Основные религии в россии. Традиционные религии в россии — хочу знать


Современная Конституция определяет Россию как светское государство, однако, несмотря на это, религия в России играет очень важную роль. Единой государственной религии в России не существует, потому что российское законодательство утверждает право человека на свободу вероисповедания, а также равенство граждан перед законом, независимо от их убеждений и религий.


Опросы, посвященные религиям современной России, показали, что верующими себя считают 85-90% жителей страны. Однако при этом сооружения культа регулярно посещают не более 15% россиян.


Самой распространенной религией в России на сегодняшний день является православие, которое исповедуют около 75% жителей страны. На втором месте по популярности находится ислам, распространенный среди народов Северного Кавказа, а также среди приезжих из стран Средней Азии и Азербайджана. Доля приверженцев этой конфессии в России составляет около 5%. На католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм и прочие религии в стране приходится примерно по 1%.

История религии в России: как все начиналось

История религии в России уходит своими корнями в глубину веков и начинается примерно тогда же, когда и история России в целом. Уже в Древней Руси большую роль в жизни общества играли различные культы и верования. В славянском пантеоне были божества плодородия, солнца, огня, ветра и т.д. Словом, всего, что окружало жителей Древней Руси и от чего напрямую зависело их благополучие.


В 988 году при правлении князя Владимира произошло крещение Руси, после которого народные традиционные религии России отошли на второй план. При поддержке власти православие начало быстро распространяться по территории страны и постепенно превратилось в официальную религию в России.


На протяжении многих веков общественная и политическая жизнь страны были неразрывно связаны с религией. Во времена СССР православие оказалось под запретом, однако заменить религиозность партийностью власти так и не удалось. Сейчас религия в России снова набирает популярность.

Православие: основная религия России

Итак, в настоящее время православие является основной религией России. Его исповедуют все славянские народы, проживающие на территории страны, а также часть крупных неславянских этнических групп (например, чуваши, мордва, коми, грузины, осетины, армяне и т.д.). К другим религиям народов России относятся католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм,ислам,а также некоторые традиционные верования, которые до сих пор распространены в некоторых этнических группах.


Несмотря на то, что Конституцией РФ предусмотрена свобода вероисповедания, а также равенство всех религий, православие все-таки занимает особое место в жизни страны и общества. Многие даже называют его национальной религией России.


Социологические опросы, посвященные теме вероисповедания в России, показывают, что около 76% россиян, называющих себя православными, соблюдают церковные традиции. Правда, почти каждый второй признался, что религия для него - это скорее традиция предков, чем осознанный выбор.

В нашей стране действует много религиозных течений. Свобода совести и вероисповедания, а также право на индивидуальное или коллективное исповедование любой не агрессивной религии на публичное распространение её убеждений и действия гарантированы Конституцией Российской Федерации. Религия в России представлена основными мировыми конфессиями и их идеологическими ответвлениями. Главной из них является христианство, его исповедует самая большая часть верующих. Многие граждане, особенно восточных и южных регионов страны, предпочитают ислам. В Хакассии, Бурятии и некоторых районах Алтая население склоняется к буддизму. В еврейских диаспорах по всей территории страны преобладает иудаизм.

Господствующим направлением в русском христианстве ещё со времён крещения Руси Великим князем Владимиром Красным Солнышком стало православие, заимствованное у Древней Византии. И только в западных областях РФ, примыкающих к Белоруссии и Прибалтике, исповедуется католическое христианство и протестантизм.

Так сколько же религий в нашем государстве, и каково число их приверженцев? По данным РАН от 2013 года:

  • православное христианство в России исповедует 79 процентов жителей страны;
  • духовное христианство, не имеющее отношения к религии, представлено 9 процентами;
  • мусульмане составляют 4 процента;
  • к иным верам принадлежат около 1 процента;
  • атеистами считают себя примерно 7 процентов российских людей.

Так образом, общее число верующих в нашей стране, если не считать атеистов, приближается к 93%. Рассмотрим особенности каждого вероисповедания в России по отдельности. Все они имеют определённые исторические и национальные предпосылки и являются духовной основой объединения народов страны в одно государство.

Православие

Главным символом православия как одной из ветвей христианства является вера в Иисуса Христа – наместника на земле истинного Бога и Спасителя человечества. По нескольким версиям, изложенным в канонических и апокрифических Евангелиях, Бог Отец послал своего сына в наш грешный мир, чтобы исправить пороки людей, сделать их достойными внимания Божия. Иисус показал людям пример благочестия и подвижничества, и это стоило ему жизни. Он был распят на кресте рядом с обычными разбойниками, но на третий день после смерти произошло воскрешение, и он показал людям, что действительно умеет творить чудеса.

Главная концепция христианства заключается в том, что Бог един, но существовать он может сразу в трёх лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Отсюда и само происхождение слова «Троица», учение о которой ввёл в христианство Феофил Антилохский ещё в момент зарождения этой религии во II веке новой эры.

Будучи урождённым от Пресвятой Девы Марии и Святого Духа, Иисус появился на Земле ради избавления человечества от Сатаны, наложившем на людей проклятие, греховность и смерть. Искупив эти напасти самим фактом своей смерти, Сын человеческий воскрес и тем самым показал другим возможность искупления грехов перед вратами Рая, дал веру в воскресение каждого и вечную жизнь для всех праведников.

Христианство олицетворяется именем основателя – Христос, потому что он имеет прямое отношение к образованию этой религии. Этот человек намеренно принёс себя в жертву ради других своих современников и предшественников, страдающих в результате отлучения ещё Адама и Евы от Бога. Христос опять обратил к ним лицо божье и через себя искупил часть их греха.

Вера во Христа

Почему верование во Христа стало одной из крупнейших мировых религий? Причина – в цельном мировоззрении, включающем в себя три принципа, без которых невозможна ни одна традиционная религия:

  1. Вера в существование Бога.
  2. Признание идеологии данной религии.
  3. Следование её канонам.

В противном случае речь может идти только о каком-либо шаманстве, фетишизме, магии или о чём-то подобном, являющимся нетрадиционным религиозным течением, или псевдорелигией.

Важной особенностью православия становится опора Бога на человека. Только человек, по утверждению Христа, есть мерило всего на свете. Эта мудрость пришла ещё от философов Древней Греции. Христианство принесло в неё лишь тесную связь человека и Бога. Всевышний корректирует поведение человека и приводит его мысли в порядок.

Декларацию учения Христа демонстрирует его «Нагорная проповедь», в которой он показывает своим ученикам и последователям истинный путь в Небесное Царство. Это своеобразный моральный кодекс христианства.

Современный мир многогранен. Это касается и религиозных течений, а также их проповедников. Они навязывают верующим определённые идеалы, иногда расходящиеся с их собственными нормами жизни. Православие в этом смысле никому ничего не навязывает, а просто призывает верить в Бога как в высшее олицетворение мировой справедливости, не входящей в противоречие с национальными интересами и являющейся официальной религией в России, такой же, как ислам, иудаизм и буддизм.

В православии Бог олицетворяет все лучшие качества человека – истину, мудрость, любовь, блаженство, добро, красоту, могущество, вечную жизнь. Все они находятся в гармоничном соотношении друг с другом.

Католицизм

Термин «католичество», что в переводе с греческого означает «всеобщий», впервые ввёл святой Игнатий Антиохский, последователь Иоанна Богослова, в 110 году новой эры. Позднее его официально закрепил Никейский собор. Этот термин свидетельствовал о начале раскола между Византийской и Римской христианскими церквями, касавшегося в основном некоторых базовых церковных ритуалов.

Данное вероучение, так же, как и православие, ориентировано на Священное писание, Библию и на Катехизис, в котором изложены таинства Католической церкви. Их семь:

  • крещение, процедура которого описана в канонических евангелиях;
  • таинство брака;
  • конфирмация, или миропомазание;
  • евхаристия;
  • таинство исповеди;
  • освящение елеем;
  • таинство священства.

Кроме того, в католической вере учитываются доктринальные положения, отличающие её от других конфессий, образующих христианство:

  • Святой Дух у католиков происходит в равной степени от Отца и Сына, а не кого-то одного из них (это выражается термином «филиокве»);
  • Дева Мария зачала непорочно, только затем её беременность Христом обратилась в телесную форму;
  • Грешники, отступающие от учения Католической церкви, попадают в Чистилище;
  • Раскаявшиеся грешники получают индульгенцию, прощающую грехи;
  • Культ Пресвятой Девы Марии;
  • Возвышение святых, мучеников, блаженных с оказанием им почестей, равных Богу;
  • Утверждение владычества Римской церкви над всеми католическими церквями мира в качестве прямого преемника святого апостола Петра;
  • Строгая субординация всех отделений католической церкви (сравните: православная церковь автокефальна, то есть независима ни от какой другой церкви);
  • Непогрешимость Папы Римского во всех вопросах, касающихся веры в Бога и нравственности.
  • Святость брака. Он не может быть расторгнуть лишь по желаниям сторон, только с разрешения церкви.

Разница православной и католической церкви

Разница между православной и католической церковью касается и обрядов. Латинские обряды имеют свои и особенности:

  • к символу веры Бога в филиокве всегда добавляется также имя Сына;
  • в любом церковном приходе обязательно наличие священника;
  • крещение у католиков осуществляется не путём погружения в воду, как в православии, а окроплением головы водой;
  • миропомазание может проводить лишь епископ, простой священник имеет на это право только в случае приближения смерти исповедуемого;
  • при Евхаристии употребляется не квасной хлеб, как у православных, а пресный;
  • миряне причащаются при помощи Тела или Крови Христа, священников причащают только Телом и Кровью, то есть полноценным причастием;
  • крестное знамение у католиков производится слева направо и всеми пальцами руки, так как они символизируют именно пять Христовых ран при распятии на кресте.

Протестантизм

Протестантизм – одно из направлений христианства, такое же главное, как католичество и православие. Оно представляет собой религиозное объединение протестантских церквей, идеологически берущих начало с эпохи Реформации и выступающих против классического католицизма в Европе, делая его то более либеральным, то более консервативным.

Протестантское богословие было сформировано XVI-XVII в.в. Основными идеологами протестантского учения в эпоху Реформации были Жан Кальвин, Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Ульрих Цвингли. Позднее его развивали Гарнак А., Шлейермахер Ф., Трельч Э. и другие. Новое течение в протестантской теологии знаменует богословие Дитриха Бонхеффера.

Основа протестантизма – те же самые верования в Бога, в его триединство, рай и ад, бессмертие человеческой души, что и у христиан. Но в отличие от католиков протестанты отвергают образ Чистилища, полагая, что только вера в Христа– смерть его на кресте и последующее воскресение из мёртвых – может дать окончательное прощение грешникам.

Протестанты считают, что единственный источник учения христиан – Библия. Изучение её канонов и применение их на собственной практике и есть самая важная задача истинно верующих. При этом миссионеры протестантизма стараются сделать Библию доступной всем верующим, переводя её на все их национальные языки. Эта книга, являющаяся по сути историей мытарств еврейского народа, для протестантов стала непререкаем авторитетом. С её помощью оцениваются все другие религиозные учения, поступки и мнения. Всё то, что не находит подтверждения в Библии, не подлежит исполнению верующих.

  • Непререкаемость Священного писания.
  • Священство для всех без исключения верующих.
  • Спасение с помощью личной веры.

К вере, учению о спасении, церкви и таинствам протестантское богословие в его классическом виде относится очень строго. Менее существенной для протестантов становится внешняя, обрядовая, сторона церковного быта. Отсюда широкое разнообразие формальностей при одновременном соблюдении основных постулатов учения.

Учения в протестантстве

Время сформировало в протестантстве множество собственных учений. Некоторые из них стали выходить за рамки классических доктрин. Например, убеждение адептов некоторых учений в обладании ими пророческого дара. Так была сформирована секта Адвентистов седьмого дня и некоторые другие течения, основанные на откровениях и видениях их основателей.

Из всех таинств, которых придерживаются протестанты, всеми учениями поддерживаются только два – причащение и таинство крещения. Все прочие считаются условными. При этом крещение может производиться в любом возрасте в то время, как для совершения причастия кандидат должен пройти конфирмацию – специальный подготовительный ритуал.

Исповедь и брак, а также другие подобные таинства у протестантов относятся просто к традиционным обрядам. Также они приветствуют молитвы в честь умерших, святых, хотя относятся к ним с почтением. Не поклоняются мощам умерших, считая этот обряд не соответствующим Священному Писанию и напоминающим обычное идолопоклонство.

В молитвенных домах у поклонников этой веры нет никакого декора, обычного для большинства церквей. Молитвы могут совершаться в любых зданиях, совершенно неприспособленных для богослужения, ибо оно, по убеждению верующих, должно быть сосредоточено не на созерцании красивого интерьера, а на молитвах, исполнении псалмов, церковной проповеди и пении гимнов на языке паствы.

Духовное христианство

В духовное христианство входит несколько течений, появившихся в России на рубеже XVII и XVIII веков. Самые известные из них:

  • духоборцы;
  • молокане;
  • скопцы;
  • хлысты, или христововеры.

У всех этих, как они сами себя называли, людей Божьих в богослужениях отсутствовала всякая православная ортодоксальность. Это можно объяснить, скорее всего, просто бедностью паствы, происходившей из беглых крепостных крестьян. Именно поэтому их преследовали в России и в императорский, и в советский периоды.

Хлысты

Хлысты являются самым древним нетрадиционным течением в духовном православном христианстве Руси. По одной из версий, оно развилось из старообрядчества во время гонений на него со стороны официальной православной церкви при патриархе Никоне и государе Алексее Михайловиче. Позднее секта хлыстов раздробилась на несколько общин, которые совершенно не зависели друг от друга, поэтому их культ стал во многом различен.

Библия толкуется христововерами как аллегория, разрешающая верующему общаться с Богом, Сыном и Святым духом напрямую без посредников в виде православной церкви. По их убеждению, Бог воплощается в праведном человеке, и тогда он становится своеобразным образом Христа – хлестом, пророком или богородицей.

Религиозная традиция христововеров была очень аскетична. В основном она представляла собой так называемые радения – молитвенные ритуалы, доводящие верующих до экстаза и даже до помутнения сознания. Какое-то время хлысты ещё посещали православные церкви, потом образовали свои собственные общины, которые они называли «кораблями». После отмены Крепостного права эти корабли приобрели свои собственные символические названия, такие, например, как Старый или Новый Израиль и Постники.

Советская власть, не склонная к признанию религии вообще, преследовала и хлыстов. Число их общин значительно уменьшилось и примерно к середине 70-х годов минувшего века сведений о деятельности хлыстов в России уже не наблюдалось.

Скопцы

Являются радикальным крылом оппозиционного православного христианства. Этимологически оно восходит к хлыстам. Кондратий Селиванов, его основатель, объявил себя Божьим сыном и стал проповедовать физическое ослепление своей паствы (скопчество) в качестве единственного средства от мирского соблазна, ведущее к спасению души.

В отличие от христоверничества, затрагивавшего в основном крестьянскую среду, скопчество приобрело популярность у купечества, даже у дворян. Последнее обстоятельство давало их общинам значительные богатства. В период коллективизации это сыграло с ними злую шутку. Общины скопцов была разгромлены как кулаческие.

Молокане

Это одни из поздних ответвлений русского духовного христианства, по сути – классический протестантизм. Библия здесь выступает как основной закон поведения верующих. На своих молитвенных собраниях молокане занимались чтением текстов из Священного писания. У молокан не приветствуются никакие религиозные обряды, даже крещение водой. Они крестятся Святым Духом, то есть постоянной верой в Бога. Благочестие для них превыше всего точно так же, как для протестантов.

К концу XIX века молокане разделились на постоянных и «прыгунов». Последнее название отражает особенность молитвенного ритуала: они вздевают руки и прыгают во время экстаза. Из-за своей эксцентричности многие молокане было сосланы на Кавказ или эмигрировали в Америку.

В настоящее время молоканские центры действуют во всех крупных городах страны. В основном они представляют постоянных молокан, близких к протестантам, но русским.

Духобрцы

Русские духоборцы тоже близки к протестантизму. Они отвергают все атрибуты внешней религиозности, в молельных домах нет икон, отсутствует священство и почтение к таинствам. Они видят Бога во всех явлениях и предметах природы, превозносят личное общение с Богом. В Библии они не видят святую книгу и предпочитают духоборческие псалмы в оригинальном изложении. Большое количество духоборцев сейчас живет на Кавказе и в Канаде.

Ислам

По уверениям мусульманских богословов, ислам возник примерно в 662 г. Новой эры. Он вобрал в себя многое из догматики иудаизм и христианства, в том числе их мифологию. Это позволило исламу в довольно короткое время стать полноценной религией со своей Библией, которая здесь называется Кораном, а изречения Бога (Аллаха) – суннами.

Основные каноны ислама изложены в «Столпах Веры»:

  • Аллах – единственный творец всего существующего на свете, вера в него непреложна;
  • Многобожие – грех, страшнее которого нет;
  • Ангелы – ближайшие помощники Аллаха, вера в них должна быть так же крепка, как в самого Бога;
  • Все писания, которые ниспосланы на землю Аллахом, священны и принимаются слепо, на веру;
  • Пророки считаются посланниками Аллаха, их следует принимать с высшими почестями;
  • Судный день неизбежен, миру грозит вселенская катастрофа. Но он погибнет и снова воскреснет;
  • Ад и рай существуют;
  • Судьба человека предопределена. Всё происходит только по воле Аллаха.

К вероисповедальным столпам ислама, практикующимся в мусульманской традиции, относятся:

  • шахад – ритуалы для исповедания веры;
  • намаз – общение с Богом через молитву;
  • закят – вид налога с паствы для нужд бедных мусульман;
  • саум – соблюдение религиозного поста в девятый месяц исламского календаря (Рамадан);
  • джихад – борьба за чистоту веры.

Иудаизм

В иудаизме отсутствует какой-либо определённый символ веры в виде коротко сформулированного учения. Еврейские богословы ориентируются в основном на заповеди Моисея, завещанные им народу по пути следования из египетского рабства. Всего их 613, более известны только 10. Но, по мнению богословов и философов, это просто субъективная точка зрения некоторых теологов.

В фундамент иудаизма заложены следующие принципы:

  • вера в Яхве, единого и неоспоримого Бога;
  • вера в то, что еврейский народ – богоизбранный;
  • вера в явление на землю Мессии;
  • вера в бессмертную душу;
  • вера в загробное царство и вечную жизнь.

Иудаизм – монотеическая религия. Её Бог является вечным, нематериальным, вездесущим и бестелесным. Поклонение кому-либо, кроме Яхве – великий грех: ни звёздам, ни ангелам, ни святым.

Мир создан Богом просто взглядом всего за семь дней. Человек – вершина этого миротворения. Человек и материален, и духовен. По факту своего создания Богом он не может быть исконно грешным в принципе. Все человеческие грехи являются следствием недостаточной веры во Всевышнего.

Только Яхве – единственно истинный Бог, а значит, поклоняться нужно только Яхве, или Иегове. Измена своему Богу – самый тяжкий грех. Иегова специально дал свободу евреям, возвысил их, чтобы они могли достойно общаться с Богом. Только поэтому евреи становятся истинно свободным народом. Если человек из другой религии переходит в иудаизм, за ним признаётся право такого выбора. Отказ же от иудаизма запрещён.

Евреи произошли от Авраама по воле Бога. С ним и его потомками Господь заключил вечный союз. Символом этого союза стал обряд обрезания. Последователи иудаизма склонны к мессианизму. Но стремятся обратить в свою веру других и карают врагов.

Богооткровение – основная концепция иудаизма. Люди в ней стоят на втором месте после Бога и становятся самым совершенным творением на Земле. Некогда человек по глупости отвернулся от Бога, скрылся от него, прошёл путь многочисленных ошибок, связанных со страданиями и преступлениями. Только верность Богу, любовь к нему может вернуть людей к счастливой жизни.

Буддизм

Буддизм относится к древнейшей мировой религии, возник в Древней Индии и до сих пор является там ведущей конфессией. На карте русского государства ее исповедуют в Бурятии и некоторых районах Алтая. Основное отличие буддизма от других вероисповеданий – стремление верующих не к Богу, а к нирване.

К ней приходят путём самоотречения от соблазнов внешней жизни, сосредоточении на главном, то есть в вечном благе. Нирвана достигается с помощью медитации. Кто пройдет этот путь до конца и с успехом, может рассчитывать на лавры Будды. Иначе говоря, Богом станет каждый, если будет стремиться к этому.

Многообразие религиозной картины, существующей в России, позволяет не только осознать всё величие и многогранность культуры, но и воспользоваться её плодами для достижения всеобщего блага народов страны. Каждая из наших религий создаёт особый фрагмент в картине окружающего мира, дает осмыслить себя в нём, внести свой вклад в объединение общества.

Учебный вопрос.

Многие проблемы принесли с собой новые религии, каких не было ни у нас в России, ни за ее границами.

Общей тенденцией развития религиозной ситуации в России при всем этом остается значительный рост числа религиозных организаций самых разных направлений. Среди них: Русская Православная Церковь, Российская Православная Церковь, Российская Православная Свободная Церковь, Старообрядческие церкви, Истинно-православная Церковь, Римско-католическая Церковь, Ислам, Буддийская религия, Иудейская религия, Евангельские христиане-баптисты, Совет Церквей евангельских христиан-баптистов, Адвентисты седьмого дня, Христиане веры евангельской-пятидесятники, Свидетели Иеговы, Последователи веры Бахай, Сознание Кришны, Языческие объединения, Духоборцы.

Новая религиозная ситуация складывается и в армии. Верующие военнослужащие перестают скрывать свои религиозные убеждения и все более активно заявляют о своих правах. Этот процесс находит свое выражение, в частности, в образовании на местах по инициативе верующих военнослужащих их общественных движений.

Православие

Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от других религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов – неизменных истин, также являющихся результатом Божественного откровения. Основные из таких догматов следующие:

Догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения, догмат искупления. Суть троичности такова. Бог - не только личное существо, но и духовная сущность, он выступает в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую святую троицу, нераздельную в своей сущности, равную в Божественном достоинстве.

Православное вероучение содержит также догматы о происхождении, назначении и конце мира, о человеке с его греховной природой, о Божией благодати. Все эти догматы церковь объявляет безусловно истинными, авторитетными, непререкаемыми, неизменными. Они не могут развиваться или совершенствоваться и воспринимаются не столько разумом, сколько верой, сердцем. Но разум способствует, по мнению церкви, раскрытию и пониманию этих истин.

На Руси Православие было принято в 988 году при князе Владимире Святославовиче. За всю, уже более чем тысячелетнюю историю, наше православие пережило немало событий, которые оставили свой след как в истории нашего государства, так и в организационной структуре самой православной церкви.

Так, например, с середины XVII в. берут свою родословную направления русской православной церкви (старообрядческой).

С 20-х годов ХХ столетия отсчитывают свою собственную историю Российская православная свободная церковь (Русская православная церковь за рубежом) и Истинно-православная церковь (катакомбная церковь).

Взаимоотношения между ними - одна из сложных проблем российского православия.

Подавляющее большинство верующих России, как и прежде, придерживаются православия. Общая численность православных в стране составляет, по разным оценкам, 70 - 80 млн. чел. Подавляющее большинство из них относятся к самой многочисленной деноминации России - Русской православной церкви, представленной практически во всех регионах страны. Вместе с тем эта церковь перестала быть единственной официально действующей православной организацией. В России сейчас имеются также православные церковные организации, не признающие руководства Русской православной церкви. Это Российская православная церковь (до 1998 г. – Российская православная свободная церковь), образованная в 1989 г. из православных приходов, перешедших в юрисдикцию Русской православной церкви за границей. В 1995 г. Российская православная свободная церковь вышла из подчинения Русской православной церкви за границей, хотя на территории России по-прежнему есть и приходы, оставшиеся в юрисдикции Русской православной церкви за границей. Приходы Российской православной церкви имеются в Суздале, Москве, Санкт-Петербурге, Шахтах, Тюмени, Уссурийске и некоторых других городах России, ряде сельских населенных пунктов, приходы Русской православной церкви за границей - в Москве, Санкт-Петербурге, Ишиме и прочих местах. Численность сторонников Российской православной церкви и членов российских приходов Русской православной церкви за границей остается весьма незначительной. По этнической принадлежности они в основном русские.

В начале 90-х годов прошлого века из подполья вышла Истинно православная церковь. В настоящее время она не представляет собой единого целого и подразделяется на несколько групп, различающихся по своей юрисдикции и по отношению к Русской православной церкви. Наиболее крупные группы Истинно православной церкви - геннадиевская (или поздеевская), исаакианская, лазаревская, группа епископа Казанского Гурия, группа схимитрополита Антония, Сибирская митрополия и др. Даже в общей своей совокупности численность приверженцев различных подразделений Истинно православной церкви очень невелика. По этнической принадлежности большинство из них русские.

Истинно православные христиане (члены некоторых общин Истинно православной церкви, оставшихся в годы гонений на религию без священников) никогда не представляли собой единого целого и всегда подразделялись на большое число самостоятельных групп: "правильный путь ко спасению", Основное звено Христа, федоровцы, стефановцы, массаловцы, самаряне, чердашники, аноховцы, "ревнители церкви", "козловское подполье", николаевцы, михайловцы, евлампиевцы, ерофеевцы, васильевцы, буевщина, липецкие истинно православные христиане, молчальники, седминцы и др. Многие из этих групп в настоящее время фактически распались. Большинство истинно православных христиан по национальности русские.

Шесть православных приходов России, которые возглавил бывший ногинский священник Адриан (Старина), запрещенный Русской православной церковью в служении за нарушение правил церковной жизни, объявили себя принадлежащими к т.н. Русской православной церкви Киевского патриархата.

В Псковской и Воронежской областях, Краснодарском крае и некоторых других районах России живет небольшое число сторонников вышедшей в конце XIX в. из Русской православной церкви секты иоаннитов.

В ряде районов России появились общины возникшей в 1985 г. секты – церкви Божией Матери преображающейся (т.н. Богородичного центра).

Гораздо раньше, чем все перечисленные церковные организации, от Русской православной церкви отделилось старообрядчество. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, св. 2 млн. чел.

Старообрядчество никогда не было единым течением. Довольно рано старообрядцы разделились на поповцев (имеющих священников) и беспоповцев (у которых институт священства отсутствует).

В настоящее время старообрядцы-поповцы делятся на три основные группы: единоверцев (малочисленны), приверженцев Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия - самая крупная организация старообрядцев-поповцев) и сторонников Русской древлеправославной церкви.

Беспоповское направление в настоящее время разделено на следующие основные группы: часовенное, поморское, федосеевское и спасово согласия, филипповский и страннический толки.

Возникшие в XVII-XVIII вв. в России секты "духовных христиан" сейчас в стране довольно малочисленны. Основные их группы - хлысты, скопцы, духоборцы и молокане.

Численность хлыстов весьма невелика. Скопцов в России еще меньше. Духоборцев в стране насчитывается 15 - 20 тыс. Молокан в России приблизительно 40 тыс. Духоборцы и молокане, бывшие в прошлом достаточно изолированными группами, все больше растворяются среди окружающего русского населения.

К духовному христианству примыкает малочисленная секта Духовное единство (т.н. толстовцы), проповедующая религиозно-этические положения, разделявшиеся Л.Н. Толстым.

К духовным христианам близки также трезвенники, подразделяющиеся на несколько групп.

Особое место занимает, созданная в начале 1990-х гг. в Красноярске, синкретическая по вероучению "Община единой веры" (виссарионовцы), которую иногда считают неохлыстовской сектой.

Из недр Русской православной церкви вышла также секта иеговистов-ильинцев, сочетающая элементы христианства и иудаизма. К секте принадлежит в настоящее время всего несколько тысяч человек, которые живут преимущественно на Урале и на Северном Кавказе. По этнической принадлежности иеговисты-ильинцы – русские.

Еще больше приблизилась к иудаизму вышедшая из недр православия в конце 17 в. секта субботников. Она распалась на две группы: одна из них стремится сохранить свое собственное вероучение, другая (так называемые геры) фактически слилась с иудаизмом. Численность секты в России - несколько тысяч человек. Являясь по происхождению русскими, субботники часто называют себя евреями.

Католичество

Помимо православных и последователей, ответвившихся от православия сект в России живут сторонники других направлений христианства. В частности, в России имеются католики, хотя их и несравненно меньше, чем православных. Католики подразделяются на две группы: католиков латинского обряда и католиков византийского обряда (т.н. греко-католиков). Католиками латинского обряда являются большинство живущих в стране поляков и литовцев, часть немцев, бoльшая часть латгальцев (субэтническая группа латышей), некоторые из верующих белорусов. В начале 1990-х гг. в католицизм перешло небольшое число русских. В России католиков латинского обряда насчитывается около 300 тыс.

Католики византийского обряда представлены в стране Российской греко-католической церковью. Эта церковь была образована после Февральской революции 1917 г., в советское время подверглась запрету, а с 1991 г. стала действовать вновь. Общая численность греко-католиков достигала в России к началу 1990-х гг. около 500 тыс., причем подавляющее большинство их составляли жившие в России украинцы - выходцы из западных областей Украины. В последующие годы многие из них уехали на Украину.

Протестантизм

Он возник в результате Реформации - движения среди верующих ряда европейских стран, направленного на устранение всего того, что в средневековом католицизме реформаторам предоставлялось отходом от евангельских идеалов.

Реформаторы настаивали на необходимости установления прямых отношений человека с Богом. Они боролись за право каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а церковное придание либо отвергает, либо использует в той мере, в какой признается соответствующим Писанию.

Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего священства. Всякий христианин, с точки зрения протестантизма, в силу крещения получает и посвящение. Благодать дается равно всем крещенным.

Из этого следует, что все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах.

В стране есть и протестанты, относящиеся к различным течениям, церквам и деноминациям: лютеранству, кальвинизму, меннонитству, баптизму, пятидесятничеству, адвентизму и т.д.

Ислам

Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу") является одной из распространенных религий мира.

Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек.

В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства.

Ислам возник в начале VII века нашей эры на Аравийском полуострове.

Возникновение этой религии связано с деятельностью пророка Мухамеда (ок 570-632 г.г.).

Основные положения вероучений ислама изложены в главной священной книги - Коране. Мусульмане считают Коран (ар. "куран" - чтение) высшим и наиболее полным из существующих священных писаний. Мусульманское духовенство учит, что Аллах передал Коран Мухаммеду через ангела Джабраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через ведения.

Коран и Сунна является источником Шариата (ар. "шариа" - путь) – свод законов, регулирующих всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, нравственные и культурные предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обязательными для всех мусульман.

В России представлены обе основные ветви ислама - суннизм и шиизм, причем подавляющее большинство мусульман нашей страны - сунниты. Из четырех суннитских мазхабов (богословско-правовых школ) в России достаточно широкое распространение получили только два: ханафитский (наиболее либеральный изо всех мазхабов) и шафиитский (несколько более консервативный).

Ханафитского мазхаба в России придерживаются подавляющее большинство верующих татар и кабардинцев (остальные из них, как уже отмечалось, исповедуют в основном православие), верующие башкиры, адыгейцы, черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, ногайцы, осетины-мусульмане (дигорцы), исповедующие ислам удмурты, марийцы и чуваши (численность мусульман среди представителей этих трех народов очень незначительна). Последователями ханафитского мазхаба являются также живущие в России казахи, узбеки, киргизы, туркмены, таджики, крымские татары, каракалпаки.

Шафиитский мазхаб распространен среди представителей большинства коренных народов Дагестана (кроме ногайцев), чеченцев и ингушей.

Численность шиитов в России незначительна. Они имеются в Дагестане (небольшая часть лезгин и даргинцев), городах Нижнего Поволжья (кундровские татары). Шиизма придерживаются и бoльшая часть обитающих в нашей стране азербайджанцев.

В России есть также приверженцы т.н. немечетского ислама. Особенно широко он распространен у чеченцев и ингушей, большим влиянием среди которых пользуются различные подразделения орденов накшбандийя и кадирийя.

Районы традиционного распространения ислама в России - Татарстан, Башкортостан, Средние Поволжье, Сибирь, Северный Кавказ.

Организационная структура исламского мира России к настоящему времени очень сложна в силу мощных дезинтеграционных процессов, действующих в нем.

В условиях обострения экономической, общественно-политической и социальной обстановки в России в исламе быстрыми темпами начало развиваться такое его экстремистское течение суннитского толка, как ваххабизм - религиозно-политическое течение в ханбалитском направлении суннитского ислама, возникшее на территории современной Саудовской Аравии (Басра) в середине XVIII века (1730-е гг.) на основе учения Мухамеда ибн Абд аль-Ваххаби, по имени которого и получило свое название (сторонники этого течения его так не называют, а именуют себя последователями "пророка Мухамеда").

Основой учения являются тезисы о строжайшем соблюдении принципа единобожия (таухид), - об отказе от поклонения святым местам и святым, от стяжательства и роскоши, - об очищении ислама от поздних наслоений и нововведений (бидат), от доисламских обычаев (адат), возврат его к первоначальной чистоте, к его истокам.

Стержневым положением ваххабизма является идея о джихаде ("священной войне") против иноверцев и мусульман, отступивших от принципов первоначального «чистого ислама». Ряд идеологов ваххабизма рассматривает джихад в качестве шестого столпа (постулата) ислама в дополнение к пяти общепризнанным: исповедание веры (шахада), молитва (салат), пост (саум), налог в пользу неимущих мусульман (закят) и паломничество в Мекку (хадж).

В целом для ваххабизма характерен крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы с политическими противниками. В общественно-политической сфере ваххабизм проповедует учреждение своей власти над обществом и государством.

В настоящее время ваххабитское учение является государственной идеологией Саудовской Аравии, большое количество его приверженцев проживает в Омане, Кувейте, ОАЭ, Пакистане, Афганистане и некоторых других исламских государствах.

Особую активность ваххабиты стали проявлять на Северном Кавказе в начале 90-х годов. Рост числа приверженцев ваххабизма в регионе, в особенности в Чечне и Дагестане, их стремление подчинить своему влиянию официальные культовые учреждения, а также противопоставить верующих органам власти, создание ими религиозно-политических структур и вооруженных формирований, укрепление контактов с руководителями некоторых националистических движений породило новой серьезной проблемы, которая может вылилась в непосредственную угрозу безопасности и территориальной целостности Российской Федерации.

Конечной же их целью является установление теократического исламского государства на территории мусульманских регионов России.

Таким образом, ваххабизм провоцирует и нацелен на разжигание фанатизма, развязывание внутриисламской борьбы, противостояние в отношениях между различными группами населения и конфессиями, противопоставлению органов государственной власти и мусульманских организаций.

Буддизм

В ряде районов России имеется также значительное число последователей буддизма (около 900 тыс. чел.). Большинство из них - сторонники школы Гелугпа направления ваджраяна. В последние годы в некоторых городах нашей страны появились малочисленные группы сторонников различных течений буддизма среди русских. В ряде крупных городов России активную миссионерскую работу вела маргинальная необуддийская секта тоталитарного характера АУМ Синрикё. После совершения ее приверженцами террористических актов в Японии деятельность АУМ Синрикё в России была запрещена, хотя нелегально секта продолжает свою деятельность. Действует у нас и метабуддийская секта Вонбулбгё (т.н. вон-буддисты).

Иудаизм

В России есть и последователи иудаизма - подавляющее большинство верующих евреев. Численность их определить нелегко. Еврейские религиозные организации, обычно относящие к иудаистам всех евреев, приводят на начало 1990-х гг. цифру, близкую к 600 тыс., что вряд ли верно, поскольку значительная часть российских евреев не религиозна (хотя в последние годы уровень религиозности российских евреев заметно возрос). Кроме того, в 1990-е гг. около 200 тыс. евреев эмигрировали из страны. Подавляющее большинство иудаистов России живет в городах, прежде всего в крупных.

Иудаисты России делятся на две основные группы: ортодоксальных и прогрессивных (реформированных). Среди российских иудаистов есть и последователи хасидского течения, возникшего в первой половине 18 в. Живет в России и небольшая группа приверженцев секты караимов.

Индуизм

В последнее время среди русского населения появились сторонники неоиндуистского движения Харе Кришна (Сознание Кришны), которых обычно не совсем точно называют кришнаитами. Численность их определяется очень по-разному: от 100 тыс. до 700 тыс. (последняя цифра, безусловно, сильно преувеличена). Есть в России и последователи другой неоиндуистской секты - Тантра сангха.

Учебный вопрос.

Признаки тоталитарной секты

1. В группе Вы найдете именно то, что до сих пор напрасно искали. Она знает абсолютно точно, чего Вам не хватает.

2. Уже первая встреча открывает для Вас полностью новый взгляд на вещи.

3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.

4. Трудно составить точную характеристику группы. Вы не должны размышлять или проверять. Ваши новые друзья говорят: "Это невозможно объяснить, Вы, должны пережить это - пойдемте сейчас с нами в наш Центр".

5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.

6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.

7. Критика со стороны не членов группы считается доказательстве ее правоты.

8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.

9. Ваша группа - это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя.

10. Вы должны немедленно стать членом группы.

11. Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.

12. Группа желает, чтобы Вы разорвали свои "старые" отношения, так как они препятствуют Вашему развитию.

13. Ваши сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.

14. Группа наполняет все Ваше время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями...

15. Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с Вами.

16. Если Вы начинаете сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноваты всегда окажетесь Вы сами, поскольку Вы якобы недостаточно много работаете над собой или слишком слабо верите. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.

Депрограммирование.

Первый из созданных методов по освобождению сознания, заключается в предоставлении культисту ранее недоступной ему информации о деятельности группы, к которой он принадлежит, о личности лидера, о несоответствии и противоречивости доктрины и практики культа.

Предоставляется информация о техниках контроля сознания, используемых данной группой. В процессе участвует депрограммист (как правило один) и несколько близких культисту людей не входящих в группу. Цель - переубедить человека, сломать его культовую личность. Для этого используются аудио- и видеоматериалы, документы. Достаточно жесткий метод, не рассчитанный на диалог с членом культа. Депрограммирование проходит в течение нескольких дней в специально выбранном помещении.

Депрограммирование часто связано с насильственным ограничением клиента и проходит без его согласия. Т.обр. нарушается закон о правах человека и депрограммиста могут привлечь к суду. Процесс проходит по просьбе и с согласия родственников или друзей. Культиста насильно извлекают из группы, увозят в место проведения воздействия и удерживают под охраной.

Депрограммирование как изначальное насилие над личностью, приводит к психологической травме. В настоящее время метод считается оправданным в случае, когда жизни и здоровью близкого человека угрожает опасность. В случае, когда на более гуманные меры нет времени.

Консультирование о выходе.

Специалисты, работающие в этой области, часто называют свой метод-"консультирование по реформированию мышления". Основной упор делается на предоставлении информации и возвращении функции критического мышления, чтобы культист мог осознанно оценить свои отношения с группой..

В отличие от депрограммирования-это добровольная консультация.

Можно условно выделить два этапа.

На первом консультант предоставляет информацию родственникам о группе, к которой принадлежит близкий человек, знакомит их с техниками контроля сознания, применяемыми данной группой и указывает на модели поведения, которых следует избегать в отношениях с культистом, т.е. на этом этапе консультант работает с семьей культиста и его родными.

Второй этап - непосредственная консультация, на которую культист идет добровольно. Проводится в течение 3-5 дней подряд в специально выбранном месте. На консультации присутствует консультант или-группа консультантов, семья и бывшие участники культа. Взаимодействие проходит в форме диалога, культист знакомится с информацией о группе, в которую он входит. Происходит свободный обмен мнениями. Важно, чтобы во время консультирования человек не поддерживал никаких отношений с культом.

Выводы.

Ни один из этих методов не гарантирует, что культист решит покинуть группу. Из рассмотренных выше подходов наиболее эффективным на мой взгляд является подход стратегического взаимодействия.

Этот подход позволяет культисту восстановить взаимопонимание с семьей, обрести опору и поддержку. Так создается основа для конструктивного диалога. Человек постепенно осознает, что у него есть выбор и, что решение принимает он сам.

Трехдневное воздействие проводится тогда, когда установлен высокий уровень доверия между культистом и семьей.

Это-ключевое условие успешного воздействия. Этот подход построен на доверии и понимании, готовности семьи и друзей помочь близкому.

По длительности этот метод занимает больше времени, чем другие. Даже, в случае решения культиста остаться в группе есть возможность повторить воздействие.

Но не все семьи готовы к долгой работе над собой, ради помощи члену культа. В этих случаях данный подход не может быть реализован. Помощь культисту не заканчивается принятием им решения об уходе из группы. Важно понимать, что в зависимости от длительности пребывания человека в секте, условий его жизни (содержания), вовлеченности в культ, потребуются разные сроки терапевтической работы. Для успешного процесса реабилитации культиста необходимо его осознанное решение выйти из секты.

Секты в России

По данным экспертов центра изучения новых религиозных культов "Dialogue Centre International", считаться тоталитарными могут следующие религиозные объединения и группы, активно действующие в России:

1. Церковь Сайентологии Рональда Хаббарда.

2. Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней).

3. Семья (Семья любви. Дети Божии) Дэвида Берга.

4. Новоапостольская церковь.

5. Московская Церковь Христа (Бостонское движение).

6. Трансцедентальная медитация.

7. Свидетели Иеговы (Общество "Сторожевой башни").

8. Церковь Объединения (Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства) Сан - Мен Муна.

9. Движение "Нью Эйдж".

10. Информационно методический центр "Юнивер".

11. Общество "Сознание Кришны".

12. Движение Истины Аум (Аум Синрике) Секо Асахары.

13. Богородичный Центр (Российская Марианская Церковь, Церковь Божией Матери Преображающей) Иоанна Береславского.

14. Белое Братство Марины Цвигун и Юрия Кривоногова.

15. Виссарион и община "Единая вера".

«Успех» данных сект в некоторых христианских регионах свидетельствует о реальной ценности для данного региона Евангельского Правозвестия, а именно - говорит о упадке в нем истинного христианства, либо о подсознательной ностальгии по красному революционному прошлому...

А вообще в России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 миллиона человек, причем 70% из них - это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет.

По расчетам президента Центра религиоведческих исследований и автора термина "тоталитарная секта" Александра Дворкина, только "штатных" сектантов насчитывается минимум 600-800 тысяч.

Как утверждает Дворкин, на территории России действуют "импортированные секты, такие как сайентологи, муниты, кришнаиты, Свидетели Иеговы". К "отечественным сектам" Дворкин относит Богородичный центр (Москва), Ашрам Шамбалы (Новосибирск), секту Виссариона (Красноярский край), Радастея (Урал) и другие.

"Самая мощная из продолжающих свой численный рост сегодня сект - это неопятидесятническое движение, которым охвачены весь Урал, Сибирь и Дальний Восток, - отметил Дворкин. - По-прежнему активно растут Свидетели Иеговы и мормоны ".

В остальных сектах на сегодняшний день приток членов равен оттоку - выжатый как лимон материально, физически и морально сектант через несколько лет "выкидывается" за ненадобностью, утверждает главный российский специалист по сектоведению.

По данным экспертов, секты активно скупают недвижимость, сколачивают лобби во властных структурах, инициируют судебные процессы по, якобы, нарушенным законам свободы совести, стремясь основательнее закрепиться в российском обществе.

Тоталитарная секта , по определению Дворкина, - это авторитарная организация, главным смыслом существования которой являются власть и деньги, для получения которых секта прикрывается псевдорелигиозными, псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями. Многочисленные психокульты также относятся к тоталитарным сектам.

На территории России действуют более 530 религиозных объединений, 120 из них - тоталитарные секты и деструктивные культы, деятельность которых направлена на получение прибыли.

Как сообщил высокопоставленный чиновник Службы Безопасности России - тоталитарные секты зарегистрированы на территории нашего государства как религиозные объединения и успешно функционируют, благодаря либеральности закона Российской Федерации "О свободе совести и о религиозных объединениях ".

По сравнению с началом 2002 года количество зарегистрированных религиозных объединений выросло с 101 до 130.

По словам этого чиновника бороться с деятельностью сект чрезвычайно трудно - сектанты действуют в рамках существующих законов. Они раздают литературу, приглашают на лекции или бесплатные курсы иностранного языка.

Так, в течение 2002 года бойкие молодые люди зазывали россиян на бесплатные курсы английского языка. Однако они не упоминали о том, что преподаватели - члены "Церкви Иисуса Христа святых последних дней" (мормоны ).

Секты постоянно предпринимают попытки получить информационные базы данных городских больниц, загсов и администраций округов. Получающие сверхдоходы секты содержат штат высококвалифицированных юристов, и по закону у чиновников не получается с ними бороться.

Российских нурсистов материально подпитывает головная организация в Турции. До сих пор наши спецслужбы не находили в их действиях ничего противозаконного. По сути, ни в их учении, ни в изъятой книге "Плоды веры" нет прямых призывов к насилию.

Представители традиционного ислама говорят, что это философское учение представляет собой нетрадиционное толкование Корана, и добавляют, что от чтения книг Сайда Нурси "разум мутнеется и мозги сворачиваются в бараний рог". Все это имеет лишь косвенное отношение к экстремизму и терроризму. Однако известно, что нурсизмом увлекается турецкая организация "Нурчи", одним из наиболее громких деяний которой было участие в подготовке и покушении на президента Узбекистана в 1999 году. Три года назад эмиссары этой организации были задержаны в Екатеринбурге с партией книг, подобных той, что изъяли омские спецслужбы.

Нелегальных сект исламского направления очень много в России - говорит Даулет Балтабаев. - Ваххабиты , например, намного опаснее нурсистов. Правоохранительные органы часто обращаются к нам за информацией, поскольку нам первым становится известно о тех сектах, которые появляются в Омске и вообще на территории Сибири. Мы помогаем им чем можем. Если не искоренить всех этих сектантов, то мы получим сто Бесланов.

Известно, что в Омске недавно обосновался лидер секты "Тиджания" Фредди Баллок, проживающий в Швейцарии. На вопрос, что же его заставило променять Альпы на сибирские просторы, он отвечает: "Здесь плодородная почва". Интересно, какие именно "плоды" собирается выращивать на нашей почве очередной миссионер. Пока он свободно проповедует в ДК им. Баранова. Но омским нурсистам, похоже, придется отречься от "плодов" своей веры либо покинуть город.

Активно действуют: в Красноярском крае "Церковь последнего завета" (церковь Виссариона); в Новосибирской области - "Троянова тропа"; там же - окультисты в "Ассоциации колыбель Сибири"; в Тюменской области - Братство "Маура" , в Омской области: "Церковь объединения", которую еще называют "Ассоциация Святого духа за объединение мирового христианства", муниты или просто "Движение объединения". Основатель секты небезызвестный Мун, которого в начале перестройки с почестями принимал Горбачев. В 1992 году Мун провозгласил себя "Истинным отцом" нового человечества и с 1995 года объявил "Эру завершения Завета", сменившую "Эру Нового Завета".

В секту входят десятки тысяч человек, только на территории СНГ насчитывается 55 общин, дочернии организации "Церкви объединения" существуют в 55 городах России.

А в Сибири действует не менее опасная секта "Церкви Иисуса Христа святых последних дней". Адептов этой церкви называют мормонами . Еще одна община действует в Сибири - так называемая Церковь Христа, основанная в г. Бостон (США) пастором Кли Мак Кином. Доктрина этой тоталитарной секты сочетает в себе крайне примитивное толкование христианства с очень агрессивными методами воздействия на личность, цель которых в подавлении критического чувства и мыслительных способностей человека (иными словами - всяческое подавление личности и ее мировоззрения).

Еще одна культовая организация протестантского характера - "Семья " или "Дети Бога ", основанная неким телепроповедником Дэвидом Бергом, который активно завлекает в свои сети молодежь, подростков, широко практикуя телесные и другие, унижающие достоинство ребенка наказания.

Примечательно, что в 1995 году Британский суд расценил деятельность этой тоталитарной секты как антиобщественную, в нашей же стране (демократические?) власти по-прежнему предоставляют ей поле деятельности, потворствуя той разрушительной работе, которую она проводит...

Очень важно, чтобы человек пострадавший от тоталитарных культов не замыкался в своем несчастье, а начал поиск выхода из сложившейся ситуации, и, в случае необходимости, обращался с заявлением в прокуратуру. Беда в том, что около 80% пострадавших никак не заявляют о своем несчастье, пологая ситуацию делом сугубо личным не предназначенным для разглашения. Это позволяет сектам уверенно вербовать и эксплуатировать новых адептов.

Учебный вопрос.

Учебный вопрос.

Основные религиозные конфессии на территории Российской Федерации.

Религиозная сфера жизни нашего общества в настоящее время переживает довольно сложный период.

С одной стороны, религиозные организации получили свободу, и активно ей пользуется для подъема своего авторитета и популярности.

С другой стороны - эта свобода принесла с собой много проблем.

Обострение конкурентной борьбы между традиционными в России деноминациями;

Нарастание конкурентной религиозно-идеологической борьбы между традиционными для России деноминациями и миссионерскими церквями с востока и запада;

Обострение дезинтеграционные процессы в основных религиозных направлениях России: православии, протестантизме, исламе;


Территории России существует множество представителей других конфессий. Конечно, число религиозных объединений не пропорционально численности приверженцев той или иной конфессии.

Распространение христианства . Из пяти направлений современного христианства (православие, католицизм, протестантизм, несторианство и монофиситство) абсолютное большинство российских христиан исповедует православие). Которое стало с конца Х века, после крещения Руси, государственной религией.

Из коренных россиян на Севере европейской части и Северном Урале православия придерживается основная масса верующих карелов, вепсов, коми, коми-пермяков, удмуртов; в бассейне Волги - большинство верующих марийцев, мордвы и чувашей; в Сибири - большая часть верующих хакасов, шорцев и якутов; на Северном Кавказе - более половины верующих осетин. Кроме того, православие исповедуют часть алтайцев, бурятов, ненцев, хантов, манси, эвенков, эвенов, чукчей, коряков и другие верующие из числа малых народов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Вперемешку с приверженцами тех или иных форм православия живут последователи разных сект духовных христиан.

Католицизм исповедуют проживающие в России поляки, литовцы, венгры, часть немцев. Большинство же верующих немцев - протестанты. Лютеранство исповедуют также некоторые из проживающих в России латышей, эстонцев и финнов.

Распространение ислама. Процесс религиозно-культурного возрождения происходит и в мусульманской России. Возникнув в VII веке н.э. в Аравии (самая молодая мировая религия), ислам широко распространился в мире.

Приверженцы ислама в РФ - верующие татары (Поволжье, Западная Сибирь и другие регионы), башкиры (Урал), кабардинцы, адыгейцы, черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, часть осетин (Северный Кавказ), а также немногочисленные удмурты, марийцы и чуваши. Суннитами-ханифитами является также некоторая часть проживающих в Российской Федерации казахов, узбеков, каракалпаков, киргизов, таджиков, туркмен, уйгуров, дунган, абхазов, аджарцев и т.д.

В 1991 г. в Москве на базе соборной мечети был открыт Исламский центр, при котором действует медресе (ИЦМ). В Дагестане существует Исламский институт имени имама Аш-Шафии.

Включение в свое время в состав Российской империи мусульманских народов никогда не сопровождалось искоренением ислама и насаждением православия. «Покоритель Кавказа» генерал Ермолов на личные деньги построил мечеть. Православные, мусульмане и буддисты порой столетиями жили бок о бок в мире и добрососедстве.

Распространение буддизма . В сравнении с приверженцами христианства и ислама сторонников буддизма - самой ранней из мировых религий (VI-V века до н.э.) - в Российской Федерации меньше.

В нашей стране буддизм появился в XVI веке, причем первые ламы были родом из Монголии и Тибета. Официально же буддизм признан соответствующим указом императрицы Елизаветы Петровны. В Российской Федерации верующие исповедуют преимущественно ламаизм. В Калмыкии, Бурятии и Тувы, также в Иркутской и Читинской областях и в ряде крупных городов (Санкт-Петербурге, Владивостоке, Кемерове, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске, Перми, Ростове-на-Дону и др.) существуют Буддийские общины. Центральное духовное управление буддистов Российской Федерации находится в Улан-Удэ.

Другие религии . Известное распространение в России получил ортодоксальный иудаизм, который не является мировой религией. Его исповедуют только представитель одной нации. С 1990 г. в России существует Всероссийский совет еврейских религиозных общин, который осуществляет координирующую и представительные функции. Синагоги расположены во многих крупных городах. В Москве действует хоральная синагога, при которой открыты культурный центр, служба милосердия, маце-пекарня.

Ранних форм религии на территории современной России осталось не много. На Крайнем Севере, в Тыве, на Алтае можно встретить представителей анимизма, тотемизма, культа предков, шаманизма. Люди здесь веками одухотворяли природу. Они верили, что каждое явление природы - живое, верили, что весь мир населен добрыми и злыми духами.

3.6. Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций.

В советской научной литературе смысл понятий «национальный интерес» и «государственный интерес» обычно совпадали. Проводя аналогию, старались показать внутреннее единство населения государства, однородность его жизненных условий и интересов. Однако, как мы уже видели, тождественность понятий «нация» и «государство» далеко не бесспорно.

Различие этих понятий особенно остро воспринимается, когда речь идет о внешнеполитических интересах и мотивах. Нередко идею «национальной» тенденции называют стремление какого-либо государства к расширению сфер своего влияния или намерение включить в свой состав родственные группы населения, проживающие на территории других государств. Что часто является предлогом расширения влияния, территории, т.е. в действительности речь идет об экспансионистских поползновениях под националистическими лозунгами.

Очевидно, что механический перенос понятий «национальный интерес», «государственный интерес» на словосочетание «государственные границы» - «национальные границы» способен привести лишь к межэтническим конфликтам. Далеко не все представители каждого этноса проживают в пределах одного государства и далеко не каждое государство мононационально.

Во всем мире сейчас около 5000 народов, причем более 90% из них находятся в составе многонациональных государств. На территории 32 европейских стран более 100 национальных меньшинств. При этом многие из них дисперсно «распылены». Так, немцы за пределами Германии живут в Бельгии, Дании, Франции, Польше, России, Румынии, Италии, Чехии, Сербии и т.д. Болгары проживают в Югославии, в Румынии, Греции, на Украине; греки - на Кипре, Турции, Болгарии, Албании, Румынии, России, на Украине; каждый шестой поляк живет за пределами Польши и т.д.

Аналогичная картина наблюдается и в пределах Российской Федерации. В России проживает около 143 миллионов человек. Из них русских - 80 процентов, татар – почти 4 процента, украинцев – 2 с лишним процента. Всего же в России - представители около 160 народов и народностей. Иногда их расселение достаточно компактно, а иногда они рассредоточены по территории Российской Федерации, проживая среди представителей других этнических групп.

Невозможно себе представить, к каким трагичным последствиям привела бы попытка отдельных народов осуществить на практике принцип тождественности национальных и государственных границ. Между тем это происходит в реальной жизни. Например, распад бывшей Югославии и кровавый конфликт в Боснии наглядно иллюстрируют реализацию принципа тождественности государственных и национальных границ и возникновение межэтнических конфликтов.

Национальный вопрос встает в противоборстве двух общих тенденций. Во-первых, движения наций к самоопределению. Во вторых, стремления к образованию крупных полиэтнических общностей, к формированию мощных супернаций, где органично были бы соединены этносы, различные традиции и культуры. Обе эти тенденции имеют одну и ту же цель: преодоление всех форм национально-этнического неравенства и демократизацию межнациональных отношений.

С другой стороны, ни независимое развитие этносов, ни их сотрудничество в рамках «суперэтносов» само по себе не обеспечивают успеха. В любом случае торжество одного народа может обернуться унижением другого, ущемлением прав национально-этнических меньшинств. Длительное время образ США сравнивали с гигантским котлом, где представители сотен народов «переплавились» в американцев. Однако процесс «переплавки» означает утрату народами своих специфических черт. Поэтому образ «котла» в США уступил образу огромного «лоскутного одеяла». Механизм ни одного, ни другого варианта не дает достаточных гарантий ни для демократического, ни для экономическогоразвития общества.

Реализация права на самоопределение в любых условиях не должна затрагивать такие же права на суверенитет других народов государства. Строго говоря, право наций на самоопределение противоречит другому принципу международного права - права на территориальную целостность государства. Поэтому принцип права народов на самоопределение - никогда и нигде не реализовался как чисто правовой принцип, а всегда был ориентирован на политическую и экономическую целесообразность.

В Европе одновременно два сложных процесса - экономического и политического сближение в Западной Европе и суверенизацию Восточной. Однако эти процессы носят отнюдь не абсолютный характер. При этом происходит и подъем национальных движений во Франции, попытками отделения франкоязычной провинции Квебек от Канады, и севера Италии от остальных территорий и т.д.

Таким образом, можно отметить, что этнические процессы носят часто противоположный характер: разделительные процессы национальным развитием и размежеванием, сочетаются с объединительными, при которых идет консолидация или даже слияние близких по языку и культуре этносов в один.

В любом случае, национальный вопрос является продолжением социальных условии развития этноса. Он тесно связан с взаимодействием и условиями свободного их развития в многонациональном государстве. Поэтому государство должно создавать максимальные условия для свободного развития этносов и формирования национальной терпимости, используя системы воздействия средствами массовой информации, законодательные акты и т.п.

Государственно-правовые формы решения национального вопроса существуют и широко используются (Испания, Великобритания, Дания) - создание автономий и т.д.

Сложившиеся в Европе в XYIII-XIX вв. государства выступали, прежде всего, как факторы национального строительства. Государство создавало внешние рамки, в которых гораздо быстрее и эффективнее протекали процессы культурной, языковой и экономической интеграции. Оно способствовало возникновению общности исторических судеб, в частности, в отношениях с другими народами и общую идеологию, отражающую национальные проблемы. Способствуя созданию суперэтноса (нации), а во многих случаях было инициатором обособлением национальной религии.

Варианты объединения различных этносов в пределах одного государства без ущемления интересов отдельных этносов существуют и достаточно хорошо реализуются в рамках федеративного или конфедеративного государства - объединения самостоятельных государств, имеющих свою конституцию, верховные органы власти, законодательство и гражданство. При этом все эти признаки переносятся и на общефедеративный уровень. При существовании единой территории, денежной единице, и вооруженных сил полномочия федерации и ее субъектов строго разграничены. Полномочия федеральных органов включают оборону охрану границ формирование высших органов власти и решения спорных вопросов между членами федерации, а также между ними и центром.

Россия является федеративным государством – Российская Федерация. В соответствии с новой Конституцией РФ края и области получили столько новых прав и полномочий, сколько республики не получили за 70 лет советской власти.

Тем не менее, до идеального варианта далеко. Требуется упрочнение формы национально-культурной автономии. Особенно это касается народов, живущих внутри коренного населения (создание национальных школ, театров, культурных центров). Будущее России может быть связанно лишь с добровольным объединением этих этносов, но не в единый однородный этнос, а суперэтнос с сохранением и развитием культуры отдельных субэтносов.

Попытки игнорировать национальные образования вообще, как и попытки утверждения понятий "коренной нации" и подчинения всех интересов, национальному интересу в узком его понимании способны привести к катастрофе и страны, и нации.

Заметное влияние на формирование языка, культуры и этнического самосознания русских оказало христианство (православие). Недаром слово «крестьянин» происходит от «христианин». Массовая христианизация древнерусского населения началась в 988 году и продолжалась вплоть до XII, а в некоторых районах до XIII в. Однако некоторые дохристианские верования существуют по сей день.

Христианство создало идеологические предпосылки объединения всех русских (восточнославянских) земель, которое реализовалось в конечном итоге в создании Московского государства, способствовало переходу общинной земельной собственности к классу феодалов-землевладельцев, усиливало культурные контакты России с Европой, способствовало восприятию многих элементов как духовной так и материальной культуры, на начальных этапах стало ядром формирования общерусской культуры и самосознания.

Церковнославянский язык долго был языком официальных документов и литературы.

Церковь сыграла решающую роль в объединении земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Многие события русской истории XI-XVвв. были связаны с непрерывной распрей между светскими и духовными феодалами по поводу земельной собственности, а также по поводу политической власти. Церковь обладала судебной властью; именно на церковных землях в XV в. впервые было введено крепостное право, на 200 лет раньше его государственного узаконения. Важнейшим фактором экономического благосостояния Церкви были так называемые «белые слободы» - городские земли, принадлежавшие церкви, и освобожденные от налогов.

Могущество и самостоятельность Русской Православной Церкви непрерывно усиливались. В 1589 г. было учреждено Московское патриаршество, после чего русская православная церковь стала фактическим лидером православия. Периодом наибольшего могущества Церкви стали первые десятилетия XVII в. Последующие века русской истории были процессом непрерывного падения экономической и политической самостоятельности церкви и подчинения ее государству.

Церковный собор 1654 г. отлучил всех несогласных с реформами от церкви. Начались преследования раскольников, их массовые миграции на окраины государства, в частности в состав формировавшегося в эти годы казачества. В течение XVIII в. Церковь теряет самостоятельность и превращается в государственное учреждение. Реформы Петра I, Петра III и Екатерины II лишили ее экономической самостоятельности, политической и судебной власти.

В настоящее время роль православной церкви в жизни общества с каждым годом возрастает. Так, если по данным опросов 70-80-х годов ХХ века верующими среди русских признавали себя 10-12%, то опросы последних лет дают цифру 40-50% взрослого населения. В то же время необходимо отличать веру от воцерковленности, то есть знания и соблюдения основных религиозных канонов. Этот показатель значительно ниже.

Поделиться: