Влияние природы на человека. Влияние природной среды на здоровье и человека на природу

ODiplom // ГМУ // 01.04.2014

Влияние природных условий и природных ресурсов на территориальную организацию общества.

Природные факторы играли и продолжают играть важнейшую роль в жизни и развитии человеческого общества.

В понятие «природные факторы» обычно включают следующие категории: природные условия, природные ресурсы, устойчивость ландшафтов и экологическую ситуацию, которые мы будем рассматривать далее преимущественно с позиций науки об управлении.

Под природными условиями понимается совокупность важнейших естественных характеристик территории, отражающих основные особенности компонентов природной среды или местных природных феноменов.

Природные условия непосредственно влияют на жизнь и хозяйственную деятельность населения. От них зависят: расселение населения, развитие и размещение производительных сил, их специализация. Они определяют себестоимость а, следовательно, и конкурентоспособность производимой продукции, что особенно важно для стран со значительным распространением экстремальных природных особенностей, к числу которых относится и Россия.

В числе компонентов природной среды в качестве характеристик природных условий рассматриваются, как правило, климат, геологическая среда, поверхностные и подземные воды, почвы, биота, а также ландшафты.

Дополнительной, но весьма важной характеристикой природных условий является распространенность местных естественных феноменов– неблагоприятных и опасных явлений природы, к числу которых относятся стихийные природные бедствия и природные очаги инфекций.

Климатические особенности территории проявляются, прежде всего, в соотношении тепла и влаги.

Количество тепла, необходимое для полного завершения вегетационного цикла (периода роста), называется биологической суммой температур. Термические ресурсы определяют энергию роста растений.

Являясь крупнейшей в мире страной по территории (около 17 млн. кв. км), Россия характеризуется значительным разнообразием климатических условий. Вместе с тем следует подчеркнуть, что Россия в целом – самая северная и самая холодная страна в мире, что сказывается на ее хозяйстве, экономике, многих сторонах жизни населения и политике. Следствием климатических условий является многолетняя мерзлота, которая занимает площадь, равную почти 10 млн. кв. км.

Специфику многолетней мерзлоты необходимо учитывать при создании инженерных сооружений: трубопроводов, мостов, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и других инфраструктурных объектов.

Увлажнение проявляется, прежде всего, в форме атмосферных осадков, является вторым важнейшим климатическим фактором. Она необходима для всего периода жизни растений. Недостаток влаги приводит к резкому снижению урожайности. Для выявления условий увлажнения той или иной территории оперируют показателями количества осадков и величины возможного испарения. В России преобладают территории с избыточным увлажнением, т.е. превышением количества осадков над испарением.

Важнейшими факторами формирования природной специфики региона являются рельеф и геологическое строение. Оказывая влияние на все компоненты природной среды, рельеф способствует появлению различий в ландшафтах и в то же время сам испытывает воздействие природной зональности и высотной поясности. Инженерно-геологические условия местности отражают состав, строение и динамику верхних горизонтов земной коры в связи с хозяйственной (инженерной) деятельностью человека. На основании инженерно-геологических исс ледовани й определяют наиболее благоприятные места для размещения разного рода хозяйственных объектов, проводят расчеты устойчивости горных пород при строительных работах, переработки берегов после заполнения водохранилищ, устойчивости плотин, определяют требования к возведению сооружений в условиях многолетней мерзлоты, избыточного увлажнения поверхности в сейсмических, закарстованных, оползневых районах и т.п. Учет горно-геологических условий жизненно важен во всех сферах хозяйственной деятельности, но особенно в градостроительстве, транспортном и гидротехническом строительстве.

Для сельского хозяйства и ряда других сфер экономики важнейшее значение имеют почвенные условия. Почва – это особое природное тело, формирующееся в результате преобразования поверхностного слоя земной коры под воздействием воды, воздуха и биоты и сочетающее в себе свойства живой и неживой природы. Ценностные свойства почвы отражаются в ее плодородии – способности обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами и влагой и создавать условия для получения урожая.

Под биотой в естественных науках понимают исторически сложившуюся совокупность живых организмов, обитающих на какой-либо крупной территории, т.е. фауну и флору этой территории. В характеристику природных условий местности входит также оценка растительности и животного мира.

В России к основным типам растительности относят тундровую, лесную, луговую и степную. Среди различных типов растительности особое место принадлежит леса. Высока их экологическая и хозяйственная ценность, а также уникальная средообразующая роль на планете.

Природные условия влияют практически на все стороны повседневной жизни населения, особенности его труда, отдыха и быта, здоровье людей и возможности их адаптации к новым, непривычным условиям. Суммарная оценка природных условий определяется уровнем их комфортности для человека. Для его измерения используется до 30 параметров (продолжительность климатических периодов, контрастность температур, влажность климата, ветровой режим, наличие природных очагов инфекционных заболеваний и пр.)

По уровню комфортности выделяют:

1. экстремальные территории (полярные регионы, высокогорные районы высоких широт и т.п.);

2. дискомфортные территории – районы с суровыми естественными условиями, малопригодные для жизни некоренного, неадаптированного населения; подразделяются на холодные гумидные (арктические пустыни, тундра), аридные территории (пустыни и полупустыни), а также на горные районы;

3. гиперкомфортные территории Щ районы с ограниченно благоприятными природными условиями для переселенческого населения; подразделяются на бореальные (леса умеренного пояса) и семиаридные (степи умеренного пояса);

4. прекомфортные территории – районы с незначительными отклонениями от естественного оптимума для формирования постоянного населения;

5. комфортные территории – районы с практически идеальными условиями внешней среды для жизнедеятельности населения; характерны для южной части умеренного пояса, в России представлены незначительными по площади ареалами.

Первостепенное значение природные условия имеют для тех отраслей народного хозяйства, которые функционируют под открытым небом. Это сельское, лесное и водное хозяйство. В огромной зависимости от природных условий находятся практически все виды строительства. Естественные параметры территории оказывают существенное влияние и на организацию городского коммунального хозяйства.

На севере и в других регионах с экстремальными природными условиями возникает потребность в создании специальных технических средств, приспособленных к этим условиям, например с повышенным запасом прочности.

Специфической формой природных условий выступают внутренне присущие тем или иным местностям неблагоприятные и опасные явления природы (НОЯ) или стихийные бедствия

К наиболее распространенным и в то же время опасным для человека стихийным бедствиям относят землетрясения, наводнения, цунами, ураганы и бури, смерчи, тайфуны, обвалы, оползни, сели, лавины, лесные и торфяные пожары. Характерными примерами неблагоприятных явлений природы являются засухи, заморозки, сильные морозы, грозы, сильные или длительные дожди, град и некоторые другие.

Жизненно необходимая во многих случаях защита от НОЯ неизбежно приводит к существенному удорожанию строительства и содержания городов и коммуникаций; технологий, адаптированных к повышенным нагрузкам или способных к предотвращению опасных воздействий.

Природные ресурсы представлены теми элементами природной среды, которые могут быть использованы в процессе материального производства на данном этапе развития общества. Они используются для получения промышленного и продовольственного сырья, производства электроэнергии и т. д.

Как основа любого производства они подразделяются на:

1. ресурсы недр (к ним относят все виды минерального сырья и топлива);

2. биологические, земельные и водные ресурсы;

3. ресурсы Мирового океана;

4. рекреационные ресурсы.

По признаку исчерпаемости природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Исчерпаемые ресурсы подразделяются на невозобновляемые и возобновляемые. Неисчерпаемые природные ресурсы включают ресурсы водные, климатические и космические, ресурсы Мирового океана.

Минерально-сырьевые ресурсы остаются незаменимой основой развития любого общества. По характеру промышленно-отраслевого использования они подразделяются на три крупные группы:

— топливные или горючие – жидкое топливо (нефть), газообразное (пригодный газ), твердое (угли, горючие сланцы, торф), ядерное топливо (уран и торий). Это основные источники энергии для большинства видов транспорта, тепловых и атомных электростанций, доменных печей. Все они, кроме ядерного топлива, используются в химической промышленности;

— металлорудные – руды черных, цветных, редких, благородных металлов, редкие и редкоземельные металлы. Составляют основу развития современного машиностроения;

— неметаллические – горно-химическое сырье (асбест, графит,

— слюда, тальк), строительное сырье (глины, пески, известняки),

— агрохимическое сырье (сера, соли, фосфориты, и апатиты) и т.д.

Экономико-географическая оценка минеральных ресурсов представляет собой сложное понятие и включает три рода оценок.

Она включает в себя: количественную оценку отдельных ресурсов (например, уголь в тоннах, газ, древесина в кубометрах и т.п.), ее величина растет по мере увеличения разведанности ресурса и сокращается j по мере его эксплуатации; технологическую, техническую, (выявляется пригодность ресурсов для хозяйственных целей, их состояние и изученность, степень разведанности и доступности) и стоимостную (в денежном выражении).

Общая стоимость разведанного и оцененного минерального сырья составляет 28,6(или30,0) трлн долл. США, из которых треть -это газ (32,2%), 23,3 – уголь, 15,7 – нефть, а прогнозный потенциал – в 140,2 трлн долл. США (структура: 79,5% – твердое топливо, 6,9 -газ, 6,5 -нефть).

Природно-ресурсный потенциал России размещается неравномерно по территории. Основные и наиболее перспективные источники природных богатств расположены преимущественно на Востоке и Севере страны и удалены от освоенных районов на весьма значительные расстояния. На долю восточных районов приходится 90% запасов всех топливных ресурсов, более 80% гидроэнергетических, высокий удельный вес запасов руд цветных и редких металлов.

Природа оказывает огромное влияние на хозяйственную деятельность человека. Климатические особенности, рельеф, внутренние воды, многолетняя мерзлота, почвы в значительной мере предопределяют специализацию сельского хозяйства. Природные условия влияют на развитие многих отраслей промышленности (добывающей, лесной, гидроэнергетики и др.).

Хозяйственная деятельность человека

Для нетрадиционных видов энергетики - ветровой, приливной, геотермальной, солнечной, природный фактор вообще является определяющим. Природная специфика территории влияет на особенности строительства, на развитие транспорта и курортного хозяйства.

Для доказательства этого приведём в качестве примера виды сельскохозяйственной деятельности человека в зоне тундры и степей.

В зоне тундры, расположенной в субарктическом климатическом поясе, где средняя июльская температура едва достигает + 8°С и всю территорию покрывает многолетняя мерзлота с обилием болот и абсолютно неплодородными переувлажнёнными и промёрзшими тундрово.-глеевыми почвами, растениеводство в открытом грунте невозможно.

Важнейшими отраслями специализации сельского хозяйства здесь являются традиционные занятия жителей Крайнего Севера - оленеводство, охота и рыболовство.

В зоне степей, располагающихся в южных районах умеренного климатического пояса, где средние июльские температуры составляют + 22°С, с недостаточным увлажнением, плодороднейшими чернозёмными почвами, растениеводство становится ведущей отраслью специализации сельского хозяйства.

Сельское хозяйство здесь является развитой и многоотраслевой формой деятельности. В степной зоне выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу, подсолнечник, эфирно-масличные культуры, развито овощеводство, бахчеводство, садоводство и отчасти виноградарство.

Среди отраслей животноводства здесь получили развитие молочно-мясное и мясо-молочное скотоводство, коневодство, свиноводство, овцеводство и птицеводство.

Природа оказывает влияние на хозяйственную деятельность человека.

Докажите это, сравнив виды хозяйственной деятельности в разных природных зонах. Для каких видов хозяйственной деятельности особенно велико значение природных условий? википедия
Поиск по сайту:

С появлением и совершенствованием человека эволюционные процессы биосферы претерпели существенное изменение. На заре своего появления человек оказывал преимущественно локальное воздействие на окружающую среду. Это выражалось, прежде всего, в удовлетворении минимальных потребностей в еде и жилище.

Древние охотники при уменьшении численности промысловых животных переходили охотиться на другие места. Древние земледельцы и скотоводы, если почва истощалась или кормов становилось меньше, осваивали новые земли. Численность населения планеты при этом была небольшой. Практически полностью отсутствовало какое-либо промышленное производство. Незначительное количество образовывавшихся в то время отходов и загрязнений как результата деятельности человека опасности не представляло.

Все могло быть утилизировано за счет деструктивной функции живого вещества.

Рост населения планеты, успешное развитие животноводства, земледелия и научно-технический прогресс определили дальнейшее развитие человечества.

Сейчас на Земле проживает более 7 млрд человек, к 2030 г.

это число вырастет до 10 млрд, а к 2050 г. - до 12,5 млрд человек. Обеспечение населения Земли продовольствием и энергетическими ресурсами уже сейчас является острой проблемой. Сегодня в странах, где существует постоянная нехватка продовольствия, проживает около 70 % населения планеты. Катастрофически быстро сокращаются невозобновляемые природные ресурсы.

Например, по прогнозам ученых, человечество в течение ближайших 200 лет израсходует все запасы металлов.

Хозяйственная деятельность человека на современном этапе все чаще демонстрирует отрицательные примеры воздействия на биосферу. К ним относятся: загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, опустынивание земель, почвенная эрозия. Также нарушаются природные сообщества, вырубаются леса, исчезают редкие виды растений и животных.

Загрязнение окружающей среды

Загрязнение окружающей среды - поступление в среду новых, нехарактерных для нее твердых, жидких и газообразных веществ либо превышение их естественного уровня в окружающей среде, которое оказывает негативное влияние на биосферу.

Загрязнение атмосферы

Чистый воздух необходим для жизни всех живых организмов.

Во многих странах проблема сохранения его чистоты относится к государственным приоритетам. Главная причина загрязнения атмосферы состоит в сжигании органического топлива. Безусловно, ему по-прежнему принадлежит ведущая роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики. На сегодняшний день растительность планеты уже не в состоянии полностью ассимилировать продукты сгорания жидкого и твердого топлива.

Оксиды углерода (СО и СО2), поступающие в атмосферу в результате сгорания топлива, являются причиной возникновения парникового эффекта.

Оксиды серы (SO2 и SO3), образующиеся в результате сгорания топлива, содержащего серу, взаимодействуют в атмосфере с водяными парами. Конечными продуктами такой реакции являются растворы сернистой (H2SO3) и серной (H2SO4) кислот.

Данные кислоты выпадают на поверхность земли с осадками, вызывают подкисление почвы, приводят к заболеваниям человека. В наибольшей степени от кислотных осадков страдают лесные экосистемы, особенно хвойные. У них происходит разрушение хлорофилла, недоразвитие пыльцевых зерен, засыхание и опадение хвои.

Оксиды азота (NO и NO2), подвергаясь действию ультрафиолетовых лучей, участвуют в формировании в атмосфере свободных радикалов.

Оксиды азота приводят к развитию у человека и животных целого ряда патологических состояний. Данные газы, например, раздражают дыхательные пути, вызывают отек легких и др.

Соединения хлора вносят значительный вклад в разрушение озонового слоя планеты.

Например, один свободный радикал хлора может разрушить до 100 тыс. молекул озона, что является причиной возникновения озоновых дыр в атмосфере.

Причинами радиоактивного загрязнения атмосферы являются аварии на атомных электростанциях (к примеру, на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г.).

Вклад в этот процесс также вносят испытания ядерного оружия и неправильная утилизация отходов атомной энергетики. Попавшие в атмосферу радиоактивные частицы рассеиваются на большие расстояния, загрязняя почву, воздух, водоемы.

В качестве источника загрязнения атмосферы следует упомянуть и транспорт. Выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания содержат целый спектр загрязнений.

Среди них оксиды углерода и азота, сажа, а также тяжелые металлы и соединения, обладающие канцерогенным действием.

Загрязнение гидросферы

Дефицит пресной воды - глобальная экологическая проблема. Наряду с расходованием и нехваткой воды вызывает обеспокоенность растущее загрязнение гидросферы.

Основной причиной загрязнения водной среды является прямой сброс в водные экосистемы отходов промышленности и коммунальных сточных вод.

В данном случае с химическими веществами в водную среду поступают и биологические загрязнения (например, болезнетворные бактерии).

Когда сбрасываются подогретые сточные воды, происходит физическое (тепловое) загрязнение гидросферы. Такие сбросы снижают количество кислорода в воде, увеличивают токсичность примесей и часто приводят к заморам (гибели водных организмов).

Загрязнение почвы

В связи с хозяйственной деятельностью человека в почву попадают химические вещества, нарушающие почвообразовательные процессы и снижающие плодородие.

Загрязнение почв происходит при чрезмерном применении в сельском хозяйстве минеральных удобрений и пестицидов. Вместе с органическими удобрениями (навозом) в почву могут проникать биологические загрязнители.

Какая хозяйственная деятельность человека изменила облик степей

Истощение природных ресурсов

Природные ресурсы - средства существования людей, которые не создаются их трудом, а находятся в природе.

Основная проблема их современного состояния - сокращение количества исчерпаемых и ухудшение качества неисчерпаемых природных ресурсов. Особенно это касается животных и растительных ресурсов.

Разрушение местообитаний, загрязнение окружающей среды, чрезмерное использование природных ресурсов, браконьерство существенно сокращают видовое разнообразие растений и животных.

За время существования человечества вырублено и уничтожено около 70 % лесных угодий. Это стало причиной вымирания видов растений, обитавших в травянистых и кустарничковых ярусах. Они не смогли существовать в условиях прямого солнечного излучения.

Вследствие вырубки лесов изменился и животный мир. Виды животных, имевшие тесные связи с древесными ярусами, либо исчезли, либо мигрировали в другие места.

Считается, что с 1600 г. в результате деятельности человека с лица Земли полностью исчезли около 250 видов животных и 1000 видов растений. Под угрозой уничтожения в настоящее время находятся около 1000 видов животных и 25 000 видов растений.

Животные и растительные ресурсы способны к постоянному восстановлению.

Если скорость их использования не превышает темпы естественного возобновления, то эти ресурсы могут существовать очень долго.

Однако скорость их возобновления различна. Популяции животных могут восстановить свою численность за несколько лет. Леса вырастают за несколько десятков лет. А почвы, утратившие плодородие, восстанавливают его очень медленно - в течение нескольких тысячелетий.

Очень важной ресурсной проблемой планеты является сохранение качества пресной воды.

Как известно, общие запасы воды на планете неисчерпаемы. Однако на долю пресных вод приходится лишь около 3 % всей гидросферы. Причем только 1 % пресной воды пригоден для непосредственного употребления человеком без предварительной очистки. Примерно 1 млрд людей на Земле не имеют постоянного доступа к пресной питьевой воде. Поэтому человечество должно рассматривать пресную воду как исчерпаемый природный ресурс. Проблема пресной воды с каждым годом обостряется в связи с обмелением рек и озер в результате мелиоративных мероприятий.

Возрастает расход воды на нужды сельского хозяйства и промышленности, водоемы загрязняются производственными и бытовыми отходами.

Нехватка пресной воды и ее плохое качество сказываются и на здоровье людей.

Известно, что наиболее опасные инфекционные заболевания (холера, дизентерия и др.) возникают в местах, где затруднен доступ к чистой воде.

Опустынивание

Опустынивание - совокупность процессов, которые приводят к утрате природным сообществом сплошного растительного покрова с невозможностью его восстановления без участия человека.

Причинами опустынивания являются преимущественно антропогенные факторы. Это вырубка лесов, нерациональное ис пользование водных ресурсов при орошении земель и др. Например, чрезмерная вырубка древесной горной растительности становится причиной стихийных бедствий - селей, оползней, снежных лавин.

Приводить к опустыниванию может и чрезмерная нагрузка на пастбища при увеличении масштабов животноводства. Растительный покров, выедаемый животными, не успевает восстанавливаться, и
почва подвергается различным видам эрозии.

Эрозия почвы - разрушение плодородного слоя почвы под действием ветра и воды.

Эрозия почв происходит из-за массового включения человеком в активное землепользование все новых и новых земель.

В наибольшей степени опустынивание характерно для районов с засушливым климатом (пустыни, полупустыни) - стран Африки и Азии (особенно Китая).

Сегодня данная проблема носит межнациональный характер.

Поэтому ООН была принята Международная конвенция по борьбе с опустыниванием, которую подписали почти 200 государств.

Основными последствиями хозяйственной деятельности человека стали загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и опустынивание земель.

Предотвращение губительного влияния антропогенного фактора на биосферу является сегодня важной общечеловеческой проблемой, в решении которой должен участвовать каждый житель Земли.

Степь - равнина в умеренных и субтропических зонах, поросшая травянистой растительностью.

Степи играют большую роль в жизни природы России. Они находятся на юге страны, в частности, у Чёрного моря и Кавказа, а также в долине Оби и в Забайкалье.

Почва - чернозем, лежащий чаще всего на толще лессовидных глин со значительным содержанием извести.

Этот чернозем в северной полосе степи достигает наибольшей мощности и тучности, так как содержит иногда до 16 % гумуса. К югу чернозем беднеет гумусом, делается светлее и переходит в каштановые почвы, а затем совершенно сходит на нет.

Климат степи

В районах степей климат умеренно-континентальный, зима - холодная, солнечная и снежная, а лето - жаркое и сухое. Средняя температура января - −19 °C, июля - +19 °C, с типичными отклонениями до −35 °C и +35 °C. Климат степей также отличается большой продолжительностью безморозного периода, большими среднегодовыми и среднемесячными температурами.

Деятельность человека в степях

Осадков здесь выпадает мало - от 300 до 450 мм.

Растительный мир

Растительность состоит главным образом из злаков, растущих маленькими пучками, между которыми видна голая почва. Более всего распространены различные виды ковыля, особенно ковыль перистый с шелковистыми белыми перистыми остями. Он нередко покрывает сплошь большие пространства. На очень тучных степях развиваются виды ковыля, отличающиеся гораздо большими размерами.

На сухих же бесплодных степях растёт более мелкий ковыль. После ковыля самую важную роль играют различные виды рода Тонконог (Koeleria ). Они встречаются всюду в степи, но особенную роль играют к востоку от Уральских гор, некоторые виды представляют собой прекрасный корм для овец.

Запас растительной массы в степях значительно меньше, чем в зоне лесов.

См. также: Степные растения

Животный мир

Как по видовому составу, так и по некоторым экологическим особенностям, животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни.

Так же, как и в пустыне, степь характеризуется высокой засушливостью, лишь немногим меньше, чем в пустыне. Животные активны летом, преимущественно ночью. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остается влага после зимы. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу; из грызунов - строящие сложные норы (суслики, сурки, слепыши) и прыгающие виды (тушканчики).

Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны для степи степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонок. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.

Почвы

Климат степей отличается большой сухостью, поэтому земли степей страдают от недостатка влаги. В связи с плодородием земли здесь находится много пашней и мест для выпаса скота, поэтому степи страдают.

Почва в степи - чернозём, лежащий чаще всего на толще лёссовидных глин, со значительным содержанием извести. Этот чернозём в северной полосе степи достигает наибольшей мощности и тучности, так как содержит иногда до 16 % гумуса. К югу чернозёма становится меньше, он делается светлее и переходит в каштановые почвы, а затем совершенно сходит на нет.

Хозяйственная деятельность

Хозяйственная деятельность человека в степной зоне ограничена природными условиями.

Распространено скотоводство и земледелие . В основном выращивают злаковые, овощи, бахчевые культуры. Но, зачастую, требуется орошение.

Разводят крупнорогатый скот мясомолочных пород , овец и лошадей . Селения распространены вдоль водоемов - рек или искусственных прудов.

Степь - отличная местность для занятия сельским хозяйством, как для растениеводства, выращивания таких культур как пшеница, кукуруза, подсолнечник, так и для пастбищного животноводства, благодаря наличию трав.

В степных районах традиционно развита сельскохозяйственная деятельность.

Роль в литературе

Очень ярко и живописно описал степь в своей повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь:

Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.

Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый, Бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.

Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере.

Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою! Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем! Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Хомутовская степь.

Табун лошадей пасётся в условиях воли

CC© wikiredia.ru

Хозяйственное использование зоны степей

Степная зона вместе с лесостепью – главная житница страны, область возделывания пшеницы, кукурузы, подсолнечника, проса, бахчевых культур, а на западе – промышленного садоводства и виноградарства.

Земледелие в степной зоне сочетается с развитым животноводством (крупный рогатый скот, коневодство, овцеводство и птицеводство). На западе зоны освоение земель под пашню можно считать законченным: распаханность территории достигла здесь 70-80%. В Казахстане и Сибири процент распаханности намного ниже. И хотя здесь еще не все земельные фонды, пригодные для распашки, исчерпаны, процент распаханности казахских и сибирских степей останется и дальше более низким по сравнению с европейскими степями вследствие повышенной засоленности и каменистости почв.

Резервы пахотных земель в степной зоне незначительны.

В северной, черноземной подзоне они составляют около 1,5 млн. га (освоение солонцеватых черноземов, лугово-черноземных и пойменных почв). В южной подзоне возможна распашка 4-6 млн. га солонцеватых каштановых почв, но для этого потребуется проведение сложных противосолонцовых мероприятий, а для получения устойчивых урожаев – орошение.

В степной зоне более остро, чем в лесостепи, стоит проблема борьбы с засухами и ветровой эрозией почв. По этой причине особое значение здесь приобретают снегозадержание, полезащитное лесоразведение, искусственное орошение.

Богатые почвенно-климатические ресурсы зоны дополняются разнообразными полезными ископаемыми.

В числе их месторождения железных руд (Кривой Рог, Соколовско-Сарбайское, Лисаковское, Аятское, Экибастуз), марганца (Никополь), каменного угля (Караганда), природного газа (Ставрополь, Оренбург), хромитов (Мугоджары), каменной соли (Соль-Илецк), фосфоритов (Актюбинск).

Располагаясь на территории одной из наиболее освоенных человеком природных зон, многие месторождения полезных ископаемых достаточно хорошо изучены и широко разрабатываются, способствуя промышленному развитию степных районов СССР.

Литература.

Хозяйственная деятельность людей в условиях степи. Помогите!

Мильков Ф.Н. Природные зоны СССР / Ф.Н. Мильков. — М. : Мысль, 1977. – 296 с.

Еще статьи о степи

Природная среда, в которой человек сформи-ровался и живёт, всё время изменяется, влияя на его здоровье и безопасность.

Благодаря природным условиям в Украине собирают щедрые урожаи. Здесь разводят рыбу, выращивают скот и птицу, занимаются пчеловод-ством. Хозяйствуя в различных природных зо-нах, украинцы производят необходимые для жизни и здоровья продукты питания.

Вследствие многолетней хозяйственной дея-тельности люди вызывают положительные и отрицательные изменения в природе.

Изменяются состав атмосферы, Мирового океана, почв, фон радиоактивности. На Земле наблюдается потепление. Это приводит к нару-шению экологического равновесия в природе.

Исчерпываются залежи нефти, газа, угля, что порождает угрозу «энергети-ческого голода». На Земле есть такие места, где почвы утратили плодородие. Там существует острая потребность в продуктах питания.

Современный человек не представ-ляет жизни без достижений техни-ческого прогресса : телевизора, холо-дильника, телефона, радио, моющих средств, красок, изделий из пластмас-сы и т.п. Разработаны эффективные лекарства. Автомобилем, поездом, самолётом удобно и легко преодолевать значительные рас-стояния.

Астронавты с орбитальной станции говорят с родными и знакомыми. Ежедневно человек получает новую информацию - на уроках, в до-роге, дома, во время отдыха, ведь везде люди слушают, читают, смотрят. Даже в метро пас-сажир может посмотреть телевизор, позвонить по мобильному телефону.

Именно с помощью достижений технического прогресса можно успеть всё сделать вовремя и хорошо, победить болезни, красиво и комфортно одеться, вкусно поесть, интересно отдохнуть.

Но технический прогресс имеет и другую сторону. Деятельность человека наносит вред природе из-за неправильного, необдуманного применения механизмов, работа которых свя-зана с выбросами в атмосферу углекислого и угарного газов, других веществ, губительно действующих не только на растения и животных, но и на людей. К сожалению, нарушаются также требования относительно использова-ния атомной энергии.

Загрязнение почвы, воздуха и воды химичес-кими веществами, отходами технологических процессов, выхлопными газами автотранспорта вызывает у людей аллергические заболевания, поражения кожи и дыхательных путей, обуслав-ливает возникновение злокачественных опухо-лей. Увеличилась заболеваемость людей, подверг-шихся радиоактивному облучению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Поэтому такой важной для жизни и здоровья человека является охрана природной среды. Разработаны между-народные законы относительно режима исполь-зования Мирового океана и космического пространства, охраны уникальных природных зон (Чёрного и Средиземного морей, Антаркти-ды), ликвидации последствий аварии на Черно-быльской атомной электростанции и т.п.

Для сохранения жизни и здоровья необходимо знать состояние окружающей природной среды местности, в которой ты живёшь. Его оценивают по специальным показателям (см. таблицу). Важно, чтобы отрицательные изменения окружа-ющей среды не стали необратимыми.

Здоровье человека зависит от состояния окружающей среды только на 20 %, а на 50 % - от образа жизни.

Таблица

Уровень состояния загрязнённости окружающей природной среды Материал с сайта

Нулевой Отсутствие загрязнения природной среды и нару-шений состояния здоровья населения
Низкий Заметны изменения в природной среде. Окружаю-щая природная среда удовлетворительна для су-ществования человека
Средний Существенные изменения в природной среде. Здоровье населения заметно ухудшилось под воз-действием неблагоприятных условий окружающей среды
Высокий Использование почв для производства продоволь-ственной продукции невозможно. Существенное снижение состояния здоровья населения
Катастро-фический Продуктивность почв нулевая. Окружающая при-родная среда опасна для здоровья и существова-ния человека

Экология - от греческих слов «жильё» и «знание» - наука о взаимосвязях в природе.

Мультимедийный урок

Составила и провела:

Посохова Т.М

учитель географии МБОУ «Троицкая СОШ»

Аннотация к уроку

Изучение физической географии завершает раздел «Человек и природа». Один из последних уроков этого раздела «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», подводит итоги работы в 8классе по формированию ключевых компетенций по географии через использование интерактивных технологий, в том числе информационных и телекоммуникативных.

Урок по названной теме систематизирует, обобщает знания о значении природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, о природных ресурсах, о роли географической науки и обеспечивает переход к изучению экономической и социальной географии нашей страны.

Огромен образовательно-воспитательный потенциал данного урока.

Школьники приходят к выводу, что географические знания играют огромную роль в решении различных проблем народного хозяйства, увидят место человека в природе. Возможности его положительного и отрицательного влияния на природу в условиях научно- технического прогресса.

И самое главное школьники должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу. Разумно использовать ее богатства, уметь сохранить свою жизнь при неблагоприятных явлениях.

Урок географии в 8 классе.

Тема урока: Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и

здоровье человека..

Цели и задачи урока:

1.Формирование новых знаний и умений о проблемах взаимодействии человека и природы, особенности влияния природных условий на образ жизни людей их здоровье и занятия.

2.Обобщить и систематизировать знания о взаимосвязи природных факторов с условиями и образом жизни населения, научить учащихся давать оценку неблагоприятных и комфортных условиях жизни.

3.Разработать правила поведения при неблагоприятных и стихийных явлениях природы и меры защиты природы от неблагоприятного антропогенного воздействия.

4. Познакомить с объектами природного и культурного наследия в России. 5.Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации.

6. Выступать перед аудиторией и слушать, отбирать необходимую информацию.

Учебно-наглядный комплекс:

Урок проходит в компьютерном классе , используется мультимедийный проектор.

Интерактивные карты: физическая, климатическая, экологическая

Тип урока: комбинированный с использованием мультимедийный ресурсов и ресурсов Интернет

Справочно-информационный материал; самостоятельно составленные презентации; электронный учебник «География России. Природа» 8 класс.

Термины и понятия: среда обитания, природные условия, природные

ресурсы, благоприятные условия, экстремальные

Условия проживания, медицинская география,

рекреационная география, мурмончане, якуты, горцы,

таежники стихийные бедствия, объекты всемирного

природного и культурного наследия России.

Географические объекты : Кольский полуостров. Мурманск, Якутия, Сочи,

Республика Коми, Камчатка, Кавказ, Краснодар

Обязательные для усвоения на уроке знания и умения:

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека;

Благоприятные условия для жизни и деятельности человека;

Экстремальные условия;

Причины стихийный природных явлений и меры личной безопасности;

Влияние деятельности человека на природные комплексы;

Мероприятия по охране отдельных объектов природы (Объекты Всемирного природного наследия Росси)


Справочно-информационный материал.

(на рабочем столе у каждого ученика)

Название

Местоположение

Особенности

Астраханская дельта

Дельта р.Волга

Заповедник с уникальной флорой и фауной

Ладожское оз.

Уникальная природа. Монастырь 14 в.

Северо – Запад России

Морено – холмистый ландшафт, оз. Селигер, исток Волги

Излучина р.Волги

Рассеченные оврагами горы. Своеобразная природа

Марциальные воды

Первый курорт России, основанный в 1719 году

Валдайская возвышенность

Озеро с уникальным ландшафтом

Девственные леса Коми

Республика Коми

Нетронутые леса

Уникальные природные объекты Русской равнины.

Комплекс упражнений для глаз.

Упражнения выполняются сидя или стоя. Отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движений глаз.

ВАРИАНТ 1.

    Закрыть глаза. Не напрягая глазные мышцы, на счет один – четыре затем закрыть глаза расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз

    Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево. Вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

    Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Ход урока.

1.Организационный момент. Постановки цели и задачи урока.

Презентация «Человек и природы» - слайд 1

2.Работа с терминами

Презентация «Человек и природы» - слайд 2. (на экране)

(обучаемые работают со справочником электронного учебника « География России» Образовательная коллекция 8 класс. Под редакцией В.П.Дронова.

3. Исследовательская работа . КАК ЧЕЛОВЕК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕТ С ПРИРОДОЙ.

Индивидуальная рабочая папка учащихся на рабочем столе – Презентация № 1 «Взаимодействие человека и природы»

(Работа в парах.) Задания:

1пара.-Изучить материалы и установить: как человек взаимодействует с литосферой;

2-я - какие стихийные явления происходят в литосфере и меры защиты жизни и здоровья при стихийных явлениях;

3-я- влияние климата на жизнь и деятельность человека;

4-я-взаимодействие - вода и человек;

5-я- стихийные явления, связанные с водой;

6-я пара- изучить мероприятия по охране органического мира и предложить свои

Координационный совет: готовить вопросы парам и выступает с опережающим заданием «Как люди охраняют природу.»Памятники природы России

Работа с информационно- справочным материалом.

Презентация №2

Физкультминутка (отдых для глаз)

3.Коллективная работа . Продолжить презентацию… Природные и антропогенные ландшафты» Презентация №3

Мы знаем, что человек приспосабливается к окружающей среде (одежда, жилище, образ жизни). Но человек и изменяет окружающую среду: осушает болота, добывает полезные ископаемые, орошает. Часто из0меняет природу непреднамеренно, не ожидая конечных, непредсказуемых результатов. Приведите свои примеры ….

ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ

Физкультминутка (подвижная)

    Новая тема

Влияние природных условий на жизнь и здоровье людей.

Групповая работа.

Природные условия влияют на жизнь и здоровье человека. Давайте. сегодня рассмотрим это влияние

1 группа – мурмончане работа с презентацией № 4.

2..группа – якуты работа с презентацией №5

3.группа – горцы работа с презентацией №6

4 группа – краснодарцы работа с презентацией № 7

5.группа - жители тундры работа с презентацией №8

6.группа- жители Валдая работа на сайте http :// www . li 4 ki . ru

Описать условия жизни, образ жизни:

Основное занятие населения;

Дополнительные занятия населения;

Природные условия, в которых живут народы;

Из чего изготовляют одежду

Объяснить причины такого образа жизни.

Представитель каждой группы делает сообщение, демонстрируя презентацию.

Выводы:

Человек приспосабливается к условиям жизни. Но в условиях Севера, где живет 10 млн. человек (из 12,5 млн. человек мировых северян) людям приходится тратить много сил на преодоление трудностей. На Севере необходимо больше топлива, больше топлива, больше расход стройматериалов (более толстые стены домов), нужны более теплая дорогая одежда, более теплая, дорогая одежда, более калорийная пища .

- Почему люди живут в трудных природных условиях Севера?

Почему добыча нефти обходится нам дороже, чем в странах Персидского залива. Более дорогой уголь и другие ресурсы?

- Природные условия влияют на здоровье. Найдите в тексте учебника, чем занимается медицинская география?

4. Работа с географическими объектами. Нанести на к/к России; слайд №2 презентация «Человек и природы»

5 . Рефлексия

6.Домашнее задание: инд. задания: подготовить сообщения (можно презентации)- о наводнениях, землетрясениях, ураганах;

О мерах защиты от стихийных явлениях

Мероприятиях по охране природы

Памятники Всемирного природного наследия России

Использованная литература:

1.География России. В 2 кн. Кн.1:Природа. Население. Хозяйство. 8 кл.: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений/В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе; под ред. В.П.Дронова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009

2.Географияч России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений/ Под ред. А.И.Алексеева: В 2 кн. Кн.1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2003

3.География России. 8-9 кл.: Метод.пособие. Баринова И.И. Ром В.Я – М.: Дрофа, 1997.

4.География России. Природа. 8 класс: Твой справочник. Материалы к урокам. Элькин Г.Н.- СПб.: «Паритет», 2005

5.География России.Природа. 8 класс: Метод. Пособие. Элькин Г.Н - СПб.: «Паритет», 2003

6.Уроки географии с использованием инфыормационных технологий. 6-9 классы. Меодическое пособие. Кугут И.А., Елисеева Л.И и др.-М.: Глобус, 2008

7.Ресурсы Интернет.

Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна. От качества воды, воздуха, почв, от климатических условий зависят состояние здоровья человека, его трудоспособность и долголетие. В сохранении здоровья людей и лечении различных заболеваний важная роль принадлежит природным факторам: солнцу, морскому, лесному, горному воздуху, морской воде, минеральным водам, целебным грязям.

Благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Часть территории нашей страны отличается благоприятными для жизни и здоровья человека условиями: теплым солнечным летом, умеренно холодной зимой, достаточным количеством осадков, обилием привлекательных живописных пейзажей. Весьма благоприятен для здоровья климат средней и южной части европейской территории, юга Западной Сибири, Северного Кавказа. Например, для жителя умеренных широт наиболее благоприятными являются следующие условия: температура зимой -8 ... -10 °С, летом +23 ... +25 °С, скорость ветра зимой -- 0,15 м/с, летом -- 0,2-- 0,4 м/с, относительная влажность воздуха соответственно 40--60% . Эти территории издавна освоены и имеют высокую плотность населения.

Освоение территорий с экстремальными условиями. Однако в нашей стране есть много мест и с малоблагоприятными условиями для жизни человека.

Экстремальные условия -- это условия, крайне неблагоприятные для организма человека: очень низкие температуры зимы, очень высокие температуры лета, сильные ветры, очень высокая влажность.

В нашей стране можно выделить следующие территории с экстремальными условиями: тундры, пустыни, области резко континентального климата в Сибири, дальневосточную муссонную зону. В Приморье, например, очень сырое лето. В Восточной Сибири находятся самые холодные районы Северного полушария, где возводить любые постройки крайне сложно из-за наличия многолетнемерзлых грунтов. Зимой термометр показывает -50 ... -60 °С, а летом иногда больше +30 °С. Здесь самые большие годовые амплитуды температур на нашей планете: 95 °С на юге и 105 °С на севере, зимой наблюдается самое высокое атмосферное давление в России. Морозы в -45 ... -50 °С могут стоять здесь непрерывно от 1,5 до 3 месяцев.

Такие условия создают большие трудности не только человеку, но и орудиям труда. Температура -45 °С -- критическая для механизмов. Для северных районов их необходимо изготавливать из специальных морозоустойчивых материалов.

Для освоения территорий с экстремальными условиями требуются значительные материальные затраты средств, энтузиазм людей, использование достижений науки и техники.

Стихийные природные явления и их причины. Значительные трудности в жизни и деятельности человека связаны со стихийными природными явлениями. Под стихийными природными явлениями обычно понимают неожиданные, тяжелые по своим последствиям нарушения нормального хода природных процессов.

– это весь материальный мир Вселенной, органический и неорганический. Но в быту чаще употребляется другое определение, в котором под природой подразумевают естественную среду обитания, т.е. все, что было создано без человеческого вмешательства. За все время своего существования люди часто становились виновниками изменений окружающей среды. Но роль природы в жизни людей тоже колоссальна, и ее нельзя недооценивать.

Среда обитания

Человек – часть природы, он «вырастает» из нее и существует в ней. Определенное атмосферное давление, земная температура, вода с растворенными в ней солями, кислород – все это естественное состояние планеты, которое является оптимальным для человека. Достаточно убрать один их элементов «конструктора», и последствия будут плачевными. А любое изменение в природе может стать причиной кардинальных перемен в жизни всего человечества. Именно поэтому утверждение о том, что природа сможет существовать без человека, а человек без нее – нет, особенно актуально.

Главный источник потребительских благ

Предметы роскоши созданы людьми, а вот первоочередные потребности мы удовлетворяем за счет природы. Именно окружающий мир дает нам все необходимое для существования: воздух, пищу, защиту, ресурсы. Естественные ресурсы вовлечены во многие сферы: строительство, сельское хозяйство, пищевую промышленность.

Мы уже давно не живем в пещерах, а предпочитаем благоустроенные дома. Прежде чем съесть то, что растет на земле, мы это обрабатываем и готовим. Мы не накрываемся шкурами животных, а шьем одежду из тканей, полученных путем переработки природных материалов. Несомненно, многое из того, что дает планета, человек трансформирует и улучшает для комфортной жизни. Несмотря на всю мощь, человечество не сможет развиваться вне природы и без базы, которую она нам предоставляет. Даже в космосе, за пределами Земли, людям приходится использовать переработанные природные блага.

– это огромная лечебница, способная исцелить от различных недугов. На основе растений разработаны многочисленные медицинские препараты и косметические средства. Часто для укрепления здоровья используют ресурсы практически в первозданном виде, например в фитотерапии, водолечении и грязелечении.

Зависимость человека от природных условий

Долгие годы под влиянием климата, рельефа, ресурсов формировались обычаи, особенности деятельности, эстетические взгляды и характер населения той или иной страны. Можно смело заявить, что роль природы лежит в основе многих общественных процессов. Даже внешность человека зависит от региона, из которого произошли его предки.

От погодных условий зависит здоровье многих людей. Самочувствие и эмоциональное состояние может меняться в зависимости от фаз луны, активности солнца, магнитных бурь и других явлений. Уровень загрязнения воздуха, его влажность, температура, концентрация кислорода – все это также может оказывать влияние на самочувствие человека. Например, городские жители после отдыха у реки отмечают улучшение физического и психологического состояния.

Города миллионники, современные автомобили, новейшие технологии – глядя на все это, кажется, что человек научился успешно существовать вне природы. На самом же деле человечество по-прежнему зависит от условий, которые не в силах изменить. Например, от количества и состояния природных ресурсов на территории государства зависит его экономика. Погодные условия определяют особенность построек населенного пункта и условия жизни. Такое разнообразие национальных кухонь возникло в результате климатических особенностей регионов, а также растительного и животного мира.

Эстетическое и научное значение

Природа выступает в качестве источника самой разнообразной информации, которая помогает выстраивать отношения с окружающим миром. Благодаря данным, которые хранит планета, мы можем знать, кто населял Землю тысячи и миллионы лет назад. Сегодня мы можем если не предотвратить природные катастрофы, то хотя бы защитить себя от них. А некоторые явления человек даже научился направлять в свою пользу. и обучении человека. Ребенка знакомят с окружающим миром, учат защищать, оберегать и облагораживать его. Без этого невозможен ни один образовательный процесс.

Нельзя обойти стороной значение природы в культурной жизни. Мы созерцаем, любуемся, наслаждаемся. Это источник вдохновения писателей, художников и музыкантов. Это то, что деятели искусства воспевали и будут воспевать в своих творениях. Многие уверены, что красота и гармония природы даже оказывает исцеляющее воздействие на организм. Хотя духовная составляющая не является первой необходимостью для жизни населения, в жизни социума она играет важнейшую роль.

Поделиться: