП. Но это не означает, что у организаций появится возможность спекулировать на недочетах в законодательстве. На этот счет есть другая статься 117 НК РФ, которая накладывает ответственность на организации за ведение деятельности без постановки на учет в налоговой.

Санкции по 117 статье намного больше чем по 116. За не уведомление о деятельности ОП предусматривается штраф в размере 10% от полученных доходов подразделения, но не менее 20 000 рублей. Если организация не уведомляет более 90 дней, то штраф увеличивается вдвое и уже составляет 20%. Следовательно, 40 000 рублей - это минимум, который придется заплатить организации.

Поделиться: