Составление таможенной декларации. Регистрационный номер таможенной декларации

В счетах-фактурах, оформленных на импортные товары, иногда встречаются короткие номера . Прежде покупатели даже не обращали на это внимания. Но начиная с отчета за I квартал 2017 г. подать НДС-декларацию с таким номером уже невозможно. Короткий номер таможенной декларации можно записать иначе, но лучше вообще не отражать в декларации по НДС.

Новшества строки 150 раздела 8 НДС-декларации

В счете-фактуре, оформляемом при продаже импортных товаров, продавец должен указывать и номер таможенной декларации, по которой они были ввезены в Россию (Подпункты 13, 14 п. 5 ст. 169 НК РФ). Покупатель заносит этот номер в книгу покупок (Подпункт "р" п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137). А затем информация о номере таможенной декларации находит отражение в НДС-декларации. Для этого предусмотрена строка 150 в разделе 8 НДС-декларации и в Приложении 1 к этому разделу (Пункты 45.4, 46.5 Порядка заполнения декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее - Приказ N ММВ-7-3/558@)).

Прежде если в счете-фактуре было указано несколько номеров таможенных деклараций, то все эти номера требовалось указывать через точку с запятой в одной строке. Понятно, что при приеме НДС-декларации каждый отдельный номер таможенной декларации никак не проверялся.

Но начиная с отчета за I квартал 2017 г. для каждого номера таможенной декларации предусмотрена отдельная строка 150. Причем в ней можно указать номер не короче 23 знаков и не длиннее 27 знаков (Таблица 4.4 Формата представления сведений из книги покупок, утв. Приказом N ММВ-7-3/558@). Такое ограничение обосновано форматом регистрационного номера таможенной декларации.

Справка. Один из видов таможенной декларации - (Подпункт 1 п. 1 ст. 180 ТК ТС). Именно она оформляется на таможне при ввозе в Россию товаров для последующей продажи (Пункт 1 ст. 181, статьи 202, 209 ТК ТС). Но по общему правилу это не касается товаров, ввезенных из стран - участниц ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Армении). Между Россией и этими странами товары перемещаются без (Подпункт 5 п. 1 ст. 25 Договора о ЕАЭС (Подписан в г. Астане 29.05.2014)).

Как выглядит номер таможенной декларации

При заполнении графы 11 счета-фактуры регистрационный номер таможенной декларации проставляют в виде нескольких блоков цифр, разделенных дробью (Письмо ФНС России от 30.08.2013 N АС-4-3/15798; п. 1 Приказа ГТК России N 543, МНС России N БГ-3-11/240 от 23.06.2000; подп. 30 п. 15, подп. 1 п. 43 Инструкции, утв. Решением КТС от 20.05.2010 N 257 (далее - Решение N 257)). Например:

Регистрационный номер таможенной декларации. Его проставляют в первой строке графы "А" декларации на товары.

<1> Порядковый номер товара из графы 32 основного или добавочного листа декларации на товары. Либо это номер из списка товаров, если он был использован вместо добавочных листов при декларировании ввозимых товаров. Порядковый номер товара может содержать от 1 до 3 цифр.

<2> Код таможни, где была оформлена таможенная декларация. Этот код состоит из 8 цифр.

<3> Дата регистрации таможенной декларации - 6 цифр.

<4> Порядковый номер, присвоенный декларации зарегистрировавшей ее таможней. Этот номер состоит из 7 цифр.

Номер таможенной декларации, указанный в приведенном примере в графе 11 счета-фактуры, означает, что импортная декларация была зарегистрирована 15 мая 2017 г. на Каширском таможенном посту под порядковым номером 12345. Причем продан 25-й товар из списка ввезенных по этой декларации товаров. Длина этого регистрационного номера таможенной декларации - 26 знаков. Понятно, что номер таможенной декларации максимальной длины (27 знаков) будет указан в отношении товара, который значится в списке ввезенных по декларации под номером 100 и больше.

Почему номер таможенной декларации короткий

Как видим, минимальная длина номера таможенной декларации, корректного с точки зрения составления НДС-отчетности, - 23 знака. Это возможно, если в номере будут только три блока по 8, 6 и 7 цифр и два разделителя. А порядковый номер задекларированного товара будет вообще отсутствовать.

Но при составлении отчета за I квартал 2017 г. некоторые плательщики НДС обнаружили, что в их входящих счетах-фактурах есть номера таможенных деклараций короче 23 знаков.

В большинстве случаев номер был коротким из-за того, что первый блок цифр, представляющий собой номер таможенного поста, содержал меньше 8 знаков. Дело в том, что, хотя в счетах-фактурах страной происхождения этих товаров значились государства дальнего зарубежья, ввезены в Россию они были из государств - членов ЕАЭС, на территории которых эти товары ранее были выпущены для внутреннего потребления. И короткие номера таможенных деклараций - это номера деклараций, оформленных таможенными органами государств - членов ЕАЭС. Ведь в отличие от России при декларировании товаров в Белоруссии, Казахстане и Киргизии указывается пятизначный код таможенного органа, а в Армении - вообще двухзначный код (Подпункт 1 п. 43 Инструкции, утв. Решением N 257).

Как налогоплательщики выходили из положения

Отчеты по НДС за I квартал 2017 г. с такими короткими номерами таможенных деклараций не выгружались. Поэтому некоторые организации и ИП решили в этих случаях вообще не заполнять строку 150 раздела 8 НДС-декларации. И по мнению специалиста ФНС, это самый верный подход.

Комментарий специалиста. Строка 150 раздела 8 НДС-декларации по товарам, ранее ввезенным в страны ЕАЭС

- Формат представления сведений из книги покупок об операциях, которые отражаются в декларации по НДС, предусматривает, что показатель строки 150 раздела 8 декларации, где указывается номер таможенной декларации, может либо отсутствовать (не заполняться), либо состоять из 23 - 27 знаков (Таблица 4.4 Формата представления сведений из книги покупок, утв. Приказом N ММВ-7-3/558@). И именно такой длины может быть проставляемый в графе 11 счета-фактуры при продаже импортных товаров регистрационный номер российской таможенной декларации (Письмо ФНС России от 30.08.2013 N АС-4-3/15798; подп. 30 п. 15, подп. 1 п. 43 Инструкции, утв. Решением N 257).
Если же в графе 11 счета-фактуры российского поставщика, составленного при продаже товаров, ввезенных из государств - членов ЕАЭС, приведены номера таможенных деклараций, оформленных в этих государствах, указывать такие номера в строках 150 раздела 8 декларации покупателю не нужно. При реализации в России купленных у поставщика из государств - членов ЕАЭС товаров, которые были ранее выпущены для внутреннего потребления на территории этих государств, заполнять графу 11 счета-фактуры вообще не требуется (Письмо Минфина России от 15.09.2016 N 03-07-13/1/53940).

Однако некоторые компании и предприниматели строку 150 раздела 8 НДС-декларации все-таки заполняли, дополняя номер таможенной декларации, оформленной в ином государстве - члене ЕАЭС, до нужной длины. Кто-то добавил в начале номера нули. Кто-то - цифры, соответствующие государству таможенного поста, например 112 - для Белоруссии, 398 - для Казахстана, 417 - для Киргизии. Как нам пояснил специалист ФНС, такое заполнение НДС-декларации также не повлечет никаких негативных последствий.

Комментарий специалиста. Проверка данных строки 150 раздела 8 НДС-декларации при "камералке"
Персикова Ирина Сергеевна, государственный советник РФ 1 класса
- В ходе камеральной проверки декларации по НДС заполнение строки 150 раздела 8 декларации в части корректности заполнения номера таможенной декларации, оформленной в ином государстве - члене ЕАЭС, не проверяется.

Короткий номер таможенной декларации - помеха НДС-вычету?

С одной стороны, налоговики могут отказать в применении НДС-вычета из-за ошибок в счете-фактуре, только если они мешают идентифицировать (Пункт 2 ст. 169 НК РФ):

  • продавца и покупателя товаров;
  • наименование товаров и их стоимость;
  • налоговую ставку и сумму предъявленного налога.

Очевидно, что номер нероссийской таможенной декларации, указанный в графе 11 счета-фактуры, для этих целей не помеха. И беспокоиться вроде бы не о чем...

Но с другой стороны, некорректное заполнение этой графы может стать для налоговиков поводом усомниться в реальности сделки, добросовестности поставщика. И даже если у вас все окажется хорошо, пристальное внимание налоговиков вас точно не порадует.

А с новой формой НДС-декларации выявлять сомнительные номера таможенных деклараций уже в ходе "камералки" не составит для налоговиков особого труда. И не исключено, что из-за указания в строке 150 раздела 8 НДС-декларации номера нероссийской таможенной декларации вы получите от налоговой требование с просьбой прояснить ситуацию. Как на него ответить? Нужно будет пояснить, что в НДС-декларации вы проставили тот номер таможенной декларации, который указал в счете-фактуре ваш поставщик. Возможно, уже этого будет достаточно, чтобы снять вопрос. Другой вариант - подача уточненки с пустой строкой 150 раздела 8 НДС-декларации.

Просить ли у поставщиков исправленные счета-фактуры?

Предположим, вы получили счет-фактуру, где в графе 11 указан номер таможенной декларации короче 23 знаков, а в качестве страны происхождения в графах 10 и 10а значится, например, Китай или Германия. Посмотрите, сколько знаков в первом блоке цифр.

Если их 8 - значит, первый блок цифр заполнен корректно, а ошибка где-то в другом месте. Возможно, в третьем блоке, где отражают порядковый номер, присвоенный декларации зарегистрировавшей ее таможней. Попросите поставщика перепроверить номер таможенной декларации, указанный в счете-фактуре.

Если же в первом блоке цифр номера таможенной декларации меньше 8 знаков - то, скорее всего, вы купили товары, ранее растаможенные в ином государстве - члене ЕАЭС. Сообщите поставщику, что, по мнению Минфина, в графах 10, 10а и 11 счета-фактуры при продаже таких товаров ставятся прочерки (Письмо Минфина России от 12.09.2012 N 03-07-14/88). Предложите исправить счет-фактуру.

Правда, нужно понимать, что если ваш поставщик не сам ввозил товары в Россию, то с большой долей вероятности вносить изменения в счет-фактуру он откажется. Ведь он несет ответственность только за соответствие данных о стране происхождения товара и номера таможенной декларации в выставленных им счетах-фактурах данным полученного им счета-фактуры и товаросопроводительных документов (Пункт 5 ст. 169 НК РФ).

Но это не только ваша проблема - поставщик ведь, заявляя вычет по полученному им счету-фактуре, тоже как-то должен будет решать вопрос с заполнением строки 150 раздела 8 НДС-декларации. Поэтому, вероятно, вы сможете договориться, чтобы впредь коротких номеров таможенных деклараций в счетах-фактурах не было.

Справка. Страной происхождения товаров считается Белоруссия, Казахстан, Киргизия или Армения не только в том случае, когда товары происходят из одной из этих стран. Такой же статус и у товаров, которые происходят из третьих стран, но были выпущены в свободное обращение на территории стран - участниц ЕАЭС (Пункт 1 Решения КТС от 17.08.2010 N 335.).

Как выставлять счета-фактуры покупателям?

Если ваш поставщик исправил предъявленные вам счета-фактуры, тогда вам также не нужно указывать в исходящих счетах-фактурах страну происхождения товаров в графах 10, 10а и номер таможенной декларации в графе 11. Ставьте прочерки. И не забудьте поправить счета-фактуры, ранее выставленные покупателям товаров, приобретенных вами у поставщика, исправившего счет-фактуру.

Если же поставщик свой счет-фактуру не поправил, то возможны два варианта действий.

Вариант 1. У вас нет точных данных о том, как попали в Россию купленные вами товары. В исходящих счетах-фактурах проставляйте короткий номер таможенной декларации. Проверять достоверность данных входящего счета-фактуры Налоговый кодекс не обязывает. Но он требует при перепродаже импорта не из стран - участниц ЕАЭС переносить в исходящий документ данные входящего счета-фактуры в части указания страны происхождения и номера таможенной декларации (Пункт 5 ст. 169 НК РФ).

Вариант 2. У вас есть достоверная информация о том, что приобретенные товары ввезены в Россию из дальнего зарубежья через одну из стран - участниц ЕАЭС. И ранее на территории этой страны они были выпущены таможней для внутреннего потребления. Скажем, поставщик письменно подтвердил вам этот факт, хотя счет-фактуру и не исправил.

В таком случае можете ставить в исходящих счетах-фактурах прочерки вместо указания номера таможенной декларации и страны происхождения товаров. Дело в том, что в свете полученных от поставщика сведений показатели в графах 10 - 11 входящего счета-фактуры становятся просто некой дополнительной информацией. Ведь раз товары ввезены из страны - участницы ЕАЭС, то они считаются происходящими именно из этой страны и никакого номера таможенной декларации быть не может. Переносить же дополнительную информацию в исходящие счета-фактуры НК РФ вас не обязывает.

Узнать, в какой именно стране - участнице ЕАЭС был растаможен товар, можно по коду таможни, указанному в номере таможенной декларации (первый блок цифр). Для этого нужно найти этот код в списке таможенных органов на сайте ФТС.

К сведению. Список таможенных органов размещен на сайте ФТС для участников ВЭД: ved.customs.ru -> Базы данных -> Таможенные органы России и их структурные подразделения.

Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор - плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор - хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.

Страшные истории международных перевозок

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.

Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется.... В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков-получателей.

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО - ПТО КОЗЛОВИЧИ.

По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся....

КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.

Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов - сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор.... Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).

Документы для международных перевозок

Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие - для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List...

Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок

Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.

В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп ${\large ({p.p.})}$ и груз ${\large (gr)}$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, ${\large {p.p.}}$ и ${\large {gr}}$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^{T}$.

Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.

Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы..... Что думаем мы, простые перевозчики?

Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки

Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных - вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае - зависит от удельного веса груза (Stowage Factor ) .

Напомню, что правила заполнения счета-фактуры установлены постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года № 1137. Согласно пункту 2 этих правил, в графе 11 счета-фактуры должен быть указан номер таможенной декларации. Здесь речь идет о регистрационном номере на товары, ввезенные компанией-импортером на территорию страны для внутреннего потребления. При экспорте таможенникам подается декларация на товары, которой автоматически присваивается регистрационный номер. Он проставляется в графе «А» электронной копии декларации на товары, распечатанной на бумаге.

Если декларация не распечатана, ее регистрационный номер можно найти в программном средстве декларанта, через которое производилось таможенное декларирование товара. От чиновников приходит соответствующее уведомление о регистрации.

Российский реквизит

Хочу обратить внимание на то, что счет-фактура применяется при расчетах по налогу на добавленную стоимость, поэтому мы говорим о таможенном декларировании товаров на территории Российской Федерации. Следовательно, в графе 11 счета-фактуры должен быть указан номер таможенной декларации, выпущенной именно российским таможенным органом. Порядок формирования регистрационного номера установлен требованиями законодательства. А именно – Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением КТС от 20 мая 2010 года № 257.

Номер таможенной декларации обязательно содержит три элемента через знак разделителя «/». Обратите внимание, пробелы между элементами не допускаются. Регистрационный номер таможенной декларации в практическом применении выглядит так: 10702030/ 261016/0088410, или, к примеру, так: 10502110/220215/0003344.

Состав номера томоженной декларации

Теперь остановится на содержании этого длинного кода. В действительности, каждая его честь логична и понятна. Зная состав номера, его будет легче проверить на правильность. Итак приступим:

Элемент 1. Это восемь цифр, означающих код таможенного органа, в котором зарегистрирована декларация. В нашем примере код 10702030 – это номер таможенного поста морского порта Владивостока и 10502110– Екатеринбургский таможенный пост (центр электронного декларирования). Нужно обязательно помнить, что все коды таможенных органов РФ имеют строго восемь цифр, две первые из них обязательно должны быть «10».

Элемент 2. Здесь проставляется дата регистрации на таможне в формате: день, месяц, две последние цифры года. В нашем примере «261016» означает, что декларация зарегистрирована 26 октября 2016 года, а «220215» – 22 февраля 2015 года.

Элемент 3. Эта часть кода должна иметь непременно семь знаков. Указывает на порядковый номер декларации на товар в зарегистрировавшем ее таможенном органе. По правилам, порядковый номер начинается с единицы в каждом календарном году, т. е. самая первая декларация нового года будет иметь порядковый номер 0000001. Из примера видим, что декларация, зарегистрированная 22 февраля, имеет порядковый номер 3’344, а от 26 октября – 88’410.

Обратите внимание

Номер таможенной декларации – это один из наиболее «популярных» реквизитов счета-фактуры, который пристально проверяется налоговиками.

При указании номера в графе 11 счета-фактуры необходимо проверить, действительно ли в этом документе был задекларирован товар, на который выставляется данный счет. Это нужно прежде всего для соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета внутри компании и, конечно же, для достоверности сведений, представляемых импортером в налоговую инспекцию.

Особый интерес

Стоит отметить, что номер таможенной декларации – это один из наиболее «популярных» реквизитов счета-фактуры, который пристально проверяется налоговиками.

Если организация сотрудничает с недобросовестным поставщиком или использует фиктивные документы, то при обнаружении таких нарушений фискалами компания не только потеряет право на вычет по НДС, но и будет оштрафована. Рекомендация для таких случаев одна – тщательно выбирать контрагентов для сотрудничества и внимательно проверять получаемые от них документы. При своевременном обнаружении ошибки в НТД предприятию удастся избежать множества проблем с чиновниками.

Заполнение таможенной декларации

Графа 2 «Отправитель/Экспортер» – указываются сведения о лице- отправителе товаров в транспортных перевозочных документах, в соответствии с которыми начато перемещение продукции: краткое наименование и местонахождение компании.

Графа 4 «Отгрузочные спецификации» – заполняется при использовании отгрузочных спецификаций, перечней и иных подобных документов при декларировании товаров, в том числе перемещаемых в несобранном или разобранном виде, некомплектном или незавершенном виде.

Обратите внимание

Если декларация не распечатана, ее регистрационный номер можно найти в программном средстве декларанта, через которое производилось таможенное декларирование товара.

Графа 8 «Получатель» – содержит сведения о лице, указанном в качестве получателя товаров в транспортных перевозочных документах, в соответствии с которыми завершена перевозка товаров: для организации – краткое ее наименование и место нахождения, а также краткое название страны в соответствии с классификатором стран мира и другие параметры.

Номер таможенной декларации 10702030/261016/0088410 обязательно содержит три элемента через знак разделителя «/»: код таможенного органа, дата регистрации, порядковый номер таможенной декларации на товары.

Графа 18 «Идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении/прибытии» – информация о транспорте, который перевозил товары, представленные в таможенный орган для проведения таможенной процедуры. Исключение составляют транзитные операции.

Графа 20 «Условия поставки» – сведения об условиях поставки, если декларируемые товары ввозятся в счет выполнения контрактных обязательств внешнеэкономической сделки.

Внимание!

Компания «VVS» НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ТАМОЖЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И НЕ КОНСУЛЬТИРУЕТ ПО ДАННЫМ ВОПРОСАМ.

Данная статьи носит исключительно информационный характер!

Мы предоставляем маркетинговые услуги по анализу импортных и экспортных потоков товаров, исследованию товарных рынков и т.д.

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться .

Вконтакте

Одноклассники

Таможенное декларирование – важный момент, создающий условия для реализации правовых норм во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при организации транспортировки продукции через таможню. Сущность этого процесса состоит в предоставлении таможенным служащим информации о перемещаемом грузе, которая необходима для таможенного оформления продукции в соответствии с требованиями законодательства.

Каковы особенности таможенного декларирования товаров

Таможенное оформление представляет собой действия, связанные с помещением транспорта и грузов под режим таможни на основании положений Таможенного кодекса (ТК) Таможенного союза (ТС). Таможенное декларирование имеет две составляющие - предварительное и основное декларирование. Таможенное оформление (таможенное декларирование) основано на соблюдении субъектами ВЭД нормативов, предусмотренных правовыми актами в области режима таможни.

Обязательное таможенное декларирование входит в число важнейших составляющих режимов таможни в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу. Декларирование заключается в предоставлении сотрудникам таможни данных относительно ввозимых/вывозимых товаров, в обязательном порядке подлежащих внесению в таможенную декларацию.

Понятие таможенного декларирования тесно пересекается с таким термином, как «таможенное оформление» как процедура в целом. Во избежание пересечения понятий в различных инструкциях и рекомендациях из Таможенного кодекса Таможенного союза термин «таможенное оформление» изъят, вернее, полностью замещен рассматриваемой в данной статье категорией – таможенным декларированием.

Задачи, которые решаются с помощью таможенного декларирования:

    Обеспечение служб таможенного контроля данными о продукции и транспорте, которые необходимы для реализации целей служб таможни;

    Удостоверение законной легитимности операций, совершаемых декларантом с грузами и транспортом, которые подпадают под тот или иной режим таможни;

    Контроль соответствия информации о продукции и транспорте их реальному состоянию.

Как происходит таможенное декларирование? Эта процедура предполагает заявление в определенном виде точной информации по продукции, транспорту, применяемом к ним режиме оформления, а также предоставление других требуемых данных в отношении физлица, сопровождающего груз.

Под видом декларирования понимаются форма или вариант предоставления заявления, включающего вышеперечисленную информацию, соответствующим службам таможни.

Таможенный контроль и декларирование товаров

Таможенный контроль – ряд действий, принципов, законов, применяемых и выполняемых таможенными органами в рамках своей профессиональной деятельности, целью которых является обеспечение выполнения участниками таможенных отношений действующих законов. Под исполнением действующего законодательства понимается не только таможенное законодательство нашего государства, но и ратифицированные акты международного значения, договоры, заключенные между несколькими самостоятельными государствами, и прочие нормативные акты.

Этот вид контроля реализуется на организованной территории, называемой таможенной зоной. Таможенная зона – часть территории государства, в рамках которой осуществляется контроль перемещаемого через границу имущества. Работники таможенных органов обязаны следить за тем, чтобы процедура ввоза либо вывоза осуществлялась в строгом соответствии с действующими законами. И свои обязанности они выполняют в зоне таможенного контроля, то есть на тех пространственных участках, которые специально организованы для подобного рода деятельности, имеющей огромное значение для безопасности страны и мира в целом.

Таможенный контроль представляет собой не просто исполнение и реализацию законов страны нахождения таможенных органов. При осуществлении контроля учитывается свод законов Таможенного союза. Безусловно, выполнить все предусмотренные Таможенным союзом мероприятия при контроле каждого объекта просто невозможно. Да и это противоречило бы здравому смыслу. Поэтому тем же Таможенным Союзом установлен принцип выборочности, по которому проводится таможенный контроль. В каждом конкретном случае выбираются из множества мер и форм контроля те, которые являются разумными и достаточными в данном конкретном случае для реализации всех остальных правил и принципов таможенного законодательства Союза.

Среди задач, которые ставит перед собой таможенный контроль, можно выделить следующие:

    Проверка соблюдения законности;

    Реализация действующего законодательства;

    Четкое следование правилам выбранной таможенной процедуры.

Формы таможенного контроля:

    Проведение опроса в устной форме;

    Документальная проверка;

    Таможенная проверка;

    Наблюдение в границах таможенной территории;

    Получение объяснений;

    Досмотр перемещаемого имущества и личный досмотр;

    Проверка нанесения на товары специальных идентификационных знаков и маркировки;

    Учет товаров и ТС, которые находятся под таможенным контролем;

    Осмотр складов, помещений, территорий;

    Проверка финансового состояния участников таможенных отношений, их отчетности, а также учета материальных объектов.

Без таможенного декларирования таможенный контроль невозможен. Нельзя осуществить вывоз имущества без составления таможенной декларации и осуществления иных действий, обязательных при вывозе продукции с территории таможни. Выполнение мероприятий таможенного контроля заканчивается только с пересечением таможенной границы. Это очень ответственный момент, потому нередко возникают задержки и проволочки при реализации мер таможенного контроля.

В некоторых ситуациях уполномоченные органы вынуждены проверять данные, зафиксированные при таможенном декларировании, уже после выпуска товаров и транспортных средств с территории таможенной зоны. И они имеют на это полное право. Законом установлен трехлетний срок, в течение которого товары, утратившие статус нахождения под таможенным контролем, могут подвергаться проверке таможенными органами. Иными словами, после того как имущество фактически покидает границы таможенного контроля, само право контроля не прекращает свое действие, то есть рамки контроля простираются во времени. Еще в течение трех лет продукция (товары, транспортные средства и т.д.) могут быть подвергнуты контролю в виде документальной проверки, поскольку физически они уже проверены быть не могут. За этот период они даже могут утратить свою материальную форму и их существование будет подтверждаться лишь документами таможенного декларирования и, возможно, рядом других документов. Члены Таможенного союза могут повышать трехлетний срок на уровне внутренних законов своих государств. Но в целом согласно ст. 99 Кодекса ТС этот срок не может превышать пяти лет, иначе это уже перейдет границы разумности и целесообразности.

Какие есть формы таможенного декларирования товаров

Правовое регулирование служб таможни допускает применение трех форм таможенного декларирования.

    Устная – предоставление в устной форме сотрудникам таможенной службы информации относительно отсутствия продукции, подлежащей обязательному внесению в таможенную декларацию. Данная форма заявления допускается к применению физлицами при транспортировке через таможенный контроль грузов некоммерческого предназначения, багажа, личных вещей. Устное таможенное декларирование используется в системах двух коридоров пропуска пассажиров. В этом случае лицо, намеренное применить устную форму таможенного декларирования, следует через «зеленый коридор», что сокращает время досмотра и упрощает саму процедуру контроля.

    Электронное таможенное декларирование товаров предполагает информирование таможенных служб относительно перемещаемого через границу груза с использованием электронных средств связи.

    Письменная форма таможенного декларирования товаров применяется в случае наличия в багаже/грузе товаров, которые попадают в перечень для обязательного таможенного декларирования.

Наибольшее внимание таможенных служб уделяется таким формам, как электронное таможенное декларирование и заявление сведений в письменном виде. Письменная форма включает подачу заявки на оформление груза в произвольном виде, а также непосредственно таможенное декларирование на бланке установленной формы вместе с транспортировочной документацией. Такая форма может быть применима для перемещения товаров личного пользования (при условии, что они не попадают в перечень товаров, следующих транзитом или отправляемых системами межгосударственной почты).

Для заверения электронной таможенной декларации используется специальная цифровая подпись. Проверка декларирования, осуществленного в такой форме, производится специализированной информационной системой не позднее чем через три часа после принятия. При пересечении границы физическими лицами в частном порядке электронное декларирование не применяется.

Какие виды таможенного декларирования товаров различают

Основные виды таможенного декларирования, используемые в настоящее время, следующие.

По характеру проводимой процедуры

    Неполное таможенное декларирование предполагает предоставление частичной информации и допустимо к использованию как в отношении товаров импортного, так и экспортного изготовления. Этот вид декларирования применяют в ситуациях, когда отсутствует возможность заявления полного объема необходимых сведений по объективным причинам, которые не зависят от субъекта, подающего декларацию. Для дополнения данных в полном объеме после неполного декларирования предоставляется от 45 дней (продукция импортного производства) до восьми месяцев (для экспортных товаров).

    Полное таможенное декларирование юрлицами, декларирующими товары, перемещение которых связано с ВЭД.

    Временный вид декларирования применим к экспортируемым отечественным товарам в ситуациях, когда отсутствует полный объем данных для начисления таможенных выплат.

    Предварительное таможенное декларирование товаров предназначено для оформления товаров иностранного производства до момента их ввоза либо в случаях, когда продукция не завершила процедуру транзита.

По видам декларирования и способу оформления декларации

    Таможенное декларирование грузов применяется при транспортировке товаров в ходе коммерческих сделок.

    Транзитное таможенное декларирование применяется для товаров, помещаемых под процедуру транзита. Транзитные таможенные декларации могут включать транспортировочную и коммерческую документацию.

    Пассажирское декларирование применяется физлицами в отношении товаров, перемещаемых с целью использования для собственных нужд. Заполнение пассажирской декларации может осуществляться при условии достижения возраста 16 лет и используется при выполнении перемещений товаров физическими лицами для последующего личного использования.

    Таможенное декларирование товаров и транспортных средств проводится при пересечении границ транспортом, осуществляющим международные транспортировки. Такая декларация может включать стандартные формы документации и используется при международных перевозках.

Нормы подачи и оформления вышеописанных вариантов декларации регламентируются Комиссией ТС. Данные, которые вносятся при таможенном декларировании, включая необходимые коды, могут отличаться для разных видов деклараций, что указано в ст. 181 и 182 Таможенного кодекса ТС. Список необходимых для декларирования данных определяется кругом сведений. Согласно им, а также данным для статистического учета таможни и обеспечения возможности применения законодательных норм стран ТС производится расчет платежей таможни.

Товары, подлежащие таможенному декларированию

Согласно нормам, описанным в соглашениях, помещение продукции под таможенное оформление и декларирование осуществляются при пересечении товарами границ ТС. Таможенное декларирование товаров в Таможенном союзе для субъектов, которым необходимо заменить ранее заявленную процедуру таможни на другую, имеет свои отличительные особенности. Перед тем как подробно рассмотреть вопросы обязательств в отношении осуществления декларирования, следует уточнить определение словосочетания «таможенная граница ТС». Известно, что ст. 2 Таможенного кодекса ТС указывает, что в состав таможенной зоны ТС входят территории Белоруссии, Казахстана, РФ, а также расположенные за границами союза объекты, в отношении которых действует юрисдикция участников ТС. Декларирование на соответствие Таможенному союзу в отношении товаров осуществляется в пределах таможенных границ ТС и объектов, попадающих под юрисдикцию участвующих в нем государств.

Оформление для целей таможни производится в любом из двух вариантов: «декларирование Таможенный союз» и «декларирование иностранные товары».

Товары Таможенного союза - это :

    Продукция, процесс выпуска которой имел место в пределах таможенных границ ТС;

    Товары, перемещенные в пределах границ ТС и получившие соответствующий статус «продукция ТС» на основании Кодекса или соглашений между странами - участницами ТС;

    Продукция, изготовление которой из товаров, указанных в предыдущем определении, или иностранных товаров осуществлено на территории стран - участниц Таможенного союза (на основании подп. 37 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС).

Вся продукция, которая по указанным признакам не может относиться к продукции ТС, для задач таможни может быть рассмотрена как иностранные товары . В отношении таких товаров действует особенный правовой статус. Перемещение продукции ТС на единой территории таможни ТС осуществляется без каких-либо ограничений и без использования в их отношении формальностей таможни. Продукция иностранного производства помещается под процедуры таможенного контроля на протяжении всего периода нахождения в пределах таможенных границ ТС. Таможенный кодекс регламентирует конкретный порядок операций таможни, необходимых для оформления продукции иностранного производства, а также права/обязанности субъектов, имеющих полномочия по перемещению продукции иностранного производства и временные периоды, отведенные для выполнения действий, имеющих значение с правовой точки зрения.

Продукция иностранного происхождения, перемещенная в пределы ТС и согласно ТК получившая статус продукции ТС через процедуру декларирования и таможенного оформления, может без каких-либо ограничений транспортироваться по всей таможенной территории ТС. В качестве примера можно привести случай, когда для приобретения статуса продукции ТС импортируемые товары помещаются под режим выпуска с целью потребления внутри ТС. Тогда подразумевается, что импортируемая продукция может подлежать использованию и распоряжению без определенных мер ограничительного характера. Таможенный контроль декларирования товаров импорта предусматривает получение иностранными товарами статусов таких видов, как:

    Выпуск для потребления внутри ТС;

    Отказ в пользу страны;

    Операции реимпорта.

Помещение продукции под определенную процедуру оформления с декларированием регулируется п. 1 ст. 179 Таможенного кодекса ТС. В данной статье отмечены иные случаи, когда продукция, перемещаемая через таможенные границы ТС, не подлежит декларированию:

    Транспорт, используемый для транспортировок между странами (гл. 48 Таможенного кодекса ТС);

    Продукция частных лиц для персонального использования (гл. 49 Таможенного кодекса ТС);

    Припасы (гл. 50 ТК ТС).

Кто имеет право производить таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенные процедуры

Процедуры таможенного декларирования товаров могут выполняться субъектом, осуществляющим перемещение продукции, или его представителем (декларантом). Таможенными представителями называют юрлиц, представляющих государства ТС, которые имеют возможность взаимодействовать в правовом поле с субъектами декларирования. Они уполномочены во взаимодействии с сотрудниками таможни выполнять операции, предусмотренные Кодексом ТС. Институт таможенных представителей описан в ст. 12–17 данного Кодекса. Его применение осуществляется исключительно в соответствии с национальными особенностями стран ТС. Это положение обусловлено различием регламента по внесению субъектов в реестр представителей таможни в законодательствах стран-участниц. Установление допустимых полномочий для выполнения операций таможенного декларирования происходит на основании ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза. Если обобщить существующие правила, то можно сказать, что для получения прав выступать декларантом необходимо:

    Оформление сделки ВЭД от лица, которое заключило контракт при транспортировке товаров через границу государств ТС;

    Наличие прав владения, использования/распоряжения продукцией при отсутствии контракта ВЭД.

На основании таких положений становится очевидно, что возможность быть декларантом определяется наличием подтвержденных прав на продукцию, в отношении которой применяется декларирование. Таким образом, можно проследить связь между юридическими правами на распоряжение продукцией в составе груза (включая возможность ее уничтожения) и полномочиями субъекта в качестве декларанта.

Для ситуаций, когда при сопровождении товаров через таможенный контроль не присутствуют граждане государств, участвующих в ТС, согласно ст. 186 Кодекса (п. 2) в качестве декларанта осуществить декларирование могут:

    Частные лица , которые провозят продукцию для собственного использования;

    Субъекты , в отношении которых действуют льготные условия таможенного декларирования (представители дипломатических учреждений или официальных представительств стран, фондов, сообществ, а также другие иностранные граждане, получившие особый статус на основании межгосударственных соглашений);

    Представители представительств , действующих на территории Таможенного союза, при транспортировании продукции, которая предназначается для использования непосредственно представительствами;

    Субъекты, которые владеют правом распоряжения продукцией в ходе контракта , в котором одна из сторон зарегистрирована на территории ТС.

Для режимов таможенного транзита перечень субъектов, которые правомочны осуществлять декларирование, включает всех вышеназванных лиц плюс экспедиторов (при условии регистрации на территории Таможенного союза) и представителей транспортных компаний, транспортирующих транзитные грузы.

Определенные трудности в процессе установления наличия прав на таможенное декларирование продукции возникают вследствие существования двух источников, учитывать которые нужно для определения декларантов. Помимо Таможенного кодекса и других законодательных актов ТС, необходимо принимать во внимание положения гражданских правовых актов государств Союза.

К категории наиболее противоречивых положений относят трактовку понятия «внешнеэкономическая сделка». Подробное определение отсутствует как в самом Таможенном кодексе Таможенного союза, так и в положениях действующих законодательств участников ТС. До формирования единого таможенного пространства в рамках Союза любая хозяйственно-экономическая операция между субъектами, зарегистрированными в различных странах, попадала в категорию ВЭД. С момента образования ТС появляется коллизия, которая заключается в трактовке внешнеэкономического контракта между представителями, зарегистрированными на территории ТС, но являющимися налогоплательщиками разных стран. С точки зрения государственных таможенных территорий такая сделка должна сопровождаться декларированием по требованиям ВЭД. Все было бы правильно, если бы при этом продукция пересекала границы ТС. Если же такой момент отсутствует, то в вопросах установления прав декларанта следует руководствоваться ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза, в которой описаны все возможные варианты определения декларанта.

При рассмотрении вопроса определения правомочий потенциального декларанта необходимо отметить некоторые особенности переходных нормативов, которые представлены в ст. 368 вышеуказанного Кодекса. Здесь указано о допустимости таможенного декларирования в ТС при следующих условиях:

    Декларирование товаров на таможне государств - участников Таможенного союза может осуществляться субъектами, которые зарегистрированы, постоянно проживают на территории государства ТС, кроме случаев, допускающих декларирование иностранными гражданами (описано в п. 2 ст. 186 ТК ТС);

    Декларирование может осуществляться представителями консульских и диппредставительств, а также международных организаций стран Таможенного союза при условии подачи декларации таможенным службам страны, в которой они располагаются.

Присутствие переходных положений в вопросах установления правомочности таможенного декларирования субъектами объясняется тем, что в настоящее время уже применяются единые правовые нормативы в таможенной сфере, но еще отсутствует унификация валютного, налогового, банковского и других законодательств. На данном этапе отсутствуют единая ставка НДС, общие нормы идентификации налогоплательщиков и их регистрации, а также существует целый ряд других противоречий, касающихся не только правовых, но и организационных или технических моментов. Такая ситуация обусловливает присутствие переходных норм в правовых документах ТС. Это позволяет формировать наиболее благоприятные условия для осуществления таможенного декларирования и контроля выпуска грузов в Таможенном союзе. Действующие нормативы предполагают совершение декларирования таможенной стоимости товаров хозяйствующими субъектами в органах государств, на территории которых они зарегистрированы. Данное положение не распространяется на продукцию, следующую в таможенном режиме транзита, при котором допускается декларирование иностранными субъектами.

В каком случае возможно таможенное декларирование товаров для личного пользования

Товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу, также должны быть подвергнуты процедуре таможенного декларирования. Таможенное декларирование (составление таможенной декларации) – обязательное условие прохождения процедуры перемещения товаров через границу. Но вид такой декларации будет зависеть от вида процедуры.

Пункт 36 ст. 4 ТК ТС содержит определения тех товаров, которые могут расцениваться как предназначенные для личного пользования. Это те вещи, которые используются либо созданы для использования в личных целях, для осуществления бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Обычно через границу их перевозят в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, с помощью международных почтовых отправлений, путем доставки перевозчиком и так далее (ст. 353 ТК ТС).

Для физических лиц предусмотрен особенный упрощенный порядок перемещения товаров. Способы для перемещения товаров, предназначенных для личного пользования, отличаются меньшим набором требований к процедуре, отсюда этот порядок называется упрощенным. Но необходимо учитывать, что количество и стоимость таких товаров не должны превышать установленной для данной категории объектов величины, иначе они уже не смогут подвергаться таможенно-тарифному регулированию как перемещаемые в упрощенном порядке. Упрощенный порядок нередко подразумевает освобождение физического лица, провозящего имущество через границу, от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Как выяснить предназначение перемещаемых объектов? Как отграничить товары для предпринимательской деятельности от товаров для личного потребления, ведь зачастую граница бывает весьма условной? Отнесение объектов к той или иной категории осуществляется самими таможенными органами, но на основании заявления субъекта перемещения – физического лица. Человек, перемещая товары через границу, сообщает представителям таможни о том, к какой категории он сам относит перемещаемые объекты (сообщает устно или с помощью таможенного декларирования в письменной форме). Дальнейшую оценку должны дать сами таможенные органы, применяя при этом систему управления рисками. Представители уполномоченного органа берут во внимание не только количественные и стоимостные характеристики товара, но и частоту пересечения данным физическим лицом границы государства и провоза товаров через таможню.

В повседневной деятельности таможенных органов критерии определения предназначения товаров применяются в следующем порядке.

    Свойства товаров, их предназначение . Если традиционно данный вид товаров не используется в быту и не имеет таких потребительских свойств, которые позволили бы предположить возможность применения объекта для личных целей, то представители таможенных органов обычно относят подобные товары к объектам, предназначенным для предпринимательской деятельности.

    Количество товаров. Очевидно, что, если физическое лицо провозит огромное количество однородных товаров (например, платья одного и того же фасона, цвета, но разных размеров), то убедить таможенных работников в том, что эти вещи предназначены исключительно для личного потребления лица, вряд ли удастся. Надо оценить, насколько объем товаров превышает реальные возможности потребления данного лица или его семьи, чтобы утверждать, что товары перемещаются для предпринимательских целей.

    Частота перемещения товаров через таможенную границу. Разумно предположить, что, если одно и то же физическое лицо периодически провозит через границу однородные товары, хотя и в малых количествах, оно делает это вероятнее всего для предпринимательских целей. То же можно сказать о почтовых отправлениях, совершаемых между одними и теми же субъектами одновременно либо в течение одного месяца. Такие отправления вполне обоснованно могут расцениваться как предназначенные для предпринимательских целей.

Если таможенное декларирование товара физическим лицом в отношении предназначения объекта не совпадает с оценкой работников таможенных органов, то преимущество имеет мнение последних. Нужно помнить, что и потребности физических лиц, перемещающих товары через границу, индивидуальны, и свойства товаров могут быть очень разными. Поэтому каждый случай провоза товара рассматривается в отдельности. Сотрудники таможни обычно берут во внимание следующие факты:

    Состав семьи физического лица;

    Обычную потребность человека в такого рода товарах;

    Место работы (если есть);

    Место жительства (территория Таможенного союза, соседство с границей);

    Цель поездки, частота повторений поездок;

    Ассортимент объектов, перемещаемых через границу;

    Документальное подтверждение приобретения данных товаров в розницу;

    Частота перемещения идентичных товаров различными физическими лицами.

В ходе опроса могут быть выявлены иные имеющие значение факторы.

Основными документами, которые удостоверяют факт неоднократности перемещения через границу однородных товаров за конкретный отрезок времени, являются пассажирские таможенные декларации. По отметкам на них, сделанным таможенными работниками, всегда легко определить, были ли ранее выпущены за границу подобные товары либо в выпуске было отказано. Вполне возможна ситуация, при которой лицо, часто пересекая границу государства, не имеет возможности ввозить те или иные группы однородных товаров.

По правилам таможни цель использования ввозимых товаров должна быть указана в личном заявлении человека, пересекающего границу. Заполняя форму, приведенную в приложении к Соглашению «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через ТГ ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», физическое лицо указывает факт приобретения имущества на территории ТС, а также принадлежность продукции – для личных целей. Подобное заявление должно совпадать с информацией, которая присутствует на упаковке товаров, на бирках, ярлычках и прочей документации, если таковая имеется.

Закон содержит круг товаров, продукции, имущества, которые не могут быть признаны перемещаемыми для целей личного использования. Вот перечень товаров, не относящихся к товарам для личного пользования :

    Котлы центрального отопления;

    Природные алмазы;

    Солярии для загара;

    Аппаратура и оборудование для фотолабораторий;

    Те товары, за вывоз которых государство установило определенные пошлины. Вывозными пошлинами не облагаются раба, морепродукты (кроме икры осетровых видов рыб) весом, не превышающим 5 килограммов; икра осетровых видов рыб весом, не превышающим 250 граммов; топливо, залитое в баки транспортного средства для личного пользования, или в отдельной емкости – максимум 10 литров;

    Драгоценные металлы и драгоценные камни таможенной стоимостью более 25 тыс. долларов в эквиваленте;

    Двигатели внутреннего сгорания, кроме двигателей для водных судов;

    Косилки (сюда не входят газонокосилки для парков и спортплощадок), сенозаготовительные, уборочные машины, механизмы для обмолота, прессования сена и соломы;

    Некоторые машины и оборудование (например, оборудование для производства или отделки войлока или фетра, приборы и аппаратура для обнаружения или измерения ионизирующих излучений);

    Тракторы, моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки грузов или пассажиров; транспортные средства промышленного назначения самоходные, не оборудованные подъемными или погрузочными устройствами;

    Прицепы для перевозки автомобилей;

    Суда, лодки и плавучие конструкции, кроме яхт и прочих плавучих средств для отдыха и спорта, гребных лодок и каноэ;

    Медицинская техника и оборудование, за исключением необходимых для использования в пути следования либо по медицинским показаниям;

    Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей;

    Мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная; парикмахерские кресла и аналогичные кресла;

    Игры, приводимые в действие монетами, банкнотами, банковскими карточками, жетонами или аналогичными средствами оплаты;

    Товары, подлежащие экспортному контролю в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.

К большому сожалению участников таможенных отношений, совершающих перемещения продукции, этот перечень не является исчерпывающим. К еще большему сожалению сотрудников таможни, им необходимо обладать действительно глубокими познаниями законодательства и аналитическим складом ума, чтобы правильно и точно определить возможность ввоза/вывоза продукции в каждом конкретном случае. Было бы гораздо проще, если бы все ограничивалось одной инструкцией.

Одна из важнейших стадий перемещения товаров через границу – это таможенное декларирование.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в форме заполнения пассажирской таможенной декларации (ПТД) . Бланк для нее разработан решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 287. Этой формой необходимо руководствоваться почти во всех случаях, кроме случаев пересылки международных почтовых отправлений и перемещения путем таможенного транзита. Однако нужно заметить, что физическое лицо может по собственной инициативе заполнить пассажирскую таможенную декларацию, независимо от того, что он провозит те товары для личного пользования, которые по закону не подлежат таможенному декларированию.

Что значит таможенное декларирование стоимости товаров

Таможенный кодекс Таможенного союза посвятил ст. 65 понятию декларирования таможенной стоимости товаров. Здесь используется понятие «декларант» - лицо, которое декларирует перевозимые через границу товары. Процедуре таможенного декларирования отведена целая глава ТК ТС (глава 27). Физические лица, которые провозят товары через таможенную границу исключительно для личного пользования, не обязаны производить таможенное декларирование товара. Для этих участников таможенных отношений предусмотрен другой порядок следования через границу ТС. И он содержится в гл. 49 Таможенного кодекса, дополнен межправительственными актами.

Порядок оформления декларации описан в п. 1 ст. 65 ТК. Так, декларант составляет заявление на имя таможенного органа о тех товарах, которые планирует переместить через границу, о выбранной форме перемещения (таможенной процедуре). В заявлении также указываются свойства товара, имеющие значение для осуществления процедуры. Неотъемлемой составляющей таможенного декларирования по установленной форме является указание таможенной стоимости товара.

Помимо самой стоимости декларант обязан указать, как эта стоимость была выявлена (п. 2 ст. 65 ТК): использованный метод определения величины таможенной стоимости, обстоятельства внешнеэкономической сделки, которые сформировали таможенную стоимость товара. Предоставляя эти сведения, декларант должен приложить необходимые документы для их подтверждения. Существует несколько методов определения таможенной стоимости, которые описаны в Соглашении «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза». Это методы:

    При сделках с ввозимыми товарами;

    При сделках с идентичными товарами;

    При сделках с однородными товарами;

    Метод вычитания (метод по стоимости реализации товаров на единой таможенной территории);

    Метод сложения (расчетной стоимости);

    Резервный (комбинированный) метод.

Выбор метода осуществляется не произвольно. Самым распространенным считается первый, ко второму декларант может перейти лишь при невозможности использования первого метода. И так до самого конца, в строгой последовательности. Принцип определения стоимости ввозимых товаров таков: таможенная стоимость – это максимально возможная стоимость сделки с таким товаром. Следовательно, за таможенную стоимость продукции принимается та цена, которая будет уплачена или уже фактически уплачена за перемещаемый через границу товар на единой таможенной территории ТС. Эта цена подлежит дополнению согласно условиям ст. 5 Соглашения.

Все остальные методы, предусмотренные Соглашением (определения стоимости с идентичными, однородными товарами, метод сложения и вычитания, а также комбинированный метод), применяются, если таможенную стоимость товара невозможно определить сопоставлением с ценой внешнеторговой сделки.

Для выбора того или иного метода нужно иметь четкое представление, каких именно случаев он касается и как его можно применить на практике. К примеру, методы, касающиеся идентичных или однородных товаров, невозможно использовать без понимания определения понятий однородности и идентичности в рамках таможенного законодательства. Такие определения приведены в ст. 3 Соглашения. Если товары не являются ни идентичными, ни однородными, то декларант может применить к своему товару методы сложения или вычитания. И только в самом крайнем случае используется комбинированный метод (п. 1 ст. 10 Соглашения).

Дело определения таможенной стоимости товара в рамках таможенного декларирования сопряжено с некоторыми сложностями, поэтому лучше решить эту задачу не самостоятельно, а заранее проконсультировавшись с должностными лицами таможенных органов. Порядок согласования цены приведен в ст. 52 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Заинтересованное лицо может направить на таможню запрос, изложенный в письменном виде. И такой запрос станет бесспорным основанием для таможенников ответить заявителю, то есть предоставить информацию о таможенном декларировании также в письменном виде в течение одного месяца с момента поступления запроса. Сотрудники таможенных органов не вправе предварительно определять таможенную стоимость (ст. 113 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Но адекватную и своевременную информацию предоставить сотрудники уполномоченных органов все-таки обязаны. Так, если информация в рамках консультаций была предоставлена несвоевременно, не в полном объеме или является недостоверной, то этот факт может стать причиной убытков заявителя. Убытки можно возместить в судебном порядке на основании норм Гражданского кодекса РФ (ст. 16, 1069 ГК РФ).

Существует норма (ст. 11 Соглашения), которая позволяет декларанту получить ввозимые товары в порядке, установленном законами ТС, в том случае, если на момент ввоза товаров невозможно определить их точную стоимость в связи с отсутствием некоторых элементов (документальных сведений) внешнеторговой сделки, без которых расчет таможенной стоимости товаров не представляется возможным.

От методов таможенного декларирования следует отличать способы, перечисленные в п. 3 ст. 65 ТК. Основным способом таможенного декларирования является заявление о таможенной стоимости в декларации таможенной стоимости, а также в декларации на товары. Но преимущество имеет первый способ. Второй применяется только тогда, когда ДТС не предусмотрена по закону и сотрудники таможенных органов не выдвигают обоснованного требования ее заполнения.

Следует заметить, что декларация таможенной стоимости является обязательным элементом таможенного декларирования в большинстве случаев, декларации на товары без ДТС обычно не принимаются. Следовательно, декларация таможенной стоимости непременно должна быть подана вместе с декларацией на товары. Кроме того, таможенникам предоставляется комплект документов, явившихся основанием для отражения сведений в декларации. Подтверждающая документация – еще одна неотъемлемая часть таможенного декларирования.

Декларация таможенной стоимости должна быть выполнена в электронном виде и на бумажном носителе. Два экземпляра в бумажной форме составляются: один для декларанта с отметкой таможенного органа, а другой для таможни.

Форма декларации таможенной стоимости разработана специалистами, найти ее можно в приложении № 2 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров. Для определения таможенной стоимости следует руководствоваться документом Комиссии ТС № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

Будьте внимательны при оформлении внешнеторговой сделки. Большинство споров, касающихся определения таможенной стоимости при таможенном декларировании, связано с фактором влияния на цену сделки взаимозависимости ее сторон.

Какие документы необходимы при таможенном декларировании товаров

Таможенное декларирование физическими лицами или юридическими субъектами сопровождается подачей следующих документов.

    Документы, на основании которых может быть установлена правомочность таможенного декларирования конкретным субъектом.

    Документация, которая удостоверяет факт внешнеэкономического контракта, или другие документы, подтверждающие правомочность распоряжения/владения/использования товарами, следующими через таможенную границу.

    Документация на перевозку товаров.

    Документация, которая служит подтверждением того, что соблюдены все действующие запреты/ограничения в отношении данного вида продукции.

    Документация, служащая подтверждением соблюдения ограничений/запретов по установленным мерам защитного/антидемпингового/компенсационного характера.

    Документация, которая служит подтверждением заявленного кода по классификации товара.

    Платежные документы по выплате/обеспечению платежей, предусмотренных таможенными правилами.

    Подтверждение правомочности применения льготных положений по таможенным выплатам, по налогообложению, пошлинам, которые базируются на особенностях таможенной процедуры.

    Документация, на основании которой допускается корректировка сроков внесения таможенных платежей (налогов, пошлин и т.д.).

    Документация, на основании которой осуществляется декларирование таможенной стоимости.

    Подтверждение факта соблюдения нормативов валютного режима, который соответствует правовым актам стран Таможенного союза.

    Регистрационная документация транспорта, используемого для международной транспортировки при процедурах таможенного транзита.

Каков порядок таможенного декларирования товаров

Декларирование грузов в органах таможни предполагает четкое регламентирование действий специалиста по таможенному декларированию со стороны таможни и со стороны декларанта.

    Оформление установленной формы декларации декларантом и передача ее в таможенные органы до окончания периода, предусмотренного для временного хранения (на импорт), до даты убытия (для экспорта). Для продукции, которая относится к категории предметов, попадающих в разряд средств административных правонарушений, после даты появления решения о возврате, об освобождении от уголовной/административной ответственности декларирование должно осуществляться в течение одного месяца.

    Корректировка информации, предоставленной в ходе таможенного декларирования, может осуществляться до момента выпуска при условии неизменности сумм платежей (исключение составляет изменение таможенной стоимости в декларации); если таможня еще не отправила уведомление о месте/дате досмотра; не были приняты определенные меры таможенного контроля. Корректировка информации, представленной при ввозе, может осуществляться после факта ввоза на условиях, представленных в Решении Комиссии Таможенного союза № 255 от 20.05.2010 г.

    Автоматическая нумерация таможенной декларации осуществляется независимо от последующих решений таможни.

    На изучение документа таможенного декларирования сотрудникам таможни отводится не более 2 часов.

    Решение о регистрации декларации или об отказе принимается на основании проверки с выявлением/отсутствием фактов нарушения таможенных правил.

    При положительном решении о принятии декларации ей присваивают индивидуальный регистрационный номер.

    При отрицательном решении по регистрации декларирования декларант получает письменный отказ с указанием факторов, повлиявших на такое решение.

Кодекс Таможенного союза указывает на особенности таможенного декларирования, которые могут оказать влияние на принятие отрицательного решения по регистрации декларации. В перечень таких причин входят следующие:

    Документы по таможенному декларированию подаются в отделение таможни, которое не обладает правами по их регистрации (в этом случае декларация отправляется представителем таможни в требуемую таможню);

    Таможенное декларирование осуществляется субъектом, не имеющим необходимых правомочий;

    Документы по таможенному декларированию оформлены без соблюдения установленных требований (отсутствует необходимая информация, декларация подана в неправильной форме, нет соответствующих подписей/печатей предприятия);

    Предоставлен не полный пакет документации по таможенному декларированию (кроме ситуаций предоставления разрешения таможней в письменной форме);

    При подаче таможенной декларации на продукцию без выполнения операций, которые в обязательном порядке должны быть завершены до момента таможенного декларирования (к примеру, не закончена процедура транзита).

Какие «подводные камни» имеют таможенное декларирование и выпуск товаров

Процедура таможенного декларирования товаров имеет некоторые проблемные моменты. В такую категорию прежде всего попадают намеренные действия по нарушению правовых норм определенной страны, ошибки перевозчика или представителя таможенной службы. В современной практике чаще всего возникают следующие «подводные камни».

    Неточное оформление документации таможенного декларирования или ее неполная комплектация. Когда выявлен факт отсутствия обязательного документа или наличия ошибок в нем, возможно принятие мер, ограничивающих выпуск груза через таможенную границу. Товары при этом размещаются на складе до момента предоставления необходимой правильно оформленной документации.

    Нарушение законодательных норм. При ошибочном невключении товара в декларацию или намеренной попытке контрабанды таможенные служащие могут применить по отношению к грузу меру ареста, а по отношению к субъекту, допустившему такое нарушение, меры административной/уголовной ответственности.

    © ООО«ВладВнешСервис» 2009-2019. Все права защищены.

Составление ГТД или грузовой таможенной декларации (бланк и образец заполнения представлены ниже) обязательно для любого груза, перевозимого через границу РФ вне зависимости от того, импорт это или экспорт. Помимо полной информации о содержимом, в этом документе содержатся данные о его получателе и целях поставки. Его наличие свидетельствует о легитимности груза и полном соблюдении правил ввоза/вывоза. Заполнение ГТД регламентировано Федеральным законом №311-ФЗ от 27.11.10 г.

Структура ГТД

В бланке грузовой таможенной декларации две формы: ТД1 (основная) и ТД2 (добавочная).

  • ТД1 — заполняется на одинаково именуемые товары в соответствии с ТН ВЭД (в расчет принимается кодировка вплоть до девятого знака). Предполагается их транспортировка в едином таможенном режиме.
  • ТД2 – заполняется на товары, не попавшие в ТД1. В один добавочный лист можно внести не более трех разных позиций. Их общее число не может превышать 33 шт. на один лист ТД1.

По одной декларации с учетом двух форм можно задекларировать до 100 товарных позиций. Представленный на нашем сайте образец заполнения грузовой таможенной декларации соответствует всем требованиям закона.

Товары, с которых не взимается налог и пошлина и не налагается обязательство по лицензированию и квотированию, можно оформить по описи. Последняя заменяет ТД2.

Правила заполнения ГТД

Перечень требований к заполнению грузовой таможенной декларации идентичен любым другим документам.

При заполнении декларации на импорт и экспорт соблюдаются одни и те же правила.

Расшифровка полей ГТД

На примере ГДТ по импорту разберем заполнение ТД1

  • Тип декларации – ИМ (импорт) или ЭК (экспорт).
  • Номер состоит их трех групп цифр, которыми зашифрован код таможенного подразделения, дата составления и номер декларации.
  • Формы. Первая цифра означает формат декларации («1» — ТД1 основной лист), вторая число дополнительных листов.
  • Общее число декларируемых товаров и грузомест. Указываются реальные количественные показатели.
  • В общей таможенной стоимости указывается ценность всего задекларированного одним документом груза. Цифра проставляется с копейками.
  • Страна отправки и получения — полное наименование и кодировка.
  • Валюта поставки. Указывается код денежной единицы и курс валюты.
  • Условия поставки. Здесь отражается способ доставки. Например, порт Владивосток.
  • Грузовые места и описания товаров. Дается полное наименование декларируемого товара его состояние (новый или б/у), а также число занимаемых им мест.
  • Характеристики груза. Отражается вес без и с упаковкой, его таможенная и валютная стоимость.
  • Исчисление платежей. Каждый в своей графе: таможенные сборы — 1010, пошлины — 2010, НДС- 5010.

Добавочные листы заполняются по аналогии с основным.

Поделиться: