Полный слоговой анализ слова онлайн. Примеры фонетической транскрипции слов. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Начать обучение следует с определения сущности данного явления. Ученики должны четко понимать отличие фонетического разбора от морфологического, синтаксического или иного другого.

Под требуемым видом разбора понимается:

  • указание гласных и согласных звуков;
  • обозначение ударных гласных звуков;
  • указание мягких и твердых, звонких и глухих, парных и непарных согласных;
  • определение количества букв и звуков.

Первым шагом к знакомству школьников с фонетическим разбором становится проверка знаний по таким темам, как:

  • определение гласных и согласных звуков. При этом необходимо учитывать, что Ъ и Ь не имеют звуков, а значит, не могут иметь характеристик, которыми обладают гласные или согласные звуки;
  • определение характеристик согласных звуков. Значимой чертой данной темы являются всегда твёрдые и всегда мягкие звуки, которые необходимо запомнить;
  • умение отличать букву от звука;
  • деление слова на слоги.

Если у школьников есть прорехи в знаниях по данным темам, изучение фонетического разбора будет весьма затруднительным, поэтому, лишь подкорректировав все необходимые для разбора навыки, можно приступить к фонетическому анализу простых слов, постепенно наращивая сложность заданий.

Как сделать фонетический разбора слова

Фонетический разбор слова в учебниках и пособиях обозначается цифрой 1 и производится по алгоритму, описанному ниже.

Шаг 1 : слово записывается в соответствии с орфографическими нормами языка.

Шаг 2 : производится деление на слоги с указанием ударного слога. Для выполнения этого пункта слово необходимо произнести вслух и указать в скобочках количество произнесенных слогов и номер слога, на который падает ударение.

Шаг 3 : определяются все возможные варианты переноса слова.

Шаг 4 : осуществляется фонетическая транскрипция слова. Для ее выполнения слово записывается в столбик буква за буквой, а в квадратных скобках указывается транскрипция, или звук, каждой буквы. Для букв, не имеющих звуков (Ъ и Ь) ставится прочерк. Важно обратить внимание, что некоторые буквы могут звучать как дифтонги, то есть звуки, состоящие из 2 отдельных частей.

Шаг 5 : происходит определение всех характеристик звуков. Для гласных — ударность и безударность, для согласных — мягкость и твердость, глухость и звонкость.

Шаг 6 : подсчёт количества звуков и букв.

Друзья¹ — дру - зья́ (2 слога, 2-ой слог ударный) → [друз"й"а]

Перенос: дру - зья

д [д] - согл., твёрдый, звонкий парный (д/т)

р [р] - согл., звонкий непарный, сонорный, твёрдый

у [у] - гл., безударный

з [з"] - согл., звонкий парный (з/с), мягкий

я [й"] - согл., звонкий непарный, мягкий непарный

[а] - гл., ударный

6 букв, 6 звуков.

Игры по теме «фонетический разбор слова»

Опытным путем доказано, что научить ребенка чему угодно легче и полезнее в процессе игры. Даже, казалось бы, неигровая тема анализа слоговой структуры и звукового соответствия может стать интересной для ученика при правильном выборе методов ее преподнесения и контроля.

Детям всегда нравится угадывать и искать что-то, поэтому следующие задания будут как нельзя кстати.

Игра «Сундучок звуков» для фонетического разбора слова

Для развития конкуренции и повышения азарта игры, а значит и ее продуктивности, следует . У каждой команды будет импровизированный сундучок, который можно нарисовать на доске или бумаге, или вовсе склеить из картона. Можно сделать красивый сундучок и постоянно использовать его.

Задача каждой группы детей придумать слово, в котором будет наибольшее количество звуков. Соответственно, слова с твердым и мягким знаками могут уменьшить шансы на выигрыш, а вот присутствие букв Ё, Я и Ю, наоборот, будет ключом к победе. В каждом туре преподаватель называет тему, которой будут соответствовать слова, например, животные, профессии, спорт и т.п.

Временные рамки следует указать в зависимости от возраста ребят, для учеников младших классов средней школы это может быть 5-8 минут, а для старшеклассников — 3-4 минуты. Количество звуков в сундучке суммируется, а в конце выявляется команда-победитель, которую можно поощрить отметкой «отлично».

Фонетическая игра «Поиск потерявшихся слов»

Игру можно построить как в неподвижной форме, когда ребята будут сидеть за партами и искать слова на доске, так и в движении, запрятав листочки со словами на всей территории кабинета и позволив детям ходить и отыскивать их. Лучше всего разделить класс на команды, чтобы каждый ребенок чувствовал себя частью единого целого.

Задания на фонетический разбор слова встречаются очень часто, включаются они и в билеты ЕГЭ по русскому языку.

Что нужно для того, чтобы правильно делать фонетический разбор?

Развивать фонетический слух (способность различать звуки речи, разграничивать их, выделять фонемы).

Знать, какие звуки присутствуют в русском языке, уметь обозначать их специальными символами.

Уметь анализировать фонетическую структуру слова, проговаривая его вслух.

В русском языке слова пишутся не так, как говорятся – с этим фактом дети сталкиваются, когда учатся писать и читать. Позже они начинают изучать фонетику и учатся делать фонетический разбор. В учебных текстах слова, которые нужно проанализировать с фонетической точки зрения, помечаются цифрой 1.

Цель фонетического разбора – выделить слоги, определить звуковой состав слова, выполнить элементы графического анализа. Делая фонетический разбор, нужно обязательно произнести слово вслух, вслушаться в каждый звук. Когда вы продвинетесь в данном виде анализа, то сможете произносить слово про себя, приобретете автоматический навык.


Буквенное написание слова, к которому мы привыкли с момента изучения азбуки, оказывает на нас серьезное влияние. Важно научиться абстрагироваться от него, вслушиваться в звучание. Многие школьники именно по этой причине испытывают серьезные затруднения с выполнением фонетического анализа. Чтобы преодолеть эту проблему, нужно постоянно тренироваться, делать разборы слов регулярно.

План фонетического анализа:

1. Выписать слово.

2. Произнести слово вслух несколько раз.

3. Разбить слово на слоги, поставить ударение.

4. Записать слово в транскрипции, то есть так, как оно звучит. Записав транскрипцию, вы, может быть, удивитесь необычному виду знакомого слова (помним, что буквы и звуки – не одно и то же, орфография и фонетика – разные дисциплины.). Нельзя вносить изменения в транскрипцию только из-за того, что слово стало «странным».

5. Выписать буквы в столбик и напротив каждой указать звук, который она обозначает. Охарактеризовать каждый звук с фонетической точки зрения. Гласные – ударные, безударные. Согласные – твердые-мягкие (парные, непарные), звонкие – глухие (парные, непарные).

Делая фонетический разбор, нужно помнить некоторые важные закономерности русской фонетики, например:

— буквы я, ё, е, ю обозначают два звука (й-а, й-э, й-о, й-у), если находятся в начале слова, после гласной, ь и ъ;

— мягкость согласных обозначают последующие буквы и, е, я, ё, ю, ь. Но также присутствует смягчение последующей мягкой согласной, как в слове впереди [ф` п` и р` и д` и];


— согласные имеют сложную характеристику, существуют парные и непарные согласные по мягкости-твердости и глухости-звонкости. Есть только мягкие (ч, щ, й) и только твердые согласные (ш, ж, ц) – эти звуки непарные по мягоксти-твердости. Только глухие (х, ц, ш, щ) и только звонкие (й, л, р, н, м) – непарные по глухости-звонкости;

— ь и ъ обозначают «ноль звука»;

— в некоторых позициях согласные оглушаются или озвончаются. Как в словах – пруд [п р у т], сбежать [з б` и ж а т`];

— безударные гласные звучат не так, как ударные. Вместо о слышится а, вместо е – и, вместо я — и;

— в некоторых словах может слышаться звук й, который на письме отсутствует. Как в слове соловьиный – [с а л а в` й и н ы й]

— количество букв и звуков может не совпадать.

Пример фонетического разбора.

Разберем слово отбелить.

От-бѐ-лить – 3 слога

[адб`ил`ит`]

о — [а] гласный, безударный

т — [д] согласный, твердый (парный), звонкий (парный)

б — [б`] согласный, мягкий (парный), звонкий (парный)

е — [и] гласный, безударный

л – [л`] согласный, мягкий (парный), звонкий (непарный)

и – [и] гласный, ударный

т – [т`] согласный, мягкий (парный), глухой (парный)

8 букв, 7 звуков

Сделав фонетический разбор, произнесите слово еще раз, повторите его. Это поможет выявить и исправить возможные ошибки.

Вы знаете, почему русский язык так тяжело учить иностранцам? Особенно тем, чьи языки совсем не похожи на русский? Одна из причин в том, что про наш язык никак не скажешь, что слова можно записывать так, как они слышатся. Мы говорим «мАлАкО», но ведь помним, что записать слово надо через 3 буквы О: «мОлОкО».

Это самый простой и очевидный пример. И о том, как выглядит транскрипция (то есть графическая запись звуков) самых привычных для нас слов никто, как правило, не задумывается. Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах и даже университетах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.

Не всем оно дается легко, но мы поможем вам разобраться и успешно справляться с ним на уроках и при подготовке домашних заданий.

Фонетический разбор слова – задание, нацеленное на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки. Сравнить, сколько в нем букв и сколько звуков. И выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.

Гласные буквы

В алфавите русского языка 10 гласных букв: «а», «о», «у», «э», «ы», «я», «ё», «ю», «е», «и».

Но гласных звуков только 6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные «е», «ё», «ю», «я» состоят из двух звуков: гласный + й. Записываются так: «е» = [й’+э], «ё» = [й’+о], «ю» = [й’+у], «я» = [й’+а]. И называются йотированными.

Запомните, что в транскрипции «е», «ё», «ю», «я» на два звука раскладываются не всегда. А только в следующих случаях:

  1. когда стоят в начале слова: еда [й’эда], ёрш [й’орш], юбка [й’упка], яма [й’ама];
  2. когда стоят после других гласных: моем [мой’эм], моё [май’о], моют [мой’ут], вояка [вай’ака];
  3. когда стоят после «ъ» и «ь»: пьедестал [п’й’эд’эстал], пьёт [п’й’от], пьют [п’й’ут], соловья [салав’й’а].

Если «е», «ё», «ю», «я» стоят в слове после мягких согласных, их можно спутать с [а], [о], [у], [э]: мяч [м’ач’], мёд [м’от], мюсли [м’усл’и], ветка [в’этка]. Они обозначают один звук в позиции после согласных и под ударением.

Не под ударением «е», «ё», «ю», «я» дают звук [и]: ряды [р’иды], лесок [л’исок]. В других случаях буква «я» без ударения может произноситься как [э]: трясина [тр’эс’ина].

Еще интересное про отношения «ь» и гласных: если после мягкого знака в слове стоит буква «и», она произносится как два звука: ручьи [руч’й’и].

Зато после согласных «ж», «ш» и «ц» буква «и» дает звук [ы]: камыши [камышы].

Гласные «а», «о», «у», «э», «ы» обозначают твердость согласных звуков. Гласные «е», «ё», «ю», «я», «и» обозначают мягкость согласных звуков.

Кстати, во многих словах с гласной «ё» на нее всегда падает ударение. Но это правило не работает для заимствованных (амёбиа́з) и сложных слов (таких, как трёхъя́дерный).

Согласные буквы

В русском языке 21 согласная буква. А звуков эти буквы образуют аж 36! Как это возможно? Давайте разбираться.

Так, среди согласных 6 пар по звонкости глухости:

  1. [б] - [п]: [б]а[б]ушка – [п]а[п]а;
  2. [в] - [ф]: [в]ода – [ф]анера;
  3. [г] - [к]: [г]олос – [к]орова;
  4. [д] - [т]: [д’]ятел – [т]уча;
  5. [ж] - [ш]: [ж’]изнь – [ш]уба;
  6. [з] - [с]: [з’]има – о[с’]ень.

Это интересно, потому что парные звуки обозначаются разными буквами. Такие пары есть не во всех языках. А в некоторых, например, корейском, парные глухие и звонкие звуки обозначаются одной и той же буквой. Т.е. одна и та же буква читается как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.

А еще существует 15 пар по твердости-мягкости:

  1. [б] - [б’]: [б]а[б]очка – [б’]елка;
  2. [в] - [в’]: [в]ата – [в’]илка;
  3. [г] - [г’]: [г]амак – [г’]идрант;
  4. [д] - [д’]: [д]ож[д’];
  5. [з] - [з’]: [з]олото – [з’]евать;
  6. [к] - [к’]: [к]уст – [к’]исть;
  7. [л] - [л’]: [л]асточка – [л’]истик;
  8. [м] - [м’]: [м]а[м]а – [м’]иска;
  9. [н] - [н’]: [н]ос – [н’]юх;
  10. [п] - [п’]: [п]арча – [п’]и[п’]етка;
  11. [р] - [р’]: [р]ысь – [р’]ис;
  12. [с] - [с’]: [с]обака – [с’]еледка;
  13. [т] - [т’]: [т]апок – [т’]ень;
  14. [ф] - [ф’]: [ф]отоаппарат – [ф’]ехтование;
  15. [х] - [х’]: [х]оккей – [х’]ек.

Как видите, мягкость звуков обеспечивают буква «ь» и мягкие согласные, стоящие после согласных.

Есть в русском языке непарные согласные звуки, которые никогда не бывают глухими:

  • [й’] – [й’]од;
  • [л] – [л]ама;
  • [л’] – [л’]ейка;
  • [м] – [м]орковка;
  • [м’] – [м’]юсли;
  • [н] – [н]осорог;
  • [н’]– [н’]етопырь;
  • [р] – [р]омашка;
  • [р’] – [р’]ебенок.

Чтобы было проще запомнить все звонкие звуки, можете использовать такую фразу: «Мы же не забывали друг друга» .

А также непарные звуки, которые, в свою очередь, никогда не бывают звонкими. Попробуйте прочитать слова из примеров вслух и убедитесь в этом сами:

  • [х] – [х]орек;
  • [х‘] – [х‘]ирург;
  • [ц] – [ц]апля;
  • [ч’] – [ч’]еловек;
  • [щ’] – [щ’]етина.

Запомнить, какие именно звуки остаются глухими в любой ситуации, помогут две фразы: «Степка, хочешь щец?» - «Фи!» и «Фока, хочешь поесть щец?» .

Если вы внимательно прочитали те примеры, что приводились выше, наверняка уже обратили внимание, что некоторые согласные в русском языке никогда не бывают мягкими:

  • [ж] – [ж]ук и даже [ж]елудь;
  • [ш] – [ш]уба и [ш]ило читаются одинаково твердо;
  • [ц] – [ц]арапать и [ц]ирк – то же самое, звук произносится твердо.

Запомните, что в некоторых заимствованных словах и именах «ж» все-таки бывает мягким [ж’]: жюри [ж’]юри, Жюльен [ж’]юльен.

Аналогичным образом есть в русском языке такие согласные, которые никогда не произносятся твердо:

  • [й’] – [й’]огурт;
  • [ч’] – [ч’]ирикать и [ч’]асы – звук одинаково мягкий;
  • [щ’] – [щ’]ека и [щ’]упальца – аналогично: несмотря на то, какая гласная стоит после этого согласного, он все равно произносится мягко.

Иногда в некоторых учебниках мягкость этих звуков не обозначается апострофом при транскрипции – раз уж все и так знают, что твердыми эти звуки в русском языке не бывают. А еще «щ» нередко принято обозначать как [ш’:].

Запомните еще, что согласные «ж», «ш», «ч», «щ» называются шипящими.

План фонетического разбора

  1. Для начала нужно правильно записать слово с точки зрения орфографии.
  2. Затем разделить слово на слоги (помним, что слогов в слове столько, сколько в нем гласных букв), обозначить ударный слог.
  3. Следующим пунктом идет фонетическая транскрипция слова. Не стоит сразу транскрибировать слово – для начала попробуйте произнести его вслух. Если потребуется, проговорите несколько раз – пока не сможете с уверенностью сказать, какие именно звуки надо записать.
  4. Охарактеризуйте по порядку все гласные звуки: обозначьте ударные и безударные.
  5. Охарактеризуйте по порядку все согласные звуки: обозначьте парные и непарные по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
  6. Подсчитайте и запишите, сколько в слове букв и сколько звуков.
  7. Отметьте те случаи, в которых количество звуков не соответствует количеству букв, и объясните их.

В письменном фонетическом разборе звуки записываются сверху вниз в столбик, каждый звук заключается в квадратные скобки – . В конце следует подвести черту и под ней записать количество букв и звуков в слове.

Специальные знаки транскрипции

Теперь о том, как надо правильно обозначать звуки при транскрипции:

  • [ " ] – так обозначатеся ударный гласный в основном ударном слоге (О"сень);
  • [ `] – так обозначается побочный (второстепенный) подударный гласный звук: обычно такой подударный слог расположен в начале слова, встречается в сложных словах и словах с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс-, вице- и другими (`околозЕ"мный);
  • [’] – знак смягчения согласного звука;
  • [Λ] – знак транскрипции для «о» и «а» в следующих случаях: позиция в начале слова, первый предударный слог в позиции после твердого согласного (арка [Λрка], король [кΛрол’]);
  • – более «продвинутый» знак транскрипции для записи йотированных звуков, можно использовать и [й’].
  • [и э ] – нечто среднее между [и] и [э], используется для обозначения гласных «а», «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после мягкого согласного (блесна [бл‘и э сна]);
  • [ы э ] – нечто среднее между [ы] и [э] или [ы] и [а], используется для обозначения гласных «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после твердого согласного (шептать [шы э птат ‘];
  • [ъ] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «е» в позициях после твердого согласного в предударном и заударном слоге (молоко [мълΛко]);
  • [ь] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «я», «е» в позиции после мягкого согласного в безударном слоге (варежка [вар‘ьшка]);
  • [–] – знак, обозначающий отсутствие звука на месте «ъ» и «ь»;
  • [ ‾ ]/[ : ] – знаки транскрипции (можно использовать один или другой по выбору – это не будет ошибкой) для обозначения долготы согласных (бояться [бΛй’ац:ъ]).

Как видите, все очень непросто с транскрипцией букв в звуки. В школьной программе, как правило, эти усложненные и более точные знаки транскрипции не используются или используются мало. Только при углубленном изучении русского языка. Поэтому разрешается вместо «и с призвуком э» и прочих сложных обозначений применять в фонетическом разборе звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] и [й’].

Правила транскрипции

Не забывайте также о следующих правилах транскрипции согласных:

  • озвончение глухих согласных в позиции перед звонкими (сгибать [зг’ибат’], косьба [кΛз’ба]);
  • оглушение звонких согласных в позиции на конце слова (ковчег [кΛфч’эк]);
  • оглушение звонкого согласного в позиции перед глухим, например, звонкого «г», который может превращаться в глухие звуки [к] и [х] (ногти [нокт’и], легкий [л’охк’ий’]);
  • смягчение согласных «н», «с», «з», «т», «д» в позиции перед мягкими согласными (кантик [кан’т’ик]);
  • смягчение «с» и «з» в приставках с-, из-, раз- в позиции перед «ъ» (изъять [из’й’ат’]);
  • нечитаемые согласные «т», «д», «в», «л» в сочетаниях из нескольких согласных букв подряд: при этом сочетание «стн» произносится как [сн], а «здн» – как [зн] (уездный [уй’эзный’]);
  • сочетания букв «сч», «зч», «зщ» читается как [щ’] (счеты [щ’оты]);
  • сочетания «чн», «чт» произносятся [ш] (что [што], конечно [кΛн’эшнъ]);
  • суфиксы инфинитива -ться/-тся транскрибируются [ц] (кусаться [кусац:ъ]);
  • окончания -ого/-его произносятся через звук [в] (твоего [твъй’эво]);
  • в словах с удовенными согласными возможны два варианта трансркрипции: 1) двойные согласные располагаются после ударного слога и образуют удвоенный звук (кАсса [кас:ъ]); 2) двойные согласные располагаются перед ударным слогом и дают обычный согласный звук (миллиОн [м’ил’ион]).

А теперь давайте рассмотрим фонетическую транскрипцию слов на примерах. Для записи будем использовать упрощенную систему транскрипции согласных звуков.

Примеры фонетической транскрипции слов

  1. отъезд
  2. отъ-е"зд (2 слога, ударение падает на 2-ой слог)
  3. [атй’э"ст]
  4. о - [а] – гласный, безударный
    т- [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    ъ – [–]
    е - [й’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (непарный) и [э] - гласный, ударный
    з - [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    д - [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
  5. 6 букв, 6 звуков
  6. Буква «е» после разделительного «ъ» дает два звука: [й"] и [э]; буква «д» в конце слова оглушается в звук [т]; буква «з» оглушается до звука [c] в позиции пред глухим звуком.

Еще один пример:

  1. грамматика
  2. грам-ма"-ти-ка (4 слога, ударение падает на 2-ой слог)
  3. [грам:ат"ика]
  4. г – [г] – согласный, звонкий (парный), твердый (твердый)
    р – [р] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    мм – [м:] – удвоенный звук, согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный, ударный
    т – [т’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
    к – [к] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный, безударный
  5. 10 букв, 9 звуков
  6. Сдвоенные согласные «мм» дают удвоенный звук [м:]

И последний:

  1. становились
  2. ста-но-ви"-лись (4 слога, ударение падает на 3-ий слог)
  3. [станав’и"л’ис’]
  4. с – [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    т – [т] – согл.асный, глухой (парный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный,безударный
    н – [н] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    о – [а] – гласный, безударный
    в – [в’] – согласный, звонкий (парный), мягкий (парный)
    и – [и] – гласный, ударный
    л – [л’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный)
    и – [и] – гласный, безударный
    с – [с’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
    ь – [–]
  5. 11 букв, 10 звуков
  6. Буква «о» в безударной позиции дает звук [а]; буква «ь» не обозначает звука и служит для смягчения предшествующего ей согласного.

Вместо послесловия

Ну как, помогла ли вам эта статья разобраться с фонетическим разбором слов? Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово – на этом пути скрыто много подводных камней. Но мы постарались облегчить вам задачу и максимально подробно объяснить все скользкие моменты. Теперь такое задание в школе не будет вам казаться очень сложным. Не забудьте научить одноклассников и показать им наши полезные инструкции.

Используйет эту статью при подготовке к урокам и сдаче ГИА и ЕГЭ. И обязательно расскажите нам в комментариях, какие примеры фонетических разборов слов вам задают в школе.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Русский язык сложен не только для изучающих его иностранцев, зачастую и носители сталкиваются с определенными трудностями. Кажется, что сложного в обычном фонетическом разборе, ведь все мы учились в школе, где эта тема была преподнесена весьма доступно. Но когда пытаемся помочь отпрыскам с домашним заданием по русскому языку, сталкиваемся с рядом трудностей. Начинаем звонить друзьям, знакомым, учителям, но можно поступить намного проще и не искать информацию в школьных учебниках и всевозможных шпаргалках на бумажных носителях.

Здесь на помощь придет фонетический разбор слова онлайн бесплатно. Очень удобная система алфавитного поиска позволяет сразу же найти слово, вызвавшее затруднение при разборе.

Словарь полного фонетического разбора представляет анализ слов, который на каждой странице сделан в соответствие со всеми необходимыми требованиями. То есть последовательно выполнены все шаги, которые предполагает разбор слова онлайн.

Во-первых, дана запись слова в соответствие с орфографическими нормами. Затем определен ударный звук, что, кстати, позволяет использовать данный фонетический словарь при неуверенности в орфоэпических характеристиках. То есть если у вас есть сомнения в верной постановке ударения, развейте их, зайдя на страницу, посвященную сложному для вас слову.

Немаловажным является и деление слова на слоги. Если вы не знаете, как правильно перенести слово, используйте звукобуквенный анализ слова онлайн, где есть все необходимые сведения. Зайдя на сайт, найдите искомую страницу и проверьте – правильно ли был вами сделан слогораздел.

Фонетическая транскрипция слова пригодится и школьникам, но в большей степени студентам, углубленно изучающим современный русский язык и пытающимся постичь его фонетические и орфоэпические нормы.

И непосредственно звуковой анализ слова онлайн заключается в последовательной характеристике всех звуков в слове. Каждый из них записывается с новой строчки, определяется гласный он или согласный, а после этого рядом подробно описываются его свойства с точки зрения глухости/звонкости, твердости/мягкости. Для гласных звуков выделяются ударная или безударная позиции. Причем если слог в слове один, запись об ударности звука опускается, так как это очевидно. После того, как дана характеристика каждого из звуков, составляющих слово, подсчитывается и записывается количество букв и звуков.

Кроме того, в конце каждой статьи словаря дается ряд ссылок, направляющих посетителей в другие словари для ознакомления со статьями, касающимися данного слова.

Большое спасибо за этот ресурс. Нужное слово легко и быстро находится. Удобно, что есть ссылки не на один, а сразу на несколько словарей. По роду своей деятельности постоянно вынуждена доставать с полки старый фонетический и долго перелистывать его в поисках нужного слова. А так как словарь еще и советского издания, то помогает он мне далеко не со всеми словами. С вашей помощью освободила кучу места на столе, работать стало проще, спасибо. Елена Александровна

Когда я еще училась в школе интернет еще не был в каждом доме, как сейчас, поэтому моей маме часами приходилось проверять мои уроки, вникать во все задания и заново учиться. Теперь можно воспользоваться услугами фонетического разбора слова онлайн, это значительно сократит время на проверку домашнего задания моего ребенка и поможет выполнить ему работу безупречно! Здесь можно найти огромный перечень слов, и кроме фонетического разбора слова онлайн, Вам предложат еще , да еще и не один, где можно посмотреть значение слова. Наталья

Очень полезный ресурс. Сейчас сынишка пошел в школу, и мы все время обращаемся к этому сайту. Это очень удобно: можно сделать фонетический разбор слова онлайн бесплатно. И не надо занимать рабочее место сына кипой книг и словарей. Недавно разбирали слово - без вашего словаря не справились. А главное, сайт прост в работе - справляется даже ребенок. Теперь домашнюю работу по русскому делаем быстро и без звонков другим родителям с просьбой о помощи. Алена Сафронова

Раньше как-то не задумывалась над полезностью фонетического словаря. Ну и так же произносим слова, зачем так внимание на правильности произношения, это же наш родной язык, как мы можем произносить по другому. А вот когда столкнулась с иностранцами, особенно с американцами, тогда то и поняла для кого наш русский язык очень сложен! И вот для них фонетический словарь русского языка просто настольная книга! Наталья

Раньше возникало много сложностей при решении вопросов относительно правил написания слов, приходилось перечитывать много литературы, сейчас на данном сайте можно узнать о лексическом, морфологическом и фонетическом составе слов онлайн, а так же даны ссылки на иные словарики, что очень удобно и позволяет экономить время. Интересовала транскрипция слов онлайн, здесь мы нашли ответы на все наши вопросы и почерпнули много нового о требуемом слове: транскрипцию, ударение, разбитие на слоги, что необходимо для правильного переноса слова, а так же было интересно почитать о происхождении слова в толковом словарике. Светлана

В нашем доме, как и во многих других, уже давно нет толстых словарей на полках. Поэтому при выполнении заданий по русскому языку приходилось звонить родителям, чтобы уточнить возникающие вопросы по разбору слова. Каково же было наше удивление, когда дочка стала делать уроки сама, используя фонетический разбор онлайн для проверки правильности выполненной домашней работы! Очень удобно, теперь наша бабушка спрашивает у внучек, как правильно пишется, произносится слово или ставится ударение.А для меня лично стала очень полезной информация о транскрипции слов и ударениях оказалось, что многие слова мы произносим неправильно. Оказалось, что сайт полезен не только школьникам, но и их родителям! СуперСвета

Раньше возникало много сложностей при решении вопросов относительно правил написания слов, приходилось перечитывать много литературы, сейчас на данном сайте можно узнать о лексическом, морфологическом и , а так же даны ссылки на иные словарики, что очень удобно и позволяет экономить время. Интересовала транскрипция слов онлайн, здесь мы нашли ответы на все наши вопросы и почерпнули много нового о требуемом слове: транскрипцию, ударение, разбитие на слоги, что необходимо для правильного переноса слова, а так же было интересно почитать о происхождении слова в толковом словарике. айк2000

Фонетический словарь онлайн сейчас наш помощник в семье и маме, и сыну. Когда я училась в школе, то мы все слова искали в фонетических словарях в библиотеке, словарей было не много и мы по очереди брали их на перемены. А сегодня очень часто пользуемся фонетическим словарем онлайн для подготовки домашнего задания сыну, он во втором классе и для себя. Я учусь в пед университете. А эти словари экономят уйму времени на проверку разбора слов. И удобно, что есть ссылки сразу на другие словари и выложено все по теме без лишней информации. Ведь часто как зададут что-то заковыристое, вот и проверяю себя, не хочется выглядеть глупо, сдавая работы с ошибками. Спасибо за доступную информацию. Tatjana

А мы уже давно пользуемся вашим ресурсом всей семьей. Для старшего сына при выполнении домашних заданий приходится частенько заглядывать и уточнять то написание, то ударение, то произношение в стихах. Вот, например, в понедельник и использовали ваш . А в разговорной ежедневной речи такие слова не произносишь или на автомате, и не задумываешься - как правильно. И действительно, на сколько быстро осуществлять поиск по словарях онлайн, а не бегать и заказывать словари книжные, а потом еще и долго листать. А в этом году вот и папа на заочное отделение поступил. А там и младшему скоро в школу. Так что мы с Вами подружились на долго.

Татьяна85

Интересно знать, на основе какого словаря сделан Ваш он-лайн словарь полного фонетического разбора. У Вас слово привезти разбирается как [бр"ив"ист"и] и все аналогичные слова!. Но по правилам русской орфоэпии глухие согласные озвончаются перед звонкими кроме [р, л, н, м, в], соответственно в транскрипции не должно быть б. Если для специалиста филолога Ваш разбор - пища для размышлений и повод заглянуть в учебник фонетики, то для школьника - это катастрофа. Евгения

Почему так важен анализ звуков, слогов, структур, ? Почему без этого тяжело изучить любой а русский - еще и довольно сложный язык? Потому что иначе не познать сам способ прочтения букв. Из сотен звуков нужно выбрать фонетически верные. Сформировать у человека правильный тандем: устная - письменная речь главнейшая задача школьного курса фонетики. В первую очередь нужно привить навык разграничения звуков с буквами. Это непросто! Несоответствие в словах русского языка соотношения: звук - буква бывает весьма существенным. Этот ресурс, с удобным, наглядным интерфейсом выполняет фонетический разбор слов весьма доступно и грамотно. Для облегчения поиска слова здесь весьма уместно, в верхнем поле, в один ряд, размещены буквы-кнопки. Это делает комфортабельным выбор слова.

Ольга малявская

Сочетание задач орфоэпического, фонетического и словаря ударений - три, так сказать, в одном - несколько нетипично, хотя и, несомненно, не лишено практичных удобств для пользователей. И все же вызывает немало вопросов, поскольку каждый из трех перечисленных типов лексиконов исполняет четко возложенные на него задачи, не претендуя на всеобъемлемость. Самая спорная из функций он-лайн словаря - транскрипция. Почему? Здесь немало языковедческих школ, отстаивающих свою позицию. До сих пор ведутся нескончаемые споры: московское или петербургское произношение следует признать нормативным, а отсюда, вероятно, вытекает необходимость предложить пользователям оба варианта с указанием источников. В целом же, конечно, данный словарь - неплохое подспорье. Евгений

В начально-школьном обучении много сил тратится на изучение звуков и букв. В учебниках, конечно, даются основы фонетико-графического анализа. На этом базовом уровне и основываются все уроки. Однако, результаты исследования проводимого обучения несколько печальны. Главная причина этого путаница звуков и букв, произношения и графики, письма и устной речи. Нередко, подсчитывая звуки дети, думая о буквах, называют именно их число. И происходит нарушение развития культуры языка. Формируются ошибочные навыки, которые впоследствии уже некому исправить. Поэтому фонетический разбор слова онлайн может быть полезен для совершенствования знаний, анализа ошибок, развития речевого опыта. К сожалению, встречаются молодые учителя, допускающие неточности и подменивающие понятия орфоэпии. Не потому, что они не знают, а потому что русский язык сложнейший. И багаж, который им дал ВУЗ, требует огромного усиления и выработки чутья. Виктор Седов

Хочется от души поблагодарить создателей данного сайта, в настоящее время в интернете огромное количество словарей, несущих в себе недостоверную информацию. А тут все, что необходимо любому школьнику собрано в одном месте. Можно сделать фонетический разбор слова онлайн бесплатно, найти однокоренные слова, афоризмы, почитать словари Даля и Ожегова. Думаю уже многих вы смогли выручить в трудной ситуации. Я как мама, могу сказать, что большинство правил русского языка изучаемых в школе, я не помню, а уроки у дочки проверять приходится, тут вы и выручаете. На сайте все последовательно и понятно, не требуется по 20 минут изучать словари, это в целом экономит и мое время, и время ребенка. Большое вам спасибо!

Анастасия

Уважаемые создатели сайта.Обратите, пожалуйста, внимание на раздел с фонетическим разбором слов. Разбор слова "Ключ", как [глуч] и слова "Вьюга", как [фйуга], вызвали, мягко говоря, недоумение. Кто скажите мне произносит слово "ключ" через букву "г"? и слово "вьюга" через "ф"? Такое ощущение, что у человека, делавшего разбор этих слов, логопедические проблемы. Пожалуйста, контролируйте такие вещи, ведь ваш сайт используют школьники, которые делают ошибки, благодаря вам, вместо того, чтобы научиться чему-то. Спасибо. Светлана

Спасибо за очень полезный и удобный ресурс. Использую его при затруднениях в переносе слов и морфемной разборе слов. Но есть проблема. Постоянно дискутируем с коллегами по поводу переносов. Хотим познакомиться с правилами современного переноса слов, на которые опирается ваш ресурс. Где их найти?

Людмила

меньше пишите больше показывайте. данек епт

Спасибо за этот сайт. Давно уже пользуюсь.Он становится все лучше и лучше. Без него бы не справлялась. Помогает улучшать знания русского языка! Особенно хорошо я пользуюсь фонетическим разбором и однокоренные слова часто ищу. Очень помогает. Спасибо. Юлия Добрая

Владимир

фонетический разбор слова онлайн это незаменимый помощник для нашей школьницы, мы разбирали слова всегда самостоятельно, но не всегда это было правильно, теперь благодаря сайту мы может проверить фонетический разбор слова онлайн бесплатно1, мы делаем разбор слова самостоятельно, потом проверяем на сайте, и делаем работу над ошибками, сейчас моя дочь приносит одни пятерки по русскому языку и все благодаря Вашему сайту. Владимир

Мне больше все нравится работать на Вашем сайте, столько много сейчас нового в русском языке и все вопросы на Вашем сайте. Мне помогает звуко буквенный разбор слова для занятий с моим ребенком. Это очень просто и легко сделать, все рассмотрено многогранно и легко запоминается. Такая большая помощь для нас детей и родителей в изучении русского языка. Мои знакомые тоже уже по моей рекомендации пользуются этим словарем. Оксана Соколова

Фонетический анализ включает перечень изучаемых вопросов. Один из них разделение на слоги. На этом сервисе проводится только слогоделение с целью переноса. Но фонетика первоочередным подразумевает, учитывая суть проводимой работы, все-таки анализ фонетических компонентов. Слоги как единицы фонетики нередко отличны от слогов для переноса, и это нужно указывать. Например, Авиа: фонетические слоги а-ви-а, при этом перенос слова исключен. Ирина Леонидовна

Звуки обладают множеством качеств, среди них - парность. Эта характеристика имеет отношение к их твердости или мягкости. Она может определяться также к глухости (звонкости). Фонетический разбор слова направлен на четкое обозначение звуковых качественных свойств. На этом сервисе не конкретизируется тип парности-непарности. Но такой анализ обязателен, учитывая вероятность обладания звуком парностью по мягкости, не имея парного к себе глухого или звонкого. Ирина Леонидовна

Учась в гимназии, не понимала, почему учительница все время делала акцент на то, что русский язык является очень сложным при изучении и в разговоре. Тем более, что им владеет так много людей на постсоветском пространстве. Потом в университете столкнулась со студентами из Африки, которых спасал разбор слова по звукам и буквам онлайн. Для них это просто находка и нет необходимости брать из библиотеки ценный, бумажный и толстенный словарь, оставляя в залог студенческий. СловарьОнлайн

Вот уж действительно, домашние задания без контроля зря потраченное время. Проверяю дочкины уроки, дошли и до русского языка. На повестке дня фонетический разбор. Смотрю, половину неправильно сделала. Указываю на ошибки. Доченька утверждает, что им так учительница поясняла. Начинаем разбираться и спорить. И вот здесь ваш сервис приходит на помощь. Запускаю фонетический разбор нужного слова и наглядно показываю дочке, где допущены ошибки. Кстати, на поверку временами оказывается, что и я могу ошибаться. А напоследок закрепляем материал, перечитывая правила. Дарья Бильчик

Работа с фонетикой начинается еще на подготовительных занятиях с дошкольниками. Не зная букв, дети уже учатся анализировать их звуковое качество, рисуют соответствующие схемы слов. Фонетический анализ разноплановый, включает множество изучаемых вопросов. При этом он неоднозначен: допускает иногда вариативность постановки ударения, произношения слов зависимо от литературного, разговорного стиля или диалекта. Ирина Леонидовна

Нелогичность, по словам иностранцев, русского языка требует напряженного внимания, горячего желания его выучить. Если такое желание рождается, то комфортно пользоваться сервисом фонетический разбор онлайн. Вместо того, чтоб загромождать стол словарями, просто открыть сайт для уточнения транскрипции, произношения. Внизу каждой страницы дотошные пользователи оставляют свои дополнения к разбору. Это ценно и полезно. СловарьОнлайн

Школьники неоднократно испытывают сложности, выполняя домашние задания. Этим сервисом удобно пользоваться как справочником. К словарю Фонетический разбор слова онлайн полезно обращаться для уточнения вопроса. Зная, что автоматический сервис может содержать ошибки, нужно внимательно изучать спорные вопросы. Моменты, которые вызывают в словаре сомнения, стимулируют к тому, чтобы вернуться к правилам фонетики. Кузнецова Ирина

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о

Вы знаете, почему русский язык так тяжело учить иностранцам? Особенно тем, чьи языки совсем не похожи на русский? Одна из причин в том, что про наш язык никак не скажешь, что слова можно записывать так, как они слышатся. Мы говорим «мАлАкО», но ведь помним, что записать слово надо через 3 буквы О: «мОлОкО».

Это самый простой и очевидный пример. И о том, как выглядит транскрипция (то есть графическая запись звуков) самых привычных для нас слов никто, как правило, не задумывается. Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах и даже университетах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.

Не всем оно дается легко, но мы поможем вам разобраться и успешно справляться с ним на уроках и при подготовке домашних заданий.

Фонетический разбор слова – задание, нацеленное на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки. Сравнить, сколько в нем букв и сколько звуков. И выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.

Гласные буквы

В алфавите русского языка 10 гласных букв: «а», «о», «у», «э», «ы», «я», «ё», «ю», «е», «и».

Но гласных звуков только 6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные «е», «ё», «ю», «я» состоят из двух звуков: гласный + й. Записываются так: «е» = [й’+э], «ё» = [й’+о], «ю» = [й’+у], «я» = [й’+а]. И называются йотированными.

Запомните, что в транскрипции «е», «ё», «ю», «я» на два звука раскладываются не всегда. А только в следующих случаях:

  1. когда стоят в начале слова: еда [й’эда], ёрш [й’орш], юбка [й’упка], яма [й’ама];
  2. когда стоят после других гласных: моем [мой’эм], моё [май’о], моют [мой’ут], вояка [вай’ака];
  3. когда стоят после «ъ» и «ь»: пьедестал [п’й’эд’эстал], пьёт [п’й’от], пьют [п’й’ут], соловья [салав’й’а].

Если «е», «ё», «ю», «я» стоят в слове после мягких согласных, их можно спутать с [а], [о], [у], [э]: мяч [м’ач’], мёд [м’от], мюсли [м’усл’и], ветка [в’этка]. Они обозначают один звук в позиции после согласных и под ударением.

Не под ударением «е», «ё», «ю», «я» дают звук [и]: ряды [р’иды], лесок [л’исок]. В других случаях буква «я» без ударения может произноситься как [э]: трясина [тр’эс’ина].

Еще интересное про отношения «ь» и гласных: если после мягкого знака в слове стоит буква «и», она произносится как два звука: ручьи [руч’й’и].

Зато после согласных «ж», «ш» и «ц» буква «и» дает звук [ы]: камыши [камышы].

Гласные «а», «о», «у», «э», «ы» обозначают твердость согласных звуков. Гласные «е», «ё», «ю», «я», «и» обозначают мягкость согласных звуков.

Кстати, во многих словах с гласной «ё» на нее всегда падает ударение. Но это правило не работает для заимствованных (амёбиа́з) и сложных слов (таких, как трёхъя́дерный).

Согласные буквы

В русском языке 21 согласная буква. А звуков эти буквы образуют аж 36! Как это возможно? Давайте разбираться.

Так, среди согласных 6 пар по звонкости глухости:

  1. [б] - [п]: [б]а[б]ушка – [п]а[п]а;
  2. [в] - [ф]: [в]ода – [ф]анера;
  3. [г] - [к]: [г]олос – [к]орова;
  4. [д] - [т]: [д’]ятел – [т]уча;
  5. [ж] - [ш]: [ж’]изнь – [ш]уба;
  6. [з] - [с]: [з’]има – о[с’]ень.

Это интересно, потому что парные звуки обозначаются разными буквами. Такие пары есть не во всех языках. А в некоторых, например, корейском, парные глухие и звонкие звуки обозначаются одной и той же буквой. Т.е. одна и та же буква читается как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.

А еще существует 15 пар по твердости-мягкости:

  1. [б] - [б’]: [б]а[б]очка – [б’]елка;
  2. [в] - [в’]: [в]ата – [в’]илка;
  3. [г] - [г’]: [г]амак – [г’]идрант;
  4. [д] - [д’]: [д]ож[д’];
  5. [з] - [з’]: [з]олото – [з’]евать;
  6. [к] - [к’]: [к]уст – [к’]исть;
  7. [л] - [л’]: [л]асточка – [л’]истик;
  8. [м] - [м’]: [м]а[м]а – [м’]иска;
  9. [н] - [н’]: [н]ос – [н’]юх;
  10. [п] - [п’]: [п]арча – [п’]и[п’]етка;
  11. [р] - [р’]: [р]ысь – [р’]ис;
  12. [с] - [с’]: [с]обака – [с’]еледка;
  13. [т] - [т’]: [т]апок – [т’]ень;
  14. [ф] - [ф’]: [ф]отоаппарат – [ф’]ехтование;
  15. [х] - [х’]: [х]оккей – [х’]ек.

Как видите, мягкость звуков обеспечивают буква «ь» и мягкие согласные, стоящие после согласных.

Есть в русском языке непарные согласные звуки, которые никогда не бывают глухими:

  • [й’] – [й’]од;
  • [л] – [л]ама;
  • [л’] – [л’]ейка;
  • [м] – [м]орковка;
  • [м’] – [м’]юсли;
  • [н] – [н]осорог;
  • [н’]– [н’]етопырь;
  • [р] – [р]омашка;
  • [р’] – [р’]ебенок.

Чтобы было проще запомнить все звонкие звуки, можете использовать такую фразу: «Мы же не забывали друг друга» .

А также непарные звуки, которые, в свою очередь, никогда не бывают звонкими. Попробуйте прочитать слова из примеров вслух и убедитесь в этом сами:

  • [х] – [х]орек;
  • [х‘] – [х‘]ирург;
  • [ц] – [ц]апля;
  • [ч’] – [ч’]еловек;
  • [щ’] – [щ’]етина.

Запомнить, какие именно звуки остаются глухими в любой ситуации, помогут две фразы: «Степка, хочешь щец?» - «Фи!» и «Фока, хочешь поесть щец?» .

Если вы внимательно прочитали те примеры, что приводились выше, наверняка уже обратили внимание, что некоторые согласные в русском языке никогда не бывают мягкими:

  • [ж] – [ж]ук и даже [ж]елудь;
  • [ш] – [ш]уба и [ш]ило читаются одинаково твердо;
  • [ц] – [ц]арапать и [ц]ирк – то же самое, звук произносится твердо.

Запомните, что в некоторых заимствованных словах и именах «ж» все-таки бывает мягким [ж’]: жюри [ж’]юри, Жюльен [ж’]юльен.

Аналогичным образом есть в русском языке такие согласные, которые никогда не произносятся твердо:

  • [й’] – [й’]огурт;
  • [ч’] – [ч’]ирикать и [ч’]асы – звук одинаково мягкий;
  • [щ’] – [щ’]ека и [щ’]упальца – аналогично: несмотря на то, какая гласная стоит после этого согласного, он все равно произносится мягко.

Иногда в некоторых учебниках мягкость этих звуков не обозначается апострофом при транскрипции – раз уж все и так знают, что твердыми эти звуки в русском языке не бывают. А еще «щ» нередко принято обозначать как [ш’:].

Запомните еще, что согласные «ж», «ш», «ч», «щ» называются шипящими.

План фонетического разбора

  1. Для начала нужно правильно записать слово с точки зрения орфографии.
  2. Затем разделить слово на слоги (помним, что слогов в слове столько, сколько в нем гласных букв), обозначить ударный слог.
  3. Следующим пунктом идет фонетическая транскрипция слова. Не стоит сразу транскрибировать слово – для начала попробуйте произнести его вслух. Если потребуется, проговорите несколько раз – пока не сможете с уверенностью сказать, какие именно звуки надо записать.
  4. Охарактеризуйте по порядку все гласные звуки: обозначьте ударные и безударные.
  5. Охарактеризуйте по порядку все согласные звуки: обозначьте парные и непарные по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
  6. Подсчитайте и запишите, сколько в слове букв и сколько звуков.
  7. Отметьте те случаи, в которых количество звуков не соответствует количеству букв, и объясните их.

В письменном фонетическом разборе звуки записываются сверху вниз в столбик, каждый звук заключается в квадратные скобки – . В конце следует подвести черту и под ней записать количество букв и звуков в слове.

Специальные знаки транскрипции

Теперь о том, как надо правильно обозначать звуки при транскрипции:

  • [ " ] – так обозначатеся ударный гласный в основном ударном слоге (О"сень);
  • [ `] – так обозначается побочный (второстепенный) подударный гласный звук: обычно такой подударный слог расположен в начале слова, встречается в сложных словах и словах с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс-, вице- и другими (`околозЕ"мный);
  • [’] – знак смягчения согласного звука;
  • [Λ] – знак транскрипции для «о» и «а» в следующих случаях: позиция в начале слова, первый предударный слог в позиции после твердого согласного (арка [Λрка], король [кΛрол’]);
  • – более «продвинутый» знак транскрипции для записи йотированных звуков, можно использовать и [й’].
  • [и э ] – нечто среднее между [и] и [э], используется для обозначения гласных «а», «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после мягкого согласного (блесна [бл‘и э сна]);
  • [ы э ] – нечто среднее между [ы] и [э] или [ы] и [а], используется для обозначения гласных «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после твердого согласного (шептать [шы э птат ‘];
  • [ъ] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «е» в позициях после твердого согласного в предударном и заударном слоге (молоко [мълΛко]);
  • [ь] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «я», «е» в позиции после мягкого согласного в безударном слоге (варежка [вар‘ьшка]);
  • [–] – знак, обозначающий отсутствие звука на месте «ъ» и «ь»;
  • [ ‾ ]/[ : ] – знаки транскрипции (можно использовать один или другой по выбору – это не будет ошибкой) для обозначения долготы согласных (бояться [бΛй’ац:ъ]).

Как видите, все очень непросто с транскрипцией букв в звуки. В школьной программе, как правило, эти усложненные и более точные знаки транскрипции не используются или используются мало. Только при углубленном изучении русского языка. Поэтому разрешается вместо «и с призвуком э» и прочих сложных обозначений применять в фонетическом разборе звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] и [й’].

Правила транскрипции

Не забывайте также о следующих правилах транскрипции согласных:

  • озвончение глухих согласных в позиции перед звонкими (сгибать [зг’ибат’], косьба [кΛз’ба]);
  • оглушение звонких согласных в позиции на конце слова (ковчег [кΛфч’эк]);
  • оглушение звонкого согласного в позиции перед глухим, например, звонкого «г», который может превращаться в глухие звуки [к] и [х] (ногти [нокт’и], легкий [л’охк’ий’]);
  • смягчение согласных «н», «с», «з», «т», «д» в позиции перед мягкими согласными (кантик [кан’т’ик]);
  • смягчение «с» и «з» в приставках с-, из-, раз- в позиции перед «ъ» (изъять [из’й’ат’]);
  • нечитаемые согласные «т», «д», «в», «л» в сочетаниях из нескольких согласных букв подряд: при этом сочетание «стн» произносится как [сн], а «здн» – как [зн] (уездный [уй’эзный’]);
  • сочетания букв «сч», «зч», «зщ» читается как [щ’] (счеты [щ’оты]);
  • сочетания «чн», «чт» произносятся [ш] (что [што], конечно [кΛн’эшнъ]);
  • суфиксы инфинитива -ться/-тся транскрибируются [ц] (кусаться [кусац:ъ]);
  • окончания -ого/-его произносятся через звук [в] (твоего [твъй’эво]);
  • в словах с удовенными согласными возможны два варианта трансркрипции: 1) двойные согласные располагаются после ударного слога и образуют удвоенный звук (кАсса [кас:ъ]); 2) двойные согласные располагаются перед ударным слогом и дают обычный согласный звук (миллиОн [м’ил’ион]).

А теперь давайте рассмотрим фонетическую транскрипцию слов на примерах. Для записи будем использовать упрощенную систему транскрипции согласных звуков.

Примеры фонетической транскрипции слов

  1. отъезд
  2. отъ-е"зд (2 слога, ударение падает на 2-ой слог)
  3. [атй’э"ст]
  4. о - [а] – гласный, безударный
    т- [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    ъ – [–]
    е - [й’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (непарный) и [э] - гласный, ударный
    з - [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    д - [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
  5. 6 букв, 6 звуков
  6. Буква «е» после разделительного «ъ» дает два звука: [й"] и [э]; буква «д» в конце слова оглушается в звук [т]; буква «з» оглушается до звука [c] в позиции пред глухим звуком.

Еще один пример:

  1. грамматика
  2. грам-ма"-ти-ка (4 слога, ударение падает на 2-ой слог)
  3. [грам:ат"ика]
  4. г – [г] – согласный, звонкий (парный), твердый (твердый)
    р – [р] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    мм – [м:] – удвоенный звук, согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный, ударный
    т – [т’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
    к – [к] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный, безударный
  5. 10 букв, 9 звуков
  6. Сдвоенные согласные «мм» дают удвоенный звук [м:]

И последний:

  1. становились
  2. ста-но-ви"-лись (4 слога, ударение падает на 3-ий слог)
  3. [станав’и"л’ис’]
  4. с – [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    т – [т] – согл.асный, глухой (парный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный,безударный
    н – [н] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    о – [а] – гласный, безударный
    в – [в’] – согласный, звонкий (парный), мягкий (парный)
    и – [и] – гласный, ударный
    л – [л’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный)
    и – [и] – гласный, безударный
    с – [с’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
    ь – [–]
  5. 11 букв, 10 звуков
  6. Буква «о» в безударной позиции дает звук [а]; буква «ь» не обозначает звука и служит для смягчения предшествующего ей согласного.

Вместо послесловия

Ну как, помогла ли вам эта статья разобраться с фонетическим разбором слов? Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово – на этом пути скрыто много подводных камней. Но мы постарались облегчить вам задачу и максимально подробно объяснить все скользкие моменты. Теперь такое задание в школе не будет вам казаться очень сложным. Не забудьте научить одноклассников и показать им наши полезные инструкции.

Используйет эту статью при подготовке к урокам и сдаче ГИА и ЕГЭ. И обязательно расскажите нам в комментариях, какие примеры фонетических разборов слов вам задают в школе.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Поделиться: