Христианство в современной Европе: новая реальность. Три вопроса о Европе. Мнения православных священников, работающих в Европе

Христианство (продолжение)

Христиане подвергались гонению, первое упоминание о них не в христианских текстах, а в 60е гг. до н.э. Самые ранние христианские труды относятся к 125 г. У римлян первое упоминание христиан связано с большим пожаром, устроенном Нероном.

Христианство начало привлекать бедное население страны и солдат, и из-за этого верховные власти Рима начали испытывать беспокойство. Со 2го века начались гонения, христиан ловили и заставляли отказываться от своей веры. Верующих приводили в храм, ставили перед статуей Божественного Императора и предлагали принести жертву этому идолу и вознести ему молитву. Если человек соглашался, значит он был порядочным гражданином Рима.

К 4 веку количество христиан увеличилось (15% населения), император Константин решил принять эту религию. Он издал Миланский эдикт в 324 г., который признавал христианство полноправной религией, христианам возвращали их земли и свободу, а в 325 году император Константин объявил христианство государственной религией Римской Империи.

После 335 года характер христианства меняется. Почувствовав свою власть, оно становится воинственным, менее терпимым, более жестоким. Начинается чистка в храмах, внешняя политика христианской церкви становится агрессивной.

Семь Вселенских соборов. Это собрание христианских епископов, дьяконов и т.д., ученых в религии. Цель: выработка единых правил. Город Никея, 335 г., первый Вселенский собор (Никейский). Здесь был выработан символ веры.

Символ веры – это совокупность основных вероучительных положений христианства. Здесь говорится о том, как надо понимать природу божества, о миссии пришествия Христа, говорят о церкви и том, чем живет каждая верующая душа. Символ веры – это минимум христианской веры, при незнании которого человек не может считаться христианином.

Основные положения символа веры:

· Бог это единый творец всего сущего

· Бог это отец и вседержитель

· Ничто помимо бога не существует

· Верую в Христа, единого сына божьего (который был рожден еще до сотворения мира)

· Бог вечен

В 381 г. на втором Вселенском соборе(проходил в Константинополе) символ веры получил окончательное оформление, Никео Царьградский – символ веры.

Вопросы, обсуждавшиеся на собрании:

1. Триединство бога (бог одновременно и един /сущность/ и троичен/лицо/)

2. Богочеловечество Иисуса Христа (одна личность и две природы)

Епископ Арий, арианство. Выражал мнение, что Иисус просто хороший человек, а то, что он бог – это просто фигура речи. Его признали еретиком.

Христианство в Западной Европе

376 г. Образовались Западноримская и Восточноримская империи.

Наиболее могущественной Западная церковь стала в 13ом веке.

Реформация.

Реформация началась с деятельности Мартина Лютера, который хотел реформировать христианскую церковь, устранить неполадки, возвратить церкви ее первоначальный вид, указанный в библии.

Мартин Лютер был монахом августинского ордена. Он видел, что жизнь церкви отличается от порядка, описанного в святых текстах. Лютер отправился в Рим к Папе, чтобы попросить исправить непорядки, происходящие в Германии. Однако при папском дворе он понял, что непорядок творился не только в Германии, но и во всем католическом мире. Сами Папы потакали искусству, которое изображало языческих богов, тратили на художников множество денег.

Мартин Лютер вернулся на свою родину и составил 95 тезисов, касающихся в первую очередь богословских вопросов, и прибил их на дверь Виттенбергской церкви с тем, чтобы любой желающий смог вступить с ним в полемику, касающуюся этих тезисов.

1517 г. – начало Реформации, обнародование 95 тезисов.

От церковного руководства Лютеру последовал приказ отбросить гордыню и сидеть на попе ровно. Однако он вступил в открытую конфронтацию с церковным начальством, которое закончилось масштабными военными действиями. Лютер был не первым, кто обратил внимание на расхождение реальности и задумки церковной жизни. За сто лет до него Ян Гус в Чехии пытался провести улучшения, но его быстро задавили.

Лютера поддержали различные слои общества: князья, население городов. Все эти социальные группы (верхушка дворянства и свободные граждане) тяготились пристальным вниманием церкви, поэтому они встали на сторону Лютера. Это был политический и вероучительный акты.

Лютер учил, что церковь не должна претендовать на роль посредника в отношениях между людьми и богом. Продвигал идею самостоятельного изучения библии, поэтому он перевел библию с латыни на литературный немецкий язык (После этого разговорный немецкий стал литературным. Масштабы книгопечатания выросли). Главный пункт – требование спасения верой. Человек спасается верой, а не делами.

Жан Кальвин возглавлял Реформацию в Швейцарии. Проповедовал в Женеве, превратил ее в тоталитарное государство, подчиненное интересам религии. Кальвин перевел библию на французский. Жан Кальвин критиковал святых, мощи, помощь древности в современном мире. Кальвин считал, что все уже предопределено, место в раю забронировано и не важно, какую жизнь ты ведешь. Если бог любит человека, тот много зарабатывает. Поэтому протестанты научились работать много и с удовольствием.

После Реформации католическая церковь стала принимать репрессивные меры с одной стороны, а с другой – стали появляться более-менее либеральные течения.

Все языческие культы, деятельность хри-стианских миссионеров в германских землях заметно активизиро-валась. Установлено, что между V и X вв. большинство населения Европы приняло христианство. Чаще всего обращение какого-либо варварского народа в христианство начиналось с крещения короля, примеру которого следовала его дружина, а затем и всё племя. Ино-гда христианство насаждалось очень жестокими методами. Так, Карл Великий, воюя с германским племенем саксов, после одного из сражений на р. Везер приказал казнить 4,5 тыс. язычников. Од-нако сам обряд крещения ещё не делал германцев христианами в полном смысле этого слова, поскольку гораздо сложнее было хри-стианизировать сознание .

Огромную роль как в распространении христианства в Европе, так и в развитии европейской культуры в целом сыграли монастыри.

Организатором монастырского движения на Западе стал св. Бе-недикт Нурсийский . На территории Италии он создал множество монастырей, наиболее известным из которых стал монастырь Монтекассино близ Неаполя. Для этого монастыря Бенедикт разра-ботал устав. Кроме молитвы (семь раз днём и один раз ночью), мо-нахи, следующие уставу св. Бенедикта, должны были заниматься сельским хозяйством, изучать Священное Писание, переписывать книги, воспитывать детей, вести миссионерскую деятельность. Бла-годаря такому уставу именно бенедиктинские монастыри стали на-стоящими очагами культуры средневекового общества .

Папа Григорий I (590-604 гг.) обеспечил широкое распространение бенедик-тинского устава среди монастырей Западной Европы. Однако в VII- IX вв. в Европе происходит упадок монастырского движения: ока-завшись под властью королей или князей, монастыри стали центра-ми не столько духовно-религиозной и культурной жизни , сколько политической; уставы соблюдались плохо, монашество теряло ав-торитет среди христиан Запада.

Возрождение монашества начнёт-ся лишь в X в., после того как в 910 г. монастырь Клюни в Бургундии создал Клюнийскую конгрегацию (сообщество) монастырей, высту-павших за строгое соблюдение устава св. Бенедикта, аскетизм и ис-тинное благочестие. Материал с сайта

Особую роль в становлении и распространении христианства в Западной Европе сыграло папство. Франкский король Пипин Короткий в 754 г. со-вершил поход против германского племени лангобардов, которые угрожали Риму и делали само пребывание папы в Вечном городе не-безопасным. После победы над лангобардами Пипин подарил за-воёванные в ходе этого похода территории римской церкви. Таким образом появилась Папская область — государство , в котором па-пы обладали не только духовной, но и светской властью. С этого времени начались притязания пап на светскую власть в Западной Европе.

Претензии римских пап на верховную роль во всей христиан-ской церкви не могли быть приняты патриархами — главами восточных христианских церквей, расположенных на территории Ви-зантии. Давно существовавшие противоречия между западными и восточными церквями по отдельным вопросам христианской дог-матики и вопросам проведения богослужения в этих условиях рез-ко обострились.

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на I Московском международном форуме «Религия и мир» (Москва, 13 декабря 2013)

Сегодня мы говорим о том, как взаимодействуют религиозные традиции на нашем Европейском континенте, в нашей стране и в нашем городе. Я думаю, что было бы правильно сейчас обратиться к той ситуации, в которой мы оказались после событий, происходивших в нашей стране в последние 25 лет, и сравнить ситуацию, сложившуюся у нас, с той ситуацией, которая складывается в странах Европейского Союза. Это необходимо сделать, потому что фактически мы имеем дело с конфликтом очень разноплановых ценностных систем.

Говоря об опыте нашей страны, следует отметить, что последние 25 лет были отмечены совершенно беспрецедентным возрождением религиозной жизни. Причем это возрождение коснулось всех религиозных традиций, всех тех, кто здесь присутствует – это и православные христиане, и христиане других конфессий, это и мусульмане, и иудеи, и буддисты. Представители всех традиционных вероисповеданий Российской Федерации могут засвидетельствовать, что религиозное возрождение коснулось самым прямым образом каждую из представляемых ими конфессий. Так, для Русской Православной Церкви, которая является Церковью многонациональной и объединяет православных верующих не только России, но также других сопредельных государств, эти годы стали временем совершенно беспрецедентного воссоздания своих структур. Достаточно сказать, что мы открывали по тысяче храмов в год или по три храма в день. Я думаю, что в истории мирового христианства вообще не было подобных прецедентов.

В этом году мы вспоминали Миланский эдикт императора Константина, изданный в 313 году. Может быть, и тогда возрождение церковной жизни происходило с подобной скоростью, но, к сожалению, по тем временам мы не имеем статистики, а по нашим временам статистика имеется. И она говорит о совершенно беспрецедентном масштабе возрождения религиозной жизни. Например, на момент празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году в русской Православной Церкви было 20 монастырей, а сейчас у нас их 805, и почти на каждом заседании Священного Синода мы принимаем решения об открытии новых монашеских обителей. А что такое монастырь? Это ведь не только стены, здания, но и люди, причем не те, кто просто пришел в храм на воскресную службу, а потом продолжает жить своей жизнью, − это люди, которые отказываются от семьи, от естественных для человека условий труда и отдыха и принимают на себя подвиг жертвенного служения. И все эти 800 с лишком монастырей наполнены сегодня монахами и монахинями − людьми, которые отреклись от мира для того, чтобы служить Богу.

Задумаемся об этом феномене и о том, что все это происходит в эпоху, которую на Западе называют постхристианской, потому что многие в западных странах уверены, что время расцвета христианства, да и вообще религии, далеко позади, что религия – феномен прошлого и современное человечество должно двигаться в сторону все большего и большего ухода от религиозных ценностей. Это, к сожалению, и происходит в целом ряде стран Европейского Союза.

Если 25 лет назад Советский Союз был атеистическим государством, а Европа напоминала нам о религиозных ценностях, даже прилагала усилия для того, чтобы защитить эти ценности, и мы не раз и не два обращались к нашим европейским партнерам по межрелигиозному и межхристианскому диалогу для того, чтобы защитить право наших людей исповедовать свою религию, то сегодня эти два мира как бы поменялись ролями. Ныне в нашем обществе наблюдается расцвет религиозных традиций, реальная, а не декларируемая свобода вероисповедания, а в европейском обществе все чаще и чаще мы наблюдаем случаи гонений на религию, дискриминацию по религиозному признаку и намеренное стремление вывести религиозные традиции из общественного пространства.

Одной из иллюстраций этого процесса является стремление целого ряда западных политиков изгнать религиозные символы из общественного пространства. На днях в Норвегии одна из ведущих телевизионных новостей была отстранена от своих обязанностей из-за того, что во время эфира у нее на шее висела цепочка с крестиком. Демонстрация главного христианского символа, по мнению руководства телеканала, могла стать источником раздора и преступлений. Давайте вдумаемся в эту логику: крестик на шее может стать источником раздора и преступлений. Я вспоминаю советские времена, когда у нас в школе учителя срывали крестики с учеников, если замечали, что за воротничком рубашки видна цепочка. А сейчас мы наблюдаем подобные явления в Европейском Союзе, который на весь мир декларирует демократические ценности, свободу вероисповедания и гордо ставит себя в пример другим странам, регионам, цивилизациям.

В настоящее время в Европейском Союзе политик не имеет права мотивировать свои поступки религиозными соображениями. Когда мэр французского города Арканг Ж.М. Коло по религиозным соображениям отказался регистрировать однополый союз, ему выставили претензии и сейчас этому человеку грозит тюремное заключение и штраф за дискриминацию. При этом солидарность с ним выразили 20 тысяч французских градоначальников и их заместителей, входящих в организацию «Защита детства». Но к их голосу никто прислушиваться не будет, как никто не прислушивается к голосу людей, которые вышли на многотысячные демонстрации после того, как во Франции был принят закон о признании однополых союзов в качестве одной из разновидностей брака. В общей сложности более миллиона человек приняло участие в этих демонстрациях, их разгоняли дубинками и слезоточивым газом, и руководство Франции проигнорировало эти протесты, которые говорят о том, что политика французского государства так же, как и многих других европейских государств, идет в разрез с общественным мнением − мнением большинства − и является, по сути дела, насильственным навязыванием людям идеологических установок, которые нарушают традиционный жизненный уклад.

Сегодня в Европе господствует нравственный релятивизм, то есть представление о том, что каждый человек или сообщество может устанавливать для себя собственную шкалу нравственных ценностей, которая необязательно должна соотноситься с общечеловеческими ценностями. В этом контексте сегодня происходит целенаправленный демонтаж семейных ценностей, основанных на христианской традиции. Казалось бы, что может быть очевиднее семейных ценностей, ведь все религиозные традиции − например, тех, которые присутствуют в этом зале, − единодушно свидетельствуют, что брачный союз между мужчиной и женщиной имеет Богом установленную природу и что благословение Божие выражается в том, что у семейной пары должно быть столько детей, сколько благословит Бог, а не столько, сколько они сами запланируют.

На Западе сейчас господствует совершенно другая установка: браком может быть объявлен любой союз людей любого пола и в любом количестве. При этом любому такому союзу дается право усыновлять детей, то есть, по сути, передавать следующим поколениям свои идеологические установки. Это демонтаж ценностной системы, причем мы говорим не о религиозной ценностной системе или о ценностной системе какой-то конкретной религии, но о той системе ценностей, которая была универсальна для всего человечества и позволяла народам земного шара плодиться и размножаться по заповеди Господней.

Сегодня эта нравственная система, которая основана на представлении о семье как богоустановленном союзе мужчины и женщины, созданном по любви и для рождения детей, подвергается сознательному демонтажу. Происходит это под влиянием секулярной идеологии, основанной на нравственном релятивизме, и настаивает на том, что абсолютных моральных ценностей вообще не существует, что все они относительны и если тот или иной человек своим поведением не нарушает права других людей, то он может вести тот образ жизни, который пожелает, и проповедовать ценности, которые считает нужными для устроения своей жизни и жизни окружающих людей.

Эта идеология сознательно внедряется в систему образования. Недавно министр образования Франции заявил, что в школе ученики должны избавиться от всех форм детерминизма − семейного, этнического, социального или интеллектуального. Согласно инструкциям возглавляемого им министерства, с нового учебного года во французских школах слова «мальчик» и «девочка» будут заменены словами «друзья» и «дети», так как «мальчик» и «девочка» – это роли, которые на себя берут люди в юном или детском возрасте, а при желании они могут эти роли поменять.

Также указывается, что родители − это не мама и папа, которых Господь дал ребенку, а просто два человека, которые могут быть одного пола, и совершенно необязательно они должны называться мамой и папой – их могут именовать «родитель №1» и «родитель №2» или еще как-либо иначе. И все это будет называться семьей, будет приравнено к традиционному браку, а права этих сожительств будут законодательно закреплены в качестве брачных союзов.

Демонтаж ценностной системы, который сегодня происходит в Европейском Союзе, конечно, не может нас не беспокоить, поскольку хотя наша страна, слава Богу, не состоит членом Европейского Союза, она безусловно, является частью европейского культурного и цивилизационного пространства. И мы должны понимать, что ценностные установки, которые сегодня навязываются в Европе и которые один из выступавших здесь сегодня назвал сатанинскими, конечно, проникают и будут проникать к нам, причем любое сближение с Европой будет непременно связано с навязыванием нам данных норм и установок. Это уже происходит в тех соседних странах, которые получают приглашения к различного рода ассоциациям с Евросоюзом, − при этом им ставят условием принятие законов о легализации однополых союзов и тому подобные вещи.

Сегодня нашу страну критикуют за то, что у нас якобы отсутствует демократия. Некоторые господа из Германии даже объявили о том, что они будут бойкотировать нашу сочинскую Олимпиаду, потому что, оказывается, сексуальные меньшинства у нас дискриминируются: якобы принятый в России закон о недопустимости пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних нарушает права этих меньшинств. Лучше бы данные господа заявили протест против массового истребления христиан на Ближнем Востоке − что-то не слышно голосов этих европейских политиков в защиту христиан, которых похищают, которых уничтожают, которым отрезают головы. Когда монахинь похищают так называемые сирийские оппозиционеры, вся эта публика помалкивает − им это неинтересно. А вот когда в России вводится закон, якобы дискриминирующий сексуальные меньшинства − не потому что им запрещено существовать, не потому что их реально лишают прав, а потому что им запрещается пропагандировать свои взгляды среди несовершеннолетних, − это сразу вызывает негодование и протест. Думаю, очень хорошо, что такие люди не будут присутствовать на наших спортивных мероприятиях, − пусть они живут в гетто, которое сами для себя пытаются создать. Жалко те миллионы людей, которые оказываются заложниками сатанинской и антихристовой политики.

Уверен, что людей, которые сознают гибельность и самоубийственность этой политики, сегодня в Европе очень много. И они, конечно, смотрят с надеждой на Россию. Может быть, неслучайно вчера в послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент говорил о консерватизме, цитируя замечательного русского религиозного философа Николая Бердяева, который говорил, что консерватизм препятствует не движению вверх и вперед, а движению назад и вниз. Сегодня наша страна, по сути дела, оказалась защитницей консервативных ценностей, здорового консерватизма в самом положительном смысле этого слова. Он абсолютно необходим на фоне нравственного беспредела, который мы наблюдаем в современном европейском обществе.

Очень хотелось бы надеяться на то, что религиозные конфессии Российской Федерации и религиозные конфессии нашего города будут и далее объединять свои усилия для защиты традиционных ценностей, на которых на протяжении веков строилась жизнь всего человечества и нашего народа.

Мы должны помнить слова, с которыми Господь обратился к израильскому народу: «Два пути предложил я тебе − благословение и проклятье, путь жизни и путь смерти, избери жизнь, чтоб жил ты и потомство твое» (см. Втор. 30. 19). Нравственные ориентиры, которые проповедуются традиционными религиями, направлены как раз на то, чтобы люди избирали жизнь, чтобы жили они и их потомство. А те ориентиры, которые сегодня предлагает нам западная секулярная цивилизация, ведут самым прямым и непосредственным образом к постепенному вымиранию европейских народов. Разве демографический кризис, который охватил страны Западной Европы, не является прямым следствием идеологии, направленной на разрушение семьи, которая в течении нескольких десятилетий внедрялась в сознание людей? Это ее прямое следствие, следовательно, эта идеология является самоубийственной не в переносном, а в прямом смысле для европейского населения.

Вчера Президент сказал о том, что впервые за последнюю четверть века в нашей стране переломилась демографическая тенденция, что рождений зафиксировано больше, чем смертей. Я думаю, что это очень радостная новость. Во многом новая ситуация, в которой мы сейчас оказались, является следствием государственной политики по защите семьи и пропаганде семейных ценностей, но это также и следствие консолидированной позиции традиционных религий Российской Федерации.

Я хотел бы всем нам пожелать, чтобы мы жили в процветающем государстве, в процветающем городе, чтобы население их увеличивалось и нравственные ценности всегда занимали важное место в жизни нашего общества.

Крещение Европы, как таковое не состоялась. Проходила постепенная христианизация языческих народов. Это происходило в течение почти целого тысячелетия. Первым безусловно был Рим в 313 г., а последняя была Швеция, в 829 г. Робинсон в своей книге описывает как нынешние государства и народы приняли христианство. Во-первых, во многих случаях они еще не оформились и на их месте были другие народы или племена.

Когда пала Римская империя в разное время, к разным народам приходили монахи миссионеры и в первую очередь крестили главу государства, а уже после и весь народ. Крещение происходило на латинском языке, который во многих случаях был не понятен. Поэтому воцерковление (катехизация) было на низком уровне и очень часто, спустя некоторое время, «новопросвещенные» возвращались снова в язычество. Россия (Русь) во время крещения была однородной и, по сравнению с Европой, была небольшой. Европу населяло много народов, которые еще не оформились в государства. Кроме того, происходили постоянные набеги варваров, которые иногда все перед собой уничтожали, а иногда оседлали и растворялись (сливались) среди местных жителей.

Христианизация происходила медленно. Обыкновенно она осуществлялась монахами, которые ходили к разным народам и крестили по возможности правителей народов, и только потом за ними следовали все остальные. Такие миссионерские походы были опасными. Часто язычники встречали их враждебно, нередко все кончалось смертью миссионеров.

Нужно помнить, что вся Европа была в постоянном изменении. Кроме того, частое появление варваров меняло многое.

Другим методом распространения являлся пример монастырей. Возводились монастыри, жизнь монахов служила ярким примером язычникам, и они постепенно крестились. Нужно сказать, что в большинстве случаев христианизация происходила медленно потому что новые христиане часто ничего не знали о своей новой вере. Из-за этого не редкими были случаи перехода обратно в язычество. Во многих местах язычники приносили жертвы, иногда человеческие. Зачастую это выводило миссионеров из терпения, и они применяли силу. Иногда они ставили выбор: крещение или смерть. Конечно в таких случаях нельзя было ожидать полноценную христианскую веру.

Миссионеры обращали главным образом свое внимание на глав, а другие потом следовали за ним. Таким образом мало кто понимал суть христианства. Латинский язык, который был изначально единственным применяемым в Римской Церкви, в священном писании и богослужении также тормозил понимание. Применение силы создало антагонизм (resentment). В результате образовалась неполноценная христианская вера, полная языческих предрассудков и наследия. Обыкновенное явление были: гордыня, ксенофобия, расизм, человеконенавистничество, злоба, корыстолюбие, любостяжание, любоначалие и т.д. Отсюда и пошла русофобия и правофобия (православнофобия).

Большая часть населения Зарубежной Европы – христиане. Эта религия проникла сюда в начале на своего зарождения и очень быстро распространилась благодаря тому, что она опиралась на поддержку бедных слоев населения.

История распространения христианства в Европе

Религии Зарубежной Европы представлены, в основном, различными христианскими ответвлениями. Чтобы разобраться в этом, вернёмся к истокам.

В 11 веке между двумя центрами Римом и Константинополем возник конфликт, результатом которого стало деление всего мира на два христианских течения: православные и католики. В первую стороны отошли все страны Западной и Северной Европы и частично Центр, а в другую – Восточная и Южная Европа. В это же время в центральных государствах набирает силу протестантизм. С тех пор ситуация практически не изменилась.

Религиозный состав Зарубежной Европы

  • Католики : Италия, Испания, Португалия, Мальта, Ирландия, Бельгия, Франция, Люксембург, Австрия, Польша, Чехословакия, Венгрия.
  • Православные : Румыния, Болгария, Греция.
  • Протестанты : Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия.

Рис. 1 Религии Западной Европы

Такие страны как Германия, Великобритания, Нидерланды, Швейцария разделись на две половины. Одни относятся к католикам, другие к протестантам. Господствующая ветвь протестантизма – лютеранство.

Среди религиозных меньшинств преобладает Ислам, его исповедуют Албания, Черногория, Босния и Герцоговина.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Европа еще с начала 19 века является центром свободомыслия. Именно поэтому, людей, которые отказываются от религии с каждым годом становится все больше и больше. Наиболее распространены атеистические движения во Франции, Великобритании, Нидерландах.

Рассмотрим религиозный состав населения по самым крупным государствам.

Великобритания

Признает на уровне государства две крупные церкви: Англиканскую и Шотландскую. Первая была признана в 16 веке. Глава – действующий монарх. На сегодняшний день — это королева Виктория. К Английской церкви относятся более 50 млн. человек по всему миру. Выделяется также “Свободная церковь”.

Сюда относятся сектанты и протестанты, не признанные государством.

Рис. 2 Англиканская церковь

Германия

Распространенная форма протестантизма – лютеранство, основанное Мартином Лютером в середине 17 века. Основная церковь – Евангелическая, куда приходят более 24 млн. человек, что составляет 30% страны.

Еще 30% — это католики, которые ходят в римско-католические церкви.

Большой процент населения – атеисты. Также в незначительной степени представлены другие религиозные меньшинства.

Рис. 3 Немецкая лютеранская церковь

Франция

Религиозный состав населения Франции выглядит таким образом:

  • Не относят себя ни к какой религии – 45%
  • Католики – 42%
  • Мусульмане – 8%
  • Другие религии – по 1% православные, иудеи, буддисты

Рис. 4. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)

В конституции Франции написано, что она является светской страной. Это значит, что признавать на уровне государства любую религию, запрещено. Кто во что хочет, тот в то и верит.

Что мы узнали?

Территорию Европы можно условно разделить на три части: Западная – полностью католическая, восточная – православная, а вот в центре и на севере господствует протестантизм. В Великобритании есть две государственные церкви, в Германии популярен вид протестантизма – лютеранство, а Франция – свободная страна, но большинство относит себя к католикам.

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.8 . Всего получено оценок: 14.

Поделиться: