Александр ПушкинНа картинкик «Евгению Онегину»в «Невском альманахе. =5 самых скандальных стихотворений Пушкина= Пупок чернеет сквозь рубашку наружу милый вид


Кокушкин мост через канал Грибоедова. Один из простеньких, я бы сказал, невзрачных петербургских мостов. Длина 19 метров, ширина 13. Никогда бы я не обратил на него внимания, если бы не Александр Сергеевич Пушкин.
В 1829 году журнал "Невский альманах" опубликовал иллюстрации к поэме "Евгений Онегин". Пушкину рисунки не понравились и он написал эпиграмму, которая начиналась так:
Вот перешед чрез мост Кокушкин,
Опершись ж… о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мсье Онегиным стоит.
Не удостоивая взглядом
Твердыню власти роковой,
Он к крепости стал гордо задом:
Не плюй в колодец, милый мой.


Помню, как меня разочаровал Кокушкин мост, когда я, в первый свой приезд в Ленинград, нашел это место. Я думал, что это какое-то потрясающее сооружение, не уступающее по красоте Дворцовому мосту, ну, или хотя бы Банковскому, или Львинному. И "твердыня власти роковой", то есть Петропавловская крепость, отсюда не видна, до нее еще идти и идти. Просто Алексанру Сергеевичу название приглянулось для рифмы. Место это тогда считалось окраинным. Но с легкой руки Пушкина, Кокушкин мост стал популярен у литераторов.

Лермонтов в повести "Штосс" писал: "...эти картины встретили бы вы только в глухих частях города, как например... у Кокушкина моста”. А Федор Михайлович Достоевский поселил Родиона Раскольникова в Столярном переулке, в ста метрах от Кокушкиного моста. В 1929 году здесь же, рядом с мостом, жил Гоголь, здесь он писал "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Мост был построен в конце 17 века. Назвали его по имени купца Василия Кокушкина, который жил перед мостом. До 1946 года пролет моста был деревянным, сейчас он металлический. Стоит мост на 170-ти сваях. Решетка моста оригинальная.

А это объявление в "Санкт-Петербургских ведомостях" за 1847 г., о сдаче квартиры у Кокушкина моста.

В Санкт-Петербурге даже мост - полноправный персонаж русской литературы


Возле Сенной площади в Петербурге переброшен через канал Кокушкин мост — полноправный персонаж русской литературы. Это место вдохновляло Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского и других мастеров пера, которые тут и сами обитали, и населяли окрестности своими героями. Прогуляемся и мы?

Здесь в доме № 69 по каналу Грибоедова Гоголь написал «Вечера на хуторе близ Диканьки». В «Записках сумасшедшего» он подробно описывает это место: «Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец к Кокушкину мосту и остановились перед большим домом. «Этот дом я знаю, — сказал я сам себе. — Это дом Зверкова».

Отсюда «в начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер» вышел «из своей каморки, которую нанимал от жильцов в Столярном переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к Кокушкину мосту» Родион Раскольников, когда решил, что он не «тварь дрожащая» и «право имеет». Тут же, рядом с мостом, в доходном доме купца Алонкина, жил и сам Достоевский.

А Михаил Лермонтов в своей неоконченной повести «Штосс» описывает такую картину: «По тротуарам лишь изредка хлопали калоши чиновника, — да иногда раздавался шум и хохот в подземной полпивной лавочке, когда оттуда вытаскивали пьяного молодца в зеленой фризовой шинели и клеенчатой фуражке. Разумеется, эти картины встретили бы вы только в глухих частях города, как например: у Кокушкина моста».

Но подлинно обессмертил «литературный мост», конечно же, Пушкин — в эпиграмме к иллюстрации А.В. Нотбека к «Евгению Онегину», опубликованной в «Невском альманахе» в 1829 году. Поэт предварительно сам сделал набросок рисунка, послал его из ссылки брату для готовившегося издания первой главы романа. Поэт писал: «Брат, вот тебе картинка для Онегина — найди искусный и быстрый карандаш. Если и будет другая, так чтоб все в том же местоположении. Та же сцена, слышишь ли? Это мне нужно непременно».

Следуя пожеланиям автора, художник старательно изобразил и Пушкина, и Онегина, и крепость, но при этом развернул поэта лицом к зрителю. Это так не понравилось автору «Евгения Онегина», что он сделал к рисунку следующую надпись:

Вот перешед чрез мост Кокушкин,

Опершись ж: о гранит,

Сам Александр Сергеич Пушкин

С мосье Онегиным стоит.

Не удостаивая взглядом

Твердыню власти роковой,

Он к крепости стал гордо задом:

Не плюй в колодец, милый мой.

Гуляя в этих местах и набредая на Кокушкин мост, невозможно не вспомнить эту последнюю строку вечно злободневной пушкинской эпиграммы. Но как понять «ошибку» Пушкина в местоположении? Глядя на рисунок Пушкина, можно подумать, что они с Онегиным стоят на Дворцовой набережной, где на другом берегу Невы и находится «твердыня власти роковой». Но ведь поэтом точно указывается место: «Вот перешед чрез мост Кокушкин»: Загадка!

«Над этой загадкой давно ломают голову пушкинисты, — рассказала „Труду“ экскурсовод, лектор, член Всемирного клуба петербуржцев Елена МОНАХОВА . — Вопрос этот постоянно возникает, но никто не знает на него точного ответа. Действительно, есть такое несоответствие. На рисунке, который Пушкин заказал, он обозначил себя и Онегина именно на фоне крепости. Но в действительности Кокушкин мост и крепость находятся далеко друг от друга. Я думаю, это можно воспринимать символически: вот он гулял по Петербургу, где-то пересек Кокушкин мост (Кокушкин удачно рифмуется с Пушкиным) и дошел до набережной Невы. Это все небольшое пространство на самом деле. Я только так могу это себе представить. Тем более что в тех местах — на Сенной, у Екатерининского канала — Александр Сергеевич действительно много раз гулял».

Эпиграммы на неудачные иллюстрации А. К. Нотбека к , помещенные в «Невском альманахе на 1829 год». «В память нескольких недель, проведенных со мною на водах, - вспоминал М. И. Пущин - Пушкин написал стихи на виньетках из «Евгения Онегина» в бывшем у меня «Невском альманахе». Альманах этот не сохранился, но сохранились в памяти некоторые стихи, карандашом им написанные. Вот они: «Вот перешедши мост Кокушкин...» и т. д. В основу иллюстрации к строфе XLVIII главы первой был положен рисунок Пушкина, посланный им еще из ссылки для готовившегося издания первой главы романа. Поэт писал: «Брат, вот тебе картинка для Онегина - найди искусный и быстрый карандаш. Если и будет другая, так чтоб всё в том же местоположении. Та же сцена, слышишь ли? Это мне нужно непременно». В издании первой главы иллюстраций не было (как не было их позднее и в изданиях всего романа, выпускавшихся самим поэтом). Нотбек повернул Пушкина на картинке лицом к зрителю, что и вызвало эпиграмму. «Другая надпись, которую могу припомнить, была сделана к виньетке, представляющей Татьяну...»; виньетка иллюстрировала строфу XXXII главы третьей. Изображение Татьяны было особенно плохо. Эта эпиграмма состояла «из двенадцати стихов, которых первых четырех не могу припомнить...».
Можно думать, что Пушкин сделал надписи ко всем шести рисункам Нотбека, однако известны лишь приведенные М. И. Пущиным.


=5 самых скандальных стихотворений Пушкина=

6 июня – день рождения Александра Сергеевича Пушкина, который по данным последних соцопросов, по-прежнему «наше все». Но все ли мы, читатели, знаем о великом поэте и его творчестве?

Наверное, каждый краем ухом слышал, что Пушкин был еще тем ловеласом и человеком, крайне хулиганистым. Но его хулиганства никогда не были грязными, а приписываемые его перу так называемые «стихи не для дам» - такие же легкие и веселые, как и классическое творчество.

1. Всем, изучавшим «Евгения Онегина», наверное, будет интересна такая надпись к иллюстрации поэмы в литературном журнале "Невский альманах":

Сосок чернеет сквозь рубашку,
Наружу титька - милый вид!
Татьяна мнёт в руке бумажку,
Зане живот у ней болит:
Она затем поутру встала
При бледных месяца лучах
И на подтирку изорвала
Конечно "Невский альманах".

2. Александр Сергеевич не был особенно богобоязненным и мог позволить себе такой пассаж:

Христос воскрес, моя Реввека!
Сегодня следуя душой
Закону бога-человека,
С тобой цалуюсь, ангел мой.
А завтра к вере Моисея
За поцалуй я не робея
Готов, еврейка, приступить -
И даже то тебе вручить,
Чем можно верного еврея
От православных отличить.

3. Недавним скандалам в Академии наук посвящается:

В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что ж... есть.

4. До наших дней дошёл донжуанский список, составленный поэтом в тридцатилетнем возрасте - Пушкин "припомнил" связь примерно со ста тридцатью современницами, которым он посвятил множество гениальных и в том числе и эротических стихов:

Люблю тебя, о юбка дорогая,
Когда, меня под вечер ожидая,
Наталья, сняв парчовый сарафан,
Тобою лишь окружит тонкий стан.
Что может быть тогда тебя милее?
И ты, виясь вокруг прекрасных ног,
Струи ручьёв прозрачнее, светлее,
Касаешься тех мест, где юный бог
Покоится меж розой и лилеей.

5. При этом мог весьма нелестно отозваться о мужском достоинстве соперника:

Орлов с Истоминой в постеле
В убогой наготе лежал.
Не отличился в жарком деле
Непостоянный генерал.
Не думав милого обидеть,
Взяла Лариса микроскоп
И говорит: "Позволь увидеть,
Чем ты меня, мой милый, ё..."

Надеемся, что этой подборкой мы не осквернили светлый облик классика, но показали, что Пушкину-человеку тоже были свойственны все земные наслаждения. Всех с Пушкинским Днем!

Кокушкин мост расположен в створе Столярного и Кокушкина переулков, соединяя Казанский и Спасский острова. Это однопролетный металлический мост длиной 21,3 метра и шириной 13,7 метров. Пролетное строение состоит из 8 клёпаных двутавровых балок со сплошной стенкой, по верху которых уложена железобетонная плита проезжей части. Фасады пролетного строения декорированы литыми чугунными барельефами.

Устои моста — из монолитного железобетона на свайном основании, выдвинуты в русло канала и облицованы гранитом. Покрытие проезжей части — диабазовая брусчатка, на тротуарах — асфальтобетон. Перильное ограждение — чугунное художественного литья.

История моста

Название мост и переулок получили от кабака, который в середине XVIII века находился на углу этого переулка и Садовой улицы, и принадлежал купцу Кокушкину.

Кокушкин мост, как большинство мостов через канал Грибоедова, первоначально соорудили в дереве в конце XVIII века, в период строительства подпорных стенок набережных Екатерининского канала (ныне Грибоедова). В 1840 году мост представлял собой однопролетную переправу на каменных устоях, облицованных гранитом, с деревянным балочным пролетным строением.

В 1872 году был произведен ремонт моста без изменения конструктивных элементов и внешнего вида. Мост неоднократно ремонтировался и сохранился в таком виде до 1946 года.

В 1946 году по проекту инженера Б.Б. Левина мост перестроили в однопролетный, металлический, балочно-разрезной системы с железобетонной плитой проезжей части. Покрытие на проезжей части -диабазовое мощение, на тротуарах - песчаный асфальт, а на открылках - гранитные плиты. Старые опоры полностью разобрали, а в основание забили по 170 новых деревянных свай диаметром 26 см. Устои моста - массивные, бетонные, на свайном основании, облицованы гранитом. Пролетное строение состоит из 8 двутавровых сварных балок. По их верхним поясам уложена железобетонная плита толщиной 14 см.

Дополнительная информация

Кокушкин мост можно назвать одним из самых «литературных» мостов Санкт-Петербурга — он многократно фигурирует в произведениях и биографиях русских классиков. Самое известное упоминание моста — в эпиграмме А.С. Пушкина 1829 года на иллюстрацию А.В. Нотбека к отрывку из романа «Евгений Онегин»:

Вот перешед чрез мост Кокушкин,
Опершись … о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мосье Онегиным стоит...

В 1829-1831 годах у Кокушкина моста на углу Столярной улицы и набережной Екатерининского канала жил Н.В. Гоголь. Здесь он работал над циклом «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это место упоминается в повести «Записки сумасшедшего». Также с Кокушкина моста начинается действие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Мост притягивал к себе внимание многих писателей, что кажется даже мистическим. Подтверждением этому становится заявление заслуженного геолога России, кандидата геолого-минералогических наук Е.К.Мельникова, который утверждает, что под землей Петербурга насчитывается, по меньшей мере, 25 геоактивных зон, отрицательно влияющих на самочувствие, поведение и творческую энергию человека при длительном пребывании в этой зоне. Одна из подобных зон располагается в районе Сенной. Геологический разлом идет от этой площади до канала Грибоедова и далее по нему до Вознесенского проспекта. Затем, поворачивая на Вознесенский, разлом проходит до улицы Декабристов, и следует обратно, до Сенной, образуя тем самым своего рода «Бермудский треугольник» Петербурга. В него целиком помещается весь «Петербург Достоевского» — район, где происходит действие большинства произведений русского писателя, — в том числе и Кокушкин мост.

Поделиться: