Деятельность человека в производственной сфере подразделяется на. Классификация основных форм деятельности человека. Сотрудники меньше устают, лучше себя чувствуют

Многообразные формы трудовой деятельности подразделяются на физические и умственный труд.

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую и дыхательную системы. Развивая мышечную силу и стимулируя обменные процессы в организме, он социально неэффективен, так как имеет низкую производительность (фундамент здания – котлован; погрузка породы вручную).

В современных условиях чисто физический труд встречается крайне редко.

Классификация физического труда:

1. Труд, требующий значительной мышечной активности. Немеханизированный труд.

2. Труд, связанный с полуавтоматическим и автоматическим производством (конвейерные линии). Он характеризуется однообразием, монотонностью, снижением физических нагрузок с одновременным увеличением скорости и точности движений. У человека рассеивается внимание и быстро наступает утомление.

3. Труд, связанный с дистанционным управлением. Для него характерно сочетание умственной деятельности с многочисленными движениями, не требующими больших физических нагрузок. Общая нагрузка распределяется более равномерно (пульты управления энергетическими системами).

Умственный трудсвязан с приемом и переработкой информации, что требует активизации процессов мышления. Для него характерно снижение двигательной активности, приводящее к ухудшению обменных процессов и развитию сердечно – сосудистой патологии (гипокинезия).

Формы умственного (интеллектуального) труда:

1. Операторский труд характеризуется большой ответственностью и высоким нервно – эмоциональным напряжением (авиадиспетчера).

2. Управленческий труд. Характерен большим объемом поступающей информации, дефицитом времени для ее переработки и принятия решений, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. (директора предприятий, АО и т.д.)



3. Творческий труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников и др. требует большого объема памяти, внимания, что приводит к повышению нервно – эмоционального напряжения.

4. Труд преподавателей, учащихся, студентов характерен напряжением таких психических функций как память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций (зачеты, экзамены).

Творческий труд является наиболее сложной формой трудовой деятельности.

2. Классификация видов труда по тяжести и напряженности.

Классификация видов труда по тяжести и напряженности – определяет очередность проведения оздоровительных мероприятий, позволяет сравнивать различные формы труда и устанавливать доплаты за вредные и тяжелые условия труда.

Для оценки условий труда принята следующая классификация по степени вредности, опасности и напряженности:

1 класс – оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность и минимальную напряженность организма (односложная работа, отсутствие вредных веществ, шума, вибраций, электромагнитные излучения в пределах фона).

2 класс – допустимые условия труда – не должны нарушать условия человека.

При оценке допустимости вредных факторов на организм человека исходят из биологического закона Вебера – Фехнера, который в общем виде можно записать: L = 10 lg * R/R 0

L – величина ощущения; R – величина раздражителя; R 0 – порог ощущений, т.е. минимальная энергия раздражителя, характеризующая начало ощущения.

3 класс – вредные и опасные условия труда характеризуются некоторым превышением допустимых норм.

Например: превышение ПДК ядовитых веществ в 2 -4 раза, запыленности в 2 – 5 раз и т.д. При этом обязательно применяют индивидуальные средства защиты.

За вредные и тяжелые условия труда устанавливают сокращенный рабочий день и доплаты.

Влияние барометрического давления на процессы дыхания и самочувствие человека

Наличие О 2 во вдыхаемом воздухе является необходимым но не достаточным условием для обеспечения жизни человека. Интенсивность диффузии О 2 в кровь определяется парциальным давлением кислорода в альвеолярном воздухе.

Наиболее успешно диффузия О 2 в кровь происходит при парциальном давлении О 2 в пределах 95-120 мм рт. ст., т.е. при нормальном барометрическом давлении. Изменения этих пределов (95-120) приводит к затруднению дыхания и увеличению нагрузки на сердечно – сосудистую деятельность.

На высоте 2-3 км (Р О2 ≈ 70 мм рт. ст.) насыщения крови О 2 снижается и вызывает усиление деятельности сердца и легких. Пребывание на этой высоте не сказывается на его здоровье, и она называется зоной достаточной компенсации.

С высоты 4 км (Р О2 ≈ 60 мм рт. ст.) диффузия О 2 из легких в кровь снижается до такой степени, что несмотря на большое содержание О 2 = 21%, может наступить кислородное голодание – гипоксия. Признаки – головная боль, головокружение, замедленная реакция, нарушение нормальной работы органов слуха и зрения, нарушение обмена веществ.

Исследования показали, что удовлетворительное самочувствие человека при дыхании воздухом сохраняется до высоты 4 км, а при дыхании чистым кислородом до высоты ≈ 12 км.

При выполнении кессонных и глубоководных работ увеличивается парциальное давление О 2 и N 2 , что приводит к перенасыщению (сатурации) организмом этими газами через легкие и частично через кожу.

Химически активный О 2 быстро поглощается организмом и его токсическое действие наступает лишь при больших давлениях ≈ 14 атм. Инертный N 2 поступает в кровь, и остается там в виде физиологического раствора. При нормальном давлении N 2 в крови – 1,2 см 3 на 100 см 3 крови. С повышением давления содержание увеличивается при 3 атм. → 3 см 3 на 100 см 3 .

При выполнении кессонных работ различают три периода:

1. Повышение давления – компрессия;

2. Работа при повышенном давлении;

3. Понижение давления - декомпрессия.

Наиболее опасным является период декомпрессии. Опасность в следующем. Так как за 4 часа работы в кессоне при повышенном давлении наступает полное насыщение организма N 2 .

В процессе декомпрессии, вследствие падения парциального давления происходит десатурация азота через кровь и легкие. При давлении 1,25 атм. десатурация безболезненна, при более высоком давлении и при быстрой декомпрессии они могут привести к кессонной болезни.

При этом образуются крупные пузырьки свободного газа (эмболы), возникают значительные силы сцепления между ними и стенками сосудов. Происходит откупорка сосудов, нарушение кровообращения, нарушение питания тканей О 2 , болевые ощущения.

Кессонная болезнь тем сильнее, чем быстрее переход от повышенного давления к нормальному. Развитию кессонной болезни способствует переохлаждение и перегревание организма.

Понижение температуры приводит к сужению сосудов, замедление кровообращения, что замедляет удаление азота (его десатурация). При высокой температуре наблюдается сгущение крови и замедление ее движения, что ускоряет процесс сатурации. Давление в кессоне не более 3,5 атм.

Лекция № 3

1. Влияние тепловых излучений и избыточного тепла на организм. Тепловой баланс организма и основы терморегуляции.

2. Характеристика тепловых излучений.

3. Понятие об охране труда и ее задачи.

4. Производственный травматизм и проф.заболевания.

Введение..................................................................................................... 2

Физический труд............................................................................................ 3

Механизированная форма труда................................................................. 4

Умственный (интеллектуальный) труд....................................................... 6

Операторский труд......................................................................................... 7

Классификация условий трудовой деятельности.................................... 8

Физиологические основы трудовой деятельности................................. 13

Заключение............................................................................................. 17

Библиографический список литературы................................ 19

Труд – целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный.

Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны.

Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.

В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.

В процессе физического и умственного труда у человека возникает определённый комплекс эмоций. Эмоции - это реакция человека на определённые условия. А производственная обстановка - комплекс факторов, которые положительно или отрицательно влияют на самочувствие и работоспособность нормального человека.

Физический труд характеризуется большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно - сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и др.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, но из-за низкой производительности социально не эффективен. Основным его показателем является тяжесть.

Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего, это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном – до 50% рабочего времени – отдыхе.

Энергозатраты при физическом труде, в зависимости от тяжести работы, составляют 4000 - 6000 ккал в сутки.

Общепринята следующая классификация основных форм физической трудовой деятельности :

Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Имеют место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.) и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж(4000-6000 ккал) и выше в сутки. Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективен, имеет низкую производительность, потребность в длительном отдыхе.

При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.

Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков.

В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объёма мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объём воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.

Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством.

Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ – монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряжённость, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда – это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние “оперативного ожидания” различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т.д.

Групповые формы труда – конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотонней работа и проще ее содержание.

Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в прежде временной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.

Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено – чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различают две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других – редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях и речедвигательных актах, во втором – работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Таким образом, формы труда, требующие значительной мышечной активности, имеют место при отсутствии механизации и характеризуются повышенными энергетическими затратами. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объёма мышечной деятельности. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает утомление.

Но в современном мире чисто физический труд не играет существенной роли. Существуют формы труда, связанные с автоматическим производством, дистанционным управлением, требующие минимальных физических нагрузок. Кроме того, сегодня широко распространяется интеллектуальный труд.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти.

Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.

Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно - сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

В условиях современного многофакторного производства на первый план функции управления и контроля за работой технологических линий процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенное нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд (руководители предприятий, учреждений). Характеризуется большим ростом объёма информации при нехватке времени для её переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями.

Творческий труд (научные работники, писатели, конструкторы, артисты, художники). Наиболее сложная форма, так как требует большого объёма памяти, напряжения, внимания. Приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг - постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению.

Труд учащихся и студентов. Необходима концентрация памяти, внимания. Присутствуют стрессовые ситуации (экзамены, зачёты).

Вес мозга составляет 2% от массы тела, а потребляет он энергии (15 - 20)% от общего обмена в организме.100 г коры головного мозга потребляет кислорода в 5 - 6 раз больше, чем скелетная мышца такого же веса при физической работе.

Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя; на 90% при чтении лекций; на 90-100% у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, т.к. после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, умственная работа не прекращается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

Физиолог Н.Е. Введенский (1852 - 1922) разрабатывал вопросы гигиены умственного труда, рекомендовал для обеспечения высокой работоспособности выполнение следующих условий:

· необходимость постепенного втягивания в труд;

· строгая ритмичность работы, в равной степени исключающая как переутомление, так и бездеятельность;

· последовательность и систематичность умственного труда;

· правильное чередование труда и отдыха.

Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье в процессе труда.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса :

1. Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения (в пределах фона).

Сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокой производительности труда. При этом за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.

2. Допустимые условия труда. При них вредные воздействия не превышают уровней, установленных для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются при отдыхе, и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдалённом периоде на состояние здоровья работающих и их потомства. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.

1 и 2 классы соответствуют безопасным условиям труда.

3. Вредные условия труда, при которых наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы, оказывает неблагоприятное влияние на организм работающего и его потомство.

4. Опасные условия труда. Воздействие вредных факторов в течение смены создаёт угрозу для жизни, и существует высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

В соответствии с Р.2.2.755-99 различают три класса условий труда по показателям тяжести и напряженности труда.

Оптимальный (легкий) труд.

Допустимый труд (средней тяжести).


Вредный (тяжелый) труд.

Легкий Средней тяжести Тяжелый
Затрачиваемая энергия Мужчины ~ 625 кДж Женщины ~ 375 кДж Затрачиваемая энергия 625 < Мужчины < 1040 кДж 375 < Женщины < 624 кДж Затрачиваемая энергия Мужчины > 1040 кДж Женщины > 624 кДж
Рабочая поза свободная Неудобная поза до 25% времени смены Неудобная поза > 25% рабочего времени
3 км за смену 14 км за смену

Затраты энергии меняются и зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5-10% уровень основного обмена; при рабочей позе стоя - на 10...25%, при вынужденной неудобной позе - на 40...50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15... 20% общего обмена в организме (масса мозга составляет 2% массы тела).

Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией - на 94%, у операторов вычислительных машин-на 60...100%.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации.

Физическая тяжесть труда - это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. С учетом вида нагрузки и нагружаемых мышц физическая работа делится на статическую и динамическую .

Статическая работа связанна с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, с поддержанием тела или его частей в пространстве (фиксация рабочей позы).

Внешняя мышечная работа отсутствует, но остаётся напряжённое состояние мышц, длящееся бесконечно долго. Это приводит к сильному утомлению мышц, а с учётом недостаточного их кровоснабжения, к заболеванию мышечной и периферийной нервной системы. Пример статической работы - часовой на посту.

Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а так же самого тела человека или его частей, в пространстве. Играют роль: сила, скорость, точность, интенсивность движения.

При этом энергия организма расходуется как на поддержание определённого напряжения в мышцах, так и на механический эффект работы. Динамическая работа подразделяется на общую мышечную работу, выполняемую более чем 2/3 мышц скелетной мускулатуры, в том числе ног и туловища (грузчики, сельхозрабочие); региональную мышечную работу, которая выполняется мускулатурой плечевого пояса и верхних конечностей; локальную мышечную работу с участием менее чем 1/3 скелетных мышц.

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы, - при физическом труде, и эмоциональным - при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.

Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации. Наиболее легким считается умственный труд, при котором отсутствует необходимость принятия решений. Такие условия труда считаются оптимальными. Если же оператор работает и принимает решения в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допустимым.

К напряженным вредным условиям 1 степени относится труд, который связан с решением задач по известным алгоритмам. Творческая деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения, должна быть отнесена к напряженному труду 2-й степени.

Условия труда могут быть также:

· физические;

· бытовые;

· социальные;

· производственные.

К физическим условиям труда относятся: температура; давление; загрязнённость воздуха; влажность; сухость; освещённость; шум и вибрация; скорость движения воздуха.

В результате воздействия на человека физических условий труда могут возникать: переутомление; переохлаждение; перегрев; загрязнённость и сквозняк.

Комфортные условия включают: бытовые удобства, благоустроенность, уют. В соответствии с действующими нормативами, к комфортным относятся следующие условия:

T = 18-20 оС;

Давление 760 мм рт. ст.;

Минимальная скорость движения воздуха - 0,1 м/сек., относительная влажность - 45-50% летом, 50-55% - зимой.

Особенности трудовой деятельности женщин и подростков

При использовании на производстве труда женщин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности их организма.

В подростковом возрасте наблюдается ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, и вместе с тем - слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мышц, нередки отклонения в развитии органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.

Для лиц в возрасте 16-18 лет установлена сокращенная - 36-часовая - рабочая неделя. Ограничено применение труда подростков при переносе тяжестей, а если работа связана именно с переносом тяжестей, то масса груза не должна превышать 4,1 кг.

Анатомо-физиологические особенности женщин в некоторых случаях, при неудовлетворительной производственной обстановке, могут способствовать возникновению гинекологических заболеваний и повлиять на состояние репродуктивной функции женщин. Для работающих женщин регламентируют предельные величины переноски и перемещения грузов, вводят более благоприятные режимы труда и отдыха, ограничивают использование труда женщин в ночное время, устанавливают для них режим работы с неполным рабочим днем или с неполной рабочей неделей.

Максимальная масса поднимаемого и перемещаемого женщинами груза, при условии чередования этого труда с другими видами работ до 2-х раз в час, составляет 10 кг, а при постоянном подъеме и перемещении тяжестей в течение рабочей смены - 7 кг.

Поскольку организм женщины особенно уязвим во время беременности, существует необходимость перевода женщин на определенное время на работы, не связанные с опасностью воздействия тяжелых и вредных условий труда.

Любой труд представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого тела. Огромную роль в этой деятельности играет центральная нервная система, обеспечивающая, координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

В процессе физической деятельности изменяются не только мышцы, но и другие органы и системы организма.

Умственный труд обычно вызывает замедление пульса и лишь иногда значительные умственные напряжения учащают пульс за счёт уменьшения диастолы. При умственной работе повышается кровяное давление, учащается дыхание, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга, но уменьшается кровенаполнение сосудов конечной и брюшной полости.

Интенсивная умственная работа, как и физическая так и умственная, может привести как к утомлению и к переутомлению.

Физиологическое напряжение организма в процессе трудовой деятельности через некоторое время после начала работы вызывает появление признаков утомления: снижение уровня работоспособности человека под влиянием работы. Утомление может быть быстрое, при очень интенсивной работе (работа каменщика, грузчика), или медленное, при длительной монотонной работе (труд водителя, работа на конвейере).

Утомление - состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, ухудшением количественных и качественных показателей работы.

Утомление по своей биологической сущности - нормальный физиологический процесс, который выполняет определённую защитную функцию в организме, предохраняя его от перенапряжения и возможного в связи с этим повреждения. Если человек возобновляет работу на фоне медленно развивающегося утомления, то это приводит к переутомлению, то есть к хроническому утомлению, которое не ликвидируется за обычный период отдыха.

Важным показателем состояния организма является работоспособность, которая зависит от возраста, состояния здоровья, моральных и материальных стимулов. Работоспособность-величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Во время трудовой деятельности работоспособность организма изменяется во времени.


В течение рабочего дня она меняется, имея три периода.

Изменение работоспособности человека в течение рабочего дня

1 – период врабатывания, или вхождения в работу, (0,5 - 1,5 часа), имеет низкие показатели работоспособности.

2 – период устойчивого сохранение работоспособности (2 - 2,5 часа).

3 – период снижения работоспособности в результате утомления.

Для снижения утомления в процессе труда и повышения работоспособности используют следующие эффективные методы: рациональная организация рабочего места и времени; рациональный режим труда и отдыха; производственная гимнастика; комнаты психофизиологической разгрузки.

Для поддержания высокого уровня работоспособности при умственном труде необходимо соблюдать ряд условий. Постепенное вхождение в работу после сна или летнего отдыха обеспечивает последовательное включение физиологических механизмов, определяющих высокий уровень работоспособности. Необходимо соблюдать определенный ритм работы, что способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления.

Соблюдение привычной последовательности и систематичности в работе обеспечивает более длительное сохранение рабочего динамического стереотипа. Правильное чередование умственного труда и отдыха, чередование умственного труда с физическим предупреждает развитие утомления, повышает работоспособность. Высокая работоспособность сохраняется и при систематических упражнениях в умственном труде. Хорошим отдыхом не только для глаз, но и для головного мозга, является закрытие глаз на несколько минут, глубокое ритмичное дыхание, умеренная мышечная нагрузка в паузах, длительный, спокойный сон.

Правильное расположение и компоновка рабочего места, обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии, обеспечивают наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшают утомляемость и предотвращают опасность возникновения профессиональных заболеваний.

Оптимальная поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Неправильное положение тела на рабочем месте приводит к быстрому возникновению статической усталости, снижению качества и скорости выполняемой работы, а также снижению реакции на опасности. Нормальной рабочей позой следует считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед больше чем на 10...15°; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе - прямая осанка. Выбор рабочей позы зависит от мышечных усилий во время работы, точности и скорости движений, а также от характера выполняемой работы. При усилиях не более 50 Н можно выполнять работу сидя, 50...100 Н с одинаковым физиологическим эффектом как стоя, так и сидя, более 100 Н желательно работать стоя.

Труд, будь он физический, умственный, творческий, играет важнейшую роль в жизни человека. Он не только является посредником получения материальных средств, но и основополагающим критерием в определении социального статуса человека. Кроме этого от характера и интенсивности трудовой деятельности в значительной степени зависят физическое и психическое состояния человека: его самочувствие, настроение, и т.д.

Следовательно, каждому человеку необходимо знать основы физиологии туда, как необходимо правильно построить режим труда и отдыха, чтобы увеличить производительность труда, не ухудшив свое самочувствие.

Но этого недостаточно знать для полномерного ведения трудовой деятельности, так как на человека оказывает огромное воздействие и условия, в которых он трудится. Они влияют также и на результаты производства – производительность труда, качество и себестоимость выпускаемой продукции. Производительность труда повышается за счет сохранения здоровья человека, повышения уровня использования рабочего времени, продления периода активной трудовой деятельности человека.

Улучшение условий труда и его безопасности приводит к снижению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, что сохраняет здоровье трудящихся и одновременно приводит к уменьшению затрат на оплату льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, на оплату последствий такой работы (временной и постоянной нетрудоспособности), на лечение, переподготовку работников производства в связи с текучестью кадров по причинам, связанным с условиями труда.

Необходимо устанавливать оптимальный режим труда и отдыха, а для этого нужен комплексный социально-экономический подход. Целью подобного подхода является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.

1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. – М.: “Дашков и К0”, 2002.

2. Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Часть II: Безопасность в условиях производства: Учебное пособие. - Таганрог: ТРТУ, 1997.

3. Безопасность жизнедеятельности: Тексты лекций / Сост.: А.И. Павлов. – М.: МИЭМП, 2003.

4. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов – М.: Высшая школа, 2005.

5. Ткаченко И.В., Жидкова О.И. Шпаргалка по основам безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, 2005.


Бакаева Т. Н. Безопасность жизнедеятельности. Часть II: Безопасность в условиях производства: Учебное пособие. - Таганрог: ТРТУ, 1997.С.34-37.

Бакаева Т. Н. Указ.соч. С.28-34.

Безопасность жизнедеятельности: Тексты лекций / Сост.: А.И. Павлов. – М.: МИЭМП, 2003. С.122.

Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. – М. : “Дашков и К0”, 2002. С.67-69.

Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов – М. : Высшая школа, 2005.

Различают труд физическую, когда преобладает работа мышечной системы, и умственную, когда основная нагрузка падает на ЦНС, ее высшие отделы.

Разделение труда на физическую и умственную является условным, поскольку любая деятельность человека не может осуществляться без участия высших отделов ЦНС, так же как любая умственная деятельность не может происходить без участия мышечной системы.

В трудовой деятельности человека на современном производстве преобладают функции управления, контроля, наблюдения, предъявляет требования к умственной деятельности (восприятие и переработка информации, решение логических задач и т.д.). Физическое усилие, как правило, сводится к движениям, связанных с управлением пультами машин, механизмов, перемещением тела в пространстве и поддержанием определенной рабочей позы.

Мышечная деятельность, в свою очередь, может быть связана с работой мышц, сопровождающееся изменением длины мышечных волокон и перемещением тела или его частей, а вместе с ними орудий и предметов труда. Такая мышечная деятельность получила название динамической работы. Различают положительную динамическую работу, когда движение осуществляется в направлении, противоположном действию силы тяжести (поднятия груза), и отрицательную, когда движение осуществляется в направлении действия силы тяжести (опускание груза).

Мышечная работа, когда напряжение мышц поддерживается без изменения длины мышечных волокон, называется статической. При этом не происходит перемещение тела и его частей в пространстве. Благодаря статической работе мышц осуществляется поддержания груза в определенном положении, давление на рычаги управления, сохранение определенного положения тела и тому подобное.

Динамическая работа - это сложный цикл двигательных актов, которые являются основой трудовой деятельности. Физиологическая стоимость выполняемой работы определяется ее интенсивностью и продолжительностью. Она ставит требования не только к мышечной системы, но и в организм в целом - ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной систем и тому подобное.

Отрицательная динамическая работа других условий ставит меньше требований к организму, чем положительная. Работа при опускании груза составляет примерно 50% работы во время его поднятия.

Статическая мышечная работа заключается в произвольном и длительном сокращении мышц. При этом в двигательный центр, регулирующий деятельность соответствующих групп мышц, непрерывно поступает поток импульсов, достаточно быстро вызывает истощение его функционального потенциала и разложения усталости. Статическое напряжение мышц вызывает также механическое сжатие кровеносных сосудов, препятствует кровообращению и снижает функциональные возможности соответствующих групп мышц.

Описанные виды трудовой деятельности человека не всегда могут четко охарактеризовать разнообразие ее видов на современном этапе развития производства. В связи с этим были предложены другие классификации, среди которых самой распространенной является следующая: труд, требующий значительной мышечной активности, механизированная, автоматизированная и полуавтоматизированный, групповая, связанная с дистанционным управлением и умственная интеллектуальный труд.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности, (землекопа, кузнеца, лесоруба, косаря, грузчика) занимают сегодня ничтожно малую долю и относятся к отмирающих. Эти работы характеризуются высокой энергозатрат (более 21 кДж / мин). В работе участвует большинство скелетных мышц туловища и конечностей, способствует развитию и высокой степени тренированности ССС, ДС, мышечной системы. Однако стоит отметить низкую производительность этих форм труда. Так, при работах с затратой энергии более 25 кДж / мин отдых при оптимальном режиме должна составлять около 50% общего рабочего времени. Кроме того, одностороннее развитие мышечной системы, наряду с высокими физическими нагрузками, создает неблагоприятные условия для гармоничного развития личности. Итак, тяжелая мышечная работа не должна быть распространенной на современном производстве и может быть допустимой только в отдельных кратковременных ситуациях.

Механизированная труд является наиболее распространенной формой трудовой деятельности, к которой относятся профессии, связанные с работой, выполняемой с помощью машин, станков и другого оборудования (токарь, слесарь, шлифовщик, фрезеровщик и др.). Энергозатраты рабочих этих профессий составляют 10,5-21 кДж / мин. Работа характеризуется снижением мышечных усилий и повышением требовательности к точности и скорости движений. Программа действий при такой форме работы значительно усложняется. Основная нагрузка приходится на мелкие группы мышц. Работа сопровождается вынужденной рабочей позой. Повышается компонент умственной деятельности, связанный с необходимостью обслуживания сложной конструкции оборудования, используемого, а также умением читать чертежи и пользоваться технической документацией. Основными неблагоприятными факторами этого вида трудовой деятельности является монотонность в работе, нагрузка на мелкие группы мышц, вынужденная рабочая поза.

Формы труда, связанной с полуавтоматической работой на производстве, характеризуются полным исключением человека из процесса обработки предметов труда, выполняется механизмами. Задача рабочего состоит в выполнении простых операций по обслуживанию машин и агрегатов, подачи исходного материала и т.п., например работа, связанная с штамповкой деталей или изделий на полуавтоматах. Энергозатраты при выполнении такого рода работ колеблются в пределах 8-13 кДж / мин. Работа заключается в быстрых и точных движениях и характеризуется монотонностью, вынужденной рабочей позой, не требует высокой квалификации. Человек при такой форме работы становится словно придатком оборудования. С физиологической точки зрения такая работа заслуживает негативной оценки.

Основной профессии, связанной с автоматизированной работой, профессия наладчика, который выполняет работу по наладке, ремонту и надзора за работой автоматических линий. Работа требует высокой квалификации, поскольку нужно детально знать обслуживаемые агрегаты, решать сложные задачи при наладке и эксплуатации их, быстро реагировать и выполнять рабочие движения. При этом достаточно большую долю в рабочем времени может составлять время оперативного покоя.

Групповая работа характеризуется измельчением производственного процесса на мелкие операции, которые выполняются группой рабочих. Характерной особенностью групповой формы труда является синхронизация отдельных участков. Групповая работа при нерациональной организации может характеризоваться монотонностью, гиподинамией, вынужденной позой, упрощением и бессодержательность.

Работа с дистанционным управлением возникла в процессе автоматизации производства. При этой форме трудовой деятельности все процессы, которые происходят за технологическим процессом, регистрируются электронными приборами, кодируются и в виде сигналов подаются на пульты управления. Там их воспринимает, анализирует, разрабатывает решения и направляет соответствующие команды через органы управления (рычаги, кнопки, переключатели и т.п.) оператор. С физиологической точки зрения работа операторов характеризуется монотонностью, нервно-эмоциональным напряжением, гиподинамией, напряжением анализаторов, повышенной требовательностью к таким функциям, как внимание, память, скорость восприятия и переработки информации и тому подобное. Степень выявления этих неблагоприятных характеристик зависит от формы организации дистанционного управления, системы сигнализации и управления, параметров электронного оборудования, используемого.

Совершенствование форм дистанционного управления должно быть направлено на освобождение человека от роли оперативного звена путем использования системы саморегуляции и создания роботов. Подключение оператора к автоматическому оборудование проходит только в экстренных случаях, требующих устранения недостатков или внесения изменений в работу отдельных технологических этапов.

К интеллектуальным относятся профессии сферы материального производства (инженерно-технические работники, учетчики и др.) И вне его (работники науки, искусства, прикладных знаний).

Умственный труд характеризует низкие энергетические затраты (8- 8,2 кДж / мин), незначительная мышечная активность, отсутствие, как правило, четкого ограничения во времени рабочего состояния, сложность и изменчивость программ действия, большое количество переработанной информации, повышенные требования во внимание, памяти, эмоциональной сферы. Основными негативными характеристиками интеллектуального труда могут быть нервно-эмоциональное напряжение, гиподинамия, перенапряжение анализаторов и психических процессов.

Классификация основных форм трудовой деятельности

Общепринята следующая классификация основных форм трудовой деятельности:

Труд, требующий большой мышечнои̌ активности

Имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т. д.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективен, имеет низкую производительность, потребность в длительном отдыхе.

Механизированная форма труда

Требует специальных знаний и двигательных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения. Однако, однообразие простых действий, малый объём воспринимаемой информации приводит к монотонности труда.

Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством

Недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков

Конвейерный труд

Отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Главный недостаток - монотонность, приводящая к преждевременнои̌ усталости и быстрому нервному источению. При однообразных повторяющихся раздражителях в корковой деятельности преобладает процесс торможения, что ведёт к рассеиванию внимания, падению скорости реакции, быстрому утомлению.

Труд, связанный с управлением производственными процессами и механизмами

Человек выступает в роли оператора, и чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше ᴇᴦο участие.

Умственный труд

Восприятие и переработка большого количества информации с включением памяти, внимания, активизация процесса мышления.

Формы умственного труда:

Операторский - контроль за работой машин. Отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением.

Управленческий (руководители предприятия). Характеризуется большим ростом объёма информации при нехватке времени для её переработки, большой личнои̌ ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями.

Творческий труд (научные работники, преподаватели, писатели, конструкторы). Наиболее сложная форма, так как требует большого объёма памяти, напряжения, внимания. Приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций.

Труд преподавателей и медицинских работников - постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению.

Труд учащихся и студентов. Необходима концентрация памяти, внимания. Присутствуют стрессовые ситуации (экзамены, зачёты).

Как видно, многообразие форм трудовой деятельности сводится к двум основным.

Физический труд - характеризуется большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно - сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и др.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, но из-за низкой производительности социально не эффективен. Основным ᴇᴦο показателем является тяжесть.

Энергозатраты при физическом труде, исходя из тяжести работы, составляют 4000 - 6000 ккал в сутки.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти.

Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательнои̌ активности (гипокинезией), что приводит к сердечно - сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

Энергозатраты при умственном труде составляют 2500 - 3000 ккал в сутки.

Вес мозга составляет 2% от массы тела, а потребляет он энергии (15 - 20)% от общᴇᴦο обмена в организме. 100 г коры головного мозга потребляет кислорода в 5 - 6 раз больше, чем скелетная мышца такого же веса при физической работе.

Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя; на 90% при чтении лекций; на 90-100% у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, т. к. после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, умственная работа не прекращается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

В зависимости от формы и вида различают преимущественно

Выводы:

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на три класса:

1. Оптимальные условия труда. Сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокой производительности труда. При ϶том за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.

2. Допустимые условия труда. При них вредные воздействия не превышают уровней, установленных для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются при отдыхе, и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдалённом периоде на состояние здоровья работающих и их потомства.

1 и 2 классы соответствуют безопасным условиям труда.

3. Вредные условия труда, при которых наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы, оказывает неблагоприятное влияние на организм работающᴇᴦο и ᴇᴦο потомство.

4. Опасные условия труда. Воздействие вредных факторов в течение смены создаёт угрозу для жизни, и существует высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Классификация основных форм трудовой деятельности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Классификация основных форм трудовой деятельности"2017-2018.


Многообразные формы трудовой деятельности делятся на три основные группы по характеру выполняемых человеком функций:

Физический труд;

Механизированные формы физического труда;

Умственный труд.

Физическим трудом называют выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда».

Физическая тяжесть труда – это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая и динамическая) и нагружаемых мышц.

Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии. Так, работа, требующая нахождения работающего в статической позе 10 – 25 % рабочего времени, характеризуется как работа средней тяжести (энергозатраты 172 – 293 Дж/с); 50 % и более – тяжелая работа (энергозатраты свыше 293 Дж/с).

Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. Если максимальная масса поднимаемых вручную грузов не превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин, работа характеризуется как легкая (энергозатраты до 172 Дж/с); 5 – 10 кг для женщин и 15 – 30 кг для мужчин – средней тяжести; свыше 10 кг для женщин или 30 кг для мужчин – тяжелая.

Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Кроме того, при оценке степени напряженности учитываются эргономические показатели: сменность труда, поза, число движений и т.п. Так, если плотность воспринимаемых сигналов не превышает 75 в час, то работа характеризуется как легкая; 75 – 175 – средней тяжести; свыше 176 – тяжелая работа.

Механизированные формы физического труда в системе «человек – машина». Человек выполняет умственные и физические функции. Деятельность человека происходит по одному из процессов:

детерминированному – по заранее известным правилам, инструкциям, алгоритмам действий, жесткому технологическому графику и т.п.;

недетерминированному – когда возможны неожиданные события в выполняемом технологическом процессе, неожиданное появление сигналов, но в тоже время известны управляющие действия при появлении неожиданных событий (расписаны правила, инструкции и т.п.) в выполняемом процессе.

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти (управление, творчество, преподавание, наука, учеба и т.п.), а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. После напряженной умственной работы восстановление организма происходит медленнее, чем после напряженной физической работы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

Поделиться: