Фресковые и мозаичные композиции древнего рима презентация. Античная живопись, фреска. Техника и изображения

«Всемирная история «Древний Рим»» - Жители Рима. Внимательно прочтите текст легенды. Рим – город на семи холмах. Легендарная дата основания Рима. Рим и его обитатели. Древнейшие римляне жили в примитивных домах из ивовых прутьев. Управление в Древнейшем Риме. Марс. Марс – бог войны. Патриции – потомки коренных жителей Рима. Римляне занимались земледелием.

«Развитие Древнего Рима» - Республиканский этап. Легендарное основание Рима. Разгневанный Амулий приказал положить младенцев в корзину и бросить в реку Тибр. Поздняя Республика. Волчица вскармливает Ромула и Рема. Этапы развития Древнего Рима. Сильное влияние на становление древнеримской цивилизации оказали культуры этрусков, латинов и древних греков.

«История Рима» - Римская культура. Римские правовые нормы нашли отражение в законах многих европейских государств. Начало Рима. Упадок Римской империи. Цивилизационное наследие Рима. На утеху зрителям проводились шумные и кровопролитные зрелища. Под властью Рима оказались страны с древней и развитой культурой. На территории бывшей Римской империи возникли десятки королевств.

«Рим в древности» - Государство Древний Рим возник на Апеннинском полуострове. Был Колизей таким. Испанская лестница. А стал таким. Копитолий. Древний Рим. Фонтан Треви. Карта древнего Рима. Пантеон.

««Древний Рим» 10 класс» - Пунические войны. Римская армия при Октавиане августе и его приемниках. Возникновение города Рима. Водяные мельницы. Римское войско в lll веке до н.э. Древний Рим. Культура Римской империи. Рост Рима в первые века его существования. Восстание Спартака. Разгром Сирийского царства. Рабовладение в Риме.

«Армия Древнего Рима» - Орёл. Вооружение. Центурии. Легион. Устройство легиона. Эпоха царей. Римская армия. Латы. Поздний период. Короткий дротик. Воинственные цари. Луций Тарквиний Гордый. Армия и оружие в Риме эпохи царей. Луций Тарквиний Приск. Анк Марций. Центурион.

Всего в теме 13 презентаций

Искусство декоративного убранства домов достигло высокого совершенства уже в последний век Римской республики. В помпейских домах полы украшали мозаикой. Там были открыты мозаики, изображающие странствующих актеров, морское дно, дерущихся петухов, кошку с куропаткой в зубах. Самая интересная мозаика, исполненная около 100 года до н. э., найдена в доме Фавна. Он получил свое название от бронзовой статуи пляшущего сатира или фавна, обнаруженной в атриуме. Мозаика занимает 15 кв. м и сложена из 1.5 миллиона кубиков естественных горных пород. Оригиналом для мозаичиста послужила картина художника Филоксена (конец IV в. до н. э.), изображавшая битву Александра Македонского с персидским царем Дарием.

С поразительным искусством мастер запечатлел решающий момент сражения. С правой стороны несется обратившаяся в бегство персидская конница. В центре на колеснице изображен Дарий в высоком головном уборе, с луком в руке. Его возничий нахлестывает коней, которые скачут по телам раненых и убитых. Навстречу персидскому царю устремился Александр, шлем свалился с него в пылу боя, волосы растрепались. Исхудалое обросшее лицо с грубыми, некрасивыми чертами исполнено энергии и решительности. Два знатных перса, прикрывая собой царя, бросаются навстречу победителю.

Художник умело передал грозное напряжение битвы, сверкающий блеск оружия, выразительные лица воинов. Мастерство композиции, реалистическая точность изображения, красота колорита, построенного на сочетании черного, белого, желтого и красного цветов, индивидуальность образов - все говорит о большом таланте мастера и делает его произведение одним из выдающихся творений античной мозаики.

Стены богатых домов украшали фресковые росписи. Штукатурка, на которую накладывали краску, состояла из нескольких слоев, причем каждый последующий слой был более тонким и мелкозернистым. Во II веке до н. э. римляне заимствовали у греков роспись стены, подражающую кладке из цветного мрамора. Цвета фрески - красный, желтый, черный и белый - отличаются глубиной и чистотой тона.

В I веке н. э., в эпоху Римской империи, на стенах богатых домов появляются созданные воображением художника фантастические здания и причудливые арки. Иллюзорно написанные далекие колоннады, галереи и портики как бы раздвигают пространство комнаты, открывая перед зрителем необозримые просторы.

Фрески часто повторяли знаменитые картины греческих художников на мифологические темы, и мастера по просьбе заказчиков воспроизводили целые картинные галереи.

В росписях встречаются изображения садов и парков, городов и гаваней, храмов и рек. В них сказывается характерный для городской культуры интерес к пейзажу. Художники умеют с большим мастерством передавать птиц и животных, жанровые сцены. Продуманной красотой композиции отличается изображение фруктов и посуды, написанное на стене дома в Геркулануме. Спокойным мягким светом освещены персики и стеклянная ваза, расположенные на деревянных полках. Искусно положенные блики на вазе передают тонкость и прозрачность стекла. На темно-красном фоне запечатлел художник изящно изогнутую ветку с зеленовато-желтоватыми плодами и темно-зелеными листочками. Фреска написана широкими свободными мазками и радует глаз гармоничным звучанием цветовых пятен.

Украшения богатых домов в Помпеях служат яркой иллюстрацией блистательного расцвета декоративно-прикладного искусства в эпоху Империи.

На отношение римлян к этим произведениям проливает свет любопытное замечание одного из поэтов, который сравнивал хорошо сложенную мозаику с искусно составленной речью. Великолепные фрески и совершенные по исполнению, мозаики открыты не только в италийских городах, но и в многочисленных общественных зданиях и на виллах рабовладельцев во всех римских провинциях -- в Малой Азии, Сирии, Египте, северной Африке, Испании, Галлии, Греции, Северном Причерноморье.

Во второй главе я познакомилась с такими живописными стилями как канделябрный и декоративный, а также немного узнали о фресках и мозаиках периода Римской Империи.

Третий помпейский стиль (конец I в. до н.э. - начало I в. н.э.) полностью соответствует несколько холодному и парадному стилю Августа. Стиль живописи отмечен плоскостностью и орнаментальностью архитектурных мотивов, среди которых преобладают легкие ажурные сооружения типа трельяжей, обвитые гирляндами и лентами, легкие колонны. В этом стиле встречаются египетские мотивы. Живопись меняется. Фрески становятся миниатюрнее. Они не полностью заполняют пространство, а помещаются в середине. Почему этот стиль называют еще и стилем канделябров? А потому, что в росписи стен появляется новый орнаментальный мотив - ажурное сооружение, напоминающее высокий металлический канделябр - он разделяет фрагменты росписи.

Четвертый помпейский стиль - декоративный или иллюзорный. Также этот стиль называют фантастическим стилем или перспективно-орнаментальным. Он закрепляется в годы правления Нерона и отличается от других добавлением фантастических композиций и сценичностью.

Четвёртый стиль характеризуется изобилием богатств, но в тоже время отсутствием новых элементов. В основе четвертого стиля лежит стиль первый - имитация облицовки стен мрамором и ее членение, в нем используются фиктивные архитектурные элементы, характерные для второго стиля, украшение канделябрами, вьющимися растениями, характерными для третьего стиля. Но он резко отличается от предыдущих стилей динамичностью пространственных композиций картин, их нарочитой театральностью, обилием фигур, находящихся в сильном движении и тела, и души.

Оба этих стиля относятся к периоду Римской Империи.

Искусство декоративного убранства домов достигло высокого совершенства уже в последний век Римской республики. В помпейских домах полы украшали мозаикой. А стены богатых домов украшали фресковой росписью. Краску накладывали на штукатурку, которая состояла из нескольких слоев, причем последний слой был тонким и мелкозернистым. Римляне очень много заимствовали у греков. Например, цвета фресок: красный, желтый, черный и белый.

В Римской Империи на стенах богатых домов появляются созданные воображением художника фантастические здания и причудливые арки. Фрески часто писались на мифологические темы. Римляне проявляли интерес к пейзажу. Изображали сады и парки, различные гавани и реки. Так же они изображали животных и птиц, писали натюрморты.

Благодаря Риму народы Европы уже в период и далее, узнали о достижениях античной культуры, смогли воспринять красоту, многокрасочность и своеобразие античных фресок и мозаик.

Римские фрески

Тем не менее как раз один из самых ценных памятников античного искусства, а именно фрески, найденные в развалинах дома на Эсквилинском холме в Риме, - ландшафты, среди которых представлены похождения Одиссея. Эти фрески, исполненные в мягких и довольно правдивых красках, в бойкой "импрессионистской" манере, со значительно развитым чувством пространства (но, по-видимому, без теоретических знаний перспективы), означают, во всяком случае, такое понимание природы и такой интерес к ней, каковые не были известны древним культурам Египта и Ассирии. Однако и в них не найти понимания природы в современном смысле или в том, что уже проглядывает в готической миниатюре или в живописи старых нидерландцев и венецианцев. Художник, писавший (в I в. до н.э.?) эти фрески, отнесся к своему предмету довольно "свысока", в качестве виртуоза и импровизатора. Нет любовного отношения к жизни природы. Общий эффект передан с некоторой иллюзорностью (фрески тянутся фризом под потолком и разделены одна от другой расписанными красными пилястрами, а следовательно, весь цикл должен играть роль некоторого trompe lоеilя), но в отдельных формах не проглядывает глубокого с ними знакомства. Скалы и горы выглядят вспухшими зеленоватыми массами или картонными кулисами; тростник и трава расположены "зря", взъерошенными пучками; береговые ниши нарисованы очень приблизительно; краски, в которых доминируют серо-зеленые, серо-голубые и оливковые тона, однообразны так, что лишь только изображением "Царства мертвых" может быть объяснено желание художника передать унылый характер местности.

Чрезвычайное значение для интересующего нас вопроса представляет роспись виллы, открытой в 1863 г. в месте "ad Gallinas Albas" под Римом.

Экзекий. Ахилл и Аякс, играющие в кости. Фрагмент росписи амфоры.

Эта роспись, покрывающая сплошь стены комнаты, представляет из себя несомненную попытку создать в закрытом помещении иллюзию сада. Мы видим низкие барьеры с разнообразными прорезными орнаментами (вроде трельяжей XVIII в.), клетки с птицами и на фоне неба - деревья и кусты с цветами, часто довольно ясно характеризованные, как-то: лавр, шиповник, персиковое дерево и т. д. На ветках и на трельяжах сидят певчие птицы. Возможно, что во фресках виллы ad Gallinas Albas мы имеем образец творчества Лудиуса или его школы. Эти фрески указывают, во всяком случае, на то, что живопись в I в. до н. э. задавалась только иллюзионными задачами и что культ природы уже тогда достиг той степени, когда горожанин начинает чувствовать потребность видеть в своих стенах убедительное напоминание о природе. Новейшие исследования доказали, что эта отрасль живописи происходит с востока, из азиатских центров эллинской (или, вернее, эллинистической) культуры, а также из Александрии, где садоводство повсюду было в чрезвычайном ходу и где во II в. до н. э. славился подобными картинами упомянутый Деметрий, работавший при дворе царя Птоломея Филомета и переселившийся затем в Рим.

В этот поздний период античной живописи, который нам единственно (да и то приблизительно) известен по сохранившимся памятникам, господствовали (на протяжении всех римских владений) художественные вкусы, выработанные эллинистическим искусством, одним из центров которого была Александрия. Признаками этих вкусов можно считать реализм, доходивший до преследования иллюзии, игривую грацию и остроумную изобретательность, нередко впадавшую в вычурность. Античное искусство переживало в то время своего рода эпоху "барокко" - оно уже было "разменяно", ослаблено учениями любителей и теоретиков, обезличено эклектизмом. Но именно в это же время (как и в XVII в., в дни настоящего барокко) высоко развилась виртуозность в изображении видимого мира и чрезвычайно богатая декоративность.

Эти особенности поздней классической живописи нашли себе прельстительное отражение в росписи помпейских стен и в немногих остатках древней живописи в самом Риме. Однако о том, какое отражение это нашло по отношению к лучшему в искусстве своей эпохи, мы можем лишь догадываться, ибо ни одного выдающегося в свое время памятника до нас не дошло, а по одним "копиям" и ремесленным вариантам, разумеется, нельзя судить об оригиналах.

Искание иллюзии доходило у поздних греков (греческой нужно считать и всю живопись Рима) до изощренности, граничившей иногда с безвкусием. Так, нам известно существование мозаичного пола в Пергамосе, исполненного мастером мозаики Созосом и представлявшего "невыметенный пол", на котором остались разбросанными всевозможные объедки. Там же находилось превозносимое Плинием изображение голубей, сидящих вокруг чаши. Особенно поражала верной передачей натуры тень (отражение?) на воде от головы пьющего голубя. Несколько подобных примеров преследования иллюзии можно найти в сочинениях древних писателей, трактующих о живописи, а среди фресок и мозаик, найденных в Помпее и Риме, едва ли не половина принадлежит к этому художественному порядку.

Голуби на чаше. Мозаика виллы Адриана в Тиволи.

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Фрески Ряд злосчастий, которые обрушились на европейскую культуру, в какой-то как бы методической последовательности, погубили эти памятники. Но больше всего пострадали они от нерадения и по недостатку средств. В частности, история империи является отныне (с небольшими

Из книги Великие авантюры и приключения в мире искусств автора Коровина Елена Анатольевна

IV -- Фрески Флоренции Братья Чьоне Часть фрески в капелле Торнабуони в церкви Санта мария Новелла во Флорнеции.Особенно интенсивная художественная деятельность обнаружилась в Тоскане благодаря проповедям доминиканских монахов. В отличие от францисканцев, последние

Из книги Об искусстве автора Валери Поль

Пизанские фрески Здесь в высшей степени замечательно помянутое довольно точное изображение флорентийского дуомо - одна из редких в треченто "ведут" определенных памятников. Однако в чисто художественном отношении нас должен еще более интересовать символический "сад"

Из книги Матисс автора Эсколье Раймон

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

Из книги автора

Фрески Липпи Очаровательна декорация и на небольшой лондонской люнете, также изображающей "Благовещение". Здесь мотив очень близок к Фра Беато, но именно этот пример лучше всего характеризует разницу между обоими художниками. И у Беато, и у Липпи Мария сидит в преддверии

Из книги автора

Монтенья - фрески Монтенья. Победа мудрости над пороками. Париж. Лувр.В первом же достоверном труде Мантеньи, в росписи капеллы Эремитани (1448-1454), юный мастер обнаруживает себя "римлянином". Особенно поражают его "декорации", среди которых разыгрываются сцены. Какой

Из книги автора

Римские каникулы: Джульетта и духи В Европе Хори - теперь уже барон Дори-Бутен, не умерил свою деятельность. Там ведь тоже была масса коллекционеров, абсолютно ничего не понимающих в искусстве. Так что вполне можно было начать собственные «римские каникулы». Выбор

Из книги автора

Фрески Паоло Веронезе У современных художников свои достоинства; надо, однако, признать, что на большие работы они почти не отваживаются, что в проблемах композиции они чувствуют себя неуверенно и что они совсем не любят фантазировать. Когда они фантазируют,

Фреска (от итал. fresche — свежий), aффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.

По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Витрувий для сохранности росписи советовал после высыхания фрески покрывать её поверхность смесью масла с воском с последующим нагреванием и промоканием растопленного воска.

Предвестником извержения Везувия стало
сильное землетрясение, 5 февраля 62 года н. э.
Бедствие нанесло большой урон городу,
практически все постройки в той или иной
степени были повреждены. Большая часть зданий
была отремонтирована, однако некоторые
сохранили повреждения до самой гибели города.
Извержение Везувия началось днём
24 августа 79 года и длилось около суток, о чём
свидетельствуют некоторые
сохранившиеся манускрипты.
Оно привело к гибели трёх городов -
Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких
небольших селений и вилл.

В процессе раскопок выяснилось, что в городах
всё сохранилось таким, каким было до
извержения. Под многометровой
толщиной пепла были найдены улицы, дома с
полной обстановкой, останки людей и
животных, которые не успели спастись.
Сила извержения была такова, что пепел от
него долетал даже до Египта и Сирии.

Везувий и городская стена Помпей в 2010 г.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах
погибло около 2000 человек. Большинство
жителей покинули город до катастрофы, однако
останки погибших находят и за пределами
города.

С 1863 года раскопками
руководил
Джузеппе Фиорелли.
В 1870 он обнаружил,
что на месте тел людей
и животных,
погребённых под слоем
вулканического пепла,
образовались пустоты.
Заливая эти пустоты
гипсом, удалось
реконструировать
предсмертные позы
жертв извержения.

Стены римских домов изнутри покрывались фресками,
изученными по большей части на примере Помпей,
Геркуланума и Стабий.

ИНКРУСТАЦИОННЫЙ или
структуральный (150-80 годы
до н. э.) -
характеризуется рустом (кладка или
облицовка стен камнями с грубой,
выпуклой лицевой поверхностью) и
росписью, имитирующей облицовку
мраморными плитами. Возник под
влиянием искусства эллинизма, часто
встречаются репродукции греческих
картин.

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ (80 год до н. э.-
14 год) - на гладких стенах изображались
колонны, карнизы, архитектурные
композиции, пейзажи, создававшие иллюзию
объёма и уходящего вдаль пространства. В
росписях появляются фигуры людей,
создаются сложные многофигурные
композиции, часто по мифологическим
сюжетам.

Архитектурный стиль росписи интерьера.

В этом типе живописи, элементы, такие как
карнизы и фризы с побегами виноградных лоз,
создаются не из гипса, а вырисовываются, с
искусной ловкостью создавая иллюзии из цвета и
тени. То, что на протяжении первого
стиля реализовывалось в объёме и рельефно.
Согласно с первым стилем, инновация в
эффекте тромплей (это техника рисования при
которой реализуется «обман зрения», на стенах
рисуются окна, двери или атриум, чтобы создать
впечатление что комната больше чем она есть)
реализуемом на стене, в котором на месте
плинтуса рисовались ровные постаменты с
фальшивыми колонами, ниши и двери позади
которых открывалась перспектива.

ЕГИПТИЗИРОВАННЫЙ или
орнаментальный (с 14 года н. э.) -
переход к плоским орнаментам, в
обрамлении которых размещались
картины,
обычно пасторальной тематики.

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ или перспективноорнаментальный (с 62 года н. э.) -
появляются фантастические пейзажи,
изображаемая архитектура напоминает
театральные декорации, переставая
подчиняться законам физики. Картины с
изображением людей становятся
динамичнее большая часть зданий Помпеев
украшена живописью этого стиля.

Фрески виллы Мистерий

Названа вилла по получившим
широкую известность фрескам в
одной из комнат к югу от атрия, где
изображается, по наиболее
распространённой версии,
посвящение в дионисийские
мистерии,
по другой - обряд венчания.

Начало таинства.

Роспись, изображающая театральное действие.

Портрет поэтессы.

Портрет молодоженов.

В орнаментальную декорацию с большим
мастерством вводятся натюрморты.

Раздевалка со сводами, украшенными фресками эпохи Флавиев
(амуры, вакханки, трофеи), мраморными сидениями и нишами для
хранения одежды. Стабиевы термы.

Неотъемлемой частью декорации богатого римского дома
были мозаичные полы - от простых полов,
в которых узор выкладывался белой галькой на
цементно-щебеночной основе,
до тончайших мозаик со сложными многофигурными
композициями
(например,
известная
мозаика,
изображающая битву Александра Македонского с
персидским царем Дарием).
Имеются мозаики с рисунками кубов в перспективе,
мозаики, иллюзорно воспроизводящие очистки фруктов на
гладком полу, мозаичные изображения уток, кошек, рыб и
др.

мозаика, изображающая битву Александра
Македонского с Дарием III.

У входа в дом выложена мозаика с изображением
собаки и с надписью «берегись собаки».

Фаюмский портрет.

Фаюмские портреты - созданные в
технике энкаустики погребальные
портреты в Римском Египте I-III веков. Своё
название получили по месту первой крупной
находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской
экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.
Являются элементом видоизмененной под грекоримским влиянием местной погребальной
традиции: портрет заменяет традиционную
погребальную маску на мумии. Находятся в
коллекции многих музеев мира, в том
числе Британского музея, Лувра и в Музее
Метрополитен в Нью-Йорке

Всего на сегодняшний день найдено более 900
портретов.
Время создания этих портретов I-III века по Р.Х.
- время, когда Египет был завоеван римлянами.
За несколько столетий до этого в Египте правила
греческая династия Птолемеев – потомков
одного из соратников Александра Македонского.
Правящей элитой, разумеется, тоже были греки.
Потому неудивительно, что одновременно с
традиционным египетским искусством
существовало и искусство греческих завоевателей
и синтезированное эллинистическое искусство,
впитавшее в себя обе традиции.

Это коснулось всех аспектов культурной и
религиозной жизни древних египтян
указанного периода, в том числе и
погребальных обрядов.
До нас дошли примеры погребальных
изображений, выполненных как в более
древней, собственно египетской традиции
(рельефные погребальные маски), так и в
более новой – греко-римской
(погребальные портреты).

совпадает с христианским учением).
Так или иначе, фаюмский портрет, это образ
вечной, в известном смысле – бессмертной
личности.
Именно это обстоятельство и роднит фаюмский
портрет с иконой.

«Портрет пожилого
мужчины»
(конец I века н.э.)

Особенности композиции
Композиция фаюмского портрета обычно имеет
погрудное построение (поясные изображения
встречаются реже). Головы персонажей, как
правило, повернуты в три четверти. Прямых
фронтальных изображений мало.
Взгляд направлен либо прямо, либо поверх
«зрителя». Источник света, который формирует
светотеневой рисунок лица, чаще всего
«расположен» сверху и немного слева от
изображенного – правая (от зрителя) сторона
лица обычно затенена, независимо от того, в
какую сторону развернут персонаж, затененная
сторона носа передается широкой темной
линией.

«Портрет
молодого
римлянина»,
начало III века н.э.

Лица не отражают эмоций. Глаза, зачастую,
широко раскрыты. Фон условный, обычно -
однотонный светлый либо золотой.
Стилистической особенностью большинства
фаюмских портретов является асимметричность.
Левая часть лица часто отличается от правой
(глаза, брови, уголки губ, уши и т.д. могут быть
разного размера, расположены на разном уровне,
изображены под разными углами). Этот прием не
свойственен эллинистическому искусству,
в нем можно видеть новое веяние в живописи.
По сути это - та же попытка передать объем
предмета и его перспективное искажение, но более
динамично и экспрессивно.
Поделиться: