Анализ стихотворения Есенина “С добрым утром! Специфика работы с лирикой (стихотворение С.Есенина «С добрым утром!») Описание с есенин добрым утром

Пейзажная лирика в творчестве Есенина передана автором с большой трепетностью и чувственностью. Вместе со стихотворением «С добрым утром», где бы мы не находились, какая бы погода не была за окном, мысленно обязательно перемещаемся в уголок природы, окруженный березами и крапивником, которые только отошли от сна.

После прочтения стихотворения душа чувствует летний рассвет, когда вместе с природой просыпается все живое. А лето – это, пожалуй, самая яркая и самая увлекательная пора. Такое чувство, что радость крепчающих с каждым днем березок,

Чувствуется в каждом листочке, в каждом прутике. Тем более, что в лирике Есенина, каждое природное создание, каждое существо – живое. Читая строки поэта, будто видишь, как улыбается береза, открывает глаза после сна крапива, как каждый росточек будто вытягивается под лучами летнего солнца.

«Звезды золотые» сменились ласковым солнышком. Настала его пора. Его первые лучи, появляясь на восходе, окрасили небо в румяный цвет. Это предвестие ясного летнего дня, который принесет теплую погоду, благодатные лучи, так необходимые всем растениям.

Образу березы в творчестве Есенина вообще, надо сказать, уделено множество

Внимания. Ведь именно эти деревья ассоциируются у поэта с Родиной. В любом стихотворении береза – это своеобразная девчушка-веселушка, с сережками и длинными кудрявыми косами. Капельки росы дополняют этот озорной образ, как жемчужные и изумрудные украшения.

Представляешь сразу деревенский «плетень», около которого растет крапива. Самым интересным и необычным в этом стихотворении можно отметить превращение крапивы из, так привычной для нас неприятной, жалящей травы, в кокетливую красавицу, которая «обрядилась ярким перламутром». Кажется, что все вокруг наполнено добродушием, улыбками и радостным ожиданием предстоящего дня.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех...
  2. Феномен творчества Сергея Есенина заключается в том, что он был максимально честным и откровенным в своих стихах, изливая перед читателями...
  3. С чем чаще всего ассоциируется Россия в восприятии большинства людей? Можно называть разные символы. Иностранцы обязательно припомнят водку, матрешку и...
Это стихотворение Сергея Александровича Есенина относится к его ранней лирике, так как написано в самом начале его творческого пути. Юный автор сочинил его в четырнадцатом году прошлого столетия.

Поэт легко и непринуждённо мог писать о природе, ведь он вырос близко к земле. Он хорошо знал, быт и уклад сельской жизни, так как только несколько лет прошло с той поры, когда он впервые покину свою малую родину.

Произведение «С добрым утром» имеет оптимистическую направленность. Основа сюжета передана в виде жизненного утверждения. Следует отметить, что в строчках прослеживается особенное эмоциональное состояние автора, которое свойственно было ему именно с десятых годов прошлого столетия.

Первая книга, которую создал Сергей Есенин, называлась «Радуницей». В названии просматривается радость восприятия, а также полнота ощущения всех прелестей жизненного пути. Именно такие принципы были свойственны стихотворениям, которые создавались в дореволюционный период молодым автором.

Если стих прочитать поверхностно, то сразу же возникает ощущение того, что произведение имеет прямое отношение к лирике пейзажного плана. Есенин на главный сюжетный план вынес изображение постепенно пробуждающейся природы. Здесь наблюдаются явно выраженные чувства восхищения ее красотой.

Чтобы наиболее точно провести анализ стихотворения, потребуется рассмотреть особенности языковых уровней. Как показывает практика, именно эти особенности позволяют наиболее точно охарактеризовать сам текст, прийти к наиболее глубокому пониманию и восприятию мировоззренческих форм в поэзии.

Анализ стихотворения «С добрым утром!»

После прочтения первых строк произведения сразу же становится понятно, что поэт акцентирует внимание именно на красоте природы. Следует отметить, что в строках изобилует буква «з» - это своеобразное выделение определенных слов и фраз в тексте. Такой приём: «Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона» - называемый аллитерацией, говорит о профессионализме автора.

Если произвести анализ фонетического плана, читатель сможет установить, что сюжетная линия стихотворения весьма инструментирована. Вся ритмичная мелодика представляет собой два эксклюзивных ряда звукового сопровождения. Первый – это использование при создании рифм звонких согласных – «з», «д», «б», а также сонорных букв – «р», «л», «м», «н». Они придают шарм и выделяют стихотворение из многообразия аналогичных. Вышеописанные согласные, для достижения большего эффекта, поддерживаются различными ассонансами – «а», «э», «о».

Второй ряд звукового сопровождения отличается использованием глухих шипящих звуков – «с», «т», «п», «ш». Эти буквы предназначены для создания своеобразной затушёванности в произведениях, а также придания картине пастельности, туманность образов природы, которая еще полностью не пробудилась после ночной спячки.

Стоит отметить, что природа здесь показана весьма изысканно. В начале стихотворения, когда спать отправляются звёзды, вся остальная природа совсем сонная, только начинает пробуждаться. Она заявляет о своем существовании и в стихотворении начинают проявляться все новые и новые разнообразные голоса. Это достигается с помощью использования при создании рифм различных звонких букв, а также сонорных звуков, дополненных повторяющимися гласными.

Использование в тексте различных взаимоисключающих звуков придает исключительную особенность стихотворным строкам. Звуковые ряды в данном случае не диспонируются, а создают эксклюзивную мелодику самого стихотворения, позволяя автору произведения передать читателю все внутренние мысли, созданные на основе гармонии природы и человеческой натуры. Явно выражено соединение смыкающихся звуковых рядов в первой строке стихотворения:

«…С добрым утром!...»

Особенная структура стихотворных строк

Произведение имеет в своем составе большое количество всевозможных форм. Это и разнообразные олицетворения, которые представлены постоянно дремлющими звездами, улыбками и растрепанными косами милых берёз, нарядной крапивой и шепотом натуральной природы.

В стихотворении имеются и эксклюзивные эпитеты, придающие произведению отличительную пикантность. Они представлены в виде золотых звезд, сонных берез, шелковых кос, серебристой росы, ярко-перламутровой природой, а также шаловливым шепотом рассвета.

В творении Сергея Есенина имеются и метафоры, которые придают произведениям некий шарм. Они представлены в виде зеркального затона, сетей небосклона, пылания росы, а также перламутровыми каплями росы в виде жемчуга.

Следует отметить, что автор смог написать стихотворение так, как будто природа в нем выступает в роли живого существа. Даже сережки на березе воспринимаются не в качестве семян, а как особенное украшение, отдельный предмет бижутерии. Значение его переносно, и относится к женственности самого природного ландшафта.

Использование тропов в стихотворении придает произведению красочность, пластично передвигая сюжет от начала до конца. Сергей Есенин сумел передать читателю всю полноту жизни, происходящую при формировании натуральной природы. Все до мелочей в строках приобретает живой, очеловеченный характер.

Стоит отметить, что пробуждающая природа выражается и с использованием разнообразных фигур стилистики. В произведении присутствуют разнообразные инверсии. К примеру, золотые звезды, брезжание света. Такие особенности позволяют отражать необычность природного ландшафта, придавая ему свежесть.

Присутствуют в строках и сквозные приемы, которые автор использовал максимально искусно. Наиболее распространенный прием – это синтаксический параллелизм. На главном месте здесь выступает глагол, который несет мысли о движении, имитируя жизнь как форму существующей материи.

Следует особое внимание уделить первой строфе. Здесь присутствует глагол, подлежащее, а также второстепенный член предложения. Однотипной является и следующая строфа, которая имеет слегка смещенные акценты. В первом случае ключевая роль отведена глаголу, а во второй строфе – трехчленной структуре самого прилагательного. Это связано с тем, что во второй строчке особенное внимание уделяется жизни самой природы, и она здесь наиболее проявлена. Природа здесь уже проснулась и каждое ее проявление, каждая отдельная частица представлена читателю в своем изысканном и натуральном виде.

Особенности строения стихотворных строк


Если посмотреть на произведение, с точки зрения строения, наиболее выделяется именно последняя строфа. Здесь присутствует лишь одно подлежащее, а именно - крапива. Данный образ является живым и сопровождается дополнением в виде четырех слов-глаголов. Каждая отдельная фраза содержит в себе определенное действие, даже наречие – шаловливо – подразумевает в своем смысле глагол «шалит». Именно благодаря этой живучести у автора получилось передать мысль, которая присутствует в заглавии.

Следует отметить, что строка «С добрым утром!» заметно выбивается из общего ритма стихотворения. Она, если сравнивать с остальными словосочетаниями, имеет структуру пятистопного хорея, совмещенного с двустопным. «Усеченность» данного словосочетания прибавляет дополнительной энергетики во все стихотворение.


Интонационно выделяются последние строки, придавая особое звучание произведению. И это создано автором совершенно неслучайно. Он старается передать читателю мысли, переходящие от доброты к силе и благодати. Это придает произведению особую поэтичность.

Стихотворение «С добрым утром!», созданное Сергеем Есениным, представлено в виде кольцевой композиции. Главная цель такой формы – это отражение целостности жизненного пути, а также гармония природы и человека, с элементами, указывающими на вечность её существования.

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "С добрым утром"

Пейзажная лирика в творчестве Есенина передана автором с большой трепетностью и чувственностью. Вместе со стихотворением «С добрым утром», где бы мы не находились, какая бы погода не была за окном, мысленно обязательно перемещаемся в уголок природы, окруженный березами и крапивником, которые только отошли от сна.

После прочтения стихотворения душа чувствует летний рассвет, когда вместе с природой просыпается все живое. А лето - это, пожалуй, самая яркая и самая увлекательная пора. Такое чувство, что радость крепчающих с каждым днем березок, чувствуется в каждом листочке, в каждом прутике. Тем более, что в лирике Есенина, каждое природное создание, каждое существо - живое. Читая строки поэта, будто видишь, как улыбается береза, открывает глаза после сна крапива, как каждый росточек будто вытягивается под лучами летнего солнца.

«Звезды золотые» сменились ласковым солнышком. Настала его пора. Его первые лучи, появляясь на восходе, окрасили небо в румяный цвет. Это предвестие ясного летнего дня, который принесет теплую погоду, благодатные лучи, так необходимые всем растениям.

Образу березы в творчестве Есенина вообще, надо сказать, уделено множество внимания. Ведь именно эти деревья ассоциируются у поэта с Родиной. В любом стихотворении береза - это своеобразная девчушка-веселушка, с сережками и длинными кудрявыми косами. Капельки росы дополняют этот озорной образ, как жемчужные и изумрудные украшения.

Представляешь сразу деревенский «плетень», около которого растет крапива. Самым интересным и необычным в этом стихотворении можно отметить превращение крапивы из, так привычной для нас неприятной, жалящей травы, в кокетливую красавицу, которая «обрядилась ярким перламутром». Кажется, что все вокруг наполнено добродушием, улыбками и радостным ожиданием предстоящего дня.

Лирические стихотворения входят в круг чтения ребенка, начиная с самого раннего детства. Замечательный детский поэт и педагог К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» с иронией заметил, что среди взрослых сравнительно мало людей, которые увлекаются чтением стихов, и уж вряд ли кому из них придет в голову изо дня в день - и подолгу! - упиваться стиховыми созвучиями! Вместе с тем, как пишет К. И. Чуковский, «среди нас миллионы существ, которые все до единого пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это - дети, особенно маленькие... Стихи для них - норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей».

Став учеником начальной школы, ребенок часто теряет эту природную тягу к ритмично звучащей речи. Чтобы этого не произошло, учитель должен открыть юному читателю новые грани любимых стихов, не разрушая при этом естественного интереса ребенка к поэзии. Необходимо помнить, что многие стихотворения, которые включены в круг классного чтения в школе, знакомы ребенку с детства. Поэтому учитель должен не повторять уже пройденный ребенком путь первичного «узнавания» стихотворений, а расширять и углублять его эстетические представления о поэзии, формируя тонкого ценителя и благодарного слушателя отечественной классики.

Каким образом расширять представления младших школьников о поэзии?

Приобщая младших школьников к культуре эстетического восприятия лирических произведений, учитель должен обращать их внимание на специфику содержания и формы лирики. Объектом лирики является внутренний мир человека, жизнь души. Поэтому основное содержание лирики - это лирическое переживание лирического героя, т. е. его мысли, чувства, настроения, то эмоционально-духовное состояние, которое не требует для своего восприятия ни обрисовки характера героя, его поведения, ни изображения событий, как, например, в эпосе.

Так как лирика стремится запечатлеть миг внутренней человеческой жизни, краткий момент душевного состояния, то лирическое произведение отличается повышенным эмоциональным накалом, концентрированностью чувств и мыслей. Это определяет и лаконизм, и емкость в выражении чувств, и особенности поэтического слова в лирике. Оно характеризуется значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического оттенка, ударения, паузы.

Литературоведы выделяют несколько видов лирических произведений: лирику чувств, лирику мыслей, описательную лирику, частью которой является пейзажная лирика. Именно с этим видом лирических произведений чаще всего сталкивается учитель на уроках литературы в начальной школе.

На что учителю нужно обращать внимание при работе с лирическими текстами?

Одним из важнейших условий полноценного восприятия лирического произведения является адекватность (соответствие) эмоционального состояния читателя эстетическим переживаниям, воплощенным в лирическом тексте. Поэтому учителю необходимо настроить учащихся на эмоциональный тон произведения, постараться вызвать соответствующие эстетические переживания. Без этого дальнейшая работа над текстом становится бессмысленной. Для решения этой задачи учитель может использовать следующие методические приемы.

  • Обратиться к жизненному опыту детей.
  • Активизировать их личные переживания.
  • Настроить эмоции детей с помощью творческих заданий.
  • Рассказать о собственном отношении к произведению.
  • Рассказать о личности поэта, о его чувствах и переживаниях (любовь, дружба, верность, ностальгия и т. д.).
  • Рассказать об истории создания произведения и о тех фактах, которые послужили причиной этого (разлука с родиной, предательство друга, ссылка и т.д.).

Особое значение имеет выразительное чтение лирического произведения. По возможности его лучше читать наизусть самому учителю либо заранее подготовленному ученику. Только вдохновенное чтение способно вызвать соответствующие эмоции слушателей, заворожить их «музыкой стиха». Очень часто эта принципиальная особенность лирики «не замечается» учителем на уроке. Чтение лирического стихотворения не всегда сопровождается необходимым эмоциональным накалом, и тогда последующая работа с текстом, не «осердеченным» переживаниями слушателей, идет «вхолостую».

В пейзажной лирике, с которой чаще всего сталкивается младший школьник, используется прием так называемого психологического параллелизма, с помощью которого автор подчеркивает аналогию, параллель между картинами природы и настроением лирического героя. Поэтому понять основное содержание такого стихотворения - значит воспроизвести в собственном воображении пейзажные картины и уловить скрываемое за ними переживание лирического героя.

Какие методические приемы стоит использовать при работе с лирикой?

Исходя из этого, учитель должен как можно больше времени уделять анализу поэтических картин природы в произведениях пейзажной лирики. Одновременно ему следует учить юного читателя видеть за картинами природы чувства и переживания автора и героя. Традиционной ошибкой на уроках в начальной школе является неполнота «расшифровки» пейзажного образа: работа с текстом заканчивается анализом природных образов, не доходя до осмысления основного содержания лирического текста - чувств, переживаний, размышлений лирического героя.

Для решения этих задач учитель может активно использовать такие методические приемы, как словесное и графическое рисование, а также он не должен забывать о таких вопросах, как:

  • Какие чувства отражены в этой картине?
  • Какое настроение передано с помощью картины осени (зимы, весны, зимнего утра и т. д.)?
  • Каким настроением проникнут образ березки (черемухи, грозы и т. д.)?
  • Какую по настроению музыку вы подобрали бы к этим картинам природы?

С какими трудностями встречается учитель при работе с лирикой?

Назовем наиболее характерные из них. Они связаны со сложностью восприятия лирического текста детьми.

Для читателя младшего школьного возраста художественное исследование невидимых и тончайших человеческих переживаний мало доступно, потому что в этом возрасте ребенок еще не способен к самостоятельному и адекватному осмыслению как собственного, так и чужого внутреннего мира. Эта способность начинает формироваться лишь в период отрочества одновременно со становлением самосознания.

Однако работа с лирическими произведениями во многом помогает преодолеть инфантилизм восприятия и понимания человеческого «я», развить у учащихся способность к рефлексии, к проникновению в тайны и глубины человеческой души. Лирика как род литературы является оптимальным художественным материалом, развивающим у читателя эту важнейшую человеческую способность.

Другая трудность при работе с лирикой связана с ограниченностью лексики учащихся, выражающей человеческие эмоции и настроения. Поэтому при анализе лирических произведений учащиеся могут прибегнуть к помощи «Словаря настроений». Это методическое открытие Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской можно использовать при работе в любой образовательной системе, поскольку оно помогает маленькому читателю как осознать, так и вербализовать те эмоционально-эстетические переживания, которые возникают при чтении лирики, но которые не всегда находят у ребенка адекватное воплощение в слове.

При анализе пейзажной лирики особую сложность для ребенка-читателя представляет необходимость воспроизведения в собственном сознании картин природы. Для того чтобы этот процесс был более продуктивным, учитель должен заботиться о постоянном накоплении и расширении зрительных, слуховых, эмоциональных впечатлений младших школьников. Этому способствуют и непосредственное знакомство детей с явлениями природы на прогулках и экскурсиях, и анализ произведений смежных искусств (живопись, графика, музыка) на уроках музыки и изобразительного искусства. Внимательный зритель и слушатель чаще всего становится и вдумчивым читателем.

Пожалуй, одним из самых трудных моментов в восприятии и осмыслении лирического текста является необходимость «расшифровки» условных поэтических средств, с помощью которых и творит художник слова. В данном случае речь идет и о своеобразии мелодики стиха, или так называемой звукописи, и об особенностях поэтического синтаксиса (повтор, инверсия, антитеза, риторический вопрос и риторическое восклицание и т. д.). Однако и для младшего школьника, и для учителя начальной школы первостепенную значимость имеют лексические средства выразительности художественной речи, поэтому и остановимся на этой теме более подробно.

Как работать с выразительными средствами языка лирических произведений?

Особую трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над выразительными средствами языка, так называемыми тропами. Тропы - это слова, употребленные в переносном значении. Часто младшему школьнику бывает трудно уловить и осмыслить переносное, иносказательное значение поэтического слова. Однако именно с помощью тропов поэтический язык приобретает особую смысловую насыщенность и музыкальную выразительность, завораживающие читателя. Поэтому учителю необходимо обучать юных читателей чувствовать красоту, необычность, выразительность и многозначность этих средств поэтического языка.

К тропам относятся следующие лексические средства.

  • Эпитет , или художественное определение (отличать от логического определения).
  • Сравнение , или сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого. В сравнении обычно используются слова «как», «как будто», «словно».
  • Метафора , или скрытое сравнение, в котором присутствует только второй член сравнения, т. е. то явление, с которым сравнивается. Первый член сравнения подразумевается, не называясь. Слова «как», «как будто», «словно» обычно отсутствуют.
  • Олицетворение , разновидность метафоры, при которой неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ.
  • Аллегория , или иносказание, т. е. изображение отвлеченного понятия через конкретные образы и предметы.
  • Метонимия , сближение понятий по смежности.
  • Гипербола , или художественное преувеличение.
  • Литота , или художественное преуменьшение.

Все эти лексические средства обладают повышенной экспрессивностью и поэтому усиливают эмоциональный смысл художественных образов. Помимо этого, именно сравнения, эпитеты, метафоры возбуждают у читателя художественные ассоциации, открывая тем самым невидимые прежде отношения между различными сторонами и явлениями жизни.

Образец анализа лирического произведения

Обратимся к хрестоматийному стихотворению С. А. Есенина и попытаемся выявить художественную функцию специальных выразительных средств в создании эмоционально-образной картины произведения.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями. В этом стихотворении нет, пожалуй, ни одной строки без специальных выразительных средств. Природные образы изображаются с помощью:

  • эпитетов («звезды золотые» , «сонные березки» , «шелковые косы» , «серебряные росы» );
  • олицетворений («задремали звезды» , «улыбнулись... березки» , «растрепали... косы» , «крапива обрядилась» , «шепчет шаловливо» );
  • метафор («зеркало затона» , «горят... росы» , «сетку небосклона» ).

Все это создает насыщенное экспрессивно-ассоциативное «поле», помогающее читателю вообразить и эстетически оценить данную картину жизни. Мир красочной, праздничной, блистающей («румяной» , «золотой» , «серебряной» ) природы изображается автором как мир живой, просыпающийся, наполненный ласковой дремой, улыбающимся уютом и свежестью.

Взгляд лирического героя переходит от звездного, тающего в дымке зари небосклона к явлениям земным - озеру, березкам, а затем к предметам, казалось бы, нарочито будничным, обыденным (плетню, крапиве). Но везде - от звездного беспредельного неба до шалуньи-крапивы - мир наполнен трепетной гармонией и красотой. Метафоры, олицетворения, эпитеты помогают автору раскрасить и «вдохнуть» живую душу в этот празднично-перламутровый и одновременно уютный мир природы, в котором все ценно, все вызывает любовь и теплую нежность.

Во многом именно выразительные средства поэтического языка воссоздают в читательском воображении ассоциативные ряды «природное - человеческое», в контексте которых березки волшебным образом оборачиваются красными девицами, а заросшая крапива шаловливой кокеткой.

Особую роль в этом стихотворении играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые повторы согласных звуков [ш] и [с]), которые помогают создать звуковой образ легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок «растрепаться», а шаловливую крапиву - качаться.

Необходимо обратить внимание и на такой элемент поэтического синтаксиса, как постоянно повторяющиеся инверсии (нарушение порядка слов в предложении): каждая строка первых двух строф начинается с глагола («задремали» , «задрожали» , «брезжит» , «румянит» и т. д.). Благодаря глагольным инверсиям в сознании читателя рождается ощущение непрекращающегося движения, пробуждения жизни.

Однако эстетический смысл этих ассоциаций шире смысла тех живых картинок, которые рождаются в воображении читателя. С помощью этих конкретных образов автор воплощает основное лирическое переживание: поэтическое воспевание истинной красоты и возвышенности одухотворенного мира природы, сливающегося в гармонии с пробуждающейся и открытой этому миру душой лирического героя.

Назовем ряд ключевых вопросов, которые помогут учащимся воспринять и осмыслить функции изобразительно-выразительных средств поэтического языка.

Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?

1 строфа - небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным» светом.

2 строфа - взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом.

3 строфа - около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из-за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.

Вывод : поэт охватывает взглядом весь мир - от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет («брезжит свет» , «зеленые сережки» , «заросшая крапива» ), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов.

Как поэт изображает эти явления природы? С помощью каких слов одушевляет явления природы?

Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся. С помощью слов «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы» , «шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений.

Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка?

Подчеркивание аллитераций в словах «ш елес тят», «с ереж ки» , «ш епчет» , «ш аловливо» . Подчеркнутые буквы передают звуки [ш], [с], создающие звуковой образ легкого, еле слышного ветерка.

Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению?

Для ответа на этот вопрос учащиеся должны внимательно перечитать стихотворение и найти следующие цветовые эпитеты: «золотые» , «румянит» , «зеленые» , «серебряные» , «перламутром» . Вывод: в иллюстрации надо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.

Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению Есенина?

Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную. Однако музыка должна передать не бурную радость, а нежную, тихую. В конце пусть зазвучит мелодия, передающую восторженную влюбленность поэта в мир.

В заключение обобщим, каковы основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе.

  • Расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии ХIХ века.
  • Формировать первичные представления о специфике лирических произведений, учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения.
  • Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении.
  • Развивать образное мышление и творческое воображение учащихся.
  • Совершенствовать выразительность чтения.

Стихотворение «С добрым утром» было написано Есениным в 1914 году, в самом начале его творческого пути, поэтому не отмечено ни душевным смятением, ни тоской. Поэту двадцатый год, он недавно приехал в столицу из деревни, и пока в его произведениях видна лишь красота природы, понятная ему почти так же, как Творцу, да ещё удаль молодости и некоторая сентиментальность.

«Певец родной деревни», «русской природы» - эти штампы основательно приклеились к Сергею Есенину ещё при его жизни. Никому ни до, ни после него не удавалось так передать не только красоту, но и тоскливое очарование села; заставить читателя почувствовать себя там - в описываемом лесу, на берегу озерца или рядом с избой.

«С добрым утром» - лирическое произведение, на полутонах описывающее рассвет - спокойное и прекрасное природное явление. Стихотворение насыщено (чтобы не сказать - перенасыщено) изобразительно-выразительными средствами, в четырёх строфах уместилось столько красок, что раннее утро отчётливо видится читателю.

С самого начала завораживает аллитерация : «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные» - семь слов начинаются с буквы «з», и вместе с сочетанием «зж» в середине слова эти строки явственно рождают ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде. Первую строфу можно полностью отнести к вступлению - автор словно бросает лёгкие краски фона на холст. Если бы не название, читателю даже не было бы понятно, что речь идёт о рассвете, ни одно слово не указывает на время дня.

Во второй строфе - развитие сюжета, уже яснее проступает движение в природе. Это обозначают несколько глаголов: «улыбнулись» , «растрепали» , «шелестят» , «горят» . Однако почему происходят эти действия, снова нет прямого указания.

И третья строфа - явная кульминация и одновременный финал. «Заросшая крапива» описана выразительными, даже броскими словами: «обрядилась ярким перламутром» , далее следует олицетворение «качаясь, шепчет шаловливо» , и наконец - прямая речь, три слова, раскрывающие суть описываемого явления: «С добрым утром!» Несмотря на то, что эта же фраза вынесена в название, она всё равно остаётся до некоторой степени неожиданной. Это ощущение рождает сокращённая последняя строка - четыре ударных слога вместо десяти. После плавного ритмичного повествования они будто бы будят читателя, автор поставил последний энергичный мазок на холст: природа ожила, сонное настроение сию минуту развеется!

Стихотворение написано пятистопным ямбом , хотя при прочтении размер кажется сложным благодаря чередованию ударных и безударных стоп. Каждая строка начинается с безударной, затем разбег до середины из двух ударных, и снова пауза. Поэтому ритм стихотворения будто укачивает, убаюкивает, усиливая ощущение предрассветной тишины.

Перекрёстная рифма , наиболее часто встречающаяся у Есенина, как нельзя лучше подходит к описательному стихотворению - спокойное чередование в спокойном повествовании.

Столь щедрое использование фигур речи может быть уместным только в лирических описаниях, и так умело использовать их могли немногие поэты.

Эпитеты «золотые» , «серебряные» , «шёлковые» характеризуют природную красоту как драгоценную, а олицетворения «звёзды задремали» , «берёзки улыбнулись» , «крапива шепчет» делают всё вокруг живым, ничуть не менее, чем человек. Благодаря этим штрихам природа предстаёт перед читателем необыкновенно прекрасной, величественной и вместе с тем близкой, понятной. Берёзки описаны словно подружки, деревенские девчонки, и «шаловливая» крапива тоже приветствует простыми и знакомыми словами.

Метафоры исключительно точны и выразительны: «зеркало затона» сразу рисует замершую водную гладь с отражением неба; «сетка небосклона» , которую «румянит свет» - россыпь розовых перистых облачков на востоке.

После прочтения стихотворения остаётся чувство, будто автор не только нарисовал перед читателем совершенную картину, но и заставил его побывать там, проникнуться предрассветной тишиной и благодатным покоем. И название «С добрым утром!» , повторённое в финале, призывает к добру и наполняет душу предвкушением радости. Это лучшее послевкусие, которое может оставить произведение.

  • «Заметался пожар голубой…», анализ стихотворения Сергея Есенина
Поделиться: