Ученые изучающие географию. География — определение, история, основные отрасли и научные дисциплины

Инструкция

Измените свое отношение к предмету. География - это не только скучные карты и зубрежка данных по количеству полезных ископаемых в том или ином месте. Это еще изучение планеты, на которой вы живете, законов распределения природных компонентов и способы их сочетания. Благодаря , вы будете лучше представлять карту мира и сможете составить маршрут для путешествия по другим странам. Если в будущем вы хотите заниматься экономикой, политикой, без этого предмета вам не обойтись.

Распределяйте свое время правильно. Чтобы учиться более эффективно и быстро, освойте законы тайм-менеджмента. Умейте отличать главное от второстепенного. Начинайте делать домашнее задание с более сложных вопросов, а легкие задания оставляйте напоследок. Составьте личное расписание, придерживайтесь его. Не отвлекайтесь на разговоры, просмотр телепередач и сидение в интернете во время подготовки к урокам. Для этого выделите время на отдых.

Изучайте атлас. Приобретите его в бумажном или электронном виде. В содержится много информации и городах. Кроме физической части, показывающей рельеф местности, она включает экономическую, политическую, климатическую, религиозную и социальные части. Атлас рассказывает о распространении различных религий в областях мира, о плотности населения и среднем уровне дохода, рождаемости, смертности, о развитии отраслей промышленности. Научитесь их правильно читать. Если у вас лучше развита зрительная память, то освоение географии по атласу - это ваш конек.

Используйте увлекательные игры и загадки для понимания предмета. Занимательный элемент сделает обучение приятным и интересным. Найдите викторины . Установите их на свой компьютер или телефон и учитесь, получая удовольствие. Кроме того, вы можете приобрести литературу по географии, которая отличается от учебников необычной подачей материала.

Связанная статья

Источники:

  • Как выучить параграф по географии?

Многим школьникам быстрое выполнение домашних заданий кажется непосильной задачей. Однако облегчить подготовку уроков и уменьшить время, которое для этого необходимо – возможно. Для этого вполне достаточно придерживаться некоторых правил.

Инструкция

Прежде всего, стоит научиться планировать свой день. Для этого не нужно составлять , в котором все расписано поминутно – достаточно будет хотя бы приблизительно , что необходимо выполнить и сколько времени это может занять. При этом необходимо учитывать, что стоит хотя бы 1-1,5 часа отдохнуть, а уже потом начинать выполнять домашние задания.

Чтобы приучить себя начинать выполнение уроков в выделенное для этого , можно ставить будильник. Кроме того, с помощью будильника можно устраивать 10-минутные перерывы через определенный промежуток времени, к примеру, через каждый час.

Значительно сэкономить необходимое для выполнения домашнего задания время можно, если сконцентрироваться на нем. Потому прежде чем садиться за , необходимо избавиться от всего, что может отвлекать: выключить телевизор и радио, «забыть» мобильный телефон в соседней комнате, подальше любимые журналы и так далее. Также если при выполнении заданий нет необходимости искать какую-либо информацию в интернете, нужно выключить и компьютер.

После чего необходимо вспомнить, нужно сделать и , в какой именно последовательности. Чтобы было легче сконцентрироваться, можно разложить учебники и тетради в аккуратные стопки и по ходу выполнения домашних заданий откладывать те, что уже сделаны, в сторону. При этом то, с каких предметов начинать - с легких или тяжелых - зависит от индивидуальных особенностей. Тем, кто начинает работу без затруднений, но устает, стоит начинать с более сложных заданий. Тем же, кому сложно сконцентрироваться в начале работы, стоит начинать с заданий более легких.

Стоит отметить, что быстрее выполнить домашнее задание помогают различные стимулы. Так, к примеру, можно начать на какие-либо дополнительные занятия или стремиться, чтобы после выполнения уроков осталось время для любимого хобби.

Источники:

  • сделанные домашние задания

Современная география – это целый комплекс естественных и общественных наук. На сегодняшний день учеными накоплен большой объем знаний о Земле, а наука география имеет собственную, длинную и интересную, историю зарождения.

География в древности

Географию можно считать одной из самых древних наук, потому что никакие другие знания не были так важны человеку, как знания об устройстве окружающего мира. Умение ориентироваться на местности, искать источники воды, убежища, предсказывать погоду – все это было необходимо человеку для выживания.

И хотя прообразы карт – рисунки на шкурах, изображающие план местности – были еще у первобытных людей, долгое время не являлась наукой в полном смысле. Если наука формулирует законы явлений и отвечает на вопрос «почему?», то география на протяжении длительного периода своего существования скорее стремилась описать явления, то есть ответить на вопросы «что?» и «где?». Кроме того, в античности география была тесно связана с другими науками, в том числе и гуманитарными: нередко вопрос о форме Земли или ее положении в носил в большей степени философский, чем естественнонаучный характер.

Достижения древних географов

Несмотря на то, что у древних географов было не так уж много возможностей экспериментально исследовать разнообразные явления, определенных успехов им все-таки удалось достигнуть.

Так в Древнем Египте, благодаря регулярным астрономическим наблюдениям, ученые смогли весьма точно определить продолжительность года, также в Египте был создан земельный кадастр.

Множество важных открытий было совершено в Древней Греции. Например, греки предположили, что Земля имеет форму шара. Существенные аргументы в пользу этой точки зрения высказал Аристотель, а Аристарх Самосский впервые обозначил приблизительное расстояние от Земли до Солнца. Именно греки стали использовать параллели и меридианы, а также научились определять географические координаты. Философ-стоик Кратет из Маллы впервые создал модель глобуса.

Древнейшие народы активно исследовали окружающий мир, отправляясь в морские и сухопутные путешествия. Многие ученые (Геродот, Страбон, Птолемей) пытались систематизировать в своих трудах имеющиеся знания о Земле. Например, в труде Клавдия Птолемея «География» были собраны сведения о 8000 географических названиях, а также указывались координаты почти четырехсот точек.
Также именно в Древней Греции наметились основные направления географической науки, которые впоследствии были развиты многими талантливыми учеными.

Видео по теме

В природе множество загадок и интересных феноменов, объяснением которых занимается физическая география. Почему в тропиках жарко, а на полюсах - экстремально холодно? Почему во внутренних частях материков выпадает меньше осадков, нежели на побережьях? Как и почему образовывается туман? На все эти вопросы пытается найти ответы данная наука.

Что изучает физическая география? Какова ее структура? Какие направления можно выделить в её современных исследованиях? Об этом пойдет речь в статье.

Что изучает физическая география? Определение науки

Физическая география входит в число естественнонаучных дисциплин, и является частью общей географии. Она занимается многочисленными проблемами строения и функционирования так называемой Земли.

Что изучает физическая география на сегодняшний день? В круг интересов этой науки входит структура, формирование, а также динамика функционирования различных природно-территориальных комплексов. Важнейшей задачей физической географии на современном этапе является поиск рациональных путей использования природных условий и ресурсов человеком.

Физическая география зародилась еще в IV веке до нашей эры. Но лишь после крупных экспедиций и плаваний Колумба, Магеллана, Марко Поло человечество осознало всю важность этой науки. Не теряет своей актуальности она и в наши дни, когда, казалось бы, наша планета уже достаточно изучена.

Объекты физической географии и направления ее исследований

Среди основных объектов изучения этой науки следует выделить следующие:

  • геологическое строение;
  • рельеф;
  • внутренние воды;
  • климат территорий;
  • внутренние воды;
  • флора и фауна (в частности, их распределение по поверхности планеты);
  • ландшафты;
  • природные зоны и пр.

К основным направлениям исследований физической географии относятся:

  • закономерности формирования и развития географической оболочки Земли, природных территориальных комплексов;
  • теоретические, а также практические проблемы геофизики и геохимии ландшафтов;
  • проблемы ландшафтного районирования территорий, а также типологии ландшафтов;
  • методы и принципы изучения географической оболочки и ее отдельных компонентов.

Система физико-географических наук

Физическую географию принято делить на три больших раздела. Это:

1. Общее землеведение (изучает общие закономерности в строении и развитии географической оболочки планеты).

2. Физическая география материков и океанов (изучает особенности природы крупнейших в мире природных комплексов - континентов и океанов).

3. Ландшафтоведение (изучает геосистемы на региональном или локальном уровне).

В целом в систему физико-географических наук входит целый ряд различных научных дисциплин. Среди них геоморфология, климатология, метеорология, гидрология и гидрография, палеогеография, океанология, почвоведение, биогеография, гляциология и другие.

Физическая география как учебная дисциплина

Где и как изучается физическая география? Начальный курс этой науки преподается в школах (как обязательный предмет), а также в колледжах и университетах. В частности, в школе изучается общая физическая география мира, география материков и океанов, а также физическая география России.

Географические факультеты, кафедры учреждены во многих университетах России и Европы. В развитых странах интерес к этой науке лишь возрастает. Изучение физической географии в университете - это не только лекции и семинары, но и интересные практические занятия, увлекательные экскурсии и походы, полевые исследования.

Выпускники отделений географии находят себе работу в самых разных сферах и отраслях. И это не только работа «в поле», поиск новых месторождений нефти или проведение метеорологических наблюдений. Туризм, педагогика, производство товаров, картографическое дело - вот далеко не полный список сфер деятельности, в которых выпускник-географ сможет найти себе применение.

В заключение…

Теперь вы знаете, что изучает физическая география. Объектами исследований для этой науки выступают: рельеф и почвы, климат и полезные ископаемые, растительный мир, ландшафты и природные зоны материков.

Структура физической географии представлена тремя крупными разделами. Это общее землеведение, география материков и океанов и ландшафтоведение.


Урок №1 Что изучает география.

Цель урока : Сформировать представление о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека.

Ученик должен знать : имена и вклад ученых-исследователей в открытии и исследовании Земли.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли

Задачи : - Показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества.

Формировать умения наблюдать, фиксировать и объяснять наблюдения за природными явлениями и объектами, вызвать интерес к предмету - география.


Оборудование : атласы, карта полушарий, глобус портреты путешественников,

учебники, видеофрагменты.

Ход урока:

Учитель : Дорогие ребята, в этом учебном году вы будете изучать новый предмет - География.

Что изучает география, как возникла эта наука - вы узнаете на нашем уроке.

Мы живем на удивительной, красивой планете - Земля, нас окружает огромный и сложный мир, который мы считаем своим домом. За его пределы не выходят ни величавые облака, плывущие над нашей головой, ни свирепые тайфуны и ураганы. Внутри него находятся самые высокие горы, самые глубокие океаны, проходят воздушные трассы самолетов, залегают самые глубокие месторождения полезных ископаемых. Как удается этому хрупкому миру противостоять разрушительным ударам окружающим его глубинных и космических стихий, сохранятся на протяжении многих миллионов лет? Как поддерживается строгая дисциплина в этом многосложном переплетении? На этот и многие другие вопросы отвечает современная наука - география.

География долгое время занималась описанием природы земной поверхности и населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря , несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.

Итак, ГЕОГРАФИЯ - наука, изучающая поверхность земли как среду, где возникло и развивается человечество. Название этой наук дал древне - греческий ученый

Эратосфен. По-гречески "Ге" - Земля, "графо" - пишу.

- «Как вы объясните тот факт, что, давая название новой науке, отец географии Эратосфен на­звал ее география, а не ойкуменография, как называли греки населяемую ими сушу?»

(Эратосфен расширил предмет новой науки, включив в него не только известные и населенные зем­ли, но и еще не открытые, еще не известные)

- Что было необходимо древнему мореплавателю, чтобы благополучно доплыть до места назначения?

Прежде всего, моряк должен был знать об очертаниях бе­регов, о мелях или коварных рифах, преобладающих ветрах, погоде (когда штиль, когда шторм, как спасаться от него и т. д.). И обязательно - о людях, живу­щих на далеких берегах. Как они относятся к чужакам? Какие у них обычаи и верования? Как они одеваются и в каких домах живут? А для купцов самое главное - что можно купить или обменять у заморских жителей, и по каким ценам, а какие товары они сами хотят купить. Это значит, что очень важна бы­ла информация - описание моря и суши, природы, хозяйства и жителей разных стран.

Постепенно между странами налаживался взаимовыгодный обмен - например, оливковое масло из Греции меняли на пшеницу из Скифии (северное побережье Черного моря). Постепенно возникали территориальное разделение труда и организованные потоки товаров меж­ду странами - развивалась международная торговля. И сейчас мы можем видеть, как во многих странах мира, в том числе в России, едят бананы из Эквадора, пьют кофе из Бразилии, чай из Индии. Сотрудничать друг с другом - это всегда гораздо полезнее , чем конфликтовать: вместе мы, жители Земли, можем сделать нашу жизнь намного лучше.

ГЛАВНЫМ «ДВИГАТЕЛЕМ» РАСШИРЕНИЯ ГЕОГРА­ФИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА БЫЛА ТОРГОВЛЯ.

- Ребята, так зачем же нам география?

Значение информации в наше время еще более возрос­ло: современный мир стал почти «единым». Сети Интер­нета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле - владение инфор­мацией.

Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет получить география? Что для всех нас важно?

Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов. Как «живет» наша природа? Почему различаются природ­ные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах? Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам? Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас? Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?

Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в по­вседневной жизни.


    По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы?

    Удобно ли по­звонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск?

    В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд?

    Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?

В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи - горные породы. Строители - особеннос­ти поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели - особеннос­ти размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического биз­неса - все о разных странах и регионах.

ГЕОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ НАМ ВИДЕТЬ ОБРАЗ МИРА И ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ.

Какие задачи и методы у науки географии?

География - это наука не только о расположении географических объектов. Она изучает природу и общество - людей, ведущих совместную деятельность, создавших цивилизации и государства. Посмотрите на схему, она поможет вам понять главные задачи современной географии.

ГЕОГРАФИЯ - НАУКА отвечает на вопросы: Что? Где? Почему? изучает, исследует, прогнозирует, объясняет.

В каждой науке есть свои методы исследований (метод исследования - это способ, путь познания).

Есть такие методы, которые используются в самых раз­ных науках:


    логический,

    исторический,

    математический метод,

    методы наблю­дения,

    моделирования и др.

Они так и называются - общенаучные. Все они активно используются и в современной географии.

Но есть и такие пути познания, которые зародились в самой географии, - методы географической науки.

Самый древний из них - сравнительно-описа­тельный метод. Человек описывает какую-то новую для него местность и срав­нивает с той, которая ему уже известна. Давно используют в географии экспе­диционный метод - исследования непосредственно на местности.

Важнейший метод в географии - картографический. Ученые сначала наносят на карту объекты или явления, а затем изучают уже готовые карты. Карта дает очень много информации, и нужно научиться ее правильно читать. Это удиви­тельный труд, созданный Человеком. Многими из методов исследований восполь­зуемся и мы, изучая географию Земли.

ОПИСЫВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПРОЦЕССЫ - ЗАДАЧИ НАУКИ ГЕОГРАФИИ. ДЛЯ ЭТОГО СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ГЕО­ГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
География долгое время занималась описанием природы земной поверхности отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько

тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.

Изучая земную поверхность люди, поняли, что она разнообразна.

(Показ слайдов)

Что изображено на фотографиях, какие участки земной поверхности?

(море, остров, город, степь, горы)

Все это элементы земной поверхности.

Элементы земной поверхности, со всем, что на них расположено, называется географическими объектами.

Географические объекты


Природные (природа) Антропогенные (человек)

Люди живут и работают на равнинах и в горах, среди лесов, на степных просторах, в холодной тундре и знойной пустыне. Они строят дома, электростанции, выплавляют металлы, выращивают хлеб. Все необходимое для жизни - воздух, воду, пищу, полезные ископаемые - дает людям природа. Чтобы пользоваться благами природы нужно очень хорошо ее знать. Эти знания людям дает география, она не только отвечает на вопросы что и где находится на земле, но и объясняет причины разнообразных явлений и процессов:


    Почему на полюсах всегда холодно, а на экваторе наоборот жарко

    Почему в Австралии не бывает землетрясений

    почему в одних местах лесные массивы, а в других песчаные пустыни

Впервые размеры Земли вычислил астроном и географ Эратосфен в III веке до н.э. Путешествуя по Нилу, он заметил, что 22 июня в южном городе Асуане солнечные лучи падают вертикально. Солнце освещает дно глубоких колодцев, пальмы не отбрасывают тени. В этот же день в городе Александрии, находящемся севернее , лучи солнца падают под углом. Эратосфену удалось измерить этот угол, равный 7°12‘. Эта величина – 1/50 часть окружности, которая содержит 360°. Значит, если измерить расстояние между Асуаном и Александрией и умножить его на 50, можно узнать длину окружности всей Земли. Расстояние Эратосфен определил, зная, за сколько дней и с какой скоростью его преодолевают торговые верблюжьи караваны. Длина окружности Земли составила 39500 км. Расчеты Эратосфена оказались весьма точными: окружность Земли составляет 40 000 км. Эратосфен составил первую карту известного к тому времени мира с учетом шарообразности Земли.

Выводы о шарообразности земли древнегреческих ученых.

Достижения Аристотеля.

Греческий ученый Аристотель, наблюдая за тенью от Земли на Луне во время лунного затмения. Тень была круглой, а значит, её отбрасывала Круглая Земля. Эратосфен составил первую карту мира (см. атлас рис. 1) и рассчитал размеры Земли.

5. 1492 г.- экспедиция Х.Колумба- открытие Америки.

Сообщение о путешествии.

Колумб: I и II экспедиция

3 августа 1492г. из порта Палос в плавание вышли три корабля: Санта-Мария, Пинта и Нинья с 90 участниками. Экипажи кораблей в основном состояли из осужденных преступников. После ремонта корабля “Пинта” у Канарских островов потянулись томительные дни. Прошло 33 дня после того как корабли покинули Канарские о-ва, а земли все не было. Вскоре появились признаки близости суши: изменился цвет воды, появились стайки птиц. Корабли вошли в Саргассово море. Вскоре за этим морем, 12 октября впередсмотрящий увидел полоску суши. Это был небольшой остров с пышной тропической растительностью, который Колумб назвал Сан-Сальводор и объявил владением Испании. Колумб был уверен, что достиг Азии.

Колумб оставил на о-ве Эспаньола несколько людей во главе со своим братом и отплыл в Испанию, взяв в доказательство несколько индейцев, перья невиданных птиц и несколько растений. 15 марта 1493 года в Палосе его встречали с триумфом как героя.

Снарядив немедленно новую экспедицию, Колумб отправился из города Кадикса во второе плавание, которое продолжалось с 1493 по 1496. Было открыто много новых земель в гряде Антильских островов (Доминика, Гваделупа, Антигуа), о-ва Пуэрто-Рико, Ямайка, обследованы южные побережья Кубы, Эспаньолы. Но и на это раз Колумб так и не достиг Материка. С богатой добычей корабли возвратились в Испанию.

Оказывается, до сих пор не установлено достоверно, на каком именно острове, названном именем Сан-Сальвадор «Спаситель», высадился Колумб, достигнув берегов неведомого тогда континента. Считалось, что он расположен в группе Багамских островов и называется ныне Самана Кай.

Третье плавание Колумба состоялось в 1498-1500 гг. на шести судах. Он отплыл из г. Сан-Лукар. На о-ве Эспаньола Колумба ожидал тяжелый удар. Вероломные правители Испании, опасаясь, что Колумб может стать правителем открытых им земель, послали за ним корабль с приказом его арестовать. Колумба заковали в кандалы и привезли в Испанию. Почти два года потратил Колумб чтобы доказать свою невиновность. В 1502 году он вновь пустился в свое плавание на запад. На этот раз Колумб посетил многие открытые им острова, пересек от южного берега Кубы Карибское море и дошел до берега Южной Америки. Из четвертого плавания Колумб возвратился в 1504 году, слава его померкла. В 1506 году Колумб умер в одном из маленьких монастырей.

6. 1522 г.- первое кругосветное путешествие Ф.Магеллана

Вопрос: " Какой Океан был открыт во время этого плавания?"

Сравнить в атласе карты XV и XV11 веков с современной.

Какие материки и океаны не были известны составителям этих карт.

ФЕРНАН МАГЕЛЛАН

Магеллан (подлинное имя Магальянш) родился в Португалии около 1480 г. Бедный португальский дворянин воевал в Северной Африке, где был ранен. Вернувшись на родину, он просил у короля повышения по службе, но получил отказ. Оскорбленный Магеллан уехал в Испанию, где он заключил договор, по которому Карл I снарядил 5 кораблей с припасами на 2 года. Магеллан стал единоличным начальником экспедиции.

26 сентября флотилия подошла к Канарским островам, 26 ноября достигла побережья Бразилии близ 8 ю.ш., 13 декабря - бухты Гуанабара, а 26 декабря - Ла-Платы.

К месту зимовки подходили индейцы очень высокого роста. Они были названы патагонцами (по-испански «патагон» - большеногий) С того времени их страна именуется Патагонией.

21 сентября 1520 г. за 52 ю.ш. был найден залив или против, ведущий на запад, после того, как Магеллан открыл Атлантическое побережье Южной Америки. Магеллан шел несколько дней на юг через узкие проливы, пока не увидел 2 канала у о. Доусон: один на юго-восток, другой на юго-запад. Магеллан послал одного моряка на юго-восток, другого - на юго-запад. Моряки вернулись через 3 дня с известием, что видели мыс и открытое море. Адмирал прослезился и от радости назвал этот мыс «Желанным».

Следуя вдоль северного берега Патагонского пролива, он обогнул самую южную точку Южно-Американского континента - мыс Фроуорд и еще пять дней вел три корабля на северо-запад, будто ко дну горного ущелья. Высокие горы и голые берега казались безлюдны, но днем был видны дымки, а по ночам - огни костров. И Магеллан назвал эту южную землю “Земля Огня”, на наших картах она неточно называется Огненной Землей. Через 38 дней Магеллан нашел атлантический вход в пролив, соединяющий 2 океана, он прошел мыс «Желанный» (теперь «Пилар» у тихоокеанского выхода из Магелланова пролива).

ПЕРВЫЙ ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ТИХИЙ ОКЕАН

28 ноября 1520 г. Магеллан вышел из пролива в открытый океан. Нельзя, конечно, говорить, что во время 15 дневного плавания на север от пролива Магеллан открыл побережье Южной Америки, но он, по крайней мере, доказал, что в диапазоне широт от 53 15 до 38 ю.ш. западный берег материка имеет почти меридиональное направление. К счастью погода все время была хорошая, потому-то Магеллан и назвал океан «Тихим».

На деле Магеллан доказал, что между Америкой и тропической Азией лежит гигантское водное пространство гораздо шире Атлантического океана. Открытие прохода из Атлантического океана в Южное море и плавание Магеллана через это произвело настоящую революцию в географии. Оказалось, что большая часть поверхности земного шара занята не сушей, а океаном, и доказано было наличие единого Мирового океана.

ФИЛИППИНСКИЕ ОСТРОВА И ГИБЕЛЬ МАГЕЛЛАНА

Из осторожности, Магеллан 17 марта перешел к необитаемому острову Хомонхон, чтобы запастись водой и дать отдохнуть людям. Жители соседнего острова приносили испанцам фрукты, кокосовые орехи, пальмовое вино. Они сообщили, что в этом краю много островов. У местного старейшины испанцы видели золотые серьги и браслеты, хлопчатобумажные ткани вышитые шелком, холодное оружие украшенное золотом. Через неделю флотилия двинулась на юго-запад. И Магеллан, побывавший на о. Амбон (128 в.д.) в составе экспедиции А. Абреу, завершил, таким образом, первое в истории кругосветное плавание.

Магеллан погиб в 1521 г. На пустынном берегу о. Мактан, где нашел смерть Магеллан, ему поставлен памятник в виде двух кубов, увенчанных шаром.

XV11 век- ОТКРЫТИЕ АВСТРАЛИИ (ЯНЦ, ТОРРЕС, ТАСМАН)

Частью Южного материка считалась Новая Гвинея. Первые попытки об открытии голландцами Австралии относятся именно к попытке об открытии Новой Гвинее.

28 ноября 1608 г. к Южному материку отправился Виллем Янсзон, более известный под сокращенным отчеством Янц. В начале 1606 г. обойдя с севера остров Ай и Ару, он достиг «Болотистой земли» (юго-западного берега Новой Гвинее у 6 ю.ш.), проследил ее на 400 км до 8 ю.ш.

Потом пересек центральную часть Арафурского моря и наткнулся на западный берег полуострова Кейп-Йорк. Продолжая движение к северу проследовали побережьем этого острова до северной оконечности , длина открытой части австралийского полуострова, которую Янц окрестил Новой Гвинее, составила около 350 км

Луис Ваэс Торрес (1560-1614) 3 октября 1606 г. лишь увидел в отдалении берег Австралии, что было спустя четыре с лишнем месяца, открыл южный берег Новой Гвинеи, проплыв между Новой Гвинеей и Австралией. Пролив назван его именем.

ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ТАСМАНА: ОТКРЫТИЕ ВАНДИМЕНОВОЙ ЗЕМЛИ, НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ И ОСТРОВОВ ТРОПИЧЕСКОЙ ОКЕАНИИ

В 1642 г. небольшая экспедиция (110 чел.) во главе с Абелем Тасманом направилась из Банталии на о. Маврикий. От Маврикия Тасман должен был попытаться на высоких широтах обнаружить Южный материк, обогнув с юга Новую Голландию через цепь Соломоновых островов, вернуться в Банталии, разведать более удобный путь от Индии к Чили.

8 октября 1642 г. Тасман отплыл от о. Маврикия на юг, а затем на восток 44-49 ю.ш. Потом Тасман повернул на северо-восток и 24 ноября открыл у 42 25 ю.ш. высокий берег, названный им Вандименовой Землей (теперь Тасмания). После девятидневного плавания в восточном направлении через акваторию, позже названную Тасмановым морем, 13 декабря 1642 г. у 42 10 ю.ш. голландцы увидели - Южные Альпы Южного острова Новой Зеландии.

Шесть недель потребовалось Тасману на преодоление 2100 км. 1 апреля Тасман подошел к юго-восточной части о. Новая Ирландия и через восемь дней обогнул ее и о. Лавонгай с севера, повторив открытие Ле-Мера и Схаутена. Он пересек в меридиональным направлении Новогвинейское море и утром 13 апреля усмотрел гористый о. Новая Британия.

ВТОРАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ТАСМАНА: НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ - ЕДИНЫЙ МАТЕРИК

29 января 1644 г. маленькая флотилия (111 чел.) Тасмана вышла из Баталии в восточном направлении. Из чертежа, освещающего голландские открытия Австралии, видно, что суда Тасмана провели непрерывную съемку южного берега Новой Гвинее на протяжении 750 км от 7 до 9 ю.ш., завершив открытие залива Карпентария. Все побережье залива показано непрерывной линией.

Тасман и Вискер нанесли на точную для того времени карту побережье Северной и Западной Австралии - приблизительно от пункта на 12 ю.ш., 137 в.д. до 23 45 ю.ш., 113 30 в.д.

Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс?

В своих воспоминаниях Джеймс Кук писал: «Я обошел океан Юж­ного полушария на высоких широтах и совершил это таким обра­зом, что неоспоримо отверг возможность существования матери­ка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания».

Менее чем через 50 лет это утверждение было полностью опро­вергнуто русскими мореплавателями Фаддеем Фаддеевичем Бел­линсгаузеном и Михаилом Петровичем Лазаревым. В 1820 г. ко­рабли под их командованием подошли на расстояние всего в несколько километров к берегам Антарктиды. Таким обра­зом, был открыт последний материк Земли. Можно только восхи­щаться искусством российских флотоводцев, которым на деревян­ных парусниках приходилось лавировать у берегов «ледяного» ма­терика среди огромных айсбергов при сильнейшем встречном ветре.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ?

С самой глубокой древности человек ощущал потребность в географическом, то есть землеописательном, знании. Знакомство со своей собственной страной всегда считалось обязательным с чисто практической точки зрения, в то время как познание других стран в значительной степени диктовалось любознательностью. Но география как наука долго не могла возвыситься над примитивной стадией простого сбора данных. Этот первоначальный период продолжался до тех пор, пока добытые данные не стали сопоставляться друг с другом и пока из этого сопоставления не начали делать соответствующие выводы. Когда это случилось, география стала истинной наукой. Но затем возник вопрос о ее собственном методе и ее месте среди других, ранее утвердивших себя наук. На протяжении многих поколений человека привлекала то одна, то другая сторона географии. Соответственно видоизменялись и основные понятия новой науки.

География - это наука о распределении предметов и явлений на поверхности Земли.

Первым употребил понятие «география» (сложное слово, в котором «Ге» означает Землю, а «графо» - описание) древнегреческий ученый Эратосфен. Он жил в III в. до н.э. Но люди определили круг географических вопросов задолго до этого. История географических знаний - это летопись человеческих усилий, предпринимаемых в стремлении получить как можно больше научных и практических сведений о своем окружении и распространении людей по земному шару: научных - в попытке объяснить наблюдаемые явления с достаточной степенью достоверности (путем тестирования и проверки), и практических - с целью использовать их для облегчения жизни людей в различных природных условиях, для того чтобы получить возможность видоизменять неблагоприятные условия среды или даже установить контроль над ними.

Любопытство. С него все и началось. Ничто не мешает нам предположить, что среди самых первых вопросов, которые задал себе первобытный человек, были и те, что относились к свойствам окружающей его природной среды. Подобно многим другим животным, первобытный человек выделял определенные участки земной поверхности как необходимую для его жизни территорию. И подобно многим другим животным, он постоянно терзался смутным предчувствием того, что, быть может, в каких-то других местах трава еще зеленее. Любопытство толкало на поиск, порождало стремление разузнать, что же находится за ближайшей грядой холмов, ограничивавших его горизонт. Но мир, который он открывал, запечатлевался в его сознании лишь узко и односторонне. Поэтому в течение длительного исторического периода люди обнаруживали и описывали много различных миров. По-видимому, способность человека наблюдать и обобщать результаты наблюдения безгранична. Но вместе с совершенствованием этой способности в сознании человека меняется и создаваемая им картина мира, что, однако не мешает всем возможным мирам оставаться в действительности весьма непохожими на их описания.

Мир человека включает все то, что, находясь на поверхности Земли, он может воспринять и познать с помощью своих органов чувств. Земля - это планета средних размеров, обращающаяся вокруг средних размеров космического «атомного реактора», который мы называем Солнцем. Если представить Солнце размером с апельсин, то Земля в том же масштабе выглядела бы булавочной головкой, удаленной от него на расстояние около фута. Однако эта булавочная головка достаточно велика, чтобы при помощи сил гравитации удержать у своей поверхности тонкую пленку газов, называемую атмосферой. К тому же Земля расположена на таком расстоянии от Солнца, которое в нижних, приземных слоях атмосферы обеспечивает температуру, позволяющую воде находиться в жидком состоянии.

Форма Земли близка к шарообразной, но точнее это геоид, уникальная фигура - шар «сплюснутый» у полюсов.

«Лик» Земли - это сфера, глубина и высота которой от дневной поверхности определяются степенью проникновения в нее человека. Все науки и все виды искусства рождены наблюдениями и восприятиями людей в пределах этой сферы, олицетворяющей собой вплоть до начала Космической эры весь людской мир. Но это очень сложный мир: в нем развиваются явления, обусловленные физическими и химическими процессами, существуют растения и животные - результат биологических процессов; обитает здесь и сам человек, подвергающийся влиянию окружающей его природе ной среды и в то же время служащий причиной происходящих в ней изменений, которые возникают в связи с экономическими, социальными и политическими событиями. Все эти явления и события существуют в сложном сочетании и взаимосвязях друг с другом, образуя то, что называется географической оболочкой .

Географическая оболочка - это совокупность четырех взаимосвязанных и взаимопроникающих оболочек: гидросферы, атмосферы, литосферы и биосферы.

Главная особенность географической оболочки состоит в том, что в ней существует жизнь, возникло и развивается человечество.

Поэтому, взаимодействие Человека и Природы - важнейший предмет географического изучения. Здесь хочется привести слова Б.Б.Родомана: «Существование географии не нуждается в оправданиях потребностями науки и практики. География - сложившееся явление культуры; известная достопримечательность цивилизации; пирамида из знаний и представлений, накопленных человечеством; памятник людям, которые погибли, осваивая океаны и пустыни, чтобы ты мог дремать в кресле, пролетая над Атлантикой или Сахарой. Прожить век на Земле и не ознакомиться с географией - все равно, что побывать в Египте, не увидев пирамид, или посетить Москву, не взглянув на Кремль.

География - это в значительной степени наука для детей. В эпоху компьютеров и космических полетов она воспринимается как сказка. Но без сказок нет детства».

География рассказывает о детстве человечества, о том, как люди открывали Землю. Этот рассказ содержится не только в изложении истории путешествий и географических исследований, но и в оставшихся от прошлого географических названиях (Магелланов пролив, пролив Дрейка, остров Тасмания, Баренцево море, Берингов пролив, мыс Челюскин, море Лаптевых, хребет Черского и т.д . ). Знакомясь с Землей, географические открытия совершает для себя заново каждое поколение.

Образованный человек должен иметь целостное представление о Земле, о своей стране. Любовь к географии наполнит вашу жизнь такой интересной и многогранной деятельностью, как туризм - источник личных географических открытий, стимулятор экологического мышления и бескорыстного, нестяжательного отношения к миру. Немногие станут профессиональными географами, но каждому предстоит большая географическая практика. Это всякого рода вынужденные переезды, и поездки для отдыха и развлечения, для удовлетворения любознательности.

Счастливого пути!

Человеку свойственно путешествовать. Тысячи лет люди меняют место обитания в поисках пищи, в поисках лучшей жизни, спасаясь от войн и притеснений, или неся другим эти войны и притеснения. Да и просто так, из любопытства, перемещаются они по поверхности земли. И почти каждый может повторить от своего имени слова Н.Пржевальского (1839 – 1888): «А ещё жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать»

По-гречески «ге» – это «земля», а «графо» – «пишу». Следовательно, «география» означает «землеописание». Все правильно. География началась тогда, когда один человек решил растолковать другому как попасть из точки А в точку Б. То есть, первыми географами были воины, купцы и мореплаватели. Всем им для выполнения своих задач требовалось знать, куда идти можно и нужно, а куда – нет. Умный ведь в гору не пойдет... А если уж обойти гору нет никакой возможности, постарается отыскать в горной цепи проход или перевал.

Не менее важной была информация об источниках пищи, а главное, воды на пути следования. И о том, не встретятся ли в дороге хищники или гады какие ползучие и кусачие. Поскольку человек иногда бывает хуже зверя или ядовитой скорлопендры, то путнику нелишне было бы знать также, где какие племена проживают и чем они занимаются.

Тем, кто пускался в путь по морским или речным водам жизненно необходима была информация об островах, ветрах и течениях. И о путеводных звездах на небесной сфере. И опять же о рыбах и гадах, живущих во глубине вод. И, конечно же, о заморских народах и племенах: беды от встречи с ними ждать или выгодной торговли.

Как видим, уже в древние времена сформировались все вопросы, на которые до сегодняшнего дня отвечает наука география. Основания этой науки заложил греческий ученый Клавдий Птолемей (87 - 165).

Если избегать слишком научных определений, то география изучает всю поверхность планеты Земля и все изменения происходящие на ней. А поскольку эти изменения обусловлены изменениями в воздухе (атмосфере), в водах (гидросфере), в твердой оболочке Земли (литосфере), а также существованием животных и растений (биосфера) и людей (ноосфера), то все перечисленные сферы являются составными частями одной большой геосферы.

Глобальная геосфера подразделяется на более локальные геосистемы: природные зоны, ландшафты, биогеоценозы.

Наша планета – объект сложный и разнообразный. Поэтому география уже давно разделилась на множество географических наук. Все географические науки подразделяются (может быть, достаточно условно) на физико-географические науки, которые изучают природные процессы, происходящие в геосфере и на социально-экономические географические науки.

Среди физико-географических наук можно выделить атмосферную физику, метеорологию, климатологию, гидрологию суши и океанологию, гляциологию (изучение ледников) и геоморфологию (изучение географического рельефа), почвоведение и биогеографию (науку о том, как по земному шару распределяются различные виды животных и растений). Особенным интересом среди широкой публики пользуется палеогеография, которая изучает изменение земного рельефа на протяжении очень длительных промежутков времени. Палеогеография стыкуется с палеонтологией, а древние динозавры и чудовища всем интересны. Все физико-географические науки следует считать науками точными, потому что они изучают явления, которые можно измерить.

Социально-экономические географические науки изучают взаимодействие человеческого общества с планетой, на которой мы живем. Среди этих наук следует выделить в первую очередь политическую географию (где какие государства находятся и где какие народы проживают), географию экономическую (как распределены по поверхности нашей планеты промышленность и сельское хозяйство) и географию социальную (условия жизни населения в разных географических регионах). Социально-экономические географические науки взаимодействуют с историей, политологией, экономикой и статистикой. Но, пожалуй, точными науками их назвать нельзя.

А вот про один научный раздел географии я еще не рассказал. Картографию я, так сказать, оставил на сладкое. Потому что географическая карта – главный географический документ. Все, что изучают географические науки, обязательно привязывается к карте мира или к карте региона. Ведь главный вопрос, на который отвечает география с момента своего рождения – вопрос «где»? Главным результатом работы Птолемея являлась карта, известного в те времена мира, ойкумены (Что это такое, можно прочесть в статье от 10.06.2013).

На протяжении многих лет становления географии, как науки, карты были главным источником знаний, а зачастую, главным сокровищем купцов, мореходов и воинов, от которых – об этом уже говорилось – пошла географическая наука. Знаете, какое приданное получил Христофор Колумб, женившись на дочери португальского мореплавателя с острова Мадейра? Географические карты тестя! Вполне возможно, именно они вдохновили его на мысль достичь Азии, обогнув Земной шар, плывя на запад. В результате чего, он совершил, вероятно, самое большое географическое открытие.

Статья начиналась со слов Н.Пржевальского о том, что путешествовать – прекрасно. Хочется закончить ее словами Блаженного Августина (354 - 430) о том, что это и полезно: «Мир – это книга, и те, кто не путешествуют, читают лишь одну её страницу».

Поделиться: