Как негативные эмоции влияют на состояние здоровья человека

На протяжении многовековой истории исследования эмоциональных состояний пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.

Разработкой подходов к изучению эмоциональных состояний занимались такие психологи как В. Вундт, В. К. Вилюнас, У. Джемс, У. Макдауголл, Ф. Крюгер.

В.Вундт

В.К.Вилюнас

У. Макдауголл

Учения об чувствах или эмоциях -это самая неразработанная глава в психологии. Это та сторона поведения человека,которую труднее описать и классифицировать, а также объяснить какими- то законами.

В современной психологической науке выделяют следующие виды и формы переживания чувств:

  • Моральные.
  • Интеллектуальные.
  • Эстетические.
  • Предметные.

Моральные чувства - это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и к своему собственному. Моральные чувства-это отчужденность и привязанность, любовь и ненависть, благодарность и неблагодарность, уважение и презрения, симпатия и антипатия, чувство уважения и презрения, чувство товарищества и дружбы, патриотизма и коллективизма, чувство долга и совести. Эти чувства порождаются системой человеческих отношений и эстетическими нормами, регулирующими эти отношения.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это радость искания при решении какой-либо проблемы или тяжёлое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить её. К интеллектуальным чувствам относятся также следующие: любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового.

Эстетические чувства - это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости.

Предметные чувства - чувства иронии, юмора, чувство возвышенного, трагического.

Попытки дать более универсальные классификации эмоции предпринимали многие ученые, но каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Так, Т.Браун положил в основу классификации признак времени, разделив эмоции на непосредственные, то есть проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. Рид строил классификацию на основе отношения к источнику действия. И.Додонов в 1978 году отмечает, что создать универсальную классификацию вообще, невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной для решения другого круга задач

Эмоции - (франц. emotion, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - класс психических состояний и процессов, выражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа.

Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Наибольшее значение имеет разделение эмоций на высшие и низшие.

Высшие (сложные) эмоции возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Они появились в результате общественных отношений, трудовой деятельности. Низшие эмоции связаны с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма).

Разумеется, поскольку человек – это неразрывное целое, то и состояние эмоционального тела непосредственно влияют на все остальные тела, включая физическое.

Кроме того, эмоциональные состояния (если точнее – состояния эмоционального тела) могу быть вызваны не только эмоциями. Эмоции довольно скоротечны. Есть импульс – есть реакция. Нет импульса – и реакция исчезает.

Эмоциональные состояния намного более постоянны. Причина текущего состояния может давно исчезнуть, а эмоциональное состояние остается и иногда задерживается надолго. Разумеется, эмоции и эмоциональные состояния неразрывно связаны: эмоции меняют эмоциональные состояния. Но и эмоциональные состояния влияют на эмоциональные реакции, а кроме того влияют на мышление (т.е. ум). Кроме того, свою лепту вносят чувства: они тоже меняют эмоциональное состояние. А поскольку люди нередко путают где чувства, а где эмоции, то простой в общем-то процесс превращается в нечто сложно понимаемое. Вернее так: понять это не сложно – сложно это без подготовки применять на практике, и поэтому (в т.ч. поэтому) у людей с управлением своими эмоциями и эмоциональными состояниями порой возникают сложности.

Можно волевым усилием подавить эмоциональное состояние – это то самое подавление, которое вредно, по мнению психологов, тем более вредно как для человека и как для родителя. Можно себя переключить: искусственно вызвать в себе (или привлечь извне) какой-то другой импульс – отреагировать на него каким-то заранее известным способом – новая эмоция добавит свою струю и приведет к другому эмоциональному состоянию. Можно вообще ничего не предпринимать, но сосредоточиться на проживании текущего эмоционального состояния (этот подход упоминается в буддизме и Тантре). В этом нет ничего нового, и подавлять эмоциональные состояния мы учимся с детства, считая этот процесс контролем эмоций… но это неверно. Все-таки это контроль эмоциональных состояний, и с его помощью управлять собственно эмоциями невозможно.

И вот тут-то и проявляется путаница: человек думает, что пытается контролировать эмоции – но как раз с эмоциями он не работает. В действительности человек пытается работать со следствиями эмоций; но поскольку он не затрагивает причины своего эмоционального состояния, его попытки заведомо будут неэффективными (разумеется, если он не работает с собой и в части выбора эмоций) - в части эмоциональных состояний сложность в том, что наше текущее состояние – это результат сразу нескольких разных причин, разнородных причин. Поэтому сложно выбрать толковый метод саморегуляции (особенно если учитывать только эмоции и не учитывать другие сферы психики). Впрочем, кажется, что при достаточно развитой воле с собственными эмоциональными состояниями работать проще. Ну и не стоит упускать из виду тот факт что причины из сферы чувств – слабо поддаются и контролю и наблюдению, по крайней мере на первых порах.

Таким образом, подходов к классификации и определения эмоций великое множество, эмоции сопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности человека:

· сигнальная функция (сигнализируют о возможном развитии событий, положительном или отрицательном исходе)

· оценочная (оценивает степень полезности или вредности для организма)

· регулирующая (на основе полученных сигналов и эмоциональных оценок он выбирает и реализует способы поведения и действий)

· мобилизирующая и дезорганизирующая

приспособительная функция эмоций - их участие в процессе обучения и накопления опыта.

Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

1) Радость (удовлетворение, веселье)

2) Грусть (апатия, печаль, депрессия)

3) Страх (тревога, испуг)

4) Гнев (агрессия, озлобление)

5) Удивление (любопытство)

6) Отвращение (презрение, брезгливость).

Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных навыков и действий, а отрицательные заставляют уклоняться от вредоносных факторов.

А какие эмоции и эмоциональные состояние испытываете вы в последнее время?

Эмоции и духовное взаимодействие между людьми
Вы замечали, что мы по-разному себя ощущаем и ведем рядом с другими людьми? «Изменилось настроение», — говорим мы. На самом же деле, меняется не только душевный настрой, но и физиология нашего организма, которая мгновенно реагирует на происходящее вокруг.
Мы воспринимаем «язык» тела и мимики, настроение других всеми чувствами. Сопереживание, подражание, копирование заложено в нас на генетическом уровне, и контролировать мы эти процессы не можем Мы, как сообщающиеся сосуды, передаем свои настроение, переживания, нервные взаимосвязи друг другу, «заражаясь» ими и «заражая» других. Согласитесь, что такие чувства, как гнев, страх, возмущение очень заразительны? Точно так же, как смех и улыбка!

Влияние эмоций на здоровье
Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это субъективные реакции человека и высших животных на любые внешние и внутренние раздражители. Эмоции — это личное отношение, реакция человека на происходящие с ним события; они сопровождают все процессы жизнедеятельности человека и вызываются, в том числе, ситуациями, которые существуют лишь в воображении.
В последнее время учёные стали внимательно изучать воздействие различного рода эмоций на здоровье людей. В небольших количествах стресс даже полезен, так как помогает организму держаться в тонусе, не раскисать и подталкивает к действию. Однако продолжительное воздействие сильных эмоций чревато возникновением проблем со здоровьем.

Человечество давно знает, что эмоции имеют прямое воздействие на здоровье. Свидетельство тому — распространенные поговорки: «Все болезни от нервов», «Здоровье не купишь: его разум дарит», «Радость молодит, горе старит», «Ржа ест железо, а печаль - сердце», т.д… Еще в древности медики определили связь души (эмоциональной составляющей) с физической составляющей - телом человека. Древние знали, что все, что влияет на мозг, в равной степени воздействует так же на тело.

Но во времена Декарта, в XVII веке, этот постулат был забыт, и человека «разделили» на две составляющие: разум и тело, разделив и болезни как либо чисто телесные, либо душевные, которые и лечить показывалось абсолютно различными способами.

Только недавно мы снова стали смотреть на человеческую природу, как когда-то Гиппократ, в её целостности, — понимая, что в изучении болезней нельзя разделять душу и тело. Современные медики признают, что природа почти всех болезней — психосоматическая, то естьчто здоровье тела и духа взаимосвязаны и взаимозависимы. Изучая влияние эмоций на здоровье человека, ученые разных стран пришли к любопытнейшим выводам. Так, лауреат Нобелевской премии нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон установил следующую закономерность в появлении различных болезней: сначала возникает эмоциональное переживание, и вслед за ним происходят вегетативные и соматические изменения в организме.

Немецкие ученые пошли дальше, установив связь каждого органа с определенным участком мозга через нервные пути. Сегодня ученые развивают теорию диагностирования заболеваний по настроению человека и высказывают возможность предупреждения болезни до начала ее развития. Этому способствует профилактическая терапия улучшения настроения и накапливание положительных эмоций.
Здесь очень важно понять, что повторяющиеся огорчения провоцируют соматические заболевания, а длительные негативные переживания влекут за собой стресс. Именно эти переживания ослабляют иммунитет и делают нас беззащитными. Ставшее хроническим чувство беспричинной тревоги, депрессивные состояния и подавленное настроение являются почвой развития множества болезней. К нежелательным, негативным эмоциям относятся: злость, зависть, страх, уныние, паника, гнев, раздражительность. Православие относит гнев, зависть, уныние к смертным грехам не случайно, поскольку каждая из этих эмоций ведёт к очень серьезным болезням с печальным исходом.

Значение эмоций в восточной медицине
Восточная медицина тоже подчёркивает, что настроение и определенные эмоции могут служить причиной заболеваний определенных органов. Так, например, проблемы с почками могут быть вызваны чувством страха, слабой волей и неуверенностью в себе. Поскольку почки отвечают за рост и развитие , их правильная работа особенно важна в детском возрасте. Именно поэтому дети должны расти в атмосфере любви, защищённости. Китайская медицина призывает воспитывать в детях мужество и уверенность в своих силах. Такой ребенок по физическому развитию всегда будет соответствовать своему возрасту.

Главным органом дыхания являются легкие. Нарушения в работе легких могут быть вызваны грустью и печалью. Нарушение функций дыхания, в свою очередь, может вызывать множество сопутствующих заболеваний. Лечение атопического дерматита у взрослых, с точки зрения восточной медицины, должно начинаться с обследования всех органов, в том числе и легких.

Отсутствие жизненной силы и энтузиазма может негативно сказаться на работе сердца. Его здоровой работе мешают: плохой сон, депрессии и отчаяние. Сердце регулирует функцию кровеносных сосудов, поэтому его состояние можно легко определить по цвету лица и языка. Аритмия и учащенное сердцебиение являются главными симптомами нарушения работы сердца. А это, в свою очередь, может привести к психическим расстройствам и расстройствам долговременной памяти.

Раздражение, гнев и обида влияют на работу печени. Именно в этой связи обиженные на кого-либо люди говорят: «он у меня в печёнках сидит!». Последствия дисбаланса печени могут быть очень тяжелыми. Это — рак молочной железы у женщин, головные боли и головокружения.

В связи с вышеизложенным медицина призывает испытывать только положительные эмоции: только так можно сохранить хорошее здоровье на долгие годы! Конечно, избавиться сразу от негативных эмоций, как по мановению волшебной палочки, навряд ли получится. Но в этом поможет нам ряд полезных советов:

  • Прежде всего, необходимо понять, что эмоции нам нужны, так как внутренняя среда организма должна обмениваться энергией с внешней средой. И такой энергетический обмен не принесет вреда, если в нем будут задействованы естественные, заложенные природой эмоциональные программы: печаль или радость, удивление или отвращение, чувство стыда или гнева, интерес, смех, плач, злость и т.д. Главное, чтобы эмоции были реакцией на происходящее, а не результатом «накручивания» себя, чтобы они проявлялись естественно, без чьего бы то ни было принуждения, и не утрировались.
  • Естественные эмоциональные реакции не следует сдерживать, важно только научиться корректно их проявлять. Более того: следует научиться уважать проявление эмоций другими людьми и адекватно их воспринимать. И уж ни в коем случае не следует подавлять эмоции, какую бы окраску они ни носили.

О вреде подавления эмоций:
Подавленные эмоции не растворяются в теле бесследно, но образуют в нем токсины, которые накапливаются в тканях, отравляя организм. Какие это эмоции, и каково их влияние на тело человека? Рассмотрим подробнее.

Подавленный гнев - полностью меняет флору в желчном пузыре, желчном протоке, тонком кишечнике, ухудшает питта-дошу, вызывает воспаление поверхности слизистой оболочки желудка и тонкой кишки.

Подавляемые страх и беспокойство - меняют флору в толстой кишке. В результате живот вспучивает от газа, который скапливается в складках толстой кишки, причиняя боль. Часто эту боль ошибочно относят к проблемам сердца или печени.

Подавленные эмоции являются причиной дисбаланса тридоши, что в свою очередь влияет на стихию огня — агни, который ответствен за иммунитет в организме. Реакцией на такое нарушение может быть возникновение аллергии на такие вполне безобидные явления, как: пыльца, пыль и цветочный запах.

Подавленный страх будет причиной нарушений энергетических воздушных потоков — вата-доши.

Подавление эмоций огня — гнева и ненависти может вызвать повышенную чувствительность к пище, которая ухудшает питту у людей с питта-конституцией от рождения. Такой человек будет чувствителен к горячей и пряной пище.

Люди с капха-конституцией (склонные к полноте), подавляющиеэмоции капха-доши (привязанность, алчность), будут иметь аллергическую реакцию на капха-пищу, т.е. окажутся чувствительны к пище, ухудшающей капха (молочные продукты). Следствием этого могут быть запоры и хрипы в легких.

Иногда дисбаланс, порождающий болезненный процесс, может вначале возникнуть в теле, а затем проявиться в уме и сознании - и, как следствие, привести к определенному эмоциональному фону. Таким образом круг замыкается. Дисбаланс, проявившийся вначале на физическом уровне, позже действует на ум через беспорядки в три доша. Как мы показали выше, беспорядок вата провоцирует страх, депрессию и нервозность. Излишек питта в теле станет причиной гнева, ненависти и ревности. Ухудшение капха создаст гипертрофированное чувство собственничества, гордости и привязанности. Таким образом, существует прямая зависимость между диетой, привычками, окружением и эмоциональными нарушениями. Об этих нарушениях можно судить и по косвенным признакам, которые проявляются в теле в виде мышечных блоков, зажимов.

Как обнаружить проблему
Физическим выражением эмоционального напряжения и накопившихся в теле эмоциональных токсинов являются мышечные зажимы, причинами которых могут стать как сильные переживания, так и излишняя строгость воспитания, недоброжелательность сотрудников, неуверенность в себе, наличие комплексов и т.д. Если человек не научился избавляться от негативных эмоций и постоянно мучается какими-либо тяжелыми переживаниями, то они рано или поздно проявляются в мышечных зажимах в лицевой зоне (лоб, глаза, рот, затылок), шее, грудной области (плечи и руки), в поясничной, а также в области таза и нижних конечностей.

Если эти все состояния - временные, и Вам удается избавляться от негативных эмоций, провоцирующих их, то нет причин для беспокойства. Однако хроническая мышечная зажатость в свою очередь может привести к развитию различных соматических заболеваний.

Рассмотрим некоторые эмоциональные состояния, которые, находясь в хронической форме, могут вызвать те или иные заболевания.

Подавленность - вялое настроение, не зависящее от обстоятельств, в течение длительного времени. Эта эмоция может вызывать достаточно серьезные проблемы с горлом, а именно частые ангины и даже потерю голоса.

Самоедство - чувство вины за все, что вы делаете. Результатом может стать хроническая головная боль.

Раздражение - чувство, когда вас раздражает буквально все. В этом случае не удивляйтесь частым приступам тошноты, от которых лекарства не спасают.

Обида - ощущение себя униженным и оскорбленным. Будьте готовы к расстройству желудочно-кишечного тракта, хроническим гастритам, язвам, запорам и диареям.

Гнев - вызывает прилив энергии, которая стремительно нарастает и внезапно выплескивается. Гневливый человек легко расстраивается от неудач и не способен сдерживать свои чувства. Его поведение неправильно и импульсивно. В результате страдает печень.

Радость - рассеивает энергию, она распыляется и теряется. Когда в жизни человека главное — получение удовольствия, он не способен удерживать энергию, всегда ищет удовлетворения и всё более сильной стимуляции. А в результате такой человек склонен к неконтролируемой тревоге, бессоннице и отчаянию. В этом случае часто поражается сердце.

Печаль - прекращает действие энергии. Человек, ушедший в переживание печали, отрывается от мира, его чувства сохнут, а мотивация вянет. Защищая себя от радостей привязанности и боли потерь, он устраивает свою жизнь так, чтобы избегать риска и капризов страсти, становится недосягаем для подлинной близости. У таких людей бывает астма, запоры и фригидность.

Страх - обнаруживает себя, когда выживание оказывается под вопросом. От страха энергия падает, человек каменеет и теряет контроль над собой. В жизни человека, объятого страхом, преобладает ожидание опасности, он становится подозрительным, замыкается от мира и предпочитает одиночество. Он критически настроен, циничен, уверен во враждебности мира.
Изоляция может отрезать его от жизни, сделав холодным, твёрдым и бездуховным. В теле это проявляется артритом, глухотой и старческим слабоумием.

Таким образом, наряду с коррекцией питания и образа жизни, подобранных аюрведическим врачом в соответствии с вашим конституциональным типом, очень важно научиться управлять своими эмоциями, взять их под контроль.

Как работать с эмоциями?
На этот вопрос Аюрведа дает совет: эмоции нужно наблюдать отстраненно, с полным осознанием наблюдая за тем, как они разворачиваются, постигая их природу, а затем дать им возможность рассеяться. Когда эмоции подавляются, это может быть причиной нарушений в уме и, в конечном итоге, в функциях организма.

Вот несколько советов, неуклонно следуя которым, вы сможете улучшить свою эмоциональную ситуацию.

Проверенный, но требующий от вас постоянных усилий способ заключается в доброжелательном отношении к окружающим. Старайтесь мыслить позитивно, доброжелательно относиться к окружающим, чтобы положительный эмоциональный настрой способствовал укреплению здоровья.

Практиковать так называемую духовную гимнастику. В обычной жизни мы выполняем ее каждый день, прокручивая в голове привычные мысли, сопереживая всему окружающему — звукам из телевизора, магнитофона, радио, красивым видам природы и т.д. Однако нужно делать это целенаправленно, понимая, какие впечатления вредят вашему эмоциональному здоровью, а какие способствуют поддержанию нужного эмоционального фона. Правильная духовная гимнастика вызывает соответствующие физиологические изменения в теле. Вспоминая то или иное событие своей жизни, мы вызываем и закрепляем в организме соответствующие тому событию физиологию и нервные взаимосвязи. Если вспоминаемое событие было радостным и сопровождалось приятными ощущениями, это приносит пользу. А если мы обращаемся к неприятным воспоминаниям и вновь переживаем отрицательные эмоции, то в организме происходит закрепление стрессовой реакции на физическом и духовном планах. Поэтому очень важно научиться различать и практиковать положительные реакции.

Эффективным способом «выведения» стресса из организма является правильная (не чрезмерная) физическая активность, требующая достаточно высоких энергетических затрат, например, плавание, занятия в тренажерном зале, бег и т.п. Очень хорошо помогают прийти в норму йога, медитация и дыхательная гимнастика.

Средством избавления от душевного беспокойства как следствия стресса является доверительная беседа с близким человеком (хорошим другом, родственником).

Создавайте правильные мыслеформы. Прежде всего, подойдите к зеркалу и посмотрите на себя. Обратите внимание на уголки своих губ. Куда они направлены: вниз или вверх? Если рисунок губ имеет наклон вниз, значит, вас что-то постоянно тревожит, печалит. У вас очень развито чувство нагнетания ситуации. Едва только неприятное событие произошло, как вы уже нарисовали себе страшную картину. Это неправильно и даже опасно для здоровья. Вы просто обязаны взять себя в руки прямо здесь и сейчас, глядя в зеркало. Скажите себе, что с этим покончено! Отныне - только позитивные эмоции. Любая ситуация - это испытание Судьбы на выносливость, на здоровье, на продление жизни. Безвыходных ситуаций не бывает - об этом нужно помнить всегда. Недаром в народе говорится, что время наш лучший лекарь, что утро вечера мудренее. Не принимайте скоропалительных решений, отпустите ситуацию на некоторое время, и решение придет, а с ним и хорошее настроение, и положительные эмоции.

Каждый день просыпайтесь с улыбкой, чаще слушайте хорошую приятную музыку, общайтесь только с жизнерадостными людьми, которые добавляют хорошее настроение, а не отнимают вашу энергию.

Таким образом, каждый человек сам несет ответственность и за болезни, от которых он страдает, и за выздоровление от них. Помните, что наше здоровье, как и эмоции и мысли — в наших руках!

Доброго времени суток, дорогие подписчики «здорового» блога сайт ! ?

Многие из наших единомышленников уже успели добиться определенных результатов, избавившись от лишних килограммов или набрав мышечной массы.

Некоторым посетителям сайта помогли диетические методики, а другие сочли полезной информацию об особенностях тренировочного процесса. В результате мы все меняемся, ежедневно покоряя новые высоты на пути к заветной цели.

Однако многие подписчики задаются актуальными вопросами, возникающими в процессе смены привычного образа жизни: Как совершенствовать свое тело без вреда для здоровья? Какие сопутствующие факторы оказывают влияние на организм? Из-за чего может ухудшиться самочувствие?

Откуда возникают заболевания, если мы придерживаемся правильного питания и регулярно тренируемся?

Определяемся с терминологией

Эмоции – это индивидуальное видение человеком ситуации, субъективное отношение к происходящему событию. Получается, что спектр таких состояний напрямую зависит от особенностей нервной системы и мировоззрения. Каким образом тогда оказывается воздействие на организм? Как влияют эмоции на здоровье человека?

Друзья, все просто – вне зависимости от происходящей ситуации, воздействие эмоций на общее состояние организма одинаковое. Если разбираться с классификацией наших реакций, то можно выделить основные характеристики эмоциональных всплесков в сознании. Они могут:

  • Передаваться между людьми и представителями животного мира.
  • Сопровождать все процессы жизнедеятельности.
  • «Провоцироваться» ситуациями, существующими только в воображении человека.
  • Сопровождаться характерными физическими реакциями тела на испытанный спектр эмоций.
  • Разделяться по масштабам воздействия на подсознание.
  • Быть краткосрочными или продолжительными.

Эмоции классифицируют на 3 вида: негативные, положительные и нейтральные . В зависимости от происходящей ситуации возникает соответствующая реакция организма, которая отображается сразу на поведении человека.

Друзья, обратите внимание: «Не путайте эмоции с чувствами, ведь они возникают не в отношении конкретного объекта, а отображают ситуацию в целом. Если вам страшно, то это эмоция. Если вы боитесь злой собаки, то это ваше субъективное чувство к животному. Другими словами эмоции являются обобщенным состоянием чувств».

Прямая связь эмоционального состояния и здоровья

На организм человека оказывают влияние как положительные, так и негативные эмоции. Чтобы осознать масштабы воздействия эмоциональных реакций на здоровье, предлагаю ознакомиться с научными наблюдениями специалистов из области психологии:

  • Страх, неуверенность в собственных силах, отсутствие воли – причины заболевания почек (неудивительно, что испуганный человек не может полноценно контролировать процесс мочеиспускания).
  • Грусть, тоска, печаль – эмоциональный спектр, который сказывается на функционировании органов дыхания (легких).
  • Отчаяние, затяжная депрессия возможная причина появления заболеваний сердца и сосудов.
  • Агрессия, гнев, злоба и раздражение – верные «спутники» проблем с печенью.
  • Самобичевание, вина – «симптоматика» головных болей и бессонницы.
  • Чрезмерная радость, продолжительный смех – мощная нагрузка на сердце, негативно влияющая на работу сосудов.
  • Обида, подавленность – причины возникновения проблем с горлом и пищеварительным трактом.

Ребята, следует отметить, что только продолжительное пребывание в определенном эмоциональном состоянии, может негативно сказаться на здоровье. Если вы периодически злитесь или расстраиваетесь – это нормально. Не нужно отправляться в медицинский центр и проверять состояние почек. ? Просто старайтесь дозировать свои эмоциональные порывы.

Научное подтверждение: «Нейрофизиолог Чарльз Шеррингтонс берегов туманного Альбиона выявил, что первоначально в сознании человека возникает реакция переживания, затем появляются соматические и вегетативные изменения в жизнедеятельности. Таким образом, эмоции напрямую воздействуют на ход мыслей людей, оказывая влияние на физическое состояние и здоровье».

Рекомендации психологов: контролируем собственные эмоции

В Национальном институте психологии США выявили основные способы контроля над эмоциональным фоном. Следуя незамысловатым рекомендациям специалистов, можно самостоятельно предотвратить появление в организме многих хронических заболеваний:

  • Позитивное мышление. Старайтесь спокойней воспринимать ситуации, происходящие с вами в течение дня. Друзья, естественно, бывают моменты, в которых эмоции «берут верх» над рассудком, но стараться держать свое сознание под контролем необходимо.
  • Рациональная физическая активность. Как избавиться от стресса? Все просто, ребята – нужно периодически заниматься спортом, выплескивая весь негатив на беговую дорожку. Актуальный метод, которым пользуются многие известные люди.
  • Доверие. Зачастую, чтобы изменить свое эмоциональное состояние, достаточно просто пообщаться с близким вам человеком, рассказав «о наболевшем». Не зря ведь у алтаря влюбленные люди произносят многозначительную фразу: «И в горести, и в радости».
  • Правильный настрой. Не бывает безвыходных ситуаций, существуют моменты, когда мы не хотим искать решение проблемы. Избавиться от депрессивного настроя трудно, но просто необходимо, чтобы эмоциональное состояние не отразилось со временем на здоровье.
  • Создание гармоничной атмосферы. Друзья, окружите себя приятными вам людьми и положительными эмоциями. В доброжелательной обстановке зачастую просто некогда расстраиваться.

Актуальный совет: «Периодически занимайтесь эмоциональной гимнастикой, прокручивая в памяти моменты, положительно влияющие на ваше сознание. Таким образом, можно стабилизировать свое состояние, вспомнив в нужное время событие, вызывающее у вас улыбку».

Большинство рекомендаций подходит для людей, испытывающих угнетение и занимающихся самобичеванием. Именно такие эмоции наиболее опасны для организма. Думаю, что с состоянием чрезмерной радости каждый из нас способен справиться самостоятельно. Правда? ?

Эксперимент подтверждает благотворное влияние положительных эмоций на организм

Ученые из института Северной Каролины с кафедры психологии провели исследование, в котором задействовали 65 человек. В течение 1,5 месяцев добровольцы пребывали в благоприятной для себя атмосфере, испытывая положительные эмоции минимум 1 час в день.

Результаты научного эксперимента в очередной раз доказывают важность позитивного восприятия мира. Через 6 недель у людей произошли следующие изменения в жизнедеятельности организма – повысился иммунитет, нормализовалось давление в кровеносных сосудах, пропали головные боли и появился крепкий сон, стабилизировались процессы функционирования нервной системы, улучшилось общее психическое состояние.

Причиной всему стали гормоны радости (эндорфины), которые вырабатываются в организме человека, получающего от жизни удовольствие. Однако во всем должна быть мера, поэтому стремиться к долголетию, увлекаясь юмористическими передачами сутками напролет тоже не нужно – такая методика скорее приведет к инсульту, не став эликсиром вечной молодости».

Ребята, самое главное, что я сегодня хотел до вас донести – эмоции влияют на здоровье, но их можно контролировать. Помните, что мысли – материальны, а значит, мы сами являемся творцами своих судеб.

Невозможно представить жизнь без расстройств и огорчений, но разбавлять их положительными впечатлениями просто необходимо, ведь всего должно быть в меру.

Если регулярно заниматься в тренажерном зале, правильно питаться и следить за ходом своих мыслей, то состояние гармонии между душой и телом вам обеспечено. ?

Друзья, если у вас есть ценная информация, которая сможет дополнить мою статью, то обязательно поделитесь ей – мы всегда прислушиваемся к мнению единомышленников. Общими усилиями мы создаем веб-ресурс для людей, которые ценят свое время, заботятся о здоровье и хотят жить долго, счастливо.

Совсем скоро мы вновь увидимся с вами на виртуальном пространстве Start-health! До новых встреч, дорогие друзья! ?

Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста, пути коррекции

дипломная работа

1.2 Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей

Первые годы жизни - интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребёнок наиболее непосредственен в выражении чувств; его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. Повышена у него и потребность в эмоциональном признании окружающими. Большинство детей в первые годы жизни сильно привязаны к матери, которая является для них своего рода эмоциональным эталоном в отношениях с людьми. На основе привязанности формируется чувству любви к родителям, которое достигает своего максимального развития, как и всё эмоциональное развитие, в четыре года. Любовь мальчиков к матерям в эти годы носит глубокий, проникновенный характер. Это родник чувств, способный сделать детство счастливым.

Всё сказанное о мальчиках можно отнести и к девочкам в отношении их любви к отцу. В этом возрасте дети особенно любят ласку, поцелуи, они прижимаются к взрослым, обнимают их, что указывает на развитие наряду с эмоциями так называемой схемы тела, или чувственного, телесного образа "я" .

Эмоции ребёнка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Уже у двух - трёхмесячного младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или другому близкому человеку. Эта эмоция, являющаяся, по-видимому, зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств, названа в психологии "комплексом оживления".

Эмоции по типу "комплекса оживления" формируются в первые месяцы жизни младенца на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми, которые помогают ему удовлетворять все жизненные потребности (в том числе и потребность в новых впечатлениях), ласкают его, обеспечивают ему комфорт и безопасность. Если такой опыт у младенца отсутствует или недостаточен, то появление "комплекса оживления" задерживается, может вовсе не возникнуть, что оказывает негативное влияние на всё последующее развитие детской личности. По мере развития у ребёнка формируются новые потребности и интересы.

Особенно важно развивать у ребёнка чувства расположения, симпатии к близким людям, сочувствие к их переживаниям и поступкам. Постепенно у ребёнка возникают простейшие моральные переживания. Таким образом, эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.

Успешно миновав кризис, ребёнок подходит к дошкольному периоду - периоду пробуждения и расцвета его познавательных, творческих, эмоциональных способностей. Ребёнок умнеет "на глазах", любопытничает, что-то умозаключает, развиваются умения сравнивать, обобщать, выделять главное, видеть причины и следствия. Ребёнок спрашивает обо всём, что ему интересно. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон.

К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций у него проявляются в его мимике, словах, движениях.

Важное значение для маленького ребёнка имеет установление тёплых, ласковых отношений с воспитателем. Взрослый, который сумел завоевать симпатии дошкольника, легко добивается от него выполнения предъявляемых требований, подчинения нравственным нормам поведения .

Для понимания детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребёнка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир. В воспитательной работе очень важно добиваться единства этих двух моментов - сочетания глубокого понимания ребёнком тех или иных фактов действительности с правильным отношением к ним.

Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

Занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения - все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности .

Самое важное, нравственное воспитание, знакомство с жизнью и трудом людей, выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада, формируют у дошкольников сферу эмоциональных проявлений.

Нравственные чувства развиваются у ребёнка в процессе деятельности, в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди. Эмоциональные реакции у малышей вызываются лишь отношением к ним близкого человека, его одобрением или порицанием выполненных действий.

На четвёртом - пятом году жизни у ребёнка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с формированием простейших нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных требований. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребёнка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей.

Зачатки чувства долга у дошкольника неотделимы от его действий и поступков, совершаемых при выполнении тех нравственных требований, которые предъявляются ребёнку в семье и в детском саду. Причём вначале они проявляются лишь в процессе действий и только позднее - до их совершения, как бы эмоционально предвосхищая последующее поведение .

Характер развития высших специфически человеческих эмоций (сопереживания и сочувствия) является одним из существенных условий того, что в одних случаях нравственные нормы и принципы усваиваются детьми и регулируют их поведение, а в других - они остаются только знанием, не побуждающим к действию. Нравственное поведение - это чуткость и гуманность, внимательное и доброе отношение к взрослым и сверстникам. Обилие игрушек, предметов развлечения и т.д. при отсутствии каждодневной заботы о другом человеке способствует тому, что обучение детей доброте, чуткости сводится иногда к минимуму.

Формирование у детей дошкольного возраста нравственных чувств и знаний зависит то видов и задач самой деятельности. Например, трудовая деятельность была организована таким образом, что требовала совместных усилий и взаимопомощи, и для этого создавались благоприятные условия, способствующие возникновению общности эмоциональных переживаний и взаимной между членами группы. Если такая работа педагогом не проводилась и деятельность детской группы по своему содержанию была лишена объединяющего начала, а цели одного члена группы объективно приходили в противоречие с целями другого, то в этих условиях начинали складываться отрицательные отношения между детьми, легко возникали ссоры. Условия возникновения нравственных эмоций и их качественные особенности (сила, длительность, устойчивость) существенно различны в каждой из ситуаций, отличающихся по задачам, структуре и содержанию деятельности .

Так, условия индивидуального выполнения заданий, когда ребёнок действовал рядом со сверстником, и каждый из них имел всё необходимое для выполнения задания, не способствовали объединению и взаимопомощи. Характерно, что при этом в целом положительный эмоциональный фон деятельности нарушался часто ссорами, обидами, недовольством, возникающими в ответ на успешное действие сверстника, на его удачный результат.

В то же время при изготовлении общего продукта первые действия приводили также к отрицательным эмоциям: неуступчивости, несогласованности, обидам. Однако по мере того как каждый из детей уяснял смысл общей деятельности и своё место в ней, эмоции детей приобретали иной характер. Интенсивнее и ярче переживались неудачные действия, а переживания побуждали детей сообща искать способы преодоления трудностей. Но каким бы сложным и противоречивым ни был этот процесс, в конечном счёте, всегда обнаруживается, что особенности эмоционального отношения ребёнка к окружающему зависят от характера его эмоционального, приобретенного в деятельности .

Не все компоненты детской деятельности играют одинаковую роль в возникновении эмоций. Если способы выполнения действий и связанные с ними операции косвенно влияют на возникновение переживаний, то мотивы и цели деятельности оказывают на ребёнка непосредственное влияние.

По мере того как под влиянием совместной трудовой деятельности, результаты которой имели значение не только для отдельного ребёнка, но и для всей группы в целом (выполнение обязанностей дежурного в столовой, в уголке природы и т.д.), у детей формировались новые мотивы поведения, у них возникали и нового рода эмоциональные переживания. Постепенно безразличное или отрицательное отношение к трудовым обязанностям сменялось большой эмоциональной чувствительностью к оценке окружающих.

В формировании стремления сделать нечто полезное, необходимое не только для себя важную роль играет развитие особых форм социальной ориентации, активного внимания к другим людям, являющегося необходимым условием возникновения сопереживания. Под влиянием совершаемой ребёнком деятельности у него формируется новое отношение не только к людям, но и к вещам.

Внутреннее эмоциональное отношение ребёнка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью и что новые эмоции возникают и развиваются в процессе в его чувственно-предметной деятельности .

Значительное, но не всегда достаточно учитываемое влияние оказывает на эмоциональное состояние ребёнка оценка воспитателем его поступков. У большинства детей положительные оценки воспитателя повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность выполняемой деятельности. В то же время отрицательные оценки, особенно если они повторяются, создают подавленное настроение, угнетают физическую и умственную активность.

Если родители нетерпимы к непосредственности ребенка, аффекту и спонтанному выражению отрицательных эмоций, наказывают его за малейшее их проявление, окружают частоколом нравоучений и угроз - картина развития ребенка будет иной. Подобное блокирование отрицательных эмоций создаёт состояние хронического психического напряжения, возникает скрытое чувство раздражения, обиды и недовольства. Обычно тихий дома и вежливый на людях, ребенок будет пытаться разрядить чувство напряжения на сверстниках, проявляя агрессивность и недружелюбие или делая всё исподтишка, оставаясь вне подозрений для взрослых .

Отрицательный эмоциональный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребёнок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное. Ребёнок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется.

Таким образом, истина лежит где-то посредине, и следует избегать как репрессий, так и вседозволенности.

На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Влияние группы на продуктивность деятельности индивида

В 1991 г. случайный свидетель снял на видеопленку, как четыре лос-анджелесских полицейских избивают безоружного Родни Кинга. Парень получил более 50 ударов резиновыми дубинками, ему выбили зубы, а череп был сломан в 9 местах...

Влияние условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка

Развивающийся плод запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать. Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли...

Влияние физических нагрузок на психологическое состояние учащихся

Влияние физических нагрузок на функциональное состояние центральной нервной системы огромно. Не потеряла своего значения формула "В здоровом теле -- здоровый дух", формула, которая служит человечеству в течение многих тысячелетий...

Изучение психологических особенностей подростков из полной и неполной материнской семьи

Положение трудящейся женщины, оставшейся с детьми одной, без мужа, в прошлом было очень тяжелым. Остро вставал вопрос о материальном обеспечении семьи. Прокормить детей...

Причины возникновения отрицательных эмоций и меры их профилактики

Процесс развития самосознания детей дошкольного возраста

Традиционно в психологии основателем разработки проблемы самооценки человека считается У. Джемс. Проблема самосознания, важным аспектом которого является образ Я, была поставлена им в 1892 г. Понятный уже античным мыслителям факт...

Способы влияния матери на взрослую дочь в полных и неполных семьях

Цивилизованное психологические влияние -- это влияние прежде всего словом, причем влияние открытое и открыто адресованное к интеллектуальным возможностям человека...

Стрессоустойчивость у руководителей

Одним из общих определений стресса может быть следующее: «Стресс - это такое психологическое состояние организма...

Характер взаимосвязи типа родительского отношения и качества успеваемости ребенка в школе

Сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями. При этом детей в семьях стало мало, они обычно желанные и долгожданные...

Характеристика эмоциональной сферы детей из неполных семей

Эмоции очень важны в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности. Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка...

Эмоции и художественное творчество

«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Мотив как определенный объект, находящийся вне ребенка и побуждающий его к деятельности, может им не осознаваться. В то же время возникновение такого мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний. Мотивы и эмоции...

Поделиться: