Роскошный дворец юсуповых на мойке. Юсуповский дворец на мойке Юсуповский дворец в двадцатом веке

На тихой набережной реки Мойки, между Почтамтским и Поцелуевым мостом стоит дворец. Этот дворец - один из первых, один из самых красивых и один из тех дворцов, что хранят зловещую историю. Принадлежал он Юсуповым - богатому, древнему и необычному княжескому роду, сыгравшему серьёзную роль в истории нашей страны.

«Парашин дворец» и резиденция Шувалова

Место, где сейчас находится дворец, использовалось с самых первых лет Санкт-Петербурга. Здесь стоял деревянный дворец Прасковьи Ивановны, племянницы Петра Великого, не слишком выдающейся особы, благодаря которой резиденция получила неприглядное прозвище «Парашин дворец». В 1726-м году царевна попрощалась с дворцом и подарила его Семёновскому полку, уже тогда бывалому и заслужившему немалую славу. Не совсем понятно, как здание использовали военные, но до 1742-го года оно находилось в их распоряжении, после чего дворец приобрёл граф П.И. Шувалов - тогдашний глава правительства и человек огромного влияния.


План усадьбы Шувалова

В конце XVIII века здание ещё не выглядело так же внушительно, как сейчас. Это был двухэтажный особняк, хороший для того времени, но слишком величественный. При Шувалове дворец перестроили, но кто руководил строительством ныне неизвестно. Затем в 1760-м году над дворцом поработал знаменитый Валлен-Деламот, который, помимо всего прочего, возвёл шестиколонный портик и надстроил ещё один этаж. Особняк жил пышной жизнью: тут устраивали балы и маскарады, собирались знатные люди со всего города, и даже праздновалось рождение будущего императора Павла I. Но это продолжалось недолго: в 1762-м граф Шувалов умер, а его наследник продал дворец императрице.

Столько же, сколько Илья Муромец лежал на печи, столько и пустовал дворец после возвращения к монархам - тридцать лет и три года. Наконец, судьба его изменилась: Екатерина II подарила дворец одной из своих статс-дам, которая не проводила в нём много времени, а затем, в 1830-м, здание купил Борис Николаевич Юсупов. С тех пор он стал одной из резиденций этого знатного рода и стал зваться Юсуповским дворцом.

Путь к великолепию

Юсуповы были богаты. Они были богаты баснословно, несметно, разносторонне и давно. Григорий Юсупов, основатель рода, служил при Петре I и прошёл две войны, дослужившись до звания генерала. Его сын Борис побывал губернатором обеих столиц, тайным советником при императоре и, кроме этого, владел крупнейшей в России суконной фабрикой. Николай, сын последнего, стал дипломатом и, как и его предок, был тайным советником. Помимо этого он побывал на посту директора Эрмитажа, министра Департамента уделов, члена государственного совета, и, в то же время, возглавлял ряд крупных заводов. К тому же, он был меценатом и коллекционером, владел выдающимися картинами кисти Лорена, Рембрандта и Буше. Огромное состояние, накопленное Юсуповыми, не разделялось - по необычной закономерности у каждого князя всегда доживал до зрелости только один сын, которому и переходило наследство.


Борис Николаевич Юсупов

И вот Борис Николаевич Юсупов покупает дворец на Мойке. Это была капля в море - у Юсуповых тогда было 57 дворцов по всей России. С обретением нового хозяина особняк, привыкший пустовать, стал превращаться в обитель невероятной роскоши. Он перестраивается архитектором А.А. Михайловым, который создал из трёхэтажного дома усадьбу-ансамбль. Отделкой помещений занимаются пять именитых декораторов. Во дворец начинают стекаться предметы роскоши из Италии, Франции и Архангельска, где располагалась старая резиденция Юсуповых. У входа вырастают тосканские колонны, появляется домашний театр и дворцовый музей. Великолепный и властный ампир овладевает дворцом.


Красная гостиная

При Николае Борисовиче Юсупове-младшем дворец стал ещё роскошнее. Изюминкой резиденции стали интерьеры залов, каждый из которых выдержан в своей особой тематике, отражённой в названиях: Синяя и Красная гостиные, Турецкий кабинет, Танцевальный зал, Мавританская гостиная.


Мавританская гостиная

Жил Николай Борисович-младший вполне в духе своих предков: собирал произведения искусства и драгоценности, среди которых были вазы из горного хрусталя, наполненные драгоценными камнями, искусно сделанные табакерки, музыкальные инструменты со всего мира, а главной гордостью коллекции была огромная жемчужина «Пелегрина» - фамильная драгоценность рода.


«Пелегрина»

Нужно отдать князьям должное: они были не только стяжателями, но и благотворителями и меценатами. Николай Борисович жертвовал деньги на нужды армии и библиотек, а его отец очень заботился о крестьянах и во времена голода кормил на свои средства до 70 000 человек, а также жертвовал огромные суммы городским богадельням.


Турецкий кабинет

Убийство Раскольникова

Николай Борисович стал последним настоящим Юсуповым по мужской линии. Его сын не дожил до зрелого возраста, дочь Зинаида вышла замуж, и фамилия Юсуповых перешла другой семье. Новым князем стал Феликс Юсупов, которому было суждено сыграть в жизни дворца роковую роль.


Феликс Юсупов с невестой

Молодой князь увлекался актёрским мастерством, чему, скорее всего, поспособствовало наличие во дворце театра, вмещавшего 180 зрителей. Юсуповский театр действует и до сих пор. На его сцене в разное время выступали такие выдающиеся деятели искусства как М. Глинка, А. Даргомыжский, Ф. Шаляпин, Ф. Шопен и Ф. Лист. Но эпоха славы и роскоши подходила к концу: началась Первая мировая война, близились смутные времена, и Феликс Юсупов предпринял действие, которое до сих пор обсуждают и пытаются оценить историки.

17 декабря 1916 года князь Юсупов вместе с В.М. Пуришкевичем, великим князем Дмитрием Павловичем и сотрудником британской разведки О. Райнером убил Григория Распутина, «царского друга» Николая II. Убийство произошло во дворце Юсупова, где сейчас установлены восковые фигуры, иллюстрирующие произошедшее. Всем известны таинственные обстоятельства этого убийства, а последствия его обсуждаются до сих пор. Для самого Феликса они были вполне однозначными: он был выслан из столицы, а затем уехал в Лондон.

В советское время дворец стал музеем дворянского быта, затем - дворцом культуры работников просвещения. После Великой Отечественной войны дворец опять стал музеем, и с тех пор служит петербуржцам напоминанием о былом богатстве угасшего рода князей, которые любили роскошь, искусство и свою страну так сильно, что шли ради неё на всё.

Князь Юсупов угостил сибирского крестьянина Григория Распутина вином и пирожками с цианистым калием, но что-то пошло не так и цианид не подействовал, хотя доктор заправил дозу, способную умертвить пятерых человек. Да и яда никакого в желудке Распутина следствие вроде бы не обнаружило. После неудавшегося отравления Распутина убили огнестрельными выстрелами, затем мертвого утопили в реке.

Юсуповский дворец на Мойке. Историко-документальная экспозиция «Убийство Григория Распутина». Комната заговорщиков. Восковые фигуры участников заговора против Григория Распутина, справа налево: поручик Сухотин, великий князь Дмитрий Павлович, депутат государственной думы Пуришкевич. via

Распутина лишили жизни за два с половиной месяца до отречения Николая II, в ночь на 17(30) декабря 1916 года в Петрограде в Юсуповском дворце на Мойке на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова. Главными заговорщиками были Феликс Феликсович Юсупов (1887-1967), депутат Государственной Думы Владимир Митрофанович Пуришкевич (1870-1920) и кузен российского императора великий князь Дмитрий Павлович (1891-1942).


2.


Восковые фигуры Феликса Юсупова и Григория Распутина. Юсуповский дворец на Мойке. Гарсоньерка Феликса. via

По версии создателей фильма "BBC: Кто убил Распутина? /BBC: Who Killed Rasputin?, 2004/2005" Григорий Распутин был убит при активном участии британской разведслужбы, использовавшей в своих целях зревший в России заговор против сверхвлиятельного целителя. Причина: Великобритания опасалась, что Распутин через императрицу убедит Николая II заключить сепаратный мир с Германией. Ясное дело, что не только англичане находят английский след в этой истории.

Как бы то ни было, ликвидация Распутина происходила в уникальном дворцово-усадебном комплексе, создававшемся с петровской эпохи и до начала 20 века. С 1830 по 1917 г. владельцами дворца и усадьбы были пять поколений князей Юсуповых. О московском Юсуповском дворце рассказывалось ранее, теперь - о доме князей в столице Российской империи.

О Дворце Юсуповых в Санкт-Петербурге на Мойке - статья из журнала AD Russia :

У Юсуповского дворца странная репутация - известен он прежде всего тем, что здесь убили Григория Распутина. Убийц было четверо, и в своем преступлении они видели историческую миссию - отмыть репутацию императорской семьи, защитить трон, спасти Отечество.

4.

Парадная лестница Юсуповского дворца. В 1830-е годы над ней работал архитектор Андрей Михайлов, а в период с 1858 по 1860 год - Ипполит Монигетти.

Застрелив Распутина, депутат Государственной думы Владимир Пуришкевич с револьвером в руке подошел к ближайшему городовому и торжественно объявил о случившемся. Городовой пугливо покосился и побежал доносить. Наутро начались не памятники, венки и депутации благодарных граждан, а мутная процедура полицейского дознания.

5.

В нише - мраморная скульптура “Вакх”, конец XVIII века, Италия.

Можно было бы сказать, что всем четверым эта история сломала жизнь, если бы через год не рухнула вся эта жизнь в целом. В каком-то смысле им даже повезло. Опальный Феликс Юсупов очутился на юге России задолго до того, как туда хлынули толпы беженцев, гражданская война, голод, вши и тиф. А ссыльный великий князь Дмитрий Павлович навсегда уехал за границу пассажиром вагона класса люкс.

6.


Гобеленовая гостиная была оформлена швейцарским архитектором Бернаром Симоном в 1840-е годы.

И все же памятник от спасенных соотечественников они получили - в 1917 году благодарные граждане дворец не сожгли, не снесли и даже почти не разграбили. Уже в 1919 году сюда была протоптана народная тропа экскурсий. Дворец же в целом передали под культурные нужды работникам просвещения (а ведь могли запустить сюда пионеров, как в Аничков, или советских отдыхающих, как в Ливадийский и Каменноостровский).

7.


Спальня княгини создавалась в три этапа. В 1830-е годы здесь работал Андрей Михайлов, в 1858-1860 - Ипполит Монигетти, а в 1890‑е - Александр Степанов.

Конечно, памятник получился парадоксальным. С одной стороны, это место преступления. Вот сводчатая столовая - здесь старца кормили пирожными, начиненными цианистым калием. Вот восьмиугольная туалетная и малый вестибюль - отсюда жертва рванула во двор... А с другой стороны, дворец - это шедевр русской архитектуры.

8.

Фрагмент Туалетной комнаты княгини.

Юсуповы купили его в 1830 году у своей родственницы графини Александры Васильевны Браницкой, после чего неустанно благоустраивали. Сначала архитектор-классицист Андрей Михайлов пристроил с восточной стороны здания новый трехэтажный корпус и превратил разрозненные дворовые флигели в цельный комплекс с картинной галереей и домашним театром.

9.

Помпейский коридор. Интерьер разработан Ипполитом Монигетти, росписи выполнены Федором Михайловым.

Затем в 1840-1860 годах Бернар Симон и Ипполит Монигетти переделали его интерьеры в духе тогдашних архитектурных веяний: неоренессанса, неорококо и неоклассицизма. В конце XIX века под началом архитектора Александра Степанова фамильное гнездо князей Юсуповых было электрифицировано, оснащено водяным отоплением, водопроводом и канализацией.

10.

Над интерьером Персидской комнаты (она известна также как Восточный будуар) в 1858-1860 годы работал Ипполит Монигетти, а в 1890‑е - Александр Степанов.

Последними, кто приложил руку к облику дворца, стали архитектор Андрей Белобородов и будущие советские знаменитости Сергей Чехонин и Николай Тырса. В начале ХХ века они обновили апартаменты первого этажа для Феликса Юсупова и его жены Ирины. Эти апартаменты представляют собой как бы отдельную квартиру внутри громадного здания. Юсупов называл ее “гарсоньеркой” и предпочитал жить именно здесь.

11.


Фрагмент Малой белой гостиной, служившей кабинетом княгине Татьяне Юсуповой.

Выглядела она как хорошая квартира в новом доходном доме на Петроградской стороне: небольшие комнаты, модный модерновый интерьер. Ее хозяином мог бы быть какой-нибудь молодой адвокат, вложивший в недвижимость первые уверенные гонорары. Или молодой банкир со вкусом. Однако князь Юсупов - не юрист и не финансист. Он человек не просто состоятельный, а вызывающе богатый. Его предки выдвинулись еще при Иване Грозном и все последующие столетия, богатые дворцовыми переворотами, умудрились ни разу не попасть в опалу. Родители Феликса объединили свои фамилии и превратились в чету князей Юсуповых графов Сумароковых-Эльстон. Это уже не просто хорошая родословная. Это карикатура. Что и отметили Ильф и Петров: неутомимому халтурщику Ляпис-Трубецкому в газете советуют взять псевдоним Юсупов-Сумароков-Эльстон.

12.


Мавританская гостиная была оформлена в1858-1860 годы, когда во дворце работал Ипполит Монигетти. Тридцать лет спустя интерьер был видоизменен Александром Степановым.

Юсуповский дворец - тоже, если разобраться, карикатура. Он чрезмерен во всем. Начиная с 1830-х годов он послушно впитывал в себя все интерьерные моды - от исторических подражаний эклектики до душного уюта и технических новинок викторианского стиля.

13.


Встроенный диван изготовлен петербургскими краснодеревщиками во второй половине XIX века.

“Мавританские” залы, тяжелый мрамор парадной лестницы, алый плюш домашнего театра… Вероятно, в 1919 году пролетарии-экскурсанты (если верить тем же Ильфу и Петрову) гуляли по этим залам и вздыхали: “Жили же люди!” Но когда видишь все это, становится ясно: жить здесь нельзя. Потому-то Феликс Юсупов и выгородил себе во дворце несколько комнат и заказал “человекообразные” интерьеры. Собственно, Распутина привели и начали убивать именно здесь, в гарсоньерке. А куда еще его было вести?

14.

Малая гостиная Ирины Юсуповой (Серебряный будуар), архитектор Андрей Белобородов. Роспись по сусальному серебру выполнена Владимиром Конашевичем, плафон расписал Сергей Чехонин.

15.

Туалетная княгини (Фарфоровый будуар). Полукруглый диван второй половины XIX века предположительно сделан во Франции.

16.

Потолок в Туалетной княгини. Люстра в виде корзины с цветами изфарфора и бронзы. Западная Европа, конец XIXвека.

17.


Фрагмент лепного декора с монограммой княгини Татьяны Юсуповой в Малой белой гостиной.

Текст : Юлия Яковлева
Оригинал статьи : AD Russia: Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге

Цитирование статьи окончено ---

На сайте Юсуповского дворца на Мойке приведен список залов дворца с их площадью:

1. Белоколонный зал - 445 кв.м. Один из лучших парадных интерьеров Санкт-Петербурга первой трети XIX века. Самый большой зал в Юсуповском дворце, занимающий высоту двух этажей.
2. Зеркальный зал - 190 кв.м.
3. Танцевальный зал - 176 кв.м.
4. Зал Прециоза - 165 кв.м. Прециоза - от ит. «Драгоценная». Один из залов картинной галереи. При Юсуповых в собрание входило около 1200 картин.
5. Николаевский зал - 130 кв.м. Первых из залов художественной галереи, названный в честь Николая Борисовича Юсупова-старшего, положившего начало коллекции произведений искусства Юсуповых.
6. Мавританская гостиная - 97 кв.м.
7. Зал Антонио Виги - 95 кв.м. Название зала произошло от фамилии итальянского художника, автора росписи Триумф Геркулеса на потолке.
8. Белое фойе - 91 кв.м.
9. Гобеленовая гостиная - 120 кв.м.
10. Большая ротонда - 97 кв.м.
11-13. Парадные гостиные - 67 кв.м, 78 кв.м, 68 кв.м.
14. Большая гостиная Ф.Юсупова - 92 кв.м.
15. Музыкальная гостиная - 72 кв.м.
16. Гостиная Генриха II - 58 кв.м.
17. Бильярдная - 50 кв.м.
18. Библиотека - 89 кв.м.
19. Секретарская - 73 кв.м.
20. Античный зал и Римский зал - 166 кв.м.
21-24. Будуары - 57 кв.м, 22 кв.м, 14 кв.м, 46 кв.м.
25. Театр - 117 кв.м.
26. Буфетная при театре - 25 кв.м.
27. Парадная лестница - 78 кв.м.

Ссылки :
Фильм онлайн "BBC: Кто убил Распутина? / BBC: Who Killed Rasputin? ", 2005, показан по BBC TWO 2004. BBC Worldwide Ltd. Продолжительность: 00:47:11

Не могла не утащить на память к себе.
Я столько про него читала, а теперь есть возможность посмотреть.
Оригинал взят у deletant в Музей роскоши

Дворец Юсуповых на Мойке является обязательным пунктом программы для посещения всеми туристами, приехавшими в Петербург хотя бы на неделю. Здесь почти тридцать залов ослепительных интерьеров, лучшая мебель разных эпох, витрина жизни дореволюционной российской буржуазии. Дворец начали строить в 1770 году для графа Андрея Шувалова, но первые деревянные хоромы царевны Прасковьи (племянницы Петра I) поставили на этом месте вскоре после основания города. Пять поколений Юсуповых владели дворцом с 1830 по 1917 год. Это была жемчужина в ожерелье из 57 дворцов рода Юсуповых. В подвале дворца в 1916 году был убит Распутин. С 1925 года дворец выполняет роль культурного центра работников образования.


1. Фасадом дворец выходит на набережную реки Мойки, а во дворе флигель и колоннада образуют широкую площадь, за которой лежит собственный сад.

2. Внутри дворца два парадных этажа, начнём осмотр с первого.

3. Первая комната - Белое фойе .

4. В бывшей Буфетной с шикарным деревянным интерьером располагается лавка сувениров.

5.

7. Шикарный камин с колоннами из оникса.

8. Гостиная наполнена мягким светом.

9. Из гостиной попадаем в Библиотеку князя.

10. Полки забиты старинными фолиантами.

11. Здесь тоже есть изящный резной камин и лакированный гарнитур, на котором было удобно заниматься чтением.

13. Вместо окон здесь - огромные витражи с подсветкой.

14. С деревянного с розеткой потолка свисает массивная хрустальная люстра.

15. Далее - Турецкий кабинет (бильярдная) с непривычным синим сукном на столе.

16. За Бильярдной лежит, пожалуй, самое знаменитое помещение дворца - Мавританская гостиная . Гостиная напоминает о восточных корнях рода Юсуповых.

17. Съёмка зала получилась скукоженной, потому что половина его на реставрации (трещины в стенах из-за многочисленных перестроек).

18. Закончив осмотр нижнего этажа, идём к Парадной лестнице .

19. Стены и потолок украшены лепниной тончайшей работы.

20. В начале лестницы стоят мраморные вазы.

21. В нишах установлены скульптуры древнегреческого стиля.

22. В углах промежуточной площадки - золочёные канделябры выше человеческого роста.

23. Они украшены дракончиками.

24. Сразу попадаем в Гобеленовую гостиную . Через внутренние окна ещё просматривается лестница.

25. Среди деревянных интерьеров по стенам развешаны огромные гобелены XVIII-XIX веков.

26. Картины изображают традиционные сцены охоты.

27. В промежутках между гобеленами стены покрыты тончайшей резьбой. С ума сойдёшь, наверное, пыль стирать со всего этого.

29. Перед спальней входим ещё в одну маленькую комнатку.

30. На дверь в спальню саморезами прикручен красивый замок. Могли хотя бы саморезы использовать золотистого цвета?

31. Парадная спальная комната .

32. На самом деле для сна эта комната не предназначалась. Она была одной из разновидностей гостиных.

33. Торшер под цвет зала.

34. Дверь из спальни ведёт в Большую ротонду .

35. Потолок ротонды - высокий купол с изумительными росписями.

36. Украшением зала служит европейский фарфор XIX века.

37. А также две керамические фигуры Нептуна и Салации.

38. По цвету обоев и обивки сидений легко можно догадаться, что мы вошли в Синюю гостиную .

39.

40. Следующая комната, как это не удивительно - Красная гостиная !

41. Здесь на полу шикарный наборный паркет.

43. Роскошный камин, покрытый малахитовой мозаикой.

44.

45. В следующем Танцевальном зале под потолком висит необъятная люстра.

46. Первый из залов картинной галереи Юсуповых - Николаевский зал .

47. Бюст князя Бориса Юсупова.

48. Следом входим в Прециозу (Зал Драгоценностей) .

56.

49.

50.

51. Длинный зал с красными стенами и мраморными скульптурами носит название Античный зал .

52.

53. Возвращаемся в Зал Прециоза и по короткому коридору идём дальше.

55.

57.

54. Зал Антонио Виги украшен портретом Зинаиды Юсуповой.

58. В зале великолепный расписной плафон.

59. Тяжеленные бронзовые люстры.

60. Из Коронационного коридора два проёма ведут ещё в одно уникальное помещение - Дубовую гостиную .

61. Стены покрыты деревянными панелями со средневековым растительным орнаментом.

62. Голландская керамика.

63. Центр зала занимает венецианский обеденный стол, примечательный прежде всего своими ножками.

64. Через Музейный коридор идём в театр.

65.

66.

67. Театр дворца вмещает 176 человек. На уровне второго яруса расположена княжеская ложа.

68. Роспись на потолке.

69. Занавес.

70. Великолепный золочёный зал - отличное место, чтобы завершить экскурсию.

Источники и дополнительная информация:

Корни богатейшего в России рода Юсуповых уходят в далекий VI век. Их предком был Абу Бекр (572-634) – первый халиф в Арабском халифате, один из ближайших сподвижников Мухаммеда.

В период распада халифата предки князей Юсуповых правили в Ираке, Персии, Египте, Дамаске, Антиохии. На русскую службу в XVI веке, были приняты Братья Суюмбеки, сыновья Юсуфа-мурзы, родоначальника рода Юсуповых. Одному из них царь Федор Иоаннович пожаловал город Романов (ныне город Тутаев). Так в русской летописи говорится: «Сыновья Юсуфа, прибыв в Москву, пожалованы были многими селами и деревнями в Романовской округе, и поселенные там служилые татары и казаки подчинены им. С того времени Россия сделалась отечеством для потомков Юсуфа».

При царе Алексее Михайловиче в 1661 году правнук Юсуфа, Абдул-Мурза был крещен и обрел имя Дмитрия Сеюшевича Юсупово-Княжево. После крещения он получил титул русского князя вместо татарского мурзы и был пожалован в стольники.
В дальнейшем успешно складывалась служба Юсуповых при русском дворе, являясь одной из богатейших семей в России они имели усадьбы не только в Санкт-Петербурге и в его окрестностях, но и по всей стране.

До наших дней на территории Санкт-Петербурга сохранились четыре особняка, которыми владели представители рода Юсуповых.Усадьба на набережной реки Фонтанки (ныне дом 115, Университет путей сообщения); дом № 86 по Невскому проспекту, который много раз менял владельцев и перестраивался (ныне Дом актера имени Станиславского); дворец З.И.Юсуповой на Литейном проспекте, 42 (с 1994 года Институт внешнеэкономических связей, экономики и права).
Самый известный Юсуповский дворец находится по адресу набережная реки Мойки, 94. Он привлекает большое количество посетителей. Это один из немногих в России дворянских особняков, где прекрасно сохранились не только изысканные интерьеры, но и мебель, предметы быта и личные вещи владельцев. Кажется, что хозяева совсем недавно покинули свой дом, который сохранил былую роскошь, но вместе с тем и необыкновенную теплую и уютную атмосферу.
Участок, который сегодня занимает здание дворца был застроен уже в начале XVIII века, здесь находился небольшой деревянный дворец и усадьба царевны Прасковьи Иоанновны - племянницы Петра I.

В 1726 году она подарила свое имение лейб-гвардии Семеновскому полку, который квартировал здесь до 1742 года. После того, как для Семеновского полка специально была устроена слобода, полковой двор на Мойке был продан частным владельцам.

Один из участков приобрелгенерал-аншефграф П.И.Шувалов-влиятельный вельможа елизаветинской поры. На набережной для него был построен двухэтажный каменный дворец с парадной лестницей, марши которой выходили на улицу. Фасад был оформлен колонным портиком, поддерживающим балкон. В соответствии с традициями пышного барокко стены украшали многочисленные декоративные элементы, а на карнизе размещались декоративные вазы и скульптура.
За главным фасадом до Офицерской улицы простирался обширный сад с оранжереями. Во дворце Шувалова устраивались пышные приемы и балы.

В 1754 году здесь с участием венценосных особ было торжественно отпраздновано рождение цесаревича Павла Петровича, будущего императора Павла I. Дворец П.И.Шувалова не сохранился, но его облик доносит рисунок М.И.Махаева «Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке». На рисунке рядом с Шуваловским дворцом можно видеть двухэтажное строение, будущий Юсуповский дворец.
После смерти П.И.Шувалова дворцом владели его дети. В 1795 году усадьба была выкуплена Екатериной II в казну и подарена статс-даме графине Александре Васильевне Браницкой, урожденной Энгельгардт.

А.В.Браницкая была племянницей светлейшего князя Григория Потемкина и личным другом и доверенным лицом императрицы. Екатерина II скончалась в 1796 году, а графиня навсегда покинула Петербург, так практически и не воспользовавшись подарком венценосной подруги.HE LLOPITER.RU
Дворец на Мойке принадлежал Браницким тридцать пять лет, здесь жили дочери графини-фрейлины императорского двора.

5 марта 1830 года усадьба была продана за 250 тысяч рублей князю Николаю Борисовичу Юсупову, который был женат на родной сестре А.В.Браницкой - Татьяне Васильевне.
Будучи одним из богатейших и образованнейших людей в Европе, Николай Борисович занимал ряд высоких государственных должностей: сенатора, директора театров, директора фарфорового и стекольного императорских заводов и шпалерной мануфактуры, президента мануфактур-коллегии, министра Департамента уделов, директора Эрмитажа, члена Государственного совета.

В 1796 году он был назначен верховным маршалом при предстоявшей коронации императора Павла I, с повелением быть председателем коронационной комиссии. В день коронования князь был пожалован орденом Святого Андрея Первозванного. Впоследствии он стал верховным маршалом и при короновании двух других российских императоров Александра I и Николая I.H ELLOPITER.RU

Николай Борисович был известным меценатом, коллекционером и тонким знатоком искусства. Именно ему Екатерина II, а затем и Павел I доверяли пополнение коллекций Эрмитажа , Царского села , Павловска и Гатчины . Одновременно князь занимался созданием частного собрания произведений искусства. сайт
Дом на Мойке князь приобрел для своей жены Татьяны Васильевны и их сына-гофмейстера императорского двора Бориса Николаевича. Особняк П.И.Шувалова, построенный 1770-годы был в значительной степени перестроен и модернизирован по проекту архитектора Андрея Алексеевича Михайлова-второго. Габариты старого здания с колонным портиком были сохранены. Вместе с тем одноэтажные боковые корпуса были надстроены до третьего этажа.

Пышные барочные декоративные элементы исчезли с фасада, дворец приобрел монументальный строгий классический облик, который сохранился до наших дней. Вместо проезда во внутренний двор был создан вестибюль с торжественной парадной лестницей, ведущей в покои второго этажа. Со стороны набережной к основному объему был пристроен новый трехэтажный корпус с Белоколонным залом.

Тысячелетняя история знатного княжеского рода Юсуповых берет свое начало от ногайского правителя Юсуфа (Юсупа), предводителя Ногайской Орды. В 1563 году его сын Иль-мурза явился в Москву и стал служить русскому царю Иоанну IV. С тех пор Россия стала родиной для потомков ногайского хана. Все следующие поколения верно служили русскому престолу, занимали высокие посты и завоевали множество почестей. О богатстве рода Юсуповых ходили легенды.

К концу XIX в. во владении семьи находилось более 50 имений в 17 губерниях Российской империи. Одним из самых знаменитых владений рода является дворец в Санкт-Петербурге.

Истоки возникновения дворца на Мойке

В начале XVIII в. земли на берегу реки Мойки в Санкт-Петербурге были отданы во владение племяннице императора Петра I Прасковье Иоанновне. Именно там была выстроена усадьба, с которой и начинается история Юсуповского дворца. Прасковья Иоанновна владела усадьбой вплоть до 1726 года. В 1726 году она перебирается в Москву и перед отъездом дарит свой особняк лейб-гвардии Семеновского полка. Пребывание гвардейского полка на территории усадьбы продолжалось до 1742 года.

В середине 1740 гг. гвардейцам отводят новую слободу, а имение входит в состав владений графа Петра Шувалова. Для него на месте бывшей усадьбы был построен дворец в стиле барокко, в котором граф принимал важных гостей. В 1754 году во дворце Шувалова проходило празднование по случаю рождения нового императора России – Павла Петровича.

Сын Петра Шувалова, молодой граф Андрей Петрович продает особняк и в 1770 году приглашает французского архитектора Ж.Б.Валлен-Деламота для строительства нового дворца, выше по течению реки. Результатом его работы стало возведение роскошного особняка в форме вытянутой буквы «П».

Центральная часть дворца имела три этажа, в то время как боковые стороны были двухэтажные. Со стороны реки была обустроена въездная арка, которая вела во внутренний двор, где располагался парадный вход во дворец.

Сам граф Андрей Шувалов проживал во дворце в период с 1781 по 1789. Когда граф скончался, его наследники продали особняк в казну. Но недолго он пустовал.

В 1795 году в знак особого расположения Екатерина II дарит имение своей фрейлине, племяннице графа Г.А. Потемкина - графине Александре Браницкой.

В 1830 году племянник Александры Браницкой, не кто иной, как Борис Николаевич Юсупов покупает у нее имение за 250 000 рублей. Борис Николаевич(1794-1849) – действительный статский советник, гофмейстер Двора, Петербургский предводитель дворянства, имел репутацию человека прямодушного, искреннего и при этом практичного. Его супругой была княгиня Зинаида Ивановна, урожденная Нарышкина (1809-1893), которая считалась одной из первых красавиц высшего столичного света.

Именно с тех пор малозаметный особняк на Мойке превращается в великолепный Юсуповский дворец, образец петербургского аристократического интерьера.

Дворец во владении Юсуповых

Сразу же началась капитальная реконструкция особняка, которая длилась с 1830 по 1838 годы. Руководил перестройкой знаменитый архитектор Академии Художеств А.А. Михайлов. Прежде всего, особняк увеличился в размерах – с восточной стороны появился новый трехэтажный корпус. Боковые ризалиты высотой поравнялись с центральной частью особняка.

24 колонны украсили самый большой зал дворца – Банкетный, расположившийся в новом корпусе. Дворцовые флигели, объединенные в единое строение, украсили картинные галереи, там же был обустроен домашний театр, вместимостью до 180 человек. Юсуповский домашний театр сразу стал изюминкой дворца и центром светской жизни Санкт-Петербурга. Именно в нем впервые была осуществлена постановка первого действия оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». На сцене театра выступали многие прославленные артисты своего времени. На театральных постановках и представлениях, устраиваемых Юсуповыми, можно было видеть многих высокопоставленных особ, среди которых нередко были представителей императорской семьи.

Над интерьерами Юсуповского дворца трудились как итальянские архитекторы, так и русские мастера. Этот период ознаменовался появлением во дворце Танцевального зала, Зеленой, Синей, Императорской гостиной, Большой ротонды. Въездная арка со стороны Мойки была сломана, а вместо нее построена роскошная Парадная лестница, ведущая прямо в залы дворца. На территории усадьбы по проекту А.А. Михайлова появились сад и садовый павильон, цветочные оранжереи.

1840 год ознаменовался новой реконструкцией. Под руководством архитектора Бернара Симона во дворце появился Зимний сад и Гобеленовая гостиная. В Гобеленовой гостиной были размещены три фламандских шпалеры и французский гобелен, которые были подарены князю Николаю Борисовичу (сыну Бориса Николаевича Юсупова) Наполеоном I.

В данный момент подлинники шпалер находятся в Эрмитаже, а во дворце в оригинальных резных обрамлениях XIX в. находятся копии, выполненные на холсте. Это три шпалеры XVII в. из серии «Калидонская охота», произведенные во Фландрии. Их названия: «Встреча Мелеагра с Плексиппом», «Увенчание Аталанты», «Смерть Мелеагра». Там же находится копия французского гобелена XVII в. «Дети-садовники».

Николай Борисович Юсупов продолжил реконструкцию дворца, пригласив архитектора Ипполита Монигетти. С именем этого архитектора связано появление во дворце Белой и Музыкальной гостиной, Буфетной первого этажа и реконструкция Парадной лестницы.

Но этим воображение Юсупова не ограничилось. Есть история, согласно которой, путешествуя по Европе, он посетил одну итальянскую виллу. Роскошная мраморная лестница в ней так приглянулась ему, что он захотел ее купить. Но оказалось, что лестницу можно приобрести только вместе с виллой. Так и было сделано. В результате лестница в 1859 году была привезена в Санкт-Петербург, а в 1963 году архитектор Александр Степанов установил ее при входе в партер домашнего театра.

С именем архитектора Александра Степанова связана самая масштабная и значимая модернизация Юсуповского дворца. Именно он руководил работами по электрификации, проведению водяного отопления, канализации и водопровода в здание дворца, которые были осуществлены в 1890 году. В то же время перестройке подверглись и другие помещения: Мавританская и Дубовая гостиные и домашний театр.

Очередные изменения в интерьере были приурочены к свадьбе князя Феликса Феликсовича Юсупова и великой княжны Ирины Александровны, племянницы Николая II, которая состоялась в 1914 году. Целая плеяда архитекторов: Андрей Белобородов, Андрей Вайтенс, Сергей Чехонин и Владимир Конашевич трудились над созданием Большой гостиной, Большого зала, Столовой и других помещений.

Убийство Распутина

Юсуповский дворец знаменит не только великолепными образцами аристократического убранства XVIII-XIX вв., но и одним важным историческим событием. В ночь с 16 на 17 декабря 1916 года в Юсуповском дворце был убит Григорий Распутин. Загадочная личность - сибирский крестьянин, он имел репутацию прозорливца, целителя и приобрел всемирную известность, будучи другом семьи и духовным наставником императора Николая II.

Апартаменты князя Феликса Юсупова и его жены, расположенные в левом крыле дворца, образовывали «гарсоньерку», или отдельную квартиру внутри особняка, которая и стала местом кровавой драмы. Интерьер ее включал в себя полукруглую прихожую, восьмиугольную зеркальную туалетную комнату, столовую, кабинет и спальню. Сейчас там находится отдельная экспозиция, воспроизводящая историю убийства Распутина.

Отправляясь по приглашению князя Юсупова во дворец, Распутин не подозревал о приготовленной западне.

Убийц было трое – монархист Владимир Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович и сам хозяин дома. Согласно рассказу убийц, Распутин был сначала отравлен пирогом с цианистым калием, потом застрелен, избит гирей и утоплен в реке. После каждого умерщвления святой старец воскресал из мертвых, чем страшно пугал своих убийц, пока этому не положили конец, сбросив его тело в Неву. Это мистическое повествование опровергают показания медицинского вскрытия, согласно которому смерть наступила в результате трех выстрелов. В то же время, в теле не было обнаружено следов яда и признаков утопления. Существует еще одна версия, согласно которой убийцей Распутина был английский разведчик Освальд Рейнер.

Тем не менее, экспозиция Юсуповского дворца, воспроизводящая место преступления, следует классической версии смерти Григория Распутина, изложенной убийцами.

Судьба дворца после революции 1917 года

В 1919 году Ф.Ф. Юсупов вместе с семьей и родителями эмигрировал в Западную Европу. Жил сначала в Англии, затем во Франции, опубликовал три книги о жизни в России и в эмиграции. В 1919 году Г. Зиновьевым и А. Луначарским был подписан декрет, согласно которому имение князей Юсуповых было национализировано.

До середины 1920-х гг. дворец существовал в качестве музея «дворянского быта». С 1919 года в нем размещалась картинная галерея. В 1924 году открылась выставка, посвященная убийству Григория Распутина. Затем было принято решение использовать здание для других целей, и началось расформирование коллекций. Экспонаты залов вывозились довольно беспорядочно, в результате чего часть из них попала в другие музеи, а судьба других ценнейших экспонатов не выяснена до сих пор. Большое количество экспонатов находится в коллекции Государственного Эрмитажа.

Спустя некоторое время здание особняка было отдано под Дворец культуры работников просвещения (Дом учителя). В годы Великой Отечественной Войны, как и во многих памятниках архитектуры в то время, в особняке расположился госпиталь. Дворец сильно пострадал от обстрелов и ударов авиабомб. В 1946 началось восстановление поврежденных залов.

В 1960 году дворец князей Юсуповых получил статус памятника истории и культуры федерального значения.

Юсуповы и дворец в настоящее время

Дочь Ф.Ф. и И.А. Юсуповых Ирина Феликсовна (1915-1983) в 1938 году в Риме вышла замуж за графа Н.Д. Шереметева, в 1942 году от этого брака родилась дочь Ксения. В 1965 году Ксения Николаевна Юсупова-Шереметева вышла замуж за Илиаса Сфири, грека по национальности. У Ксении и Илиаса Сфири дочь Татьяна и две внучки – Марилья, 2004 года рождения, и Жасмин-Ксения, родившаяся в 2006.

Поделиться: