Икона святителя Николая Чудотворца Мирликийского: значение святого образа для христианского мира. Святой николай чудотворец, архиепископ мирликийский

Епископ Мирликийский причислен к лику святых за чудеса, которые происходили во время его жизни и после смерти. Годы жизни Николая Чудотворца наполнены верностью, служением Богу, людям особой любовью. Великую помощь оказывали молитвы Святого тем, кто путешествовал , находился в море. Особо помогал Святитель незаконно осужденным , обиженным и брошенным детям, о чем свидетельствует биография краткая Николая Чудотворца.

Детство будущего святителя

Римская провинция Ликия, а именно греческая колония Патара стала местом рождения особого мальчика. Это случилось в 270 году нашей эры.

Родители его были истинными христианами, их вера передалась сыну. Отец Николя, так назвали ребенка, был обеспеченным человеком и сумел дать сыну образование. В некоторых источниках существует ошибочное мнение, что родителей будущего Чудотворца и Угодника Божьего звали Епифаний и Нонна. Такие люди действительно жили в то время, но были они родителями другого святого, имя которого Николай Пинарский.

Родители дали сыну имя Николай, пророчествуя, что станет он победителем народов. По вере любящих сына людей Бог даровал мальчику особое помазание с самого рождения побеждать злобу века сего.

По преданиям святых во время преподношения перед Богом, при окунании в купель, младенец встал на ноги, самостоятельно простоял так несколько часов, с поднятыми для прославления Всевышнего руками.

Интересно. Также предания утверждают, что маленький мальчик прикладывался только к правой груди, предопределяя тем самым свое место около Господа. В дни, когда православные обычно не вкушают скоромную пищу, а это среда и пятница, маленький Николя требовал грудное молоко только после вечерней молитвы родителей. В будущем Святой Угодник в эти дни будет строго придерживаться поста.

Николай Чудотворец

Время познания Божественного Писания

Совсем мало времени понадобилось талантливому ученику из Ликии, чтобы познать глубокую мудрость Святого Писания.

Биография краткая Николая Чудотворца гласит, что в отроческие годы он не любил проводить время в пустых развлечениях с друзьями, все свое свободное от учебы времяпровождение он находился в храме.

Наполняясь благодатью Божию , ведомый Духом Святым, отрок совершенствовал свой разум и тело, чтобы соответствовать Храму, в котором живет Дух Святой (Первое Кор. 3:16).

Видя посвященность отрока Христу, его дядя, известный мирянам под именем Николая Патарского, доверил богобоязненному племяннику место чтеца. По смерти родителей будущий Святитель роздал все свое наследство бедным и полностью посвятил себя Богу.

Начало служения Господу

Служа под началом дяди, Николай был рукоположен в сан священника . Это было время после страшных христианских гонений.

Римский император Диоклетиан ввел закон, разрешающий уничтожать христиан по всей империи, который поддержал император Максимиан. На протяжении многих лет (303-311) христиан убивали, бросали в печи, отдавали на растерзание зверям, пока перед смертью император Галерий повелел терпимо относиться к различным верованиям. Его преемник Лициний, который правил до 324 года, позволил христианским общинам развиваться.

Будучи в паломнической поездке в Палестине, священник подошел к храму, но обнаружил его закрытым. Помолившись перед воротами, он был удивлен падением замков.

Во время пребывания в Палестине Чудотворец узнал, что ликийский народ умирал от голода, страшное бедствие накрыло страну.

Святой Угодник проводил часы в посте и молитве, прося Бога простить народ и спасти его от голодной смерти.

Молитва ко святому:

В далекой Италии в это время торговец, погрузил на корабли хлеб, чтобы отправиться в дальние страны, однако решение было изменено после ночного сна, во время которого Святитель приказал торговцу плыть в Ликию, оставив золотые.

Наутро итальянец обнаружил монеты в зажатой руке. Не осмелившись нарушить приказ Святого, он поплыл в Ликию, чем и спас многих людей от смерти.

Интересно. В Палестине из поколения в поколения передаются сведения о добрых делах, дарованных Богом по молитвам веры, совершенных Святым Угодником. Поныне палестинцы-христиане приходят с просьбами и молитвами в церковь Святителя Николая Чудотворца, построенную в городе Бейт-Джала на месте разрушенного храма третьего столетия, в котором молился Угодник.

Велико было желание святителя остаться в уединении, но по Божьему повелению, но не в родные Патары, где его хорошо знали жители города, а в Миры. Здесь Священнослужитель жил, как нищий, довольствуясь самым малым как в жилье, так и пропитании.

К этому времени уже епископ Мирликийский проповедует в Мире. Ныне это турецкая провинция Анталия, город Демре.

Икона Николая Чудотворца в городе Бейт-Джала

Получение сана архиепископа

История посвящения в сан архиепископа наполнена Божьим водительством.

В городе Миры после смерти архиепископа на собрании местных архиереев никак не могли сделать выбор нового помазанника Божьего.

Священнослужители Мирликийские проводили часы в молитвах, пока старейшему из епископов не приснился сон. Господь указал ему, что утреннее богослужение первым посетит муж, угодный Богу на престоле архиепископа, имя которому Николай.

Свой сон старейший передал остальным членам собрания. С великим волнением стояли священники вдоль притвора церкви, ожидая будущего архиепископа.

Как только святитель появился у входа в храм, его попросили назвать свое имя. Смиренно и тихо прозвучал ответ, что зовут его Николай, и он признает себя рабом владыки.

Радостная весть об избраннике в полночь разнеслась по городу, Николаю в ту же ночь были переданы все права архиепископа Мирликийского.

«Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!»

Новый сан не стал причиной гордыни и превозношения святителя, эти чувства были ему чужды. Глава Мирликийской епархии принимает решение всецело служить людям, забыв о собственных нуждах.

Первый Вселенский Собор

В это время еще продолжались гонения на христиан. Чудотворец с паствой попадает в темницу. Видя постоянно молящегося священника, ощущая его поддержку, многие христиане выстояли, не отреклись от своей веры.

Ревностный христианин, Мирликийский епископ был нетерпим к язычеству . По его приказу был разрушен знаменитый храм богини Артемиды.

На Первом Вселенском Соборе (325 г.) решался вопрос о праздновании Пасхи, Символах веры, Божестве Христа.

Епископ Ария и несколько священников стали опровергать божественность Иисуса, за что, по словам некоторых историков, архиепископ Мирликийский дал пощечину еретику за откровенную ересь . Этот факт не нашел подтверждения в официальных сообщениях, но упоминается в некоторых документах присутствующих на Соборе епископов.

Добрые дела, совершенные Святым Угодником

По свидетельству историков, Николай Угодник всегда вставал на сторону оклеветанных людей, требовал справедливо относиться к осужденным.

Где бы ни появлялся Чудотворец, он всем оказывал помощь:

  • больных исцелял;
  • бесов изгонял;
  • дарил утешение;
  • голодных кормил;
  • нагих одевал;
  • восстанавливал справедливость.

Его добрые дела совершались с кротостью и смирением, в нем не было надменности и корыстолюбия. Всю славу и благодарности от людей Святой Угодник направлял к Богу.

Нет конца перечня добрых дел, сотворенных Святым Николаем Чудотворцем.

В исторических записях хранятся сведения о воскрешении мертвых, исцелении больных, освобождении пленников буквально из-под меча, многое другое.

Ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца в алтаре базилики святителя Николая Чудотворца в Бари

Тихий благословенный уход

Святитель Мирликийский дожил до глубокой старости, ведя аскетический образ жизни. Точной даты ухода Святого Угодника в мир иной не сохранилось. По историческим предпосылкам это случилось в период между 345 и 351 годами.


Кто Господа и святых Его не забывает,

тот сам с Господом пребывает


Архиепископ Мир Ликийских – один из самых почитаемых во всем православном мире святых.

Об этом можно судить, хотя бы, из того количества церквей, которые названы в честь этого святого. В году два праздника Николая: 19 декабря – день смерти (в народной традиции «Никола зимний») и 22 мая – день прибытия мощей в город Бари в Италии (в народной традиции «Никола вешний»). Святая Церковь Православная чествует, также, память святителя еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

Святитель Николай прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Святитель Николай считался «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям.

За свою земную жизнь он совершил такое множество добрых дел во славу Божию, что их не перечислить, но среди них есть одно, которое относится к числу добродетелей и к тому, что служило основанием их совершения, что двигало святителя на подвиг, – его вера, удивительная, сильная, ревностная.

Святитель Николай родился в III веке в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Его житие свидетельствует, что младенец Николай три часа простоял в купели крещения, «воздавая тем честь Святой Троице». Благочестивые родители, увидев, что их чадо отмечено особой благодатью, обратили внимание на его духовное воспитание. Когда мальчик вырос, его дядя, епископ Патары, рукоположил его в пресвитеры и пророчески предсказал будущее великого угодника Божьего.

Когда родители святителя Николая умерли, он употребил свое богатое наследство на благотворительные дела. Через несколько лет своего пастырства он собрался в Палестину на богомолье. В пути на море в нем открылся дар прозорливости и чудотворения: святитель предвозвестил бурю и силой молитвы укротил ее, а также воскресил упавшего с мачты матроса.

В Палестине святитель Николай решил удалиться в монастырь и посвятить жизнь уединенной молитве. Но Господу было угодно, чтобы такой светильник веры не пребывал в сокрытии. Святителю в откровении было велено оставить затвор и идти к людям. Повинуясь Божьей воле, он отправился в столичный город Ликийской земли Миры, где усердно молился в храмах и жил как нищий. В это время скончался ликийский архиепископ. И епископам, усердно молившим Бога указать восприемника, в таинственном видении было сказано, что достойнейший из всех – нищий, который первым войдет в храм, по имени Николай.

Так, Промыслом Божьим был избран святитель Николай в архиепископы, и теперь для блага паствы он уже не скрывал свои добрые дела. Авторитет его был так велик, что никто не смел противиться, зная, что творится воля Божья.
Однажды святитель спас погибающий от бури корабль. Моряки, потеряв всякую надежду, стали молиться ликийскому архиепископу, о котором много слышали, и вдруг он сам появился у руля корабля и привел его в гавань. К святителю безбоязненно шли со всякой нуждой не только христиане, но и язычники. И добрый пастырь никому не отказывал, за всех был молитвенником. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

Святитель Николай Чудотворец почитаемый во всем мире и всеми религиями. Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот великий муж. Почитание калмыками-буддистами Николая Чудотворца было одним из виднейших успехов калмыцкой христианизации. «Микола-бурхан» был включен в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков. Другой буддийский народ России – буряты – отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.

Святитель прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей. Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь. При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти.

Зимний Николай в особенности опекается обездоленными, больными. К нему посылают молитвы земледельцы, скотоводы и рыбаки, которых он спасает от всяких опасностей на воде.
Но больше всего прихода Николая ждут дети. Святой Николай одаривает их подарками в зависимости от поведения на протяжении года.

Гробница Николая Чудотворца в Бари

Святитель Николай мирно почил в середине 4 века – 6 декабря 342 года – в глубокой старости. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей.

В 1087 г. мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне.
Изначально святой Николай был погребен в церкви в Мирах (Демре, на территории современной Турции).
В мае 1087 г. итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики Св. Николая в городе Бари (Италия). Мощи святителя по сей день источают благодатное целебное миро.

В Московской Руси и Российской империи Николай чудотворец занимал первое место среди святых (после Богоматери) по количеству посвященных храмов и написанных икон, его имя вплоть до начала ХХ века было одним из самых популярных при наречении младенцам.

1 марта 2009 года Храм в честь святителя Николая (построен в 1913-1917 гг.) вместе с Подворьем Русской православной церкви в Бари переданы Русской Православной Церкви. Президент России Дмитрий Медведев принял от Президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано символические ключи от подворья Русской православной церкви.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских - один из самых известных христианских святых, почитается как великий чудотворец. С глубокой древности он широко известен на Руси (народное прозвание - Никола Угодник). Ему посвящено множество храмов и часовен на всей территории России.

Родился на южном побережье полуострова Малая Азия в семье христиан. С детства он был глубоко религиозен: находился при храме и изучал . Его дядя епископ Николай Патарский сделал его чтецом, а затем рукоположил в священники. После смерти родителей будущий святитель получил большое состояние, которое потратил на нужды бедных.

Начало его священства пришлось на самые жестокие гонения на христиан (303-311 годы) при императорах Диоклетиане, Максимиане и Галерии. В то время, когда Николай был епископом города Миры Ликийские, императором восточной части Римской империи стал Лициний (307-324 годы), который относился терпимо к христианам, что позволило развиваться христианству в этом регионе.

Святитель Николай участвовал в I Вселенском соборе (325 год), который был созван императором , где он обличал еретика Ария .

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу. Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (9 мая).

Еще при жизни он прославился как чудотворец, умиротворитель враждующих, помощник и заступник всех, кто нуждался в помощи и поддержке. К его заступничеству перед прибегают во время сложных жизненных ситуаций, бед, болезней, войн.

Интересные факты о Николае Мирликийском Чудотворце

    В 1087 году итальянские купцы, опасаясь уничтожения мусульманами мощей святителя, тайно вывезли их из православного монастыря в Мирах Ликийских, где они хранились, в итальянский город Бари. С тех пор празднуется 22 мая (9-го по старому стилю) в русской и болгарской православных церквях, а у греков такого праздника нет. В католической церкви этот праздник отмечается только в Бари.

    Святой Николай Угодник дожил до глубокой старости и был погребен в городе Миры (Турция) в соборе, где служил архиепископом. Его мощи находились там более семи веков до их перенесения в Бари. Храм и гробница святителя Николая в Мирах хорошо сохранились. Один раз в год, 19 декабря, в этом храме совершается православная служба - праздничная Литургия в честь святителя Николая - и ее всегда служит Вселенский Патриарх.

    В русской народной традиции дни почитания святого Николая Чудотворца назывались Никола Летний (или Никола Вешний) и Никола Зимний и считались вторыми по значимости после Пасхи. В день весеннего почитания святого традиционно открывался купальный сезон, а к Николе зимнему приурочивалось открытие ярмарок.

    По свидетельству Нестора Летописца, первая церковь в честь святителя Николая Чудотворца на Руси появилась еще в IX веке, за сто лет до официального принятия христианства. Ее возвели в Киеве над могилой князя Аскольда (первого русского князя-христианина) во время княжения . В 1992 году храм был передан Украинской греко-католической церкви.

    Самой древней иконой Святителя Николая считается фреска в церкви Santa Maria Antiqua на южной стороне Римского форума в Риме - она относится к VIII веку. На Руси первые иконы святого появились в середине XI века (например, на фресках Софийского собора в Киеве).

    Предание о том, как святой Николай спас от смерти трех невинно осужденных, вдохновило И.Репина на написание картины "Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных" (1895 г., Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге).

    Католическая рождественская история о Санта Клаусе, который раздает подарки беднякам, связана с реальным событием из жизни святого. Один вдовец, не имея возможности дать дочерям приданое и выдать замуж, решил сделать их публичными женщинами. Но святитель тайно дал им денег, сохранив от греха.

    В одном из морских путешествий из Миры в Александрию святитель Николай воскресил моряка, сорвавшегося с корабля во время шторма и разбившегося насмерть.

    В 2005 году знаменитый британский антрополог Кэролайн Вилкинсон (Манчестерский Университет) и ее коллеги восстановили образ Николая Чудотворца, используя результаты вскрытия мощей святого, которое провел в 1953 году итальянский профессор Луиджи Мартино.

С радостью и благоговением ступает нога всякого христианина на ликийскую землю, подарившую миру того, кто стал правилом христианской веры, образом кротости и воздержания - Святителя Николая.

Церковь Святителя Николая
в нижних Мирах (Демре, Турция). Этот памятник установлен около храма, в котором служил архиепископ Никола, Мирликийский чудотворец.

По словам церковных песнопений, здесь он прославился во время своей жизни, и по смерти - многочисленными чудесами и благотворениями.
Именно здесь, в Ликии, в городе Патара, в III веке н.э. родился и вырос Святитель Николай,
Ещё при жизни о добрых мирских делах Святого Николая ходило множество легенд. Одна из них породила традицию дарить подарки на Рождество Христово. Однажды, узнав, что очень благородный господин разорился и не смог собрать приданое для своих трех дочерей, он через дымоход подбросил три мешка золотых монет в дом обнищавшего купца, что позволило его дочерям достойно выйти замуж. Отсюда и пошла традиция привязывать мешочки с подарками к печи или камину.
Воистину исторической личностью Святитель Николай стал будучи епископом церкви древнего города Мира (греч. Μύρα), одного из 6-ти главных городов в центре провинции Ликии в Малой Азии, существующего с V в. до н. э.
От древнего города ныне сохранились развалины великолепного хорошо сохранившегося античного амфитеатра на 13-15 тысяч мест. По этим камням ступала нога Святителя, этих скалах, амфитеатра касались его взоры.

В античные времена Ликия была самостоятельным государством. Являясь одним из крупных городов Ликии, Мира, со времени императора Феодосия II, была её столицей. В III-II веках до н. э. она получила право чеканить монеты (в этот период Мира входила в Ликийский союз).
Жизнь Миры на протяжении многих веков была мирной, протекая под римским протекторатом. Римляне устроили здесь свои зернохранилища и выстроили порт Андрияке. Именно тут по знаковому стечению останавливался на некоторое время и корабль, на котором был отправлен в Рим святой апостол Павел вместе с другими узниками и здесь все бывшие на корабле были переведены на другой корабль, отправлявшийся прямо в Италию.
Приезжих и туристов до сих пор восхищают знаменитые Ликийские гробницы, высеченных прямо в скалах. Местные жители в атичные времена считали, что чем выше будет погребен человек, тем лучшее место он займет в потустороннем мире. Естественно, это могли позволить себе лишь богатые люди. Во время последующих завоеваний гробницы для многих служили убежищем.


Так выглядят сегодня окрестности города Миры Ликийские и древние скальные захоронения, существовавшие уже во времена Святителя Николая.

Большинство Ликийских гробниц имеют необычайно красивые фасады и рельефные изображения. Снаружи гробницы выглядят очень богато и необычно. Благодаря барельефам, которые присутствуют на усыпальницах, можно узнать о том, чем при жизни занимался захороненный человек.
Многие гробницы украшены сложными навесами, а входы нередко выполнены в виде храма или дома.


Недалеко от города находится остров Кекова, который притягивает необыкновенной природой, чистейшей бирюзовой водой, островами и островками с причудливыми берегами, бухтами и пещерам.
Во II веке н.э. в районе острова в результате землетрясения под воду ушли несколько античных городов Аперлай, Тхеймусс и Симена. Древний город Симен можно увидеть сквозь толщу воды, проплывая на яхте. Прекрасно видны каменные лестницы, остатки мощеных улиц, полуразрушенные арки и стены, и даже набережная, наверняка открывавшая свои красоты жившему в тех землях Святителю Николаю


Интересна история того, как Господь привёл будущего святителя к этому служению. Желая удалиться от суеты мирской, Святитель Николай обосновался в Сионской обители, основанную его дядей епископом, где был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской кельи он думал остаться на всю жизнь. Но однажды во время молитвы глас Божий позвал его уйти в мир, к людям, чтобы славить Господа. Угодник Божий, повинуясь, направился в столицу Ликии большой город Миры, где был никому не ведом и мог легко избежать мирской славы. Живя в нищете и без крова над головой, он неизбежно посещал все церковные службы. Как раз в это время скончался архиепископ Иоанн и архиереи искали того, кто был бы достойным новым избранником. Одному из епископов было виденье: угодный Господу первым придёт в храм на утреннее богослужение. Этим человеком оказался Святитель Николай.
При вступлении в управление Мирликийской епархией, Святитель Николай сказал сам себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!» Паства его процветала.
По словам святого Андрея Критского, Святитель Николай являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти: «Своими делами и добродетельной жизнью Святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был у Нее миром благоуханным!»

Радуются Святому Николаю дети, руку помощи подаёт Угодник Божий всем бедным и страждущим. Своим покровителем его считают мореплаватели. И – не случайно.
Однажды моряки, попавшие в сильный шторм возле ликийских берегов, начали призывать Николая в помощь, которого они никогда не видели. Явившийся образ перед моряками молвил «Смотрите, я здесь, я пришел помочь вам». Моряки не перестававшие молиться Богу, так с помощью святителя, доплыли до Миры. Сразу же направив свой путь к церкви, они встретили там Святителя Николая. Благодаря епископа, они желали поцеловать ему руку, но он возразил: «Не я помог вам, но ваша вера в Бога. Бог, услышавший ваши молитвы, спас Вас».

Этот памятник установлен недалеко от храма в городке Демре.

Заботясь о духовных нуждах своей паствы, Святитель Николай не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей.
Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо. Один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне Святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.
Еще при жизни своей Святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.
В царствование императора Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трех воевод: Непотиана, Урса и Эрпилиона. Корабли их прибило бурей к берегам Ликии, где им пришлось стоять долго. Припасы истощились, - и войска стали грабить население, которое сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат. Узнав об этом, Святитель Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж. Здесь ему сообщили, что во время его отсутствия из города Миры тамошний градоправитель Евстафий невинно осудил на смертную казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним - трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей, оказавший им великую услугу. В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносит меч, чтобы обезглавить первого из несчастных, но Святитель Николай властной рукой вырвал у него меч и повелел освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя. Возвратившись ко двору, они заслужили почет и благосклонность царя, чем вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев, которые оклеветали перед царем этих трех воевод, будто они пытались захватить власть. Завистливые клеветники сумели убедить царя: трое воевод были заключены в темницу и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их, что казнь должна состояться на другой день. Невинно осужденные стали горячо молиться Богу, прося заступничества через Святителя Николая. В ту же ночь Угодник Божий явился во сне царю и властно потребовал освобождения трех воевод, угрожая поднять мятеж и лишить царя власти.
«Кто ты, что смеешь требовать и угрожать царю?»
«Я - Николай, Мир Ликийских Архиепископ
Проснувшись, царь стал размышлять об этом сне. В ту же ночь Святитель Николай явился также начальнику города Евлавию и потребовал освобождения невинно осужденных. Царь призвал к себе Евлавия, и узнав, что и он имел такое же видение, велел привести трех воевод.
«Какое колдовство делаете вы, чтобы давать мне и Евлавию видения во сне?» - спросил царь и рассказал им о явлении Святителя Николая.
«Мы не делаем никакого колдовства, - отвечали воеводы, - но сами ранее были свидетелями, как этот архиерей спас в Мирах невинных людей от смертной казни!». Царь велел рассмотреть их дело и, убедившись в их невиновности, отпустил.
Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и Святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.
Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285-30 гг.). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви. Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных, и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа. Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей. Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV века от ереси Ария. (Он отвергал божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу.) Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения. Равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора Константина собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей. Особенно подвизались на этом Соборе Святитель Афанасий Александрийский и святитель Николай. Прочие святители защищали Православие помощью своего просвещения. Святитель Николай же защищал веру самою же верою - тем, что все христиане, начиная с Апостолов, веровали в Божество Иисуса Христа.
До глубокой старости сподобил Господь дожить своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 (19 н.ст.) декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры. Когда на гробнице стали происходить чудеса и паломники исцелялись после долгих молитв, Святитель Николай стал почитаться как чудотворец.
Церковь была построена в IV веке, сразу после смерти Святителя Николая в 343 году на месте древнего святилища Артемиды. Церковь неоднократно разрушалась. Вначале - землетрясением. Тогда на ее месте возвели базилику. Упадок наступил в VII веке, когда город подвергся разрушению в ходе набегов арабов, снесших базилику. Останки её подверглись затоплению грязями реки Мирос.
Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.
Современное здание храма построено приблизительно в VIII веке. Внешне он представляет собой базилику в форме креста с одним помещением, посредине покрытым куполом с двумя залами по бокам. Пол частично покрыт мозаикой в геометрическом узоре, а на стенах можно еще разглядеть фрески ХІ-ХІІ вв. Крышу церкви изначально венчал купол, во время реставрации он был заменён сводом.

В южном нефе церкви полупустого храма привлекает внимание саркофаг из белого мрамора с резными узорами. Это именно тот саркофаг, в котором покоились мощи Святителя Николая.

В 1034 году во время арабских набегов храм был разгромлен, но мощи Святителя Николая были спасены. В мае 1087 года итальянским купцам удалось завладеть мощами святителя (согласно легенде, когда итальянские монахи открыли саркофаг, от мощей Святого распространился пряный запах мирры) и перевезти их в Италию, город Бари, где его объявили святым покровителем города и где они хранятся в настоящее время. Однако часть мощей была оставлена в саркофаге из-за поспешности и сейчас эта часть мощей находится в г.Венеция. В 1850 году развалины храма в Демре (Мирах Ликийских) посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и увидев состояние храма, возбудил почин по сбору средств на его восстановление (предполагалось создание впоследствии нового центра паломничества). В результате, в 1853 г. были куплены руины церкви и прилегающий участок земли от имени княгини Анны Голицыной, наняли французского архитектора, чтобы восстановить церковь, но полностью была восстановлена только часовня, так как проект архитектора не сохранял исторического облика церкви, и сама церковь не реконструировалась.
На месте разрушенного купола был построен новый - в готическом стиле. Однако начавшиеся в 1858г. восстановительные работы оказались непродолжительными по времени и не дали желаемого результата. Ситуация значительно осложнилась русско-турецкой войной 1877-78г.г. В итоге оставшийся от собранных средств капитал был передан на строительство церкви Свт. Николая в г. Бари (Италия).
В начале 20 века Демре представлял собой маленький греческий поселок. В церкви служил один священник, и она постепенно заносилась илом от протекающей рядом реки. В 1920 г., после изгнания греков из Турции, церковь была окончательно оставлена.
Вновь обнаружили этот неувядаемый храм во время раскопок в Демре в 1956 году - до этого она была погружена в землю. В 1962–1963 гг. по инициативе турецкого правительства была проведена расчистка церкви. На территории монастыря были проведены значительные раскопки, во время которых обнаружены цветные мозаики из цветного мрамора, остатки настенной живописи.

Новый этап раскопок и реставрации начался в 1989г. Были найдены комнаты в северо-восточной части церкви. В настоящее время пол церкви находится на 7 м. ниже уровня земли. Тогда же над церковью был сооружен временный навес.
Менялись эпохи, целые народы, неоднократно церковь разрушали, но она всегда возрождалась к жизни. Церковь и ее окрестности посещаются большим количеством паломников, которые и сегодня, спустя 17 столетий времени жизни великого угодника Божиего почитают и любят его, зная из своего личного опыта, силу молитвы Святителя Николая.
При жизни своей Святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали - и продолжают по сей день - источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения – даром даровать помощь - по молитвам нашего заступника, и в скорбях скорого помощника!

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Изображение Николая Чудотворца на иконе имеет большое значение во всем христианском мире. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, который стал великим Божьим угодником, искренне любят и почитают католики, православные. Нет христианского храма или дома, где бы ни было образа Николая Чудотворца. Часто его фигуру изображают возле Господа Иисуса Христа. Православная церковь празднует дни Николая Чудотворца три раза каждый год:

  • День рождения святого – 11 августа (по старому стилю 29 июля).
  • Последний день его земной жизни – 19 декабря (по старому стилю 6 декабря).
  • Дату прибытия мощей святого в город Бари – 22 мая (по старому стилю 9 мая).

Святой еще при жизни славился большим помощником людей во всех их проблемах, поэтому к нему с горячими молитвами идут, чтобы просить о содействии и защите. Российским народом святой уважаем и почитаем уже много веков. Почти каждый, даже небольшой, город имеет храм, посвященный Николаю Угоднику. Это и главный собор северной столицы России – Санкт-Петербурга, а также славная Никольская башня, венчающая Московский Кремль.

Со знаменитой башней, возведенной в 1491 году, связано чудесное событие, в реальности которого нет сомнений. Сооружение было украшено ликом святого. 1917 года, когда на территории Москвы бесчинствовали солдаты армии Наполеона, враги предали огню и мечу весь город. Несмотря на сильные повреждения и разрушения, само изображение Николая Угодника сохранило целостность.

Жизненный путь Николая Чудотворца

Как свидетельствует жизнеописание Николая Чудотворца, он родился во второй половине третьего века (около 280 года) в городе Патары Ликийской области. Тогда эти территории южного побережья Малоазийского полуострова являлись греческой колонией.

Детские годы

Родители Николая были состоятельными благочестивыми людьми, поэтому мальчик получил начальное образование, рос достойным христианином. С юных лет его отличали от сверстников серьезность, спокойствие, любовь к мудрости книг Священного Писания, к церковной службе. Дни напролет он проводил в стенах храма, а когда приходила ночь, читал священные книги и молился.

Служение

Увидев благочестие и духовные устремления юного Николая, дядя, епископ Патарский, которого также звали Николаем, взял его в церковь чтецом. Немного позже он сделал молодого человека своим помощником, рукоположил в сан пресвитера, поручив поучать прихожан. Так, Патар стал местом, где начался христианский подвиг несения Слова Божия святого Николая Угодника.

Существует еще одна версия жизнеописания, согласно которой совсем еще молодой священник сразу стал епископом Мирры по решению собора епископов Ликии. Такое быстрое восхождение в IV веке было возможным. После смерти отца и матери молодой священник стал наследником семейного состояния, всецело используя его для помощи нуждающимся людям. Причем всегда свершал добрые дела и пожертвования тайно, бескорыстно, избегая благодарности и славы. Первые годы служения церкви Николая Чудотворца совпали с годами правления императоров Диоклетиана и Максимиана (до 305 года), которые систематически преследовали христиан. Гонения на последователей Иисуса Христа в разных регионах Римской империи продолжались до 306-311 годов.

После совершения паломничества к святыням Иерусалима Чудотворец хотел стать одним из палестинских отшельников, но по воле Господа изменил свое решение. Всевышний явился к священнику во сне и открыл, что его истинное предназначение – это служение Богу на родной земле. Удивительные происшествия случились уже во время следования к Святой Земле. Молодой путешественник дважды смог успокоить бурные морские воды, угрожающие кораблекрушением, и вернул к жизни матроса, который упал с мачты.

По возвращении на Ликийскую землю святитель, желая избежать известности, славы от жителей родного города, направился в Мирру (центр Ликии). Как раз тогда епископский собор был занят вопросом избрания архипастыря. Божьей волей и решением собрания должность была отдана Николаю. Такое внезапное быстрое возвышение смутило священника и повергло в растерянность. Тогда для укрепления веры и силы к юноше пришел Господь вместе с Пресвятой Богородицей. Они передали Николаю Евангелие и омофор, сказав, что ожидают от священника не отшельнического служения, а прославления Божьего Имени. Это чудо часто изображают на образах Николая Чудотворца.

Несмотря на высокое уважаемое положение, образ жизни архиепископа Николая почти не изменился. Он остался простым, скромным, трудолюбивым. Молитва и пост занимали много времени. А главной заботой Николая Чудотворца осталась помощь всем, кому она была нужна: бедным, богатым, здоровым, немощным, молодым, старым.

Невзирая на скромность, чистоту, святитель, когда было нужно, становился ревностным и настойчивым защитником Христовой Церкви. Вместе с соратниками он находил храмы, места жертвоприношений язычников Мирры и пригородных земель, разрушал их, уничтожая идолов, активно привлекая заблудшие души к Истиной Вере. 325 года состоялся Первый Вселенский собор (который принял Символ Веры), среди его активных участников присутствовал святитель. Вместе со славными защитниками Веры – Спиридоном Тримифунтским, папой Римским, Александром Александрийским, святым Сильвестром (и еще 312 священниками) – противостояли агрессивным нападкам еретика Ария.

Согласно с некоторыми источниками, Николай при всех дал богоборцу увесистую пощечину. За этот поступок священника на время лишили сана епископа, а затем взяли под стражу. Но Господь чудесным образом избавил защитника Веры от несправедливого наказания. Позже, будучи в сане архиепископа, он сам много раз освобождал христиан из заточения и даже сохранял жизнь тем, кого невинно приговорили к казни. После освобождения и восстановления в сане святитель Николай снова вернулся к своим обязанностям, продолжая сеять слово Истиной Церкви, борясь за чистоту Веры против лукаво мудрствующих, еретиков, сомневающихся. Священник искоренял семена неверия, сомнений, чтобы укрепить слабых, излечив их неспокойные души.

Святитель Николай отошел в лучший мир в преклонном возрасте приблизительно в 345-351 году. Он прожил благочестивую, полную сострадания и помощи людям жизнь, священник был щедрым, добрым человеком. Служение Господу и Вере стало его смыслом и призванием не только во время земной жизни, но и поныне. Святого Николая почитают великим христианским помощником во многих странах мира. Множественные чудеса, творимые при жизни, и помощь, даруемая верующим, до сегодня сделали образ Николая поистине легендарным.

Почитание святого Николая Чудотворца

Николай Чудотворец – особо почитаемый Православной Церковью святой. Путешествующий по Руси итальянец А. Гваньини (XVI век) засвидетельствовал, что более других русские чтут Николая Угодника, воздавая ему почести, почти такие же, как и Богу. Конечно, иноземец слегка приукрасил действительность, но подметил верно – множество русских храмов посвящено святому, простые люди часто обращаются к его помощи и заступничеству. Многочисленные иконы, новые иконографические сюжеты, связанные с реальными чудесными случаями являются ярким подтверждением участия святого в разрешении проблем верующих.

Мощи святого Николая в Италии

Почитание Николая Чудотворца (архиепископа Мирликийского) на его родине берет начало в скорости после его кончины (во второй половине IV века). Византия пришла к этому позже – к VII веку. Так, Константинопольский Патриарх Симеона Метафраста, характеризуя святого Николая, писал, что это был старец с ангельским ликом, на нем каждый видел печать святости и Божией благодати. От образа исходило светлое сияние. Тот человек, который смотрел на него, сам совершенствовался, становился лучше. А опечаленные, страдающие души обретали утешение.

Завладеть мощами святого угодника стремились многие. В том числе жители Бари. Таким образом они желали вернуть своему городу значение духовного центра. Барийцы явились к месту захоронения Чудотворца, предложили монахам за вознаграждение отдать реликвии. Когда иноки отказались, итальянцы связали их. Мощи святого угодника Николая покинули гробницу с наполненным миром саркофагом в Мирах Ликийских, после чего были переправлены на корабле в Бари (на юг Италии).

Корабли пристали к берегу Бари 9 мая. Мощи торжественно перенесли в стоящий недалеко храм святого Стефана. Во время шествия происходили чудотворные исцеления, что усиливало радость и духовный подъем встречающих реликвии горожан. Спустя один год под руководством аббата бенедиктинской обители Илии специально для помещения святых реликвий возвели и освятили новую церковь – базилику святого Николая. Мощи святителя хранятся здесь до сегодняшнего дня.

Иконография образа Николая Чудотворца

Практически сразу после Крещения Руси (XI век) повсеместно распространяется почитание Николая Угодника. Самым ранним изображением святого является роспись храма Святой Софии в Киеве. Интерес вызывает фреска киевского Михайловского Златоверхого монастыря (находится в Третьяковской галерее). На изображении святой стоит в полный рост, благословляя всех правой рукой, а левой держа открытое Евангелие

Другой древний способ изображения святителя Николая – по пояс. Святой держит левой рукой закрытое Евангелие. Подобные образы первыми стали писать Византийские иконографы, работающие с XI по XIII век. Российская икона Николая Чудотворца этого типа раньше принадлежала Новодевичьей обители (Смоленский собор). Старинный образ XII века попал в Москву из Новгорода благодаря Ивану Грозному. Сейчас святой лик хранится в Третьяковской галерее.

Образы Николая Угодника Смоленского собора привлекают своими изображениями на полях. Центр верхней части демонстрирует Престол уготованный (символ второго пришествия); по обе стороны от Николая – находятся Дамиан, Косьма. Боковые поля, раскрашены тремя рядами святых: в полный рост святые Борис и Глеб с мученическими крестами, мечами в ножнах; мученики Лавр и Фрол; святые жены-мученицы, чтимые Новгородской земли, преподобная мученица Домна и Евдокия; Фотиния и Параскева (оплечно). В Государственном Русском музее сегодня хранится Новгородская икона Николая Чудотворца (из Свято-Духовой обители), образ написали около средины XIII века. Его композиция также включает изображения местночтимых святых города Новгород.

Образцы икон Николая Чудотворца XI-XIV веков формируют традицию житийных икон святого. Широкое распространение в Италии, на Руси, Балканах получили образы со сценами из жизни святителя. Самыми древними житийными русскими иконами считают новгородский образ погоста Любони, датируемый XIV веком, а также коломенская икона святителя Николая в сокровищнице Третьяковской галереи.

Если сравнить популярность образа Николая Чудотворца в разных странах христианского мира, то наибольшей она является именно в России. Поэтому часто можно услышать, что это истинно русский святой. Возможно потому, что его образ многогранен: святитель, опора Церкви, борец с ересью, покровитель властителей, путешественников и защитник бедных, заступник за всех несчастных.

Поделиться: