Обобщенно-личные предложения: примеры из художественной литературы. Односоставные предложения

Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией: Сердцу не прикажешь; Голой овцы не стригут; Что имеем, не храним, потерявши - плачем . Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений - форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, - является и самой экспрессивной: За чем пойдешь, то и найдешь; Поспешишь - людей насмешишь ; Перед смертью не надышишься . Афористичность и яркость таких высказываний ставит их в ряд высокохудожественных произведений-миниатюр русского фольклора.

Глагол-сказуемое 1-го и 3-го лица в обобщенно-личных предложениях указывает на действие, которое может относиться к любому лицу: В чужом глазу - сучок видим, а в своем и бревна не замечаем; За одного битого двух небитых дают .

Народно-поэтический оттенок обретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям: Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина (Г.); В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа ... (Л.) Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-лицо глагола указывает на самого говорящего. В иных случаях действенность речи усиливается использованием формы давнопрошедшего времени: Эх, бывало, заломишь шапку, да заложишь в оглобли коня ... (Ес.)

Яркая экспрессивность таких конструкций ограничивает их функционирование. Кроме разговорной и художественной речи, для них открыт публицистический стиль. В критических статьях, публицистике обобщенно-личные предложения придают суждениями большую объективность: На каких весах взвесишь, измеришь, например, это маленькое стихотворение...; Писать, о чем думаешь (из газ.).

Наименее экспрессивны среди обобщенно-личных предложений конструкции со сказуемым в форме 3-го лица множественного числа: Льет дождь. На даче спят два сына, как только в раннем детстве спят (Паст.). По структуре и семантике такие предложения близки к неопределенно-личным, но, в отличие от них указывают на действие, которое может принадлежать всякому (все спят, каждый в детстве так спит ). Эта структурная схема односоставных предложений находит применение и в научном стиле.

Безличные предложения

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи: Хочется есть; Больно!; Не спится; Морозит; Ни души; Нет денег; Пора домой; Стыдно сказать , и такие, которые выделяются канцелярской окраской: Воспрещается без согласия усыновителей... выдавать выписки из книг регистрации актов гражданского состояния; О сохранении правоотношений с одним из родителей... должно быть указано в решении об усыновлении . Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции: И скучно и грустно, и некому руку подать (Л.); Все помнится, и кажется, и мнится, что осень прошлых лет была не так грустна (Бл.); Легко проснуться и прозреть, словесный сор из сердца вытрясть и жить, не засоряясь впредь (Паст.); Быть твоею сестрою отрадной мне завещано давней судьбой (Ахм.), и есть предложения, используемые в публицистической речи, предназначенные для обычной информации: Строителям предстоит возвести санно-бобслейный комплекс; Ответ надо искать всем заинтересованным организациям . Правда, журналисты черпают из состава безличных конструкций и эмоциональные, которые необходимы для усиления действенности речи: Стоя приветствовали болельщики чемпиона, и не было конца восторгам; Нужно было бы искать ему [спортсмену] замену, а достойных кандидатов в сборной нет; На равных бороться ему не по силам; Побеждать всегда приятно, но не разумнее ли отвлечься на время от дня сегодняшнего и заглянуть чуть дальше ?

Отдельные группы безличных предложений постоянно используются в научном стиле: Известно, что...; Приходится признать, что...; Начинать опыт следует с вливания наименее концентрированного раствора и переходить к более концентрированным; За один опыт рекомендуется применять не более 7-10 раздражений кислотой . Отличающий этот функциональный стиль безличный принцип изложения обусловливает сравнительно частое использование безличных предложений со сказуемыми, выражающими различные оттенки долженствования, необходимости: При установлении исходного функционального состояния организма следует обратить внимание на объективные физиологические данные; С подобной неоднозначностью приходится сталкиваться при всех прямых методах решения структур . Возможно использование здесь и безлично-предикативных слов в роли сказуемых: Можно заметить следующую закономерность...; Для характеристики пегмалитового поля одного образца недостаточно .

При стилистической оценке безличных предложений важно учитывать, с одной стороны, возможность замены их другими конструкциями, что создает конкуренцию этих синонимов, и, с другой стороны, полное отсутствие такой возможности, что снимает проблему стилистического выбора.

Поясним эту мысль. Нельзя предложить какие-либо замены для безличных предложений такого типа: И стало страшно вдруг Татьяне (П.); Ах, в самом деле рассвело (Гр.); Ему стало приятно от этой мысли (М. Г.); На небе ни облака (Ч.); Ногу ломит; Везет же людям !; Писем нет . Иные же безличные предложения легко трансформировать в двусоставные или односоставные неопределенно- или определенно-личные; ср.: Сегодня тает. - Снег тает; Следы засыпало снегом. - Следы засыпал снег; Метет. - Метет пурга; Хочется есть. - Я хочу есть; Где тебя носило? - Где ты был?; Следует уступать места старшим. - Уступайте места старшим; Полагается принимать лекарство. - Принимайте лекарство; Про батарею Тушина было забыто. - Про батарею Тушина забыли; Решено начать атаку на рассвете. - Атаку решили начать на рассвете; Меня там не было. - Я там не был.

При возможности двоякого выражения мысли следует учитывать, что «личные конструкции содержат элемент активности, проявления воли действующего лица, уверенности в совершении действия, тогда как безличным оборотам присущ оттенок пассивности, инертности». Кроме того, в отдельных типах безличных предложений заметна функционально-стилевая окраска, хотя порой и слабая. Так, подчеркнуто разговорные предложения: Где тебя носило?; Везет же людям!; В доме ни души . Книжную окраску имеют такие: Следует уступать...; Полагается принимать...; Решено начать ...

Инфинитивные предложения

Инфинитивные предложения предоставляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли: Чему быть, того не миновать (посл.); Кого любить, кому же верить ? (Л.);Так держать !; От судьбы не уйти ; Быть бычку на веревочке ! Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи, эта конструкция приемлема даже для лозунгов: Работать без брака ! Однако основная сфера их функционирования - разговорный стиль: Сказать бы об этом сразу!; А не вернуться ли нам?; Берега не видать . Последняя конструкция (распространенная дополнением со значением объекта) имеет просторечную окраску.

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи: Ну, куда тебе возиться с женой да нянчиться с ребятишками ? (П.)

Экспрессивная окраска препятствует использованию инфинитивных конструкций в книжных стилях. В художественной и публицистической речи эти предложения вводятся в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями: Подать свежих шпицрутенов ! (Л. Т.); Унять старую ведьму ! - сказал Пугачев (П.). Эти конструкции ценят поэты: Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд ... (Паст.); Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей ! (Маяк.) При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Номинативные предложения

Номинативные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные способности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, литераторы рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру: Смятенье, обморок, поспешность, гнев, испуга ! (Гр.); Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя ... (Ес.); Черный ветер, белый снег (Бл.); Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад (Ес.). Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета, даже если номинативы - отглагольные существительные и помощью них рисуется живая картина: Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон ... (П.) Здесь, как на фотографии, запечатлено одно мгновение, один кадр, так как линейное описание событий номинативными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время. В контексте оно может получать значение настоящего исторического, но грамматическое выражение форм прошедшего или будущего времени переводит предложение в двусоставное, ср.: Бой. - Был бой. - Будет бой .

Использование в речи номинативных предложений разнообразно. Они выполняют и чисто «техническую» функцию, обозначая место и время действия в пьесах, называя декорацию постановки: Декорация первого акта. Восемь часов вечера. Звонок (Ч.). Но и в драматургии художественное значение номинативных предложений может увеличиваться, если ремарки указывают на поведение героев, их душевное состояние: Пауза. Смех. Ропот и шиканье (Ч.). В новом жанре драматургии - киносценариях - номинативные предложения стали сильным средством художественных описаний: Открытое пространство большого аэропорта, залитого солнцем. Грандиозная перспектива самолетов, выстроенных к параду. Оживленные группы военных летчиков. Чкалов неторопливым шагом идет вдоль линии самолетов .

Номинативные предложения могут звучать и с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении. Это относится прежде всего к оценочно-бытийным и желательно-бытийным предложениям, которые выделяются в составе номинативных: Какая ночь! Я не могу ... (Ес.); Только бы силы!; Если бы не уверенность !

Наглядно изобразительная функция номинативных предложений была продемонстрирована писателями еще в прошлом веке. Вспомним знаменитые строки А. Фета, поразившие современников: Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья ... - все стихотворение состоит из одних номинативов, что возводит в принцип их стилистическое применение. Можно назвать поэтов и нового времени, которые питали особую склонность к номинативным предложениям. Так, многие стихи А. Ахматовой открывают номинативы: Пустых небес прозрачное стекло; Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле; Чугунная ограда, сосновая кровать. Как сладко, что не надо мне больше ревновать; Вот и берег северного моря, вот граница наших бед и слав ... У Б. Пастернака целые строфы состоят из подобных конструкций:

Осень, сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой,

Как венец на новобрачной.

Лик березы под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Для многих поэтов стилистическое использование номинативных предложений стало важным художественным приемом. Например, у Твардовского:

Переправа, переправа...

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава,

Кому темна вода, -

Ни приметы, ни следа...

В наши дни номинативные предложения привлекают внимание и журналистов, которые видят них средство лаконичных и образных описаний обобщающего характера:

Тайга, рассеченная бетонными трассами. Мох и лишайник, содранные гусеницами. Гнилые черные лужи с пленкой нежнейшего спектра. Сырые цветы кипрея на гарях. Легчайшие, как аэростаты, серебряные цистерны. Раскрытый дерн под ногой и короткий изгиб трубы с дрожащим манометром, будто глянуло око земли.

Такие протяженные описания, насыщенные номинативами, характерны в первую очередь для очерков, но этим не ограничиваются стилистические рамки использования этой конструкции. К ней обращаются авторы и научно-популярных книг.

[ Голуб И.Б. Стилистика русского языка: Учеб. пособие Москва: Рольф; Айрис-пресс, 1997. 448 с. ]


Похожая информация.


Обобщенно-личные предложения - это предложения, в которых действия, выраженные глаголом, относятся к любому лицу, носят обобщающий характер. Примером могут служить пословицы, известные нам с детства:

Век живи - век учись.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Цыплят по осени считают.

Сказуемое в обобщенно-личном предложении выражено глаголом в форме второго лица единственного числа:

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Слезами горю не поможешь .

Бывает, что сказуемое в таких предложениях выражено глаголом в форме третьего лица множественного числа в изъявительном наклонении:

Снявши голову, по волосам не плачут .

После драки кулаками не машут .

Иногда в обобщенно-личных предложениях встречаются сказуемые в форме глагола первого лица множественного числа изъявительного наклонения:

Что имеем - не храним , потерявши - плачем .

Сказуемое также может быть выражено глаголом в форме первого лица единственного числа изъявительного наклонения:

Чужую беду руками разведу , а к своей и ума не приложу .

Распространены обобщенно-личные предложения, в которых сказуемое выражается глаголом в форме повелительного наклонения:

Век живи - век учись .

Семь раз отмерь - один раз отрежь .

Такие предложения могут выступать в роли придаточных в составе сложноподчиненного предложения:

Хоть убей - следа не видно .

По своей сути они потеряли значение придаточного предложения и превратились в устойчивые или идиоматические сочетания, при письме они выделяются запятыми или тире:

Куда ни сунься - тут как тут.

Такие предложения характерны только для разговорного стиля речи.

Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение неких общих суждений, поэтому они широко используются в народных пословицах и поговорках:

Что написано пером, того не вырубишь и топором.

Из песни слова не выкинешь.

Распространены обобщенно-личные предложения и в описаниях при создании картины в типичных ситуациях:

А то велишь запрячь беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков (И.С. Тургенев).

В критических статьях и публицистике обобщенно-личные предложения помогают придать суждениям большую объективность:

Читая заметки литератора, мы особо явственно осознаем значение таких произведений, как «Спутники» и «Кружалиха», для нашей послевоенной прозы.

Несмотря на то что обобщенно-личные предложения чаще всего используются в разговорном и в художественном стилях, отдельные разновидности таких предложений можно встретить и в научном стиле. Они употребляются при указании обычности того или иного действия:

Тензодатчики делают из тонкой проволоки, складываемой змейкой.

В художественных произведениях обобщенно-личные предложения могут являться приемом, с помощью которого автор передает свои чувства и мысли, заставляя читателя сопереживать:

Ляжешь, а горькая дума

Так и не сходит с ума…

Голову кружит от шума. (С.А. Есенин)

Обобщенно-личные предложения могут иметь форму двусоставного предложения, в котором подлежащее выражено личным местоимением:

Вы входите в лес, вас сразу охватывает прохлада, вы медленно идете по опушке.

В этих предложениях подлежащее «вы» относится не к какому-то конкретному лицу, а носит обобщающий характер, потому и предложения являются обобщенно-личными.

Мы с вами выяснили, что односоставные обобщенно-личные предложения используются, когда нужно представить действие, носящее обобщающий характер, не относящееся к какому-то конкретному лицу. Особенно широко они используются в разговорной речи, стилистические особенности позволяют использовать их в художественной литературе и в научном стиле. Эти предложения помогают придать высказываниям большую объективность.

Список литературы

  1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И., Степанова Е.Б. Русский язык. Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля,: Изд-во Московского университета, 2011.
  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю.. Чешко Л.А.. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений,: Просвещение, 2013
  3. Тесты Обобщенно-личные предложения ().
  1. Terver.ru ().
  2. Lingvotech.com ().
  3. Hi-edu.ru ().

Домашнее задание

  1. Дать определение обобщенно-личным предложениям, привести примеры.
  2. Каково основное назначение обобщенно-личных предложений?
  3. Как вы думаете, есть ли продолжение всем известной русской пословицы: «Век живи, век учись»? Если «да», то какое; если «нет», то почему?

1. Под обобщенно-личными традиционно понимаются такие односоставные бесподлежащные предложения, в которых представленное действие или состояние может быть соотнесено с любым лицом. Соотнесенность глагольного действия с любым лицом, не нашедшим вербализации в структуре предложения (нулевым субъективом), обобщающий характер представленного в предложении действия, формирует грамматическое значение предложений этого типа. Например: Любишь кататься, люби и саночки возить (посл.); Не зная броду, не суйся в воду (посл.); Тише едешь дальше будешь (посл.). Семантический компонент `обобщенность` в обобщенно-личных предложениях сформировался в результате исторического опыта мыслящих и анализирующих существ, сообщества людей. В них представлены классифицированные наблюдения, связанные с обобщающей характеристикой предметов, жизненных явлений и ситуаций. Важнейшей особенностью предложений этого типа, по мнению ученых, является то, что «употребляются они при выражении только таких наблюдений, которые представляются говорящему обязательными, бесспорными, поскольку естественно вытекают из объективных особенностей наблюдаемых явлений или ситуаций. Поэтому в них легко возникает модальное значение необходимости, неизбежности, объективной обусловленности выражаемых наблюдений» .

Условия формирования обобщенно-личных предложений, определяющие их грамматическую семантику, проявляются и в том, что формы глагола, оказавшиеся в позиции главного члена, актуального значения времени не имеют: глагольные формы характеризуются вневременностью, они маркируют действие, не связанное с моментом речи, являющееся результатом предшествующего опыта самого говорящего или определенного коллектива людей.

Обобщающий характер классифицирующей деятельности людей, обязательность и бесспорность представленного в предложениях положения дел обусловливает функционирование таких предложений в пословицах и поговорках.

2. Обобщенно-личные предложения выделяются из совокупности односоставных предложений в силу своего семантического ядра – семы `обобщенность` действия. Сугубо «своих» структурных признаков предложения этот типа не имеют, в качестве структурообразующего компонента используют словоформы, присущие другим типам односоставных предложений в их переносном значении. Отсутствие специфических структурных признаков ставит под сомнение выделение особой структурно-семантической разновидности односоставных предложений. Вернее этот тип предложений можно охарактеризовать как специфический семантический тип бесподлежащного предложения, сформированного переносным значением ряда глагольных личных форм.

3. Наиболее типичным и основным способом выражения главного члена обобщенно-личных предложений – сказуемого – является глагольная форма 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. В отличие от глаголов 1-го лица единственного и множественного числа, «в которых отчетливо сохраняется отношение к конкретному субъекту речи», значение глаголов 2-го лица «более неопределенно и растяжимо» . В переносном значении эти формы теряют отношение к конкретному производителю действия и приобретают обобщенное значение. По мнению А. М. Пешковского , предложения, главный член которых представлен формой 2-го лица, «представляют собой излюбленную форму личного обобщения в русском языке, и это составляет важную его синтаксическую особенность» . Например: Из песни слова не выкинешь (посл.); Наконец показалась темная свинцовая полоса; другого края ее не рассмотришь (Н. Лесков); Из себя не выбежишь , от себя не уйдешь , не спрячешься (Ю. Нагибин); Тише едешь – дальше будешь (посл.); У девушек сон утренний так тонок; Чуть дверью скрипнешь , чуть шепнешь : Все слышат (А. Грибоедов); Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни шелохнет, ни прогремит. Глядишь и не знаешь , идет или не идет его величавая ширина (Н. Гоголь). Действие, маркированное в данных предложениях, может быть соотнесено с любым и каждым лицом: никто не может выкинуть слов из песни, не нарушив ее, выбежать из себя, каждый может скрипнуть дверью. Любому, оказавшемуся на берегу Днепра, при тихой погоде трудно определить, движется ли река.

Если главный член выражен формой будущего времени глагола, на семантическую структуру предложения, как правило, наслаивается модальный оттенок возможности или невозможности действия. Например: Ума не скроешь , он бы в чем-нибудь высказался (А. Островский); Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь (А. Чехов); На чужой роток не накинешь платок (посл.).

Свойственная обобщенно-личным предложениям сема обобщенности действующего, но не вербализованного субъекта, и соотнесенность представленного действия, состояния со многими лицами, способствуют выражению интимных мыслей, настроений, глубоких личных переживаний, формирующих особую группу предложений в которых глаголом в форме 2-го лица единственного числа представлено действие конкретного лица, чаще всего самого говорящего. Например: [Катерина] Как же ты сох? Расскажи мне про это. [Сергей] – Да как про это расскажешь ? Разве можно про это изъяснить, как сохнешь ? Тосковал (Н. Лесков); Как на тебя не взглянешь , а воды всё твои текут ! (И. Крылов).

Действия и состояния, испытываемые говорящим, часто обычные, но повторяющиеся, для их передачи используются формы настоящего или, реже, будущего времени. Обычность, повторяемость действия передается специальной лексемой, глаголом бывало в форме прошедшего времени, в содержательной структуре которого сема итеративности, повторяемости. Соотнесенность действия с говорящим устанавливается на основании контекста, ситуации или какой-либо дополнительной информации. Например: Встанешь бывало поутру и словно с горы на салазках покатишься Смотришь , уж и примчался к концу; вот уж и вечер, вот уж заспанный слуга и натягивает на тебя сюртук – оденешься и поплетешься к приятелю (И. Тургенев); Заберешься , бывало , в яблочный сад в самую середину высокой заросшей густой малины (Л.Толстой); Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь, Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела (А. Островский); Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину. (И. Бунин). Несмотря на то что говорящий в данных предложениях говорит прежде всего о себе, заменив форму 1-го лица формой 2-го лица, данные предложения обычно относят к обобщенно-личным предложениям, так как замена глагольных форм «произведена именно для того, чтобы подчеркнуть, что названный факт имел место не только в жизни говорящего, но любого лица в данной ситуации» . А. М. Пешковский , отмечая свойственную русскому предложению способность обобщать «личные факты, носящие глубоко интимный характер», писал: «В этих случаях обобщительная форма сочетания получает глубокое жизненное и литературное значение. Она является тем мостом, который соединяет личное с общим, субъективное с объективным. И чем интимнее какое-либо переживание, чем труднее говорящему выставить его на показ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме» .

4. Главный член обобщенно-личных предложений может быть представлен формой повелительного наклонения единственного числа. Сема побудительности в содержательной структуре обобщенно-личных предложений налагает на семантику предложения следующие смысловые оттенки:

1) совета, увещевания, просьбы, пожелания, относящихся не к одному собеседнику, а ко всем людям. Например: Не плюй в колодец: пригодится воды напиться (посл.); Хлеб-соль ешь , а правду режь (посл.); Говори да не заговаривайся (посл.);

2) допущения возможности или невозможности действия. Например: Безумец я! Что ж я испугался? На призрак сей подуй – и нет его (А. Пушкин); Пальца ей в рот не клади – она этого не любит (И. Тургенев); Ну, я допускаю, руби лес из нужды, но зачем истреблять их ? (А. Чехов);

3) действия, оцениваемого иронически. Например: Чай все не так. Как я приказывал… Положись-ка на вас ! (И. Тургенев);

4) действия неизбежного, совершаемого против воли. – Нет, воспитание дочерей неблагодарное дело! Вырастишь, взлелеешь подле себя, и потом отдай чужому человеку … останься сиротой … ужасно ! (А. Островский); Теперь и в люди выйдет, и нос подымет, вот что обидно-то. А ты пресмыкайся всю жизнь (А. Островский).

5) особое положение занимают предложения, в которых форма повелительного наклонения используется в переносном, неимперативном значении, называя предполагаемое действие, которое непременно вызовет другое действие. Например: Вначале каждая новая мысль кажется смутной. Но примись за работу, и произойдет кристаллизация идеи (А. Федин); Кажется, рукой шевельни и распугаешь певцов (В. Песков); Кусты и травы набухли водой: куст задень – как из ведра обольет … (Сладков).

5. Вопрос о морфологической природе главного члена обобщённо-личных предложений нельзя считать решенным.

6. К числу обобщенно-личных в специальной научной и учебной литературе часто относят также односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа типа Цыплят по осени считают; Соловья баснями не кормят и под. Однако с таким положением дел соглашаются не все лингвисты, объясняя свою позицию тем, что специфический компонент обобщенно-личных предложений признак личной причастности любого лица к наблюдениям, составляющим содержание этих предложений, не свойствен предложениям, главный член которых представлен «независимым» глаголом в форме 3-го лица множественного числа. «Благодаря употреблению формы 3-го лица множ. числа типизированные жизненные ситуации характеризуются в них “отстраненно“ от говорящего и его собеседника – как обобщение чужого, а не своего опыта. <…> Абстрактная обобщающая семантика предложений типа Цыплят по осени считают никак не связана с грамматическим значением лежащей в их основе модели» (курсив наш. – В. К.). Е. С. Скобликова считает, что «грамматическое выражение этой семантики достигается употреблением глагольного сказуемого в формах настоящего или (реже) будущего времени, с помощью которых в русском языке могут формироваться сообщения об устойчивых закономерных связях между явлениями – при любом структурно-семантическом типе предложения» . Использование этих предложениях в пословицах и поговорках возможно «благодаря их переносному значению и афористическому характеру», стилистически усиливающими обобщение. В. В. Бабайцева для предложений, в которых обобщенность деятеля, представленного формой 3-го лица множественного числа, наряду с термином «обобщенно-личные» , предлагает термин неопределенно-обобщенные , «так как по форме они совпадают с неопределенно-личными, а по семантике являются неопределенно-обобщенными» .

7. Иногда в числе обобщенно-личных называют также предложения, главный член которых представлен формой 1-го лица множественно числа, обладающие значением обобщенности, личной причастности говорящего к сообщаемому. Это предложения типа пословичных: Что имеем , не храним , потерявши плачем; На одно солнце глядим , да не одно едим : Чужую беду руками разведу , а к своей ума не приложу и под. Однако исследователи отмечают, что значение личной причастности в подобных предложениях связано не с обобщающим значением действия структурообразующего глагола. Прежде всего в предложениях с глаголами в форме множественного числа и обобщающее значение и значение личной причастности «говорящего связаны с широкой грамматической семантикой местоимения мы и соответствующих личных окончаний глагола (-ем, -им)» .

8. Обобщающее значение может быть присуще и глаголам 1-го лица единственного числа. В таких, например, предложениях, как Чьё кушаю, того и слушаю, Я мыслю – следовательно, существую . Акад. В. В. Виноградов отмечает ослабление индивидуально личного значения местоимений 1-го лица в предложениях данного типа, однако указывает на то, что прямое отношение к говорящему субъекту, к я все же сохраняется, поэтому оба типа предложений следует относить к определенно-личным.

9. Односоставные обобщенно-личные предложения не следует путать с двусоставными предложениями, в структуре которых позиция подлежащего представлена личным местоимением ты с «затемненным» значением четкого указания на определенное лицо, выделяемые в грамматиках, начиная с «Русского синтаксиса в научном освещении» А. М. Пешковского . Его пример: Вот не доедем, да и только домой! Что ты прикажешь делать? (Н. Гоголь); Наскучило идти – берешь извозчика и сидишь себе, как барин, а не хочешь заплатить ему – изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так и шмыгнешь , что тебя никакой дьявол не сыщет (Н. Гоголь). Сема `обобщенность` действия в данных предложениях довольно яркая, но наличие здесь подлежащего не позволяет отнести подобные предложения в разряд односоставных. Сказуемое в таких предложениях может быть представлено любыми глагольными формами. Ср.: Наскучило идти – взял извозчика и сел себе, как барин, а не захотел заплатить ему – изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнул, что тебя никакой дьявол не сыщет . При замене глагольных форм настоящего времени на прошедшее обобщенность значения действия сохраняется.

Е. С. Скобликова предложения такого типа относит к обобщенно-личным, ибо считает, что таковыми могут быть необязательно односоставные предложения на том основании, что местоимение ты может функционировать с обобщенным значением. Вот ее примеры: Ты много слышал и читал о простоте быта этого человека [Л. Н. Толстого], но эта простота все-таки поражает (Песков); И вдруг блеснуло что-то впереди. Еще шаг, другой – и ты выходишь к лесному озеру (Поступальская); С реки ты первый раз видишь Тобольск (Песков) . Такой же подход к двусоставным предложениям с обобщающей семантикой и личной причастностью говорящего к сообщаемому представлена в работах А. Н. Гвоздева, А. М. Пешковского, А. Г. Руднева .

Безусловно, элемент обобщенности, личной причастности говорящего к сообщаемому достаточно ярок, особенно в двух первых примерах, однако наличие подлежащего не позволяет отнести эти предложения к односоставным.

М. В. Панов , определяя тип односоставного предложения по значению формы глагола (определённо-личной, обобщённо-личной, неопределённо-личной), предостерегает от отнесения предложений с субъективом, представленным местоимением в форме 2-го лица множественного числа, типа За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьём, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон; перемигиваетесь с товарищем (И. С. Тургенев) на том основании, что предикатив отличается от значения обобщённо-личных форм, ввиду того, что в них «глаголы не обозначают действия, которое приписывается любому лицу (ср.: Что смолотишь, то и смелешь ). В словосочетаниях вы выходите, вы отыскиваете … – сохраняется обращение к собеседнику (“представьте, что вы идёте на охоту” и т. д.» .

10. Компонентный состав обобщённо-личных предложений определяется следующим: основная форма выражения предикатива – 2-ое лицо неактуального настоящего времени, вневременность предикативного признака и его обобщающий характер – конститутивны, носитель предикативного признака не вербализован, то есть представлен нулём. Структурная схема обобщенно-личных предложений двукомпонентна. Она представлена нулевым субъективом и спрягаемым глаголом во вневременном значении: «каждый делает что (поступает как)». Символически её можно представить так: N 1ø – Vf 2вневрем.

11. В русистике отсутствует однозначное отношение к статусу обобщенно-личных предложений. В 30-е годы ХХ столетия обобщенно-личные предложения, наравне с неопределенно-личными, были признаны А. М. Пешковским как особый тип, занимающий промежуточное положение между личными и безличными предложениями . А. А. Шахматов рассматривал интересующие нас предложения в составе неопределенно-личных и в особый тип односоставных предложений не выделял. В современном русском синтаксисе статус специфического структурно-семантического типа обобщенно-личных предложений, как правило, не вызывает сомнения, хотя также признается не всеми. Так, отсутствие специфических структурных схем у предложений этого типа, послужили основанием для Игоря Павловича Распопова отказать обобщенно-личным предложениям в статусе особого конструктивного типа предложений .

12. Возможность представить действие, относящееся ко всем лицам данного языкового сообщества, определяют достаточно широкую сферу употребления обобщенно-личных предложений. Обобщённо-личные предложения широко используются в устной речи, их стилистические свойства создают возможность для широкого использования в текстах художественных произведений и в речи публицистической. Они помогают придать высказыванию характер объективности суждения. Особенно распространены такие высказывания в очерковой литературе. Например: Ни холма, ни впадины, ни взгорья, ни какого-нибудь другого приметного ориентира. Едешь, едешь и постепенно теряешь ощущение движения. Кажется и автобус и ты в нем – все стоит на месте, потому что вокруг ничего не меняется (Л. Юдасин) .

С точки зрения синтаксиса, предложение - это одна из основных единиц языка. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью и обязательно имеет грамматическую основу. В русском языке предикативная основа может состоять из одного или двух главных членов.

Понятие односоставных предложений

Виды односоставных предложений с примерами служат визуальной иллюстрацией теоретического материала в разделе «Синтаксис» русского языка.

Синтаксические конструкции с основой, состоящей из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными. Например: Я не люблю фатального исхода (В.С.Высоцкий).

Предложения, в основе которых содержится лишь один из главных членов, называются односоставными. Такие фразы имеют завершенный смысл и не нуждаются во втором главном члене. Бывает так, что его наличие попросту невозможно (в безличных предложениях). В художественных произведениях очень часто употребляются односоставные предложения, примеры из литературы: Плавлю лбом стекло оконное (В.В.Маяковский). Здесь нет подлежащего, но его легко восстановить: «я». Малость стемнело (К.К.Случевский). В этом предложении нет и не может быть подлежащего.

В разговорной речи достаточно распространены простые односоставные предложения. Примеры их использования доказывают это: Куда пойдем? - В кино.

Односоставные предложения подразделяются на типы:

1. Назывные (с основой из подлежащего).

2. Со сказуемым в основе:

  • личные;
  • безличные.
  • Но назвали всех троих дочек ведьмами (В.С.Высоцкий) (сказуемое - глагол прош.вр., мн.числа, изъявит. накл.).
  • И пусть говорят, да пусть говорят, но — нет, никто не гибнет зря (В.С.Высоцкий) (в роли сказуемого − глагол в настоящем времени, в 3-м л. и мн.ч.).
  • Отвели бы мне участок в шесть соток неподалеку от автозавода (Шолохов) (глагол-сказуемое в форме сослагательного наклонения множественного числа).

Особенности обобщенно-личных предложений

Эту группу односоставных предложений некоторые лингвисты (В.В. Бабайцева, А.А. Шахматов и др.) не выделяют в отдельный вид, т.к. формы выражения сказуемых в них идентичны определенно- и неопределенно-личным и различаются только смысловой нагрузкой. В них сказуемое имеет обобщенное значение. Такие конструкции чаще всего употребляются в пословицах и поговорках: Любишь вершки - люби корешки. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один раз солгал - навек лгуном стал.

При изучении темы «Односоставное личное предложение» примеры имеют огромное значение, т.к. они наглядно помогают определить тип синтаксической конструкции с одним из главных членов и различать их.

Безличные предложение

Односоставное безличное предложение (пример: Темнеет рано. В голове шумит. ) отличается от личного тем, что в нем нет и не может быть подлежащего.

Сказуемое может выражаться разными способами:

  • Безличным глаголом: Смеркалось. Меня тошнит.
  • Личным глаголом, перешедшим в безличную форму: В боку у меня колет. Вдали загрохотало. Вам везет! Мне не спится.
  • Предикативным наречием (категорией состояния или безлично-предикативные слова): Было очень тихо (И.А.Бунин). Душно. Тоскливо.
  • Инфинитивом: Не стоит прогибаться под изменчивый мир (А.В.Макаревич).
  • Словом-отрицанием «нет» и отрицательной частицей «ни»: На небе ни облачка. Совести у тебя нет!

Виды сказуемого

В односоставных предложениях

В русской лингвистике сказуемое представлено тремя видами:

  1. Простое глагольное. Выражено одним глаголом в любой форме.
  2. Составное глагольное. Состоит из глагола-связки и инфинитива.
  3. Составное именное. Имеет в составе глагол-связку и именную часть, которая может быть выражена именем прилагательным, существительным, причастием или наречием.

В односоставных предложениях встречаются все указанные

Прохладно (односоставное безличное предложение). Пример сказуемого с опущенной глагольной связкой в настоящем времени, но которая проявляется в прошедшем времени: Было прохладно. Именная часть выражена

В определенно-личном предложении: Возьмемся за руки, друзья (Б.Ш.Окуджава) -сказуемое простое глагольное.

В неопределенно-личном предложении: Никого не хочу из вас слушать (О.Ермаченкова) - сказуемое - личный глагол + инфинитив.

Назывные односоставные предложения - примеры составного именного сказуемого с нулевой глагольной связкой в настоящем времени. Часто при номинативе ставятся рядом указательные частицы: Вот твой билет, вот твой вагон (В.С.Высоцкий). Если номинативные предложения представить в прошедшем времени, то они преобразовываются в двусоставные предложения. Сравните: Был твой билет, был твой вагон.

Односоставные и неполные предложения

Следует отличать неполные двусоставные предложения от односоставных. В односоставных при отсутствии одного из главных членов смысл предложения не изменяется. В неполных может быть пропущен любой член предложения, и смысл может быть не понятен вне контекста: Напротив - стол. Или: Сегодня.

В некоторых случаях сложно разграничить определенно-личные предложения и двусоставные неполные. В первую очередь это относится к сказуемым, выраженным глаголом в форме прошедшего времени. Например: Подумала - и стала кушать (А.С.Пушкин). Без основного контекста невозможно определить, в 1 или 3 лице употреблен глагол. Для того чтобы не ошибиться, важно понимать: в форме прошедшего времени лицо глагола не определяется, а значит это двусоставное неполное предложение.

Особую трудность вызывают различия между неполным двусоставным предложением и назывным, например: Ночь. Морозная ночь. и Ночь в деревне. Чтобы не возникало трудностей, важно понимать: обстоятельство - это второстепенный член, относящийся к сказуемому. Следовательно, предложение "Ночь в деревне" - двусоставное неполное с составным именным сказуемым, при котором глагольная часть опущена. Сравните: Ночь наступила в деревне. Морозная ночь. Это номинативное предложение, т.к. определение согласуется с подлежащим, следовательно, прилагательное "морозная" характеризует главный член "ночь".

При изучении синтаксиса важно выполнять тренировочные упражнения в, а для этого необходимо анализировать типы односоставных предложений с примерами.

Роль односоставных предложений в языке

В письменной и устной речи односоставные предложения играют существенную роль. Подобные синтаксические конструкции в лаконичной и емкой форме позволяют сформулировать мысль ярко и красочно, помогают представить образы или предметы. Они придают высказываниям динамичность и эмоциональность, позволяют акцентировать внимание на нужных объектах или субъектах. С помощью односоставных предложений можно избежать неоправданных местоимений.

Цели : объяснить смысл и структуру данной синтаксической конструкции; научить уместно и осмысленно использовать обобщенно-личные предложения в речи.
Схематично цель урока можно изобразить так:

Задачи :

    проанализировать функцию обобщенно-личных предложений в языке;

    проанализировать строение и структурные признаки обобщенно-личных предложений;

    формировать умение находить данные конструкции, опознавать их, отличать от других конструкций;

    учить умению заменять обобщенно-личные предложения синонимичными конструкциями;

    учитывать стиль и тип речи при употреблении обобщенно-личных предложений;

    правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят обобщенно-личные предложения.

ПЛАН УРОКА

(По аналогичной схеме построен урок «Неопределенно-личные предложения» этого же блока «Односоставные предложения»; см. публикацию в газете «Русский язык» № 33/99.)

1. Проанализировать готовые синтаксические конструкции и сделать вывод об их роли в языке (рассуждение-беседа).
2. Построить или подобрать аналогичные предложения, проанализировать их содержание и строение.
3. Заполнить информацией таблицу: колонку из общей таблицы «Односоставные предложения».
4. Найти аналогичные предложения в собственных сочинениях и изложениях и сделать вывод после поиска.
5. Обрисовать ситуацию, когда уместно использовать такие конструкции. Сделать общий вывод: в каких ситуациях, стилях и типах речи уместно использовать такие конструкции?
6. Знаки препинания, грамматический разбор и толкование данных конструкций.

ХОД УРОКА

Учитель. На доске написано начало определения – что такое обобщенно-личное предложение. После анализа предложения вы сможете закончить формулировку сами, пользуясь общей таблицей.

Пошел в суд в кафтане, а вышел нагишом

Объясните, как вы понимаете это высказывание.

Ответы учеников:

– в суде человека обобрали;
– так говорят о несправедливости судей;
– это – переносное значение: в кафтане – нагишом , т.е. «с капиталом – без капитала»;
– до и после суда у человека разное материальное положение;
– это совет-предостережение;
– это же пословица, она – для красного словца.

Учитель. Вот именно. Это пословица. Что такое пословица? Это образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл, обычно характеризуется особым ритмом, интонацией и звучанием.

Учитель. Скажите: так с каждым бывает, кто пошел в суд?

Ответы учеников:

– когда как;
– раз это подмечено народом, то, видимо, часто;
– давайте спросим у адвоката: что он скажет?

Учитель. Вдумаемся в текст пословицы. Ответьте: кто здесь «пострадавший»?

Ответы учеников:

– хотя пострадавшего нет, но мне понятно, что это кто-то из бесправных людей;
– такую несправедливость терпят простые люди, и их много;
– народ говорит, как бы предупреждая, что если ты (относится к каждому человеку) пойдешь в суд в кафтане, то ты (каждый, любой) можешь выйти нагишом.

Учитель. Сделайте синтаксический разбор предложения: подчеркните члены предложения и обозначьте части речи.

Это односоставное предложение: в нем однородные глаголы – сказуемые, которые относятся ко всякому, любому лицу.

Учитель. Вот в каких случаях в речи появились обобщенно-личные предложения. Основная их функция – дать совет, предостеречь, уберечь, пояснить, предупредить о последствиях; это житейская мудрость. И почему же в таком случае нет «пострадавшего»?

Ответы учеников:

– советы даются всем, каждому;
– если суждение относится к каждому, не нужно «пострадавшего» указывать конкретно;
– важнее сказать о действии, которое совершает любой человек.

Учитель. Вспомните, что в неопределенно-личных предложениях тоже нет подлежащего. Можно ли сказать, что причина отсутствия подлежащего в обобщенно-личных предложениях другая, чем в неопределенно-личных?

Запишите:

В неопределенно-личных предложениях:

1. Подчеркивается, что важно в них только действие, а не тот, кто его совершает.
2. Вместо подлежащего можно мысленно подставить местоимение кто-то .

В обобщенно-личных:

1. Подлежащего не нужно, потому что понятно, что действовать может любой.
2. Вместо подлежащего мысленно можно подставить местоимение все, каждый, всякий, любой .

Чтобы убедиться в этом, давайте подставим подлежащее. Что получилось?

Он (она) пошел (пошла) в суд, а вышел (вышла)...

Ответы учеников:

– это двусоставное предложение, в котором сообщается о конкретном случае из жизни определенного лица;
– тот, кто производит действие, стал известен;
– получился другой смысл: утеряна обобщенность суждения.

Учитель. Итак, почему эти предложения называются обобщенно-личными?

Ответы учеников:

– в таких предложениях обобщается жизненный опыт людей; производитель действия мыслится обобщенно, т.е. им мог явиться любой, всякий.

Учитель. Подведем итоги: в чем же существенная разница между двусоставными и обобщенно-личными предложениями, с одной стороны, и между неопределенно-личными и обобщенно-личными – с другой стороны?
Допишите определение: какие предложения называются обобщенно-личными? В этом вам поможет таблица.

(Школьники работают три-четыре минуты, после чего дают определения.)

Учитель. Если вы хорошо поняли новый материал, то постройте обобщенно-личные предложения самостоятельно или вспомните народные пословицы, поговорки.
Укажите, в каких формах может стоять сказуемое в следующих предложениях.

Учитель. Перед вами лежат ваши прошлые сочинения, изложения. Найдите в них и прочтите хотя бы одно обобщенно-личное предложение (их нет).
В каких ситуациях вы будете их использовать? С какой целью?

Ответы учеников:

– в письменной и устной речи, в житейских ситуациях;
– в разговоре, для красного словца;
– в сочинениях, для того, чтобы сделать свою речь точной и выразительной.

Учитель. Назовите типы текста и стили, где уместны такие конструкции.

Ответы учеников:

– в описании – нет, в повествовании – да, в рассуждении – тем более (например, в ситуации: незадачливому автору возвращают рукопись со словами: Не пером пишут, а умом ).

Такие конструкции уместны во всех стилях, кроме делового и научного.
Можно сказать, что обобщенно-личное предложение является частным случаем неопределенно-личных.

Учитель. Именно так. Изобразим схематично.

Потренируемся!

Замените обобщенно-личные предложения синонимичными двусоставными и наоборот.

Двусоставные предложения

1. Когда люди в лесу рубят дрова, то щепки летят во все стороны.
2. Когда человек устраивается на работу, то он поневоле должен терпеть давление начальства.

Односоставные, обобщенно-личные предложения

1. Лес рубят – щепки летят.
2. Пошел на службу – терпи и нужду.

– Обобщенно-личные предложения – это в основном пословицы, копилка народной мудрости; их краткость и точность выверены временем.

Домашнее задание :

1. Добавьте в свои сочинения, изложения, творческие работы по 1–2 обобщенно-личных предложения, где это уместно.
2. Подберите 7 пословиц и замените их двусоставными предложениями.

Психологическая игра

Учитель. Для каждого я приготовила по одной предназначенной только для него пословице. Запишите ее себе в тетрадь. А я скажу вам, угадали ли вы мой замысел или нет. Но... не странно ли? Пословицы адресованы любому, а я выбрала только одну. Нет ли здесь противоречия?

Ответы учеников:

– раз это психологическая игра – значит, вы хотите дать нам совет, не называя каждого по имени;
– мы вряд ли угадаем, кому именно адресована пословица, она дает очень общий совет, и каждая подходит любому из нас.

Упражнение. Как вы понимаете эти пословицы? В приведенных примерах подчеркните грамматическую основу. Укажите, какой формой глагола она выражена.

1. Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
2. Поел бы редьки, да зубы редки.
3. Соловья баснями не кормят.
4. Почитай старших, сам будешь стар.
5. В меду и подметку съешь.
6. Любишь кататься, люби и саночки возить.
7. Не оттого оголел, что сладко ел, а оттого, что горько пил.
8. Снявши голову, по волосам не плачут.
9. Будешь знать до конца – будешь сив, как овца.
10. Слезами горю не поможешь.

Поделиться: