Соборы западной европы. Знаменитые соборы европы

На Пасху торжественная служба и крестный ход прошли и в Исаакиевском собора Петербурга. Недавно решением региональных властей храм должен быть передан в пользование Русской Православной Церкви. В городе с этим согласились не все. Петербургский избирком зарегистрировал инициативную группу по организации референдума по принадлежности Исаакия. Дискуссия таким образом приобретает затяжной характер.

"Вести недели" поинтересовались, как обстоит дело с самыми великими и знаковыми храмами Европы — Рима, Ватикана, немецкого Кёльна. Общеевропейский опыт таков, что эти великие храмы принадлежат государству, но переданы в пользование той древней структуре, для которой были созданы, — Церкви.

Справедливости ради есть и другой пример использования шедевра мировой архитектуры — это храм Софии в Стамбуле. Как известно, там — музей. Если кого-то вдохновляет такой пример, то так и надо говорить: по модели Софии в Стамбуле.

Каждый день в "сердце Парижа", как называл Нотр-Дам великий Виктор Гюго, звучат звуки органа. Это месса, католическая молитва Господу. Туристы из разных стран и разных вероисповеданий на вопрос, куда они пришли отвечают, не раздумывая: "Это храм. Мы пришли сюда, чтобы увидеть храм".

Собор Парижской Богоматери — собственность государства. Государство несет ответственность за ремонт и состояние, оплачивая реставрацию из своих фондов. Религиозную жизнь храма осуществляет главное объединение католиков страны Конфедерация епископов Франции. Получается, что Нотр-Дам находится в распоряжении служителей Церкви, но формально он им не принадлежит. В этом есть плюсы: Церковь не платит налоги на недвижимость и землю.

Ежегодно храм посещают 14 миллионов человек. Абсолютно бесплатно. Как, кстати, и большинство французских церквей. Платными в Нотр-Дам являются только сокровищница и колокольни.

"Для меня как для истинного парижанина, верующего католика, конечно, это храм, где происходят службы, рукоположения священников. Государство является собственником стен и занимается реставрационными работами. Все, что внутри, принадлежит Церкви", — сказал Бертран Грюненвальд, руководитель хора собора Парижской Богоматери.

За всю историю собор Парижской Богоматери лишь однажды отняли у католиков — 10 ноября 1793 революционеры-якобинцы превратили его в храм разума и отправляли в священных стенах культ Разума и Верховного Существа. Но уже 2 декабря 1804 года Наполеон короновал себя здесь императором всех французов. И хотя короновал он себя сам, церемонию освещал своим присутствием Папа Пий VII. Так храм снова стал храмом и остается им по сей день.

Собор Святого Петра — грандиозная сокровищница шедевров искусства: Рафаэль, Микиланджело, Бернини. Храм открыт ежедневно, а в среду в нем проходит папское богослужение и аудиенция Понтифика. Во время проведения службы храм продолжает действовать и как музей.

Ватикан заинтересован в туристах. Доходы от них составляют значительную часть его бюджета. В музеи Ватикана — а это 54 галереи, где собраны редкие артефакты, — вход платный. А вот попасть в собор Святого Петра можно абсолютно бесплатно — достаточно отстоять очередь. Многие лучшие музеи Италии бесплатные именно потому, что они — действующие храмы.

"Двери храмов открыты всегда и всем, потому что их не воспринимали как музеи. Их воспринимали как литургию, что на греческом означает "общее дело", произведение народа", — отметил кардинал Джанфранко Равази, председатель Папского совета по культуре.

Благодаря этому принципу в Риме можно, например, совершенно бесплатно полюбоваться шестью картинами великого Караваджо, что хранятся в нескольких христианских базиликах. Три шедевра мастера — "Мученичество Святого Матфея", "Призвание апостола Матфея", "Апостол Матфей и ангел" — находятся в храме San Luigi dei Francesi. Радиографический анализ показал, что лик Христа мастер переписывал неоднократно.

То, что доступ к фрескам открытый и бесплатный, — принципиальный вопрос для равного доступа всех к великому наследию. Во многом именно позиция Католической Церкви определила такое важное социальное равенство всех перед искусством.

Отделанный цветным мрамором храм является церковью французской диаспоры в Риме и обязательным местом посещения всеми любителями искусств.

Большая часть храмов — это национальные памятники, реставрацию которых осуществляет государство. Комплексную реставрацию скульптуры Моисея работы Микеланджело в базилике San Pietro in Vincoli государство завершило недавно.

Базилика — символ гармонии Церкви и государства. Периметр с папской гробницей работы Микеланджело принадлежит государству. Граница принадлежности — мраморная черта. Один-единственный шаг — вы оказываетесь на территории Ватикана, то есть Церкви. Государство и Церковь в одних стенах и под одним куполом сосуществуют вместе, друг другу не мешая.

Действительно, церковные службы ничуть не мешают экскурсионной и музейной практике. От туристов требуют лишь соблюдения правил посещения храмов.

"Нужно уважать историю стен. В церкви проходят богослужения, идет духовная жизнь народа. В то же время церковь как камни — это историческое наследие нации. Точкой равновесия между храмом и объектом культуры является уважение к истории", — отметил Паоло Николини, директор музейного комплекса Ватикана.

Такова, например, Сикстинская капелла, рассказывает монсеньер Николини. Священное место, где избираются Понтифики, открыто для публичного посещения. Только каждый час священнослужитель просит посетителей помолится в тишине в течение минуты. Но молится или просто молча любоваться грандиозными фресками, каждый пришедший решает для себя сам.

Кельнский собор, который посещают шесть миллионов человек в год, как до войны, так и сегодня остается собственностью Римско-Католической Церкви. Для посещений Кельнский собор открыт с утра и до вечера. Расположенная в соборе сокровищница имеет музейный статус. Именно поэтому превращение собора в музей лишено всякого смысла.

Долгие столетия Айя София в Стамбуле был самым большим христианским храмом. Сюда приезжали люди со всех концов империи и не только. "Не знаю, на земле мы были или на небе" — так описывали свои ощущения князю Владимиру паломники из Руси. Теперь паломников здесь нет. Только туристы. Вход стоит 40 лир — это примерно 600 рублей — а сам храм открыт только ограниченное время — до середины дня.

Но Айя София уже давно не храм и не мечеть. Гулкое выхолощенное пространство, в центре которого смонтирован пюпитр для светских митингов, выглядит пустынным и бессмысленным нагромождением древностей, которых оторвали от их мистической сути. Впрочем, туристы все равно точно знают, куда они приходят.

В 1967-м Понтифик Павел VI пытался встать здесь на колени и совершить молитву. Ему помешал тогдашний премьер Турции: здесь вам не храм и не мечеть, никаких религиозных церемоний. Тем временем все больше историков называют музейный статус Айя София актом волюнтаризма правительства Ататюрка. А юристы говорят, что он нарушает Конституцию и законы страны, по которым места поклонения не могу служить каким-то иным целям.

Так в турецком обществе Аяй София, скорее, стала яблоком раздора, а не символом примирения. И главный спор сейчас не в том, храм это или мечеть, а в том, что подмена ценностного восприятия уничтожила весь тысячелетний мистический опыт Аяй Софии. И ныне лишенный духовных смыслов, ради которых и возводился, собор мало напоминает о двух великих конфессиях. И храмом Премудрости Божьей — своим историческим именем — сегодня его уже вряд ли кто-нибудь назовет.

Сегодня же мы хотим ознакомить вас со списком самых больших церквей мира. Данный рейтинг основывается на множестве различных критериев.

Базилика Пресвятой Богородицы Лихеньской - римско-католическая церковь, расположенная в деревне Лихень Стары близ города Конина, Польша. Была построена на пожертвования паломников между 1994–2004 годами по проекту Барбары Белецкой. Храм длиной 120 м и шириной 77 метров имеет 365 окон, символизирующих количество дней в году и 52 дверей, представляющих количество недель. Высота башни - 141,5 метра. На сегодняшний день это самая большая церковь в Польше и одна из крупнейших в мире. На площади перед базиликой может вместиться около 250 000 человек.


На девятом месте в списке самых больших церквей мира находится “Церковь Пресвятой Троицы” - католическая церковь, находящаяся в городе Фатиме, Португалия. Была построена на пожертвования паломников (€ 80 млн) между 2004–2007 гг. по проекту греческого архитектора А. Томбазиса. Церковь длиною в 95 м, шириной 115 м и высотой 20 м способна вместит внутри себя одновременно 9 000 верующих.

Нотр-Дам-де-ла-Пэ


Нотр-Дам-де-ла-Пэ - римско-католическая церковь, расположенная в Ямусукро - столице Кот-д’Ивуара. Нотр-Дам-де-ла-Пэ площадью в 30 000 квадратных метров и высотой 158 м (является одной из самых высоких церквей в мире) занесена в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейшая церковь мира. Базилика была построена между 1985–1989 годами. Её сооружение оценивается в $ 300 млн. Внутреннее пространство церкви может одновременно вместить около 18 000 верующих. На площади перед храмом может разместиться ещё 200 000 человек.


Базилика Сакре-Кёр - католическая базилика, находящаяся в парке Елизаветы на вершине Кукельбергского холма в столице Бельгии городе Брюсселе. Это самое большое сооружение в стиле ар-деко в мире, способное вместить до 3 500 человек. Его высота 89 м, длина 164,5 метра и ширина 107 метров.


Ливерпульский собор - англиканский кафедральный собор, расположенный в городе Ливерпуле, графство Мерсисайд, Великобритания. Является главным храмом епархии Ливерпуля и крупнейшим храмом Великобритании. Его строительство началось в 1904 году по проекту архитектора Джайлса Гилберта Скотта, но полностью собор был завершён лишь в 1978 г. Занимает площадь в 9687 м². Его длина - 188 м, высота 101 метр.


Пятое место в рейтинге самых больших соборов в мире занимает “Собор Иоанна Богослова” находящийся в Нью-Йорке, США. Сооружение этого храма началось в 1892 году и по состоянию на июль 2014 года его строительство всё ещё не завершено. Длина храма - 183,2 м, высота 70,7 м. Занимает территорию площадью в 11 240 метров квадратных.


Четвёртое место в списке самых больших церквей мира занимает Севильский кафедральный собор, расположенный в городе Севильи, Испания. Является крупнейшим готическим собором Европы. Был построен между 1401–1519 гг. на месте бывшей мечети. Его длина 116 м, ширина 76 м и высота 105 метров.


Почётное третье место в рейтинге самых больших соборов мира занимает Миланский собор. Это кафедральный собор, возведённый между 1386–1805 гг. на центральной площади города Милана, Италия. Общая длина храма составляет 158 метров, высота шпиля - 106,5 м, общая площадь 11 700 метров квадратных. Собор способен вместить внутри себя до 40 000 человек.


Базилика Национальной Святыни Носса Сеньора Апаресида - римско-католическая базилика, расположенная в городе Апаресида-ди-Гояния, Бразилия. Строительство храма было начато в 1955 году по проекту архитектора Бенедито Каликсто Нето. 4 июля 1980 года собор был торжественно освящён Иоанном Павлом II. Это здание длиною в 188 м, шириной в 183 м занимает площадь в 18 000 метров квадратных и может вместить одновременно 45 000 верующих. Высота башни - 102 м. Ежегодно базилику посещают около 12 миллионов паломников со всех уголков Бразилии.


Собор Святого Петра - католический собор, расположенный в Риме, Ватикан. Является самым известным памятником архитектуры эпохи Возрождения, а также одной из самых высоких и самой большой церковью в мире. Его строительство началось 18 апреля 1506 г, и было завершено 18 ноября 1626 года. Собор длиною в 220 м, шириной 150 м и максимальной высотой 136,6 м, может вместить внутри себя 60 000 верующих. На площади перед храмом может одновременно расположиться ещё 400 тыс. человек.

Поделится в соц. сетях

Европейские соборы — это великолепные памятники сакральной архитектуры, уникальные в своем роде, заметно отличающиеся от нерелигиозных зданий. Они имеют различные архитектурные стили, места расположения и разные возрасты благодаря длительному существованию христианской религии. В этой статье хотим показать вам самые красивые соборы Европы !

10. Санта-Мария-дель-Фьоре (Италия)

Санта-Мария-де-Фьоре находится в итальянском городе Флоренция. Это одна из самых важных архитектурных работ в Европе, а также один из крупнейших и самых красивых соборов на европейском континенте. Он имеет впечатляющую внешность, покрытую полихромным мрамором. Его строительство было начато по приказу Синьории в 1296 году, под руководством архитектора Арнольфо ди Камбио, и завершено в 1368 г.

9. Собор Святого Петра (Италия)

Этот самый важный религиозный храм католицизма и один из самых красивых в Европе находится в Ватикане. Его строительство, с участием таких архитекторов, как Браманте, Микеланджело и Карло Мадерно, началось в 1506 году и закончилось в 1626. Внутри находится могила не только первого папы – Святого Петра, но и всех других пап. Купол Собора Святого Петра является одним из крупнейших в мире и служил источником вдохновения для куполов многих других храмов.

8. Сиенский собор (Италия)

Готический храм города Сиена в Италии был спроектирован архитектором Джованни Пизано и построен в период 1215 и 1263 годов. Внешне и внутри храм украшен белым и зеленым мрамором, образуя характерные полосы. Черный и белый — символические цвета Сиены. Внутри среди прочих можно увидеть произведения Никколо Пизано и его сына Джованни, Донателло и Микеланджело.

7. Шартрский собор (Франция)

Этот красивый храм расположился в 80 км от Парижа, в городе Шартр. Шартрский собор был вехой в развитии готики. В 1979 году объявлен Всемирным наследием ЮНЕСКО и, несомненно, является одним из самых влиятельных и красивых соборов Европы. Он был вдохновением для создания многих более поздних зданий, таких как собор Реймса и Амьена.

6. Собор в Сантьяго-де-Компостела (Испания)

Величественный собор Сантьяго-де-Компостела это центральное здание красивой площади Праза-до-Обрадойро, которая считается одной из самых красивых площадей в Испании. Он был построен между 1075 и 1211 годами для размещения мощей Святого Иакова. Этот красивый собор — объект Всемирного наследия, смесь готического, барокко и романского стилей, и для многих это не только один из самых красивых соборов в Испании, но и в Европе.

5. Кафедральный собор Леона (Испания)

Нынешний собор Леона, построенный в тринадцатом веке, представляет собой изысканный дизайн в классическом французском готическом стиле. Он известен тем, что имеет крупнейшее в мире собрание средневековых витражей. Эти витражи постоянно реставрируются, предлагая посетителям красивое уникальное зрелище.

4. Нотр-Дам (Франция)

Готический храм Нотр-Дам был построен между 1163 и 1245 годами, будучи одним из самых важных памятников Парижа. В нем происходили такие крупные события, как коронация Наполеона, Генриха VI и беатификация Жанны д’Арк. Одной из эмблем этого красивого храма являются грозные горгульи на вершине, которые можно посетить, если вы осмелитесь подняться по 387 ступеньках на башню.

3. Кельнский собор (Германия)

Этот красивый собор расположен в самом центре Кельна. Это готическая церковь, строительство которой было начато в 1248 году, а завершилось только спустя несколько столетий – в 1880 г. В 1996 г внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Является самой посещаемой достопримечательностью в Германии. Кельнский собор, с его 157 метрами высоты, был самым высоким зданием в мире до появления в 1884 году Монумента Вашингтона.

Готический Миланский собор, несомненно, считается одним из самых красивых соборов в Европе. С момента создания он стал символом города. Со своими 157 метрами в длину и вместительностью до 40000 человек он также является одним из крупнейших храмов среди европейских стран. Внутри храма можно полюбоваться многими жертвенниками, статуями, картинами и алтарями.

1. Собор Святого Василия (Россия)

Один из самых представительных и восхитительных жемчужин русской истории и архитектуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Собор Святого Василия в Москве был торжественно освящен 12 июля 1561 г. Его строительство было инициировано царем Иваном Грозным и длилось между 1555 и 1561. Храм состоит из 9 церквей. Самая высокая башня стоит в центре и измеряется высотой 47,5 м. Первоначальная концепция собора заключалась в создании группы часовен, каждая из которых посвящена святым, в день которых царь выигрывал битву. Но строительство центральной башни объединило пробелы между ними в одно сооружение, которое заслуженно можно назвать самым красивым собором в Европе!

И готический архитектурный стиль — направление, родившееся во Франции в 12 веке из романского стиля, долгое время известное как «французский стиль» или «современный стиль». Более подробную историю зарождения и развития готической архитектуры можно узнать на тематических ресурсах. Например, сайт об архитектуре tartle.net с проектами домов, выполненных в самых разных архитектурных стилях. Готическая архитектура из Франции распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до начала 16-го века, когда зародилось новое течение в искусстве и архитектуре — эпоха Возрождения. Таким образом, готический стиль был доминирующим структурным и эстетическим направлением в Европе в течение почти 400 лет. В 19 веке, готический стиль стал популярным снова, особенно для строительства церквей и университетов. Этот стиль получил название архитектура неоготики.

Основы готической архитектуры

  1. Стрельчатая арка. Стрельчатая арка эффективно распределяла силу тяжелых потолков и громоздких конструкций, и могла поддержать гораздо больше веса, чем предыдущие, простые столбы. Такие остроконечные арки стали одним из самых узнаваемых символов готики.
  2. Ребристый свод.
  3. Летящая опора. Помимо практического смысла — на нее распределялась нагрузка, имела большую декоративную роль.
  4. Высота. Все сооружения этой эпохи буквально тянутся к небу.
  5. Сводчатый потолок.
  6. Легкий и воздушный интерьер. Возможно сейчас нам так не кажется, но по сравнению с романской архитектурой, это действительно так.
  7. Гаргульи. Декоративные, чудовищные маленькие существа, расположенные по крышам готических зданий и замков. Гаргульи имеют практическое назначение: они носики для слива дождевой воды. Они вселяли ужас в сердца плохо образованных средневековых крестьян. Многие гаргульи включали в себя элементы гротеска, представляли собой напыщенные или угрожающие позы.

Эти семь элементов изменили мир, подарив ему нечто совершенно новое, изысканное и возвышенное. Готический стиль подчеркивает вертикальность и свет. Это было достигнуто за счет создания новых архитектурных особенностей, которые можно назвать каркасной системой готической архитектуры. К ней относятся такие основные элементы как: контрфорсы, аркбутаны и нервюры. Важной составляющей сооружений готической архитектуры можно считать скульптуры и витражи, без которых не обходится ни одно здание этой эпохи. Стоит отметить, что во времена своего появления и расцвета, не все относились к этому направлению положительно, многие его критиковали, поскольку оно сильно отличалось от романской архитектуры. Но и на закате, этот стиль критиковался. Именно тогда, его стали называть готическим, имея ввиду, что он такой же варварский, как поведение племен готов.

Буквально каждое европейское государство может похвастаться своими впечатляющими и завораживающими соборами, базиликами, замками, ратушами, университетами и другими зданиями, построенными в готическом стиле. Однако, как и следует ожидать от Средневековья, именно соборы и храмы воплощают в себе всю мощь, торжество и красоту готической архитектуры. Образцов классической готической архитектуры на территории всей Европы, а так же Англии и Скандинавии, насчитывается не один десяток. Среди них очень сложно выделить несколько лучших или самых значимых, поскольку каждое такое сооружение уникально, неповторимо и всегда имеет свои отличительные особенности. Только в одной Испании можно насчитать более десяти очень величественных готических соборов, о которых можно рассказывать часами, которыми не перестаешь восхищаться. Например, Собор Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне; Кафедральный собор святой Марии в Сеговии; Кафедральный собор Авилы; католический собор в Толедо и многие другие. Очень много красивых готических соборов на территории Соединённого Королевства. Одни из них, Глостерский собор, даже стал местом съемок фильмов про Гарри Поттера.

Самые красивые готические соборы Европы:

    (Германия). О д но из самых часто посещаемых мест в Германии, ежегодно здесь бывает около 8 миллионов туристов. Собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Высота собора — 157,25 метра. Считается третьим по величине собором в мире, построенном в готическом стиле. Начало строительства датировано 1248 годом, однако все строилось довольно медленно. хор был освящен в 1322 году. Первый колокол был установлен на одной из башен в 1410 году. Около 1510 года строительство было остановлено. Почти 300 лет Кельнский собор стоял недостроенным. Был завершен в 1880 году.

    (Франция). Объект Всемирного наследия, очень популярное туристическое место (более миллиона посетителей в год). является резиденцией архиепископа Реймса, где короновались почти все короли Франции. Годы строительства: 1211 — 1275. Верхние части фасада были завершены в 14 веке.

    Севильский кафедральный собор (Испания). Находится в списке объектов Всемирного наследия. Построен в 1401-1507 годах на месте бывшей мечети. Относится к поздней готике. Здесь покоятся останки Христофора Колумба. Собор считается одной из главных жемчужин в сокровищнице Испанского наследия.

  • Миланский собор (Италия). Визитная карточка Милана. Собор поражает скульптурным богатством — здесь насчитывается около 3400 статуй. Одно из самых узнаваемых мест в мире. Собор построен из белого мрамора. Это собор-долгострой: начат в 1386 и закончен в 1965 году. Самая высокая точка собора — 108 метров.






Легкие, будто бы взмывающие ввысь соборы, украшенные остроконечными башенками и стрельчатыми арками, – пожалуй, самое впечатляющее наследие Средних веков. Мы с удовольствием ими любуемся, однако не всегда задумываемся, так ли похожи друг на друга готические церкви в разных странах Западной Европы, и вообще менялся ли вид этих построек на протяжении эпохи готики?

Рассвет готической архитектуры

В этой статье мы не будем говорить о технической части. Не будем углубляться в планировки готических храмов и в структуру их интерьеров, не будем вспоминать про нефы и трансепты – продольные и поперечные помещения – и только лишь коснемся каркасной системы. Эти темы требуют отдельного разговора. Зато сейчас мы расскажем о чем-то не менее, а для кого-то и более интересном: о том, как в Западной Европе появилась и расцвела готическая храмовая архитектура, а также о том, чем французские соборы отличаются от английских или, скажем, от немецких.

Можно смело сказать, что её заказчик, аббат Сугерий, совершил революцию в строительстве храмов того времени. Он решился заменить привычные тяжеловесные стены на более легкие, что стало возможным за счет новой системы распределения нагрузки. Так, свод выстроили на каркасе из выступающих «ребер» – нервюр, а по бокам добавили распоры – полуарки аркбутаны и вертикальные опоры – контрфорсы. Новая система позволила сделать постройку не только воздушнее, но и значительно светлее, благодаря появлению огромных окон, украшенных многоцветными .

Французская готика и ее лучшие примеры

Новый стиль всем настолько полюбился, что опыт Сен Дени вскоре применили при строительстве собора Парижской Богоматери – того самого, главного храма Франции. А потом – при возведении Ланского собора. Его, кстати, построили рекордно коротко по меркам готических храмов – всего за 80 лет.

Также этот стиль узнается при взгляде на Шартрский собор, обладающий самым большим и великолепно сохранившимся ансамблем витражей – более 150 окон общей площадью около 2000 м2.

Нельзя не вспомнить и о великолепном, будто бы резном, Буржском соборе, в крипте которого и по сей день находится надгробие Жана Беррийского, одного из главных меценатов готической эпохи.

Чуть позже возвели величественные соборы в Реймсе, который на сегодняшний день лучше других сохранил свои первозданные витражи и скульптуры. А также собор в Амьене, что отличается высотой свода (42,3 м) и самой большой вместимостью – его площадь составляет 8000 м2.

С течением времени соборы, казалось, становились все легче и выше, а витражи, обогащенные разнообразием новых оттенков, многочисленнее и сложнее.

Апофеоз витражного готического искусства можно наблюдать в королевской капелле Сен Шапель, сплошь состоящей из лучистых разноцветных стекол.

Верхняя капелла базилики Сент-Шапель, Wikimedia


Богаче становилось и скульптурное убранство храмов. На фасадах, алтарных перегородках и в других частях соборов поселились не только традиционные ангелы, апостолы или аллегорические фигуры, но и крестьяне, ремесленники за работой, а также и вовсе фантастические существа: гротескные химеры, горгульи, драконы.

Всё, что мы рассказали, относится к французским соборам, образцам готического стиля в Европе. Итак, подведем итог: французский собор в целом – это высоченные ажурные башни, легкие стрельчатые арки, порталы и окна. Он украшен многочисленными скульптурами – выразительными, динамичными и неизменно изящными, а также «каменным кружевом» архитектурных деталей (фронтоны-вимперги, растительные завитки и шипы).

Другие европейские соборы готики Средневековья

Французским соборам подражали, их копировали, но в каждой стране по-своему, в соответствии со своими региональными особенностями, с техническим и материальным оснащением. Например, в Англии получил распространение не городской, а монастырский собор, более приземистый и протяженный, окруженный огромным количеством пристроек, и имеющий всего одну доминанту – башню. Среди самых известных английских готических храмов – собор в Солсбери, Дареме и, конечно, Кентерберийский собор, резиденция архиепископа.


Для Германии типичны соборы романско-готического стиля. Согласитесь, зачем перестраивать старый собор-долгострой, если можно просто завершить постройку в новом стиле. Помимо них, в Германии есть и образцы чистой готики. Например, церковь Богоматери в Трире, церковь св. Елизаветы в Марбурге, Магдебургский собор и наконец, жемчужина готического стиля – Кельнский собор.

Немецкая готика строже, чем французская, ей присущи более четкие геометрические формы и относительно малое количество скульптурного декора.

Лишь Кёльнский собор сильно напоминает французские храмы и так же, как и они, является примером долгого строительства.

Испанской готике (соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо) свойственно смешение с мавританской архитектурой, что, конечно же, связано с былым арабским владычеством.

А в Италии готика никогда не обладала чистотой французского «классического» стиля. Дело в том, что она никогда не забывала Античность, и уже в конце Средних веков там вовсю расцвел Проторенессанс, положивший начало эпохе Возрождения. Наверное, самой готической постройкой Италии является выстроенный из белого мрамора Миланский собор.

Wikimedia

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Поделиться: