Монгольский танец. Монгольский народный танец как вид искусства. Смотреть что такое "Монгольский танец, балет" в других словарях

Возникновение танца в Монголии относится к глубокой древности, связано с трудовой деятельностью монгольских племён. Многочисленные изображения танцев сохранили наскальные рисунки древних монголов. В монголском фольклоре имеются сведения о тетеревиной и журавлиной плясках. В историко-литературном памятнике «Сокровенное сказание» (13 в.) упоминается массовый народный охотничий танец. Наибольший интерес представляет танец биелгээ, имеющий много разновидностей, ставший народным источником современного балетного искусства. Биелгээ – это уникальный жанр национального традиционного танца монголов и отражает обычай и образ жизни кочевников.

В НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЕ СУЩЕСТВУЕТ ТРАДИЦИОННЫЙ ТАНЕЦ ОРЛА, КОТОРЫЙ ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕРЕД НАЧАЛОМ СОСТЯЗАНИЙ, А ТАКЖЕ ПОБЕДИТЕЛЕМ ПО ОКОНЧАНИИ ПОЕДИНКА. ТАНЕЦ ОЛИЦЕТВОРЯЕТ СОБОЙ ВОЛЮ К ПОБЕДЕ И ПРИЗВАН УКРЕПИТЬ БОЕВОЙ ДУХ.

Изначально танец исполнялся в закрытом ограниченном пространстве юрты в полусидячем положении или сидя со скрещенными ногами. Движения рук и плеч во время танца имитируют разные бытовые занятия, например уборку, вышивание, а также обычаи, традиции и духовные представления различных этнических групп. Костюмы и украшения танцоров отличаются разнообразием узоров и красок, богаты стёганными материалами, вышивкой и вязанием, кожаными изделиями различной выработки, а также золотыми и серебряными украшениями, характерных для разных народностей. “Биелгээ” или танец тела, является особенностью народа Монголии. Монгольские танцы сценками сопровождались выступления народных певцов и сказителей. Танцуют под музыку монгольских национальных музыкальных инструментов, таких как морин хуур, ятга и ёочин /интсумент похожий на ксилофон/. Так же пантомимические, описательные танцы популярны в Монголии с древних времен, представляют в себе сцены из повседневной жизни скотоводов, таких как дойка коров, приготовление пищи, занятие охотой и т. д. Танцы, имитирующие походку лощади, таких как Жонон и Жалам хар, вообще очень популярны среди разных этнических групп всей Монголии.

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ТАНЦОВ ИМЕЮТ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ОДИН ИЗ НИХ*КАМАЖАЙ*. В НЕМ ОПИСЫВАЕТСЯ МОЛОДАЯ ДЕВУШКА ПРОВОЖАЕТ СВОЕГО ЛЮБИМОГО ПАРНЯ В ПОХОДЫ. И ДАЛЬШЕ СОБЫТИЕ УСУГУБЛЯЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ЕЩЕ ОДИН ПАЦАН ПОЯВЛЯЕТСЯ. ОН ХОЧЕТ ЧТОБЫ КАМАЖАЙ ПЕРЕСТАЛА ЖДАТЬ ЛЮБИМОГО И ВЫШЛА ЗАМУЖ ЗА НЕГО. В КОНЦЕ КОНЦОВ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ЕГО ПАРЕНЬ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ОНИ ЖЕНЯТСЯ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ТАНЦА И НАРОДНОЙ ПЕСНИ - НАСТОЯЩАЯ ГОРДОСТЬ МОНГОЛИИ. ОН С НЕВЕРОЯТНОЙ ТОЧНОСТЬЮ ПЕРЕДАЁТ НАСТРОЕНИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР СТРАНЫ. ПОБЫВАВ ВСЕГО НА ОДНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ, ВЫ СМОЖЕТЕ ПРОЧУВСТВОВАТЬ ВСЮ ГАММУ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И ЭМОЦИЙ, КОТОРЫЕ ОТРАЗИЛИСЬ НА ИСТОРИЧЕСКОМ ПУТИ ГОРДОГО МОНГОЛЬСКОГО НАРОДА.

Правительством Монголии была принята новая программа под названием “Биелгээ- монгольский традиционный народный танец”. Целью этой программы является сохранение, развитие уникального характера монгольского народного танца сначала на национальном уровне в частных художественных организациях, а затем вывести его на международный уровень. Исполнительным директором этой программы является глава министерства культуры, спорта и туризма Монголии. Таким образом, более 5 тысяч танцоров монгольского традиционного танца “Биелгээ” вышли 10 -го июля 2013 года на главную площадь Улаанбаатара, чтобы поставить мировой рекорд и войти в “Книгу рекордов Гиннеса”. В этот день монголы произвёли массовое торжество, которое стало действительно запоминающимся не только для международных критиков и наблюдателей, но и для простых людей, которые любят народные танцы, а также мотивируют танцоров инных направлений на достижение большого успеха.


Biyelgee является традиционным народным танцем, который возник в древней Западной Монголии и тесно переплетен с монгольским образом жизни. Однако, что поражает во время просмотра Biyelgee, это то, что наблюдается его заметное сходство с ранним современным танцем.


Уже в древней Монголии возникли танцы, которые люди исполняли в присутствии других. Причем они не являлись социальными танцами, во время которых люди танцевали с другими для удовольствия, это также не были придворные танцы, которые исполнялись для знати. Biyelgee - это скорее символические движения. Движения рук и ног весьма напоминают родоначальницу современного танца Рут Сен-Дени, а сама хореография практически не отличается от эстетики современного танца. Так в чем же отличие этой танцевальной формы от современного танца. Может быть это музыка или костюмы. Но, не кажется ли странным, что традиционная монгольская музыка и костюмы используются в современном танце. Просто нужно один раз посмотреть этот танец вживую, чтобы понять, что на самом деле он отражает особенности монгольского повседневного быта.


Монгольский традиционный народный танец Biyelgee является выдающейся формой среди традиционных исполнительских искусств Монголии, и сейчас рассматривается как источник большинства монгольских национальных танцев. Как правило, Biyelgee исполняется в весьма ограниченном пространстве внутри обычной жилой юрты кочевников. В течение большей части танца участники сидят на полу, скрестив ноги. В это время танцоры используют только верхнюю часть своего тела, демонстрируя ритмичные движения рук. Кроме этого в танце очень часто используются наклоны корпуса.


Танцем-пантомимой biyelgee жители западной Монголии, одетые в этнические костюмы, отражают особенности своей жизни, быта, кочевого образа жизни и, конечно же самого распространенного занятия в Монголии - животноводства. Танцоры обычно отображают несколько сцен из повседневной жизни пастухов, таких как доение коров, приготовление еды, охота и т.д.


Исполняется biyelgee под музыку монгольских национальных музыкальных инструментов, таких как морин хур и йочин. Первая часть танца Biyelgee, которая называется Elkhendeg, ритуально-торжественная. Во время ее танцовщицы медленно вскидывают руки, изящно ими взмахивают и плавно двигают плечами.


Во время второй части танца, которая называется Joroo Mori, характер танца неожиданно меняется. Ритмичные раскачивания танцоров превращаются в более резкие движения, которые имитируют бег лошади.

Возникновение танца в Монголии относится к глубокой древности, связано с трудовой деятельностью мн. племён. Многочисл. изображения танцев сохранили наскальные рисунки древних монголов. В монг. фольклоре имеются сведения о тетеревиной и журавлиной плясках. В историко-лит. памятнике "Сокровенное сказание" (13 в.) упоминается массовый нар. охотничий танец. Пантомимич. танц. сценками сопровождались выступления нар. певцов (хурчи), сказителей (улигерчи) и др. Существовали также танцы, связанные с бытовыми обрядами (сопровождавшими свадьбы, сбор урожая и др.) и содержавшие элементы театрализации. Наибольший интерес представляет танец биэлгэ, имеющий много разновидностей, ставший нар. источником совр. балетного искусства. Получив широкое развитие у зап.-монг. народностей, он отражает в то же время особенности быта всего монг. народа. Биэлгэ называют "танцем тела", т. к. он состоит из движений всего корпуса и рук (движения ног в нём почти отсутствуют). С сер. 18 в. в Монголии получили распространение тибетские танцевально-пантомимические представления цам (возникли в древние времена в буддийских монастырях), сюжеты которых заимствованы из легенд о божествах ламаистского пантеона. Цам одновременно - театр. зрелище и религ. обряд. Танцовщики выступали в масках, изображавших головы животных, богов с лицами, искажёнными страшной гримасой, увеличенные головы людей. Исполнители ролей богов были в ярких дорогих костюмах; демоны - в масках с рогами, клыками, оскаленной пастью; владыка ада - в маске, изображавшей голову быка; духи мёртвых - в масках и одеяниях, воспроизводивших человеческий скелет. Впервые в Монголии цам был исполнен в монастыре Эрдэни-дзу. Для его постановок приглашались тибетские ламы, затем их ставили монг. ламы (следуя записям, сохранённым в тибетских монастырях). Позднее действие цам происходило на площади перед монастырём. Из танца постепенно исчезало религ. начало, он становился театр. зрелищем. Последнее представление цама в Монголии состоялось в 1928.

Современное монгольское танцевальное искусство достигло высокого развития после победы нар. революции в стране (1921). В многочисл. кружках художеств. самодеятельности, получивших повсеместное распространение, большое место заняли танц. номера. На основе традиц. танцев создавались новые. В 1930-х гг. в Монголии возник балетный театр. была заложена основа классич. балетного искусства. Монг. нац. классич. балет тесно связан с нар. истоками танц. творчества. В 1932 в Улан-Баторе был открыт Муз.-драм. театр. В 1963 на базе оперной и балетной трупп этого театра создан Гос. театр оперы и балета МНР. Большое влияние на становление искусства балета в МНР оказала сов. хореографич. школа. Все крупные деятели монг. балета учились в СССР. Значит. вклад в развитие хореографич. искусства МНР внесли танцовщики Ц. Дашидулам, Д. Булхуу, Ж. Алимаху, Ц. Томой, Т. Туул, О. Ганбатор, Н. Батор, Оуюн, балетмейстеры Д. Лхасурэн, Б. Гурбазар, Д. Балдандорж, Ц. Сэвжид, Б. Жамьяндагва, Д. Бэх-Очир. Сов. балетмейстеры часто ставят спектакли в Монголии, в муз.-хореографич. училище Улан-Батора преподают сов. педагоги. В 1978 в МНР работают Гос. театр оперы и балета и 6 аймачных (областных) театров с балетными труппами (в Чойбалсане, Кобдо, Улэгэе, Улангоме, Мурэне и др.). Вопросы хореографич. искусства освещаются в журнале "Соёл" ("Культура").

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

Возникновение танца в Монголии относится к глубокой древности, связано с трудовой деятельностью монгольских племён. Многочисленные изображения танцев сохранили наскальные рисунки древних монголов. В монголском фольклоре имеются сведения о тетеревиной и журавлиной плясках. В историко-литературном памятнике «Сокровенное сказание» (13 в.) упоминается массовый народный охотничий танец. Наибольший интерес представляет танец биелгээ, имеющий много разновидностей, ставший народным источником современного балетного искусства. Биелгээ – это уникальный жанр национального традиционного танца монголов и отражает обычай и образ жизни кочевников.

Изначально танец исполнялся в закрытом ограниченном пространстве юрты в полусидячем положении или сидя со скрещенными ногами. Движения рук и плеч во время танца имитируют разные бытовые занятия, например уборку, вышивание, а также обычаи, традиции и духовные представления различных этнических групп. Костюмы и украшения танцоров отличаются разнообразием узоров и красок, богаты стёганными материалами, вышивкой и вязанием, кожаными изделиями различной выработки, а также золотыми и серебряными украшениями, характерных для разных народностей.“Биелгээ” или танец тела, является особенностью народа Монголии. Монгольские танцы сценками сопровождались выступления народных певцов и сказителей. Танцуют под музыку монгольских национальных музыкальных инструментов, таких как морин хуур,ятга и ёочин /интсумент похожий на ксилофон/. Так же пантомимические, описательные танцы популярны в Монголии с древних времен, представляют в себе сцены из повседневной жизни скотоводов, таких как дойка коров, приготовление пищи, занятие охотой и т.д. Танцы, имитирующие походку лощади, таких как Жонон и Жалам хар, вообще очень популярны среди разных этнических групп всей Монголии.

В Национальной борьбе существует традиционный танец орла, который исполняется перед началом состязаний, а также победителем по окончании поединка. Танец олицетворяет собой волю к победе и призван укрепить боевой дух.

Удивительно, насколько пластичны движения борцов. Взмахи руками напоминают движения большой сильной птицы.
В Монголии распространены тибетские танцевально-пантомимические представления цам (возникли в древние времена в буддийских монастырях), сюжеты которых заимствованы из легенд о божествах ламаистского пантеона. Цам одновременно — театр. зрелище и религиозный обряд.

Танцовщики выступали в масках, изображавших головы животных, богов с лицами, искажёнными страшной гримасой, увеличенные головы людей. Исполнители ролей богов были в ярких дорогих костюмах; демоны — в масках с рогами, клыками, оскаленной пастью; владыка ада — в маске, изображавшей голову быка; духи мёртвых — в масках и одеяниях, воспроизводивших человеческий скелет. Впервые в Монголии цам был исполнен в монастыре Эрдэнэ-Зуу.

Позднее действие цам происходило на площади перед монастырём. Из танца постепенно исчезало религиозное начало, он становился театреальным зрелищем. Когда говорим о монгольских танцах, нельзя не упоминать «Государственный монгольский ансамбль танца и народной песни»(Mongolian National Song and Dance Academic Ensemble).

Государственный театр танца и народной песни — настоящая гордость Монголии. Он с невероятной точностью передаёт настроение и национальный фольклор страны. Побывав всего на одном выступлении, вы сможете прочувствовать всю гамму человеческих переживаний и эмоций, которые отразились на историческом пути гордого монгольского народа.

Так же значительный вклад в развитие хореографического искусства Монголии внесли танцовщики Ц. Дашдулам, Д. Булх??, Ж. Алимах??, Ц. Томой, Т. Туул, О. Ганбатор, Н. Баатар, Оуюн, балетмейстеры Д. Лхас?рэн, Б. Г?рбазар, Д. Балдандорж, Ц. Сэвжид, Б. Жамьяндагва, Д. Бэх-Очир…

Правительством Монголии была принята новая программа под названием “Биелгээ- монгольский традиционный народный танец”. Целью этой программы является сохранение, развитие уникального характера монгольского народного танца сначала на национальном уровне в частных художественных организациях, а затем вывести его на международный уровень. Исполнительным директором этой программы является глава министерства культуры, спорта и туризма Монголии.Таким образом, более 5 тысяч танцоров монгольского традиционного танца “Биелгээ” вышли 10-го июля 2013 года на главную площадь Улаанбаатара, чтобы поставить мировой рекорд и войти в “Книгу рекордов Гиннеса”. В этот день монголы произвёли массовое торжество, которое стало действительно запоминающимся не только для международных критиков и наблюдателей, но и для простых людей, которые любят народные танцы, а также мотивируют танцоров инных направлений на достижение большого успеха.



Монгольский танец, балет МОНГÓЛЬСКИЙ ТÁНЕЦ, БАЛÉТ . Возникновение танца в Монголии относится к глубокой древности, связано с трудовой деятельностью мн. племён. Многочисл. изображения танцев сохранили наскальные рисунки древних монголов. В монг. фольклоре имеются сведения о тетеревиной и журавлиной плясках. В историко-лит. памятнике "Сокровенное сказание" (13 в.) упоминается массовый нар. охотничий танец. Пантомимич. танц. сценками сопровождались выступления нар. певцов (хурчи), сказителей (улигерчи) и др. Существовали также танцы, связанные с бытовыми обрядами (сопровождавшими свадьбы, сбор урожая и другие.>.) и содержавшие элементы театрализации. Наибольший интерес представляет танец биэлгэ, имеющий много разновидностей, ставший нар. источником совр. балетного иск-ва. Получив широкое развитие у зап.-монг. народностей, он отражает в то же время особенности быта всего монг. народа. Биэлгэ называют "танцем тела", т. к. он состоит из движений всего корпуса и рук (движения ног в нём почти отсутствуют). С сер. 18 в. в Монголии получили распространение тибетские танцевально-пантомимические представления цам (возникли в древние времена в буддийских монастырях), сюжеты к-рых заимствованы из легенд о божествах ламаистского пантеона. Цам одновременно – театр. зрелище и религ. обряд. Танцовщики выступали в масках, изображавших головы животных, богов с лицами, искажёнными страшной гримасой, увеличенные головы людей. Исполнители ролей богов были в ярких дорогих костюмах; демоны – в масках с рогами, клыками, оскаленной пастью; владыка ада – в маске, изображавшей голову быка; духи мёртвых – в масках и одеяниях, воспроизводивших человеческий скелет. Впервые в Монголии цам был исполнен в монастыре Эрдэни-дзу. Для его постановок приглашались тибетские ламы, затем их ставили монг. ламы (следуя записям, сохранённым в тибетских монастырях). Позднее действие цам происходило на площади перед монастырём. Из танца постепенно исчезало религ. начало, он становился театр. зрелищем. Последнее представление цама в Монголии состоялось в 1928.

Совр. монг. танц. иск-во достигло высокого развития после победы нар. революции в стране (1921). В многочисл. кружках художеств. самодеятельности, получивших повсеместное распространение, большое место заняли танц. номера. На основе традиц. танцев создавались новые.

В 1930-х гг. в Монголии возник балетный театр. была заложена основа классич. балетного иск-ва. Монг. нац. классич. балет тесно связан с нар. истоками танц. творчества. В 1932 в Улан-Баторе был открыт Муз.-драм. т-р. В 1963 на базе оперной и балетной трупп этого т-ра создан Гос. т-р оперы и балета МНР. Большое влияние на становление иск-ва балета в МНР оказала сов. хореографич. школа. Все крупные деятели монг. балета учились в СССравни Значит. вклад в развитие хореографич. иск-ва МНР внесли танцовщики Ц. Дашидулам, Д. Булхуу, Ж. Алимаху, Ц. Томой, Т. Туул, О. Ганбатор, Н. Батор, Оуюн, балетмейстеры Д. Лхасурэн, Б. Гурбазар, Д. Балдандорж, Ц. Сэвжид, Б. Жамьяндагва, Д. Бэх-Очир. Сов. балетмейстеры часто ставят спектакли в Монголии, в муз.-хореографич. уч-ще Улан-Батора преподают сов. педагоги. В 1978 в МНР работают Гос. т-р оперы и балета и 6 аймачных (областных) театров с балетными труппами (в Чойбалсане, Кобдо, Улэгэе, Улангоме, Мурэне и другие.>.). Вопросы хореографич. иск-ва освещаются в журнале "Соёл" ("Культура").

Лит.: Ринчен, Из нашего культурного наследия, Улан-Батор, 1958; Долгосурэн Г., Монгол ардын бужиг, Улаанбаазар, 1962; Дашдорж Д., Цоодол С., Ардын дуу, хэгжмийн суу билэгтнууд, L. I, Улаанбаатар, 1971.


Хорлоогийн Нацагдорж.


Балет. Энциклопеди. - М.: . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .

Смотреть что такое "Монгольский танец, балет" в других словарях:

    СССР. Литература и искусство - Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

    Узбекская Советская Социалистическая Республика - (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси) Узбекистан. I. Общие сведения Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

    Монгольская Народная Республика - (Бугд Найрамдах Монгол Ард Улс) МНР (БНМАУ). I. Общие сведения МНР государство в Центральной Азии. Граничит с СССР и КНР. Площадь 1565 тыс. км2. Население 1377,9 тыс. чел. (начало 1974). Столица г. Улан Батор. В … Большая советская энциклопедия

    Список нематериального культурного наследия человечества - Список нематериального культурного наследия человечества список, составляемый в рамках программы ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия», призван привлечь внимание к нематериальному культурному наследию. Содержание 1 … Википедия

    Чичинадзе, Алексей Виссарионович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чичинадзе. Алексей Чичинадзе Имя при рождении: Алексей Виссарионович Чичинадзе Дата рождения: 13 (26) декабря 1917(1917 12 26) … Википедия

    Азия - (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора

    Китай - Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… … Географическая энциклопедия

Поделиться: