Григорий, просветитель великой армении

Григорий Просветитель - святой, христианский просветитель Армении, основатель Армянской Церкви. Родился в 238 или 239 гг., умер в 335 г. Происходил из парфянской царской династии Аршакуни (Аршакидов), из дома Сурен-Пахлава; Аршакидами были и армянские цари того периода, а также многие члены армянской военной и светской знати. По преданию, отец младенца Сурена (в крещении - Григория) Анак, подкупленный иранским шахом, убил армянского царя Хосрова и за это сам поплатился жизнью; все семейство Анака было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела увезти на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен, получил имя Григорий и был воспитан в христианском духе. Вступив в брак, он скоро расстался с женой; она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим и там поступил в услужение к Тиридату (286-342), сыну погибшего царя Хосрова, желая усердной службой загладить вину своего отца. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Тиридат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Тиридат велел бросить Григория в ров, чтобы он там погиб от голода. Но Григорий сумел прожить во рве около 14 лет, пищу ему приносила некая благочестивая женщина. Затем Григорий исцелил впавшего в безумие Тиридата, а благодарный царь уверовал во Христа и в 305-306 гг. провозгласил христианство государственной религией в Великой Армении. В 314 г. Григорий был рукоположен в сан епископа св. Леонтием, епископом Кесарии Каппадокийской, и начал крестить армянский народ и представителей ряда соседних с армянами народностей. Он строил храмы по всей Армении, а главный храм возвел в г. Вагаршапат - столице царя Тирида- та. Этот храм получил название Эчмиадзин, что в переводе означает «сошел Единородный» (Иисус Христос), а место для его строительства, по преданию, Григорию указал сам Христос. В 325 г. Григорий был приглашен на Первый Вселенский собор в Никее, но, не имея возможности поехать сам, отправил туда епископа Аристакеса, своего родного сына. Аристакес вместе с еще одним армянским посланником по имени Акритис привез в Армению установления Никейского собора. Около 318-319 гг. Григорий передал управление Армянской Церковью своему сыну, хотя официально церковная кафедра до 333 г. продолжала числиться за ним. Сам же Григорий уединился в горах, где и умер в 335 г. Тело св. Григория было перенесено в селение Тил и погребено в местном монастыре. На сегодняшний день святые мощи Григория Просветителя разделены на несколько частей и находятся в храмах разных стран. В Эчмиадзине хранится правая рука св. Григория, положенная в раку в форме руки; ею благословляют епископов при посвящении их в патриархи, а также освящают миро в процессе его приготовления. Житие св. Григория написано Агафангелом, секретарем армянского царя Тиридата III и двоюродным братом Григория, легендарным автором, написавшим также в начале IV в. историческое сочинение об обращении Армении к христианской вере.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 265-266.

Свя-щен-но-му-че-ник Гри-го-рий, про-све-ти-тель Ве-ли-кой Ар-ме-нии, ро-дил-ся в 257 го-ду. Он про-ис-хо-дил из ро-да пар-фян-ских ца-рей Ар-са-ки-дов. Отец свя-ти-те-ля Гри-го-рия, Анак, до-мо-га-ясь ар-мян-ско-го пре-сто-ла, убил сво-е-го род-ствен-ни-ка, ца-ря Кур-са-ра, за что весь род Ана-ка под-верг-ся уни-что-же-нию. Гри-го-рия спас некий род-ствен-ник: он вы-вез мла-ден-ца из Ар-ме-нии в Ке-са-рию Кап-па-до-кий-скую и вос-пи-тал в хри-сти-ан-ской ве-ре. Воз-му-жав, Гри-го-рий же-нил-ся, имел двух сы-но-вей, но вско-ре ов-до-вел. Сы-но-вей Гри-го-рий вос-пи-тал в бла-го-че-стии. Один из них - Ор-фан, впо-след-ствии стал свя-щен-ни-ком, а вто-рой - Аро-стан, при-нял ино-че-ство и ушел в пу-сты-ню. Чтобы ис-ку-пить грех сво-е-го от-ца, убив-ше-го от-ца Ти-ри-да-та, Гри-го-рий всту-пил в сви-ту по-след-не-го и был ему вер-ным слу-гой. Ца-ре-вич Ти-ри-дат лю-бил Гри-го-рия как дру-га, но не тер-пел его хри-сти-ан-ско-го ве-ро-ис-по-ве-да-ния. По вос-ше-ствии на ар-мян-ский пре-стол он стал при-нуж-дать свя-то-го Гри-го-рия к от-ре-че-нию от Хри-ста. Непре-клон-ность свя-то-го оже-сто-чи-ла Ти-ри-да-та, и он пре-дал сво-е-го вер-но-го слу-жи-те-ля же-сто-ким му-кам: стра-даль-ца под-ве-си-ли вниз го-ло-вой с кам-нем на шее, несколь-ко дней об-ку-ри-ва-ли смрад-ным ды-мом, би-ли, из-де-ва-лись, при-нуж-да-ли хо-дить в же-лез-ных са-по-гах с гвоз-дя-ми. Во вре-мя этих стра-да-ний свя-той Гри-го-рий пел псал-мы. В тем-ни-це Гос-подь ис-це-лил все его ра-ны. Ко-гда Гри-го-рий вновь пред-стал пе-ред ца-рем невре-ди-мым и ра-дост-ным, тот изу-мил-ся и при-ка-зал по-вто-рить пыт-ки. Свя-той Гри-го-рий пре-тер-пел их, не ко-леб-лясь, с преж-ней ре-ши-мо-стью и до-сто-ин-ством. То-гда его об-ли-ли го-ря-чим оло-вом и бро-си-ли в ров, на-пол-нен-ный ядо-ви-ты-ми га-да-ми. Гос-подь же хра-нил Сво-е-го из-бран-ни-ка: ядо-ви-тые тва-ри не по-вре-ди-ли ему. Некая бла-го-че-сти-вая жен-щи-на пи-та-ла его хле-бом, тай-но опус-кая его в ров. Свя-той Ан-гел, нис-хо-дя к му-че-ни-ку, обод-рял его си-лы и укреп-лял дух. Так про-шло 14 лет. За это вре-мя царь Ти-ри-дат со-вер-шил еще од-но зло-де-я-ние: он за-му-чил свя-тую де-ву Рип-си-мию, ста-ри-цу игу-ме-нию Га-и-а-нию и с ни-ми еще 35 дев од-но-го из ма-ло-ази-ат-ских де-ви-чьих мо-на-сты-рей.

Свя-тая Рип-си-мия вме-сте со сво-ей игу-ме-ни-ей и сест-ра-ми бе-жа-ла в Ар-ме-нию, не же-лая всту-пать в брак с им-пе-ра-то-ром Дио-кли-ти-а-ном (284-305), пре-льстив-шим-ся ее кра-со-той. Об этом Дио-кли-ти-ан со-об-щил ар-мян-ско-му ца-рю Ти-ри-да-ту и пред-ло-жил ему или при-слать Рип-си-мию об-рат-но, или же са-мо-му взять ее в же-ны. Слу-ги ца-ря разыс-ка-ли бе-жав-ших и ста-ли уго-ва-ри-вать Рип-си-мию по-ко-рить-ся во-ле ца-ря. Свя-тая от-ве-ча-ла, что она, как и все сест-ры оби-те-ли, об-ру-че-на Небес-но-му Же-ни-ху и в брак всту-пать не мо-жет. То-гда с неба раз-дал-ся го-лос: "Дер-зай-те и не бой-тесь, ибо Я с ва-ми". По-слан-цы в стра-хе уда-ли-лись. Ти-ри-дат пре-дал де-ву на же-сто-чай-шие пыт-ки, во вре-мя ко-то-рых ее ли-ши-ли язы-ка, рас-сек-ли ей чре-во, осле-пи-ли и умерт-ви-ли, раз-ру-бив те-ло ее на ча-сти. Игу-ме-ния Га-и-а-ния за то, что во-оду-шев-ля-ла Рип-си-мию му-же-ствен-но тер-петь ис-тя-за-ния за Хри-ста, вме-сте с дву-мя сест-ра-ми-ино-ки-ня-ми бы-ла пре-да-на на та-кие же му-ки, по-сле че-го они бы-ли обез-глав-ле-ны. Осталь-ных 33-х се-стер из-ру-би-ли ме-ча-ми и бро-си-ли те-ла их на съе-де-ние зве-рям. Гнев Бо-жий по-ра-зил ца-ря Ти-ри-да-та, а так-же тех его при-бли-жен-ных и во-и-нов, кто участ-во-вал в ис-тя-за-ни-ях свя-тых дев. Одер-жи-мые бе-са-ми, они упо-до-би-лись ди-ким веп-рям (как неко-гда На-ву-хо-до-но-сор. ), но-си-лись по ле-сам, раз-ры-ва-ли на се-бе одеж-ду и грыз-ли соб-ствен-ное те-ло. По про-ше-ствии неко-то-ро-го вре-ме-ни сест-ре Ти-ри-да-та Ку-са-ро-дух-те бы-ло воз-ве-ще-но во сне: "Ес-ли не бу-дет из-ве-ден из рва Гри-го-рий, царь Ти-ри-дат не ис-це-лит-ся". То-гда при-бли-жен-ные ца-ря по-до-шли ко рву и спро-си-ли: "Гри-го-рий, жив ли ты?" Гри-го-рий от-ве-чал: "Бла-го-да-тию Бо-га мо-е-го я жив". За-тем они вы-ве-ли свя-то-го му-че-ни-ка об-рос-ше-го, по-чер-нев-ше-го и очень ис-сох-ше-го. Но, по-преж-не-му, он был тверд ду-хом.

Свя-той по-ве-лел со-брать остан-ки за-му-чен-ных дев; их с че-стью по-хо-ро-ни-ли, а на ме-сте по-гре-бе-ния по-стро-и-ли цер-ковь. В эту цер-ковь свя-той Гри-го-рий при-вел бес-но-ва-то-го ца-ря и ве-лел ему мо-лить-ся свя-тым му-че-ни-цам. Ти-ри-дат ис-це-лил-ся, рас-ка-яв-шись в сво-их пре-ступ-ле-ни-ях про-тив Бо-га, и при-нял со всем сво-им до-мом Свя-тое Кре-ще-ние. Сле-дуя при-ме-ру ца-ря, кре-стил-ся и весь ар-мян-ский на-род. За-бо-та-ми свя-то-го Гри-го-рия был воз-двиг-нут в 301 го-ду Эч-ми-ад-зин-ский со-бор в честь Со-ше-ствия Свя-то-го Ду-ха. В 305 го-ду свя-ти-тель Гри-го-рий на-пра-вил-ся в Ке-са-рию Кап-па-до-кий-скую и там был по-став-лен ар-хи-епи-ско-пом Леон-ти-ем во епи-ско-па Ар-ме-нии. За свои апо-столь-ские тру-ды он по-лу-чил на-име-но-ва-ние про-све-ти-те-ля Ар-ме-нии. Свя-ти-тель Гри-го-рий об-ра-тил ко Хри-сту так-же мно-гих лю-дей из со-сед-них стран - Пер-сии и Ас-си-рии. Устро-ив Ар-мян-скую Цер-ковь, свя-ти-тель Гри-го-рий при-звал к епи-скоп-ско-му слу-же-нию сво-е-го сы-на, Аро-ста-на-пу-стын-но-жи-те-ля, а сам уда-лил-ся в пу-сты-ню. Свя-ти-тель Аро-стан в 325 го-ду был участ-ни-ком I Все-лен-ско-го Со-бо-ра, осу-див-ше-го ересь Ария. Свя-ти-тель Гри-го-рий, уда-лив-шись в пу-сты-ню, пре-ста-вил-ся в 335 го-ду. Дес-ни-ца и часть его свя-тых мо-щей по-ко-ят-ся ныне в со-кро-вищ-ни-це Эч-ми-ад-зин-ско-го ка-фед-раль-но-го со-бо-ра в Ар-ме-нии. По тра-ди-ции Ар-мян-ской Апо-столь-ской Церк-ви, со-хра-ня-ю-щей-ся по-ныне, этой дес-ни-цей вер-хов-ный ка-то-ли-кос-пат-ри-арх всех ар-мян бла-го-слов-ля-ет свя-тое ми-ро во вре-мя ми-ро-ва-ре-ния.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Благосла́внаго и священнонача́льника вси,/ я́ко страда́льца и́стины,/ днесь ве́рнии в пе́снех и песнопе́ниих восхва́лим,/ бо́драго па́стыря и учи́теля Григо́рия,/ всеми́рнаго свети́льника и побо́рника,// Христу́ бо мо́лится, е́же спасти́ся нам.

Перевод: Доброй славы священноначальника все, как пострадавшего за истину, сегодня верующие в псалмопениях и песнопениях духовных прославим, неусыпного и учителя Григория, всемирного светильника и защитника, ибо он молится Христу о спасении нашем.

В день памяти святителя Григория, просветителя Армении – небесного покровителя митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) – публикуется статья, которая рассказывает о подвиге святого мученика и о почитании его христианами. Автор проводит параллель между двумя служителями Церкви. Л.К. Александрова-Чукова также знакомит читателя с фрагментами дневника Владыки, который он вел в дни Архиерейского Собора РПЦ в сентябре 1943 года.

«По имени и житие твое будет…»
Амвросий Оптинский

30 сентября (13 октября) – день памяти свт. Григория, просветителя Великой Армении. [Григор Лусаворич; арм. Գրիգռր Լռւսավռրիչ ] (239-325/6), святитель (память 30 сентября; в Армении – 4 раза в год), основоположник и первый предстоятель Армянской Апостольской Церкви (с 301 или 314?).

Великой Арменией называлась горная страна, находившаяся между Римской империей и Персией, между рекою Курою и верховьями рек Тигра и Евфрата, населенная армянами, названными так по царю Араму. Она управлялась царями из своего племени со II в. до Р.Х. до V в. по Р.Х., когда в 387 г. в результате войн она была разделена между Персией и Римом. Называлась она так в противоположность Малой Армении – области между верховьями рек Евфрата и Галаса, которая входила в состав царства Митридата Понтийского, а с 70 года по Р.Х. – в состав Римской империи. Великая Армения стала второй колыбелью человеческого рода, ибо на горе Арарат (Быт.8:4) остановился Ковчег Ноя.

Согласно преданию, проповедь Евангелия в Армении восходит к апостолам Варфоломею и Фаддею, христианство стало проникать в Армению еще в I веке через сирийские города. С тех пор в Армении существовали христианские общины, поддерживавшие тесные связи с церковью Антиохии, а с конца II столетия также с церковью Эдессы. Армянские христиане подвергались преследованиям со стороны правителей страны из парфянской династии Аршакидов. Перелом в отношениях между Церковью и государством произошел в царствование Тиридата (Трдата) III, который был восстановлен на армянском престоле Диоклетианом в 286 году после победоносной войны римлян с Сасанидским Ираном, смертельным врагом армянских Аршакидов – ветви свергнутой в Иране парфянской династии. По договору Рима с Ираном, заключенному в 298 году, Иран признал римский протекторат над Арменией. Отец Тиридата Хосров, долго и успешно воевавший с основателем Сасанидской династии Ардаширом (Артаксерксом), был убит парфянским князем Анаком, а в отмщение за это он сам и его родственники были казнены. Спасся один лишь младенец – младший сын, которого кормилица-христианка забрала на свою родину в Кесарию Каппадокийскую. Там он был крещен с именем Григорий и получил христианское воспитание. Вступив в брак, Григорий вскоре после рождения второго сына расстался с женой (которая, так же как и он, дала обет безбрачия) и отправился в Рим, где в то время находился бежавший из Армении после ее захвата персами Тиридат. Он поступил к нему на службу, желая своей преданностью низложенному наследнику царского престола заслужить прощение за грех своего отца. Вернувшись при Диоклетиане вместе с Тиридатом в родную Армению, Григорий стал проповедовать соплеменникам учение Христа. Но когда Григорий признался Тиридату в том, что он сын Анака, царь приказал подвергнуть его мучениям и бросить в ров, своего рода «зиндан», кишевший змеями. В этой темнице Григорий провел 13 (по другим источникам 14 или 15) лет. На месте заточения мученика впоследствии был устроен монастырь Хор Вирап.

Царь Тиридат имел свою резиденцию в тогдашней столице Армении, городе Вагаршапат (в 1945 г. переименован в Эчмиадзин). Он жестоко преследовал христиан. Спасаясь от гонений Диоклетиана, из Рима в Армению бежали 37 девушек-христианок, наставницей которых была Гаяне. Одна из девушек, Рипсимия, отличалась незаурядной красотой и привлекла внимание Тиридата, как ранее Диоклетиана, и он решил сделать ее своей наложницей. Девушка отвергла домогательства Тиридата, и он велел предать ее мучительной казни. Вместе с нею были замучены Гаяне и другие святые девы. Одна из них, Нина, бежала в Грузию, став просветительницей этой страны.

Совершив это страшное злодеяние, нечестивый царь Тиридат впал в безумие: у него началось психическое расстройство, он воображал себя волком-оборотнем. Сестра царя царевна Хосровидукт сказала Тиридату, что ей было видение: человек с сияющим лицом объявил ей, что преследование христиан должно быть прекращено отныне и навеки. Царевна была убеждена, что если вытащить Григория из ямы, он сумеет вылечить царя. Тиридат внял совету сестры, освободил Григория.

Подошедшие ко рву громко воззвали, говоря: «Григорий, жив ли ты?» И Григорий ответил: «Благодатию Бога моего – я жив». Святой Григорий возвестил людям, что Господь Бог сохранил его живым во рву, где часто посещал его ангел Божий, чтобы он имел возможность привести их от тьмы идолопоклонства к свету благочестия. Святой стал наставлять их вере во Христа, призывая их к покаянию. Увидев смирение пришедших, святой повелел им устроить большую церковь, что они и исполнили в скором времени. В эту церковь Григорий внес с большим почетом тела блаженных мучениц, поставил в ней святой крест и повелел народу собираться там и молиться. Затем он привел царя Тиридата к телам святых дев, которых тот погубил, чтобы он просил их молитв пред Господом Иисусом Христом. И лишь только царь исполнил это, как ему был возвращен человеческий образ и от бесновавшихся вместе со своим царем воевод и воинов также отошли лукавые духи.

Так Святой Григорий исцелил своего мучителя и крестил его вместе со всем царским домом, приближенными и множеством народа в реке Евфрат. При содействии Тиридата христианство распространялось по всей стране. Во всех городах и областях Армении низвергались языческие храмы, жрецы которых упорно сопротивлялись, однако были побеждены. На месте языческих храмов возникали христианские церкви и монастыри, земли которых Тиридат III передавал служителям Церкви в вечное и неотчуждаемое владение. Эти земли были свободны от всяких обложений, кроме поземельного налога, который священники должны были вносить в царскую казну. Складывавшееся духовное сословие было приравнено к азатам (высшему военному сословию в Армении и Иране) и пользовалось теми же правами. Так армянское духовенство расширяло владения за счет земель упраздненных языческих храмов, конфискованных государством земель опальных и уничтоженных нахарарских домов.

При монастырях святитель Григорий основывал школы для подготовки пастырей и проповедников, в которых была большая потребность. У армян в то время еще не было своей письменности и совершать богослужение и читать Священное Писание возможно было только на греческом или сирийском языках, поэтому нужно было готовить пастырей, которые знали бы эти языки и могли бы живое слово излагать по-армянски.

Святой Григорий много времени проводил в путешествиях. Он крестил желавших принять христианство, строил новые церкви и основывал новые монастыри. Вскоре у него появились ученики и последователи.

В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии.

В 301 (по другим данным в 302 или 314) году святой Григорий получил епископскую хиротонию в Кесарии Каппадокийской от епископа этого города Леонтия и возглавил Армянскую Церковь. С тех пор установился порядок, по которому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Апостольской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа. Свою кафедру Григорий основал в Вагаршапате (Эчмиадзине), где в 301–303 гг. Тиридатом Великим и Григорием Просветителем был построен величественный кафедральный собор.

Григорий Просветитель позаботился о том, чтобы должность епископа сделалась наследственной привилегией его потомков: еще при жизни он назначил своим преемником своего сына Аристакеса . Это наследственное право Григоридов оспаривали потомки епископа Албиана – Албианиды. В IV в. на патриарший престол вступали то Григориды, то Албианиды, в зависимости от политической ориентации армянских царей. В начальный период христианства значительную роль играли миссионеры-хорепископы, отправлявшиеся для проповеди нового учения не только в отдаленные области Армении, но и в сопредельные страны. Так, внук Григория священномученик Григорис, проповедовавший в низовьях Куры и Аракса, в 338 г. принял мученическую кончину «в краю мазкутов».

К концу жизни Григорий, передав кафедру сыну, стал отшельником в горной пещере. Обнаруженные местными пастухами мощи святого Григория разошлись по христианскому миру. Главная святыня – десница святого Григория – с 2000 года хранится в Эчмиадзине и является официальным символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви.

«Многострадальный пастырь», «Армении хвала», священномученик Григорий «возделал неплодную ниву», засеял «словесная семена» благочестия в сердца всех армян, разогнал «тьму безбожия идольского», за что и получил название «Просветителя Армении».

Основные сведения о жизни святого собраны в т.н. цикле Жития Григория Просветителя. Армянский текст сохранился в составе «Истории Армении», автором которой считается секретарь царя Тиридата III Великого (287–330) Агафангел. В этой книге рассказывается о путешествии царя Тиридата и Григория Просветителя в Рим к императору Константину, о Никейском Соборе. Именно они и были теми «двумя делегатами из Армении» на первом Вселенском соборе.

Помимо жития, в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, поэтому эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»).

«История Армении» Агафангела была переведена на греческий язык. Согласно последним исследованиям, перевод греческой, сирийской и арабской версий Жития Григория Просветителя восходит к VI – началу VII в. В V в. культ святого еще не был ни всеармянским, ни тем более общекавказским, но уже в VI в. он объявляется общекавкавказским просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Официальная концепция трех Церквей – Армянской, Грузинской и Албанской – представлена в греческой и арабской версиях Жития св. Григория, и святитель именуется не только общеармянским просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего кавказского региона. О его равном почитании в Армении и Грузии свидетельствует переписка грузинского католикоса Кириона I с армянскими духовными и светскими Владыками, относящаяся к 604–609 гг., сохранившаяся в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса, где сообщается, что святой Георгий насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях». Вртанес Кертог также пишет о нем как о просветителе Армении и Грузии. Учреждение христианской веры Григорием Просветителем подтверждает также и грузинский каталикос (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132, 136, 138, 169). Его оппонент, армянский католикос Авраам I Албатанеци , указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четверти IX в. грузинский католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения святителя Григория: «…и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» (Мурадян. 1982.С.18). В сирийском тексте Жития Григорий Просветитель представлен продолжателем дела апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии.

Переработка Жития Григория Просветителя в армянскую версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами, окончательно оформившегося после Маназкертского Собора 726 г. Ее целью было создание величественной истории возникновения Армянской Апостольской Церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Григорием Просветителем в христианство соседних народов, и его проповедь ограничивается лишь 15 областями Великой Армении. В Житии Григорий Просветитель предстает «чудесным мужем», прославившимся долголетним мученичеством, подвижничеством и, наконец, удостоившимся видения, утверждающего связь Армянской Апостольской Церкви с самим Единородным Сыном Божиим – Христом.

В Византии история обращения Армении Григорием Просветителем стала известна не позднее V в., когда греческий историк Созомен упоминает о чуде крещения армянского царя Трдата, произошедшем в его доме. В VIII в. празднование в честь святого Григория было включено в греческий церковный календарь, с IX в. день его памяти отмечен в греческом календаре, высеченном на мраморных досках церкви Сан-Джованни в Неаполе.

28 сентября упомянуты св. мученицы Рипсимия и Гаиания, а 30 сентября, 2 и 3 декабря – «св. Григорий Армянский».

Почитание Григория Просветителя в Византии и странах ее культурного ареала связано с именем патриарха Константинопольского свт. Фотия (858–867, 877–886), стремившегося к консолидации восточных христиан перед лицом Запада. Популярный среди армян, грузин, сирийцев и коптов святой стал объединяющей фигурой, и именно в это время на стенах собора Св. Софии в Константинополе появляется изображение свт. Григория Армянского.

Перевод пространного Жития Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании с греческого на славянский язык был сделан не позднее XII в. Житие вошло в сербские торжественники XIV–XV вв. Известен также перевод более краткого Жития на «просту мову», выполненный не позднее 1669 г. и представленный рядом украинско-белорусских списков XVII в. и в 1-й половине XIV в. у южных славян в составе Стишного Пролога. Перевод службы Григорию Просветителю на славянский был язык сделан не позднее 60-х гг. XI в., представлен уже новгородскими списками конца XI–XII вв. Новый перевод выполнен в XIV в. болгарскими книжниками на Афоне в составе Миней служебных по Иерусалимскому уставу.

Случаи посвящения Григорию Просветителю храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями. В 1535 г. во имя Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре, в 1561 г. святому был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) в Москве.

В греческой и арабской версиях Жития Григорию Просветителю приписывается крещение царей Грузии и Кавказской Албании и учреждение церковных организаций в этих странах.

До середины V века Армянская Апостольская Церковь представляла одну из ветвей относительно единой христианской Церкви. Обособление ее началось после Халкидонского Вселенского Собора (451 г.), в котором ААЦ не участвовала из-за ведущейся в тот период кровопролитной войны христианской Армении с зороастрийской Персией. Другой причиной непринятия решений Халкидонского Собора явилось стремление упрочить свою независимость от Византии. Армянские богословы, не признав Халкидонский Собор Вселенским, считали его поместным, а значит, его определения не общеобязательны для Вселенской Церкви. В 506 г. на I Двинском соборе ААЦ отвергла решение Халкидонского Собора и тем самым обрела самостоятельность. Это решение было подтверждено и на II Двинском соборе в 554 году.

Армянская Апостольская Церковь фактически отделилась и от Восточной, и от Западной Церквей и принадлежит к семье так называемых нехалкидонских или Древневосточных Церквей, к которым также принято относить Коптскую (Египетскую), Сирийскую (Яковитскую), Эфиопскую (Абиссинскую) и Маланкарскую (Индия).

В России на основании Положения 1836 г. ее называли Армяно-григорианской – по имени первого армянского патриарха Григория Просветителя, однако это название самой Армянской Апостольской Церковью не используется.

«Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию. Она воспринимается Русской Церковью как Православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы отцов Церкви», – сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл более 20 лет назад во время встречи с главой Армянской Апостольской Церкви США.

16 марта 2010 года во время Первосвятительского визита в Армению в своем приветствии Гарегину II, Верховному Патриарху и Католикосу всех армян, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:

«Несмотря на то, что наши Церкви в силу исторических причин не имеют евхаристического общения, мы отчетливо осознаем близость друг ко другу. Причину тому мы находим в приверженности Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей древнему церковному Преданию. На его основе веками формировались традиционные ценности, в равной степени характерные восточнославянской и армянской культурам. Именно верность христианской традиции и ее нравственным идеалам является для нас связующей нитью, залогом нашего соработничества и дружбы. Мы вместе участвуем в работе международных христианских организаций, различных межрелигиозных форумов, ведем плодотворный двусторонний диалог. Мы рады, что в духовных академиях Русской Православной Церкви обучаются армянские студенты, что позволяет им знакомиться с верой, историей, культурой и традициями народов, населяющих пространство исторической Руси.

Сегодня здесь, в кафедральном соборе Святого Первопрестольного Эчмиадзина, основанного святителем Григорием, где хранится его святая десница, я вновь ощущаю необходимость развивать и углублять взаимные связи, дабы наше совместное свидетельство миру было действенным, - миру, страдающему от разделений, вражды и несправедливости. Святой апостол Павел, наставляя своего ученика Тимофея, говорит: “Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями” (1 Тим. 6:12). Наш долг также и в том, чтобы совместно свидетельствовать о Предании древней Церкви перед теми христианскими общинами, которые встали на путь либерализации нравственного учения, сопровождающейся пересмотром основных норм».

Дополните информацию о персоне

Григорий Просветитель
Другие имена: Григорий Партев,
Григор I Лусаворич Св.,
Св. Григорий I Просветитель
Латиницей: Lousavorich
На английском: St. Gregory the Illuminator (Lousavorich)
Дата рождения: около 252
Дата смерти: около 326
Краткая информация:
Святой Армянской Апостольской, Русской Православной и Римско-Католической церквей, первый епископ и просветитель Армении. По его имени армянская церковь названа Григорианской

Биография

(около 252-326)

С 301 - стал проповедовать Евангелие.

В 302 - рукоположен в епископы от епископа Леонтия Каппадокийского в Кесарии, после чего строит храм в городе Вагаршапате - столице царя Трдата III . Храм был назван Эчмиадзин , что в переводе означает «сошел Единородный» (т.е. Иисус Христос), который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма.

В 325 - приглашен на Первый Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего сына Аристакеса , который, привез в Армению Никейские постановления.

В 325 - передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где скоро умер (в 326 приблизительно в 86-летнем возрасте).

Разное

  • Распространял христианство также в Грузии и в Кавказской Албании.
  • Похоронен в Эчмиадзине.
  • В течение последних 500 лет мощи св. Григория хранились в Армянской церкви в Неаполе .
  • 11 ноября 2000 мощи были переданы Католикосу всех армян Гарегину II и в настоящее время хранятся в построенном в 2001 Ереванском кафедральном соборе Св. Григория Просветителя
  • На месте узилища св. Григория находится монастырь Хор Вирап , в Араратской долине, у самой государственной границы с Турцией. Название монастыря в переводе с армянского означает «глубокая яма» (арм. Խոր Վիրապ)

История жизнеописания

  • Житие Григория было переведено на греческий язык в конце VI века
  • в X веке Симеон Метафраст включил его в свои «Жития святых». С греческого текста был сделан перевод на латинский, грузинский и арабский языки. Существует также эфиопская редакция, тесно связанная с арабским переводом
  • текст жития содержится в русской Минеи (память 30 сент.)
  • канонизирован Римско-Католической Церковью в 1837 при участии папы Григория XVI (память 1 окт.)

Изображения

Библиография

  • Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.247, ISBN 978-9939-0-1120-2
  • Агатангелос История Армении («История св. Григория и обращения Армении в христианство»), пер. с древнеарм. К.С. Тер-Давтяна и С.С. Аревшатяна. Ер., 2004
  • Архиепископ Магакия Орманян. Армянская Церковь (прим. О.Г. Маиляна) Ер., 2005
  • Вартанян В.Г., Казаров С.С. История Армянской Апостольской церкви на Дону (ХУШ-ХХ в.в.). Ростов/Д. 2004
  • Житие и страдание святого священномученика Григория, епископа Великой Армении, и с ним тридцати семи дев // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского, с дополнениями из Пролога. Книга I. М., 1902
  • Григор Просветитель и его сыновья / Ов. Юсуфян. – Тифлис: тип. Л.Г. Крамаренко, 1886
  • Меружанян А. Святые Армянской Церкви. Спб. 2001
  • Энциклопедия Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб. 1890-1907. В 86 томах
  • Ноев Ковчег. Информационно-аналитическая газета армянской диаспоры стран СНГ. № 02 (84) Февраль 2005 года
  • Петросян Е. Армянская Апостольская Святая Церковь. 3-е издание исправленное и дополненное. Краснодар. 1998

как официальной ре-ли-гии армянского государства, а так-же на-ча-ло ор-га-ни-за-ци-он-но-го оформ-ле-ния Ар-мян-ской апо-столь-ской церк-ви.

Зна-чительная часть све-де-ний о жиз-ни и про-по-ве-ди Григория Просветителя име-ет по-лу-ле-ген-дар-ный ха-рак-тер. По боль-шей час-ти, эти све-де-ния пред-став-ле-ны в цик-ле «Жи-тие святого Гри-го-рия Про-све-ти-те-ля», армянский текст ко-то-ро-го со-хра-нил-ся в со-ста-ве «Ис-то-рии Ар-ме-нии» Ага-фан-ге-ла.

Тра-ди-ци-он-но счи-та-ет-ся, что Григорий Просветитель про-ис-хо-дил из знат-но-го ро-да вель-мо-жи Ана-ка, род-ст-вен-но-го или не-по-сред-ст-вен-но вос-хо-дя-ще-го к пар-фя-но-армянской цар-ской ди-на-стии Ар-ша-ки-дов. Со-глас-но армянскому ис-то-рио-гра-фу Мов-се-су Хо-ре-на-ци (V - начало VI веков), юность Григория Просветителя про-шла в Ке-са-рии Кап-па-до-кий-ской, где он по-лу-чил на-чат-ки хри-сти-ан-ской ве-ры и при-нял кре-ще-ние. Гри-го-рий всту-пил в брак (у не-го ро-ди-лись сы-но-вья Вар-дан и Ари-ста-кес), од-на-ко был вы-ну-ж-ден рас-стать-ся со сво-ей суп-ру-гой Ма-ри-ей из-за её же-ла-ния уй-ти в мо-на-стырь . По-ки-нув Ке-са-рию, он пе-ре-брал-ся в Рим и по-сту-пил на служ-бу к Трда-ту (бу-ду-ще-му ца-рю Трда-ту III Ве-ли-ко-му (287-330; другие да-ты: 274-330, 298-330)), ко-то-ро-му, бла-го-да-ря под-держ-ке римского императора Ди-ок-ле-тиа-на, уда-лось вер-нуть пре-стол в Ар-ме-нии, ут-ра-чен-ный его от-цом Хос-ро-вом в борь-бе с ос-но-ва-те-лем иранской ди-на-стии Са-са-ни-дов Ар-та-ши-ром.

Вна-ча-ле Гри-го-рий сни-скал ува-же-ние ца-ря Трда-та за вер-ную служ-бу, позд-нее бо-лее чем на 10 лет он был за-то-чён в ров с ядо-ви-ты-ми на-се-ко-мы-ми за ис-по-веда-ние хри-сти-ан-ст-ва (по другим вер-си-ям, пре-тер-пел различные му-че-ния). Ос-во-бо-ж-дён по-сле чу-дес-но-го ис-це-ле-ния ца-ря Трда-та, при-няв-ше-го впо-след-ст-вии хри-сти-ан-ст-во, про-воз-гла-шён-ное официальной ре-ли-ги-ей армянского государства (тра-ди-ци-он-но - около 301). Около 301-302 годов (по другим дан-ным, около 314 года) Гри-го-рий, на-прав-лен-ный Трда-том в Кап-па-до-кию, при-ни-ма-ет епи-скоп-ское по-став-ле-ние в Ке-са-рии от Ле-он-тия Кап-па-до-кий-ско-го (что лег-ло в ос-но-ву тра-ди-ции епи-скоп-ско-го ру-ко-по-ло-же-ния ка-ж-до-го вновь из-би-рае-мо-го пред-стоя-те-ля Армянской церк-ви от ар-хи-епи-ско-па Ке-са-рий-ско-го). По воз-вра-ще-нии в Ар-ме-нию Гри-го-рий вёл про-по-ведь хри-сти-ан-ст-ва в Та-рон-ской и Ара-рат-ской об-лас-тях; у го-ры Не-бат от Гри-го-рия при-ня-ли кре-ще-ние царь Трдат, чле-ны его се-мьи и пред-ста-ви-те-ли зна-ти. В Та-ро-не Григорий Просветитель ос-но-вал церковь Святого Ио-ан-на Кре-сти-те-ля (позд-нее - центр Глак-ско-го монастыря). По пре-да-нию, ка-фед-рой епи-скоп-ско-го слу-же-ния Григорий Просветитель из-брал Аш-ти-шат, один из сво-их ро-до-вых цен-тров в Та-рон-ской об-лас-ти (ны-не посёлок Де-рик на тер-ри-то-рии Тур-ции).

С про-по-ве-дью Григория Просветителя свя-за-но ос-но-ва-ние в армянских зем-лях пер-вых школ для под-готов-ки ду-хо-вен-ст-ва, спо-соб-но-го со-вер-шать бо-го-слу-же-ние на греческом и сирийском язы-ках. Про-све-ти-тель-ская дея-тель-ность Григория Просветителя спо-соб-ст-во-ва-ла соз-да-нию в Ар-ме-нии пер-вых хра-мо-вых цен-тров, ста-но-вив-ших-ся так-же цен-тра-ми но-вой хри-сти-ан-ской куль-ту-ры (например, Эч-ми-ад-зин), а так-же куль-тур-ной и ре-лигиозной са-мо-иден-ти-фи-ка-ции Ар-ме-нии вви-ду по-сто-ян-ной уг-ро-зы са-са-нид-ско-го зо-роа-ст-рий-ско-го Ира-на.

Григорий Просветитель около 325 года пе-ре-дал Аш-ти-шат-скую ка-фед-ру сы-ну Ари-ста-ке-су (бу-ду-щий ка-то-ли-кос Ари-ста-кес I (325-333)). По пре-да-нию, Григорий Просветитель умер в пу́стыни Ма-нэ вско-ре по-сле от-кры-тия Ни-кей-ско-го со-бо-ра (325). Ему при-пи-сы-ва-ют ав-тор-ст-во «Мно-гове-ща-тель-ных ре-чей», «Уче-ния Гри-го-ра» (вхо-дит в «Ис-то-рию Ар-ме-нии» Ага-фан-ге-ла), ка-но-нических пра-вил (вклю-че-ны в армянскую «Кни-гу ка-но-нов» и другие). По мне-нию боль-шин-ст-ва учё-ных, эти со-чи-не-ния бы-ли на-пи-са-ны на греческом язы-ке. На-ча-ло об-ще-го по-чи-та-ния Григория Просветителя в хри-сти-ан-ских об-лас-тях За-кав-ка-зья от-но-сит-ся к концу V-VI веков. О рав-ном по-чи-та-нии Григория Просветителя в Ар-ме-нии и Гру-зии сви-де-тель-ст-ву-ет пе-ре-пис-ка грузинских ка-то-ли-ко-сов начала VII века с армянскими ду-хов-ны-ми и свет-ски-ми вла-де-те-ля-ми. Ис-клю-чительная важ-ность для Армянской церк-ви при-об-ре-та-ет дея-тель-ность Григория Просветителя по-сле её окон-чательного рас-ко-ла с Грузинской цер-ко-вью на Ма-наз-керт-ском со-бо-ре (726), при этом под-чёр-ки-ва-ет-ся главная роль Григория Просветителя как ос-но-ва-те-ля ин-сти-ту-та Армянской церк-ви. В Ви-зан-тии об ис-то-рии хри-стиа-ни-за-ции Ар-ме-нии ста-ло из-вест-но не позд-нее V века, в VIII веке празд-но-ва-ние в честь Григория Просветителя бы-ло вклю-че-но в ви-зантийский цер-ков-ный ка-лен-дарь. Рас-про-стра-не-ние по-чи-та-ния Григория Просветителя в славянских зем-лях от-но-сит-ся к пе-рио-ду не позд-нее XII века, по-сле по-яв-ле-ния пер-вых пе-ре-во-дов «Жи-тия» Григория Просветителя на славянские язы-ки.

Мо-щи Григория Просветителя пе-ре-да-ны в но-ябре 2000 года па-пой Рим-ским Ио-ан-ном Пав-лом II (1978-2005) ка-то-ли-ко-су Га-ре-ги-ну II (из-бран на ка-фед-ру в октябре 1999 года) и хра-нят-ся ны-не в ере-ван-ском со-бо-ре Святого Гри-го-рия Про-све-ти-те-ля (от-крыт в 2001). Дес-ни-ца Григория Просветителя пре-бы-ва-ет в Эч-ми-ад-зи-не как сим-вол пре-ем-ст-ва ду-хов-ной вла-сти пер-во-ие-рар-ха Армянской апо-столь-ской церк-ви. День па-мя-ти в вос-точ-ной и за-пад-ной церк-вах - 30 сентября (13 октября).

Иллюстрации:

Гри-го-рий Про-све-ти-тель. Еван-ге-лие-ап-ра-кос (XII век). Со-бра-ние Ан-то-ние-во-Сий-ско-го мо-на-сты-ря. Архив БРЭ.

Поделиться: