В храм во время месячных. Почему нельзя с месячными ходить в церковь? Вероятные причины неубедительны

Существует множество различных мнений на данную тему. Некоторые священнослужители говорят, что во время месячных можно ходить в церковь. Но большинство из них утверждают, что это запрещено. Многим женщинам интересно узнать, в какое время во время критических дней можно посещать церковь, и можно ли вообще. Со времен Ветхого Завета многое изменилось, сейчас практически никто не винит женщину в наличии такого естественного процесса, как регулы. Но во многих храмах существуют ограничения и правила поведения для женщин, решивших посетить церковь во время менструации.

Можно ли ходить в церковь с месячными

Многих женщин интересует вопрос, можно ли ходить с месячными в церковь. В наши дни все больше священнослужителей сходятся во мнении, что заходить в церковь женщинам, у которых критические дни, разрешается. Однако некоторые обряды рекомендуется отложить до окончания месячных. К ним относятся крещение и венчание. Также многие священники не рекомендуют в этот период прикасаться к иконам, крестам и другим церковным атрибутам. Данное правило является лишь рекомендацией, а не строгим запретом. Как именно поступить – вправе решать сама женщина. В некоторых храмах священнослужитель может отказаться от проведения исповеди или венчания, но женщина имеет право по желанию пойти в другую церковь, где священник не откажет ей в этом. Это не считается грехом, так как сама Библия не раскрывает какого-либо запрета, связанного с наличием критических дней у женщин.

Правила Русской православной церкви не запрещают девушкам посещать храм во время регул. Существуют некоторые ограничения, которых священники настоятельно рекомендуют придерживаться. Ограничения касаются Причащения, во время менструации от него лучше отказаться. Исключением из правила является только наличие какой-либо тяжелой болезни.

Многие священнослужители утверждают, что не стоит избегать посещения церкви в критические дни. Менструация – естественный процесс в женском организме, который не должен препятствовать нахождению в храме. Другие священники разделяют это мнение. Они также утверждают, что менструации – естественный процесс, который обусловлен природой. Они не считают женщину в этот период «грязной» и «нечистой». Строгий запрет на посещение храма остался в далеком прошлом, во временах Ветхого Завета.

Что было раньше – Ветхий Завет

Раньше существовал серьезный запрет на посещение церкви при месячных. Это объясняется тем, что Ветхий Завет рассматривает менструацию у девушек как проявление «нечистоты». В православной вере данные запреты не были нигде прописаны, но также не было и их опровержения. Именно поэтому многие до сих пор сомневаются, можно ли приходить в церковь с менструацией.

Ветхий завет рассматривает критические дни как нарушение природы человека. Опираясь на него, прийти в церковь во время менструального кровотечения недопустимо. Находиться в храме с наличием любых кровоточащих ран также считалось строго запрещенным.

Читайте также

Месячные – естественное явление у всех женщин, достигших репродуктивного возраста (примерно от 12 до 45 лет). В период…

Во времена Старого Завета любое проявление нечистоты считалось поводом для лишения человека общества Бога. Считалось осквернением посетить святой храм во время любой нечистоты, в том числе и месячных. В то время все, что выходит из человека, и считается биологически естественным, воспринималось как нечто лишнее, недопустимое при общении с Богом.

Ветхий Завет говорит о том, что запрет на посещение храма во время месячных связан с тем, что женщина несет ответственность за несостоявшуюся беременность. Ветхий Завет обвиняет ее в этом, а выделение менструальной крови расценивается как осквернение святого храма.

Если учитывать правила того времени, то женщина во время месячных является нечистой. Именно по этой причине на нее накладываются запреты Ветхого Завета на посещение церкви.

Сейчас эти ограничения остались в прошлом, большинство священнослужителей не опираются на правила и запреты, описанные в Ветхом Завете.

Как думают сейчас – Новый Завет

В настоящий момент не существует строго запрета на посещение храма в критические дни. В церквях запрещается пролитие человеческой крови, но менструация сейчас к этому уже не относится. Можно привести пример: если человек поранился во время нахождения в храме, то необходимо немедленно выйти, так как это считается осквернением святынь. Женщине разрешается находиться в храме, но обязательно стоит помнить о надежных средствах личной гигиены. С их использованием можно считать, что кровотечения не происходит.

Храмы считаются святым местом, поэтому некоторое поведение девушек во время регул недопустимо. В этом вопросе священнослужители не сходятся в единственном мнении. Некоторые из них считают, что на этот период для женщин запрещены все обряды, а также прикасания к иконам и всей церковной атрибутике. Другие утверждают, что ограничения минимальны. Практически все священники на данный момент запрещают такие обряды, как Крещение и Венчание. Рекомендуется дождаться окончания менструации, и только потом отправляться в церковь. Они не запрещают молиться или ставить свечи. Некоторые допускают Причащение во время критических дней, особенно тогда, когда женщина особенно в этом нуждается. Например, если существует тяжелая болезнь.

Многие священнослужители придерживаются современных взглядов и считают, что месячные – естественный биологический процесс, который не должен препятствовать девушке, если та желает посетить церковь.

Если во времена Ветхого Завета категорически запрещалось приходить в церковь, проводить обряды, молиться, а также прикасаться к иконам, то сейчас эти правила колоссально изменились. Стало чаще упоминаться, что девушка не виновата в таком процессе, как менструальный цикл, ведь он объясняется физиологией. Это позволяет ей не чувствовать вину. Современная церковь не обвиняет женщину в том, что беременность не состоялась. Большинство священнослужителей не считают девушек «нечистыми» в критические дни, а значит, их появление в храме никак не оскверняет святынь.

Читайте также

Новый Завет содержит слова святого, подтверждающие, что посещение храма во время месячных не является чем-либо плохим. Он утверждает, что все созданное Господом, прекрасно. Менструальный цикл представляет особую важность для представительниц прекрасного пола. В какой-то мере его можно считать индикатором женского здоровья. По этой причине запрет на посещение святых мест во время месячных не представляет никакого смысла. Многие святые разделяют это мнение. Они утверждали, что женщина имеет право приходить в храм в любом состоянии тела, ведь именно такой ее создал Господь. Главное в храме – это состояние души. Наличие или отсутствие менструаций никак не связано с душевным состоянием девушки.

Мнение священников

Как уже было сказано выше, мнение священников по вопросу, можно ли ходить в церковь во время месячных, не пришло к единственному знаменателю. Библия не дает точного ответа и не возлагает запрет на посещение святых мест во время менструации. Поэтому каждой женщине рекомендуется задать этот вопрос священнику. Но стоит учитывать, что ответы могут быть разными. Если в одном храме девушке запретят приходить, то в другом, возможно, никаких ограничений не будет абсолютно. Женщине будет разрешено молиться, ставить свечи, причащаться, а также прикасаться к иконам.

Большинство священнослужителей не разрешают девушкам прикасаться к святыням во время критических дней. В этом случае не стоит отказываться от посещения храма, ведь помолиться женщине разрешено.

Многих девушек волнует вопрос, можно ли приходить в храм во время менструации, если на данный момент у них существует серьезная болезнь. В этом случае практически каждый священник разрешит посетить церковь без всяких ограничений. Если женщине хочется причаститься и исповедаться, то ее не должно останавливать наличие регул. В этом случае большинство священнослужителей относятся с пониманием. Хоть мнение священников по вопросу посещения храма во время месячных неоднозначно, большинство из них сходятся в одном – во время болезни любой человек имеет право на молитву, исповедь и любой обряд. Если существует болезнь, то женщина не ограничена, она может прикасаться к иконам.

Читайте также

Как известно, крапива обладает множеством полезных свойств и используется как обязательный ингредиент настоев и…

Если раньше запрещалось посещать церковь, невзирая на тяжелые заболевания и острую необходимость, сейчас эти запреты остались в прошлом. Но перед походом в храм необходимо учитывать мнение священника. Он сможет подробно рассказать о правилах нахождения в храме и объяснит, существуют ли какие-либо ограничения для женщин на период критических дней.

Как все-таки поступить

Каждая должна решить для себя, можно ли ходить с месячными в церковь. Библия не отражает в себе категорического запрета, там не рассматривается подробно данный вопрос. Поэтому женщина имеет право поступать так, как считает целесообразным.

Перед походом в святое место лучше определиться, когда лучше идти в церковь. Многие не смогут посещать храм в первые дни от начала менструации, но это никак не связано с каким-либо запретом. Это обуславливается тем, что у большинства женщин начало месячных сопровождается сильными болевыми ощущениями, общим недомоганием, тошнотой и слабостью. Находиться в таком состоянии в храме многим покажется тяжеловато. Женщине может стать дурно, таких ситуаций рекомендуется избегать. Лучше отложить поход в церковь до окончания критических дней или до того момента, когда состояние нормализуется.

Критические дни являются неотъемлемыми спутниками женщины с момента полового созревания и до наступления менопаузы. Циклические кровяные выделения свидетельствуют о здоровье как репродуктивной системы, так и всего организма женщины. Но может ли данное проявление телесного благополучия отразиться на ее духовной жизни? Как, с точки зрения религии, трактуется женский цикл? Можно ли читать намаз во время месячных? Разрешается ли ходить в церковь когда идут менструации? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах, опираясь на Святые Писания и мнения Святых Отцов Церкви.

Как относится церковь к месячным согласно Ветхому Завету

Чтобы ответить на вопрос о том, можно ли в церковь с месячными, необходимо разобраться во взгляде ортодоксальной Церкви на данное физиологическое явление.

Грех Евы и Адама

Согласно Ветхому Завету менструация - наказание роду человеческому за грехопадение, к которому Ева подтолкнула Адама. Вкусив плод запретного дерева по совету Змея Искусителя, первые из людей, узрев свою телесность, лишились ангельской духовности. Женщина, явив слабость духа, обрекла род человеческий на вечные страдания.

В третьей главе Бытия Ветхого Завета, после того как узрели Адам и Ева наготу свою и сознались пред Богом в содеянном, Творец сказал Женщине: «Мучительной Я сделаю беременность твою, в муках будешь рожать детей».

Позднее, многие библеисты древности были склонны считать, что не только тягости беременности и болезненность родовой деятельности стали наказанием женской половине рода человеческого за грех ослушания, но и менструация является ежемесячным напоминанием о потере былой ангельской природы.

Отвечая на вопрос: «Можно ли в храм с месячными?» с точки зрения ветхозаветных теологов можно с уверенностью сказать: «Нет!». Более того, любая из дочерей Евы, пренебрегающая данным запретом оскверняет святое место и ввергает род свой в пучину греха.

Символ смерти

Многие теологи склонны олицетворять месячную кровь не с таинством рождения, а с систематическим напоминанием роду человеческому о его смертности. Тело - временный сосуд, наполненный Духом Святым. Лишь постоянно помня о скорой кончине «материи», неустанно совершенствуешь духовное начало.

Запрет на посещение храма в дни менструации тесно связан и с процессами, порождающими появление кровянистые выделения. В течение менструации происходит отторжение организмом неоплодотворенной яйцеклетки. Данный, вполне физиологический с точки зрения медицины, процесс, в религии граничит со смертью потенциального плода, а значит и души, в чреве матери. Согласно религиозным догмам времен Ветхого Завета, мертвое тело оскверняет Церковь, напоминая о потерянном бессмертии.

Христианство не запрещает молиться дома, но посещать Дом Божий женщине, по мнению ортодоксальных теологов, запрещается.

Гигиена

Еще одной причиной, запрещающей женщине переступать порог Святого Дома во время менструации является и забота о гигиене. Прокладки, тампоны и менструальные чаши появились относительно недавно. Средства «защиты» от излияния маточных выделений наружу в прошлом были достаточно примитивны. Говоря о дате зарождения данного запрета нужно помнить, что церковь тогда являлась местом наиболее массового скопления людей. Особенно, во время праздничных, знаковых служб.

Появление женщины во время менструации в подобном месте ставило под угрозу не только ее здоровье, но и здоровье окружающих. Существовало, да и существует, множество заболеваний, передающихся через отторгаемые организмом субстанции.

Подводя первые итоги поиска ответа на вопрос: «Почему нельзя ходить в церковь во время месячных», выделим несколько причин данного запрета с позиции видения ветхозаветных теологов:

  1. Гигиеническая.
  2. Менструация - осязаемое напоминание потомкам о грехопадении Евы.
  3. Отторгаемая яйцеклетка, с точки зрения религии, приравнивается к плоду, погибшему в результате выкидыша.
  4. Приравнивание кровянистых выделений к символу смертности всего сущего.

Менструация по Новому Завету

Христианство эры Нового Завета смотрит лояльнее на возможность женщины участвовать в церковной жизни в критические дни. Связаны изменения воззрений, а значит и богословских трактовок, с новым концептом человеческой сущности. Приняв страдания за грехи людские на Кресте, Иисус Христос освободил человечество от бренных оков тела. Лишь духовность и чистота, сила духа первостепенны отныне. Женщину, кровоточащую от месяца к месяцу, такой задумал Господь, а значит, в менструации нет ничего противоестественного. Ведь не может же плотское помешать в чистом и искреннем стремлении к общению с Богом.

В данном случае уместно вспомнить об апостоле Павле. Он утверждал, что всякое творение божье прекрасно и в нем нет не может быть ничего, что могло бы осквернить Создателя. Новый Завет не дает однозначного ответа на вопрос о том, можно ли посещать святые места во время месячных. Данная позиция стала причиной рождения разногласий между Святыми Отцами. Некоторые были уверены, что запрещать девушке посещать Церковь, означает идти вразрез с самим учением Христианства. В подтверждение своих слов, теологи, придерживающиеся данного мнения, приводят библейскую притчу об Иисусе и женщине, кровоточащей длительное время.

Прикосновение к полам одежды Спасителя излечило ее, а Сын Человеческий не только не оттолкнул страдалицу, а сказал ей: «Смелее, дочь!». Многие женщины спрашивают, можно ли читать молитвы во время месячных дома. Не будет ли это отступлением от принятых канонов. Христианство лояльно относится к данному вопросу и не считает критические дни препятствием для общения с Богом.

Можно ли заходить в церковь в «нечистые» дни

Однозначного ответа священника, о том можно ли войти в церковь во время месячных, нет. Необходимо испрашивать благословения у священника-настоятеля церкви, которую хочет посетить женщина.

Помните, что дела духовные сугубо индивидуальны. При крайней нужде или духовной смуте священник не откажется исповедать женщину. Телесная «нечистота» не станет помехой. Двери Господнего Дома всегда открыты для страждущих. Не существует строгого канона о том, как правильно или неправильно вести себя в вопросах Веры. Для Бога и женщина, и мужчина-любимое чадо, которое всегда найдет пристанище в его любящих объятиях.

Если существует запрет на посещение собора, то закономерно возникает вопрос, и как поступить, если перенести мероприятие не получается. Переходите по ссылке, чтобы получить ответы на данные вопросы.

Нормы поведения в церкви в дни месячных

Укоренилось мнение, что женщина во время менструации может посещать Храм, но ей следует придерживаться некоторых правил, соблюдение которых позволит избежать осквернения святого места.

При месячных женщина не может принимать участие в любых церковных Таинствах.

Можно ли исповедоваться

Многие из женщин, ищущие ответ священника на форумах спрашивают, можно ли исповедоваться во время выделяющихся месячных. Ответ достаточно категоричен: нет! Ни исповедаться, ни причащаться, ни венчаться, ни принимать участие в крещении в эти дни нельзя. Исключения составляют тяжелые болезни, из-за которых кровотечения носят длительный характер.

Если месячные являются результатом болезного состояния, необходимо испросить благословения у батюшки, а уж потом принимать участие в Таинствах Церкви и вкушать Тело и Кровь Христовы.

Можно ли пить святую воду во время месячных

В Библии точного ответа на этот вопрос нет, а вот при изучении регламента церковной службы можно наткнуться на запрет к сему действу. Вне зависимости, происходит ли это дома или в храме лучше дождаться окончания критических дней. В современном Христианстве можно встретить запрет на употребление просфоры и освященного кагора в критические дни.

Можно ли прикладываться к иконам во время месячных

Обращаясь к трудам теологов-новозаветников, становится ясно, что прикладываться к иконам или иконостасу категорически запрещается. Подобное поведение оскверняет святое место.

Во время месячных можно ходить на службу, но лучше занять место для «оглашенных» или рядом с церковной лавкой.

Новый Завет гласит, что Храм там, где вспоминается имя Христово. Неужели строгие запреты распространяются и на домашнюю молитву? Труды теологов гласят, что обращаться к Богу в молитвенной форме как дома, так и в Церкви не запрещается в любом состоянии тела и духа.

Можно ли причащаться во время месячных

Те, кто ищут ответ священника на данный вопрос, получают категорический отказ. Демократический подход современной церкви и ряд послаблений для женщин в период критических дней не касаются Святых Тайн. От исповеди, причастия и миропомазания стоит воздержаться до окончания месячных. Исключение составляю только случаи тяжелого недуга. Кровянистые выделения, вызванные длительной болезнью, не могут стать помехой даже для Соборования с предшествующей подготовкой к причащению.

Обратите внимание, что перед тем, как принять участие в Святых Таинствах, даже в состоянии недуга, необходимо взять благословение у Батюшки.

Множество историй на тематических форумах, рассказывающих о том, что женщину исповедовали и разрешили приложиться к святыням в период месячных связаны именно с недугом той, о ком идет речь.

Стоит отметить, что девушкам, пришедшим на службу в церковь в критические дни, разрешается подавать молебные записочки за здравие и упокой близких.

Можно ли в монастырь с месячными

Многих девушек волнует не только вопрос о возможности домашней молитвы и посещения во время регул Дома Божьего. Женщины, посещающие религиозные форумы, живо интересуются вопросом о том, можно ли приехать в монастырь во время месячных. На этот вопрос подробно и живо в своих материалах отвечает сестра Васса.

Резюмируя информацию, изложенную в ее материалах приходим к выводу, что никто не выгонит женщину из монастыря только потому, что она приехала в «нечистые» дни.

Ограничения могут накладываться на посещение служб, килейный уклад жизни или ограничения в послушаниях. Монахини продолжают нести свое послушание в соответствии с уставом конкретной обители. Узнать об ограничениях, накладываемых на послушницу или сестру во время месячных можно у Настоятельницы обители, в которую прибыла представительница прекрасного пола.

Можно ли прикладываться к мощам при менструации

Многие из женщин посещают монастырь для того, чтобы прикоснуться к останкам Святого, упокоенного на территории конкретной обители. С этим стремлением связано желание получить ответ священника на вопрос о том, можно ли прикладываться к мощам во время месячных. Однозначного ответа на данный вопрос нет. Вряд ли найдутся те, для кого действо это носит праздный характер.

Перед поездкой, вне зависимости от того, совпадает ли она с регулами или нет, необходимо спросить благословение Священника прихода, в котором ведет церковную жизнь женщина. В этой беседе девушке целесообразно изложить мотивы и предупредить о возможности начала менструации. Взвесив все «за» и «против», батюшка сможет дать однозначный ответ.

Можно ли молиться во время месячных дома

Православие

Возносить молитву к Господу во время месячных дома не воспрещается.

Ислам

В исламе распространено мнение, что женщина в такие дни находится в состоянии ритуального осквернения. Подобный взгляд на менструацию влечет за собой запрет для представительницы прекрасного пола совершать намаз до окончания месячных.

Хаид подразумевает естественное ежемесячное кровооторжение, а истихада – кровотечение, выходящее за рамки цикла или послеродовые выделения.

Мнения богословов Ислама разнятся касательно возможности молитвы, но, в большинстве случаев, рекомендуется воздержаться от совершения молитвы и прикосновений к Священному Корану на арабском языке.

Когда можно посещать церковь после родов

Возвращаясь к обзору мнений Отцов Церкви, стоит отметить и тех, кто не настаивая на строгом запрете, выдвинул ряд правил, регламентирующих нахождение представительницы прекрасного пола в церкви в критические дни и после рождения ребенка. Забегая вперед, стоит отметить, что данное религиозное воззрение прижилось и бытует по сей день.

Бесспорно одно: несмотря на множество мнений теологов и разнообразие трактовок Священного Писания, для того чтобы ответить для себя на вопрос о том, можно ли ходить в церковь во время месячных и когда стоит вернуться к церковной жизни после родов, необходимо узнать ответ священника прихода, к которому «принадлежит» женщина.

    Январь 12, 2019 1:34

    Все еще проще. Это пережитки прошлого. С тех пор как белья женщины не носили. Я б тож не пустила толпу жещин с месячными без трусов в храм. Кровь не отмоешь на раз -два. А причастие в обычные месячные – это гордыня. А когда кровотечение -это болезнь, а не месячные. Но батюшке надо обязательно говорить.

    Ноябрь 19, 2018 6:11

    Не торопитесь защищать Церковь(Земная и Небесная), она сама кого угодно защитит, если надо. Защищайте слабых, приютите бездомных.
    Вы имеете право на свободу мысли. Если бы не моя любовь к Создателю Земли враждебность прихожан и суетливость,(когда всегда не до тебя) священников выгнали бы меня из Храма. Повеление Церкви без понимания принятия не вызовет, нужно популярно объяснить почему такое повеление.
    Разве Мать не учит свое дитя принимать правильные решения самостоятельно?
    Самостоятельное дитя, добрые дела совершающее-главная задача любой матери.
    Уважение к свободе заложено самим Всевышним. Откуда столько враждебности среди прихожан? Как верить в Церковь, если свобода мыслить и ошибаться вызывает желание задавить любое инакомыслие. На ошибках учатся.
    Если интересно, прочитайте почему у меня не получается держать полный пост во время месячных. Полный пост дает понять полноту Таинств, попробуйте сами и пусть ваш мысленный взор направленный на Небеса ничего не отвлекает.

    Ноябрь 19, 2018 5:26

    Светлые, любимые, матери, дочери Вас любят и берегут, не пытаются обидеть.
    Создатель дал нам указания поститься при таинствах и не один день.
    Очевидно, при создании нашего организма, предусмотрено, что пост помогает молитве достичь адресата и результата- Благодати.
    Полный пост без воды и еды очень трудно держать в эти дни цикла, а без поста таинство возможно уже не совсем такое для Вас, как при полном посте.
    Мужчины идут вперед, так как вполне могут разглядывать женщин-такова их природа и никто не знает может им трудно не думать о Вашей красоте.
    Мужчины более агрессивные, вспыльчивые и властолюбивые, поэтому именно женщина дается мужчине в помощь, а не наоборот.
    Вспомните о премудрой обезьяне которая не видит, не слышит и не говорит ничего плохого.
    Светлая женщина способна осветить не только себя, но всех на кого обратит свои благословения. Всевышний скорее услышит ваши молитвы, чем мужские, ибо Ваша природа-Любовь, а мужская-сила и им нужно доказывать, что они достойны в отличии от женщин, которым достаточно только любить.

    Ноябрь 19, 2018 4:57

    Возможно Вам пригодится мой опыт.
    Данный запрет из любви и понимания к женщинам, а не наоборот.
    Поклонение и чистота, сосредоточенность на Небесном, приводит к отказу от земного, от воды от еды, когда ты и Душой и телом посвящаешь себя поклонению.
    Легко воздерживаюсь от употребления мяса вообще, кроме одного двух дней месяца, что связано с репродуктивной функцией организма. Причем я не просто хочу мяса, организм начинает показывать мне значение слова Алкать(настойчиво требовать). Я стараюсь, но воображение играет, пусть секунду другую, но факт есть факт. Возможно отсутствие у меня возможности с чистым сердцем и разумом обращаться и быть услышанной с Поклонением решает данный вопрос сам собой.

    Октябрь 14, 2018 13:00

    Наш священник (довольно известный автор книг и уважаемый) говорит, что прикладываться к иконам можно, в храм ходить можно. Даже не ругает за брюки и отсутствие платка и наоборот, удерживает слишком ретивых бабушек. Так как человек пришел в храм. Возможно, он недавно только пришел к Богу и, если его сразу ругать начнут- могу отвратить от истинной веры, что также является грехом. А девушка, увидев, как все вокруг ходят- тоже наденет юбку и платок. Конечно, при условии, что зашедший в храм ведет себя уважительно.

    Сентябрь 15, 2018 20:26

    В древности темным и невежественным людям месячные у женщин казались сверхъестественными, ужасными, и доказывающими, что женщины низкие и мерзкие существа. И даже слово-то какое выдумали – “нечистая”, прямо как Сатана.
    Печально, что и в наше время церковь официально признала женщин кем-то вроде исчадий дьявола, нечистыми, недостойными входить в храм, по крайней мере, изрядную часть своей жизни.
    Что ж, хорошо. Тогда зачем вообще ходить в церковь?

    Сентябрь 10, 2018 11:20

    Подозреваю, что все, кто считают женщину нечистой в эти дни не могут смотреть на неё без похоти. Поэтому и отношение такое.
    Никогда не нарушала Церковных постановлений, не бодалась за равноправие женщин, но часто бывает обидно за Православие. То есть вся история спасения человечества, проповедь, распятие и воскресение Христово – все свелось к женской начистоте и мужчины первыми к причастию.

    Август 11, 2018 20:20

    Спасибо всем. Даже понятен ответ,но спрошу все-таки: а детям, девочкам 11-14 лет, тоже не следует идти к причастию в эти дни?

    Май 29, 2018 12:44

    Если” морж” зимой столкнёт вас в прорубь а потом вытащит и скажет,а я поступаю так как хотел бы чтобы и вы со мной поступили.про боксёров и других говорить страшно….А если хоть одна молитва “отче наш …” (если она искренняя)- и сбудется..Вы правда хотите чтобы бог прощал вам грехи Как и вы прощаете?….жуёте уже сами не знаете что.каноны перелистываете..У вас дом горит.. а вы бумаги перелистываете и выесняете в каком году он построен…

    Май 10, 2018 1:56

    Традиция связана с ветхим законом, который адекватно, да собственно, вообще никак, не пытается даже объяснить, как кровь при месячных может попасть в чашу и осквернить ее, наличие физиологических выделений как крови, насморка и т.д, не может быть нечистым – как говорил Христос, “нет в вас ничего нечистого”, если вам конечно он авторитет, ну или если нужны “старцы” которые для некоторых важнее – например Афанасий Вел. Оскверняет только грех, месячные никак не связаны с наличием или отсутствием греха. Заходя в храм снимайте шляпу, а не голову

    Май 8, 2018 19:42

    Пока увидела только один адекватный комментарий: “Если я готовлюсь к причастию, но чувствую, что должно начаться “это”, то я отложу на недельку”.
    Несогласные постницы и “смиренницы”! Что вам мешает сделать тоже самое? Вы тоже задыхаетесь без причастия, как написавшая здесь болящая, кровоточащая? Вы тоже приступаете к чаше каждую неделю? но не стало ли для вас это пустым ритуалом, если вы даже не можете выполнить простое послушание? В чем здесь проблема?
    Я тоже регент с многолетним стажем, и тоже приходится петь в эти дни, не то что просто в храме находиться. А это очень трудно. Но приступать к чаше в “больные дни” даже в голову не приходило. А тем более отстаивать такое право.

    Апрель 2, 2018 0:20

    Всё сводится либо к послушанию, либо к мнению.Если мы православные христиане, то путь послушания очевиден.Если выберем путь мнения – себе навредим.Полагаю, что и мужчине, имевшему ночное истечение накануне причастия подходить к Чаше нельзя.

    Январь 13, 2018 1:05

    Я регент с многолетним стажем. И много раз самые большие, тяжёлые, праздничные службы пела в этом состоянии. Ни один батюшка никогда не отправил меня домой отдыхать во время таких служб, хотя надо бы было. В таком состоянии женщине опасно петь, это не здорово для связок, может произойти кровоизлияние в мозг, плюс очень большая психологическая и физическая нагрузка в эти дни, и в голосе “петухи”. Остаёшься без Причастия в праздник и в попраздненство, при активном участии в Богослужениях. Я отдаю Господу все, служу по совести. Неужели, Господь Христос хочет лишить меня Своей трапезы в эти дни. Он как лицемер говорит мне: Я тобой гнушаюсь, служи мне, но будь голодной!? Нет, Он не такой. Абсурдно думать, что Он припомнит мне съеденный кусок колбасы в пост или Причастие в женской нечистоте. А вот если сердце мое не готово покаянно принять Господа, то за это я и буду отвечать. Я ещё не причащалась в этом состоянии, но теперь с возрастом появились проблемы со здоровьем и в женской сфере. И когда дни очищения продолжаются 3 недели и могут возобновиться через три дня или по возвращении из магазина с сумками; то мне, кажется, лучше сделать выбор в сторону Причастия в проблемные дни. К иконам, к помазанию, под благословение я подхожу в эти дни, пью святую воду, ем просфоры, прикасаюсь к Крещенской воде, от этого она ещё ни разу не испортилась, как утверждают некоторые батюшки. А если испортилась, то знайте – это моя вина. Мой голос тоже звучит в храме в эти дни, “оскверняя” всех уже много лет. И все это я делаю, изучив спорную литературу по этому вопросу, опираясь на высказывания хороших священников, тех, которые моляться, радеют за церковь. Я не самовольно так решила. Уже более 20 лет при храме. Без Причастия погибаю, а Причастие даёт силы духовные, и физические восстанавливает.

    Декабрь 9, 2017 8:32

    В интернете разные источники дают противоречивую информацию об этом, а также и священники. Но я думаю что если священник сказал что можно причащаться во время месячных, то значит можно. Я не выбираю дни, я причащаюсь регулярно вне зависимости от дня цикла. За исключением только если плохое самочувствие. К причастию всегда готовлюсь. Может и нельзя тем, кто не любит мыться, а если подмоешься и прокладочку чистую подложишь, то почему нельзя? И я еще согласна с отзывом выше, что кровопролитие в храме не допустимо, но если не капать кровью на пол, то можно. А если месячные у свечнецы, или у певчей, то они не должны в эти дни не ходить на работу в церковь?

    Август 18, 2017 21:09

    Я живу в Латинской Америке и езжу причащаться в другой город и раз в два -три месяца, только когда туда приезжает православный священник и служит там в нашей общине Литургию. В течение полугода в этом году я не могла причаститься по причине совпадения моих месячных с днём богослужения. В результате я впала в уныние. Должна ли я следовать установлениям архиерейского совещания, если это подвергает опасности моё душевное состояние?

    Август 13, 2017 9:39

    Это абсолютно правильное и объяснимое требование. Молиться в церкви и приступать к святыням, когда из тебя льет как из ведра, болит живот и просто сил нет – это кощунство. Однажды в таком состоянии я попыталась зажечь и поставить свечу: она загорелась с третьего раза. Я поняла, что наше я и личные амбиции Богу не нужны. Сказано “нет”, значит “нет”.

    Июнь 21, 2017 2:54

    Читаю комментарии и диву даюсь, до какого идиотизма может довести гордыня. Помилуйте, люди, если вам Архиерейское собрание не указ, святитель И. Брянчанинов не авторитет церкви, то, что вы тут делаете, в православном СМИ? Был задан конкретный вопрос священнику, он на него, достаточно, полно ответил, чего же вам ещё? Да, что батюшка, кто он такой, если вы начинаете спорить со святым человеком, в добродетели и богословских знаниях, которого, до вас, никто не сомневался. Почитайте, любезные, работу Брянчанинова о прелести, точнее, об умственной прелести, которую он называет «мнением», может быть тогда у вас что-то «прояснится». Одно радует, что, для большинства, вопрос о месячных и яйца выеденного не стоит и, слава Богу! Однако приходится констатировать, что, по выражению А. Битова, «либералитет с ложными лозунгами» пытается навязать «свою свободу» и членам РПЦ, хотя, впрочем, я явно сгущаю краски…

  • Июнь 3, 2017 11:51

    Обыкновенные биологические процессы в обычном организме. В смысле-нельзя?! Какие кровопролития?! Дикарство. Я этого не понимаю

    Апрель 12, 2017 9:50

    Всех приветствую, удивительно, насколько изощренно наши женщины умеют спорить! Ну если вы уверены, что во время месячных можно причащаться – идите, причащайтесь. И не говорите священнику. Если вашей душе так будет легче. Но неужели это настолько принципиально для вас, что вы не можете смириться ни с мнением отцов церкви, ни с естественным законом? Женщина спасается рождением, а месячные – как раз подготовка к рождению. Многие девушки себя неважно чувствуют в эти дни и им нужно больше отдыхать. Никаких противоречий. Желаю всем внутреннего мира и счастья!

    Апрель 8, 2017 17:37

    на всех сайтах спорят,но каждый останется при своём мнении

    Март 29, 2017 13:23

    – “… Архиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило общепринятую практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения …”, – вот эта “общепринятая практика” и называется суеверием! Ибо давно известно: – “Что естественно – то не безобразно”!

    И потом, не лицемерие ли это, называть “бескровной жертвой” распятие Христа? Не лицемерие ли это – отрекаться от Слова Христа: – “… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою КРОВЬ имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день…”, – представляя Его жертву БЕСкровной!?

    Вот исторический прецедент: – “… что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так …”, – то есть – человеческие учение отличаются от Божиих установлений!

    Есть только одно место в Священном Писании, где человеку дается ограничение накануне общения с Богом: – “… И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою. И сказал народу: БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ТРЕТЬЕМУ ДНЮ; НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ К ЖЕНАМ. На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы…”, – которое можно соотнести с Причастием!

    Нигде более Бог не запретил “кровоточивой” приближаться к Нему и принимать Святые Дары! Это люди … сами … захотели быть святее Святого! Тенью папы римского! СВЯТЕЙШИМИ! Вот и умничают! Ведь в этот момент из женщины не скверна выходит, но плод жизни обновляется!

    О крови же никогда нигде не говорилось, как о скверне, наоборот: – ” … душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает…”, – сие опять же Божие установление! И кто от Слова Его “нос воротит”, тот Божий ли!?

    Март 28, 2017 14:59

    на Тайной Вечери вообще никаких женщин не присутствовало, насколько мне известно из Евангельского повествования канонического, а из мужчин – только 12 избранных учеников, на то она и Тайная. Насчет женщин в т.н. “нечистоте”, то в Евангелии есть прекрасный пример с кровоточивой, когда женщина в таком состоянии дерзнула коснуться Господа, чтобы исцелиться. В то время за такое побивали камнями. А господь сказал: “Дерзай дщерь, вера твоя спасла тебя”. Но: Он потребовал объявиться и объяснить причину, по которой женщина такое сотворила – многолетняя болезнь, поставившая человека на грань отчаяния, когда уже ничто не помогало. Ибо милосердие превыше всего всегда у Господа. Однако, если бы женщина не страдала нестерпимо, а была бы в “естественном” для созревшего женского организма состоянии очищения, не думаю, что она бы решилась на такое действие. На самом деле то, что мы считаем “естественным” вовсе не естественно – это следствие грехопадения, когда природа человека изменилась в сторону животную. Так же как не естественно для человека состояние детства и старости (об этом я читала у св. Даниила Сысоева в книге про Иова многострадального, и эта мысль, что состояние детства не естественно меня поразила). Думаю, есть еще мистический смысл в крови. Но такие глубины, может нам и не полезно пока знать, раз они не раскрыты, а сохранились только вот в таком запрете. Тут надо понимать и сохранять грань, чтобыблагоговение с одной стороны не перешло в костную традицию, смысл которой никто не понимает, а с другой стороны не перешло во вседозволенность. Не все пока мы можем понять нашим разумом, он ограничен, это только гуманисты считали, что человеческим разумом можно все объяснить без Бога.

    Март 28, 2017 13:50

    Екатерина и еще некоторые участницы этой дискуссии. Вы в своем пафосе показываете, насколько утратили (или вовсе никогда не имели) чувство смирения. Женщина и мужчина – оба творения Божии и оба могут быть в нечистоте, так что нельзя причащаться. Зачем же искушать Бога, приходя к Причастию именно в дни очищения месячного? Могли бы вы представить, чтобы за Тайной Вечерей со Христом возлежали женщины, да еще и в дни менструаций? Как-то это выглядит неопрятно… Поэтому не бравируйте своей природой, дщери Евины, имейте смиренномудрие и благоговение. И раз уж вас допускают до Тайной Вечери Господней, то старайтесь приступать к Трапезе Господней в душевной и телесной чистоте, да получите венцы праведных!

    Март 20, 2017 8:39

    Лично из своего опыта.,мне совесть не позволяет (особенно в первые дни).бывало что исповедь а на причащение пришли,куда деваться. Все женщины разному чувствуют себя в эти дни.для меня лучше переждать,на душе как то не чисто.

    Март 16, 2017 10:38

    Когда-то родители заехали в святое место. Были молодые, оба в спортивных костюмах, мама – без платка. Отец пошёл в храм, а мать осталась ждать: решила, так не пустят. Ее увидел старый батюшка и сказал, чтобы заходила в храм, если хочет, а объяснил так: человек приходит к Богу, а для него значения не имеет, в брюках вы, в юбках и т.д. Думаю, эти слова к вопросу, поднятому выше, отнести можно.

    Март 4, 2017 9:00

    Бог нас создал такими. Бог любит нас такими, какими создал.
    Не может быть такого, чтобы из-за естественного процесса (созданного самим Богом), нам отказывали в посещении церкви.
    Простите меня, если кого обидела, но считаю подобные заявления пережитком прошлого. Когда женщин красивых сжигали на костре, когда умных людей казнили за их ум.

    Февраль 9, 2017 8:01

    Вот в церковь ходить в эти дни нельзя, надо сделать так, что и на работу в эти дни не выходить, дома не убирать, не готовить, ни до чего не прикасаться в эти дни! И всё это законно пусть будет так!

    Декабрь 19, 2016 23:57

    Вообще, все церковные правила и установления Церкви даны для того, чтобы их выполнять, и грех им противостоять. Однако, современный человек по своей гордыне, которая является повсеместной, как у язычников, так и у новоначальных христиан, хочет везде применить свою мирскую логику. Но в Церкви данный подход недопустим. Здесь необходима вера и смирение. Если Бог попускает вышеперечисленные случаи для женщин (в комментариях), то для их проверки и смирения.Бог милостив и подаст свою благодать, но всему свое время. Для редко причащающихся женщин действительно реально подстраиваться под свою природу. Для тех же, кто привык и имеет насущную необходимость частого участия в Таинствах, это действительно время для проверки своего смирения и верности Богу. Но так как смирения мало, то часто это ведет, к сожалению, к нарушению постоянного Богообщения и времени богооставленности. Но, если Бог попустил сохранить именно эту ветхозаветную традицию в современной Русской Православной Церкви, значит в этом есть и Божественный Промысел. Поэтому не стоит роптать, а стоит учиться терпению и смирению. Пишу это не как поучение, а как мои размышления на эту тему.

«Можно или нельзя ходить в церковь с месячными?» – важный вопрос, который не имеет четкого ответа. У него есть как ярые сторонники, отстаивающие церковно-исторические правила и понятия, так и активные противники, защищающие женское бессилие перед естественными процессами организма. И те и другие правы, но что в это время делать женщине?

Запрет Ветхого Завета

История вопросов и ответов по теме посещения церкви в критические дни уходит корнями глубоко в древние времена – в эпоху Ветхого Завета. Это Священное Писание объединяло в себе две религии – христианство и иудаизм, и являлось своеобразной конституцией христианского верования.

Ветхий Завет выделял определенную группу «нечистых» людей, которые не имели права причащаться, исповедоваться, молиться в стенах святого места, то есть доступ в храм им был категорически запрещен. К категории «нечистых» относились:

  • прокаженные люди;
  • люди с гнойно-воспалительными инфекциями в организме;
  • мужчины во время семяизвержения и с дисфункцией предстательной железы;
  • прикасавшиеся к трупу люди, тем самым осквернившие себя;
  • женщины во время кровянистых выделений из влагалища (менструация, послеродовые лохи и тому подобное);
  • мужчины и женщины с любым видом кровотечения.

Почему же нельзя ходит в храм женщинам в критические дни, когда менструация считается естественным процессом, который принимает непосредственное участие в деторождении? Ответ церкви таков: месячные – это отторжение женским организмом человеческой жизни, которая могла зародиться и развиться в ее чреве. «Нечистота» людей в Ветхом Завете ассоциируется со смертью. То есть, грубо говоря, основное предназначение женщины – рождения потомков. Она должна пребывать в постоянно беременном состоянии, так как месячные – это смерть не зарождённого эмбриона и, соответственно, грех. Ответ несправедлив, но это факт.

Подобное отношение церкви к женщинам чем-то напоминает дискриминацию. Притеснение по половому признаку наблюдается даже в сроках, отведенных на очищение после родов: если родился мальчик – 40 дней, если девочка – 80. В это время женщина должна сидеть дома и ждать, когда закончатся строго отведенные церковью дни для кровотечения.

Исключением считались тяжелобольные и умирающие женщины – на их менструальные выделения вера закрывала глаза.

Корректировка запрета Новым Заветом

Во время главенствования Нового Завета осмысление церковной принадлежности человека поменялось и список «нечистых» подвергся корректировке. Церковь стала относиться к женщинам более снисходительно, и тема менструации могла рассматриваться разве что с точки зрения гигиены.

После того как Иисус Христос принял смерть, тем самым взяв на себя все грехи, совершенные человеком, и заново вернулся к жизни (воскрес), его понимание божественной принадлежности стало иным – физическое тело ничто в сравнении с духовной силой человека, стремящегося к единению с Богом. То есть религия не смотрит на то, как выглядит человек и в каком состоянии сейчас пребывает его организм. Для религии остается одно важное понятие – душа. Таким образом, женская менструация не является запрещающим поводом для посещения храма.

Церковь не запрещала женщине в «эти» дни ходить в храм, причащаться, исповедоваться, молиться. Но все же приветствовала решение женщины в дни менструации оставаться дома, а не идти в Божий дом.

Современный взгляд церкви

Точки зрения современных священнослужителей, как и в древние времена не совпадают. Почему можно ходить? Почему нельзя ходить? Когда можно, а когда нельзя? Ответы на эти вопросы зависли во времени. Одни считают, что женщине запрещено ходить в храм, другие разрешают совершать молитвы в стенах храма, исповедоваться, причащаться, несмотря на «красные» дни календаря.

Ни одни ни другие не могут убедительно отстоять свою точку зрения, не имея никаких аргументов в защиту или обвинение.

Аргументы сторонников запретного ритуала

«Защитники» запрета объясняют почему нельзя в «эти» дни ходить в церковь, причащаться и исповедоваться, опираясь на традиции Ветхого Завета и тот факт, что во время менструации организм женщины освобождается от неоплодотворенной и умершей яйцеклетки. Но однозначно ответить, какое отношение физиология процессов имеет к духовной силе они не могут.

По их мнению, женщине в критические дни в стенах храма Божьего запрещено абсолютно все: входить в храм, прикасаться к святым иконам и книгам, ставить свечи, причащаться, исповедоваться. Осквернять святое место любым кровотечением – большой грех. Даже поранившемуся священнику вход в церковь закрыт.

Аргументы противников запретного ритуала

Другая сторона Православного христианства считает запрет посещения женщинами церкви в критические дни морально несостоятельным. Еще Святой Иоанн Златоуст (IV век) считал пропаганду «запретного ритуала» суеверием и подобное поведение церкви называл недостойным веры.

Стоит также отметить, что, по мнению противников «менструального табу», запрет был создан еще во времена язычества, а эта религия не имеет точек пересечения с православием и не может диктовать свои правила и законы.

Однозначно можно ответить, что для Бога важнее внутренняя чистота помыслов, а поведение тела – вторично. Если женщина пришла к Богу во время месячных, но при этом с чистой душой и искренней верой, то никакие менструальные выделения не могут ей в этом препятствовать. Человек создан Богом, и то из чего он состоит, для Бога является ценным. Нельзя срамиться придуманных им менструации, и уж тем более считать их грехом.

Если же касаться эстетической стороны, то современные способы гигиены надежно защищают женщину и помещение храма от случайных кровопролитий. В древние времена подобных «казусов» очень боялись, ведь любое кровопролитие в стенах церкви считалось грехом, а женщины не следили за гигиеной должным образом.

Что разрешается в критические дни?

Очень огорчает тот факт, что церковь не имеет общих и единых взглядов. Если вера одна – православие – то и законы должны быть одинаковы. Почему тогда возникает спор по вопросу «можно или нельзя ходить в Дом Божий во время месячных, можно ли причащаться и, если нельзя, то почему?»

На сегодняшний день Божий дом открыт для всех женщин, независимо от их личного менструального календаря. Считается, что для Бога важны не физиологические проявления тела, а духовная чистота и помыслы, с которыми женщина обращается к святому в исповедовании или молитве.

В большинстве храмов религиозные женщины придерживаются законов критических дней и не посещают святое место пока не закончится менструация. Для них это дань многовековой священной традиции.

Итак, в наше время бытует две совершенно противоположные истины одной веры: ответ первой возлагает полное табу на посещение церкви, возможность причащаться и совершать молитвы женщинам в критические дни; ответ второй – все запреты, распространенные на женщин в дни менструации – устаревшие церковные предрассудки. Посещать храм можно, если того требует душа и вера.


О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: «Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!»

Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни

Как решить этот вопрос?

Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего , мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления , обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.

Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).

Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф.9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:4).

В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные – как естественные процессы нашего организма – не могут человека отлучать от Бога и благодати.

Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться.

Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.

Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов . Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский , в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский . Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором – непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?.. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов». В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема, как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.

Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.

Поделиться: